Шиловский сергей. «Все, кто прикоснется к Булгакову грязными руками, будут наказаны

Николай Кофырин

Апология Михаила Булгакова

После опубликования моей статьи «Тайна Мастера и Маргариты» я получил много самых разнообразных откликов. На одном сайте меня даже назвали реинкарнацией критика Латунского. А вчера мне пришло письмо от Сергея Сергеевича Шиловского – наследника Михаила Афанасьевича Булгакова. По просьбе Сергея Сергеевича публикую полный текст его письма, и свой ответ ему.

ПИСЬМО СЕРГЕЯ СЕРГЕЕВИЧА ШИЛОВСКОГО, отправленное Николаю Кофырину 23 апреля 2011 года в 15:28:03.

«Уважаемые господа,

С удивлением прочитал Вашу рецензию на сайте «Кино.Ру», посвященную выходу на экран фильма Ю.Кара по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Я не буду подробно останавливаться на качестве подаваемого Вами материала, (рецензией я бы это точно не назвал) поскольку, как я понимаю, основной Вашей задачей являлось самореклама и повторение мнения различных людей, пусть даже их высказывания не на чем не основываются.

Но бог Вам судья.

В конце концов, если у Вас нет ничего другого, чем можно было бы заинтересовать потенциального читателя, почему бы не подвергнуть критике великого писателя России.

Как приятно осознавать, что Вы почти такой же гений. с одной стороны скромно скрывающий свое имя, а с другой не навязчиво рекламирующий свою книгу.

Но поразило меня в первую очередь не это, а небольшой третий абзац Вашего опуса, где Вы буквально в нескольких строчках полностью раскрылись.

Как человек, называющий себя поклонником и «исследователем» творчества М.А. Булгакова мог пересказывать, услышанные, где то слухи, проявив при этом полное незнание общеизвестных фактов, проверить которые не составляло никакого труда..

Если Вы «конечно», не выполняете чей то заказ.

Позволю себе преподать Вам небольшой «ликбез» и информировать Вас о фактически сложившейся ситуацией c фильмом и авторскими правами.

1. «Лента Ю.Кары пролежала на полке с 1994 года» по причине того, что продюсеры фильма компания, «ТАМП», не довольная конечным результатом фильма, намеревалась пригласить другого режиссера для его перемонтажа. Г-н Кара не согласный с таким решением подал, на продюсеров в суд, оспаривая свои права на фильм. Судебные разбирательства продолжались около 5 лет (до 1999 года), в результате которых все права на фильм, были признаны за продюсерами.

2. В 1993 году, в связи с подписанием Россией Международной Конвенции по авторским правам, срок охраны произведений, опубликованных впервые после смерти автора, стал составлять 50 лет, с даты публикации. (Первая публикация романа «Мастер и Маргарита», хотя и не полностью, была осуществлена в 1966/1967 году в журнале «Москва»)

3. Поскольку фильм режиссера Ю.Кара, был закончен в 1994 году, (что подтверждается выдачей прокатного удостоверения) для выхода фильма на экран необходимо было разрешение наследников. Однако за разрешением, по причине судебного разбирательства, а в последствии, в связи с утерей фильма (на суде было официально заявлено, что единственная копия фильма сгорела), к наследникам никто не обращался.

4. По поводу «вдруг объявившихся наследников». У М.А. Булгакова действительно не было родных детей (им был усыновлен мой отец), поэтому в соответствии с Российским законодательством наследниками первой очереди, после смерти автора, являются его дети и жена. В 1940 году наследницей авторского права писателя М.А. Булгакова, была признана его жена Е.С. Булгакова. После ее смерти наследниками писателя становились, поочередно, ее сыновья и внуки. В 1978 году после смерти моего отца, я получил свидетельство о праве на наследство по закону. (за 16 лет до окончания съемок фильма Ю.Кара)

5. Мой дедушка Шиловский Е.А. никогда не стрелял в Булгакова, (есть письмо Е.С. Булгаковой, рассказывающей о встрече Булгакова и Шиловского) это бред, взятый из одного интервью Ю.Кара, как впрочем и то, что моя бабушка Е.С. Булгакова ходила (слово, то какое грязное, и это человек признающийся писателю в любви.) к Булгакову. До официального развода они встречались только в присутствии общих знакомых или на улице.

6. Никаких запретов на фильм, тем более требование каких либо отчислений, я никогда не просил, поскольку общался с продюсерами только, когда они обращались ко мне сами. Первое и последнее официальное обращение ко мне было в 2002 году (спустя 8 лет после окончания съемок). В моем ответе я информировал продюсеров, что готов подписать с ними соответствующее соглашение. Ответа я не получил. Причиной этому, я полагаю, являлся то, факт, что фильм устарел, по качеству пленки и звуку, в связи с чем, требовал вложения значительных средств, что продюсеры делать не хотели, а найти потенциального инвестора, готового вложить деньги в «не очень прибыльное мероприятие» не находилось. Также нельзя забывать, что в 2005 году, мною был подписан договор с Компанией «Централ Партнер Шип» на производство многосерийного телевизионного фильма (режиссер В.Бортко), что конечно же резко снизило интерес к фильму, сделанному много лет назад. У юристов компании вопросов, связанных с нашими правами не возникло, поэтому заключение договора, разрешающего производство и демонстрацию фильма много времени не заняло, и фильм спустя 6 месяцев уже был показан телезрителям.

7. Чудо с фильмом Ю.Кара, произошло в конце 2010 года (спустя 16 лет с окончания съемок), когда ко мне обратилась продюсерская компания “Люксор» , купившая права на прокат фильма. В течение месяца мы договорились по всем вопросам и подписали Договор, в котором, как бы Вам и Вашим спонсорам не хотелось, я являюсь наследником М.А. Булгакова.

8. И последнее, я никогда из России не уезжал. Живу постоянно в Москве. Фонд писателя М.А. Булгакова зарегистрирован также в Москве.

Порядочный человек, получив подобное письмо, сразу же извинился и опубликовал соответствующее опровержение. В Вашем же случае я на это не рассчитываю.

Но хочу Вас предупредить, что 30 «тетрадрахм» еще никого не спасали.

«У меня предчувствие». «Не было случая, чтобы оно меня обмануло».

Сергей Сергеевич Шиловский

Наследник М.А. Булгакова».

МОЙ ОТВЕТ НА ПИСЬМО С.С.Шиловского.

«Уважаемый Сергей Сергеевич!

Большое спасибо за письмо и содержательный ответ.

Хотя я большой поклонник творчества великого писателя М.А.Булгакова, однако никогда не называл себя "исследователем" его творчества. Поэтому в постскриптуме своей статьи «Тайна Мастера и Маргариты» я написал: «Буду признателен всем, кто дополнит или уточнит содержание этой моей статьи». Большое спасибо Вам, Сергей Сергеевич, за разъяснения и уточнение известных и неизвестных фактов.

Очень любопытен Ваш взгляд на неизвестные мне ранее факты по фильму Юрия Кара «Мастер и Маргарита».

Прочитав мою статью, вряд ли можно заявить, что я выполнял чей-то «заказ». Да и чей?..

Написать статью о романе «Мастер и Маргарита» я готовился десять лет. У меня не было задачи делать критический разбор романа «Мастер и Маргарита». Я хотел «понять механизмы возникновения замысла и как он воплощается в законченное произведение».

Естественно, что многие факты, приводимые известными булгаковедами, которые я процитировал в статье, поразили не меня одного. И ни один из этих фактов Вы не опровергли!

В процессе написания статьи я пользовался открытыми источниками, достоверность которых не всегда удавалось проверить. И если приводил какие-то высказывания, то указывал их автора (за исключением единственного, которого так и не смог найти).

О конфликте вокруг фильма Юрия Кара «Мастер и Маргарита» и Вашей позиции в данном вопросе я узнал из статьи в «Российской газете» от 24.11.2006 года (федеральный выпуск №4231) «Увидит ли Путин Маргариту» http://www.rg.ru/2006/11/24/margarita.html

Я неоднократно высказывал свою позицию по поводу наследования авторских прав. В частности, в статье «Одним Авторам – авторские права, Другим – Вечность» 19 января 2008 года. Я принципиальный противник института наследования, в том числе и наследования авторских прав. Я разделяю позицию Льва Толстого: каждый должен жить тем, что сам лично заработал!

Я не считаю себя гением и придерживаюсь сократовского понимания, согласно которому у каждого человека есть свой гений, которого он или слушает или не слышит. Роман «Мастер и Маргарита» создан гением писателя Михаила Булгакова!

Я всегда с уважением относился к творчеству Михаила Афанасьевича Булгакова. 6 марта 2010 года я опубликовал в своём блоге статью «Любовь это судьба», в которой с восхищением рассказывал о любви Михаила Булгакова и Елены Сергеевны. Позволю себе процитировать.

«Елена Сергеевна вспоминала: «Мы сидели рядом… у меня развязались какие-то завязочки на рукаве… я сказала, чтобы он завязал мне. И он потом уверял всегда, что тут и было колдовство, тут-то я его и привязала на всю жизнь… Это была быстрая, необыкновенно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь». Елена Сергеевна пыталась расстаться с Булгаковым, но любовь оказалась сильнее. «Я не видела Булгакова… давши слово, что не приму ни одного письма, не подойду ни разу к телефону, не выйду одна на улицу. Но, очевидно, всё-таки это была судьба. Потому что, когда я первый раз вышла на улицу, я встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было: «Я не могу без тебя жить». И я ответила: «И я тоже». Это была судьба! Михаил Булгаков писал: «Если мне суждено будет ещё жить, я буду любить тебя всю мою жизнь. Ты любила мои вещи, я писал их для тебя».

Статью «Тайна Мастера и Маргариты» (впрочем, как и все другие) мне никто не заказывал, и потому не заплатили за неё ни «30 тетрадрахм», ни 30 рублей. Я творю, как это не покажется странным, бескорыстно! И спонсоров у меня никаких нет.

Увы, в данном случае Ваше предчувствие Вас обмануло!

Приношу свои извинения, если ненамеренно оскорбил ваши чувства. Я этого не хотел. Ваша забота о наследии Михаила Афанасьевича Булгакова делает Вам честь!

Надеюсь, мой роман-исследование «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» не станет предметом вашего иска о защите чести и достоинства великого писателя Михаила Афанасьевича Булгакова.

С благодарностью и уважением, Николай Кофырин.

P.S. Поздравляю Вас с праздником Воскресения Христова!

«Что такое истина?» – «Смерти нет...»

Статья для публикации в ХРОНОСе предоставлена автором. Ранее была опубликована по адресу

Поступок престарелых родственниц стал полной неожиданностью для наследников - раньше пенсионерки никогда ни на что не претендовали. Как считает семья Булгакова, "старушек бессовестно использовали". О семейном скандале пишет в четверг "МК" .

Сергей Шиловский - внук Булгакова, но не кровный. Михаил Афанасьевич не имел детей, хотя и был трижды женат. Последняя супруга, Елена Сергеевна, до встречи с Булгаковым была замужем за белым офицером Евгением Шиловским.

От первого брака у Шиловских было двое сыновей. После развода старший, Евгений, остался с отцом, а Сергей - с матерью. Булгаков усыновил ребенка любимой женщины. "Приемный сын Михаила Афанасьевича и есть мой отец, - с улыбкой объясняет Сергей Шиловский. - Папа умер в 1977 году. Он много рассказывал мне о Михаиле Афанасьевиче. Булгаков виртуозно играл в шахматы и учил моего отца, но ученику так ни разу и не удалось обыграть мастера. А у меня никогда не получалось выиграть у папы".

Вторая ближайшая родственница великого писателя - Дарья Шиловская, внучка Евгения, старшего сына Елены Сергеевны. Разумеется, они не единственная родня писателя. Михаил Афанасьевич из многодетной семьи, у него было четыре сестры и два брата. Дочери трех сестер - Варвары (по мужу Карум), Елены (в замужестве Светлаевой) и Надежды (в браке Земской) - живы по сей день. Судебную тяжбу из-за наследства затеяли две из них: 75-летняя Варвара Светлаева и 83-летняя Ирина Карум.

Варвара Михайловна сделала карьеру ученого-химика, живет в Москве и сейчас на пенсии. А Ирина Леонидовна, врач по образованию, обосновалась в Новосибирске. Они называют себя "полнородными племянницами" Булгакова и считают, что имеют больше прав на творческое наследие дяди, чем Шиловские. О своих претензиях женщины заявили в Никулинский суд.

Между тем, еще в 1993 году авторские права на все произведения Михаила Булгакова перешли Дарье и Сергею Шиловским. Возникает и такой вопрос: зачем племянницам вообще понадобилось дядюшкино наследство, пишет "МК". Женщины они немолодые, к тому же у обеих нет ни детей, ни внуков.

"Я уверен, что бабушек просто ввели в заблуждение, - так ласково называет пожилых родственниц Сергей Шиловский. - У нас всегда были хорошие отношения, мы часто созванивались, и вдруг, как гром среди ясного неба, этот судебный процесс. Интересно, что начало заседаний совпало со съемками фильма "Мастер и Маргарита". Один фильм уже был снят, но так и не вышел на экраны. Новый фильм просто не даст шанса своему предшественнику появиться в прокате. Вот я и подумал: может, кто-то заинтересован сорвать съемки и для этого использовал наших бабушек".

Впрочем, сама Варвара Светлаева не отрицает, что в суд она пошла не по собственной инициативе. "Я не стану говорить, кто инициатор процесса, - твердо заявила Варвара Михайловна, - но это не я. Я только подала нужные документы. Просто меня возмущает, что про Михаила Афанасьевича пишут разную чушь в журналах и так называемых биографических изданиях. В одной книге я прочла, что Булгаков был сатанистом! А мою мать, оказывается, похоронили с ампутированными ногами! Это же никуда не годится. Будь я наследницей, быстро прекратила бы это безобразие".

"В 1940 году, когда умер Булгаков, имущество по закону переходило только к наследникам первой очереди, - объясняет адвокат Шиловских Ирина Тулубьева. - Наследники первой очереди - это жена и дети, второй - сестры, братья, племянники. Поэтому после смерти писателя все досталось его супруге Елене Сергеевне, а затем - ее сыновьям, внуку и правнучке. Так что племянницы Светлаева и Карум не имели ни одного шанса отсудить наследство".

Наследство Михаила Булгакова состоит из множества его сочинений: романов, пьес, писем, записок, рассказов. Его произведения издаются во всем мире и раскупаются тысячными тиражами. Сергей и Дарья Шиловские договариваются с российскими и зарубежными издательствами о публикации произведений. Благодаря их стараниям скоро выйдет в свет третье полное собрание сочинений Булгакова. Сейчас Сергей Сергеевич добивается открытия памятника и музея писателю.

На днях судебная тяжба с племянницами Булгакова завершилась. Под конец процесса, когда их поражение было уже очевидно, истицы просто отказались от своих требований. "Процесс закончен, и я снова могу вернуться к будничным заботам о памятнике и музее, - говорит Шиловский. - Вообще-то нам и раньше приходилось судиться, но только с нарушителями авторских прав. Года три назад мы с Дашей подавали в суд на режиссера Кирилла Ганина. Мало того что он поставил спектакль "Мастер и Маргарита" без спросу. Все актеры на сцене были... голыми! Было очень обидно, что мы не выиграли. Суд решил, что не доказан факт показа спектакля. Хотя мы принесли афиши, фрагмент представления на видео и даже билеты".

Какая-то странная тема института еврейских жен 20-30-ых гг. прошлого века вырисовывается:

Процеживая суть, что мы узнаем из мемуаров снохи? А то, что Е.С.Нюренберг-Неёлова-Шиловская-Булгакова развела своего сына Евгения. Молодец! - что тут скажешь. О ее способностях догадывались не только М.С.Булгаков, но и А.А.Ахматова, которая в эвакуации в Ташкенте жила по тому же адресу, что и Маргарита: ул.Жуковского, 54.
Хозяйка

Е.С. Б-ой

В этой горнице колдунья
До меня жила одна:
Тень ее еще видна
Накануне полнолунья,
Тень ее еще стоит
У высокого порога,
И уклончиво и строго
На меня она глядит.
Я сама не из таких,
Кто чужим подвластен чарам,
Я сама... но, впрочем, даром
Тайн не выдаю своих.

Да знаем мы ваши с Ф.Раневской и Н.Мандельштам тайны. Речь не об этом. О технологии колдовства. Как это? Чтобы у нас все было, а нам за это ничего бы не было.

Сначала думал: разделение сыновей после развода - это причуда. Фигушки! Как дальше дело было? Генерал Е.А.Шиловский после всех этих ловкостей рук, ежовщин, черных пистолетов под подушкой и свободы секса стал гипертоником и скончался в 1952 г., похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Старший сын его, Евгений, вкусив колдуний-полнолуний, тоже стал гипертоником и умер в 1957 г. в Ленинграде при странных обстоятельствах. Встретив маму-Маргариту на Московском вокзале, он отправился с ней в ресторан «Асторию», где и скончался от сердечного приступа, по всей видимости, произнося тост за присутствующих дам. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Мазей для бессмертия еще не придумано, главная героиня умирает в 1970 г. Младший сын Маргариты, С.Е.Шиловский, умер 19 января 1977 г. и похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Что за черт? И после смерти братья не соединились?

И тут получаю письмо от одного профессора. «Как? - пишет он. - Ты не знал, что Сергей - это сын М.Н.Тухачевского? Доброжелатели из ЦК сообщили ему об этом, и он скончался от сердечного приступа около Дома книги на Арбате.»


Если бы не награды, то можно было бы подумать, что это С.Е.Шиловский.

Он - 1926 г.р. Осталось выяснить, где и при каких обстоятельствах встречалась Е.С.Нюренберг-Неёлова-Шиловская с М.Н.Тухачевским в 1925 г. Конечно же, людей, державших свечку, найти не удастся, но уж больно похож мальчик Сережа на маршала-неудачника. Да и последующая мотивация разделения братьев Шиловских матерью появляется.

Фильм "Мастер и Маргарита", снятый в 1993 году Юрием Карой, все еще недоступен публике: его продюсеры и наследники авторских прав писателя не могут найти общий язык. Мы пригласили обе стороны для дискуссии, чтобы этот спор наконец-то выиграл зритель.

В "совете экспертов" участвуют режиссер Юрий Кара, представители компании "ТАМП" Ирина Минеева и академик Олег Мелик-Саркисов, управляющий партнер юридической компании "Тулубьева, Осипов и партнеры" Ирина Тулубьева, вице-президент авторского совета Российского авторского общества писатель Сергей Есин, заместитель начальника договорно-правового управления РАО Людмила Максимова, юристы Мария Старостина и Елена Широкова, директор издательства "Художественная литература" Сергей Колесников, журналист Татьяна Трубникова.

Ведет "совет" заместитель главного редактора "РГ" Ядвига Юферова.

Российская газета | Перед советом экспертов в "Российской газете" мы с большим удовольствием посмотрели ваш фильм. Фильм интересен. Достаточно перечислить его актеров, чтобы стало ясно: это национальная ценность. В роли Понтия Пилата - Михаил Ульянов, Воланда - Валентин Гафт, Мастера - Виктор Раков, Маргариты - Анастасия Вертинская, Иешуа - Николай Бурляев, Коровьева - Александр Филиппенко, Бездомного - Сергей Гармаш, Римского - Сергей Никоненко, Левия Матвея - Лев Дуров... Фильм спорен, но спорной обречена быть любая попытка экранизировать "заколдованный роман". Однако пора горячих эстетических споров еще не пришла, потому что затянулась пора неразрешимых споров юридических.

Мы попросим режиссера фильма Юрия Кару изложить свое видение конфликта.

Юрий Кара | Очень жаль, что у Булгакова не осталось прямых наследников - у него не было детей. Были сыновья у его третьей супруги Елены Сергеевны, один из которых после ее разрыва с генералом Шиловским остался с матерью, но Булгаков их не усыновил. Так что право потомков детей Е.А. Шиловского наследовать авторские права для меня сомнительно. Твердо зная, что в те годы по закону роман находился в общественном пользовании, я и приступил к работе над фильмом. У романа много редакций, мастер его совершенствовал, но, увы, не сделал окончательного варианта, и смысл многих эпизодов от версии к версии менялся. К примеру, в первых редакциях по поводу горящей Москвы Воланд говорит: "Мощное зрелище... До некоторой степени это напоминает мне пожар Рима". В опубликованном варианте: "Какой интересный город, не правда ли?" - "Мессир, мне больше нравится Рим", - отвечает Азазелло. И это уже совсем другой смысл. Теперь прикинем, когда все это происходило. Бездомный родился в 1917-м, ему 25 лет. Значит, перед нами 1942 год, и Москва действительно горит под немецкими бомбами. Понимаете: Булгаков ощущал будущее! Он рельефно видел места, где не бывал: вспомним описание пустыни. Даже кажется, что Булгаков каким-то образом побывал на балконе у Понтия Пилата. Многие такие догадки мы внесли в фильм. Все в романе имеет четкую причинно-следственную связь, но в процессе его переработок многие связи были разорваны, и мы пытались их восстановить. Почему я об этом рассказываю? Г-н Шиловский, заявивший права на творческое наследие Булгакова, требует, чтобы мы следовали каноническому изданию. Но у режиссера всегда было право на интерпретацию. И г-н Шиловский здесь превышает свои полномочия. Тем более что каноничность любого издания "Мастера и Маргариты" условна: никто не знает, каким был бы окончательный вариант.

РГ | Что мешает выпустить картину на экран?

Кара | Появление после окончания производства фильма наследников авторского права Булгакова с их беспрецедентными требованиями. И я хотел бы взглянуть на документы, по которым выданы свидетельства о наследовании прав. Насколько я знаю, дед г-на Шиловского, когда Елена Сергеевна уходила от него к Михаилу Афанасьевичу, даже пытался стрелять. Не знаю, выстрелил или нет, но пистолет доставал. То есть потомок человека, который пытался застрелить Булгакова, теперь обладает правами на его литературное наследство! Но это, по-моему, то же самое, как если бы наследие Пушкина отдали родственникам Дантеса.

Олег Мелик-Саркисов | Все идет от несовершенства наших законов. Мы много лет не можем убедиться, что требования г-на Шиловского легитимны. Когда издательство "Синергия" напечатало "Мастера и Маргариту", г-н Шиловский подал в суд. Но суд затребовал наследственное дело - и он иск отозвал. Это заставляет усомниться: а есть ли наследственное дело в природе? Второе: г-н Шиловский - председатель Фонда Михаила Булгакова и должен продвигать наследие писателя. Но все наоборот: тем, кто хочет напечатать Булгакова, снять фильм или поставить спектакль, чинятся препятствия. Анастасия Вертинская рассказывала, что даже президент, вручая ей орден, спросил: "А когда мы увидим вашу Маргариту?".

РГ | Когда и кем был сделан фильм?

Ирина Минеева | В начале 1991 года генпродюсер Владимир Скорый встретился с Юрием Карой и купил режиссерский сценарий. 17 февраля 1991 года заключен договор. Работа должна была вестись Ялтинской студией, компанией "ТАМП" и ООО "Союзтелерадио". Но "Союзтелерадио" отказалось от финансирования, Ялтинская студия не захотела взять часть возникшего дефицита средств на себя, и производство на юге было закрыто. Тогда было принято решение московские сцены снять в Москве, а сцены Иешуа - Пилат - в Израиле. В начале 1992-го был заключен договор со Студией имени Горького, которая, предполагалось, будет полноправным партнером "ТАМПа". Но она захотела сразу же получить свою долю еще не существовавших прибылей, и тогда финансирование и организацию проекта приняла на себя компания "ТАМП". Услуги по производству фильма предоставили Студия имени Горького, "Мосфильм", Свердловская киностудия, студия "Классика".

РГ | Когда фильм был закончен?

Минеева | Он сдан на двух пленках до августа 1993 года, то есть до нового Закона "Об авторском праве". А когда мы начинали картину, действовало законодательство 1964 года, по которому авторские права на произведения Булгакова не охранялись. Из этого закона мы и исходили, приступая к работе. К концу 1993 года оба режиссерских варианта фильма (2-часовой и 3,5-часовой) существовали на одной пленке. И дальше картина становится заложницей экономической и правовой ситуации. Начало 1990-х для нашего кино было страшным временем: студии стояли, был разрушен прокат. ТВ за право показать фильм давало не более 20 тысяч долларов. А ведь это фильм, производству которого Владимир Скорый подчинил свой бизнес!

РГ | Но известно, что были конфликты продюсера с режиссером. В чем они состояли?

Минеева | В 1993 году Юрий Кара и продюсеры возили 3,5-часовой вариант на кинорынок в Лос-Анджелес. Но условия, которые диктует мировой кинопрокат, жесткие: не более двух часов. Приехав из США, режиссер смонтировал двухчасовую версию, которая вызывала вопросы. Мы хотели перемонтировать картину, но без участия режиссера. Это было неправильно, признаю, и мы об этом сожалеем. Но со стороны режиссера тут же последовали резкие шаги, и конфликт затянулся на несколько лет.

РГ | А когда свои претензии наследника предъявил г-н Шиловский?

Минеева | Он позвонил в конце 1994 года, когда фильм уже имел прокатные удостоверения. Мы о его существовании не подозревали, потому что, повторяю, действовали в рамках Закона 1964 года. И не взяли г-на Шиловского в расчет.

Сергей Есин | Как это не взяли, если во всем мире литературные права защищены законом?

Минеева | Еще в самом начале работы я консультировалась в Российском авторском обществе, но в то время наследие Булгакова в нашей стране не охранялось и никаких сведений о Шиловских ни в РАО, ни в Роскомкино не было. Сегодня никто не ставит под сомнение, что наследие Булгакова надо охранять. Но мы не считаем Шиловского и Дарью Писарчик наследниками авторских прав Булгакова. Они - наследники имущества Елены Сергеевны Булгаковой и Евгения Александровича Шиловского. Но авторские права Булгакова они не могли наследовать.

Есин | Если вы в этом так уверены - обратитесь в суд. В области авторского права происходит множество противоправных действий и судебных процессов идет огромное количество, а будет еще больше. Газеты используют принадлежащие определенным авторам стереотипы, заимствуются названия фирм и пищевых продуктов. Но все споры по этому поводу в компетенции одного только суда. Моральную сторону вопроса я понимаю, и в этом смысле целиком на стороне защитников общенационального достояния. Конечно, наследники иногда забывают, что наследуют не мешок с мукой, а произведения искусства. И своими руками уничтожают ценности, которыми владеют. Так исчезает, например, из памяти имя крупного советского поэта, написавшего множество любимых песен, - Исаковского. Потому что наследники обставляют все такими трудностями, что с ними уже никто не хочет иметь дело. Но говорить о моральной стороне дела тут почти бессмысленно. Только суд может все решить. Есть закон, и Российское авторское общество всегда будет на стороне авторов и честных наследников.

Людмила Максимова | Представители компании "ТАМП" сказали, что для них Шиловские не наследники. А я видела документ о праве на наследство.

Елена Широкова | Так как Сергей Шиловский не был усыновлен Булгаковым, то по закону прямым наследником он не являлся. Он наследник своей матери, Елены Сергеевны Булгаковой, которая унаследовала права на произведения Булгакова как его вдова. В завещании Булгакова, естественно, никакого Шиловского нет. Авторское право составляло 15 лет, потом его продлили до 25. По Закону 1993 года его срок был увеличен до 50 лет со дня смерти автора. Но к моменту, когда г-н и г-жа Шиловские пришли оформлять свои права, авторские права, переданные Елене Сергеевне, уже истекли и не входили в наследственную массу. Как ему выдали свидетельство о наследовании этих прав - непонятно.

Есин | Это и нужно оспаривать. Мы все за то, чтобы фильм вышел на экран. И мне непонятна позиция продюсеров: почему дело до сих пор не в суде? Прошло уже столько времени, что в суде неизбежно возникнут подозрения: значит, здесь что-то не так, если тянули так долго.

Ирина Тулубьева | Я могу прокомментировать вопрос о том, как г-н Шиловский мог унаследовать авторское право, если на момент смерти Елены Сергеевны авторское право Булгакова законом не охранялось. Но оно охранялось во всем мире. Поэтому довод, что наследник не мог унаследовать авторское право, поскольку его не было, безоснователен. У наследников Булгакова периодически бывают суды - например, когда объявились в качестве претендентов другие родственники писателя. Все документы тогда тщательно проверялись, но оспорить права г-на Шиловского не удалось. Конечно, это может показаться несправедливым, что какие-то люди владеют национальным сокровищем, не будучи его создателями, но это обычное дело. И если кто-то сомневается в чьих-то правах, он должен доказать иное. А обсуждать миллион или два миллиона долларов, которые требуют наследники, - некорректно. Есть свобода заключения договора: хотите - заключайте, хотите - нет.

Трубникова | Но требования должны быть вменяемые. А г-н Шиловский в свое время прислал в "ТАМП" письмо, требуя внести в фильм поправки! У него были претензии: много обнаженной натуры. Но что делать: у Булгакова Маргарита летала обнаженной!

РГ | Вопрос к юристам: права наследников ограничены законом? Они могут потребовать десять миллионов долларов, двадцать... Есть пределы?

Мария Старостина | Действительно, в данном случае закон получил обратную силу и продюсеры попали в сложную ситуацию. Произведения считались национальным достоянием, и люди законно их использовали, после чего закон сказал: вы уже не в своем праве. А вопрос о границах притязаний наследников сложен. К примеру, у них существует право на защиту репутации автора, защиту произведения от искажений, от использования его в непристойных формах и т.д.

Старостина | Единственный путь - договариваться.

Тулубьева | Сергей Сергеевич Шиловский знает о нашей встрече в "РГ" и просил передать, что он готов к переговорам. Фильм - это огромная работа творческого коллектива, и он должен увидеть свет.

Сергей Колесников | Я попытаюсь ввести разговор в другое русло. В последнее время издания булгаковских произведений сократились. Многие издательства не могут их печатать потому, что не в состоянии платить наследникам такие деньги. А ведь это национальное достояние.

Есин | Это демагогия. В любом книжном магазине можно купить Булгакова. Он издается.

Колесников | За десять лет моей работы в издательстве "Художественная литература" мы Булгакова не издавали - не могли позволить себе заплатить наследникам гонорары, которых они требовали. Раньше мы Булгакова издавали: авторскими правами никто не пользовался. Когда журнал "Москва" впервые опубликовал "Мастера и Маргариту", редакция заплатила вдове писателя гонорар из чисто нравственных соображений. Потому что Елена Сергеевна не обладала правами наследницы.

Тулубьева | Но потом законом было определено, что она является наследницей.

Минеева | В 1996 году мы пробовали договориться с г-ном Шиловским, не вникая в его родословную. Пытались убедить его признать, что фильм сделан, когда Закон об авторском праве не действовал.

Есин | Если фильм создан до 3 августа 1993 года - вперед, выпускайте его на экраны. Но если вдруг окажется, что он завершен уже после 3 августа - у вас будут проблемы.

РГ | А сколько лет должно пройти, чтобы фильм мог выйти без вмешательства наследников?

Семейное дело.

Комментарий

наследника

Сергей Шиловский | М.А. Булгаков умер в 1940 году, не оставив завещания, и требования моих оппонентов показать завещание поэтому невыполнимы. По закону его наследниками могли быть его вдова, дети или родители. Детей у Булгакова не было, а родители умерли, и наследницей имущества, в том числе и авторского права, стала его жена Елена Сергеевна. У нее было два сына. Старший умер еще при ее жизни, остался младший, Сергей, мой отец. Кстати, он жил в доме Булгакова и был им усыновлен. После смерти Елены Сергеевны наследниками стали дочь ее старшего сына и мой отец. После его смерти свидетельство о праве на наследство было оформлено на меня, оно датировано 1978 годом.

До принятия в 1993 году Закона "Об авторском праве и смежных правах" действие общепринятых сроков авторского права в России было приостановлено. В 1992-1995 гг. Россия изменила законодательство, подписала Бернскую конвенцию и приняла международные обязательства, по которым авторское право распространялось на 50 лет после первой публикации, если она произошла после смерти автора. В прошлом году срок был увеличен еще на 20 лет.

Сегодня наследники прав на творчество Булгакова - Дарья Шиловская (Писарчик) - моя племянница по линии старшего сына Елены Сергеевны, и я - по линии ее младшего сына. Тем, у кого есть сомнения, могу ответить так. На территории бывшего СССР примерно 50 издательств печатают Булгакова, среди них "ЭКСМО" и "АСТ". По числу изданий произведения Булгакова сегодня на первом месте. За последние несколько лет только в России выпущены три полных собрания сочинений. Книги Булгакова опубликованы во всех странах, не говоря уж о театральных постановках, которых только в России более 60. И в каждой книге есть копирайт: М.А. Булгаков - наследники. То есть издательства и театры мира признают нас наследниками. Мы - члены Российского авторского общества и ряда европейских авторских организаций, включая Международную конфедерацию обществ авторов и композиторов, и ни одна из стран без разрешения наследников не возьмет на себя смелость издать или поставить на сцене произведение, охраняемое Законом "Об авторском праве". Самый свежий пример - телесериал "Мастер и Маргарита", снятый на основании заключенного договора.

Поэтому странно звучит заявление директора издательства "Художественная литература", что изданию Булгакова кто-то препятствует. В любом книжном магазине вы найдете не менее двадцати таких изданий. При заключении договоров в соглашениях фиксируется процент отчислений от оптовой цены тиража, который у всех издательств примерно одинаков. Что касается "Художественной литературы", то это издательство действительно за последние десять лет не выпускало произведений Булгакова, но это результат его творческой политики, а не козней со стороны наследников. У меня с ним за эти годы не было ни одного контакта, так что эти обвинения голословные.

РГ | Что мешает выпуску фильма Юрия Кары на экран?

Шиловский | Это вопрос, который я задаю себе уже несколько лет и не нахожу ответа. Лично я ни к г-ну Каре, ни к продюсеру г-ну Скорому не обращался. Зато г-н Кара, наверное, забыл, что когда у него в 1994-1995 годах начались судебные разбирательства с продюсерами, то он позвонил и спросил, не могут ли наследники Булгакова выступить в суде на его стороне. Мы ему отказали - считали, что участники конфликта между собой должны разбираться сами. Фирма "ТАМП", которая является продюсером и единственным владельцем фильма, обратилась ко мне в 1997 году. Мне показали фильм, что меня удивило, потому что из сообщений в прессе о ходе судебного разбирательства режиссера с продюсером я знал, что картина пропала. Мне объяснили, что фильм требует перемонтажа и что идут поиски инвестора. Как раз в тот период у меня был подписан эксклюзивный договор с американской студией о съемках фильма по "Мастеру и Маргарите". Я пообещал людям из "ТАМПа", что как только они смогут доработать свой фильм, я приложу все усилия, чтобы договориться с американцами и не препятствовать выпуску его на экраны в России.

РГ | А кто в Америке собирался ставить фильм?

Шиловский | Чуть ли не все голливудские звезды выразили желание участвовать в этом проекте, начиная от Спилберга и кончая Дастином Хофманом и Аль Пачино. Но проект заглох: студия не смогла собрать достаточно денег, чтобы оплатить этих звезд. А в 1999 году заключенный с нею договор истек и начались переговоры с "Мост-видео" - Владимир Бортко тогда собирался делать свой сериал с НТВ. Ни г-н Кара, ни г-н Скорый не появлялись и обратились ко мне только 14 августа 2002 года, прислав проект договора, по которому мы, наследники Булгакова, должны были дать компании "ТАМП" разрешение на выпуск фильма. Слово "наследники" там было написано черным по белому, т.е. тогда они нас наследниками признавали. На следующий день я отправил им письмо, где поставил условия, которые выставляю всегда: представить на рассмотрение правообладателя окончательные варианты сценария и фильма, которые не должны содержать эротики и сцен, не предусмотренных произведением. Это нормальное требование: задача наследников авторского права как раз и заключается в охране текста от искажений и дописок. Но ответа на это письмо я не получил. Зато в прессе начались интервью г-на Кары с весьма нелицеприятными высказываниями в мой адрес.

Тем временем мы заключили договор с каналом "Россия" и компанией Central Partnership о производстве телефильма "Мастер и Маргарита", что само по себе подтверждает: с нами вполне можно договориться. Г-н Кара и "ТАМП" поняли, что с выходом телефильма коммерческая ценность их картины упадет. Хочу подчеркнуть, что многие актерские работы в фильме Кары значительно сильнее, чем в фильме Бортко. Но стало ясно, что судьба картины провисает, потому что продюсеры телефильма, естественно, выдвинули условия насчет своих эксклюзивных сроков. Тогда мои оппоненты и поставили под сомнение наши права наследников и стали требовать демонстрации несуществующего завещания.

В 2004 году прошел судебный процесс о признании наших прав недействительными. Кто был его инициатором, нетрудно догадаться. Истцами выступили две племянницы Булгакова. При этом они не скрывали, что не собирались подавать в суд - их убедили это сделать. В суде были подняты все необходимые документы, и истцы были вынуждены отозвать иск - с такой очевидностью наши права были подтверждены.

РГ | Что теперь мешает выходу фильма на экраны?

Шиловский | Нет соглашения между наследниками и продюсерами фильма: на мое письмо 2002 года ответа я не получил, и проект договора остался проектом. Но давайте подумаем и о том, а может ли фильм в таком виде выйти на экран? Его звук, качество пленки не соответствуют современным кондициям, фильм требует перемонтажа. Чтобы выпустить его, нужно вложить большие деньги. Когда фильм без нашего разрешения был показан на Московском кинофестивале, мы не стали поднимать скандала - думали, может, это даст возможность привлечь инвестора. Увы, этого не произошло.

РГ | А разве нельзя показать фильм в его оригинальном виде? Как исторический артефакт.

Шиловский | Допустим. Я даже знаю людей, не только готовых выпустить фильм на экран, но и заплатить за это. Но такие деньги "ТАМП" не устраивают. Так что проблема не в наследниках. Если "ТАМП" считает, что мы неправомочны, то почему фильм не вышел на экраны? Пусть выпускают. Но они понимают, что тогда придется объясняться не только с наследниками, но и с теми, кому были переданы права на экранизацию: с каналом "Россия" и Central Partnership. А объясняться с профессионалами такого уровня, по-видимому, не хочется. Хотя и эти вопросы я готов взять на себя.

РГ | Так что же, тупик?

Шиловский | Хотя мои оппоненты не вызывают у меня симпатий неуважительным отношением ко мне и моим родственникам, я понимаю, что по актерским работам фильм очень неплох, если не сказать, что хорош. Поэтому я готов подписать соглашение на приемлемых условиях. Но разговаривать могу с людьми, которые реально будут заниматься выпуском фильма на экран. Потому что команда господ Скорого и Кары за столько лет не сделала в этом направлении ничего, хотя с каждым годом фильм теряет финансовую и эстетическую привлекательность. Пользуясь случаем, хочу проинформировать оппонентов, что у меня имеются предложения о производстве нового полнометражного фильма "Мастер и Маргарита" в России, и в случае невыхода фильма Юрия Кары на экраны в 2007 году я, к сожалению, уже не смогу им помочь, поскольку буду связан соответствующими эксклюзивными обязательствами.

РГ | Создатели фильма утверждают, что закончили его в 1993 году, до вступления в действие Закона "Об авторском праве", а закон обратной силы не имеет.

Шиловский | Есть прокатное удостоверение: оно датировано 1994 годом.

Заключение

Время идет, фильм стареет, ушли из жизни некоторые его участники. Может погибнуть и картина, так и не увидев экрана: есть опасность, что завтра это законсервированное культурное достояние будет интересовать только историков кино. Но в фильме есть уникальные актерские работы, его с интересом посмотрели бы десятки миллионов людей, у него еще может быть счастливая прокатная судьба. Поэтому со страниц "РГ" мы обращаемся и к Владимиру Скорому, и к Сергею Шиловскому с предложением сесть за стол переговоров, чтобы сделать прекрасный подарок и себе, и соотечественникам.

Елена Булгакова фотография

Маргарита была женою очень крупного специалиста, к тому же сделавшего важнейшее открытие государственного значения. Муж ее был молод, красив, добр, честен и обожал свою жену..."

- О том, что Елена Сергеевна Булгакова была прообразом Маргариты, знают решительно все. Некоторые слышали и о том, что до этого она была замужем за видным военным ученым, генералом Шиловским. А вот о том, что первым браком она была замужем за сыном последнего великого русского трагика и вождя анархистов Мамонта Дальского, известно немногим...

Я о первой, ранней любви Елены Сергеевны тоже почти ничего не знаю: она прошла и не оставила следа. Мой дед был штабс-капитаном царской армии, потом он перешел к красным и стал командармом, а первый муж бабушки являлся его подчиненным. Уводить жену у младшего по званию дурной тон, но дед очень сильно влюбился - и Елена Сергеевна оставила мужа. Они переехали в Москву, у нее родился сын, потом второй, бабушка ушла в заботы о детях. Дед считался видным военспецом, занимал высокий пост и был очень обеспеченным человеком. А Елена Сергеевна стала одной из самых ярких светских дам советской Москвы. Для этого у нее были все основания.

Бабушка родом из Риги, ее девичья фамилия Нюренберг. Ее родители немецких кровей: мать до революция была домохозяйкой, отец - служащим. Они дали дочери прекрасное образование: Елена Сергеевна в совершенстве владела тремя языками и была великолепно воспитана. К тому же она была человеком совершенно необыкновенного обаяния. Ее жизни могли бы позавидовать многие - дом, где жила вся верхушка РККА, от Уборевича до Тухачевского, приемы, успешная карьера деда...

- Он ведь был заместителем начальника Академии Генштаба?

Он был и ее начальником, а перед войной некоторое время возглавлял Генеральный штаб.

Лучшие дня

Но важнее, мне кажется, другое - дед был доброжелательным и очень порядочным человеком. У него со всеми были очень хорошие отношения, он старался никому не причинять вреда. В конце войны он носил погоны генерал-лейтенанта, а ему присвоили генерал-полковника и назначили на должность, где он был должен подписывать смертные приговоры. Дед отказался, был разжалован в генерал-майоры, отстранен от военной оперативной работы и отправлен преподавать в Академию Генерального штаба. Там он опять получил генерал-лейтенанта и проработал в Академии всю оставшуюся жизнь.

Вы только представьте: двадцатые годы, молодой красный генерал планирует войну против мирового капитала, а в Рязанской губернии стоит его бывшая усадьба, и в доме висит княжеский герб! После войны Евгений Александрович приехал в имение вместе с моим отцом (просто так, посмотреть, что там происходит), и колхозники начали ломать шапки:

Молодой барин приехал!

Их брак был удачен, но произошло невероятное: Елена Сергеевна бросает семью и идет на все условия дедушки. Они делят детей - старший остается с ним, младший, мой отец, у Елены Сергеевны. А детей она любила фанатически - я сужу об этом по тому, что часть этой любви перешла на меня.

С восьмилетним ребенком она уходит к бедняку, не имеющему даже своей квартиры.

"Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!

Так поражает молния, так поражает финский нож!"

М. Булгаков, "Мастер и Маргарита"

- Рассказывали ли в семье, как познакомились Елена Сергеевна и Михаил Афанасьевич?

Есть несколько версий. По одной они познакомились на Масленице, у совершенно чужих людей. По другой - у близких знакомых на блинах. Есть и третья версия, связанная с определенной датой, - и та не попадает ни на блины, ни на Масленицу.

У них были общие знакомые. Во МХАТе шли "Дни Турбиных", а сестра Елены Сергеевны была секретарем Немировича-Данченко, и бабушка знала, что Булгаков начинающий, но популярный писатель.

Они познакомились, буквально через день поехали кататься на лыжах - и завязался роман. Муж об этом узнал и потребовал, чтобы их встречи прекратились. Они расстались, встретились только через полтора года - и поняли, что жить друг без друга не могут.

- Сейчас мы знаем, что Михаил Афанасьевич гений, но в двадцатые годы об этом можно было только догадываться. А у мужа было решительно все - и прекрасная внешность, и ум, и положение. Чем Булгаков побил эту карту? Как он ухаживал? Каким он был?

Дело, по-моему, в том, что Елена Сергеевна почувствовала его гениальность. А как он за ней ухаживал... Он ее веселил. Это продолжалось всю жизнь - Михаил Афанасьевич писал ей уморительные записочки, рисовал карикатуры, вырезал из газет фотографии, переклеивал их и комбинировал со смешными комментариями. Он замечательно рассказывал анекдоты и умел быть душой компании - к ним постоянно приходили гости. Сначала был стол-фуршет, затем Булгакова просили почитать. И все сидели полночи, слушая то, что он сегодня написал.

- Все это было потом - а на блинах (или на Масленице) советская гранд-дама встретилась с нищим писателем - и у обоих переломилась жизнь...

Дело в том, что любовь рациональному объяснению не подлежит.

Елена Сергеевна ушла от мужа - и ей стало очень непросто жить. Бабушке пришлось заниматься бытом, и она свыклась с этим так, что служение Михаилу Афанасьевичу стало смыслом ее жизни.

- Ходили истории об объяснении вашего дедушки и Булгакова, о вынутом револьвере, о том, что выстрелить Евгению Александровичу Шиловскому помешало только то, что Елена Сергеевна была рядом, за деревьями...

Елена Сергеевна рассказывала, что муж сказал ей: "Я убью его". За это и уцепились. И стали додумывать то, чего на самом деле не было. По одной версии при этих словах якобы он достал револьвер. По другой Елена Сергеевна бросилась на револьвер с криком: "Не надо!" Однако я точно знаю, что они продолжали общаться и после развода, ее старший сын все время был в доме Булгакова, с мамой. Когда в тридцатые-сороковые годы отец познакомился с моей будущей матерью, ее представляли Шиловскому. Он и на свадьбе был.

- Согласно легенде, умирающий Булгаков говорил жене: "Скажи Евгению, чтобы он дал мне револьвер".

Так оно и было. Но с дедом он не общался: Булгаков ничего против него не имел, зато тот не простил обиды. Речь шла не столько о револьвере Шиловского, сколько о револьвере вообще - он просил Елену Сергеевну прекратить его муки.

"...Мастер и незнакомка полюбили друг друга так крепко, что стали совершенно неразлучны".

М. Булгаков, "Мастер и Маргарита"

- Со стороны кажется, что Булгаков и Елена Сергеевна прожили вместе всю жизнь. А ведь это не так - их брак был короток...

Они жили вместе около восьми лет. Познакомились в тысяча девятьсот двадцать восьмом - двадцать девятом, поженились в тридцать втором, а в сороковом году он умер. Это был самый насыщенный период в жизни бабушки: Булгаков писал, а всем остальным - переговорами с театрами, редактурой, печатанием - занималась она. Благодаря этому Михаил Афанасьевич освободился от рутинной работы, которой терпеть не мог.

Булгаков был не только гениальным писателем, но и хорошим врачом. Он прекрасно понимал, что с ним сделает гипертония. Михаил Афанасьевич практически предугадал дату своей смерти и подробно описал бабушке то, что с ним будет дальше:

Готовься, ты со мной будешь мучиться. Сначала у меня пропадет зрение, затем начнутся провалы в сознании...

Потом были страшные тридцать девятый и сороковой годы. Он умирал, впадал в беспамятство, снова приходил в себя и в минуту просветления сказал, что все, что он написал, было сделано ради Елены Сергеевны:

Я жалею только о том, что мои книги никто не прочтет.

И она ответила:

Я обещаю тебе, что твои произведения будут напечатаны.

Это казалось совершенно несбыточным ей самой. Булгаков находился под запретом, даже самые близкие люди говорили, что его никогда не будут печатать.

- Но обещание тем не менее сбылось.

Сбылось благодаря Елене Сергеевне.

Она посвятила свою жизнь тому, чтобы произведения Булгакова увидели свет, а как ей это удалось, не знает никто. Я помню длительные переговоры, встречи, обещания. Немного надежды - и провал. А затем все начинается снова.

В ее доме бывал весь МХАТ, от Качалова до Софьи Станиславовны Пилявской - с ней она дружила до последних лет жизни. Здесь бывали Паустовский, Симонов, Ахматова, Раневская, Рихтеры, Солженицын, Лакшин. Все они потихонечку ей помогали -- и в шестидесятые годы вышел первый булгаковский сборник. Более счастливого человека, чем Елена Сергеевна, невозможно было найти. У нас дома оказалась чуть ли не половина тиража - она надписывала книги и рассылала их друзьям.

А в шестьдесят шестом году случилось невероятное - удалось напечатать "Мастера и Маргариту" в журнале "Москва".

Я тогда жил у Елены Сергеевны - она была больна и не вставала с постели. Под вечер нам привезли мокрые гранки, их нужно было срочно отредактировать и подписать. Елена Сергеевна лежала с очень высокой температурой, временами впадая в беспамятство, но мои родители куда-то уехали, и вся работа по сверке текста легла на наши плечи. Она заняла сутки: я читал гранки вслух, в силу своего малого возраста путаясь в библейских именах, а Елена Сергеевна редактировала "Мастера и Маргариту". Для этого ей не были нужны рукописи Михаила Афанасьевича - она знала роман наизусть.

"Москва" почти не поступала в киоски, а то, что в них попало, читающая публика моментально смела. Люди искали номера с "Мастером" по всему городу, по рукам ходили фотокопии, вскоре появился и журнал с вклеенными в него цензорскими купюрами. А полный текст книги вышел только в семидесятые.

В шестьдесят девятом Елене Сергеевне впервые разрешили выехать за границу. К этому моменту Булгакова уже издали и в Германии, и во Франции - причем без ее разрешения. Как это произошло, осталось неясным.

Дело в том, что приходить к ней и читать произведения Булгакова разрешалось всем, но никто не мог вынести из дома хотя бы страницу текста. Изучающий творчество Михаила Афанасьевича студент мог сидеть у нее двое суток (его к тому же поили и кормили). А выпускать из дома рукописи она отказывалась - до тех пор, пока те не будут напечатаны.

- На что же Елена Сергеевна жила?

Жить ей было не на что. Она работала машинисткой, выйдя на пенсию, занималась переводами. В серии "Классики мировой литературы" был напечатан роман Жорж Санд - его переводила она. По действовавшему тогда наследственному праву авторский гонорар можно было получать в течение двадцати пяти лет после смерти писателя. Булгаков умер в сороковом, издавать его стали в середине шестидесятых.

В ее доме не было особого достатка, но не проходило дня, чтобы у нее не гостил кто-то, изучающий творчество Булгакова. И у гостей складывалось впечатление, что они попали в очень зажиточный дом - более хлебосольного (и хорошо готовившего) человека было не сыскать.

- У Елены Сергеевны были какие-нибудь пристрастия?

Она очень любила театр. На мхатовские "Мертвые души", инсценировку для которых написал Булгаков, мы ходили чуть ли не каждую неделю.

- Михаил Афанасьевич и сам был талантливым актером.

Да, это так. Когда заболел артист, игравший судью в "Пиквикском клубе", он его заменил. Сидевший в зале Станиславский не узнал Булгакова. "Кто это? Какой хороший актер!" - воскликнул он.

Но и Елена Сергеевна была очень талантливой актрисой. Все ее истории были разыграны по ролям, она абсолютно точно и остро воспроизводила чужие интонации.

"...Я позволю себе смелость посоветовать вам, Маргарита Николаевна, никогда и ничего не бояться".

М. Булгаков, "Мастер и Маргарита"

- Многие считали, что в Елене Сергеевне было то же мистическое начало, что и в булгаковской Маргарите...

Лакшин вспоминал, как он позвонил ей по телефону ранним утром, боясь разбудить, и сказал, что бабушке надо срочно прийти в издательство - есть возможность напечатать какую-то из вещей Михаила Афанасьевича. Он положил трубку, и через пятнадцать минут Елена Сергеевна появилась у него в кабинете - накрашенная и свежая.

Как же вы так быстро до меня добрались?

На метле.

Бабушка шутила - но в то, что у нее есть прямой контакт с покойным Михаилом Афанасьевичем, она верила свято. По вечерам Елена Сергеевна рассказывала ему о том, что сделала за день, какие были новости, чего она ждет от будущего. Спрашивала у него советов - и считала, что получает ответы. Самое удивительное то, что они часто сбывались.

Елена Сергеевна считала, что зло наказуемо - и с людьми, обращавшимися к наследию Михаила Афанасьевича с нечистыми намерениями, действительно происходили странные вещи. У них пропадали рукописи, они проезжали те остановки, где у них были назначены важные встречи. Это продолжается и по сей день.

- А как Елена Сергеевна относилась к экранизациям Булгакова?

Очень скептически. Ей не нравилось, что кто-то будет вторгаться в его произведения, изменять текст. "Мастера и Маргариту" хотели снимать и Алов с Наумовым, и Таланкин, и Климов. Она брала в руки сценарий, и я видел, как у нее вытягивается лицо.

Ты еще не прочла, а тебе уже не нравится!

Если бы Миша хотел написать пьесу или сценарий, он бы их и написал.

А что с ней произошло сначала, когда она прочитала сценарий фильма "Бег" режиссеров Алова и Наумова и увидела мудрого и благородного Фрунзе! (Создатели ленты оказались в безвыходном положении - без Фрунзе не было бы фильма.)

Эфросовский "Мольер", где играл Любимов, считается шедевром - а Елене Сергеевне телеспектакль совсем не понравился...

Вы обратили внимание, что я постоянно называю ее Еленой Сергеевной? Дело в том, что в доме к ней обращались именно так, и я никогда не называл свою бабушку бабушкой. Она была похожа не на бабушку, а на друга - и поможет, и расскажет, и денег подбросит, а если надо - одернет...

У Елены Сергеевны было домашнее имя Тюпа, а что это такое, я до сих пор не знаю.

- А с предыдущей женой Михаила Афанасьевича у Елены Сергеевны были какие-то отношения?

Отношения были, хоть и не очень теплые. Когда Елена Сергеевна устраивала булгаковские вечера, она ее приглашала, и та приходила. Не скажу, что они при этом целовались: главной музой Михаила Афанасьевича каждая из них считала себя. Однако похоронена вместе с ним была Елена Сергеевна.

Вам известна эпопея с булгаковским могильным камнем? Михаил Афанасьевич считал Гоголя своим учителем и кумиром: его надгробный камень находился на Новодевичьем, где был похоронен и Булгаков. А потом советское правительство решило этот камень убрать - Гоголю поставили целый памятник. Елена Сергеевна увидела камень и сказала: "Берите все что хотите, только отдайте его нам". Гоголевское надгробие, кусок невероятно твердого, чуть ли не метеоритного материала, до сих пор стоит на могиле Булгакова.

Мы с Еленой Сергеевной ездили на кладбище по субботам и воскресеньям, сажали на могиле Михаила Афанасьевича бегонии - причем только ярко-красного цвета. Она умерла в семидесятом году и лежит рядом с ним, а над ней цветут ее любимые красные цветы...

Так шутил Булгаков

Елена Сергеевна научилась этому у Булгакова. Муж веселил ее, сочиняя смешные записочки (она обнаруживала их и в любимых книгах, и в рукоделии) - позже записки с забавными текстами и вырезками из газет стали находить ее близкие.

Невестка Елены Сергеевны - Елизавета Григорьевна, Лиля, преподавательница английского, отправилась в Палангу с сыном - и свекровь отправила ей эту тетрадочку с самодельным комиксом. Елена Сергеевна пишет о ролях своего сына - на самом деле он был театральным администратором и директором, работал во МХАТе, на Таганке, в Театре Гоголя и Театре кукол. Это милый домашний розыгрыш: его интерес в том, что так шутил и Булгаков.

Неточность
Антон 25.02.2008 11:55:47

Елена Сергеевнеа наполовину еврейка. Отец Сергей Маркрвич Нюрнберг -- крещёный еврей. Зачем придумывать про немецкую кровь. Как будто Сергей Сергеевич не знает. Неприлично.