Специальные мероприятия по охране фауны и флоры. Онлайн заявка на тур

  • 1.4.3.Классификация экосистем.
  • 1.4.4.Эволюция и устойчивость экосистем.
  • 2.Биосфера и человек
  • 2.1.Структура и эволюция биосферы
  • 2.1.1.Состав и границы биосферы.
  • 2.1.2.Циркуляция элементов в биосфере.
  • 2.1.3.Эволюция биосферы.
  • 2.2.Человек в биосфере
  • 2.3.Экология человека
  • 2.3.1.Среды жизни человека и формы его адаптации к ним.
  • 2.3.2.Адаптивные типы и расы.
  • 2.4.Основные направления антропогенных воздействий на биосферу
  • 2.4.1.Современные воздействия человека на биосферу.
  • 2.4.2.Общая характеристика негативных воздействий эконо­мической деятельности человека на пс.
  • 3.Актуальные экологические проблемы человечества в биосфере
  • 3.1.Проблема роста народонаселения
  • 3.2.Проблема урбанизации
  • 3.3.Глобальные последствия загрязнения атмосферы
  • 3.4.Опасность ядерных катастроф и радиоактивных загрязнений
  • 3.5. Проблема истощения природных ресурсов
  • 3.6. Региональные экологические проблемы Тверской области
  • 3.7. Прогнозирование и оценка экологического риска.
  • 4.Охрана биосферы
  • 4.1.Экологические принципы охраны природы и рационального природопользования
  • 4.2.Концепция экологической безопасности и устойчивого развития рф
  • 4.3. Экологический мониторинг в биосфере, рф и ее регионах
  • 4.4. Международное сотрудничество по охране ос
  • 4.5.Основные формы и методы защиты природной среды и решения экологических проблем
  • 5.Защита компонентов биосферы
  • 5.1.Защита атмосферы от материальных загрязнений
  • 5.1.3. Нормирование загрязнений атмосферы.
  • 5.1.4.Контроль за состоянием чистоты атмосферы.
  • 5.1.5.Защита_атмосферного воздуха.
  • 5.1.6.Рассеивание выбросов в атмосфере.
  • 5.1.7.Методы очистки выбросов.
  • 5.2.Защита водной среды от материальных загрязнений
  • 5.2.1. Экологическая характеристика водной среды.
  • 5.2.2.Водопользование и его виды.
  • 5.2.4.Нормирование качества воды.
  • 5.2.5.Контроль качества воды и регламентация спуска св в водоемы и канализацию города.
  • 5.2.6.Основные направление защиты водной среды.
  • 5.2.7.Методы очистки св.
  • 5.2.8.Оборотное водоснабжение предприятий
  • 5.3.Охрана почв и земель
  • 5.3.1.Экологическое значение почв.
  • 5.3.2.Антропогенные воздействия на почвы.
  • 5.3.3.Борьба с порчей почв, земли и рекультивация зе­мель.
  • 5.4. Охрана флоры и фауны
  • 5.4.1. Охрана растительного мира.
  • 5.4.2. Охрана животного мира (фауны).
  • 5.5. Охрана недр
  • 5.6. Защита опс от радиоактивных загрязнений
  • 5.6.1. Важнейшие параметры ии и единицы их измерения.
  • 5.6.3. Гигиеническое нормирование техногенного облучениялюдей.
  • 5.6.4. Радиационный контроль (рк) в рф.
  • 5.6.5. Защита от ии.
  • 5.6.6. Принципы обеспечения рб населения.
  • 5.7. Защита опс от энергетических загрязнений
  • 5.7.1. Защита населения от акустических загрязнений.
  • 5.7.2. Защита населения от вибраций.
  • 5.7.3. Защита населения от неионизирующих электромагнит­ных загрязнений.
  • 5.7.3.1. Защита населения от воздействий змп промышленной частоты.
  • 5.7.3.2. Защита населения от воздействий змп радиотехни­ческих объектов (рто).
  • 5.7.4. Защита опс от тепловых загрязнений стз).
  • 6. Основы экономики природопользования
  • 6.1. Взаимоотношения человеческого общества и природы, варианты его решения
  • 6.2. Экологическая экспертиза хозяйственной и иной деятельности
  • 6.3. Оценка ущерба от загрязнений опс
  • 6.4. Экономический механизм природопользования в рф
  • 6.5 Экономическое стимулирование природоохранной деятельности и экологические фонды в рф
  • 7. Основы экологического права и управление охраной природы в рф
  • 7.2. Ответственность за экологические правонарушения
  • 7.3. Управление охраной природы в рф
  • Заключение
  • Библиогpафическии список
  • Приложение 1. Принятие сокращения в учебном пособии
  • Примерные вопросы к зачету по дисциплине «Экология»
  • 1. Важнейшие научные концепции и положения экологии 9
  • 2. Биосфера и человек 28
  • 3. Актуальные экологические проблемы человечества в биосфере 50
  • 4. Охрана биосферы 69
  • 5. Защита компонентов биосферы 83
  • 6. Основы экономики природопользования 157
  • 7. Основы экологического права и управление охраной природы в рф 171
  • 5.4. Охрана флоры и фауны

    5.4.1. Охрана растительного мира.

    Флора является одной из двух главных форм жизни на Земле. В любой экосистеме и в биос­фере в целом растения выполняют роль продуцентов и создают ос­новную часть биомассы, ежегодно поглощая около 160 млрд. т CO 2 и выделяя в атмосферу около 100 млрд. т O 2 . Именно растениями образован уникальный состав атмосферы нашей планеты (см. табл. 2.1).

    Растительный ресурсный потенциал РФ достаточно велик и разнообразен (полярные пустыни, тундры, леса, степи). 94% ЗФ РФ покрыто растительностью. Продукция растениеводства является основным питанием большинства населения Земли и представляет собой значительную часть сырья для промышленности. Однако дея­тельность человека уже привела к безвозвратной гибели 30 тыс. видов растений и поставила под угрозу еще 25 тыс. видов. Поэ­тому необходима защита всех типов растительности (в том числе лесов и лугов), отдельных видов растений и растительных сооб­ществ.

    Лес - это совокупность лесной растительности, земли, жи­вотного мира и других компонентов ОПС, биологически взаимосвя­занных и влияющих друг на друга в своем развитии. Леса занима­ют почти 28% суши, дают 60% биологически активного О 2 , играют громадную роль в жизни биосферы, климате планеты и хозяйствен­ной деятельности человека. Различают два вида лесопользования - основное (рубка леса) и побочное (сбор ягод, грибов, трав и т.д.). В РФ допускается лесопользование только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета, выдаваемых лесхозами.

    Лесной Фонд (ЛФ) РФ составляет 1,18 млрд. га, в том числе 65% земель, покрытых лесом. Общий запас древесины в лесах РФ около 81 млрд.м 3 . Лесной кодекс РФ (1997 г.) выделяет в ЛФ первую, вторую и третью группу лесов, а первую группу лесов

    К первой группе (19% от ЛФ) относят леса, выполняющие следующие функции и включающие следующие категории защитности: водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровитель­ные, особо ценные лесные массивы, памятники природы, природно-заповедные леса. В них разрешены лишь рубки ухода за лесом, санитарные рубки и лесовосстановительные работы. Ко второй группе (9% от ЛФ) относят леса в районах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей. Леса, выполняю­щие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоро­вительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатацион­ное значение. В них производят рубки главного пользования спо­собами, направленными на восстановление ценных пород деревьев, сохранение природных функций лесов этой группы и позволяющими эффективно и рационально использовать лесные массивы. К треть­ей группе (72% от ЛФ) относят леса многолесных районов, имею­щие преимущественно эксплуатационное значение. В таких лесах проводят рубки главного пользования способами, обеспечивающими своевременное и рациональное использование лесных ресурсов.

    Во всех группах лесов РФ ежегодный прирост древесины сос­тавляет 880 млн.м 3 . Вырубка леса осуществляется в строгом со­ответствии с расчетной лесосекой. Ее устанавливает Рослесхоз раздельно по хвойному, мягко- и твердолиственному хозяйствам, исходя из принципов рационального, непрерывного и неистощаемо­го пользования ЛФ. В 1995 г. было вырублено только 25% расчет­ной лесосеки. При этом выявлены недорубы в объеме 2,5 млн.м 3 , брошенной древесины в местах рубок 1,4 млн.м 3 , неочищенных ле­сосек более 110 тыс.га и уничтожение подроста ценных пород де­ревьев на площади 15 тыс.га. Кроме того, зафиксированы около 23 тыс. случаев незаконной порубки леса в объеме 450 тыс.м 3 древесины и гибель лесов на площади 172 тыс.га, из них 90% хвойных насаждений. Причинами гибели лесов являются поврежде­ния вредными насекомыми (46,0%.) и воздействия пожаров (33%) и неблагоприятных погодных условий (16%). Более 40% всех насаж­дений, пораженных болезнями, находятся в Центральном и Цент­рально-черноземном районах РФ.

    На охраняемой площади ЛФ РФ (94% общей площади ЛФ) в 1995 г. зафиксировано около 26 тыс. лесных пожаров на площади 463 тыс.га. По сравнений со среднегодовыми показателями за прошед­шие 5 лет количество пожаров возросло на 29% а площадь их сократилась более чем в 2 раза. Наиболее распространенными бы­ли низинные пожары на 325,8 тыс.га, верховые пожары отмечены

    на 25,3 тыс.га и подземные - на 3,1 тыс.га. Основной причиной лесных пожаров являются антропогенные факторы (около 88% всех загорании), а в лесах Европейской территории РФ почти 100% возгораний происходит по вине местного населения.

    Поэтому задача рационального пользования лесами и их за­щиты является важной и актуальной. Она решается принципом ог­раничения ежегодной вырубки годичным приростом и борьбой с лесными пожарами, защитой леса от вредителей и болезней. Так, Рослесхоз совместно с исполнительной властью на местах ведут через лесхозы и лесничества активную охрану леса от пожаров -самого опасного врага леса. С этой целью наряду с разъясни­тельной работой и контролем они проводят мероприятия по пре­дупреждению пожаров, их быстрому обнаружению и ограничению распространения. В лесах организуют сеть противопожарных барь­еров: широкие разрывы (просеки), минерализованные полосы, во­доемы (канавы) вдоль железных, шоссейных и лесовозных дорог и в других местах, опасных в пожарном отношении. Для быстрого обнаружения пожара в лесу сооружают вышки; используют самолеты и вертолеты, которые также быстро доставляют в полной экипи­ровке пожарных парашютистов к очагам пожаров. Они совместно с наземными пожарными подразделениями и населением тушат лесные пожары. Для этого применяют мощные пожарные автоцистерны, мотопомпы, вездеходы, бульдозеры, почвообрабатывающие орудия и ранцевые опрыскиватели.

    Для борьбы с вредителями (насекомыми и грызунами) и бо­лезнями леса применяют предупредительные и истребительные ме­ры. Первые направлены на предупреждение массового размножения вредителей (особенно после пожара) и профилактику болезней, а вторые - на их уничтожение. Чаще приходится вести борьбу в ле­су всеми доступными методами и средствами в комплексе (интег­ральный метод).

    К предупредительным мерам относятся надзор за появлением вредителей и болезней в лесу (чем быстрее обнаружат, тем ус­пешнее борьба), карантинная служба (предупреждает завоз новых вредителей или вредителей, имеющих ограниченное распростране­ние в РФ, и возбудителей болезней с семенами, саженцами и дру­гими грузами) и лесохозяйственные мероприятия (подбор здорово­го посевного и посадочного материала, выращивание стойких про­тив вредителей и болезней насаждений, удаление ослабленных и больных деревьев и бурелома и т.д.).

    Для истребления вредителей и возбудителей болезней де­ревьев применяют методы: физико-механические - световые ловуш-

    Другие мероприятия по рациональному использованию, восп­роизводству, охране и защите лесов изложены в лесном кодексе РФ и законодательных актах субъектов РФ. Вторым важным типом растительности являются луга или природные сенокосы и пастбища (последние, помимо естественных, включают и искусственные - сея­ные угодья с травянистой растительностью). Они играют сущест­венную роль в сельскохозяйственном производстве, их растительные сообщества принимают большое участие в образовании биомас­сы, связывании СО 2 и выделении 0 2 . Леса и пастбища надежно за­щищают почву от ветровой и водной эрозии, но и сами нуждаются в заботе. Необходимо обеспечить рациональное использование пастбищ, улучшить видовой состав луговых растений, создавать орошаемые пастбища и т.п. Нерациональное использование пастбищ может привести к тяжелым экологическим последствиям, как это было, например, в Сахаре и Бурятии (пастбищная эрозия почв, гибель животных и голод среди населения).

    Хотя мир растений исключительно богат и многообразен (из­вестно свыше 500 тыс, их видов), тем не менее более 10% видов или погибли, или находятся под угрозой гибели в результате де­ятельности человека. Для сохранения генофонда растений, спасе­ния и размножения редких и исключительно редких их видов соз­даны заповедники и заказники, изданы "Красные книги" в РФ и ее субъектах, в которые включено более 500 видов растений.

    «Центр по защите и воспроизводству фауны и флоры» - некоммерческая организация, призванная в соответствии с уставной деятельностью осуществлять:

    Природоохранную деятельность, направленную на сохранение всего многообразия биологических форм, видов и групп диких животных,

    Внедрение экологической культуры, путем непосредственного контакта с дикими животными,

    Защиту и охрану дикого животного мира и среды его обитания,

    Рациональное ведение охотничьего хозяйства на закрепленных (арендованных) территориях,

    Ведение учета охотничьей фауны, проведение бонитировки угодий, акклиматизации диких видов зверей и птиц,

    Культивирование благотворительности и милосердия к окружающему миру.

    Охотничье хозяйство находится в 520 км от Москвы и в 200 км от Костромы.

    Основные виды охот:


    Весенняя охота на глухаря и тетерева на токах, вальдшнеп, бекас, дупель на тяге, рябчик, перепел, охота на водоплавающую дичь - утку:

    Сроки охоты – с середины апреля по середину мая.
    Стоимость трофеев: глухарь – 8000 руб. тетерев – 3000 руб.

    Охота на бурого медведя:


    Сроки охоты – с 15 августа по 1 ноября.
    Способы охоты; на овсяных запашках, с вышек и лабазов, расстояние для стрельбы 50- 150 метров.
    Стоимость трофеев: от 40000 до 60000 руб.
    Сопутствующая охота на боровую и водоплавающую дичь входит в стоимость обслуживания.

    Охота с гончими на зайца:

    Сроки охоты – с 15 сентября по 1 декабря.
    Стоимость охоты входит в стоимость обслуживания и составляет 4000 руб. в день на одного человека.

    Охота на лося:

    Сроки охоты – с 1 ноября по 31 декабря.
    Способ охоты: загоном с собаками, тропление.
    Стоимость - от 15000 руб. до 35000 руб. в зависимости от величины трофея.

    Охота на рысь:


    Стоимость трофея- 40000руб. Егерское обслуживание в день с момента приезда до добычи трофея составляет 1000руб в день с человека(охотника). Рекомендуемое количество дней охоты от 3-5 дней

    Прейскурант на оказание дополнительных услуг.

    Сопровождение егерем - 800 руб.

    Услуги по проживанию отдыхающих:

    Количество мест - 5
    -стоимость проживания - 900 руб./с.
    -дополнительные услуги (холодильник, телефон, и пр.) - 100 руб.
    -баня - 300 руб./ с человека

    Транспортные услуги (ГАЗ-66 ,УАЗ, снегоход, Г.Т.С.): ГТС-рейс - 1500 руб.

    ГАЗ-66

    УАЗ

    снегоход

    1 час - 300 руб.

    1 час - 250 руб.

    1 час - 250 руб.

    1 сутки - 1500 руб.

    1 сутки - 1000 руб.

    1 сутки - 1000 руб.

    1 км. - 30 руб.

    1 км. - 20 руб.

    1 км. - 60 руб.

    заправка г.с.м. за счет клиента.

    Предоставление шалашей и вышек (с человека) от 100 до 300 руб./сутки
    Предоставление охотничьих собак для охоты на дичь, зайца, кабана, медведя, лося и др. диких животных:

    1 день 1 собака - 300 руб.
    2 и более - 500 руб.

    Услуги по первичной обработке трофеев (съем шкуры, разделка туши) :

    Медведь - 1500 руб.
    Лось - 300руб.
    Кабан - 300руб.
    Рысь, лисица, куница - 150 руб.
    Выдра, бобр - 250 руб.
    Енот, барсук - 150 руб.
    Глухарь, тетерев - 100 руб.
    Утки, кулики, рябчики - 50 руб.

    ОХОТНИЧИЙ ТУР ПО ЭКОЛОГИЧЕСКИМ МЕСТАМ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

    Экологический охотничий маршрут протяженностью около 40 километров, рассчитан на группу из трех - четырех человек, в которую должно входить не менее двух опытных охотников, желающих получить полную охотничью гармонию общения с природой, насладиться пешей охотой на различные виды зверей и птиц, обитающих в глухих Костромских лесах, полюбоваться красивейшими местами в сосновых борах, таежных кряжах, возвышающихся вдоль берегов рек Идол и Нея, полакомиться лесными дарами природы, и, конечно же, получить огромное удовольствие от добычи великолепных трофеев.

    Проживание : в деревенском доме (уютно, тепло, холодильник, телевизор, телефон, русская баня, проезд по асфальту, имеется стоянка для автомашин) все условия для хорошего быта и отдыха.

    Имеется другой вариант проживания; охотничий домик в 11 километрах от населенного пункта в тайге, может расположиться 3-5 человек, отопление печное, имеется все для отдыха и охоты.

    Проезд к месту Газ- 66, ГТС.

    Культурная программа.

    Кострома входит в группу городов Золотого кольца России (Ипатьевский моностырь, музей деревянного зодчества, родина Ивана Сусанина).

    По маршруту следования; Сергиев Посад, Переславль Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома

    Охрана флоры

    Мероприятия по охране растительности включают:

    • 1. Законодательные мероприятия;
    • 2. охрану растительности на особо охраняемых природных территориях;
    • 3. создание коллекций редких и исчезающих видов в Ботанических садах и других учреждениях;
    • 4. создание «генных банков»;
    • 5. регулирование торговли редкими и исчезающими видами.

    Многие растения охраняются на особо охраняемых природных территориях. Для сохранения природной флоры важно создание развернутой сети природных резерватов. Эти резерваты должны включать разнообразные ландшафты с максимально возможным числом видов живых организмов (http://ecology-education.ru/index.php?action=full&id=461).

    Воспроизводство лесных ресурсов . Основными задачами охраны леса являются их рациональное использование и восстановление. Все большее значение приобретают мероприятия по охране леса малолесистых районов в связи с их водоохранной, почвозащитной, санитарно-оздоровительной ролью. Особое внимание должно уделяться охране горных лесов, так как они выполняют важные водорегулирующие почвозащитные функции.

    Важная мера по рациональному использованию лесов - это борьба с потерями древесины. Нередко при заготовке древесины происходят значительные потери. В местах рубок остаются ветви, хвоя, которые являются ценным материалом для приготовления хвойной муки - витаминного корма для скота. Отходы от рубки леса перспективны для получения эфирных масел (http://biofile.ru/geo/23878.html).

    Охрана фауны

    Охрана животного мира предусматривает:

    • · Получение для нужд человека продуктов и сырья (мясо, пушнины и т.д.);
    • · Регулирование численности видов в зависимости от их роли в жизни и хозяйстве людей;
    • · Сохранение видового многообразия, генофонда животного мира.

    Охрана животных - это комплекс мероприятий, проводимый государствами и общественными организациями для сохранения видового состава фауны, поддержания оптимальной численности полезных животных (Бондаренко В.Д., 1985).

    Организация охраны фауны строится по двум основным направлениям - заповедываение и сохранение в процессе использования.

    Из важнейших планировочных и режимных мероприятий, направленных на сохранение естественного состояния природных комплексов как среды обитания животных, проводимых на территории национального парка, необходимо отметить следующее:

    • · Выделение заповедной и особо охраняемой зон, выполняющих роль постоянных резерватов для животных;
    • · Резкое сокращение лесохозяйственной деятельности;
    • · Регламентация рекреации и сбора грибов, ягод, орехов и других дикоросов;
    • · Охрану водоемов как мест обитания водных и околоводных животных.

    На территории, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, необходимо введение следующих требований и ограничений:

    • · Соблюдать соответствие норм выпаса скота емкости пастбищных угодий, использование заливных пойменных лугов только для сенокошения;
    • · Разрешать проезд трактора, автомашин и мотоциклов только по дорогам общего пользования и специально выделенным хозяйственным дорогам;
    • · Ведение вспашки, жатвы и сенокоса разрешать только от центра участка к его периферии;
    • · При проведении рубок ухода и санитарных рубок оставлять дуплистые деревья, подрост, подлесок, естественный опад;
    • · Допускать проведение рубок ухода на ране завершение периода массового размножения большинства видов животных (http://www.biodiv-ersity.ru/publications/books/veselin/p5.html).

    Нарушители законодательства об охране и использовании животного мира в зависимости от тяжести поступка, степени вины и причиненного вреда привлекаются к уголовной и административной ответственности (Бондаренко В.Д., 1985).

    Отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого суще­ствования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и защиты животного мира регулируется как универсальны­ми, так и двусторонними соглашениями, в большинстве из которых участвует наше государство (Конвенция об охране всемирного куль­турного и природного наследия 1972 г., Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения, 1973 г. и др.). Конвенции определяют объекты живот­ного мира, порядок их использования, устанавливают меры по охране среды их обитания, предусматривают формы государственного регу­лирования использования живых ресурсов.

    Так, целями Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г. являются сохранение биологического разнообразия, устойчивое ис­пользование его компонентов и совместное получение на справедли­вой и равной основе выгод, связанных с использованием генетичес­ких ресурсов. Государства определяют компоненты биологического разнообразия, принимают меры по их сохранению и рациональному их использованию, осуществляют оценку воздействия и сведение к минимуму неблагоприятных последствий, регулируют применение биотехнологий и пр.

    Международно-правовая охрана животного и растительного мира развивается по следующим основным направлениям.

    1. Охрана природных комплексов. Например, в соответствии с Конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, 1971 г. государства определили на своей территории соот­ветствующие водно-болотные угодья и включили их в специальный Список, переданный на хранение в Международный союз по охране природы и природных ресурсов. Конвенция предусматривает прове­дение периодических конференций стран-участниц по выполнению ее положений;

    2. Охрана редких и исчезающих видов животных и растений. Международное сотрудничество в этой сфере отношений осущест­вляется прежде всего на основании Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г. К Конвенции имеются три Приложения. При­ложение I содержит перечень видов, находящихся под угрозой исчез­новения, торговля которыми оказывает на их существование небла­гоприятное влияние. В Приложении II перечислены виды, могущие оказаться под угрозой исчезновения, если торговля ими не будет строго контролироваться. В Приложении III указаны виды, торговлю которыми необходимо контролировать. Конвенция устанавливает правила государственного регулирования торговли редкими видами фауны и флоры.

    В соответствии с Соглашением о сохранении белых медведей 1973 г. запрещена добыча белых медведей, кроме случаев использо­вания их в научных целях, местным населением с использованием традиционных методов охоты и некоторых других. Запрещен также экспорт, импорт и доставка на территорию, а также торговля на территории участников Конвенции белых медведей и полученной из них продукцией (шкур и т.п.);

    3. обеспечение рационального использования природных ресур­сов. Например, Конвенция о сохранении живых ресурсов Антаркти­ки 1980 г. гласит, что любой промысел и связанная с ним деятельность в районе к югу от 60-й параллели южной широты должны подчинять­ся следующим принципам:

    предотвращение сокращения численности вылавливаемой попу­ляции до уровней, ниже которых не обеспечивается ее устойчивое пополнение;

    восстановление истощенных популяций;

    сведение до минимума опасности изменений в морской экосисте­ме, чтобы было возможным устойчивое сохранение морских живых ресурсов Антарктики.

    На основании норм Конвенции создана Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики, в задачи которой входит сбор информации об использовании ресурсов Антарктики и координация соответствующей деятельности государств-участников.

    64. Правовой режим континентального шельфа. Арктика и проблема определения внешнего предела континентального шельфа РФ

    Континентальный шельф - это затопленная морем часть мате­риковой территории. Согласно Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. под континентальным шельфом понимается морское дно (включая его недра), простирающиеся от внешней границы территориального моря до установленных международным правом пределов, над которым прибрежное государство осуществляет су­веренные права в целях разведки и разработки его природных бо­гатств.

    Согласно Конвенции 1958 г. (ст. 1) под континентальным шель­фом понимается поверхность и недра морского дна подводных рай­онов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны террито­риального моря до глубины 200 м или за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов, а также поверхность и недра подобных районов, примыкающих к берегам островов. Таким обра­зом, внешней границей шельфа является изобата - линия, соеди­няющая глубины в 200 м. Естественные богатства шельфа включают минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр мор­ского дна шельфа, а также живые организмы «сидячих» видов - организмы, которые в период своего промыслового развития при­креплены ко дну или передвигаются только по дну (раки, крабы и т.п.).

    Если на один и тот же континентальный шельф имеют право государства, берега которых расположены друг против друга, грани­ца шельфа определяется соглашением между этими государства, а при отсутствии соглашения - по принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В некоторых случаях споры о разграничении континентального шельфа рассматривались Международным Судом ООН, который и определял границы шельфа.

    Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 76) дает несколь­ко иное определение границ континентального шельфа. Это:

    морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределами территориального моря на всем протяжении естественно­го продолжения сухопутной территории до внешней границы под­водной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не про­стирается на такое расстояние;

    если граница материка простирается далее 200 миль, то внешняя граница шельфа не должна находиться далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м).

    Права прибрежного государства на континентальном шельфе не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного про­странства над ним. Поскольку морское пространство над континен­тальным шельфом продолжает оставаться открытым морем, все госу­дарства имеют право осуществлять судоходство, полеты, рыболовст­во, прокладывать подводные кабели и трубопроводы. Вместе с тем установлен особый режим разведки и разработки природных ресур­сов. Прибрежное государство имеет право в целях разведки и разра­ботки природных ресурсов шельфа возводить соответствующие со­оружения и установки, создавать вокруг них зоны безопасности (до 500 м). Осуществление прав прибрежного государства не должно ущемлять прав судоходства и других прав иных государств.

    Прибрежное государство вправе определять трассы для проклад­ки кабелей и трубопроводов, разрешать возводить установки и про­водить бурильные работы, сооружать искусственные острова.

    В современный период мирового развития нефтегазовые и другие минеральные ресурсы континентального шельфа Арктики привлекают пристальное внимание государств. Интерес к арктическим ресурсам проявляют не только приполярные государства (США, Россия, Канада, Норвегия и Дания), но и ряд ведущих держав Европы и Азии, такие как Германия, Великобритания, Франция, Китай, Япония, Индия, а также богатые нефтью арабские страны. Всего о своем интересе к Арктике объявили почти 40 государств. Российская Федерация поставила в качестве приоритетных задач завершение международно-правового оформления границ континентального шельфа в Северном Ледовитом океане на основе имеющейся международной договорно-правовой базы и взаимодействия с приарктическими государствами; недопущение пространственных потерь и худших по сравнению с другими прибрежными арктическими государствами правовых условий деятельности Российской Федерации в Арктике.

    Проблема установления внешних границ юрисдикции государств на континентальном шельфе в Северном Ледовитом океане широко обсуждается в прессе и в официальных кругах приарктических государств, что свидетельствует о ее важности и актуальности.

    Политическая острота проблемы с особой силой проявилась в августе 2007 года в связи с осуществлением погружения российских глубоководных обитаемых аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» на глубину 4261 метр в географической точке северного полюса и установления на дне титанового Государственного флага Российской Федерации. Это событие вызвало бурную реакцию дипломатических ведомств приарктических государств, что привело, в итоге, к созыву первой конференции по Северному Ледовитому океану в Илулиссате в мае 2008 г.

    Демонстрация государствами наличия своих интересов на континентальном шельфе Арктики подчеркнула также актуальность вопроса о правовом режиме Арктики в целом. Получила распространение точка зрения, что в Арктике действуют сразу два конкурирующих между собой режима: режим, установленный Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. (далее - Конвенция 1982 г.), и обычно-правовой режим, сложившийся в Арктике задолго до принятия Конвенции 1982г. на основе комплекса исторических, экономических, географических, экологических и других факторов, что особенно усиливается фактом, что США не являются участником Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Таким образом, возникла проблема отсутствия правовой определенности в отношении вопроса о ширине пространственных притязаний приарктических государств и, как следствие, необходимости делимитации находящегося здесь континентального шельфа.

    Кроме этого, применительно к континентальному шельфу Арктики имеется несколько насущных теоретико-правовых проблем, связанных с деятельностью Комиссии ООН по границам континентального шельфа (далее - Комиссия). В частности, не решены вопросы о возможности подачи заявки в Комиссию со стороны государств, не ратифицировавших Конвенцию 1982 г.; о максимальных сроках для подачи прибрежным государством новой/пересмотренной заявки; о наличии ограничений в праве прибрежного государства подавать заявки и возражения на заявки третьих государств в Комиссию; о правомерности деятельности Комиссии по юридическому толкованию положений Конвенции 1982 г. Представляется 4

    весьма актуальным исследование практики Комиссии в отношении квалификации подводных образований в качестве «океанических хребтов», «подводных хребтов» и «подводных возвышенностей, являющихся естественными компонентами материковой окраины».

    Не менее важными представляются также вопросы, связанные с выбором оптимальной формы будущей российской заявки в Комиссию (пересмотренная, новая, частичная или совместная); обоснованностью местоположения границ континентального шельфа, отраженных в заявке Российской Федерации 2001 г.; применимостью принципов, концепций, методов и иных наработок международной судебной практики в отношении проблем, связанных с делимитацией континентального шельфа в Арктике.

    Муниципальное образовательное учреждение

    дополнительного образования

    эколого-биологический центр

    Разработка учебного занятия

    по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

    программе «Экономика и экология»

    1 год обучения (7 -11 лет)

    к разделу № 4: « Блок "Роль охраны природы в устойчивом развитии экономики"».

    Тема № 4.3

    «Мир флоры и фауны. Охрана флоры и фауны».

    Кравцова В. В.

    ПДО МОУ ДО ЭБЦ

    2016г., Комсомольск-на-Амуре.

    Введение.

    Одной из особенностей Хабаровского края является разнообразие растительного и животного мира. На территории Приамурья сформировались уникальные экосистемы. Именно здесь ещё встречаются нетронутые уголки первозданной тайги, горные реки с кристально чистой водой, немало мест, где пока не ступала нога исследователя

    В ходе занятия учащиеся узнают самую разнообразную информацию о том, как окружающая человека среда влияет на его здоровье. Хочется верить, что полученные обучающимися знания станут основой гармонических взаимоотношений с природой, а значит, будет крепким их здоровье и здоровье будущих поколений.

    Цель: Иметь представления об уникальности флоры и фауны Дальнего Востока и об ее охране.

    Задачи:

    1. Ознакомить обучающихся с понятиями флора и фауна;

    2. Развивать познавательную деятельность, умение действовать самостоятельно, воспринимать и осмысливать знания о природе;

    3. Воспитывать интерес к натуралистической деятельности, стремление к творчеству и новаторству.

    Оборудование: Компьютер, проектор, презентация, карточки для занятия, конверты с заданиями, куб с цифрами, жетоны, медали для награждения. В качестве музыкального оформления можно использовать различные песни и мелодии о растительном и животном мире.

    План занятия:

      Организационный момент.

      Изучение нового материала:

    А) Экологическая сказка;

    Б) Определение флоры и фауны

    3. Динамическая пауза.

    4. Викторина «Флора и фауна».

    5. Игра «Мозговой штурм».

    6. Динамическая пауза.

    7. Задание «Природные врачеватели».

    8. Закрепление:

    А) «Информационная палатка»

    Б) Разминка «Верите ли вы что…?»

    9. Рефлексия.

    Ход занятия.

      Орг. момент. (3 мин.)

    Приветствие детей. Создание доброжелательной атмосферы перед занятием.

      Новый материал. (20 мин.)

    (Звучит музыка из телепередачи «В мире животных»).

    Охраняется Красною книгой

    Столько редких животных и птиц,

    Чтобы выжил простор многоликий

    Ради света грядущих зарниц.

    Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

    Чтобы души не стали пусты

    Охраняются звери,

    Охраняются змеи,

    Охраняются даже цветы.

    Экологическая сказка «Принцессы Флора и Фауна за чистоту на планете».

    В некотором царстве, в некотором государстве, а именно в большом государстве биосфера, жили-были принцесса Флора и принцесса Фауна. Жили они и в те времена, когда вода в морях, реках и озерах была чистая и прозрачная, и рыбы было большое множество. На лугах цвели цветы, своей красотой восхищали. Природа отражала все цвета радуги. Воздух был прозрачный и чистый. Люди очень радовались всей этой красоте, но человечество стало совершенствовать мир, в котором живут, стали строить фабрики и заводы и все что им необходимо в жизни. Принцессы решили выяснить причину, что происходит в их государствах. Почему в реках, морях и озерах вода стала не пригодна для жизни многих живых организмов. Рыбы в водоемах стало меньше. Многие виды растений и животных вообще исчезли с лица земли. На лугах вместо ярких красок цветов, осталось одна пожелтевшая трава. Деревья и кустарники тоже стояли желтыми. Отправились принцессы в кругосветное путешествие. И что же они увидели. На всех континентах большое множество фабрик и заводов. Высокие трубы заводов выпускали облака дыма, а производства сливали свои отходы в реки. Люди отдыхали на природе, там они жгли костры, оставляли мусор после себя. Домой брали красиво цветущие цветы. А луга тем временем становились все мрачнее, так как разнообразие цветов становилось все меньше и меньше. Леса редели, так, как их вырубали. Вся земля засыпана мусором. И решили принцессы наказать людей. В один прекрасный день земля опустела. Не было слышно пение птиц. Земля превратилась в пустыню. Люди увидели, как над городами клубится черный дым, идущий из труб фабрик и заводов. Земля покрыта мусором (под густой зеленой травой этого не было видно). И человечество увидело все, что они сделали. Люди начали исправлять свои ошибки. На предприятиях начали устанавливать очистные сооружения. Люди начали внедрять безотходное производство. Принцессы были рады, что люди стали исправлять свои ошибки. И вернули людям красоту природы. Люди помните, что природа создаёт такое, какое человеку в жизни не придумать. И такая красота - повсюду!! Люди! Замечайте красоту вокруг себя, и на душе будет радостней.

    Флора (от лат. Flora ) - исторически сложившаяся совокупность видов растений распространённых на конкретной территории («флора России»). (Слайд № 1)

    Флора является одной из двух главных форм жизни на Земле. В любой экосистеме и в биосфере в целом растения выполняют роль продуцентов и создают основную часть биомассы, ежегодно поглощая около 160 млрд. т СО2 и выделяя в атмосферу около 100 млрд. т O2. Именно растениями образован уникальный состав атмосферы нашей планеты.

    Растительный ресурсный потенциал РФ достаточно велик и разнообразен (полярные пустыни, тундры, леса, степи). 94% РФ покрыто растительностью. Продукция растениеводства является основным питанием большинства населения Земли и представляет собой значительную часть сырья для промышленности. Однако деятельность человека уже привела к безвозвратной гибели 30 тыс. видов растений и поставила под угрозу еще 25 тыс. видов. Поэтому необходима защита всех типов растительности (в том числе лесов и лугов), отдельных видов растений и растительных сообществ.

    Фауна ( от лат. Fauna – богиня лесов и полей, покровительница животных) исторически сложившаяся совокупность животных какой-либо систематической группы, определённой местности, страны или геологической эпохи. (Слайд № 2).

    Охрана фауны предусматривает:

    Получение для нужд человека продуктов и сырья (мяса, пушнины, пантов и т. п.);

    регулирование численности видов в зависимости от их роли в жизни и хозяйстве людей;

    Сохранение видового многообразия, генофонда животного мира.

    Охрана диких животных - это широкий комплекс мероприятий, проводимых государственными и общественными организациями для сохранения видового состава фауны, поддержания оптимальной численности полезных животных.

    Она включает правовое регулирование охоты, разъяснительную работу среди населения, закрепление угодий за охотничьими коллективами, биотехнические мероприятия, направленные на сохранение и увеличение численности птиц и зверей, организацию заказников, заповедников, заповедно-охотничьих хозяйств, охрану мест обитания дикой фауны, борьбу с браконьерством, регулирование отлова для зоопарков и на экспорт, разведенье в угодья дичи.

    Особенно тщательной должна быть охрана редких и исчезающих животных. Меры по их сохранению, кроме абсолютной охраны, предусматривают строгое соблюдение правил применения ядохимикатов и минеральных удобрений, разведение в неволе и постепенное одомашнивание животных, сохранение естественных экологически оптимальных биотопов, расселение и акклиматизацию, пропаганду среди населения идей охраны редких видов.

    Цель охраны редких промысловых животных - увеличение численности до уровня, позволяющего использовать их в интересах человека. С увеличением численности животные снова становятся промысловыми объектами, поскольку при превышении оптимальных норм они могут наносить вред смежным отраслям хозяйства. Так, в ряде областей чрезмерно размножившиеся лоси на больших площадях уничтожают молодой лес или повреждают в нем наиболее ценные древесные породы. Кабаны повреждают картофельные поля, посевы гороха, овса, другие зерновые культуры. Массовые налеты на поля совершают осенью водоплавающие птицы.

      Физ. Минутка. (2 мин.) (музыкальная динамическая пауза)

      Викторина «Флора и фауна». (слайды № 3-24) (5 мин.)

      Что изучает ботаника? (слайд №5)

      Куда заносят исчезающих животных? (слайд № 6)

      Кто раньше просыпается весной: летучие мыши или насекомые? (слайд №7)

      Американский крокодил называется … (слайд № 8)

      В каком фрукте много железа? (слайд № 9)

      Самое «русское» дерево? (слайд № 10)

      Ледяная глыба, плавающая в океане? (слайд № 11)

      Зубастый кит? (слайд № 12)

      Новогоднее дерево. (слайд № 13)

      Кустарник, ягоды которого очень любит медведь. (слайд № 14)

      Самое быстрое животное на Земле. (слайд № 15)

      Самая большая птица в мире? (слайд № 16)

      Какое растение всегда поворачивается за солнцем? (слайд № 17)

      Какого животного больше всего боятся слоны? (слайд № 18)

      Кто из птиц строит самое большое гнездо? (слайд № 19)

      Комнатное лекарственное растение. (слайд № 20)

      Какой цветок зацветает весной первым? (слайд № 21)

      Можно ли поймать ящерицу за хвост? (слайд № 22)

      Кого называют кораблём пустыни? (слайд № 24)

      Игра «Мозговой штурм». (15 мин.) (слайд№ 25 - 45)

    Правила игры: Для игры необходимы 4 конверта, жетоны.

    Обучающиеся делятся на две команды и по очереди бросают кубик. Педагог задает игрокам из конверта, номер которого совпадает с цифрой на кубике.

    За правильный ответ на вопрос команда получает жетон.

    Победившей становиться команда, набравшая больше жетонов.

    Конверт №1 «Красная книга».

      Куда заносят те виды растений и животных, которым угрожает опасность? (в Красную книгу)

      Кого заносят в Красную книгу? (Заносят те виды растений и животных, которым угрожает исчезновение).

      Сколько томов насчитывает Красная книга?

    (пять: «Млекопитающие», «Рыбы», «Птицы», «Высшие растения», «Земноводные и пресмыкающиеся»).

      Каким цветом в Красной книге раскрашены страницы? (чёрным, красным, жёлтым, серым, белым, зелёным).

      Что означают страницы чёрного цвета в Красной книге? (На этих страницах списки растений и животных, которые уже исчезли с лица Земли).

      Что означают страницы красного цвета в Красной книге? (На этих страницах перечислены растения, птицы и животные, которые находятся на грани вымирания).

    Конверт №2 «Птицы».

      Кто такой лесной петух? (Глухарь)

      Какая птица может ходить под водой? (Оляпка).

      Какая птица может лазить по стволу головой вниз? (Поползень).

      Самая большая птица в Европе? (Лебедь).

      Кто из птиц строит самое большое гнездо? (Орел).

      Какую птицу называют вещей? (Ворон).

    Конверт №3 «Растения».

      Комнатное лекарственное растение? (алоэ).

      По каким цветам можно определить время?

    (одуванчик, ноготки, картофель, белая кувшинка).

      Какой цветок зацветает весной первым? (подснежник).

      Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, Василек, Лилия).

      По каким цветам можно определить погоду? (одуванчик, клевер).

    Конверт №4 «Животные».

      У кого усы длиннее ног? (у таракана).

      Какие насекомые одомашнены человеком? (пчела, тутовый шелкопряд).

      Можно ли поймать ящерицу за хвост? (нет).

      Могут ли змеи плавать? (да).

      Назовите животное, которое считают царём нашей тайги? (Амурский тигр).

      Сколько лет живут черепахи? (примерно 400 лет).

      Задание «Природные Врачеватели». (5 мин.) (Слайды № 46 – 54)

    Задание: ученикам надо соединить растения с заболеваниями и недугами.

    Растения: 1. Лекарственная ромашка;

    2. Валериана;

    3. Пион;

    4. Калина;

    5. Липа;

    6. Сосна;

    7. Чистотел;

    8. Подорожник.

    Заболевания, недуги:

      Успокаивающее и снотворное действие;

      От простуды;

      От простуды и ангины;

      Клей «Клеол» для хирургических целей;

      Отвар корня от кровотечения;

      Семена - при гастритах, корни – от боли в почках

      Кровоостанавливающее средство (порезы и мозоли)

      Сводят бородавки

    Ответы: 1-2, 2-1, 3-6, 4-5, 5-3, 6-4, 7-8, 8-7.

      Закрепление. (35мин).

    а) Информационная палатка.(30 мин.)

    Проведение жеребьёвки среди учащихся с целью выявления экзаменаторов и консультантов, а также участников мероприятия.

    Участники информационной палатки берут у экзаменаторов карточки с вопросами и отвечают на них. Если ученик не знает ответа, то он обращается за помощью к консультанту, где получает правильный ответ. Затем участник возвращает карточку экзаменатору и берёт следующую. Карточки не должны повторяться. Жетоны ученики получают только в случае самостоятельного правильного ответа. При подведении итогов ученики награждаются.

    Вопросы для консультантов и экзаменаторов:

      Что такое экономика? (Экономика – это наука о правильном ведение хозяйства).

      Что такое экология? (Экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой).

      Почему красная книга не зелёная? (Красный цвет - запрещающий цвет: остановись, не губи, стоп!)

      Что такое бюджет семьи? (Доходы и расходы в совокупности)

      Что такое доходы? ( Это все денежные и не денежные поступления в семью).

      Что такое расходы ? ( Расходы – это денежные затраты, идущие на удовлетворение потребностей членов семьи)

      Что такое налоги? (Налоги – это обязательные платежи государству с доходов или собственности).

      Какие виды бюджета бывают? (Избыточный, сбалансированный, дефицитный).

      Объясните понятие избыточный бюджет. ( Если доходы больше расходов, то такой бюджет называется избыточным)

      Объясните понятие сбалансированный бюджет. ( Если доходы равны расходам, то такой бюджет называется сбалансированным).

      Объясните понятие дефицитный бюджет. ( Если доходы меньше расходов, то такой бюджет называется дефицитным).

      Какие доходы бывают постоянными? (Пенсия, заработная плата, пособие на детей)

      Какие доходы не постоянные, приведите пример. ( Наследство, бонусы, премии)

      Какие виды расходов бывают? (Постоянные и не постоянные)

      Что вы понимаете под постоянными расходами? (расходы на питание, одежду и обувь, оплату коммунальных платежей и услуг связи, транспортные расходы на содержание личного транспорта или покупку проездных билетов).

      Что вы понимаете под не постоянными расходами? (расходы на аренду жилья, покупку предметов домашнего обихода, медицину, образование (иногда это сезонный расход), досуг, отдых, покупку предметов роскоши и так далее).

      Можно ли сжигать мусор? (нет)

      Сколько лет разрушается железо? (более 100 лет)

      Сколько лет разрушается пластик и полиэтилен? (более 300 лет)

      Что может облегчить переработку мусора? (сортировка мусора)

      Для чего нужна Красная книга? (для защиты и сохранности окружающей среды)

      Какими цветами раскрашены страницы в красной книге? (чёрные, красные, жёлтые, серые, белые, зелёные)

      Почему лучше покупать сок в стеклянной посуде, а не в пластиковой? (стекло можно переработать, а пластик нет)

      Какое событие произошло на Украине в г.Чернобль в 1986 году? (взрыв на атомной станции)

      Для чего применяют чистотел? (сводят бородавки)

      Какие растения можно применять при простуде? (липа, ромашка, календула)

      Кто создаёт мусор? (человек)

      Перечислите виды отходов, которые можно переработать на вторичное сырьё? (стекло, железо)

      Какие виды отходов почти не перерабатываются природой? (полиэтилен, пластмасса, пластик)

    б) Физ. Минутка. (2 мин)

    в) «Верите ли вы, что…». (5 мин)

    Задание: на задаваемые вопросы педагогом нужно дать ответ «ДА» или «НЕТ». Если вы верите, то отвечаете «ДА!», если не верите, то отвечаете «НЕТ!» Прежде чем дать ответ, нужно поднять руку.

      У бабочки самый чуткий нос? (да)

      На следах рыси нет когтей? (да)

      Волк бежит задними ногами вперёд? (нет)

      У мухи шесть ног? (да)

      Заяц спит с закрытыми глазами? (да)

      Ящерицы могут пить ногами? (да)

      Белка ест свежие грибы? (нет)

      Птицам страшнее голод, чем холод? (да)

      Стриж летает быстрее всех? (да)

      Муравьи плавают? (да)

      Чёрного леопарда называют пантерой? (да)

      Страус самая большая птица на земле? (да)

      Стрекоза обитает в лесу? (нет)

      У кузнечика уши на ногах? (да)

      Может ли сазан забраться в океан? (нет)

      Может ли дрозд отморозить хвост? (нет)

      Ласточки и стрижи питаются насекомыми? (да)

      Может ли медведь зимою потолстеть? (нет)

      Лягушка домашнее животное? (нет)

      Волк, лиса, рысь – хищники? (да)

      Подведение итогов занятия. (4 мин.)

    Музыкальный клип «Красная книга» (О. Газманов).

      Рефлексия. (1 мин). (Слайд № 55).

    На столах у учеников лежат вырезанные из бумаги смайлики при помощи, которых они показывают то, как понравилось им занятие.

    Заключение.

    Учащиеся, ознакомившись с понятиями флора и фауна, пришли к следующим заключениям:

      современное состояние окружающей среды является следствием проводимой деятельности социально – экономической политики производительных сил и использованию природных ресурсов.

      природа и её богатства являются достоянием многонационального народа нашей страны и всей планеты, средой обитания и жизнеобеспечения человека, естественной основой его устойчивого социально – экономического развития.

      необходимость защиты всех типов растительности (в том числе лесов и лугов), отдельных видов растений и растительных сообществ.

    Использованная литература

      Величковский Б. Т., Суравегина И. Т., Цыпленкова Т. Т. Здоровье и окружающая среда. – М.: НПЦ «Экология и здоровье», 1992 г.

      Данилова Н. А. Природа и наше здоровье. – М.: Мысль, 1997 г.

      Коростелев Н. Б. Охрана природы – охрана здоровья. – М.: Медицина, 1983 г.

      Предметная неделя биологии в школе под общей редакцией К. Н. Задорожного. Ростов-на-Дону, Феникс, 2006 г.

      Современная иллюстрированная энциклопедия «Биология» , Москва «Росмэн» 2006г.

      Тихонова А. Е., Ищенко А. Р., Диденко Т. Н. Здоровье человека и экология Хабаровского края. – Хабаровск. Издательский дом «Приамурские ведомости», 2004 г.

      Шретер А. И. Целебные растения Дальнего Востока и их применения. – Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 2000 г.