Старых елочных игрушек пост. Старых елочных игрушек пост Сторож принес синюю звезду для новогодней

Варианты ВПР по русскому языку в 5 классе
А

1.


1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания

(На)больш..м дер..ве аисты свили гн..здо. Один аист поги(б/п). Пришлось другому к..рмить пт..нцов одному. Ж..вётся им трудно гол..дно. Аистята всё время прос..т есть. (Из)гн..зда так и торчат голо(в/ф)ки слабых малышей. Как помочь птицам (не)погибнуть

Шли (с)реч..к.. ребята (с)уловом. Мальчик снял (со)свя(з/с)ки маленьк.. ры(б/п)ку и прот..нул (на)шесте прямо аисту (в)клюв. Аистята испугались попятились. Опас..ность! Но один малыш.. рискнул схв..тил рыбу и с..ел. Мальчик опять поднял шест. И другой птен..чик расхр..брился.

Теперь каждое утро лов..т ребята ры(б/к)у для аистят.

2. Из данного ниже предложения выпишите слово, в котором все согласные звуки мягкие .

3. Разберите данное ниже слово по составу .

клювиком

4. Спишите и над каждым словом из данного предложения напишите, какой частью речи оно является.

Дятел стучит острым клювиком по старой берёзе.

5. Спмшите и подчеркните грамматическую основу в данном предложении.

Дятел стучит острым клювиком по старой берёзе.

1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо,

пропущенные буквы и знаки препинания .

Нач..лось это в летн..м лагер.. . Вожатый придумал интерес..ную игру (в)мастеров. Как попасть (в)стр..ну мастеров Самый верный умелый и находчивый учас..ник становился мастером после сер..ёзных испытаний.

Но и (в)город.. друз..я (не)забыли игру. Теперь после школы каждый товарищ.. тайно пом..га..т другим. Один пиш..т открытки одинок..м ст..рич..кам. Другой корм..т бездомных ж..вотных. Третий готов..т п..дарки (для)ребят из де(д/т)ского дома.

Смекалка верность тру(д/т) поб..ждают в их добрых и хорош..х делах. Эти сл..ва стали девизом мастеров. Так записано (в)книг.. мастеров сказоч..ным ш..фром.

2. мягкие .

3. Разберите данное ниже слово по составу .

ёлки

4. Спишите и над каждым словом из данного предложения напишите, какой частью речи оно является.

Сторож принёс синюю звезду для новогодней ёлки.

5. Спишите и подчеркните грамматическую основу в данном предложении.

Сторож принёс синюю звезду для новогодней ёлки.

В

1. 1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Девоч..ка выгл..нула в чердач..ную щель. Л..ства густых с..дов колышется в..лнами. Крыш.. соседн..х дач.. прекрасно в..дны. В яс..н..м небе л..тают голуби.

Девоч..ка мечтает. Пусть голуби будут ч..йками. Этот старый сарай с его верё(в/ф)ками фла(ж/ш)ками картой стан..т б..льш..м к..раблём. Она же сама буд..т капитаном. Она радос..но крут..т штурвал..ное кол..со. Верёвоч..ные провода др..жат и гудят. Ветер з..шумел п..гнал з..лёные волны.

Пыл..ной ладон..ю трёт девоч..ка глаза. Вдруг зазв..нил телефон. Разве он настоящий Но телефон (на)ст..не (не)был игрушкой. Девоч..ка ро(б/п)ко сн..ла ру(б/п)ку.

2. Из данного ниже предложения выпишите слово, в котором все согласные звуки мягкие .

3. Разберите данное ниже слово по составу . з имнем

4. Над каждым словом из данного предложения напишите, какой частью речи оно является.

Дети кормили голодных синиц в зимнем саду.

5. Подчеркните грамматическую основу в данном предложении.

Дети кормили голодных синиц в зимнем саду.


Г


1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

ВПР-2016 РУ-5

Проверочная работа

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

5 КЛАСС

Вариант 4

1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Нач..лось это в летн..м лагер.. . Вожатый придумал интерес..ную игру (в)мастеров. Как попасть (в)стр..ну мастеров Самый верный умелый и находчивый учас..ник становился мастером после сер..ёзных испытаний.

Но и (в)город.. друз..я (не)забыли игру. Теперь после школы каждый товарищ.. тайно пом..га..т другим. Один пиш..т открытки одинок..м ст..рич..кам. Другой корм..т бездомных ж..вотных. Третий готов..т п..дарки (для)ребят из де(д/т)ского дома.

Смекалка верность тру(д/т) поб..ждают в их добрых и хорош..х делах. Эти сл..ва стали девизом мастеров. Так записано (в)книг.. мастеров сказоч..ным ш..фром.

2. Из данного ниже предложения выпишите слово, в котором все согласные звуки мягкие.

3. Разберите данное ниже слово по составу.

ёлки

4. Над каждым словом из данного предложения напишите, какой частью речи оно является.

Сторож принёс синюю звезду для новогодней ёлки.

5. Подчеркните грамматическую основу в данном предложении.

Сторож принёс синюю звезду для новогодней ёлки.

Система оценивания проверочной работы по русскому языку

При оценивании ответов допущенные обучающимися орфографические и пунктуационные ошибки на не изучаемые в начальной школе правила не учитываются .

Задание 1

Баллы

Началось это в летнем лагере. Вожатый придумал интересную игру в мастеров. Как попасть в страну мастеров? Самый верный, умелый и находчивый участник становился

мастером после серьёзных испытаний.

Но и в городе друзья не забыли игру. Теперь после школы каждый товарищ тайно помогает другим. Один пишет открытки одиноким старичкам. Другой кормит бездомных животных. Третий готовит подарки для ребят из детского дома.

Смекалка, верность, труд побеждают в их добрых и хороших делах. Эти слова стали девизом мастеров. Так записано в книге мастеров сказочным шифром.

(По мотивам повести Л. Кассиля «Дорогие мои мальчишки»)

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет (или допущена одна ошибка).

При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при записи слов с пропущенными буквами, раскрытии скобок,

восстановлении слитного и раздельного написания слов

Допущено не более двух ошибок

Допущены три-четыре ошибки

Допущено пять ошибок

Допущено более пяти ошибок

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет

Допущена одна ошибка

Допущены две ошибки

Допущено более двух ошибок

Правильность списывания текста

Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, слов с изменённым графическим обликом, исправлений).

Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера:

Допущено не менее четырёх описок и ошибок, но не более семи описок и ошибок следующего характера:

1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);

2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

Допущено одно-два исправления

Допущено более семи описок и ошибок следующего характера:

1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);

2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

Допущено три и более исправлений

Максимальный балл

Задание 2

Баллы

В правильном ответе должно быть выписано слово синюю

Выписано правильное слово

Выписано несколько слов, в числе которых правильное.

ИЛИ Выписано неправильное слово.

ИЛИ Слово не выписано

Максимальный балл

Задание 3

Баллы

Правильный разбор слова по составу: ёл − к − и

Разбор выполнен верно

Разбор выполнен неверно.

ИЛИ Разбор не выполнен

Максимальный балл

Задание 4

Баллы

Верное обозначение частей речи в предложении:

сущ. глаг. прил. сущ. предл. прил. сущ.

Сторож принёс синюю звезду для новогодней ёлки.

Отсутствие указания части речи над словом в записанном предложении приравнивается к ошибке

Верно определены все части речи в предложении

Допущена одна ошибка

Допущены две ошибки

Допущено более двух ошибок

Максимальный балл

Задание 5

Баллы

Правильный ответ:

Сторож принёс синюю звезду для новогодней ёлки.

Грамматическая основа подчёркнута верно

Грамматическая основа подчёркнута неверно.

ИЛИ Грамматическая основа подчёркнута неполно.

ИЛИ Грамматическая основа не подчёркнута

Максимальный балл

диагностической работы в отметку по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

Общий балл

Ирина Мельникова
Сценарий новогоднего утренника для средней группы «Как ребята елку развеселили»

Сценарий Нового года «Как ребята елку развеселили » средняя группа

Ведущая : Здравствуйте дорогие гости!

Любой из нас, конечно, ждет

Веселый праздник Новый год!

Но больше всех на свете,

Ждут этот праздник дети.

Входят дети Общий танец (встали в полукруг)

Ведущая : Время бежит все вперед и вперед,

Вот на пороге стоит Новый год!

Праздник пора начинать нам, друзья,

Пойте, пляшите, скучать здесь нельзя!

1 ребёнок : Снова к нам пришёл сегодня

Праздник ёлки и зимы.

Этот праздник новогодний

С нетерпеньем ждали мы!

2 ребёнок : Как приятно, что сегодня

Гости к нам сюда пришли.

И не глядя на заботу,

Час свободный все нашли.

3 ребёнок : Пусть в окно метель стучится

Вьюга воет и метёт

Снег на улице искрится

К нам шагает Новый Год

Новогодний хоровод муз . Т. Хижинской (остаются в кругу)

4 ребёнок : Здравствуй, елочка лесная!

Серебристая, густая.

Ты под солнышком росла

И на праздник к нам пришла.

5 ребенок : Лучше нету нашей елки,

У кого ни спрашивай!

Хороши на ней иголки,

Звездами украшены!

6 ребенок : Дед Мороз придет сегодня

К нам на праздник Новогодний !

Будет с нами петь, плясать,

Всем подарки раздавать!

7 ребенок : Возле елки соберемся

Мы в веселый хоровод.

Дружной песней, звонким смехом

Встретим праздник Новый год!

Хоровод Елочка - красавица (дети сели на места)

Слышен перезвон колокольчиков

Ведущая : Ой, ребята , тише, тише… Что за звон чудесный слышу?

Колокольчик звенит, к нам Снегурочка спешит!

В зал под музыку входит Снегурочка

Снегурочка : Здравствуйте, мои друзья.

К вам сюда спешила я.

По заснеженным полям

По лугам и по лесам.

Ведущая : Здравствуй, Снегурочка! Мы рады тебя видеть.

Снегурочка : Как красиво в вашем зале. Ёлка чудная у вас – нет в лесу такой у нас.

Ведущая : Только что-то ёлка наша загрустила, ветки снизу опустила.

Снегурочка : Я знаю кто ее развеселит . Я к вам пришла не одна, а со своими маленькими подружками. Отгадайте загадку : Веточки пушистые, мягкие иголочки, стройные зелёные, кто такие? Дети : Ёлочки!

Выходят девочки - ёлочки

Снегурочка : Правильно ребята ! Полюбуйтесь, какие славные ёлочки! Мы нашу елочку развеселим , и скучать ей не дадим!

1-я Елочка : Тихо падает снежок,

Искрится, серебрится,

И ложится елочкам

На длинные ресницы.

2-я Елочка : Елочки зеленые,

Украшенье леса,

В платьицах нарядных

Будто бы принцессы.

3-я Елочка : Шишки серебристые

На елочке висят,

В них орешки вкусные

Для птичек и бельчат.

4-я Елочка : Среди леса мы стоим ,

Во все стороны глядим.

Дед Мороз здесь проходил.

В шубки всех нас нарядил.

5-я Елочка : Мы подружки-ёлочки,

Мягкие иголочки,

Любим веселиться,

Танцевать, кружиться.

Исполняется “Танец Ёлочек”

Снегурочка : Спасибо вам елочки за чудесный танец!

Ведущая : Ребята , посмотрите :

Наша ёлка – просто диво,

Так нарядна и красива,

Вся в игрушках и шарах!

Но только без огней она.

Кто же нам зажжет огни? Снегурочка помоги!

Снегурочка : Знаю кто нам поможет. Ну-ка, ребята , отгадайте загадку :

Он всегда в красивой шубе.

А подарков – целый воз!

Кто детей всех очень любит?

Ну, конечно,. .

Дети : Дед Мороз

Снегурочка : Правильно, ребята ! Давайте все вместе позовем Дедушку Мороза!

Дети все вместе : Дедушка Мороз! Дедушка Мороз!

Ведущая : Что-то Дедушка не отзывается.

Звучит музыка пурги

Снегурочка : Замела пурга все дороги в лесу, и Дедушка Мороз, наверное, сбился с пути. Нужно ему помочь найти дорогу. А кто ему в этом поможет? Отгадайте загадку :

Он носит вместо шапки

Весёлый колпачок.

И ростом он всего лишь

С ребячий башмачок .

С фонариком и с песней

Идёт в лесу ночном.

Не ошибёшься, если

Ты скажешь : - Это.

Дети : Гном

Снегурочка : Правильно, ребята ! Гномики, друзья, ау! Вас на помощь я зову!

Выходят гномики с фонариками в руках

1 гномик : Мы маленькие гномы,

Мы с шутками всегда.

И мы не унываем

Нигде и никогда.

2 гномик : Мы гномики лесные

В густом лесу живём,

И фонари волшебные

С собою мы несём!

3 гномик : Сияет словно звёздочка

Фонарик – огонёк,

И каждый гномик маленький

Танцует и поёт!

4 гномик : На тропинки мы посветим –

Дедушку Мороза встретим!

Танец гномиков

Снегурочка : Спасибо вам гномики.

Ведущая : Что-то в зале стало прохладно, наверное Дедушка Мороз к нам приближается.

Снегурочка : А давайте с вами немного согреемся и поиграем в игру «А на улице мороз»

Проводится танец - игра

Ведущая : Молодцы, ребята ! Ну вот мы и согрелись.

(Звучит хруст снега) Я слышу чьи-то шаги.

Звучит музыка входит Дедушка Мороз

Дед Мороз : Здравствуйте, ребятки ! Здравствуйте, гости!

Долго, долго я к вам шел, наконец, сюда пришел!

С Новым годом поздравляю всех детей!

С Новым годом поздравляю всех гостей!

Рад я встретиться с друзьями, веселиться будем с вами!

Ох, и намела пурга снега, ни пройти не проехать. Спасибо вам гномики, что указали мне путь.

Дед Мороз : Как народу много в зале! Славный праздник будет тут.

Значит, верно мне сказали, что меня ребята ждут .

Становитесь-ка, ребята , все скорее в хоровод.

Пляской, песней и весельем встретим с вами Новый год!

Снегурочка : Дед Мороз, погоди! Ты на ёлку погляди!

Ёлка грустная стоит, огоньками не блестит.

Дед Мороз : Эту мы беду исправим, огоньки гореть заставим!

А помогут мне в этом мои помощницы.

Загадка : В небесах она сверкает, нашу елку украшает .

Не померкнет никогда в новогодний день … Дети : (Звезда) .

Дед Мороз : Правильно, ребята ! Ну-ка, звездочки, выходите, огоньки на елочке зажечь помогите.

Выходят звездочки

1 звездочка : Звезды разноцветные

На елочке висят.

Захотелось звездочкам

Порадовать ребят .

2 звездочка : Мы спустились с елочки

С вами поиграть.

Огоньками яркими

Весело сиять.

3 звездочка : Желтые, зеленые,

Красные и синие.

На пушистой елочке

Мы самые красивые.

Танец звездочек.

Дед Мороз : Спасибо вам звездочки, помогли на елке огоньки зажечь. Давайте праздник продолжать, давайте петь и танцевать! В круг вставайте поскорей! Возле ёлки новогодней мы попляшем веселей !

Хоровод «Деда Мороз» муз. Н. Родионовой

Дед Мороз : Весело поплясали, а я, ребята , хочу с вами поиграть.

Танец - игра «Шел веселый Дед Мороз»

Дед Мороз : А теперь другая игра, называется «Снежные скульптуры»

Возьмитесь за руки и танцуйте. Как только я скажу : "Сугроб!" - все поднимите руки вверх над головой. Скажу : "Яма!" - все, не отпуская рук, присядьте. А скажу : "Снежинка!" - раздвиньте руки в стороны и изобразите снежинку. Только слушайте внимательно. Давайте, попробуем. Яма! Сугроб! Снежинка! Молодцы! Теперь все танцуем и играем!

(Звучит задорная мелодия, проводится игра) .

Дед Мороз : Какие вы все молодцы! А я знаю еще одну игру, которая называется «Поймай меня» .

(Дед Мороз стоит в круге, который образовали дети, держась за руки. Он читает стих, а дети в это время то сужают круг, то наоборот расходятся дальше. Когда Дед Мороз говорит последнее слово «ВЫ» , после него дети убегают на свои места, а Дед Мороз их ловит. А кого Дед Мороз поймает, тот идет под елку охранять ее и подарки.)

Я мороз трескучий, я мороз могучий!

Я могу заколдовать, и с собою вас забрать.

Мне под елку охранники нужны ,

Ими сегодня будете вы!

Дед Мороз : Ох, и шустрые вы ребята , никого я не поймал. Жарко мне стало, устал я.

Снегурочка : Ты сядь, дедушка, отдохни, а ребята тебе расскажут стихи.

1 ребенок : Как тебя мы долго ждали

Добрый дедушка Мороз.

Вместе елку наряжали

Ту, что ты для нас принес!

2 ребенок : Добрый дедушка Мороз

У елочки попляшет.

А елочка зеленая

Нам веточкой помашет.

3 ребенок : Снова пахнет свежей смолкой,

Мы у елки собрались,

Нарядилась наша елка,

Огоньки на ней зажглись.

4 ребенок : Ровно в полночь вспыхнут ярко

В небесах гирлянды звезд.

Не приходит без подарков

В этот праздник Дед Мороз!

Дед Мороз : Спасибо, ребята . А теперь пришла пора для подарков, детвора!

Снегурочка : Дедушка Мороз, а где же твой мешок с подарками?

Дед Мороз : Ох,ох где-то я мешок оставил. Ну ничего,

Есть у меня волшебный шнурок.

Он без труда найдет мешок.

Словно удочку, заброшу,

Пару слов скажу хороших-

Там, где нужно, упадет,

Все, что нужно, мне найдет!

(Дед Мороз вынимает блестящий длинный шнурок, раскручивает его, как рыболовную леску, приговаривая :

Ты лети, шнурок витой,

Мой волшебный, золотой,

Удлиняйся, удлиняйся,

Мой мешок найти старайся!

(забрасывает в открытую дверь, затем медленно тянет к себе, приговаривая : «кажется, есть…» , «поймал…» .Вытягивает на середину зала поварешку, сердится, глядя на шнур.)

Дед Мороз :

Ты чего, шнурок-проказник?

Пошутить решил нам в праздник?

Ну-ка, снова полети,

Больше с дедом не шути!

(Дед Мороз опять закидывает шнур, читая «заклинание» . Затем тянет его медленно к себе, приговаривая : «уже что-то потяжелее…» . Вытягивает валенок, опять сердится.)

Дед Мороз (глядя на шнур) :

Снова шутишь, озорник?

Я к такому не привык!

Притащи мешок сейчас же,

(закидывает шнур в третий раз, просит Снегурочку помочь тянуть, вместе вытягивают мешок с подарками).

Дед Мороз (глядя на шнур) :

Ну, теперь ты молодец,

Вот подарки, наконец!

(Дед Мороз и Снегурочка раздает подарки) .

Дед Мороз : Все подарки получили? (Да)

Снегурочка : Никого мы не забыли? (Нет)

Дед Мороз : Вот и праздник новогодний нам заканчивать пора!

Много радости сегодня вам желаю, детвора!

Чтобы вы росли большими, чтоб не знали вы забот!

Снегурочка : А мы с Дедушкой Морозом к вам вернемся через год!

Вместе : До свидания!

(Под музыку Дед Мороз и Снегурочка уходят)

Ведущая : Всем спасибо за внимание,

За задор, за звонкий смех.

Вот настал момент прощанья,

Говорим вам : "До свиданья!

До счастливых новых встреч!"

22 декабря 2014, 20:31

Помните? Это отрывок из "Чук и Гек" Аркадия Гайдара. С него и начнем

«…На следующий день было решено готовить к Новому году елку. Из чего-чего только не выдумывали они мастерить игрушки! Они ободрали все цветные картинки из старых журналов. Из лоскутьев и ваты понашили зверьков, кукол. Вытянули у отца из ящика всю папиросную бумагу и навертели пышных цветов. Уж на что хмур и нелюдим был сторож, а и тот, когда приносил дрова, подолгу останавливался у двери и дивился на их все новые и новые затеи. Наконец он не вытерпел. Он принес им серебряную бумагу от завертки чая и большой кусок воска, который у него остался от сапожного дела. Это было замечательно! …Пусть игрушки были и не ахти какие нарядные, пусть зайцы, сшитые из тряпок, были похожи на кошек, пусть все куклы были на одно лицо - прямоносые и лупоглазые, и пусть, наконец, еловые шишки, обернутые серебряной бумагой, не так сверкали, как хрупкие и тонкие стеклянные игрушки, но зато такой елки в Москве, конечно, ни у кого не было… ».

В СССР Новый год впервые начали праздновать в 1919 году. Елка становится основным символом праздника, и украшают ее теперь не декоративными шарами, а фигуративными игрушками. Выбор той или иной темы для елочных игрушек был обусловлен идеалами и культурными кодами новой страны и нового социального строя, а это – интернационализм, прогресс, труд, промышленность и сельское хозяйство.

Еще до войны начали выпускать стеклянные игрушки, а первая фабрика «Елочка» открылась в Клину. Там выдували аэропланы, дирижабли, машины, фигурки зверей. Стеклянных игрушек 30-х годов из-за их хрупкости сохранилось немного, среди них есть уникальные экспонаты - например, шары с портретами членов Политбюро, Маркса и Энгельса.



Уникальны и редки елочные игрушки военного времени. В столь сложное время производство елочных украшений не прекращали, но в условиях дефицита материала игрушки штамповали из жести, а затем раскрашивали.
С 1946 года была восстановлена работа фабрики «Елочка». С этого момента стали выпускать игрушки мирных серий: фигурки детей в шубках, животные, домики.



После полета в космос была выпущена серия советской елочной игрушки - украшения в виде спутников, ракет и космонавтов.




А початки кукурузы пользовались особой популярностью.

Хрущевская кукуруза стала единственной елочной игрушкой, которая с тех пор непрерывно выпускалась на протяжении всех лет советской власти.


Чуть позже набрали популярность наборы игрушек-"малюток". Представляли собой миниатюрные елочные украшения – копии обычных: шарики, фрукты, овощи, звери, бутылочки. Они не изжили себя и до сих пор, ими обычно украшают маленькие настольные елочки.

В семидесятые вместо непременной красной звезды, водружаемой на макушку ели, появляются множество верхушек-пик - совсем по-западному. Первые наши пики-наконечники появились в виде взлетающей ракеты (60-е гг).

Художники стали смелее экспериментировать с формой. В продаже появились шары разных размеров и разнообразной цветовой гаммы, с выемками, удлинениями, со "снегом" на поверхности. Некоторые покрывали светящейся в темноте краской.

"Ассорти"

Обязательно на Новый год покупались бенгальские огни, хлопушки, конфетти, серпантин.

А это предмет вожделения - фигурки, вылетающие из хлопушек. В каждой хлопушке была одна такая фигурка и тот час. как выстреливалась хлопушка дети бросались искать среди конфетти заветного зверька.

Гирлянды.

Открытки.


Поклонникам Толкиена:

Мне хочется, как в детстве встать на цыпочки
И посмотреть в морозное стекло...
И взглядом ненасытным, неусыпным
Найти тропу, что снегом замело.

Иллюзии... куда от них нам деться...?
Душе б опять раздеться догола...
На чистое мое до хруста детство
Заноза ранней старости легла.

И бабушкины сморщенные руки
В спасительный меня закутав шарф.
С ворчаньем «Ох уж эти внуки...»
На санках тащат...грузно, не спеша...

И пальмы окон в сумерках совиных,
Как ширма между сном и бытием.
И хвои волшебство и мандаринный
Щемящий запах в празднике моём.

И помню я неповторимый праздник-
Бесхитростной девчонки лет шести-
Всю жизнь мою, как жёлтый зайчик дразнит-
И тихо просит ту тропу найти.

И позже, позже меж событий разных-
Тот детский праздник, он в душе один-
Как в сладком сне с реальностью увязан-
Сверканье елки, запах мандарин...

Тут я проснулась-в рамах те же пальмы
На стеклах разметали серебро...
И взлядом приуставшим и печальным
Ищу тропу, что снегом замело...

Ответы к стр. 74 — 75

Аркадий Гайдар
Ёлка в тайге

…Было решено готовить к Новому году елку. Из чего-чего только не выдумывали они мастерить игрушки! Они ободрали все цветные картинки из старых журналов. Из лоскутьев и ваты понашили зверьков, кукол. Вытянули у отца из ящика всю папиросную бумагу и навертели пышных цветов.
Уж на что хмур и нелюдим был сторож, а и тот, когда приносил дрова, подолгу останавливался у двери и дивился на их всё новые и новые затеи. Наконец он не вытерпел. Он принес им серебряную бумагу от завертки чая и большой кусок воска, который у него остался от сапожного дела.
Это было замечательно! И игрушечная фабрика сразу превратилась в свечной завод. Свечи были неуклюжие, неровные. Но горели они так же ярко, как и самые нарядные покупные.
Теперь дело было за елкой. Мать попросила у сторожа топор, но он ничего на это ей даже не ответил, а стал на лыжи и ушел в лес.
Через полчаса он вернулся.
Ладно. Пусть игрушки были и не ахти какие нарядные, пусть зайцы, сшитые из тряпок, были похожи на кошек, пусть все куклы были на одно лицо – прямоносые и лупоглазые, и пусть, наконец, еловые шишки, обернутые серебряной бумагой, не так сверкали, как хрупкие и тонкие стеклянные игрушки, но зато такой елки в Москве, конечно, ни у кого не было.
Это была настоящая таежная красавица – высокая, густая, прямая и с ветвями, которые расходились на концах, как звездочки.
…А вечером была для всех елка, и все дружно встречали Новый год.
Когда был накрыт стол, потушили лампу и зажгли свечи. Но так как, кроме Чука с Геком, остальные все были взрослые, то они, конечно, не знали, что теперь нужно делать.
Хорошо, что у одного человека был баян и он заиграл веселый танец. Тогда все повскакали, и всем захотелось танцевать. И все танцевали очень прекрасно, особенно когда приглашали на танец маму.
А отец танцевать не умел. Он был очень сильный, добродушный, и когда он без всяких танцев просто шагал по полу, то и то в шкафу звенела вся посуда.
Он посадил себе Чука с Геком на колени, и они громко хлопали всем в ладоши.Потом танец окончился, и люди попросили, чтобы Гек спел песню. Гек не стал ломаться. Он и сам знал, что умеет петь песни, и гордился этим. Баянист подыгрывал, а он им спел песню. Какую – я уже сейчас не помню. Помню, что это была очень хорошая песня, потому что все люди, слушая ее, замолкли и притихли. И когда Гек останавливался, чтобы перевести дух, то было слышно, как потрескивали свечи и гудел за окном ветер.
А когда Гек окончил петь, то все зашумели, закричали, подхватили Гека на руки и стали его подкидывать. Но мать тотчас же отняла у них Гека, потому что она испугалась, как бы сгоряча его не стукнули о деревянный потолок.
– Теперь садитесь, – взглянув на часы, сказал отец. – Сейчас начнется самое главное.
Он пошел и включил радиоприемник. Все сели и замолчали. Сначала было тихо. Но вот раздался шум, гул, гудки. Потом что-то стукнуло, зашипело, и откуда-то издалека донесся мелодичный звон…
Чук с Геком переглянулись. Они угадали, что это. Это в далекой-далекой Москве, под красной звездой, на Спасской башне звонили золотые кремлевские часы. И этот звон – перед Новым годом – сейчас слушали люди и в городах, и в горах, в степях, в тайге, на синем море.
…И тогда все люди встали, поздравили друг друга с Новым годом и пожелали всем счастья…

1. Запиши имена мальчиков — героев рассказа.

Чук и Гек

2 ∗ . Допиши предложение словами из текста.

Это была настоящая таежная красавица – высокая, густая, прямая и с ветвями, которые расходились на концах, как звездочки.

3 ∗ . Прочитай отрывок. Где находятся куранты (башенные часы)? Кто слушал их звон? Подчеркни.

Это в далекой-далекой Москве, под красной звездой, на Спасской башне звонили золотые кремлевские часы. И этот звон – перед Новым годом – сейчас слушали люди и в городах, и в горах, в степях, в тайге, на синем море .