Театр пальчиков и языка. (сопряженная гимнастика)

Светлана Симонова
Проект «Сопряженная гимнастика, или Театр пальчиков и языка»

Краткая аннотация :

Проработав в детском саду 27 лет, я заметила тенденцию к увеличению числа детей с нарушениями развития речи.

В результате наблюдения, я выяснила, чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Если человек, не находит нужного слова для объяснения, он часто помогает себе жестами, и наоборот : ребёнок рисующий, пишущий, помогает себе непроизвольно высовывая язык .

Таким образом, можно рассматривать кисть руки, как орган речи такой же, как артикуляционный аппарат. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова) . На основе личного опыта мною был разработан проект «Сопряженная гимнастика или театр пальчиков и языка ».

Актуальность сопряженной гимнастики определяется тем , что выполнение упражнений и ритмических движений пальцами стимулирует развитие речи, ребёнок учится концентрировать своё внимание, кисти рук и пальцы приобретают силу , облегчается овладение навыками письма. Своевременное проведение коррекционной работы позволяет устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

Новизна : разработаны, усовершенствованы и скомбинированы нетрадиционные формы проведения пальчиковой и артикуляционной гимнастики с использованием игровых технологий и наглядных средств на занятиях с дошкольниками.

Цель проекта – повысить речевую активность ребёнка.

Задачи :

1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей .

2. Установить, влияет ли развитие пальцевой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей.

3. Повысить у детей интерес к упражнениям, превратив их в занимательную игру.

4. Сделать работу регулярной.

5. Развить ловкость и координацию движений рук ребёнка.

6. Научить вслушиваться и понимать смысл речи.

7. Учить концентрировать своё внимание.

Участники проекта : воспитатели, дети, родители.

Сроки реализации проекта : 1 год.

Проект состоит из трёх этапов :

1. Самомассаж рук. 2. Пальчиковая гимнастика . 3. Сопряженная гимнастика .

САМОМАССАЖ

Вначале ребёнка необходимо обучить приёмам самомассажа рук :

1. Легкое растирание подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони на одной руке, затем на другой.

2. Растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки .

3. Движения кистями рук, сначала одной, потом другой, затем двумя руками одновременно :

а. Катание, перебрасывание из рук в руки, подбрасывание на разную высоту теннисного мячика.

б. Сжимание резиновых игрушек.

Самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей.

Следующим этапом моей работы было изучение пальчиковых игр и создание пальчиковых игрушек .

МОЯ СЕМЬЯ

Этот пальчик – дедушка ,

Этот пальчик – бабушка ,

Этот пальчик – папочка ,

Этот пальчик – мамочка ,

Этот пальчик – я ,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев , начиная с большого, на последнюю строчку – показать ладошку.

Сорока – белобока

Печку топила,

Кашку варила,

Детишек кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

А этому не дала :

Ты воду не носил,

Дров не рубил,

Печку не топил,

Кашу не варил.

Указательным пальцем правой руки водить по ладони левой. Сгибать поочередно каждый палец, кроме мизинца. Сгибать и разгибать все пальцы в ритме потешки .

В. А. Сухомлинский писал : «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев . От пальцев , образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Пальчиковые игры помогают ребенку научиться свободно, владеть своими не всегда послушными пальчиками , развивают координацию движений. Попутно малыш запоминает небольшие стихи. В ходе игр-занятий расширяются представления ребенка об окружающем мире, пополняется словарный запас. Пальчиковые игры улучшают внимание и память, помогают выработать терпение и усидчивость, развивают творческие способности и фантазию малыша.

Переходим к третьему этапу – сопряжённая гимнастика .

СОПРЯЖЁННАЯ ГИМНАСТИКА ПАЛЬЧИКОВ И ЯЗЫКА

«Лиса»

Рук Губ и языка

Уж как шла лиса по тропке,

Нашла грамоту на топке. Дети пальцами «пробегаются» от плеча до кончиков пальцев правой руки . Язык

Она села на пенёк, Сжать кулаки, один кулак поставить на другой. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу и удерживать его в таком положении.

И читала весь денёк : Ладони развернуть от груди.

«Мамочка, мама!

Милая моя.

Мамочка, мама!

Я люблю тебя». Ладони прижать одну к другой, на каждый слог пальцы поочередно смыкать и размыкать. Поочередно растягивать губы в улыбке и смыкать трубочкой.

«Цветок»

Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Рук Губ и языка

Вырос высокий цветок на поляне. Руки поднять вверх, ладони прижать одну к другой. Слегка развести и округлить пальцы . Язык высунуть и с напряжением тянуть его к носу.

Утром весенним раскрыл лепестки. Развести ладони. Выполнить ритмичное движение пальцами : вместе – врозь (несколько раз) . Рот широко открыть – закрыть (в соответствии с движениями пальцев ) .

Всем лепесткам красоту и питанье дружно дают под землёй корешки. Ладони опустить, прижать кисти тыльной стороной одну к другой, пальцы развести . Язык высунуть и с напряжением тянуть к подбородку.

«Кукушка»

Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Рук Губ и языка

Летела кукушка мимо сада. Руки согнуты в локтях, скрестить перед грудью. Выполнять плавные волнообразные движения руками от предплечья до кончиков пальцев . Язык выполняет движения вверх – вниз.

Поклевала Ладонь левой руки развернуть от груди, пальцы правой руки собрать в щепоть. Четыре раза (на каждый слог) коснуться щепотью левой ладони – «Птица клюет» . Языком выполнить упражнение «Лошадка» - поцокать языком 4 раза .

Всю рассаду. Положение рук поменять, движения повторить. Язык выполняет упражнение «Лошадка» .

И кричала «Ку-ку-мак!» . Пальцы обеих рук сжимать в щепоть и разжимать – «Птица раскрывает клюв» . Округлить губы, как при произнесении звука о, закрыть рот.

Разжимай один кулак. Пальцы обеих рук сжать в кулаки и поочередно разжимать их. Поочередно надувать щеки.

«Киска сердится»

Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Рук Губ и языка

На скамейки у окошка

Улеглась и дремлет кошка. Соединить большой палец с безымянным и средним пальцами , вытянуть вверх мизинец и указательный палец. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние резцы.

Кошка глазки закрывает,

Кошка спинку выгибает. Соединить все пальцы в щепотку , опустить вниз. На счёт «раз» – выгнуть язык горкой , упираясь кончиком в нижние резцы.

«Лодочка»

Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Рук Губ и языка

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, –

Это лодочка моя. Две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. Рот открыт. Широкий язык положить на нижнюю губу. Боковые края языка загнуть вверх .

Паруса подниму,

Синим морем поплыву,

А по буйным волнам

Плывут рыбки тут и там. Поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок. Подуть. По середине языка проходит тёплая воздушная струя.

«Замок»

Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Рук Губ и языка

На двери висит замок. Пальцы сцепить в «Замок» Зубы сомкнуть, губы растянуть в улыбке, чтобы были видны верхние и нижние резцы

Кто открыть его бы смог? Губы сомкнуть. Изобразить удивление.

Постучали, Постучать одной ладонью по другой. Втянуть губы, потом разжать с произнесением звука [п]

Покрутили, Потереть одну ладонь о другую. Повернуть ладони в разные стороны. Вытянуть губы «трубочкой» и выполнять движения влево – вправо.

Потянули, Потянуть ладони в разные стороны. Растянуть губы в улыбке.

И открыли. Развести руки в разные стороны. Широко открыть рот.

На основании моих занятий я сделала вывод, что :

1. У детей улучшилась координация артикуляционного аппарата.

2. Усовершенствовалась общая координация движений.

3. Кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость.

Все это создает благоприятную базу для более успешного обучения в школе. Я рекомендую шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук .

1. Ребёнок должен своевременно овладеть навыками самообслуживания. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка не должно быть затруднений в застёгивание (расстёгивание) пуговиц, завязывание шнурков, узелков.

2. Привлекать ребёнка к участию в сервировке стола, уборке помещений, игрушек.

3. Применять разнообразные виды ручной деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование, вышивание, выкладывание узоров из мозаики и счётных палочек).

4. Развивать графическую моторику, выполнять упражнения по подготовке руки к письму (работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов, штриховка).

5. Использовать различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, разнообразное нанизывание, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).

6. Выполнять массаж кистей рук и пальцев , пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением и без него , играть в пальчиковый театр , устраивать театр теней . Можно предложить массаж ладоней и пальцев рук с использованием шишек, грецких орехов.

6. Если ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами . Рисовать пальчиковыми красками можно как угодно, как захочет ваш ребенок. Рисуйте и пальчиками , и кистью, и перышком, и шерстяными нитками, и восковыми мелками, и карандашами, словом, всем тем, на что только способна ваша фантазия.

Все виды заданий проводить в игровой форме, вызывая интерес у детей, не забывать хвалить ребенка и не приводить к переутомлению.

ЛИТЕРАТУРА

Ерошкина С. Т. Пальчиковый игротренинг . http://www.logoped-sfera.ru/palchikovyj-igrotrening.html

Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики : Картотека пальчиковых игр . – СПб.: КАРО, 2008.

Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. – М.: Эксмо, 2001.

Цыбульникова Е. Н. Сопряженная гимнастика пальчиков и языка . http://festival.1september.ru/articles/566446/

http://solnushki.ru/fingerplay Шаблоны пальчиковых игрушек .

Сопряжённая гимнастика

«Цветок»

Текст произносит

взрослый

Рук

Губ и языка

Вырос высокий цветок на поляне.

Руки поднять вверх, ладони прижать одну к другой. Слегка развести и округлить пальцы.

Язык высунуть и с напряжением тянуть его к носу.

Утром весенним раскрыл лепесток.

Развести ладони. Выполнить ритмичное движение пальцами: вместе-врозь (несколько раз).

Рот широко открыть-закрыть

(в соответствии с движениями пальцев).

Всем лепесткам красоту и питанье дружно дают под землёй корешки.

Ладони опустить, прижать кисти тыльной стороной одну к другой, пальцы развести.

Язык высунуть и с напряжением тянуть к подбородку.

или театр пальчиков и языка

«Кукушка»

Текст произносит

взрослый

Движения или статичная поза

Рук

Губ и языка

Летела кукушка мимо сада.

Руки согнуты в локтях, скрестить перед грудью. Выполнять плавные волнообразные движения руками от предплечья до кончиков пальцев.

Выполнять движения языком вверх-вниз, вверх-вниз.

Поклевала.

Руки согнуты в локтях, кисти направлены вверх. Ладонь левой руки развернуть от груди, пальцы правой руки собрать в щепоть. Четыре раза (на каждый слог) коснуться щепотью ладони- «птица клюёт».

(Поцокать языком четыре раза).

Всю рассаду

Положение рук поменять, движения повторить.

Выполнять упражнение «Лошадка».

И кричала: «Ку-ку-мак!»

Пальцы обеих рук сжимать в щепоть и разжимать- «Птица раскрывает и закрывает клюв».

Округлить губы, как при произнесении звука (о),

Закрыть рот.

Лягушонок мимо плыл, щёки раздувая

Руки согнуть в локтях и выполнять волнообразные движения

Поочерёдно надувать щёки

Ножкой дрыгал влево-вправо,

Разводить пальцы в стороны, затем соединять

Выполнять движения языком влево-вправо

Устали не зная

Разводить руки в стороны «плыть»

Повторить движения языком

«Осьминог»

Текст произносит

взрослый

Движения или статичная поза

Рук

Губ и языка

Много ног у осьминога

Сжать кулаки и развернуть к себе, поочерёдно разжимать пальцы, начиная с больших.

Высунуть язык «иголочкой».

Все они ему нужны

Заменяют ему руки

Поочерёдно разжимать пальцы, начиная с больших.

Высунуть язык «иголочкой»

Очень ловкие

Поочерёдно сжимать пальцы в кулаки, начиная с мизинцев.

Попеременно надувать и втягивать щёки.

Они

Кулаки повернуть к себе и одновременно разжать

Покусать язычок.

«Пальцы растянуть по шире»

Текст произносит

взрослый

Движения или статичная поза

Рук

Губ и языка

Пальцы растянуть по шире

Пальцы растопырить, напрячь.

Растянуть губы в улыбке.

Раз, два, три, четыре, пять

Поочерёдно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с большого.

Вытянуть губы трубочкой.

Сжать их вместе-три, четыре-

Пальцы сжать в кулак, разжать.

Поочерёдно растягивать губы в улыбке и вытягивать их трубочкой

И на месте поплясать-

Выполнить движение «фонарики»

Выполнять круговые движения губами, вытянутыми трубочкой

На носок,

Высунутый язык с напряжением тянуть к носу

Потом на пятку-

Коснуться большим пальцем одной руки большого пальца другой руки

Дружно делаем

Коснуться мизинцем одной руки мизинца другой руки

С напряжением тянем язык влево

Зарядку

Коснуться указательным пальцем одной руки указательного пальца другой руки

С напряжением тянуть язык вправо

«Лиса»

Текст произносит

взрослый

Движения или статичная поза

Рук

Губ и языка

Уж как шла лиса по тропке,

Пальцами «пробежаться» от плеча до кончиков пальцев правой руки, вытянутой вперёд

Нашла грамоту на тропке

Положение рук поменять, движение повторить

Выполнять движения языком вверх-вниз

Она села на пенёк

Сжать кулаки, один кулак поставить на другой

Широкий язык на нижнюю губу и удерживать его в таком положении

И читала весь денёк:

Ладони развернуть от груди

Движения языка влево-вправо

«Мамочка, мама!

Ладони прижать одну к другой.На каждый слог мизинцы размыкать и смыкать

Поочерёдно растягивать губы в улыбке и вытягивать «трубочкой»

Милая моя,

Те же движения выполнять средними пальцами

Мамочка мама!

Те же движения выполнять безымянными пальцами

Я люблю тебя!»

Те же движения выполнять указательными пальцами

При соприкосновении подушечек пальцев вытянуть губы как для поцелуя

«Мышки»

Текст произносит

взрослый

Движения или статичная поза

Рук

Губ и языка

Раз, два, три, четыре-жили мышки на квартире

Хлопнуть в ладоши, согнуть руки в локтях, левая рука сжата в кулак, правая ладонь раскрыта (менять)

Поочерёдно надувать щёки

Чай пили,

Кисти рук собрать в «чашечку»

Высунуть широкий язык, на вдохе и выдохе воздушная струя проходит по середине языка.

Чашки били,

Резко разомкнуть ладони, развернуть их вниз

По-турецки говорили:

Пальцы сцепить в «замок», выполнять кистями плавные волнообразные движения

Широким кончиком языка выполнять движения вперёд-назад по верхней губе «болтушка»

«Чаби, чиляби, чиляби, чаби»

На каждое слово поочерёдно соединять пальцы рук

То же самое.

«ОВОЩИ»

Текст произносит

взрослый

Движения или статичная поза

Рук

Губ и языка

Вырос у нас чесночок

Правая рука: ладонь в горизонтальном положении, пальцы растопырены, массаж указательного пальца, потягивание его.

Рот широко открыт (изображаем круглую форму овощей), закрываем рот.

Перец, томат, кабачок

Массаж среднего пальца

Чередуем широко открытый рот с улыбкой.

Тыква, капуста, картошка

Массаж безымянного пальца

Открываем-закрываем рот

Лук и немного горошка

Массаж мизинца

Широко открытый рот-улыбка

Овощи мы собирали

Левая рука: Массаж указательного пальца

Широкий язык на нижней губе- «лопаточка»

Ими друзей угощали

Массаж безымянного пальца

Высунутым языком поочерёдно облизывать губы

Квасили, ели, солили

Массаж среднего пальца

Кусаем язычок

С дачи домой увозили

Массаж мизинца

Губы растянуты в улыбке

Прощай же на год наш друг огород

Руки вверх-шевелим растопыренными пальцами

Вытянутым языком делаем «Часики»

«Капуста»

Текст произносит

взрослый

Движения или статичная поза

Рук

Губ и языка

Мы капусту рубим, рубим,

Прямые ладони ставим на ребро и стучим по столу

Язычок стучит по верхним зубам- «д-д-д»

Мы капусту трём, трём,

Трём кулаки друг о друга

Щёлкать язычком «Лошадки»

Мы капусту солим, солим,

Пальцами сложенными в щепотку «солим» по кругу

Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык

Мы капусту жмём, жмём

С силой сжимать и разжимать кулачки рук

Зубы сжаты, губы растянуты в улыбке

А потом мы капусту в рот кладём- Ам!

Поочерёдно подносим ко рту пальцы правой и левой руки

Имитируем процесс жевания с закрытым ртом.

«В лес за грибами»

Текст произносит

взрослый

Движения или статичная поза

Рук

Губ и языка

За грибами в лес пошли,

Указательным и средним пальцами имитировать движение ног при ходьбе

Широким языком дотронуться до верхних зубов, затем до нижних зубов (с наружной стороны)

Много там грибов нашли,

Руки развести в стороны

Прижать язык всей плоскостью к небу (язык присасывается)

Встретили косого зайку,

Руки приставить к голове (ушки)

Закусывать то верхнюю, то нижнюю губу

Убежал от нас зазнайка

Пальцами одной руки «пробежаться» по ладони другой руки

Выполнять движения языком влево-вправо (рот закрыт)

Мишка ел в кустах малину и отдал нам половину

Руками погладить живот

Имитировать процесс жевания

Дятел тукал: тук да тук

Указательным пальцем правой руки касаться ладони левой руки на каждый слог

Широким кончиком языка постучать о небо, произнося звук (д-д-д)

Раздавался громкий звук

Положение рук поменять, повторить движение

Повторить звук (д-д-д).

«Дятел»

Текст, произносит

взрослый

Движения или статическая поза

Рук

Губ и языка

Тук – тук – тук

Тук – тук – тук,

Раздаётся чей –

то стук.

На первую строчку - постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой; на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой.

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы.

Это дятел на сосне

Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево.

Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д – д – д - д»

Долбит клювом по коре.

Пальцами, изображающими клюв, постучать по ладони другой руки.

«Рыбка плавала в пруду»

Текст произносит

взрослый

Движения или статичная поза

Рук

Губ и языка

Рыбка плавала в пруду, хвостиком виляла

Выполнять руками волнообразные движения

Выполнять движения языком вверх-вниз

Корм глотала на ходу,

Указательный, средний, безымянный и мизинец соединяются с большим пальцем (каждой руки)

Округлить губы, как при произнесении звука (о), закрыть рот.

Ротик открывала

Пальцы вместе-соединяем с большими пальцами рук

Открываем и закрываем рот

«Фрукты»

Текст произносит

взрослый

Движения или статичная поза

Рук

Губ и языка

По базару ходили мы

Указательный и средний пальцы обеих рук выполняют движения ходьбы по столу

Язык упирается в верхние зубы произнося звук «т-т-т»

Много груш там и хурмы

Руки поставить на локотки на стол, ладошки друг к другу, одновременно сгибать и разгибать пальцы рук

Упражнение «Лошадка» (быстро щелкать языком)

Есть лимоны, апельсины,

Сжать пальцы в кулачки и разгибать по одному мизинец, безымянный

На каждое название с силой упираемся языком в щёки (в левую, правую)

Дыня, сливы, мандарины,

Средний, указательный, большой пальцы разгибаем

Проводим языком по зубам

Но купили мы арбуз, это самый вкусный груз

Соединять пальцы обеих рук в шар, отрывая и соединяя их

Надули щёки

«Гармошка»

Текст, произносит

взрослый

Движения или статическая поза

Рук

Губ и языка

Мы играли на гармошке.

Громко хлопаем в ладошки.

Соединить ладошки вместе.

Хлопать в ладоши.

Улыбнуться, рот открыт. Присосать широкий язык к нёбу.

Головой слегка качаем.

Руки кверху поднимаем.

Головой кивать вперёд.

Руки поднять вверх.

Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

«Киска сердится»

Текст, произносит

Взрослый

Движения или статическая поза

Рук

Губ и языка

На скамейки у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Соединить большой палец с безымянным и средним пальцами, вытянуть вверх мизинец и указательный палец.

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние резцы.

Кошка глазки закрывает,

Кошка спинку выгибает.

Соединить все пальцы в щепотку, опустить вниз.

На счёт «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние резцы.

«Часики»

Текст произносит

взрослый

Движения или статичная поза

Рук

Губ и языка

Тик-так, тик-так

Указательными пальцами обеих рук выполнять движения, напоминающие маятник

Кончиком языка тянуться к уголкам рта

Мы всегда шагаем в такт

Указательными и безымянными пальцами «шагают» по столу

Язык вверх-вниз

Вправо шаг, влево шаг

Пальцы бегут вправо-влево

Рот открыт повторяем звук (а-а-а)

«Замок»

Текст, произносит

взрослый

Движения или статическая поза

Рук

Губ и языка

На двери висит замок.

Пальцы сцепить в «Замок»

Зубы сомкнуть, губы растянуть в улыбке, чтобы были видны верхние и нижние резцы

Кто открыть его бы смог?

Губы сомкнуть. Изобразить удивление.

Постучали,

Постучать одной ладонью по другой.

Втянуть губы, потом разжать с произнесением звука [п]

Покрутили,

Потереть одну ладонь о другую. Повернуть ладони в разные стороны.

Вытянуть губы «трубочкой» и выполнять движения влево – вправо.

Потянули,

Потянуть ладони в разные стороны.

Растянуть губы в улыбке.

И открыли.

Развести руки в разные стороны.

Широко открыть рот.

«Лошадка»

Текст, произносит

взрослый

Движения или статическая поза

Рук

Губ и языка

На лошадке ехали,

В огород заехали.

Лёгкие приседания, руки вытянуты, будто держат вожжи.

Гоп – гоп! Гоп – гоп!

Хлопки: два коротких, один длинный.

Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки.

На машине ехали,

До угла доехали

Повороты руками, которые будто держат руль.

Соединить вместе, расслабленные губы.

Би –би-би!

Би-би –би!

Большим пальцем подавать «сигнал».

Сильно подуть, чтобы губы «задребезжали»

Пароходом ехали,

До горы доехали.

Рука сжата в кулаке вверху. Движения руки вниз – вверх,

Вниз – вверх и т.д.

Губы в улыбке. Слегка «прикусить» кончик языка и погудеть [л –л -л] Губ и языка

Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб.

Вот на пальму лезет краб.

Левую руку вертикально согнуть в локте, пальцы растопырить и направить вверх («пальма»).Пальцами правой руки имитировать движения краба вверх по левой руке – от локтя к кончикам пальцев

Широким кончиком языка погладить нёбо, выполняя движения вперёд - назад

Ах – ох – иех. Сверху вниз летит орех

Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб.

На песок сползает краб.

Пальцами правой руки имитировать движение краба вниз от кончиков пальцев левой руки к локтю

С напряжением тянуть язык к подбородку

С помощью мимики и жестов изобразить удивление

Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб.

Вновь на пальму лезет краб.

Левую руку согнуть в локте, кисть вверх, пальцы растопырить. Пальцами правой руки имитировать движения краба вверх по левой руке - от локтя кончикам пальцев

Широким кончиком языка гладить небо, выполняя движения вперёд-назад

Ах – ох – иех. Сверху вниз летит орех.

Кистью правой руки плавно соскользнуть по левой руке вниз

Высунуть язык и выполнять движения вверх-вниз

Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб.

На песок сползает краб.

Кисть правой руки имитировать движение краба вниз от кончиков пальцев левой руки к локтю

С напряжением тянуть язык к подбородку

Ах – ох – иех. Краб внизу, а где орех?

С помощью жестов и мимики изобразить удивления

Хром, хром, хром, хром.

Две мышки под кустом.

Хряп, хряп, хряп

Подушечками пальцев обеих рук погладить щёки

Имитировать процесс жевания

Ну и чудик этот краб!

Большими и указательными пальцами оттянуть уши

Высунуть язык

Пояснительная записка

В пособии представлены комплексы сопряжённой гимнастики для преодоления речевых расстройств у детей дошкольного возраста.

У многих детей плохо развита речь. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка.

Доказано, что становление речи тесно связано с развитием тонких движений пальцев рук:

Почему человек не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами?

И наоборот: почему ребёнок сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

Задача педагога- вовремя помочь ребёнку, в системе используя все способы и приёмы развития, активизации речи в том числе такие как:

1.Обыгрывание артикуляционных упражнений.

2.Пальчиковая гимнастика.

3.Биоэнергопластика (соединение движений артикуляционного аппарата с движением кистей и пальцев рук).

3.Опора на кинестетические ощущения ребёнка.

4.Использование нетрадиционной Су-Джок терапии и др.

Комплекс упражнений по сопряжённой гимнастике выполняется в достаточно быстром темпе, со сменой поз (сидя на полу, стульях, стоя в кругу и т.д.), можно использовать как психогимнастику или разминку.

Гимнастика не должна быть утомительной, желательно контролировать время-оно для каждого ребёнка индивидуально (в зависимости от психофизического развития ребёнка).

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками.

Рот открыт. Широкий язык положить на нижнюю губу. Боковые края языка загнуть вверх.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву,

А по буйным волнам

Плывут рыбки тут и там.

Поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

Подуть. По середине языка проходит тёплая воздушная струя.

Сопряженная гимнастика или театр пальчика и языка


Негодина С.Ю., учитель-логопед, Cтруктурное подразделение детский сад N 21 “Красная шапочка” государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы N16 города Жигулёвска городского округа Жигулёвск Самарской области.

Краткая аннотация.

Применение сопряженной гимнастики в логопедической практике ускоряет исправление дефектных звуков у детей-логопатов, так как работающая рука многократно усиливает импульсы, идущие к речевой зоне коры головного мозга от языка. А включение в гимнастику кинезиологических упражнений синхронизирует работу больших полушарий, улучшает компенсаторные возможности головного мозга, тем самым способствует устранению дефектов. Эта статья поможет учителям-логопедам, педагогам, работающим с детьми с речевой патологией, эффективно осуществлять коррекцию речевых нарушений. Тексты для “Театра пальчиков и языка” подобраны с учетом лексических тем, что позволяет использовать сопряженную гимнастику систематически в работе с детьми.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. У детей-логопатов, особенно у детей с различными формами дизартрии снижены и нарушены кинестетические ощущения. Для того, чтобы привлечь внимание ребенка к этим ощущениям, чтобы научить его управлять движениями пальцев рук, языка, губ, я использую в своей работе с детьми сопряженную гимнастику или иначе говоря “Театр пальчиков и языка”. Еще В.А. Сухомлинский говорил: “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.(4,3) Одновременные движения руки и органов артикуляции оказывают благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей.

Применение сопряженной гимнастики ускоряет процесс исправления дефектных звуков, так как работающие мышцы пальцев рук многократно усиливают импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. В “Театр пальчиков и языка” я включила упражнения “Гимнастики мозга” , разработанной П.Деннисоном и Г.Деннисоном. Это позволяет синхронизировать работу полушарий головного мозга, дает возможность задействовать те участки коры больших полушарий, которые раньше не участвовали в обучении, что способствует улучшению внимания, памяти, мышления ребенка, а, следовательно, компенсаторных возможностей мозга. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой усиливает результативность занятий. “Театр пальчиков и языка” повышает у детей интерес к артикуляционным упражнениям, превратив их в занимательную игру. Для сюжетов я использовала тексты рассказов из комплекта опорных картинок Г.Е. Сычевой, которые адаптировала под эти упражнения, некоторые рассказы придумала сама.

“Театр пальчиков и языка” может являться одним из составляющих логопедических занятий, может использоваться воспитателями и другими специалистами в качестве разминки, организационного момента. Рекомендуется использовать “Театр пальчиков и языка” во второй половине учебного года или на втором году обучения, когда у детей уже сформированы устойчивые навыки артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Тексты сюжетов подобраны с учетом лексических тем, что позволяет использовать сопряженную гимнастику систематически в работе с детьми-логопатами. “Театр пальчиков и языка” я использую еще и для развития связной речи. После предварительной работы ребенок пересказывает тексты, опираясь на упражнения, которые показывают вслед за логопедом другие дети. Показ упражнений является своеобразной опорной схемой для пересказа.

Систематическое использование “Театра пальчиков и языка” на занятиях и вне занятий позволяет добиться следующих результатов:

Сопряженная работа пальчиков и органов артикуляции приводит к усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи;

Упражнения, объединенные одним сюжетом, создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка;

Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять;

Развивается память детей, так как они учатся запоминать определенные положения рук и языка и последовательность движений;

Развивается воображение и фантазия. В подготовительной группе дети, овладев упражнениями, сочиняют самостоятельно целые истории.

Тексты рассказов и подробные описания упражнений, в которых отражены лексические темы:

Для лексических тем: “Домашние животные”, “Лето”.

У бабушки в деревне.

1.Вот и пришло долгожданное лето.

2. Маша поехала на поезде к бабушке.

Губы вытянуть трубочкой. Пальцы рук сжимать в кулачки и разжимать.

3.У бабушки большой красивый дом.

4.Под окнами – клумба с цветами.

5.По двору бродят пестрые куры.

6.Протяжно мычат коровы.

7.Греется на крыльце рыжая кошка.

8. Маше нравится отдыхать у бабушки!

Улыбнуться, показать зубы. Пальцы сжаты в кулак, выставляются вверх большие пальцы.

Для лексических тем: “Домашние животные”, “Продукты питания”.

Утро в деревне.

1.Маша проснулась рано утром и вышла во двор.

2.Котенок Тимка лакает молоко из блюдца.

Язык-чашечка двигается вперед-назад. Руки в форме чашечки.

3.Куры клюют зерно.

Кончиком языка постучать в альвеолы. Подушечками указательных пальцев постучать по столу.

4.У сарая стоит корова Зорька.

Губы вытянуть трубочкой. Пальцы сжаты в кулак, выставляются вперед только указательный палец и мизинец.

5.Бабушка несет в дом полное ведро парного молока.

Язык и руки в форме чашечки.

6. “Пойдем завтракать, внученька! Блины на столе!”- зовет она Машу.

Язык свободно лежит на нижней губе. Кисти рук прижаты друг к другу, ладони повернуты вверх.

Для лексических тем: “Лес. Грибы.”, “Дикие животные”

В лес за грибами.

1.Однажды Маша и бабушка пошли в лес за грибами.

2.В лесу раздается стук дятла.

Кончиком языка постучать в альвеолы произносить отчетливо: д-д-д. Подушечками указательных пальцев постучать по столу.

3.С ветки на ветку прыгают рыжие белки.

Язык то спрятан за зубами, то высунут вперед. Руки лежат на столе. Правая рука ладонью вверх, левая -вниз. Затем положение рук меняется: левая-ладонью вверх, правая- вниз.

4. Из травы выглядывают грибы: подосиновики, боровики.

Язык подвести к небу и подтянуть вверх. Одна рука-ножка гриба (пальцы, сложенные щепоткой). Вторая рука- шляпка (горизонтально лежащая на “ножке” ладонь).

5.Фыркнул и спрятался под кустиком колючий ежик.

6. Корзинки быстро наполнились грибами.

Язык в форме чашечки, пальцы переплетены, ладони вверх.

7.Пора идти домой.

Кончик языка напряженно прижат к небу. Пальцы рук “домиком”.

Для лексической темы “Весна”.

Весна в лесу.

1.Лес пробудился от зимнего сна.

Улыбнуться, показать зубы. Поднять руки вверх, потянуться.

2.Ели и сосны стряхнули со своих лап снежные шали.

3.На лесных полянках появились первые проталины.

Язык свободно лежит на нижней губе. Кисти рук прижаты друг к другу, ладони повернуты вверх.

4.Раскололся лед на реке. Начался ледоход.

5.Набухают почки на ветках деревьев.

Надуть щеки. Сложить ладони вместе в форме бутона.

6.На опушке леса прыгают на солнышке зайцы.

7.Весна пришла!

Улыбнуться, показать зубы. Поднять руки вверх. Растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее.

Для лексической темы “Осень”.

Поздняя осень.

1.Сегодня весь день идет дождь.

2.Сильный холодный ветер раскачивает деревья.

Язык попеременно то в левом уголке губ, то в правом. Сложенные вместе ладони наклоняются то вправо, то влево синхронно с языком.

3.Кружатся в воздухе желтые листья.

Язык в форме иголочки совершает круговые движения. Указательные пальцы обеих рук рисуют в воздухе круги.

4.Большие грязные лужи на асфальте мешают прохожим.

Язык свободно лежит на нижней губе. Кисти рук прижаты друг к другу, ладони повернуты вверх.

5.Люди, прячась под зонтами, спешат домой.

Язык подвести к небу и подтянуть вверх. Одна рука-ножка зонта (указательный палец). Вторая рука- шляпка (горизонтально лежащая на “ножке” ладонь).

6.Только воробьи никуда не спешат, они прячутся от дождя под крышей беседки.

Кончик языка напряженно прижат к небу. Пальцы рук “домиком”.

Для лексических тем: “Зима”, “Дикие животные”.

1.Зима укутала белым снегом все вокруг.

Язык свободно лежит на нижней губе. Ладонь правой руки лежит на тыльной стороне левой руки.

2.Голые деревья стынут на морозе.

Язык тянется к носу. Руки от локтя до запястья прижаты друг к другу. Кисти развернуты в стороны.

3.Только сосны и ели распушили свои зеленые иголки.

Язык тянется к носу. Руки от локтя до запястья прижаты друг к другу. Кисти развернуты в стороны, пальцы рук растопырены и напряжены.

4.Рыщет по лесу в поисках добычи голодный серый волк.

Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик языка. На каждой руке соединить указательный, средний, безымянный пальцы. Мизинец отдельно от других пальцев опускается и поднимается.Волк открывает и закрывает воображаемую пасть.

5.Прячется под кустом заяц-беляк.

Язык попеременно то на нижней губе, то на верхней. Руки сжать в кулаки, вытянуть вверх указательный и средний пальцы.

6.А медведь спит себе в берлоге, не страшна ему зима.

Язык свободно лежит на нижней губе. Ладони рук сложить вместе. Закрыть глаза.

Для лексических тем: “Новый год”, “Дикие животные”.

Новый год.

1.Дед Мороз исполняет все желания, нужно только написать письмо.

Язык плавно двигается вперед-назад. Указательные пальцы обеих рук рисуют в воздухе волнистую линию.

2.Медведь в берлоге мечтает о бочке меда.

3.Заяц- о вкусной морковке.

4.Воробьи- о кормушке, полной зерен и хлебных крошек.

Кончик языка напряженно прижат к небу. Пальцы рук “домиком”.

5.Деревья- о том, чтобы скорее наступило лето.

Улыбнуться, показать зубы. Поднять руки вверх. Растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее.

6.А Максимка мечтает о футбольном мяче.

Язык упирается попеременно то в правую, то в левую щеку внутри. Указательные пальцы обеих рук рисуют в воздухе круги.

Для лексических тем: “Семья”, “Город”.

Воскресный день.

1.В воскресный день папа повел Машу в парк.

Язык двигается вверх-вниз. Шагают по столу указательный и средний пальцы.

2.На детской площадке играют малыши.

Язык свободно лежит на нижней губе. Кисти рук прижаты друг к другу, ладони повернуты вверх.

3.Малыши наполняют ведерки и формочки песком.

Язык и руки в форме чашечки.

4.Ребята постарше катаются на качелях.

5.Ах, как высоко к небу взлетают качели!

Язык тянется к носу. Упереться подушечками указательных пальцев рук в край стола, нажать на него, выгибая пальцы.

6.Девочки играют в классики и прыгают через скакалку.

7.Маша покачалась на качелях.

Язык двигается вверх-вниз. Кисти рук смотрят вниз. Покачать восемью пальцами (без больших).

8.Потом попрыгала с девочками через скакалку.

Кончиком языка постучать в альвеолы. Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола.

9.Погуляла с папой по аллеям.

Язык двигается вверх-вниз. Шагают по столу указательный и средний пальцы.

10.К обеду папа и Маша вернулись домой.

Кончик языка напряженно прижат к небу. Пальцы рук “домиком”.

Для лексической темы “Посуда”.

Сказка о чайнике.

1.Жил-был чайник.

Язык тянется к носу. Подушечки пальцев соединены вместе, кисти рук принимают форму шара. Большие пальцы вытянуты в сторону.

2.Чайник был пузатый-препузатый.

Надуть щеки. Руки сжать в кулаки.

3.У него была ручка,

Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними резцами, спинка языка прогибается вверх. Упереться подушечками пальцев в стол, нажать на них, выгибая пальцы.

4. крышка,

Язык свободно лежит на нижней губе. Кисти рук прижаты друг к другу, ладони повернуты вверх.

5.и маленький носик с одной ноздрей.

Язык в форме иголочки. Пальцы рук собраны в щепотку.

6.Чайник был железный и очень полезный.

Кончик языка напряженно прижат к небу. Пальцы сжаты в кулак, выставляются вверх большие пальцы.

7.Люди его любили и чай из него пили.

Язык и руки в форме чашечки.

Наша яблоня.

1.У нас в саду есть яблоня.

Язык тянется к носу. Руки от локтя до запястья прижаты друг к другу. Кисти развернуты в стороны.

2.За яблоней надо ухаживать, чтобы на ней были яблоки.

Язык горкой за нижней губой. Руки от локтя до запястья прижаты друг к другу. Пальцы рук сжаты в кулаки.

3.Весной надо побелить ствол.

Язык поглаживает твердое небо вперед-назад. Левая рука стоит на локте, кисть правой руки поглаживает левую снизу вверх, сверху вниз.

4.Землю вокруг яблони нужно рыхлить.

Покусать кончик языка зубами. Кисти рук ритмично выполняют упражнение ребро-ладонь.

5.Если летом нет дождя- яблоню надо поливать.

Кончиком языка постучать в альвеолы. Подушечками больших пальцев постучать по столу.

6.На зиму нужно положить удобрения.

Язык в форме лопаточки лежит на нижней губе. Правая рука лежит на левой ладонью вверх.

7.Без ухода урожая не жди!

Язык в форме чашечки. Пальцы рук переплетены, ладони вверх.

8.Осенью из яблок сварим вкусное яблочное варенье.

Язык облизывает губы. Левая ладонь в форме чашечки, указательный палец правой руки совершает круговые движения синхронно с движением языка.

1.Принесли нам всем игрушки.

Язык в форме чашечки. Кисти рук прижаты друг к другу, ладони повернуты вверх, образуя форму чашки.

2.Кто захочет, тот возьмет.

Язык в форме чашечки двигается вперед-назад. Кисти рук прижаты друг к другу, пальцы рук сгибаются и разгибаются.

3.Вот вам мяч с полоской яркой,

Рот закрыт, язык упирается в щеку. Ладони и пальцы рук прижаты друг к другу, образуя форму шара.

Пощелкать кончиком языка. Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола.

Язык в форме иголочки совершает круговые движения. Указательные пальцы рук в воздухе рисуют круги синхронно с движением языка.

6. и пароход.

7.Пароход гудит, гудит,

Язык зажат между зубами, “погудеть”, как пароход. Положение рук прежнее.

8.Капитан на нем стоит!

Кончик языка упирается в небо. Руки от локтя до кончиков пальцев прижаты друг к другу, направлены вверх.

Путешествие маленькой машинки.

1.Однажды утром маленькая машинка выехала из гаража.

Кончик языка напряженно прижат к небу. Пальцы рук “домиком”.

2.Поехала машина по длинной дороге.

Язык максимально высунут изо рта. Руки от локтя до кончиков пальцев прижаты друг к другу, лежат на столе горизонтально.

3.Она съехала с горы.

Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка прогибается горкой. Упереться подушечками пальцев в стол, нажать на них, выгибая пальцы.

4.Объехала дерево.

Язык в форме иголочки совершает круговые движения. Указательные пальцы рук на столе рисуют круги.

5.Заехала в лес, в котором росли липы и березы.

Язык тянется к носу. Руки от локтя до запястья прижаты друг к другу. Кисти развернуты в стороны.

6.В лесу на ветке березы качалась любопытная сорока.

Кончик языка касается то левого, то правого уголка губ. Кисти рук ладонями вниз на столе совершают движения вправо-влево синхронно с движением языка.

7.Под кустом орешника спал колючий ежик.

Язык в форме иголочки. Руки сложены в замок, пальцы подняты вверх.

8. Полюбовалась машинка красотой леса и вечером вернулась домой.

Кончик языка напряженно прижат к небу. Пальцы рук “домиком”.

1.Это бегемот.

Надуть щеки. Пальцы рук сжать в кулаки.

2.Его привезли из Африки на пароходе.

Язык зажат между зубами (упражнение “Пароход гудит”). Ладони рук прижаты друг к другу, стоят ребром на столе, указательные пальцы вытянуты вверх.

3.Бегемоты там живут в реке.

Язык плавно двигается вперед-назад. Руки делают волну.

4.Едят они траву по берегам.

Язык в форме иголочки тянется вверх. Растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее.

5.Пасть у бегемота огромная.

Широко открывать и закрывать рот. Кисти рук ладонями вниз. На каждой руке 4 пальца сомкнуты. Большой палец отдельно. Когда рот открывается, на каждой руке большие пальцы опускаются вниз, а 4 пальца поднимаются вверх.

6.Ноги короткие и толстые.

Язык свернут трубочкой. Пальцы рук сжаты в кулаки.

7.В зоопарке плохо бегемоту зимой.

Язык свободно, расслабленно лежит на нижней губе. Кисти рук расслабленны, свисают вниз.

8.Он солнце любит, жару.

Губы в улыбке. Растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее.

Используемая литература:

1. А.Колесников “Гимнастика мозга, или легкие способы развития ребенка”, Центорполиграф, 2009 год.

2. М.А. Поваляева “Сказки о веселом язычке” Ростов-на-Дону, Феникс, 2002 год.

3. Г.Е. Сычева “Опорные картинки для пересказа текстов” Выпуски 1,2,3. Книголюб, 2007 год

4. С.И. Токарева “Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет. Игровые методы и приемы: пальчиковый тренинг, сопряженная гимнастика.” Волгоград, Учитель 2012 год.

5. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова “Пальчиковая гимнастика” М,:АСТ: Астрель, 2007 год.

В сопряженной гимнастике предлагаются упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Они способствуют не только развитию мелкой моторики, но и лучшей координации движений, повышающей общую работоспособность ребенка на занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Зимняя прогулка на детскую площадку»

Артикуляционная гимнастика с движением.

Составила учитель-логопед Буркотенко-Буркот Людмила Анатольевна.

Текст произносит взрослый

Движения рук - языка

1. Пойдем с тобой гулять .

(Шагаем, одновременно язык высовываем и засовываем).

Стоп! Много снега намело, не пройти на детскую площадку. Расчистим ее, берем лопату .

(Руки ладошками вверх, язык «лопатка». Ладошки в форме «чашечки», складываем в кулак, язык – «чашечка» убираем во внутрь) . – 5-10 раз.

Откопали карусель. Покатаемся.

(Кружимся в одну сторону, язычком по кругу в одну сторону; кружимся в другую сторону – язычком по кругу в другую сторону). – 5-8 раз.

Покатались на карусели, а еще качели есть на площадке, покачаемся.

(приседаем, руки на поясе, одновременно язык за нижние зубы, встаем, язык за верхние и наоборот: присели – за верхние, встали – за нижние). 8-15 раз.

Ой! Смотри, какая лошадка из снега. Поскакали

(скачем, высоко поднимая колени, руки согнуты в локтях. Языком щелкаем, цокаем.)

Останавливаем лошадку – «Прррр»

(губами или кончиком языка).

Слезли с лошадки. Ой, что случилось? Забор снегом поломало, починим .

(Кулачками стучим друг о друга, языком – упр. «Молоток»-т-т-т).

Красивый забор получился, улыбнемся.

(упр. «Заборчик», «Улыбка». Руки в стороны.).

Руки замерзли у нас, погреемся.

Вдох через нос, выдох через рот «Х-х-х-х»).

Руки согрели, а сами еще не согрелись, попрыгаем сначала на одной ноге, потом на другой.

(Язык выполняет упр. «индюк».........)

А еще, горка какая есть на площадке! Покатаемся.

(Приседаем, язык «горкой», зубами «катимся» по языку, встали – язык «горкой» и т.д.).- 5-8 раз.

Смотрим который час. Пора возвращаться домой. Как часики тикают?

(Руки на поясе, наклоны туловища вправо-влево, язык так же и наоборот наклон влево, язык – вправо; наклон вправо, язык - влево).- 8-10 раз.

Пришли домой.

Шагаем, одновременно язык высовываем и засовываем ),

мама нам конфетки купила, едим.

(Упр. «Конфетка»).- 5 раз.

Шарики надуваем.

(Упр. «Шарики», сдуваем, нажимая пальцами.) - 5-6 раз

Сопряженная гимнастика,
или Театр пальчиков и языка

Цели занятий

Привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ; научить управлению этими движениями.

Методические пояснения

В сопряженной гимнастике предлагаются упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Они способствуют не только развитию мелкой моторики, но и лучшей координации движений, повышающей общую работоспособность ребенка на занятиях.

Проводимая в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз (сидя - за партами или за общим столом, стоя - в кругу или шеренге), сопряженная гимнастика может применяться и как физкультминутка.

Упражнения объединены простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка. Опорные рисунки к таблице имеют номера, соответствующие порядковому номеру упражнения. В создании нехитрых сюжетов желательно участие самих ребят - это соавторство вызывает дополнительный интерес, пробуждает творческую инициативу.

Текст произносит взрослый (желательны «подсказки» детей)

Движения или статичная поза

рук

языка

1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.

Имитация ходьбы пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным

Язык движется вверх- вниз, вверх-вниз, вверх-вниз

2. Подошли к опушке - ровной-ровной,глад- кой-гладкой.

Ладони ребрами тесно прижаты друг к другу, пальцы выпрямлены

Рот открыт, язык свободно лежит на нижней губе

3. На опушке - большое дерево. Вот его ствол.

Локти, ладони соединены, пальцы подняты вверх

Язык высовывается и напряженно тянется к носу

4. Вот его крона.

Пальцы чуть согнуты

Скругленные края языка загнуты вверх «чашечкой»

5. Крона состоит из веток и листьев.

Пальцы напряженно вытянуты и широко расставлены. Ладони соединяются «чашечкой»

Язык в позе «чашечки»

6. Листья, которые так весело играют с ветерком летом, осенью опадают.

Пальцы широко расставлены и попеременно двигаются. Кисти расслаблены, руки свободно опущены вдоль туловища

Движения языком вверх- вниз (язык со скругленными краями). Язык расслабленно опускается на нижнюю губу

7. Вот его корни.

Кисти рук тыльной стороной соединяются у запястья, пальцы напряженно тянутся вниз

Язык напряженно тянется вниз

8-9. На дереве гнездо. В нем живет птица. Она то влетает в гнездо, то вылетает из него. Ей надо кормить птенцов.

Руки соединяются ребрами ладоней «чашечкой».

Большие пальцы то опускаются на дно чашечки, то разводятся в стороны

Язык «чашечкой».

Язык движется вверх- вниз и попеременно в стороны или убирается за зубы

10. Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые,

у других - тонкие.

Щепоть одной руки показывает толстую ножку, а ладонь другой руки - шляпку. Положение рук меняется: то, что делала правая рука, делает левая, и наоборот (грибов-боровиков много). Указательный палец одной руки - ножка, а ладонь другой руки - шляпка; положение рук меняется (поганок очень много)

Язык сначала мягко присасывается к твердому небу, затем напряженно (гриб растет)

11. Дерево растет.

Руки тянутся вверх, к солнышку

Язык тянется к носу

12. И грибы растут.

См. упражнение 10

Чередовать: язык то присасывается к небу, то прогибается «чашечкой»

13. Собираем их в корзину.

Переплетаем пальцы «корзинкой»

Язык - «чашечкой»

См. первое упражнение - имитация ходьбы

Язык - как в первом упражнении

15. Растет дикая яблонька. На ней плоды - яблочки.

Руки от локтей до запястий сведены вместе, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх

Язык скругленный, выгнутый, с опорой на верхнюю губу

16. Они кислые.

Махнуть рукой: «эх!»

Сморщиться и слегка высунуть язык

17. Но дома сварим из них варенье - во какое!

Большой палец правой руки поднят кверху - жест одобрения

Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губы

18. Поэтому соберем их в корзины.

Пальцы рук переплетены «корзинкой»

Язык - «чашечкой»

19. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.

Руки в стороны: плавные движения от плеч к пальцам

Плавное движение широким языком вперед-назад

20. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.

Сложить ладони «лодочкой». Руки совершают волнообразные движения

Язык сложить «лодочкой» (боковые края поднять вверх). Вытягиваем язык вперед и убираем назад

21. Приплыли домой.

Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком») языка

Язык присасывается к небу (крыша домика)


Комплекс упражнений по сопряжённой гимнастике для пальцев и языка разработан на основе методических рекомендаций И.Г. Выгодской и Н. В. Берковской. Работа по развитию тонкой моторики может осуществляться как в системе коррекционных занятий, так и в виде рекомендаций родителям. Упражнения с можно использовать как психогимнастику или разминку.

У многих детей плохо развита речь.
В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трёхлетний ребёнок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам.И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка. Однако если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, активизация речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. На основе методических рекомендаций И.Г. Выгодской и Н. В. Берковской, личного опыта разработала комплекс упражнений по сопряжённой гимнастике для пальцев и языка.

Практика подтверждает эффективность этих приёмов. Это достигается благодаря комплексному подходу с использованием различных приёмов, в том числе и этих:

  • одновременная работа над всеми нарушенными звуками;
  • имитация руками артикуляционных упражнений;
  • обыгрывание артикуляционных упражнений;
  • опора на кинестетические ощущения ребёнка;
  • использование нетрадиционной су-джок-терапии, пальчиковой гимнастики;
  • метод искусственной локальной гипотеррапии;
  • воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.

Изучив аспекты данной проблемы, мною была определена цель: помочь дошкольнику укрепить мышцы рук, развить ловкость и координацию движений кисти ребёнка.

Исходя из данной цели, были определены следующие задачи:

  1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
  2. Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для неё оптимальное время.
  3. Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями.
  4. Установить, влияет ли развитие пальцевой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей.
  5. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

Упражнения сопряжённой гимнастики, выполняемые детьми в достаточно быстром темпе, с весёлым настроением, со сменой поз (сидя на полу или на стульях, сидя на фитболах, стоя в кругу и т.д.), можно использовать как психогимнастику или разминку.

Считаю, что заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанны с речевой функцией.
Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

На протяжении всей коррекционной работы провожу, ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребёнком по овладению навыками речи ускоряют её развитие на три-четыре недели уже в первом полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.

Комплексы пальчиковой гимнастики применяю для устранения дефектов речи у детей. Эти упражнения используют и другие специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), и воспитатели.

На мой взгляд, коррекционная работа должна строиться с учётом того, что нарушение тонкой моторики у дошкольников носит системный характер и охватывает практически все звенья двигательного акта. Комплекс упражнений успешно апробирован в течении трёх лет в детском саду оздоровительного типа. При проведении упражнений необходимо помнить: у детей долгое время ведущей деятельностью остаётся игровая. Поэтому занятия желательно проводить в форме игры.

Работа по развитию тонкой моторики может осуществляться как в системе коррекционных занятий, так и в виде рекомендаций родителям. Предлагаю систему упражнений, которую разделила на блоки. Только после полноценного овладения одним блоком можно переходить к следующему.

Первый блок. Развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта.

Вначале ребёнка необходимо обучить приёмам самомассажа рук. Самомассаж – один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно два-три раза в день. Самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей. Самомассаж начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони сначала одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего следует комплекс движений.

Второй блок. Развитие кинетического компонента двигательного акта.

Движения кистями рук. Выполняются по образцу, производятся сначала одной, потом другой рукой, затем двумя руками одновременно.
Катать теннисный мячик по наклонной плоскости ладонью.
Сжимать резиновые игрушки, направляя воздушную струю в ту или другую сторону.

Третий блок. Развитие динамической координации движений.

Движения выполняются сначала поочерёдно то одной, то другой рукой, затем двумя руками одновременно.

Развитие реципрокной координации движений.

В предложенной методике развития тонкой моторики у дошкольников использованы идеи, приёмы, упражнения из разных источников, однако она является не компилятивным обобщением, а системой, позволяющей эффективно осуществлять коррекцию двигательных нарушений.
Методику можно использовать самостоятельно и в качестве начального этапа коррекционной работы с дошкольниками. Известно, что развитие тонкой моторики способствует улучшению функционального состояния корковых мозговых структур, развитию речевой деятельности.
Ее актуальность определяется тем, что часто встречается в дошкольном возрасте и представляет собой значительную трудность для коррекции. Своевременное проведение коррекционной работы позволяет устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях. Разработка новых методов и приемов коррекционной работы представляет собой одно из актуальных направлений развития специальной педагогики.

Сопряжённая гимнастика пальчиков и языка

«Киска сердится»
Текст, произносит взрослый

Губ и языка

На скамейки у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Соединить большой палец с безымянным и средним пальцами, вытянуть вверх мизинец и указательный палец. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние резцы.
Кошка глазки закрывает,
Кошка спинку выгибает.
Соединить все пальцы в щепотку, опустить вниз. На счёт «раз» – выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние резцы.
«Лодочка»
Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Губ и языка

Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, –
Это лодочка моя.
Две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. Рот открыт. Широкий язык положить на нижнюю губу. Боковые края языка загнуть вверх.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву,
А по буйным волнам
Плывут рыбки тут и там.
Поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок. Подуть. По середине языка проходит тёплая воздушная струя.
«Цветок»
Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Губ и языка

Вырос высокий цветок на поляне. Руки поднять вверх, ладони прижать одну к другой. Слегка развести и округлить пальцы. Язык высунуть и с напряжением тянуть его к носу
Утром весенним раскрыл лепестки. Развести ладони. Выполнить ритмичное движение пальцами: вместе – врозь (несколько раз) Рот широко открыть – закрыть (в соответствии с движениями пальцев)
Всем лепесткам красоту и питанье дружно дают под землёй корешки Ладони опустить, прижать кисти тыльной стороной одну к другой, пальцы развести. Язык высунуть и с напряжением тянуть к подбородку.

«Замок»

Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Губ и языка

На двери висит замок. Пальцы сцепить в «Замок» Зубы сомкнуть, губы растянуть в улыбке, чтобы были видны верхние и нижние резцы
Кто открыть его бы смог? Губы сомкнуть. Изобразить удивление.
Постучали, Постучать одной ладонью по другой. Втянуть губы, потом разжать с произнесением звука [п]
Покрутили, Потереть одну ладонь о другую. Повернуть ладони в разные стороны. Вытянуть губы «трубочкой» и выполнять движения влево – вправо.
Потянули, Потянуть ладони в разные стороны. Растянуть губы в улыбке.
И открыли. Развести руки в разные стороны. Широко открыть рот.
«Гармошка»
Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Губ и языка

Мы играли на гармошке.
Громко хлопаем в ладошки.
Соединить ладошки вместе.
Хлопать в ладоши.
Улыбнуться, рот открыт. Присосать широкий язык к нёбу.
Головой слегка качаем.
Руки кверху поднимаем.
Головой кивать вперёд.
Руки поднять вверх.
Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.
«Лошадка»
Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Губ и языка

На лошадке ехали,
В огород заехали.
Лёгкие приседания, руки вытянуты, будто держат вожжи.
Гоп-гоп! Гоп-гоп! Хлопки: два коротких, один длинный. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки.
На машине ехали,
До угла доехали
Повороты руками, которые будто держат руль. Соединить вместе, расслабленные губы.
Би-би-би!
Би-би-би!
Большим пальцем подавать «сигнал». Сильно подуть, чтобы губы «задребезжали»
Пароходом ехали,
До горы доехали.
Рука сжата в кулаке вверху. Движения руки вниз – вверх, вниз – вверх и т.д. Губы в улыбке. Слегка «прикусить» кончик языка и погудеть [л-л-л]
У-у-у! Широкое движение рукой сверху вниз. Вытянуть губы вперёд «трубочкой».
«Дятел»
Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Губ и языка

Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук,
Раздаётся чей-то стук.
На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой; на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы.
Это дятел на сосне Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д»
Долбит клювом по коре. Пальцами, изображающими клюв, постучать по ладони другой руки.
«Осьминог»
Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Губ и языка

Много ног у осьминога Сжать кулаки и развернуть к себе. Поочерёдно разжимать пальцы, начиная с больших
Все они ему нужны. Поочерёдно сжимать пальцы в кулаки, начиная с мизинцев. Попеременно надувать и втягивать щёки
Заменяют ему руки. Поочерёдно разжимать пальцы, начиная с больших Высунуть язык «иголочкой» («жалом»)
Очень ловкие Поочерёдно сжимать пальцы в кулаки, начиная с мизинцев Попеременно надувать и втягивать щёки
Они. Кулаки повернуть к себе и одновременно разжимать.
«Краб»
Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза

Губ и языка

Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб.
Вот на пальму лезет краб.
Левую руку вертикально согнуть в локте, пальцы растопырить и направить вверх («пальма»).Пальцами правой руки имитировать движения краба вверх по левой руке – от локтя к кончикам пальцев Широким кончиком языка погладить нёбо, выполняя движения вперёд – назад
Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб.
На песок сползает краб.
Пальцами правой руки имитировать движение краба вниз от кончиков пальцев левой руки к локтю
С помощью мимики и жестов изобразить удивление
Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб.
Вновь на пальму лезет краб.
Левую руку согнуть в локте, кисть вверх, пальцы растопырить. Пальцами правой руки имитировать движения краба вверх по левой руке – от локтя кончикам пальцев Широким кончиком языка гладить небо, выполняя движения вперёд – назад
Ах-ох-иех. Сверху вниз летит орех. Кистью правой руки плавно соскользнуть по левой руке вниз Высунуть язык и выполнять движения вверх – вниз
Шкряб, шкряб, шкряб, шкряб.
На песок сползает краб.
Кисть правой руки имитировать движение краба вниз от кончиков пальцев левой руки к локтю С напряжением тянуть язык к подбородку
Ах-ох-иех. Краб внизу, а где орех? С помощью жестов и мимики изобразить удивления
Хром, хром, хром, хром.
Две мышки под кустом.

Проект "Зоркие глазки"
| сопряженная | сопряженные числа | гимнастика | художественная гимнастика | пальчиков | пальчики оближешь | языка | русский язык | детский | детский сад | Страничка воспитателя | Сопряженная гимнастика пальчиков и языка Детский сад