Темы проектных работ в детском саду. Краткосрочные проекты в подготовительной группе детского сада по фгос

Проектная деятельность в детском саду.

Введение

Одной из главных задач современной системы образования, согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением использовать информационные технологии и обучаться в течение всей жизни. Только такой индивидуум может стать в жизни успешным. В условиях реализации проекта в ДОУ каждый ребенок самостоятельно стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного своеобразного творческого результата. Поэтому именно в проектной деятельности в ДОУ возможно воспитание творческой личности, обладающей креативным мышлением, возможно полноценное развитие познавательной активности дошкольников.

Метод проектов

По определению американского педагога, основоположника метода проектов, Уильяма Херда Килпатрика, проект - это всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью. Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта. В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья. Проектная деятельность, как никакая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, и именно проектная деятельность позволяет эту инициативу оформить в виде культурно-значимого продукта.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Такой способ работы подходит для детей от четырех лет и старше.

Способы разработки проектов в ДОУ

1. Системная паутинка по проекту

Перечисляются все виды детской деятельности и формы совместной деятельности в ходе проекта. Все они распределяются по образовательным областям, п.2.6. ФГОС ДО:

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Также в системной паутинке указываются формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами в ходе проектной деятельности, формы совместной деятельность в рамках проекта во время режимных моментов.

2. Модель трёх вопросов ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ?

ЧТО ЗНАЮ? - ПРОБЛЕМА. Выяснить, что дети уже знают по теме.

ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? - ПРОЕКТИРОВАНИЕ. План по теме проекта.

КАК УЗНАТЬ? - ПОИСК ИНФОРМАЦИИ. Источники новых знаний, т. е. средства для проекта.

3. Образ "Семь мы" (по Заир-Бек)

Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).

Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).

Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов).

Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы).

Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно).

Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).

Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).

Классификация тематических проектов в ДОУ

1. По доминирующей в проекте деятельности:

Исследовательски - творческий

Ролево - игровой

Творческий

Информационный (практико-ориентированный)

2. По предметно- содержательной области:

Монопроекты (одна образовательная область)

Интегративные (две и более образовательные области)

3. По характеру координации:

Непосредственный

Скрытый

4. По характеру контактов:

С воспитанниками одной группы

С воспитанниками нескольких групп

С воспитанниками всего ДОУ

5. По продолжительности выполнения проекта (зависит от степени заинтересованности детей, определяет педагог):

Краткосрочные (1 – 3 недели)

Средней продолжительности (до месяца)

Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)

Типы проектов в ДОУ (по Л.В. Киселевой)

1. Исследовательски - творческий. Дети экспериментируют и оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна (макеты и модели).

2. Ролево - игровой . Используются элементы творческих игр, дети входят в образ персонажей сказки и решают поставленные проблемы по-своему.

3. Информационный (практико-ориентированный) . Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы)

4. Творческий. Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.

Что такое "проект"?

Каждый проект - это "пять П":

Проблема;

Проектирование (планирование)

Поиск информации;

Продукт;

Презентация

Но фактически у каждого педагога, организующего проект в ДОУ, должно быть шестое "П" проекта - это его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, конспекты и прочие методические материалы, использованные в ходе проектной деятельности.

По окончании проекта каждый педагог ДОУ, организующий проектную деятельность, должен оформить отчёт о проекте, что часто вызывает затруднения. Используя предложенную примерную структуру оформления отчёта о проведённом проекте в ДОУ, Вы, уважаемые коллеги, легко сможете это сделать.

Примерная структура оформления педагогами отчёта о проведённом проекте в ДОУ с использованием системной паутинки проекта

1. Титульный лист - название проекта, тип проекта, временные рамки проекта, автор проекта.

2. Тема проекта и ее происхождение.

3. Задачи проекта (образовательные, развивающие и воспитательные): для детей, для педагогов (не только для воспитателей, но, возможно, и для музыкальных руководителей, физкультурных руководителей, логопедов и т.д.), для членов семьи.

4. Системная паутинка проекта.

5. Ожидаемые результаты проекта: для детей, для педагогов, для членов семьи.

6. Краткое содержание проекта:

* Подготовительный этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи

* Деятельностный этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи

* Завершающий этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи

7. Описание продукта проекта : для детей, для педагогов, для членов семьи

8. Презентация проекта – демонстрация продуктов проекта окружающим (здесь уместно разместить фотографии продукта проекта).

Уважаемые коллеги, я желаю вам творческих успехов в проектной деятельности с дошкольниками!

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу рассказать об экскурсии в библиотеку. Работники библиотеки радушно встретили ребят и предложили совершить увлекательное путешествие в мир книг. Дошколята с большим интересом и завораживающими взглядами слушали рассказ библиотекаря...

Тематическое планирование на ЛОП Дата Тема недели Тема дня Итоговое мероприятие недели 1.06. День защиты детей Цель: Создание праздничной обстановки. В игровой форме подвести к пониманию наличия определенных прав и обязанностей и их сути. Стимулировать позитивные проявления...

Развлечение «Страна ЭРУДИТОВ» Возраст детей: старший дошкольный. Цели: Создание условий для обобщения и систематизации знаний детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Закреплять умение сопоставлять, анализировать, делать выводы. Развивать любознательность, самостоятельность, умение работать в команде. Поддерживать интерес к...

Задачи: Воспитательные:- Воспитывать умение работать в коллективе, оценивать свои работы и работы товарищей. Развивающие:- Развивать творчество, воображение. Образовательные:- Учить детей лепить из целого куска пластилина, правильно передавать пропорции тела; придавать линиям плавность, изящность. Материал...

В настоящее время в дошкольном образовании на смену традиционному обучению приходит развивающее обучение, которое направлено на , формирование у дошкольников познавательного интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Метод проектов полностью соответствует требованиям и может быть осуществлен как в рамках дошкольников, так и посредством .
Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий воспитанников с обязательной презентацией этих результатов.
Цель — развивать творческие способности личности ребёнка, которые определяются задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи :
— обучать элементарному планированию;
— формировать навыки сбора и обработки информации, материалов;
— развивать творческие способности;
— формировать позитивное отношение к познавательной, исследовательской, творческой деятельности.

Основные требования к проектной деятельности:
— наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
— практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
— самостоятельная деятельность дошкольника;
— использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Типология проектов :
(по Евдокимовой Е.С. «Технология проектирования в ДОУ»)
доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и др. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
предметно-содержательная область : моно проект (в рамках одной области знания), межпредметный проект;
характер координации проекта (руководство со стороны воспитателя): непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов);
количество участников проекта (индивидуальные, парные, групповые);
продолжительность проекта (краткосрочные (1 -2 занятия), среднесрочные (до месяца), длительные.

В дошкольном учреждении могут быть:
1. Информационные проекты
— направлены на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории;
— структура информационного проекта: получение и обработка информации, получение результата, презентация.

2. Исследовательские проекты
— осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)

Пример исследовательского проекта можно посмотрет ь

3. Ролевые проекты
— это проекты с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы.
4. Творческие проекты
— как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников;
— творческие проекты классифицируются по доминирующему виду творчества: художественно-изобразительные, художественно-речевые, художественно-оформительские, театральные, музыкальные и т.д.)

Деятельность педагога :
На 1 этапе — определяет тему, осуществляет планирование, организует предметно-развивающую среду, информирует родителей, изучает литературу.
В процессе совместной деятельности с воспитанниками формулирует проблему, помогает поставить цель, предлагает сразу определить продукт проекта; погружает в игровую (сюжетную), проблемную ситуацию.
На 2 этапе- помогает распределиться на группы; помогает в решении задач; помогает спланировать деятельность (с чего начать). Организует поисковую, исследовательскую деятельность детей
На 3 этапе – осуществляет практическую помощь детям, создает условия и мотивирует детей. Осуществляет контроль и координацию проекта. Фиксирует результаты поиска информации и т.д.
На 4 этапе — подготовка к презентации. Презентация (защита проекта), оценка.

Деятельность дошкольников :
На 1 этапе — вхождение в проблему, «вживание» в игровую ситуацию, принятие задачи, предложения и дополнения по итоговому продукту.
На 2 этапе — дети организуются в рабочие группы, распределяют направления по сбору материала и сферу ответственности.
На 3 этапе — накопление, систематизация и усвоение новых знаний, умений, навыков
На 4 этапе — подготовка к защите проекта, изготовление итогового продукта. Представление зрителям продуктов своей деятельности

Структура образовательного проекта:
— название проекта;
— авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта;
— общая характеристика проекта: участники проекта, сроки реализации проекта, цель и задачи проекта, гипотеза проекта, предполагаемые результаты;
— этапы проведения проекта;
— результаты проекта, их оценка, призы и награды.

Темы проектов в дошкольном образовании достаточно разнообразны, например:
— Папа, мама, я — спортивная семья.
— Техника, которая нам помогает.
— Здравствуй, олимпиада!
— Памятники нашего города.
— Игрушки из бабушкиного сундучка и др.

Результатами проектной деятельности могут быть:
— Выставка, газета, журнал.
— Костюм, модель, коллекция.
— Музыкальное или художественное произведение, ролевая игра, инсценировка.
— Экскурсия, поход, путешествие.
— Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий.
— Спектакль, праздник, видеофильм.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

Проектная деятельность в ДОУ. Педагогические технологии в ДОУ. Метод проектов в ДОУ. Исследовательские проекты в ДОУ. Проектная технология в ДОУ. Организация проектной деятельности в ДОУ. Проектный метод в деятельности ДОУ. Технология метода проектов в ДОУ. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология.

Метод проектов как средство внедрения педагогических инноваций в ДОУ. Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ. Система работы по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОУ. Методы арт-терапии в образовательном процессе ДОУ. Михайлова Т. В. учитель технологии МБОУ «СОШ №2 им. Проектная деятельность в младшей группе «Снеговик».

Личностно-ориентированные технологии обучения проектная деятельность в ДОУ. Проектное обучение в начальной, преемственность в средней школе и пропедевтика в ДОУ. Педагогический совет «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология». Педагогический проект: адаптация детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги».

Проект по созданию условий для реализации образовательной области «Физическое развитие» с педагогами ДОУ №96 «Путь к здоровью». Проект деятельности ресурсного центра ДОУ МСО «Реализации ФГТ средствами технологии «Ситуация» на технологическом уровне деятельностного метода Л.Г. Петерсон в условиях сетевого взаимодействия ДОУ МСО».

Под методической работой сегодня понимается особый вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых коллективом образовательного учреждения, в целях овладения методами и приемами уче. Проект в доу на жуков. Материалы для трудовой деятельности в доу.