Типы школьных проектов по информатике. Темы проектных работы

Примерный перечень тем проектов по информатике

для 8-11 классов

1. «Шифрование информации». Учащимся предлагается понять и изучить возможные способы и методы шифрования информации. От простейших примеров – шифра Цезаря и Виженера до самых современных методов открытого шифрования, открытых американскими математиками Диффи и Хелманом.

2. «Методы обработки и передачи информации». В рамках данного проекта необходимо исследовать способы передачи информации от одного объекта к другому, найти возможные положительные и отрицательные стороны того или иного технического решения.

3. «Организация данных». Учащимся предлагается разработать простые и эффективные алгоритмы поиска нужных документов, добавления новых, а также удаления и обновления устаревших. В качестве примера можно взять виртуальную библиотеку.

4. «Компьютер внутри нас». Учащимся предлагается подумать над тем, какие информационные процессы происходят внутри человека, проанализировать уже известные человеческие реакции (безусловный рефлекс, например, или ощущение боли) и оценить их с точки зрения теории информации.

5. «Мир без Интернета». В рамках данного проекта необходимо проанализировать тот вклад, который внесла Глобальная Паутина в нашу жизнь, и каков бы мог быть мир без Интернета. Есть ли ему альтернативы, почему Интернет называют уникальным изобретением?

6. «Россия и Интернет». В рамках данного проекта учащийся должен проанализировать перспективы развития Интернета в России, найти сдерживающие факторы и факторы, ускоряющие его распространение.

7. «Информационное общество». Что же такое информационное общество? В чем его отличительные черты? Сделайте выводы, существует ли оно в России.

8. «Лучшие информационные ресурсы мира». Расскажите о лучших, на ваш взгляд, информационных ресурсах мира. Свое мнение обоснуйте.

9. «Виды информационных технологий». Что такое информационные технологии и как они связаны с научно-техническим прогрессом?

10. «Мировые информационные войны». Найдите причину их возникновения, подумайте, почему победа в информационной войне так важна и от чего она зависит.

11. «Киберпреступность» . Хакеры, киберсквоттеры, спаммеры и т. д. Какие существуют способы профилактики киберпреступности и способы борьбы с ней?

12. «Проблема защиты интеллектуальной собственности в Интернете». Сегодня любое произведение, будь то музыкальная композиция или рассказ, помещенное в Интернет, может быть безпрепятственно своровано и незаконно растиражировано. Какие вы видите пути решения этой проблемы?

13. « Internet v. 1.2». Чего не хватает сегодняшнему Интернету, а что из него надо немедленно убрать. Ваши советы по модернизации Глобальной Паутины.

По теме «Устройств и функционирование ЭВМ»:

1. «Искусственный интеллект и ЭВМ». В рамках данного проекта учащимся предлагается подумать, каковы возможности современных компьютеров и каковы перспективы их развития с точки зрения искусственного интеллекта. Компьютер – это просто инструмент или самостоятельный субъект?

2. «Операционная система. Принципы и задачи ». В наше время трудно представить себе компьютер, на котором бы не была установлена операционная система. Так зачем же она нужна? Почему нельзя обойтись без нее и что она делает?

3. «Компьютеризация 21 века. Перспективы». Учащиеся должны подумать, какие сферы человеческой деятельности еще не компьютеризированы, где компьютеризация необходима, а где она категорически недопустима, и нужна ли она вообще.

4. «Клавиатура. История развития». История развития клавиатуры с начала 70-х годов и до наших дней. Какие клавиши за что отвечают, зачем были введены и почему клавиши, которые уже не выполняют тех задач, для выполнения которых были изначально введены (например, Scroll Lock), до сих пор не убраны.

5. «История Операционных Систем для персонального компьютера». Учащиеся должны сравнить ныне существующие и уже отжившие свое ОС, выделить отличия и найти сходства.

6. «Техника безопасности при работе в классе Информатики 30 лет назад и сейчас». Желательно отыскать перечень правил техники безопасности для работы в кабинетах с компьютерами (первыми полупроводниковыми). Сравните их с современными правилами. Проанализируйте результаты сравнения.

7. «Вирусы и борьба с ними». Проект желательно подготовить в виде красочной презентации с большим числом кадров, звуковым сопровождением и анимацией, где бы учащийся рассказал о способах защиты от вирусов , борьбы с ними и советы, сводящие к минимуму возможность заразить свой компьютер.

8. « USB1.1, USB 2.0. Перспективы». Зачем создавался USB если уже существовали технология SCSI, а на компьютерах наличествовало по несколько LPT и COM портов? Каковы перспективы его развития, ведь для современных устройств даже 12 Мбит/с уже катастрофически недостаточно.

9. « Random Access Memory». История появления, основные принципы функционирования. Расскажите о самых современных видах оперативной памяти, обрисуйте перспективы ее развития.

10. «Принтеры». Человечеством изобретен добрый десяток принципов нанесения изображения на бумагу, но прижились очень немногие. И сейчас можно говорить о полном лидерстве лишь двух технологий – струйной и лазерной. Подумайте, почему.

11. «Шифрование с использованием закрытого ключа». От учащегося требуется уяснить основные принципы шифрования с использованием так называемого открытого ключа. Проанализировать преимущества такого способа и найти недостатки.

12. « BlueRay против DVD». Заменит ли в ближайшее время эта технология ставшую уже привычной технологию DVD? Если нет, то почему?

13. « Central Processor Unit». Расскажите об истории создания первого процессора, истории развития отрасли в целом. Какие фирмы сегодня занимают лидирующие позиции на рынке, почему? Опишите структуру CPU, какие задачи он решает. Какие принципы лежат в основе его функционирования.

14. «Компиляторы и интерпретаторы». Что это за программы, на основе чего строится их работа и зачем они нужны?

15. «Мертвые языки программирования». От учащегося требуется описать этапы развития языков программирования, рассказать об их разновидностях, а затем показать, почему те или иные языки программирования так и не прижились.

Оценка:

Все проекты должны быть оформлены в виде печатных документов, содержащих колонтитулы, с применением разнообразных стилей оформления и в виде электронных презентаций, снабженных разнообразными эффектами анимации, имеющими продуманную систему поиска и навигации с наличием кнопок быстрого перехода.

Можно оформлять проекты в виде электронных учебников или тематических сайтов.

Проекты должны иметь следующую структуру:

1 страница – Титульный лист

2 страница – Содержание

3 страница – Цель проекта, задачи, решаемые в рамках данного проекта, аннотация проекта (количество иллюстраций, таблиц и графиков)

4-14 страница – Собственно содержание проекта

15 страница – Список использованных источников – не менее 10 источников!

Таким образом, максимальный размер проекта – не более 15 страниц.

Печатный документ:

Оформление – 20 баллов. За отсутствие колонтитулов или стилевого оформления штраф до 6 баллов. Проекты, оформленные вручную, к рассмотрению не принимаются.

Презентация:

Оформление – 15 баллов. Штраф за отсутствие анимации и иллюстраций до 10 баллов;

За использование одного источника – штраф 5 баллов, за неструктурированность и ненаглядность материала – штраф до 10 баллов.

После выбора темы уточнить форму сдачи работы у учителя.

Можно предложить свою тему; можно выполнить один проект по двум предметам (например, математика-информатика).

Темы проектов по информатике для 5 класса

1.Проект «Компьютер и мы» - как влияет компьютер на здоровье учащихся

2.Проект «Кроссворд - проверь свои знания» – составление кроссвордов по терминам 5 класса.

3.Проект «Знаете ли вы?» интересные факты в информатике

4. Проект «Ребусы в информатике».

5.Проект «Великие информатики»

6.Проект «Разнообразные способы кодирования информации»

7. Проект «Создание анимации»

8. Проект «История письменности»

9. Проект «Эволюция ЭВМ»

10.Проект «Исторический ракурс: от абака до персонального компьютера»

11. Проект «Интернет в вашей жизни» (интернет для моей семьи, бабушки)

Проектные работы для 5 класса по темам

1. «Информация вокруг нас»

2. «Компьютер – универсальная машина для работы с информацией»

«Компьютер будущего»

3. «Ввод информации в память компьютера»

«Сказка про клавиши»

4. «Управление компьютером»

«Программы будущего».

5. «Хранение информации»

«Первые носители информации»

«Бумага».

«Магнитные носители»

«Носители будущего»

6. «Передача информации»

«Древние способы передачи информации» .

«Телебум» (как в будущем люди будут обмениваться информацией).

7. «Электронная почта»

«Что за знак @?»

8. «В мире кодов»

«Мой код» .

«История азбуки Морзе» Приготовить небольшое сообщение (написать на листе бумаги) о том, когда и как возникла азбука Морзе, какие устройства необходимы для передачи этой азбуки, кто ей пользуется сегодня.

9. «Метод координат»

10. «Текст как форма представления информации»

«Поиграем в слова»

11. «Текстовый редактор»

«Петя и Оля в стране Информатика» Придумать сказку про путешествие детей в стране Информатика с интересным сюжетом и красочно оформить ее.

«Экология и мы» Написать сочинение и оформить его в текстовом редакторе. Можно добавить подходящие рисунки из интернета, а можно попробовать нарисовать свои в графическом редакторе или отсканированные карандашные рисунки.

12. «Представление информации в форме таблиц»

«Такие разные таблицы»

13. Табличное решение логических задач»

«Интересная задача»

« Почему не решается задача?»

14. «Разнообразие наглядных форм представления информации»

«Схемы вокруг нас». (план-схема квартиры, дома, земельного участка, план эвакуации при пожаре из школы, дома, магазина, план микрорайона и др.)

«Как построить дом?»

15. «Диаграммы»

«Любимые занятия» (опрос среди друзей, членов семьи, знакомых (15-20 человек) об их любимых занятиях; диаграммы отражающие результаты в графическом виде).

16. «Графический редактор»

«Художник-оформитель» Для любимой книги нарисовать несколько иллюстраций в графическом редакторе.

17. «Списки – способ упорядочивания информации»

«Мои списки»

18. «Поиск информации»

«Животные Красной книги»

«Почему это животное занесено в Красную книгу»

19. «Преобразование информации по заданным правилам»

«Числовой кроссворд» (Придумать и оформить числовой кроссворд, где в качестве слов используются цифры, а в качестве вопросов – примеры)

«Преобразование информации путём рассуждений»

«Мой черный ящик» Придумать и оформить задания для черного ящика.

«Разработка плана действий»

«Интересные задачи о переправах» (Найти в сети Интернет или придумать свою интересную задачу на переправу. Оформить описание задачи с рисунками, таблицу с решением. Предложить соседу по парте решить эту задачу)

«Табличная форма записи плана действий»

«Интересные задачи на переливания» Найти в сети Интернет или придумать свою интересную задачу на переливания. Оформить описание задачи с рисунками, таблицу с решением

«Создание анимации»

«Моя сказка» Создать презентацию с анимацией-сказкой по собственному замыслу. Продумать сюжет, найти картинки в Интернете или нарисовать самим. Вставить по желанию текстовые комментарии.

По теме «Информация и информационные технологии»:


  1. «Шифрование информации». Учащимся предлагается понять и изучить возможные способы и методы шифрования информации. От простейших примеров – шифра Цезаря и Виженера до самых современных методов открытого шифрования, открытых американскими математиками Диффи и Хелманом.
  2. «Методы обработки и передачи информации». В рамках данного проекта необходимо исследовать способы передачи информации от одного объекта к другому, найти возможные положительные и отрицательные стороны того или иного технического решения.
  3. «Организация данных». Учащимся предлагается разработать простые и эффективные алгоритмы поиска нужных документов, добавления новых, а также удаления и обновления устаревших. В качестве примера можно взять виртуальную библиотеку.
  4. «Компьютер внутри нас». Учащимся предлагается подумать над тем, какие информационные процессы происходят внутри человека, проанализировать уже известные человеческие реакции (безусловный рефлекс, например, или ощущение боли) и оценить их с точки зрения теории информации.
  5. «Мир без Интернета». В рамках данного проекта необходимо проанализировать тот вклад, который внесла Глобальная Паутина в нашу жизнь, и каков бы мог быть мир без Интернета. Есть ли ему альтернативы, почему Интернет называют уникальным изобретением?
  6. «Россия и Интернет». В рамках данного проекта учащийся должен проанализировать перспективы развития Интернета в России, найти сдерживающие факторы и факторы, ускоряющие его распространение.
  7. «Информационное общество». Что же такое информационное общество? В чем его отличительные черты? Сделайте выводы, существует ли оно в России.
  8. «Лучшие информационные ресурсы мира». Расскажите о лучших, на ваш взгляд, информационных ресурсах мира. Свое мнение обоснуйте.
  9. «Виды информационных технологий». Что такое информационные технологии и как они связаны с научно-техническим прогрессом?
  10. «Мировые информационные войны». Найдите причину их возникновения, подумайте, почему победа в информационной войне так важна и от чего она зависит.
  11. «Киберпреступность». Хакеры, киберсквоттеры, спаммеры и т.д. Какие существуют способы профилактики киберпреступности и способы борьбы с ней?
  12. «Проблема защиты интеллектуальной собственности в Интернете». Сегодня любое произведение, будь то музыкальная композиция или рассказ, помещенное в Интернет, может быть безпрепятственно своровано и незаконно растиражировано. Какие вы видите пути решения этой проблемы?
  13. «Internet v. 1.2». Чего не хватает сегодняшнему Интернету, а что из него надо немедленно убрать. Ваши советы по модернизации Глобальной Паутины.

По теме «Устройств и функционирование ЭВМ»:


  1. «Искусственный интеллект и ЭВМ». В рамках данного проекта учащимся предлагается подумать, каковы возможности современных компьютеров и каковы перспективы их развития с точки зрения искусственного интеллекта. Компьютер – это просто инструмент или самостоятельный субъект?
  2. «Операционная система. Принципы и задачи». В наше время трудно представить себе компьютер, на котором бы не была установлена операционная система. Так зачем же она нужна? Почему нельзя обойтись без нее и что она делает?
  3. «Компьютеризация 21 века. Перспективы». Учащиеся должны подумать, какие сферы человеческой деятельности еще не компьютеризированы, где компьютеризация необходима, а где она категорически недопустима, и нужна ли она вообще.
  4. «Клавиатура. История развития». История развития клавиатуры с начала 70-х годов и до наших дней. Какие клавиши за что отвечают, зачем были введены и почему клавиши, которые уже не выполняют тех задач, для выполнения которых были изначально введены (например, Scroll Lock), до сих пор не убраны.
  5. «История Операционных Систем для персонального компьютера». Учащиеся должны сравнить ныне существующие и уже отжившие свое ОС, выделить отличия и найти сходства.
  6. «Техника безопасности при работе в классе Информатики 30 лет назад и сейчас» . Желательно отыскать перечень правил техники безопасности для работы в кабинетах с компьютерами (первыми полупроводниковыми). Сравните их с современными правилами. Проанализируйте результаты сравнения.
  7. «Вирусы и борьба с ними». Проект желательно подготовить в виде красочной презентации с большим числом кадров, звуковым сопровождением и анимацией, где бы учащийся рассказал о способах защиты от вирусов, борьбы с ними и советы, сводящие к минимуму возможность заразить свой компьютер.
  8. «USB1.1, USB 2.0. Перспективы». Зачем создавался USB если уже существовали технология SCSI, а на компьютерах наличествовало по несколько LPT и COM портов? Каковы перспективы его развития, ведь для современных устройств даже 12 Мбит/с уже катастрофически недостаточно.
  9. «Random Access Memory». История появления, основные принципы функционирования. Расскажите о самых современных видах оперативной памяти, обрисуйте перспективы ее развития.
  10. «Принтеры». Человечеством изобретен добрый десяток принципов нанесения изображения на бумагу, но прижились очень немногие. И сейчас можно говорить о полном лидерстве лишь двух технологий – струйной и лазерной. Подумайте, почему.
  11. «Шифрование с использованием закрытого ключа». От учащегося требуется уяснить основные принципы шифрования с использованием так называемого открытого ключа. Проанализировать преимущества такого способа и найти недостатки.
  12. «BlueRay противDVD». Заменит ли в ближайшее время эта технология ставшую уже привычной технологию DVD? Если нет, то почему?
  13. «Central Processor Unit». Расскажите об истории создания первого процессора, истории развития отрасли в целом. Какие фирмы сегодня занимают лидирующие позиции на рынке, почему? Опишите структуру CPU, какие задачи он решает. Какие принципы лежат в основе его функционирования.
  14. «Компиляторы и интерпретаторы». Что это за программы, на основе чего строится их работа и зачем они нужны?
  15. «Мертвые языки программирования». От учащегося требуется описать этапы развития языков программирования, рассказать об их разновидностях, а затем показать, почему те или иные языки программирования так и не прижились.
  16. «Они изменили мир». Рассказ о выдающихся личностях, внесших существенный вклад в развитие вычислительной техники.

ТЕМЫ ПРОЕКТОВ И ДОКЛАДОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ 9 КЛАСС
Кроссворды по информатике.

РАЗДЕЛ: АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Методы обработки и передачи информации
Методы управления проектами при разработке программных систем
Методы проектирования программных систем
Модульный подход к программированию
Структурный подход к программированию
Объектный подход к программированию
Декларативный подход к программированию
Параллельное программирование
Case - технологии разработки программных систем
Доказательное программирование
Программирование на HTML, JAVA
Издательская система TEX как система программирования
Современные парадигмы программирования. Что дальше?
Никлаус Вирт. Структурное программирование. Pascal и Modula
Что мы знаем о Fortran?
История языка Бейсик
Язык Ассемблера
Алгоритмический язык Ершова
Сравнение мобильных операционных систем iOS и Android
Сетевые и телекоммуникационные сервисные программы

РАЗДЕЛ: КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ И ИНТЕРНЕТ
Авторское право и Internet
Интернет-зависимость – проблема современного общества
Информационный бизнес
Искусственный интеллект и ЭВМ
Киберпреступность
Компьютер внутри нас. (какие информационные процессы происходят внутри человека, (безусловный рефлекс, ощущение боли) и оценить их с точки зрения теории информации)
Мировые информационные войны
Обучающие системы. Средства создания электронных учебников
О программах-браузерах в Интернете
О программах-поисковиках в Интернете
Обучающие системы.Средства создания систем диагностики и контроля знаний

РАЗДЕЛ: МОДЕЛИРОВАНИЕ
Компьютерные модели
Моделирование: дом моей мечты
3D моделирование
Моделирование в среде графического редактора
Моделирование как метод исследования
Демонстрационно-обучающая программа по математике «Скорость движения»
Компьютерная модель движения заряженной частицы в однородном магнитном поле
Компьютерная поддержка решения алгебраических уравнений численными методами
Компьютерная поддержка темы «Построение и преобразование графиков функций»
Компьютерное моделирование движения заряженной частицы в электростатическом поле
Моделирование графиков функций
Решение систем уравнений методами Крамера и Гаусса с использованием ЭВМ
Создание графических образов математических объектов на языке Visual Basic
Информационные справочные системы в человеческом обществе
Информационные поисковые системы в человеческом обществе
Базы данных и Интернет
Геоинформационные системы
Проектирование и программирование баз данных
Информационная система «Галактика»
Информационная система «Консультант плюс»
Информационная система «Гарант плюс»


Краткая аннотация проекта Приоритетный национальный проект «Образование» обеспечил подключение и предоставление доступа к сети Интернет всех школ на всей территории РФ. Интернет предоставил огромные образовательные возможности для современного ученика и педагога. Стремительно и разносторонне развиваются сервисы глобальной сети, возможности реального общения. Однако Интернет имеет и множество недостатков, при нерациональном его использовании может оказать негативное влияние на психику и здоровье ребёнка. Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения обучающегося. Проект предназначен для исследования и обсуждения всех поставленных вопросов.


Актуальность проекта Изучение возможностей применения Интернета способствует мотивации школьников, расширению их кругозора и всесторонней ориентации в виртуальном пространстве. Проект дает возможность практически использовать полученные знания в обучении и реальной жизни и формировать навыки компьютерной безопасности.


Участники проекта Участники исследований проекта – обучающиеся 8 классов. Участники конференции по теме проекта – ученики 6-9 классов. Участники анкетирования и социологического опроса – ученики 8-11 классов. Участники видеоконференции между школами района – обучающиеся 7-8 классов. Педагоги. Сроки реализации проекта январь – февраль.


Описание проблемы Последние два десятилетия ознаменовались повсеместным распространением Интернета как в профессиональной, так и обыденной жизни десятков миллионов людей. Интернет любят за возможность найти нужную информацию, которой там бесчисленное множество, пообщаться в чатах или по ICQ, скачать рефераты и послушать музыку. Некоторым сеть помогает в учёбе, работе, для многих она главный способ развлечения. Цель проекта рассказать о многочисленных возможностях глобальной сети. Однако для большинства школьников Интернет ассоциируется с бессонными ночами… В связи с возрастающей компьютеризацией и «интернетизацией» российского общества стала актуальной проблема патологического использования Интернет, речь идет о так называемой «интернет - зависимости» и информационных перегрузках. Уберечь детей от данных проблем одна из задач проекта.


Цели и задачи проекта: овладение школьниками теорией вопроса проекта; развитие творческих способностей и познавательных интересов обучающихся к информатике через практическую проектную деятельность; привитие навыков самостоятельной работы в процессе работы над проектом; применение исследований проекта на практике; формирование информационной культуры пользователя сети Интернет; выявление современных ценностей обучающихся; развитие коммуникативных навыков, воспитание умения работать в команде.


План реализации проекта Подготовительный этап: деление класса на группы, распределение задач между группами и её участниками; обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений; составление вопросов анкетирования и социологического опроса по теме проекта. Основной этап: самостоятельная работа участников проекта по индивидуальным задачам; промежуточное обсуждение полученных данных в группе, консультации у педагога; защита проектных работ, отбор лучших работ на конференции; проведение анкетирования и социологического опроса «Зачем школьнику Интернет?» Заключительный этап: проведение конференции «Значение Интернета в современном обществе»; участие в видеоконференции со школами района по теме проекта; написание сочинений по теме «Значение интернета в XXI веке»; подготовка и вёрстка статей для школьной газеты.


Подпроекты минигрупп 1. История развития Интернета 2. Образовательное пространство Интернета. 3. Интерактивное общение в Интернете. 4. Социальное значение Интернета. 5. Интернет - портфолио. 6. Электронная коммерция в Интернете. 7. Сервисы Интернета. 8. Интернет и досуг. 9. Информационная безопасность в Интернете. 10. Этика в Интернете. 11. Влияние Интернета на здоровье человека. 12.Мониторинг «Интернет – зависимость» 13. Анкетирование и социологический опрос «Зачем школьнику Интернет?» Инструментарий: Методическая литература информационно- ресурсного центра школы и кабинета здоровья, мультимедиапрезентации, сайты и интернет – страницы, сообщения, видеоролики, видеофрагменты, сочинения.


Ожидаемый результат 1.Создание и публикация сайта «Значение интернета в современном обществе» (в конце учебного года). 2.Тематическая выставка рефератов по теме проекта. 3.Литературный альманах работ обучающихся «Значение интернета в XXI веке». 4.Публикации в школьной газете «Олимп» результатов анкетирования и социологического опроса «Зачем школьнику интернет?», а также цикла статей по теме проекта. 5.Создание социальной рекламы «Интернет -зависимость». 6.Пополнение медиатеки кабинета здоровья презентациями и видеороликами по теме «Влияние интернета на здоровье человека». 7.Проведение школьной конференции для 6-9 классов и вебинара «Значение интернета в современном обществе между» для 7-8 классов школ города и базового округа.


«Дорогу осилит идущий!" Технология проектного обучения позволяет формировать в комплексе все основные интеллектуальные умения: эвристические, логические, речевые, развивает качественные характеристики мышления – гибкость, глубину ума, критичность. Современные информационные технологии открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Проектная технология стала основой успешности и творческой самореализации обучающихся, позволяет им со значительно меньшими нагрузками и в более короткий срок получить более высокий уровень усвоения информации. За счет сетевого взаимодействия обучающиеся приобретают возможность получить более широкий спектр образовательных услуг и выстроить свои индивидуальные планы.