Викторианская эпоха в англии высказывания. Викторианская эпоха

Сегодня мы решили порадовать вас интересными аспектами жизни в викторианскую эпоху. Они удивительны, но в то же время отвратительны и немного непонятны. Фокусируемся только на викторианской Англии. Наслаждайтесь и радуйтесь, что это время безвозвратно кануло в Лету.

Викторианская знать (позже и средний класс), в отсутствии телевизора с развлекательными программами, предпочитали развлекать себя сами. Один из наиболее популярных методов проведения занимательного досуга – переодевание в эксцентричные костюмы и позирование в них. На первый взгляд, все более чем невинно, но только представьте вашу бабушку, переодетую в костюм лесной нимфы и под бурные аплодисменты, позирующую, например, на столе? Представили? Однако, для жителей викторианской эпохи, это было вполне нормальным явлением.

Работные дома


Работные дома - это учреждения, в которых жили бедные, слабые и психически больные люди. В те времена, быть бедным было стыдно, так как считалось, что нищета – это следствие потери морального достоинства и отсутствия трудолюбия. Жители таких домов должны были работать, чтобы оплатить своё содержание в них. К тому же условий хуже чем в работных дома, не было нигде.

Густой туман


В викторианскую эпоху, Лондон прославился своими густыми туманами. Они были настолько плотными, что вы с трудом могли что-либо рассмотреть сквозь них. Происхождением, туманы обязаны, самому природному явлению, которое формировалось на Темзе и дыму от угольных пожаров.

Еда


За английской едой утвердилась репутация не слишком утончённой , особенно в викторианскую эпоху. Викторианцы обожали потроха, и ели фактически все части убитого животного. Это не так уж страшно для гурманов и любителей экспериментов в еде, когда , как обычный человек, может буквально потерять сознание от вида мозгов и сердца на тарелке.

Хирургия


Интересно, что в те времена, каждый четвёртый умирал на операционном столе. Ведь не было анестезии, болеутоляющих и электрического оборудования, которое могло бы сократить продолжительность операции. Викторианская хирургия была не просто жуткой, она была действительно ужасающей!

Вот описание одной из викторианских операций: Толпа взволнованных медиков-студентов, проверяют карманные часы, в то время как двое других держат за плечи, вырывающегося пациента. Человек в сознании, измученный ужасающей болью от перелома ноги, упав в промежуток между поездом и платформой, почти сходит с ума от вида внушительной коллекции ножей, игл и пил, которые разложены рядом с ним. Врач зажимает бедро пациента и делает надрез его любимым ножом. Ассистент затягивает жгут, чтобы остановить кровотечение. Пока пациент истошно вопит от боли, врач быстро берёт пилу. Ассистент обнажает кость пациента, а врач начинает пилить. Один из студентов, вызвавшийся добровольцем, берёт отпиленную ногу и с дрожью выбрасывает её в ящик с опилками.

Готический роман


Мы просто не могли не включить готический роман (жанр литературы, который объединяет в себе элементы ужасов и романа) в список. Викторианская эра подарила нам такие литературные шедевры, как «Дракула» и «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Под влияние даже попали американские авторы, включая Эдгара Алана По, который создал одни из наиболее великих произведений готической прозы. Викторианцы знали, как напустить на людей страху и делали это очень хорошо. Эти работы стали прародителями современных ужасов, и до сих пор не теряют своей актуальности.

Джек Потрошитель


В конце викторианской эпохи, Лондон буквально терроризировал монстр, известный как Джек Потрошитель. Используя густой туман, в качестве прикрытия, он убил не менее 6 проституток, работающих на Ист-Энде. Газеты, особенно популярные в то время, прославили убийцу, благодаря жестокости нападений и невозможности полиции его поймать. Поскольку личность убийцы так и не была установлена , истории о нём обрастали легендами и выдумками вкупе с реальными фактами. До сих пор огромное количество историков и детективов-любителей, предлагают свои версии о личности и жертвах убийцы.

Шоу уродов


Шоу уродов – это выставка редкостей, «ошибок природы», включая слишком высоких или низких людей, андрогинов, или людей, страдающих от редких и ужасных болезней. Шоу было призвано, чтобы шокировать людей. Наверняка самым знаменитым представителем шоу уродцев , был Джозеф Кэри Меррик (5 августа 1862 – 11 апреля 1890) (на фотографии выше) более известный, как “Человек-слон”, левая сторона тела и лица которого было настолько деформирована, что ему почти всю жизнь пришлось провести в маске.

Memento Mori


Memento Mori – это фраза на латыни, обозначает «Помни о смерти». В викторианскую эпоху эра фотографии была чрезвычайно модной и дорогостоящей. Когда умирал один из членов семьи, делалась его посмертная фотокарточка в окружении родных. На этих снимках, всегда поддерживалась иллюзия жизни. Мертвецам закрепляли глаза в открытом положении или даже пририсовывали румянец. Взрослые обычно позировали в креслах или помещались в специально разработанные рамы. На фото выше изображена мёртвая девушка. Лёгкое движение её родителей делает их размытыми, акцентируя внимание на жуткой мертвенной неподвижности.


Королева Виктория по праву занимает первое место в этом списке, потому что именно она дала имя целой эпохе, да и сама была достаточно жуткой фигурой. Например, когда умер её муж Альберт в 1861 году, Виктория облачилась в траур, и вплоть до смерти носила чёрные платья, а также избегала публичных выступлений и редко появлялась в Лондоне в последние годы. Это уединение подарило ей имя «Виндзорская вдова ». К тому же, как ни странно, королева не любила «чёрные » похороны, и поэтому, когда она умерла, весь Лондон был украшен в фиолетовом и белом цвете.

Викторианская эпоха считается временем правления английской королевы Виктории (1837 — 1901). За этот период Англия осуществила большой прорыв, как в политическом, так и в экономическом плане. Было сделано множество изобретений и социальных нововведений, которые полностью изменили современный мир.

Изобретения

В викторианскую эпоху новые изобретения били ключом. Например, в 1876 году Александром Беллом был изобретен телефон, а через 19 лет, в 1895 году Гульельмо Маркони изобрел радио. Но не только это. Фотоаппарат, туалет, швейная машина, пылесос, поезд и печать газет – все это было придумано и воплощено в жизнь во времена викторианской эпохи. Да, паровой двигатель и полиция тоже являются изобретениями того времени.

Правила поведения

Во времена правления королевы Виктории правила этикета, поведения и морали были чрезвычайно строгими. Детям не разрешалось шуметь и проводить много времени с родителями. Дамам не разрешалось надевать платья, которые бы не прикрывали лодыжки. А мужчины не называли ни одной незамужней девушки по имени, пока та с кем-то не обручалась.

Социальная структура

Во времена викторианской эпохи существовала классовость, которая включала в себя высший класс, средний класс и рабочий класс. После промышленной революции, которая произошла в этот же период, классовое неравенство несколько сгладилось. В частности, средний класс, хорошо заработавший во время промышленной революции, стал жить значительно лучше и богаче. Кстати, в викторианскую эпоху население Великобритании удвоилось.

Здравоохранение

В викторианскую эпоху наибольшее количество смертей, связанных со здоровьем, было вызвано туберкулезом. В то время во время операций не использовали обезболивающие препараты или анестезию, поэтому человек на операционном столе мог несколько часов переносить невыносимую боль и страдания.

Прием пищи

Помимо всего вышеперечисленного викторианство запомнилось современникам обедами в подвалах, поскольку считалось, что пища лучше всего переваривается, когда тело находится в темноте. Поэтому большинство столовых викторианской эпохи были расположены в подвалах домов.

А в качестве бонуса предлагаем узнать еще 8 по-настоящему удивительных видео-фактов о викторианской эпохе. Не пропустите видео ниже!

Викторианская эпоха, как и любая другая, характеризуется присущими только ей особенностями. Когда о ней рассуждают, то, как правило, возникает ощущение грусти, ведь это было время высоких нравственных устоев, которое вряд ли еще вернется.

Для этого периода был свойственный расцвет среднего класса, устанавливались высокие нормы отношений. Например, такие качества, как: пунктуальность, трезвость, усердие, трудолюбие, хозяйственность и экономность стали образцом для всех жителей страны.

Самым значимым для Англии того времени было отсутствие военных действий. Страна не вела в тот период войн и могла сосредоточить свои средства для внутреннего развития, но это не единственная характерная особенность того времени, оно отличалось и тем, что как раз в эту эпоху начался бурный рост английской промышленности.

В этот период на трон взошла молодая Она была не только мудрой, но и очень красивой женщиной, как отмечали ее современники. К сожалению, нам в основном известны ее портреты, где она в трауре и уже немолодая. Пожизненный траур она носила по своему мужу, принцу Альберту, с которым прожила счастливые годы. Их брак подданные называли идеальным, а почитали. мечтали быть похожими на уважаемую всеми королеву.

Интересен факт, что во времена правления королевы Виктории появился обычай на Рождество украшать елку и одаривать детей подарками. Инициатором этого нововведения был супруг королевы.

Чем же знаменита викторианская эпоха, почему мы часто вспоминаем о ней, что было в ней такого особенного? Прежде всего, это промышленный бум, который начался в Англии и привел к стремительным изменениям в стране. Викторианская эпоха в Англии навсегда разрушила прежний, привычный, старый и очень устойчивый уклад жизни. От него буквально на глазах не осталось и следа, он неудержимо распадался, изменяя мироощущение жителей. В стране в это время развивается массовое производство, появляются первые студии фотографий, первые открытки и сувениры в виде фарфоровых собак.

Викторианская эпоха - это еще и бурное развитие образования. Например, в 1837 г. 43 % населения в Англии было безграмотными, но в 1894 г. их осталось всего 3 %. Стремительными темпами развивалась в то время и полиграфия. Известно, что рост периодических популярных изданий вырос в 60 раз. Викторианская эпоха характеризуется бурным общественным прогрессом, она давала жителям своей страны почувствовать себя в самом центре мировых событий.

Примечательно, что в это время писатели были самыми уважаемыми людьми в стране. Например, Чарлз Диккенс, типичный викторианский литератор, оставил огромное количество произведений, в которых тонко подмечены нравственные принципы. Во многих его произведениях изображаются беззащитные дети и обязательно демонстрируется возмездие тем, кто несправедливо обошелся с ними. Порок всегда наказуем - вот основное направление общественной мысли того времени. Вот такой была викторианская эпоха в Англии.

Это время характеризовалось не только расцветом науки и искусства, но и особым стилем в одежде и архитектуре. В обществе все подчинено правилам «приличия». Костюмы и платья как мужские, так и женские были строгими, но изысканными. Женщины, отправляясь на бал, могли надеть украшения, но накраситься они не могли себе позволить, так как это считалось уделом женщин легкого поведения.

Викторианская архитектура - это особое достояние того времени. Этот стиль любим и популярен до сих пор. В нем роскошь и многообразие декоративных элементов, он привлекателен для современных дизайнеров. Мебель того времени торжественная, с лепными пышными формами, а множество стульев с высокими спинками и гнутыми ножками до сих пор носят название «викторианские».

Множество небольших столиков с пуфиками причудливой формы и, конечно, картины и фотографии были незаменимым атрибутом каждого приличного дома. На столах всегда присутствовали длинные кружевные скатерти, а тяжелые, многослойные портьеры закрывали окна. Это был стиль роскоши и уюта. Так примерно жил в викторианскую эпоху стабильный и преуспевающий средний класс, который на многие годы обеспечил процветание Англии.

Викторианская архитектура - это, прежде всего, удачное смешение таких стилей, как: неоготика, стили а также в ней есть элементы Зодчие с удовольствием использовали насыщенные детали, применяли яркие декоративные приемы. Для этого стиля характерны очень высокие окна, которые напоминали перевернутый щит, деревянные изящные панели, традиционные гранитные камины, а также заборы с величественными готическими шпилями.

Смотришь порой на викторианские фотографии, и дрожь берёт - какие они странные и нередко чудовищные в прямом смысле этого слова. Снимки мёртвых людей, загримированных и закреплённых так, чтобы казаться живыми; изображения физических недостатков и травм; коллажи с отрезанными головами и «призраки», снятые на длительной выдержке. Кому и зачем нужны были эти фотографии? Давайте полистаем старинный альбом и попытаемся найти объяснение содержимому его страниц.

Осторожно, в статье присутствуют шокирующие иллюстрации

Стоячие мертвецы

Фотографии мёртвых людей - это очень популярная и растиражированная история. В Сети можно найти много подобных подборок: красивые, нарядные мужчины, женщины и - чаще всего - дети с закрытыми глазами полусидят или лежат в окружении живых родственников. Далеко не всегда можно догадаться, что центральный герой композиции уже в лучшем мире. Такие снимки были широко распространены в Европе и Америке второй половины XIX века. Книги мёртвых действительно существовали, были даже фотографы, специализировавшиеся на запечатлении мертвецов - и по отдельности, и в кругу ещё здравствующих членов семьи. Чаще всего снимали детей и стариков, крайне редко фотографировали молодых покойников.

На этом семейном снимке крайняя слева девочка мертва

Объяснение этой традиции, распространённой с 1860-х по начало 1910-х, крайне простое. В те времена собственных фотокамер почти ни у кого не было, дагеротипия, а после коллодионная фотография были сложными технологиями и требовали профессионального подхода. Частных снимков почти не делалось, работа фотографа была престижной и требовала высокой квалификации, поэтому очень неплохо оплачивалась.

Трудно поверить, но мертвы обе девочки. Хорошо просматриваются опоры подставок за их ногами

Поход в студию для семейного фотоснимка был делом дорогостоящим, а уж приглашение фотографа на дом могли себе позволить только обеспеченные люди. К фотографированию готовились заранее, наводили причёски, надевали лучшие костюмы - именно поэтому люди на снимках XIX века кажутся такими горделивыми и красивыми. Они просто очень старательно позировали. Вспомните, например, знаменитую фотографию «Дикой банды» Бутча Кэссиди (справа): разыскиваемые преступники одеты с иголочки, в новенькие костюмы и котелки, выглядят как настоящие денди и не стесняются сниматься. Почему? Да потому что фотограф получил хороший гонорар, а не лишённый самолюбия Кэссиди хотел иметь красивое фото своей организации. Банки и поезда эти люди грабили в совсем другом виде.

Так вот, из-за высоких цен на снимки и сложности процесса многих просто не успевали сфотографировать при жизни. Особенно это касалось детей - детская смертность в XIX веке была чудовищной и при этом совершенно привычной. Семьи были большими, в среднем 2-3 из 10 детей умирали от болезней в отсутствие антибиотиков, вакцин и других современных средств. Старики тоже при жизни снимались редко - во времена их молодости фотографии не было, а в старости им было уже не до того.

В результате люди спохватывались, что у них нет семейных фотографий, только после смерти кого-либо из близких. Тут же спешно нанимали фотографа, тело напомаживали и усаживали в «живую» позу. Нередко такие снимки были вообще единственными, где был запечатлён покойный. Умерших среднего возраста, от 20 до 60, снимали гораздо реже, потому что они обычно успевали сфотографироваться при жизни.

Здесь глаза мёртвой девушки не нарисованы, а зафиксированы в открытом положении

Фотографы хорошо зарабатывали на таком жанре. Существовало множество хитростей и приспособлений, которые позволяли выдать мертвеца за живого человека. Например, специализированные (запатентованные!) подпорки для придания мёртвому естественной позы - хотя чаще делали фотографию, где покойник имитировал спящего. В глаза вставлялись распорки, а зрачки поворачивали, чтобы умерший «смотрел в камеру». Иногда о том, что на снимке мертвец, догадаться было вообще невозможно, разве что по едва заметному штативу у его ног.

Порой фотографии известных покойников распродавались как сувениры: например, в 1882 году, посмотрев на выставленное в назидательных целях тело убитого грабителя Джесси Джеймса, можно было на выходе купить фотографию его трупа.

Жанр пошёл на спад уже в начале XX века, а к 1920-м годам исчез окончательно. Распространились компактные личные камеры, съёмка стала повсеместной и дешёвой, трудно было найти человека, ни разу не попадавшего в объектив. А нам на память осталось множество кошмарных фотографий. Впрочем, многие из них кажутся очень элегантными и интересными, пока ты не догадываешься, что изображённые на них викторианские красавицы мертвы.


Помимо подставки, состояние главного героя выдают нарисованные поверх снимка выпученные глаза



Трудно поверить, но мертвы обе девочки. Хорошо просматриваются опоры подставок за их ногами

Спрятанные матери

У многих детей не было прижизненных снимков потому, что ребёнка трудно ровно усадить и заставить не дёргаться. А выдержки в те времена были очень долгими. Если нужно было сфотографировать ребёнка одного, без матери, фотографы XIX века использовали простой трюк. Мать садилась на стул, и её тщательно драпировали, накрывая руки, лицо, ноги, как будто она предмет мебели. Ребёнка сажали на колени матери, где он мог какое-то время вести себя прилично. При этом со стороны фотографа всё выглядело так, как будто на снимке никого, кроме ребёнка, нет.

Правда, если присмотреться, эти фотографии создают жуткое ощущение. Заметно, что под покрывалом, в темноте неподвижно сидит человек. Кажется, что он вот-вот выпрыгнет и сожрёт ничего не подозревающее невинное дитя.

Викторианский фотошоп




23 мая 1878 года молодой британский фотограф Сэмюэл Кей Балбирни из Брайтона (Суссекс, Великобритания) разместил в газете Brighton Daily News объявление, которое впоследствии стало знаменитым и породило целый жанр фотоманипуляций. Оно гласило: «Фотографии духов: леди и джентльмены на фотографиях будут летать в воздухе в компании столов, стульев и музыкальных инструментов! Безголовые фотографии: леди и джентльмены на снимках будут держать в руках собственные головы! Фотографии карликов и гигантов: это действительно смешно!»

Фотографов в Брайтоне хватало, а Балбирни, открывший фотостудию, хотел выделиться. И он изобрёл способ фотоманипуляции, основанный на совмещении нескольких негативов. По сути, это стало предтечей современного фотошопа. Как ни странно, идея Балбирни не снискала успеха. Привыкшие к традиционной фотосъёмке жители Брайтона не спешили сниматься в безголовом или летающем виде. Через два года фотограф закрыл студию и ушёл служить армейским врачом.






Но, как ни странно, дело его продолжало жить. Немногие фотографии, сделанные Балбирни, расползлись не только по частным альбомам заказчиков, но и по газетам. В результате простейшую манипуляцию с негативами освоили десятки фотографов в Англии и за её пределами. «Безголовые портреты» стали популярным жанром фотосъёмки и оставались в моде до 1910-х.

К слову, скорее всего, не Балбирни был изобретателем технологии. Известна как минимум одна «безголовая фотография», сделанная в 1875 году, до открытия студии, другим мастером из Брайтона, Уильямом Генри Уилером, - он держал фотосалон на Хайстрит. Но Уилер не рекламировал свой «фотошоп» так открыто, как Балбирни, и не стал родоначальником нового направления.

Взрывающийся мул


Самая известная безголовая фотография принадлежит не человеку, а мулу. Причём у мула на ней действительно нет головы! Сделал её британский фотограф Чарльз Харпер Беннетт 6 июня 1881 года исключительно в научных целях.

Беннетт был сыном суррейского шляпника, но в 1870-х решил открыть бизнес по продаже фотооборудования. В 1878 году, пытаясь найти способ сократить выдержку, он понял, что коллодионный процесс ускорить никак не получится и нужен кардинально новый состав эмульсии для мгновенного закрепления изображения. К тому времени другой фотограф, английский врач Ричард Меддокс, уже достиг успехов в этой области, заменив коллодий желатином. Но и он не смог добиться достаточной скорости закрепления из-за того, что в желатине было слишком много жидкости. Беннетт взялся усовершенствовать метод Меддокса и быстро добился успехов. Он сумел сократить выдержку с нескольких секунд до 1/25 секунды.

Первым делом Беннетт решил показать технологию военным, причём американским, а не британским, и ему требовался эффектный и одновременно эффективный эксперимент. Способ демонстрации он выбрал своеобразный: привязал к шее мула динамит, установил фотоаппарат на штатив, а затем взорвал голову животного в присутствии подполковника армии США Генри Эбботта и ещё нескольких военных с базы Уиллетс-Пойнт (Нью-Йорк). Снимок он успел сделать в тот момент, когда ошмётки головы уже разлетались, но тело мула ещё стояло, не успев упасть. Это демонстрировало скорость фотосъёмки.

Описание эксперимента и результаты работы Беннетта были опубликованы в Scientific American. Технология была успешно внедрена, Беннетт получил патент и заработал на своём изобретении. Но пресса обрушила на него гору критики за жестокое обращение с животным. Поскольку отец Беннета был шляпником, некоторые газеты обыгрывали фразу «безумен, как шляпник» из «Алисы в Стране чудес».

Лечение или пытка?

В Интернете широко растиражирована вторая фотография. На первой девушка с искривлённым позвоночником, на второй - процесс выпрямления, на третьей - тугая перебинтовка, удерживающая позвоночник в выровненном состоянии.

Другое популярное направление фотоснимков XIX века - люди, которых явно кто-то пытает. Хлещет по спине, бьёт током, сжимает голову тисками. На деле в большинстве этих снимков нет ровным счётом ничего страшного. Представьте, что человек, никогда не видевший стоматолога, увидит снимок, на котором вы сидите с широко открытым ртом, а туда лезет какой-то мужик со страшными инструментами. Он ужаснётся, не так ли? Вот и мы, впервые сталкиваясь с давно забытыми и порой ошибочными врачебными методиками XIX века, ужасаемся, хотя в те времена они казались совершенно нормальными.

Например, в Сети широко распространена фотография, на которой стройная полуобнажённая женщина привязана за руки к странной конусообразной раме. Рядом стоит полностью одетый мужчина средних лет и, похоже, смотрит на женскую грудь. Что это - викторианский БДСМ-клуб? Нет, конечно. Эта фотография всего-навсего иллюстрирует методику исправления сколиоза, разработанную знаменитым американским хирургом-ортопедом Льюисом Сэйрой.

Он был настоящим революционером своего дела. С помощью конусообразной рамы Сэйра временно выпрямлял изувеченный сколиозом позвоночник, а затем туго бинтовал пациента, не позволяя снова изогнуться. После нескольких недель таких процедур позвоночник заметно выпрямлялся. Фотография с девушкой наиболее известна из-за того, что её героиня молода, стройна и выглядит всё это загадочно и эротично. На самом деле снимков Сэйры за работой пруд пруди. На большинстве запечатлены мужчины с кругленькими пузиками или, наоборот, костлявые, с торчащими из сползших штанов волосатыми, простите, задами. Конечно, популярной стала по-настоящему красивая фотография.

И, кстати, это вы ещё не видели другие приспособления для исправления сколиоза, распространённые в XIX столетии.

Дюшен демонстрирует улыбку. На самом деле из-за паралича лица пациент физически не мог улыбаться. Дюшен просто «включил» нужные мышцы с помощью электроимпульсов.

Живший в XIX веке французский невролог Гийом Дюшен исследовал реакцию мышц и нервов на электрические импульсы. Впоследствии его работы легли в основу электронейромиографии, диагностического теста, позволяющего выявить повреждения нерва.

В числе прочего Дюшен запечатлевал выражения лиц пациентов при подаче импульсов на тот или иной лицевой нерв. Проблемой была фотосъёмка того времени - длительная выдержка не позволяла осуществить подобную процедуру. Но Дюшену повезло - в его распоряжении оказался сапожник средних лет, страдавший от паралича лицевого нерва (паралича Белла). Иначе говоря, если Дюшен с помощью тока получал на лице пациента какое-то выражение, оно держалось там без изменений несколько минут, пока мышцу не «отпускало». Это позволяло сделать качественный снимок на длительной выдержке.

Врач сделал с сапожником более 100 опытов, подключая электроды к различным мышцам и получая самые разные выражения лица. Исследование, снабжённое снимками, было опубликовано под названием «Механизм человеческой физиогномики». Благодаря этой работе Дюшен определил назначение ряда лицевых мышц и, в частности, выявил механизм возникновения улыбки.




А на снимках - тот самый сапожник во время одного из опытов.

Портрет Финеаса Гейджа


Финеас Гейдж был американским железнодорожным рабочим, специалистом-взрывником. 13 сентября 1848 года 25-летний Гейдж готовил подрыв скалы близ Кавендиша при прокладке участка железной дороги между городами Ратмонд и Берлингтон в штате Вермонт. Ему нужно было просверлить в нужной точке скалы отверстие, заложить туда взрывчатое вещество и фитиль, утрамбовать всё это трамбовочным штырём и законопатить отверстие песком, выпустив наружу участок фитиля.

В момент, когда Гейдж занёс штырь над отверстием, куда уже была заложена взрывчатка, его отвлёк кто-то из рабочих. Гейдж обернулся и машинально опустил штырь. От соударения порох загорелся и взорвался. Штырь вошёл в скулу Гейджа под левым глазом, пробил череп и вышел из верхней части головы. Чтобы вы понимали: это штука была 3,2 см в диаметре, больше метра длиной и весила 6 кг. Пройдя сквозь череп, штырь улетел, разбрызгивая кровь и мозги, на 25 метров вверх и упал неподалёку.

Но Гейдж почему-то выжил. Сперва он упал и задёргался в конвульсиях, затем успокоился, пришёл в себя и с помощью коллег дошёл до гостиницы, где жили рабочие, - в 1,2 км от места происшествия. Когда туда через полчаса приехал хирург Эдвард Уильямс, перебинтованный на скорую руку Гейдж сидел на крыльце в кресле-качалке.

Уже через 2 месяца Гейдж вернулся к активной жизни, внешне потеряв лишь левый глаз. Но его личность изменилась кардинальным образом - друзья и родственники утверждали, что «это больше не наш Финеас». В результате травмы он потерял 4% коры и 11% белого вещества, а также связи между различными участками головного мозга. В течение 12 лет Финеаса Гейджа исследовали лучшие специалисты. На основе этого случая был выявлен ряд закономерностей, за что отвечает тот или иной участок мозга. Было сделано два снимка Гейджа. На обоих он сидит, элегантно одетый, и держит в руках тот самый трамбовочный штырь, который прошил его голову.

Финеас Гейдж умер в 1860 году от эпилептического припадка, спровоцированного старой травмой. Его череп хранится в Анатомическом музее Уоррена в Гарварде.

Всё нормально, просто листайте дальше

Это выражение как нельзя более подходит к большинству старинных фотоснимков, на которых происходит что-то странное. На самом деле там нет ничего необычного - мы просто не привыкли к той реальности, потому что живём в другой. Столь же странными и чудовищными нам порой кажутся снимки, скажем, животного мира, когда самка богомола поедает самца после спаривания или происходит ещё какая-нибудь мерзость. Каждая викторианская фотография, как и любая современная, имеет подтекст, историю, объяснение, без которых непонятно, что на ней происходит. И, когда их узнаёшь, внезапно становится совсем не страшно. Или, наоборот, ещё более не по себе. Это уж решать вам.

Британцы, жившие во второй половине XIX – начала XX века, то есть в поздневикторианскую и эдвардианскую эпохи, были свидетелями стремительных перемен и научных открытий, меняющих их быт в самой основе.

Некоторые из новшеств, вызванных к жизни новым веком, влекли за собой неожиданные и порой ужасные последствия.

Дешевый хлеб с квасцами

Чтобы накормить стремительно растущее население Лондона и других больших городов и при этом получать как можно большую прибыль, владельцы пекарен изобретали способы удешевления производства.


В тесто стали добавлять гипс, бобовую муку, мел или квасцы. Квасцы – это неорганическое вещество, содержащее атомы алюминия, в наши дни применяемое в качестве моющего средства.

В те времена с их помощью хлебу придавали белизну, заменяя квасцами часть муки. Человек, питавшийся таким суррогатным хлебом, страдал от недоедания. Также квасцы были причиной заболеваний пищеварительного тракта у детей, часто смертельных.

Борная кислота в молоке

Изменялась не только рецептура хлеба – анализ двадцати тысяч проб молока, взятых в 1882 году, обнаружил посторонние вещества в каждой пятой пробе. Состав молока изменяли не торговцы, а сами фермеры – считалось, что борная кислота устраняет характерный запах и вкус скисшего молока. Покупателей уверяли, что это совершенно безвредная добавка, однако это было ошибкой.


Даже небольшие количества борной кислоты вызывают тошноту, рвоту, боль в живот и диарею. Но не в этом была главная опасность. До открытия процесса пастеризации молоко часто содержало возбудителей бычьего туберкулеза, а борная кислота создает среду, благоприятную для размножения бактерий.


Бычий туберкулез поражает внутренние органы и кости позвоночника. В викторианскую эпоху приблизительно полмиллиона детей умерло от бычьего туберкулеза, полученного с молоком. На сайте сайт вы можете прочесть о самых известных эпидемиях в мире.

Опасные ванные

Как мы знаем, ванная комната в доме – викторианское изобретение, прижившееся во всем мире, но поначалу она могла быть очень опасным местом. В ванной можно было не только получить ожоги кипятком, но даже взлететь на воздух.


Причиной взрывов были скопления метана и сероводорода, выделяемые отходами, поднимающиеся на верхние этажи и взрывающиеся от огня свечи или керосиновой лампы. Позднее изменения в конструкциях сточных труб решили эту проблему.

Лестницы-убийцы

Количество этажей в домах быстро росло, но лестницы, в особенности предназначенные для слуг, не изменились со времен двух- и трехэтажных строений. Чересчур крутые и узкие, с неодинаковыми интервалами между ступенями, они часто были смертельно опасны. Горничная с тяжелым подносом, путающаяся в длинной юбке, легко могла стать жертвой халатности строителей.


Огнеопасный парксин

Забытый ныне британский химик Александер Паркс изобрел легко поддающийся формовке материал, который сегодня мы назвали бы пластиком. Первооткрыватель окрестил субстанцию парксином, но он вскоре стал известен под американским торговым названием «целлулоид».

Промышленность приветствовала новый материал – из него делали все, от брошей до расчесок и бильярдных шаров, ранее доступных лишь немногим и изготовлявшихся из слоновой кости. Целлулоидные воротнички и манжеты легко отчищались от грязи.


К сожалению, оказалось, что парксин легко воспламеняется, а при частичном разложении может самовозгораться и даже взрываться при ударе. Мягко говоря, не идеальное сырье для бильярдных шаров.

Отравление фенолом

Викторианцы считали чистоту спутником морали и респектабельности. Глубоко укоренилось мнение, что внешняя опрятность – непременный атрибут благочестия. Достижения науки только усилили усердие хозяек в войне с микробами, которые, как они теперь знали, не видны глазу.


Новинки бытовой химии настойчиво рекламировались и были весьма эффективны, но их токсичные ингредиенты, такие как фенол, или карболовая кислота, часто содержались в доме рядом с безобидными веществами. Кулинарный разрыхлитель легко можно было перепутать с едким натром.


В сентябре 1888 года газета «Aberdeen Evening Express» сообщила о массовом отравлении фенолом с пятью смертельными исходами. Только в 1902 году специальный акт запретил продавать опасные химикаты в таких же бутылках, что и обычные продукты.

Радий

В эдвардианские времена был открыт волшебный новый элемент, источник энергии и света, вызвавший восторг у общества – радий. Авторство открытия принадлежит Марии Склодовской-Кюри и ее мужу. Он быстро стал модным и нашел применение в сигаретах, презервативах, косметике, зубной пасте и даже шоколаде.


Кроме этого, в моду вошли часы со светящимися циферблатами. Как мы все теперь знаем, радий – источник радиоактивного излучения. Попадая внутрь организма, он вызывает анемию, хрупкость костей, некроз челюстей и лейкемию. Известно, что сама Мария Кюри носила на груди медальон с радием, и в конце концов умерла от рака .

Чудо-материал

Эдвардианские инженеры думали, что открыли чудесный материал – негорючий, дешевый и чистый минерал. Он применялся для изготовления чего угодно – фенов, плитки для пола, игрушек, кухонных рукавиц, теплоизоляции, даже одежды.


Как выяснилось позднее, чудо-материал, а попросту асбест – смертельно опасен. Волокна асбеста приводят к разрушению тканей легких. Мы до сих пор не знаем, сколько смертей повлекло применение асбеста, ведь от него можно пострадать и в наше время.

Холодильники

Домашние холодильники появились в обычных домах в эдвардианскую эпоху. Они были символом прогресса и достатка, однако были далеко не надежны. Утечки ядовитых газов, таких как аммиак, метилхлорид и диоксид серы, легко могли повлечь отравление с летальным исходом.


Электричество

Электричество в доме было выдающимся новшеством. Поначалу люди не понимали, как им следует пользоваться – предупреждающие знаки рекомендовали им не приближаться к электрощиту со спичками.


В начале XX века электрические компании решили заинтересовать потребителя применением электричества не только для освещения. Некоторые из этих попыток провалились – электрическая скатерть, к которой можно было непосредственно подключать лампочки накаливания, плохо взаимодействовала с пролитой водой.


Но настоящая опасность была вызвана попытками пользователей подключить несколько приборов к одной розетке или исправить поломку самостоятельно. Газеты были полны заметками о смертельных случаях.

Даже такая прекрасная вещь, как прогресс, может стать настоящей опасностью. Недостаточно исследованные открытия нередко приводят к трагическим последствиям. Редакция сайт предлагает вам прочесть о крупнейших техногенных катастрофах в мире.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен