Внеклассное мероприятие "по следам бородинского сражения". Классный час, посвященный бородинской битве Сценарий мероприятий для старшеклассников по бородинскому сражению

Сценарий общешкольного вечера

, зам. директора МКОУ по УВР

«200-летию Бородинской битвы посвящается»

Ведущий 1:

Этот вечер мы посвящаем светлой памяти русских солдат, стоявших насмерть 200 лет назад на Бородинском поле.

Ведущий 2:

Недаром помнит вся Россия про день Бородина…

Ведущий 1:

Битва на Чудском озере, Куликово поле, Бороди­но, - они остались навечно в истори­ческой памяти нашей страны. Как символы победы и возрождения, как воплощение священного народ­ного гнева против захватчиков, посягнувших на род­ные земли, на мирные очаги, на само существование Русского государства. Наконец, как неиссякаемый источник горячего патриотиче­ского чувства, связывающего прошлое с настоящим.

Ведущий 2:

О неразрывности этих двух начал - прошлого и на­стоящего - Пушкин сказал:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

(На них основано от века,

По воле бога самого,

Самостоянье человека,

Залог величия его.)

Ведущий 1:

Патриотизм всегда воспринимался передовыми умами России как могучая сила, способная преобра­зовать и двинуть дальше, к социальному переустрой­ству великую страну.

Ведущий 2:

Перелистаем страницы истории на два столетия назад. Никогда не должна умирать в народе память о тяжелом и героическом 1812 г., о победе, увековеченной в великом памятнике - храме Христа Спасителя в Москве.

Ведущий 1:

Пришла пора рассказать о поле русской славы - Бородинском.

Нынче исполнилось 200 лет со дня Бородинского сражения русской армии под командованием с французской армией.

Ведущий 2:

Ведущий 1:

Две Музы будут присутствовать на нашем вечере.

Выходят музы (одна во всем черном, другая в белом или розовом.)

Ведущий 2:

Муза Скорби и печали.

Ведущий 1:

Муза Надежды.

Муза На­дежды:

«Война и мир» Толстого, Наташа Ростова. Нежная, порывистая, грациозная. Ее первый бал. Вот к ней подходит Андрей Болкон­ский.

Звучит вальс Прокофьева. Наташа и Андрей танцуют, к ним присоединяются и другие пары.

Муза Надежды:

Юная графиня. Как она тонко чувствовала русскую природу, как она любила Россию.

Звучит грозная музыка.

Муза Скорби:

Но, «началась война, т. е. свершилось противное человеческому разуму и всей человеческой при­роде событие».

Ведущий 1:

Гроза двенадцатого года настала,

Кто тут нам помог?

Остервенение народа.

Барклай, зима иль русский бог?

Муза Скорби:

Наполеон! Он принес миру горе, смерть, разрушение.

Жалкий человек. Чего он хочет?

Небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он - зачем?

Выходит Наполеон.

Наполеон :

В Европе я сыскал славу непобедимого.

На пути к мировому господству

Осталась одна Россия. Я раздавлю её.

Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги,

Если возьму Петербург, то возьму Россию за го­лову,

Если возьму Москву, то поражу её в самое сердце.

Итак - Москва.

Ведущий 2:

Надменный! кто тебя подвигнул?

Кто обуял твой дивный ум?

Как сердце русских не постигнул

Ты с высоты отважных дум?

Великодушного пожара

Не предузнав, уж ты мечтал,

Что мира вновь мы ждем, как дара;

Но поздно русских разгадал...

Ведущий 1:

Да! Были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя,

Богатыри - не вы!

Плохая им досталась доля,

Немногие вернулись с поля,

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы.

Кутузов:

Господа! Думаю, что нам придется сдать сто­лицу,

Барклай: Потеряв этот город, мы сохраним армию.

Входит старый солдат.

Солдат:

Многие наши старые солдаты были недоволь­ны отступлением, стали поговаривать, что Барклай в сгово­ре с самим Наполеоном. И тогда император назначил глав­нокомандующим русского генерала, сподвижника Суворова - Михаила Илларионовича Кутузова. Но и Кутузов отступле­ние не отменил.

Кутузов:

Волею, данной мне государем и отечеством,

Приказываю отступать.

Потеря Москвы еще не есть потеря России.

Сохраним армию, спасем и Россию.

Приказываю отступать.

Солдат:

Мы долго молча отступали,

Досадно было - боя ждали.

Ворчали старики:

«Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

Но вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Ведущий 2:

У села Бородино, в 108 верстах от Москвы было выбрано поле битвы с французской армией.

Солдат:

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Ведущий 1:

Страшная битва Бородинская, происходившая на площади в одну квадратную версту, продолжалась 15 часов.

Солдат:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Земля тряслась - как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой...

Муза На­дежды:

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоённый

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля.

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не священный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Кутузов:

Будете вы у меня ворон жрать, будете.

Наполеон:

Граф Лористон! Вам поручаю предложить перемирие армии Кутузова.

Лористон:

Ваше превосходительство. Я уполномочен моим императором предложить вам перемирие. Пора прекратить это ужасное кровопролитие, пора кон­чать войну.

Кутузов:

Пора кончать, говорите. А мы, граф, войну ведь только начали. Да, только начали.

Лористон:

Но война ведется варварскими способами со стороны русских.

Кутузов:

Варварскими! Не Россия, граф, начала войну сию. Бонапарт, не объявляя войны, вторгся в Россию. Увидим, как он теперь выберется из Москвы. Не имеет ли граф еще что предложить?

Ведущий 2:

Проведя 35 дней в холодной сожженной Москве, Наполеон осознал без­выходность положения своей армии. Вражеские войска покинули столицу 7 октября 1812 г. и медленно двинулись на юго-запад по направлению к Калуге. Но Кутузов преградил им путь у Малоярославца. Небольшой городок переходил из рук в руки, однако русские заставили Наполеона повернуть на Можайск, а затем на Смоленск. Император Франции был мрачен, угрюм и зол. Произошел коренной перелом в ходе войны. В междуречье Днепра и Березины остатки неприятеля еле спаслись бегством. Из окружения вышли только 30 тысяч оборванных и голодных французов. Некогда непобедимой и знаменитой армии Наполеона больше не существовало. Сам Наполеон после разгрома у Березины бросил войска и отбыл в Париж.

Ведущий 1:

Оцепенелыми руками

Схватив железный свой венец,

Он бездну видит пред очами,

Он гибнет, гибнет наконец,

Бежат Европы ополченья;

Окровавленные снега

Провозгласили их паденье,

И тает с ними след врага.

И всё, как буря, закипело;

Европа свой расторгла плен;

Во след тирану полетело,

Как гром, проклятие племен...

Кутузов: Война закончилась за полным истреблением неприятеля. Слава русскому воинству! Слава рус­скому солдату!

Звучит музыка «Славься» из оперы М. Глинки «Жизнь за царя».

Ведущий 1:

У русского царя в чертогах есть палата,

Она не бархатом, не золотом богата.

Не в ней алмаз венца хранится под стеклом.

Но сверху донизу, во всю длину кругом,

Своею кистию свободной и широкой

Её разрисовал художник быстроокий.

Ведущий 2:

Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил,

Покрытых славою чудесного похода

И вечной славою 12 года.

Ведущий 1:

Один из самых поэтических портретов героев войны - портрет генерала Александра Тучкова.

(Выступает 5 класс )

Ведущий 2:

Александр Тучков! Маргарита Нарышкина! Ещё не написаны романсы об этой трогательной и нежной любви.

Звучит вальс. Танцуют пары. В центр круга выходят Маргарита Тучкова-Нарыш­кина и Александр Тучков.

Маргарита:

Я очень рано вышла замуж, но вскоре вынуж­дена была бежать от самодура - мужа. Решение семьи - уйти мне в монастырь. Мой брат ввел в наш дом Александра Тучкова. Мы встретились и полюбили друг друга.

Тучков:

Маргарита стала моей женой. Она сопровождала меня во всех походах, была моим верным адъютантом .

Маргарита:

В Бородинском бою у Курганной высоты погиб генерал Александр Тучков. В октябре я первой пришла на Бородинское поле, я искала тело Александра и не нашла. Я осталась навечно на этом поле, построила Спас-Бородинский монастырь и стала игуменьей этого монастыря - игуменья Мария.

Снова звучит вальс Г. Свиридова.

Ведущий 1:

Герои войны 12 года. Денис Давыдов и его первый друг - солдат Терентий.

Давыдов: Да, что верно, то верно, богатырская была эпоха. Невиданным мужеством россиян прославлен в веках 12-й год.

Звучит марш, а затем песня «Меня зовут гусар безусый...»

Ведущий 2: Девица-улан Надежда Дурова.

Надежда Дурова : Как много пустого наговорили мне о первом сражении, о страхе, о робости и, наконец, отчаянном мужестве. Какой вздор. Я участвовала во многих сраже­ниях, была я и на Бородинском поле, вела в бой эскадрон. Однажды я отстала от своей команды и попала на прием к главнокомандующему.

Кланяется Кутузову.

Кутузов: Что тебе надобно, друг мой?

Дурова: Я желал бы иметь счастье быть вашим ординарцем.

Кутузов: Какая же причина такой необыкновенной просьбы?

Дурова: Я люблю военную службу и служил в прусскую кампанию.

Кутузов: В прусскую! Разве вы служили тогда? А сколько же вам лет, я полагаю, не более 16? Как ваша фамилия?

Дурова: Александров.

Кутузов: Александров! Как я рад, что имею, наконец, удовольствие узнать вас лично. А теперь, голубчик, идите к генералу Коновницыну и скажите ему, что вы у меня будете ординарцем.

Дурова уходит.

Ведущий 1:

Никто из товарищей не подозревал, что уланский офицер Александров с георгиевским крестом на груди - женщина. Смущало отсутствие усов, ко­торые все должны были носить в армии. Но вы­глядел он молодо, и до поры до времени отсутствие усов не выдавало его.

Звучит музыка «Давным-давно...» Мазурка.

Ведущий 2:

Шестьдесят лет носила она мужское имя, ни разу не сделав попытки вернуться к своему полу и к своему настоящему имени. Она появлялась обычно в черном сюртуке и лосиных брюках , с георгиевским крестом в петлице.

Ведущий 1:

Французы назвали Бородинскую битву сра­жением генералов, учитывая то, сколько их выбыло там из строя. По свидетельству очевидцев, поле сражения было пропитано кровью на три вершка. Неприятель, превосходив­ший численностью русскую армию, не сумел столкнуть ее ни на шаг с родной земли. Французы были поражены стой­костью русских, которые, потеряв половину войска, стояли также твердо, как и в начале сражения.

Солдат:

Бородинская битва разрушила мечту Наполеона о захвате России.

И именно тогда наша держава прославилась как его победительница.

Звучит первый куплет песни «Бородино».

Ведущий 2:

И в заключение нашего разговора о Бородинском сражении давайте подведем итог и ответим на вопросы викторины «Бородино».

Викторина «Бородино»

1. В каком стихотворении Лермонтов впервые обращается к теме Отечествен­ной войны 1812 года? «Два великана »

2. Кого назвал в стихотворении «Два великана» «трехнедель­ным удальцом»?

3. Назовите важнейшую битву в войне 1812 года. Почему она так называется?

4. Откуда эти строки?

В шапке золота литого

Старый русский великан

Поджидал к себе другого

Из далеких чуждых стран.

5. В каком стихотворении Лермонтов впервые обращается к изображению Бо­родинской битвы?

6. О чем рассказал в стихотворении «Два великана»?

Но упал он в дальнем море

На неведомый гранит,

Там, где буря на просторе

Над пучиною шумит.

8. Кто из известных вам поэтов XIX века был участником Бородинской битвы?

9. Когда написано стихотворение «Бородино»? Какой дате оно посвящено?

10. От чьего имени ведется рассказ о событиях 1812 года?

11. Что представляет собой стихотворение «Бородино»? В какой форме оно написано?

12. Как долго длилась битва? Как об этом сказал Лермонтов?

13. Кому принадлежат слова:

«Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

14.Когда произошла Бородинская битва?

15.«Он одевался в чекмень, носил бороду и на груди Николая-чудотворца». Представьте героя.

16. «Лицо его было чисто выбрито, одет он был в гвардейский ваточный сюртук с Георгием в петлице и в прямо надетой простой фуражке». Кто это?

18. Кто из русских художников чаще других обращался в своем творчестве к теме Отечественной войны?

19. Каким орденом награждали наиболее прославившихся военачальников в Ве­ликую Отечественную войну годов?

21. Когда умер? Где он похоронен?

Ответы:

1. «Два великана»

2. Наполеона

3. Бородинская битва, произошла недалеко от деревни Бородино.

4. Из стихотворения «Два великана»

5. В «Поле Бородино».

6. О поражении Бонапарта в столкновении с «русским великаном» - Россией.

9. 25-й годовщине Бородинской битвы.

10. От лица старого сол­дата, ветерана войны.

11. В форме диалога между старым и молодым солдатом.

12. «Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день».

13. Полковнику русской армии.

15. Василий Денисов, командир партизанского отря­да.

16. Долохов.

17. Алексей Данилович Кившенко; в Государственной Третьяковской гале­рее.

18. : «Наполеон на Боро­динских высотах», «В Кремле. Пожар», «На большой дороге. Отступление. Бегство»

19. Орденом Кутузова.

Внеклассное занятие « По следам Бородинского сражения».

Цель: воспитание патриотических чувств через анализ Бородинского сражения с исторической и литературной точек зрения.

Задачи:
Воспитательные:

- воспитывать уважение к историческому прошлому земли Русской;
- дать детям представление о нравственном образе солдата, защитника своей родины;
- воспитывать мужество, справедливость, доброту;
- воспитывать у обучающихся нравственно – эстетические чувства;
- формировать такое качество личности как нравственность и умение осуществлять нравственный выбор;
- воспитывать лидерские качества, умение общаться в группе;
- воспитать в детях доброту, уважение к людям.

Развивающие:
- развивать воображение, кругозор, эрудицию;
- умение слушать, умение осмыслить прослушанное и выделять главную мысль;

Образовательные:
- формировать умение вести диалог, умение работать в группах (совершенствовать коммуникативную компетентность), развивать навыки поисково-исследовательской деятельности

Подвести учащихся к пониманию нравственных идеалов;

Планируемые результаты:

Личностные:

Способствовать повышению самооценки на основе критерия успешной учебной деятельности.
- формирование такого качества личности как нравственность и умение осуществлять нравственный выбор;

Метапредметные:

Ориентироваться в своей системе знаний;
- осуществлять анализ объектов;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
- слушать и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь работать в группе, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение;
- формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Предметные:

    познакомить с событиями 1812 г;

    создать макет расстановки русско-французских войск;

    проанализировать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»;

    познакомить с героями войны 1812 г;

Ресурсы: карта, тексты, портреты.

Оформление доски: портреты Кутузова, Наполеона, Барклая де Толли.

Эпиграф: «Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!»

Ход занятия:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

    Знакомство с историческим событием

    Предлагает рассмотреть портреты исторических деятелей, определить с какими военными событиями связаны эти личности.

    Рассказывает о ходе исторического сражения.

    Называют исторических деятелей, изображённых на портретах. Называют историческое событие, самое известное сражение. Мини-сообщения об этих деятелях

    Работа в парах:

по ходу объяснения учителя вставляют розданные ранее цитаты из стихотворения Лермонтова и определяют их последовательность.

    Работа с текстом стихотворения Лермонтова «Бородино»

    Переход к тексту, аудиозапись. Вопросы к тексту.

    Прослушивание аудиозаписи. Устные ответы на поставленные вопросы, анализ цитат из стихотворения.

Создание макета расстановки войск.

Демонстрация карты.

Рассматривают карту на экране и кнопками указывают расположение русских и французских войск на картонном макете.

    Викторина

    Демонстрация слайдов с вопросами, выдача жетонов за правильные ответы.

    Ответы на вопросы викторины

    Рефлексия

    Размещение на доске формы для ответа

    Запись собственных ответов в представленную на доске форму

Форма для ответа представляет собой лист формата А2, на котором дети должны будут закончить фразы: «Сегодня я узнал о…», «Мне больше всего понравилось…», «Я запомнил, что…», «Затруднение у меня вызвало…», «Эти знания мне пригодятся в/на…»

Ход занятия.

    Организация начало урока.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшнее занятие принесет всем радость общения друг с другом.

    Подготовительный этап

Ребята, посмотрите на доску, чьи портреты вы видите? К какому событию мы можем отнести этих людей? А почему именно эти портреты?

2017 год является юбилейным - в этом году 205 лет Бородинскому сражению. Ребята, на уроках литературы мы часто говорим о том, что история нашей страны отражается на страницах литературы.

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Бородино», в котором изображен подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 года.

    Основной этап.

А сейчас наши докладчики познакомят вас с этими историческими деятелями.

(Мини-сообщения обучающихся)

Перед вами карточки с цитатами из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», вам необходимой найти отражение моим слова в этом

стихотворении.

В 1812 г войска французского императора Наполеона Бонапарта вторглись в Россию.

Он стремился к мировому господству и планировал захватить Москву, превратить нашу страну в зависимое государство. Сначала у Наполеона было численное превосходство, а русские армии были рассредоточены вдоль всей границы. Командующий русскими войсками Барклай де Толли отдал приказ отступать вглубь страны, чтобы войско объединилось.

«Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали».
Не все одобряли эту тактику Барклая. По требованию народа новым командующим наших войск был назначен Михаил Илларионович Кутузов. Лишь в 110 км от Москвы, неподалёку от села Бородино, он решил дать генеральное сражение Наполеону.

«И вот нашли большое поле: есть разгуляться где на воле"
Силы сторон были примерно равны. Русская армия насчитывала 132 тысячи человек при 640 орудиях, а французская 135 тысяч человек и 587 орудий. Крупнейшее сражение войны началось 26 августа 1812 г в половине шестого утра. Французы стремились прорвать центр русских войск, обойти их левый фланг и освободить себе путь на Москву.

Самые ожесточённые бои развернулись вначале на Багратионовых флешах – земляных укреплениях, оснащённых пушками. 6 часов противник штурмовал флеши. Здесь был смертельно ранен генерал Пётр Иванович Багратион.

В Бородинском сражении Барклай де Толли командовал центром и правым крылом русских войск. Не менее упорные бои развернулись на батарее генерала Николая Николаевича Раевского. В Бородинском сражении его корпус стойко оборонял центральный редут, против которого в бой вводились крупные силы французской армии (в отечественную военную историю редут вошел под названием «Батарея Раевского»). Редут-это полевое укрепление.

«Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут».

Здесь русские солдаты штыковыми ударами несколько раз отбрасывали противника и лишь к концу дня врагу удалось его захватить.

«Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел».

Несмотря на видимый успех противника, фактически сражение не принесло победы ни одной из сторон. У французов погибло 60 тысяч человек, у русских- 44 тысячи. Позже Наполеон сказал, что французы показали себя достойными победы, а русские оказались достойными быть непобедимыми.

Теперь я предлагаю прослушать аудиозапись стихотворения «Бородино».

Посмотрите, как оформлено, начало стихотворения. Что собою представляет стихотворение «Бородино»?

– Что такое диалог? (Диалог – это разговор двух или более лиц).

– Кто принимает участие в диалоге?

–Что волнует молодого солдата?

– Каким вы себе представляете старого солдата?

– Как старый солдат называет воинов? Что говорит об их судьбе?

– Почему старые воины-старики ворчали перед боем? Чем они были недовольны?

– Почему рассказ о великом событии доверен именно рядовому солдату?

А теперь поработаем в паре. Я вам выдаю макет карты, ваша задача, глядя на доску, расположить русские и французские войска, приклеив цветные фигурки к полю боя.

Фронтальная проверка.

    Заключительный этап

Наше занятие подходит к концу, а теперь, используя наши знания, мы поучаствуем в занимательной викторине.

Викторина.

    Когда произошло Бородинское сражение?

    Кто командовал русскими войсками в битве?

    Кто написал стихотворение «Бородино»?

    Кто является рассказчиком произведения «Бородино»?

    Во сколько началось сражение?

    Какой генерал был смертельно ранен в бою?

    В чью пользу закончилось сражение?

    Что такое редут?

    Что такое флеши?

    Каковы были потери русских, французов?

    Сколько лет назад было сражение?

Самые активные получают медали «Я знаток Бородинского сражения»

Рефлексия.

На доске представлена форма ответа, проанализируйте свою деятельность на уроке и запишите свой ответ в таблицу

«Сегодня я узнал о…», «Мне больше всего понравилось…», «Я запомнил, что…», «Затруднение у меня вызвало…», «Эти знания мне пригодятся в/на…»

К л а с с н ы й ч а с н а т е м у

«

России верные сыны!»

Ф.Н.Глинка.

200-летию Бородинской битвы посвящается

Подготовила и провела: Андрюшкова Н.В.

Классный руководитель 5 класса

МОУ сош го Молодёжный

Цели и задачи:

  • воспитать у учащихся чувства патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;

· развивать у школьников мировоззренческие убеждения на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок;

  • создать условия для осознания учащимися себя как представителей исторически сложившегося гражданского, этнокультурного сообщества;
  • сформировать у учащихся способности определять собственные позиции по отношению к явлениям и событиям современной российской жизни

Теперь ли нам дремать в покое,

России верные сыны!

Пойдем, сомкнемся в ратном строе,

Пойдем - и в ужасах войны

Друзьям, отечеству, народу

Отыщем славу и свободу

Иль все падем в родных полях!

Что лучше: жизнь-где узы плена,

Иль смерть-где русские знамена?

В героях быть или в рабах?

Ф. Н. Глинка «ВОЕННАЯ ПЕСНЬ, написанная во время приближения неприятеля к Смоленской губернии»

Так звучат слова очевидца событий, о которых пойдет речь, Автор этих строк - русский поэт, публицист, офицер, участник декабристских обществ. Он в 1805-1806 состоял адъютантом при Милорадовиче, участвовал в походе против французов и был при Аустерлице. В 1807 был сотенным начальником дворянского ополчения. В 1812 опять поступил в армию адъютантом к Милорадовичу и находился в походе до конца 1814. (Слайд-2.)

Сегодня на классном часе пойдет об одном из самых главных событий российской истории - Бородинской битве. Наша страна отмечает в этом году 200-летие этого сражения, положившего начало победоносного марша русских войск в Отечественной войне 1812года. Мы лишь прикоснемся к этим событиям, а позже постараемся посетить Бородинскую панораму и побывать под Можайском на «поле русской славы» (так стали называть поле под Бородино, где происходило сражение). Конечно, более подробно вы познакомитесь с событиями Отечественной войны 1812года в старших классах, а теперь постараемся понять, что заставило французов напасть на нашу страну.

Пять лет в Европе битвы ждали

Такой, как эта, чтоб решить

В военном длительном скандале,

Кому в Европе главным быть.

Шестнадцать лет Наполеон

Уж вёл губительные войны

И в непрерывной грозной бойне

Разбил почти что всех уж он:

Иль покорил или склонил

К союзу с ним. Лишь англичане,

Испанцы, шведы, россияне

Не преклонились перед ним.

« Россию рок влечёт к разгрому.

Свершится пусть её судьба!..

Пойдём чрез Неман на просторы

Российские. Вперёд, друзья!

Война такой же славной будет,

Какой и первая была.

Но мир, который мы заключим,

Натянет крепко удила.

Полсотни лет в дела Европы

Россия зря совала нос.

И мы идём, поправить чтобы

Дела надолго и всерьёз».

К 1812 году император французов Наполеон I покорил и подчинил своему влиянию почти все страны Европы. Его Великую армию в России называли армией «двунадесяти языков». Но для русского солдата все они были «французами». (Слайд-4.)

Вторжение войск Наполеона в пределы Российской империи началось в ночь на 12 (24) июня 1812 года. Общая численность неприятельской армии в этот момент составляла более 670 тыс. человек при 1372 орудиях. Общая численность российских вооруженных сил на Западной границе империи (разделенных на 3 армии) составляла около 317 тыс. человек при 1102 орудиях. Наполеон рассчитывал закончить военную кампанию против России за 1-2 месяца, навязав русскому командованию генеральное сражение в первые же недели после вторжения.

Война Отечественной стала:

Патриотизм достиг высот,

Каких страна ещё не знала,

И в ополчение идёт

И стар, и млад из всех сословий,

Чтоб доказать горячей кровью,

Как им Отчизна дорога,

И все хотят побить врага.

Деревни, сёла, города

Не пожалели средств и силы,

Отдали всё родной России,

Чтобы спасти её тогда .

Владимир Тяптин 1812. Отечественная война

Участники Отечественной войны 1812 года навсегда остались для более молодых современников и потомков поколением героев: им довелось сражаться с величайшей армией мира, под командованием одним из лучших в истории человечества полководцем, но они отстояли Родину от «всемирного завоевателя». Они победили, несмотря на то, что численностью уступали неприятелю, закаленному к тому же многолетними войнами на полях Европы. Армия, состоявшая, по преимуществу, из крепостных крестьян, победила людей, гордившихся своей свободой и цивилизованностью. Многие были уверены, что победа была дарована народу российскому свыше, благодаря его глубокой вере и верности православию.

В русском стане после полудня вдоль фронта войск крестным ходом с чудотворной иконой Смоленской Божией Матери, спасенной из горевшего Смоленска, прошествовало армейское духовенство в парадных облачениях. Перед святым образом служили молебны. Первым к образу покровительницы России, опустившись на колени, приложился М.И.Кутузов. За ним - офицеры Главного штаба, и затем «сама собою, по влечению сердца, 100-тысячная армия падала на колени и припадала челом к земле, которую готова была упоить до сытости своею кровью», - писал Ф.Н.Глинка.

Как вспоминал один из участников битвы, «из всех явлений 1812 года канун Бородина сохранился, конечно, у многих в памяти. Все ожидали боя решительного. Офицеры надели с вечера чистое белье; солдаты, сберегавшие про случай по белой рубашке, сделали то же. Эти приготовления были не на пир! Бледно и вяло горели огни на нашей линии, темна и сыра была с вечера ночь на 26-е августа…» (Ф.Н.Глинка) Солдаты отказывались от положенной перед сражением винной порции, говоря: «Спасибо за честь! Не к тому изготовились: не такой завтра день!» Они молились: «Мать пресвятая Богородица! Помоги постоять нам за землю свою!». И только «к утру сон пролетел над полками».

Во вражеском стане до рассвета не умолкали песни и шумные хмельные споры, там уже праздновали победу. «Удвоенные костры, уставленные в несколько линий, пылали до самого Колоцкого монастыря. Эти не наши огни, стоя огненными полками, сквозили сквозь чащи лесов и кустарников, румянили наше небо и бросали какой-то кровавый отблеск на окрестности ямистые, темные. Рокот барабанов, резкие звуки труб, музыка, песни и крики несвязные (приветный клик войска Наполеону) слышались у французов», - вспоминал Ф.Н.Глинка.

Битва началась ранним утром 26 августа (7 сентября). Около 6 часов раздался первый выстрел французского орудия. «Чуть рассвело - а неприятель уже послал свое первое ядро. Одно из первых ядер пролетело над нашими головами и попало прямо в крышу того дома, где находился Кутузов!» - вспоминал ординарец М.И.Кутузова И.Р. фон Дрейлинг. Русская артиллерия открыла ответный огонь. «В рассветном воздухе шумела буря. Ядра… визжали пролетными вихрями над головами. Гранаты лопались. В пять минут сражение было уже в полном разгаре». (Ф.Н.Глинка)

В армии Наполеона на Бородинском поле насчитывалось около 135 тыс. солдат при 587 орудиях, в распоряжении Кутузова находилось около 114 тыс. солдат регулярных войск при 624 орудиях, около 10 тыс. ратников ополчения и около 8 тыс. казаков. Сражение при селе Бородино было невиданным по численности, потерям и упорству обеих сторон в достижении победы.

Русские солдаты на протяжении всей битвы совершали подвиги беспримерного мужества. Российские офицеры проявили здесь свои лучшие качества. Один из рядовых участников Бородинского сражения унтер-офицер Тихонов в своих воспоминаниях, записанных с его слов в 1830 году, так описал поведение командиров в бою: «Начальство под Бородином было такое, какого не скоро опять дождемся. Чуть бывало кого ранят, глядишь, сейчас на его место двое выскочат… Когда б не такое начальство, не так бы мы и сражались. Потому что, какое ни будь желанье и усердье, а как видишь, что начальство плошает, так и у самого руки опускаются. А тут в глаза всякому наплевать бы следовало, если бы он вздумал вилять… Да вилять никто и не думал».

Прославленный генерал Багратион, получивший смертельную рану в Бородинском бою во время одной из контратак своих войск, высоко оценил действия офицеров, своих подчиненных: «Они были примером всем прочим воинам в неустрашимости и храбрости, что самое, как и благоразумные их распоряжения, доставили в сем деле войску нашему поверхность над неприятелем

Все отчетливо понимали, что в сражении при Бородино решается судьба Первопрестольной русской столицы. «Москва должна была служить для русского воина тем же, что могила для каждого смертного, за Москвой был уже другой мир», - писал храбрый российский генерал принц Евгений Вюртембергский.

И вождь сказал перед полками:

«Ребята, не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали».

И мы погибнуть обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в бородинский бой.

М. Ю. Лермонтов «Поле Бородина» (Слайд-11.)

Кто первым произнес слова, ставшие знаменитыми благодаря лермонтовскому стихотворению: «Москва за нами!»? Об этом историки продолжают спорить до сих пор. Известно точно, что слова эти звучали на Бородинском поле на протяжении всего дня. Солдаты Московского пехотного полка, защищавшие батарею Раевского, слышали их от своего командира полковника Федора Федоровича Монахтина: «Ребята! Представьте себе, что это место - Россия и отстаивайте ее грудью богатырскою!» Многие слышали возглас генерала Дмитрия Сергеевича Дохтурова, командира 6-го пехотного корпуса, назначенного командовать войсками 2-й Западной армии после ранения П.И.Багратиона: «За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад - ведь все равно умирать же под Москвою!» Один из участников сражения вспоминал: «Под Бородиным мы сошлись и стали колоться. Колемся час, колемся два… устали, руки опустились! И мы, и французы друг друга не трогаем, ходим как бараны! Которая-нибудь сторона отдохнет и ну опять колоться. Колемся, колемся, колемся! Часа, почитай, три на одном месте кололись!» (Слайд-10.)

Сражение, продолжавшееся около 15 часов, стихло лишь в сумерки. Настроение русских войск, отошедших от занимаемых первоначально позиций не более, чем на 1 км, было таково, что все, от рядового до генерала считали битву выигранной. Была уверенность, что «победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным» (Л.Н.Толстой). Унтер-офицер Тихонов вспоминал, что когда закончилась битва, «приказание привезли, чтобы завтра атаковать француза. Мало его осталось, повалили мы его страсть что: он очень густо стоял, нашим пушкам ловко было палить; наших зарядов много меньше пропадало, чем французских, да мы и стояли пореже. Повалил он, после полудня, у нас много народу, но все не столько, сколько мы у него».

(Слайд-12.)

Взвесив все, главнокомандующий М.И.Кутузов отдал приказ об отступлении. 29 августа он докладывал императору Александру: «Баталия, 26-го числа бывшая, была самая кровопролитнейшая из всех тех, которые в новейших временах известны. Место баталии нами одержано совершенно, и неприятель ретировался тогда в ту позицию, в которую пришел нас атаковать. Но чрезвычайная потеря, и с нашей стороны сделанная, особливо тем, что переранены самые нужные генералы, принудила меня отступить по Московской дороге».(Слайд-13.)

А главнокомандующий Москвы Ф.В.Ростопчин говорил: «Москва была отдана за Россию, а не сдана на условиях. Неприятель не вошел в Москву - он был в нее впущен - на пагубу нашествия».

(Слайд-14.)

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою .

А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

Бородино! Мало кому известная до 26 августа 1812 г. деревня в 120 км к западу от Москвы стала местом славы русского солдата, славы России. В этот день на Бородинском поле произошло генеральное сражение Отечественной войны 1812 г. против французских захватчиков.

Цель генерального сраженья:

Упорной обороной мы

Должны добиться истощенья

Наполеоновской «чумы»

И прекратить её движенье

К Москве. И русские холмы

Стать нашей крепостью должны.

Владимир Тяптин 1812. Отечественная война

Главнокомандующий русской армией М. И. Кутузов не случайно выбрал Бородинское поле для генерального сражения. Поле очень просторное, на нем могли развернуться большие массы войск. Свои силы Кутузов расположил так, чтобы перерезать неприятелю путь на Москву - обе Смоленские дороги (см. на схеме). Правый фланг упирался в деревню Горки, где находилась ставка Кутузова. Центр русских войск защищала Курганная батарея, которой командовал генерал Н. Н. Раевский, потому ее называют сейчас батареей Раевского. Левый фланг проходил близ деревни Семеновское. Здесь очень быстро были возведены укрепления - флеши, которые защищали солдаты генерала П. И. Багратиона (Багратионовы флеши). Деревня Бородино находилась между правым флангом и центром.

Однако в единоборстве с наполеоновскими войсками русские остались непобежденными - таков первый итог Бородинского сражения. В то же время Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе, ослабило ее наступательную активность. Бородинская битва предопределила поражение Наполеона в этой несправедливой, захватнической войне.

(Слайд-15.)

Прошло немного времени, Наполеон вошел в сгоревшую Москву, а позже с остатками своей многоязычной армии в лютую русскую стужу покинул Россию.

18 (30) марта 1814 года около 9 часов утра колонны союзных армий с барабанным боем, музыкой и развернутыми знаменами начали входить в Париж через ворота Сент-Мартен

России быть, нам быть дано,

Пока жив дух Бородино.

Бородино!.. Да кто в России

Не знает про Бородино?

Прошли века, но с прежней силой

Волнует нашу грудь оно.

Отвага, мужество, и слава,

И небывалый героизм,

И гордость за свою державу

Навечно в слове том слились.

Оно как символ русской славы

Вошло в историю навек,

И без него своей державы

Не мыслит русский человек

Владимир Тяптин 1812. Отечественная война

(Слайд-16.)

Подведем итоги.

2.Почему войну 1812 года называют Отечественной?

3.Где произошло решающее сражение этой войны?

4.На чьей стороне был численный перевес?

5.Кто руководил сражением при Бородино с русской стороны?

6.Кого из героев вы можете назвать?

7.Чем закончилась Бородинская битва?

8.Почему М.И.Кутузов принял решение оставить Москву неприятелю?

9.В каком году окончилась эта Отечественная война?

Людмила Рыбакова

Л. Рыбакова "Уж постоим мы головою за Родину свою"

В 2017 году исполняется 205 лет со дня Победы русского народа в Отечественной войне

Предлагаем Вашему вниманию сценарий праздника,ставший итогом Проекта "Сей день пребудет вечным памятником". (Авторский Проект и сценарий праздника был опубликован в журнале "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения".-2011.-№9.-стр 50-57).

Действующие лица (все роли исполняют дети):

Ведущий - педагог

Наполеон

Гусары – пехота – мальчики подготовительной группы

Гусары – кавалеристы - мальчики подготовительной группы

Солдат с манифестом – мальчик подготовительной группы

Партизаны- крестьяне – мальчики старшей группы

Дамы – девочки старшей и подготовительной группы

Занавес закрыт. Стоит стол, свеча, на столе лежит Карта Мира.

Ведущий : 19 век… 1812 год…

Чем удивит? Что принесёт?

В тот год решил Наполеон все страны подчинить…

И вот готовится к войне…

(Выходит Наполеон – ребенок в одежде французского императора, подходит к карте, рассматривая ее, делает пометки)

НАПОЛЕОН : Да. Так тому и быть. Мне будет армия нужна:

Французской маловато. Возьму Германию, Италию

И вот они – солдаты!

Хочу Россию подчинить,

Хочу в Москву войти.


Всё я сумею, все смету преграды на пути! (Уходит)

Ведущий : Россия – мирная страна, войне никто не рад:

Крестьяне хлебушек растят,

Дворяне все на бал спешат,

Всё, впрочем, как всегда!

(Открывается Занавес. Сцена прерванного Бала: дамы и гусары).



ВИДЕОРЯД. Кадры из кинофильма «Гусарская баллада», сцена «Объявления войны».

Выходит солдат со свитком в руках.


СОЛДАТ : Русский император Александр I издал Манифест.

(читает): Попросил народ свой, ради чести,

В силу кровной мести

Отстоять Отчизну, отстоять страну

И Кутузова направил,

Чтоб войска он все возглавил

Так ответил на войну. (Закрывает свиток).

Нас войной не запугаешь,

Дух славянский не задавишь!

Гусары одевают кивера. Дамы, прощаясь с ними, машут платочками и уходят.

Выходит БАРАБАНЩИК. Марш Гусар, перестроения. Уходят.


Выходят Дамы, ведут между собой разговор:

1-я Дама: Нам в стороне стоять нельзя,

Смотрите, что скажу вам я:

Умею спицами вязать, свяжу для армии носки.

2-я Дама: А я свяжу жилет.

3-я Дама: А я сошью кисет.

4-я Дама: А, если нужно, я пойду работать в лазарет.

Все Дамы: Мы только вместе победим,

Войны и горя не хотим! (Уходят)

ВИДЕОРЯД . Военные действия. Из кинофильма «Война и мир».

Ведущий: Сражались русские войска

Отважно и удало,

За Родину, Отчизну- Мать

Их полегло немало!

ТАНЕЦ - импровизация «Гусары с саблями».


ВИДЕОРЯД . Военные действия. Из кинофильма «Война и мир»

Ведущий: И Полоцк пал, и Орша, Минск -

Пока силен француз.

Смоленск оставлен. Это так.

Но мы с тобою, Русь!

ТАНЕЦ импровизация «Гусарская конница».



ВИДЕОРЯД . Наполеон. Бородино. Из кинофильма «Война и мир».

Ведущий: Уж месяц как идёт война.

Подходит враг к полям Бородина.

И целый день идёт сражение одно,

В котором русские непобедимы всё равно.

ТАНЕЦ импровизация «Орудия к бою».

Гусары заряжают пушки ядрами, идут «военные действия».



ГУСАРЫ : 1. Там впереди Москва!

2. Об этом помнит каждый!

3. И план Кутузова отважный – немного отступить…

5. И вот Наполеон в Москве,

Москва пуста, в огне пылает.

Врагу Москва враждебно отвечает. (Уходят)

Выходят ПАРТИЗАНЫ – КРЕСТЬЯНЕ – в лаптях, с дубинами, вилами, рогатинами.


ПАРТИЗАНЫ : Все на защиту Родины идут

И партизанскую войну ведут!

Поют старинную солдатскую песню «Солдатушки, браво, ребятушки».


ПАРТИЗАНЫ : Мы только вместе победим,

Войны и горя не хотим! (Уходят).

ВИДЕОРЯД . Горит Москва. Кадры из фильма «Война и мир».

Ведущий : Горит Москва, но не сдается,

И над врагом огнем смеётся!

ТАНЕЦ ОГНЯ . Исполняют девочки подготовительной группы.

Звучит Победный марш.

Выходят Гусары, торжественно проходят и выстраиваются врассыпную. Партизаны также проходят в зал, встают между ними.


ПЕРЕКЛИЧКА ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА:

1. Наполеон не сразу понял,

Что с Россией войну проиграл.

2. И что Россия- это сила!

Все : Тайком во Францию бежал!

3. Своим врагам мы скажем честно:

Не знаем страха мы в бою!

Все: Уж постоим мы головою за Родину свою!

ПЕСНЯ ГУСАР И ПАРТИЗАН (на мотив песни «Давным-давно» муз. Т. Хренникова из фильма «Гусарская баллада»):

1. В сраженьях всякое бывает,

И каждый знает, что сраженье не кино.

Там храбрость, смелость выручает

2. Пусть враг забудет про Россию,

Но будет помнить, будет помнить лишь одно:

Его прогоним, как и прежде

Давным-давно, давным-давно, давным-давно!

С цветами в руках, выбегают Дамы, вручая цветы всем героям войны.

ДАМЫ : 1. В честь Победы над врагом,

Торжествует все кругом!

2. Всех на бал зовут оркестры

В славу доблести и чести!

БАЛ.



На усмотрение музыкального руководителя, эта часть праздника может быть заполнена знакомыми детьми бальными парными танцами (полька, вальс, полонез, мазурка, а также индивидуальными выступлениями: игрой на музыкальных инструментах, в оркестре. Могут быть предложены музыкальные игры, аттракционы, исполнение стихотворений, посвященных событиям 1812г.



Благодарю за внимание к моей работе.

Публикации по теме:

«Бородино». Сценарий праздника к 200–летию Победы русского народа в Отечественной войне 1812 года Ведущий. 19 век 1812 год. Чем удивит? Что принесет? В тот год решил Наполеон Все страны подчинить… И вот готовится к войне… Ксюша. Скажи.

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 70-й годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 70-й годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне. Разработка сценария:.

Конспект открытого занятия «Мы любим Родину свою» Конспект занятия «Мы любим Родину свою». Задачи: Обобщить и систематизировать знание детей о России. Формировать уважительное отношение.

НПК «Подвиг Селенгинского пехотного полка в Отечественной войне 1812 года» (история, 8 класс) МКУ «Селенгинское РУО» МАУДО «Сэлэнгэ» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 3 г.

Цель мероприятия: воспитание патриотических чувств у детей. Задачи: формировать гражданскую позицию у детей. Чувство любви к Родине. Воспитывать.

Сценарий внеклассного мероприятия

Ведущий 1. Военная история России имеет немало героических страниц. Одна из них - победа в Отечественной войне 1812 года, начало которой было положено на Бородинском поле. Здесь была одержана победа не только над сильнейшей армией Европы, но и показана всему миру мощь русского оружия и величие духа русского солдата.

Чтец1: Россия… Степь, поля, дубравы,

Иные, может быть, и правы,

Привыкнув называть порой

Её загадочной страной.

Недюжинный характер, воля,

Тяжелая, однако, доля

России выпала. Она

Войной явилась. Суждена

Большим и страшным испытаньем

Для русских стать. Её влияньем

Пронизан позапрошлый век…

(Выходит Наполеон, подходит к карте, рассматривая её, делает пометки)

Наполеон : Да. Так тому и быть. Мне будет армия нужна: Французской маловато. Возьму Германию, Италию… И вот они - солдаты! Хочу Россию подчинить, хочу в Москву войти. Всё я сумею, все смету преграды на пути!

Ведущий1 : Наполеон был очень опытным полководцем. Его армия считалась самой сильной в мире. Он завоевал многие страны Европы. И вот теперь шел на Россию. Утром 23 июня 1812 года у литовской границы Понемонь Наполеон велел навести мосты на реке Неман.

Ведущий 2 : На рассвете 24 июня 218 тысяч собранных со всей Европы войск, стройными рядами, с развернутыми знаменами, пройдя мосты над Неманом, ступили в пределы Российской империи.

Гусар: Россия - мирная страна, войне никто не рад:

Крестьяне хлебушек растят,

Дворяне все на бал спешат,

Всё, впрочем, как всегда!

Бал. Дамы и гусары вальсируют.

Солдат : выходит на центр зала разворачивает свиток, читает:

Русский император Александр I издал Манифест,

Попросил народ свой, ради чести,

В силу кровной мести,

Отстоять Отчизну, отстоять страну.

И Кутузова направил,

Чтоб войска он все возглавил.

(Закрывает свиток)

Так ответим на войну:

Нас войной не запугаешь,

Дух славянский не задавишь!

Гуса р: Разожгли костры под небесами,

Будто нет войны жестокой, но

Рядом светится, горит огнями

Славное село Бородино.

Ведущий1 : На борьбу с врагом вместе с армией поднялся весь народ. Началась Отечественная война1812г. Много мужества, стойкости и великую сыновнюю преданность Родине проявили наши прадеды, защищая свою Отчизну. Не сразу русские пришли к славной победе. “ Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали, Ворчали старики …” Помните, откуда эти строки? Правильно, из поэмы Михаила Лермонтова “Бородино”.

Сценка №1. “Солдаты на привале”.

( солдаты идут по сцене и разговаривают )

1 солдат: Что мы – зайцы трусливые?

2 солдат: Что – в нас кровь лягушиная?

3 солдат: Где это видано: русский – спиной к неприятелю!

Ведущий 2: Рвутся солдаты в бой. Русских армий две: одной командует генерал Барклай-де-Толли, а второй – Багратион. Не дают французы русским возможности соединиться, хотят разбить по частям. А генералы понимают, что нет пока сил у русских справиться с грозным врагом. Сберегают войска. Отводят свои полки.

Ведущий1: Главнокомандующим назначен князь Голенищев – Кутузов, нелегкая жизнь ему досталась. Нелегкая, зато славная. В 1812 году Михаилу Илларионовичу Кутузову исполнилось 67 лет. Много всего позади. Не счесть боев и походов. Крым, Дунай, поля Австрии, Измаильские грозные стены. Бой под Алуштой, осада Очакова. Трижды Кутузов был тяжело ранен. Чуть не умер. Но судьба как будто хранила его для чего – то более важного.

Сценка №2. “Военный маневр”.

Кутузов: Плохи, плохи наши дела. Нехорошо, когда армия отступает. Непривычно для русских солдат этакое.

Адъютант: Может, в наступление, в бой?

Кутузов: Да ведь силы наши пока слабы. Армию сберегать надо. Но и солдат понимать нужно. Душу русскую понимать. Едем в войска!

(За кулисами: Ропот по войскам: Кутузов едет! Кутузов! Идет Кутузов бить французов! Ура!)

Кутузов: Ну, братцы, как настроение?

1 солдат : Веди нас, батюшка в бой!

2 солдат : Утомились, заждались.

Кутузов: Будет бой! Что ж мы не русские?! Что нам храбрости не хватает?!

1 солдат : Вот это слова!

2 солдат : А когда же бой?

Кутузов: Не сейчас. Надо подождать.

2 солдат : Что – то непонятное! Ваша светлость, так что же, опять отступление?

Кутузов: (хитро прищурив глаз): Кто сказал отступление? (Торжественно) Сие есть военный маневр!

Ведущий2 : Немало причинили вреда французам и партизаны. Армейские партизанские отряды действовали в тесном контакте с крестьянами, движение которых росло и ширилось. Особенно широко развернулась партизанское движение крестьян Московской, Смоленской и Калужской губерний.

Сценка №4. “Василиса Кожина идет на войну”.

1 баба: Эй, Марфа, война, война с французами, слышала?!

2 баба: Ой, горе, ой, беда! Что же теперича будет?

1 баба : Побегли к Василисе Кожиной, старостихе нашей!

2 баба : Василиса, война, война!

1 баба : Как же нам быть?

Василиса : Да знаю я, бабы. Что делать, что делать говорите? Бить незваных – непрошеных!

(Мужики сидят на завалинке, переглянулись)

1 мужик : Аль шутишь, Василиса?

2 мужик : Что же мы – войско?

1 мужик : А где ружья? Где сабли?

2 мужик : И придет же бабе такое в голову!

Василиса : Эх, вы! Ну – ка, бабы, кто помоложе, собирайся в отряд. Пойдем без ружей, без сабель!

1 баба : А берите, бабы, вилы, рогатины.

1 мужик : Ай да воины!

2 мужик : Бонапарту схватите в плен, позовете посмотреть на него. (Смеются)

Чтец: Все на защиту родины идут

И партизанскую войну ведут!

Мы только вместе победим,

Войны и горя не хотим!

Своим врагам мы скажем честно:

Не знаем страха мы в бою!

Уж постоим мы головою за Родину свою!

Ведущий1 : Военный маневр все продолжается. До Москвы – 120 километров. Дальше отступать нельзя. Кутузов намерен дать генеральное сражение у села Бородино. И как испокон веку на Руси повелось, накануне большой битвы назначен молебен. Тяжко было Михаилу Илларионовичу. Знал он, что сражение кровавым будет, что многих ребят ядра да пули настигнут. Но Россия ждала – выбора не было.

Ведущий 2 : На следующий день было дано генеральное сражение у села Бородино, переломившее дальнейший ход событий. Здесь решилась судьба Наполеона, судьба империи, судьба народов Европы. Это была битва великого исторического значения.

Ведущий 1 : Но война 1812 года не закончилась Бородинской битвой. В этой битве двух великих армий не выиграл никто. И хотя русские продолжили отступление, они дали понять славной и доселе непобедимой армии Наполеона, что готовы защищать свою Родину до последней капли крови.

Сценка «совет в филях»

1 Генерал: Думаю, Москву отдавать нельзя. Надо биться за Москву.

2 Генерал : У Бородина ведь не осилили нас французы, и здесь выстоим.

1 Генерал : Но и мы не осилили французов.

2 Генерал : Наполеон впервые потерпел неудачу. Русские первыми в мире не уступили Наполеону. Наполеон слаб духом. Надо дать новый бой.

1 Генерал : На подмогу Наполеону торопятся войска из-под Витебска, из-под Смоленска. По-прежнему у противника больше сил. Мы потеряем Москву, если не дадим бой.

Кутузов (встаёт): С потерей Москвы еще не потеряна Россия. Но коль уничтожится армия, погибнет и Москва и Россия. (Помолчал) Властью, данной мне государем и отечеством, повелеваю… (помолчал) повелеваю, – отступление.

(Все генералы опускают головы.)

Чтец : Там впереди Москва!

Об этом помнит каждый!

И план Кутузова отважный - немного отступить…

И вот Наполеон в Москве,

Москва пуста, в огне пылает.

Врагу враждебно отвечает.

Горит Москва, но не сдаётся,

И над врагом огнём смеётся!

Сценка №6. “Наполеон на Поклонной горе”.

Наполеон: Наконец-то я в Москве, в самом сердце России. Мои войска уже в городе. Да, город красивый. Отсюда, с Поклонной горы, он виден как на ладони. Но где же, где же бояре с ключами от города? Уже смеркается. (Входит адъютант)

Адъютан т: Прошу прощения, мон - сир. У меня плохая новость: город пуст. Почти все жители ушли из города.

Наполеон : Я никогда не понимал русских! Они ведут войну не по правилам: они должны были цветами и пирогами встречать победителей. Едем в город! Я хочу сам всё увидеть!

Ведущий 2: Наполеон разместился в самом сердце столицы – Кремле. Всего несколько часов чувствовали себя французы победителями, а затем начались пожары сразу в разных частях Москвы. 3 сентября было уже ясно, что город горит.

Ведущий 1: При отступлении армия Наполеона несла огромные потери – солдаты страшно страдали от голода, начался повальный падеж лошадей. Кавалерия целиком превратилась в пехоту, бросали пушки. Всюду их ждала смерть от рук казаков, партизан, крестьян. Вскоре голод вынудил есть палых лошадей и мертвые человеческие тела. Среди солдат Великой армии началось дезертирство.

Чтец

: Наполеон не сразу понял,

Что с Россией войну проиграл

И что Россия - это сила!

Тайком во Францию сбежал.

В честь Победы над врагом

Торжествуют все кругом!

Всех на бал зовут оркестры

Во славу доблести и чести!

Ведущий2 : Во всех городах и селах, где оставила свой след война 1812 года, поставлены памятники, соборы, открыты музеи и экспозиции в память о тех, кто, не пожалев живота своего, встал на защиту Родины, кто с дрожью в голосе от волнения тогда произнес для всех и прежде всего для самого себя: “ Это моя Земля!”

Ведущий 2 : Бородино… Произнося это слово, мы вспоминаем славные победы наших предков… Бородинское сражение, или, как его называют французы, «Сражение на Москве-реке». И хлеб с названием «Бородинский». Видели вы буханку «Бородинского»? Она так черна, будто выпечена из русского чернозема. Это один из самых вкусных «русских сувениров». Многие иностранцы стараются увезти с собой этот экзотический московский продукт. А некоторые страны даже импортируют «Бородинский» или стараются выпечь нечто подобное.

Ведущий 1: Знаете ли вы, почему этот хлеб называется «Бородинский»? Существует несколько версий происхождения этого названия. Одна из легенд связана с очень красивой и необычной легендой, историей верности и любви Маргариты Нарышкиной и Александра Тучкова. Вскоре после Бородинской битвы Маргарита на месте гибели своего мужа воздвигла часовню, а затем основала Спасо-Бородинский женский монастырь, впоследствии став в нем игуменьей Марией. И именно здесь с подачи генеральской вдовы начнут впервые выпекать душистый хлеб, который сегодня известен всей России как «Бородинский».

Ведущий 2: Долгое время Бородинский хлеб использовался в качестве поминального блюда, став символом погибших в 1812 году.

Чтец : Ты скажи-ка, дядя, ведь недаром

Все они погибли так давно

За Москву, спалённую пожаром,

И за славное село Бородино.

Ведущий 1: Мы предлагаем вам попробовать Бородинский хлеб.

В это время звучит песня «Россия»

Чтец:

Пусть жаркий ветер дунет

Из наших тех времен,

Когда на нас в июне

Напал Наполеон.

Он был военный гений,

Никем не победим.

И встало на колени

Полмира перед ним!

Побед он ждал в России

Мгновенно: раз-два-три.

Не знал, что здесь такие

Живут богатыри.

Всех опытней и старше

Победам друг и брат,

Наш генерал-фельдмаршал

Любил своих солдат.

Он с ними тяжесть груза

Войны делил и боль.

Еще делил Кутузов

С солдатом хлеб и соль.

Спасителем Отчизны

Солдата он считал.

И всем народом призван

Был мудрый генерал.

Богатыри России!

Неравный бой вели,

Но им давала силы

Душа родной земли.

Поля в туманной сини

И колокольный звон…

Богатырям России

Нижайший наш поклон!

(Из стихотворения Л.Н.Алешиной «Разговор сквозь века»)