Задания для различения звуков ч щ. Конспект занятия "Дифференциация согласных ч-щ

Задание 26 . Выдели начальный звук из слов чудо, щука.

Игра «Поезд».

Цель. Уметь различать звуки ч и щ.

Методические указания. На звук ч-ч-ч-ч дети ими­тируют движение поезда, на звук щ-щ-щ-щ останавлива­ются.

Звуки ч и щ в слогах

Задание 27 . Произнеси отраженно слоги. Голосом выдели звуки ч и щ.

ЧА -ЩА ЩА -ЧА АЧ -АЩ АЩ -АЧ

ЧО -ЩО ЩО -ЧО ОЧ -ОЩ ОЩ -ОЧ

ЧУ -ЩУ ЩУ -ЧУ УЧ -УЩ УЩ -УЧ

ЧИ – ЩИ ЩИ – ЧИ ИЧ – ИЩ ИЩ – ИЧ

ЧЕ -ЩЕ ЩЕ -ЧЕ ЕЧ -ЕЩ ЕЩ -ЕЧ

ЫЧ -ЫЩ ЫЩ -ЫЧ

Задание 28 . Запомни и воспроизведи ряды слогов.

ЧА -ЩА -ЧА ЧУ -ЩУ -ЩУ

ЩА -ЧА -ЩА ЩУ -ЧУ -ЧУ

АЧ -АЩ -АЧ ОЩ -ОЧ -ОЩ

Задание 29 . Закончи слова, добавив слоги ча или ща. Про­изнеси слова целиком.

Образец. Ро.. .(ща) - роща.

Пи... , све... , ро... , ветре... , ку... , зада... , ча... .

Задание 30 . Закончи слова, добавив слоги чу или щу. Про­изнеси слова целиком.

Образец. Та.. .(щу) - тащу.

То... , пи... , кри... , уго... , ветре... , наве... , та... , изве... , кру... , защи... , зачи... .

Задание 31 . Произнеси слова отраженно.

Чаща, чище, щучка, щеночек, вещичка, щепочка» ручища, точильщик, часовщик, волчище, ящичек, щеточка, кричащий.

Задание 32 . а) Произнеси слова парами.

пищать - печать угощать - укачать

гуща - куча трещать - встречать

освещать - отсвечивать б) Запомни и воспроизведи ряды слов.

кричу - пищу - угощу молчу -тащу - встречу

ящик - спичка - роща пища - свеча - овощи

Задание 33 . Отбери картинки в две колонки по наличию звуков ч и щ.

Приблизительный перечень картинок: све­ча, щетка, плащ, щенок, чулок, пчела, лещ, врач, часы, чайка.

Звуки ч и щ в словосочетаниях и предложениях

Задание 34 . Произнеси отраженно словосочетания.

Почтовый ящик, сочный овощ, копченый лещ, мо­лочная пища, птичий щебет, чудесное ущелье, чер­ный плащ.

Задание 35 . Закончи предложения. Произнеси их целиком.

Письмо опускают в почтовый.... Для плохой погоды мама купила черный.... Надо отдать чу­жую.... Мы собрали на огороде сочные.... Боль­ному нужна молочная.... Очень вкусен копченый.... В лесу раздавался птичий.... Туристы вошли в чудесное....



Слова для справок: ящик, плащ, вещь, овощи, пи­ща, лещ, щебет, ущелье.

Логопед дает детям по 3-4 словосочетания, чтобы им было легче подобрать соответствующее слово. Если дети за­трудняются выполнить Задание, логопед предлагает предмет­ные картинки.

Задание 36 . Прослушай предложения. Произнеси их отра­женно.

Грачата кричат. Цыплята пищат. Дятлы стучат.

Зайчата и крольчата едят щавель.

Кто стучит?

Что едят зайчата и крольчата?

Задание 37 . Измени слова так, чтобы в них появились звуки ч или щ.

Образец. Щука- щучка.

Щека -... , вещь -... , щетка -... , щенок - ... , ящик -... , щепка -.., щука -... , щепотка - ….

Задание 38 . Подними белый кружок, если в слове услы­шишь звук ч, синий- если звук щ.

Встреча, угощение, прощение, часто, выращивать, защита, внучка, задача, пища, гуща, ручейки, та­щить.

Задание 39 . а) Закончи предложения, отвечая на вопрос: кто что делает?

Часы чинит.... Стекла вставляет.... Вещи но­сит.... Ножи точит.... Ботинки чистит....

б) ответь на вопрос целым предложением. Образец. Стекла вставляет стекольщик.

Кто чинит часы? Кто вставляет стекла? Кто носит вещи? Кто чистит ботинки? Кто точит ножи?

Задание 40

Зубы чищу, рот полощу. Кричу товарищу: «Щу­ку тащу!» Не живи чужим умом. Пойдем за гриба­ми в рощу. Поставим чучело на огороде, чтобы со­хранить овощи.

Снег растаял. Зажурчали ручейки. Прилетели в рощу грачи. Они ищут пищу.

Была чудесная погода. Мы вышли из чащи леса. Под деревьями росла чахлая трава.

Слова для объяснения: чаща, чахлая.

Мы часто ходили в рощу. Роща ожила. Птицы хлопочут у своих гнезд. Поют чижи. Кричат галча­та. Пищат скворчата.

Задание 41 . Произнеси предложения отраженно.

Учись защищать Родину. Нет большего счастья, чем служить народу. В беде выручай товарища. Жизнь правде посвящай.

Солнце освещает землю. Журчат ручейки. Зазе­ленела роща. Мы видели грача. Весну встречай.

Звуки ч и щ в связных текстах

Задание 42 . Прослушай рассказ. Ответь на вопросы. Пере­скажи, как запомнил.

В роще

Дети пришли в рощу. Там пели чижи. Оля набра­ла щавеля. Сережа поймал двух зайчат.

Куда пришли дети? Кто пел в роще? Чего набрала Оля в роще? Кого поймал Сережа?

Задание 43 . Прослушай неправильный рассказ. Перескажи правильно, по порядку. Как можно назвать рассказ?

Сережа выпустил зайчат на волю. Он давал зай­чатам морковь и щавель. Хорошо было зайчатам у Сережи. Зайчата подросли.

Задание 44 . Из двух рассказов (задания 42, 43) составь один. Перескажи.

Задание 45. Прослушай рассказ.

Козел

Идет козел мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает; идет, блеет, козочек и козляточек зовет. А козочки с козляточками в сад ушли. Травку щиплют, кору гложут, мо­лодые прищепы портят, молочко деткам копят. А козляточки молочка насосались и рожками пере­дрались.

Погодите, придет бородатый хозяин,- всем поря­док даст.

(К. Ушинский.)

Какой был козел?

Как ты догадался, что он был большой и страш­ный?

Перескажи, как запомнил.

Звуки ч и щ в стихах и загадках

Задание 46 . Отраженно произнеси стихи. Заучи наизусть (по выбору логопеда).

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

(С. Маршак.)

Ты росток,

И я росток.

Раз - листок

И два листок.

Подрастем еще чуток,

И чего же проще! -

Ты - дубок,

И я - дубок.

Станем рядом бок о бок,

Вот и будет роща.

(И. Токмакова.)

Прощай, зимушка-зима,

Ты холодная была.

Прощайте, саночки, конечки,

Наши зимние дружочки!

Щавель

Ищи щавель в любой лощине,

В лесной чащобе - не ищи,

Будь терпелив, щавель в корзине

Тащи домой, пойдет на щи.

(Л. Ефименкова.)

Этой щеткой чищу зубы,

Этой щеткой - сапоги,

Этой щеткой чищу брюки.

Все три щетки мне нужны.

Ученик учил уроки -

У него в чернилах щеки.

(С. Маршак.)

Смастери удилище

И поймай...

(страшилище). (Л. Ефименкова.)

Он ударил в медный таз

И вскричал: «Карабарас!»

И сейчас же щетки, щетки

Затрещали, как трещотки,

И давай меня тереть,

Приговаривать:

«Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!»

Мы на саночках катались,

То прощались, то встречались.

Попрощались мы зимою,

Повстречались мы весною.

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны плещут.

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

(А. Пушкин.)

Если в речке есть лещи,

Мелкой рыбки не ищи.

В этой речке есть и щуки.

Коль ты мастер на все руки,

(К. Чуковский.)

Задание 47 . Произнеси пословицы. Выучи их наизусть. Не учи щуку плавать. Не живи чужим умом.

Разбери смысл пословиц.

Выучи скороговорки в трех темпах: медленном, среднем и быстром. Следи за правильным произнесением звуков ч и щ.

Щуку я тащу, тащу, Часовщик, прищурив глаз,

Щуку я не упущу. Чинит часики для нас.

(С. Маршак.)

Тащу чурбан, прячу в чулан.

Тексты на закрепление всех отработанных звуков

Задание 1 . Прослушай рассказы.

Овсянка

Шел я по улице и увидел овсянку. Величиной птица С воробья. Спинка у нее серо-коричневая с черными полосками. Брюшко желтое, грудка серо-желтая, щеки желтые, да еще на голове желтая ша­почка. Разукрашена не особенно ярко, но выглядит симпатично.

Она сидела на высохшей ветке, внимательно осматривалась...

(По В. Приходько.)

Нарисуй птичку овсянку. Расскажи, какая была овсянка.

Весной

Весной оживает вся природа. Весной тает снег. Греет солнышко. Становится теплее. На реке ломает­ся лед. Дети развешивают на деревьях скворечники. На деревьях появляются почки. На лесной опушке расцвел подснежник. После зимней спячки просыпа­ются насекомые и лягушки. Прилетают с юга первые птицы и начинают вить гнезда. Люди готовятся к по­севу зерна.

Слова для объяснения: зимняя спячка, посев. Нарисуй картинку к рассказу. Перескажи.

Жар-птица

Вышел я на лесную опушку и от неожиданности остановился. Над пожелтевшей травой порхали ярко разукрашенные птицы. Грудка у них розовая. Крылья с черно-белыми полосками. А на голове красуется, горит в солнечных лучах оранжевый хо­холок. Ну прямо-таки сказочная жар-птица. Это были удоды.

Почему удода сравнивают с жар-птицей? Нарисуй птицу удода. Расскажи, какой удод?

До первого дождя

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходи­ли в детский сад вместе. То Маша заходила за Та­ней, то Таня за Машей.

Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в од­ном платье. Девочки побежали.

Сними свой плащ, мы накроемся вместе! -
крикнула Таня.

Я не могу, я промокну! - ответила Маша.В детском саду воспитательница сказала:

Как странно - у Маши платье сухое, а у те­бя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось?

Ведь вы же шли вместе?

У Маши был плащ, а у меня не было плаща.

Так вы могли бы укрыться одним плащом,- сказала воспитательница и, взглянув на Машу, по­качала головой.- Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

Правильно ли поступила Маша? Как надо было поступить?

Как понимать поговорку: Дружба до первого дождя?

Перескажи рассказ, как запомнил. ,

Зайцы и лягушки

Сошлись раз зайцы и стали плакаться на свою жизнь: «И от людей, и от собак, и от орлов, и от прочих зверей погибаем. Уж лучше нам разом уме­реть, чем в страхе жить и мучиться. Давайте уто­пимся!»

И поскакали зайцы в озеро топиться. Лягушки услыхали зайцев и забултыхали в воду. Один заяц и говорит: «Стойте, ребята! Подождем топиться. Вот лягушачье житье, видно, еще хуже нашего: они и нас боятся».

Слова для объяснения: сошлись, плакаться, про­чих, забултыхали.

Задание 2 . Прослушай сказку. Придумай конец. Переска­жи, как запомнил.

Необыкновенная весна

Это была самая необыкновенная весна из всех, которые помнил Ежик. Распустились деревья, зазе­ленела травка, и тысячи птиц запели в лесу. Все цвело. Сначала цвели голубые подснежники. И ког­да они цвели, Ежику казалось, будто вокруг его дома море и что, стоит ему сойти с крыльца, он сразу уто­нет. И поэтому он целую неделю сидел на крыльце, пил чай и пел песни.

Потом зацвели одуванчики. Они раскачивались на своих тоненьких ножках и были такие желтые, что, проснувшись однажды утром и выбежав на крыльцо, Ежик подумал, что он очутился в желтой-прежелтой Африке. «Не может быть!»-подумал тогда Ежик...

Задание 3 . Прослушай сказку «Колобок».

Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе:

Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по су­секу помети, не наскребешь ли муки на колобок.

Старуха по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сме­тане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.

Колобок полежал, полежал, взял да и покатил­ся- с окна на лавку, с лавки на пол, по полу к две­ри, прыг через порог - да в сени, из сеней на крыль­цо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

Катится, катится колобок, а навстречу ему заяц:

Колобок, колобок, я тебя съем!

Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою:

Я, колобок, колобок, Я от дедушки ушел,

Я по коробу скребен, Я от бабушки ушел,

По сусеку метен, От тебя, зайца, подавно

На сметане мешен, уйду.

На окошке стужен.

Продолжи сказку по картинкам. Выучи песенку колобка.

Задание 4 . Прослушай рассказ.

Находчивые аисты

Я сидел на берегу золотистого озера. Не озеро, а настоящий лягушатник. Лягушки и в траве затаи­лись, и на дно ныряют, и по кочкам расселись. Ти­шиной любуются.

Недалеко от меня опустились два аиста. Для них тут вроде бы столовая.

Хочешь, на первое--зеленоватая травяная ля­гушка, на второе - темно-бурая береговая лягушка, а на третье - зеленая жаба. Но разве их в траве поймаешь!

Ходят аисты не спеша, красные ноги перестав­ляют. А лягушки перед самым носом - бултых в во­ду! И поминай как звали!

«Что же придумать?» Вот тут-то словно кто-то дал птицам совет. Один аист забрел в озеро и идет вдоль берега. А второй по траве важно вышагивает. Завидев опасность, лягушка в озеро - прыг! А аист тут как тут, проглотит - и следующую поджидает. Вот так они и охотились! Оказывается, лягушек ло­вить - дело не простое!

Расскажи, как аисты охотились за лягушками.

Задание 5 . Прослушай рассказ. Все ли правильно постро­ено в рассказе?

Зимой

Зимой холодно. Для зимующих птиц - снегирей, дятлов, синиц, воробьев - дети делают птичьи сто­ловые. Дни становятся короче. Наступают морозы. Идет снег. Зимой дети лепят из снега снеговиков. Вода в реке замерзла, становится льдом. Зимой де­ревья стоят без листьев. Только елки и сосны остают­ся зелеными. Ребята катаются на санках и коньках.

Зимой люди празднуют веселый праздник Новый год!

Перескажи рассказ по плану: .

Состояние природы зимой.

Как помогают дети зимующим птицам?

Игры детей зимой.

Праздник Новый год.

Задание 6 . Прослушай сказку. Перескажи. Кот черный - кот белый

Жила бабка и было у нее два кота. Один кот бе­лый, а другой кот черный. Черный кот ловил белых мышей, а белый кот ловил черных мышей. Черные мыши ели белый хлеб, а белые мыши ели черный хлеб. Черный хлеб пекли в белой печке, белый хлеб пекли в черной печке. Черная печка стояла в белой избе, белая печка стояла в черной избе. Черная из­ба стояла у белой речки, а белая изба стояла у чер­ной речки. Черная речка текла из белого леса, белая речка текла из черного леса. Черный лес рос днем при солнце, а белый лес рос ночью при луне.

Выпустит бабка из избы белого кота - день на­ступает, а выпустит черного - приходит ночь.

(Б. Сергуненко.)

Стихи на закрепление всех отработанных звуков


Кто кого боится

Слоненок боится мышонка,

Мышонок боится котенка,

Барашек боится волков,

А волки - красных флажков.

Щуки боится плотвица,

А щука крючка боится.

В жаркий день

Пьет из чашечки жучок Колокольчиковый сок. Пьют веселые букашки Сок пахучий из ромашки. А нарядный мотылек Земляничный любит сок. Сока хватит всем в лесу! Угощает шмель осу: - Вот вам два стаканчика, Сок из одуванчика.

(А. Масленникова.)

Весна подарила сережки березам,

По зайчику - утренним солнечным росам,

Ручью - колокольчик,

Пролески - лужайкам,

По новой шубенке - лисятам и зайкам,

Воробышкам шустрым - купание в лужах.

А мне и Светланке - по горсти веснушек.

(Н. Алтухов.)

Считалка

Кошке дай молока,

Мишке - сладкого медка,

Дай травы козленку,

Дай попить ягненку.

А тебе я книжку дам,

Если прочитаешь сам.

(Пер. Я. Акима.)

Клюква на болоте

У сосны на солнцепеке

Целый день трещат сороки: -

На болоте, на болоте...

Много мячиков найдете -

Настоящих, настоящих...

Красных, маленьких, блестящих.

Старый дятел по секрету

Рассказал нам новость эту. -

Ну чего, сороки, врете?

Это клюква на болоте!

(Рамуте Скучайте.)

Солнышко

Приди, приди, солнышко,

Под мое окошечко.

Засвети щедрее,

Всех согрей скорее.

Под солнце самое взвился

И в ясной вышине

Незримый жаворонок поет

Заздравный гимн весне.

(Е. Баратынский.)

Заинька

Заинька, выходи,

Серенький, выходи.

Вот так, эдак выходи,

Вот так, эдак выходи.

Заинька, повернись,

Серенький, повернись.

Вот так, эдак повернись,

Вот так, эдак повернись!

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой.

Вот так, эдак топни ножкой,

Вот так, эдак топни ножкой!

Заинька, попляши,

Серенький, попляши.

Вот так, эдак попляши,

Вот так, эдак попляши!

(Г. Генов.)

На лугу

Сверкает солнце в синеве,

Под ним цветы красуются.

А почему лее так в траве

Кузнечики волнуются?

Несется звонкий крик:

Внимание!

Внимание!..

Сегодня по прыжкам в длину

У них соревнование.

(И. Беляков.)

Вертишейка

Серенькая птичка,

Птичка-невеличка,

Шеей вертишь ты всегда.

Разве в этом есть нужда?

Отвечаю,

Разумей-ка,

Я же птица-вертишейка.

Может быть, и не хочу,

Но - Верчу.

(И. Беляков.)

Зима

Снежок порхает, кружится,

На улицах бело.

И превратились лужицы

В прозрачное стекло.

В саду, где пели зяблики,

Сегодня - посмотри,-

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Два солнца

Дождь прошел весенний,

Выбегаю на крыльцо.

Солнце в небе,

Солнце в луже –

Оба светят мне

Осень

Мы сидим и смотрим в окна.

Тучи по небу летят.

На дворе собаки мокнут,

Даже лаять не хотят.

Где же солнце? Что случилось?

Целый день течет вода.

На дворе такая сырость,

Что не выйдешь ни куда.

(С. Михалков.)

Овощи

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка? Морковка? Капуста? Горох? Петрушка и свекла? Ох!

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

Картошку, морковку, капусту, горох, петрушку и свеклу. Ох!

Накрытые крышкой в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, морковка, капуста, горох, петрушка и свекла.

И суп оказался не плох!

(Ю. Тувим.)

Фиалка

На солнечной опушке

Фиалка зацвела –

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.

В траве она хорониться,

Не любит лезть вперед.

Но всякий ей поклониться

И бережно возьмет.

(Е. Серова.)

Ванюша

Наш Ванюша – молодец,

Он загнал во двор овец,

Дал цыплятам каши,

Свинкам простокваши.

Вымыл руки и лицо,

Вышел с книжкой на крыльцо

Чистый и опрятный.

Посмотреть приятно!

Солнце

Едет, едет солнце

В золотой карете.

Видит, видит солнце

Сверху все на свете:

И щенка, и петуха,

И козу с рогами,

И как Петя во дворе

Машет кулаками.

Зеленая карета

Спят мышата, спят ежата,

Медвежата и ребята.

Все уснули до рассвета.

Лишь зеленая карета

Мчится, мчится в вышине -

В серебристой тишине.

Шесть коней разгоряченных

В шляпах алых и зеленых

Над землей несутся вскачь.

На запятках - черный грач.

Не угнаться за каретой.

Ведь весна в карете этой.

Спите, спите, медвежата,

И ежата, и ребята.

В самый тихий ранний час.

Звон подков разбудит вас.

Слова для объяснения: каре­та, запятки, подковы.

С первым апреля

Луковица в ящике

Тонкие, изящные

Выпустила перышки,

Глянула на солнышко,

Засмеялась, закричала: -

На дворе весна настала.

Открывайте окна, двери,

Я в мороз совсем не верю!

С первым апреля!

С первым апреля!

(Т. Волжина.)

Слово для объяснения: изящ­ные.

День рождения у кошки

Ждет гостей сегодня кошка

И волнуется немножко:

«Что ж так долго не идут?»

Ну а гости тут как тут.

Друг за дружкой по дорожке

Все спешат поздравить кошку.

Белка в тележке

Везет орешки.

В корзинке у зайки -

Морковь для хозяйки.

Катит медвежонок взгляда.

Меду бочонок.

Тащит петушок

Проса мешок.

А кот Тимофей

Принес двух мышей.

Всем подаркам кошка рада,

С одного ж не сводит взгляда.

Догадайся поскорей:

Чей подарок ей милей?

(С. Е. Ефимовский.)

Песня солнышку

Поднимайся, солнышко, Не скрывайся, солнышко,

Посвети немножко, В облака и тучи,

Посвети немножко, Не скрывайся в тучи -

В нашем детском саду Нас не водят гулять,

Просуши дорожки. Дождик нам наскучил.

Закали нас солнышко

Яркими лучами,

Закали лучами,

Сделай силачами.

Ты всех наших ребят

Сделай силачами.

(Г. Ладонщиков.)

Предисловие ………………………………………………………………..3

Звук С……………………………………………………………………….5

Звук С……………………………………………………………………...27

Дифференциация звуков С - С………………………………………..35

Звук 3………………………………………………………………………41

Звук 3"………………………………………………………………………49

Дифференциация звуков С - 3………………………………………...51

Звук Ц……………………………………………………………………...59

Дифференциация звуков С - Ц…………………………………………68

Звуки Ш и Ж……………………………………………………………..80

Дифференциация звуков Ж - Ш……………………………………..103

Дифференциация звуков С - Ш………………………………………...112

Дифференциация звуков 3 - Ж…………………………………………128

Звук Ч ……………………………………………………………………..139

Дифференциация звуков Ч - Т"………………………………………...155

Дифференциация звуков Ч - Ш………………………………………...160

Дифференциация звуков Ц - Ч………………………………………..170

Звук Щ……………………………………………………………………177

Дифференциация звуков Ч-Щ………………………………………...183

Тексты на закрепление всех отработанных звуков………………….188

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ч – Щ]

I. Четко произносить слоги парами.

ча – ча – ща

ча – ща – ча

ща – ча – ча

ащ – ащ – ач

ащ – ач – ащ

ач – ащ – ащ

II. Четко произносить слова.

Чаща, чище, щучка, ящичек, вещичка, щеночек, ручища, щепочка, щёточка, учащиеся, точильщик, часовщик, дощечка, волчище, кричащий, скучающий, щёчки, паучище, сундучище, жучище, бычище, рычащий, мычащий, чудовище.

III. Четко произносить слова парами.

гуща – куча

пищать – печать

угощать – укачать

помещать – помечать

щётки – чётки

плащ – плач

помощь – помочь

щадит – чадит

тащу – точу

лущи – лучи

щур – чур

тащить – точить

щель – качель

ущелье – ученье

щегол – чехол

мощёный – мочёный

щёлка – чёлка

горящий – горячий

лещи – лечи

мощу – мочу

щека – чека

трещать – встречать

IV. Четко произносить словосочетания.

Чёрный щенок, коричневый плащ, чужие вещи, сочные овощи, почтовый ящик, колючая щётка, чистое помещение, птичий щебет, молочная пища, прочный щит, копчёная щука, горячая щека, чудесное угощение, поющий чиж, летающие бабочки, щепотка чая, щебечущий щегол, чищеные овощи, меченые вещи, пучок щавеля, куча щебёнки, колючая щепка, чистый плащ, почтовое извещение, плачущий человек, чистильщик обуви, учёный щенок, чугунный щит, овощная начинка.


V. Четко произносить предложения.

Письмо опускают в почтовый ящик.

Для плохой погоды мама купила чёрный плащ.

Надо отдать чужую вещь.

Мы собрали на огороде сочные овощи.

Больному нужна молочная пища.

Очень вкусен копчёный лещ.

В лесу раздавался птичий щебет.

Туристы вошли в чудесное ущелье.

В дощатом ящичке – овощи.

У дочки румяные щёчки.

В лесу рыщет волчище.

По ручейку плывут щепочки.

В бочке – мочёные яблочки, а в ящичке – копчёные щучки.

Почисти юбочку щёточкой.

На щенка напали злющие пчёлы.

Точильщик точит ножи.

У мальчика пушистый щеночек.

Около нашего дома новый почтовый ящик.

Я чищу вещи щёточкой.

Девочки качаются на дощечке.

У мальчика живут в клетке поющие птички.

В чаще грачи.

На двери прибита дощечка.

Свеча едва освещала избушку.

Все три щётки мне нужны.

(С. Маршак )

Лейся, дождик

Дождик, дождик,

Что ты ждешь,

Отчего едва идёшь?

Лейся пуще,

Лейся чаще,

Хочешь – в пуще,

Хочешь в чаще,

Хочешь в поле на ячмень,

Хоть всё утро,

Хоть весь день!

(Б. Асаналиев )

И я бы мог…

козлёнок подошёл.

– Ты кто?

– А я козёл.

Гляди, как я умею:

– И я могу, – сказал щенок.

– А я по травке побегу!

Щенок сказал:

– И я могу…

– А хочешь, я – о стенку лбом?

Гляди, как я умею:

– Не мудрено. И я бы мог,

Да не хочу, – сказал щенок.

(А. Шибаев )

Встреча

Я шёл по улице пешком

и повстречался со щенком.

И неизвестно почему,

я вдруг понравился ему.

И несмотря на летний зной,

щенок всё время шёл за мной.

Дошли мы вместе до ворот,

и вдруг щенок пошёл вперёд.

Я закричал, позвал щенка,


он зарычал издалека.

Он не хотел со мной идти.

Нам просто было по пути.

(А. Барто )

Месяц

Месяц заблудился

У косматой чащи.

Рогом зацепился

За сучок торчащий…

Понял, что попался…

И над спящим лугом

До утра качался,

Бледный от испуга.

(Т. Золотухина )

Щенок

Чёрный чистенький щенок

Перепачкал чем-то бок.

Мальчик в руки щётку взял,

Чистить бок щеночку стал.

Целый час терпел щенок,

Больше вытерпеть не мог.

Начал хвостиком вилять,

О пощаде умолять.

Для чего мне чистить бок?

Я не туфли, я – щенок!

Чижик

Ты мой чижик, ты мой чиж,

Никогда ты не молчишь.

Я ведь тоже не молчу –

Щебечу и щебечу.

И меня за это вот

Мама чижиком зовёт.

Щётки

Я вам быстро перечислю,

Что я каждой щёткой чищу.

Этой щёткой чищу платье,

Этой щёткой чищу обувь,

А вот этой – не забуду –

По утрам я чищу зубы!

Гроза

Блещут молнии всё ярче,

Тучи гуще, гуще, гуще,

Капли чаще, чаще, чаще,

Небо чище, чище, чище,

Солнце ярче, ярче, ярче,

В чаще громче щебет птичий!

(И. Лопухина )

Сверчок

Братец работал,

Шуметь запрещал.

Вдруг у оконца

Сверчок затрещал.

Ищу под оконцем –

Не вижу сверчка.

А он, как нарочно,

Трещит с потолка.

VIII. Пересказывать.

Черныш

У нас щенок. Он чёрный, и потому у него кличка Черныш. Черныш живёт в чулане. В чулане стоит ящик. В ящике он спит. Щенок очень шалит. Черныш тащит в чулан вещи. Там можно найти всё что угодно. Плащ, щётки, чулки, дощечки… Летом Черныш бегает во дворе.

Ящерица

Витя и Вова – товарищи. Поймали они ящерицу. Куда её девать? Они взяли ящичек. Сбоку сделали дверцу. Сверху прибили сеточку. В ящик насыпали речного песочка. Положили травки. Посадили в ящик ящерицу. Наловили мух и жучков. Ящерица их поедала.

Розка

У Розки были щенки. Розка ушла. Дети взяли щенка и снесли на печку. Розка пришла, не нашла щенка и выла. Потом нашла щенка и выла подле печки. Дети дали щенка Розке. Розка отнесла щенка на место.

Осенью у ежей мало добычи. Попрятались черви, скрылись ящерицы. В тёплые осенние дни готовит ёж зимовище, таскает в нору сухие листочки. Скоро он заберётся в зимовище на всю зиму.

Щи не для щенка

Саша тащит щенка на кухню. «Я тебя щами угощу. Таких щей ты, Щеник, ещё не пробовал». Подтащил он щенка и ткнул носом в плошку со щами. Но не хочет щей щенок. Тявкнул он – и наутёк! Видно, хочет молока. Видно, щи не для щенка.

Добрый лев

У входа в цирк стоит заяц и жалобно плачет. Подходит лев и спрашивает:

– Ты чего, заяц, плачешь?

– Хочу в цирк, – отвечает заяц. – Но у двери стоит лиса. Я её боюсь.

– Ладно, – говорит лев, – мы что-нибудь придумаем.

Он купил у мишки две большие пышки и велел зайцу взять их под мышку. Лиса пропустила в цирк льва, но, увидев зайца, закричала:

– Зайца в цирк не пущу!

– Как это не пущу? – возмутился лев. – Разве нельзя взять с собой бутерброд?!

Лиса ничего не могла сказать. Так добрый лев помог зайцу в цирк попасть.

(Н. Майборода )

Заяц

Заяц прячется от лисы в чаще. Он затаился и не шелохнётся, а потом вдруг вскочит и понесётся прочь через рощу. Выскочит заяц на пастбище, а лиса за ним. Но ей не угнаться за быстрым зайцем.

Щенята

У Чапы – щенята. Щенята чёрные. А щёки и чёлка у них светлые. Щенята ещё слепые. Они пищат, щурятся, копошатся в ящике. Чапа охраняет щенят, рычит на нас, щёлкает зубами.

Конспект открытого интегрированного занятия «Дифференциация согласных Ч-Щ. Правописание слов с сочетаниями ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.»

Логопед, учитель начальных классов

Цель

Выработать четкую дифференциацию звуков Ч–Щ с опорой на артикуляторные, слуховые и зрительные ощущения; научить соотносить их с буквами Ч и Щ;

Создать условия для закрепления и проверки умения писать слова с сочетаниями ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ.

Задачи

Образовательные:

Дифференцировать звуки Ч – Щ изолированно, в слогах, словах, предложениях,

Учить сравнивать артикуляцию звуков,

Закреплять навыки правильного написания слогов ча-ща, чу-щу,

Работать над обогащением словарного запаса.

систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих Ч, Щ; формировать умения осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слов, словосочетаний, предложений с сочетаниями ча-ща, чу-щу;

Коррекционные:

Развивать зрительное восприятие и память,

Развивать фонематический слух и восприятие, звуковой анализ и синтез.

Развивать мелкую моторику, используя физминутку

Развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику.

Расширять активный и пассивный предметный и глагольный словарь;

Работать над развитием грамматических форм речи

Воспитательные:

Воспитывать желание говорить красиво и правильно,

Воспитывать навыки контроля и самоконтроля,

Воспитывать общительность и активность на занятии.

1.Организационный момент .

Здравствуйте

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2.Объявление темы и целей занятия

Мы с вами отправляемся в путешествие на остров «Шипящие согласные».

Давайте определим какие звуки там могут жить? (ж, щ, ш, ц, х,ч)

Но этот остров очень добрый здесь живут только мягкие шипящие. Какие? (щ, ч)

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Начинаем наше путешествие.

3.Артикуляционная гимнастика

Но чтобы наше путешествие началось, нам нужно с вами перед путешествием размять наши язычки и губки

лягушата улыбаются (губы в улыбке)

Трубочка

Окошко (губы округлены)

Заборчик

Лопатка (широкий высунутый язык лежит на нижней губе)

Чашечка (края языка округлены, губы в улыбке)

4.Характеристика звуков ч-щ

Давайте вместе с вами произнесем звук Ч

Какими должны быть губы, зубы, язычок - когда мы произнесем звук ч?

Губы округлены, зубы сближены, язычок наверху

Ребята звук ч гласный или согласный? (согласный)

Какой он твердый или мягкий?(мягкий)

Давайте с вами определим звонкий или глухой. (глухой)

Произнесите [щ ]

Какой он согласный или гласный? Почему?

Звонкий или глухой? Почему?

Твёрдый или мягкий?

Чем же отличаются эти звуки?

Давайте сравним звуки [Ч] и [Щ]. Чем они похожи?

Дети: Оба мягкие

Чем отличаются эти звуки?

Дети: звук [Ч] произносится кратко, а [Щ] – долго.

5.Развитие фонемного восприятия.

Внимательные ушки”.

Ребята посмотрите мы с вами попали на остров. И первая остановка пещера звуков.

Она зовет вас поиграть в игру внимательные ушки

Если вы услышите звук ч то хлопните в ладоши, а если звук щ то топните ножками

Звуки:

ц, щ, х, ж, ш, ч, ш, ч

Слоги: (АЩ, УЩ, ЧУ, ЧИ, ЩА, ЧЕ, ЩЕ ).

Слова:

(вещи, печка, щавель, луч, плащ, плач, чёлка, щёлка, помочь, помощь.)

Догадались, какие звуки мы будем сегодня сравнивать? (Ч-Щ). Правильно! Будем различать звуки Ч и Щ в слогах, словах и предложениях. А так же писать слова с этими буквами

5 Связь звука с буквой

Ребята, что вы знаете о звуках?

Звуки мы слышим и произносим.

Что вы знаете о буквах?

Буквы мы видим, пишем и читаем.

Догадайтесь о какой букве я вам сейчас скажу?

«Букву пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.»

Молодцы! Это буква Ч.

Ребята, какой буквой обозначается [Ч]?

Буквой Ч.

От какой буквы надо отличать заглавную прописную букву Ч? (от У)

Обведите по контору только букву ч

Буквой Щ.

На расческу Я похожа –

три зубца всего? Ну что же!

На что похожа эта буква?

Буква щ Щ

Какой буквой обозначается [щ]?

Буквой Щ.

Мы вспомнили на что похожи буквы Ч, Щ, а теперь откройте тетради, запишите дату и выполните минутку чистописания заглавных и строчных букв Ч и Щ по образцу. Дети записывают буквы в тетрадь в тетрадь.

7.Развите звукового анализа на уровне слова

Игра «Помоги сказочным героям»

Ребята, посмотрите, около вулкана Букв появились сказочные герои. Кто это? (Щелкунчик и Чебурашка) Как вы думаете, почему именно они отправились с нами в путешествие? Их имена начинаются на Ч,Щ. Щелкунчик и Чебурашка решили отдохнуть на лужайке, но вдруг услышали страшный грохот. Это началось извержение вулкана. Они перепугались и убежали, не собрав свои вещи. Давайте поможем им собрать вещи.

Слова со звуком Ч мы сложим в чемодан Чебурашки, а слова со звуком Щ в ящик Щелкунчика (картинки: очки, щетка, мяч, часы, ключ, удочка, ч щенок, щипцы, овощи, ящик, щит, плащ, прищепка)

Молодцы мы с вами смогли помочь собрать вещи Щелкунчику и Чебурашке. Отправляемся дальше в путешествие по острову.

8.физкультминутка

Молодцы ребята вы отлично справились с заданиями, а теперь мы подошли к реке давайте отдохнем!

Ча-ча-ча,мы сидели молча.(встают, ходьба на месте).

Чу-чу-чу, снова прыгать я хочу.(прыжки на месте).

Жи- жи-жи, на плечи руки положи.(круговые вращения руками).

Щу-щу-щу, руки вниз я отпущу.(наклоны вниз с вытянутыми руками).

Ща-ща-ща, приседаем не пища.(приседания).

Ши-ши-ши, посидим теперь в тиши.(садятся за парту).

Молодцы ребята вы отлично справились с заданиями, а теперь давайте вместе с щелкунчиком выполним упражнения:

10. Работа на уровне слова

Ребята, дорога нас привела в сказочный лес

Однажды на лесной полянке собрались все буквы и стали играть в прятки. Буковки, которые обозначают согласные звуки прятались, а гласные их искали. Буквы Ч и Щ спрятались в самой глухой чаще леса. Так спрятались, что сами и заблудились. Долго искали их гласные, да так и не нашли. Наступил поздний вечер. В лесу стало темно, страшно. Сидят буковки, дрожат от страха. А как найти дорогу обратно на полянку не знают. И решили позвать на помощь.

Долго кричали, но никто их не услышал. Да и буковки все стали расходиться по домам. И вот вспомнили Ч и Щ, что когда заблудишься в лесу, надо кричать: АУ! Стали они звать на помощь эти гласные.

А и У услышали, как их зовут на помощь. И не пугаясь темноты, они бросились в самую глухую чащу леса спасать своих друзей.

Нашли, обрадовались! С тех пор шипящие дружат только с гласными А и У!

Помните всегда кто спас шипящих в глухом лесу!

Сказочный лес приготовил вам карточки, чтобы проверить хорошо ли вы запомнили правило. На каждой карточке написано слово с « убежавшим» сочетанием,ча- ща или чу – щу. Прочитайте его и догадайтесь, какое сочетание пропущено. Но давай с вами вспомним правило, как мы пище ча-ща и чу-щу?

Ка, __ до, ро _, ча _, зада___, ту___

А в лесу заблудились не только буквы, но и животные. Родители потеряли своих детёнышей. Давайте поможем им найти друг друга. У вас на парте карточки - нужно найти пару. галка - галчата, белка - бельчата

крольчиха - крольчата, зайчиха -зайчата, сорока - сорочата, волчиха -волчата

Что общего в названиях детёнышей? Правильно, в словах есть сочетания ча. Как правильно писать это сочетание?

Запишите в тетрадь 1 вариант – название птиц,

2 вариант – названия зверей

11.Работа со словосочетаниями.

Ребята мы попали в замок словосочетаний

К доске прикрепляется карточка с написанным словосочетанием.

Прощяльный вечер, вкусная пищя, чюдесное угощение, вкусный чяй, зубастая щюка.

Что написано на карточке?

Правильно ли оно написано?

Исправляем ошибки, если они есть. Правильный вариант записываем в тетрадь

11Работа на уровне предложения

Поляна предложений. давайте соберем из слов предложения, и прочитаем, что у вас получилось.

Часовщик чинит часы.

Ребята ищут шишки.
В лесу чаща.

Я учусь писать.

В реке живет щука.

Молодцы а теперь запишите свои предложения в тетрадь.

(Записывают предложения в тетрадь.)

Итог

- Вот и закончилось наше путешествие на остов Шипящих. Но чтобы вернуться домой нам предстоит выполнить ещё одно задание Чтобы благополучно добраться домой вы должны назвать 1 слово с сочетаниями ча-ща, чу-щу.

Вот мы и дома.

11. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Что помогло нам в путешествии? Какие знания понадобились?

У читель: С каким настроением уходим домой?


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч – Щ ИЗОЛИРОВАННО В СЛОГАХ И СЛОВАХ

Дифференциация на слух и в произношении звуков Ч – Щ

Возьми картинки-символы звуков Ч и Щ из приложения 1. Внимательно послушай. как чихает паровозик и шипит лопнувший шарик. Обрати внимание на длительность звучания: звук Щ можно тянуть, а звук Ч тянуть нельзя. По очереди показывая на обе картинки, протяжно или коротко произнеси соответствующий звук. Повтори 6-8 раз.

Дифференциация звуков Ч – Щ в слогах с одинаковыми гласными звуками

Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Выполняй упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно.

Ча – ща, чо – що, чу – щу, чи – щи, че – ще, ща – ча, що – чо, щу – чу, ще – че, щи – чи, ща – ча – ща, що – чо – що, щу – чу – щу, щи – чи – щи, ще – че – ще, ча – ща – ча, чо – що – чо, чу – щу – чу, чи – щи – чи, че – ще – че.

Дифференциация звуков Ч – Щ в слогах с разными гласными звуками

Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Выполняй упражнение до тех пор, пока все слоговоый ряды не будут произнесены правильно.

Ча – ще, чо – щу, чу – ща, чи – що, че – щи, ща – чу, що – ча, щу – че, ще – чи, щи – чо – щу, ща – чу – щи, що – ча – щу, щи – чо – ща, ще – чи – що, ча – щу – чи, ча – щу – чи, чо – ще – чу, чуу – ща – че, чи – ще – ча.

Дифференциация звуков Ч – Щ в

Возьми картинки со звуками Ч и Щ в названиях из приложения 12 и 13, переверни их и смешай. Положи перед собой символы звуков Ч и Щ из приложения 1. Бери по одной картинке и клади рядом с символом. Называй звук или Щ, который спрятался в каждом слове.

Дифференциация звуков Ч – Щ в словосочетаниях- скороговорках

Глядя на картинки-символы, назови звук Ч или Щ, спрятавшиеся в каждом слове. Четко проговори пары слов. Уточни их значение.

Горячие щеки, горячие щи, ищу точильщика, ищу чемодан, колючая щетка, копченые лещи, летающая бабочка, лечащий врач, молочная пища, отвечающий учащийся, почтовый ящик, прочный щит, птичий щебет, сочные овощи, учу товарищей, черный щенок, чистящая щелочь, чужие вещи, чистое помещение, чищу чайник, чудесное угощение.

Дифференциация звуков Ч – Щ в одном слове.

Четко проговори каждое слово. Значение незнакомых слов уточни. Если по одному слову ты произносишь легко, повтори их несколько раз по 3-4 слова вместе в быстром темпе.

Вещички, волчище, дощечка, кричащий, мечтающий, молчащий, отвечающий, ручищи, скучающий, точильщик, учащийся, часовщик, чаща, чище, чудовище, чищу, щелочка, щелчок, щеночек, щепочка, щеточка, щечки, щучка, ящичек.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч – Щ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Дифференциация звуков Ч – Щ в предложения, составленных по опорным словам

Послушай пары слов и составь с ними предложения. Например: щенок увидел черепаху и испугался, присел, а потом начал громко лаять.

Плащ – химчистка, пещера – бочки, чинить – ящик, встреча – площадь, считать – чек, речка – удилище, тащить –кирпичи, черепаха – щенок, чебуреки – товарищи, чулан – вещи, ящик – ключи, выключатель – помещение.

Дифференциация звуков Ч – Щ в предложениях.

Уточнение лексико-грамматических представлений

Возьми картинки девочки и мальчика из приложения 2. По образцу подбери и проговори новые слова так, чтобы появился звук Щ. Например: Мальчик, который читает книгу,читающий мальчик.

Девочка, которая скучает, молчит, учится, встречает подругу, улыбается, кружится, смеется, плачет. Мальчик, который отвечает у доски, играет, плавает, танцует.

Дифференциация звуков Ч – Щ в рифмовках

Не торопясь произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори их быстро, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки заучи.

Щенок в чащу дощечку тащит. У нашей Танечки на щечках ямочки. В пещере большущей мыши летучие. Дочку угощали щами и копчеными лещами. Мяч скакал на чердаке, ищут мячик на песке, тщетно ищут мячик девочки и мальчики. Два щенка на чердаке грызли щетку в уголке. Большую морковку зайчата тащили, они от морковки чуть-чуть откусили, потом захотелось еще откусит, уже нечего было тащить. Я по кочкам на лугу к речке босиком бегу, а трава щекочется, мне смеяться хочется. Паучище прибыл на базар, щеточкой почистил свой товар, закричал: «Чудесная начинка, мухи, подходите, паутинка». Черный чистенький щенок чем-то перепачкал бок, мальчик щетку в руку взял, бок щеночку чистить стал; две часа терпел щенок, больше вытерпеть не смог, начал хвостиком вилять, о пощаде умолять: «Для чего мне чистить бок, я не плащик, а щенок».

Дифференциация звуков Ч – Щ в скороговорках

Четко проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе, сохраняя четкость и правильность произношения. Следи за произношением звуков Ч и Щ.

У нашей Таечки в ящике маечки. У чудовища чудовищные щупальца. Дюймовочка на щепочке, У Дюймовочки щеточка. Щеткой я чешу щенка, щекочу ему бока. Плащ чищу, чищу и отчищу. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для вас. Щенок на даче все в ящик тащит. У щенка,как у овечки, шерстка в маленьких колечках. Щетина у чушки, чешуя у щучки. В нашей пуще чащи гуще. Мойте чаще рабочие ручищи. В темной чаще волчище рычащий. Тучи гуще, капли чаще, дождик пуще, тучи дальше. В речке плещутся щурята, это – щучкины ребята.

Ждут в гнезде ее птенцы.

Цирк откроется в субботу,

Уж приехали борцы.

В цех явились на работу

Молодые кузнецы.

В каждой строчке буква Ц,

Словно камушек в кольце.

И на каждой есть странице,

На границе и в столице.

И в цыплятах на крыльце

Тоже есть две буквы Ц.

Л. Дьяконов

Дифференциация Ч - Щ

Занятие 1

Цели занятия:

§ формировать умение дифференцировать звуки Щ и Ч,

§ соотносить их с буквами Щ, Ч;

§ развивать слуховое и речевое внимание;

§ развивать фонематический анализ;

§ развивать речеслуховую память;

§ развивать логическое мышление;

§ развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.

Материал к занятию

1. Послушайте слова. Назовите первый звук в слове.

Чайка, чабан, четыре, четверть, чужой.

Щука, щавель, щеки, щетка, щенок.

Обратите внимание на разницу в произношении звуков Ч и Щ.

При произношении звука Ч кончик языка смыкается с верхними альвеолами (бугорками), затем смычка взрывается.

При произношении звука Щ спинка языка поднята и язык подвинут к зубам, но смычки нет.

Проверь себя! Чем отличается произношение звуков Щ и Ч?

2. Игра «Эхо». Повтори слоги:

Ча - ща, ща - ча, ча - ща - ча, ща - ча - ща, ча - ща - ча, Чу - щу - щу - чу, щи - чи - чи - щи.

Следи за правильным произношением звуков.

3. Послушайте слова. Определите, какой звук в слове - Ч или Щ и его место.

Печенье, гречка, щит, ручеек, силач, песочек, ручка, чемодан, ящик, ящерица, овечка, синичка, щель, щепка, печка, хищник.

4. Подумай, на что похожа буква Ч? На что похожа буква Щ?