Замена прямой речи косвенной. Косвенная речь в английском языке: правила, примеры и исключения в различных временных формах Диалог с косвенной речью примеры

>>Русский язык: Прямая и косвенная речь как способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной

Прямая и косвенная речь как способы передачи чужой речи . Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной

Для передачи на письме чужой речи используются:
1) предложения с прямой речью (прямоюмовою ): «Счастье внутри тебя»,- учат мудрецы (М. Веллер ). Мудрецы учат: «Счастье внутри тебя»;
2) предложения с косвенной речью (непрямою мовою): Мудрецы тысячи лет учили, что счастье - в нашем внутреннем состоянии (М. Веллер );
З) предложения с вводными словами или предложениями, которые указывают на чужую речь : По мнению мудрецов, «счастье внутри тебя»;
4) предложения, которые включают дополнения с предлогом о, указывающим на чужую речь : Мудрецы говорят о счастье, как о внутреннем состоянии.

Прямая речь - это точно воспроизведённая чужая речь, которая передаётся от лица того, кто говорит.
Предложение с прямой речью состоит из двух частей:
1) слова автора (А, а) , указывающие на того, кто произнёс речь (авторское введение): Мудрецы учат... ;
2) прямая речь (П, п) - точно воспроизведённая чужая речь: «Счастье внутри тебя».

Вспомните, что вам известно о знаках препинания при прямой речи из изученного на уроках украинского языка.

Замена прямой речи косвенной речью

Если косвенная речь передаёт сообщение, повествование, то предложение, передающее чужую речь, присоединяется союзами или союзными словами что , будто : Саша сказал: «Я никуда не пойду». - Саша сказал, что он никуда не пойдёт .
А: «П». = , (что ...).

Если косвенная речь передаёт просьбу, приказ, то предложение, передающее чужую речь, присоединяется союзом чтобы : «Никуда не уходи!» - сказала мать. - Мать сказала сыну, чтобы он никуда не уходил .
А: «П». = , (чтобы ...).

Если косвенная речь передаёт вопрос, то предложение, передающее чужую речь, присоединяется союзами что , кто , какой , где , когда , куда , откуда , ли (вопросительный знак не ставится): Мальчик спросил: «А море где?» - Мальчик спросил, где море .
А: «П?» = , (где ...).

Пунктуация в предложениях с косвенной речью

Предложения, передающие чужую речь косвенно, обычно стоят после слов автора и отделяются от него занятой.

При замене прямой речи косвенной речью заменяются личные и притяжательные местоимения: они употребляются с точки зрения того, кто передаёт чужую речь.

Обращения, междометия, вводные слова в косвенной речи не употребляются

1. Объяснительное письмо

Выразительно прочитайте предложения с прямой речью, соблюдая интонацию, с которой произносятся предложения в зависимости от положения слов автора по отношению к прямой речи. Спишите предложения. Составьте схемы предложений с прямой речью.

1. Епиходов вышел, за дверью послышался его голос: «Я на вас буду жаловаться» (А. Чехов) . 2. Я смотрел на неё и думал: «Сколько ещё сказок и воспоминаний осталось в её памяти?» (Максим Горький) . 3. Отец крикнул: «Осторожно!» 4. «Странная всё же штука, наша память», - подумал он (М. Юденич) . 5. «Здравствуйте!» - ответил класс (Ч. Айтматов) . 6. «Что-нибудь случилось?» - спросил он (Ч. Айтматов) . 7. Глаза у него были, - напишу я, - как небо». 8. «Отдай, - сказал он, - иначе плохо будет» (Ч. Айтматов). 9. «Скажи, какое дело, начал приставать младший брат, - честное слово, никому не скажу» (Ч. Айтматов) . 10. «Тише ты, - шипел на меня Мишка. - Всю рыбу распугаешь!..» (В. Медведев). 11. «Стой! - крикнул он. - Ты что, не видишь, что конь у тебя хромает?» (Ч. Айтматов). 12. «Чудо может обнаружить себя во всём, - говорит. - В улыбке, в веселье, в каждом сказанном вовремя нужном слове» (М. Веллер).

2. Восстановление предложений

Спишите предложения, расставляя знаки препинания и вставляя на место пропуска данные в скобках слова автора. Выделите кавычками прямую речь, отделите её от слов автора соответствующими знаками. Выделите знаками междометия (вигуки), обращения (звертання). Составьте схемы предложений.

1. ... Эй охотник заворачивай к нам (Ребята стали кричать) (Ч. Айтматов). 2. Ты что сынок... (спросила мать) (А. Кузнецова). 3. Всем вам ребята большой привет... (сказала она) (Ч. Айтматов) .4. Привет ребята... чем занимаемся? (сказал Игорь) (А. Рыбаков). 5. Ты давай-ка приятель быстро... а то как бы пёс за нами не увязался (попросил лесник) (С. Иванов). 6. Слезай сын приехали... . Путешествие окончено (говорит отец). 7. Да разговор важный.... Садитесь ребята (подтвердил завуч) (Ч. Айтматов) . 8. Ребята это я.... Это я говорю (подал он голос поднимая голову) (Ч. Айтматов). 9. Ох заводной.... Нет с ним не соскучишься (сказал шофёр) (О. Гончар). 10. Нет стоп … . Главное не поддаваться панике (сказала Серафима себе) (В. Крапивин).

3. Конструирование предложений

І. Выразительно прочитайте приведённые в упражнении высказывания. Какой темой они объединены?

ІІ. Данные высказывания оформите в виде прямой речи. Для введения прямой речи используйте разные глаголы: говорил, писал, предупреждал, считал, был убеждён, заметил, пришёл к выводу и др.

1. Переводчики - почтовые лошади просвещения (А. Пушкин). 2. Переводчик в прозе - раб, переводчик в стихах - соперник (В. Жуковский). З. Перевод - это автопортрет переводчика (К. Чуковский) . 4. Перевод - всегда комментарий (Лео Бек) . 5. Есть много способов перевести книгу; лучший из них - поручить это дело переводчику (Д. Пашков) . 6. Мало что на свете может сравниться со скукой, которую вызывает в нас буквальный перевод (Марк Твен) . 7. Лишь усвоив в возможном совершенстве родной язык, мы в состоянии будем в совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде (Ф. Достоевский) .

С л о в а р ь :

Почтовые лошади - лошади, используемые на почтовых станциях в России в ХIХ в. для перевозки почты.

Автопортрет - портрет, выполненный собственноручно, т. е. самим автором.

4. Анализ учебного материала

І. Спишите парами предложения с прямой и косвенной речью. Охарактеризуйте тип предложения, содержащего прямую речь, по цели высказывания. Подчеркните союзы, которыми присоединяются эти предложения в косвенной речи.

ІІ. Подчеркните в предложениях, содержащих прямую и косвенную речь, местоимения и глаголы, укажите их лицо и число. Проследите, употребляются ли в косвенной речи обращения, вводные слова.

О б р а з е ц . Максим сказал: «Я хочу с вами посоветоваться (повествовательное). - Максим сказал, что он хочет посоветоваться со мной .

Прямая речь Косвенная речь
Отец сказал: «Проект понравился». Отец сказал, что проект понравился.
«Бесспорно, здесь никто не виноват», - сказала мама. Мама сказала, что здесь никто не виноват.
Я закричал: «Беги быстрее, Мишка!» Я кричал Мишке, чтобы он бежал быстрее.
Женщина спросила Мишку: «Ты где живёшь, мальчик?» Женщина спросила Мишку, где он живёт.
Мама спросила: «Что случилось, сынок?» Мама спросила у сына, что случилось.

5. Пунктуационная работа

І. Прочитайте предложения с косвенной речью. Укажите слова автора и косвенную речь. Спишите предложения. Расставьте знаки препинания. Подчеркните союзы (союзные слова), присоединяющие косвенную речь.

1. Девушка подумала что надо куда-то двигаться (Л. Петрушевская). 2. Я заметил приятелю что мы отвлеклись от темы разговора. 3. Девочка вдруг ответила что не может вспомнить откуда у неё эта книга. 4. Мама сказала чтобы мы всё подготовили к встрече гостей. 5. Тренер сказал чтобы мы пробежали ещё два круга. 6. Отец велел чтобы мы собирались. 7. Мы часто спрашиваем себя что для нас главное в жизни. 8. Мальчишки поинтересовались когда начнутся соревнования.

ІІ. Замените предложения с косвенной речью предложениями с прямой речью, запишите их.

6. Домашнее задание

Вариант 1 . К прямой речи допишите слова автора. Расставьте знаки препинания, свой выбор обоснуйте.

1. ... «Это что-то новое». 2. «Отойди от компьютера!» ... . 3. «Поедете завтра» ... . 4. «Да... это успех». 5. «А я думал... ты забыла». 6.»Смотри... не упади». 7. «Она едет! … Скажи всем!» 8. «Вот... . Выбирайте, что хотите».

Вариант 2 . Выберите 2-З рассказа нескольких авторов (русских и украинских), проведите наблюдения: какие глаголы, вводящие чужую речь, используются в текстах? Выпишите эти глаголы. Что вы можете рассказать о герое, его настроении, душевном состоянии, культурном уровне, опираясь только на глаголы, вводящие его речь? Свои рассуждения запишите.

Вариант 3 . Запишите дневниковые записи Эдика Градова, героя повести В. Васильева «Со мной всё ясно», от третьего лица. В качестве опорных фраз можно использовать материалы из справки.

С п р а в к а. В своём дневнике юноша пишет, что... . Он считает, что не надо... . Он думает, что лучше... . Молодой человек считает, что... .

А.Н.Рудяков, Т.Я. Фролова. Русский язык 9 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Электронные издания бесплатно, онлайн уроки русского язвыка 9 класс, вся школьная программа, бесплатно скачать конспекты , книги учебники, открытый урок по русскому, готовые домашние задания

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки

Чужое высказывание может быть передано с помощью прямой речи:

«Мне нужен мощный телескоп» , - уверенно сказал Мишка.

или с помощью косвенной :

Мишка уверенно сказал, что ему нужен мощный телескоп .

Косвенная речь - это пересказ чужого высказывания.

Предложение с косвенной речью по структуре сложное:1-я часть главная часть сложного предложения) соответствует словам автора при прямой речи , а 2-я часть (зависимая) передает содержание высказывания и соответствует прямой речи.

Петров сказал: «Я хочу найти клад сам ». - Прямая речь.

Петров сказал, что хочет найти клад сам . - Косвенная речь.

Косвенная речь

Высказывание, передаваемое с помощью косвенной речи, претерпевает некоторые изменения.

Предложения

с прямой речью

Изменения

Предложения

с косвенной речью

«Я очень хочу », - шепотом сказал Мишка .

Меняются формы

местоимения и глагола

Мишка шепотом сказал, что он очень хочет увидеть настоящих инопланетян .

«Анюта , милая, принеси, пожалуйста, еще мороженого », - попросила сестра.

Обращения опускаются, заменяются другими средствами

Сестра ласково попросила Анюту, чтобы она принесла еще мороженого .

«Как же здорово ты все придумал ! » - восхитился Петров.

Восклицательные и вопросительные предложения: междометия, эмоциональные частицы исчезают, а эмоциональность высказывания передается описательно.

Петров восхищенно воскликнул , что я очень здорово все придумал .

Не всякое высказывание можно перевести из прямой речи в косвенную:

Речевые ошибки - смешение предложений с:

Прямой речью

Косвенной

Ошибочно

Правильно

Он сказал: «Я буду бороться! »

Он сказал, что я буд у бороться .

Он сказал, что он буд ет бороться .

Ведь одна из заповедей гласит: «Не убий ».

Ведь одна из заповедей гласит, что никогда не убей .

Ведь в одной из заповедей говорится, что нельзя убива ть .

В косвенную форму могут быть переведены сообщение, побуждение или вопрос (прямой или косвенный).

Примеры вопросов

Конструкции с вопросительным высказыванием, оформленные следующим образом:

Я спросил: зачем идете в горы вы?

занимают промежуточное положение между предложениями с прямой и с косвенной речью.

Высказывания разных лиц могут сменять друг друга, образуя диалог .

Диалог может быть оформлен на письме двумя способами.

В первом случае каждая реплика дается с нового абзаца. В таком случае перед каждой репликой ставится тире:

- Яму копал ?

- Копал .

- В яму упал ?

- Упа л.

- В яме сидишь?

- Сижу .

- Лестницу ждешь?

- Жду.

- Яма сыра ?

- Сыра.

- Как голова?

- Цела .

- Значит, живой?

- Живой.

- Ну, я пошел домой !

Второй способ оформления диалога может быть использован, если при репликах нет указания на то, кому они принадлежат. В таком случае реплики следуют в подбор, в строку, причем каждая из них заключается в кавычки и отделяется от соседней с помощью тире.

« Яму копал? » - « Копал » . - « В яму упал?» - « Упал» . - « В яме сидишь?» - « Сижу» . - « Лестницу ждешь?» - « Жду» . - « Яма сыра?» - « Сыра» . - « Как голова?» - « Цела» . - « Значит живой?» - « Живой» . - « Ну, я пошел домой!»

При оформлении прямой речи кавычка ставится после вопросительного и восклицательного знаков, заканчивающих реплику, но всегда перед точкой.

«Яму копал ?» - спросил я. «Копал », - грустно ответил он .

Список литературы

  1. Багрянцева В.А., Болычева Е.М., Галактионова И.В., Жданова Л.А., Литневская Е.И. Русский язык.
  2. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык.
  3. Справочник по русскому языку «Русский язык в таблицах и схемах» ().
  4. Чужая речь (собрание материала) ().
  1. Полный академический справочник под редакцией В.В. Лопатина ().
  2. Презентация «Прямая и косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью» ().

Домашнее задание

Задание № 1. Расставьте знаки препинания в предложениях.

  1. Повсюду стали слышны речи Пора добраться до картечи. (М. Лермонтов)
  2. Давненько не брал я в руки шашек говорил Чичиков. (Н. Гоголь)
  3. Какая же ваша будет последняя цена спросил наконец Собакевич. (Н. Гоголь)
  4. Мой дед землю пахал с надменной гордостью отвечал Базаров. (И. Тургенев)
  5. В.Г. Белинский писал что создает человека природа, но развивает и образует его общество.
  6. Подъезжают они к избе спрашивают где тут разыскать хозяйственную часть. (Д. Фурманов)
  7. На охоту с ружьем я не смел уже и попроситься хотя думал что почему бы мне с Суркой не поохотиться. (С. Аксаков)
  8. Берегись кричал кучер не сдерживая лошадей. (А. Чехов)

Задание № 2

Исправьте ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Объясните, чем вызваны эти ошибки.

Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.

Меня спросили, где я раньше работал?

Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда они заехали.

Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.

Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.

В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».

ЮКО, Отрарский район, село Шаульдер,

колледж №20 имени Д. Курманбека

преподаватель и литературы

Тема: Косвенная речь. Замена прямой речи косвенной.

Цели: 1. Формировать у студентов понятие о том, что косвенная речь относится к способам передачи чужой речи.

2. Развивать у студентов умение различать косвенную речь и косвенные вопросы, расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью.

3. Воспитывать у студентов интерес к удивительным открытиям в области физики (на основе текста № 000, стр.181).

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: интерактивная доска, слайды к уроку.

Ход урока:

1.Организационный момент. Проверка готовности студентов к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

1. Выполнение упражнений № 000 (устно);

2. Словарный диктант на правописание приставок.

Здоровье, сумашедший, возраст, изжить, воскресение, испокон веку, рассольник, бессчётный, восшествие, ни зги не видно, раскрасавец, чрезвычайный, розыскной, сгущённый, сдуть, рассвирепеть, всколыхнуть, расшить, беззлобный, расчёска, прибрежный, презабавный, президент, беспристрастный, преображать, призреть сироту, прельщать, препятствие, пресловутый, презренный человек, престарелый житель, премьера, приостановиться, преобразовать, примитивный, предание старины, пригреть.

3. Повторение при прямой речи.

Дайте определение прямой речи. (Дословная передача чужой речи с сохранением всех авторских особенностей.)

От чего зависит постановка знаков препинания при прямой речи? (От места прямой речи по отношению к словам автора.)

Отразите это в схемах.

    «П», - а. «П?» - а. «П...» - а. А: «П». А: «П!». А: «П?». А: «П...». «П, - а, - п». «П, - а: - П». «П, - а. - П». «П? - а. – П!». А: «П», - а. А: «П!» - а. А: «П!» - а.

1. Анализ текста.

1) Павел подошёл к двери, толкнув её рукой, спросил: «Кто там?». 2) Он (Рыбин) густо и громко сказал: «Здравствуйте, Ниловна!». 3) «Только разум освободит человека», - твёрдо сказал Павел. 4) «Ух, смело говорит», - толкнув мать в плечо, сказал высокий, кривой рабочий. 5) «Вам бы вступиться за Павла-то, - воскликнула мать, вставая, - ведь он ради всех пошёл». 6) «Это вы? – воскликнула Власова, вдруг чему-то радуясь. – Егор Иванович!» 7) «Когда пойдёте на свидание с Павлом, - говорил Егор, - скажите ему, что у него хорошая мать». 8) «Павел – редкий человек, - тихонько произнёс хохол, - железный человек». 9) «Мы должны идти нашей дорогой, ни на шаг не отступая в сторону», - твёрдо заявил Павел. 10) «Мама, - сказал Павел, - вы сходите, принесите книг!».

(М. Горький. «Мать»)

Обоснуйте постановку знаков препинания в тексте.

Что такое косвенная речь? (Передача чужой речи в форме придаточного предложения.)

4. Материал для преподавателя

Косвенная речь

Для передачи чужой речи от лица автора, а не того, кто на самом деле её произнёс, служат предложения с косвенной речью: Он сказал, что записался в ополчение, и спросил, кому передать дела. (Б. Полевой.) В этом предложении указано, что сказал герой, о чём он спросил, но дословно его речь не передаётся. Косвенная речь передаёт только основное содержание чужой речи и не может, как прямая речь, сохранить лексическое и интонационное своеобразие чужой речи, индивидуальную речевую манеру того или иного лица. Поэтому в косвенной речи не используется междометия, обращения повелительного наклонения, модальные частицы.

Предложение с косвенной речью – это сложноподчинённое предложение. Главное предложение в нём соответствует словам автора в предложении с прямой речью. В придаточном изъяснительном содержится косвенная речь. Косвенная речь, как правило, следует после слов автора: Он явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено остаться у меня в крепости. (.) Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом: Иван Ильич спросил, где находится штаб. (А. Толстой.)

Замена прямой речи косвенной

Придаточное предложение, передающее чужую речь, присоединяется к главному различными союзами, выбор которых зависит от цели высказывания, заключённой в прямой речи. Если прямая речь – повествовательное предложение, употребляются союзы что, будто; если побудительное, союз чтобы, если вопросительное, то роль подчинительных союзов выполняют вопросительные , наречия, частицы, которые были в прямой речи. Личные и притяжательные местоимения 1-го и 2 – го лица ставятся в форме 3-го лица единственного и . Местоимения и глаголы употребляются не от лица того, кто произносит эти слова, а от лица того, кто передаёт чужую речь. Обращения, слова – предложения да и нет, вводные слова, частицы, междометия при замене прямой речи косвенной, как правило, опускаются. Содержание прямой речи в косвенной может быть передано с большей или меньшей точностью.


Прямая речь

Косвенная речь

Повествовательное предложение.

Кучер слез с коня и, поправив кнутовищем упряжь на лошади, сказал: «Паром на том берегу.» (К. Паустовский.)


Кучер слез с коня и, поправив кнутовищем упряжь на лошади, сказал, что паром на том берегу.

(Расположение частей не меняется, главное с притаточным связывается союзом что.)

Побудительное предложение.

«Ты меня не вини», - испуганно сказала старуха. (К. Паустовский.)

Старуха сказала ему (Баулину), чтобы он её не винил.

Меняется расположение частей предложения и порядок слов в главном предложении. (Косвенная речь присоединяется союзом чтобы, местоимение 2 –го лица заменяется местоимением он, подлежащее подсказывается контекстом, повелительное наклонение глагола заменяется формой изъявительного наклонения прошедшего времени.)

Вопросительное предложение.

«Как себя чувствуете?»- он с любопытством посмотрел на Алексея (Б. Полевой.)

(Прямая речь – определительно - личное предложение, в словах автора отсутствует глагол, обозначающий процесс речи.)

Врач с любопытством посмотрел на

Алексея и спросил, как он себя чувствует.

(В главном предложении местоимение он заменяется названием лица, кому речь принадлежит, чтобы избежать повторения одного и того же местоимения он; добавляется глагол спросил; определённо – личное предложение в косвенной речи заменяется двусоставным с подлежащим он и соответствующей формой глагола.)

«Прочёл?» - хитровато спросил комиссар. (Б. Полевой.)

(Вопросительное предложение в прямой речи не оформлено вопросительным словом.)

Комиссар хитровато спросил Мересьева, прочёл ли он статью.

При отсутствии вопросительного слова в косвенную речь вводится служебное слово ли, в главное и придаточное предложения – недостающие членгы предложения.


Примечание:

Косвенной речью может быть передан и диалог. При этом используется сложное предложение с разными видами связи: Трудно передать, о чём они говорили. О театральной школе, о поездке в Казань, о знакомстве с Леонтьевым, о родном городке, пока Коля не сказал, что они никогда не должны надолго расставаться, а Анфиса отвечала, что об этом не надо даже говорить. (К. Паустовский.)

Передача чужой речи простым предложением.

Речь чужого лица можно передать и простым предложением. При этом часто указывается лишь тема речи, о чём был разговор. Содержание чужой речи передаётся дополнением, выраженным существительным в предложном падеже, прямым дополнением: Я начал расспрашивать об образе жизни на водах и о примечательных лицах. (.) Я был тут; зашёл разговор о лошадях, и Печорин начал расхваливать лощадь Казбича. ().

Чужая речь может передаваться простым предложением с вводными словами и предложениями. В этом случае содержание чужой речи передаётся самим предложением, а вводные слова и предложения заменяют слова автора: Полатва брала, как говорят рыболовы, чуть ли не на голый крючок. (Ю. Нагибин). Дела наши, по его словам, были в отличном состоянии (Л. Толстой).

5.Закрепление нового материла.

1. Выполнение упражнений № 364, 365.

2. Работа по вариантам.

Вариант I. Заменить, где возможно, прямую речь косвенной.

1) «Надо достать лодку», – промолвил, наконец, Ермолай.

2) «Лодка сесть, – сказал Сучок глухим и разбитым голосом, – да больно плоха».

3) «Где же ?» – спросил я у Савельича.

Вариант II. Заменить косвенную речь прямой.

1) Игнатьева сказала Сереже, что она познакомит его с Устинович.

2) Валя набросилась на Сергея и говорила, что стыдно ему так вести себя, что он совсем отрекся от дома.

3) Сергей успокаивал ее и сказал, что домой ему идти некогда, что он и сегодня не придет, а что вот с ней ему поговорить нужно.

4) Сережа начал сразу без обиняков говорить Вале, чтобы она шла в комсомол, что она будет вести агитацию среди девушек, а он возьмется за ребят. (По Н. Островскому.)

3. Самостоятельная работа.

Составить предложения по схемам:

2) А: «П?(!)»

3) «П», – а.

4) «П?(!)» – а.

5) «П, – а, – п».

6) «П, – а. – П».

7) «П, – а. – П?(!)»

8) «П?(!) – а. – П».

9) «П?(!) – а. – П?(!)»

6. Домашнее задание

Выполнить упражнения № 368.

7.Итог урока.

Ход урока. Урок начинается с блиц - опроса "Что такое прямая речь?".

Прямая речь-это:

1)точная передача чужой речи (да);

7)в предложениях с прямой речью употребляются частицы и междометия, а в предложениях с косвенной речью они опускаются (да);

Задание №1. Сравните данные предложения, какими способами передана в них чужая речь.

1)Газета "Правда" писала о необъятных просторах нашей Родины, раскинувшейся от Карпат до берегов Тихого океана, от суровой Арктики до солнечных долин Средней Азии. (Простое предложение с дополнением).

2) По сообщению газеты "Правда", необъятны просторы нашей Родины. Она раскинулась от Карпат до берегов Тихого океана, от суровой Арктики до солнечных долин Средней Азии. (Осложненное с вводным словом).

3)Газета "Правда" писала: «Родина… От Карпат до берегов Тихого океана, от суровой Арктики до солнечных долин Средней Азии раскинулись твои просторы». (Прямая речь).

4) В газете «Правда» сообщалось, что просторы нашей Родины необъятны на Западе ее граница – Карпаты, на Востоке – Тихий океан, на Севере – суровая Арктика, на Юге – солнечные долины Средней Азии. (Сложноподчиненное предложение).

Ответы учащихся: Признаки прямой речи.

Задание №2. Расставить знаки препинания в предложениях и составить схемы.

1)Хороший вы человек ответил Башилов. Вы смогли бы быть художником дорогой майор.

2) А она не плакала; она твердила только: о мой друг! О мой брат!

3) Так ты пойдешь со мной? всюду говорил он ей…

Задание №3 Замены прямой речь косвенной.

«Давненько не брал я в руки шашек!» - говорил Чичиков.

Чичиков говорил, что он давненько не брал в руки шашек.

Павел, уходя из дома, сказал матери: « В субботу у меня будут гости из города».

Павел, уходя из дома, сказал матери, что в субботу у него будут гости из города.

(Изъяснительное придаточное предложение с союзом ЧТО).

«Отпусти его (мужика)», - шепнул я на ухо Бирюку…

Я шепнул на ухо Бирюку, чтобы он отпустил его.

(Придаточное изъяснительное союзом ЧТОБЫ).

Сравнение предложения с прямой и косвенной речью. (В первых чужое высказывание передается от лица говорящего, а во вторых – от лица автора).

Какие различия в их строении. (Косвенная речь связывается со словами автора при помощи союзов, а прямая речь – без союза).


Принципы русской пунктуации.

Функции знаков препинания.

Чужая речь и ее виды.

Чужая речь

Вид чужой речи Характеристика Пример
Прямая речь
Косвенная речь
Примечание. 1. Общий смысл чужой речи можно передать при помощи вводных слов и предложений. 2. Тему высказывания того или иного лица можно обозначить одним из членов предложения.

Сравните:

Цитирование.

Цитата

Способ Пример

Тема: Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

Чужая речь и ее виды.

Чужая речь – это высказывание какого-либо лица, включенное в авторское повествование или речь рассказчика.

Вид чужой речи Характеристика Пример
Прямая речь Дословное воспроизведение чужой речи с сохранением содержания, формы, всех особенностей. Не типична для научного и официально-делового стилей. И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы: «О, если б в небо хоть раз подняться!»
Косвенная речь Чужая речь, переданная не дословно, а лишь с сохранением ее содержания и образующая вместе с авторскими словами сложноподчиненное предложение. Характерна для научного, публицистического стилей. Н.Островский убеждал, что мужество воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям.
Примечание. 3. Общий смысл чужой речи можно передать при помощи вводных слов и предложений. 4. Тему высказывания того или иного лица можно обозначить одним из членов предложения. Как говорил К.Паустовский, средняя полоса России – страна необыкновенная. И.С.Тургенев много писал о природе человеческих взаимоотношений.

Замена прямой речи косвенной.

1. При передаче чужой речи в виде косвенной меняются формы личных и притяжательных местоимений и личных форм глагола: 1-е или 2-е лицо обычно меняется на 3-е.

2. В косвенной речи нельзя передать элементы живой разговорной речи дословно (обращения, междометия, вводные слова, частицы, формы повелительного наклонения).

Сравните:

Цитирование.

Цитата – это дословная выдержка из чьего – либо сочинения или высказывания. Сфера использования – письменная речь.

Способ Пример
Цитата может быть оформлена как прямая речь. В.Титов писал: «Только когда человек за свою жизнь не сделает ничего хорошего, не совершит доброго дела, он умирает».
Цитата может вводиться при помощи подчинительных союзов, при этом она начинается со строчной буквы и заключается в кавычки. В одном из своих стихотворений В. Кочетков говорит о тех, кто прошел дорогами войны, и о том, что от живущих сегодня «не поклонения, а понимания ждет военное поколение».
Если цитата вводится не полностью, то на месте пропуска ставится многоточие. Поэт пишет, что военное поколение, «стойкостью знаменитое…убитое, но незабытое, погибшее, но непотерянное…»
При цитировании стихотворных строк кавычки не ставятся. У Р.Гамзатова есть удивительные по силе строчки: Люди, я прошу вас, ради бога, Не стесняйтесь доброты своей. На земле друзей не так уж много. Опасайтесь потерять друзей.
Эпиграф в кавычки не заключается, пишется в правом верхнем углу, ссылка на автора дается без скобок ниже эпиграфа. Мне кажется порою, что солдаты, С кровавых не пришедшие полей, Не в землю нашу полегли когда-то, А превратились в белых журавлей. Р.Гамзатов.
| следующая лекция ==>
|

Придаточное предложение, передающее чужую речь, присоединяется к главному различными союзами, выбор которых зависит от цели высказывания, заключённой в прямой речи. Если прямая речь - повествовательное предложение, употребляются союзы что, будто ; если побудительное, союз чтобы , если вопросительное, то роль подчинительных союзов выполняют вопросительные местоимения, наречия, частицы, которые были в прямой речи. Личные и притяжательные местоимения 1-го и 2-го лица ставятся в форме 3-го лица единственного и множественного числа. Местоимения и глаголы употребляются не от лица того, кто произносит эти слова, а от лица того, кто передаёт чужую речь. Обращения, слова-предложения да и нет , вводные слова, частицы, междометия при замене прямой речи косвенной, как правило, опускаются. Содержание прямой речи в косвенной может быть передано с большей или меньшей точностью.

Прямая речь Косвенная речь
Повествовательное предложение. Кучер слез с коня и, поправил кнутовищем упряжь на лошадях, сказал: «Паром на том берегу» (К. Паустовский) (Прямая речь стоит после слов автора, личные местоимения, глаголы в ней отсутствуют.) Кучер слез с коня и, поправив кнутовищем упряжь на лошадях, сказал, что паром на том берегу. (Расположение частей не меняется, главное с придаточным связывается союзом что .)
Побудительное предложение. «Ты меня не вини», - испуганно сказала старуха (К. Паустовский.) Слова автора стоят после прямой речи. (Прямая речь - личное предложение, имеется глагол повелительного наклонения.) Старуха сказала ему [Баулину], чтобы он её не винил. Меняется расположение частей предложения и порядок слов в главном предложении. (Косвенная речь присоединяется союзом чтобы , местоимение 2 лица заменяется местоимением он , подлежащее подсказывается контекстом, повелительное наклонение глагола заменяется формой изъявительного наклонения прошедшего времени.)
Вопросительное предложение. «Как себя чувствуете?» - он с любопытством посмотрел на Алексея. (Б. Полевой.) (Прямая речь - определённо-личное предложение, в словах автора отсутствует глагол, обозначающий процесс речи.) Врач с любопытством посмотрел на Алексея и спросил, как он себя чувствует. (В главном предложении местоимение он заменяется названием лица, кому речь принадлежит, чтобы избежать повторения одного и того же местоимения он ; добавляется глагол спросил; определённо-личное предложение в косвенной речи заменяется двусоставным с подлежащим он и соответствующей формой глагола.)
«Прочёл?» - хитровато спросил комиссар. (Б. Полевой.) (Вопросительное предложение в прямой речи не оформлено вопросительным словом.) Комиссар хитровато спросил Мересьева, прочёл ли он статью. При отсутствии вопросительного слова в косвенную речь вводится служебное слово ли , в главное и придаточное предложения - недостающие члены предложения.


Примечание:

Косвенной речью может быть передан и диалог. При этом используется сложное предложение с разными видами связи: Трудно передать, о чём они говорили. О театральной школе, о поездке в Казань, о знакомстве с Леонтьевым, о родном городке, пока Коля не сказал, что они никогда, никогда не должны надолго расставаться, а Анфиса ответила, что об этом не надо даже говорить. (К. Паустовский.)

Передача чужой речи простым предложением.

Речь чужого лица можно передать и простым предложением. При этом часто указывается лишь тема речи, о чём был разговор. Содержание чужой речи передаётся дополнением, выраженным существительным в предложном падеже, прямым дополнением: Я начал расспрашивать об образе жизни на водах и о примечательных лицах (М. Лермонтов.); Я был тут; зашёл разговор о лошадях, и Печорин начал расхваливать лошадь Казбича. (М. Лермонтов.)

Чужая речь может передаваться простым предложением с вводными словами и предложениями. В этом случае содержание чужой речи передаётся самим предложением, а вводные слова и предложения заменяют слова автора: Плотва брала, как говорят рыболовы , чуть ли не на голый крючок (Ю. Нагибин.); Дела наши, по его словам , были в отличном состоянии. (Л. Толстой.)

Работа по теме урока

Упр. 262.

Что вы знаете о цитатах? (Цитаты являются разновидностью прямой речи и представляют собой дословные выдержки из каких-либо высказываний или сочинений.)

Как могут оформляться цитаты?

При цитировании стихотворного текста с точным соблюдением строк и строф подлинника кавычки обычно не ставятся. Например: Обращаясь к Чаадаеву, Пушкин писал:

Товарищ, верь: взойдёт она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

4. Упр. 261 (7-10). Спишите, оформив высказывания в виде цитат.

Домашнее задание

Выполнить упр. 261 (1-7), 263.

Цели урока:

Ход урока

I. Работа по теме урока

1. Слово учителя:

С одной стороны, под этим термином понимаются особенности пунктуационного оформления текстов, носящие индивидуальный характер, присущие тому или иному писателю (набор применяемых им знаков, преимущественное использование одного из них, расширение функций этого знака), в целом не противоречащие принятым в данный период правилам.

С другой стороны, указанный термин трактуется как сознательное отступление от действующих норм пунктуации и особое применение знаков препинания в художественных текстах. Действительно, в печатных и рукописных текстах нередко встречается пунктуация, не подпадающая под принятые правила, не оправданная стилем, жанром, контекстом произведения.

Так, А. И. Ефимов проанализировал широкое использование М. Е. Салтыковым такого сравнительно редкого знака препинания, как скобки (в «Правилах русской орфографии и пунктуации» приводятся только четыре случая их применения).

Е. А. Иванчикова утверждает, что «в системе интонационно-синтаксических изобразительных средств, характеризующих писательскую манеру Достоевского, прием употребления знака тире после союза и занимает, несомненно, свое определенное место».

2. Анализ текстов Л. Леонова (тексты записываются под диктовку без указания авторских знаков препинания).

а) В десятом и двенадцатом веках вся киевская земля покрыта лесом и некоторые, нагие ныне, реки вплоть до моря одеты в шумные изумрудные шелка; еще и теперь несчитанно черного дуба лежит без дела в днепровском русле у Херсона... А раз так, чего и петь о нем! Бреди хоть тысячу дней в любую сторону - и лес неотступно будет следовать за тобой, как верная лохматая собачонка.

б) Тем временем степь уже начала свое победоносное продвижение на северян вдруг на всю страну раздается тревожный голос Посошкова, первого радетеля покамест только за оренбургские и вообще заволжские леса. То была народная совесть века, коснувшаяся всех сторон гражданского бытия, и, сказать правду, посошковские советы о посеве лесков, между делом, вкруг голых русских деревень не устарели и поныне.

в) Еще стоят леса на Руси... но заметно не в прежнем количестве; так, при поездке Елизаветы в Киев пришлось отказаться от постройки дворцов на станциях за нехваткой леса на Украине, а ограничиться устройством питейных погребов (1743).

После записи текстов учащиеся обосновывают постановку знаков препинания. Затем учитель указывает места постановки авторского знака (многоточия) и просит пояснить, какую цель преследовал автор, выбрав именно этот знак препинания при пунктуационном оформлении текста - как показатель паузы, как сигнал присоединительной связи.

Домашнее задание

Выполнить упр. 266.

Урок 49 (вариант 1)