Занятие в старшей группе. «Знакомство детей с картинами русских художников, описание картин»

Сегодня вашему вниманию представляем двадцать картин, которые достойны внимания и узнаваемости. Эти картины написали знаменитые художники, и их должен знать не только тот человек, кто занимается искусством, но и просты смертные люди, так как искусство красит нашу жизнь, эстетика углубляет наш взгляд на мир. Дайте должное место в своей жизни искусству…

1. «Тайная вечеря». Леонардо Да Винчи, 1495 - 1498

Монументальная роспись работы Леонардо да Винчи, изображающая сцену последней трапезы Христа со своими учениками. Создана в 1495-1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.

Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте. Гербом Сфорца расписаны люнеты над росписью, образованные потолком с тремя арками. Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена».

Роспись стала вехой в истории Ренессанса: правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.

Считается, что в этой картине скрыто множество секретов и намёков - например, есть предположение, что образ Иисуса и Иуды списаны с одного человека. Когда Да Винчи писал картину, в его видении Иисус олицетворял добро, в то время как Иуда был сущим злом. И когда мастер нашёл «своего Иуду» (пьяницу с улицы) оказалось, что, согласно историкам, этот пьяница за несколько лет до этого послужил прототипом для написания образа Иисуса. Таким образом, можно сказать, что эта картина запечатлела человека в разные периоды его жизни.

2. “Подсолнухи”. Винсент Ван Гог, 1887 год

Название двух циклов картин нидерландского художника Винсента ван Гога. Первая серия выполнена в Париже в 1887 году. Она посвящена лежащим цветам. Вторая серия выполнена через год, в Арле. Она изображает букет подсолнухов в вазе. Две парижских картины приобрёл друг ван Гога Поль Гоген.

Художник писал подсолнухи одиннадцать раз. Первые четыре картины были созданы в Париже в августе – сентябре 1887 г. Крупные срезанные цветы лежат, подобные каким-то диковинным, умирающим на наших глазах существам.

3. “Девятый вал”. Иван Константинович Айвазовскии?, 1850 год.

Одна из самых знаменитых картин русского художника-мариниста Ивана Айвазовского, хранится в Русском музее.

Живописец изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них - девятый вал - готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты.

Несмотря на то, что корабль разрушен и осталась только мачта, люди на мачте живы и продолжают бороться со стихией. Тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены.

Созданная в 1850 картина «Девятый вал» сразу же стала самой знаменитой из всех его марин и была приобретена Николаем I.

4. «Маха обнажённая». Франциско Гойя, 1797-1800 гг.

Картина испанского художника Франсиско Гойи, написанная около 1797-1800 годов. Составляет пару с картиной «Маха одетая» (La maja vestida). На картинах изображена маха - испанская горожанка XVIII-XIX веков, один из излюбленных объектов изображения художника. «Маха обнажённая» является одним из ранних произведений западного искусства, изображающих полностью обнаженную женщину без мифологических или отрицательных коннотаций.

5. “Полет влюблённых”. Марк Шагал, 1914-1918 гг.

Работа над картиной «Над городом» началась ещё в 1914, а последние штрихи мастер нанёс только в 1918 году. За это время Белла из возлюбленной превратилась не только в обожаемую супругу, но и мать их дочери Иды, навсегда став главной музой живописца. Союз богатой дочери потомственного ювелира и простого еврейского юноши, чей отец зарабатывал на жизнь, разгружая селёдку, иначе как мезальянсом не назовёшь, но любовь была сильнее, и поборола все условности. Именно эта любовь и окрыляла их, вознося к небесам.

Карина изображает сразу две любви Шагала – Беллу и дорогой сердцу Витебск. Улицы представлены в виде домиков, разделённых высоким тёмным забором. Не сразу зритель заметит козла, пасущегося в левой стороне от центра картины, и простого мужика со спущенными штанами на переднем плане – юморок от живописца, вырывающийся из общего контекста и романтического настроения работы, но в этом весь Шагал…

6. “Лицо войны”. Сальвадор Дали, 1940 год.

Картина испанского художника Сальвадора Дали, написанная в 1940 году.

Картина была создана по дороге в США. Впечатленный трагедией, разыгравшейся в мире, кровожадностью политиков, мастер приступает к работе еще на пароходе. Находится в Музее Бойманса-ван Бёнингена в Роттердаме.

Потеряв всякую надежду на нормальную жизнь в Европе, художник из любимого Парижа уезжает в Америку. Война накрывает Старый Свет и стремится захватить весь оставшийся мир. Мастер еще не знает, что пребывание в Новом Свете на протяжении восьми лет сделают его по-настоящему знаменитым, а его работы – шедеврами мировой живописи.

7. «Крик». Эдвард Мунк, 1893 год

«Крик» (норв. Skrik) - созданная в промежутке между 1893 и 1910 годами серия картин норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка. На них изображена кричащая в отчаянии человеческая фигура на фоне кроваво-красного неба и крайне обобщённого пейзажного фона. В 1895 г. Мунк создал литографию на тот же сюжет.

Красное, огненно горячее небо накрыло холодный фьорд, который, в свою очередь, рождает фантастическую тень, схожую с неким морским чудовищем. Напряжение исказило пространство, линии сломались, цвета не согласуются, перспектива уничтожается.

Многие критики полагают, что сюжет картины – плод больной фантазии психически нездорового человека. Кто-то видит в работе предчувствие экологической катастрофы, кто-то решает вопрос о том, какая именно мумия вдохновила автора на эту работу.

8. «Девушка с жемчужной серёжкой». Ян Вермеер, 1665

Картина «Девушка с жемчужиной серёжкой» (нидер. «Het meisje met de parel») написана около 1665 года. В данное время хранится в музее Маурицхёйс, город Гаага, Нидерланды, и является визитной карточкой музея. Картина, получившая прозвище голландской Моны Лизы, или Моны Лизы Севера, написана в жанре Tronie.

Благодаря фильму Питера Уэббера «Девушка с жемчужиной серёжкой» 2003 года, огромное количество людей, далёких от живописи, узнали о замечательном нидерландском художнике Яне Вермеере, а также о его самой известной картине «Девушка с жемчужиной серёжкой».

9. «Вавилонская башня». Питер Брейгель, 1563 год

Известная картина художника Питера Брейгеля. Художник создал как минимум две картины на этот сюжет.

Картина находится – Музей истории искусств, Вена.

В Библии есть рассказ о том, как жители Вавилона попытались выстроить высокую башню, чтобы добраться до неба, но бог сделал так, что они заговорили на различных языках, перестали понимать друг друга, и башня осталась недостроенной.

10. «Алжирские женщины». Пабло Пикассо, 1955 год

«Алжирские женщины» - серия из 15 полотен, созданная Пикассо в 1954–1955 годах по мотивам живописи Эжена Делакруа; картины различаются по присвоенным художником литерам от А до О. «Версия О» была написана 14 февраля 1955 года; какое-то время она принадлежала известному американскому собирателю искусства XX века Виктору Ганцу.

Картина Пабло Пикассо «Алжирские женщины (версия О)» была продана за $180 млн.

11. «Новая планета». Константин Юон, 1921 год

Русский советский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства. Академик АХ СССР. Народный художник СССР. Лауреат Сталинской премии первой степени. Член ВКП с 1951 года.

Это удивительная, созданная в 1921 году и совсем не характерная для художника-реалиста Юона, картина “Новая планета” – одна из ярких работ, воплотивших образ перемен, которыми во втором десятилетии XX века стала Октябрьская революция. Новый строй, новый лад и новый образ мышления только что зародившегося советского общества. Что ждет теперь человечество? Светлое будущее? Об этом тогда еще не думали, но то, что Советская Россия и весь мир вступает в эпоху перемен очевидно, как и стремительное рождение новой планеты.

12. «Сикстинская Мадонна». Рафаэль Санти, 1754 год

Картина Рафаэля, которая с 1754 года находится в Галерее старых мастеров в Дрездене. Принадлежит к числу общепризнанных вершин Высокого Возрождения.

Огромное по размерам (265 ? 196 см, так обозначен размер картины в каталоге Дрезденской галереи) полотно было создано Рафаэлем для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце по заказу папы Юлия II. Существует гипотеза, что картина была написана в 1512-1513 годах в честь победы над французами, вторгшимися в Ломбардию в ходе Итальянских войн, и последующего включения Пьяченцы в состав Папской области.

13. “Кающаяся Мария Магдалина”. Тициан (Тициано Вечеллио), написанная около 1565 году

Картина, написанная около 1565 года итальянским художником Тицианом Вечеллио. Принадлежит Государственному Эрмитажу в Санкт-Петербурге. Иногда дата создания указывается как «1560-е годы».

Моделью картины стала Джулия Фестина, поразившая художника копной отливающих золотом волос. Готовое полотно сильно впечатлило герцога Гонзага, и он решил заказать его копию. Позже Тициан, меняя фон и позировку женщины, написал еще пару подобных работ.

14. «Мона Лиза». Леонардо Да Винчи, 1503-1505 гг.

Портрет госпожи Лизы дель Джокондо, (итал. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo ) - картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503-1505 года.

Согласно одной из выдвигавшихся версий, «Мона Лиза» - автопортрет художника.

15. “Утро в сосновом лесу”, Шишкин Иван Иванович, 1889 год.

Картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий написал медведей, но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один.

Замысел картины был подсказан Шишкину Савицким, который позже выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медвежат. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах. Животные получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным.

16. «Не ждали». Илья Репин, 1884-1888 гг.

Картина русского художника Ильи Репина (1844-1930), написанная в 1884-1888 годах. Она является частью собрания Государственной Третьяковской галереи.

Картина, показанная на XII передвижной выставке, входит в повествовательный цикл, посвященный судьбе русского революционера-народника.

17. «Бал в Мулен де ла Галетт», Пьер Огюст Ренуар, 1876 год.

Картина, написанная французским художником Пьером Огюстом Ренуаром в 1876 году.

Место где находится картина – Музей д’Орсе. Мулен де ла Галетт это недорогой кабачок на Монмартре, где собирались студенты и трудовая молодежь Парижа.

18. «Звёздная ночь». Винсент Ван Гог, 1889 год.

De sterrennacht - картина нидерландского художника Винсента Ван Гога, написанная в июне 1889 года, с видом предрассветного неба над вымышленным городком из восточного окна жилища художника в Сен-Реми-де-Прованс. С 1941 года хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Считается одной из лучших работ Ван Гога и одним из самых значительных произведений западной живописи.

19. «Сотворение Адама». Микеланджело, 1511 год.

Фреска Микеланджело, написанная около 1511 года. Фреска является четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской капеллы.

«Сотворение Адама» - одна из самых выдающихся композиций росписи Сикстинской капеллы. В бесконечном пространстве летит Бог-Отец, окружённый бескрылыми ангелами, с реющей белой туникой. Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. В образе Бога, по замыслу художника, преобладает не чудесное начало, а гигантская творческая энергия. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. Фактически, перед нами предстаёт не само сотворение человека, а момент, в который тот получает душу, страстное искание божественного, жажду познания.

20. «Поцелуй в звёздном небе». Густав Климт, 1905-1907 гг.

Картина австрийского художника Густава Климта, написанная в 1907-1908 годах. Полотно принадлежит к периоду творчества Климта, названному «золотым», последнее произведение автора в его «золотом периоде».

На скале, на краю цветочной поляны, в золотой ауре, стоят полностью погружённые друг в друга, отгороженные от всего мира влюблённые. Из-за неопределённости места происходящего кажется, что изображённая на картине пара переходит в неподвластное времени и пространству космическое состояние, по ту сторону всех исторических и общественных стереотипов и катаклизмов. Полное уединение и повёрнутое назад лицо мужчины лишь подчеркивают впечатление изоляции и отрешённости по отношению к наблюдателю.

Источник – Википедия, muzei-mira.com, say-hi.me

20 картин, которые должен знать каждый (история живописи) обновлено: 23 ноября, 2016 автором: сайт

Цели:

Образовательная:

  • Дать детям знания о жанре портрета, его признаках и особенностях изображения: одиночный портрет, групповой, автопортрет.
  • Учить правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях.
  • Учить составлять портрет из разных частей лица по собственному выбору и воображению. Обратить внимание на симметричность лица человека и пропорции, на схожесть портрета с натурой.

Коррекционные :

  • Ввести в словарь детей понятия: жанр, портрет, автопортрет, миниатюра, профиль, анфас, фас.
  • учить подбирать прилагательные к существительным, подбирать слова – эпитеты;

Воспитательные :

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость к произведениям живописи;
  • воспитывать эстетические чувства посредством рассматривание репродукций.

Репродукции картин:

  • В.Л. Боровиковский “Дети с барашком”;
  • В.И.Суриков “Портрет Ольги Васильевны Суриковой, дочери художника, в детстве”;
  • В.А.Серова “Дети. Саша и Юра Серовы”, “Портрет композитора Н.А.Римского-Корсакова”, “Портрет художника И.С.Остроухова”, “Портрет художника В.И.Сурикова, “Портрет Николая II ”, “Портрет Мики Морозова”;
  • Н.Н.Ге “Портрет Александра Герцена”, “Портрет Николая Ге внука художника”,
  • И.П.Аргунова “Портрет Екатерины II”, “Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме”,
  • И. Н. Крамского “Портрет Павла Михайловича Третьякова, “Портрет Веры Николаевны Третьяковой”, “Портрет художника И.И. Шишкина, “Портрет певицы Е.А.Лавровской на эстраде”, “Портрет доктора Сергея Сергеевича Боткина”, “Женский портрет”, “Портрет художника Дьяконова”,
  • К.П. Брюллова “Портрет писателя Н.В.Кукольника”,
  • А. П. Антропова “Портрет Шувалова”.

Методические приемы: Беседа, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций с автопортретами, использование художественного слова, сюрпризный момент, индивидуальная работа по ходу занятия, подведение итога.

Предварительная работа:

  • Рассматривание портретов художников.
  • Рассматривание тематического словаря в картинках из серии “Мир человека” на тему: “Части тела”.
  • Рисование простым карандашом портретов.
  • Дидактическая игра “Назови ласково”, “Назови части головы”, “Назови чего у человека по 2” и т.д.

У ребенка всегда есть свой взгляд на искусство, который определяется целой системой образов, представлений, идей, свое понимание искусства. Оно может быть широким или совсем ограниченным – близким к быту, реальной жизни. В любом случае эта система взглядов на красоту принадлежит ребенку и с этим надо считаться, обогащая при этом его представление, развивая образную сторону восприятия произведения искусства, поддерживая интерес к искусству и культуре.

Очень важно, чтобы демонстрируемые дома и в детском саду копии музейных экспонатов дети впоследствии увидели бы в подлинниках.

Рассказ воспитателя о жанре живописи – портрет.

Портрет - жанр живописи, в основе которого лежит изображение конкретного человека с ярко выраженной индивидуальностью.

Портретная живопись - один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве.

Слово портрет означает в переводе с французского языка “воспроизводить черта в черту” изображаемого человека. Портрет всегда рисуется с натуры. Художник выбирает человека, которого хочет изобразить, придает ему красивую позу, иначе говоря, просит позировать. Перед художником стоит сложная задача – передать внешний облик человека, его лицо, фигуру, движение, костюм, обстановку, в которой он находится. Но главная ценность этого жанра в том, что он нам передает не только внешний вид человека, но и его характер, настроение, его внутренний мир, индивидуальность, возраст.

Ознакомление детей с жанром портретной живописи необходимо для формирования, развития и закрепления понимания состояния другого человека.

При ознакомлении с портретом дети имеют возможность почувствовать себя то маленькими детьми, играющими с барашком (В.Л. Боровиковский “Дети с барашком”), то ребенком с любимой игрушкой (В.И.Суриков “Портрет Ольги Васильевны Суриковой, дочери художника, в детстве”), то детьми, любующимися морем (В.А.Серов “Дети. Саша и Юра Серовы”).

Способность поставить себя на место другого, почувствовать его радость, удивление или огорчение, порождает чувство заинтересованности, сопричастности и ответственности. У детей формируется и закрепляется умение понимать окружающих людей, проявляя к ним доброжелательность, стремление к общению, взаимодействию, чуткость и заботливость.

Кроме того, ознакомление с портретной живописью способствует развитию эмоционально-эстетических и художественных чувств детей. Чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче станет работать его воображение, мышление.

Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к исторической и культурной жизни общества, приобретает знания об известных писателях, художниках, музыкантах, ученых, поэтах, общественных деятелях, о профессиях, быте и облике людей разного времени.

В.А.Серов
“Портрет композитора Александра Герцена”

Н.Н.Ге
“Портрет Н.А.Римского-Корсакова”

В.А.Серов
“Портрет художника И. С.Остроухова”

В.А.Серов
“Портрет художника В.И.Сурикова”

В.А.Серов
“Портрет Николая II

И.П.Аргунов
“Портрет Екатерины II”

Н.Н.Крамской
“Деревенский староста”

И.П.Аргунов
“Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме”

Исследования психологов позволяют установить, что портрет как жанр живописи доступен эстетическому восприятию детей уже с 4 лет. В этом возрасте они эмоционально откликаются на выразительный образ портрета (улыбаются, смеются, гладят его и т.д.), проявляют положительный интерес к нему. Увлекаясь общим содержанием портрета, дети в этом возрасте еще не вполне могут объяснить предпочтение выбора того или иного портрета. Однако некоторые средства выразительности уже доступны их пониманию. Так, в определении эмоционального состояния человека в портрете главным для них является общее выражение лица, реже - глаза. Дети в состоянии воспринять и назвать эмоции, изображенные на портрете – “улыбается”, “смеется”, “плачет”.

Дети 5 лет также проявляют положительный интерес к портрету. Эмоционально откликаются на портреты людей, образы которых не только близки их личному опыту, но и известны им из литературы, кино. Детям больше нравятся люди с положительным эмоциональным состоянием, хотя они также сопереживают, сочувствуют грусти, печали. Пятилетний ребенок уже обращает внимание на такие средства выразительности, как, например, рисунок. При определении эмоционального состояния он видит не только лицо и его мимику (движение бровей, выражение глаз, губ), но и позу.

Художники не пишут специально портреты для детей, поэтому подбирать их с целью использования в педагогическом процессе достаточно сложно. Некоторые принципы отбора портретов:

Во-первых, это должны быть произведения высокохудожественные как по содержанию, так и по средствам выразительности.

Во-вторых, художественный образ портрета по содержанию и по форме изображения должен быть доступен пониманию детей, близок уровню их эмоциональных переживаний. В большей степени это положительные эмоциональные состояния человека, хотя к концу среднего дошкольного возраста возможен показ и некоторых отрицательных эмоций (гнев, боль, отчаяние).

В-третьих, следует подбирать портреты разнообразные по типу, средствам и манере изображения.

На первом этапе работы с детьми дошкольного возраста необходимо познакомить их с портретом как жанром живописи, показав его отличие от других жанров (натюрморт, пейзаж). Дети рассматривают портрет - лицо с ярко выраженной экспрессией (например, смеется, радуется, удивляется).

Затем для рассмотрения может быть предложен погрудный портрет, где наряду с эмоциональным состоянием, выраженным на лице (мимика), представлены руки в каком-либо движении, жесте.

На следующем этапе могут быть отобраны портреты, где представлена взаимосвязь выражения лица, жесты рук, позы и где одежда подчеркивает социальную роль человека. Более сложным этапом будет ознакомление детей с портретом, где окружающая среда привносит определенное дополнение к образу, способствует более глубокому пониманию его идеи.

Картины И. Н. Крамского

Для детей дошкольного возраста наиболее подходящими для гармоничного восприятия живописи являются женский и мужской портрет.

И.Н.Крамской
“Женский портрет”

И.Н.Крамской
“Портрет доктора Сергея Сергеевича Боткина”

Также необходимо рассмотреть разновозрастной портрет (детский, юношеский, взрослый и пожилой человек).

В средней группе дети впервые знакомятся с портретом как с жанром живописи. Основными задачами педагога в этом процессе являются:

  • Вызвать у детей интерес к портрету, желание его внимательно рассматривать; выражать свои переживания и ощущения.

Знакомство с портретной живописью в данной группе следует начинать, когда дети уже имеют некоторые представления о живописи и таких ее жанрах, как натюрморт и пейзаж. Обычно это вторая половина года.

Портрет - сложный жанр живописи. Понимание его требует от детей определенного социального опыта, знаний как о самом человеке, так и об изобразительном искусстве, его языке, способах создания художественных образов. Поэтому требуется длительная работа с детьми, содержание которой будет включать два направления. Первое - это формирование представлений о человеке, его чувствах и эмоциях, нравственном отношении ко многим явлениям жизни. Второе направление - постепенное формирование у детей понимания языка живописного образа портрета. Первое направление будет осуществляться на разных занятиях, в играх, быту, повседневной деятельности. Второе - на занятиях по ознакомлению с портретом и в художественной деятельности.

В повседневной жизни воспитатель развивает у детей внимание, наблюдательность. Например, в группу вошла Катя, у неё новая прическа. Она в хорошем настроении, смеется, радостная. Воспитатель говорит детям: “Ах, какая Катя сегодня веселая, радостная, она прямо вся светится! И прическа у нее красивая!” Или обращает внимание детей на Аню: “Посмотрите на Аню, она чем-то недовольна. Поглядите на поникшие плечи и голову, а лицо, какое грустное: брови уголками подняты, а кончики губ опущены. Давайте, скорее, подойдем к ней и спросим, чем мы можем ей помочь!”

Воспитатель постоянно обращает внимание ребят и на эмоциональное состояние взрослых - родителей, воспитателей, помощников воспитателя.

Детей следует учить понимать язык жестов, мимику лица, экспрессию поз. Хороший воспитатель зачастую вместо потока слов использует жест, мимику. Это приучает детей время от времени поглядывать на взрослого, его реакцию на их поступки, развивает внимательность и наблюдательность.

Так, вместо слова “нельзя” можно погрозить пальцем, покачать головой, развести руки (“Ну и ну!”). “Иди сюда!” - пригласить рукой. “Помолчи!” - палец к губам. Одобрительные жесты: поглаживание, аплодисменты. Следует показать детям и другие жесты, рассказав, что они выражают (огорчение, обиду, испуг, задумчивость и т.д.). Можно провести специальные занятия: “Когда нам весело, когда - грустно”, “Что значит?“испуганный”, “удивленный”?”, “Угадай, что я говорю” (использование мимики и пантомимики). Цель таких занятий - подведение детей к пониманию эмоциональных состояний человека и их внешнему выражению.

Хорошо использовать имитационно-образные игры, игры-драматизации, в которых дети упражняются в характерных жестах, позах, мимике.

Очень нравятся детям игры, в которых требуется угадать, понять жест, движение, позу. Например, игры “Где мы были мы не скажем, а что делали - покажем”, “Расскажите без слов”, “Угадай, кто что делает”.

Познакомив детей с отдельными портретами, желательно организовать в группе выставку с уже известными для детей работами художников, а затем пойти с ними в музей.

Слово “музей” в Древней Греции означало дом, посвященный богиням, покровительницам поэзии, искусства и наук. И сегодня “музей” - тоже дом, где хранятся выдающиеся произведения творческого гения художников, скульпторов – памятники истории и культуры.

Посещение музея – событие в жизни ребенка. Непосредственное знакомство с коллекциями художественных музеев оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей, а это неоценимо в формировании творческой личности.

Первые впечатления – самые сильные и глубокие, поэтому так необходима тщательная подготовка к экскурсии в музей – настоящему празднику для ребенка и взрослого. От взрослого во многом зависит, захочет ли ребенок приходить сюда снова и снова. Не нужно заставлять его запоминать названия картин и фамилии художников. Разумеется, обращать на это внимание нужно – с должным уважением и восхищением. Ребенок постепенно научится вспоминать и узнавать. Но главным для него останется ощущение прекрасного, удивление и радости.

Живопись в детском саду.

В детском саду дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образы народного искусства и мастеров, педагог воспитывает интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.Восприятие искусства развивается постепенно, поэтому к произведениям, предназначенным для дошкольников, предъявляется ряд требований. Рисунок должен быть отчетливым, передавать ярко и выразительно наиболее характерные признаки предмета - форму, цвет, относительную величину частей, положение в пространстве. В сюжетной картине или скульптуре должен быть ясно очерчен, охарактеризован каждый образ, чтобы детям по тем или иным признакам было понятно, кто изображен, что он делает, где и когда происходит действие. Существенное значение для понимания произведения имеет композиция. Четкое выделение основного, главного (либо расположением персонажей, либо цветом) облегчает восприятие целого и понимание изображенного. Наиболее доступны детям дошкольного возраста картины советских художников на темы, отражающие быт детей: Т. Яблонская. «Весна», М. Божий. «Таня, не моргай!», А. Дейнека. «Будущие летчики», И. Шевандронова. «В сельской библиотеке», A. Ткачев, С. Ткачев. «Детвора». Доступны для восприятия детей некоторые пейзажи советских художников К. Юона, В. Бялыницкого-Бирули, Г. Нисского, B. Мешкова. Картины К. Юона «Зимний день», «Конец зимы», «Волшебница-зима» изображают русскую зиму с ее переливчатыми снегами, голубыми далями, тенистым кружевом ветвей. Широко представлены в детских садах произведения русского реалистического искусства прошлого: И. Шишкин. «Утро в сосновом бору», «Корабельная роща», «Рожь»; пейзажи И. Левитана «Март», «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Березовая роща»; морские пейзажи И. Айвазовского; картины В. Васнецова «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке». Для старших дошкольников доступны и некоторые произведения портретной живописи: И. Репин. «Стрекоза», В. Серов. «Мика Морозов», В. Тропинин. «Портрет сына художника». Богатые возможности для развития эстетического восприятия представляет натюрморт. В этом жанре изображение предметов привлекает ребенка, прежде всего своими выразительными средствами - цветом, формой. Доступны для восприятия натюрморты И. Машкова «Рябинка», «Фрукты», «Малинка», А. Куприна «Букет полевых цветов» и др. Таким образом, детей дошкольного возраста знакомят с разными видами изобразительного искусства. Это высокохудожественные произведения, богатые по идейному содержанию и совершенные по художественной форме, доступные для ребенка, как по содержанию, так и по средствам выразительности. Предлагаем картотеку рассматривания картин в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста. По теме: Изучаем живопись»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, давайте встанем в круг друзей и поздороваемся друг с другом.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты –мой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Здравствуйте.

Воспитатель: Я очень рада видеть вас.

Ребята, мы с вами живём в замечательной, красивой стране. Как она называется? (Россия.)

А кто же делает нашу страну красивой, могущественной, известной? (Люди.)

Во всех городах и сёлах страны трудятся люди. От их труда людей разных профессий зависит, будет ли наша страна сильной, красивой и богатой.

Мы с вами знаем много профессий, давайте их вспомним. (Демонстрируются слайды, а дети называют профессии людей.)

А сегодня я познакомлю вас ещё с одной профессией, которая доставляет всем нам удовольствие, учит видеть красоту, создает настроение, помогает узнать об истории страны и мира.

Отгадайте, о какой профессии пойдёт речь:

У него есть карандаш, разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть и бумаги плотный лист,

А ещё мольберт-треножник,

Потому что он… (художник).

Воспитатель: Молодцы! Что вы знаете о труде художника?

Что должен любить и уметь художник? (Хорошо рисовать, он занимается изобразительным искусством.)

Что он создаёт? (Картины.)

Что может изображать художник на своих картинах? (Природу, человека, его черты лица, настроение, животных, героев сказок.)

Какие материалы нужны художнику для работы? (Краски, кисти, пастель, карандаши, сангина, уголь, палитра, бумага, холсты, мольберты.)

Чтобы увидеть вокруг себя интересное, необычное, каким должен быть художник? (Наблюдательным, внимательным, трудолюбивым, обладать хорошей памятью.)

Воспитатель: Стать настоящим художником совсем непросто. Для этого нужно долго и упорно трудиться, развивать память, воображение, наблюдательность, изучать творчество великих художников. А ещё у художника должен быть талант.

Воспитатель: сейчас я приглашаю вас в музей живописи. В музее люди всегда спокойны и внимательны, умеют слушать собеседника.

Когда войдём в музей искусства,

Откроем тайну красоты.

Слилось в нём всё: и мысль, и чувство,

Талант, художник, чудо, ты.

Проходите, пожалуйста, к первой картине.

Что вы видите на картине? (Ответы детей.)

А как это всё назвать одним словом? (Природа.)

Если на картине изображена природа, то такой жанр живописи называется пейзаж, а художник, который рисует пейзажи – называется пейзажист. Давайте повторим – пейзажист.

Ребята, как вы думаете, какая погода изображена на пейзаже?

А какое настроение у вас вызывает дождливая погода?

Почему хорошо, что идёт дождь? (Смывается пыль, растения получают влагу и не погибают, реки наполняются водой, землю насыщается влагой для того, чтобы всё хорошо росло.)

Почему плохо, когда идёт дождь? (Нельзя гулять, можно простудиться, может быть наводнение.)

Воспитатель: вы отметили, что художник должен быть наблюдательным. Давайте поиграем и узнаем, какие вы наблюдательные.

Игра с карточками «Какого цвета лес?»

Что в лесу бывает красного цвета? Листья осенью, мухомор, божья коровка, ягоды).

Жёлтого (листья, одуванчики, солнце).

Коричневого (грибы, листья, кора, жёлуди).

Оранжевого листья, лиса, белка, грибы).

Воспитатель: Умницы! Я приглашаю вас пройти к следующей картине. Что изображено на этой картине? Если на картине изображены неживые предметы: цветы, фрукты, овощи, посуда – это натюрморт. Чтобы лучше запомнить, что художник изображает, когда создаёт натюрморт, мы поиграем в игру «Назови слово». Я назову обобщающее слово, а вы то, что к нему относится.

Игра «Назови слово» (с мячом)

Воспитатель: Здорово. А сейчас мы переходим к следующей картине. Может быть кто-то знает, к какому жанру относится эта картина. Правильно, это портрет. Если пейзажист рисует пейзажи, то как называется художник, рисующий портрет? Портретист. Он рисует лицо человека или во весь, передаёт черты лица, его характер, настроение. Художники-портретисты очень внимательны и очень хорошо понимают и чувствуют людей.

Как вы думаете, у людей всегда одинаковое настроение?

Я предлагаю вам собрать картинки и сказать, какое настроение у вашего героя.

Игра «Собери клоуна»

Воспитатель: Я прошу вас подойти к следующим экспонатам. Здесь книги (закрытые). А как вы думаете, художники участвуют в создании книг? Как? Правильно, они рисуют картинки к произведениям, или правильнее сказать – иллюстрации. И художник, оформляющий книги, называется художник – иллюстратор. Это иллюстрации известного иллюстратора сказок Евгения Рачёва, я знаю, что вы знакомились с его творчеством. Кого он рисовал? Животных. А животные у него какие? Они в одежде, похожи на человека.

Мы сейчас с вами будем превращаться в животных. Один из вас отвернётся, а потом угадает, какое животное мы изобразим.

Психоэтюд «Угадай, кто мы?» (Звучит песня из мультфильма «Пластилиновая ворона.)

Воспитатель: Я прошу вас подойти к следующей картине. Что вы на ней изображено? Море. Вы, наверное, все были на море. Вспомните, каким был пляж?

Если он был из песка, значит он какой? (песчаный).

А если он был покрыт галькой? Значит он какой … галечный.

А вода в море какая? (синяя, тёплая, солёная и т.д.).

Если воду из реки мы называем речной, то из моря – морской.

Дно моря – как скажем по-другому? –морское дно.

Камни на берегу моря какие? – морские.

А берег моря – морской берег.

Умнички .

Воспитатель: Я тоже была на море и привезла камни. (Показать.) Это какие камни? Правильно. Морские. И я приглашаю вас в нашу творческую лабораторию, в которой познакомимся с трудом художника-дизайнера. Художник-дизайнер украшает квартиры, парки, одежду, оформляет клумбы. Почему дизайнер художник, потому что он сначала рисует то, что хочет создать, потом подбирает необходимый материал, а только потом приступает к оформлению Вот сейчас каждый из вас украсит свой камень, а потом мы все вместе оформим клумбу. Я приготовила наклейки, которыми вы украсите свои камни. Пожалуйста, подходите к своим рабочим местам и фантазируйте, создавайте своё произведение. (Звучит музыка на фоне шума моря.)

А теперь давайте оформим свою альпийскую горку – так называют клумбу, которую оформляют камнями.

Вот как здорово всё получилось.

С какой профессией мы сегодня познакомились?

Давайте ещё раз скажем:

Художник, рисующий пейзаж –это пейзажист, портрет – портретист, иллюстрации к книгам – иллюстратор.

А какими художниками были мы? - дизайнерами.

Каким должен быть художник?

Многих великих русских художников знает весь мир, они своим трудом прославили Россию.

Вы сегодня все молодцы. Давайте похлопаем друг другу.

Наша экскурсия в музей закончилось. Я хочу подарить каждому из вас по одной репродукции картины великих русских художников. Дома вы попросите родителей, чтобы они рассказали вам об авторе картины, а вы потом расскажите своим товарищам о картине и её авторе. А все вместе мы создадим в группе альбом репродукций.

Задачи :

Образовательные :

Познакомить детей с профессией художника, дать детям представления о художнике-пейзажисте, портретисте, маренисте, дизайнере;

Закрепить знания о профессиях;

Учить составлять узор на камнях;

Совершенствовать разговорную речь,

Учить согласовывать слова в роде, числе и падеже;

Закрепить навыки словообразования;

Упражнять в умении называть слова по обобщающему слову.

Развивающие :

Развивать произвольное внимание;

Развивать мышление, внимание, память, воображение, творческую фантазию;

Формировать умение осознанно выполнять трудовые и игровые действия;

Развивать эмоциональную сферу детей.

Воспитательные :

Воспитывать уважение к людям разных профессий;

Формировать чувство гордости за успехи соотечественников, свою страну;

Воспитывать будущих граждан России, стремящихся не только любить свою Родину, но и вносить посильный вклад в общее дело на благо своей страны;

Воспитывать этические нормы поведения в общественных местах, правила этикета;

Формировать дружеские чувства, умение радоваться успеху других.

Оборудование:

Репродукции картин И.Левитана «Золотая осень», И.Хруцкого «Цветы и плоды», И.Глазунова «Ваня. Портрет сына», И.Айвазовского «Чёрное море». Иллюстрация Е.Рачёва к сказке «Маша и медведь», книги сказок с иллюстрациями Е.Рачёва.

Карточки красного, коричневого, жёлтого, оранжевого цвета, магниты, прищепки, наклейки для детского творчества, указка, бейджики, морские камни;

Игра «Клоун эмоции»;

5 мольбертов;

Репродукции русских художников для подарков детям в формате А-4;

Макет клумбы;

Музыкальный центр;

Презентация «Все профессии важны, все профессии нужны»;

Ноутбук;

Мультимедийная установка;

Аудиозаписи из серии «малыш и природа» «Шум моря» и песня из мультфильма «Пластилиновая ворона».

Анализ занятия.

Тема выбрана в соответствии с перспективным планом воспитателей данной группы по разделу «Формирование целостной картины мира». В ноябре воспитатели знакомят дошкольников с железнодорожным транспортом и профессией художника. Я выбрала «Ознакомление с профессией художника».

Перед собой ставила следующие задачи: (зачитать)

Образовательные задачи решала, прежде всего, с опорой на имеющиеся у детей знания. через беседу о знакомых профессиях, новой профессии художника, рассматривание иллюстраций.

Речь совершенствовала в ходе всего занятия.

Умение называть слова по обобщению в игре «Назови слово по обобщению».

Согласование слов закрепила в играх «Подбери слово» - (вода какая?), –словообразование в игре «Скажи по другому» (камни морские, дно морское, берег морской, вода морская, берег песчаный).

Дети были активны, эмоциональны, продемонстрировали уже имеющиеся знания.

Сказать что удалось, что нет.

Развивающие задачи решались в играх

- «Что в лесу такого цвета» - наблюдательность, память, внимание.

Эмоциональная сфера развивалась при рассматривании картин, игре «Узнай животное», «Назови эмоцию».

Способность делать простые умозаключения через игру «Чем хорошо, чем плохо».

Умение трудиться и составлять коллективную работу при оформлении камней и общей клумбы.

Дети играли с удовольствием, участвовали все. (что не удалось).

Воспитательные задачи пыталась решать в ходе всего занятия, в частности в беседе о том, что люди прославляют своим успешным трудом страну, что всякий труд достоин уважения, о том, как нужно вести себя в общественных местах, при рассматривании результатов труда каждого и общего дела.

В течение всего занятия дети были увлечены, слушали друг друга, отвечали с большим желанием, работали с интересом.

На мой взгляд занятие получилось насыщенным, эмоциональным, а главное понравилось детям.

Подарок детям – репродукции предполагает зону ближайшего развития и привлечения родителей к совместной деятельности детей и педагогов, так как новые требования к образовательной деятельности, реализации Образовательной программы предполагают самое активное участие родителей в деле воспитания и образования дошкольников.