Знания – это и есть жизнь! Без необходимых знаний выжить нигде невозможно. Кто и почему скрывает от людей истинные знания и превращает явное в тайное, а законы природы в ее загадки и аномальные явления? Почему обладая знаниями не понять суть

«Опыт есть знание единичного, а искусство – знание общего…знание и понимание относятся больше к искусству, чем к опыту, и считаем владеющих каким-то искусством более мудрым, чем имеющих опыт, ибо мудрость у каждого больше зависит от знания, и это потому, что первые знают причину, а вторые нет…имеющие опыт знают «что», но не знают «почему»; владеющие же искусством знают «почему», то есть знают причину…Таким образом, наставники более мудры не благодаря умению действовать, а потому, что они обладают отвлеченным знанием и знают причины…искусство в большей мере знание, нежели опыт, ибо владеющие искусством способны научить, а имеющие опыт не способны».

2.2. Какие оценки Аристотель давал общепринятым представлениям о мудрости?

Аристотель говорил, что «мудрость есть наука об определенных причинах и началах». Он выделял следующие мнения о мудрости:

    «мудрый, насколько это возможно, знает всё, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности»,

    «мудрым считаем того, кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека»,

    «более мудр тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин»,

    «из наук в большей мере мудрость та, которая желательна ради нее самой и для познания, нежели та, которая желательна ради извлекаемой из нее пользы»,

    «из наук в большей мере мудрость та, которая главенствует, - в большей мере, чем вспомогательная, ибо мудрому надлежит не получать наставления, а наставлять, и не он должен повиноваться другому, а ему – тот, кто менее мудр…».

2.3. Какой тип знания Аристотель относил к сфере мудрости?

Все знания Аристотель делит на 3 типа, 3 группы: знание практическое, творческое и теоретическое.

    Практическое знание включает в себя этику, экономику и политику, т. е. оно подразумевает умение действовать, жить в этом мире. Этика – умение обращаться с ближним.

    Знание ремесленника – это уже творческое знание.

    Теория – созерцательное знание, не имеющее никакой жизненной ценности, но в этом и парадокс, что для истинного философа теоретическое знание имеет большую ценность, поскольку оно является знанием свободного человека. Оно наиболее ценно, так как оно свободно, ведь практическое и творческое знания существуют для какой-либо цели. А теоретическое знание – ради самого знания, поэтому оно наиболее высшее, ценное, свободное. Данный тип знания можно отнести к сфере мудрости.

2.4. Почему «знание ради пользы» не ведет к мудрости?

Аристотель считал, что «знание ради пользы» не ведет к мудрости, поскольку люди стали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то есть к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-либо пользы.

2.5. Какой состояние человека открывает путь познания?

Аристотель говорил, что воспринимание чувствами свойственно всем, а потому это легко и ничего мудрого в этом нет. Труднее всего для человека познать наиболее общее, так как оно дальше всего от чувственных восприятий. То есть когда человек воспринимает всё через чувства, он это «всё» и познает.

Для тех, кто часто совершает покупки в интернете, один из наилучших вариантов экономии и сокращения затрат – кэшбэк-сервис. Его использование позволяет покупателю возвращать часть потраченных средств. Используя лучший кэшбэк-сервис Cashback24, Вы получаете самые выгодные условия. Покупатель, использующий данный сервис, всегда остается в плюсе. Еще больше преимуществ можно получить благодаря бесплатным промокодам на скидку. Это отличный весьма выгодный способ дополнительной экономии денег. Просто введите код при оплате товаров и получите большую скидку.

Наш сервис является лучшим в своем роде благодаря наличию множества существенных преимуществ. Наши пользователи получают всегда высокий процент возвращаемых средств, объем возврата может достигать 10% от общей суммы. Мы предоставляем возможность выбора среди широкого ассортимента предложений – можно покупать в более чем восьмистах популярных магазинах. Вывод возвращенных денег осуществляется легко, стабильно и быстро удобным способом. Подтверждением качества предоставляемых нами услуг являются более ста тысяч довольных клиентов, регулярно использующих наш сервис.

Получай двойную скидку, кэшбэк + промокод!

Мы даем своим пользователям уникальную возможность сэкономить на покупках вдвойне, предоставляя двойной кэшбэк, значительно увеличивающий процент сэкономленных денег. При сочетании денежного возврата и промокода Вы не только вернете часть стоимости покупки, но и получите крупную скидку. Такое сочетание дает максимальную выгоду, позволяя экономить сразу, не дожидаясь начисления кэшбэка при помощи скидки по промокоду. При этом Вы также получаете процент от цены покупки, не лишаясь выгоды.

Условия очень просты. Для того, чтобы воспользоваться услугой нужно быть зарегистрированным пользователем. Войдите в свой аккаунт и перейдите в выбранный магазин. Определившись с выбором товара, оплатите его обычным образом. После оплаты Вами товара магазин начисляет нам комиссию, и мы переводим кэшбэк на Ваш счет. Конкретная сумма кэшбэка зависит от выбранного Вами магазина, поставленных им условий, общей стоимости Вашей покупки.

К чему бы вы хотели стремиться – к знанию или пониманию? Многие люди не видят разницы в этих двух понятиях, однако она порой бывает достаточно очевидной. К примеру, вспомните те ситуации, когда вы читали какую-то книгу, а потом со временем забывали, о чем она была написана. Вспомните ситуации, когда вы не забывали, о чем была написана статья в февральском номере вашего любимого журнала или о чем был фильм. В первом случае вы получили знания, а во втором – понимание.

Система образования устроена так, что она дает детям знания, но не учит понимать эти знания. Вот почему многие знания, которые были получены вами в школьные годы, быстро забылись, вызвав лишь недоумение: «А куда же они подевались?».

Знать и понимать – разные вещи. Можно знать, не понимая. Но невозможно понимать, не зная. Понимание – конечный результат, когда знания превращаются в глубокие и твердые выводы, становящиеся частью его разума. Знать – иметь поверхностную информацию о чем-либо. Знающий человек оперирует теми понятиями, которые были ему даны, а понимающий - руководствуется собственными суждениями. Естественно, что знания со временем могут забываться, а выводы, сделанные на основе понимания человеком информации, остаются на всю жизнь.

Более того, было замечено, что пока человек не испробует данные ему знания на практике, они будут лишней информацией в его памяти. Вот почему необходимо не просто что-то изучать, но и использовать полученную информацию в жизни, после чего анализировать, размышлять и делать собственные суждения относительно того, что вы получили в реальной жизни.

Систематизация и связи

Основания философии

Очевидно, знания называют тайными не потому что их нельзя рассказывать. И не потому что их невозможно понять. Тому кто разобрался в языке символов, теоретически это возможно. Причина гораздо глубже. Я пытался объяснить ее своему другу, но ни как не находил нужных слов. А, я понял - вдруг сказал он, и рассказал мне современную притчу. Она, аллегорически, но очень просто и точно определяет суть проблемы.

"Два ковбоя зашли в салон и заказали по рюмке виски. Вдруг, Вжиик, мимо что-то промелькнуло. Что это было - спросил Бил. Это неуловимый Джон - ответил Сем. И что его никто не может поймать. Нет - сказал Сем, он просто никому не нужен".

Шри Ауробиндо эту проблему сформулировал так: "Могучий дух всегда стоит одиноко, ибо тщетны его попытки себе подобных создать", и дал ответ почему: " Тот кто выбирает Бога, уже избран Богом".

Какое существует условие для получения доступа к высшим знаниям. Каждый педагог знает что переучивать гораздо труднее чем учить. Это связанно стем что возникает вера в непогрешимость наших знаний. А вера это страшная сила и сломить ее очень не просто. Материалисты это ортодоксальные верующие, никто не знает что такое материя, но все слепо верят в нее.

Поэтому главное условие - во всем усомнится. Как сказал мудрый грек "Я знаю, что ничего не знаю". Только в таком состоянии можно начинать приобретать знания с чистого листа. Все гуру требуют от ученика иметь ум как у ребенка. Ребенок ничего не знает и полностью доверяет своему учителю. У него нет старой веры, которая и является основной преградой для истинных знаний.

Мы верим своим глазам и самое трудное в этом усомнится. Мы даже не допускаем гипотезу что это может быть иллюзией.

Виталий Андрияш, 17 Март, 2016 - 10:33

Комментарии


То ли потому, что они никому не нужны…?
То ли потому, что они понятны только тому, чьи они…?
То ли потому, что не соблюдено условие их получения…?

Виталий , а приведите пример какого-нибудь древнего тайного знания (в смысле какое-нибудь содержательное утверждение).

Да и интересно, а не древние знания могут быть тайными? Если да, то неужели их таинственность не такая какая у древних?

Природа нашего ума такова что мы с радостью принимаем любое знание соответствующее нашей вере во что либо, будь то философские, научные или религиозные доктрины. И отбрасываем как не нужное, все то, что не не вписывается в систему тех знаний в истинность которых мы верим.

Теперь привожу конкретные примеры: Согласно Ведической традиции материя это психологический феномен заключающийся в том, что происходящее внутри нашего сознания мы воспринимаем как внешний мир. Или восприятие непрерывности течения времени - это иллюзия возникшая в сознании на основе последовательных статичных содержаний сознания, прекрасно смоделированная инженерами при создании кинематографа.

Древние или современные тайные знания, это все относительно. Просто законы эволюции сознания таковы, что в древности они были более легко доступны чем ныне. Это связано стем что на данном этапе эволюции сознания основная цель заключается в развитии и совершенствовании интеллекта на основе представлений о материальном мире. Эти знания получили название Авидья. Древние знания называют Видьей. Божественная цель заключается в том, что-бы овладеть и тем и другим.

Это тайные слова, которые сказал Иисус живой и которые записал Дидим Иуда Фома. И он сказал: Тот, кто обретает истолкование этих слов, не вкусит смерти.

В эпитете «тайные» (введение), возможно, заложен тот же смысл, что и в изречении 5. Слова остаются тайными , сокрытыми до тех пор, пока сам человек не истолкует их 6, пока он не овладеет путем познания. (Трофимова И)

Как можно привести пример тайного знания? На то они и тайные, что остались закрытыми для непосвящённых. :) Вот и как тогда определить, что они действительно знания, а не что попало, если они неизвестны никому?
Это derusу был ответ. Не туда попал.

Ren , Ваш ход может быть тут неуместен, т.к. первое, с чего начинается исходный пост автора:
«Очевидно, знания называют тайными не потому что их нельзя рассказывать. И не потому что их невозможно понять.»
Т.е. вроде как не "закрытость " их делает тайными... А что? (В том-то и был смысл моего поста автору, мол, а в чем их тайность собственно заключается-то?)
С ув. D

(Но более пока сейчас ничего написать тут не могу… занят)

Рен, вы вероятно не внимательно читали мой пост, поэтому не поняли в чем коренится тайна. Для вас тайна это что-то надежно спрятанное в недоступном для не посвященных месте. Но есть такое правило, если хочешь что-то надежно спрятать, положи это на самом видном месте.

Поэтому каббалисты утверждают - все тайны мира спрятаны в вещах очевидных. Когда вы усомнитесь в очах своих, и зададитесь вопросом - а что-же в действительности я вижу, тогда тайны начнут сами открываться вам.

Ну, да. Вы правы. Дело не в том, что они спрятаны. Это я так неудачно шучу. На самом деле я понимаю суть вашей темы: любой настолько верит в свои представления, которые сформированы у него (обществом ли, семьёй ли и т. д.), что глух к другим источникам знаний, и древних знаний, не считая их за истину, и даже не интересуясь ими. Как-то так.
Но, дело в том, что меня давно раздражают высказывания типа "древние знания", "древние мудрые" и тому подобные. А почему они именно "знания", а не "древние заблуждения" и не "древняя фантастика"? То есть, чтобы получить гордый статус знаний, они должны быть проверены и как-то подтверждены. Иначе любую секту можно назвать носителем знания, как они о себе мнят. Они и любят ссылаться на "древних". Древность не признак истинности суждений.

Рен, специфика древних знаний заключается в том что они не просто что-то утверждают. Прежде всего это технологии трансформации сознания. Они утверждают, сделай то или это и вы убедитесь, что мир выглядит по другому. Те знания которые нам дают, это вехи на пути эволюции сознания, они нужны идущему, что-бы не сбиться с пути. Поэтому все древние настаивают на том что только опыт позволяет нам обладать знаниями в которых невозможно усомнится.

Это специфика не только древних , но и всех в мире знаний. Поскольку ЛЮБОЕ знание есть следствие познания, т.е. процесса, процедуры, гносеологической технологии, постольку продуцирование и овладение любым знанием требует освоения этой процедуры, а следовательно, и трансформации сознания . Например, чтобы овладеть знаниями дифференциального и интегрального исчисления, необходимо трансформировать свое сознание так, чтобы понимать бесконечно малые данности и бесконечно большие суммирования, математический анализ и прочее. Уверяю Вас, Вы никогда не поймете сонеты Шекспира, не трансформируя свое сознание в духе раннего романтизма.

Виталий, Вы снова претенциозно педалируете гносеологическую ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ избранных Вами знаний, в то время как все знания технологически равноправны.

А если выйти за пределы одной философской системы (хоть Аристотеля, хоть В-физика) и посмотреть на историю философии в целом, то обнаружим, что философское сознание не только эволюционирует от века к веку, но и РАЗВИВАЕТСЯ .
Развивается и технология (процедуры, методы, формы), и ее продукты (содержания, смыслы, знания).

Честно говоря, так и осталось непонятным, почему же древние знания называют тайными?
То ли потому, что они никому не нужны…?
То ли потому, что они понятны только тому, чьи они…?
То ли потому, что не соблюдено условие их получения…?

Уж слишком много «то ли » в одном вопросе, когда ответ в задаче правильный один бывает, а остальные все ответы лишь подгонка под правильный ответ.

То ли потому, что они понятны только тому, чьи они…?

Понятны знания тому, кто их писал или же тот кто схему (телевизор, видеомагнитофон) составлял тому понятна схема без вопросов.

приведите пример какого-нибудь древнего тайного знания (в смысле какое-нибудь содержательное утверждение).

следует продолжить тему, и во второй части дать ключ к тайным знания.

Представьте только, вы ключом открыли сейф (с секретным кодом). А там внутри лежали свитки (лист писчего материала из папируса, пергамента или бумаги), истлевших рукописей древних знаний, что были тайными когда-то. Понять уже нельзя, что там написано, поскольку время рукопись не пощадило, разрушило до основания папирус рукописи древних знаний. Всему есть свое время. Вот так и знания, они нужны, когда на них есть спрос, когда их можно применить, когда они приносят пользу и от них есть толк какой то, а не просто как набор заумных символов и знаков, что абсолютно ни о чём ни говорят, поскольку ВРЕМЯ изменило всё вокруг.

Вы ошибаетесь, тут речь идет об интуиции, а не об уме. И кровь и тело, это не мыслеформы, а метафоры.

И кровь и тело, это не мыслеформы, а метафоры.

Ну да, аллегории. Духовные знания часто выражены аллегориями, метафорами, загадками, притчами, сказками, в пословицах.

Ребро адама, древо познания добра и зла, эдем, херувим с мечом, гадкий утенок, соловей-разбойник, царевна-лягушка - все это аллегории.

Каждый человек приходит в это мир через рождение, и буквально с первого мгновения на него обрушивается огромный поток информации , поступающий через органы чувств, которую ребёнок начинает впитывать как губка, осваивая этот мир и адаптируясь в нём. Он растёт, учится, взрослеет, приобретает знания, опыт, и всё это происходит сначала в семье, в кругу родных и друзей, затем продолжается в школе, в трудовом коллективе и т.д. Человек познаёт этот мир и развивается, осваивая знания , накопленные предыдущими поколениями, а также открывает новые для себя знания, в процессе своей деятельности. При этом новые приобретённые знания и опыт человека становятся достоянием социума, в котором он живёт, и ими в свою очередь, могут воспользоваться другие люди для своего развития.

В зависимости от качества и количества приобретённых знаний, а также от окружения, в котором человек находится, у него формируется определённое представление о том, как устроен этот мир, и какое место он сам занимает в нём, т.е. формируется определённое мировоззрение . Прежде чем продолжить, необходимо в самом начале определиться с терминами, для того, чтобы одинаково понимать смысл и суть обсуждаемых вопросов. Итак, для ответа на вопросы: что такое информация и что такое знание , лучше всего подойдут определения академика Н.В. Левашова :

«Информация – это сообщение, полученное нами через органы чувств о происходящем вокруг и внутри нас. Знание есть ни что иное, как осмысленная и понятая нами информация о происходящем вокруг и внутри нас».

При этом нужно иметь в виду, что информация, на основе которой формируются знания, может быть правдивой, а может быть и ложной, следовательно, и знания могут быть как истинными, так и ложными.

В свою очередь, истина – это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта. Например: утверждение «Земля вертится» – истина, и она не зависит оттого, что по этому поводу думает человек. Глубина понимания истины зависит от уровня эволюционного развития человека.

При изучении мировоззрения можно выделить три ступени последовательного мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание».

Кстати, человек как раз и отличается от животных тем, что он может контролировать свои эмоции , способен ставить перед собой вопросы, а потом искать и находить на них ответы, развивая свой мозг, своё мышление, приобретая знания, с помощью которых можно познавать окружающий мир, идти по пути развития, а этот путь рано или поздно, при наличии желания и воли, приводит к истине.

Реальные знания – это сила , обладая которой можно изменить мир к лучшему, не разрушая себя и природу. В противном случае, человек, не интересующийся знаниями и игнорирующий их, становится невежественным, которым очень легко управлять, навешивая «лапшу» на уши, (давая ложные знания) и делать с ним всё, что хочется. Такой человек, понимает он это или нет, в лучшем случае, останавливается в своём развитии, а в худшем – идёт по пути деградации и опускается на уровень животного.

А вот теперь обсудим вопрос: какие знания имеют приоритет (и имеют ли) перед другими знаниями для развития и формирования на основе этих знаний определённого мировоззрения, как у отдельного человека, так и у социума в целом, ведь знания знаниям рознь?

Например, знание приготовления еды – важны, т.к. от этого зависит здоровье одного или нескольких человек. А вот, например знание законов человека, и на их основе создание технологий управления, позволяет манипулировать одновременно сознанием огромного количества людей, при этом люди даже не догадаются, что ими кто-то управляет помимо их воли. Поэтому знания, которые относятся к различным сферам жизни, можно расположить в порядке убывания значимости этих знаний для сфер человеческой жизнедеятельности, а от качества этих знаний зависит формирование мировоззрения, основанного на ложной или реальной информации. В первом случае это деградация , во втором – развитие .

Знания об устройстве мира

Религиозная точка зрения на то, как устроен мир, очень простая: всё превсё на свете сотворил Бог, а все люди – это «рабы Божьи» (это в равной мере относится к ведущим религиозным учениям: иудаизму, исламу и христианству, имеющим одни корни, а также к различным эзотерическим учениям, только Бог там имеет другие названия: Абсолют, Высший разум и т.д.). Например в Ветхом Завете , в котором почти тысяча страниц, описание как это происходило и как всё в мире устроено занимает чуть больше страницы (Быт. «Сотворение мира»). И всё это выдаётся за истину в последней инстанции, т.к. служители утверждают, что это откровения Бога, переданные через Моисея всем людям.

Для человека, у которого есть хоть немного извилин в голове и который не разучился думать самостоятельно, всё это иначе как бредом сумасшедшего назвать нельзя. Раньше тех, кто был не согласен с этой точкой зрения, объявляли еретиками и просто сжигали на костре. В настоящее время даже готовы принять теорию «Большого взрыва» с оговоркой, что это тоже дела Божьи, хотя сам Бог об этом ничего не говорил. Выходит, служители церкви присваивают себе право интерпретировать слово Божие, в зависимости от сложившейся ситуации. Очень «удобная» позиция церкви, основанная на откровенной лжи и рассчитанная на людей невежественных, позволяет «запудрить мозги» тем, у кого не развито мышление и вложить в сознание весь этот бред, в итоге пастырь (пастух) получает в свою паству (стадо) очередного барана.

Мировоззрение такого человека основано только на вере в то, что скажет священник, т.к. многие, в силу своего невежества, не читают слово божие, Библию , а даже там, при внимательном и осознанном чтении, можно найти много любопытного, от чего у многих могут открыться глаза. и высшие иерархи церкви просто используют , как инструмент для обогащения и удержания власти путём формирования у людей религиозного мировоззрения, основанного на вере в Бога, но это не имеет к реальности никакого отношения.

На вопрос: «кто или что такое Бог?» вразумительного ответа нет, за исключением того, что он нашим умом непознаваем и тишина… А ещё он Всевидящий, Всезнающий, Вселюбящий, Всемогущий и ещё масса разных Все… И в то же время многие войны и преступления, в которых погибало огромное количество людей, преподносятся, как угодные Богу деяния (например – крестовые походы). С его именем на знамёнах, руками церковников уничтожались люди, носители истинных знаний, книги, любые материальные артефакты, раскрывающие всю ложь религиозного мировоззрения.

А вот, чему учат наших детей : цитата из учебника «Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11-го класса»: «Специфику религии составляют мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой человека в существование сверхъестественных сил (Бога) и чувством связанности с ними и зависимости от них. Бог – высший предмет религиозной веры, сверхъестественное существо с необыкновенными свойствами и силами». Вопрос: какое мировоззрение формируют эти утверждения? Ответ: любое, за исключением мировоззрения, на основе миропонимания.

Зададим себе ещё один простой вопрос: может ли Бог лгать? Ответ напрашивается сам собой: конечно, нет, ведь обманывать может только Дьявол. А теперь посмотрите, как беззастенчиво лгут священнослужители . Приведу всего лишь один пример наглой лжи, что у славян не было письменности до Кирила и Мефодия . А как быть с Буквицей, Глаголицей, с чертами и резами, руническими письменами славяно-ариев? И таких . Вы думаете, что иерархи церкви не знают правду? Вывод делайте сами.

Научная точка зрения на то, как устроен мир, в большинстве случаев, не может дать вразумительного и обоснованного ответа, в силу того, что она не знает ничего о 90% материи Вселенной, а строить картину мира на знании 10% – абсурд, это даже ребёнку ясно, ведь нельзя сложить картинку из одного кубика, если она нарисована на десяти. Накопив огромное количество фактической информации о физическом мире, понимания сущности происходящих процессов у современной науки нет. Не зная истинных законов природы, а наблюдая только их проявления, наука идёт ложным путём познания, разрушая природу, среду обитания и ведёт человечество к гибели.

Всё, что противоречит «общепризнанным» теориям официальной науки, даже если постулаты этих теорий давно опровергнуты самими учёными (например: постулаты, на которых построена , Эйнштейна, ложны) считается истиной в последней инстанции, а всё, что не согласуется с официальной точкой зрения научного сообщества, объявляется лженаукой. При этом непогрешимость своей позиции «академики» утверждают своим авторитетным мнением, и это мнение навязывается всем остальным.

Часто к реальности это не имеет никакого отношения, а мировоззрение, основанное только на «авторитетных» мнениях, пусть даже самых титулованных учёных в разных сферах знаний (физика, химия, биология, медицина, педагогика…), ничем не отличаются от религиозного. Тем самым наука превращается в религию .

Например: учёные давно пытались найти так называемую «Божественную частицу» (бозон Хиггса) используя адронный коллайдер, а недавно заявили, что они вроде бы открыли её и даже хотели выпить за это. Они полагают, что после Большого Взрыва, когда Вселенная начала формироваться, и электроны двигались беспорядочно, но когда они стали взаимодействовать с «Полем Хиггса» (оно сформировано из частиц бозона Хиггса), они замедлились и получили массу и структуру, этим сформировав физический состав Вселенной.

«Поле Хиггса, как густой сироп», – объясняет доктор Алан Барр, физик-ядерщик из Оксфордского университета, – он улавливает частицы, которые перемещаются вокруг и превращает их в материю». Эксперты не на 100% уверены, что это сама «Частица Бога», но сходятся во мнении, что найденная частица на неё очень похожа. «Это почти бозон Хиггса», – рассказал Барр, – Можно сказать, что это очень близкий родственник частицы, но мы должны посмотреть на более мелкие детали, чтобы узнать об этом больше», – добавил он.

Объяснение, как в детском саду : протоны и электроны уже были, а массы у них не было, а это означает, что это не протоны и электроны, а что-то другое.

Дж. Оруэлл («Год 1984»): «Кто контролирует прошлое, контролирует будущее, а кто контролирует настоящее, тот всевластен над прошлым» .

Знание нравственных законов развития человека , как биологического вида, встроенного в экологическую систему земли, и занимающего определённую нишу, позволяет осознанно выбирать созидательный путь развития или разрушительный. В первом случае, этот путь основан на нравственных нормах, присущих только РАзумным существам, таких как честь, совесть, благородство, сострадание, самопожертвование, любовь (в духовном понимании этого слова) и т.д., дающий возможность беЗконечного развития, что позволяет при определённых условиях выйти на уровень творения. Этот путь не из лёгких, он требует от человека огромной силы воли, силы духа, упорного труда и большой ответственности, но в то же время приносит огромную радость творчества.