Фет основные этапы формирования творческой личности. Основные этапы творческого пути А

Настоящая фамилия Шеншин; 1820 – 1892. Отец Фета, Афанасий Шеншин, был богатым помещиком; мать - Каролина Шарлотта Фет, некоторое время была незаконной женой Шеншина. Он познакомился с ней во время лечения в Германии и привез в Россию (за границей у нее был муж и дочь). Афанасия записали на фамилию отца, но в 14 лет обнаружили юридическую незаконность = лишение привилегий потомственных дворян = берет фамилию Фет (теперь он «человек без имени» напишет он в книге «Мои воспоминания»).

Отец, по совету Жуковского, отдал мальчика в Пансион г-на Крюммера в Дерпте (по образу гимназии Гете). Фет знал латынь в идеале, греческий слабее. Три года там находится – чувствует, что он может писать. Позже - частный пансион М. П. Погодина в Москве для подготовки к поступлению в МГУ. Он скучал в университете; но постоянное вел желтую тетрадку – решил отдать ее декану Денисову – тот передал Гоголю – Гоголю оценил и сказал «это несомненное дарование». Поселился у Григорьевых; ободренный похвалами своих товарищей Фет решается издать свои поэтические опыты (его учил писать Иринарх Введенский – переводчик Диккенса). В 1840 г . появляется его первая книжка «Лирический пантеон», оценили Белинский и Некрасов. Увлекается Гете и Гейне.

40-50-ые гг. До конца 1840-х гг. стихотворения Фета появляются в «Москвитянине» и «Отечественных записках». В 1844 г. Фет окончил университет и, испытывая давний интерес к военной службе, поступил унтер-офицером в кирасирский полк. В 1846 г. его производят в корнеты, а в декабре 1851 г., - в штабс-ротмистры. В 1853 г. Фета с чином поручика переводят в лейб-гвардии уланский полк. Во время Крымской войны он находился в войсках, охранявших эстонское побережье, а в 1858 г. вышел в отставку штабс-ротмистром гвардии. Период военной службы был в жизни Фета эпохой расцвета его поэтического таланта . В 1850 и 1856 (за основу сборник -50х) гг. выходят два сборника его стихов . В это время проявляется черта поэзии Фета – улавливание неуловимого. Излюбленные мотивы Фета - любовь и природа. По замечанию Боткина, Фет улавливал не пластическую реальность предмета, а идеальное, мелодическое отражение его в нашем чувстве. Критики говорили о том, что Фет – представитель новой поэзии, отличной от Пушкина и Лермонтова, сравнивали с импрессионистами. В 50-ых Фет издает переводыиз Гете, Горация (ФЕТ – ПЕРВЫЙ В РОСИИ ПЕРЕВОДЧИК ГОРАЦИЯ = 4 КНИГИ), стихотворные переводы трагедий Шекспира «Юлий Цезарь» (1859) и «Антоний и Клеопатра» (1859).

60-70-ые. Перед отставкой, взяв отпуск, Фет совершает поездку за границу. («Очерки из-за границы» ; записки из Германии и Франции – исчезли). Там, в Париже Фет женился на М. П. Боткиной, сестре своего давнего друга и почитателя. В 1860 г. он купил в Мценском уезде хутор, где прожил 17 лет, лишь зимой ненадолго приезжая в Москву. В течение более десяти лет (1867 - 1877 ) поэт служил мировым судьей = «Записки мирового судьи». Институт суда только складывался в то время, мировой суд разбирал мелкие уголовные дела. Судьями могли стать те, кто удовлетворял 3 пунктам: 1. возрастной ценз - «не менее 25 лет от роду»; 2. образование высшее/или 3 года в профессии, где могли получить знания о судах; 3. имуществом ценою не ниже 15000 т.р. Тургенев был рад избранию друга, и подбил его на создания «записок мирового судьи». Книга не вышла, однако можно найти много «сюжетов» в письмах к друзьям.


Фет стал ярым агрономом и ничего слышать не хотел о литературе. Фет анализирует причины революции, одна из них, по его мнению, то, что люди отошли от с/х. Пишет в

1862 «Записки о вольнонаемном труде» (публ. в «Русском вестнике») – о том, как ему приходится заниматься именем. 17 глав (Осмотр имений; Покупка; Необходимое устройство; Осенние хлопоты; Приближение зимы; Зимняя деятельность и т.д). + статьи на социально-политические темы; -статьи о народном образовании и воспитании (Фет за то, чтобы в гимназиях изучали античную литру/за всестороннее развитие гуманитарных наук).

80-90-ые. Переводы: за 10 лет он переводит обе части «Фауста», два сочинения Шопенгауэра («Мир как воля и представление» и «О четверояком корне закона достаточного основания»), всего Горация, сатиры Ювенала и Персия, стихотворения Катулла, элегии Тибулла и Проперция, пятнадцать книг «Метаморфоз» Овидия, всю «Энеиду» Вергилия и эпиграммы Марциала. Кроме того, отдельными выпусками под общим заглавием «Вечерние огни» выходили его новые стихи.

3 тома «Мои воспоминания» и «Ранние годы в моей жизни» - все издавалось при его жизни.

Знать: дружили крепко с Тургеневым, но поругались = яркие страницы в литературе.


13.Творчество Тютчева

Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в орловском селе Овстуге в имении своего отца (дворянин). Сильное влияние в отроческие годы оказала на Т. Отечественная война = она зажгла в юноше пламенную любовь к родине, которую он переложил на свои стихи. В 13 лет – вольнослушатель МГУ; много переводит и пишет стихи . В 14 лет (1818) принят в Общество любителей русской словесности , в след. году печатает свои первые стихотворения и становится студентом словесного отделения МГУ,

После окончания, в 1822 году, Тютчев был причислен к русской дипломатической миссии в Мюнхене (в качестве внештатного атташе) и следующие 20 с лишним лет проходят в западноевропейских странах. Знакомится с Шеллингом, Гейне и женится на Элионоре Петерсон (3 дочери в браке, старшая – Анна – выходит замуж за Ивана Аксакова).

Пароход «Николай I», на котором семья Тютчева плывёт из Петербурга в Турин, терпит бедствие в Балтийском море – спастись Элеоноре и детям помогает плывший там же Тургенев. Элеонора все же умирает (1838) и в 1839 Тютчев вновь сочетается браком с Эрнестиной Дёрнберг. В 1839 году дипломатическая деятельность Т. прервалась, но он оставался за границей. Николай I поддерживал инициативы Т. в работе по созданию позитивного облика России на Западе. Статья «Письмо к г-ну доктору Кольбу» («Россия и Германия»; 1844). В Россию Тютчев возвращается в 1844 году.

Согласно Ю. Лотману творчество Тютчева (400 стихов) можно разделить на три периода:

1-й период - начальный, 1810-е - начало 1820-х годов, когда Тютчев создает свои юношеские стихи, архаичные по стилю и близкие к поэзии XVIII века. Слияние всего воедино: и любви, и философии, и природы. Поэзия Т. никогда не развивается в форме рассудочной, умозрительной мысли.

2-й период - вторая половина 1820-х - 1840-е годы, начиная со стихотворения «Проблеск», в творчестве Тютчева заметны уже черты его оригинальной поэтики. Это сплав русской одической поэзии XVIII века и традиции европейского романтизма. Темы любви и природы актуальны по-прежнему, но в них вплетается что-то тревожное. Это тревожное начало с разными акцентами и окраской выражается, в частности, в стихотворениях о странничестве.

3-й период - 1850-е - начало 1870-х годов. Этот период отделен от предыдущего десятилетием 1840-х годов, когда Тютчев почти не пишет стихов. В этот период создаются многочисленные политические стихотворения, стихотворения «на случай» и пронзительный «денисьевский цикл». Журнал «Современник».

Т. не заботился об издании своих сочинений. Первая большая группа его стихотворений была напечатана через посредство И. С. Гагарина в 1836-37 гг. в пушкинском «Современнике» - «Стихотворения, присланные из Германии». Вторая крупная публикация - в 1854 г. - была тоже связана с «Современником», подготовил И. С. Тургенев. Последнее прижизненное издание сборника - 1868 г.

Тема природы. Появляется она в 20-х гг. Стихотворение «Весна. Посвящается друзьям» («Любовь земли и прелесть года...», 1821 г.- С. 57-58) - традиционная условная поэтическая манера и очень светлые гармонические тона. «Вечер» («Как тихо веет над долиной...», 1829 г. - С. 73) - условность преодолена; очень лирическая, гармоническая зарисовка светлого вечера. К 1828 г. относятся «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая...» - С. 77), «Летний вечер» («Уж солнца раскаленный шар...» - С. 78-79) и др. Уже здесь присутствует характерное для Т. одухотворение природы, очеловечивание ее, а также для 20-х гг. - смелые, необыкновенные уподобления (солнце). Сюда же примыкает «Чародейкою Зимою...» (1852 г.; С. 185). Мотив дороги. Стихотворение «Странник» - дорога и совсем не метафорическая. В стихотворении заложена мысль о соединенности (Зевс - странник) и о единстве не однообразия, а разнообразия. Подвижный для странника, этот мир «недвижен» для Зевса. Но этот мир богат своим разнообразием, соединением всего: единство соединенного мира, где все его контрасты объединяются в одно целое.

Любовная лирика.

1824 год. Мюнхен. Увлечение баронессой Амалией Крюденер. Ей 16 лет, Т. - 24 года. («Я встретил вас...»). 1826 год. Т. женился по страстной любви на Эмилии-Элеоноре Петерсон, она простудилась и умерла. В 1848 г. Т. посвящает первой жене стихотворение: «Еще томлюсь тоской желаний, / Еще стремлюсь к тебе душой). И брак со второй женой. 1850 год. Т. встречает Елену Денисьеву. Этот роман - центральный в его сердечной жизни - длился 14 лет (у них были дочь и двое сыновей, выжил только сын Федор Федорович). Роман протекал в очень тяжелых условиях. Эрнестина (вторая жена Т.) вела себя великодушно, и не показала вида, что что-то знает. Стихотворения, посвященные Денисьевой, циклизуются вокруг двух дат: 1851-52 гг. (остракизм) и 1864 г. (смерть) и образуют в его творчестве лирический роман.

Т. умер 15 июля 1873 года, а еще в апреле, скованный предсмертной болезнью, он создал замечательное стихотворение "Бессонница". В 1868 году была издана вторая - и последняя - книга поэта.

А. А. Фет (1820—1892) гораздо менее антологист, нежели Майков; в его первом сборнике «Лирический пантеон» (1840) антологических стихов очень мало («Вакханка», «Уж, серпы на плеча взложив, усталые жницы...»); гораздо больше в нем проявлений эпигонского романтизма — ориентальные, средневековые и фольклорные баллады («Похищение из гарема», «Замок Рауфенбах», «Удавленник»), испанские («Серенада») и восточные («Одалиска») сюжеты с характерным стилистическим оформлением, лексическим составом.

В начале 40-х гг. Фет еще не раз обращается к «подражаниям древним», создает немало великолепных антологических стихотворений, отличающихся «и яркостью, и ясностью выражения», — стихотворение «Диана» (1847), например; однако жанр этот ему внутренне чужд.

Направление дальнейшего творчества Фета определяет не «картинность или пластичность образов», но «субъективно-поэтическое настроение». Если, по определению современника, в Майкове главное — «сосредоточенная наблюдательность внешних проявлений природы, наблюдательность живописца, чуткого к красоте красок и линий», то Фета в первую очередь характеризует «безотчетно-восторженное стремление к воссозданию словом поэтических моментов нашей жизни, — стремление, которым уже в то время отличался г. Тютчев и с которым г. Фет готовился вступить в литературу».

Будущий Фет уже легко угадывается в начинающем литераторе. В 40-е гг. им созданы стихотворения в такой же степени «фетовские», как и те, которые относятся к более позднему времени — периоду его творческого расцвета. В большинстве ранних стихов Фета заметно стремление к известной сложности тематического движения, целиком обусловленногоего сугубо индивидуальными ассоциациями.

Нарушается плавный ход поэтической мысли; отсутствие определенных звеньев в ее развитии создает ощущение недосказанности, фрагментарности, случайной связи мотивов («Облаком волнистым...», 1843; «Как идет к вам чепчик новый...», 1847; «Кот поет, глаза прищуря...», 1842; «Я жду... Соловьиное эхо», 1842). Фет не стремится к четкости, определенности лирической ситуации, психологической проясненности образов.

Главное для него — воспроизвести эмоциональную атмосферу, передать настроение, фиксировать неопределенные, неясные, смутные душевные движения человека, отдельные моменты в развитии чувства, в развитии отношений героев («Кенкеты, и мрамор, и бронза...», 1847; «На двойном стекле узоры...», 1847; «Ты говоришь мне: прости...», 1847).

Не случайны частые повторения у Фета неопределенных оборотов — что-то, как-то, какое-то («Какой-то тайной жаждою», «Какой-то дух ночным владеет садом»), отрицательных, вопросительных интонаций («Я ж не знаю: в жизни здешней Думы ль правы, чувства ль правы?.. Слышу, сердце чаще бьется, И со мною что? — не знаю!»).41 Уже у раннего Фета современникам было заметно это «умение... ловить неуловимое, давать образ и название тому, что до него было не чем иным, как смутным, мимолетным ощущением души человеческой, ощущением без образа и названия».

Характер предмета изображения в поэзии Фета объясняет его частые обращения к теме сновидений, мечтаний, грез («Я в моих тебя вижу все снах...», 1847; «Эти думы, эти грезы...», 1847; «Фантазия», 1847). Важнейшие эстетические принципы, определившие поэтику зрелого Фета, декларированы им уже в 40-е гг.

Невозможность передать в слове эти «смутные, мимолетные ощущения души человеческой» заставляли поэта обращаться к языку «души» («О, если б без слова Сказаться душой было можно!»), «языку очей» («И все пересказать ей языком очей»), языку запахов («Я давно хочу с тобой Говорить пахучей рифмой»), языку звуков:

Говори душе моей;

Что не выскажешь словами —

Звуком на́ душу навей.

Здесь принципиальное обоснование «музыкальности» поэзии Фета, в этом отношении продолжающей «мелодическую» линию Жуковского и Тютчева. Уже в 40-е гг. было написано стихотворение «Свеж и душист твой роскошный венок...», лирическая тема которого развивается по законам движения темы музыкальной (такова, в частности, функция рефрена). К этому же времениотносится цикл стихов с характерным названием «Мелодии» («Тихая, звездная ночь...», 1842; «Буря на не́бе вечернем...», 1842; «Улыбка томительной скуки...», 1844; «За кормою струйки вьются...», 1844).

В 40-е гг. оформляется и удивлявший современников поэта принцип словоупотребления — «странные» эпитеты, казалось бы невозможные соединения слов, воспринимаемые как невероятная «лирическая дерзость».

Ранние стихи Фета наполнены режущими слух читателя и критика 40-х гг. сочетаниями типа «звонкий сад», «тающая скрипка», «длинные взоры», «румяное детство», «серебряные сны», которые становятся возможными при обращении не к прямому значению слова, но к чрезвычайно расширенному переносному; связь между основным значением и переносным устанавливается по линии чисто эмоционального восприятия слова.

Поэзия Фета уже в 40-е гг. была замечена современниками. Обращение к миру простых, повседневных человеческих чувств, поэтизация близких и понятных всем душевных движений, необыкновенное искусство лирического общения с читателем — все это было ново, необычно, привлекательно.

В том же направлении развивается и поэтическое творчество Я. П. Полонского (1819—1898), близкое Фету своей мелодической формой. Его стихотворения-романсы 40-х гг., такого типа как «Солнце и Месяц» (1841), «Вызов» (1844), «Затворница» (1846), «Песня цыганки» (1853), «Колокольчик» (1854), — образцы несколько модифицированной в соответствии с требованиями времени романсной лирики, уже с конца 30-х гг. вытесняющей традиционную классическую элегию.

И Майков, и Щербина, и Фет, и Полонский, каждый в соответствии с особенностями своего индивидуального дарования, прокладывали пути к освобождению современной поэзии от того «унылого, недовольного, грустно-ленивого элемента», который сообщал ей «печать однообразия».

Их, по словам Дружинина, «свежие, сильные, самоуверенные, иногда нестройные» голоса возвращали поэзии утраченные ею жизненную достоверность, простоту, естественность; открывали новые возможности художественного постижения мира. В 40-е гг. творчество каждого из названных поэтов воспринималось как явление, противостоящее, с одной стороны, вульгарному романтизму, а с другой — «рефлективному» направлению в поэзии, и в этом отношении стихотворения поэтов-антологистов и поэзия Фета равновелики.

Однако в более широком плане, как определенный этап становления русской поэзии в целом, ранняя лирика Фета гораздо более значительна, чем антологические опыты Майкова или Щербины. Антологическая лирика не заключала в себе предпосылок к дальнейшемуразвитию, не указывала и пути этого развития. Открытия же, сделанные Фетом в 40-е гг., по существу определили принципиально новый поворот в развитии интимно-психологической лирики, многие десятилетия оставались живым литературным явлением, были подхвачены поэтами начала нового века.

Как поэт 40-х гг. Фет безусловно испытал на себе «веяния времени», содержание которого Белинский выразил следующим образом: «Действительность — вот лозунг и последнее слово современного мира!». «Материал» поэзии Фета — в общем тоже действительность, но лишь узкая, определенная ее область: область душевной жизни человека, его чувств и впечатлений.

Фета не интересует мир современных идей и современных образов: общественная индифферентность поэта проявилась уже в первых его стихотворных опытах. В своем поэтическом развитии он не случайно идет от уже принятой в предшествующее десятилетие эстетической системы; поиски нового поэт ведет в пределах чисто романтической сферы. На частном примере творческих взаимоотношений Фета с Бенедиктовым это хорошо показал К. Шимкевич.

По иному пути шло преодоление поэтической традиции 30-х гг. в творчестве поэтов, не чуждых идеологического, общественного движения своего времени. Здесь источником новых средств лирического выражения явилась проза. Это обращение к ведущему жанру эпохи было вполне оправдано, поскольку именно в прозе — и, более конкретно, в прозе «натуральной школы» — нашли свое выражение передовые идеи времени.

Подобное явление не однажды наблюдалось в истории русской поэзии; характеризуя, например, поэтическую эпоху 1850—1860-х гг., И. Г. Ямпольский писал о том, что «в истории литературы не раз бывало, что на какое-нибудь поэтическое направление отчетливо ощущалось воздействие повествовательной прозы».

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Жизнь и творчество А. А. Фета

Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892) – выдающийся поэт-лирик XIX века, публицист и переводчик. Его стихами восхищались Н. Некрасов и И. Тургенев, Л. Толстой и Н. Щедрин*; А. Блок считал Фета своим учителем.

Начало жизненного пути А. А. Фета

Мать Фета, Каролина Шарлотта Фёт, в 1820 г. покинула Германию с русским дворянином А. Н. Шеншиным. Вскоре родился Афанасий, которого Шеншин усыновил. Настоящий отец будущего поэта Иоганн Фёт – чиновник, служивший в суде Дармштадта. По этим причинам Орловская духовная консистория отлучила будущего поэта от рода Шеншиных. Отнята была и фамилия.

Поэт ставит цель – вернуться в дворянское лоно Шеншиных – и с фантастическим упорством добивается ее: с 1873 года по разрешению Александра II Фет становится дворянином Шеншиным.

Образование. Учился в немецком пансионе в г. Верро, начал сочинять стихи. Московский университет (словесное отделение) Фет окончил в 1844 г. Свою поэтическую увлеченность не скрывал, наоборот, стремился обрести популярность.

Основные этапы творческой биографии А. А. Фета

Творческий дебют – первая книга «Лирический пантеон» (1840), стихи на страницах журналов «Москвитянин» и «Отечественные записки». Восхищенные отзывы о произведениях Фета Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского и Ап. Григорьева.

Военная служба. (Цель – вернуть дворянское звание и фамилию). Военную службу в Херсонской губернии поэт подчиняет тренировке воли и выработке непоколебимого упорства «мгновенному достижению цели кратчайшим путем» .

Цикл стихотворений о любви. «В душе, измученной годами…», «Ты отстрадала, я еще страдаю…», «Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок…», «Не вижу ни красы твоей нетленной…», «Долго снились мне вопли рыданий твоих…» и др.

Большинство стихотворений о любви поэт посвятил своей возлюбленной Марии Лазич, с которой встретился в 1848 году. Но Фет не женился на девушке, так как в браке видел «существенное препятствие в продвижении по службе» . Совсем не подозревал поэт, что после смерти Марии, когда он достигнет известности и всех высот благополучия, произойдет непредвиденное: он станет рваться из счастливого настоящего в прошлое, в котором навсегда осталась его любимая девушка.

Преобладающая тональность любовной лирики Фета – трагическая.

Стихи о природе. Сборник «Вечерние огни» – необычайный творческий взлет А. А. Фета.

Цикл стихотворений о природе: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Море». Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таинственные его глубины, лирический герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы.

Выразительное чтение стихотворений о природе.

Прозаические произведения Фета. С 1862 по 1871 гг. в журналах «Русский вестник», «Заря» и др. были опубликованы два самых крупных прозаических цикла Фета: «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Это «деревенская» проза: циклы состоят из рассказов, очерков, новелл. Главный смысл прозы – «защита» своего помещичьего хозяйства и утверждение мысли о преимуществе вольнонаемного труда. (Фет купил имение Степановка Орловской губернии, затем имение Воробьевка Курской губернии, приобрел большой дом в Москве, стал расчетливым хозяином и коммерсантом.)

Поэзия и проза Фета – художественные антиподы. По мнению Фета, проза – язык жизни обыденной, а поэзия – жизнь человеческой души и природы.

Заключительный этап поэтического творчества Фета (1870–1892). «В вечер такой золотистый и ясный…» (1886), «Одним толчком согнать ладью живую…» (1887), «Никогда» (1879), «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг…» (1892) и др.

Если раньше поэт в своих стихах находил «душевное успокоение и усладу, то теперь она его тревожит и мучит» .

Четыре сборника «Вечерние огни» (1883, 1885, 1888, 1891). Вся лирика этих сборников пронизана ощущением того, что мир как бы «распадается на части, потеряв «стройность». Все больше тревоги, боли и смятения появляется в стихах Фета.

Переводческая деятельность Фета . Переводит стихи античных поэтов, Гете, Шиллера, Гейне, Байрона, трагедии Шекспира и др. В переводах стремится к точности. «Конечно, перевожу буквально», – пишет Фет в письме В. С. Соловьеву.

Урок 3. Этапы биографии и творчества А. А. Фета

Цель урока: познакомить с основными этапами жизни и творчества А. А. Фета.

Оборудование: портрет, сборники стихов

Метод: сообщения с чтением стихов поэта

Эпиграфы:

И пока святым искусством Радуется свет,

Будет дорог нежным чувством Вдохновенный Фет.

К. Фофанов

Но в стихе умиленном найдешь

Эту вечно душистую розу...

А. А. Фет

Он - высокий, высочайший авторитет в поэзии, в искусстве, в мысли.

В. Брюсов

Громадность философии Соловьева и Фета вне сомнений,

их музыку слушаем мы на земле, а любви их нет границ...

А. Блок

Ход урока

I. с краткого анализа итогов, написанного ребятами на предыдущем занятии тесте.

II. Слово учителя.

И личность, и судьба, и творческая биография А. А. Фета необычны и полны загадок, некоторые из них до сих пор не разгаданы. Чистая поэзия, далекая от реалий жизни, тонкий лиризм и жизненный практицизм, жизнь поэта полная драматизма и противоречий часто неожиданная в своем движении и переходах – все эти парадоксы переплетаются в одном человеке, вызывая к нему неоднозначное отношение.

Популярность Фета и сейчас велика. Современный читатель несомненно испытывает интерес к его стихам. Как это соотнести с неприятием поэзии Фета демократическим читателем в 60-е годы ХIX века.

А может быть, не давать однозначный ответ, а просто вчитываясь в музыкальные строки и размышления над фактами жизни, любви и смерти, как непостижимыми тайнами природы к человеческой сущности. Каждому постараться найти ответы в стихах поэта на многие волнующие вопросы бытия.

Нельзя говорить о своеобразии творчества А. Фета, не сказав о его жизни.

III.

Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) родился 23 ноября (по новому стилю 5 декабря) 1820 года в Орловской губернии, недалеко от города Мценска. Отец будущего поэта был человеком сдержанным, суровым по отношению к жене и детям.

Мать Фета, в девичестве Шарлотта Беккер, принадлежала по рождению к немецкой зажиточной бюргерской семье. После принятия православия она получила имя Елизавета Петровна. Таинственна история ее замужества. Шеншин был вторым ее мужем. До 1820 года жила она в Германии, в Дармштадте, в доме отца. Видимо, уже после развода с первым мужем, Иоганном Фётом, она встретилась с сорока четырехлетним Афанасием Неофитовичем Шеншиным. Он ее привез в Россию. Влюбленность Афанасия Неофитовича прошла так скоро, словно ее и не было. Мать покорно смирилась, и только все чаще болела, В детстве Фету было о чем задумать, чему печалиться. Но было и хорошее, пожалуй, хорошего было больше, чем плохого.

Многие из первых учителей Фета оказались недалекими в том, что касается книжной науки. Но была другая наука - естественная, непосредственно-жизненная. Более всего обучала и воспитывала окружающая природа и живые впечатления бытия, воспитывал весь уклад крестьянского, сельского быта. Это, безусловно, важнее книжной грамоты. Это грамота практическая и действующая глубоко и на всю жизнь, Счастлив человек, с юности постигший ее. Особенно счастлив, если его жизненное призвание – поэзия!

Афанасий Фет с 14 лет обучался в пансионе Крюммера в городе Дерпт. В пансионе были любимые учителя, живое стремление к знаниям. Здесь поэт многому научился, многое узнал. И это были знания на всю жизнь. Они оказали большую помощь в его литературных и поэтических трудах. Хорошие знания немецкого языка, которым Фет обязан был не только матери, но и пансиону, позволило ему позднее переводить немецких поэтов, в частности любимого им Гейне.

С 1834 по 1844 годы учился в Московском университете. Серьезные занятия поэзии начинаются уже на первом курсе. Стихи он записывал в специальную для того заведенную “желтую тетрадь”. Поэтическая судьба Фета счастливая; великий первым открыл ему радость поэзии, а великий Гоголь благословил на служение ей. В это же время будущий поэт сблизился со студентом однокурсником Аполлоном Григорьевым. Это был незаурядный молодой человек, а впоследствии талантливый поэт и критик. В доме Григорьева собиралась талантливая университетская молодежь. Вокруг Григорьева и Фета образуется не просто дружная компания собеседников, но род литературно-философского кружка.

В пору пребывания в университете Фет выпустил первый сборник своих стихов. Назывался он несколько затейливо: “Лирический пантеон”. Этот сборник вышел в конце ноября 1840 года без имени с одними инициалами: “А. Ф.”

Эта книга во многом ёще ученическая. В ней заметно влияние самых разных поэтов, русских и западных, словом, книга звучала многими непохожими друг на друга голосами. Для сборника сочинений очень молодого еще поэта это довольно обычное явление.

В сборнике наибольшее предпочтение отдавалось двум жанрам: балладе, столь излюбленной романтиками (“Похищение из гарема”, “Замок Рауфенбах” и другие), и жанру антологических стихов, то есть стихов по теме или манере близких к античным. Стихи антологического рода особенно удавались Фету, и зрелому, и молодому. В первом сборнике поэта уже виден почерк мастера: все здесь просто, ясно, точно. При этом какие выразительные детали, какую зримую картину они создают!

Уж, серпы на плеча возложив, усталые жницы

Звонкою песней своей оглашают прохладное поле;

Ландышем пахнет в лесу; там, под оврагом, березы

Рдеют багрянцем зари, а здесь, в кустарнике мелком

Звонко запел соловей, довольный вечерней прохладой

Верный конь подо мной выступает медленным шагом,

Шею сгибая кольцом и мошек хвостом отгоняя.

После выхода “Лирического пантеона” два крупнейших журнала 40-х годов - “Москвитянин” и “Отечественные записки” стали охотно печатать его стихи, а некоторые стихи, как образцовые, попадают в известную в то время “Хрестоматию” А. Д. Галахова, первое издание которой вышло в 1843 году.

В этих журналах с 1841 и по 1845 годы (до поступления на военную службу) напечатано восемьдесят пять стихотворений в том числе и хрестоматийно известное тепе “Я пришел к тебе с приветом...”

В жизни поэта в этот период было много испытаний и потрясений, но в своих решениях он оказывался непреклонен: “...в жизни всегда заботило меня будущее, а не прошедшее, которого изменить нельзя”.

В годы военной службы у Фета были и подлинные радости - высокие, истинно человеческие. Это встреча с Марией Лазич. Она стала героиней его любовной лирики. Мария Лазич была одарена глубоким и тонким поэтическим чувством, знала поэзию и понимала ее. Она знала и любила стихи Фета. Поэт не мог не оценить этого. “Ничего, - писал имея в виду свои отношения с Лазич, - не сближает так, как искусство вообще - поэзия в широком смысле слова. Такое задушевное сближение само по себе поэзия”.

Но отношения их закончились трагически, этому были причиной многие обстоятельства. После трагической кончины Марии Лазич к поэту в полной мере, приходит осознание любви, любви неповторимой и единственной. Теперь он всю жизнь будет вспоминать, будет говорить и петь об этой любви – высокими, прекрасными, удивительными стихами. Уже на склоне лет в одном из лучших своих стихотворений - “Alter Ejo” (Другой (второй) я (лат.). - Фет скажет: …та трава, что вдали на могиле твоей, Здесь на сердце, чем старе оно, тем свежей...

«В этих словах, - считает критик Н. Н. Страхов, - и молодая любовь, и смерть, и долгие годы, прожитые после этой смерти, и далекая могила, и старое сердце, давно ставшее могилой любимого существа, могилой вечно свежей, даже вечно свежеющей. Прелесть этого смелого, но простого чувства, бесконечная нежность, которая с годами все глубже, все светлее, но горит, как в первую минуту».

IV. Слово учителя.

Биография поэта - это прежде всего его стихи. Мы уже отчасти говорили о стихах Фета, но не останавливались на них подробно. Это будет на двух последующих уроках.

Домашнее задание.

1. Подготовить пересказ сообщения с опорой на учебник.

2. Выучить 2 стихотворения наизусть (по выбору учащегося). Предлагаются следующие стихи: “На заре ты ее не буди...”, “Я пришел к тебе с приветом…”, “Шепот, робкое дыханье…”, “Что за ночь…”, “Ласточки пропали…”, “Я тебе ничего не скажу…”.

Творческий дебют – первая книга «Лирический пантеон» (1840), стихи на страницах журналов «Москвитянин» и «Отечественные записки». Восхищенные отзывы о произведениях Фета Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского и Ап. Григорьева.

Военная служба. (Цель – вернуть дворянское звание и фамилию). Военную службу в Херсонской губернии поэт подчиняет тренировке воли и выработке непоколебимого упорства «мгновенному достижению цели кратчайшим путем» .

Цикл стихотворений о любви. «В душе, измученной годами…», «Ты отстрадала, я еще страдаю…», «Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок…», «Не вижу ни красы твоей нетленной…», «Долго снились мне вопли рыданий твоих…» и др.

Выразительное чтение стихотворений.

Большинство стихотворений о любви поэт посвятил своей возлюбленной Марии Лазич, с которой встретился в 1848 году. Но Фет не женился на девушке, так как в браке видел «существенное препятствие в продвижении по службе» . Совсем не подозревал поэт, что после смерти Марии, когда он достигнет известности и всех высот благополучия, произойдет непредвиденное: он станет рваться из счастливого настоящего в прошлое, в котором навсегда осталась его любимая девушка.

Преобладающая тональность любовной лирики Фета – трагическая.

Стихи о природе. Сборник «Вечерние огни» – необычайный творческий взлет А. А. Фета.

Цикл стихотворений о природе: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Море». Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таинственные его глубины, лирический герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы.

Выразительное чтение стихотворений о природе.

Прозаические произведения Фета. С 1862 по 1871 гг. в журналах «Русский вестник», «Заря» и др. были опубликованы два самых крупных прозаических цикла Фета: «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Это «деревенская» проза: циклы состоят из рассказов, очерков, новелл. Главный смысл прозы – «защита» своего помещичьего хозяйства и утверждение мысли о преимуществе вольнонаемного труда. (Фет купил имение Степановка Орловской губернии, затем имение Воробьевка Курской губернии, приобрел большой дом в Москве, стал расчетливым хозяином и коммерсантом.)

Поэзия и проза Фета – художественные антиподы. По мнению Фета, проза – язык жизни обыденной, а поэзия – жизнь человеческой души и природы.

Заключительный этап поэтического творчества Фета (1870–1892). «В вечер такой золотистый и ясный…» (1886), «Одним толчком согнать ладью живую…» (1887), «Никогда» (1879), «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг…» (1892) и др.

Если раньше поэт в своих стихах находил «душевное успокоение и усладу, то теперь она его тревожит и мучит» .

Четыре сборника «Вечерние огни» (1883, 1885, 1888, 1891). Вся лирика этих сборников пронизана ощущением того, что мир как бы «распадается на части, потеряв «стройность». Все больше тревоги, боли и смятения появляется в стихах Фета.

Переводческая деятельность Фета . Переводит стихи античных поэтов, Гете, Шиллера, Гейне, Байрона, трагедии Шекспира и др. В переводах стремится к точности. «Конечно, перевожу буквально», – пишет Фет в письме В. С. Соловьеву.

А. А. Фет – поэт «чистого искусства»

Фет постоянно подчеркивал, что поэзия не должна быть связана с жизнью, а поэту не следует вмешиваться в житейские дела, по его выражению, «бедного мира».

Таким образом, вопросов общественной жизни в своих стихотворениях он не касался. Фет «никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо, помимо красоты», и выступал защитником «чистого искусства» . (как и его единомышленники по взглядам на искусство: В. П. Боткин, А. В. Дружинин, Я. П. Полонский, А. Н. Майков и др.). Поэт стремился противопоставить искусство действительности. Отворачиваясь от трагических сторон действительности, от тех вопросов, которые мучительно волновали его современников, Фет ограничил свою поэзию тремя темами: природа, любовь, искусство. Поэт писал:

Неизбежно, В мир стремлений,

Страстно, нежно Преклонений

Уповать, И молитв;

Без усилий Радость чуя,

С плеском крылий Не хочу я

Залетать Ваших битв.

Поэзия Фета – поэзия намеков, догадок, умолчаний. Его стихи – это лирические миниатюры, с помощью которых он передает «едва уловимые переживания человека, органически связанного с природой».

Домашнее задание.

1. Ответить на вопросы:

1) В чем, по вашему мнению, необычность жизни и творчества Фета?

2) Что поражало современников в характере поэта?

3) В чем суть теории «чистого искусства»?

4) Что составляет неумирающую прелесть стихов Фета?

2. Выучить наизусть понравившееся стихотворение, проанализировать его.

3. Индивидуальные сообщения и задания по темам:

1) А. А. Фет – поэт-музыкант.

Подобрать романсы русских композиторов на стихи Фета.

2) Почему стихи поэта подвергались критике? Какие пародии на стихи Фета вы знаете?

Урок 87
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ТВОРЧЕСТВА А. А. ФЕТА.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЕГО ПОЭЗИИ

Цели: расширить представление учащихся о творчестве Фета, о художественном своеобразии его поэзии; помочь старшеклассникам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность большинства текстов Фета; выяснить, что поражало современников в характере поэта, почему стихи Фета вызвали большое количество споров, пародий, насмешек; формировать навыки самостоятельного анализа лирического произведения.

Наглядные пособия: портрет А. А. Фета; грамзапись романсов и песен на стихи поэта.