Есть в осени первоначальной полный анализ. Есть в осени первоначальной анализ стихотворения тютчева

(Иллюстрация: Геннадий Целищев)

Анализ стихотворения "Есть в осени первоначальной..."

Бабье лето

Ф. И. Тютчев в своем творчестве очень мастерски описывает природу, одухотворяя ее и наполняя образами. В своих произведениях, автор очень ярко и красочно передает увиденный пейзаж. Он любит природу и понимает ее, придает ей образ живого существа и наполняет жизнью. В своих произведениях он показывает неразрывную связь между природой и жизнью человека, единство и взаимозависимость - основная мысль, которая проходит через все творчество Тютчева. В стихотворении «Есть в осени первоначальной…», поэт описывает период ранней осени, когда природа необычайно красива и на прощанье дарит свои яркие краски.

Поэт утверждает, что «есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора». Этими словами он указывает на особенность этой поры, ее он называет дивной, видит в ней таинственность и необычность. Автор нежно и трепетно описывает период начала осени, это тот самый момент, когда следует любоваться ее дивною красою, потому, что эта пора очень коротка. Описывая дни этой поры, автор использует сравнение «хрустальный день», это придает ощущение трепетности, дорогого удовольствия и показывает необычайную чистоту и свежесть этих дней. А вечера автор наделяет теплом, описывая их как «лучезарны». «Весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера...» - необыкновенная красота, которую поэт сумел передать словами.

В продолжение описания этой чудесной картины ранней осени, поэт обращает внимание на осеннее поле. Там когда-то, очень бодро гулял серп и работы было переделано очень много, но сейчас все убрано. И все пусто, «лишь паутины тонкий волос, блестит на праздной борозде». В этой части стихотворения появляется некий двойственный образ, и описания самой природы и связь ее с жизнью человеческой. Здесь осень сравнивается с закатом жизни, когда уже все сделано и «праздно», проходят дни. Это стихотворение призавает поразмышлять о вечном.

Далее поэт говорит о том, что птицы уже улетели и воздух стал пустой, однако еще есть время, потому, что «далеко еще до первых зимних бурь». И на пустынное, отдыхающее поле льется чистая и теплая лазурь. В народе это время осени называют бабьим летом, это очень яркое и короткое мгновение и очень важно в людской суете не упустить шанс, чтобы налюбоваться этою красотою. Есть бабье лето чудесной золотой осени и в жизни каждого человека. Замечательный русский поэт Ф. И. Тютчев доносит до читателя удивительные впечатления, которые дарит человеку природа в простых вещах. Каждое мгновение единения с природой оставляет в душе неизгладимое впечатление.

Фёдор Иванович Тютчев - поэт возвышенной, другой реальности, вопрошающий саму природу и мир на вечные темы красоты, любви, познания и судьбы. Его поэзия «хрустальна», как день в известном стихотворении «Есть в осени первоначальной…», которое является ярким примером оригинальной лирики поэта.

Стихотворение, состоящее из трёх равных строф, рисует нам картину усталой и милой сердцу осенней природы. Мы не видим здесь явного и активного лирического героя: он только незримо присутствует в роли пассивного наблюдателя за осенней красотой и передаёт нам свои впечатления. Сначала нам открывается общее ощущение осенней поры, чувства и ассоциации, которые она вызывает. Мы представляет себе чистый и зыбкий прохладный воздух, тёплые тона уже охладевающего солнца, уходящего за горизонт - «дивная пора»! Далее мы видим опустевшее поле, уже давшее свой урожай и отдыхающее от недавней рабочей суеты. Уже не машут над ним косами и серпами - всё тихо, и только паутинка, как небрежное украшение, блестит на солнце. Потом мы будто вдыхаем этот прохладный воздух и понимаем сами, что эта недолгая пора прекрасна, ведь зима ещё нескоро окутает всё своими ледяными оковами, и небесная лазурь может спокойно и мягко согревать своим солнечным теплом отдыхающую природу.

В этом стихотворении преобладает эмоция светлого спокойствия и счастья радоваться, наслаждаться мгновением осенней поры, той неповторимой красоты, которую осень дарит всей природе. Здесь нет печали, отчаяния, страданий, слёз. Может быть, лишь лёгкая, но опять же, светлая грусть оттого, что зима всё-таки наступит. Но ведь ещё нескоро - и потому эта тоскливая нотка быстро развеивается в прозрачной прелести природы.

Стихотворение наполнено различными тропами, с помощь которых Фёдор Иванович умело передаёт всю тонкость поэтической картины. Среди них эпитеты («лучезарны вечера», «праздной борозде»), олицетворение («бодрый серп гулял», «льётся лазурь»), метафора («весь день стоит как бы хрустальный») и т.д. Также поэт использует аллитерацию: «л» в строке «...И льётся чистая и тёплая лазурь…» даёт живое ощущение этой тёплой лазури, нежно обволакивающей всё вокруг. Стихотворение не имеет единого стихотворного размера, что говорит о вовсе не идеальной красоте осеннего времени, но такого родного и удивительного, что не воспеть его невозможно. В первых двух четверостишиях -перекрёстная, в последнем - кольцевая женская и мужская рифма.

Стихотворение, полное лиризма, какого-то чистого чуткого чувства спокойного любования красотой природы дарит нам чувство теплоты и тихой радости. Фёдор Иванович Тютчев в этом и многих своих других произведениях выступает перед читателем как настоящий мастер лирического пейзажа.

5-й класс

Ф.И. Тютчев.
«Есть в осени первоначальной...»

Конспект урока по анализу поэтического текста

Цели: продолжить формирование у учащихся умения читать и воспринимать пейзажную лирику; навыки анализа стихотворного текста.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя о поэте.

Федор Иванович Тютчев почти двадцать лет провел за границей, работая в русской дипломатической миссии. Когда он вернулся в Россию, то поселился в Петербурге, изредка приезжая в свое родное село Овстуг в Брянской губернии. Такие поездки помогали Тютчеву по-новому ощутить радость и красоту русской природы.

22 августа 1857 года поэт вместе с дочерью Марией направляется из Овстуга в Москву. Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из ее рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на ухабах коляска не дает писать, берет у него карандаш и бумагу и сама под его диктовку заканчивает стихотворение:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

2. Анализ стихотворения.

Анализируем стихотворение в ходе беседы, основные мысли записываем в тетрадь.

В стихотворении «Есть в осени первоначальной...» Федор Иванович Тютчев передает читателю свое настроение, свои дорожные впечатления от осеннего пейзажа, свои размышления.

– На сколько строф делится стихотворение? О чем говорится в каждой строфе?

В первом четверостишии поэт описывает картину природы, которую он видит. Во второй строфе он вспоминает о времени жатвы, а потом внимательно всматривается в паутину на стерне (на праздной борозде) . В третьей строфе он говорит о том, что впереди ждут зимние бури, но сейчас поэт не хочет о них думать и наслаждается последним теплом.

– Какие эпитеты употребляет поэт?

Для создания настроения нежной грусти и торжественности Тютчев употребляет выразительные эпитеты: в осени первоначальной, дивная пора, бодрый серп, на праздной борозде (на праздной – то есть на отдыхающей, на которой закончена работа), чистая и теплая лазурь, отдыхающее поле .

Находим метафоры: серп гулял, лазурь льется . Поэт сравнивает паутину с волосом: лишь паутины тонкий волос блестит; голубое небо он называет лазурью . Мы вслед за поэтом представляем поле как большого отдыхающего человека.

Природа замерла в ожидании, и состояние покоя помогают передать в первом четверостишии всего два глагола: есть и стоит .

– Какой способ рифмовки в этих строфах? Что он помогает передать? Понаблюдайте за длиной строк.

Мы представляем, что поэт задумчиво смотрит на осеннее поле и размышляет неторопливо. Это состояние задумчивости передает разный способ рифмовки (в первых строфах рифмовка перекрестная, в третьей кольцевая, или опоясывающая), разная длина строк: длинные строчки в 10 слогов рифмуются с более короткими в 8 слогов, строки в 11 слогов – со строками из 9 слогов. Более короткие строки идут вслед за длинными, ритм как бы сбивается, и это создает впечатление, будто человек устал и хочет отдохнуть.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, (11 слогов)

Но далеко еще до первых зимних бурь – (12 слогов)

И льется чистая и теплая лазурь (11слогов)

На отдыхающее поле... (9 слогов)

Описывая осенний день, Тютчев передает читателям красоту природы, настроение грусти и покоя.

3. Выразительное чтение стихотворения Ф.И. Тютчева.

4. Сочинение-миниатюра «Путешествие золотого листочка».

Т.В. СОРОКИНА,
Ульяновская обл.

Класс: 5

Тема: Лингвопоэтический анализ текста

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной …»

Цель:

Познакомиться с правилами лингвопоэтического анализа текста;

Ход урока

I . Слово учителя

Сегодня на уроке мы будем анализировать стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной …»

Вы его читали дома, некоторые учили наизусть.

Вам предстояло ответить на вопросы:

    О чем это стихотворение (тема)

    Какова его главная мысль (идея).

Прежде чем ответить на вопросы, давайте еще раз прочтем его.

II . Чтение стихотворения учителям .

Какие слова и выражения в тексте нуждаются в дополнительном объяснении, истолковании.

Лучезарны – сверкающие, сияющие (ясная погода, вечерняя заря долго не гаснет, небо светлое).

Лазурь – синева, светло – синий цвет (небо светлого цвета)

Бодрый серп – серп – орудие труда для срезывания хлебных злаков.

Бодрый полный сил, деятельности, энергии

Как вы понимаете выражение «бодрый серп гулял»?

«Гулял» :

1.совершал прогулку (здесь: переносное значение)

2.перемещался в разных направлениях.

Оба значения уместны в данном случае.

Праздная (борозда) – ничем не занятая, без дела (здесь: сжатая, убранная).

Пустеет воздух – становится пустым.

А как вы это понимаете? (осенью пропадает мошкара, насекомые, не слышно их гудения, жужжания).

III . Лингвопоэтический анализ стихотворения.

Попробуем теперь найти слова (назовем их ключами, в которых содержится понимание смысла текста).

Дивная пора простор осень

Отдыхающее поле

(слов может быть больше, в результате общей работы лишние «отсеиваются»)

Выясним лексическое значение данных слов и, объясним, какое значение они приобретают в тексте.

Дивная – удивительная, прекрасная, восхитительная.

Чем же эта пора (время) прекрасна? С какими словами это слово связано? («день… хрустальный», т.е. очень прозрачный). Сравним слова «хрустальный» и «прозрачный». Одинаково ли их значение в тексте стихотворения?

(Нет, «прозрачный»- пропускающий сквозь себя свет. А «хрустальный - это еще и сверкающий, обладающий своеобразным мелодичным звоном. Выражение «хрустальный» более точное, передающее ясность. Прозрачность дня, когда умолкает пенье птиц («птиц не слышно боле»), и в наступившей тишине наиболее различимы, становятся отдельные звуки.)

Простор – свободное пространство.

После того как на полях все убрали, становится действительно просторно:

где раньше стояли стеной, может быть, выше человеческого роста колосья, теперь пусто, все хорошо видно. Простор – то, что не стесняет взора, не имеет преград.

Осень – время года, когда заканчиваются полевые работы. Именно осенью наблюдаются перечисленные выше явления.

Отдыхающее (поле) – отдыхом восстанавливающее силы, чтобы на следующий год вновь повторился цикл полевых работ. (Прием олицетворения).

Так о чем же это стихотворение?

(Это стихотворение о прекрасной осенней поре, с ее своеобразными красками, простором, чистотой, незыблемостью)

В стихотворении утверждается мысль о вечной красоте природы, красоте жизни.

Тютчев удивительно верно изобразил фрагмент картины под названием Жизнь: все проходит, и все повторяется.

И каждое мгновение жизни прекрасно.

Какое самое – самое главное слово из числа ключевых вы назовете? (Дивная).

Именно слово дивная является стержневым, т.к. весь последующий текст – это расшифровка, пояснение главного. Идея стихотворения – красота и умиротворенность природы.

IV . Домашнее задание: выписать из стихотворения И. С. Никитина «Зимняя ночь» ключевые слова, объяснить, почему они ключевые.


Образ какой осени создаёт в стихотворении Тютчев?

В этом стихотворении поэт создаёт образ «первоначальной» осени.

Какая это пора? К какому средству создания художественного образа прибегает поэт?

Это «короткая, но дивная пора». Дивная — это эпитет. Слово «дивный» имеет два значения: необычный и прекрасный.

Какое значение слова реализуется в стихотворении? Может быть, оба? Почему эта пора необычная?

Это переход от лета к зиме.

Чем она прекрасна?

Она прекрасна хрустальным днём, лучезарными вечерами, перелётами паутинок, умиротворением, разлитым в природе.

— При помощи какого изобразительно-выразительного средства создан художественный образ «Весь день стоит как бы хрустальный»? Что этим хотел сказать поэт?

Это метафорический эпитет. Осенний воздух и хрусталь похожи своей прозрачностью, чистотой. Общее можно найти в прохладе, свежем ветерке осеннего дня. И в красоте, драгоценности, сближающей хрустальную вещь и похожий осенний день, который дорог тем, что он один из последних. Поэт имел в виду ещё звонкость осеннего дня, чистоту звуков, которые далеко разносятся в тишине. А не так ли непрочна красота осеннего дня, как хрупок хрусталь?

— Таков день, а каковы «осенью первоначальной» вечера? Как вы понимаете этот художественный образ?

Вечера «лучезарны». Лучезарный — сверкающий, сияющий. Вечера тоже прекрасны.

— Тютчев показал нам природу в движении: от дня к вечеру, от осени к зиме. Хотя «далеко до первых зимних бурь», какие приметы осени есть в стихотворении?

Пусто везде — и на земле, и в небе, простор везде, не слышно птиц. Заметнее стали паутинки: их тонкий волос блестит. Это метафора.

— В каком художественном образе присутствует в произведении человек? Как вы его понимаете?

Человек всё лето неистово работал в поле, «где бодрый серп гулял и падал колос»

— И природа, и человек заслужили отдых. Какие художественные образы говорят нам об этом? Как они созданы?

Поэт называет поле «отдыхающим». Это очень необычный эпитет.

— Как создан художественный образ «И пьётся тихая и тёплая лазурь / На отдыхающее поле»? Как вы его понимаете?

Лазурь — это светло-синий цвет, синева. Чистая и теплая лазурь — это небо, которое как бы пьётся на землю, стремясь отпраздновать с ним праздник осени «первоначальной»

— Что хотел сказать поэт созданными художественными образами?

Он рассказал нам о красоте ранней осени, о чистом, прозрачном воздухе, сияющих вечерах, тишине, умиротворении. Чувствуешь умиление красотой природы, читая это стихотворение, и в это же время испытываешь лёгкую грусть, светлую печаль.