Индивидуальные особенности представлений. Типология (разновидности) художественных образов Типологические образы как развитие представления

Тема 10 (Лекция 16)

Термин «пафос» употребляется в науке о литературе неоднозначно: 1) «любовь поэта в идее» (В. Белинский), вдохновляющая его творческий замысел; 2) страстная устремленность персонажа к значительной цели, побуждающая его действовать; 3) возвышенная эмоциональная направленность поэтической идеи произведения, обусловленная страстным и «серьезным» (Гегель) отношением поэта к предмету творчества. Смежные и синонимичные понятия современной науки о литературе (тип авторской эмоциональности (В. Е. Хализев), «модус художественности» (В. И. Тюпа)).

Пафосы классифицируются исторически и типологически.

Героическое в литературе: изображение и любование подвигом отдельного человека или коллектива в их борьбе с природными стихиями, внешним или внутренним врагом. Развитие художественной героики от нормативного воспевания героя к его исторической конкретизации. Сочетание героики с драматизмом и трагизмом.

Трагическое в литературе. Значение античных мифов и христианских легенд для осмысления сущности трагических конфликтов (внешних и внутренних) и воссоздания их в литературе. Нравственная значительность трагического характера и его пафос, побуждающий к действию. Разнообразие ситуаций, отражающих трагические коллизии жизни. Трагическое настроение.

Идиллическое - художественная идеализация «естественного» человечества, не затронутого цивилизацией.

Сентиментальный и романтический интерес к внутреннему миру личности в литературе Нового времени.

Комические противоречия - основа юмора и сатиры, определяющие господство в них смехового начала. Н. Гоголь о познавательном значении смеха. Использование термина «юмор» в значении легкого, развлекающего смеха. Гражданская направленность сатирического пафоса как гневного обличения смехом. Ирония и сарказм. Традиции карнавального смеха в литературе. Трагикомическое.

В литературных произведениях зачастую наблюдается сочетаемость и взаимопереходы видов поэтических идей и настроений.

Тема 11 (Лекция 17 - 18)

Мир литературного произведения. Характеристика его основных компонентов. Художественное время и пространство, их специфика и основные принципы рассмотрения наукой о литературе (3 часа)

Художественный мир - один из уровней формы художественного произведения. Это воссозданная с помощью слов, изображенная в художественном произведении вымышленная предметность («предметная изобразительность» (Г.Н.Поспелов)). Основными единицами словесно-художественного мира выступают компоненты и предметные детали изображения: воспроизведенные события (сюжет), персонажи, окружающая природа (пейзаж), бытовая обстановка. Все эти компоненты складываются в систему образов.

Художественный мир может быть жизнеподобным (иллюзия реальности) или демонстративно сконструированным (вторичная условность искусства: фантастика, гипербола, гротеск).

Художественному осмыслению в произведении подвергаются время и пространство. Время и пространство способны представать с литературе в многообразии форм: время может быть биографическим, историческим, календарным, космическим, утопическим и т.д. Психологическое время персонажа, внешнее и внутреннее его пространство.

Литературе доступно также изображение самых разноплановых пространственных картин. Характерна символика традиционных пространственно-временных координат (замкнутое и открытое пространство, граница, времена года, верх и низ и т. п.)

В науке о литературе по-разному описывается специфика освоения литературой времени и пространства. В частности, одной из наиболее востребованных стала предложенная М.М.Бахтиным категория «хронотопа» как единства времени и пространства в художественных произведениях разных времен.

Тема 12 (Лекция 18-19)

Персонаж как важнейший компонент мира литературного произведения(3 часа)

Персонаж – образ человека в литературных произведениях.

Основные атрибуты образа персонажа в литературных произведениях: портретная, психологическая и речевая характеристики. Художественная завершенность персонажа: динамическое единство конкретных подробностей, создающее впечатление определенной индивидуальности.

Внешний (портретные детали, мимика, жесты) и внутренний облик персонажа.

Портретная характеристика персонажа – описание его наружности. Литературный портрет обладает способностью показать динамический аспект внешности - грацию: мимику, походку, манеру движений, жесты и пр.

Психологизм как воспроизведение переживаний, мыслей и чувств персонажей в их динамике и неповторимости. Косвенный психологизм (указание на характер переживаний посредством портретных характеристик и называния чувств и состояний). Прямой психологизм (собственно психологизм) – воспроизведение процесса протекания переживаний, чувств, формирования мыслей. Его развитие в литературе последних веков и особые приемы прямой психологической характеристики: внутренний монолог, развернутые авторские характеристики, изображение снов, грез, «поток сознания» и пр.

Характер персонажа как устойчивая система поведения в сюжете (тип реакции на ситуации, на вещный и природный мир) и как носитель определенного ценностного отношения к жизни. Личность персонажа и репрезентативность (типичность) его характера. Участие персонажа в развитии сюжетного действия. Обнаружение присущих ему противоречий (комических, трагических и др.) как выявление авторского понимания и оценки. Статичные характеры нравоописательных персонажей. Становление и эволюция характера романного героя, его незавершенность.

Речь персонажа как предмет художественного изображения. Речевое поведение персонажа. Целевые установки, психологические мотивировки, ценностная ориентация и тематика его высказываний. Формы речи: монолог, реплики в диалоге, «мысли вслух», внутренний монолог, поток сознания, письменная и несобственно-прямая речь. Характерологическое значение интонационно-синтаксических, лексических, семантических, фонетических ее особенностей.

Композиция образа персонажа: экспозиция, контрастность или одноплановость его свойств, повтор опознавательных признаков, вызывающих целостное о нем представление. Самохарактеристики персонажа и перекрестные отзывы о нем других лиц. Предыстория и последующая история персонажа.

«Вечные образы» в литературе. Претворение традиционных персонажей в соответствии с индивидуальным замыслом автора. Автопсихологические персонажи. Читатель-персонаж. «Положительные» и «отрицательные» персонажи, их историческая трансформация.

Система персонажей в произведении: главные, второстепенные, эпизодические персонажи. Их композиционная и эмоционально-смысловая сопоставленность в художественном мире как фактор его целостности. Значение системы персонажей для интерпретации художественного содержания.

Тема 13 (Лекция 20)

Сюжет как важнейший компонент мира произведения. Основные понятия сюжетологии (2 часа)

Сюжет - динамическая сторона художественного мира, организующее начало драматических, эпических и лироэпических произведений. Сюжет представляет собой цепь событий, разворачивающуюся во времени и пространстве художественного произведения.

Существует две научных традиции в терминологическом обозначении изображаемых событий: сюжет и фабула. Понимание сюжета как воссозданных в произведении событий восходит к работам А. Н. Веселовского. Формалистская трактовка дилеммы сюжета и фабулы иная: совокупность событий в их взаимосвязи – фабула, сюжет - художественная обработка, распределение событий.

В основе сюжета лежит событие и действие. В основе события лежат ситуация и конфликт. Классическое сюжетосложение основано на внутрисюжетном сквозном конфликте (коллизии). Традиционно выделяемые этапы развития сквозного конфликта: завязка, перипетии, кульминация, развязка. Существуют также неразрешимые - «субстанциональные» (В. Е. Хализев) – конфликты.

Сюжеты традиционно подразделяются на концентрические (сюжеты единого действия) и хроникальные (сопряжение независимых друг от друга событийных комплексов).

Истоки сюжетов: жизненные мифологические, литературные. Типология сюжетов: сказочный, детективный, авантюрный, сюжет-испытание. Новеллистический сюжет.

«Сюжетология» как наука, изучающая указанный аспект произведений. Наука имеет собственную терминологию: коллизия, интрига, мотив и т.д.

Тема 14 (Лекция 21 – 22)

Специфика мира и композиции эпических, лирических и драматических произведений (обзор) – 4 часа

Произведения эпического, драматического и лирического рода характеризуются спецификой художественного мира и композиции.

Особенности эпических произведений.

Повествование о сюжетных событиях - основной принцип организации эпоса. В эпосе приобретает особое значение не только «рассказываемое событие», но и «событие рассказывания» (М. М. Бахтин).

Литературе доступны разные способы повествования» объективный тон - В случае абсолютной дистанции между персонажами и повествователем

Повествование – изложение событий, словесное сообщение о них – предполагает наличие повествователя.

Литературе доступны разные способы повествования. «Объективное» повествование предполагает наличие абсолютной дистанции между персонажами и повествователем. Повествователь находится вне происходящих событий, является посредником между изображенными событиями и читателем.

Эпическим произведениям свойственно введение рассказчика (субъективные формы повествования от лица героя, второстепенного персонажа, наблюдателя, хроникера).

Особое значение приобретает пространственная и временная точка зрения повествователя. Сочетание разных «точек зрения».

Большое значение имеет композиция рассказывания. Несовпадение хронологической последовательности сюжетных действий и происшествий с порядком повествования о них. Повествование и диалог персонажей. Лирические отступления вставные эпизоды. Обращения к читателю.

Внешняя композиция эпического произведения: деление на части и главы. Эпиграфы. Названия произведения и отдельных глав. Циклизация произведений.

Особенности драмы. Высказывания персонажей в монологах и диалогах - основной принцип организации драматической формы. Цепь высказываний персонажей – основной текст драмы. Отсутствие в драме повествовательно-описательных изображений. Авторское слово в драме представлено только в побочном тексте. Ремарки.

Пространство и время в драме. Драме свойственна соотнесенность, соответствие сценического и сюжетного времени. Непрерывная цепь высказываний формирует иллюзию настоящего времени.

Напряженность драматического действия («драматизм») и поведения персонажей. Тяготение драмы к гиперболизации, эффектности (психологические и речевые гиперболы).

Понятие театральности. Драматическая условность: изменение форм жизнедеятельности людей согласно требованиям театральной эффектности, условности речевого самораскрытия героев.

Композиция пьесы: деление на акты, явления, картины.

Особенности лирических произведений.

Лирическое произведение как художественное воплощение интенсивного внутреннего переживания (впечатлений, раздумий, эмоций) в его развитии. Лирическое событие как событие внутреннее (переживание, понимание). Лирический герой как основной организующий фактор мира лирического произведения. Лирическая ситуация как внешнее или внутреннее условие для лирического события. Лирический мотив как выраженная оценка лирической ситуации, в большинстве случаев словесная. Лирический сюжет как разворачиваемая последовательность лирических мотивов. Композиция играет особую роль в организации лирического высказывания. Художественное время и пространство в лирике зависимы от лирического героя - это время и пространство выражения, а не изображения.

Тема 15 (Лекции 23 – 24)

Специфика художественной речи. Поэзия и проза. Основные понятия стиховедения (4 часа)

Художественная речь - одна из сторон образной формы произведения. Художественная речь образна и экспрессивна. Ей свойственна высокая эстетическая организованность. Сходство и различие художественной речи с разговорной и с ораторской. Художественная речь – речь с «установкой на выражение» (Б. В. Томашевский) и строгую организацию, не терпящую переоформления.

Образность речи в широком и узком (тропы) значении.

Состав художественной речи. Национальный язык – источник выразительно-изобразительных и эстетических возможностей художественной речи: использование архаизмов, варваризмов, неологизмов и пр. Значимые нарушения норм литературного языка. Слово в художественном контексте способно изменять смысл. «Теснота и единство стихового ряда» (Ю.Тынянов) как условие для иносказательного применения слов. Тропы (иносказания) как неотъемлемая составляющая образности поэтической речи.

Акустико-фонетический аспект художественной речи: звукопись, паронимия, интонирование.

Поэзия и проза – две формы организации художественной речи: стихотворная (ритмически организованная) и нестихотворная. Два основных фактора отличия стиха от прозы (по Б. В. Томашевскому): разделенность речи на соотносимые и соизмеримые между собой отрезки; наличие в стихотворной речи «внутренней меры».

Ритмическая организация стихотворной речи на всех ее уровнях.

Стихотворная система - свод основных ритмических законов, актуальных в определенный историко-литературный момент для поэзии, создаваемой на определенном национальном языке. Многообразие систем стихосложения в мировой литературе, их связь с особенностями национального языка: песенные тонические стихи, силлабическое стихосложение, силлабо-тоническое стихосложение в России, дольник, акцентный стих, верлибр.

Рифма как явление полифункицональное: ритмическое, композиционное, эвфоническое, а также имеющее смысловую роль. Разновидности рифмы: точная, неточная, приблизительная. Виды рифмовки: смежная, перекрестная, кольцевая. Аллитерация как созвучие согласных и ассонанс как созвучие гласных.

Строфа - основная форма организации стихотворной речи: группа стихов, объединенных определенным типом рифмовки, обладающая синтаксически-тематической связностью.

Тема 16 (Лекция 25)

Основные понятия теории литературного процесса(2 часа)

Литературный процесс представляет собой совокупность созданных в определенную эпоху произведений, их публикаций и обсуждений, творческих программ, актов литературной борьбы. Литературный процесс - часть культурного и общественно-исторического процесса.

Существует проблема периодизации литературного процесса.

Во всемирно-историческом масштабе ученые (С. С. Аверинцев, А. В. Михайлов и др.) разграничивают три сади литературного развития: ритуально-мифологическая архаика (дорефлективный традиционализм; ориентация литературы на риторическую культуру (рефлективный традиционализм); свободное от жанрово-стилевых канонов, индивидуально-личностное творчество.

Основные понятия историко-литературного процесса: художественная система, литературное направление и течение. Существует различная трактовка этих категорий в науке.

«Художественная система» - понятие, описывающее явления межнациональные и всемирно-значимые. «Литературное направление» - группа писателей определенной страны, объединенная творческой программой.

Литературный стиль. Риторическое и искусствоведческое понимание стиля. Стиль - эстетическое единство и взаимодействие всех сторон, компонентов и деталей экспрессивно-образной формы художественного произведения.

Классицизм, сентиментализм, романтизм - ведущие направления в европейской культуре 17-18 - начала 19 веков.

Реалистический метод как реализация познавательных возможностей литературы. Его отличие от натурализма. Использование условных форм в реалистическом искусстве.

Литературные течения и направления в 20 веке: реализм, модернизм, соц. Реализм, постмодернизм и др.

Программа семинарских занятий по курсу

«Введение в литературоведение»

(18 часов)

Тема 1

Природа образности (2 часа)

1. Образ - представление - понятие. Образ и знак. Специфика художественного образа.

2. Словесный образ, его особенности.

3. Восприятие литературно-художественного произведения читателем.

4. Типология образов в литературе: человек - общество - природа.

Литература

Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. С. 62-68.

Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М., 1957.

Манн Ю. В. Диалектика художественного образа. М., 1987.

Роднянская И. Б. Художественный образ // Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1970. С. 452-455.

Тынянов Ю. Н. Иллюстрации // Тынянов Ю. И. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 310-318.

Флоренский П. А. Строение слова // Контекст 1972. М., 1973.

Хализев. В. Е. О пластичности словесных образов // Вестник МГУ. Сер. Филология. 1980 № 2.

Тема 2

Строение литературного произведения (2 часа)

2. Принцип рассмотрения формально-содержательной целостности произведения: дихотомическое членение (Л. И, Тимофеев, Г. Н. Поспелов), трехуровневая (А. А. Потебня, Виноградов В. В.), многоуровневое членение (Р. Ингарден, Р. Уэллек, М. Бахтин и др.)

Литература

Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творении. // Вопросы литературы и эстетики. Или: Работы 20-х годов. Киев, 1994.

Гачев Г. Д., Кожинов В. В. Содержательность литературных форм // Там же. Т.2. М., 1964.

Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962.

Палиевский П. В. Художественное произведение // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Т. 3. М., 1965. С. 422-442.

Хализев В. Е. Теория литературы. М., 1999. С. 149-157.

Тема 3

«Внутренний мир» литературного произведения (4 часа)

1. «Внутренний мир» (Д. С. Лихачев), «поэтический мир» (В. В. Федоров) литературного произведения.

2. Пространство и время как атрибуты мира произведения. Понятие хронотопа (по М. Бахтину). Художественное время и пространство в контексте культурологии: циклическая концепция времени, христианская финалистская концепция времени.

3. Некоторые жанровые хронотопы: миф, волшебная сказка, героический эпос, идиллия, утопия и др.)

4. Время и пространство в индивидуальной художественной системе: их маркированность («Евгений Онегин») или подчеркнутая неопределенность («Жизнь человека» Л. Андреева).

5.Функции художественного пространства и времени в литературном произведении (повесть Гоголя «Невский проспект», роман В. Набокова «Машенька»).

Литература

Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе: очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М., 1986.

Литературный энциклопедический словарь / под ред. Кожевникова В. М. , Николаева П. А. М., 1987: ст. Художественное пространство и время.

Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы, 1968 № 8 (или Хрестоматия).

Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.

Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974.

Федоров В. В. О природе поэтической реальности. М., 1984 (Гл.2, с. 36-45).

Тема 4

Система персонажей и сюжет - основа мира эпических и драматических

произведений(2 часа)

1. Персонаж (герой, действующее лицо) и смежные понятия: характер, тип; «актор» и «актант» (в нарратологии).

2. Система персонажей в отдельном произведении. Параллели и антитезы; двойники в системе персонажей («Герой нашего времени» Лермонтова), прием «раздвоения» персонажа («Соглядатай в. Набокова, «Тень» Е. Шварца и др.).

3. Иерархия персонажей:

Главные и второстепенные;

Внесценические персонажи, их функции;

Заимствованные персонажи и их связь с заимствованными сюжетами (ср: «Федра» Ж. Расина и «Ипполит» Эврипида.).

5. Приемы создания образа персонажа. Формы описания героя извне. Формы самораскрытия. Герои «готовые» и формирующиеся, герои-объекты и герои-субъекты. («Душечка» и «Дом с мезонином» Чехова).

Литература

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского М., 1963. с. 36, 76, 83, 107.; Эстетика словесного творчества. С. 8, 75.

Бочаров С. Г. О художественных мирах. М., 1985. С. 136-138.

Гинзбург Л. Я. О литературном герое. Л., 1079, с. 16-28, 45-46, 89-91, 124-129.

Литературный энциклопедический словарь. Статьи: персонаж, герой, характер, тип.

Тема 5

Сюжет как система действий и событий в произведении (2 часа)

1. Сюжет и фабула (А. Н. Веселовский, формальная школа, современное понимание).

2. Событие и ситуация. Ситуация и коллизия.

3. Типология сюжетных схем: концентрические и хроникальные, их сочетание; внешние и внутреннее действия, их сочетание.

4. Концентрические сюжеты, сочетание их компонентов (четкость или размытость, возможность нескольких кульминаций, открытые финалы и т. д.).

5. Разграничение сюжета и композиции его изображения. Сюжетные инверсии, прологи и эпилоги, чередование эпизодов, обрамление, циклизация, вставные сюжеты, предыстории и последующие истории как приемы композиции. Анализ композиции сюжета повестей Пушкина «Метель» и «Выстрел» и Гоголя «Шинель».

Литература

Выготский Л. С. «Легкое дыхание» // Выготский Л. С. Психология искусства. М, 1968.

Кожинов В. В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Т. 2., М., 1964.

Левитан Л. С., Цилевич Д. М. Сюжет в художественной системе литературного произведения. Рига, 1990.

Литературный энциклопедический словарь: Сюжет, Ситуация, Коллизия, Мотив.

Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970., с. 255-279, 280-288.

Шкловский В. Б. Энергия заблуждения. Книга о сюжете // Шкловский В. Б. Избранное в 2-х тт. М., 1983.

Эйхенбаум Б. М. Как сделана «Шинель» Гоголя // Эйхенбаум Б. М. О прозе. Л., 1969.

Тема 6

Особенности эпических произведений (2 часа)

1. Эпос как повествовательный род по преимуществу.

Способы повествования: «всеведущий автор», «личный повествователь» (Тургенев «Записки охотника»); рассказчик и повествователь. Возможность Смена субъектов повествования, полисубъективные композиции (Лермонтов «Герой нашего времени»). Образ автора в повествовательных произведениях. В. В. Виноградов об «образе автора».

Проблема «точки зрения текста» («Станционный смотритель» А. С. Пушкина).

Несовпадение времени сюжета и времени повествования. Ритм повествования, его воздействие на читателя.

Соотношение повествовательных и драматических эпизодов.

Описания и рассуждения в потоке повествования (ретардации повествования).

2. Повествователь как организатор общей композиции произведения, складывающейся их частных композиций: образа героя, сюжета, пейзажа, диалогов, описаний, рассуждений и пр. Принцип «монтажа» в композиции, его разнообразные эффекты.

Он же. Об эволюции повествовательных форм (2-я половина 19 века) // Известия РАН. Отделение литературы и языка. 1992 № 2.

Тема 7

Особенности драматического произведения (2 часа)

1. Высказывание персонажа как основное средство раскрытия характера в драме.

Условность драматического высказывания.

Театральность поведения персонажей.

Функции побочного текста: автоинтерпретация; введение внесловесного материала.

2. Внешняя композиция пьесы. Членение на акты, сцены, явления (сравнительный анализ драматической композиции в «Борисе Годунове» Пушкина и «Царе Борисе» А. К. Толстого).

Совпадение времени речевого общения и сценического (настоящее время в драме).

3. Соотношение диалогов и монологов, основных и побочных текстов в аспекте исторической поэтики.

4. Литературоведческие и театроведческие подходы к пьесе.

Литература

Литературный энциклопедический словарь: Драма.

Хализев В. Е. Драма как явление искусства. М., 1986. С. 22-50, 122-134.

Тема 8

Особенности лирического произведения (2 часа)

1. Медитативность: характерность переживания, умонастроения как предмета и содержания лирики.

Л. Гинзбург, Б. Корман о лирическом субъекте и «лирическом герое». Метафоричность «я» в лирике (анализ «Гамлета» Б. Пастернака).

2. Тяготение к «вечным», общечеловеческим темам (мотивам): любовь, природа, творчество, смысл жизни, бег времени и т. п.

3. Пунктирность сюжета или «отсутствие» сюжета в лирике. Специфика и компоненты лирического сюжета.

4. Психологизм в лирике, его формы. Классификация лирики в зависимости от субъекта переживания: автопсихологическая и ролевая; от структуры предметного мира: собственно медитативная, повествовательная (ее смежность с лиро-эпикой), смешанные формы («Осень» А. С. Пушкина).

5. Единство переживания как основа композиции предметного мира в лирике («Когда волнуется..» М. Ю. Лермонтова).

6. Ассоциативности образности. Связь с возможностями языка.

7. Связь лирики и явлений стиха.

Литература

Гинзбург Л. Я. О лирике. М., изд. 2-е. М, 1974 (Введение, гл. 3,4).

Гаспаров. М.Л. «Снова тучи надо мною..» (методика анализа). Композиция пейзажа у Тютчева. // Гаспаров Избранные труды в 3-х томах. Т.2. О стихах.

Жирмунский В. М. Композиция лирических стихотворений // Жирмунский В. М. Теория стиха. Л., 1975.

Лотман. Ю. М. Анализ поэтического текста М., 1972.

на материале ... – Ростов -на -Дону : ... А.А. Введение в... на стыке лингвистики, литературоведения ... методическое пособие. – Ростов ... филолога для студентов ...
  • Язык и межкультурная коммуникация в современном информационном пространстве материалы i международной научно-практической конференции школьников и студентов

    Документ

    ... германской фразеологии (на материале ... – Ростов -на -Дону : ... А.А. Введение в... на стыке лингвистики, литературоведения ... методическое пособие. – Ростов ... филолога -энциклопедиста, ученика А.А. Шахматова и Л.В. Щербы, представляет особый интерес для студентов ...

  • УЧЕБНЫЙ КУРС КУЛЬТУРОЛОГИЯ Для студентов

    Учебный курс

    ... Для студентов , аспирантов и преподавателей юридических вузов, а также практических работников. ВВЕДЕНИЕ ... Методические указания для студентов ... Ростов -на -Дону , 1997 г. Шендрик А.И. Теория культуры: Учеб. пособие для ... лингвистике, литературоведении , ...

  • Материалы и исследования по рязанскому краеведению Том 14 Рязань 2007

    Документ

    ... материалы по археологии, истории, генеалогии, нумизматике, топонимике, литературоведению ... филологи ... XII. – Ростов -на -Дону , 1994. 11 ... человечества германским фашизмом» ... России. Учебно–методическое пособие для студентов , преподавателей и библиотекарей... Введение ...

  • Развитие восприятия

    Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности.

    По мнению А. В. Запорожца, пик развития восприятия у ребенка приходится на период от раннего к дошкольному возрасту. В это время под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое. В школьные годы эта способность ребенка постоянно совершенствуется и достигает весьма высокой ступени развития.

    Ребенок в состоянии, воспринимая абстрактные образы, какими являются письменные знаки (буквы), объединять их в более сложное абстрактное образование, каким является слово, и придавать этому слову конкретное смысловое значение. Причем на первых этапах обучения письму и чтению данную операцию ребенок выполняет с большим затруднением, но постепенно приобретает определенный опыт, и письменная речь уже не вызывает у него таких сложностей, хотя по-прежнему является одним из самых сложных видов психической деятельности. Это связано еще и с тем, что одновременно у ребенка происходит развитие и других познавательных процессов.

    Развитие представлений

    Представление психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

    Репродуктивное представление – простое механическое воспроизведение в памяти образов объектов реальной действительности, не воспринимаемых в данный момент времени.

    Продуктивное представление – воспроизведение образов предметов, не воспринимаемых в данный момент времени, в контексте новых условий и с учетом всех основных свойств этих предметов. По своему содержанию продуктивное представление близко к воображению.

    Статическое представление – особый вид представлений, характеризующий невозможность воспроизвести образ предмета, не воспринимаемый в данный момент, в новом смысловом контексте. Данный вид представлений характерен для детей дошкольного возраста.

    В период младшего школьного возраста происходит существенное развитие представлений ребенка. Если до 7-летнего возраста у детей обнаруживаются лишь репродуктивные образы-представления , связанные с известными ребенку объектами или событиями, которые в данный момент не воспринимаются, то в возрасте 7–9 лет у ребенка активно начинают развиваться продуктивные представления . Более того, если дошкольники обладают в основном статическими представлениями и испытывают трудности, пытаясь представить нечто другое, то младшие школьники данную операцию выполняют уже достаточно легко. Чем вызвано появление принципиально нового типа представлений у ребенка?

    Данный этап развития представлений у ребенка обусловлен переходом от непроизвольного возникновения у него представлений к умению произвольно вызывать нужные представления. Например, ребенок уже в состоянии по собственному желанию представить и достаточно полно и ярко описать, как выглядит его любимая игрушка.

    Этот период возрастного развития ребенка интересен еще и тем, что в это время у детей происходит формирование индивидуальных различий в представлениях. Как известно, в ряде исследований было доказано, что есть люди, которые совершенно не способны произвольно вызывать у себя представления определенного типа. Это в значительной степени связано с особенностями формирования у них представлений в период раннего школьного возраста.

    Вехи в развитии

    Данный этап развития представлений у ребенка обусловлен переходом от непроизвольного возникновения у него представлений к умению произвольно вызывать нужные представления. В это же время у детей происходит также формирование индивидуальных различий в представлениях.

    По мнению специалистов, формирование способности оперирования представлениями определенного вида у ребенка целесообразно осуществлять таким образом, чтобы этот процесс был направлен прежде всего на выработку у ребенка умения произвольно вызывать эти представления. При этом следует иметь в виду, что всякое представление содержит в себе элемент обобщения , а развитие представлений идет по пути увеличения в них элемента обобщения.

    Увеличение обобщающего значения представлений может идти в двух направлениях. Один путь – это путь схематизации . В результате схематизации представление, возникшее у ребенка, теряет постепенно ряд частных индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме. По этому пути идет, например, развитие у ребенка пространственных геометрических представлений.

    Другой путь – путь развития типических образов . Следуя по данному пути развития, представления, не теряя своей индивидуальности, а наоборот, делаясь все более конкретными и наглядными, становятся «представителями» целой группы предметов и явлений. Этот путь ведет к развитию у ребенка представлений о художественном образе, который, будучи в максимальной степени конкретным и индивидуальным, может содержать в себе весьма широкое обобщение.

    Развитие внимания

    Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном.

    Существенные изменения наблюдаются в качественных характеристиках внимания. В младшем школьном возрасте внимание ребенка становится произвольным , однако это происходит не сразу. Довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей. Вместе с этим происходит развитие и определенных свойств внимания ребенка, таких как объем и устойчивость, переключаемость и концентрация, а также произвольное внимание.

    Нормы развития

    Например, к возрасту 10–11 лет объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания у детей почти такие же, как и у взрослого человека. Более того, известно, что такая характеристика внимания, как переключаемость, у детей этого возраста развита существенно выше, чем средний ее показатель у взрослых. Вероятно, это обусловлено молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка. Младшие школьники могут переходить от одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Однако и здесь внимание ребенка сохраняет еще некоторые признаки «детскости».

    Свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребенка.

    Следует отметить, что развитие внимания у детей в этом возрасте вызвано не только биологическими причинами, но в первую очередь той деятельностью, которой занимается ребенок.

    Особую роль в развитии произвольного внимания у ребенка играет школа и учебный процесс. В процессе школьных занятий ребенок дисциплинируется, у него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. Следует отметить, что в школьном возрасте развитие произвольного внимания также проходит определенные стадии.

    В первых классах ребенок не может еще полностью контролировать свое поведение на уроках. У него по-прежнему превалирует непроизвольное внимание . Поэтому опытные учителя стремятся сделать свои занятия яркими, захватывающими внимание ребенка с периодической сменой методов подачи учебного материала. Следует помнить, что у ребенка в этом возрасте мышление в основном наглядное. Поэтому, для того чтобы заинтересовать его, изложение учебного материала должно быть предельно наглядным. Постепенно, в процессе целенаправленной познавательной деятельности, внимание у детей младшего школьного возраста достигает весьма высокого уровня развития.

    Развитие памяти

    Память – процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта.

    Произвольная память – психический познавательный процесс, который осуществляется под контролем сознания в виде постановки цели и использования специальных приемов, а также при наличии волевых усилий.

    Бурное развитие характеристик памяти ребенка, происходящее в школьные годы, связано прежде всего с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний ребенком предопределяет развитие у него произвольной памяти . В отличие от дошкольника, школьник вынужден запоминать и воспроизводить не тогда, когда захочет, и не то, что ему интересно, а то, что дает и требует от него школьная программа.

    Под воздействием требований школы запоминание и воспроизведение приобретают все более произвольный характер и становятся гораздо более активными. Поэтому обучение в школе с определенной точки зрения можно рассматривать как комплексную систему тренировки памяти молодого человека. В процессе обучения школьник учится ставить перед собой дифференцированные задачи по заучиванию учебного материала, то есть определяет способ заучивания и воспроизведения информации в зависимости от уровня ее сложности и постепенно овладевает осмысленным запоминанием.

    Исследования

    Исследования известного отечественного психолога А. А. Смирнова, посвященные сравнительному анализу памяти у детей младшего и среднего школьного возраста, показали, что в младшем школьном возрасте особенно активно развивается механическая память на несвязанные логически единицы информации. Кроме этого, вопреки распространенному мнению о том, что с возрастом увеличивается преимущественно запоминание ребенком осмысленного материала, фактически обнаруживается обратное соотношение: чем старше становится младший школьник, тем меньше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным.

    Это, по-видимому, связано с тем, что упражняемость памяти ребенка под влиянием интенсивного учения, опирающегося на запоминание, ведет к одновременному улучшению у него всех видов памяти, и прежде всего тех, которые относительно просты и не связаны со сложной умственной работой. Это говорит о том, что младшему школьнику легче запоминать относительно несложный осмысленный материал. Поэтому при обучении детей этого возраста учителю следует уделять особое внимание подробному разъяснению учебного материала.

    Если характеризовать развитие памяти ребенка на данном этапе его возрастного развития, то следует отметить, что по сравнению с дошкольниками память детей младшего школьного возраста достигает весьма высокого уровня. Это в первую очередь касается механической памяти , которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует очень быстро. Несколько ниже темпы развития опосредованной, логической памяти у ребенка , поскольку данный вид памяти еще не стал для него актуальным.

    В большинстве случаев ребенок, получая учебную информацию, играя с друзьями, вполне обходится механической памятью. Однако в настоящее время известно, что если детей младшего школьного возраста с первых лет обучения в школе специально учить мнемоническим приемам , то это может существенно увеличить впоследствии продуктивность их логической памяти.

    Кроме этого, знание некоторых мнемонических приемов и умение ими пользоваться способствует развитию произвольной памяти у ребенка, а незнание их в большинстве случаев является основной причиной слабости произвольной памяти у многих детей данного возраста.

    Значительно более сложное строение имеет третий, наиболее важный вид образной памяти – образ представления (иногда он обозначается в психологии YB – от немецкого Vorstellungsbild). Такие образы хорошо известны каждому. Мы говорим, что имеем представление о дереве, о лимоне, о собаке. Это означает, что наш прежний опыт оставил в нас следы этих образов; поэтому наличие образов представлений расценивается как наиболее существенная форма памяти.

    С первого взгляда может показаться, что образы представлений близки к наглядным образам, отличаясь от них только тем, что они менее ярки, более бедны и размыты, менее определенны. Однако такая характеристика представлений как более бедных по своему содержанию образов, глубоко ошибочна, и внимательный психологический анализ показывает, что образы представлений не беднее, а неизмеримо богаче наглядных образов.

    Первое, что отличает образы представлений от наглядных образов, это то, что образы представлений всегда полимодальны, иначе говоря, всегда включают в свой состав элементы как зрительных, так и осязательных, слуховых и двигательных следов; они являются следами не одного вида восприятия, а следами сложной практической деятельности с предметами.

    Внешне образ представлений может показаться зрительно более бедным и является скорее схемой, общим очертанием данной вещи, чем ее наглядным зрительным изображением. Однако он включает в свой состав разные стороны представлений о вещи: образ представлений о лимоне включает как его внешний вид (форму и цвет), так и его вкус, шероховатую кожу, вес и т. п. Образ стола включает в свой состав не только бедный и схематичный вид стола, но и его применение, следы того, что человек за ним сидел, обедал, работал и т. п. Этот множественный состав образа представления, включающий многообразную практику с предметом, уже сам по себе делает представление о предмете гораздо богаче, чем один лишь его внешний вид.

    Вторая особенность образа представления заключается в том, что он всегда включает в свой состав следующее:

    Интеллектуальную переработку впечатления о предмете;

    Выделение в предмете наиболее существенных признаков;

    Отнесение его к определенной категории.

    Мы не только воспроизводим образ дерева, но и называем его определенным словом, выделяем в нем существенные признаки, относим его к определенной категории. Вызывая представление о дереве, мы, как правило, не вызываем образа какого-либо определенного дерева (одной хорошо известной нам сосны или березы), но имеем дело с обобщенным образом дерева, в который может войти как наглядный образ березы или сосны, так и наглядный образ тополя или дуба. Тот факт, что образ представления с первого взгляда кажется размытым и более бедным, чем наглядный зрительный образ, на самом деле является признаком его обобщенности, потенциального богатства стоящих за ним связей, признаком того, что он может быть включен в любые отношения. Одновременно эта кажущаяся бедность образа представления говорит о том, что какой-либо один признак (комплекс признаков) выделяется в нем как наиболее существенный, в то время как другие признаки игнорируются как менее существенные.


    Следовательно, образ представления является в конечном счете не пассивным отпечатком нашего зрительного восприятия, а итогом его анализа и синтеза, абстракции и обобщения, иначе говоря, результатом кодирования, воспринимавшегося в известную систему.

    Значит, в образе представления наша память не пассивно сохраняет отпечаток раз воспринятого, но проделывает с ним глубокую работу, объединяя целый ряд впечатлений, анализируя содержание предмета, обобщая эти впечатления, объединяя собственный наглядный опыт со знаниями о предмете.

    Следовательно, образ представления является продуктом неизмеримо более сложной деятельности и неизмеримо более сложным психологическим образованием, чем последовательный или наглядный образ.

    Эта сложность образа представления отчетливо видна как в узнавании предмета, так и в сохранении образа.

    Узнавание предмета никогда не является процессом простого наложения воспринимаемого предмета на хранящийся в памяти образ представления о нем. Оно происходит, как правило, путем выделения существенных признаков предмета, сличения признаков сходных и различных в ожидаемом и реально воспринимаемом предмете, в результате которых и происходит «принятие решения» о том, является ли видимый предмет тем, который мы ожидали, или нет. Факт, что человек имеет «образ» своего знакомого, вовсе не означает, что он располагает полным зрительным отпечатком этого знакомого, и он «узнает» его, путая простое отождествление воспринимаемого образа с тем, которой хранится в его памяти. Это означает, что он располагает обобщенным комплексом признаков, которые он удерживает как существенные для своего знакомого: высокий рост, лысоватый, в очках, прямо держится и т. п. Встречая человека, похожего на этого знакомого, он сличает отдельные черты, и если эти черты в чем-либо не совпадают («лысоватый, в очках, но лицо круглое...»), он «принимает решение», что перед ним не тот человек, он «не узнает» его. Лишь совпадение всех ведущих признаков приводит к уверенности, что перед ним именно ожидаемое лицо, и к «принятию решения», которое и есть проявление узнавания своего знакомого.

    Это дает основания считать образ представления не простым отпечатком в памяти единичного впечатления, а сокращенный, свернутым продуктом сложной деятельности с предметом, включающим элементы как наглядного опыта, так и знаний о нем. Столь же сложным процессом является хранение образа представления в памяти.

    Как показал ряд исследований (и прежде всего исследования советского психолога И. М. Соловьева), образ представления иногда не хранится в памяти в неизменном виде; он всегда претерпевает динамические изменения, которые легко обнаружить, если, дав испытуемому возможность ознакомиться с предметом, затем, после истечении некоторого времени (день, неделя, месяц, несколько месяцев) не только спросить, имеет ли он представление этого предмета, но и предложить нарисовать его. Опыт убедительно показывает, что сохранение этого образа в памяти практически связано с видоизменением образа представления этого предмета, с выделением и подчеркиванием его наиболее существенных признаков, исчезновением его индивидуальных особенностей, иначе говоря, с глубокой переработкой хранящегося в памяти образа.

    Все это показывает, что образ представления является сложнейшим психологическим явлением и «образную память» человека ни в коей степени нельзя расценивать как элементарное явление.

    Образы представлений являются значительно более сложными видами следов памяти, и именно их близость к интеллектуальным процессам делает их одним из наиболее важных составных частей познавательной деятельности человека.

    3. Типология (разновидности) художественных образов

    Художественная реальность литературного творения, как правило, редко выражает себя в одном, единственном художественном образе. Традиционно она возникает из многозначного образования; целой системы. В этой системе многие образы отличаются друг от друга и обнаруживают принадлежность к определенному типу, разновидности. Тип образа определяется его происхождением, функциональным предназначением и структурой.

    На уровне происхождения различают две большие группы художественных образов: авторские и традиционные.

    Авторские образы, как это видно из самого названия, рождаются в творческой лаборатории автора «на потребу дня», «здесь и сейчас». Они вырастают из субъективного видения мира художником, из его личностной оценки изображаемых событий, явлений или фактов. Авторские образы конкретны, эмоциональны и индивидуальны. Они близки читателю своей реальной, человеческой природой. Любой может сказать: «Да, я видел (пережил, «прочувствовал») нечто подобное». В то же время авторские образы онтологичны (то есть имеют тесную связь с бытием, вырастают из него), типичны и потому всегда актуальны. С одной стороны, эти образы воплощают историю государств и народов, осмысляют общественно-политические катаклизмы (как, например, горьковский буревестник, который предсказывает и одновременно призывает революцию). А с другой - создают галерею неподражаемых художественных типов, которые остаются в памяти человечества как реальные модели бытия.

    Так, например, образ князя Игоря из «Слова» моделирует духовный путь воина, который освобождается от низменных пороков и страстей. Образ пушкинского Евгения Онегина обнаруживает «идею» разочарованного в жизни дворянства. А вот образ Остапа Бендера из творчества И. Ильфа и Е. Петрова олицетворяет путь человека, одержимого элементарной жаждой материальных благ.

    Традиционные образы заимствуются из сокровищницы мировой культуры. Они отражают вечные истины коллективного опыта людей в различных сферах жизни (религиозной, философской, социальной). Традиционные образы статичны, герметичны и потому универсальны. Они используются писателями для художественно-эстетического «прорыва» в трансцендентное и транссубъективное. Главная цель традиционных образов - коренная духовно-нравственная перестройка сознания читателя по «небесному» образцу. Этому служат многочисленные архетипы и символы.

    Весьма показательно использует традиционный образ (символ) Г. Сенкевич в романе «Quo wadis». Этот символ - рыба, которая в христианстве обозначает Бога, Иисуса Христа и самих христиан. Рыбу чертит на песке Лигия, прекрасная полячка, в которую влюбляется главный герой, Марк Виниций. Рыбу рисует сначала шпион, а потом мученик Хилон Хилонид, разыскивая христиан.

    Древний христианский символ рыбы придает повествованию писателя не только особый исторический колорит. Читатель, вслед за героями, также начинает вдумываться в смысл этого символа и таинственным образом постигать христианское богословие.

    В аспекте функционального предназначения различают образы героев, образы (картины) природы, образы-вещи и образы-детали.

    Наконец, в аспекте построения (правил иносказания, переноса значений) различают художественные образы-символы и тропы.

    4. Художественные тропы

    В стилистике и риторике художественные тропы - элементы речевой изобразительности. Тропами (греч. tropos - оборот) именуются особые обороты речи, придающие ей наглядность, живость, эмоциональность и красоту. Тропы предполагают конверсию слова, переворот в его семантике. Они возникают тогда, когда слова употребляются не в прямом, а в переносном смысле; когда посредством сопоставления по смежности экспрессемы обогащают друг друга спектром лексических значений.

    Например, в одном из стихотворений А.К. Толстого читаем:

    Острою секирой ранена береза,

    По коре сребристой покатились слезы;

    Ты не плачь, береза, бедная, не сетуй!

    Рана не смертельна, вылечится к лету...

    В приведенных строчках фактически воссоздается история одной весенней березы, получившей механическое повреждение древесной коры. Дерево, по мысли поэта, готовилось к пробуждению от долгой зимней спячки. Но появился некий злой (или просто рассеянный) человек, захотел напиться березового сока, сделал надрез (зарубку), утолил жажду и ушел. А из надреза продолжает течь сок.

    Конкретная фактура сюжета остро переживается А.К. Толстым. Он сострадает березе и расценивает ее историю как нарушение законов бытия, как попирание красоты, как некую мировую драму.

    Поэтому художник прибегает к словесно-лексическим заменам. Поэт называет надрез (или зарубку) на коре «раной». А березовый сок - «слезами» (их у березы, конечно, быть не может). Тропы помогают автору идентифицировать березу и человека; выразить в стихотворении идею милосердия, сострадания всему живому.

    В поэтике художественные тропы сохраняют то значение, которое они имеют в стилистике и риторике. Тропами именуются поэтические обороты языка, подразумевающие перенос значений.

    Различают следующие виды художественных тропов: метонимия, синекдоха, аллегория, сравнение, метафора, олицетворение, эпитет.

    Метонимия - это простейший вид иносказания, предполагающего замену имени его лексическим синонимом («секира» вместо: «топор»). Или смысловым результатом (например, "золотой" век русской литературы» вместо: «русская литература XIX века»). Метонимия (перенос) лежит в основе любого тропа. Метонимичными, по М. Р. Львову, являются «связи по смежности».

    Синекдоха - это такая метонимия, при которой происходит замещение имени более узким или более широким по семантике наименованием (например, «носач» вместо «человек» (с большим носом) или «двуногие» вместо: «люди»). Замещаемое имя опознается по его характерному признаку, который называет замещающее имя.

    Аллегория - это образное иносказание, предназначенное для рациональной расшифровки (так, Волк и Ловчий в известной басне И. А. Крылова «Волк на псарне» легко дешифруются образами Наполеона и Кутузова). Образ в аллегории играет подчиненную роль. Он чувственно воплощает в себе какую-либо значимую идею; служит однозначной иллюстрацией, «иероглифом» абстрактного понятия.

    Сравнение - это такая метонимия, которая раскрывается в двух компонентах: сравниваемом и сравнивающем. А грамматически образуется с помощью союзов: «как», «будто», «словно» и т. п.

    Например, у С.А. Есенина: «И березы (сравниваемый компонент) стоят, как (союз) большие свечки (сравнивающий компонент)».

    Сравнение помогает увидеть предмет с новой, неожиданной точки зрения. Оно высвечивает в нем скрытые или незамеченные до той поры черты; дает ему новое семантическое бытие. Так, сравнение со свечками, «дарит» есенинским березам стройность, мягкость, теплоту, и слепящую красоту, свойственную всем свечам. Более того, деревья, благодаря такому сравнению, понимаются живыми, даже предстоящими Богу (поскольку свечи, как правило, горят в храме).

    Метафора, по справедливому определению А.А. Потебни, есть «сокращенное сравнение». Она обнаруживает только один - сравнивающий компонент. Сравниваемый - домысливается читателем. Метафору использует А.К. Толстой в строке о раненой и плачущей березе. Поэт видимо предоставляет только замещающее слово (сравнивающий компонент) - «слезы». А замещаемое (сравниваемый компонент) - «березовый сок» - домысливается нами.

    Метафора - скрытая аналогия. Этот троп генетически вырастает из сравнения, но не имеет ни его структуры, ни грамматического оформления (союзы «как», «будто» и др. не применяются).

    Олицетворение - это персонификация («оживление») неживой природы. Благодаря олицетворению земля, глина и камни приобретают антропоморфные (человеческие) черты, органичность.

    Весьма часто природа уподобляется таинственному живому организму в творчестве русского поэта С.А. Есенина. Он говорит:

    Там, где капустные грядки

    Красной водой поливает восход,

    Клененочек маленькой матке

    Зеленое вымя сосет.

    Эпитет - это не простое, но метафорическое определение. Он возникает путем сопряжения разнородных понятий (примерно по следующей схеме: кора + серебро = «серебристая кора»). Эпитет размыкает пределы традиционных признаков предмета и добавляет к ним новые свойства (так, эпитет «серебристая» придает согласующемуся с ним предмету («коре») следующие новые признаки: «светлая», «блестящая», «чистая», «с чернью»).

    5. Художественные образы-символы

    Художественный образ-символ принципиально противостоит изобразительным элементам речи. Он обладает уникальной структурой, особым предназначением.

    Троп возникает в аспекте рациональной, легко читаемой замены одного имени другим. Он предполагает простое, однозначное иносказание (слезы - это только березовый сок, Волк и Ловчий - только Наполеон с Кутузовым). Отвлеченную идею, чувство, нравственное представление в тропе заменяет образ, «картинка».

    Образ-символ роднится с традиционными образами культуры: символами и архетипами (их «обращает» в образы-символы литературный контекст). Он обнаруживает иносказание сложное, многозначное. Образ-символ является ознаменованием не одной вещи, идеи, явления, но целого ряда вещей, спектра идей, мира явлений. Этот художественный образ прорезывает все планы бытия и воплощает в относительном абсолютное, во временном - вечное. Подобно универсальному символу, образ-символ стягивает к себе мыслимые множества смыслов вещи и становится в результате (по выражению К.В. Бобкова) «как бы центром всех смыслов, откуда может происходить их постепенное разворачивание».

    Исчерпывающий комментарий многозначности некоторых знаков дает Вяч. И. Иванов в статье «Символизм и религиозное творчество». Он говорит: «Нельзя сказать, что змея, как символ, значит только «мудрость» <...>. Иначе, символ - простой гиероглиф, и сочетание нескольких символов - образное иносказание, шифрованное сообщение, подлежащее прочтению при помощи найденного ключа. Если символ гиероглиф, то гиероглиф таинственный, многозначащий, многосмысленный. В разных сферах сознания один и тот же символ приобретает разное значение. Так, змея имеет ознаменовательное отношение одновременно к земле и воплощению, полу и смерти, зрению и познанию, соблазну и освящению».

    Классический пример символизации художественного образа мы видим в прекрасной миниатюре И.Ф. Анненского «Среди миров»:

    Среди миров, в мерцании светил

    Одной Звезды я повторяю имя...

    Не потому, чтоб я Ее любил,

    А потому, что я томлюсь с другими.

    И если мне сомненье тяжело,

    Я у Нее одной молю ответа,

    Не потому, что без Нее темно,

    А потому, что с Ней не надо света.

    Звезда в стихотворении поэта - это не просто любимая женщина. Звезда означает «голубую» мечту, недоступный и возвышенный идеал, смысл жизни, истину, любовь. Она может являть и образ Христа, который есть «звезда светлая и утренняя».


    Этом... освещении лики, т. е. горние облики... первоявления Urfenomen - сказали бы мы вслед за Гёте». Мусульманская церковь достигала этого через семантико-эстетическую организацию орнамента, в котором заключался не только художественный образ, но и выражалась мудрость Аллаха. В буддизме это целая система ритуальных танцев или канонических изображений Будды, создающих не менее глубокое ощущение...




    Интересный, внутренне целостный и плодотворный период в истории не только Русской рукописной книги, но и Российского государства в целом.Основная частьПри изучении значения текста в художественном образе рукописной книги, можно выделить несколько основных направлений исследования: подбор типа письма (устав, полуустав, каллиграфический полуустав, скоропись); расположение текста на листе (...

    1971. - С.385). Отсюда следует, что "… искусство изображает истинное всеобщее, или идею, в форме "чувственного существования образа" (Гегель Г. Эстетика. Т.4. - М., 1973. - С.412). Свою лепту в решение вопроса о природе художественно-образного сознания внес и марксизм. С точки зрения марксистской методологии критерием искусства признается общественно-историческая практика, данная через призму...

    Концентрация внимания, координация движений, достаточная физическая сила, аккуратность, опрятность. 2.2 Кризисы профессии типа «человек – художественный образ» Профессиональная деятельность человека задает направление развития его личности. Иногда приобретенные человеком особенности личности проявляются и в других жизненных условиях и ситуациях. Отрицательным проявлением этого...

    Индивидуальные особенности формирования представления. Характеристики представлений: наглядность, непостоянство, фрагментарность, обобщенность.

    Сегодня мы поговорим о том, какие существуют особенности представлений. Ведь то, что мы представляем далеко не всегда бывает полным отражением реальных объектов.

    Представление в психологии человека является процессом воспроизведения услышанного, увиденного ранее. Такой процесс характеризуется некоторыми особенностями и нюансами. Особенности формирования представления :

    • Наглядность;
    • Фрагментарность;
    • Непостоянство;
    • Обобщение.

    Особенности формирования представления: наглядность

    В первую очередь представление характеризуется наглядностью , т.е. максимальной реалистичностью образов, которые всплывают, их приближенностью к принятой информации.

    При этом есть одно важное отличие – образы восприятия являются отображением тех данных, который были в реальности восприняты и обработаны мозгом человека в данный момент. А образы представления являются обработкой данных, которые были восприняты когда-то давно . Именно этот акт, обуславливает то, что представление характеризуется минимальным уровнем наглядности.

    Особенности формирования представления: фрагментарность

    Особенности формирования представление включают в себя фрагментарность , которая является процессом воспроизведения всего лишь некоторых фрагментов картинки или объекта. Одна часть — четко представляется, другая лишь только некоторыми элементами, а третья вовсе отсутствует. Фрагментарность наглядно просматривается, когда человек вспоминает чье-то лицо, старого друга или знакомого, при этом отчетливо вспоминая отдельные черты лица, но без возможности составить портрет полностью.

    Достаточно важным нюансом, сопутствующим представлению является непостоянство, означающее неустойчивость образов . Таким образом, как бы не хотелось удержать образ в голове, на какое-то время он исчезает и наоборот, иногда не получается избавиться от картинки, которая устойчиво засела в воображении. Думаю, с Вами иногда случалось подобное, когда после фильма ужасов страшные картины постоянно всплывали перед глазами, даже если Вы этого не желали.

    Особенности формирования представления: изменчивость

    Помимо этого представленные образы очень изменчивы , ведь часто всплывают незначительные детали, то одни, то другие. Только мизерный процент людей, которые обладают высокоразвитой способность формировать полную картинку восприятия, могут представить целый образ. К таковым чаще всего относятся художники, скульпторы или музыканты, которые могут относительно полноценно создавать различные образы.

    Особенности формирования представления: обобщенность

    Стоит отметить, что характеризуются обобщением воспроизводимых образов , именно это обуславливает их схожесть с реальностью. При этом процесс обобщения происходит вне зависимости от того схожи объекты, родственны или разрознены. Любой воспроизводимый образ является итогом обобщения, ведь один и тот же предмет, объект или человека мы видим не один раз и всегда в новых ситуациях, условиях.

    Данная статья входит в цикл статей о представлении.

    Часть первая