Этнический состав населения африканских стран. Народы северной, западной и центральной африки


Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите [email protected] или [email protected]

Africa Tur → Справочные материалы → Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А-К → НАСЕЛЕНИЕ Этнический состав Африки

НАСЕЛЕНИЕ Этнический состав Африки

Этнич. состав совр, нас. А. отличается большой сложностью (см. карту народов). Континент населяет неск. сот больших и малых этносов. 107 из них, насчитывающих более 1 млн. чел. каждый, составляют 86,2% всего нас- (1983 , оценка). Числ. 24 народов превышает 5 млн. чел., и они составляют 55,2% нас. А. Крупнейшие из них - егип. арабы, хауса, йоруба, алж, арабы, марокканские арабы, фульбе, игбо, амхара, оромо, суданские арабы.

Страны Сев, и Сев,-Вост. А, населяют народы, говорящие на языках афразийской семьи Наиб распространённый из семитских языков - арабский является родным для 101 млн. чел. (V5 всех африканцев). Арабы - осн, нас. Египта, Туниса, Алжира, Ливии, Мавритании. Марокко; в Судане их живёт 43,1%, Чаде - 26%.

В эфиопской группе семитских народов наиб, крупный - амхара, к-рые составляют вместе с родств, тиграи, гураге, тигре ядро складывающейся эфиоп, нации

Народы, говорящие на кушитских яз., обитают в Эфиопии и соседних странах; крупнейший из них - оромо в юж. Эфиопии. В кушитскую группу входят также сомалийцы и обитатели горных областей Юж, и Центр. Эфиопии - омето, каф- фа, шинаша, ямма, сидамо и др. Обширные пустынные про-странства на С.-В. Судана и прилегающие области Египта и Сомали занимают беджа.

Древнее нас. Сев. А. - берберские народы (шильх, тама- зигт, рифы в Марокко, кабилы и шавийя в Алжире) - сохранились лишь в горных и отчасти пустынных р-нах Сахары. Особое место среди них занимают туареги (самоназв. имошаг), к-рые кочуют по пустынным нагорьям Ахаггара и Тассилин-Аджера в Алжире, занимают нагорье Аир и прилегающие области Центр. Сахары в Нигере; их много в Мали.

К Ю. от Сахары обитают народы, говорящие на чадских языках (или языках хауса): хауса, бура, вандала и др. Подавляющее большинство хауса расселено в Сев. Нигерии. Они живут также е сопредельных р-нах Нигера. Родственные хауса народы - бура, вандала, баде, маса, котокс и др., расселены на возвышенностях на В. Нигерии.

Наиб, обширную терр. в А. занимают народы, говорящие на конго-кордофанских яз. Среди народов, говорящих на нигеро-конголезских языках, выделяются своей многочисленностью этносы, говорящие на бенуэ-к0И10лезских яз. К ним принадлежат и народы бангу, составляющие подавляющее большинство нас. во многих странах Центр.. Вост. и Юж. А. 43 народа банту насчитывают св. 1 млн. чел. каждый, Самые кр. из них - руанда (в Руанде, Заире, Уганде и нек- рых соседних странах), макуа (в Малави, Танзании и др. странах), рунди и ха (в Бурунди, Заире, Танзании и Уганде), конго (в Заире, Анголе, Конго), малави (в Малави, Замбии, Мозамбике), зулу (в ЮАР), шона (в Зимбабве, Мозамбике. Ботсване), коса (ЮАР), луба (в Заире и соседских странах). Среди др. кр. народов банту - кикуйю, тсонга, ньямвези, ганда, монго, лухья, овимбунду, педи, бемба, суто, тсвана.

На бенуэ-конголезских яз. говорит целый ряд кр. и мелких народов Нигерии и Камеруна (ибибио, тив, бамилеке, тикар, экой и др.).

Народы, говорящие на ква языках, населяют обширную зону Гвинейского побережья от Либерии до Камеруна: кр народы - йоруба, игбо, бини, а также нупе, гбари, игбира, иджо и др. в Нигерии, группа народов акан на Ю. Ганы и в БСК, эве на Ю. Ганы, в Того и соседних странах; фон (вост. эве) в Бенине; группа народов кру в БСК и Либерии, неболь-шие народы приморских лагун БСК и др.

Народы, говорящие на западно-атлантич. языках, состаи- ляют осн. нас. многих стран на крайнем 3. А.; волоф, фульбе, серер и др. в Сенегале, баланте, фульбе и др, в Гвинее- Бисау, темне, лимба, фульбе и др. а Сьерра-Леоне, фульбе, киси и др. в Гвинее. Наиболее многочисленны фульбе.

Народы, говорящие на гур языках, расселены в Буркина- Фасо, Гане, БСК, Мали, Самый кр. из них - моей, близко- родств. народы - лоби, бобо, догон, К др. народам эгои группы относятся груси, гур- ма, тем, кабре и др.

Из народов манде широко расселены мандинка - в Г винее, Мали, Сенегале, БСК. Близкие к ним бамана населяют центр, р-ны Мали, менде обитают в Сьерра- Леоне, сонинке на С. Мали в соседних гос-вах, сусу в приморских р-нах Гвинеи. В группу манде входят также дан, квени, мано, диула, ваи, буса, банди, лома и др.

Народы, говорящие на адамауа-восточных языках, составляют большинство нас. ЦАР, расселены они также в Заире, Камеруне и

Судане Наиб, кр, народы: банда, гбайя, азанде (занде), чамба, мбум.

На кордофанских языках говорят малочисленные народы, населяющие горы Кордофан в Судане: коалиб, тумтум, тегали и др.

Народы, говорящие на нило-сахарских языках, составляют шеегь групп. На шари-нильских яз. говорят многие народы басс. р. Нил. Б. ч. восточно-суданских народов (юж. луо ачоли, ланго, кумам и др.; джолуо, динка, нубийцы, календжин, тесо, туркана, карамоджонг, нуэр, масаи и др.) живёт на Ю, Судана, в Уганде, Кении, Центральносуданскую группу образуют мору-мади, мангбету, багирми и сара, а также пигмеи - эфе, ака, асуа и нек-рые др.

Койсанские народы населяют полупустынные терр, в юго- зап, части А. (в Намибии, Ботсване, Анголе, ЮАР). К ним относятся бушмены, готтентоты, горные дамара. О. Мада-гаскар населяют малагасийцы, говорящие на австронезийских из.

На индоевропейских языках (германских, романских и индоарийских) говорит нас. европейского (африканеры, или буры, англичане, французы, испанцы, итальянцы, порту-гальцы и др.) и азиатского (выходцы из Индии и Пакистана, индомаврикийцы и др.) происхождения. Лица европ. проис-хождения составляют менее 1,5% нас. А. Их числ. после завоевания странами А. политической независимости заметно сократилась. Однако в ЮАР они занимают господ-ствующее положение в экономической и политической жизни.

По языку и отчасти по культуре к европейцам примыкает смешанное метисное нас. В ЮАР к нему относятся т. н. цвет-ные. Они подвергаются наряду с др. небелыми» народами жестокой расовой дискриминации. На океанич. о-вах, окру-жающих Афр. континент, в результате этнич. смешения образовались различные метисные этносы (реюньонцы, зеленомысцы, маврикийцы-креолы и др Этнические процессы

Этнич. процессы - изменение осн. признаков этнич. общности (языка, культуры, самосознания и т. д., т. е. тех черт. к-рые отличают данную общность от др.) - подразделяются на процессы этнич- объединения, включающие асси-миляцию, консолидацию и интеграцию, и процессы этнич. разъединения. В А. представлены не только разные их типы, но и различные стадии консолидац., интеграц. и ассимиля-тивных процессов, а также разные формы этнич. общностей - от небольших бродячих групп собирателей и охотников, сохраняющих пережитки родового строя, до различных этносов переходного типа, этнолингвистических и этно- политических общностей, кр. народностей и многомиллион-ных наций.

Формирование нас. А. происходило в течение длит, вре-мени в результате сложных миграц, процессов, взаимодей-ствия и взаимовлияния разных этнокультурных компонентов. Один из важных этапов этнич. истории А. связан с пере-движением обитателей Сахары по мере её усыхания (с 3 в. до н. э.). Постепенно негроидные племена распространились на юг континента, В результате многовековых миграций народов, различных по антропол типу и языку, стадии консолидации и ассимиляции, в Зап. А. образовалось смешан-ное нас. Следующий этап связан с передвижением с 3. народов банту (начиная с 1-го тыс. н. э). В Воет, А. они оттеснили на С. и частично ассимилировали племена кушитов и на Ю.-З. - бушменов и готтентотов. В результате контактов пришлых бантуязычных племён с первонач. этнич. субстратом происходило формирование этнич, облика совр. народов, В 7-11 вв, происходили переселения арабов в Сев. А., затем в Центр, и Вост. Судан, на вост.-афр. побережье и о-ва Инд, ок. Большое влияние на зтнич. историю оказали древние и ср.-век. гос-ва А. - Гана, Мали, Сонгай, Конго, Куба и др, В их границах шло объединение родств. племён и постепенная консолидация их в народности. Однако этот естеств. процесс был нарушен работорговлей, к-рая привела к опустошению огромных терр. Значит, влияние на этнокультурное развитие А, оказал период колониализма, Колон, зависимость, реакционная политика колонизаторов, направленная на сохранение социально-экономич. отсталости, на разобщение народов, консервация отживших институтов родо-плем. общества, разделение границами колоний единых этносов - способствовали этнич. стратификации и изоляционизму, тормозили процессы сближения разл. этносов. Однако объединительные процессы развивались и в колон, период. В разных странах складывались центры этнич. консолидации, наметились процессы этнич. интеграции, В борьбе против колонизаторов развивалось и крепло нац. самосознание. После достижения афр. гос-вами политич. независимости наступил новый этап в их этнокультурном развитии. В новых историч. условиях процессы формирования кр, этнич. общностей развиваются стремительно, захватывая одновременно разл. уровни и формы этносоциальной структуры - от семей (больших и малых) до целых народностей. Большинство этносоциальных общностей уже прошло стадию развития, обозначаемую термином <‘племя». Повсеместно идут процессы формирования народностей, смешение, трансформация этнич, общностей разного уровня, смена родо-плем. связей территориальными, усиление социальной стратификации.

Завоевание независимости способствовало разрушению патриархально-феод. замкнутости мн. областей, укреплению экономич. связей, распространению общих форм культуры и общелитературных крупных языков (суахили - на В. А., хауса и др. - на 3.). Происходит процесс складывания наций на С., крайнем юге (африканеры), в ряде стран Тропической А. (у йоруба, хауса, игбо в Нигерии, конго в Заире и некоторых др.). Как правило, этот процесс происходит на основе консолидации уже существующих народностей. Что касается формирования наций в рамках гос, границ, то на совр. этапе этносоциального развития можно говорить лишь о тенденции этого процесса.

Многообразие, неоформленность и аморфность этнич. общностей в гос-вах Тропич, А., подвижность этнических границ, наличие большого числа переходных типов не всегда позволяют определённо охарактеризовать уровень этнич. развития,

Интенсивно развиваются в А. процессы этнич. консолидации - складывание крупных этнич. общностей на более или менее однородной этнич, основе или же дальнейшее сплочение сформировавшегося этноса по мере его социально- экономич. и культурного развития. Они наблюдаются у лухья и кикуйю в Кении, у народов акан в Гане, у игбо, йоруба, нупе и ибибио в Нигерии и др. Так, вокруг кикуйю группируются близкие по языку и культуре этнич. группы, обитающие на юж. и воет, склонах горы Кения: эмбу, мбере, ндиа, кичугу, меру. По языку к кикуйю наиб, близки эмбу, кичугу, мбере и ндиа. Ещё сохраняются плем. языки и этнич. самоназвания; в переписях нас. кикуйю, эмбу и меру учитываются отдельно.

Уровень консолидац. процессов у разных этносов различен. Игбо в Нигерии расселены компактно и имеют общую в осн. чертах материальную и духовную культуру, Однако сохраняются пережитки плем. деления, плем. диалекты, существуют локальные различия в культуре. Если по переписи 1952-53 все игбо считали себя единым народом, то в период нигерийского кризиса 1966-70 (см. в ст. Нигерия, Исторический очерк) и последующие годы наблюдалась тенденция к обособлению этнич. подразделений. Этнич подразделения продолжают существовать и у йоруба (идже- ша, ойо, ифе, эгба, эгбадо, ондо и др.). Тенденция к обособлению отд. этнич. подразделений сдерживает консолидац, процессы у игбо и йоруба.

Наряду с консолидацией во мн. странах получили развитие процессы межэтнич. интеграции, сближения разных этносов, появление у них общих культурных черт. Они протекают на основе взаимодействия различных этнич. компонентов, отличающихся по языку, а также уровню социально-экономич, и культурного развития. Эти процессы могут перерасти в полную этнич. интеграцию разных этносов в рамках одного гос-ва.

Интеграц. процессы происходят всюду в А., причём в нек-рых странах они идут в масштабах всего гос-ва и на уровне отд. народностей. Социально-экономич. преобразования, создание единого нац. рынка, постепенное возникновение общенац. культуры в рамках гос. границ, складывающейся из мн. этнич. культур, способствуют постепенному формированию сознания общности - нигерийской, конго-лезской, гвинейской и т, п. Африканцы всё чаще называют себя не традиц. этнонимами, а по назв. гос-ва - нигерийца-ми, конголезцами, гвинейцами и т. г.

Примером интеграции на уровне отд. народностей могут служить этнич. процессы у хауса. Вокруг хауса, составляющих большинство нас. Сев. Нигерии, не только группируются блиэкородств. этнич. группы, но и происходит постепенная ассимиляция мн. мелких племён центр, р-нов страны: всё больше распространяется язык и культура хауса. Из этих разнородных этнич. компонентов формируется нация хауса. В её состав входят: собственно хауса, ангас, анкве, сура, баде, болева, карекаре, тангале, бура, вандала, маса, мусгу, муби и др. Большинство этих групп сохраняет свои самоназвания. Осн. масса говорит на яз. хауса, другие - двуязычны, говорят и на родных языках. Многие из этих народов входили в состав хаусанских гос-в (см. Хауса государства) , их хоз. и культурные контакты с хауса имеют давнюю историю, что содействует интеграц. процессам. В одних случаях интеграционные процессы могут привести к сложению единой этнической общности в пределах гос. границ. В др. случаях в условиях этнического плюрализма и сложности межэтнич. отношений могут возникнуть неск. центров интеграции и соответственно неск. этносоциальных общно-стей. В результате интеграц. процессов в афр. гос-вах проис-ходит формирование новых этнополитич. (метаэтнич.) общностей.

Ассимиляц. процессы очевидны там, где по соседству живут народы, резко отличающиеся по уровню социально- экономич. развития, по происхождению, языку и культуре. Таковы в Кении кикуйю и ассимилируемые ими группы ндоробо, нилоты луо и бантуязычные кисии и суба; в Руанде - руанда и пигмеи тва; в Ботсване - тсвана и бушмены; в Того с эве постепенно сливаются мелкие этнические общности - акебу. акпосо, аделе. В Гвинее происходит объединение с киси близких по языку и культуре бага, ммани, ландума. В то же время многие бага и лан-дума говорят на яз. сусу и частично ассимилируются сусу. В Судане арабы ассимилируют нубийцев, беджа и др, В БСК бауле ассимилируют лагунные народы, кро- бу, гва и др. В Нигерии мно-гочисл. этнич. группы в р-не Огоджи испытывают значительное влияние соседей.- игбо и ибибио.

Наряду с объединит, процессами в ряде р-нов А. наблюдаются и процессы этнич. разделения, хотя s прошлом их роль была несравненно большей. Так, в истории А. известны широкие миграции араб, племён, к-рые привели к образованию обособленных этносов. В древности на протяжении столетий в Центр. А, шёл сложный процесс распространения и обособления бантуязычных этносов; известны ср.-век. миграции луо с берегов Нила на Ю. - в Межозерье, сопровождавшиеся их разделением на ряд этносов; подобный процесс шёл в 19 в., когда часть южноафр. племён зулу (нгуни) мигрировала на С. В Кении отделились от гишу этносы масаба и букусу.

Характер и темпы этнич. процессов в А. обусловливаются историч., социально-экономич. и политич. факторами; общая экономич. отсталость, многоукладный характер экономики, засилье иностр. монополий во мн. странах, нерешённость социальных проблем, острота нац. вопроса, доставшиеся от колониализма этнотерриториальные проблемы и т. д,.

Многие из афр. этносов сохраняют сложную иерархичность этносоциальной структуры, когда одна и та же совокупность людей входит одновременно в состав этнич. общностей разного уровня. Такова, напр., многомиллионная этнолингвистич. общность акан, объединяющая группу этносов в юж. и центр. Гане и соседних областях БСК Близость языков акан способствует этнокультурному сближению как в рамках всей широкой этнолингвистич. общности, так и на уровне крупных этносоциальных подразделений - ашанти, фанти, аким и др. Социально-экономич. преобразования, протекающие в Гане, способствуют формированию у разных народов акан этносоциальных общностей - народностей. Этот процесс развивается параллельно с формированием широкой этнеполитической общности в рамках гос-ва Гана.

Этнические процессы в совр. А. не только сложны, но и крайне противоречивы. С одной стороны, происходит рост самосознания, стирание плем. различий, создание более крупных этносоциальных и этнополитич. общностей, отказ от узкоплеменных интересов и подчёркивание общегосударственных. С др. стороны, наблюдается рост этнич. самосознания, повышение его роли в политич, жизни, усиление плем, сепаратизма,

Сближению народов способствуют прогрессивные эконо-мич., культурные процессы, урбанизация, миграции нас. Афр. города с быстро растущим рабочим классом, развивающейся буржуазией и интеллигенцией стали центром развития консолидац, и интеграц, процессов. В городах происходит интенсивный обмен культурными ценностями между представителями разных народов, сближение языков и диа-лектов, образование лит. языков. Всё это является важным условием ликвидации плем. обособленности (детрайбали- зации).

В городах возникают новые межэтнич. связи, хотя это не означает, что горожанин сразу порывает со своей этнич. группой, В городах существуют многочисл, этнич. союзы и землячества, что свидетельствует о сохранении общинно- плем. связей.

Массовые миграции нас., работа в городах на одних пр-тиях людей разной этнич. принадлежности способствуют ломке традиц. плем. структур и активизируют этнич. процессы. Малочисл. этнич. группы, как правило, быстро адаптируются к иноэтнич. среде и могут полностью ассимилироваться; многочисл, мигранты предпочитают селиться вместе и в известной степени сохраняют этнич. особенности, присущие их образу жизни на родине, и определ. специфику своей социальной организации. В нек-рых случаях мигрантов заставляет держаться вместе не всегда доброжелательное отношение местного нас. и опасность возникновения кон-фликта. Этнич. партикуляризму способствует и установив-шийся ещё в колон, время порядок размещения нас. во мн. городах и больших сёлах: расселение по кварталам носит этнич. характер, выходцы из одной этнич. группы предпочи-тают селиться вместе, В Гане кварталы, где живёт пришлое нас., называют « зонго», в Сев. Нигерии - « сабон гари» (на яз. хауса - « новый город»). Такое положение не только не приводит к детрайбализации, но, напротив, усиливает этнич. самосознание.

Афр. гос-ва, образовавшиеся в рамках прежних колон, границ, унаследовали все трудности, вытекающие из несоответствия политич. и этнич. границ, В разных гос-вах оказались такие крупные народы, как эве, конго и др. Разделение политич. границами единой этнич. территории к.-л. народа и длит, сохранение такого разделения приводят к возникновению серьёзных различий между частями народа. Существ, значение при этом имеют общие социально-экономич. и политич. условия, в к-рых протекают этнич. процессы. Гос. политика может способствовать интеграционным процессам и формированию единой общности из разных этнолингвистич. компонентов, в ином случае может образоваться несколько этнич. общностей. Так, в Того при благоприятном развитии интеграционных процессов эве могут влиться в единую тоголезскую этнич. общность, в Гане могут сохраниться как самостоят. этнич. единица.

В условиях многоукладности экономики социальная структура этнич. общностей, в т. ч. народностей и формирующихся наций, крайне неоднородна. Сохранение многих архаичных институтов и структур, ведущих своё происхождение из недр родо-плем. общества: касты, патриархальное рабство, презрительное отношение к нек-рым профессиям, этнич. предубеждения и предрассудки, нормы плем. морали, значит, роль традиц. систем власти, этнич. стратификация и т. д. - накладывают существенный отпечаток на темпы и уровень этнических, прежде всего интеграционных процессов.

Конкретные историч. условия предопределяют различные варианты этнич, развития. В странах Сев. А. с более или менее однородным этнич. составом уже сложились много-миллионные арабоязычные нации - алжирская, египетская, марокканская и др. В большинстве стран этнич. развитие идёт по пути укрепления наиб. кр. этнич. общностей и усиления интеграц. процессов. Наиб, яркий пример склады-вания единой этнополитич. общности - Танзания, где на базе языка суахили, признанного офиц. языком страны, из более ста различных этнич. групп складывается единая общность, к-рая может превратиться в танзанийскую нацию.

В Юж. А. этнич. развитие коренных афр. народов деформировано реакц, расовой политикой правящих кругов ЮАР Активно идут процессы формирования крупных этнич. общностей {народностей и наций) у народов банту. Создание бангусганов и проводимая в ЮАР консервация традиц. институтов родо-плем. общества оказывают негативное воздействие на процессы нац. консолидации.

Этнич. процессы теснейшим образом связаны с языковыми. Социальные сдвиги, в т. ч. трансформация традиц. социальных структур, способствующие хоз. и политич. кон-солидации, не только приводят к уменьшению значения этноразделяющих факторов и к формированию крупных этнополитич. общностей, но и активизируют также языковые процессы. С одной стороны, распространяются двуязычие и многоязычие, а с другой - языки более крупных общностей поглощают языки небольших этнич. групп, Экономич, социальные и политич, преобразования в странах А, приводят к широкому распространению языков межэтнич общения - суахили, кингвана, лингала, санго, волоф и др. Немалую роль играют и англ. и франц. языки, особенно для межэтнич. взаимоотношений,

Социально-экономич. и лолитич. преобразования в афр. гос-вах способствуют интенсификации этнич. процессов. Осн. тенденциями этнич. развития становятся консолидация отдельных этнич. общностей и превращение нек-рых из них в народности и нации и внутригос. межэтнич. интеграция Характерной чертой является особая роль гос-ва в этнич. развитии, выступающего в качестве фактора сплочения разных этнич. групп в более крупную общность. В гос-вах, избравших путь прогрессивного социально-экономич. развития, проведение политики, поощряющей сближение разных этносов и формирование единого этнополитич. комплекса в рамках гос. границ, создаёт предпосылки для образования новых наций на реаолюц.-демократич. и в перспективе - на

(учитель географии ГБОУ ЛНР «Луганский гуманитарно-экономический лицей-интернат» Пархомец И.Ю.).

Этнический состав Африки чрезвычайно сложен. Сейчас в Африке насчитывается от 500 до 7000 народных и этнических групп, относящихся к 16 различным языковым семьям. Из них 11 крупных (свыше 10 млн. человек каждый) – это такие народы как: египетские арабы, хауса, йоруба, алжирские арабы, марокканские арабы, фульбе, игбо, амхара, аромо, малагасийцы, зулусы; 30 народов, численностью свыше 5 млн человек и около 100, насчитывающих более чем по 1 млн. человек. Большинство народов Африки насчитывают по несколько тысяч или даже сотен человек и населяют 1-2 деревни.

При этом следует учитывать, что практически каждый этнос имеет свой язык, исключение составляет арабский язык, на котором говорит одна пятая часть африканского континента.

В культурно-этнографическ ом отношени и территори я Африки распада е тся на 2 историческо-этнографические провинции - Североафриканскую и Тропическо-африканскую .

Североафриканская этнографическая провинция подразделяется на:

Египетско-суданскую;

Магрибинско-мавританскую историко-этнографических области

Тропическо-африканская провинция в свою очередь включает 6 историко-этнографических областей:
Западная Африка, или Западный Судан

Экваториальная Африка (Западная Тропическая Африка)

Южная Африка

Восточная Африка

Северо-Восточная Африка

Мадагаскар

1. Араб ы Северной Африки - (самоназвание аль араб) группа народов (алжирцы, египтяне, марокканцы и др.) . Общая численность с выше 125 млн. человек. Арабы говорят на арабском языке. По религии большинство арабов - мусульмане-сунниты, часть принадлежит к другим направлениям ислама (шииты и друзы в Ливане; абадиты (ибадиты) в Северной Африке) , а также к различным направлениям христианства (копты в Египте) . Современный Египет - это наибольшая страна, где живёт третья часть всех арабов мира. В Алжире количество арабов более 80 %. Суданцы (суданские арабы) - основное население Судана. Общая численность свыше 18 млн чел.

2. Берберы населяют Север Африки от побережья Атлантики до оазиса Сива в Египте, от Средиземноморья до реки Нигер. Берберы говорят на берберском языке, число носителей которого достигает 30 миллионов человек, имеют свою письменность - тифинаг, который происходит от финикийского языка. Берберы распадаются на множество племён, из которых самые крупные риф, туареги, кабилы, нафуса и т. д.

3. Туареги. Живёт в пустыне Сахара и в прилегающих к ней странах таинственный народ – туареги. И хотя это слово часто мелькает на страницах иностранной хроники, на самом деле об этом народе, его истории и культуре не так много известно. И в то же время туареги разительно отличаются от всех других народов Африки. Говорят, что туареги – народ группы берберов, хотя внешне их коренная часть сильно отличается от берберов. И всё же считается, что язык туарегов «томашек» относится к группе берберских языков. У туарегов имеется своя особая письменность «тифинаг», происходящая, по мнению учёных, от древней ливийской письменности.

Туареги – единственный в мире народ, у которого не женщины, а мужчины закрывают лицо повязкой-покрывалом, из-за чего они и родственные им племена называют их «тигель муст» – народ покрывала. И до сих пор юноша, достигший зрелости, получает в знак этого от отца две вещи – обоюдоострый меч и лицевое покрывало. Показаться кому бы то ни было без повязки считается верхом неприличия, как у нас – голым на людях. Повязку не снимают даже дома, во время еды и сна.

4. Мурси (или мун, как они сами себя называют) - нилотская этническая группа, проживающая на юго-западе Эфиопии. В основном населяют территорию Южного Омо в регионе Южных национальностей, народностей и народов недалеко от границы с Южным Суданом. Согласно национальной переписи 2007 года численность мурси - 7500 человек. Мурси говорят на языке мурси, который относят к языкам нило-сахарской группы. В языке есть два написания - основанные на эфиопском и латинском письме соответственно.

Племя Мурси, пожалуй, одно из самых известных и популярных племен долины Омо на юге Эфиопии в Африке. Основная причина их известности - это женщины, которые носят большие глиняные тарелки в нижней губе. Это привлекает толпы туристов, которые мчатся сюда в поисках уникальных фото и видео материалов «злобных дикарей». В возрасте 15 или 16 лет девочке делают надрез на нижней губе и выбивают два передних зуба, чтобы они не стучались о тарелку, затем вставляют небольшую пластину. С годами размеры пластины увеличивают, при этом растягивается губа. Чем большую пластину может носить женщина, тем большим будет размер выкупа на свадьбе.

Независимо от пола Мурси украшают свои тела замысловатыми узорами из шрамов. Чтобы создать такие рисунки, нужно прибегнуть к довольно жестоким методам: сначала делают надрез, потом в него помещают золу, либо личинки насекомых, реакцией организма на такие действия будут капсулы из ткани, которые и являют собой элементы рисунка.

5. Сурма. Народ Сурма – это одно из самых малоизученных африканских племен. Ареалом их расселения является пограничье Кении, Эфиопии и Судана. Группа насчитывает 20 622 человек, из них 19 622 проживают в Эфиопии, а 1000 в Южном Судане.

Кстати, первыми белыми людьми, которые смогли наладить контакт с этим племенем, были выходцы из России. Произошло это в 1980 году. Интересный факт, что изначально аборигены приняли чужаков за живых мертвецов из-за их белого цвета кожи.

Описывая племя Сурма, нельзя не остановиться на их традиции покрывать тело различными рисунками (бодипейнтинг). Для этого они используют всего лишь два цвета: белый (получаемый из природного мела) и красно-оранжевый (получаемый из охры). Из-за того, что Сурма имеют темный цвет кожи, белую краску они используют в качестве фона, а уже красной наносят свои замысловатые узоры. Нанесению такого боди-арта предшествует небольшая подготовка, которую можно сравнить с нанесением грунтовки.

6. Каро. С амое малочисленное племя в Южной Эфиопии, а возможно и в мире. Их насчитывается всего 250-1500 чел. Их деревня стоит на красивом обрыве над рекой Омо. Жители племени традиционно занимаются животноводством и собирательством. Каро считаются мастерами по разрисовке тел, особенно при подготовке к танцам и праздникам. Для рисунков на теле используются природные краски. Мел (былый), железную руда (красный), отложения охры (желтый), уголь (черный). Обычно рисунки, которые наносятся на тело, руки, ноги и лицо, повторяют природные мотивы - пятнистую шкуру леопарда или светло-серые крапинки на темном оперении цесарок, или ладони человека. Каро нравится строгий геометрический стиль - полоски, круги, спирали. Чуть ли не каждый день они наносят на тела новый узор. Каро носят за ушами розовые цветки произрастающего вблизи поселка дерева.

7.Хамер . Одной из самых дружелюбных народностей страны Эфиопии считается племя хамер. Их численность составляет около 35-50 тысяч человек. Считается, что данное племя появилось в 5 веке нашей эры. Основные черты хамеров - высокие скулы, сложные костюмы, яркие бусы и толстые медные ожерелья. Лица женщин утонченные и красивые.

Основное занятие этих людей - пчеловодство и скотоводство. Коровы в племени являются основной валютой. Так от количества этого рогатого скота у аборигена зависит его положение в племени.

Вождем в племени может считаться любой мужчина, имеющий свой дом. У хамеров принято многоженство и жен мужчины покупают за племенную валюту - коров. По обычаю в племени хамеров считается важной основой брака рождение детей, и когда первая жена "устает" производить на свет наследников, ее муж жениться вновь. Он обязан построить каждой своей жене отдельный дом, куда она приносит свое приданое: несколько мешков зерна, десяток кур, орудия и так далее. Муж ведет так называемый кочевой образ жизни, то есть живет с каждой из жен в их домах по очереди. Как правило, такие дома находятся неподалеку друг от друга, либо в одном дворе.

Самым значимым обрядом у людей племени хамер является обряд инициации. Суть мероприятия в том, чтобы мальчик на глазах у всего племени доказал, что он готов стать мужчиной. В один день может проводиться только одна инициация. По сути, она не является обязательной для мужчины, но после удачного выполнения всех условий обряда, парень имеет право выбрать любую невесту и она не сможет ему отказать. Принимать участие в церемонии может только сын обеспеченного отца, который владеет не менее чем 300 коровами. Основная задача - пробежать по спинам выстроенных в ряд коров семь раз подряд и не оступиться. Ещё один трудный для нашего восприятия обычай племени хамеров - перед самим "забегом", женщины племени терпят избиения прутьями от своих мужчин. Они специально провоцируют мужей, дают им в руки орудья и стойко выдерживают удары. Хамеры уверены, что такое избиение ничто иное, как выражение огромной любви и уважения к своей женщине. Дама, которая не получит ударов, будет чувствовать себя обделенной и некрасивой. Хамеры - Мусульиане-суниты.

8. Масаи . Масаи - полукочевой африканский коренной народ, живущий в саванне на юге Кении и на севере Танзании. Масаи являются одним из самых известных племён Восточной Африки. Несмотря на развитие современной цивилизации, они практически полностью сохранили свой традиционный уклад жизни, хотя это и становится труднее с каждым годом. Говорят на масайском языке. Масаи насчитывают примерно от 900 тысяч человек до миллиона, из них, по разным оценкам, 350 000-453 000 живёт в Кении.

Масаи очень бережно относятся к традициям, и стараются не нарушать веками сложившийся уклад жизни. Это относится и к традиционной одежде, которая не меняется на протяжении столетий, ритуалы жертвоприношения, свадебные традиции.

Важным атрибутом племени являются украшения. Они предпочитают серьги из серебра, длинные ожерелья, головные повязки и браслеты.

Ритуальные танцы масаи исполняют во время свадебных торжеств и особых праздничных дней. Юные представители племён высоко подпрыгивают на одном месте, чтобы показать свою силу и ловкость. А ещё у них популярен оригинальный обряд сватовства.

9. Сомалийцы . Сомалийцы (сомал. Soomaaliyeed, араб. الصوماليون‎‎ ) - народ, живущий у Африканского рога и насчитывающий около 15-17 миллионов человек. Говорят на сомалийском языке из кушитской ветви афразийской семьи языков. Сомалийцы проживают в основном на территории Сомали, где составляют большинство населения, а также в северо-восточной Кении, восточной Эфиопии (Огаден, где некоторое время боролись за воссоединение в Великое Сомали) и Джибути. Крупные общины сомалийских переселенцев и беженцев существуют во многих странах мира, преимущественно в Италии, Великобритании, Германии, Канаде, Нидерландах и США.

10. Бушмены (сан, са, сонква, масарва, басарва, куа) - собирательное название, применяемое к нескольким коренным южноафриканским народам охотников-собирателей, говорящих на койсанских языках и относимых к капоидной расе. Общая численность - около 100 тысяч человек. По новейшим данным, обладают наиболее древним этнотипом, носителями древнейшей Y-хромосомной гаплогруппы А.

Бушмены, народ, живущий в пустынных областях Намибии и прилегающих районах ЮАР, Ботсваны, Анголы, а также в Танзании. У бушменов нет вождей, как в других африканских племенах. Находясь в условиях постоянного полуголодного бродяжничества по пустыне, они не могли разрешить себе такую роскошь, как существование вождей, колдунов и знахарей, живущих за счет общества. Вместо вождей у бушменов старейшины. Их выбирают из числа наиболее авторитетных, умных, опытных членов рода, и они не пользуются никакими материальными преимуществами.

Бушмены говорят на койсанских языках, на которых также говорят готтентоты. Эти языки отличаются от всех остальных языков мира тем, что в них широко распространены щёлкающие согласные.

Письменности до прихода европейцев не существовало. Устно из поколения в поколение передают сказки, легенды и песни. Большая часть народа придерживается национальных форм шаманизма, но также присутствуют христиане, представленные православными и католиками.

11. Пигме́и (греч. Πυγμαῖοι - «люди величиной с кулак») - группа низкорослых негроидных народов, обитающих в экваториальных лесах Африки. Другое название африканских пигмеев - негрилли. Общая численность население пигмеев - около 300 тысяч чел. В том числе в Бурунди, Руанде и Уганде свыше 100 тыс. чел., Заире - 70 тыс., Конго - 25 тыс., Камеруне - 15 тыс., Габоне - 5 тыс. Говорят на банту языках, пигмеи реки Итури - на языках сере-мунду.

Самые низкие люди на земле, средний рост которых не превышает 141 см, живут в бассейне реки Конго в Центральной Африке. "Размером с кулак" – так переводится c греческого pygmalios - название племени пигмеи. Существует предположение, что когда-то они занимали всю Центральную Африку, но затем были вытеснены в область тропических лесов.

Пигмеи составляют пигмейскую негроидную рассу, отличаются низким ростом, желтоватым оттенком кожи, узкими губами, узким и низким переносьем.

Средняя продолжительность жизни – не более 45 лет у мужчин, женщины живут немного дольше. Первого ребенка рожают в 14-15 лет, но в семье не более двух детей. Пигмеи кочуют группами по 2-4 семьи. Живут в низких хижинах укрытых травой, которые можно сделать за несколько часов.

12. Тутси . Одним из самых многочисленных племен африканского континента является народность Тутси, также известная под названием Ватуси. Около двух миллионов человек занимают территорию Центральной Африки. Тутси располагается на землях современного Судана, Бурунди и Руанды.

На сегодняшний день племя исповедует такие религиозные течения, как католицизм, ислам и верования в бога здоровья и плодородия.

Внешность представителей Тутси выделяет их на фоне остальных. Средний рост среди женщин составляет в среднем 1,75 м, для мужчин – 1.93 м. Поэтому Тутси считается самой высокорослой народностью. Тутси свойственна враждебность и воинственность. Но их самобытность отличается и любовью к культуре. Тутси говорят на языках руанда (киньяруанда) и рунди (кирунди), принадлежащих к группе банту нигеро-конголезской семьи языков. Руанда и рунди взаимопонимаемы и имеют письменность на основе латинского алфавита. Многие представители тутси говорят на французском языке. Большинство тутси исповедуют католицизм, однако сохранились и некоторые древние верования.

Традиции Тутси удивляют своим разнообразием и красотой. Племя имеет огромное фольклорное наследие, а именно: стихи, песни, поговорки, мифы и народные поверья. Тутси являются прекрасными авторами, поэтому их поэзия великолепна и достойна внимания ценителей искусства.

13. Карамоджонг - народ группы нилотов, живущий в Уганде. Всего: 320 тыс. Социальный строй основан на кровно-родственных связях и клановой системе. Племя возглавляется старейшим поколением. Самые высокие люди на планете.

Рост этих удивительных людей, с суровыми взглядами и глазами, которых редко касается тень улыбки, превышает 1.8 метра, и они свысока смотрят на соседей и белых людей. Карамоджонги чрезвычайно древний народ, испокон веков, относящийся к пришельцам с осторожностью, а то и крайне отрицательно. Не утратили своей связи с родной землей эти племена и сегодня, они ревностно охраняют свои стада и пастбища от вторжения чужаков, да и между собой, зачастую затевают войны и просто потасовки, по малейшему поводу. Они настоящие воины, эти странные великаны Красных степей Карамоджи.

14. Фудьбе. В Западной Африке существует народ, который не одно столетие привлекает к себе пристальное внимание ученых. Это скотоводы фульбе. Откуда взялись на Черном континенте люди со светлым оттенком кожи, почему в них столько «цивилизованного», где они почерпнули знания, никто не может сказать…

Действительно, фульбе на Африканском континенте кажутся пришельцами. Ученые высказывают предположение, что весь образ жизни, все свои культурные ценности фульбе вынесли благодаря контактам с высокоразвитыми цивилизациями, но вот с какими, неясно до сих пор…

Фульбе или фула, фулани (фула: fulɓe, ед. ч. fullo) - народ, проживающий на обширной территории в Западной Африке: от Мавритании, Гамбии, Сенегала и Гвинеи на западе до Камеруна и даже Судана на востоке. Говорят на языке фула атлантической семьи нигеро-кордофанской макросемьи языков. Их сегодня, видимо, более 20 миллионов человек (точных данных нет). Живут они в основном в Западной Африке – едва ли не во всех странах, но больше всего в Северной Нигерии, Гвинее, Сенегале, Камеруне; отдельные группы имеются и в центральной части, и на востоке континента (в Судане).

Это дисперсно расселенный народ, не имеющий единого центра. Само их название (мн. ч. фул`-бе, ед. ч. – пул-о) означает на их языке «рассеянные, распыленные» (во всяком случае, так считали известные французские африканисты А.Гаден и М.Делафосс).

Преобладающая часть фульбе – мусульмане (очень ревностные); лишь некоторые кочевые группы сохраняют доисламские верования.

Фульбе, по сути, африканские законодатели мод, они создали знаменитый фригийский колпак, шляпу-колокол, островерхую соломенную шляпу - головные уборы пастухов. Знаменита во всей Африке и женская прическа с «петушиным гребнем» из тончайших косичек, натянутых на специальный каркас из бамбуковых палочек. Фульбе – мусульмане.

15. Нгуни - группа родственных народов в Южной Африке, говорящих на языках нгуни. Включают зулусов, коса, ндебеле (матабеле) .

Ндебеле (Ndebele) - народ группы нгуни, проживающий в Южной Африке, главным образом на территории бывшей провинции Трансвааль. Ндебеле были одним из кланов нгуни, проживавших на восточном берегу Южной Африки. Первые нгуни, последователи вождя по имени Муси, осели в Трансваале в XVIII веке.

Мужчины из племени ндебеле декорируют дома разноцветным орнаментом, а женщины носят украшения весом до 25 км.

Женщина с самой длинной шеей считалась самой красивой у ама-ндебеле. С раннего детства женщины этого народа носили на шее латунные обручи, благодаря чему шея могла удлиниться на 40-50 см. Эти обручи нельзя было снимать, так как отсутствие шейной мускулатуры привело бы женщину к немедленной смерти. Сейчас уже редко можно увидеть на молодых девушках подобные вещи.

16.Готтенто́ты (кой-коин; самоназвание: khaa, khaasen) - этническая общность на юге Африки. Ныне населяют Южную и Центральную Намибию, во многих местах живя смешанно с дамара и гереро. Отдельные группы живут также в ЮАР: гриква, корана и группы нама (в основном переселенцы из Намибии). Традиционно готтентоты делились на две крупные группы: нама и капские готтентоты, которые в свою очередь делились на более мелкие группы, а те на племена.

Готтентоты сегодня - это крайне малочисленная народность, их насчитывается не более пятидесяти тысяч человек. Но до сих пор они сохранили собственные обычаи и традиции.

17. Зулу́сы (зулу amaZulu, англ. Zulus) - африканский народ численностью около 10 млн человек, обитающий в основном в провинции Квазулу-Натал в Южно-Африканской Республике. Небольшие группы зулусов проживают также в Свазиленде, Лесото, Зимбабве, Замбии и Мозамбике. Язык зулу принадлежит к группе нгуни семьи банту. Зулусское королевство сыграло важную роль в истории нынешней ЮАР в XIX и XX веках. В эпоху апартеида зулусы в ЮАР, будучи крупнейшей этнической группой, рассматривались как граждане второго сорта.

В условиях современности большинство представителей племени являются рабочими горнодобывающей промышленности, а некоторые из них играют важнейшую роль в политике и экономике ЮАР – занимают самые высокие государственные посты. Самый яркий пример – нынешний президент ЮАР Джейкоб Зума, зулус по национальности.

18. Химба - народ (20 000 - 50 000 человек), живущий в северной Намибии в области Кунене. Химба - кочевой народ, ведущий свое происхождение от народа гереро, говорящий на языке отжихимба (англ. Otjihimba), диалекте языка гереро.

Из-за сурового климата пустыни, в которой живут химба, и их изолированности от внешнего мира, племя сумело сохранить свой традиционный образ жизни. Химба живут в родовом строе, основанном на билатеральном наследовании.

Согласно концепции билатерального наследования, каждый член племени принадлежит к двум кланам: по отцовской линии (патриклан) и по материнской линии (матриклан). Возглавляют кланы самые старые мужчины. Сыновья живут в клане своего отца и матери, а дочери, когда выходят замуж, отправляются жить в клан мужа. Химба сохранили свои традиционные верования в том числе культ предков и ритуалы, связанные со священным огнем (окоруво), которые считаются важным связующим звеном между миром живых и загробным миром.

Люди Химба не нуждаются в атрибутах цивилизации. Они бережно хранят от чужаков свой устоявшийся уклад жизни. Практически не носят современной одежды, не пользуются техникой и не проливают чужую кровь, не знают письменности. Зато, обладают массой уникальных знаний о природе и человеке, пополнявшихся из поколение в поколение. Соблюдение обычаев, поклонение душам умерших и могилам предков, мирное существование и разведение скота – так протекают дни членов племени.

19. Малагасийцы (малаг. foko malagasy, фр. malgache) - народ, основное население Республики Мадагаскар (до 20 млн человек). Живут также в Реюньоне (5 тыс. человек), на Сейшельских островах (1 тыс. человек), Коморских Островах (2 тыс. человек) и во Франции (2 тыс. человек). Говорят на малагасийском (мальгашском) языке, относящимся к индонезийской группе австронезийской языковой семьи. Разделены на несколько этнических групп, иногда называемых племенами.

Исповедуют христианство (протестантизм или католичество), сохраняя элементы традиционных верований анимистического толка. Также часть малагасийцев приняли ислам. Ни в одной стране Африки нет такой разнообразной и многочисленной национальной интеллигенции (врачей, фельдшеров, медицинских сестер, юристов, художников, писателей, агрономов и т. д.), как на Мадагаскаре.

Мы познакомились только с некоторыми представителями этнических групп Африки.

Африка огромный континент на котором расположено 61 государство. Но практически в каждом из них проживают сотни племен, язык и обычаи которых сильно отличаются друг от друга. Точное количество племен и народностей назвать сложно, поскольку чаще всего они или плотно перемешаны между собой, либо наоборот, кардинально разделены. Из-за этого на территории Африканского континента существуют наречия и диалекты, понять которые порой под силу только представителям конкретного племени. А разнообразие ритуалов, культурных систем, танцев, обычаев и жертвоприношений огромно и удивительно.

Sм-ка=29,2 млн. км2.

Африка разнообразна по этническому, языковому и антропологическому составу. Народы Африки разделяются по большим историко-географическим частям.

Северная Африка: северная часть Судана, Египет и страны Магриба;

Западная Африка: страны западного Судана, Гвинейского побережья;

Центральная Африка: Нигер, Чад, Конго...

Восточная Африка: Эфиопия, Сомали и тропическая часть;

Южная Африка: ЮАР, Намибия, Ботсвана, Мозамбик, Зимбабве…

Антропология: на севере преобладают европеоидные варианты (средиземноморский тип), а на остальной территории – восточные варианты большой негроидной расы. Основные типы:

Негрский: очень темная кожа, курчавые волосы, широкий нос, высокая чувствительность к изменению температуры;

Пигмейский: небольшой рост (140 см), кожа имеет красноватый оттенок, тонкие губы, очень широкий нос;

Бушменский: средний рост (150 см), не очень темная кожа, широкое и плоское лицо, туловище лишено волос, ранняя морщининость кожи.

14. Северная Африка. Особая роль государства в большинстве африканских стран заключается в том, что в отличие от Западной Европы возникновение государства не явилось результатом образования нации, а, напротив, само должно стать орудием сплочения народностей и создания нации.

Изучение всех статистических и картографических источников, освещающих современный этнический состав населения африканских стран, позволяет выделить на Африканском континенте четыре основные области. Эти области характеризуются определенными группировками стран и особенностями развивающихся в них этнических процессов.

К первой относятся страны Северной и отчасти Северо-Восточной Африки с более или менее однородным этническим составом населения (арабы и берберы), близким по религии (ислам) и культуре. Сюда входят также народы, говорящие на родственных языках единой семито-хамитской эритрейской языковой семьи. Этническую историю Северной Африки отличало многократное смешение берберских и арабских племен. В настоящее время между арабами и берберами сравнительно мало различий, кроме языковых. На основе широкого национального движения, в условиях политической независимости, завоеванной в жестокой борьбе с европейскими колонизаторами, здесь сформировались крупные арабские нации такие, как алжирская, египетская, сирийская и др.; некоторые из них выбрали некапиталистический путь развития и ведут борьбу с силами реакции и империализма.

На территории Северо-Восточной Африки, в Эфиопии, наметилось формирование эфиопской нации, ядро которой составляет крупная народность амхара. Процессы национальной консолидации начинаются и у соседних семитоязычных народностей (гураге, тиграи, тигре и др.), а также у народов галла и сидамо, говорящих на языках кушитской группы семито-хамитской языковой семьи. Консолидируются в единую нацию и сомалийцы, относящиеся к той же языковой группе.


Вторую область образуют страны Восточного, Центрального и Западного Судана. Этнический и языковый состав населения этих стран еще более сложен и отличается от населения как Северной Африки, так и Экваториальной и Южной Африки.

Восточный Судан представляет собой как бы переходную зону от арабского средиземноморского мира к негроидным народам Африки. Больше половины населения Республики Судан составляют арабы, постепенно ассимилирующие нубийцев, беджа и некоторые другие соседние народности и племена. На юге страны живут нилотские, негроидные по своему физическому облику народности и племена (динка, нуэр и др.), резко отличающиеся от арабов по языку, историко-культурным традициям, религии и уровню социально-экономического развития.

15. Африка «Южнее Сахары». Сложный по структуре, этническому и географическому, климатическому и политическому составу регион, у которого очень низкая перспектива стать отдельной цивилизацией. Этому есть ряд причин. Во-первых, большинство стран находятся за чертой бедности, что не только не способствует объединению, но и подстегивает различные локальные конфликты за передел ресурсов, в том числе и воды. Во-вторых, низкий уровень технического, социального и политического развития не только не дает представления о том, как необходимо объединяться и для чего, но и совершенно не отвечает на вопрос «кто мы есть?» среди большей части населения. Государства-нации не сложились на протяжении многих веков, а в динамике современного развития политической сферы неизвестно, сложатся ли в регионе государства-нации вообще. В-третьих, отдельные участки континента находятся в зоне бедствия, где развиваются заболевания от малярии до СПИДа, резко сокращающие численность населения. С севера регион граничит с арабо-исламскими странами, которые были основаны еще в эру арабских завоеваний. Продвижение на юг арабы сочли нецелесообразным и неоправданным, поэтому и в настоящее время геополитическая экспансия на юг у таких стран как Тунис, Египет, Алжир и Марокко практически отсутствует, а границы с южными соседями весьма условны. Кроме того, между странами арабо-исламского региона и африканского региона лежит пустыня Сахара, являющаяся естественным препятствием для взаимодействия и дипломатии.

Длительное время регион являлся колониальным континентом, который колонизировали Великобритания, Франция, Германия и, частично. Испания. В двадцатом веке с падением основных империй на территории Африки действует принцип «постимперской легитимности», когда административное деление империи экстраполируется на новые государства, освободившиеся от власти империи.

Используя этот принцип, Франция поделила территории своих бывших колоний (теперь это страны содружества КФА, объединенных как тесными политическими узами, так и единой валютой – франком КФА) с тем, чтобы продолжать оказывать на них свое влияние. Такие народы как зулусы и бинту оказались разделенными и являются этнической частью многих государств Африки, что не дает им через национальное самосознание создать свои политические процессы и политические структуры, не говоря уже о государствах-нациях.

Режимы на Африканском континенте нестабильны, что подтверждается постоянным вооруженным дрейфом и чередой переворотов, протекающих весь двадцатый век. Для стабилизации ряд государств, особенно Франция и США используют вооруженную силу для свержения или защиты правительств африканских государств. У Франции есть даже свои силы, которые называются «иностранным легионом» и пригодны только для подавления конфликтов в Африке. Успех в миротворческих миссиях переменный, например ООН удается часто контролировать ситуацию, французы достигли успехов при подавлении сопротивления в Кот-д’Ивуар, а вот американцы в Сомали успеха не добились.

Раздробленность континента на враждующие государства не позволяет говорить о геополитической законченности Африки. Отсутствие лидера процессов делает страны весьма уязвимыми с точки зрения внешней политики и роста собственной цивилизационной идентичности. Единственная страна, которая может претендовать на лидерство – это Южноафриканская республика. Однако она геополитически искусственное талассократическое образование, богатое алмазами и иными природными ресурсами, следовательно, не может претендовать на лидерство больших континентальных пространств.

Западное побережье Африки более ориентировано на торговлю и мореплавание, хотя чисто морскими государствами их назвать нельзя. Удобное положение делает их сторонниками талассократического строя, но сильные традиционные устои делают их уязвимыми для импульсов Суши, тем более делая их нестабильными. Восточное побережье является в большей степени государствами, склонными к власти Суши, хотя их двойственная природа могла бы смягчить строй. Это из-за того, что это побережье Индийского океана никогда не было богато торговым сообщением, а товарообмен между восточным побережьем и Азией и Австралией практически отсутствует.

Северные и центральные районы региона являются малопригодными для проживания и развития ввиду отсутствия значительных водных запасов и наличия белка, необходимого для выживания человеческого организма. В большинстве случаев жизнь и политическая активность продолжает поддерживаться в городах и пригородах, а границы между государствами весьма условны и часто не имеют выраженной географической компоненты.Регион весьма беден природными ресурсами.

16. Доколумбовая Америка . Предки современных индейцев пришли на американский материк из Азии через Берингов пролив около 25–30 тысяч лет тому назад. Изучение истории народов Америки, начавшееся в прошлом веке, открыло удивительный мир индейцев, их древние государства и своеобразную культуру.

Этнический состав современного отличается большой сложностью. Континент населяют несколько сот больших и малых этносов, 107 из которых насчитывают более 1 млн. человек каждый, а 24 превышают 5 млн. человек. Крупнейшими из них являются: египетские, алжирские, марокканские, суданские арабы, хауса, йоруба, фульбе, игбо, амхара.

Антропологический состав населения Африки

В современном населении Африки представлены различные антропологические типы, относящиеся к разным расам.

Северная часть континента вплоть до южной границы населена народами (арабы, берберы), принадлежащими к индо- расе (входит в большую европеоидную расу). Для этой расы характерны смуглый цвет кожи, темные глаза и волосы, волнистые волосы, узкое лицо, нос с горбинкой. Однако среди берберов встречаются и светлоглазые и светловолосые.

К югу от Сахары живут народы, принадлежащие к большой негро- расе, представленной тремя малыми расами – негрской, негрилльской и бушменской.

Среди них преобладают народы негрской расы. К ним относится население , Гвинейского побережья, Центрального Судана, народы нилотской группы (), народы банту. Для этих народов характерны темный цвет кожи, темные волосы и глаза, особое строение волос, завивающихся в спирали, толстые губы, широкий нос с низкой переносицей. Типичной особенностью народов Верхнего Нила является высокий рост, превышающий в некоторых группах 180 см (мировой максимум).

Представители негрилльской расы – негрилли или африканские пигмеи – низкорослые (в среднем 141-142 см) обитатели тропических лесов бассейнов рек , Уэле и др. Кроме роста их отличает также сильное развитие третичного волосяного покрова, еще более широкий, чем у негроидов, нос с сильно уплощенным переносьем, сравнительно тонкие губы и более светлый цвет кожи.

К бушменской расе принадлежат обитающие в бушмены и готтентоты. Их отличительной особенностью является более светлая (желтовато-бурая) кожа, более тонкие губы, более плоское лицо и такие специфические признаки как морщинистость кожи и стеатопигия (сильное развитие подкожного жирового слоя на бедрах и ягодицах).

Реюньон – 21,8 промилле,
ЮАР – 21,6 промилле,
– 18,0 промилле,
– 16,7 промилле.

В целом повышенные коэффициенты рождаемости характерны для Западной и , а пониженные показатели для зон экваториальных лесов и областей.

Смертность постепенно сокращается до 15-17 промилле. Наиболее высокие показатели смертности наблюдаются:

Размещение населения Африки

Средняя плотность населения континента невелика – около 30 чел./км2. на размещение населения влияют не только природные условия, но и исторические факторы, в первую очередь последствия работорговли и колониального господства.

Численность населения Африки составляет около 1 миллиарда человек. Прирост населения на континенте самый высокий в мире в 2004 г. он составлял 2,3 %. За последние 50 лет возросла средняя продолжительность жизни - с 39 до 54 лет.

Население состоит в основном из представителей двух рас: негроидной южнее Сахары, и европеоидной в северной Африке (арабы) и ЮАР (буры и англоюжноафриканцы). Наиболее многочисленным народом являются арабы Северной Африки.

Во время колониального освоения материка многие государственные границы проводились без учета этнических особенностей, что до сих пор приводит к межэтническим конфликтам. Средняя плотность населения Африки составляет 22 чел./км² - это значительно меньше, чем в Европе и Азии.

По уровню урбанизации Африка отстает от других регионов - менее 30 %, однако темпы урбанизации здесь самые высокие в мире, для многих африканских стран характерна ложная урбанизация. Самые крупные города на африканском континенте - Каир и Лагос.

Языки

Автохтонные языки Африки разделяются на 32 семьи, из которых 3 (семитская, индоевропейская и австронезийская ) «проникли» на континент из других регионов.

Также насчитывается 7 изолированных и 9 неклассифицированных языков. К наиболее популярным исконно африканским языкам относятся языки банту (суахили, конго), фула.

Индоевропейские языки получили распространение, вследствие эпохи колониального управления: английский, португальский, французский языки являются официальными во многих странах. В Намибии с начала XX в. компактно проживает община, говорящая на немецком языке в качестве основного. Единственный язык, относящийся к индоевропейской семье, возникший на континенте - это африкаанс, один из 11 официальных языков ЮАР. Также общины носителей африкаанс проживают в других странах Южной Африки: Ботсване, Лесото, Свазиленде, Зимбабве, Замбии. Стоит, однако, отметить, что после падения режима апартеида в ЮАР, язык африкаанс вытесняется другими языками (английским и местными африканскими). Число его носителей и сфера применения снижается.

Распространённейший язык афрозийской языковой сакросемьи - арабский - используется в Северной, Западной и Восточной Африке в качестве первого и второго языка. Многие африканские языки (хауса, суахили) включают значительное количество заимстований из арабского (в первую очередь в пласты политической, религиозной лексики, абстрактные понятия).

Австронезийские языки представлены малагасийским языком, на котором разговаривает население Мадагаскарамалагасийцы - народ австронезийского происхождения, попавшие сюда предположительно во II-V веках нашей эры.

Для жителей африканского континента характерно владение сразу несколькими языками, которые используются в различных бытовых ситуациях. Так например, представитель небольшой этнической группы, сохраняющей свой собственный язык, может использовать местный язык в семейном кругу и в общении со своими соплеменниками, региональный межэтнический язык (лингала в ДРК, санго в ЦАР, хауса в Нигерии, бамбара в Мали) в общении с представителями других этнических групп, и государственный язык (как правило, европейский) в общении с властями и прочих подобных ситуациях. При этом языковое владение может ограничиваться лишь умением говорить (уровень грамотности населения в Африке Южнее Сахары в 2007 году составила примерно 50 % от общего числа жителей)

Религия в Африке

Среди мировых религий преобладают ислам и христианство (наиболее распространены конфессии католицизм, протестантство, в меньшей степени православие, монофизитство). В Восточной Африке также живут буддисты и индуисты (многие из них являются выходцами из Индии). Также в Африке проживают последователи иудаизма и бахаизма. Привнесенные в Африку извне религии встречаются как в чистом виде, так и синкретизированные с местными традиционными религиями. Среди «крупных» традиционных африканских религий можно указать ифа или бвити.

Образование

Традиционное образование в Африке предполагало подготовку детей к африканским религиям и жизни в африканском обществе. Обучение в доколониальной Африке включало игры, танцы, пение, рисование, церемонии и ритуалы. Обучением занимались старшие; каждый член общества вносил свой вклад в образование ребёнка. Девочки и мальчики обучались отдельно, чтобы усвоить систему надлежащего полоролевого поведения. Апогеем обучения были ритуалы перехода, символизирующие окончание детской жизни и начало взрослой.

С началом колониального периода система образования претерпела изменения в сторону европейского, с тем, чтобы африканцы имели возможность конкурировать с Европой и Америкой. Африка пыталась наладить выращивание собственных специалистов.

Сейчас в отношении образования Африка, всё ещё отстаёт от других частей света. В 2000 г в Чёрной Африке только 58 % детей обучались в школах; это самые низкие показатели. В Африке 40 миллионов детей, половина из которых школьного возраста, которые не получают школьного образования. Две трети из них - девочки.

В постколониальный период правительства африканских стран делали бо́льший упор на образование; было учреждено большое количество университетов, хотя денег на их развитие и поддержку было очень мало, а местами прекратилось вообще. Тем не менее, университеты переполнены, что часто вынуждает преподавателей читать лекции посменно, по вечерам и выходным. Из-за низкой оплаты труда наблюдается утечка кадров. Кроме отсутствия необходимого финансирования, другими проблемами африкансих университетов являются неурегулированная система степеней, а также несправедливость в системе карьерного продвижения среди преподавательского состава, которое не всегда базируется на профессиональных заслугах. Это часто вызывает протесты и забастовки преподавателей.

Этнический состав населения Африки

Этнический состав современного населения Африки отличается большой сложностью. Континент населяют несколько сот больших и малых этносов, 107 из которых насчитывают более 1 млн. человек каждый, а 24 превышают 5 млн. человек. Крупнейшими из них являются: египетские, алжирские, марокканские, суданские арабы, хауса, йоруба, фульбе, игбо, амхара.

Антропологический состав населения Африки

В современном населении Африки представлены различные антропологические типы, относящиеся к разным расам.

Северная часть континента вплоть до южной границы Сахары населена народами (арабы, берберы), принадлежащими к индо-средиземноморской расе (входит в большую европеоидную расу). Для этой расы характерны смуглый цвет кожи, темные глаза и волосы, волнистые волосы, узкое лицо, нос с горбинкой. Однако среди берберов встречаются и светлоглазые и светловолосые.

К югу от Сахары живут народы, принадлежащие к большой негро-австралоидной расе, представленной тремя малыми расами – негрской, негрилльской и бушменской.

Среди них преобладают народы негрской расы. К ним относится население Западного Судана, Гвинейского побережья, Центрального Судана, народы нилотской группы (верховья Нила), народы банту. Для этих народов характерны темный цвет кожи, темные волосы и глаза, особое строение волос, завивающихся в спирали, толстые губы, широкий нос с низкой переносицей. Типичной особенностью народов Верхнего Нила является высокий рост, превышающий в некоторых группах 180 см (мировой максимум).

Представители негрилльской расы – негрилли или африканские пигмеи – низкорослые (в среднем 141-142 см) обитатели тропических лесов бассейнов рек Конго, Уэле и др. Кроме роста их отличает также сильное развитие третичного волосяного покрова, еще более широкий, чем у негроидов, нос с сильно уплощенным переносьем, сравнительно тонкие губы и более светлый цвет кожи.

К бушменской расе принадлежат обитающие в пустыне Калахари бушмены и готтентоты. Их отличительной особенностью является более светлая (желтовато-бурая) кожа, более тонкие губы, более плоское лицо и такие специфические признаки как морщинистость кожи и стеатопигия (сильное развитие подкожного жирового слоя на бедрах и ягодицах).

На Северо-Востоке Африки (в Эфиопии и на полуостровеСомали) живут народы, принадлежащие к эфиопской расе, которая занимает промежуточное положение между индо-средиземноморской и негроидной расами (утолщенные губы, узкое лицо и нос, волнистые волосы).

В целом тесные связи между народами Африки обусловили отсутствие резких границ между расами. На юге Африки европейская (голландская) колонизация привела к образованию особого типа так называемых цветных.

Население Мадагаскара неоднородно, в нем преобладают южноазиатский (монгольский) и негроидный типы. В целом малагасийцы характеризуются преобладанием узкого разреза глаз, выступающими скулами, курчавыми волосами, уплощенным и довольно широким носом.

Естественное движение населения Африки

Динамику населения Африки, в связи с относительно небольшими размерами миграций, определяет в основном его естественное движение. Африка – район высокой рождаемости, в некоторых странах она приближается к 50 промилле, то есть приближается к биологически возможной. В среднем по континенту естественный прирост равен около 3% в год, что выше чем в других регионах Земли. Численность населения Африки по данным ООН сейчас превышает 900 млн. человек.

В целом повышенные коэффициенты рождаемости характерны для Западной и Восточной Африки, а пониженные показатели для зон экваториальных лесов и пустынных областей.

Смертность постепенно сокращается до 15-17 промилле.

Детская смертность (до 1 года) достаточно высока – 100-150 промилле.

Возрастной состав населения многих африканских стран характеризуется высокой долей детских возрастов и низкой долей пожилых.

Численность мужчин и женщин в целом одинакова, при этом женщины преобладают в сельской местности.

Средняя продолжительность жизни в Африке – примерно 50 лет. Относительно высокая средняя продолжительность жизни характерна для ЮАР и Северной Африки.

Размещение населения Африки

Средняя плотность населения континента невелика – около 30 чел./км/кв. на размещение населения влияют не только природные условия, но и исторические факторы, в первую очередь последствия работорговли и колониального господства.

Наиболее высока плотность населения на острове Маврикий (более 500 человек на квадратный километр), а также на островах Реюньон, Сейшельских, Коморских и государствах Восточной Африки – Руанде, Бурунди (в пределах 200 человек). Ниже всего плотность населения в Ботсване, Ливии, Намибии, Мавритании, Западной Сахаре – 1-2 чел. км./кв.

В целом густо населены долины Нила (1200 чел. км./кв.), приморская зона стран Магриба (Марокко, Алжир, Тунис), районы орошаемого земледелия Судана, оазисы Сахары, окрестности крупных городов (100-200 чел. км. кв.).

Пониженная плотность населения отмечается в Сахаре – менее 1, в Тропической Африке – 1-5, в сухих степях и полупустынях Намиб и Калахари – менее 1 чел. км. кв.

Городское население Африки

Ежегодный прирост горожан на континенте превышает 5%. Доля городского населения в настоящее время превышает 40%.

Особенно быстро растут большие города: Каир – свыше 10 млн., Александрия, Касабланка, Алжир – свыше 2 млн. человек.

Существуют большие различия в уровне урбанизации отдельных стран. Наибольшая доля городского населения (50% и более) в ЮАР, Джибути, Алжире, Тунисе, Ливии, Маврикии, Реюньоне. Наименьшая – менее 5%, в Бурунди, Руанде, Лесото.

На континенте выделяются ряд ареалов со скоплением городов: долина и дельта Нила, прибрежная полоса Магриба, городские агломерации ЮАР, область Медного пояса в Замбии и ДРК.