Карл 12 и петр 1 сравнение. Сравнительная характеристика Петра I и Карла XII (по отрывку из поэмы А

Петр I и Карл XII в поэме Пушкина «Полтава»
(1 вариант)
А.С. Пушкин ценит Петра I за его умение принять верное решение В 1828 году А.С. Пушкин написал поэму «Полтава», в которой вместе с любовным, романтическим сюжетом вывел историческую сюжетную линию, связанную с социально-политическими проблемами России Петровского времени. В произведении появляются исторические деятели того времени: Петр I, Карл XII, Кочубей, Мазепа. Каждого из этих героев поэт характеризует как самостоятельную личность. А. С. Пушкина в первую очередь интересует поведение героев во время переломного для России Полтавского боя.
Сопоставляя двух главных участников Полтавского сражения Петра I и Карла XII, поэт особое внимание уделяет той роли, которую сыграли в битве два великих полководца. Облик русского царя перед решающим сражением прекрасен, он весь в движении, в ощущении предстоящего события, он – само действие:
…Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Своим личным примером Петр воодушевляет русских солдат, он чувствует свою причастность к общему делу, поэтому при характеристике героя А.С. Пушкин использует глаголы движения:
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами…
Полную противоположность Петру представляет шведский король – Карл XII, изображающий лишь подобие полководца:
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Все поведение шведского короля говорит о его недоумении, смущении перед боем, Карл не верит в победу, не верит в силу примера:
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.
Итог сражения предрешен поведением полководцев. Описывая в поэме «Полтава» двух военачальников, А.С. Пушкин характеризует два типа полководцев: флегматичного, заботящегося только о собственной выгоде шведского короля – Карла XII и самого главного участника событий, готового к решающей схватке, а впоследствии и основного победителя Полтавского сражения – русского царя Петра Первого. Здесь А.С. Пушкин ценит Петра I за его военные победы, за его умение принять единственно верное решение в трудный для России момент.
(2 вариант)
Образы двух императоров в поэме «Полтава» противопоставлены друг другу. Петр с Карлом уже встречались:
Суровый был в науке славы
Ей дан учитель: не один
Урок нежданный и кровавый
Задал ей шведский паладин.
Но все изменилось, и с тревогой и злобой видит перед собой Карл XII
Уж не расстроенные тучи
Несчастных нарвских беглецов,
А нить полков блестящих, стройных,
Послушных, быстрых и спокойных.
Кроме автора, обоих императоров характеризует Мазепа, причем если А.С. Пушкин описывает Петра и Карла во время и после боя, то Мазепа вспоминает их прошлое и пророчит их будущее. Петру, чтобы не нажить себе врага, не надо было унижать его достоинство, дергая Мазепу за усы. Карла Мазепа называет «мальчиком бойким и отважным», перечисляет общеизвестные факты из жизни шведского императора («к врагу на ужин прискакать», «ответствовать на бомбу смехом», «обменять на рану рану»), и все же «не ему вести борьбу с самодержавным великаном». «Самодержавный великан» – Петр, ведущий в бой русские войска. Характеристика, выданная Карлу Мазепой, больше подошла бы юноше, чем именитому полководцу: «Он слеп, упрям, нетерпелив, // И легкомыслен, и кичлив…», «воинственный бродяга». Главная же ошибка шведского императора, с точки зрения Мазепы, в том, что он недооценивает противника, «силы новые врага успехом прошлым только мерит».
Пушкинский Карл ещё «могучий», «отважный», но вот «грянул бой», и два великана столкнулись. Петр выходит из шатра «толпой любимцев окруженный», его голос звучен.

Петр I и Карл XII в поэме Пушкина «Полтава»
(1 вариант)
А.С. Пушкин ценит Петра I за его умение принять верное решение В 1828 году А.С. Пушкин написал поэму «Полтава», в которой вместе с любовным, романтическим сюжетом вывел историческую сюжетную линию, связанную с социально-политическими проблемами России Петровского времени. В произведении появляются исторические деятели того времени: Петр I, Карл XII, Кочубей, Мазепа. Каждого из этих героев поэт характеризует как самостоятельную личность. А. С. Пушкина в первую очередь интересует поведение героев во время переломного для России Полтавского боя.
Сопоставляя двух главных участников Полтавского сражения Петра I и Карла XII, поэт особое внимание уделяет той роли, которую сыграли в битве два великих полководца. Облик русского царя перед решающим сражением прекрасен, он весь в движении, в ощущении предстоящего события, он – само действие:
…Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Своим личным примером Петр воодушевляет русских солдат, он чувствует свою причастность к общему делу, поэтому при характеристике героя А.С. Пушкин использует глаголы движения:
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами…
Полную противоположность Петру представляет шведский король – Карл XII, изображающий лишь подобие полководца:
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Все поведение шведского короля говорит о его недоумении, смущении перед боем, Карл не верит в победу, не верит в силу примера:
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.
Итог сражения предрешен поведением полководцев. Описывая в поэме «Полтава» двух военачальников, А.С. Пушкин характеризует два типа полководцев: флегматичного, заботящегося только о собственной выгоде шведского короля – Карла XII и самого главного участника событий, готового к решающей схватке, а впоследствии и основного победителя Полтавского сражения – русского царя Петра Первого. Здесь А.С. Пушкин ценит Петра I за его военные победы, за его умение принять единственно верное решение в трудный для России момент.
(2 вариант)
Образы двух императоров в поэме «Полтава» противопоставлены друг другу. Петр с Карлом уже встречались:
Суровый был в науке славы
Ей дан учитель: не один
Урок нежданный и кровавый
Задал ей шведский паладин.
Но все изменилось, и с тревогой и злобой видит перед собой Карл XII
Уж не расстроенные тучи
Несчастных нарвских беглецов,
А нить полков блестящих, стройных,
Послушных, быстрых и спокойных.
Кроме автора, обоих императоров характеризует Мазепа, причем если А.С. Пушкин описывает Петра и Карла во время и после боя, то Мазепа вспоминает их прошлое и пророчит их будущее. Петру, чтобы не нажить себе врага, не надо было унижать его достоинство, дергая Мазепу за усы. Карла Мазепа называет «мальчиком бойким и отважным», перечисляет общеизвестные факты из жизни шведского императора («к врагу на ужин прискакать», «ответствовать на бомбу смехом», «обменять на рану рану»), и все же «не ему вести борьбу с самодержавным великаном». «Самодержавный великан» – Петр, ведущий в бой русские войска. Характеристика, выданная Карлу Мазепой, больше подошла бы юноше, чем именитому полководцу: «Он слеп, упрям, нетерпелив, // И легкомыслен, и кичлив…», «воинственный бродяга». Главная же ошибка шведского императора, с точки зрения Мазепы, в том, что он недооценивает противника, «силы новые врага успехом прошлым только мерит».
Пушкинский Карл ещё «могучий», «отважный», но вот «грянул бой», и два великана столкнулись. Петр выходит из шатра «толпой любимцев окруженный», его голос звучен.

4.38 /5 (87.50%) 8 votes

Одно из самых крупных сражений XVIII века произошло под Полтавой в ходе Северной Войны 27 июня 1709 года между русскими и шведскими войсками. Ключевую роль в сражении, а также исходе войны в целом сыграли именно полководцы каждой из сторон: Петр I и Карл XII.

Главные дирижеры военных событий, молодые и прагматичные правители двух величайших держав своего времени прекрасно понимали, что поставлено на кон битвы затянувшейся войне – венец и лавры победителю, либо проигрыш и унижение проигравшему. Личные качества и стратегическое мышление каждого из полководцев во время сражения и распределили этот кон.

Царь Петр I всегда отличался умением принять правильное решение в непростую минуту. И Полтавская битва не стала исключением – грамотные маневры войск, эффективное использование артиллерии, пехоты и кавалерии, практическое реализация идеи редутов – это и многое другое стало началом конца для шведского противника. Важно отметить, что личным примером Петр I вселял в души русских солдат волю к победе, уверенность в своих силах. Стремительные и твердые указания во время боя в связке с отважными, а иногда и авантюрными действиями не заставили долго ждать результата – армия Петра виртуозно перешла от обороны к наступлению и окончательному разгрому армии Карла XII.

Противоположностью Петра во время битвы был Карл XII. Недальновидные решения и заносчивый нрав короля обескровил и ослабил когда-то сильнейшую военную державу. Неуверенность в своих силах и пессимистический настрой накануне боя не мог не передаться армии. Сломленный Карл повел своих солдат на верную гибель – редуты и артиллерию Петра. Под натиском противника Карл обратился в бегство, оставив своих солдат и верных генералов.

В итоге противостояния характеров Петра I и Карла XII в Полтавской битве история Европы получила новый виток – сильной армии короля Карла XII больше не существовало, сам Карл сбежал в Османскую империю, военное могущество Швеции было потеряно.

написать сочинение на тему Полтава,сравнительная характеристика Петра 1 и Карла 12

  • Образ Петра I интересовал, увлекал Пушкина всю жизнь. Птр I полководец, патриот своего Отечества, решительный, стремительный, идеальный военачальник. Птр I действовал во имя интересов мира и единства внутри страны и е укрепления как великой державы. Птр герой. Ему присуще красота, сила, величие, мощь. И он промчался пред полками, могуч и радостен, как бой …. В поэме Полтава образ Петра воспринимается как полубог, вершитель исторических судеб России. Вот как описано явление Петра на бранном поле: Тогда-то свыше вдохновенный Раздался звучный глас Петра Сочетание ужасного и прекрасного в образе Петра подчеркивает его сверхчеловеческие черты: он и восхищает, и внушает ужас своим величием обычным людям. Уже одно его явление вдохновило войско, приблизило к победе. Прекрасен, гармоничен этот государь, победивший Карла и не возгордившийся удачей, умеющий так по-царски отнестись к своей победе: В шатре своем он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих Заздравный кубок поднимает. Значительность роли Петра Первого в поэме подтверждает
    эпилог. Через сто лет после Полтавской битвы не осталось ничего от сильных, гордых сих мужей… . Осталась только история огромный памятник Петра Первого. Памятник главное, что есть в эпилоге,
    главное, что осталось после битвы. Поэтому Петр Первый становится, можно сказать, идеальным героем.
    Образу Петра в поэме противопоставлен образ другого полководца Карла 12.
    Поэт точен и в изображении Карла. Молодой король по призванию был воином. Своей безмерной жаждой боя и храбростью, личным примером он вдохновлял своих воинов. Они верили в него и преклонялись перед ним.
    Это был король-солдат, который жил только армией, войной, походами. Никакой личной жизни в собственном смысле слова у него попросту не было.
    Пушкин не скрывает его личной храбрости, но ведь он ведет захватническую войну, у него нет прогрессивных целей, он действует из честолюбивых соображений. Вот как описывает Карла в поэме Мазепа: он слеп, упрям, нетерпелив, И легкомысленен, и кичлив. Его поражение предопределено, это чувствует и сам Карл. : Казалось, Карла приводил Желанный бой в недоуменье Упадший с высшей степени воинской славы и величия, раненый и терзаемый горестью и досадою, Карл переправился чрез Днепр с Мазепою и малочисленною свитою, и искал убежища в Турецкой империи. Но и там он не нашл поддержки. Эпилог Полтавы сводит все содержание поэмы воедино:
    Прошло сто лет и что ж осталось
    От сильных, гордых сих мужей,
    Столь полных волею страстей?
    Их поколенье миновалось
    И с ним исчез кровавый след
    Усилий, бедствий и побед.
    Торжество дела Петра воплощено в исторической судьбе России, во имя которой он творил; память о Карле XII неразрывно связана с воспоминанием о его бесславии
Главная > Урок

Урок развития речи

Сравнительная характеристика Петра I и Карла XII (по отрывку из поэмы А.С.Пушкина «Полтава»).

1. Беседа по вопросам:

2. Чтение отрывков, изображающих полководцев во время битвы:

Тогда-то свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

«За дело, с богом!»Из шатра,

Толпой любимцев окруженный,

Выходит Петр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь как божия гроза…

И он промчался пред полками,

Могущ и радостен как бой.

Он поле пожирал очами.

За ним вослед неслись толпой…

Его товарищи, сыны…

И перед синими рядами

Своих вонственных дружин,

Несомый верными слугами,

В качалке, бледен, недвижим,

Страдая раной, Карл явился.

Вожди героя шли за ним.

Он в думу тихо погрузился.

Смущенный взор изобразил

Необычайное волненье.

Казалось, Карла приводил

Желанный бой в недоуменье…

Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки.

3. Сравнительная портретная характеристика двух полководцев. Составление плана.

    Появление полководцев. Как появляется Петр? Карл? Какие глаголы «появления» использует поэт?

    Портреты героев. Что подчеркивает поэт в облике Петра? (глаза, лик, движения) На что обращает наше внимание в портрете Карла? (бледность, смущение, страдание) Какие средства выразительности создают портреты героев?

    Позы. (Петр промчался на коне, Карла вынесли на носилках).

    Окружение. Как появляются соратники Петра? Какой глагол характеризует их стремительность? Что пишет Пушкин о соратниках Карла? Какой глагол говорит об их движении?

    Поведение в битве. На чьей стороне моральное превосходство? Кто получает наслаждение от участия в сражении?

    Настроение героев.

Можно ли по этим описаниям судить об отношении автора к героям?

4. Расскажите по плану об одном из героев.

Домашнее задание: устный рассказ об одном из героев, подкрепленный цитатами из текста.

Методические рекомендации
  • Ских ловцов губок возвращалась из своих традиционных мест промысла в Северной Африке домой на остров Сими, находящийся неподалеку от Родоса, когда налетел шторм

    Документ

    На Пасху 1900 г. группа греческих ловцов губок возвращалась из своих традиционных мест промысла в Северной Африке домой на остров Сими, находящийся неподалеку от Родоса, когда налетел шторм.

  • Пояснительная записка Планирование составлено в соответствии с программой общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов Министерства Образования и науки РФ (3)

    Урок

    Планирование составлено в соответствии с программой общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов Министерства Образования и науки РФ под редакцией Г.

  • Н. Г. Чернышевского Балашовский филиал Кафедра русского языка Шумарин С. И., Шумарина М. Р. Теория и практика научной речи спецкурс для негуманитарных специальностей вузов Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс

    Требования Государственных образовательных стандартов ВПО к профессиональной подготовленности специалистов и бакалавров негуманитарных специальностей определяют, что выпускник вуза должен уметь решать задачи, связанные с анализом

  • Рабочая программа по литературе 7 класс мбоу «Гимназия №2»

    Рабочая программа

    Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.