Нравственный выбор человека в рассказе уроки французского. Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В

Сочинение

Что такое нравственность? Что такое нравственный выбор? Заглянем в толковый словарь и узнаем, что нравственность- это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек в своей жизни.

В жизни каждый человек встает перед нравственным выбором, и каждый поступает по-разному, это зависит от его духовных качеств. Так и герой рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой» неоднократно встает перед нравственным выбором: калачи украл, бабушку обманул. Он поддался легкой жизни, но его духовные качества оказались неизмеримо выше, совесть замучала его:"Терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника."Видно, что герой раскаивался, но совесть его мучила еще сильнее и он рассказал правду бабушке. Бабушка все равно купила ему пряник, потому что любила его и простила, потому что есть на свете человеческая доброта. Бабушка преподнесла ему настоящие уроки доброты, честности.

Именно такой нравственный выбор характеризует его, как человека словестного, честного, способного на добрые поступки. Только тогда герой понял, что человека любят не за что-то, а просто так.

Посмотрим, как поступил герой рассказа В. Распутина «Уроки французского». Он тоже встал перед нелегким нравственным выбором.

В первый раз он показал себя самостоятельным, дисциплинированным, остался один в чужом городе, хоть мог уехать к матери в деревню, но он выбрал учебу, так как очень хотел учиться, тянулся к знаниям. Вторым страшным испытанием для мальчика стал голод. Чтобы заработать денег на еду, он начал играть в чику на деньги. Играл он: честно, хотел показать свои способности, но его только жестоко избивали. Мальчик не знал, что игра на деньги не может быть честной. Только учительница Лидия Михайловна старалась помочь ему. Она его понимала как никто другой. Она начала с ним играть на деньги потому, что хотела ему помочь, а

Пошла на это потому, что на другую помощь он не соглашался. Она открыла ему двери в новый мир;там люди могут доверять и помогать. Теперь он узнал, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь.

Так случилось, что В. Астафьев и В. Распутин спустя много лет вспомнили, что с ними было в детстве «Мы написали эти рассказы в надежде, что преподанные нам в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя».

Другие сочинения по этому произведению

Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. Астафьева «Конь с розовой гривой» и В. Распутина «Уроки французского». Приходилось ли вам встречать человека, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро? Расскажите о нем и о его делах (по рассказу В. Распутина «Уроки французского») Чем стали для главного героя эти уроки французского? (по одноименной повести В. Распутина) Школьный учитель в изображении В. Распутина (по рассказу В. Распутина «Уроки фрвнцузского») Анализ произведения "Уроки французского" Распутина В.Г. Мое отношение к поступку учительницы (по рассказу Распутина "Уроки французского") Бескорыстное добро учителя в рассказе Распутина «Уроки французского»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Костромы «Лицей №32»

Конспект урока литературы в 6 классе

«

в произведениях В. Астафьева и В. Распутина».

Выполнила

учитель русского языка и литературы

.

Цель: Сформировать у детей представление о нравственных выборах героев произведений В. Астафьева и В. Распутина, определить положительные и отрицательные черты подросткового периода.

Задачи:

1. Образовательные

1.Углубить и систематизировать знания учащихся о характере литературного героя.

2. Совершенствовать навык отбора и систематизации материала для характеристики героя и сравнительной характеристики героев.

3. Расширять словарный запас школьников через работу над понятиями и языковыми средствами.

2. Развивающие

1. Актуализировать знания учащихся о психологических особенностях подросткового возраста и нравственных выборах

2. Развивать логическое мышление и речь учащихся через работу над постановкой целей, анализом высказываний.

3. Совершенствовать навыки сопоставительного анализа героев.

4. Совершенствовать речь учащихся через работу над монологическим ответом.

3.Воспитательные

1. Воспитывать любовь к слову через работу над литературным произведением.

Методы

1. Репродуктивный

2. Частично-поисковый.

Оформление

1. Эпиграф к уроку

2. Таблица

3. Фрагмент из телевизионного фильма по рассказу В. Распутина «Уроки французского».

Нравственный выбор моего ровесника

Ход урока

Учитель : Отрочество… Именно тогда познаются первые уроки добра и зла, потому что каждый подросток делает свой выбор. Я думаю, что многие из вас слышали выражение «сделать свой выбор». Как вы понимаете это выражение?

Ученик : Это совершенный поступок, хороший или плохой.

Тема нашего урока «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. Астафьева и В. Распутина». Подберите однокоренные слова к слову «нравственный».

Ученик: Нравственность, нрав.

Обратимся к «Толковому словарю» Ожегова и определим лексическое значение слова «нравственность»

Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения.

Что же такое «нравственный выбор»?

Ученик: Это поступки, совершаемые человеком в соответствии с теми правилами поведения, которые приняты в обществе. (Запись темы в тетрадь).

Учитель: Исходя из темы, сформулируйте цель нашего урока.

Ученик: Сопоставив героев произведений В. Астафьева и В. Распутина, мы определим, какие выборы в отношениях со сверстниками и взрослыми делают герои произведений и почему? Что положительного и отрицательного несут их поступки? (Запись ключевых вопросов в тетрадь).

Учитель: Исследователь русской литературы утверждает: «Два свойства детской души дороги: непосредственная чистота нравственного чувства и способность легко и свободно восстанавливать гармонию во взаимоотношениях с миром».

Насколько прав исследователь русской литературы в своем выводе? На этот вопрос мы ответим сегодня. Я же предлагаю вам вспомнить эпизоды из прочитанных произведений и проанализировать жизненные выборы главных героев.

Эти мальчишки общаются с разными людьми: со сверстниками, родителями (или другими родственниками), и учителями. Герои произведений - ваши ровесники. Чье мнение для них и для вас более важное, а чье - менее значительно.

Ученик: Более важно мнение сверстников, менее важное - других людей.

Учитель: Перед вами – таблица, в которую мы будем записывать выводы. (Таблица продублирована на доске).

Нравственный выбор моего ровесника

Учитель: Давайте посмотрим, как складываются их отношениях со сверстниками.

Астафьева общается с левонтьевскими ребятами. Обратимся к эпизоду «Левонтьевские мальчишки предлагают обмануть бабушку». Прослушайте пересказ этого эпизода и подумайте над вопросом «Как ведет себя герой? Почему он не смог дать отпор левонтьевским мальчишкам?»

Ученик: Учащийся пересказывает эпизод близко к тексту от первого лица.

Ученик: Для него мнение сверстников было важнее, чем мнение взрослых людей, поэтому он решил доказать ребятам, что не боится бабушку.

Учитель: Запишем вывод в таблицу

Учитель: Продолжим наши наблюдения. Обратимся к эпизоду из рассказа Распутина «Игра подростков в «чику». Прослушайте этот эпизод и подумайте над вопросом «Принимает ли главный герой правила игры, навязанные сверстниками? С чем он не может смириться?»


Чтение по ролям эпизода из рассказа Распутина «Игра подростков в «чику».

Ученик: Этот мальчик не принимает тех условий, которые ему навязывают Вадик и ребята, поэтому оказывается избитым.

Учитель: Запишем вывод в таблицу

Учитель: Как ведут себя герои в отношениях со сверстниками?

Ученик: Для героя Астафьева мнение левонтьевских ребят значимо, поэтому он «идет у них на поводу», а герой рассказа Распутина более независимый в своих решениях: терпит побои, защищая правоту своих взглядов.

Учитель: Как правило, каждый поступок имеет свои последствия. Это находит отражение в отношениях со взрослыми как в школе, так и дома. Вспомните, к чему привел обман героя рассказа «Конь с розовой гривой»? Найдите в тексте строки, которые говорят о душевных переживаниях героя.

Ученик: (Чтение эпизода со слов « Бабушку надул…» (стр.95).

Учитель: Запишем вывод в таблицу

Учитель: Скажите, как повлияла эта история на его дальнейшие поступки?

Ученик: Эта история не прошла для него даром: случай он запомнил на всю жизнь. Чтение эпизода со слов «Сколько лет с тех пор прошло!» (стр. 105).

Учитель: Герой рассказа Распутина старается быть честным, но обманывает учительницу Лидию Михайловну. Как он это делает и почему?

Ученик: Она была человеком из другого мира. Чтение эпизода со слов «Она сидела передо мной…» (стр.127). Мальчик боялся правды, ему было стыдно: его могли выгнать из школы! Стыдно ему было и из-за того, что он был бедным, и голод заставлял его идти на это «преступление».

Учитель: Запишем вывод в таблицу

Учитель: Ребята, нужно ли обманывать взрослых? А почему это делают дети?

Ученик: Нет, но дети заблуждаются, ошибаются, поэтому и обманывают взрослых.

Учитель: А как вы думаете, взрослым обманывать можно? пошла на обман? Имела ли она право это делать?

Ученик: Она не нашла другого способа, чтобы помочь этому мальчику. И этот ее обман можно оправдать.

Учитель: Почему этого не понял директор? (Просмотр эпизода из фильма или обращение к эпизоду из текста).

Ученик: Ему должность не позволяла – он действовал как руководитель школы. И за «преступление» учителя наказал.

Учитель: Как вы думаете, возможны ли дружеские отношения между учителем и учеником? А как сам автор отвечает на этот вопрос?

Ученик: Да, если учитель помогает ученику.

Учитель: Я бы ответила на этот вопрос словами русского писателя «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях».

Обратимся к вопросам, поставленным в начале урока.

Какие выборы в отношениях со взрослыми и сверстниками делают герои произведений и почему? Что положительного и отрицательного несут их поступки?

Ученик: Делает обобщение по материалам таблицы

Оба героя примерно одного возраста. Они общаются с ребятами как в школе, так и во дворе. Мнение сверстников для героя рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой» важно: он хотел доказать левонтьевским ребятам, что не боится бабушку и может ее обмануть. А вот герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» не терпит обмана в игре с Вадиком и другими мальчишками, отстаивает свою точку зрения. Он более сильный и независимый.

Но оба героя обманывают взрослых: один - бабушку, другой - учительницу.

Герой рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой» обманывает бабушку, стыдится своего обмана, потому что испытывает угрызения совести. Обманув ее, обманывает самого себя: убивает в себе честность. Стыдится того, что обманывает Лидию Михайловну, и герой рассказа В. Распутина «Уроки французского», так как восхищается этим человеком и уважает учительницу.

Но оба героя «находят в себе смелость» признать свои ошибки, получают уроки на всю жизнь.

Учитель: Произведения, которые мы с вами прочитали, являются автобиографическими , то есть написанными на основе событий из собственной жизни авторов. Как вы думаете, зачем о своих не очень-то хороших поступках авторы нам рассказали?

Ученик: Мы должны учиться на чужих ошибках и не совершать собственных.

Мы вновь обращаемся к словам: «Два свойства детской души дороги: непосредственная чистота нравственного чувства и способность легко и свободно восстанавливать гармонию во взаимоотношениях с миром». «В них заключены бесконечные возможности и резервы нравственного самоусовершенствования»,- пишет он.

Но герои этих произведений – люди другой эпохи. Кто из них более близок вам? (Голосование с обоснованием).

Домашнее задание Сочинение на одну из тем: «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. Астафьева и В. Распутина», «Герой произведения, который по характеру мне близок и интересен».

Во многих произведениях Астафьева и Распутина главными героями являются дети. Примечательно, что рассказы этих писателей во многом автобиографичны, но их главный герой - обобщенный образ, передающий общие черты характера и жизни многих мальчишек.
Так, в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой» герой сталкивается с непростой ситуацией. Он вместе с соседскими ребятами пошел за земляникой. Витька знал, что эту ягоду его бабушка, у которой он жил, пойдет продавать в город. Мальчик, в отличие от левонтьевских шалопаев, старательно собирал землянику в туесок.

А его друзья, поссорившись из-за нее, съели весь собранный урожай. Но Саньке, младшему и самому злому из всех соседских детей, и этого показалось мало. Он стал подначивать Витьку, чтобы тот отдал все собранные ягоды на общее «съедение». Добродушный и наивный герой поддался на злую хитрость. Но потом он совершил еще большую глупость - набил туесок травой и только верх забросал ягодой, для вида. И такую корзинку Витька отдал бабушке.

Мальчика очень сильно мучила совесть. Ему было плохо от того, что бабушка не подозревала об обмане, хвалила его и обещала привезти из города пряник. Жизнь стала Витьке не в радость. Все изменилось вокруг: он уже не мог играть, как и прежде, беззаботно и весело. Сознание своей вины тяготило его.

И еще хуже стало герою, когда бабушка вернулась из города. Она, конечно, обнаружила обман внука. Но, хуже того, Витька и ее поставил в очень неловкое положение. Катерина Петровна всем рассказывала, как она продавала туесок ягод какой-то городской даме, и там обнаружился обман.

Стыду и вине Витьки не было предела. Он был готов умереть, провалиться сквозь землю, только бы бабушка его простила. Витька пошел просить прощения, но от слез не мог вымолвить и двух слов. Любящая бабушка простила внука и даже отдала ему заготовленный пряник - коня с розовой гривой. Но этот нравственный урок герой запомнил на всю жизнь.

Герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» тоже выносит свой нравственный урок, делает свой нравственный выбор.

Он уезжает из родной деревни, от мамы, чтобы продолжать учебу. Время, в которое происходит действие рассказа, было тяжелым, послевоенным. В деревне стоял голод, царила нищета. Что могла мать героя собрать своему сыну, чем «подкормить» его? Она присылала с дядей Ваней, деревенским шофером, мешок картошки, - все, что могла. Но и эту малость мальчик не получал сполна - ее воровали хозяева, у которых герой жил на квартире.

Герой пишет, что он постоянно хотел есть. Даже во сне он чувствовал голодные спазмы желудка. Ради еды мальчик стал играть на деньги. Он сделался виртуозом игры «в чику», но выигрывал только рубль и ни копейкой больше - на молоко.

Вскоре героя начали избивать более взрослые мальчишки - слишком хорошо он играл: «нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина». Но в школу герой продолжал ходить даже в таком виде. Материал с сайта

Есть ему хотелось все больше и больше. Посылок из дома герой больше не получал - и он опять пошел играть. И опять его стали избивать. Тогда Лидия Михайловна, учительница французского языка, решила помочь ему - она прислала мальчику посылку, якобы пришедшую из дома. Но герой сразу догадался, от кого была такая «роскошь». И никакими уговорами не могла учительница убедить мальчика принять этот подарок - ему не позволяли гордость и чувство собственного достоинства.

В итоге Лидия Михайловна вынуждена была уехать к себе на родину: ее застали во время игры на деньги с героем рассказа. И никто не захотел понять, что это была еще одна «хитрость», чтобы спасти ученика от голодной смерти. Но эту женщину герой также помнил до конца своей жизни, ведь она стала его ангелом-спасителем.

Юные герои рассказов Астафьева и Распутина совершают свой нравственный выбор.

И всегда он получается в пользу Добра, Света, моральных принципов. И мы, читая рассказы, берем пример и учимся у этих мальчишек стойкости, душевной чистоте, доброте, мудрости......

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

МБОУ «Старо- Тахталинская СОШ»

Проект урока развития речи по русской литературе в 6 классе «Нравственный выбор моего ровесника (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)»

Проект выполнила:

Смирнова В.В.

2015 год

Цель: Сформировать у детей представление о нравственном выборе героя рассказа В. Распутина «Уроки французского», определить положительные и отрицательные черты подросткового периода.

Задачи:

  1. Образовательные

1.Углубить и систематизировать знания учащихся о характере литературного героя.

    Совершенствовать навык отбора и систематизации материала для характеристики героя.

    Расширять словарный запас школьников через работу над понятиями и языковыми средствами.

2. Развивающие

    Актуализировать знания учащихся о психологических особенностях подросткового возраста и нравственных выборах

    Развивать логическое мышление и речь учащихся через работу над постановкой целей, анализом высказываний.

    Совершенствовать речь учащихся через работу над монологическим ответом.

3.Воспитательные

    Воспитывать любовь к слову через работу над литературным произведением.

Планируемые результаты

Предметные: научиться анализировать произведение.

Метапредметные : познавательные – уметь извлекать необходимую информацию, анализировать объект с целью выделения существенных признаков; регулятивные – уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью, анализировать выбор способа учебного действия для достижения планируемого результата; коммуникативные – уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Личностные: формирование способностей к решению моральных дилемм на основе собственных знаний и опыта, условий для правильного личностного самоопределения.

Методы

1. Репродуктивный

2. Частично-поисковый.

Оформление

    Эпиграф к уроку

    Интеллект-карта

    Фрагмент из телевизионного фильма по рассказу В. Распутина «Уроки французского».

Ход урока

Учитель : Отрочество… Именно тогда познаются первые уроки добра и зла, потому что каждый подросток делает свой выбор. Я думаю, что многие из вас слышали выражение «сделать свой выбор». Как вы понимаете это выражение?

Ученик : Это совершенный поступок, хороший или плохой.

Тема нашего урока «Нравственный выбор моего ровесника в произведении В. Распутина». Подберите однокоренные слова к слову «нравственный».

Ученик: Нравственность, нрав.

Учитель: Давайте выполним работу по группам, связанную со словом «нравственность». 1-я группа находит значение слова по толковому словарю. 2-я группа подбирает синонимический ряд. 3-я группа – антонимы. 4-я группа подбирает слова, характеризующие качества человека, обладающего высокой нравственностью (1. Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения. 2. Высоконравственный, благонравный, добронравный, целомудренный, честный, моральный. 3. Безнравственность, порочность. 4. Доброта, любовь, милосердие, сострадание и т.д.

Учитель: Что же такое «нравственный выбор»?

Ученик: Это поступки, совершаемые человеком в соответствии с теми правилами поведения, которые приняты в обществе. (Запись темы в тетрадь).

Учитель: Исходя из темы, сформулируйте цель нашего урока.

Ученик: Мы определим, какой выбор в отношениях со сверстниками и взрослыми делает герой произведения и почему? Что положительного и отрицательного несут его поступки? (Запись ключевых вопросов в тетрадь).

Учитель: Исследователь русской литературы Ю.В.Лебедев утверждает: «Два свойства детской души дороги: непосредственная чистота нравственного чувства и способность легко и свободно восстанавливать гармонию во взаимоотношениях с миром».

Насколько прав исследователь русской литературы в своем выводе? На этот вопрос мы ответим сегодня. Я же предлагаю вам вспомнить эпизоды из прочитанного произведения и проанализировать жизненный выбор главного героя.

Этот мальчишка общается с разными людьми: со сверстниками, родителями (или другими родственниками), и учителями. Герой рассказа - ваш ровесник. Чье мнение для него и для вас более важное, а чье - менее значительно?

Ученик: Более важно мнение сверстников, менее важно - других людей.

Учитель: Давайте посмотрим, как складываются его отношения со сверстниками.

Обратимся к эпизоду из рассказа «Игра подростков в «чику». Прослушайте этот эпизод и подумайте над вопросом «Принимает ли главный герой правила игры, навязанные сверстниками? С чем он не может смириться?»

Чтение по ролям эпизода из рассказа Распутина «Игра подростков в «чику».

Ученик: Этот мальчик не принимает те условия, которые ему навязывают Вадик и ребята, поэтому оказывается избитым.

Учитель: Запишем вывод в тетрадь: Не терпит обмана в игре с Вадиком и другими мальчишками, отстаивает свою точку зрения .

Учитель: Как ведет себя герой в отношениях со сверстниками?

Ученик: Герой рассказа Распутина более независимый в своих решениях: терпит побои, защищая правоту своих взглядов.

Учитель: Как правило, каждый поступок имеет свои последствия. Это находит отражение в отношениях со взрослыми как в школе, так и дома.

Учитель: Герой рассказа Распутина старается быть честным, но обманывает учительницу Лидию Михайловну. Как он это делает и почему?

Ученик: Она была человеком из другого мира. Чтение эпизода со слов «Она сидела передо мной…» (стр.127). Мальчик боялся правды, ему было стыдно: его могли выгнать из школы! Стыдно ему было и из-за того, что он был бедным, и голод заставлял его идти на это «преступление».

Учитель: Запишем вывод в тетрадь: Стыдится того, что обманывает Лидию Михайловну, так как восхищается этим человеком и уважает учительницу.

Учитель: Ребята, нужно ли обманывать взрослых? А почему это делают дети?

Ученик: Нет, но дети заблуждаются, ошибаются, поэтому и обманывают взрослых.

Учитель: А как вы думаете, взрослым обманывать можно? Почему Лидия Михайловна пошла на обман? Имела ли она право это делать?

Ученик: Она не нашла другого способа, чтобы помочь этому мальчику. И этот ее обман можно оправдать.

Учитель: Почему этого не понял директор? (Просмотр эпизода из фильма или обращение к эпизоду из текста).

Ученик: Ему должность не позволяла – он действовал как руководитель школы. И за «преступление» учителя наказал.

Учитель: Как вы думаете, возможны ли дружеские отношения между учителем и учеником? А как сам автор отвечает на этот вопрос?

Ученик: Да, если учитель помогает ученику.

Учитель: Я бы ответила на этот вопрос словами русского писателя Л. Н. Толстого «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях».

Обратимся к вопросам, поставленным в начале урока.

Какие выборы в отношениях со взрослыми и сверстниками делает герой произведения и почему? Что положительного и отрицательного несут его поступки?

Ученик: Делает обобщение по записям, сделанным на уроке.

Герой рассказа общается с ребятами как в школе, так и во дворе. Он не терпит обмана в игре с Вадиком и другими мальчишками, отстаивает свою точку зрения. Он сильный и независимый.

Но он обманывает учительницу. И стыдится того, что обманывает Лидию Михайловну, так как восхищается этим человеком и уважает учительницу.

Но герой «находит в себе смелость» признать свои ошибки, получает уроки на всю жизнь.

Учитель: Произведение, которое мы с вами прочитали, является автобиографическим, то есть написанным на основе событий из собственной жизни авторов. Как вы думаете, зачем о своих не очень-то хороших поступках автор нам рассказал?

Ученик: Мы должны учиться на чужих ошибках и не совершать собственных.

Мы вновь обращаемся к словам Ю. В. Лебедева: «Два свойства детской души дороги: непосредственная чистота нравственного чувства и способность легко и свободно восстанавливать гармонию во взаимоотношениях с миром». «В них заключены бесконечные возможности и резервы нравственного самоусовершенствования»,- пишет он.

Но герой этого произведения – человек другой эпохи. Близок ли вам этот герой? (Голосование с обоснованием).

Прежде чем мы с вами обозначим домашнее задание, которое у вас будет творческим, вспомним основные пункты написания сочинений по заданной теме:

1. Введение

2. Постановка проблемы

3. Комментарий к проблеме

5. Ваша позиция

6. Литературный аргумент

7. Любой другой аргумент

8. Заключение

Домашнее задание Сочинение на одну из тем: «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.Астафьева и В. Распутина», «Герой произведения, который по характеру мне близок и интересен».

Во многих произведениях Астафьева и Распутина главными героями являются дети. Примечательно, что рассказы этих писателей во многом автобиографичны, но их главный герой – обобщенный образ, передающий общие черты характера и жизни многих мальчишек.
Так, в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой» герой сталкивается с непростой ситуацией. Он вместе с соседскими ребятами пошел за земляникой. Витька знал, что эту ягоду его бабушка, у которой он жил, пойдет продавать в город. Мальчик, в отличие от левонтьевских шалопаев, старательно собирал землянику в туесок. А его друзья, поссорившись из-за нее, съели весь собранный урожай. Но Саньке, младшему и самому злому из всех соседских детей, и этого показалось мало. Он стал подначивать Витьку, чтобы тот отдал все собранные ягоды на общее «съедение». Добродушный и наивный герой поддался на злую хитрость. Но потом он совершил еще большую глупость – набил туесок травой и только верх забросал ягодой, для вида. И такую корзинку Витька отдал бабушке.
Мальчика очень сильно мучила совесть. Ему было плохо от того, что бабушка не подозревала об обмане, хвалила его и обещала привезти из города пряник. Жизнь стала Витьке не в радость. Все изменилось вокруг: он уже не мог играть, как и прежде, беззаботно и весело. Сознание своей вины тяготило его.
И еще хуже стало герою, когда бабушка вернулась из города. Она, конечно, обнаружила обман внука. Но, хуже того, Витька и ее поставил в очень неловкое положение. Катерина Петровна всем рассказывала, как она продавала туесок ягод какой-то городской даме, и там обнаружился обман.
Стыду и вине Витьки не было предела. Он был готов умереть, провалиться сквозь землю, только бы бабушка его простила. Витька пошел просить прощения, но от слез не мог вымолвить и двух слов. Любящая бабушка простила внука и даже отдала ему заготовленный пряник – коня с розовой гривой. Но этот нравственный урок герой запомнил на всю жизнь.
Герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» тоже выносит свой нравственный урок, делает свой нравственный выбор. Он уезжает из родной деревни, от мамы, чтобы продолжать учебу. Время, в которое происходит действие рассказа, было тяжелым, послевоенным. В деревне стоял голод, царила нищета. Что могла мать героя собрать своему сыну, чем «подкормить» его? Она присылала с дядей Ваней, деревенским шофером, мешок картошки, - все, что могла. Но и эту малость мальчик не получал сполна – ее воровали хозяева, у которых герой жил на квартире.
Герой пишет, что он постоянно хотел есть. Даже во сне он чувствовал голодные спазмы желудка. Ради еды мальчик стал играть на деньги. Он сделался виртуозом игры «в чику», но выигрывал только рубль и ни копейкой больше – на молоко.
Вскоре героя начали избивать более взрослые мальчишки – слишком хорошо он играл: «нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина». Но в школу герой продолжал ходить даже в таком виде.
Есть ему хотелось все больше и больше. Посылок из дома герой больше не получал – и он опять пошел играть. И опять его стали избивать. Тогда Лидия Михайловна, учительница французского языка, решила помочь ему – она прислала мальчику посылку, якобы пришедшую из дома. Но герой сразу догадался, от кого была такая «роскошь». И никакими уговорами не могла учительница убедить мальчика принять этот подарок – ему не позволяли гордость и чувство собственного достоинства.
В итоге Лидия Михайловна вынуждена была уехать к себе на родину: ее застали во время игры на деньги с героем рассказа. И никто не захотел понять, что это была еще одна «хитрость», чтобы спасти ученика от голодной смерти. Но эту женщину герой также помнил до конца своей жизни, ведь она стала его ангелом-спасителем.
Юные герои рассказов Астафьева и Распутина совершают свой нравственный выбор. И всегда он получается в пользу Добра, Света, моральных принципов. И мы, читая рассказы, берем пример и учимся у этих мальчишек стойкости, душевной чистоте, доброте, мудрости.