Базовая социальная роль человека. Что такое социальная роль и ее значение для человека

В социологии понятие социальной роли фигурирует с конца 19 века, хотя официально этот термин появился только в конце 20 столетия в рамках теории Р. Линтона.

Данная наука рассматривает общество или другую организованную группу в виде совокупности индивидов с определенным статусом и моделью поведения. Что же подразумевают под понятиями социальные статусы и роли, а также какое значение они имеют для человека, мы расскажем далее и приведем примеры.

Определение

Для социологии термин «социальная роль» означает модель ожидаемого от человека поведения, которое соответствовало бы установленным обществом правам и нормативным обязанностям. То есть это понятие рассматривает связь между функцией личности и ее позицией в социуме либо межличностных отношениях.

Также можно сказать, что социальная роль – это определенный алгоритм действий, предписываемых человеку обществом, которому он должен следовать, чтобы осуществлять в социуме полезную деятельность. Модель поведения или предписанный алгоритм действий человек при этом примеряет на себя либо добровольно, либо принудительно.

Впервые такое определение появилось в 1936 году, когда Ральф Линтон предложил свою концепцию того, как происходит взаимодействие индивида с социумом в условиях ограниченного алгоритма действий, продиктованных конкретным сообществом. Так появилась теория социальных ролей. Она позволяет понять, каким образом человек может себя идентифицировать в определенных социальных рамках и как такие условия могут повлиять на становление его как личности.

Обычно данное понятие рассматривается как один из динамических аспектов статуса индивида. Выступая в роли члена общества или группы и принимая на себя ответственность за выполнение определенных функций, человек должен следовать правилам, установленным этой самой группой. Этого от него ждут остальные участники сообщества.

Если рассматривать понятие социальной роли на примере организации, то можно понять, что управляющий предприятием, обучающий персонал, и получающие знания лица – это действующее организованное сообщество, нормы и правила в котором прописаны для каждого участника. В учебном заведении директор отдает приказы, которым должны подчиняться учителя.

В свою очередь педагоги имеют право требовать от учеников выполнения правил, предписанных для их социального статуса нормативами организации (делать уроки, проявлять уважение к преподавателям, соблюдать тишину во время уроков и т.д.) В то же время для социальной роли ученика допустима определенная свобода, связанная с проявлением его личностных качеств.

Для каждого участника ролевых отношений известны предписанные нормативные требования и индивидуальные оттенки полученного им статуса. Поэтому модель поведения человека в конкретном социальном круге является ожидаемой для остальных членов этой группы. Это значит, что другие участники сообщества в значительной степени могут предсказывать характер действий каждого из его членов.

Классификация и разновидности

В рамках своего научного направления данное понятие имеет свою классификацию. Так, социальные роли делятся на виды:

1. Социальные или конвенциональные роли, обусловленные профессиональной деятельностью или стандартизированной системой взаимоотношений (воспитатель, педагог, ученик, продавец). Они выстраиваются на основании предписанных сообществом правил, норм и обязанностей. При этом не учитывается, кто именно является исполнителем той или иной роли.

В свою очередь этот вид делится на основные социально-демографические модели поведения, где бывают такие социальные роли в семье, как супруг и супруга, дочка, сын, внучка, внук и т.д. Если взять за основу биологическую составляющую, то можно выделить также такие социальные роли личности, как женщина/мужчина.

2. Межличностные – роли, обусловленные взаимоотношениями людей в ограниченных условиях и индивидуальными особенностями каждого из них. К ним можно отнести любые отношения между людьми, в том числе и конфликтные, возникающие на почве эмоциональных проявлений. В этом случае градация может выглядеть следующим образом: кумир, лидер, игнорируемый, привилегированный, обиженный и т.д.

Наиболее наглядные примеры здесь: подбор актера для исполнения конкретной роли с учетом его внешних данных, способностей, специфических социально-типических проявлений. Каждый актер склоняется к определенному амплуа (трагик, герой, комик и т.п.). Личность примеряет на себя наиболее типичную модель поведения или своеобразное амплуа, которое позволяет окружающим в той или иной степени предполагать дальнейшие действия человека.

Эти виды социальных ролей существуют в каждом организованном сообществе, причем наблюдается четкая связь между продолжительностью существования группы и вероятностью типичных для нее проявлений в поведении участников. Стоит заметить, что от сложившегося годами стереотипа, привычного для человека и социума, крайне трудно бывает избавиться с течением времени.

Рассматривая данную тему, нельзя обойти стороной классификацию по характеристикам каждой конкретной роли. Их смог выделить известный социолог из Америки Т. Парсонс, чтобы получить наиболее полное представление о термине «социальная роль личности». Для каждой модели он предложил сразу четыре отличительных свойства.

1. Масштабность. Эта характеристика зависит от широты межличностных отношений, наблюдаемых между участниками конкретной группы. Чем теснее общение между людьми, тем больше в таких отношениях значимости. Здесь можно привести наглядный пример отношений мужа и жены.

2. Способ получения. Ссылаясь на этот критерий, можно выделить роли, достигаемые человеком и приписанные ему обществом. Можно говорить о поведенческих шаблонах, свойственных различным возрастным категориям или представителям определенного пола.

Гендерные представления человека относительно его роли закрепляет школа. Биологические особенности индивидуума и сложившиеся в обществе гендерные стереотипы предопределяют дальнейшее формирование под влиянием окружающей среды.

Уместным будет отметить, что в настоящее время модель поведения не так привязана к характерным проявлениям конкретного пола, нежели ранее. Таким образом, социальная роль женщины теперь включает не только обязанности матери и домохозяйки, но распространяется и на другие области.

В свою очередь с изменением условий современного общества изменилось и понятие мужской социальной роли. Однако семейная модель поведения для обеих сторон теоретически является уравновешенной, а фактически – нестабильной.

Это модели, предписанные социумом для каждого человека, которому для получения оправдания от окружения не придется прикладывать усилий. В качестве достигаемых ролей можно рассматривать результаты деятельности индивида, указывающие на его социальный статус (например, карьерный рост).

3. Степень формализации, от которой зависит становление личности и ее функции. Относительно данного критерия, социальный статус личности может формироваться под влиянием нормативных требований, а может развиваться произвольно. К примеру, взаимоотношения между людьми в военной части регламентируются уставом, в то время как друзья руководствуются личными чувствами и эмоциями.

4. Тип мотивации. Каждый человек при выборе модели поведения руководствуется личным мотивом. Это может быть финансовая выгода, продвижение по карьерной лестнице, желание быть любимым и т.д. В психологии есть два типа мотивации – внешняя, которая возникает под влиянием окружения, и внутренняя, которую определяет для себя сам субъект.

Процесс выбора и становления роли

Роль человека в социальном окружении не возникает спонтанно. Процесс ее становления проходит несколько этапов, завершаясь личности в обществе.

Сначала человек обучается базовым навыкам – практикуясь, применяет полученные в детстве теоретические знания. Также к начальному этапу относится развитие мыслительных способностей, которые будут совершенствоваться на протяжении всей дальнейшей жизни человека.

На следующем этапе развития социальную личность ожидает воспитание. В течение практически всей жизни индивидуум получает новые навыки и знания от воспитателей, учителей, педагогов и, конечно же, родителей. По мере взросления новую информацию индивид будет получать от своего окружения, из средств массовой информации и других источников.

Не менее важной составляющей социализации личности является образование. Здесь главным персонажем выступает сам человек, выбирая наиболее типичные для себя навыки и направление для дальнейшего развития.

Следующий этап социализации – защита. Она подразумевает совокупность процессов, направленных на снижение значимости факторов, которые могли бы травмировать личность в процессе ее становления. Используя определенные социальные приемы защиты, субъект будет ограждать себя от среды и условий, в которых ему будет морально дискомфортно.

Завершающая фаза – адаптация. В процессе социализации человеку приходится приспосабливаться к своему окружению, учиться общаться с другими членами общества и поддерживать с ними контакт.

Процессы, благодаря которым определяется социальная роль и социальный статус индивидуума, очень сложны. Но без них человек не сможет стать полноценной личностью, поэтому они столь значимы в жизни каждого. Социологи утверждают, что есть две фазы, способствующие приспособлению индивида к своей социальной роли:

  • Адаптация. В этом периоде человек познает правила и нормы поведения, установленные обществом. Осваивая новые законы, человек начинает вести себя соответствующе.
  • Интериоризация. Она предусматривает принятие новых условий и правил с одновременным отказом от старых устоев.

Но возможны и «сбои» в процессе социализации личности. Часто они происходят на фоне нежелания либо неумения субъекта выполнять условия и требования, которые предусматривает социальная роль человека в обществе.

Ролевые конфликты также связаны с тем, что каждому участнику общества свойственно исполнять сразу несколько ролей. Например, требования, предъявляемые к подростку родителями и сверстниками, будут разными, а потому его функции в роли друга и сына не могут соответствовать ожиданиям и первых, и вторых.

Определение конфликта в этом случае равносильно комплексу сложных эмоциональных состояний. Они могут возникать у субъекта по причине несовпадения либо противоречивости предъявляемых к нему требований разными социальными кругами, участником которых он является.

В то же время все роли человека очень важны для него. При этом он может совершенно по-разному идентифицировать значимость каждой из них. Индивидуальное проявление социальных ролей субъектом имеет специфический оттенок, который напрямую зависит от приобретенных знаний и опыта, а также от желания и стремления человека оправдать ожидания общества, членом которого он является. Автор: Елена Суворова

Социальная роль - это статусно-ролевая концепция, которая является одной из самых популярных теорий в социологии. Любой человек является частью общества, социума и в соответствии с ним выполняет ряд функций, в связи с чем в данной концепции личность является субъектом. Известные американские социологи положили основы концепции личности, ими были Р. Минтон, Дж. Мид и Т. Парсон, конечно же, каждый имеет отдельные заслуги за вклад своих усилий и потенциала в развитие статусно-ролевой концепции.

Социальный статус и социальная роль - это основные два понятия, которые описывают человека. Индивид, занимая определенное место в обществе, закрепляется общественной позицией и имеет определенные права и обязанности. Именно эта позиция и определяет человека. Одновременно человек обладает несколькими статусами, один из которых основной или базисный, то есть основной статус - это профессия или должность человека.

Социальная роль - это которые он исполняет в рамках своего социального статуса в конкретной социальной системе. И учитывая, что у одного человека несколько статусов, то, соответственно, он выполняет несколько ролей. Общая совокупность в рамках одного социального статуса - это есть социальный набор. Человек выполняет больше социальных ролей, если у него намного выше статус и положение в обществе.

Социальная роль человека, работающего в охранном агентстве, кардинально отличается от ролевого набора Президента страны, это все понятно и легко. Вообще впервые систематизировал роли американский социолог Т. Парсон, благодаря которому было выделено пять основных категорий, позволяющих квалифицировать отдельные социальные роли:

  1. Социальная роль - это то, что в некоторых случаях регламентировано. Например, социальная роль государственного служащего - строго очерчена в рамки, а роль того, что этот служащий - мужчина, сильно размыта и индивидуальна.
  2. Некоторые роли чрезвычайно эмоциональны, а другие требуют строгости и сдержанности.
  3. Социальные роли могут отличаться способом получения. Это зависит от социального статуса, который предписывается или же достигается человеком самостоятельно.
  4. Масштаб и объем полномочий в рамках одной социальной роли четко определен, а в других даже не установлен.
  5. Выполнение роли мотивируется личными интересами или же ради общественного долга.

Важно помнить, что социальная роль - это модель поведения, сбалансированная между ролевым ожиданием и характером человека. То есть, это не точный механизм и схема, как ожидается от конкретной социальной роли, а ролевое поведение специфично в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Еще раз закрепим, что социальная роль человека обусловлена конкретным социальным статусом, выраженной определенной профессией, сферой деятельности. Например, преподаватель, музыкант, студент, продавец, директор, бухгалтер, политик. Социальной роли личности всегда дается оценка со стороны общества, одобряется или же осуждается. Например, роль преступника или проститутки имеет общественное порицание.

Характеризуют различные отношения и определяют поведение людей определенные социальные роли и статусы.

Социальная роль - соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Всякое человеческое поведение чем-то и кем-то побуждается, имеет свою направленность, сопровождается какими-то действиями (физическими, мыслительными, словесными и др.).

Освоение социальных ролей - часть процесса социализации личности, непременное условие “врастания” человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Таким образом, развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в тоже время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.

Социальные роли подразделяются на институционализированные, т.е. институт брака, семьи;соц. роли матери, дочери;жены и конвенциональные:принимаемые по соглашению,хотя человек может и не принимать их.

Описывая ролевое социотипическое поведение личности, социологи и социальные психологи характеризуют личность именно как представителя той или иной группы, профессии, нации, класса, того или иного социального целого.В зависимости от того, как выступает для личности группа, насколько личность вовлечена в те или иные отношения с группой, что значат для неё цели и задачи совместной деятельности группы, проявляются различные качества личности.

Социальные роли многообразны, и чем больше их набор, тем сложнее общество. Однако роли не являются простым нагромождением, лишенным внутренней гармонии. Они организованы, соединены между собой бесчисленными нитями. Существуют два основных уровня организованности, упорядоченности ролей: институты и общности. Благодаря этим социальным образованиям роли связываются между собой, обеспечивается их воспроизводство, создаются гарантии их устойчивости, складываются специфические нормы, регулирующие ролевые взаимодействия, вырабатываются санкции, возникают сложные системы социального контроля.

Социальная роль «концентрирует внимание на универсальных, всеобщих требованиях, предъявляемых к поведению человека, находящегося в определенной социальной позиции». При этом эти два понятия описывают одно и то же явление с разных точек зрения. Статус описывает положение человека в социальной структуре, а роль определяет его динамический аспект. Роль – динамический аспект статуса. Образование, как сложившая система предлагает набор готовых статусов и ролей, которые могут колебаться в определенной шкале допустимых инвариантов.

В отношении социальной стратификации образование выполняет двойственную роль. Социальная стратификация описывает социальное неравенство людей, фиксирует структурное неравенство людей, «условий, при которых социальные группы имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование, информация, профессиональная карьера, самореализация и т.п.». Таким образом, образование как синоним слова «диплом» выступает одним из критериев выстраивания социальной стратификации конкретного общества. По степени доступности отдельных членов общества к образованию можно говорить о качественной характеристике неравенства, господствующего в конкретном обществе. С другой стороны, образование выступает отдельной стратой общества. Социальный слой обладает определенной качественной однородностью. Он представляет собой совокупность людей, занимающих в иерархии близкое положение и ведущих сходный образ жизни. Принадлежность к слою имеет две составляющие – объективную (наличие объективных показателей, характерных для данного социального слоя) и субъективную (идентификация себя с определенным слоем).

Социальный статус как элемент социальной организации общества сложно скоординирован и ранжирован относительно господствующей системы ценностей, что придает им особую значимость в общественном мнении.Социальная мобильность характеризует «изменение социального статуса, т.е. перемещение индивида (или социальной группы) между различными позициями в системе социальной стратификации. Ряд исследователей считают институты образования основным средством стимулирования и закрепления социального неравенства. Тем не менее не вызывает сомнения, что в современных условиях развития общества (ускорение научного прогресса, интенсификация скорости обновления знания, увеличение объемов поступающей информации) требуется наличие качественного образования.

Данные категории позволяют описывать движение отдельного человека по вертикали. Но образование предстает на всех уровнях: мировом, национальном, региональном. Такое рассмотрение позволяет выявить наличие дополнительных функций, выполняемых образованием.

Однако данная модель образования как социального института оказывается достаточно схематичной, поскольку не отражает условий, в которых конкретный институт находится. К тому же она выстраивается синхронно и не позволяет выявить динамику развития образования во временной перспективе.

Современный социальный, экономический, политический, культурный контекст, в котором находится образование, характеризуется с точки зрения двух процессов: регионализации и глобализации. Принято их рассматривать как разнонаправленные и приводящие к разным результатам. Однако данное мнение также можно обвинить в схематизме.

поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Ограничивается совокупностью прав и обязанностей, соответствующих этому статусу.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ

совокупность требований, предъявляемых об-вом к лицам, занимающим определенные соц. позиции. Эти требования (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных соц. нормах. Система соц. санкций позитивного и негативного характера направлена на обеспечение надлежащего исполнения требований, связанных с Р.с. Возникая в связи с конкретной соц. позицией, заданной в обществ. структуре, Р.с. вместе с тем - конкретный (нормативно одобряемый) способ поведения, обязательный для индивидов, выполняющих соответствующие Р.с. Р.с, выполняемые индивидом, становятся решающей характеристикой его личности, не теряя, однако, своего соц.-производного и в этом смысле объективно-неизбежного характера. В совокупности Р.с, выполняемых людьми, персонифицируют господствующие обществ. отношения. Соц. по своему генезису требования роли становятся структурным элементом человеческой личности в ходе социализации индивидов и в рез-те интернализации (глубокого внутреннего усвоения) норм, характеризующих Р.с. Интернализовать роль - значит дать ей собственное, индивидуальное (личное) определение, оценить и выработать определенное отношение к соц. позиции, формирующей соответствующую Р.с В ходе интернализации роли социально выработанные нормы оцениваются сквозь призму установок, убеждений, принципов, разделяемых индивидом. Об-во навязывает индивиду Р.с, но ее принятие, отвержение, либо исполнение всегда накладывают отпечаток на реальное поведение человека. В зависимости от характера требований, заключенных в нормативной структуре Р.с, последние подразделяются по меньшей мере на три категории: нормы должного (обязательного), желательного и возможного поведения. Соблюдение обязательных нормативных требований Р.с обеспечивается наиболее серьезными санкциями негативного характера, воплощенными чаще всего в законах или иных предписаниях юридич. характера. Нормы ролей, воплощающие желательное (с т. зр. об-ва) поведение, обеспечиваются чаще всего негативными санкциями внеправового характера (несоблюдение устава обществ. организации влечет исключение из нее и т. д.). В отличие от этого ролевые нормативы, к-рые формулируют возможное поведение, обеспечиваются прежде всего позитивными санкциями (добровольное исполнение обязанностей тех, кто нуждается в помощи, влечет повышение престижа, одобрения и т. д.). В нормативной структуре роли могут быть выделены четыре конструктивных элемента - описание (того типа поведения, к-рое требуется от лица в данной роли); предписание (требование в связи с подобным поведением); оценка (случаев выполнения или невыполнения предписаний роли); санкция (благоприятные либо неблагоприятные соц. последствия действия в рамках требований Р.с). См. также: Теория личности ролевая, Теория ролей. Лит.: Яковлев A.M. Социология экономической преступности. М., 1988; Соловьев Э.Ю. Личность и право//Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. М, 1991. С, 403-431; Смелзер Н. Социология М., 1994. A.M. Яковлев.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Взаимодействуя с обществом, каждый человек исполняет большое количество социальных ролей.

Понимание, приятие человеком общественных «правил игры» — важный способ самоосознания личности, выбор эффективной стратегии существования.

Но несовместимость разных ролевых установок способна стать причиной конфликтов и даже трагедии для человека.

Понятие в психологии

Человеческое сообщество, социум — сложная комбинация правил и взаимоотношений , сложившаяся система , традиций и .

В этой системе на человека, как участника жизни общественной группы, накладываются определенные ожидания: как именно он должен себя вести в том или ином качестве, чтобы соответствовать сложившимся представлениям людей о положительном, правильном, успешном .

Первичное определение «социальной роли» почти одновременно, но независимо друг от друга, предложили в первой половине 20 века американские ученые — антрополог, социолог Ральф Линтон и философ-психолог Джордж Герберт Мид.

Линтон представил общественную роль, как систему норм и правил, задаваемую человеку социумом. Мид — как гласно или негласно установленную общественную игру, включаясь в которую, человек усваивает законы общества и становится его «ячейкой».

При всей разнице определений, из них впоследствии сформировалось общее понятие, в котором социальная роль — «спайка» личности и общества, совмещение в поведении человека проявлений сугубо индивидуального и сформированного под влиянием общества.

Социальная роль — ожидания социума, что человек, как носитель какого-то общественного , будет вести себя определенным образом.

Классификация: список

Так как жизнь и функционал человека среди себе подобных многообразны, то и классификаций ролей в социуме множество .

Роли, определяющие место индивида в сложной иерархии человеческих контактов :

  • по гендеру — женские, мужские;
  • по профессиональной принадлежности ;
  • по возрасту — ребенок, взрослый, пожилой человек.

Взаимоотношения людей также можно обозначить как социальные амплуа:

  • муж, жена, мать, отец ();
  • лидер, вожак, предводитель;
  • отверженный обществом, изгой, аутсайдер;
  • всеобщий любимец и т.д.

Личность в социальной системе является «исполнителем» множества общественных ролей. Они могут распределяться официально, осознанно, или возникать стихийно, в зависимости от развития той или иной жизненной ситуации.

Например, предписания, принятые в рабочей организации , будут диктовать ее работникам определенные правила игры.

Каждая бытовая ситуация делает человека участником многочисленных «людских игр», уже окрашенных сформированными ожиданиями общества.

Виды и типы

Первая систематизация общественных ролей принадлежит одному из создателей современной социологии, американцу Толкотту Парсонсу .

Любую роль индивида в обществе, утверждал социолог, можно емко описать всего пятью основными характеристиками:

Абсолютно любая роль человека в обществе может быть подробно описана с помощью перечисленных характеристик.

Примеры из жизни

Обучение соответствию принятым в обществе нормам, стереотипам (правилам игры) начинается с раннего детства человека:

Люди, зная о статусе в обществе того или иного человека, предъявляют некий установленный, ожидаемый набор требований к его поведению.

В обществе уже существуют давно установленные стандарты успешно или, напротив, плохо выполняемой социальной модели поведения для конкретного случая.

Хотя, конечно, человек обладает свободой в отношении своей «общественной игры». В итоге каждый индивид волен исполнять социальную роль (или вовсе отвергнуть ее) в соответствии со своими собственными понятиями и представлениями о жизни, индивидуальными особенностями.

С чем связаны?

«Стандартный» набор ролей связан с основными сферами жизни человека в социуме.

В психологии различают социальные и межличностные виды ролей.

Социальные связаны с неким ожидаемым от человека набором прав и обязанностей, которые, в понимании общества, накладывает на него данный статус:

  • социальный статус;
  • профессиональная принадлежность, вид деятельности;
  • гендер и т.п.

Межличностные роли индивидуальны и складываются из конкретных отношений в паре, группе, сообществе людей (например, всеобщий любимчик в семье).

Так как каждый индивид — «носитель» большого количества соцролей, связанных с одним статусом, в психологии выделено понятие ролевого набора (комплекса).

Внутри комплекса разделяют типичные социальные роли личности и те, которые возникают в зависимости от ситуации.

К типичным, базовым социальным ролям относят те, которые формируют костяк личности индивида:

В отличие от базовых (постоянных) социальных ролей ситуационные возникают спонтанно и заканчиваются со сменой «сюжета».

Так, например, в течение одного дня человек успевает побыть пассажиром, водителем, покупателем, пешеходом.

Теория

Джордж Мид , один из основоположников ролевой теории, первым показал в своих трудах процесс осознания собственного Я индивидом, которое происходит именно во взаимодействии с социумом.

Самоосознание изначально отсутствует у малыша. Общаясь внутри своей социальной группы (обычно, семьи), ребенок примеряет предлагаемые ему «готовые» роли ее участников.

Он ежедневно сталкивается с готовыми моделями и усваивает, как ведут себя по отношению друг к другу мать и отец, как они общаются с друзьями, соседями, коллегами по работе, другими членами семьи, с ним лично.

Именно так он получает первый опыт социальных контактов. «Примеряя на себя» предлагаемые ему стереотипы поведения , ребенок начинает осознавать себя как члена социума (социального субъекта).

Так происходит развитие личности — в разыгрывании каких-то ролей .

Мид утверждал, что «ролевая сущность» — основной механизм личности, костяк ее структуры.

Действия человека связаны прежде всего с усвоенными им социальными установками, а также ожиданиями общества и самого индивида получения конкретного результата от исполнения того или иного амплуа в обществе.

Как определить свои?

Определить свои социальные роли очень просто. Достаточно, «вписать» себя в сложившуюся систему собственных взаимоотношений с социумом.

Соцроль человека существует там, где у него есть обязанности (ожидания общества) вести себя определенным образом:


Зачастую для выполнения разных ролей от человека требуется постоянная смена моделей поведения .

Ожидания, что человек будет успешно выполнять несколько социальных ролей, требования которых противоречат друг другу, приводят к ситуации, получившей в психологии название .

У взрослого члена общества набор доминирующих социальных амплуа (то, как он их выполняет) уже сформирован. Их совокупность составляет своеобразное общественное «досье» человека, его индивидуальный, но для окружающих — типичный и привычный (ожидаемый, прогнозируемый) образ.

Социальные роли людей: