Анализ урока конфликты в межличностных отношениях. Как возникает межличностный конфликт

Конфликт в межличностных отношениях – это конфронтация между соперниками или группами людей, когда происходящее событие воспринимается ими как проблема и требует решения в чью-либо пользу или становится выгодным для всех участников. Появление межличностного конфликта показывает, что существуют разногласия между людьми, которые выражаются в общении, коммуникациях, затрагиваются личные амбиции и интересы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Конфликты в межличностных отношениях

План изучения нового материала Что такое «конфликт», «межличностный конфликт». Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях. Варианты поведения в конфликтной ситуации.

Андрей пришёл домой после ссоры с приятелями и хлопнул дверью своей комнаты. Мать тут же вошла к нему и сделала замечание. Андрей нагрубил в ответ и … Что произошло дальше? Почему события развивались именно так? Что следовало сделать, чтобы изменить ход событий?

СТАДИИ КОНФЛИКТА Возникновение конфликтной ситуации Осознание конфликта Проявление конфликтного поведения Углубление конфликта Разрешение конфликта Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.

Осознание конфликта

Инцидент – случай, происшествие, недоразумение. конфликты конструктивные неконструктивные

интеграция Варианты разрешения конфликта Прочитать стр.80-81 и объяснить каждый вариант

А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке” … Воротился старик ко старухе, Рассказал ей великое чудо… «Я сегодня поймал, было рыбку, Золотую рыбку, непростую… Не посмел я взять с неё выкуп, Так пустил ее в синее море». Старика старуха забранила: “Дурачина, ты, простофиля, Не сумел ты взять выкупа с рыбки…” эмоциональное состояние Причина конфликта? 1

различные представления о правилах или нормах поведения “Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – Емеля, прозвали его дурачком. Те братья работают, а Емеля лежит целый день на печке, знать ничего не хочет…” Русская народная сказка Причина конфликта? 2

Различия, связанные с положением в обществе … Вот лиса попросилась к зайчику переночевать, да его из избёнки и выгнала…” Русская народная сказка Причина конфликта? 3

Уклонение от конфликта. “… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака. – Что, зайчик, плачешь? – Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала! – Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу! Подошли они к избенке, и собака залаяла. – Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон! А лиса им отвечает с печи. – Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собака испугалась и убежала. Стратегия поведения 4

поведение– приспособление А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке” “…Вот пошел старик к синему морю… Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка, спросила: “Чего тебе надобно, старче?” “…Смилуйся, государыня рыбка, Разбранила меня старуха, Надобно ей новое корыто…” Стратегия поведения 5

В.Г.Сутеев “Яблоко” Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему: «Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть». И рассказали Медведю всё, как было. «Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...». «Но тут только одно яблоко!» – сказали Ёж, Заяц и Ворона. «Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку». Стратегия поведения компромисс 6

Басня Эзопа. Лев и вепрь боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф-падальщик. “Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он”. Сотрудничество Стратегия поведения 7

Разрешение конфликта «Худой мир лучше доброй ссоры» «С глаз долой, из сердца вон» «Сядем рядком, да поговорим ладком» компромисс интеграция прерывание конфликта 8

Способность обеих сторон идти на уступки для урегулирования разногласий: 1) сотрудничество 3) приспособление 2) избегание 4) компромисс Случай, происшествие, недоразумение: 1) инцидент 3) аргумент 2) конфликт 4) поведение

Что из перечисленного соответствует понятию «конфликт»? 1) столкновение противоположных интересов 2) дружеский розыгрыш 3) обсуждение фильма 4) спортивное состязание 1) причина 3) инцидент 2) осознание 4) посредничество Переход конфликта из внутреннего состояния во внешнее действие:

Верны ли суждения о поведении участников в конфликтной ситуации? А. Стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её, не уступая, но и не настаивая на своём, - это компромисс. Б. Непогашенный конфликт может вспыхнуть вновь с ещё большей силой.

Верно ли, что: А. Наиболее острые конфликты происходят из-за моральных барьеров? Б. Несправедливость высказывания может привести к конфликту.

Верны ли суждения о ступенях конфликта? А. Углублению конфликта будут способствовать оскорбление и грубость. Б. Прерывание конфликта может способствовать его разрешению.

Верны ли суждения о способах разрешения конфликта? А. Разрешая конфликт, надо быть готовым пойти на уступки. Б. Лучшим способом разрешения конфликта является подчинение.

Какие советы помогут разрешить конфликт? 1) Проявляйте упорство в разрешении конфликта. 2) Уступка – признак слабости, избегайте уступок. 3) Обратитесь за объективной оценкой конфликта к нейтральному человеку. 4) Попытайтесь посмотреть на конфликт с точки зрения другой стороны. 5) Умейте прощать слабости других людей.

Найти термин, который не относится к понятию «самообладание». 1) Выдержка 2) Спокойствие 3) Невозмутимость 4) Сдержанность 5) Хладнокровие 6) Раздражение

Продолжить предложения: Я так и не понял … Мне стало понятно… Больше всего понравилось … Мне не понравилось …

МОЛОДЦЫ! Спасибо за урок!

Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока учителя Николаевой И.В.

Обществознание 6 д класс

Урок по теме: «Конфликты в межличностных отношениях»

Цель урока: сформировать понятие «конфликт», «межличностный конфликт», объяснить причины возникновения конфликтов, рассмотреть варианты поведения в конфликтной ситуации.

Задачи урока:

1. Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.

2. Содействовать развитию культуры отношений в группе.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Метапредметные УУД:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные : участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.

Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Методы и формы обучения:

Методы: технология проблемного диалога, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.

Формы: фронтальная, групповая.

Тип урока: усвоение новых знаний

Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.

План:

  1. Понятие «конфликт»
  2. Основные стадии (этапы) конфликта
  3. Виды конфликтов
  4. Способы поведения в конфликтной ситуации.

Оборудование: компьютер, проектор , фрагмент видеосюжета «Конфликт между отцом и сыном»

  1. Организационный момент. Приветствие учащихся. (1мин)
  2. Целеполагание к изучению новой темы. (8 мин)

Ребята, посмотрите внимательно выступление моих помощников, в основе которого лежит тема нашего сегодняшнего урока. Ребята выступают по ролям. (просмотр 3 мин ).

Как-то нога, устав однажды,
Почувствовала себя важной:
"Какое делаю я дело -
весь день ношу я это тело!..."

Рука ноге тут возразила:
"Что о себе ты возомнила?!
и что ты можешь, недотепа?
только стоять или же топать?!.."

А нос сказал руке: "Постой!
Я - выше! В дружбе - с головой!
Тебе ли щас тут задираться?..
Ты - примитив!... Пора признаться!"

Тут глаз решил не промолчать -
давай троих всех оскорблять!
Слепцами глупыми назвал!
"Важнее всех здесь Я!" - сказал...


Решило ухо не смолчать:
"Вы все друг другу здесь под стать!
Я ближе к мозгу - я основа
для зарожденья в мозге - слова!"


Тут, громче всех, как заорёт,
Во гневе негодуя, рот:
Вы МНЕ должны воздать все честь -
Я всех важней для тела есть!..

От перебранки - долго ль дело? -
В конфликте разделилось тело!
Каждый стал делать, что хотел!..
И.. человек вдруг - заболел!...
И чуть не умер...

Тут голова, им всем в укор,
сказала: "Бросьте этот спор!
Вы все равны, нужны друг другу,
Не ссорьтесь, делая услугу!

Все мы - едины, все мы - ТЕЛО!
И делаем одно мы дело!
Здесь важно мир иметь, любовь,
В единстве и без лишних слов!

Обсуждение выступления, беседа по вопросам:
- О чём данный сюжет?
- Исходя из просмотренного, подумайте, о чём пойдёт речь на уроке?

Попробуйте сформулировать тему и поставить цель урока.

Итак, тема урока «Конфликты в межличностных отношениях». Сегодня на уроке мы сформулируем понятие «конфликт», «межличностный конфликт», объясним причины возникновения конфликтов, рассмотрим варианты поведения в конфликтной ситуации.

План изучения нового материала

  1. Что такое «конфликт», «межличностный конфликт».
  2. Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях.
  3. Варианты поведения в конфликтной ситуации.

Что такое «конфликт», «межличностный конфликт». (8 мин)

Обсудим вместе : Андрей пришёл домой после ссоры с приятелем и хлопнул дверью своей комнаты. Мама тут же вошла к нему и сделала замечание. Андрей нагрубил в ответ.

Это конфликт? Почему вы так решили?

Если в процессе общения нарушаются правила взаимности, нередко возникают конфликты.

В словаре Ожегова конфликт - это разногласие, спор за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.
А в переводе с латинского это слово означает «столкновение».

Сталкиваться могут цели, интересы, мнения, взгляды партнёров по общению. Проявляются эти столкновения в изменении межличностных отношений. Вместо спокойных, ровных, взаимоприятных, они могут стать нетерпимыми.

Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от 2 и более), каждый их которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события.

Для закрепления знания рассмотренных терминов и пополнения вашего обществоведческого словаря выполним в рабочих тетрадях задание №1.

Проверяем У1+У2. Спасибо.

Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях. (10 мин)

В своём развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней:

Возникновение конфликтной ситуации ----- осознание конфликта------ проявление конфликтного поведения------ углубление конфликта-------- разрешение конфликта.

На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только причина, способная вызвать его. Вот об этом и поговорим.

Как вы думаете, что может стать причиной конфликта? (ответы ребят).

Абсолютно верно, причиной конфликта может стать какое – либо высказывание и оно тебе кажется несправедливым, противоположные желания и интересы, а ещё психологи причины конфликтов связывают с различными барьерами:

  • Смысловой (когда одно и то же слово, фраза, событие имеет разный смысл для разных людей). Пример притчи «Мудрецы и слон»: Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, - сказал один мудрец, - мы ощупаем его». – «Хорошая идея, - сказали другие, - тогда мы будем знать, какой он - слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» - воскликнул он. «Вы оба неправы, - сказал третий, - он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», - воскликнул четвертый. «Нет, нет, - закричал пятый, - слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, - сказал он, - слон похож на змею». Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон. (Почему они не узнали, как выглядит слон? У них разное восприятие.)
  • Эмоциональный (заключается в разнице чувств и вызванных ими состояний);

Пример из школьной жизни: открытие кубка здоровья, перетягивание каната между командами, рано или поздно одна из команд побеждает, испытывая радость и ликование, а другая?

  • Моральный (это различные представления о правилах или нормах морали);

Пример : полночь, а за стеной у соседей всё ещё слышна громкая музыка, заливыстый смех. Наши действия?

Всем понятны причины конфликтов? Тогда обратимся к рабочей тетради и выполним задание №5 (читаем басню с классом по ролям, а на 1 вопрос отвечаем самостоятельно).

Возвращаемся к ступеням развития конфликта (осознание конфликта ). Как вы ребята думаете, что может происходить на данной позиции? ….. Абсолютно верно, мы осознаём, что конфликт неизбежен и начинаем выбирать тактику как поступить. И в этот момент мы поднимаемся на следующую ступень – проявление конфликтного поведения.

Становясь участником конфликта, возможно сами того не осознавая мы выбираем определённый вариант поведения.

Варианты поведения в конфликтной ситуации. (8 мин)

Специалисты выделяют несколько таких вариантов, рассмотрим их:

  • Сотрудничество (подобное поведение направлено на поиск такого решения, которое приведёт к примирению сторон без ущерба)
  • Компромисс (он очень близок к первому варианту поведения, но разница в том, что для урегулирования разногласия необходимы уступки обеих сторон, т.е. чем-то приходиться пожертвовать)
  • Приспособление (если в конфликтной ситуации только одна из сторон идёт на уступки)
  • Избегание (стремление выйти из конфликта не уступая, но и не настаивая на своём, т.е. совсем его не решая, а значит, через некоторое время конфликт может возникнуть вновь).

Попробуем рассмотреть на конкретных примерах:

Определите стратегию поведения сказочных героев в ситуации конфликта.

  • Р.н.с. “Заюшкина избушка”

“… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака.
– Что, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
Подошли они к избенке, и собака залаяла.
– Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им отвечает с печи.
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала . (Уклонение от конфликта, т.е.избегание. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее).

  • А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке”

“…Вот пошел старик к синему морю…
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”
“…Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня старуха,
Надобно ей новое корыто…” (поведение –приспособление) .

  • В.Г.Сутеев “Яблоко”

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему.– Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали Медведю все, как было.– Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...– Но тут только одно яблоко! – сказали Еж, Заяц и Ворона.– Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку. (Стратегиякомпромиссапозволяет урегулировать разногласия через взаимные уступки . )

  • Басня Эзопа.

Львы боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф-падальщик. “Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он”. (сотрудничество, выражается в совместном поиске решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.)

Мне хочется отметить, что не один из представленных стилей не является абсолютным и применим только в определенных условиях. Наилучший подход всегда определяется конкретной ситуацией и особенностями характера человека. Иногда для более рационального решения проблемы и выхода из неё приходится комбинировать различные варианты.

  1. Рефлексия (5 мин)

Чему научил вас урок?

Что такое конфликт?

Почему возникают конфликты?

Как ведут себя люди во время конфликта?

Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

  1. Заключительное слово учителя. (1 мин)

Известно, что время, потраченное на сам конфликт, во много раз меньше времени постконфликтных переживаний. Поэтому конфликты разумнее предупреждать, а это возможно, если люди будут уважать друг друга, будут толерантны друг к другу. Как говорил известный кот Леопольд: «Ребята, давайте жить дружно!» А если уж и попадёте в конфликтную ситуацию, нужно достойно выйти из неё. А как это сделать узнаем на следующем уроке.

  1. Домашнее задание: п.9 стр. 76-80, р.т. №6

Как мы ссоримся? Почему? Может ли человек обойтись без конфликтов? Как возникают конфликты? На что обижаются люди и как научиться контролировать себя? На уроке мы постараемся найти способы избежания конфликтов.

Тема: Человек среди людей

Урок: Как возникает межличностный конфликт

Все люди хоть однажды попадали в конфликтные ситуации. Как они возникают? Какие фазы проходит конфликт, как из него выйти?

Все люди общаются друг с другом. Это называется коммуникацией. Они взаимодействуют друг с другом, выбирая себе круг общения. Этот круг предполагает определенные правила общения. В одном кругу человек может позволить себе говорить одно, а в другом совсем другое. Способы общения у них разные, например, то, как подростки общаются со своими сверстниками и со своими родителями, естественно отличается.

Нарушение правил взаимности в общении приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Межличностный конфликт – это всегда столкновение интересов двух и более людей, не могущих договориться по тому или иному вопросу.

Что же приводит к конфликту? Неприятное слово, поведение другого человека; ответная реакция другого, которому неприятны были эти факторы, и приводит, в конце концов, к конфликту. Противостояния сразу может и не быть, но конфликтная ситуация сама по себе уже начинает складываться.

Каковы поводы к конфликтным ситуациям?

Причин может быть много: эмоциональная составляющая, непонимание смысла сказанного другим человеком. Иногда конфликты происходят «на ровном месте», но даже в них причина обязательно есть. Самые тяжкие конфликты – морально-нравственные. Если кто-то не соблюдает морально-этических норм в той или иной ситуации – это и порождает морально-нравственные конфликты.

Иногда конфликты возникают между людьми вследствие разности их социального или материального положения. Это объективная причина. Человеческое общество устроено по принципу социального неравенства. Так было всегда, и не зря великий немецкий философ Ф. Ницше говорил: «Справедливость требует, чтобы люди были не равны».

Если человек понимает причину конфликта, но не пытается ее предотвратить – возникает вторая фаза конфликта, активная.

Попадая в конфликтные ситуации, люди понимают, что им надо как-то решить проблему, как-то выйти из нее.

Специалисты выделяют четыре основных варианта поведения человека в конфликтной ситуации: сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание.

Сотрудничество – это вариант, когда в конфликтной ситуации одна или обе стороны ищут способ выйти из конфликта, не навредив друг другу. Это самый нормальный, объективный, «человеческий» способ решения конфликта, но в то же время и самый сложный. Если человек ищет варианты преодоления проблемы в сотрудничестве, то в любом случае должен будет поступиться какими-то своими интересами. Это сложно, потому что многие люди обладают большими амбициями, завышенным чувством гордости, и это не позволяет человеку адекватно и правильно воспринимать другого.

Компромисс близок к первому варианту, но имеет свои особенности. При компромиссном исходе люди обоюдно отказываются от всех или части тех претензий, которые предъявляли друг другу. Полного примирения в таком случае трудно достичь. Если человек отказывается от своих слов, значит, он был изначально не прав. И это не всегда приемлемо для людей, вступивших в спор.

Приспособление – когда кто-то из конфликтующих сторон пытается приспособиться к ситуации, умерить свои амбиции и каким-то образом разрешить проблему. Тот, кто пытается приспособиться, поступается своими интересами, и таких людей тоже не так уж много.

Если же человек вообще не хочет конфликтовать и пытается избежать острой фазы столкновения – то такой вариант поведения называется избегание. Это возможность избежать конфликта, но в то же время при таком варианте человек никак не может защитить свои интересы.

Любой из вариантов не является истинно правильным, они могут быть приемлемы в определенной ситуации и для определенного человека. Что делать, когда конфликт уже развивается, будет рассмотрено на следующем уроке.

1. Певцова Е. А., Кравченко А. И. Обществознание 7. – М.: ТИД «Русское слово».

2. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание 7 – М.: Дрофа.

3. Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Стрелова О.Ю. Обществознание 7 – М.: Мнемозина.

1. Придумайте 3 тестовых вопроса на тему «Конфликты».

2. Найдите в интернете несколько примеров международных конфликтных ситуаций, подумайте, как бы вы их разрешили, если бы могли.

3. Напишите небольшое эссе на тему: «Как выходить из конфликтных ситуаций».

4. *Проведите социологический опрос в своем классе. Какие основные причины возникновения конфликтных ситуаций среди ваших сверстников? Составьте диаграмму, на ее основе сделайте выводы.

Цели урока 1) 2) 3) 4) Показать роль конфликтов в межличностных отношениях; Подвести учащихся к пониманию вариантов урегулирования межличностных конфликтов и основ неконфликтного поведения. помочь учащимся, опираясь на полученные знания, сформулировать и обосновать свою позицию, свой взгляд на предложенную проблему; воспитывать у учащихся грамотное неконфликтное поведение в обществе в целом и межличностных отношениях в частности

Универсальные учебные действия q Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. q Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. q Объяснять, в чём заключается конструктивное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами. q Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации

Понятия, термины q конфликт, межличностный конфликт; q сотрудничество; q компромисс; q избегание конфликта; q приспособление; q подчинение; q прерывание конфликтных действий; q интеграция; q нетерпимость.

Изучение нового материала 1. Межличностные конфликты, причины их возникновения. 2. Агрессивное поведение. 3. Конструктивное разрешение конфликта. 4. Как победить обиду и установить контакт.

Актуализация проблемы OВспомни! Какие правила общения тебе известны? К каким последствиям приводит несоблюдение этих правил? Обсудим вместе!

В своём развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней. разрешение конфликта проявление конфликт ного поведения возникновение конфликтной ситуации осознание конфликта углубление конфликта

Причины возникновения конфликтов: Противоположные желания и интересы; Смысловые барьеры в общении; Различия, связанные с положением в обществе; Эмоциональное состояние; Различные представления о правилах или нормах поведения.

Причина 1 конфликта? эмоционально е состояние … Воротился старик ко старухе, Рассказал ей великое чудо… «Я сегодня поймал, было рыбку, Золотую рыбку, непростую… Не посмел я взять с неё выкуп, Так пустил ее в синее море» . Старика старуха забранила: “Дурачина, ты, А. С. Пушкин “Сказка о простофиля, рыбке” золотой Не сумел ты взять выкупа с рыбки…”

Причина 2 конфликта? различные представления о правилах или нормах поведения “Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – Емеля, прозвали его дурачком. Те братья работают, а Емеля лежит целый день на печке, знать ничего не хочет…” Русская народная

Причина 3 конфликта? Различия, связанные с положением в обществе … Вот лиса попросилась к зайчику переночевать, да его из избёнки и выгнала…” Русская народная сказка

Путешествие в прошлое (с. 78) Как вы относитесь к действиям Петра Первого? Как отпечатки военных событий повлияли на поведение императора? Жестоко ли поступил царь по отношению к своему сыну Алексею?

Картинная галерея (учебник, с. 79) (Н. Н. Ге (18311894). Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871 г. ГРМ?

Задание. Давайте попробуем найти определения к следующим понятиям: Сотрудничество разрешение конфликта путём выхода из него. Компромисс разрешение конфликта путём односторонних уступок. Приспособление Избегание разрешение конфликта путём взаимных уступок. разрешение конфликта путём примирения.

2. Семь раз отмерь 1 2 Выполни задание! Соотнеси слова и ситуации! а) сотрудничество; б) компромисс; в) избегание; г) приспособление 3 4 1 2 3 4

2. Семь раз отмерь 1 2 Выполни задание! Соотнеси слова и ситуации! а) сотрудничество; б) компромисс; в) избегание; г) приспособление 3 4 1 2 3 4 в а б г

4 Стратегия поведения Уклонение от конфликта. “… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака. – Что, зайчик, плачешь? – Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала! – Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу! Подошли они к избенке, и собака залаяла. – Тяф-тяф! Поди, лиса, вон! А лиса им отвечает с печи. – Как выскочу, как

5 Стратегия поведение– приспособлени е А. С. Пушкин “Сказка о золотой рыбке” “…Вот пошел старик к синему морю… Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка, спросила: “Чего тебе надобно, старче? ” “…Смилуйся, государыня рыбка, Разбранила меня старуха, Надобно ей новое корыто…”

6 Стратегия поведения компромисс В. Г. Сутеев “Яблоко” Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему: «Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть» . И рассказали Медведю всё, как было. «Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить. . . » . «Но тут только одно яблоко!» – сказали Ёж,

7 Стратегия поведения Сотрудничество Басня Эзопа. Лев и вепрь боролись, пытаясь оттолкнуть друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф-падальщик. “Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как

Что думают и чувствуют по этому поводу сами участники конфликта? Кто конфликтует? Из-за чего конфликт? Внешняя позиция участников (как объясняют окружающим и себе причины конфликта) Внутренняя позиция участников (чего опасаются, какие истинные причины стоят за конфликтом) Изменения в процессе развития отношений. Выбранный способ разрешения конфликта

4. Как победить обиду и установить контакт. Гляжу с высоты на обиду, Теряю обиду из виду. В. Берестов

Когда всё же трудно понять другого человека, можно обратиться к нейтральному посреднику. ПОСРЕДНИК – это посторонний человек, который не участвует в конфликте. Практика посредничества широко используется в конфликтах между государствами, но значительно реже к ней обращаются участники межличностных конфликтов.

Проверь себя 1. Назови основные стадии развития конфликта. Приведи примеры. 2. Какие существуют стратегии поведения в конфликте? Какую из них считаете самой лучшей? Почему? 3. Чем полезен в разрешении конфликта посредник?

рефлексия Что узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудности? Интересно ли было на уроке?

Задание на дом: § 9 прочитать, ответить на вопросы. Вспомнить литературные произведения, в которых описываются конфликты.

Литература: 1. 2. 3. 4. Рабочие программы «Обществознание. Предметная линия учебников Л. Н. Боголюбова. 5 9 классы» . М: «Просвещение» , 2011 г. Учебник. Обществознание. 6 класс. Виноградова Н. Ф. , Городецкая Н. И. , Иванова Л. Ф. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. Рабочая тетрадь. Обществознание. 6 класс. Иванова Л. Ф. , Хотеенкова Я. В. Поурочные разработки. Обществознание. 6 класс. Боголюбов Л. Н. , Виноградова Н. Ф. , Городецкая Н. И. и др.

1. Способность обеих сторон идти на уступки для урегулирования разногласий: 1) сотрудничество 3) приспособление 2) избегание 4) компромисс 2. Случай, происшествие, недоразумение: 1) инцидент 3) аргумент 2) конфликт 4) поведение

3. Что из перечисленного соответствует понятию «конфликт» ? 1) столкновение противоположных интересов 2) дружеский розыгрыш 3) обсуждение фильма 4) спортивное состязание 4. Переход конфликта из внутреннего состояния во внешнее действие: 1) причина 2) осознание посредничество 3) инцидент 4)

Верны ли суждения о поведении участников в конфликтной ситуации? А. Стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её, не уступая, но и не настаивая на своём, - это компромисс. Б. Непогашенный конфликт может вспыхнуть вновь с ещё большей силой.

Верно ли, что: А. Наиболее острые конфликты происходят из-за моральных барьеров? Б. Несправедливость высказывания может привести к конфликту.

Верны ли суждения о ступенях конфликта? А. Углублению конфликта будут способствовать оскорбление и грубость. Б. Прерывание конфликта может способствовать его разрешению.

Верны ли суждения о способах разрешения конфликта? А. Разрешая конфликт, надо быть готовым пойти на уступки. Б. Лучшим способом разрешения конфликта является подчинение.

Какие советы помогут разрешить конфликт? 1) Проявляйте упорство в разрешении конфликта. 2) Уступка – признак слабости, избегайте уступок. 3) Обратитесь за объективной оценкой конфликта к нейтральному человеку. 4) Попытайтесь посмотреть на конфликт с точки зрения другой стороны. 5) Умейте прощать слабости других

Найти термин, который не относится к понятию «самообладание» . 1) Выдержка 2) Спокойствие 3) Невозмутимость 4) Сдержанность 5) Хладнокровие 6) Раздражение

Тест по обществознанию Конфликты в межличностных отношениях для учащихся 6 класса с ответами. Тест содержит 2 варианта по 8 заданий и предназначен для проверки знаний по теме Человек среди людей.

1 вариант

1. Столкновение и противоборство противоположных взгля­дов, интересов, стремлений -это

1) деятельность
2) общение
3) война
4) конфликт

2. Дополните перечень, выбрав термин среди предложенных ниже: сотрудничество, избегание, приспособление, __________.

1) компромисс
2) конфликт
3) конфликтное поведение
4) конфликтная ситуация

3. Укажите позицию из перечисленных ниже, которая обобщает приведенный перечень: подчинение, прерывание, ин­теграция.

1) виды деятельности
2) поиск компромисса
3) разрешение конфликта
4) межличностные отношения

4. Объединение элементов в единое целое — это

1) целостность
2) интеграция
3) инцидент
4) приспособление

5. В каком из приведённых примеров речь идёт о разрешении конфликта?

1) Иван Иванович назвал Ивана Никифоровича обидным словом «гусак».
2) Свои претензии на спорную территорию высказали не­сколько воюющих государств.
3) Братья договорились, что компьютером будут пользо­ваться по очереди.
4) Ученики 6-го класса победили семиклассников в фут­больном матче.

6.

1) У частники конфликта бросились в драку.
2) Ольга не дала Ирине списать домашнее задание, и Ирина подговорила подружек не общаться с девочкой.
3) Иван поссорился с Денисом и тайно разрисовал его учеб­ник.
4) Всеволода обидело поведение друга. Он открыто выска­зал ему своё недовольство и выслушал ответные доводы.

7.

1) В межличностных конфликтах всегда участвуют две сто­роны.
2) Конфликтное поведение может быть не связано с грубо­стью и оскорблениями.
3) Приспособление -это односторонние уступки в ходе конфликта.
4) К конфликтам относят избегание и приспособление.
5) Сотрудничество -это урегулирование разногласий пу­тём взаимных уступок.

8. Заполните пропуск в схеме.

2 вариант

1. Противостояние, которое ведёт к изменению межличност­ных отношений, — это

1) борьба
2) общение
3) конфликт
4) взаимодействие

2. Дополните перечень, выбрав термин среди предложенных ниже: подчинение, прерывание, компромисс, __________.

1) избегание
2) конфликтное поведение
3) интеграция
4) конфликтная ситуация

3. Укажите позицию из перечисленных ниже, которая обоб­щает приведенный перечень: сотрудничество, избегание, приспособление.

1) поведение в конфликтной ситуации
2) поиск компромисса
3) разрешение конфликта
4) совместная деятельность

4. Случай, происшествие, недоразумение можно назвать
1) компромиссом
2) инцидентом
3) столкновением
4) соперничеством

5. В каком из примеров речь идёт об интеграции?

1) Конфликтующие стороны провели переговоры и пошли на взаимные уступки.
2) Представители участников конфликта сумели вырабо­тать единое мнение.
3) Участники конфликтной ситуации не уступают друг другу ни в чём.
4) Каждая из сторон ищет союзников для продолжения конфликта.

6. В какой ситуации говорится о конструктивном конфликте?

1) Участники конфликта неоднократно оскорбляли друг друга в социальных сетях.
2) Поссорившись из-за мобильного телефона, сестры Алина и Вера громко кричали и размахивали руками.
3) Николай решил отомстить Петру и от его имени разослал одноклассникам обидные карикатуры.
4) В день рождения Наталья раздала приглашения всем од­ноклассницам, кроме лучшей подруги: она считала, что Галя свой человек в их доме и придёт на праздник и без приглашения. Галина обиделась и объяснила причины своей обиды. Именинница поняла свою ошибку и испра­вила её.

7. Выберите правильные высказывания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Конфликт — это всегда нежелательное и вредное разви­тие событий.
2) Прерывание конфликтных действий — один из способов разрешения конфликтной ситуации.
3) В конфликтной ситуации важно взять верх любой ценой.
4) Конфликтные ситуации невозможно предвидеть и пре­дотвратить.
5) Избегание позволяет отдалить конфликт, но не разреша­ет противоречий между участниками конфликта.

8. Заполните пропуск в схеме.

Ответы на тест по обществознанию Конфликты в межличностных отношениях
1 вариант
1-1
2-3
3-4
4-2
5-4
6-3
7-1
8-антипатия
2 вариант
1-3
2-4
3-1
4-3
5-2
6-1
7-2
8-товарищество