Презентация на тему "Мир древности: далёкий и близкий". Сообщение на тему: «Начало истории человечества

Кто знает, на берегах какой реки возникло государство Египет? (3 слайд)

Да, верно. Египет - одно из самых древних государств на земле. Это древнее государство возникло на берегах реки Нил, которая берёт своё начало в горах Центральной Африки и впадает в Средиземное море.

Найдите на карте материк Африка и реку Нил

Ученик выходит и показывает. (4 слайд)

Где протекает река Нил? -

Нил течёт через пустыню, а возможна ли жизнь в пустыне без воды?

Скажите, так почему оказалась возможна жизнь на берегах Нила?

Молодцы!
- Ваша задача сейчас будет прочитать текст на с.8-9 учебника, но не просто прочитать, а взять в руки карандаш и подчеркнуть всех богов какие были,какие иероглифы, что они обозначали.

О каких богах вы Египетских богах вы узнали?

(На слайде идет показ богов) (слайд 6,7,8)

Иероглиф - древние рисуночные знаки египетского письма. (5 слайд)

Что ещё вам показалось интересным?

(Перечисление построек древнего Египта сопровождается демонстрацией слайдов.) (слайд 9,10)

Возможно вы уже слышали о египетских пирамидах. Какие это пирамиды?

Много позже возникли Древняя Греция и Древний Рим. (слайд 11,12) Греция - горная страна на Балканском полуострове. Покажите на карте. (слайд 13)

Однажды решили греки построить новый город, но никак не могли решить, как его назвать. Боги знали, что этот город ждёт очень долгая жизнь, поэтому Афина (слайд 13) захотела дать городу своё имя, а Посейдон - своё. (слайд 14). Решили назвать город именем того бога, который сделает горожанам лучший подарок. Посейдон ударил своим трезубцем в скалу - забил из скалы источник.

Греция - страна жаркая, горная, вода там очень нужна. Бросились греки к источнику - а вода- то морская, солёная. Негодным оказался подарок бога морей. Тут Афина ударила копьем в землю - и выросло оливковое дерево.

Плоды этого дерева - оливки (их ещё называют маслинами греки ели свежими, солёными, маринованными, выдавливали из них масло. Оливковое дерево живёт 250 лет, а вот плоды даёт только на 16-18 год…

Подарок богини Афины был признан лучшим, и город назвали в её честь, Афинами.

Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились

Так почему же столица Греции носит такое название?
- Найдите на карте столицу Греции - город Афины (Дети самостоятельно находят этот город на карте)
Теперь найдите на карте столицу Италии, город Рим.

Ребенок выходит к карте и показывает всему классу.
- Прочитайте текст учебника на с. 10-13
- Какими,постройками славен Рим? - Какое назначение имели эти постройки?

Что такое Акрополя?

Что такое Парфенон?

А кто может сказать, как выглядит Парфенон?

Древний Рим, Римская империя - это название одного из самых знаменитых государств в истории человечества. Название Рима связанно с именем его основателя - Ромула. (слайд 20).

Мы не знали, как на самом деле появился город Рим, но легенда рассказывает об этом так. На территории современной Италии в древности жило племя латинов.

В небольшом городе - государстве Альта - Лонга правил царь Нумитор. (слайд 21)

Его свёрг с престола младший брат Амулий. (слайд 22) Чтобы потомки Нумитора не смогли предъявить своих законных прав на престол, Амулий приказал убить сына Нумитора, а его дочь сделать весталкой. Весталки - служительницы Весты, (слайд 23) римской богини домашнего очага.

Они должны были жить при храме и поддерживать огонь в священном очаге.

Весталки не могли выходить замуж, и Амулий надеялся, что у дочери Нумитора не будет детей. Но вскоре у весталки родились два сына - близнеца. Она говорила, что их отец - бог Марс. (слайд 24)

Амулий приказал казнить молодую женщину, а близнецов велел бросить в реку Тибр. Человек, исполнявший приказ, поленился входить в воду, и оставил корзину с малышами на берегу. Дети проголодались и заплакали, их крик услышала волчица - она выкормила их.

Позже их подобрал пастух и воспитал как своих детей. Когда Ромул и Рем (слайд 25) - так назвал пастух мальчиков - выросли, они узнали тайну своего рождения, Убили Амулия и вернули престол своему деду Нумитору.

Братья не остались в Альта - Лонге, они решили основать новый город. Каждый из братьев хотел назвать город своим именем, они поссорились, и Ромул в гневе убил Рема.

А потом основал город, который назвал Римом (по - латински Roma) и стал его первым царём.

Какие постройки рассказывают о прошлом Рима?

Как называется храм всех богов?
-В честь кого Рим носит своё название?

Фокина Лидия Петровна Мир древности: далёкий и близкий окружающий мир, 4 класс

У р о к 36.

МИР ДРЕВНОСТИ: ДАЛЕКИЙ И БЛИЗКИЙ

Цель: ознакомление учащихся с историей древнего Египта, древней Греции и древнего Рима.

Задачи:

    учить учащихся находить нужную информацию;

    развивать устную речь;

    воспитывать интерес к истории.

Ожидаемый результат:

Учащиеся:

    получат представления об истории стран древнего мира: Египта, Греции, Рима;

    научатся делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

    научатся готовить проекты-сообщения.

Используемые учебные технологии:

    проектные технологии;

    здоровье сберегающие технологии;

    личностно-ориентировочные технологии (разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, сотрудничество);

    коммуникативные технологии;

    информационные технологии.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы отправимся в мир древности. Узнаем о самых древних цивилизациях.

II. Проверка домашнего задания.

Задания по карточкам.

т ест « п ервобытные люди»

1. Первый ученый-историк – это:

а) Геродот; в) Ломоносов. б) Ньютон;

2. «Следы» древнейших людей обнаружены:

а) в Азии ; в) Африке ; б) Австралии; г) Антарктиде.

3. Мужчины охотились:

а) на слонов; в) львов. б) мамонтов ;

4. Первобытные люди жили:

а) группами ; б) в одиночку.

5. Ученые, которые ведут раскопки, – это:

а) математики; в) астрономы. б) археологи ;

О т в е т ы: 1(а), 2(а, в), 3(б), 4(а), 5(б)

III. Изучение нового материала (проекты-сообщения)

Учитель: Сегодня мы с вами будем учиться готовить проекты-сообщения. Для этого мы разделимся на три группы (по рядам). Каждая группа будет готовить сообщение об определённой стране. Например, 1 ряд – готовит сообщение о древнем Египте, 2 ряд – о древней Греции, 3 ряд – о древнем Риме. Помогут Вам в этом карточки с вопросами и материал учебника. Ваша задача ответить на вопросы, а затем составить и рассказать главное о стране.

Работать будем так: сначала каждый индивидуально читает и отвечает на вопросы, затем вы это обсуждаете группой из 4 человек, затем всем рядом. Выбираете одного человека из группы, который будет рассказывать о стране.

Дети работают индивидуально, несколько минут, затем по команде учителя объединяются в группы по 4 человека, затем по команде объединяются всем рядом.

IV. Закрепление изученного материала. Виртуальная экскурсия.

Учитель добавляет ту информацию, которую дети выпустили или не нашли в учебнике.

Древний Египет (с. 8 - 9)

п/п

Вопрос

Ответ

Как называли бога солнца?

Как называли бога воды?

Как представлялся Себек?

Как обычно изображали Тота?

Как писали египтяне?

В честь кого строили храмы?

А что такое пирамиды?

Древняя Греция (с. 10 – 11)

п/п

Вопрос

Ответ

Что является сердцем Афин?

Что такое Акрополь?

Что происходило на Акрополе?

Древний Рим (с. 12 - 13)

п/п

Вопрос

Ответ

Назовите дату основания Рима

У ребят получаются примерно вот такие ответы:

Древний Египет (с. 8 - 9)

п/п

Вопрос

Ответ

Когда появилось Египетское царство?

Примерно 5.000 лет назад

Где возникло Египетское царство?

На берегах реки Нил

По мнению египтян, кто управлял миром?

По мнению египтян, миром управляли боги.

На кого были похожи боги египтян?

Боги египтян были похожи на животных.

Как называли бога солнца?

Бог солнца Ра

Как изображался бог солнца Ра?

Бог солнца Ра изображался человеком с головой птицы.

Как называли бога воды?

Бог воды и разлива Нила Себек

Как представлялся Себек?

Себек представлялся в виде человека с головой крокодила

Как называли бога мудрости, счёта и письма?

Богом мудрости, счёта и письма был бог Тот

Как обычно изображали Тота?

Изображали Тота обычно в виде человека с головой птицы ибиса.

Что ещё относят египтяне к дарам Тота?

Египтяне считали, что бог Тот придумал месяцы и годы, научил людей вести счёт времени. Так же к дарам Тота относятся арифметический счёт и письмо.

Как писали египтяне?

Египтяне писали особыми знаками – иероглифами. В одном случае иероглиф мог изображать и означать какой-то предмет, но в другом случае тот же самый иероглиф мог служить для обозначения одного или нескольких согласных звуков. Знаков для гласных букв в египетском письме не было.

Что умели возводить древние египтяне?

Древние египтяне умели возводить грандиозные постройки – храмы (Карнак, Луксор) и пирамиды (Тутанхамона, Хеопса).

В честь кого строили храмы?

Храмы строили в честь богов.

А что такое пирамиды?

Пирамиды – это гробницы царей Египта - фараонов

Древняя Греция (с. 10 – 11)

п/п

Вопрос

Ответ

Какой город является столицей древней Греции?

Столица древней Греции - Афины

Что является сердцем Афин?

Сердцем Афин является Акрополь.

Что такое Акрополь?

Акрополь – это высокий холм с обрывистыми склонами и расположенный на нём неповторимый архитектурный ансамбль – прекрасное творение древних греков. Акрополем можно было любоваться со всех концов города и со стороны моря.

Что происходило на Акрополе?

На Акрополе происходили главные события праздника

Назовите самый знаменитый храм Акрополя

Самый знаменитый храм Акрополя – это Парфенон

Какая скульптура находилась в центре Парфенона?

В центре Парфенона стояла мраморная статуя богини Афины знаменитого скульптора Фидия. Её высота равнялась 12 метрам.

Древний Рим (с. 12 - 13)

п/п

Вопрос

Ответ

Назовите дату основания Рима

Датой основания Рима считается 753 год до нашей эры

Назовите древние постройки в городе Риме, которые сохранились до наших дней.

Римский форум – центр общественной жизни города. Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки.

Пантеон – храм всех богов.

Колизей – амфитеатр, служи для гладиаторских боёв и других зрелищ, вмещал около 50.000 зрителей.

Какой город в древности был погребён под толстым слоем пепла?

Город Помпеи

При извержении какого вулкана город Помпеи был погребён под толстым слоем пепла?

При извержении вулкана Везувий

Разделы: Начальная школа

  • ознакомить учащихся с древним Египтом, Грецией и Римом;
  • развивать устную речь;
  • воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

  • физическая карта;
  • слайды и рисунки с изображением знаменитых сооружений Древнего Египта, Греции и Рима;
  • репродукция картины К. П. Брюллова “Последний день Помпеи”.

Ход урока

1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Чтоб историю узнать
Книги надо нам читать.

Мы продолжаем путешествие по истории, перенесёмся в Древний мир. Тема урока “Мир древности: далёкий и близкий”.

2. Проверка домашнего задания.

Проверяется задание в рабочей тетради № 4 с.4

Учащиеся рассказывают, какие интересные предметы видели в краеведческом музее.

Нескольким ученикам предлагаются письменные задания по карточкам:

1. Опиши, как выглядел древний человек.

2. Чем занимался первобытный человек?

Остальные слушают пересказы, проверяется задание в тетрадях.

А сейчас мы подведём итог и узнаем, куда поведём нас дорога истории. Для этого надо разгадать кроссворд.

Вопросы к кроссворду.

1. Одно из занятий, которым человек овладел к концу первобытной истории.

2. Люди научились… глиняную посуду.

3. Этим занимались женщины и дети.

4. Как по-другому назвать древнейшего человека.

5. Освещение первобытных художников.

6. Основное занятие древнейшего человека.

(Ответы : 1. Земледелие. 2. Изготовлять. 3. Собирательство. 4.Первобытный. 5. Факел. 6. Охота. Ключевое слово: ЕГИПЕТ.) (слайд2)

Речь сегодня пойдет о мире древности: о древнем Египте, о древней Греции и о древнем Риме.

3. Новая тема. (слайд3)

Кто знает, на берегах какой реки возникло государство Египет? (На берегах реки Нил.)

Да, верно. Египет – одно из самых древних государств на земле. Это древнее государство возникло на берегах реки Нил, которая берёт своё начало в горах Центральной Африки и впадает в Средиземное море.

Найдите на карте материк Африка и реку Нил. (Дети работают с картой.)

Где протекает река Нил? (Через пустыню Сахара.)

Нил течёт через пустыню, а возможна ли жизнь в пустыне без воды? (Нет.)

Жизнь в долине Нила.

Дожди в долине Нила так редки, что 10-12- летние дети могли никогда в жизни не видеть дождя. Жизнь на берегах Нила была возможна только потому, что ежегодно он разливался – выходил из берегов. Прибрежная земля хорошо пропитывалась водой, а в воде было много чёрного ила (мелких частиц горных пород и перегнивших растений). Этот ил оседал на жёлтых песках пустыни, и на нём хорошо росли растения – пшеница, ячмень. Само слово “Египет” означает “чёрная земля”. За тысячи лет, благодаря разливам Нила, в Египте образовался толстый слой жирного чернозёма.

Древние египтяне ещё не знали объяснения многим явлениям природы, в том числе и разливам Нила. Поэтому, если бы мы спросили древнего египтянина о причинах разливов, он рассказал бы нам о речном боге Хапи, который сидит в пещере, охраняемой священным змеем. В руках Хапи два сосуда с водой. Он наклоняет сосуды, и из них выливается вода. Летом он сильно наклоняет сосуды, вода льётся из них потоками и попадает в Нил. Река вздувается, выходит из берегов и заливает всю страну.

Прочитайте текст на с. 8-9 учебника. Что нового вы узнали из этого рассказа? (Египтяне писали особыми знаками – иероглифами.)

Иероглифами – древние рисуночные знаки египетского письма. Что ещё вам показалось интересным? (Древние египтяне умели возводить грандиозные постройки – храмы и пирамиды.)

Возможно, вы уже слышали о египетских пирамидах. О каких? (Пирамиды Тутанхамона, пирамида Хеопса.)

В Древнем Египте.

В Египте, неподалёку от Каира, стоит крупнейшая пирамида мира и весит она около семи миллионов тонн. Эта чудо – пирамида является усыпальней фараона Хеопса, её высота 148 метров. Пирамиды Гизы – одно из признанных чудес света. Они были построены без помощи каких – либо машин или механизмов. Их строили не рабы, а крестьяне, которые трудились на фараона во время разлива Нила. В качестве платы за этот труд они получали пропитание, в частности, растительное масло и одежду. Возможно, эти крестьяне верили, что, помогая фараону готовиться к смерти, они заслужат одобрение богов и получат вознаграждение по прибытии в царство мёртвых. В древнем Египте наиболее известная статуя фантастического существа с телом льва и головой человека – гигантской (длина – 57 м, высота – 20 м) “Большой сфинкс” в Гизе, высеченный из скалы (1-ая половина 3-го тыс. до н. э.) Сфинкс, стерегущий пирамиды Гизы, был одним из воплощений древнеегипетского бога солнца. Не исключено, что моделью для лица этого сфинкса послужил фараон Хафра. Всё , что должно понадобиться умершему в царстве мёртвых, помещали рядом с саркофагом внутри гробницы. Затем жрецы удалялись, заметая свои следы на полу гробницы. Саркофаг – гроб из дерева, камня и др. материалов, нередко в форме человека. (слайд4)

4. Физкультминутка.

Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились.

5. Работа по теме.

1. Продолжение новой темы.

Много позже возникли Древняя Греция и Древний Рим. Греция – горная страна на Балканском полуострове. Покажите на карте.

Учитель рассказывает о древней Греции.

Древняя Греция. (слайд5)

На севере Греции есть высокая гора, она называется Олимп. На вершине этой горы древние греки поселили своих главных богов. Жизнь богов на Олимпе греки представляли как жизнь знатной семьи, захватившей власть над другими богами и людьми. Главными среди греческих богов считался Зевс – громовержец, ему подчинены были бог моря Посейдон, бог подземного царства Аид и др. Изображали греки своих богов похожими на людей. Например, бога виноделия Диониса – в виде прекрасного юноши, богиню любви Афродиту представляли прекрасной девушкой. Отношения между богами во многом напоминают отношения между людьми: они ссорятся друг с другом, сквернословят. А случается – дерутся и воруют. В древнегреческих мифах (сказаниях о богах) рассказывается, как Гермес (бог торговли) однажды похитил коров у Аполлона (покровителя искусства). А когда Гефест – кузнец стал заступаться за свою мать – богиню Геру, которую обидел Зевс, бог – громовержец так толкнул бога кузнеца, что тот упал с Олимпа на землю и навсегда остался хромым. Как видим, религия древних греков отражала и природу, от которой зависела жизнь людей, занятия, и взаимоотношения между ними. У древних греков было множество богов. Богиней мудрости и справедливой войны была Афина, “морскими делами” занимался Посейдон. Однажды решили греки построить новый город, но никак не могли решить, как его назвать. Боги знали, что этот город ждёт очень долгая жизнь, поэтому Афина захотела дать городу своё имя, а Посейдон – своё. Решили назвать город именем того бога, который сделает горожанам лучший подарок. Посейдон ударил своим трезубцем в скалу – забил из скалы источник. Греция – страна жаркая, горная, вода там очень нужна. Бросились греки к источнику – а вода- то морская, солёная. Негодным оказался подарок бога морей. Тут Афина ударила копьем в землю – и выросло оливковое дерево. Плоды этого дерева – оливки (их ещё называют маслинами) греки ели свежими, солёными, маринованными, выдавливали из них масло. Оливковое дерево живёт 250 лет, а вот плоды даёт только на 16-18 год… Подарок богини Афины был признан лучшим, и город назвали в её честь, Афинами. Говорят, и по сей день туристам показывают след от трезубца Посейдона и “ то самое “ оливковое дерево, которое выросло из копья Афины. А город Афины живёт и сегодня. Он – столица современной Греции.

Найдите на карте столицу Греции – город Афины. (Дети сами находят этот город на карте.)

А теперь найдите на карте столицу Италии, город Рим.

Прочитайте текст на с.10-13

Учитель дополняет материал учебника о Древнем Риме.

Древний Рим.

Древний Рим, Римская империя – это название одного из самых знаменитых государств в истории человечества. Название Рима связанно с именем его основателя – Ромула. Мы не знали, как на самом деле появился город Рим, но легенда рассказывает об этом так. На территории современной Италии в древности жило племя латинов. В небольшом городе – государстве Альта – Лонга правил царь Нумитор. Его свёрг с престола младший брат Амулий. Чтобы потомки Нумитора не смогли предъявить своих законных прав на престол, Амулий приказал убить сына Нумитора, а его дочь сделать весталкой. Весталки – служительницы Весты, римской богини домашнего очага. Они должны были жить при храме и поддерживать огонь в священном очаге. Весталки не могли выходить замуж, и Амулий надеялся, что у дочери Нумитора не будет детей. Но вскоре у весталки родились два сына – близнеца. Она говорила, что их отец – бог Марс. Амулий приказал казнить молодую женщину, а близнецов велел бросить в реку Тибр. Человек, исполнявший приказ, поленился входить в воду, и оставил корзину с малышами на берегу. Дети проголодались и заплакали, их крик услышала волчица – она выкормила их. Позже их подобрал пастух и воспитал как своих детей. Когда Ромул и Рем – так назвал пастух мальчиков – выросли, они узнали тайну своего рождения, Убили Амулия и вернули престол своему деду Нумитору. Братья не остались в Альта – Лонге, они решили основать новый город. Каждый из братьев хотел назвать город своим именем, они поссорились, и Ромул в гневе убил Рема. А потом основал город, который назвал Римом (по – латински Roma) и стал его первым царём. Легенда говорит, что было это в 375 году до н.э. Больше двух тысячелетий стоит город Рим, ещё в древности его прозвали за долгую жизнь “ вечным городом”. (слайд 6)

Работа в рабочих тетрадях.

С.4, № 1

Прочитайте.

Какое название истории Древнего мира можно подобрать? Придумайте название. Запишите его.

С.4, №2

Прочитайте.

Вспомните историю Древнего Египта. Что не относится к ней в первой строчке? Докажите. (Акрополь – это сердце Афин. Греция.)

Какое слово из второй строки является названием древнего города? Докажите. (Помпеи. Карнак – это храм, Колизей – это амфитеатр в Риме.)

Отметьте правильный ответ знаком “+”.

Что не является архитектурным сооружением? Докажите. (Везувий – это название вулкана.)

Найдите среди этих слов географическое название. (Нил – это река.)

Отметьте правильный ответ знаком “+”.

А в какой стране древности был бог пустыни и песчаных бурь Сет?

Докажите. (Древний Египет. Если посмотреть на физическую карту мира, то увидим, что Египет расположен в пустыне.)

Отметьте правильный ответ знаком “+”. (Сет, в древнеегипетской мифологии бог пустыни и чужеземных стран, брат и убийца Осириса.)

С.5 №3

Прочитайте.

Придумайте и нарисуйте “визитную карточку” одной из древних стран.

Учащиеся выполняют задание. Затем рассказывают, что изобразили на визитной карточке.

С.6, №3

Прочитайте.

Найдите буквы древнегреческого алфавита. Обведите их красным кружком. Используйте подсказку.

А буквы латинского алфавита обведите, синим кружком.

Продолжаем заполнять таблицу.

Как называется эпоха, о которой говорили на уроке? (История Древнего мира).

Впишите в таблицу название этой эпохи.

Что можно сказать о продолжительности этой эпохи? (она насчитывает несколько тысячелетий.)

Впишите в таблицу.

Найдите в приложении рисунки к этому заданию. Какой из рисунков подойдёт к этой эпохе? (Изображение египетских пирамид.)

Вырежьте рисунок и наклейте в таблицу.

6. Закрепление изученного.

На берегах какой реки возникло Египетское государство? (На берегах Нила.)

Что такое иероглиф? (Особые знаки для письма.)

Легко ли было научиться такому письму? (Научиться такому письму мог не всякий, один иероглиф мог означать несколько согласных звуков, а знаков для обозначения гласных звуков в египетском письме не было. Поэтому египтяне с почтением относились к тем, кто владел мудрёной грамотой.)

Что вы знаете о богах Ра, Себек,Тот? (Ра – бог солнца, Себек – бог воды, Тот – бог мудрости, счёта и письма.)

Кто такой фараон? Фараон – царь Египта.)

Какие грандиозные постройки умели возводить египтяне? Храмы и пирамиды.)

Как называется самая большая пирамида в Египте? (Пирамида Хеопса.)

Назовите столицу Греции. (Столица Греции – Афины.)

Столицей какого государства является город Рим? (Рим – столица Италии.)

Как называется высокий холм с обрывистыми склонами и расположенным на нем архитектурным ансамблем? (Акрополь – сердце Афин.)

Назовите самый знаменитый храм Акрополя (Парфенон – самый знаменитый храм.)

Назовите древние постройки в городе Риме, которые сохранились до наших дней. (Римский форум – был центром общественной жизни города. Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки. Пантеон – храм всех богов. Колизей – амфитеатр, служил для гладиаторских боёв и других зрелищ, вмещал около 50 тысяч зрителей.)

Какой город был погребён под слоём пепла при извержении вулкана Везувий? (Помпей.)

Назовите художника и картину, на которой изображено это трагическое событие. (К.П. Брюллов “Последний день Помпеи”.)

Учитель показывает репродукцию картины, рассказывает о изображённых на ней событиях.

Последний день Помпеи.

Событие, о котором рассказывает живописец, произошло в 79 году н. э., когда в результате извержения вулкана Везувий погибли цветущие города Геркуланум, Помпеи и Статий. Брюллов писал картину в течение шести лет в Италии, после посещения развалин знаменитых Помпей. Тщательное изучение раскопок и литературных источников, богатая творческая фантазия помогли ему создать шедевр, в котором тема гибели и разрушения переплетается с темой противостоящего ей высокого человеческого духа. Не теряя нравственный силы, достоинства и мужества, обречённые на гибель жители Помпеи,

Думают не столько о себе, сколько о близких. В правой части картины мы видим сына, уговаривающего свою старую мать собрать силы и бежать с ним; рядом воин и мальчик спешит вынести немощного старика, а жених спасает потерявшую сознание невесту. Картина была горячо принята современниками художника как в Италии и Франции, так и на родине. Показанная в Одессе, Москве и Петербурге, она вызвала всеобщий восторг.

А. С. Пушкин под впечатлением увиденного написал: “Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя широко развилось, как боевое знамя. Земля волнуется – с шатнувшихся колон кумиры падают! Народ, гонимый страхом, под каменным дождём и воспалённым прахом, толпами стар и млад бежит из града вон”.

Эта картина находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

7. Подведение итогов урока.

Назовите государства Древнего мира.

Назовите замечательные древние постройки.

№ 4 в рабочей тетради. Подготовить сообщение об интересных фактах, об одном из государств Древнего мира (с.5).

Список литературы.

1. Алтынов П.И. Краткий справочник школьника.- М.: Дрофа, 1997 г.

  1. Миллард Э. История. Древний мир.- М.: Росмен, 1997 г.
  2. Пападакин В. Египет: земля фараонов.- М.: Теугра,1997г.
  3. Чудокова Н.В. Я познаю мир. История.- М.: АСТ,1997 г.

Тип урока: комбинированный

Цель

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира. Находить на карте местоположение древних государств. Извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их перед классом. Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия. Понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, составлять алфавиты древности. Понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные

Знать историю древнего мира, понятия - Древний мир,

иероглифы, пирамиды.

Уметь извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их перед классом. Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Р. - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Учиться высказывать своё предположение.

К. - задавать вопросы, обращаться за помощью.

Личностные результаты

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Основные понятия и определения

историю древнего мира, понятия - Древний мир, иероглифы, пирамиды

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем о некоторых древних государствах, го-родах, сооружениях. Осознаем, в чём значение изобретения письменности. Сравним источники по истории первобытности и по истории Древ-него мира.

Вспомни, что тебе известно о пирамидах Древ-него Египта. Какой счёт лет был у древних египтян и у древних римлян?

Изучение нового материала

Мир древности: ДАЛЁКИЙ И БЛИЗКИЙ

Выберите для изучения одно из древних госу-дарств. Познакомьтесь с ним по учебнику. Вы-полните задания в рабочей тетради. Результаты работы представьте классу.

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Примерно 5 тысяч лет назад на берегах Нила возникло Египетское царство. Египет называли «дар Нила». Во время разлива река выходила из берегов и орошала поля земледельцев. Поэто-му в долине Нила собирали обильные урожаи.

Древние египтяне считали, что миром управ-ляют боги (1). Многие боги египтян были похо-жи на животных. Бог солнца Ра изображался человеком с головой птицы. Бог воды и разли-ва Нила Себёк представлялся в виде человека с головой крокодила. Богом мудрости, счёта и письма был бог Тот. Изображали Тота обычно в виде человека с головой птицы ибиса. Египтяне считали, что бог Тот придумал месяцы и годы и научил людей вести счёт времени. К чудесным дарам Тота относились также арифметические вычисления и письмо.

Египтяне считали священными многих живот-ных. Они почитали льва, быка, собаку, кошку, коршуна, сокола, ибиса, крокодила, кобру, скор-пиона, жука-скарабёя.

Писали египтяне особыми знаками — иерогли-фами (2). В одном случае иероглиф мог изоб-ражать и означать какой-то предмет. Напри-мер, 0 — солнце, ^- — звезда, I I — дом.

Но в другом случае тот же самый иероглиф мог служить для обозначения одного или не-скольких согласных звуков. Знаков для гласных звуков в египетском письме не было. Научиться такому письму мог не всякий. С почтением от-носились египтяне к тем, кто овладел грамотой.

Древнеегипетские храмы

Древние египтяне умели возводить грандиоз-ные постройки — храмы и пирамиды. Храмы считались жилищами богов, а пирамиды, как ты уже знаешь, были гробницами царей Египта — фараонов.

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Много позже, чем Древний Египет, возникли Древняя Греция и Древний Рим. В ту пору по-явились города, которые и сегодня никого не могут оставить равнодушными, — Афйны и Рим!

Уже много веков сердцем Афин является Акрбполь. Так называется расположенный на высоком холме с обрывистыми склонами не-повторимый архитектурный ансамбль — прекрас-ное творение древних греков. Акрополем можно было любоваться со всех концов города и со стороны моря. И сегодня это одна из самых высоких точек современных Афин.

Время и люди не пощадили храмы Акрополя, в том числе самый знаменитый — Парфенон. Когда-то внутри храма стояла мраморная статуя богини Афины — покровительницы города. Парфе-нон и сегодня производит удивительное впечат-ление. Мы можем восхищаться лёгкими, строй-ными колоннами, которые чётко вырисовываются на фоне неба, видеть прекрасный город, лежа-щий у подножия холма, море и горы вдали. И возникает удивительное чувство — всё это и есть сама красота, в которой нераздельны при-рода и творение человеческих рук.

Древняя Греция — родина Олимпийских игр. Соревнования проводились один раз в четыре года в городе Олимпия. На них съезжались спортсмены со всей Греции. В дни Олимпиады были запрещены любые военные действия.

Уже в древности появилась более простая и удобная письменность, чем письмо древних егип-тян. Жители Финикии" придумали такой алфавит, в котором каждый знак (буква) передавал опре-делённый согласный звук. На основе финикийского письма создали свой алфавит древние греки. В греческом письме впервые появились буквы для обозначения гласных звуков. Буквы современного русского алфавита произошли от древнегреческих букв.

Финикия — в древности страна на восточном побе-режье Средиземного моря

ДРЕВНИЙ РИМ

Датой основания города Рима считается 753 год до нашей эры. Со временем римляне создали могущественное государство. Они за-воевали огромные территории, на которых осно-вывали новые города, прокладывали дороги, со-оружали храмы

В современном городе Риме сохранилось не-мало древних построек, которые рассказывают нам о прошлом. Тебе уже известен Колизей. Очень интересен Римский форум (1), который был центром общественной жизни города. Здесь

располагались храмы, банковские конторы, тор-говые лавки. Огромное впечатление производит Пантеон — храм всех богов (2). О том, как вы-глядели другие римские города, можно узнать, побывав в Помпеях (3). Археологи открыли этот город, который в древности был погребён под толстым слоем пепла при извержении вулкана Везувий.

История Древнего мира длилась несколько тысяч лет и закончилась в V веке нашей эры.


Обсудим!

Сравните источники по истории первобытности и по истории Древнего мира. Какой период изучать сложнее? Почему?

Проверь себя

1.Какие государства Древнего мира ты зна-ешь? 2. Приведи примеры знаменитых соору-жений Древнего мира. 3. Как писали в Древнем Египте, Древней Финикии, Древней Греции?

Вывод

История Древнего мира насчитывает несколь-ко тысячелетий. Тогда существовало много разных государств. О тех временах рассказы-вают знаменитые постройки. Великим изоб-ретением стала письменность.

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик: Древний мир, иерог-лифы, пирамиды.

2.Попробуй придумать «визитную карточку» одной из древних стран.

Презентация Мир древности: ДАЛЁКИЙ И БЛИЗКИЙ 4класс

Развивающие мультфильмы - Древний Египет

Древний Египет

Египет, что в переводе означает "черная земля", - страна загадок. И действительно, египетская цивилизация возникла внезапно, как по мановению волшебной палочки, и это вызывает много вопросов. Каким образом эта страна перешла от дикости к цивилизации? Совершенно неожиданно здесь после 3500 года до нашей эры появилось развитое земледелие, высокий уровень письменности, ремесел, искусств, религии. Египтяне создали совершенную мифологию, уникальные архитектурные памятники. Египет привлекает пристальное внимание ученых всего мира.

Древние постройки

Пантеон в Риме
«храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э. при императоре Адриане зодчим Аполлодором Дамасским в 125г.н.э.

Карнак, Египет
Крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта, главное государственное святилище Нового царства. Ансамбль включает храмы, посвящённые фиванской триаде - верховному богу Амону-Ра, его супруге Мут и сыну Хонсу.

Колизей в Риме
Амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений Древнего мира, сохранившихся до нашего времени. Возведение Колизея относится ко времени правления династии римских императоров Флавиев. В Колизее - самом большом амфитеатре Древнего Рима происходили гладиаторские бои и травля зверей. Вокруг арены распологались места для зрителей. Под ними ними находились мощные сводчатые галереи из кирпича и бетона.

Выберите правильный ответ и отметьте его знаком «+»
Что НЕ относится к истории Древнего Египта:
фараон, нил, + Акрополь

Найдите название древнего города:
+Помпеи, Карнак, Колизей

Что НЕ является архитектурным сооружением:
Парфенон, +Везувий, Пантеон

Найдите географическое название:
иероглиф, пирамида, +Нил

Запиши, какая система летоисчисления существовала:
а) в Древнем Египте - солнечный календарь
б) в Древнем Риме - от "основания Рима"

Запиши римскими цифрами век, в котором мы живём: XXI век