Общекультурные и профессиональные компетенции. Компетентностная модель специалиста по социальной работе

Общекультурные компетенции

В настоящее время общество настоятельно требует ско­рейшей подготовки работников новой формации - компетентных, уверенных, напористых, творчески мыслящих.

1. Гуманитарно-ценностная направленность общекультурных

компетенцийв структуре учебной деятельности

Будем рассматривать содержание образования как открытую гуманитарную интегративную систему, потенциально обладающую диалогичностью и многофункциональностью, взятую в единстве социально-практического и индивидуально-психологического аспектов деятельности человека.

Такая система дает возможность осваивать содержание образования (предметные знания, опыт репродуктивной деятельности, опыт творческой и эмоционально-ценностной деятельности) инвариантным по отношению к познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентировочной, трудовой, эстетической и физической деятельности.

2. Роль и значение общекультурных компетенций

1. Благодаря сформированным организационным компетенциям человек может:

– самостоятельно ставить перед собой и формулировать цели деятельности (осуществлять целеполагание), действовать согласно поставленной цели, осуществлять выбор средств для ее достижения;

– планировать свою деятельность, выстраивать последовательность ее этапов;

– рассчитывать время, необходимое для выполнения работы в соответствии с поставленной целью;

– анализировать собственную деятельность;

– осуществлять самоконтроль и личную и предметную рефлексию в соответствии с поставленной целью;

– корректировать свои действия на основе проведенных самоанализа и самоконтроля;

– быстро и обоснованно принимать решение в ситуации, связанной с неопределенностью;

– выполнять оценочную деятельность, включающую способы сравнения результатов с целями, прогнозирование, систематизацию, конкретизацию.

Система сформированных организационных компетенций лежит в основе рациональной организации труда как в учебе, так и в профессиональной деятельности.

2. Благодаря сформированным информационно-методологическим компетенциям человек может:

понимать ценности информации в современном мире, разбираться в сути информационных процессов;

работать с информационными потоками различной природы;

– знать исходные положения, принципы, логику и методы исследований в каждой конкретной области науки; способы использования достижений науки на практике;

– анализировать информацию, выделять главную мысль;

– осуществлять структурирование знаний, их ситуативно-адекватную актуализацию;

– работать с учебником, справочной литературой, таблицами;

– осуществлять приращение, расширение, накопление знаний;

– самостоятельно конструировать информацию, составлять текст, его план, тезисы, вести конспект;

понимать смысла текста на четырех уровнях: прагматическом, синтаксическом, семантическом и онтологическом;

– пополнять знания из Интернет.

Система сформированных информационных компетенций лежит в основе ориентировочной деятельности.

3. Благодаря сформированным компетенциям самосовершенствования человек может:

– выстраивать собственную жизненную стратегию;

– реализовывать потребность в саморазвитии;

– осуществлять и контролировать свое интеллектуальное развитие;

– добиваться высот профессионального мастерства, творческих достижений;

– осуществлять постановку новых перспективных задач;

– давать адекватную оценку достигнутых в саморазвитии результатов;

– осуществлять рефлексию, в частности, самоконтроль степени сформированности остальных компетенций;

– давать аргументированную оценку различных взглядов и позиций;

– действовать разумно и обоснованно.

Система сформированных компетенций самосовершенствования лежит в основе инструментальной деятельности, являясь побудительной силой для непрерывного образования.

4. Благодаря сформированным коммуникативным компетенциям человек может:

осуществлять межличностные продуктивные контакты;

адекватно оценивать способы и результаты общения в разных социальных и производственных ситуациях;

сознательно изучать и развить собственные коммуникативные качества;

владеть способами достижения взаимопонимания;

владеть речью как средством продуктивного общения, устно и письменно излагать результаты своей деятельности;

– принимать управленческие решения;

– работать в команде в различных качествах, как руководителя, так и исполнителя;

– привлекать ресурсы других людей для достижения общих целей;

– уважать чужую точку зрения, быть терпимым к мнению других людей,

– сотрудничать на основе толерантных ценностей, используя навыки безконфликтного и конструктивного общения.

Система сформированных коммуникативных компетенций лежит в основе демонстрационных возможностей (презентации достижений) и в целом трудовой профессиональной деятельности.

3. Формирование общекультурных компетенций

1. Формирование организационной (деятельностной ) компетентности: обучение

а) целеполаганию;

б) планированию собственной деятельности,

в) рефлексивной самоорганизации;

г) осуществлять самоконтроль.

2. Формирование информационно-методологической компетентности: обучение

а) пониманию ценности информации в современном мире;

б) знаниям об источниках информации, способах ее представления, хранения, преобразования и использования;

в) умению разбираться в сути информационных процессов;

г) знаниям специфики работы с информационными потоками различной природы;

д) знаниям об исходных положения, принципах, логике и методах исследований в каждой конкретной области науки; способах использования достижений науки на практике;

е) пониманию смысла текста на четырех уровнях: прагматическом, синтаксическом, семантическом и онтологическом;

ж) «переводить» тексты в схемы, графики, рисунки и обратно;

з) глубокому пониманию мыслительных процессов;

и) устанавливать сходство и различие между объектами, проводить аналогии;

к) сопоставлять и сравнивать текстыв (объекты) по некоторому признаку;

л) анализу и синтезу (установлению логико-смысловых связей, обобщение, формулирование ведущей идеи), умению осуществлять прогностическую деятельность;

м) структурированию текста;

н) работе с учебной литературой;

о) моделированию и классификации объектов или явлений;

п) методологии исследовательской и проектной деятельности, методам научного познания.

3. Формирование компетентности самосовершенствования :

а) обучение осуществлять самоконтроль, давать самооценку ;

б) обучение коррекции и самокоррекции;

в) обучение самоанализу и рефлексии.

г) обучение рецензированию и саморецензированию.

4. Формирование социально- коммуникативной компетентности: обучение

а) осуществлять межличностные продуктивные контакты;

б ) адекватно оценивать способы и результаты общения в разных социальных и производственных ситуациях;

в ) сознательному изучению и развитию собственных коммуникативных качеств;

г ) владеть способами достижения взаимопонимания;

д ) владеть речью как средством продуктивного общения;

е ) работе в команде в различных качествах, как руководителя, так и исполнителя;

ж) практическим умениям конструктивного взаимодействия в условиях спора, дискуссии, собрания и пр.

з) умению слушать и слышать, смотреть и видеть;

и) умению вести диалог;

к) толерантности.

4. Оценка качества образования при

компетентностном подходе

Активные и интерактивные методы преподавания требуют иных, по сравнению с традиционными, способов оценивания знаний.

Требования к оцениванию

1) Характер оценивания работы неразрывно связан и соответствует содержанию учебной дисциплины и методам обучения. Оценивание не только устанавливает обратную связь между преподавателем и учащимися, но и помогает преподавателю установить «стандарт», т.е. минимальный уровень обучения.

2) В связи с необходимостью оценивания презентаций опыта творческой деятельности, необходимо оценивать и предложенные способы аргументации при защите проектов (а не только решение задач).

3) Учащиеся должны знать четкие критерии оценки и уметь проводить самооценку, а также давать оценку учебной и творческой деятельности своих одноклассников.

4) Задание должно быть максимально приближено к реальной жизни, основываться на контекстного обучения, т.е. содержательная сторона заданий (их сюжет) почерпнута из современных проблем, например, экономического характера, и связана с будущей профессиональной деятельностью. Т.о., оценивание происходит в нескольких плоскостях:

овладение теорией (предметными знаниями) и овладение методами учебной дисциплины (умение решать задачи);

приобретение умственных (ментальных) навыков ;

овладение коммуникативными навыками (создание продукта деятельности, его презентация).

В частности, при защите проектов могут оцениваться:

– уровень сформированности умений: самостоятельно выполнять различные этапы работы над темой исследования, четко выполнять ролевые функции при групповом проекте (работа в МГ);

– уровень практического использования умений, приобретенных в учебном процессе (знаний по одной дисциплине или междисциплинарные) для достижения результата проекта, степень осмысления применяемых знаний;

– уровень сложности видов деятельности, необходимых для получения продукта учебного проекта;

– степень владения применяемыми методами, методиками, а также инструментами, используемыми в проекте;

– уровень сформированности презентационных умений.

Поэтому для каждой учебной дисциплины необходимо разработать собственные четкие критерии в соответствии с методами обучения. В связи с использованием рейтинговой системы оценивания знаний, необходимо описать в диагностируемых терминах, какими баллами оценивается каждый уровень обучения. В нашей педагогической системе выполнение отдельных учебных элементов оценивается по системе 0-1-2-3 балла. Приняты следующие критерии:

1. Овладение теорией (предметными знаниями) и овладение методами учебной дисциплины (умение решать задачи) , которое выражается в знании определений, формул, свойств, доказательстве теорем и их применении при выполнении практических заданий.

3 балла:

– ученик верно выполнил один учебный элемент;

– задачи решает как по заданному алгоритму, так и без него;

2 балла:

– ученик допустил незначительную ошибку в одном учебном элементе (за каждую ошибку в выполнении одного учебного элемента снимается по одному баллу);

– все задачи решает по заданному алгоритму;

– знает формулировки теорем, но затрудняется в доказательствах отдельных математических утверждений;

1 балл:

– ученик допустил грубую ошибку в одном учебном элементе;

– отдельные задачи решает по заданному алгоритму;

– знает формулировки теорем без доказательств;

0 баллов:

– ученик не выполнил задание;

–задачи не решает даже по заданному алгоритму;

– не знает формулировки теорем;

Т.о., объективность системы контроля достигается за счет четырехбалльной оценки каждого учебного элемента по принципу: три балла – залание выполнено верно, два балла - допущена незначительная ошибка, один балл - допущена грубая ошибка, ноль баллов - задание не выполнено.

Такая система контроля дает возможность диагностировать результаты освоения каждого учебного элемента, а при необходимости своевременно корректировать знания учащихся.

В связи с тем, что для творческих заданий также предусмотрена четырехуровневая качественная, а не количественная шкала оценок, то диагностика творческих учебных работ осуществляется в том же режиме «0-1-2-3».

2. Опишем в диагностируемых терминах критерии оценивания уровней умственных (ментальных) навыков , которые выражаются в анализе, оценке и синтезе данных.

3 балла: ученик

– находит и логически выстраивает все данные, относящиеся к исследуемому (изучаемому, анализируемому) объекту,

– использует все соответствующие навыки критического мышления и умственные навыки для анализа, синтеза и оценки данных,

2 балла: ученик

– находит и логически выстраивает большинство данных, относящихся к исследуемому (изучаемому, анализируемому) объекту,

– частично использует соответствующие навыки критического мышления и умственные навыки для анализа, синтеза и оценки данных;

– делает информационные выводы, основываясь на данных.

1 балл: ученик

– находит мало данных, относящихся к исследуемому (изучаемому, анализируемому) объекту, пропуская большинство из них;

– неправильно или неточно использует навыки критического мышления и умственные навыки для анализа, синтеза и оценки данных;

– делает нечеткие выводы, основываясь на данных.

0 баллов: ученик

– не находит важных данных, относящихся к исследуемому (изучаемому, анализируемому) объекту;

– не проявляет навыков критического мышления и умственных навыков для анализа, синтеза и оценки данных;

– выводы отсутствуют

3. Опишем в диагностируемых терминах критерии оценивания уровней овладения коммуникативными навыками (создание продукта деятельности, например, в виде реферата, проекта, авторского сборника задач, выступления, его презентация) , которые проявляются в умении выражать свои мысли в письменной и устной форме, демонстрации знаний, умений и навыков, способности к логическому мышлению, проявляющейся в презентациях разного вида – устных, письменных, визуальных на бумажном или электронном носителе.

3 балла:

– информация подана в таком виде, который свидетельствует о том, что ученик обладает глубокими знаниями о предмете и способностью мыслить логически;

– тема презентации четко определена и хорошо разработана;

– презентация хорошо структурирована;

– представлены общепринятые нормы проведения презентации или эффектные отклонения от общепринятых норм проведения презентации;

2 балла:

– многие идеи презентации поданы в таком виде, который свидетельствует о том, что ученик обладает глубокими знаниями о предмете и способностью мыслить логически;

– тема презентации четко определена и хорошо разработана, хотя есть отдельные незначительные замечания;

– презентация достаточно хорошо структурирована;

– встречаются малоэффективные отклонения от общепринятых норм проведения презентации;

1 балл:

– отдельные идеи презентации поданы в таком виде, который свидетельствует о том, что ученик обладает знаниями о предмете и способностью мыслить логически;

– тема презентации нечетко определена и недостаточно разработана, есть значительные замечания;

– презентация недостаточно хорошо структурирована;

– встречаются значительные неэффективные отклонения от общепринятых норм проведения презентации;

0 баллов:

– презентация подана в таком виде, который свидетельствует о том, что ученик не обладает знаниями о предмете и способностью мыслить логически;

– тема презентации нечетко определена и не разработана, есть значительные замечания;

– презентация плохо структурирована;

– не учтены т общепринятые нормы проведения презентации;

Общие компетенции и способы их оценки

компетенции

Сфера проявления к.к. в учебной деятельности

Виды соответствующей

деятельности

Способы оценки

оционные

Подготовка рефератов, выступлений, НИРС

Способность ориентироваться

в информационном потоке,

находить, хранить

систематизировать информацию,

компьютерная грамотность,

критическое отношение к

информации

кативные

Работа в МГ над проектами, НИРС, выступление с рефератом

Готовность к общению, опыт

взаимодействия, работа в

МГ в ролях руководителя и

исполнителя, навыки

публичных выступлений,

письменной речи

Самосовер-

шенствование

Учебная деятельност, работа над проектом, НИРС

Умение выстраивать

собственную

жизненную

стратегию, самостоятельно

контролировать свое

Проектная деятельность, работа в МГ

Планирование, прогнози-

рование, моделирование,

опыт познавательной учебной,

игровой, исследовательской

деятельности. Выбор решения

в условиях неопределенности,

готовность к

оценочной деятельности

В дальнейшем продукты индивидуальной творческой деятельности, а также достигнутые результаты могут быть включены с портфолио.

В качестве оценочных показателей при осуществлении мониторинга профессиональной подготовки студентов и выпускников со стороны работодателей были приняты профессиональные компетенции по различным специальностям, сформулированные в государственных образовательных стандартах третьего поколения . Проведя анализ образовательных стандартов по большинству специальностей, обучение по которым осуществляется в ЮУрГУ (более 150 направлений подготовки) было выявлено, что одни и те же компетенции в различных стандартах сформулированы по разному, то есть отсутствует единая классификация компетенций по всем образовательным стандартам.

Поэтому для проведения мониторинга в университете были проанализированы компетенции по стандартам различных направлений подготовки, и составлен перечень из 166 компетенций для всех специальностей, по которым проводится подготовка бакалавров, магистров и специалистов в ЮУрГУ. Все компетенции были классифицированы в три общекультурные и семь профессиональных групп (рисунок 1.6).

Рисунок 1.6 - Структура компетенций

Оценка общекультурных и профессиональных компетенций студентов и выпускников осуществляется в индивидуальном порядке в ходе проведения на различных курсах производственных и преддипломной практик. С этой целью дневник практики содержит обязательный отзыв о работе студента в виде оценочного листа компетенций.

Каждая представленная в отзыве компетенция оценивается работодателем по важности и степени владения ею непосредственного студента. Далее, полученные оценочные показатели заносятся руководителем практики от университета в ИАС «Универис», при помощи которой в последующем осуществляется обработка данных.

Весь процесс подготовки необходимых документов на практику студентов в ЮУрГУ выполняется в автоматизированном режиме руководителем практики. При этом в университетской сети сохраняется информация о месте и сроках прохождения практики всех студентов. Формирование дневника практики совместно с отзывом по оценке работодателем профессиональных компетенций так же осуществляется в электронном виде руководителем практики от университета.

Основными результатами обработки полученной информации являются:

· Средний по ЮУрГУ показатель удовлетворенности работодателей качеством подготовки студентов и выпускников, с динамикой по годам в последующем.

· Показатель удовлетворенности по отдельным специальностям и факультетам и их соотношение со средним по ЮУрГУ.

· Определение значимости, с точки зрения работодателей, отдельных профессиональных компетенций.

· Оценка уровня подготовки студентов и выпускников по отдельным компетенциям в целом по университету и отдельным специальностям .

УДК 378 ББК 74.580 Б 37

С.Н. Бегидова

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и социальной психологии Адыгейского государственного университета; E-mail: begidovasn@mail. ru

Т.Н. Поддубная

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и социальной психологии Адыгейского государственного университета; E-mail: tpoddfu mail. ru

О.В. Агошкова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной психологии Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]

КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 040400.62 «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» КАК ОСНОВА

РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

(Рецензирована)

Аннотация. Статья раскрывает содержание общекультурных компетенций бакалавра по направлению подготовки 040400.62 «Социальная работа» в аспекте перехода на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения; содержит разработанную авторами классификацию в качестве реализации компетентностного подхода в образовании.

Ключевые слова: общекультурные компетенции, реализация компетентностного подхода в образовании, федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения, классификация общекультурных компетенций.

Doctor of Pedagogy, Professor of Pedagogy and Social Psychology Department, Adyghe State University; E-mail: begidovasn@mail. ru

Doctor of Pedagogy, Professor of Pedagogy and Social Psychology Department, Adyghe State University; E-mail: [email protected]

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Pedagogy and Social Psychology Department, Adyghe State University; E-mail: [email protected]

CLASSIFICATION OF THE BACHELOR’S GENERAL CULTURAL COMPETENCES IN SPECIALIZATION 040400.62 “SOCIAL WORK” AS THE BASIS OF REALIZATION OF THE COMPETENCE APPROACH IN EDUCATION

Abstract. The paper discloses the content of the bachelor’s general cultural competences in the training direction of 040400.62 “Social Work” in connection with the transition to federal state educational standards of the third generation. The authors develop a classification as one of the ways of realization of the competence approach in education.

Keywords: general cultural competences, realization of the competence approach in education, the federal state educational standard of the higher professional training of the third generation, classification of the general cultural competences.

Вопросы разработки путей реализации компетентностного подхода в образовании являются сегодня одними из самых актуальных и широко обсуждаемых в научных кругах в

аспекте проведения широкомасштабного эксперимента по модернизации российского образования. Компетентностный подход получает в образовании все более значимый статус благодаря его закреплению в ряде официальных документов (Национальной доктрине образования, Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг., федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС-3) и др.), в которых указывается необходимость учета глобальных интеграционных тенденций в достижении качества образования в направлении формирования у обучающихся определенного набора компетенций. В Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг. в рамках мероприятия «Создание и внедрение независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы образования» предусматривается разработка механизмов комплексной оценки академических достижений выпускника, его компетенций и способностей, которые будут носить мониторинговый характер. Определенные таким образом цели образования, ориентирующие педагогов на компетентностный подход к организации учебного процесса, предполагают смену требований к существующим образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения, достижение качественно нового уровня образования и выступают приоритетной задачей современной педагогической науки.

В динамично меняющемся мире система высшего образования ориентирована на формирование новых качеств выпускника вуза - целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности, инновационности, социальной мобильности, гибкости, устойчивости на рынке труда. Будущий работник должен владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации; быть готовым к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе; стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства; способным учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни и др., т.е. владеть определенным набором компетенций.

Переход российской системы высшего образования на двухуровневую модель связан с разработкой и внедрением нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО-3), в котором категория «компетенция» является ключевой. Предлагаемая инновационная норма образовательного стандарта третьего поколения - компетенция - позволяет оценивать результаты образования с учетом современных требований к качеству подготовки выпускника, выступает в роли характеристики, дающей возможность будущему работнику эффективно реализовывать свои профессиональные возможности в условиях реформирования . Компетенция, как некий «нормативный конструкт» современного образования, должна определять готовность выпускника к будущей профессиональной деятельности; обеспечивать свободу действий выпускника в динамичных общественно-экономических условиях; быть проверяемой и измеряемой.

В ФГОС ВПО-3 по направлению подготовки 040400.62 «Социальная работа» содержится бинарная классификация компетенций выпускника-бакалавра: общекультурные (ОК - 1-20) и профессиональные (ПК-35) (указываются по видам деятельности: социальнотехнологические, исследовательские, организационно-управленческие, социальнопроектные). Они являются эталонными компетенциями и, как считает Ю.Колер, образуют своего рода комплиментарные единства .

С учетом тематики данной статьи считаем целесообразным более подробно остановиться на общекультурных компетенциях.

В соответствии с идеологией новых образовательных стандартов общекультурные компетенции являются базовыми, универсальными, в интегрированном виде отражающими требования современного общества, предъявляемые к высшему образованию, а именно: умение жить в определенном обществе; выступают инструментом для повышения способности будущего выпускника к трудоустройству. Термин «общекультурные

компетенции» указывает на то, что они являются основанием для других, более конкретных, предметно-ориентированных, профессиональных. В то же время владение ими позволяет выпускнику быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, в т.ч. и личной жизни. Общекультурные компетенции содействуют достижению результатов в неопределенных, проблемных ситуациях, решению вопросов, для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств.

Следует отметить тот факт, что в Европе и США общекультурные компетенции понимаются как результат развития основополагающих способностей, которые в основном приобретаются самой личностью. Именно они позволяют обучаемому достигать личностно значимых для его будущей профессиональной деятельности целей. В этом русле, как нам представляется, и следует развивать концепцию формирования общекультурных компетенций как новый, обусловленный рыночными отношениями тип целеполагания в образовательных системах. Главное отличие этого типа целеполагания от традиционного состоит в том, что компетентностная модель подготовки выпускника ставит во главу угла междисциплинарные, интегрированные требования к результату образовательного процесса. Компетентностный подход ориентирует на детерминированность целей образования рынком труда. Поэтому компетенции, прежде всего, общекультурные, охватывают способность, готовность к познанию и образы поведения, необходимые для выполнения той или иной будущей профессиональной деятельности.

Итак, под общекультурными компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции, формирование которых осуществляется в рамках каждого учебного предмета, т.е. они надпредметны. Общекульурные компетенции выпускника-бакалавра представляют способность устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, осуществлять принятие верного образовательного направления и вырабатывать алгоритм действий по его реализации в условиях неопределенности, являющиеся основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных составляющих; выступают в роли количественного и качественного эквивалентов оценки результатов образования с ориентацией на современные требования к качеству подготовки выпускника. Они выполняют следующие функции в обучении: являются частью содержания учебных предметов (учебных циклов) в качестве метапредметных элементов содержания образования; позволяют практически применять теоретические знания для решения конкретных задач; содействуют комплексному приложению полученных знаний и умений; интегративно характеризуют качество образования и выступают средством проведения комплексного образовательного контроля. В целом, общекультурные компетенции предполагают четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и будущей профессиональной деятельности, позволит выпускнику-бакалавру осуществлять выбор исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации. Характерными признаками общекультурных компетенций, таким образом, являются фундаментальность, универсальность, междисциплинарность, применимость в разных образовательных, жизненных и производственных ситуациях.

Мы поддерживаем идею А.В. Хуторского, согласно которой перечень компетенций нуждается в детализации в соответствии с возрастными ступенями обучения, блоками учебных предметов, дисциплинами, типом учебного заведения, образовательными стандартами и пр. . Следует отметить, что к настоящему времени уже имеется ряд классификаций компетенций. С учетом специфики данной статьи для нас особый интерес представляют классификации ключевых, базовых компетенций.

Так, Советом Европы (1996) принято определение пяти ключевых компетенций, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы»: политические и социальные компетенции; компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе; компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией; компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества; способность учиться на протяжении жизни . В

проекте образовательной стратегии Европы TUNING содержатся три группы компетенций: инструментальные, межличностные и системные . А.В. Хуторской разграничивает ключевые компетенции на ценностно-смысловые; общекультурные; учебно-познавательные; информационные; социально-трудовые; компетенции личностного самосовершенствования . И.А. Зимняя выделяет следующие основные группы ключевых компетентностей (компетенций): компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности; компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми; компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах . Имеется еще ряд других классификаций ключевых компетенций (И.Г. Вертилецкая, Г.К. Селевко, В.В. Семикин и др.), отличающихся также между собой по тем или иным основаниям (классификационным признакам). Между тем среди широкого спектра классификаций отсутствуют классификации, касающиеся общекультурных компетенций.

Разделяя точку зрения А.В. Хуторского, ориентируясь на имеющийся в ФГОС ВПО-3 по направлению подготовки 040400.62 «Социальная работа» состав общекультурных компетенций выпускника, нами была разработана их классификация. В философском энциклопедическом словаре классификация (от лат. classis-разряд, класс) - это систематическое деление и упорядочение понятий и предметов с точки зрения интересующих нас признаков . В дидактике под классификацией применительно к методам обучения понимается упорядоченная по определенному признаку их система (И.П. Подласый, 2007). Принимая во внимание данные определения, приоритетным основанием (признаком) для классификации общекультурных компетенций выступила их целевая направленность. Нами выделены шесть групп общекультурных компетенций: мировоззренческие, социально-личностные, гностические, информационно-

коммуникативные, профессионально-трудовые компетенции и компетенции самосовершенствования (рис. 1).

Классификация по целевой направленности, перечень представленных в ФГОС ВПО-3 по направлению подготовки 040400.62 «Социальная работа» общекультурных компетенций, соответствующие им показатели и дисциплины, ориентированные на их формирование, представлены в таблице 1.

Данная классификация представляет попытку авторов систематизировать имеющийся спектр общекультурных компетенций, не носит характера жестких предписаний, нуждается в дальнейшей детализации. Формирование общекультурных компетенций в соответствии с предложенной классификацией осуществляется у студентов, обучающихся по направлению «Социальная работа». Вместе с тем остается открытым ряд вопросов, на решении которых, как нам представляется, необходимо сконцентрировать дальнейшее внимание.

Главным является вопрос о проектировании самого учебного процесса, ориентированного на формирование заданного набора общекультурных компетенций, владении педагогами методологией и методикой такого проектирования, определения содержания дисциплин, междисциплинарных модулей, адекватных новой модели подготовки кадров. Не менее важным является вопрос диагностирования сформированности общекультурных компетенций у студентов. Ведь компетенции, в т.ч. и общекультурные, как интегративный результат образовательной деятельности, должны выступать предметом специального педагогического мониторинга. Как нам представляется, оправданным является разработка единого, универсального способа оценки сформированности общекультурных компетенций, «стилистики» описания результатов образовательной деятельной в данном направлении. Эти вопросы станут предметом дальнейшего исследования в аспекте реализации ФГОС ВПО третьего поколения в процессе профессиональной подготовки бакалавров по направлению 040400.62 «Социальная работа».

■. ■ Способность устанавливать.связи между, знанием.и ■. ■. ■ ■; реальной ситуацией,- осуществлять.принятие верного- ■ образовательного. направления и вырабатывать - алгоритм ■!

действий по его- реализации -в -условиях неопределенности,- являющиеся. основанием.для - других,- ! ■ ■; ■; более конкретных и -предметно-ориентированных -" составляющих; -выступают -в -роли количественного -и-■. ■ качественного эквивалентов оценки пезультатов -

Характерные признаки - фундаментальность, универсальность, междисциплинарность, применимость в разных образовательных, жизненных и

Шщенульпфрны ё шШпетенции ■: ■

:: Общекультурные “1 Изучать Искат ь Думать Сотрудничать::

:: компетенции Приниматься за Адаптироваться;;

Группы общекультурных компетенций выпускника:

Мировоззренческие компетенции

Социально-личностные компетенции

Гностические компетенции

Информационно-коммуникативные компетенции

Профессионально-трудовые компетенции

Компетенции самосовершенствования

Являются базовыми,

универсальными, основанием для более конкретных, предметноориентированных, профессиональны

выполнению

Формирование мотивации к профессиональной деятельности, саморазвитию, повышению квалификации, личностному развитию и пр.

Рис. 1. Группы общекультурных компетенций выпускника-бакалавра по целевой

напр авленности

Таблица 1.

Классификация общекультурных компетенций выпускника-бакалавра по направлению подготовки 040400.62 «Социальная работа».

Целевая направл енность Общекультурные компетенции; код компетенции Показатели Дисциплины

Миров оззренч еские компет енции ОК-17. Быть способным учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни. ОК-18. Владеть способностью понимать и использовать в профессиональной и общественной деятельности современное сочетание инновационного и традиционного, социально-исторического и повседневно-прагматического, социогенетического и актуально-сетевого, технологического и феноменологического. ОК-19. Быть способным использовать специфику этнокультурного развития своей страны для формирования и эффективного использования социоинженерных и социально-технологических практик обеспечения психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы. - понимание ценностных смыслов общечеловеческой культуры; - осознание своей роли и умение ориентироваться в окружающем пространстве, выбирать ценностносмысловые ориентиры для поступков и решений; - опыт освоения общественных явлений и традиций в жизни человека; - этническая идентификация, умение адаптироваться в поликультурном обществе. Философия. История. Иностранный язык. Социология. Психология. Социология социальной работы. обслуживание населения. Правоведение. Концепции современного естествознания. Социальное проектирование и моделирование в социальной работе. Социальная демография и этнография. Методика оценки эффективности социальной работы. Система социального мониторинга. Основы консультирования в социальной работе.

ОК-8. Осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности. ОК-15. Владеть основными методами медико-социальной помощи, защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

ОК-16. Владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, быть готовым к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности._______________________________________

умение нести

ответственность за

собственные решения и поступки;

инициативность и

мобильность;

Социальное взаимодействие;

Политическая и гражданская

активность, выполнение

гражданского долга;

Социология.

Социальная защита и социальное

обслуживание населения.

Социальная демография и этнография. Методика оценки эффективности

социальной работы.

Социальная безопасность.

Физическая культура.

Педагогика.

ОК-1. Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения. ОК-6. Стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства.

ОК-Ю. Использовать в профессиональной деятельности основные законы естественно-научных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.

владение навыками организации продуктивной учебно-познавательной деятельности;

умение аналитически мыслить;

Готовность и способность к самообразованию;

функциональная

грамотность.

Философия.

Иностранный язык.

Социология.

Психология.

Основы социального государства и гражданского общества.

Социология социальной работы. Социальная защита и социальное

обслуживание населения.

Правоведение.

Экономика.

образования.

Математика.

Информатика.

Социальное проектирование и

Социальная демография и этнография. Методика оценки эффективности социальной работы.

Профессиограмма социального работника. Система социального мониторинга. Социальная безопасность.

ОК-1. Владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения. ОК-2. Уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь.

ОК-7. Уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков.

ОК-11. Понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиту государственной тайны.

ОК-12. Владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией.

ОК-13. Быть способным работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

ОК-14. Владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного.

ОК-3. Быть готовым к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе.

Осознание своего места в инфосреде;

владение современными информационными технологиями;

Владение навыками делового

общения, устной и

письменной речи, навыками работы с документами;

Умение презентовать себя и свой коллектив, продуктивно взаимодействовать в команде.

Философия.

Иностранный язык.

Русский язык и культура речи.

Психология.

Педагогика

Введение в профессию.

Основы социального государства и гражданского общества.

Социальная защита и социальное

обслуживание населения.

Экономика.

Математика.

Информатика.

Концепции современного естествознания. Социальная экология.

Социальное проектирование и

моделирование в социальной работе. Информационные технологии в социальной работе.

Социальная демография и этнография. Профессиограмма социального работника. Система социального мониторинга.

Основы консультирования в социальной работе.

Социальная безопасность.__________________

ОК-4. Быть способным находить организационноуправленческие решения в нестандартных

ситуациях и готовность нести за них

ответственность.

ОК-5. Уметь использовать в своей деятельности нормативные правовые документы.

ОК-8. Осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

ОК-9. Использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

Знание экономико-правовых

основ и умение

ориентироваться в социально-экономической ситуации, на рынке труда;

Владение этикой гражданско-

трудовых взаимоотношений, умение нести

профессиональную индивидуальную и

коллективную ответственность;

профессиональное

самоопределение;

Готовность к реализации трудовых прав и обязанностей.

Основы социального государства и гражданского общества.

Социология социальной работы. Социальная защита и социальное обслуживание населения.

Правоведение.

Экономика.

Теория и методика инклюзивного образования.

Методика самостоятельной работы студента.

Концепции современного естествознания. Социальная экология.

Социальное проектирование и

моделирование в социальной работе. Социальная демография и этнография. Методика оценки эффективности социальной работы.

Профессиограмма социального работника. Система социального мониторинга.

Методы исследования в социальной работе.___________________________________

к ОК-6. Стремиться к саморазвитию, повышению

омпет квалификации и мастерства.

енции (ЭК-20. Быть готовым к эффективному применению

с психолого-педагогических знаний для решения

амосо задач общественного, национально-

верше государственного и личностного развития, проблем

нствов социального благополучия.

освоение способов физического, духовного,

интеллектуального и

профессионального саморазвития, личной

рефлексии;

Планирование и организация своей деятельности,

самоопределение, непрерывное

самообразование, повышение квалификации;

развитие личностных качеств;

включенность в

общественную работу.__________

Психология.

Социальная защита и социальное

обслуживание населения.

Теория и методика инклюзивного

образования.

Методика самостоятельной работы студента.

Профессиограмма социального работника. Основы консультирования в социальной работе.

1. Хазова С.А. Компетентностный подход к профессиональному физкультурноспортивному образованию // Вестник Адыгейского государственного университета. 2008. Вып. 7 (35). С. 260-265.

2. Kohler J. Schlusselkompetenzen und “employability” in Bologna Prozess: Konferenz Schlusselkompetenzen: Schlussel zu mehr (Aus.) Bildungsqualitat und Beschaftigungsfahigkeit / Universitat Grecfswald. Heidelberg, 2004.

3. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Эйдос: Интернет-журнал. 2005. 12 дек. URL: http://www.eidos.ru.

4. TuningProject. URL: http://www. relint. deusto.es/TuningProject/index.htm.

5. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. М.: Логос, 2003. 384 с.

6. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2009. 570 с.

1. Khazova S.A. Competence approach to professional physical training and sports education // The Bulletin of the Adyghe State University. Issue 7 (35). 2008. P. 260-265.

2. Kohler Jurgen, Universitat Grecfswald. Schlusselkompetenzen und “employability” in Bologna

Prozess. Konferenz Schlusselkompetenzen: Schlussel zu mehr (Aus.) Bildungsqualitat und

3. Khutorskoy, A.V. The technology of projecting key and subject competences/A.V. Khutorskoy // Internet-journal "Eidos". 2005. December, 12th. . Access Mode: http://www.eidos.ru.

4. Tuning Project . Access Mode: http://www. relint. deusto.es / TuningProject/index.htm.

5. Zimnyaya, I.A. Pedagogical psychology: textbook for higher schools. М: Logos, 2003. 384 pp.

6. The Philosophical Encyclopedic Dictionary. М.: INFRA-M, 2009. 570 pp.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»

Волго-Вятский институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Рабочая программА дисциплины

«латинский язык»

Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная, заочная

Государственно-правовой профиль

Гражданско-правовой профиль

Уголовно-правовой профиль


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом ОП ВО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 04 мая 2010 г. № 464.

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры от 16 сентября 2016 года, протокол № 01.

Программа утверждена на заседании Ученого совета Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) «06» октября 2016 года, протокол № 01.

© Волго-Вятский институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2016


Цели и задачи освоения учебной дисциплины

Цели: научить студентов владению латинским языком в сфере профессиональной деятельности юриста. Курс латинского языка представлен, прежде всего, как язык римского права.

Изучение дисциплины « Латинский язык» обеспечивает подготовку бакалавра к следующим видам профессиональной деятельности:

Нормотворческая;

Экспертно-консультационная.

Бакалавр по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

нормотворческая деятельность:

Разработка нормативных правовых актов и их подготовка к реализации;



экспертно-консультационная деятельность:

Консультирование по вопросам права;

Осуществление правовой экспертизы документов

Для освоения учебной дисциплины « Латинский язык» необходимо формирование у студентов осознания социальной значимости своей будущей профессии, способности добросовестно исполнять профессиональные обязанности, способности использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

К задачам учебной дисциплины относятся:

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции на базе знания латинского языка как основы профессиональной деятельности на иностранном и русском языках, что предполагает:

Освоение языкового материала;

Развитие и совершенствование навыков чтения литературы по специальности для получения профессионально значимой информации;

Развитие и совершенствование навыков произношения латинских слов, терминов и афоризмов и восприятия на слух профессионально ориентированной информации;

Развитие навыков работы с профессиональной информацией с использованием латинского языка;

Развитие навыков письма (составление рефератов и аннотаций).

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

Значение и место латинского языка и римской культуры в мировой культуре и европейской цивилизации;

О связи латинского языка с римским правом;

Грамматическую систему латинского языка;

Значение новых лексических единиц, терминов, связанных с профессиональной сферой и сферой культуры, литературы и искусства;

Идиоматические выражения, клише, необходимое количество юридических терминов и афоризмов;

Принципы словообразования юридических и общенаучных терминов.

уметь:

Произносить латинские термины и выражения в соответствии с традиционными правилами произношения, правильно ставить ударения;

Пользоваться латинско-русским словарем;

Переводить с помощью словаря простые юридические тексты;

Узнавать латинские корни в других языках;

Понимать письменные сообщения детально либо с ограничением коммуникативного задания;

Понимать общий смысл устного сообщения, содержащего латинские термины и выражения;

Построить собственную речь с элементами рассуждения, оценки, выражения собственного мнения с ориентацией на профессиональную юридическую терминологию, интернационализмы и слова общекультурного значения, опирающиеся на латинский язык.

владеть :

Навыками перевода на русский язык с помощью словаря;

Навыками поиска необходимой информации посредством мультимедийных средств и Интернет-ресурсов;

Навыками оформления юридической документации;

Навыками аналитико-синтетической переработки информации посредством компрессирования содержания c использованием латинских терминов, формул и клише.

Формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций (в целом по учебной дисциплине)

В результате изучения дисциплины «Латинский язык» у студента должны быть сформированы следующие компетенции:

Стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

Способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

Владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13);

Способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

Способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

Способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

Транскрипт

3 1. Цели освоения дисциплины. Целями освоения дисциплины «Методы оптимизации и организации энерго- и ресурсосберегающих химико-технологических систем» являются: - формирование общекультурных компетенций выпускников (самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера); - реализация компетентностного подхода при формировании общекультурных компетенций выпускников; - формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников. Задачами дисциплины «Методы оптимизации и организации энерго- и ресурсосберегающих химико-технологических систем» являются: - формирование у студентов системного подхода к решению задач проектирования и анализа эффективности энерго-и ресурсосберегающих комплексов; - развитие творческого мышления студентов, повышение их интеллектуального уровня. - подготовка студентов в области системного анализа и рационального использования материальных и энергетических ресурсов химической технологии и нефтехимии. 2. Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина «Методы оптимизации и организации энерго- и ресурсосберегающих химико-технологических систем» относится к профессиональному циклу дисциплин. Изучение дисциплины «Методы оптимизации и организации энерго- и ресурсосберегающих химико-технологических систем» основано на знании студентами материалов дисциплин, «Системный анализ», «Моделирование энерго- и ресурсосберегающих процессов в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии», «Теоретические основы теплотехники», «Процессы и аппараты химической технологии», «Энерготехнологические процессы и установки». Задачи учебной дисциплины состоят в изучении теоретического материала по исследованию химико-технологических комплексов как единого целого, с учетом взаимосвязи между элементами систем и в приобретении умения и практических навыков разработки ресурсосберегающих технологий. Знания, полученные студентами по дисциплине «Методы оптимизации и организации энерго- и ресурсосберегающих химико-технологических систем» пригодятся для решения задач проектирования и анализа процессов, оборудования химической технологии и организационно-технических ресурсосберегающих комплексов. Полученные знания необходимы студентам при подготовке, выполнении и защите выпускной квалификационной работы и при решении научно-исследовательских, проектно-конструкторских, производственно-технологических, организационно-управленческих задач в будущей профессиональной деятельности. 3

4 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Методы оптимизации и организации энерго- и ресурсосберегающих химикотехнологических систем». Освоение дисциплины направлено на формирование: общекультурных компетенций: ОК-1, ОК-10; общепрофессиональных компетенций: ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-8, ПК-9, ПК-15, ПК-20, ПК-22. В результате освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные и общепрофессиональные компетенции: Коды Название компетенции ОК-1 обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути ее достижения ОК-10 использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач ПК-1 Использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования ПК-2 Использовать основные естественнонаучные законы для понимания окружающего мира и явлений природы Приобретаемые навыки, знания, умения Знать: методы сбора и систематизирования разнообразной информации из многочисленных источников. Уметь: Понимать смысл, интерпретировать и комментировать получаемую информацию. На основе собранной информации выявлять тенденции, вскрывать причинноследственные связи, определять цели, выбирать средства, выдвигать гипотезы и идеи. Владеть: системными, аналитическими подходами к пониманию проблем и их решению. Знать: основные методы и приемы научного исследования и анализа проблем. Уметь: методологически обосновать научное исследование и решение проблем и задач. Владеть: основными методами и приемами научного исследования и анализа проблем, позволяющими отличать факты от домыслов, информацию от мнений, противостоять манипулятивным технологиям. Знать: основные законы естественнонаучных дисциплин применительно к энерго- и ресурсосберегающим процессам в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии. Владеть: методами математического анализа, оптимизации, моделирования. Уметь: Применять данные методы при расчётах энергои ресурсосберегающих процессов в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии. Знать: основные естественнонаучные законы для понимания окружающего мира и явлений природы. Уметь: Применять знание законов математики, физики, химии при выявлении закономерностей окружающей природной среды и возможности её сохранения. Владеть: основными подходами в использовании законов математики, физики, химии при анализе, оптимизации, моделировании энерго- и ресурсосберегающих процессов в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии. 4

5 ПК-4 Владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией ПК-8 Участвовать в совершенствовании технологических процессов с позиций энерго- и ресурсосбережения, минимизации воздействия на окружающую среду ПК-9 Использовать современные информационные технологии, проводить обработку информации с использованием прикладных программ и баз данных для расчёта технологических параметров оборудования и мониторинга природных сред ПК-15 Анализировать технологический процесс как объект управления ПК-20 Применять современные методы исследования технологических процессов и природных сред, использовать компьютерные средства в научноисследовательской работе ПК-22 Моделировать энерго- и ресурсосберегающие процессы для различных отраслей промышленности Знать: основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации Уметь: работать с компьютером как средством управления информацией Владеть: навыками работы с пакетами компьютерных программ для анализа, оптимизации, моделирования энерго- и ресурсосберегающих процессов в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии. Знать: основы методов энерго- и ресурсосбережения Уметь: использовать эти знания при совершенствовании технологических процессов, связанных с расходованием природных ресурсов и загрязнении окружающей среды Владеть: различными способами применения методов энерго- и ресурсосбережения для решения практических задач Знать: о необходимых исходных данных для расчёта процессов и аппаратов энерго- и ресурсосбережения. Знать основные прикладные программы, позволяющие произвести эти расчёты. Уметь: производить обработку информации с использованием прикладных программ и баз данных для расчёта технологических параметров оборудования Владеть: прикладными программами и базами данных для расчёта процессов и аппаратов энерго- и ресурсосбережения. Знать: иерархическую структуру предприятий химической промышленности. Уметь: использовать методы анализа, синтеза, декомпозиции, агрегирования при анализе работы промышленного предприятия Владеть: способами применения принципов экологического и энергетического менеджмента при анализе работы промышленного предприятия Знать: методы исследования технологических процессов и природных сред. Уметь: применять эти методы, работать в составе коллектива и участвовать в экспериментальноисследовательской деятельности. Владеть: навыками работы с пакетами компьютерных программ для расчетов энергетических задач в различных областях природопользования. Знать: методы математического и физического моделирования Уметь: ими пользоваться как потребитель Владеть: методами математического и физического моделирования энерго- и ресурсосберегающих процессов для различных отраслей промышленности. 5

6 3.1. Матрица соотнесения тем/разделов учебной дисциплины (модуля) и формируемых в них профессиональных и общекультурных компетенций Темы, разделы дисциплины Формируемые компетенции ОК-1 ОК-10 ПК-1 ПК-2 ПК-4 ПК-8 ПК-9 ПК-15 ПК-20 ПК-22 Σ компетенций 1. Задачи оптимизации сложных химикотехнологических систем (ХТС). 2. Расчет стационарных режимов ХТС Оптимизация химико-технологических процессов и систем при наличии ограничений. 4. Оптимизация больших систем Глобальная оптимизация ХТП Оптимизация ХТП в условиях частичной неопределенности исходной физико-химической и технологической информации. 7. Оптимальный синтез химико-технологических систем. 4. Структура и содержание дисциплины «Методы оптимизации и организации энерго- и ресурсосберегающих химико-технологических систем» Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачётных единицы (108 часов) Лекционные занятия Неделя семестра Наименование работы 1 1. Задачи оптимизации сложных химико-технологических систем (ХТС). Постановка задачи оптимизации сложных химикотехнологических систем. Математический аппарат решения задач оптимизации. Подходы к задаче оптимизации на основе выбора поисковых переменных Расчет стационарных режимов ХТС. Методы нулевого порядка. Метод Ньютона. Квазиньютоновские методы. Расчет больших систем. Применение методов решения систем нелинейных уравнений. 5,7 3. Оптимизация химико-технологических процессов и систем при наличии ограничений. Характеристика ограничений в задачах оптимизации. Методы последовательной безусловной минимизации. Метод последовательного квадратичного программирования. Метод внутренней точки. Характеристика различных подходов к оптимизации ХТС. Минимизация функций при наличии линейных ограничений. Метод обобщенного приведённого градиента 7,9 4. Оптимизация больших систем. Декомпозиционные методы оптимизации. Характеристика Объем в часах

7 Неделя семестра Наименование работы Объем в часах квазиньютоновских методов минимизации функций с разреженными гессианами. Блочные квазиньютоновские методы 2-го рода. 9,11 5. Глобальная оптимизация ХТП. 3 Построение выпуклых нижних оценочных функций для некоторого класса функций. Определение границ при построении нижних оценочных функций. Определение функций разбиения. Общая задача квадратичного программирования. Билинейное, бивыпуклое и бивогнутое программирование. 13,15 6. Оптимизация ХТП в условиях частичной 3 неопределенности исходной физико-химической и технологической информации. Жесткие ограничения. Мягкие ограничения. Вычисление функции гибкости. Методы решения двухэтапной задачи оптимизации. Совместное проектирование ХТП и системы управления. Учёт гибкости и надёжности. 15,17 7. Оптимальный синтез химико-технологических систем. 2 Алгоритмические методы. Эвристические методы. ИТОГО Лабораторные занятия Неделя семестра Наименование работы Объем в часах 1 1. Задачи оптимизации сложных химико-технологических 2 систем (ХТС). Задача оптимизации процесса разделения изомеров октана Расчет стационарных режимов ХТС. Расчет стационарных режимов химико-технологического процесса Вильямса-Отто. 2 5,7 3. Оптимизация химико-технологических процессов и 3 систем при наличии ограничений. Решение тестовых задач с ограничениями. Оптимизация процесса Вильямса-Отто. Расчет оптимальных стационарных режимов контактных узлов сернокислотного производства. 7,9 4. Оптимизация больших систем. 5. Глобальная оптимизация ХТП. Вычислительный эксперимент. 3 11,13 5. Оптимизация ХТП в условиях частичной 3 неопределенности исходной физико-химической и технологической информации. Вычислительный эксперимент. 13,15,17 6. Оптимальный синтез химико-технологических систем. 4 Структурная оптимизация установки биологической очистки сточных вод на этапе функционирования. Выбор оптимальных тарелок питания в замкнутой системе ректификационных колонн. ИТОГО 17 7

8 8 Объем в часах 4.3. Самостоятельная работа студента Раздел неде дисциплины Вид СРС ли Трудоемкость, ЗЕ Лзп. Подготовка к лабораторным занятиям 2?14+1 = 29 0,8 оформление отчётов Дз. Домашнее задание (решение задач Раздел 1-7 для самостоятельной проработки) 3?15 = 45 1,25 Всего: 74 2,05 - Подготовка к экзамену 36 1 Итого: = 110 3,05 ЗЕ 4.4. Распределение трудоемкости изучения дисциплин по видам учебной аудиторной и самостоятельной работы студента (Трудоемкость освоения дисциплины - 4 ЗЕ) Недели семестра Виды учебной работы аудиторная самостоятельная (3,05 ЗЕ) (0,95 ЗЕ) Лк Лз Лзп Дз Подготовка к экзамену ТК Посещ. ТК Выполн. Выполн. Выполн. 1 0,056 0,03 0,83 3 0,056 0,056 0,055 0,055 0,83 Текущий контроль Т От 5 0,056 0,056 0,055 0,055 0,83 7 0,056 0,056 0,055 0,055 0,83 Текущий контроль Т От 9 0,056 0,056 0,055 0,055 0,056 0,056 0,055 0,055 0,83 Текущий контроль Т От 13 0,056 0,056 0,055 0,055 0,056 0,056 0,055 0,055 0,83 Текущий контроль Т От 17 0,027 0, Промежуточный контроль Экзамен Итого 0,475 0,475 0,8 1, Образовательные технологии Согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии» удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах в целом в учебном процессе должен составлять не менее 20% аудиторных занятий. В качестве образовательных технологий, исполь-

9 зуемых при реализации различных видов учебной работы по дисциплине «Методы оптимизации и организации энерго- и ре-сурсосберегающих химико-технологических систем», применяются следующие виды активных и интерактивных форм проведения занятий: «Мозговой штурм» (атака) при выборе стратегии решения задач на лабораторных занятиях (3 часа); Дискуссии и обсуждения на лабораторных занятиях (3 часа); Работа в группах подразумевает деление на подгруппы для решения тех или иных лабораторных заданий (5 часов); Контрольный лист или тест заполняется студентами во время промежуточного контроля знаний (2 часа); Решение ситуационных задач применительно к химической технологии на лабораторных занятиях (5 часов); В целом интерактивные формы могут занять 18 часов, что составляет 60 % от общего числа аудиторных занятий и соответствует требованиям ФГОС. 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Методы оптимизации и организации энерго- и ресурсосберегающих химико-технологических систем» 7.1. Основная литература 1. Островский, Г. М. Методы оптимизации химико-технологических процессов: учеб. пособие / Г. М. Островский, Ю. М. Волин, Н. Н. Зиятдинов. М.: КДУ с. 2. Лисицын, Н. В. Химико-технологические системы: оптимизация и ресурсосбережение: учеб. пособие для студентов втузов / Н. В. Лисицын, В. К. Викторов, Н. В. Кузичкин. - СПб.: Менделеев, с. 3. Бесков, В. С. Общая химическая технология: учебник для вузов. М.: Академкнига с. 4. Закгейм, А. Ю. Общая химическая технология: Введение в моделирование химикотехнологических процессов [Электронный ресурс]: учеб. пособие по курсам "Общая хим. технология" и "Моделирование химико-технолог. процессов" для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Хим. технология и биотехнология" и "Материаловедение". 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, с. Режим доступа: 5. Гартман, Т. Н. Основы компьютерного моделирования химико-технологических процессов: учеб. пособие для вузов / Т. Н. Гартман, Д. В. Клушин. - М.: Академкнига с Дополнительная литература 6. Математическое моделирование и оптимизация химико-технологических процессов: практ. руководство: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров "Системный анализ и управление", дисциплине "Системный анализ химических технологий" / В. А. Холоднов [и др.]. - СПб.: Профессионал, с. 7. Закгейм, А.Ю. Общая химическая технология: Введение в моделирование химикотехнологических процессов. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос с. 9

10 8. Кафаров, В. В. Математическое моделирование основных процессов химических производств: учеб. пособие для студентов химико - технол. специальностей вузов / В. В. Кафаров, М. Б. Глебов. - М. : Высшая школа, с. 9. Шнейдер, В. Е. Краткий курс высшей математики: учеб. пособие в 2 т./ В. Е. Шнейдер, А. И. Слуцкий, А. С. Шумов. М.: Высш. шк., Павлов, К. Ф. Примеры и задачи по курсу процессов и аппаратов химической технологии: учеб. пособие для вузов / К. Ф. Павлов, П. Г. Романков, А. А. Носков. - М. : Альянс, с Программное обеспечение и Интернет-ресурсы 1. Электронный каталог НТБ КузГТУ. 2. Информационные системы КузГТУ и кафедры по обеспечению учебного процесса. КузГТУ обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения. 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Методы оптимизации и организации энерго- и ресурсосберегающих химико-технологических систем» аудитории, оснащенные соответствующим мультимедийными средствами, включающими персональный компьютер, проекционный аппарат и экран; компьютерные классы (ауд. 5106а, 5203), обеспеченные необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения; электронные ресурсы. 10


1 2 1. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Применение ЭВМ в инженерных расчетах формирование у студентов знаний основ теории и практических навыков решения инженерных и научно-технических задач с применением ЭВМ

1. Цели и задачи изучения дисциплины 1.1. Цели освоения дисциплины Цель дисциплины «Техническая эксплуатация автомобилей» изучение причин изменения технического состояния автомобилей, планово-предупредительной

1 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины (модуля) "Прикладное программирование в дорожном движении" является формирование у студентов навыков и знаний в области прикладного программирования,

Рабочая программа дисциплины «Б.1.В.ДВ.4.1 Моделирование технологических объектов химического производства» /сост. В.Ю. Полищук - Оренбург: ОГУ, 2016 Рабочая программа предназначена студентам очной формы

1. Цели и задачи изучения дисциплины 1.1. Цели освоения дисциплины Целью освоения данной дисциплины является формирование у студентов базовых знаний в области организационных и производственных структур

1. Место дисциплины в структуре ООП 1. 1 Цели и задачи дисциплины Данная рабочая программа по дисциплине «Теория вероятностей и математическая статистика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС

Брель Е.Ю. 2 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Прогнозирование и планирование» являются: - приобретение студентами теоретических знаний в области прогнозирования и планирования различных

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ивановский государственный химико-технологический университет»

2 3 1 Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины (модуля) "Транспортная логистика" является изучение основных принципов логистики в области транспорта, необходимых для выработки системы знаний,

2 1.1. Цели изучения теоретической механики 3 В соответствии с ФГОС одной из общих целей теоретической механики является подготовка к области профессиональной деятельности специалиста, включающей научное

1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Прикладные компьютерные программы» являются: научить студентов составлять математические модели типовых профессиональных задач, находить способы

Производственная практика Технологическая практика Знать: основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа, логики и моделирования,

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А по дисциплине «СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ» для направлений подготовки бакалавров: 02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии 02.03.03 Математическое обеспечение

2 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Программирование учетноаналитических задач» являются: формирование мировоззрения, позволяющего профессионально ориентироваться в быстро меняющейся

О проекте примерной образовательной программы по химической технологии в соответствии с ФГОС3++ Проректор по учебной работе РХТУ им. Д.И. Менделеева Аристов Виталий Михайлович НОВАЯ СТРУКТУРА ПЕРЕЧНЯ НАПРАВЛЕНИЙ

1 3 1. Цели и задачи изучения дисциплины Цель преподавания учебной дисциплины «Статистика на транспорте»заключается в получении студентами необходимых знаний и навыков проведения статистического анализа

1. Цели и задачи дисциплины Дисциплина «Формы научного знания» служит для подготовки бакалавров, обучающихся по специальности 10100.6 «Электроника и наноэлектроника» профиль «Электронные приборы и устройства».

2 1. Цели освоения дисциплины Целью преподавания дисциплины «Моделирование транспортных процессов» является повышение уровня понимания комплекса проблем, касающихся математического обеспечения, описывающего

2 1. Цели освоения дисциплины Главной целью изучения студентами дисциплины «Государственная инвестиционная политика» является изучение и освоение студентами теоретических и практических навыков в области

Тип учебной практики это практика по получению первичных профессиональных умений и навыков. Способы проведения учебной практики стационарная практика или выездная практика. Тип производственной практики

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тольяттинский государственный университет» ИНСТИТУТ ХИМИИ И ИНЖЕНЕРНОЙ ЭКОЛОГИИ (наименование института) Кафедра «Рациональное

Сведения о реализации основной профессиональной образовательной программы высшего образования программы магистратуры Раздел 1. Сведения о структуре основной образовательной программы I. Общая структура

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского Факультет компьютерных наук и информационных технологий УТВЕРЖДАЮ 20 г. Рабочая программа

1 1. Цели освоения дисциплины - создание научных предпосылок для формирования у магистров информационной культуры в условиях интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования; - подготовка магистров

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кузбасский государственный технический университет

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целями освоения дисциплины «Методы оптимизации» являются: Изучение математических методов и базовых алгоритмов оптимизации, используемых при исследовании операций, моделировании

ГОУВПО «Марийский государственный университет» Институт экономики, управления и финансов УТВЕРЖДАЮ Директор ИЭУиФ /И.А. Лебедев/ (подпись) (Ф.И.О.) 2011 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Методы социально-экономического

Зав 2 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Экономика и организация производства» является получение студентами базовых знаний об основных технико-экономических показателях деятельности

1. Цели учебной практики Целями учебной ознакомительной практики являются подготовка бакалавра к утвержденным видам профессиональной деятельности, закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ» Кафедра высшей и прикладной математики Рабочая программа учебной дисциплины МЕТОДЫ ОПТИМАЛЬНЫХ

1. Вид, тип практики, способы и формы ее проведения Вид практики: производственная практика. Тип практики: научно-исследовательская работа. Способ проведения практики: стационарная или выездная. Форма

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижневартовский государственный университет» Факультет информационных

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Камский институт гуманитарных и инженерных технологий» Факультет «Инженерных технологий» Кафедра «Инженерные науки и

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целью дисциплины является формирование у студентов знаний в области теории принятия решений. Обучение основным понятиям и методам теории принятия решений, знакомство с классами

2 1. Цели и задачи дисциплины Цель состоит в том, чтобы вооружить будущего магистра знаниями в области компьютерного моделирования исследуемых физических процессов, приборов, схем и устройств, относящихся

2 1. Цели и задачи дисциплины. Цель изучения дисциплины «Управление рисками, системный анализ и моделирование» - дать знания по основам системного подхода к управлению рисками в техносфере, познакомить

I ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программы бакалавриата по направлению 35.03.06 Агроинженерия, включает: эффективное использование и сервисное

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Липецкий государственный технический университет» «УТВЕРЖДАЮ» Декан факультета Ляпин С.А. 20 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены: 1. ФГОС ВО по направлению 38.03.01 «Экономика», профиль «Экономика предприятия (по отраслям)», квалификация бакалавр, утвержденный

2 1 Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины «Оптимизация и принятие решений в технических системах» является формирование представлений о теоретических и алгоритмических основах классических

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет по землеустройству»

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» Институт экономики, управления и финансов УТВЕРЖДАЮ Декан факультета/директор института /И.А. Лебедев/ (подпись) (Ф.И.О.) 201_ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Количественные

1 1. Цели освоения дисциплины Электроника является базой, на основе которой создается большинство средств измерения, вычисления, управления: промышленные микроконтроллеры, системы управления электроприводами,

1 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Основная профессиональная образовательная программа (далее образовательная программа), реализуемая в МЭИ, представляет собой комплект документов, разработанный и утвержденный в соответствии

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» СТАВРОПОЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КООПЕРАЦИИ (филиал) Кафедра естественнонаучных

2 1. Цели и задачи дисциплины Дисциплина «Математическое моделирование» является дисциплиной по выбору вариативной части математического и естественнонаучного и программно-информационного цикла подготовки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «С и б и р с к а я г о с у д а р с т в е н н

»_ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждони^ысшего профессионального образования «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УЗ ж даю» по УМР лплинг п ]3год РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине

1. Цели и задачи дисциплины Целью дисциплины является овладение знаниями в области исследования операций, что необходимо для профессиональной деятельности бакалавров и формирования у студентов самостоятельного

3 1. Цели освоения дисциплины 1.1. Цели изучения сопротивления материалов В соответствии с ФГОС одной из общих целей сопротивления материалов является подготовка к области профессиональной деятельности

Приложение 3.3 Аннотация по дисциплине М1.В.ДВ.1. «Математические методы и модели в менеджменте», Курс 5_ Семестр _9 Количество з.е. 3 Цель дисциплины освоение студентами математических методов поиска

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Целью освоения дисциплины «Методы оптимизации и организации энерго- и ресурсосберегающих технологий» является научить студентов: использовать современные методы оптимизации

ФГБОУВПО «Марийский государственный университет» Институт экономики, управления и финансов УТВЕРЖДАЮ Декан факультета/директор института /И.А. Лебедев/ (подпись) (Ф.И.О.) 201_ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Количественные

75455 Рабочая программа дисциплины «Б.1.В.ОД.1 Введение в профиль направления» /сост. И.А. Бочкарева - Оренбург: ОГУ, 016 Рабочая программа предназначена студентам заочной формы обучения по направлению

Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» (ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»)

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Описание образовательной программы высшего образования

1. Цель и задачи изучения дисциплины Цель преподавания дисциплины является обучение студентов методам разработки программ, а также структуры программного обеспечения современных информационных систем.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тольяттинский государственный университет» ИНСТИТУТ МАТЕМАТИКИ, ФИЗИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Кафедра «Прикладная

1 Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины «Методы оптимизации и исследование операций» является формирование представлений о теоретических и алгоритмических основах классических разделов методов

1 2 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Студент должен знать основные цели, задачи и перспективы производственного использования технологии программирования, критерии, принципы, технологические процессы и методы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»