День матери методические рекомендации. Методические рекомендации по проведению дня матери и конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию ко дню матери

Департамент образования и науки Краснодарского края

ГОУ «Краснодарский краевой институт дополнительного

профессионального педагогического образования»

Единого Всекубанского классного часа в образовательных учреждениях и занятий в дошкольных общеобразовательных учреждениях

В настоящее время основополагающими в педагогической практике становятся понятия «современный национальный воспитательный идеал» и «базовые национальные ценности», которые формируются на основе социально-исторических, культурных, семейных традиций многонационального народа России и передаются от поколения к поколению.

Во многих странах мира отмечают День матери. Например, в США, Японии, большинстве европейских стран его празднуют в мае, в Белоруссии – в октябре.

В России День матери - праздник сравнительно молодой. Указом Президента Российской Федерации от 30 января 1998 года День матери отмечается в нашей стране в последнее воскресенье ноября.

В этом году в ноябре в образовательных учреждениях Краснодарского края в рамках мероприятий, посвященных Дню матери , будет проводиться Единый Всекубанский классный час «Земная жизнь Пресвятой Богородицы» , который может и должен стать действенным средством практического закрепления общероссийской традиции.

Классный час направлен на введение ребенка в мир духовных, культурных и семейных ценностей, традиций своего народа и осознание необходимости преемственности поколений. Цель классного часа - поддержать традиции заботливого отношения к женщине, закрепить семейные устои, особо отметить значение в нашей жизни главного человека - Матери. Знакомство с Земной жизнью Пресвятой Богородицы и его осмысление, организованные в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом того, что они могут быть членами семей, принадлежащих к другим конфессиям, должны носить культурологический, объясняющий и просветительский характер.

Тема взаимосвязи Матери Небесной и Матери Земной выбрана не случайно. Общеизвестно, что христианство, как и любая другая религия, считает материнскую любовь возвышенной, жертвенной. Во всем мире почитается образ Пресвятой Богородицы – «древнейшей песни материнства», как идеал женщины-матери. Будучи земной Матерью Спасителя Иисуса Христа, она предвидела грядущие страдания своего Сына. Извечное материнское сострадание обрело у нее высшую полноту, ее сердце, «пронзенное» великими муками Сына, навечно отозвалось на бесчисленные людские страдания. Подтверждением этого служит высказывание Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Кирилла: « Каждый человек может обратиться к Ней за помощью, как к своей Матери, потому что Ее Материнство распространяется на всех нас. Матерь Божья – Мать всего человечества, любящая нас не меньше нашей собственной матери».

Рекомендуем обратить особое внимание на то, что земная жизнь Пресвятой Богородицы во многом напоминала жизнь простого человека, но при этом отличалась смирением, трудолюбием, кротостью, самопожертвованием и милосердием. С детских лет Мария не была похожа на других. Всех окружающих поражало необыкновенное развитие Ее ума и сердца. Каждый день Девы Марии отличался особенной чистотою и трудолюбием. Следуя установленному порядку, она вставала с утренним рассветом, по три раза в день совершала молитву. Остальное время она занималась чтением книг Священного Писания и рукоделием: пряла лен и шерсть, вышивала шелками, превосходя всех своих подруг и природным разумом, развитым чтением, и в искусстве ремесла. Всех изумляло совершенство Ее души. Она была смиренна сердцем, благомудренна в беседе; говорила мало и только необходимое, к чтению была прилежна, всегда трудолюбива, ко всем почтительна. К бедным и страждущим проявляла милость и никому не отказывала в помощи.

Основой повествования о Земной жизни Пресвятой Богородицы может стать знакомство с православными Богородичными праздниками (Рождество Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, Покров Богородицы, Успение Пресвятой Богородицы), осуществленное с учетом возрастных особенностей школьников. В любом возрасте слово «праздник» вызывает положительные эмоции, а его смысл понятен и доступен каждому. Однако следует обратить внимание на своеобразие церковных праздников, их воспитывающее и моральное значение.

Предпочтительно организовать проведение этого особенного классного часа преподавателями основ православной культуры совместно с родителями (в первую очередь с мамами), при поддержке школьных психологов. Желательно пригласить священнослужителей.

При подготовке и проведении мероприятия следует отойти от формальной подачи материала, ориентируясь, прежде всего, на эмоциональный настрой учащихся. Главное – достучаться до сознания и сердца каждого юного кубанца. Традиционные формы должны уступить место творческим находкам, как самих педагогов, так и школьников. Желательно создать инициативные группы, объединяющие детей и взрослых. Классный час должен стать коллективным творческим делом, надолго оставить след в сознании детей, заставить их задуматься над предназначением женщины-матери.

Продуктивными окажутся опережающие задания. Дошкольникам и учащимся младших классов можно предложить подготовить рисунки, фотомонтажи, коллажи о маме; составить устный рассказ по теме «Мы с мамой!», «Моя мама – самая лучшая на свете!», или выучить стихи о маме, бабушке. В средней и старшей школе предпочтительнее использовать технологию работы в группах, по выполнению заданий поискового характера. Например, собрать материал о праздниках Пресвятой Богородицы, проследив Ее земной путь, или о значении и роли отдельных Богородичных икон, защищавших Святую Русь против врагов; подготовить мультимедийные презентации по темам «Иконография Пресвятой Богородицы», «Богородичные храмы» и т.д.

Существенное воспитательное значение будет иметь изготовление в ходе урока подарка для мамы, или младших членов семьи.

Проведенное мероприятие обязательно должно найти отражение на школьных сайтах, в общешкольном печатном органе, или на стендах.

При оформлении кабинетов рекомендуем написать на доске название праздника « День матери » и тему классного часа « Земной путь Пресвятой Богородицы ». Оборудованием могут служить:

    выставка творческих работ учащихся, ставших итогом выполнения опережающего задания (рисунки, фотомонтажи, коллажи, мини-сочинения, сообщения, иллюстративное сопровождение исследовательских проектов);

    выставка литературы по теме классного часа (список рекомендованных изданий прилагается);

    репродукции Богородичных икон;

    тематическая выставка: «Ремесло Богородицы» (вышивка гладью, бисером);

    тематические мультимедийные презентации;

    музыкальное сопровождение (например, С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся!»; А. Фомин «Дева Богородица»; Г.Ф. Пономаренко «Богородице Дево, радуйся») (см. приложение - диск);

    фрагменты видеофильма «Богоматерь Владимирская» из цикла «Третьяковская галерея. История одного шдевра». ВМО «Государственная Третьяковская галерея» 1999 г. (см. приложение - диск);

    фрагменты аудиокниги «Земная жизнь пресвятой Богородицы для детей». Издательство: ООО «Деоника». 2007 г. (см. приложение - диск);

Предложенные рекомендации по проведению классного часа позволят учителю конструировать свой вариант его реализации, ориентируясь на потребности учащихся конкретного класса, их возраст, уровень подготовленности, выбрав одну лаконичную сюжетную линию.

Воспитанники ДОУ старшего дошкольного возраста

Беседа может сопровождаться музыкой, вызывающей радость, удивление, восхищение, праздничную приподнятость или легкую печаль, способствующей активному сопереживанию, воздействующей на чувства и сознание. В ходе занятия можно предложить воспитанникам отобразить свое видение услышанного в рисунках. Важным представляется последующее закрепление полученной информации в повседневной работе с детьми, во всех видах детской деятельности. В беседе очень важно постоянно обращаться с вопросами к детям, пытаясь через знакомые для них понятия и явления, донести глубинный смысл Земной жизни Пресвятой Богородицы.

В случае если в ДОУ отсутствовала традиция знакомства с основами православной культуры, воспитатель может остановиться только на одном сюжете, например «Введение во храм Пресвятой Богородицы», заострив внимание на Ее добродетелях, проявившихся с раннего возраста, или «Покров Пресвятой Богородицы», позволяющий понять предназначение Матери как защитницы и покровительницы своих детей, своего народа и всего рода человеческого. Подобное занятие может стать первым из целого цикла ознакомительных тематических бесед, повествующих о других эпизодах из Земной жизни Пресвятой Богородицы.

1 – 4 КЛАССЫ

Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, рекомендуем выстраивать сценарий классного часа от сюжетов, связанных с воспитанием у учащихся чувства любви и уважения к маме, развитием умения заботиться о членах своей семьи, о близких людях к формированию представления о традициях православной культуры, о значимости икон Пресвятой Богородицы в истории страны.

Классный час для начальной школы может содержать элементы познавательной беседы, устного журнала – презентации или проходить в форме знакомства с православными богородичными праздниками на основе поисковой деятельности учащихся.

Опираясь на детские представления и отношение к маме, предпочтительно раскрыть образ Материнства в беседе по теме «Почему моя мама самая лучшая на свете?». Сформировав определенный эмоциональный настрой, учитель может предложить вниманию школьников рассказ-презентацию о Матери Иисуса Христа, её жизни и предназначении как Матери всего человечества.

5 – 9 КЛАССЫ

Важнейшая цель классного часа в 5 – 9 классах - культурологическая и воспитательная. Классный час должен быть направлен на продолжение работы по формированию духовно-нравственных, патриотических и гражданских качеств учащихся среднего звена, с опорой на знания основ православной культуры, литературы, кубановедения, истории, МХК, ИЗО, музыки.

Представляется целесообразным использовать межпредметные связи, обратив внимание на историческую функцию икон. Одной из самых почитаемых икон русской земли является икона «Богоматерь Владимирская» начала XII века. На протяжении веков Святой Образ не единожды спасал Русскую землю от врагов. В XIV в. русские люди с ее помощью остановили нашествие Тамерлана. В начале XVII в. изгнали польских и шведских интервентов. В годы Великой Отечественной войны, под Сталинградом сумели коренным образом переломить ситуацию и перейти в контрнаступление против фашистских захватчиков. Подобную чудодейственную силу имели и другие иконы с Образом Божьей Матери. «Богоматерь Казанская» хранила наших воинов в годы Отечественной войны 1812 г., покровительствовала М.И. Кутузову. «Августовская Божья Матерь», находящаяся сегодня в Екатерининском Соборе г. Краснодара покровительствовала казакам в суровые годы Первой мировой войны. «Гребенская Божья Матерь» защищала Моздок от набегов Шамиля в XIX в.

В средней школе можно обыграть ситуацию рассматривания страниц альбома, посвященного жизненному пути Богородицы.

Листов у альбома может быть несколько, а может быть два или три. Все зависит от временных рамок классного часа, наполняемости классов, объема содержания, подготовленности учителя и детей.

Второй лист альбома может быть посвящен информации о великих праздниках, посвященных Богородице.

Третий лист альбома представляет святую Богородицу как Мать- Заступницу Земли Русской.

Четвертый лист альбома знакомит с изображением иконы Богородиц в литературе, в произведениях русских художников.

Пятый лист альбома – заключительный. В нем рассказывается о связи содержания классного часа с сегодняшними реалиями.

Тематика альбомных листов и их содержания вариативны, одна тема может доминировать над остальными. Главное, чтобы дети почувствовали значимость данного мероприятия, восхищение услышанным и приобщились к сокровищами культурного наследия человечества.

Возможны и иные формы, предполагающие использование элементов игровой технологии, например экскурсия в музей Богородичной иконы или путешествие по страницам Библейских историй, связанных с земной жизнью Пресвятой Богородицы.

10 – 11 классы

Классный час в старшей школе должен быть направлен на реализацию принципа посильного включения учащихся в обсуждение реальных социальных и моральных проблем, проявление социальной, духовной и нравственной зрелости.

Классный час может состоять из двух взаимосвязанных модулей, каждый из которых имеет свою задачу.

I модуль – информационный . Он формирует представление о жизненном пути Богородицы, как культурной и духовной ценности России. В процессе работы учащиеся должны уметь находить требуемую информацию в различных источниках, интерпретировать и систематизировать ее, высказывать собственную точку зрения. Направление их размышлений и поисков могут определять следующие направления беседы: «Пресвятая Богородица в судьбе России»; «Пресвятая Богородица в древнерусской литературе и фольклоре», «Пресвятая Богородица в светской художественной литературе», «Пресвятая Богородица в изобразительном искусстве», «Пресвятая Богородица в музыкальных произведениях».

II модуль - дискуссионный предполагает включение учащихся в обсуждение реальных социальных проблем, актуальных для современных и будущих матерей в форме философского стола, или литературно-музыкальной гостиной по направлениям «Ваши представления о Пресвятой Богородице», «Значение Образа Пресвятой Богородицы в вашей семье», «Подвиг материнства» и др.

Составители: специалисты ККИДППО: Галутво Л.М.,

Басий В.Н., Чуп О.В., Бубнова Д.С., Иванова Г.Г.,

Киселева Н.А., Борисова Н.В., Шихова Т.И.

Список литературы, рекомендованной к использованию.

При подготовке и проведении Всекубанского классного часа «Земная жизнь Пресвятой Богородицы» следует учитывать «Информацию о деятельности на территории России представителей нетрадиционных религиозных объединений» Министерства образования РФ от 12.07.2000 № 549/ 28-16; рекомендации департамента образования и науки Краснодарского края от 15.12.2005 г. № 15-1066 «О противодействии экстремизму и распространению теологической литературы».

При выборе и использовании литературы необходимо обращать внимание на наличие грифа «рекомендовано или допущено» Министерства образования и науки РФ, а также на наличие рекомендаций департамента образования и науки Краснодарского края, Духовного цензурного комитета, благословления Святейших Патриархов всея Руси и т.д.

Приводим примерный перечень изданий и Интернет-ресурсов в помощь по подготовке Всекубанского классного часа.

    Барская, Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи [Текст] /

Н. А. Барская – М.: Просвещение, 1993. – 223.: ил.

    Благовещение Пресвятой Богородицы [Текст] // Бородина А. В. Основы православной культуры: мир вокруг и внутри нас: учеб. пособие для 2 класса в 2-х ч. – Ч.1 / А. В. Бородина. – изд. 2-е, испр. – М.: Основы православной культуры, 2006. – 136с.: цв. ил.

    Библия, пересказанная для новоначальных. – М.: «Ковчег», 2006.

    Богоизбранная отроковица [Текст]: сценарий, посвященный земной жизни Богородицы / Шорыгина Т. А. Православные праздники для детей: пособие для педагогов нач. и средней школы. – М.: Либерия – Бибинформ, 2008. – 144 с.

    Бородина, А. В. Основы православной культуры [Текст] : Рождество Пресвятой Богородицы: для детей дошкольного возраста / А. В. Бородина. – М.: Основы православной культуры, 2006. – 16 с.

    Бородина, А. В. Дом Богородицы: Русь святая: урок 32 -33 // Основы православной культуры: православие – культурообразующая религия России / А. В. Бородина. – Изд. 3 – е. – М.: Основы православной культуры, 2007. – С. 196 – 206.

    Бородина, А. В. Религиозное искусство // Основы православной культуры: учеб. пособ. для основной и старшей школы / Бородина, А. В. – Изд. 5–е. - М.: Основы православной культуры, 2006. – С.161 – 208.

    Бородина, А. В. О Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы: «По праздничным иконам вспоминаем Евангелие» // Основы православной культуры: о чем рассказывают икона и Библия: учеб. пособ. для 3 кл. / Бородина, А. В. – Изд. 2- е, испр. - М.: Основы православной культуры, 2007. – С.63 – 73.

    Гричаных С.И. [и др.] «Это вечное слово – мама»: литературно-музыкальная гостиная / С. И. Гричаных [и др.] // Классный руководитель. – 2009. - № 3. – С. 3 – 7.

    Защитница земли Русской [Текст] // Бородина А. В. Православие – культурообразующая религия России / А. В. Бородина. – изд. 2-е, испр. – М.: Основы православной культуры, 2006. – 208с., цв. ил.

    Земная жизнь Пресвятой Богородицы / сост. С. Снессорова. – Ярославль:1994г.

    Земная жизнь Пресвятой Богородицы // В подарок матери и дочери – М.: Лествица, 2003. – С. 3-25.

    Кострова Л. «Анна с Иоакимом к храму Марию ведут…»: урок-театрализованное представление / Л. Кострова. // Духовно-нравственное воспитание. – 2008. - № 1. – С. 100 – 103.

    Лепахин В.В . Значение и предназначение иконы. – М., 2002г.

    Мерцев, Д., священник. Покров Пресвятой Богородицы / Д. Мерцев // Вольная Кубань. – 1998.

    Незабвенный милый образ: литературный час ко Дню матери для учащихся 7 – 8 классов // Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т. Р. Цымбалюк. - Волгоград: Учитель, 2009. – С. 44 – 64.

    О Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы [Текст] //

Бородина А. В. О чем рассказывает икона и Библия: учеб. пособие для 3 класса в 2-х ч. – Ч.1. / А. В. Бородина – М. : Основы православной культуры, 2006. – 104с.

    Семёнова, Г. Августовская икона Божией матери: Заступница усердная / Г Семёнова, // Божий мир. – 2010. - № 4. – С. 8 – 9.

    Семенова Г. Икона Божией матери Сладкое лобзание: Заступница усердная / Г Семенова // Божий мир. – 2009. - № 6. – С. 8 – 9.

    Сиварева Т. Введение во храм Пресвятой Богородицы / Т. Сиварева // Свечечка. – 2008. - № 12. – С. 5.

    Чекулаева, Е. О. Рождество Богородицы [Текст]: сто великих праздников / Е. О. Чекулаева. – М.: Вече, 2009. – с. 10-13.

    Чуприна В.И. «Богородица Дева, радуйся»/ В.И. Чуприна. – Краснодар. Раритеты Кубани. 2003 г. – 32 с.

    Шевченко, Л. Л. Православная культура [Текст] : экспериментальное учеб. пособие для начальных классов общеобразоват. школ, лицеев, гимназий. Кн. первая / Л. Л. Шевченко – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004. – 112с.

    Шипов, Я. А. Православие [Текст]: словарь школьника. – М.: ООО издательство РОСМЭН, 2004. – 320 с.

    Энциклопедия православной иконы. С- Петербург, 2005.

    Я познаю мир. Христианство [Текст]: энциклопедия – М. : АСТ: Астрель, 2005 –398 с.

ПОЛЕЗНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ССЫЛКИ:

Блог А. Кураева, материалы по учебнику «Основы православной культуры»

классного часа в образовательных организациях

Я верю, что все женщины прекрасны

И добротой своею, и умом.

Еще весельем, если в доме праздник.

И верностью, когда разлука в нем.

Не их наряды и не профиль римский_

Нас покаряет женская душа.

И молодость ее. И материнство.

И седина, когда пора пришла.

И мы – мужчины – кланяемся низко

Всем женщинам родной страны моей.

Недаром на солдатских обелисках

Чеканит память лики матерей.

Андрей Дементьев

В настоящее время очень важными в педагогической практике становятся понятия «современный национальный воспитательный идеал» и «базовые национальные ценности», которые формируются на основе семейных, культурных и социально-исторических традиций народов России и передаются от поколения к поколению. Этим задачам отвечает предстоящий «День матери». Классный час, посвященный празднованию «Дня Матери», направлен на введение ребенка в мир духовных, культурных и семейных ценностей, традиций своей малой Родины и осознание необходимости преемственности поколений.

В России День матери - праздник сравнительно молодой. Указом Президента Российской Федерации от 30 января 1998 года День матери отмечается в нашей стране в последнее воскресенье ноября. Подробнее об истории праздника вы узнаете на интернет-ресурсах:

​ ;

В этом году в ноябре в образовательных организациях Краснодарского края в рамках мероприятий, посвященных Дню матери, будет проводиться Единый Всекубанский классный час «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!» . Тема прославления Матери выбрана не случайно. Она обусловлена уходящим годом культуры на Кубани, а также предстоящим в 2015 году 70-летним юбилеем окончания Великой отечественной войны.

Целью данного классного часа является воспитание у учащихся чувства любви, уважения, благодарности и восхищения к Матери, женщине. Мама – самое дорогое слово для каждого человека. Воспитывать уважение и любовь к матери надо с самого раннего возраста. На свете есть слова, которые мы называем святыми. И одно из таких святых, теплых, ласковых слов – это слово «Мама». Это слово несет в себе тепло – тепло материнских рук, материнской души, материнского слова. На свете не существует человека роднее и ближе матери. Её любовь безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности.

Концептуально классный час выстраивается в триединстве содержательных блоков, каждый из которых кратко освещается во вводной части урока, а затем отдельные блоки детально прорабатываются в форме коллективных творческих дел с учетом уровня обучения.

Единые подходы к проведению этого особенного классного часа определены, во-первых, через

Предлагаемая структура классного часа.

Введение.

В этой части учитель рассказывает об истории праздника. Во многих странах мира отмечают День матери, правда, в разное время. При этом, в отличие от Международного женского дня 8 марта, в День матери чествуются только женщины-матери, а не все представительницы слабого пола. И хотя этот праздник в нашей стране отмечается недавно, но во все времена мама была и остается самым главным и близким человеком для каждого из нас. Российских матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. И сегодня они бережно хранят семейный очаг, учат детей добру, взаимопониманию, нравственности. В ходе классного часа необходимо на конкретных примерах рассказать о судьбах знаменитых женщинах России и Кубани.

Также во вводной части учитель делает краткий обзор трех содержательных блоков, которые станут основой классного часа во всей школе: «Мама XXI века», «Образ женщины-матери в искусстве и художественной литературе», «Солдатские матери».

В первой части классного часа через конкретные примеры наших современниц, выдающихся женщин России и Кубани, раскрывается образ современной женщины-матери. Все чаще перед современной женщиной встает выбор, что сделать своей жизненной целью - семью или карьеру. Восхищение вызывают те представительницы прекрасного пола, которым хватает времени на все: и делать блестящую карьеру, и воспитывать детей, и отдыхать. Современная мама – какая она? Она не домохозяйка, а жена и женщина, она находит время для профессионального и интеллектуального роста и находит время на себя и семью. Она пользуется различными современными помощниками (гаджетами) для решения бытовых дел, но чтит и уважает традиции своей Родины. Кроме того, особое уважение вызывают современные многодетные мамы - хранительницы семейного очага. Они успешны в профессии и не менее успешны в роли мамы.

В рамках этого блока дети могут обсуждать с учителем такие вопросы как:

    Какие дела успевает делать ваша мама?

    Как вы проводите время вместе?

    Знаете ли вы, чем любит заниматься мама?

    Интересная ли у мамы работа?

Предлагаются для обсуждения биографии знаменитых мам России и Кубани (Приложение 1) :

    Чулпан Хаматова - актриса театра и кино, один из учредителей благотворительного фонда «Подари жизнь», мама троих детей.

    Светлана Журова - Олимпийская чемпионка по конькобежному спорту, депутат Государственной думы РФ 5 созыва от партии «Единая Россия», заместитель секретаря президиума Генерального совета «Единой России», мама двоих детей.

    Наталья Водянова - топ-модель, мама троих детей. Основала собственный благотворительный фонд «Обнаженные сердца», который занимается строительством детских площадок в провинциальных городах России. Помимо этого, Наталья поддерживает и другие международные благотворительные инициативы, например, по борьбе со СПИДом в Африке.

    Анна Нетребко российская оперная певица (сопрано). Народная артистка России, Герой Труда Кубани.

Во второй части классного часа ребятам предлагается погрузиться в блок «Образ , где уделяется внимание образу матери в художественном слове, музыке, сценическом искусстве, произведениях русских художников. В этой части классного часа необходимо объяснить, почему писатели и поэты посвящали свои произведения матерям и делали их героинями рассказов, повестей, поэм. Почему в творчестве художников часто встречаются изображения женщины с младенцем? Какие средства выразительности используют композиторы в своих произведениях о матери? Предлагаются для обсуждения образы матери в рассказах В.М.Шукшина «Материнское сердце», М.Горького «Мать», В.Распутина «Последний срок» и других, а также стихотворные образы (А.Блок «Моей матери», «Письма к матери» С.Есенина, обращения Н.А.Некрасова к рано умершей матери «Рыцарь на час» и пр.) (Приложение 2) ..

В третьей части классного часа, которая посвящена женщинам Великой Отечественной Войны и называется «Солдатские Матери», классный руководитель развивает тему беспримерного подвига многих матерей, воспитавших и потерявших сыновей в годы войны. (Приложение 3) .

В памяти нашей страны навсегда остались годы Великой Отечественной войны. И, пожалуй, самой трагической в годы войны была судьба женщины, матери. Солдатские матери… Трудная и подчас трагическая судьба выпала на их долю. Растили детей, провожали их в бой, а сами самоотверженно трудились не покладая рук, не зная отдыха, не считаясь с временем. И ждали писем. Ждали встреч… А в это время где-то, в далеком Берлине, кто-то из их сыновей навечно «впечатывал» на стене поверженного рейхстага слова: «Спасибо, мама. Половина этой Победы – твоя». В многотомной краевой Книге Памяти поименно названы пятьсот тысяч кубанцев, павших за свободу и независимость нашей Родины. У каждого из них была мать. И смерть каждого воина была многократно и щедро омыта материнскими слезами.

В рамках классного часа предлагаем классному руководителю рассказать о матерях потерявших своих сыновей на войне и продолжавших работать на благо Родины.

Величественный мемориальный комплекс «Материнская доблесть» в посёлке Алексеевка Самарской области, посвящен Прасковье Еремеевне Володичкиной , у которой шестеро сыновей погибли на фронте Великой Отечественной войны, трое позже скончались от ран. Она была награждена орденом "Мать-героиня".

Рассказать истории жизни солдатских матерей Кубани.

Одним из таких ярчайших примеров видится простая кубанская женщина Епистиния Фёдоровна Степанова . На алтарь Великой Победы мать-героиня отдала жизни девяти своих сыновей. Приравняв материнский подвиг к подвигу солдата, Родина удостоила её боевого ордена Отечественной войны I степени. В городе Тимашевске открыли Музей семьи Степановых и установили монумент «Мать».

Аракелян Эсхана Степановна мать двенадцати детей, проводила на фронт шестерых сыновей, которые погибли смертью храбрых при защите Родины в годы ВОВ.

Кущ Ефросинья Петровна вырастила девять сыновей, шестеро вернулись с войны инвалидами, один не вернулся.

Мишина Ксения Михайловна мать провожала на войну десятерых сыновей, двое не вернулись.

У Горбуновой Евгении Романовны было девять сыновей – родных и приемных, шестеро погибли в ВОВ.

Шхалахова Чебахан Умаровна проводила на фронты ВОВ девять сыновей, трех внуков и невестку. Смертью храбрых пали семь сыновей, внук и невестка.

Подвиг матерей, состоит в том, что они рождали многих и многих детей, воспитали и заложили в них мужество, героизм, смелость, отвагу и великое чувство жизни позволившее не щадя своей жизни, тем самым дать жизнь нам будущим поколениям. В тяжелейших условиях после воины, не причитая и не жалуясь на тяжелую судьбу, матери продолжили дело своих детей и мужей созидательным трудом, подняв нашу Великую Родину из разрухи. И тем более печальным становится то, что спустя годы после ВОВ в мире снова возникают горячие точки. Войны в Афганистане, Чечне снова принесли горе матерям, потерявшим своих сыновей.

Результатом классного часа должны стать коллективная деятельность учащихся.

Единые подходы в проведении определяются единообразным итогом классного часа.

Единые подходы к проведению этого особенного классного часа определены, во-первых, через единую структуру классного часа . В структуре выделяется вводная часть с обзором содержательных блоков, а также основная часть – практикоориентированная. Эта часть предусматривает создание коллективного творческого продукта, отражающего содержание блока для каждой категории учащихся.

Коллективное творческое дело.

Для подготовительной и практической работы рекомендуется использовать материалы интернет-ресурсов (Приложение 4) :

Предлагается использовать современные формы воспитательной работы, использование современных образовательных средств. Традиционные формы должны уступить место творческим находкам, как самих педагогов, так и школьников. Желательно создать инициативные группы, объединяющие детей и взрослых. Классный час должен стать коллективным творческим делом, надолго оставить след в сознании детей, заставить их задуматься над предназначением женщины-матери.

Во-вторых, единые подходы определяются единообразным итогом классного часа , который выражен в организации практической деятельности школьников.

Учащимся начальных классов (1-4 классы) предлагается провести погрузиться в блок «Мама XXI века» , который выражен в организации практической деятельности школьников – создание творческой презентации или выставки рисунков;

Учеников средних классов (5-9 классы) предлагается разработка проекта художественной галереи для учеников средних классов «Матери прекрасные глаза» по второй части классного часа «Образ женщины-матери в искусстве и художественной литературе» ;

В старших классах (10-11 классы) разрабатывается макет страницы виртуального музея по блоку «Солдатские матери»

Для подготовки к проведению классного часа учащимся рекомендуется провести предварительную работу:

    Создание тематических творческих работ (рисунков, произведений художественного слова, художественных фотографий, стенгазет, плакатов, коллажей и т.д.);

    Посещение музеев, выставок, театральных постановок, просмотр художественных фильмов;

    Разработка исследовательских художественных и исторических проектов.

Учителю рекомендуется создать оболочку для коллективного творческого продукта, который появится по итогам классного часа. Такой оболочкой может служить макет презентации, подготовленная выставочная зона для художественной галереи (рамы, витрины и пр.), созданный раздел на сайте школы, музея.

Предложенные рекомендации по проведению классного часа позволят учителю конструировать свой вариант его реализации, ориентируясь на потребности учащихся конкретного класса, их возраст, уровень подготовленности, выбрав одну лаконичную сюжетную линию.

Список литературы ко Дню матери

Десятых, М. Книги о мамах и для мам / М. Десятых, Н. Казакевич // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 10. – С. 120-123.

Мартыненко, О. Доля ты русская, долюшка женская / О. Мартыненко // Наука и религия. – 2012. – № 3. – С. 20-23.

Митрополит Нестор (Анисимов А. А.; архиепископ; 1885-1962) «Ах, какие женщины у этих христиан…»: облик женщины в свете христианства / Митрополит Нестор (А. А. Анисимов) // Духовно-нравственное воспитание. – 2011. – № 7. – С. 48-58.

Тончу, Е. А. Россия – страна материнская / Елена Тончу. – СПб. : Издательский Дом ТОНЧУ, 2004. – 447 с.: ил.

Цимбаленко, С. В. Роль матери в нравственном воспитании ребенка / С. В. Цимбаленко // Воспитание школьников. – 2011. – № 9. – С. 55-58.

Шерстнёва, Е. Г. Задача о празднике "День матери" / Е. Г. Шерстнёва // Педагогические технологии. – 2014. – № 1. – С. 140-142.

Сценарии

Айвазова, Н. Сезон охоты на динозавра, или Материнское сердце / Н. Айвазова // Педсовет. – 2012. – № 1. – С. 2-4.

Андреева, Е. Самое красивое слово: День матери / Е. Андреева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. – № 21 (нояб.). – С. 34-36.

Пословицы, поговорки, высказывания, стихи о матери, которые можно использовать для проведения праздника.

Арбатская, Л. Н. Родина начинается с матери / Л. Н. Арбатская // Педсовет. – 2010. – № 9. – С. 8-10.

Вечер, посвященный Дню матери.

Банадысева, Л. Небесный Покров земным матерям: вечер, посвященный Дню Матери / Л. Банадысева // Духовно-нравственное воспитание. – 2014. – № 1. – С. 78-80.

Биккулова, А. Р. «Люблю тебя, мама, ты лучший мой друг»: внеклассное мероприятие ко Дню матери / А. Р. Биккулова // Завуч начальной школы. – 2012. – № 2. – С. 53-63.

Сценарий мероприятия для начальных классов.

Боева, Е. В. День матери / Е. В. Боева // Педсовет. – 2011. – № 8. – С. 21-23.

Сценарий праздника для начальных классов.

Быкова, Г. В. Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать! / Г. В. Быкова // Читаем, учимся, играем. – 2011. – № 8. – С. 45-47.

Сценарий для проведения праздничного мероприятия для 4-5 классов.

Василенко, Т. П. Профессия моей мамы: 3-4 классы / Т. П. Василенко // Начальная школа. – 2012. – № 8. – С. 72-76.

Сценарий проведения праздника посвященного мамам, его можно приурочить ко Дню матери или празднику 8 Марта.

Васильева, Е. В. «А мать все ждет, живет и дышит нами» / Е. В. Васильева // Открытая школа. – 2012. – № 2. – С. 21-25.

Сценарий праздничного вечера, посвященного Дню матери.

Выходцева, И. Небесное и земное материнство / И. Выходцева // Духовно-нравственное воспитание. – 2011. – № 6. – С. 65-67.

Литературно-музыкальная композиция.

Гвозденко, М. В. Мама – как это прекрасно звучит / М. Гвозденко // Читаем, учимся, играем. – 2012. № 12. – С. 28-29.

Сценарий праздничного мероприятия для учащихся 4-6-х классов.

Кулакова, Е. Милая мамочка моя: 24 ноября – День матери / Е. Кулакова // Читаем, учимся, играем. – 2013. № 8. – С. 16-19.

Праздничное мероприятие для учащихся 5-8 классов.

Лихнова, И. И. День мамы милой и любимой: сценарий праздника, посвященного Дню матери / И. И. Лихнова, М. Ю. Мамадбекова, Т. П. Полякова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2013. – № 11. – С. 69-77.

Омарова, А. М. Королевство доброты: утренник, посвященный Дню матери: 3-4 классы / А. М. Омарова // Начальная школа. – 2013. – № 10. – С. 92-94.

Плющева, О. М. Праздник любви и благодарности: ко Дню матери / О. М. Плющева // Начальная школа. – 2013. – № 10. – С. 89-91.

Сценарий праздника для начальных классов, посвященный Дню матери.

Портнягина, В. «Белые платочки…» / В. Портнягина // Духовно-нравственное воспитание. – 2012. № 2. – С. 53-57.

Школьный праздник, посвященный женам-мироносицам.

Славгородская, Т. А. Ласково тебя обниму / Т. А. Славгородская // Читаем, учимся, играем. – 2012. № 8. – С. 38-41.

Сценарий праздничного мероприятия в честь любимых мам для учащихся 5-7-х классов.

Черкашина, А. И. Маленькая хозяйка большого дома / А. И. Черкашина // Читаем, учимся, играем. – 2010. – № 8. – С. 8-9.

Сценарий игровой программы, посвященной Дню матери для учащихся 5-6 классов.

Шипина, Е. Праздник, посвященный Дню матери в России: для детей 5-8 лет / Е. Шипина, В. Кичура // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 10. – С. 124-128.

Южикова, М. А. День матери / М. А. Южикова // Воспитание школьников. – 2010. – № 9. – С. 71-75.

Классный час, посвященный Дню матери.

Образ матери в художественной литературе

Благинина, Е. Мамин день / Е. Благинина // Стихи. – М.: Стрекоза-Пресс, 2004 . – С. 4-19.

Волков, Ю. А. Сей гимн о матери моей...: [поэтический сборник] / Ю. А. Волков. – Пущино: Фотон-век, 2009. – 72 с. : портр.

Горький, М. Мать / Максим Горький. – М.: Советская Россия, 1985. – 304 с. – (Биография отечества).

Мать : антология стихотворений русских и советских поэтов о матери / сост. и авт. предисл. В. Коротаев. – Вологда: Вестник, 1992. – 335 с. : ил.

Распутин, В. Г. Дочь Ивана, мать Ивана / В. Г. Распутин. – М. : Молодая гвардия, 2005. – 214 с. : ил.

Распутин, В. Г. Последний срок / В. Г. Распутин // Повести. – М. : Просвещение, 1991. – С. 7-137.

Сароян, У. Мама, я люблю тебя: роман, повесть, рассказы, воспоминания / У. Сароян; сост. Р. Рыбкин. – М. : Пресс Лтд, 1994. – 397 с. – (Классики ХХ века).

Хрестоматия школьника : стихи и рассказы о маме. – М. : АСТ, 2008. – 222 с.

Детские стихи о маме Е. Благининой, О. Высотской, В. Берестова, С. Михалкова, О. Глушнева, А. Барто, М. Цветаевой и других поэтов.

Электронные ресурсы

Сценарии ко Дню матери для школьников.

Поделки ко Дню матери

Структурно классный час может состоять из трех частей:

В первой части мероприятия классный руководитель раскрывает общие понятия по теме «Имя матери», «святыня». Российских матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение.

И сегодня они бережно хранят семейный очаг, учат детей добру, взаимопониманию, нравственности.

Мать - это понятие общечеловеческое, это живая душа мира, ее начало и ее бесконечность. Невозможно поспорить с тем, что этот праздник - праздник вечности. Из поколения в поколение для каждого человека мама - самый главный человек в жизни. Становясь матерью, женщина открывает в себе лучшие качества: доброту, любовь, заботу, терпение и самопожертвование. Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.

Классный руководитель раскрывает понятия «материнская любовь», «сыновний долг». Рассматривается взаимосвязь этих понятий. Нет ничего светлее и бескорыстнее любви матери. С первого дня рождения своих детей она живёт их дыханием, их слезами и улыбками. Они всегда нужны своим детям. В этом смысл материнской жизни. Как солнце, любовь матери согревает детей.

После чего можно сказать о том, что во все века любовь к матерям вдохновляла поэтов, композиторов на создание величайших произведений, связанных с образом Матери. Все мы знаем имя самой известной мамы, Мария-женщина, подарившая миру спасителя, маленького Христа.

Переход ко второй части классного часа каждый педагог определяет самостоятельно, учитывая возраст воспитанников и эмоциональный настрой детей.

Вторая (основная) часть. На фоне слайд-шоу с фотографиями матерей учащихся класса и указанием их имен, таким образом, обозначая содержание предстоящего разговора, педагог задает классу вопрос, чем же мамы отличаются друг от друга? Подводит разговор к тому, что у мам разные имена и сейчас учащиеся сделают подарки каждый для своей мамы. В этой части классного часа дети занимаются творческой работой. Начальная школа и учащиеся 5-7 классов делают поделку «Торт с сюрпризом для мамы». Каждый учащийся класса изготавливает поделку в виде кусочка торта, украшает ее, пишет на ней имя своей мамы и вкладывает в нее пожелание (это и будет сюрприз для мамы). После чего все учащиеся в классе соединяют вместе свои поделки (кусочки торта) и получается «Торт с сюрпризом для мамы» (инструкция по изготовлению поделки в виде торта, прилагается, приложение № 1).

Учащиеся старшей школы и средней (8-9 классов), также занимаются творческой работой, делают «Календарь женских имен». В нем указывают имена своих мам, с кратким описанием значения имени, его происхождения и прочее, согласно временам года и календарным месяцам. Каждый класс изготавливает свой календарь (приложение № 2).

После классного часа можно организовать выставку поделок в фойе школы.

В третьей заключительной части классный руководитель подводит их к тому, что, несмотря на различия имен у матерей, всех их объединяет одно - любовь к собственным детям, каждая мама святая для своего ребенка. Общепринято дарить мамам цветы, подарки, неожиданные сувениры, но всегда нужно помнить о том, что главный подарок – это внимание и забота о самом близком человеке. Можно также сказать, о том, что праздник -День матери в России- помогает подчеркнуть лучшие традиции отношения россиян к материнству. Важно, что он объединяет все слои нашего общества. Заставляет правительство и общество обратить внимание на проблемы, связанные с материнством в нашей стране.

Скачать методические рекомендации по проведению классного часа ко Дню Матери «Имя твое несу через жизнь как святыню»


  • Методические рекомендации «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья».

Более новые статьи:

  • Методические рекомендации по проведению единого Всекубанского классного часа 23 мая 2015 года «С Победой в сердце!»
  • Методические рекомендации по проведению Единого Всекубанского классного часа в образовательных организациях «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!» 30 ноября 2014 года.
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Песнь материнского сердца» городской модельной библиотеки №3 МАУК "МЦБ" муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан.

«СТОП!»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР В БИБЛИОТЕКЕ

(ЦБС г. Карабаша)

Среди глобальных проблем современности одной из самых животрепещущих является экологическая. Загрязнение воды и воздуха, падение плодородия почвы, истощение лесных ресурсов, кислотные дожди, сокращение количества биологических видов на земле свидетельствует о наличии явной опасности всему живому, которую никто не может игнорировать. Задача библиотек – помочь молодым читателям задуматься о нравственности своего поведения по отношению ко всему живому, к природе в целом и друг другу.

В сценарий экологического вечера вошла игра «Экологические головоломки», которая поможет осознать серьезность экологических проблем.

В зале, где будет проходить экологический вечер, оформляется книжно-иллюстративная выставка «Терпелива природа-матушка». Цитатой к выставке могут быть слова из стихотворения Р. Рождественского о природе: «Поражает меня не ее красота, поражает ее терпение».

Звучит фонограмма песни Е. Крылатова и Ю. Энтина «Прекрасное далеко»

Ведущая 1 : Сейчас, дорогие друзья…

Ведущая 2 : (перебивая) СТОП! СТОП! СТОП!

Ведущая 1 : (не понимая) Почему Вы меня останавливаете?

Ведущая 2 : (невозмутимо) Я останавливаю? Ни в коем случае! Я помогаю.

Ведущая 1 : Хорошенькая помощь! Ни с того, ни с сего кричите «СТОП!» Я даже забыла, что хотела сказать…

Ведущая 2: Зато я знаю: «СТОП!» - это название нашего экологического вечера.

Ведущая 1 : Ах, вон что! Оригинально, но, по-моему, напоминает правила дорожного движения…

Ведущая 2 : Увы, нарушителей Закона охраны природы гораздо больше, чем нарушителей на автодорогах! Поэтому мы решили дать нашему вечеру такое категорическое название.

Стоп – расхитителям,

Стоп – браконьерам!

Всем, кто природу

Тратит без меры.

Стоп – нерадивым,

Стоп – бюрократам!

Долг ваш пред нею

Вырос стократно!..

(негромко звучит фонограмма песни «Кто, если не мы»)

Друзья, во всех странах, на всех континентах люди думают, как спасти нашу Землю. С каждым днем ширится движение «зеленых», и мнение защитников природы приобретает все больший вес. Возникает необходимость ввести «мораторий» на любые действия, наносящие ущерб живой природе, будь то вырубка деревьев или рыбная ловля…

Вот это лес, ребята, это красотища!

Глядите, дуб! В обед – сто лет! А может – тыща!

А ну-ка, свалим этот дуб одним ударом!

В лесу всего полно, и все задаром!

Ну, с этими учеными - умора!

Чего стесняться, ведь живем у моря!

Лови, тащи, нащупывай радаром!

…Мы под орех разделали планету!

И леса нет, и рыбы нету!

Чего возиться с этим старым шаром?

Планет вокруг полно и все задаром!

Ведущая 2 : Если взглянуть на Землю издалека, то она покажется очень маленькой. Все космонавты в один голос говорят о главном своем впечатлении: «Земля маленькая!» Полеты в космос показали, что переселяться с Земли человечеству некуда, надо дорожить тем, что имеем – нашим «шаром», на котором есть, возможно, уникальное для Вселенной чудо под названием «жизнь».

Звучит фонограмма песни «Маленький шар голубой»

Журналист Василий Песков нашел яркое сравнение, сказав, что жизнь на Земле подобна тонкой кожуре на большом яблоке. Все живое – деревья, травы, лишайники, грибы, звери, птицы, лягушки, рыбы и люди - образуют «кожуру» жизни на горячем изнутри «яблоке». Все проявления жизни на Земле представляют собой пестрый ковер из тесно переплетенных нитей.

Ведущая 1: Человек в природе - кто он: царь или раб, сын матери-природы или мот, гуляка, конкурент или партнер? Один ответ находим у М.Ю. Лермонтова в Восточном сказании «Три пальмы»:

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли…

Когда же на запад умчался туман,

Урочный свой путь совершал караван…

И ныне все дико и пусто кругом –

Не шепчутся листья с гремучим ключом…»

Здесь человек – царь, неразумный и жестокий. Другой - у Гете в «Фаусте: Морское это полноводье,

Подкрадываясь на часы,

Приносит на века бесплодье

Земле прибрежной полосы…

Разбушевавшуюся бездну

Я властно обуздать хотел.

Я трате силы бесполезной

Сумел бы положить предел.

И здесь человек и природа враждебны. Цель – победить враждебные силы природы: построить земляной вал для защиты от морских приливов. Здесь человек – тоже царь, хотя уже и просвещенный.

Ведущая 2 : Совершенствуя свое господство, приспосабливая природу для своих эгоистических нужд, человек конца ХХ века увидел неблагополучие в созданном им на Земле царстве. Природные системы, его «подданные», хиреют и вымирают.

Оптимисты предполагают, что в будущем человечество будет жить в некоей искусственной природе, и предлагают природу переделывать или, по крайней мере, управлять ею. Но эта задача человечеству явно не по силам: природа содержит гигантское число (порядка 10 27) живых объектов. На управление ими потребовалось бы, по данным ряда ученых, не менее 99% всех энергетических и трудовых затрат современной цивилизации.

За миллиарды лет эволюции выработались тончайшие механизмы регулирования жизни, и вмешательство в них (замена их другими) на современном этапе опасно, т.к. все виды растений, животных, микроорганизмов удивительно приспособились друг к другу, да так, что без преувеличения можно сказать: каждый живет за счет или с помощью другого и связан с окружающей средой сложной системой взаимоотношений. Исчезнут два-три вида животных или растений – и невозможно предсказать, какие за этим последуют нарушения.

Например, в начале нашего века в Канаде уничтожили всех хищных зверей в районе, где паслись олени карибу. И оленей стало больше. Потом их стало очень много. А затем численность оленей начала резко снижаться. И если бы люди вовремя не спохватились, карибу исчезли бы совсем.

А вот другой пример. Не так давно жители некоторых районов Западной Германии стали страдать от появившихся в большом количестве ос. Осы жалили людей, проникая в дома. Не сразу удалось понять, что случилось. Оказалось, что виноваты люди, истребившие лис. Лисы разрушали гнезда ос, находящиеся в земле. Когда лисы исчезли, то осы размножились настолько, что стали досаждать людям.

Эти простые примеры говорят о том, что люди, не зная жизни природы, не должны «поправлять» ее по своему разумению. Ведь в животном мире равновесие в огромной степени поддерживают хищники, уничтожая больных и слабых зверей.

Ведущая 1 : Для оптимистов человек – царь природы, для пессимистов – раб. Первые полагают, что сохранение девственной природы необязательно – человек сможет существовать и в окультуренной среде (парки, сады и т.п.). Вторые, наоборот, пытаются доказать, что только девственная природа на большей части суши поможет сохранить человеческий род.

Уже пройдены этапы во взаимодействии человека с природой, когда он был рабом природы, а затем возомнил себя царем. Он должен окончательно сойти с царского трона.

Виновником омертвления вещей М.Цветаева считала человека, который легкодумно и опрометчиво нарушил законы природы, превращая дерево и железо в доски и гвозди:

Дерево, доверчивое к звуку

Наглых топоров и нудных пил;

С яблоком протягивало руку –

Человек – рубил

Горы, обнаруживая руды

Скрытые (впоследствии «металл»),

Твердо устанавливали чудо!

Человек – взрывал.

А вот как звучит эта тема в стихах Игоря Северянина:

О каждом новом свежем пне,

О ветви, сломанной бесцельно,

Тоскую я душой смертельно,

И так трагично – больно мне.

Редеет парк, редеет глушь,

Редеют еловые кущи…

Он был когда-то леса гуще,

И в зеркале осенних луж

Он отражался исполином…

Но вот пришли на двух ногах

Животные – и по долинам

Топор разнес свой гулкий взмах.

Я слышу, как, внимая гуду

Убийственного топора,

Парк шепчет: «Вскоре я не буду…

Но я ведь жил – была пора…»

Ведущая 2 : Известно, что посадка деревьев – одно из самых благородных дел. Представьте себе, сколько можно вырастить деревьев, если каждый житель нашего города посадил бы по одному дереву! А что если каждый посадит по 10 деревьев? Известно ли вам, сколько одна семья сжигает леса в печке зимой… Поинтересуйтесь и помножьте эту цифру на весь город. Внушительная цифра получается!

(Звучит фонограмма песни «Не рубите, мужики…» в исполнении группы «Любэ»)

Действительно, каждый день мы забираем богатства природы: пилим лес, уничтожаем кислород и не задумываемся, на сколько лет нам хватит природных ресурсов? Хватит ли на всех? Наступит ли тот день, когда и лес, и газ, и нефть, и питьевая вода будут полностью израсходованы человеком? Ежегодно сплошные вырубки леса охватывают площадь в 2 млн. га. Ежегодно в стране бывает до 28 тыс. лесных пожаров (85 % по вине человека), при которых теряется около 1,5 млн. га леса. По всей стране сокращаются площади спелых сосновых, еловых и, особенно, кедровых лесов. Практически уничтожены за последние 30 лет так называемые тугайские леса в Средней Азии – когда-то непроходимые древеснокустарниковые заросли, которые тянулись вдоль всех рек и служили естественными заповедниками для многих животных и растений.

И к зову леса становясь все глуше,

Мы редко слышим – странная напасть

Как потихоньку стонут наши души

Все суше и беззвучней становясь.

Ведущая 1 : Дорогие друзья – гомо сапиенсы! Как вы себя чувстуете? Ничего? Что? Сердце побаливает, в боку покалывает? Ну это пустяки, завтра же к врачу, а там на обследование можно лечь, рентген, кардиограмма, анализы, то да се… А теперь подумайте, кто поведет на прием к врачу Природу? Кто послушает ее сердце? Спросит: «На что жалуетесь?» Кто? Молчите… Да, получается, что Природа-то вроде как сирота. А ведь она наша ближайшая кровная родня. И болезни природы моментально передаются нам. Например, у нашего родного города уже давно началась «одышка» от выбросов медеплавильного комбината. За время своего существования медеплавильным комбинатом выброшено в атмосферу города более 12 млн. тонн твердых, газообразных веществ, аэрозолей, в которых преобладают диоксид серы (около 90 %), оксиды меди, цинка, шлаков, пиритных хвостов обогащения, размещенных на городской территории в окрестностях комбината, по всей территории Соймановской долины и пойме рек Сак-Элга.

Ведущая 2 : Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Так поется в песне. Как чувствует себя в современных условиях наш второй (после воздуха) земной друг – вода?

…Родничок у дороги. Живая, бьющая из-под земли струя. Почему издавна он привлекал наше внимание, рождая доброе чувство? Хочется остановиться, опуститься на корточки и, ополоснув ладони, набрать полную пригоршню: не хочется пить, а все равно попьешь, причмокнешь языком, похвалишь.

Подземные родники – ценный дар природы. Но их, выходящих на поверхность, становится все меньше. «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца». А. де Сент-Экзюпери.

МОУДОВ «РМК Зареченского района г. Тулы»

классных часов, посвященных Дню Матери

Из опыта работы школ

Нижнего Новгорода

«Да святится имя твое!»

(литературно-музыкальная гостиная, посвященная Дню Матери)

Звучит музыка.

Вступительное слово учителя.

Учитель. Нашу литературно-музыкальную гостиную мы посвящаем Дню Матери. Каждый человек - это чей-то сын или чья-то дочь, у каждого из нас есть или была мать. Поэтому праздник Матери действительно всенародный, это самый светлый, добрый день в году. И мы его начинаем.

Ученица читает отрывок из поэмы Р.Гамзатова «Берегите матерей»

Воспеваю то, что вечно ново.

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою

И, моей не подчиняясь воле,

Рвется к звездам, ширится окрест...

Музыкою радости и боли

Он гремит - души моей оркестр

Но когда скажу я, как впервые,

Это слово - Чудо.

Слово - Свет, -

Встаньте, люди!

Павшие, живые!

Встаньте, дети бурных наших лет!

Встаньте, сосны векового бора!

Встаньте, распрямитесь, стебли трав!

Встаньте, все цветы!

И встаньте, горы,

Небо на плечах своих подняв!

Встаньте все и выслушайте стоя

Сохраненное во всей красе

Слово это - древнее, святое!

Распрямитесь! Встаньте!...

Встаньте все

Как леса встают с заре.

Как травинки рвутся к солнцу ввысь,

Встаньте все, заслышав это слово,

Потому что в слове этом - жизнь.

Слово это - зов и заклинанье,

В этом слове сущего душа.

Это - искра первая сознанья, Первая улыбка малыша.

Слово это пусть всегда пребудет

И, пробившись сквозь любой затор,

Даже в сердце каменном пробудит Заглушённой совести укор.

Слово это сроду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо.

В нем - исток всего. Ему конца нет. Встаньте!...

Я произношу его: «Мама!»

на словах: «Встаньте!» - ребята встают.

Стоя выслушивают концовку стихотворения:

«Я произношу его: «Мама!» Затем садятся.

1 ведущий.

На каком бы языке ни звучало это слово, «ненька» – по-украински, «апа» – по-киргизски, «Нана» – по-осетински, оно одинаково нежно ласкает слух, одинаково больно бередит сердце и о многом заставляет задуматься. Его лепечет дитя в колыбели, с благоговением произносит умудренный жизнью взрослый человек и с благоговением – глубокий старец.

(Начинает звучать духовная музыка)

На фоне музыки говорит 2-ой ведущий

(на экране иконы Владимирской Богоматери, «Сикстинская мадонна»)

С древнейших времен и до наших дней образ матери священен. Это в Евангелии дева Мария - мать Иисуса Христа, это и в Библии, «книге всех книг» Дева Мария с Христом на руках называется мадонна. Поэтому образу и подобию все художники всех эпох мать с ребенком на руках называют мадонной.

Далее ученица рассказывает об Иконе Владимирской Богоматери, другая ученица - о «Сикстинской мадонне» Рафаэля (их изображение на экране). Девочка читает стихотворение: Есть в природе знак святой и вещий, Ярко обозначенный в веках, Самая прекрасная из женщин -Женщина с ребенком на руках! Пусть ей вечно солнце рукоплещет, Так она и будет жить в веках, Самая прекрасная из женщин -Женщина с ребенком на руках! (Духовная музыка и слайды заканчиваются)

Начинает звучать другая музыка (как в начале)

1 ведущий.

Испокон века мать олицетворяла собой стремление к миру, покою, Жизни. Ей ненавистна война, где и когда бы она ни происходила, далеком ли прошлом, в наши ли дни, когда матери отправляются в путь за своими сыновьями, разыскивают их в далекой Чечне и привозят, живых или мертвых домой.

Мать всегда права, потому что она создает жизнь и служит Жизни. Инсценировка из IX сказки «Сказок об Италии» М.Горького

(На экране – фотографии, иллюстрации матери с ребенком)

Учитель

В муках и страданиях мать дает человеку Жизнь. С первого дня жизни ребенка она живет его дыханием, его слезами и улыбками. Солнце согревает все живое, а ее любовь согревает малыша. Она наполняет его жизнь духовной силой, помогает постичь вечные ценности.

Исполняется песня «Мамино сердце».

Звучит музыка, на экране - страницы военной летописи.

Учитель.

Не залечить раны войны. Сколько их, неоплаканных могил, несвершившихся судеб, не вернувшихся с войны сыновей и дочерей! И как передать страдания матери, потерявшей сына или дочь! Ученица читает стихотворение Юлии Друниной «Зинке»

Сначала уходят дети

На длину материнского шага,

На длину материнской руки.

Подрастая, уходят дети

На длину материнского зова,

На длину материнского взгляда,

Вырастая, уходят дети

На длину материнской тревоги,

На длину материнской любви.

Ученица

Именно любовью продиктован подвиг матери манкурта, бросившейся вопреки здравому смыслу, на спасение сына, пытавшейся любовью своей пробудить в нем память.

Читается наизусть отрывок из романа Ч.Айтматова

«И дольше века длится день» (легенда о матери манкурта)

Есть светлый на земле приют,

Любовь и верность там живут.

Все, что порой лишь снится нам,

Навеки приютилось там.

То - сердце матери.

Оно так нежно, верно! Суждено

Ему жить радостью твоей,

Нести ярмо твоих скорбей.

Учитель

Поклонимся низко своим матерям за их неустанный труд, терпение, за самоотверженную любовь, самопожертвование. За то, что они есть. За то, что в трудную для нас минуту нам есть, где приклонить голову, излить свою душу и быть уверенной, что нас поймут и нам помогут.

Звучит песня «Поговори со мною мама»

1 ведущий

Но не всегда мы ценим труд матери, воздаем ей должное, выражаем ей свои любовь и благодарность. А ведь ничто так не согревает душу, как добрые, ласковые слова дочери или сына, которых так ждет мама, ведь она их заслужила. Послушаем, какие находят слова для своих матерей поэты и писатели.

Читаются стихотворения.

1. «Красивые мамы»

2. «Я берегу себя, родная»

3. О вера наших матерей

4. «Легче всего обидеть мать»

5. «Волос ее прядки»

2 ведущий

Время неумолимо. Матери стареют, становятся бабушками. Между бабушками и внуками устраиваются самые дружеские доверительные отношения. Бабушки стараются разделить их горести и радости, выступают советчиками, предостерегают от опрометчивых поступков.

Рассказ о бабушке «Ох, уж эти бабушки!»

2 ведущий

Смысл жизни матери - в детях. Счастье матери - это счастье ее детей. Онаидет рядом, рука об руку со своими детьми до конца дней своих и движет ей любовь к своему ребенку. Любовь матери абсолютно бескорыстна. Материнская любовь все прощает. «Если в сердце сыновьем загорелась искра, в тысячу раз меньше материнской любви, - говорит украинская народная мудрость, - то и тогда. Эта искра горела, был всю жизнь человеческую неугасимым пламенем. Человечество существует потому, что существует материнская любовь. Нет ничего святее и бескорыстнее любви Матери - вы этих словах, я думаю, нет ни капли преувеличения.

Ученица рассказывает легенду о материнском сердце

(Из письма Сухомлинского сыну)

Учитель

А мы вдумаемся: достаточно ли мы внимательны, добры к нашим мамам при жизни? Многие почитают своих родителей тогда, когда они уже этого не слышат. Дети идут к безмолвным холмикам на материнском покое и просят у матери прощения. И неотступное чувство вины будет преследовать их всю жизнь, бередить их совесть незаживающей раной.

Ученики (мальчики) читают стихотворение Р.Гамзатова:

«Если мать хоронит сыновей»

Если мать хоронит сыновей,

Плачет мать и слез унять не может,

На могиле матери своей

Сына совесть чуткая тревожит.

Вот и ныне, мама, я стою

Пред холмом, понурясь виновато,

С болью вспоминаю жизнь свою,

Все, чем огорчал тебя когда-то...

Мне бы, как велит сыновний долг,

Безотлучно, мама дорогая,

Быть с тобой, тебя оберегая.

Мне б, как часовому на посту,

В день, когда склонилась ты устало,

Отражать своим оружьем ту,

Что к тебе с косою подступала.

Мне б, подобно дубу над рекой,

Пить корнями воду, но упорно

Думать, что настанет миг такой –

И не будет влаги животворной...

Мама, сколько раз просила ты,

От которой не видать нагорий.

Но увлек меня могучий вал,

И наказ твой я забыл, к несчастью,

Опоздал я, мама, опоздал!

Не успел к руке твоей припасть я!

Занесло меня в такую даль!...

Да и ты поторопилась очень,

Побыла б у нас хотя февраль –

Ведь февраль всех месяцев короче!

Если мать хоронит сыновей,

Плачет мать и слез унять не может.

На могиле матери своей

Сын молчит. И сына совесть гложет.

«Не надо мне лекарств и докторов»

Не надо мне лекарств и докторов,

И вы, чьи матери покуда живы,

Не тратьте на меня сердечных слов,

Казаться будет мне: они фальшивы

Я не виню вас, не питаю зла,

Но мне участье ваше не поможет:

Покуда мать моя жива была,

Я сострадать бы не способен тоже.

Чем тех жалеть, кого уж нет в живых,

Чем плакать соучастливо со мною,

Щадите лучше матерей своих,

От собственных невзгод, от бед чужих

Оберегайте их любой ценою.

Я вас прошу: и ныне, и всегда

Вы матерей своих жалейте милых.

Не то, поверьте мне, вас ждет беда, -

Себя вы не простите до могилы.

А я вдруг задыхаюсь среди дня,

Вдруг просыпаюсь с криком среди ночи.