Профессиональная деятельность современного педагога в зеркале Федерального государственного образовательного стандарта общего образования Чернобай Елена. Современные проблемы науки и образования Педагогическая деятельность современного педагога

Уважаемые участники конференции!

Переориентация современного дошкольного образования со знаниевого подхода на выбор стратегий поддержки личностного становления каждого ребенка ставит педагогические коллективы детских садов перед необходимостью пересмотреть устоявшиеся подходы к организации воспитательно-образовательного про­цесса в дошкольных учреждениях. Соответствующие задачи нашли отражение в новом «законе об образовании в РФ», федеральных государственных требованиях к

структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и ФГОС.

Каждый из нас, понимает, что система образования не может оставаться неизменной и поэтому мы - педагоги обязаны совершенствовать свое педагогическое мастерство, искать новые подходы к детскому уму и сердцу, стать образцом, примером для подражания. От нас в значительной степени зависит психологический климат в группе, эмоциональный комфорт каждого ребенка, характер складывающихся взаимоотношений между воспитанниками, успехи ребенка в деятельности.

На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к развитию детей и федеральными государственными образовательными стандартами меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов (знания, умения, навыки) предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные).

Мы живём сейчас, а не в какое-то другое время, поэтому педагоги нашего коллектива пересмотрели свои жизненные позиции, выработали в себе новое педагогическое мышление, в педагогической деятельности встали на позицию ребенка.

«Современному ребенку - современного воспитателя!» - лозунг сегодняшнего дня!

А кто же такой «современный воспитатель»?! Человек, который живёт своей профессией, в которой достигает значительных успехов, получает прогнозируемый результат? Творческая личность, которая стремится найти себя?...

Пересмотрены подходы к организации обучения и воспитания детей.

Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, заставил нас перейти к новым формам работы с детьми, которые позволили воспитателям нашего детского сада обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Если ранее считалось, что основные образовательные усилия педагога сосредоточены на проведение занятий, то теперь образовательный потенциал признан за всеми видами совместной деятельности педагогов и детей.

Хотелось бы отметить, что дети постоянно находятся в игре, для них это образ жизни, поэтому современный воспитатель органично «встраивает» любую деятельность в детскую игру, что делает образовательный эффект более значительным. Игра стала содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с ребёнком. Воспитатели нашего детского сада наполняют повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включают каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствуют реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя образовательную деятельность детей, воспитатель нашего времени развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Важно отметить, что работая по ФГТ мы стремимся к тому,

1. Чтобы любая детская деятельность (игровая, трудовая, коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно - исследовательская, музыкально-художественная, чтение) была мотивированной. Мы создаём проблемные ситуации к деятельности, которые становятся частью НОД (занятия),проекта, наблюдения, экскурсии и предоставляем детям выбор нескольких видов деятельности. Мы привыкли к демократическому стилю общения с детьми, советуемся с ними, беседуем по душам на разные темы. Наши дети доверяют взрослым и с удовольствием вместе с ними играют и общаются.

2. Чтобы дети были активными участниками воспитательно-образовательного процесса мы строим ОД таким образом, чтобы большую часть говорили дети, рассуждали по теме, участвовали в художественном творчестве, опытах, труде.

3. Чтобы стимулировать детей к успеху. Активность, успехи детей, хорошее отношение к сверстникам стимулируем, поощряем, отмечаем с помощью экранов добрых дел, экранов настроения, отмечаем в портфолио, благодарим родителей за хорошее воспитание детей. Эти педагогические приемы хорошо стимулируют детей к совместной образовательной деятельности с педагогами.

4. Современный воспитатель тщательно продумывает содержание развивающей среды по возрастам, постоянно обновляет игровую и наглядную среду в зависимости от темы ОД. При планировании мы предусматриваем виды самостоятельной свободной детской деятельности в специально подготовленной развивающей среде ДОУ, где дети могут закрепить знания, умения, навыки в самостоятельных играх и взаимодействии с окружающей средой.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога.
Воспитателям необходимо овладевать современными образовательными технологиями, с помощью которых можно реализовать требования новых федеральных государственных образовательных стандартов. Это хорошо известные технологии проблемного диалога, игровые педагогические технологии, технологии продуктивного чтения, деятельностные технологии, а также ИКТ-технологии. Я признаю, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, но необходимо помнить: он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровым. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании системы работы, обеспечивающей условия для снижения гиперактивности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребёнка

Практика показывает, что наличие знаний само по себе не определяет успешность дальнейшего обучения детей в школе, гораздо важнее для нас научить ребенка уже в детском саду самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Обучая деятельности в воспитательном смысле мы делаем учение мотивированным, учим ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогаем детям сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки - это задача современного воспитателя. Готовя детей к школе, мы формируем у дошкольника качества, необходимые для овладения учебной деятельностью, - любознательность, инициативность, самостоятельность, произвольность, творческого самовыражения ребёнка.

Важно отметить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. На мой взгляд, необходимо обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Мы понимаем, что ребенок сам соз­дает свою личность, а мы помогаем ему обнаружить в себе и развить то, что ему присуще. Именно поэтому мы поставили перед собой цель - созда­ть условия для максимального раскрытия индивидуального воз­растного потенциала ребенка.

Мы формируем социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе, стремимся к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Выбор форм работы мы осуществляем самостоятельно в зависимости от контингента воспитанников, от оснащённости группы, от опыта и творческого подхода воспитателя. Так, в утренние часы, когда воспитанники бодры и полны сил, предусматриваю наиболее трудоёмкие виды деятельности: беседы, наблюдения, рассматривание альбомов, дидактические игры, трудовые поручения. По мере уставания детей включаю сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, чтение художественной литературы. Чередуя различные виды деятельности детей в течение дня, обеспечиваю их разнообразие и баланс при сохранении ведущей роли игры.с целью укрепления здоровья дошкольников большое значение уделяю двигательной активности. В работе с детьми младшего возраста современные педагоги используют преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности, с детьми старшего возраста образовательная деятельность носит развивающий характер. Мы учим детей творческому партнёрству, умению обсуждать совместный проект, оценивать свои силы и возможности.

Педагоги нашего детского сада понимают, что, в отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Стандарт дошкольного детства - это, по сути дела, определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех. Правила развития ребенка, а не его обучения. Впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования - такого не было никогда.

Мы – современные воспитатели, делаем дошкольное детство разнообразным. Для нас это стало нормой. Мы даём детям возможность реализовать свою индивидуальность. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. По-другому просто невозможно. Мы понимаем, что к нам пришли дети - почемучки, которые и должны остаться почемучками. Можно говорить о разных мнениях к оценке ФГОС, но, для нас - воспитателей, главный критерий – удовлетворённость родителей. Если ребёнок сыт и здоров, если идёт в детский сад с удовольствием, если там организована деятельность, которая его привлекает, и он ежедневно рассказывает родителям о чём­-то новом, то это высшая оценка воспитателя – профессионала.

В профессиональной деятельности педагоги нашего ДОУ гармонично сочетают и интегрируют традиционные формы взаимодействия с инновационными.

Особое внимание мы уделяем осуществлению воспитательно-образовательной деятельности на основе активного взаимодействия с социумом и семьёй. По моему мнению, необходимо широко и массово привлекать родителей, создавать условия для формирования семейных ценностей, сближения и сплочения, воспитания чувства толерантности, активного культурно-спортивного досуга. Организовывать праздники, на которых родители наравне с детьми выполняют различные творческие задания.

В своей работе мы планируем такие формы работы, как

диагностирование семей;

педагогическое просвещение родителей, обмен опытом;

совместное творчество детей и взрослых;

совместные мероприятия с учреждениями социума;

индивидуальная работа с родителями.

информационное общение (электронная почта, социальная сеть)

Мы вовлекаем родителей к участию в реализации программы, к созданию условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители наших воспитанников - активные участники образовательного процесса, участники всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонние наблюдатели.

На мой взгляд, современному обществу требуется уже не воспитатель-исполнитель, а воспитатель-исследователь, инициативный, широко образованный, поэтому педагоги нашего ДОУ стараются творчески, нетрадиционно, по-новому преподнести материал, интересно организовать педагогическую работу, предоставляют детям дошкольного возраста возможность проявить себя как творческим личностям.

Профессию воспитателя можно сравнить с профессией врача. Имеет ли право воспитатель на ошибку? – нет. «Будь осторожен! Не ошибись! Не навреди!» Эти слова мы должны твердить каждый день, каждый час, каждую минуту.

Конечно, практический процесс по внедрению ФГТ в нашей с вами работе идет не всегда гладко. Но мы пробуем, отменяем, изменяем, принимаем определенные решения, ищем новые формы работы, на возникающие вопросы ищем ответы.

Итак, современный воспитатель должен обладать следующим перечнем личностных и профессиональных качеств

Четкое видение современных задач образования;

Ценностное отношение к ребёнку, культуре, творчеству;

Поддерживать процесс личностного становления детей, их саморазвития;

Проявлять гуманную педагогическую позицию;

Сохранять физическое и духовное развитие детей;

Уметь осуществлять педагогическую деятельность по внедрению современных технологий воспитания и обучения детей;

Способность к самообразованию и личностному росту.

Профессию воспитателя можно сравнить с профессией врача. Имеет ли право воспитатель на ошибку? – нет. «Будь осторожен! Не ошибись! Не навреди!» Эти слова мы должны твердить каждый день, каждый час, каждую минуту. Считаю, что только полное погружение в работу может способствовать действительно глубоким и конструктивным результатам.

Ведь воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.

1

В статье рассматриваются изменения в педагогической деятельности, обусловленные реализацией федерального государственного образовательного стандарта. Раскрываются компетенции, необходимые учителю для осуществления профессиональной деятельности в новых условиях. Предпринята попытка описания трансформации трудовой деятельности и трудового поведения педагогов в условиях предъявления новых требований. Рассматривается явление расширения «ролевого репертуара» современного учителя. Представлен взгляд на профессиональное сообщество педагогов как субъектов и агентов изменений, способных к инициированию, реализации, распространению и сохранению эффектов изменений. Анализируются причины возрастания интенсивности педагогической деятельности. Охарактеризованы виды деятельности современного учителя. Оценивается загруженность учителей по материалам отечественных и международных исследований. Рассматривается необходимость регулирования обязанностей, видов деятельности и рабочего времени педагогов в соответствии с нормативными правовыми актами.

интенсивность педагогической деятельности.

компетенции

федеральный государственный образовательный стандарт

педагогическая деятельность

1. Волков В.Н. Субъектность концептуальных изменений в образовании и их влияние на управление школьной организацией //Человек и образование. – 2015. - № 1 (42). - С. 27–33.

2. Дроботенко Ю.Б., Макарова Н.С., Чекалева Н.В. Исследование изменений в образовательном процессе современного вуза: проблема выбора адекватной методологии //

Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 10. - С. 47–58.

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКТЦ «МарТ», 2005. - 448 с.

4. Об итогах мониторинга по вопросам интенсификации труда педагогических работников. - Постановление исполнительного комитета профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации № 19-11 от 18 марта 2014 г. - URL: http://www.eseur.ru/Resheniya_Profsouza/page3/ (дата обращения 22.06.2015).

5. Чекалева Н.В. Системные изменения в школьном образовании как фактор изменений в повышении квалификации педагогических кадров // Специфика педагогического образования в регионах России. - 2012 - № 1. - С. 78–81.

6. Шакурова А.В. Профессиональная идентичность учителей как субъектов трудовой деятельности: автореферат дис. ... доктора социологических наук. - Нижний Новгород, 2014. - 51 с.

7. TALIS 2013 Results: An International Perspective on Teaching and Learning. - URL: http://www.oecd.org/edu/school/talis.htm (дата обращения 24.06.2015).

В отечественной педагогической науке проблемы педагогической деятельности традиционно являются предметом исследований и дискуссий. Бесспорно, определение сущности профессиональной деятельности педагога не является новой темой, причем в теории образования накоплен достаточный материал, отражающий различные подходы к пониманию основных составляющих этой деятельности. Однако в современных условиях тема профессиональной деятельности педагога приобретает особую значимость в связи с новыми требованиями к образованию, соответственно и к педагогической деятельности, которые находят отражение в федеральных государственных образовательных стандартах и профессиональном стандарте педагога.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет установить, что определению сущности, содержания, компонентов, видов и функций деятельности педагога посвящено достаточное количество диссертационных исследований, монографий, учебных изданий и др.

В «Педагогическом словаре» педагогическая деятельность определяется как «деятельность, направленная на создание оптимальных условий в целостном педагогическом процессе для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого развития» .

Контекст изменений, влияющих на профессиональную деятельность педагога, задается не только вызовами времени и социальным заказом, но и стратегическими документами сферы образования. Одним из факторов, определяющих изменения в профессиональной деятельности, стали новые требования к компетентности педагога в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования. В соответствии с общей структурой и системой требований стандарта педагог должен обладать:

1) методологической компетентностью, позволяющей проектировать и осуществлять педагогическую деятельность в логике системно-деятельностного подхода;

2) компетенциями, обусловленными структурой основных образовательных программ;

3) компетенциями в области целеполагания, технологии достижения и оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основных образовательных программ;

4) компетенциями, обеспечивающими создание оптимальных условий реализации основных образовательных программ.

Особым акцентом в требованиях образовательного стандарта общего образования становится необходимость духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, что предполагает освоение педагогом новых подходов к содержанию и организации внеурочной деятельности.

Наряду с перечисленными компетенциями общая методология ФГОС и структура основных образовательных программ предполагают работу педагога с различными категориями учащихся: сопровождение развития одаренных детей, реализацию программ инклюзивного образования, работу с девиантными, социально запущенными детьми, с учащимися, имеющими проблемы в развитии, и др. Очевидно, что работа с таким контингентом обучающихся требует не только профессиональной переподготовки и повышения квалификации учителя в вопросах педагогики творчества, специальной педагогики, но и овладения технологиями сопровождения, педагогической поддержки и т.д.

Важную роль в достижении результативности работы образовательных учреждений в «эпоху перемен» играют мотивационная готовность педагогов, принятие задач нового образовательного стандарта и осознание необходимости изменений в собственной, зачастую уже сложившейся, профессиональной деятельности. Процесс изменений трудовой деятельности, предполагающий переход из одного состояния в другое, имеет свою «драматургию» и разворачивается в определенной логике. В результате анализа трансформации трудового поведения педагогов в условиях предъявления новых требований выявлены этапы перестройки трудовой деятельности, которые проходит педагог: «выживание», исследование нового, адаптация к новым требованиям, изменение деятельности и, наконец, включение в трудовой процесс новых освоенных действий. Одним из механизмов, обеспечивающих запуск изменений профессиональной деятельности, безусловно, является профессиональная рефлексия, позволяющая идентифицировать имеющиеся проблемы в осуществляемой профессиональной деятельности и определить оптимальные способы их решения.

Примечательно, что статистически зафиксированное снижение числа педагогов, имеющих педагогическое образование, наглядно демонстрирует реализацию идеи обновления и совершенствования педагогического корпуса за счет привлечения специалистов из других профессиональных сфер. Вместе с этим возникает риск отсутствия готовности этой категории специалистов к выполнению сложных задач, поставленных перед современным педагогическим сообществом. Отсутствие базовой психолого-педагогической подготовки у части педагогов системы общего и дополнительного образования может негативно отразиться на общей результативности работы педагогических коллективов в условиях изменения профессиональных требований.

Явление стандартизации педагогической деятельности в настоящее время находит отражение в документах, определяющих рамки работы современного педагога: это Квалификационные характеристики должностей работников образования и утвержденный Профессиональный стандарт педагога, введение которого датируется 2017 годом. Квалификационные требования содержат перечень должностных обязанностей, требования к знаниям и квалификации педагога. Этот документ, к сожалению, не дает полного и ясного представления о должностных обязанностях современного педагога, не учитывает изменений, связанных с реализацией ФГОС, спецификой обучения различных категорий обучающихся, новыми подходами к организации образовательного процесса и условиям его реализации.

Развернувшееся в последнее время обсуждение Профессионального стандарта педагога показало неоднозначное отношение педагогического сообщества к этому документу, который не воспринимается педагогами как стимул к профессиональному развитию, а скорее ассоциируется с тотальным контролем, жесткой регламентацией и введением ограничений.

Одной из важных характеристик современного образования является его динамичность, необходимость быстрого реагирования профессионально-педагогического сообщества на новые вызовы. При этом внешние изменения могут влиять на цели и содержание, структуру и условия педагогической деятельности, профессиональные функции и виды деятельности, а также на отношения, возникающие между субъектами образовательного процесса. Анализ происходящих изменений, затрагивающих все компоненты профессиональной деятельности, приводит к пониманию сложной природы этого процесса, в который вместе с педагогом вовлекаются обучающие, их родители, администрация, социальные партнеры и др. В современной литературе по педагогической инноватике в отношении всех субъектов образовательного процесса закрепились определения «инициаторы» (или «агенты») изменений.

Масштабный характер изменений в современном образовательном пространстве определяется всеми предполагаемыми субъектами-инициаторами, которые могут рассматриваться как многоуровневая структура, включающая:

1) транснациональные корпорации и международные организации;

2) государственные структуры, Правительство и соответствующие ведомства;

3) школьные и научно‐педагогические институты, общественные и общественно‐профессиональные объединения, научные сообщества;

4) педагогов и руководителей школ, обучающихся и их родителей .

Анализ причин, влияющих на характер профессиональной деятельности педагога, показывает, что изменения, вносимые «сверху», не принесут ожидаемого результата без инициативы и готовности «снизу», которая возникает как непосредственная реакция профессионального сообщества на конкретные образовательные запросы детей и родителей. В этом случае учитель становится автором преобразований, занимая субъектную позицию, которая базируется на понимании необходимости совершенствования профессиональной деятельности. Поэтому часть профессионального сообщества выступает не только в качестве субъектов, но и агентов изменений, способных к инициированию, реализации, распространению и сохранению эффектов изменений. Только такая интеграция внешних и внутренних направлений преобразований образовательного процесса и педагогической деятельности обеспечит достижение целей, заложенных в стратегических документах отечественного образования .

Так, например, характеризуя труд учителей средних общеобразовательных школ, А.В. Шакурова справедливо замечает, что они, с одной стороны, являются субъектами трудового поведения, а с другой — «заложниками» функциональных обязанностей, разработанных на основе должностных инструкций и квалификационных требований .

В связи с изучением содержания и видов деятельности современного педагога заслуживает внимания вопрос расширения его ролевого «репертуара». Модель трудового поведения учителя содержит мотивационный, целевой и исполнительский блоки профессиональной деятельности. В исполнительский блок профессиональной деятельности учителя наряду с регуляционными и трудовыми умениями включены профессиональные роли, которые обеспечивают взаимодействие учителя со всеми субъектами образовательного процесса. К ним относятся роли аналитика, генератора идей, исследователя ресурсов, мотиватора, координатора усилий, реализатора, завершителя, коммуникатора и т.д. . Опираясь на диссертационные материалы последних лет и учитывая тенденции современной образовательной практики, этот перечень без труда можно дополнить ролями тьютора, фасилитатора, супервизора, консультанта и др. Необходимость владения этим обширным ролевым репертуаром, на наш взгляд, является одной из причин интенсификации и существенного повышения энергозатратности современной педагогической деятельности.

Любые изменения, вносимые в профессиональную деятельность, требуют от работника овладения новыми компетенциями, что предполагает дополнительные усилия, затраченные на их формирование. Как следствие, важной проблемой совершенствования образовательного процесса становится интенсификация педагогической деятельности. Показателями в оценке интенсивности трудовой деятельности педагога являются затраты времени на выполнение обязанностей и количество видов трудовой деятельности, выполняемых работником. Основным показателем для определения интенсивности деятельности является время, затрачиваемое на выполнение профессиональных обязанностей. По результатам проведенного Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации в 15 регионах страны мониторинга по вопросам интенсификации труда педагогических работников выявлено, что на выполнение профессиональных обязанностей учителя тратят от 54 до 80 ч в неделю. К числу основных видов деятельности относятся проведение уроков и внеурочная работа с обучающимися, подготовка и обеспечение учебного процесса и организационно-педагогическая деятельность. Также к видам педагогической деятельности отнесены работа в комиссиях, общественных организациях, руководство проектной деятельностью, наставничество, участие в профессиональных конкурсах, составление портфолио, работа с электронной учебной и методической документацией, ведение сайта, блога, работа в жюри конкурсов, олимпиад и т.д. Наряду с этим учитель выполняет виды работ, не имеющие непосредственного отношения к учебно-воспитательному процессу: отчеты, подготовка к аккредитации и лицензированию, участие в избирательной кампании, участие в хозяйственных работах, ремонте и др. .

Несколько иначе оценивается загруженность учителей в материалах международного исследования Teaching and Learning International Survey. Авторами было выявлено, что средний учитель в России работает свыше 46 ч в неделю, при этом около 15 ч он тратит на заполнение планов, написание отчетов и подготовку к урокам. По этим показателям российские преподаватели — самые загруженные среди коллег из 36 стран, участвовавших в исследовании . При этом практика показывает, что большой объем и разнообразие видов выполняемой работы требуют от педагогов значительных затрат времени не только в рабочие, но и в выходные дни.

Очевидно, что расхождения отечественных и зарубежных экспертов в оценке интенсивности труда учителей весьма существенны, но при этом они не влияют на общие выводы о значительных перегрузках, которые испытывает российский учитель.

«Задача освоения новых профессиональных компетенций сама по себе является источником повседневного напряжения в профессиональной деятельности педагога» . В связи с этим особого внимания требует вопрос регулирования рабочего времени педагогов в соответствии с нормативными правовыми актами. Необходимо отметить, что в цитируемом Постановлении предлагается продолжить исследование интенсивности профессиональной деятельности педагогов с целью определения максимально допустимого уровня загруженности, которая не отражается на качестве профессиональной деятельности и результатах образования. Также предлагается определить и нормативно закрепить условия отказа от определенных видов работы и недопущение выполнения учителем обязанностей, не свойственных профессиональной деятельности.

Необходимо констатировать, что интенсивность труда учителя в условиях реализации новых образовательных стандартов резко возросла. Виды профессиональной деятельности, профессиональные обязанности и роли, а также квалификационные требования к педагогу должны быть согласованы со стратегическими документами, определяющими развитие и совершенствование образования, и четко закреплены в нормативных документах, задающих рамки педагогической деятельности.


Рецнзенты:

Чекалева Н.В., д.п.н., профессор, проректор по инновационной и международной деятельности, заведующий кафедрой педагогики ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск;

Медведев Л.Г., д.п.н., профессор, декан факультета искусств ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск.

Библиографическая ссылка

Феттер И.В. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА: СТАНДАРТИЗАЦИЯ И ИНТЕНСИФИКАЦИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20502 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Творчество в деятельности современного педагога

В настоящее время активно дискутируется вопрос о том, каким должен быть современный учитель, какими знаниями, навыками, качествами, компетенциями он должен обладать. Среди разных характеристик, которые называются в качестве необходимых составляющих профессиональной деятельности современного педагога, часто называют творческий подход к педагогической деятельности. Для этого необходимо в вузе, на этапе подготовки будущих учителей, формировать творческую личность, обладающую гибким продуктивным мышлением для генерирования разнообразных оригинальных, нестандартных идей.

Творчество составляет сущность разных видов деятельности человека, оно присуще человеку как сознание, мышление, воображение и т. д. Его предпосылкой является пластичность человеческого мышления, которая проявляется в способности личности к многостороннему, вариативному видению мира.

Н. А. Бердяев писал: «Под творчеством я все время понимаю не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни… Творческий акт человека не может целиком определиться материалом, который дает мир, в нем есть новизна, не детерминированная извне миром. Это и есть тот элемент свободы, который привходит во всякий подлинный творческий акт» [,с.308]

На творческий характер педагогической деятельности обращали внимание многие педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие. Актуальность умения учителя принимать оперативные, гибкие решения в условиях многовариативного педагогического процесса подчеркивается и современными педагогами и психологами: Б. С. Гершунским, В. И. Загвязинским, В. А. Кан-Каликом, В. В. Краевским, Н. В. Кузьминой, Н. Д. Никандровым, В. А. Сластениным и др.

Известные деятели культуры (Д. И. Писарев, В. И. Вернадский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Д. С. Лихачев) отмечают, что научное, педагогическое, художественное творчество близки не только по своим целям и социальным функциям, но и по технологиям.

К. Д. Ушинский называл педагогику искусством воспитания. Объединяющим началом между искусством в широком смысле и искусством воспитания педагог считал их духовно-гуманистическую направленность, преобразующую деятельность по совершенствованию личности в соответствии с высшим нравственно- эстетическим идеалом. А различие, по его мнению, состоит в том, что если художник творит «вторую природу», воплощая в вымышленных образах реалии жизни, то учитель работает с «первоисточником», живой личностью, реальными человеческими отношениями. Поэтому искусство воспитания, по его мнению, есть высший тип творчества.

А. С. Макаренко говорил о том, что не может быть хорошим воспитатель, у которого не поставлен голос, который не умеет правильно стоять, сидеть, ходить, выражать радость или неудовольствие. Вместе с тем, он предостерегал от увлечения чисто внешней стороной воздействия на воспитанников, любая техника должна быть отражением истинных переживаний, духовного богатства педагога.

В. А. Сухомлинский выделил три слагаемых учебно-воспитательного процесса в школе: науку, мастерство, искусство. Он также отмечал индивидуальность педагогического творчества, что роднит его с художественным творчеством. Об этом же свидетельствуют данные современных исследований (Ю. П. Азаров, В. А. Кан-Калик, Г. А. Петрова).

Выделены общие черты педагогической деятельности и деятельности работников искусства:

1) значительное постоянное участие элементов работы, не поддающихся авторизации;

2) наличие внеурочной работы (тренировочной и «над предметом»);

3) специфические профессиональные эмоции;

4) значительная сложность требований, предъявляемых к психофизическому аппарату работника;

5) присутствие творческого элемента.

В. А. Кан-Калик дал такое определение творческой сущности педагогической деятельности: «Своеобразие педагогического творчества заключается в том, что творческий характер носит не только акт решения педагогической задачи, но и сам процесс воплощения этого решения в общении с детьми».

Для описания творческого характера педагогической деятельности Коджаспирова считает наиболее применимым понятие «созидание». Педагог путем творческих усилий и труда вызывает к жизни потенциальные возможности ученика, воспитанника, создает условия для развития и самосовершенствования неповторимой личности. Следует также учитывать, что педагогическая деятельность будет творческой только при наличии определенных объективных и субъективных условий.

Творческая природа педагогической деятельности подтверждается и тем, что грамотно принимаемое педагогическое решение по своей организации соответствует всем правилам эвристики, которыми руководствуется в своей деятельности исследователь: анализ педагогической ситуации (диагноз) - проектирование результата в сопоставлении с исходными данными (прогноз) - анализ имеющихся средств, пригодных для проверки предположения и достижения искомого результат - конструирование и реализация учебно-воспитательного процесса - оценка и интерпретация полученных данных - формулирование новых задач (В. А. Сластенин).

Творческая природа педагогической деятельности учителя, выражающаяся в индивидуально - творческом развитии педагога и детей, в сочетании приемов алгоритмизации деятельности и творчества, в способности педагога к импровизации, к усвоению чужого опыта путем творческого переосмысления, переработки и его органичного включения в собственную теорию и практику.

Сфера творчества в деятельности педагога достаточно широка и может проявляться как в подходе к ученику, так и в отношении к своему предмету, к подаче учебного материала, к определению методов и средств обучения и воспитания. Творческое решение построения урока и отбора содержания материала, создание нетрадиционного по форме занятия обеспечивает эффективность урока и усвоения детьми необходимых знаний, умений и формирование навыков, а также стимулирует активность учащихся, вызывает у них познавательный интерес.

Результаты реализации творческого подхода педагога к деятельности могут проявляться на внешнем и внутреннем уровне. Внешние результаты творческой деятельности разнообразны: составленные и реализованные педагогом авторские программы обучения и воспитания школьников; методические разработки, повышающие эффективность деятельности педагога; креативно организованные учебные или воспитательные процессы; собственные образовательные продукты в преподаваемом предмете и т. д. Внутренние результаты являются источником внешнего творчества, хотя и не всегда поддаются четкому определению. К ним следует отнести: уточнение отношения к различным подходам в образовании, изменение в характере организации педагогического процесса, совершенствование профессионального мастерства, развитие профессиональных способностей педагога и т. д.

Критерии педагогического творчества : по Коджаспировой

Наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление;

Умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия;

Способность к самосовершенствованию и самообразованию;

Разработка новых методик, форм, приемов и их оригинальное сочетание;

Вариативность, диалектичность, изменчивость системы деятельности;

Эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях;

Способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов;

Формирование индивидуального стиля педагогической деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога;

Способность к импровизации, основанной на знании и интуиции;

Умение видеть «веер вариантов»

Какими же качествами должен обладать творческий педагог≤

Творческий педагог должен уметь формулировать и решать педагогические задачи; строить свою деятельность с учетом изменяющих социальных и других условий; уметь видеть и развивать индивидуальные способности своих воспитанников; владеть формами и методами эвристической деятельности; занимается самообразованием, способен к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности, осознанию творческих изменений.

Для любого вида творчества существенным является воображение, в основе которого лежат процессы диссоциации, ассоциации, комбинирующей активности мозга (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн). Деятельность воображения проявляется в преобразовании отражений реальной действительности, в создании нового из элементов прежнего опыта.

Непременным качеством творческой личности является высокая степень концентрации внимания на решении какой - либо проблемы, когда для человека смысл решения проблемы заключен преимущественно в самой проблеме, а не во внешних стимулах: награждении, поощрении и т. д. Творческая личность также обладает способностью оригинально мыслить, смотреть на хорошо знакомые вещи и явления нетрадиционным взглядом, видеть их с другой, закрытой ото всех стороны, и, как следствие - умение открывать в этих предметах и явлениях что - то новое, необычное.

Творческий педагог постоянно повышает свой профессиональный уровень через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное развитие, самообразование, в ходе которых он овладевает новыми знаниями, методами деятельности и т. д.

Выделяют три сферы творческой деятельности учителя :

1) методическое творчество (связано с умением анализировать возникающие педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание и способы воздействия в учебно-воспитательном процессе; изучать передовой педагогический опыт и грамотно применять его в своей практике с учетом индивидуальных особенностей педагога и коллектива детей).

2) коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми) (данное творчество связано с организацией педагогически целесообразного и эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией; способность осуществлять саморегуляцию).

3) творческое самовоспитание (осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработки долгосрочной программы собственного самосовершенствования в системе непрерывного самообразовании).

Также отметим, что творчество в педагогической деятельности учителя приобретает двусторонний характер: творчество учителя пробуждает творческую деятельность учащихся. Важную роль в этом процессе играет искусство общения учителя со школьниками, основу которого составляет обмен информацией с помощью коммуникативных средств и воспитательного воздействия личности педагога, его собственного примера. Кроме того, педагогическое руководство творческой деятельностью учащихся требует постановки задач проблемного типа, которые стимулируют мышление школьников, их интерес и потребность в реализации своего творческого потенциала (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Т. Рибо и др.).

Многие педагоги прошлого уделяли большое внимание развитию творчества учеников. Например, Д. Дьюи были составлены полезные рекомендации по развитию творческой активности детей, пробуждения в них «духа исследователя». Особые надежды возлагались на «метод проектов»: учащиеся приобретают синтезированные знания по основам наук при планировании и выполнении конкретных заданий - проектов (например, работа на пришкольной ферме, изготовление школьной мебели, учебных пособий, организация праздника, постановка спектакля и т. д.).

Творческий компонент своей педагогической деятельности активно реализовывали педагоги-новаторы 80–90-хх годов прошлого века в своих системах и технологиях, хотя подходы к его реализации были различными.

А. В. Хуторский выделяет несколько таких подходов:

1) ремесленный, когда школьники в своей деятельности опираются на знания и опыт учителя;

2) ускоренный, суть которого выражает творческое решение педагогом социальной задачи на ускорение образовательных процессов, но в меньшей степени затрагивает творческую самореализацию детей;

3) углубленно-смысловой, когда, склонные к интеллектуальной деятельности учащиеся с помощью репетиторов, занятий в спецшколах интенсивно продвигаются вглубь изучаемого предмета; к данной категории относят и сторонников проблемного обучения. ставящих задачу обучения через отыскание и решение научных проблем изучаемого предмета;

4) методологический, суть которого состоит в переводе деятельности школьников с традиционной системы обучения на метапредметную;

5) личностно-гуманистический, когда для педагога важно, что обучение идет не «с предметом к детям», а «с детьми к предмету» (Ш. А. Амонашвили);

6) коммуникационный, к которому относятся организационно-деятельностные, коммунарские методики и т. д., когда через внешнюю мотивировку деятельность детей приобретает творческий характер (И. П. Иванов, С. Н. Лысенкова);

7) философский, где творчество детей имеет ярко выраженную внутреннюю мировоззренческую направленность, а результаты обучения рассматриваются с позиции личностного самосозидания ученика.

Все выделенные подходы так или иначе позволяли педагогам выйти за узкие рамки традиционного образовательного и воспитательного процесса и развивать творчество детей, которое ориентировало их не на впитывание знаний в готовом и неизменном виде, а на критическое мышление и самостоятельный поиск и присвоение нового знания.

Формирование творческой составляющей личности педагога осуществляется в как процессе самообразования, так и в образовательном процессе в вузе. В педагогическом университете должен формироваться специалист, для которого культура, искусство, творчество становятся насущной потребностью, составляют основу успешного овладения профессиональной деятельностью.

Говоря о процессе развития педагогического творчества (в том числе при подготовке будущего педагога в вузе) можно отметить, что он является сложным и многофакторным, зависит от многих условий. В литературе определены следующие условия развития творчества педагога:

Уровень педагогической компетентности учителя, его педагогического мышления;

Стремление к творческому поиску;

Владение педагогической техникой, педагогический опыт;

Достаточный уровень развития интеллектуальных умений, воображения и интуиции;

Видение проблем, гибкость, самостоятельность и критичность мышления;

Психологическая безопасность, атмосфера открытости и т. д.

Творческий потенциал студентов не всегда проявляется в полной мере, что может быть обусловлено особенностями среды образовательного учреждения, организации учебно-воспитательного процесса, основами взаимодействия педагога и студентов и т. д.

Большим потенциалом в развитии творчества будущих педагогов обладает эстетически грамотно организованная среда педагогического вуза, которая включает в себя такие компоненты, как: внешнее оформление здания, интерьер помещений, эстетическую организацию самого учебного процесса в институте. При этом следует учитывать, что не только предметы эстетического цикла позволяют проявлять студентам творческий подход (музыкальное, художественное, литературное творчество), тем более, что сфера влияния данных предметов ограничена 1–2 занятиями в неделю. Но и любая учебная дисциплина в той или иной мере ориентируется на интересные, нестандартные подходы.

Часто в образовательном процессе используется система объяснительно - иллюстративного обучения, когда преподаватель только передает информацию в готовом виде посредством словесного объяснения с привлечением наглядности (например, во время лекции), а студенты полученную информацию воспринимают, заучивают и воспроизводят (на семинарских и практических занятиях), не оказывает положительного влияния на развитие творчества студентов. Для развития творческих способностей будущих педагогов при организации учебно-воспитательного процесса в институте следует применять разнообразные творческие задания, проблемные ситуации, подготовку различных проектов и т. д. Только в процессе самостоятельной мыслительной деятельности, собственной активности у студентов формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

При изучении различных дисциплин педагогического цикла студенты знакомятся с проектной деятельностью, выполняют творческие задания (разрабатывают нестандартные уроки, интересные формы воспитательной работы, нетрадиционные по своим темам экскурсии, игры, педагогические инновации, находят интересные варианты применения интерактивных средств обучения, работают с интерент-ресурсами и т. д.), изучают теоретические основы инновационных технологий обучения и воспитания, овладевают умениями по выявлению и решению педагогических проблем и ситуаций, совершенствуют навыки педагогического общения и совместной деятельности в образовательном процессе.

Итак, в образовательной среде института должно быть место творчеству, поиску, реализации способностей и интересов студентов, накоплению личного творческого опыта и деятельности. Все это будет способствовать развитию творчества студентов, которое они смогут реализовать и в своей самостоятельной педагогической деятельности.


а) характеристика понятий «организаторская деятельность педагога», «субъекты образовательного процесса»;

б) особенности работы педагога с разными возрастными группами учащихся;

в) проблемы, трудности, ошибки в работе педагога со школьниками, их родителями, коллегами; пути преодоления этих проблем;

г) возможности разных педагогических технологий в решении задач развития личности школьника.

А) Организаторская деятельность педагога представляет собой систему взаимосвязанных действий, направленных на объединение различных групп, участников процессов для достижения общих целей.

1. постановка перед воспитанниками целей деятельности, разъяснение задач деятельности

2. создание условий для принятия задач деятельности коллективом или отдельными воспитанниками.

3. применение отобранных методов, средств, приемов деятельности.

4. обеспечивание взаимодействия участников деятельности.

5. создание условий для эффективного осуществления действий.

6. использование различных приемов, стимулирующих активность школьников.

7. установка обратной связи.

8. своевременная корректировка деятельности.

Этапы:

1. установление задачи.

2. подбор помощников, ознакомление их с поставленными задачами.

3. определение материальных средств, временных и пространственных условий, планирование.

4. распределение обязанностей среди участников.

5. координация деятельности, работа с помощниками.

6. контроль, анализ.

7.корректировка деятельности.

8. работа по завершению.



Субъекты образовательного процесса – педагоги, учащиеся, их семьи, социальные и профессиональные группы, административные институты и институты гражданского общества.

Б) **Изменения в социальной ситуации младшего школьника связаны с его поступлением в школу. Ведущей деятельностью является учебно-познавательная деятельность. Преимущественное развитие получает в этот возрастной период интеллектуально-познавательная сфера. Объект познавательной деятельности - начала наук. Игра по-прежнему играет большую роль в развитии ребенка.

Необходимо помочь ребенку освоить новую для него роль - роль ученика. Младшему школьнику важно переживать радость, вызванную учебными достижениями. Поэтому решающее значение приобретает оптимистическое отношение педагога к учебным успехам и неудачам детей, сотрудничество учителя с учащимися в процессе обучения, доверие и этичность по отношению к ребенку.

Главные новообразования этого возрастного периода: переход от наглядного, эмпирического мышления к теоретическому мышлению; произвольность познавательных процессов, внутренний план действия, а также самоконтроль и рефлексия.

Моральное поведение младшего школьника более осознано, чем у дошкольника, у которого оно было более импульсивным. Ведущая педагогическая идея в работе с младшими школьниками: формирование первоначальных убеждений, основанных на общечеловеческих ценностях; создание ситуации успеха в учебной деятельности.

**Подростковый возраст - период перехода от детства к взрослости, период полового созревания, интенсивного развития всех систем организма, прежде всего нервной и сердечно-сосудистой. Быстрые темпы физического, умственного развития в этом возрасте приводят к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворенны в силу недостаточной социальной зрелости школьников-подростков. Это может вызвать подростковый кризис. Центральное новообразование сознания подростков - «чувство взрослости». Происходит расширение круга общения и деятельности подростков. Характерной чертой самосознания подростков является также потребность (способность) познать себя как личность, которая вызывает стремление к самоутверждению и самовоспитанию.

Ведущая деятельность подростков - общение. Подростки удовлетворяют свои потребность в общении и общественном признании вразного рода подростковых компаниях, неформальных группах.

Объектом познавательной деятельности выступают основы наук, а также система отношений в разных ситуациях. Детям в этом возрасте свойственно переоценивать свои знания, способности, опытность. По этому поводу они часто спорят со взрослыми. Если взрослые и сверстники дают низкую оценку их умений, то это ранит самоуважение подростков и остро ими переживается.

«Образ Я» пополняется представлениями о своем умении поддерживать отношения с противоположным полом. Успехи и неудачи в этой области также влияют на самоуважение подростка и на многие другие сферы его деятельности. Подростковая проблема - озабоченность своей внешностью, общей привлекательностью. Важно, чтобы у подростка сложился положительный образ своего физического Я.

Ведущая педагогическая идея в работе с подростками - создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, которые дают возможность позитивного самоутверждения; воспитание ценностных ориентации; предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии.

** Ведущей деятельностью в раннем юношеском возрасте является учебно-профессиональная деятельность. Соответственно объектом познавательной деятельности старшеклассников являются основы наук и профессиональной деятельности. Преимущественное развитие получает как интеллектуально-познавательная, так и потребностно-мотивационная сфера. Именно отношение старшеклассника к будущей профессии начинает так или иначе влиять на их отношение к учебной деятельности.

Внутренним условием профессионального самоопределения является интенсивное формирование мировоззрения как обобщенного взгляда на мир. Оно включает и глубокое осознание себя как личности, переживание своего «Я» как индивидуальной целостности, непохожести на других людей. Оценочная деятельность старшеклассников становится более самостоятельной. Растет и социальная активность. Важной для старшеклассника может стать проблема смысла жизни. Эти размышления о себе и своем жизненном предназначении сопровождаются обычно серьезными эмоциональными переживаниями.

Для юношей и девушек важно доверительное общение: они стремятся найти друзей обоего пола, они открыты к общению со взрослыми. Если же потребность в доверительном общении не удовлетворяется, то старшеклассник может ощущать одиночество. Для этого периода ранней юности характерно возникновение потребности в любви. Юношеская любовь требует от взрослых особой тактичности и внимания.

Основное новообразование первого периода юности - самоопределение во всех сферах человеческой жизни, в том числе формирование профессиональных интересов и мировоззрения в целом. Эти процессы сопровождаются активным самопознанием. Развитие личности в этом возрасте во многом определяется ее собственными усилиями в этом направлении, то есть самовоспитанием. Ведущая педагогическая идея в работе со старшеклассниками - создание условий для реализации возможностей личности в соответствии с ее реальными притязаниями; помощь в социально значимом определении на будущее.

В) Особенности педагогических конфликтов :
- ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа - модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;
- участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель - ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;
- разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
- различное понимание событий и их причин (конфликт “глазами учителя” и “глазами ученика” видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику - справиться с эмоциями, подчинить их разуму;
- присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;
- профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;
- контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, “выпустить пар”;
- не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на “Я-высказывания (не “ты меня обманываешь”, а “я чувствую себя обманутым”);
- не оскорблять ученика (есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие “компенсирующие” действия не могут их исправить);
- стараться не выгонять ученика из класса;
- по возможности не обращаться к администрации;
- не отвечать на агрессию агрессией, не затрагивать его личности, давать оценку только его конкретным действиям;
- дать себе и ребенку право на ошибку, не забывая что “не ошибается только тот, кто ничего не делает”;
- независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношений с ребенком (высказать сожаление по поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику);
- не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения.
Разрешение конфликтной ситуации целесообразно осуществлять по следующему алгоритму:
- анализ данных о ситуации, выявление главных и сопутствующих противоречий, постановка воспитательной цели, выделение иерархии задач, определение действий;
- определение средств и путей разрешения ситуации с учетом возможных последствий на основе анализа взаимодействий воспитатель – ученик, семья – ученик, ученик – коллектив класса;
- планирование хода педагогического воздействия с учетом возможных ответных действий учеников, родителей, других участников ситуации;
- анализ результатов;
- корректировка результатов педагогического воздействия;
- самооценка классного руководителя, мобилизация им своих духовных и умственных сил.
Процедура урегулирования конфликтов выглядит следующим образом:
- воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле;
- не делать поспешных выводов;
- при обсуждении следует анализировать мнения противоположных сторон, избегать взаимных обвинений;
- научиться ставить себя на место другой стороны;
- не давать конфликту разрастись;
- проблемы должны решаться теми, кто их создал;
- уважительно относиться к людям, с которыми общаешься;
- всегда искать компромисс;
- преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная коммуникация между общающимися.

Г) Пед. технология – это, во-пер., последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение проф. задач, во-втор., планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спланированного пед. процесса. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка.

Предметом педагогической технологии являются конкретные взаимодействия учителей и учащихся в любой области деятельности. В результате этих взаимодействий достигается устойчивый позитивный результат в усвоении знаний, умений и навыков.

К задачам педагогической технологии и технических процессов принято относить следующие:

1) отработку и закрепление знаний, умений и навыков в любых сферах деятельности;

2) формирование, отработку и закрепление социально ценных форм и привычек поведения;

3) пробуждение у учащихся интереса к умственным занятиям, развитие способностей к интеллектуальному труду и мыслительной деятельности, осмыслению фактов и закономерностей науки;

4) обучение действиям с технологическим инструментарием;

5) развитие самостоятельного планирования, систематизации своей учебной и самообразовательной деятельности;

6) воспитание привычки четкого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий и общественно полезного труда.

Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям :

· по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции),

· по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитии индивидуальности),

· по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты).