Рейтинг по учебной дисциплине. Как проектировать балльно-рейтинговую систему

В Вышке принято различать текущие и кумулятивные рейтинги. Мы выделяем рейтинг до пересдач и рейтинг после пересдач .

  • Текущий рейтинг позволяет сравнить образовательные результаты студентов, полученные ими в течение полугодия (два учебных модуля или один семестр). Это оперативный показатель вашей успеваемости. Он каждый раз новый и в него включаются результаты по дисциплинам последнего полугодия (их, как правило, 5-8).
  • Кумулятивный рейтинг сравнивает учебные достижения студентов в течение всего времени обучения в Вышке. Это накопительный показатель. В кумулятивный рейтинг два раза в год добавляются новые дисциплины к списку тех, которые изучал студент с самого первого курса. Перед выпуском у студентов в кумулятивном рейтинге будут результаты по всем элементам учебного плана: дисциплинам, курсовым работам, проектам и пр. (их у бакалавров не меньше 30, у магистров не меньше 12).
  • Рейтинг до пересдач (и текущий и кумулятивный) учитывает оценки студентов так, как они были выставлены во время сессий указанного периода. Для студентов, не явившихся на экзамен, либо получивших неудовлетворительные оценки - учитываются нули за соответствующие элементы учебного плана.
  • Рейтинг после пересдач рассчитывается с оценками, полученными на пересдачах.

Зачем он определяется?

Рейтинг позволяет получить дифференцированную и разностороннюю информацию о качестве и результативности обучения, а также о персональных учебных достижениях студентов, в том числе, для принятия управленческих решений

Как рассчитывается рейтинг?

Рейтинг определяется следующим образом:
  1. Каждый факультет принимает решение какие студенты будут друг с другом сравниваться. Возможно сравнение студентов одного курса одной образовательной программы, либо нескольких образовательных программ
  2. Для каждого студента определяется сумма произведений оценок на кредитный вес элемента учебного плана. Например, студент в течение полугодия изучал английский язык (4 кредита), математический анализ (5 кредитов) и историю (3 кредита). Получил по ним такие оценки: 8, 7, 10. Для этого студента рассчитывается показатель: 4*8+5*7+3*10 = 97.
  3. Так как у каждого студента Вышки учебный план индивидуальный, то, чем старше курс, тем разнообразнее набор элементов учебного плана у каждого студента. И сумма кредитов, которую студент набрал, может отличаться. Поэтому, для более точного сравнения применяется нормирование рейтиновых сумм на максимальную сумму кредитов среди всех сравниваемых студентов. Точную формулу можно посмотреть в
  4. Весь список нормированных показателей сортируется по убыванию - чем больше показатель у студента, тем меньше его порядковый номер в списке, а значит персональный рейтинг студента лучше.

Если студент в течение полугодия выбрал дисциплин больше, чем требует учебный план образовательной программы (например взял не три, как предлагали, а четыре или пять вариативных дисциплин), то в текущий рейтинг включаются не все элементы учебного плана. Студент может сам управлять включением избыточных элементов из вариативной части плана. Нужно сообщить в учебный офис своей образовательной программы, какие именно элементы следует учесть в текущем рейтинге (письменным заявлением или по электронной почте). Результаты по курсовым работам, обязательным дисциплинам и рекомендованному количеству вариативных дисциплин включаются в текущий рейтинг.

В кумулятивный рейтинг накапливаются все результаты - и по вариативной части и по факультативам, вне зависимости от желания студента. Так как кумулятивный рейтинг фиксирует всю учебную активность, то некоторые студенты в кумулятивном рейтинге могут быть "выше" своих однокурсников, которые в текущем рейтинге в лидерах.

Рейтинговая таблица определяется на основе данных об оценках студентов, занесенных в информационную систему НИУ ВШЭ. Данные заносятся вручную силами работников учебного офиса на основе ведомостей, которые подписали преподаватели, принимавшие экзамены. Рассчитывается таблица автоматически по единым принципам для всех факультетов и филиалов НИУ ВШЭ.

Так как в этом процессе есть "ручной" участок, то вероятны технические ошибки. Поэтому рейтинговые таблицы в определенные сроки предъявляются студентам и, если студент обнаружил неточности (не те оценки, не те дисциплины) он имеет возможность в течение двух рабочих дней заявить об обнаруженной ошибке в учебный офис.

Когда готовятся рейтинги?

Рейтинговые таблицы готовятся после летней и зимней сессий, а также после периодов пересдач

Балльно-рейтинговая система – это система оценивания результатов учебных достижений студентов, позволяющая интегрировать все формы аудиторной и самостоятельной работы студентов, результаты процедур текущего контроля и промежуточной аттестации, процесс обучения и контроля.

Рейтинг – это конкретная числовая величина, которая показывает уровень соответствия учебных достижений студента формализованной шкале обученности (от 50 до 100 баллов). Рейтинговая оценка является накопительной, то есть учитывает выполнение студентом всех учебных требований и запланированных форм контроля в течение семестра.

Зачем она нужна?

В образовательных стандартах нового поколения предусматривается новое соотношение объема аудиторных и внеаудиторных занятий (30% на 70% соответственно). Теперь от студентов требуются умение распределять свое рабочее время и бóльшая самостоятельность. А своеобразным навигатором для них служит именно балльно-рейтинговая система, потому что она предусматривает конкретные виды деятельности, конкретные критерии ее оценивания, конкретное выражение оценки в баллах. Эта система позволяет планировать конечный результат обучения по каждому предмету и контролировать (в первую очередь самому студенту, а не только преподавателю) успешность достижения результатов промежуточных.

Как проектировать балльно-рейтинговую систему?

Непосредственной основой проектирования балльно-рейтинговой системы является Рабочая программа учебной дисциплины, в том числе ее компетентностные установки, связанные с ними формы образовательных технологий и контроля, основные содержательные линии. Однако перед разработкой рейтинг-плана (технологической карты балльно-рейтинговой системы) целесообразно составить и календарно-тематический план дисциплины, который позволяет наглядно показать взаимосвязь лекционных и семинарских занятий, распределить объем самостоятельной работы студентов, обеспечить системное распределение всех форм учебной работы и контроля по неделям в течение семестра.
На основе календарно-тематического планирования составляется базовая часть рейтинг-плана. Она определяет рейтинговую оценку посещения занятий, текущего контроля работы студентов на семинарских и практических занятиях (отдельно для каждого раздела программы), а также рубежного контроля, который рекомендуется проводить 2-3 раза в течение семестра. Если процедура экзамена является обязательной, то она также входит в состав базовой части рейтинг-плана. Все эти формы контроля оцениваются в суммарном диапазоне от 50 до 100 (от минимального «удовлетворительного» до максимального «отличного» уровня успешности).
Расчет итоговой оценки по дисциплине рекомендуется делать по следующей схеме: «удовлетворительно» – от 50 до 64 баллов, «хорошо» – от 65 до 84 баллов, «отлично» – от 85 до 100 баллов; «зачет» – 65 баллов из 100; «зачтено» – от 65 до 100 баллов).
Отдельными графами в конце базовой части рейтинг-плана целесообразно указать «особые» требования, например, порядок начисления баллов за посещаемость, возможное количество и основания рейтинговых бонусов и штрафов (что особенно важно для борьбы против плагиата при выполнении рейтингах заданий), формы контроля, обязательные для всех студентов вне зависимости от количества набранных баллов.
В дополнительной части рейтинг-плана приводится перечень компенсирующих заданий, которые студенты выполняют в том случае, если не накопили необходимое количество баллов. По условиям балльно-рейтинговой системы никаких иных форм сдачи академической задолженности, кроме компенсирующих рейтинговых заданий, не существует.
Все компоненты рейтинг-плана должны полностью соответствовать Рабочей программе учебной дисциплины и быть оформлены в составе Фонда оценочных средств. Этот комплекс утверждается решением кафедры для каждого нового учебного года.

Основные модели проектирования рейтинг-планов

В зависимости от специфики планирования основных компонентов рейтинг-плана и распределения рейтинговых баллов можно выделить три основные подхода к проектированию:

«Классическая модель»

Виды активности Комментарий
Посещение лекций 8 16 Лекции имеют системообразующее значение для учебного курса
Посещение семинаров 5 10 «Классическая» модель семинаров по принципу «вопросы – ответы»
Текущий контроль (семинары) 15 30
Рубежный контроль (1) 5 10 Например, реферативный обзор
Рубежный контроль (2) 7 14 Например, собеседование
Рубежный контроль (3) 10 20 Комплексная проверка лекционного материала – например, тесты или коллоквиум
«Полный» экзамен в классическом формате, в составе дополнительных заданий оценивается значительной суммой, например, от 30-35 до 60-70 баллов
Итого 50 100

«Тренинговая модель»

Виды активности Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов Комментарий
Посещаемость лекций 3 6 Лекции имеют установочный характер
Посещаемость семинаров Оценивается практическая работа на занятиях, а не посещаемость
Текущий контроль (семинары) 25 50 Насыщенная тренинговая подготовка
Рубежный контроль (1) 5 10 Например, контрольная работа
Рубежный контроль (2) 5 10 Например, творческое задание
Рубежный контроль (3) 6 12 Например, учебный проект
Промежуточная аттестация: экзамен 6 12 «Мини-экзамен» в составе модульной системы контроля: все проверяемые знания и умения сбалансированно
делятся на три-четыре блока для рубежного и итогового контроля
Итого 50 100

«Компетентностная модель»

Виды активности Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов

ГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет»

Центр качества подготовки специалистов НГПУ

КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Нижний Новгород

Уважаемый студент! В НГПУ с 20011/2012 учебного года введена рейтинговая оценка качества подготовки студентов. Ниже даны ответы на 12 самых важных вопросов о рейтинге.

Рейтинг – это сумма баллов, которую получает студент на основе оценки всех видов деятельности по дисциплинам учебного плана, а также за участие в общественной работе . Рейтинговая система позволяет ранжировать студентов по достигнутым результатам и определять успешность их обучения в университете.

Рейтинг используется с целью стимулирования самостоятельной систематической работы студентов, раскрытия их творческих способностей. Рейтинговая система предназначена для повышения мотивации учебной деятельности студентов, для объективности и достоверности оценки уровня их подготовки и используется в качестве одного из элементов управления учебным процессом в университете. Получение баллов позволяет студентам четко понимать механизм формирования оценки по дисциплине, что исключит конфликтные ситуации при получении итоговой оценки; осознавать необходимость систематической и регулярной работы по усвоению учебного материала; стимулировать саморазвитие и самообразование.

Рейтинг по дисциплине формируется на основе оценки в баллах качества выполнения студентом всех видов самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы, предусмотренных рейтинг-планом по дисциплине. В течение семестра осуществляется текущий и рубежный контроль. В ходе текущего контроля в течение семестра могут оцениваться различные виды деятельности студентов, например, работа с литературой (конспектирование, рецензирование, аннотирование и т. п.), выполнение домашних заданий, тестирование или выполнение контрольной работы по отдельной теме, выступление с докладом, сообщением, устный ответ по теме и др. Рубежный контроль проводится после изучения какого-либо раздела (2-4 раза в семестр). Он может включать оценку таких видов работы, как: подготовка реферата, разработка и защита портфолио, тестирование или выполнение контрольной работы по разделу, выполнение творческого семестрового домашнего задания и др.

4. За что начисляются поощрительные баллы?

Преподаватель может добавить поощрительные баллы за выступление на научном семинаре или конференции; за участие в конкурсах, олимпиадах; за активную работу на аудиторных занятиях и участие в диспутах, в деловых играх , в круглых столах ; за публикации статей и другие достижения студентов. Могут быть оценены и личные качества студента (творческий подход при выполнении заданий; ответственность и активность на занятиях; прилежание, дисциплинированность и трудолюбие, степень самостоятельности и инициативность и др.). Общая сумма добавляемых (поощрительных) баллов не может быть больше 15.

5. За что начисляются штрафные баллы?

Рейтинговая система оценки позволяет фиксировать отдельные нарушения исполнительской дисциплины студентов и вводить штрафные баллы (они вычитаются из общей суммы баллов). Штрафные баллы могут быть введены, например, за пропуски учебных занятий по неуважительной причине, за несвоевременное выполнение обязательных видов деятельности, за сдачу отчета позже установленного срока.

Оценка работы студента в течение семестра осуществляется ведущим преподавателем в соответствии с разработанной на кафедре системой контроля и рейтинг-плана дисциплины. В рейтинг-плане определены все виды текущего и рубежного контроля, а также указано минимальное и максимальное количество баллов, которое студент может получить за каждый вид деятельности, выполняемой в аудиторное и внеаудиторное время. Рейтинг по каждой дисциплине рассчитывается в пределах 100 баллов. Студент должен выполнить все обязательные виды деятельности, предусмотренные рейтинг-планом, и получить за каждую тему (раздел, контрольную работу) баллы в интервале от минимума до максимума, заявленного преподавателем. Минимум баллов студент должен набрать за выполнение каждого обязательного вида деятельности, предусмотренного рейтинг-планом. Максимальные баллы, полученные по одной теме, не перераспределяются на другие виды деятельности.

Рейтинговые баллы набираются студентами в течение всего периода изучения дисциплины и фиксируются путем занесения в ведомость учета рейтинговых баллов студентов.

Преподаватель должен информировать студентов: а) в начале семестра: о критериях оценки за выполнение всех видов деятельности по учебной дисциплине ; о сроках выполнения различных видов учебной деятельности; б) в течение семестра: о результатах каждого контрольного мероприятия; о достигнутых результатах по предмету (не реже 1 раза в месяц); в) в конце семестра: об индивидуальном рейтинге.

8. Как выставляется итоговая оценка по дисциплине?

Учебным планом могут быть предусмотрены следующие формы итоговой аттестации по дисциплине в семестре: ФПА без оценки (зачет), ФПА с оценкой, экзамен. Итоговая оценка выставляется следующим образом:

Способ оценивания

ФПА без оценки (зачет)

ФПА с оценкой

Оценка выставляется на основе рейтинга за семестр в соответствии со следующей шкалой перевода рейтинговых баллов в 5-балльную систему оценивания: 55–70 баллов – «удовлетворительно»; 71–85 баллов – «хорошо»; 86–100 баллов – «отлично». (При сумме баллов меньше 55 выставляется "неудовлетворительно").

Оценка выставляется на основе рейтинга за семестр и баллов, полученных на экзамене. Сумма баллов за семестр для допуска к экзамену должна быть от 45 до 70. (При сумме баллов меньше 45 студент не допускается к экзамену). Положительная оценка на экзамене определяется в интервале от 10 до 30 баллов.

Баллы за семестр и за экзамен суммируются, и выставляется итоговая оценка в зачетную книжку и в ведомость в соответствии со следующей шкалой перевода рейтинговых баллов в 5-балльную систему оценивания: 55–70 баллов – «удовлетворительно»; 71–85 баллов – «хорошо»; 86–100 баллов – «отлично».

9. Что делать, если студент:

а) не участвовал в каких-либо контрольных мероприятиях в срок по уважительной причине, подтвержденной документально?

В этом случае преподаватель должен предоставить ему возможность выполнить указанные мероприятия. Сроки ликвидации возникшей задолженности устанавливаются преподавателем и контролируются деканатом, исходя из общего количества дней, пропущенных по уважительной причине.

б) набрал менее 55 баллов по дисциплине с "ФПА без оценки" на конец семестра?

В этом случае у него имеется возможность получить зачет при дополнительном опросе. Однако независимо от полученной при этом оценки сумма рейтинговых баллов по учебной дисциплине будет только 55.

в) набрал менее 55 баллов по дисциплине с "ФПА с оценкой" или менее 45 баллов по дисциплине с экзаменом на конец семестра?

Студент может с разрешения деканата во время, указанное преподавателем, ликвидировать отставание. Однако независимо от полученной при этом оценки сумма рейтинговых баллов по учебной дисциплине будет только 55 или 45 соответственно.

По окончании каждого семестра деканатом определяется индивидуальный рейтинг студента как среднее значение от общей суммы рейтинговых оценок по дисциплинам в семестре с учетом трудоемкости каждой дисциплины. При определении семестрового рейтинга учитывается рейтинговая оценка за практику и за выполнение семестровой курсовой работы , если они предусмотрены в семестре. Решением стипендиальной комиссии могут быть добавлены баллы социального рейтинга (в пределах 15 баллов).

Примерные показатели социального рейтинга: 1) активное участие в работе общественных студенческих организаций и объединений; 2) участие в спортивных соревнованиях и спортивно-массовых мероприятиях; 3) участие в художественном творчестве и культурно-массовых мероприятиях; 4) другие виды общественно-полезной деятельности (трудовые десанты, волонтерские акции и т. п.).

12. Каковы преимущества и возможности рейтинговой системы?

На начисление стипендии;

На определение по итогам семестра (учебного года) лучшего студента курса, факультета, университета; лучшей студенческой группы; лучшего факультета (направления);

На получение различных форм поощрения: предоставления преимущественного права при поступлении в магистратуру и аспирантуру; присуждения грантов для обучения или стажировок в зарубежных вузах; выдвижения на получение специальной (именной) стипендии; рекомендации при устройстве на работу и др. Для этого по результатам каждого семестра, каждого курса, а также по результатам итоговой государственной аттестации выпускников определяется индивидуальный рейтинг студента.

«Памятка» разработана членами Центра качества подготовки специалистов НГПУ: ; ; ;

Подписано в печать 27.04.11 г. Печать оперативная

Объем 0,4 п. л. Тираж 2000 экз. Заказ

Нижегородский государственный педагогический университет

Полиграфический участок

Нижний Новгород, ГСП – 37, ул.