Объемные показатели деятельности образовательных учреждений. I

Основные экономические показатели

Основой для изучения экономических показателей работы дошкольного учреждения служит статистическая и бухгалтерская отчетность, а также другая бухгалтерская документация.

Экономические показатели собираются по итогам года, квартала. Основными показателями для определения объема расходов по содержанию дошкольного образовательного учреждения являются следующие показатели:

а) комплектование (количество групп в дошкольном учреждении);

б) число детей (различают списочное число детей (количество всех детей, зачисленных в ДОУ) и среднесписочное число детей, которые каждый день в течение определенного периода посещают детский сад, при планировании бюджета используют также показатель - среднегодовое число детей (то есть среднесписочное в течение года);

в) дни функционирования (число дней пребывания одного ребенка в дошкольном учреждении);

г) количество дето-дней (отражает суммарное количество дней, проведенных каждым ребенком в ДОУ).

Три последних показателя тесно связаны между собой: изменение одного обязательно вызовет изменение других. Это видно из формулы (1) расчета дето - дней:

КДД = Д*Чд, (1)

где Д - число детей; Чд - число дней функционирования.

По типовому проекту детский сад рассчитан на 12 групп. В связи с уменьшением контингента воспитанников в 1992г. помещение одной группы было реконструировано под музыкальный зал. В 1993г. еще одна группа перестала функционировать, была переоборудована в комнату для занятий по ИЗО деятельности.

С 1997г. в ДОУ функционирует 10 групп. В 2006г. ДОУ посещало 215 детей. Имеются следующие группы:

3 ясельные группы для детей от 1.5 до 3-х лет

2 младшие для детей от 3-х до 4-х лет;

2 средние для детей в возрасте 4-5 лет;

2 старшие группы для детей в возрасте 5-6 лет;

1 подготовительная для детей 6-7 лет.

В ДОУ в первую очередь принимаются дети работающих, одиноких матерей, инвалидов 1 и 2 групп, а также дети, отцы которых находятся на действительной службе в Вооруженных силах, дети военнослужащих, уволенных с военной службы, дети безработных, вынужденных переселенцев, студентов.

ДОУ предоставляет дополнительные льготы по приему детей, установленные органами местного самоуправления, Учредителем. В 2006г. 50% льгота по родительской плате была предоставлена пяти семьям.

Показатели по комплектованию ДОУ №29 «Аленушка» с 1977 по 2006 годы приведены в таблице 2.4.

Таблица 2.4 Комплектование ДОУ №29 «Аленушка»

Количество групп и число детей относятся к показателям производственной деятельности ДОУ. С 1993г. в ДОУ функционирует 10 групп. За годы реформ произошло уменьшение числа детей, посещающих ДОУ. Это связано с ростом безработицы, и особенно среди женщин, со снижением реальных доходов населения и ростом бедности. В таких условиях семье часто не под силу оплачивать услуги ДОУ. Если до 1999г. родители, не работающие в бюджетной сфере должны были возмещать затраты на содержание детей полностью, то в 1999г. Постановлением главы местного самоуправления был установлен единый размер родительской платы за содержание детей, в результате чего большее количество родителей смогли отдать своих детей в детский сад. Другая причина уменьшения количества детей, особенно до 3-х лет, посещающих дошкольное учреждение, - снижение рождаемости. Анализ выполнения плана по штатам и контингенту проводится путем сопоставления фактических данных по отчету с показателями, утвержденными по смете (табл. 2.5).

Таблица 2.5

Анализ выполнения плана по штатам и контингенту по ДОУ №29

Количество групп, ед.

Число детей, чел.

в т.ч. детей ясельного возраста, чел.

Число детей освобожденных от платы, чел.

Число дней посещения детьми, дето-дней

Число штатных единиц на конец отчетного периода, ед.

Среднегодовое число штатных единиц

Анализируя приведенные в таблице данные за три года, можно сделать следующие выводы. В настоящее время все 23 ДОУ в городе являются муниципальными, то есть находятся в одинаковых условиях по набору детей. В одном районе с ДОУ №29 находятся еще три детских сада (ДОУ №№24, 26 и 30), которые испытывают трудности с комплектованием детей на начало учебного года. Темп роста числа детей в ДОУ №29 свидетельствует о хорошей репутации ДОУ среди населения. ДОУ посещают дети не только близлежащих домов, но и других микрорайонов города. В 2004-2006гг. функционировало три группы ясельного возраста, план по этому показателю за 2006г. выполнен на 105% процентов, а число детей увеличилось на 3 человека. План по числу дней функционирования в 2006г. не выполнен, т.к. сотрудники были в двухмесячном отпуске. Ориентировочными сведениями о рациональном использовании средств служит показатель средней стоимости содержания одного ребенка в месяц и показатель численности детей на одного работника (табл.2.6).

Таблица 2.6

Таким образом, большая часть затрат на содержание детей в ДОУ покрывается за счет средств местного бюджета (80-86%) . При росте затрат на содержание детей в 2005г. на 30,5 % по сравнению с 2004г., размер родительской платы увеличился на 75%. Рост стоимости содержания одного ребенка отнюдь не связан с улучшением содержания детей в ДОУ, а прежде всего с ростом цен на продукты питания, на коммунальные услуги, увеличением заработной платы работников.

Структура расходов на содержание детей в ДОУ №29 «Аленушка» представлена в таблице 2.7.

Таблица 2.7

Структура расходов на содержание детей в ДОУ №29 «Аленушка»

При расчете стоимости содержания одного ребенка общая сумма расходов уменьшается на сумму капитальных затрат. В виде диаграммы структура расходов на содержание детей в ДОУ №29 «Аленушка» представлена на рисунке 2.4.

Наибольший удельный вес в затратах составили затраты на фонд оплаты труда и приобретение продуктов питания. Это, прежде всего, связано с тем, что ДОУ должно соблюдать нормы питания детей в зависимости от возрастных особенностей детей. Основной фактор, влияющий на стоимость питания, это цена продуктов. Поставку продуктов ДОУ осуществляет МУП «Рацион», который отпускает продукты по ценам, превышающим средние цены по городу в 1,5-2 раза. Рациональное использование средств по этой статье привело бы к высвобождению денег и возможности их перераспределение на улучшение материальной базы учреждения или на поощрение сотрудников. На 2005-2006гг. ДОУ в числе семи других ДОУ заключило договор на поставку продуктов с МП «Парус».

Третье место по доле расходов на содержание детей занимают расходы на оплату коммунальных услуг. Хозяйственные расходы, в состав которых входят расходы на материальную базу, расходы по содержанию здания, расходы на организацию учебного процесса, игрушки составляют менее 2%. Если на «защищенные статьи» средства еще как-то финансируются, то на остальное в бюджете нет денег.

Бюджетное финансирование на 2006г. составляет примерно около 60% от потребностей учреждения, при этом в полном объеме финансируются только фонд оплаты труда, приобретение продуктов питания и оплата коммунальных расходов.

Все это приводит к ухудшению состояние материально-технического состояния ДОУ: чуть меньше половины оборудования требуют капитального и текущего ремонта.

В условиях недостаточного финансирования дошкольное учреждение продолжает осуществлять в полном объеме образовательный процесс и оказывать лечебно-профилактические услуги, дети обеспечены гарантированным, сбалансированным питанием. В дошкольном учреждении созданы все условия для укрепления физического и психического здоровья детей. В учреждении работают высококвалифицированные специалисты, получающие за свой труд небольшую зарплату

Ограничение бюджетного финансирования сформировало у образовательного учреждения тенденцию к расширению границ своей рыночной деятельности. Увеличение внебюджетных источников финансирования обусловлено появлением экономической заинтересованности учреждения, поскольку значительная часть из них направляется на заработную плату и улучшение условий труда. В соответствии с Законом «Об образовании» платными могут быть только те образовательные услуги, которые не предусмотрены основными для данного учреждения программами, финансируемыми из бюджета.

Модернизацию сферы образования, в т. ч. внедрение новых финансово-экономических механизмов, нельзя осуществить без дополнительных денежных средств. При этом руководителю ДОУ важно не только сократить необоснованные затраты, но и обеспечить финансирование минимально необходимых условий для предоставления качественной образовательной услуги.

В экономической теории под эффективностью понимается, во-первых, минимизация затрат при неизменном результате и, во-вторых, максимизация результата при неизменных затратах. При оценке эффективности бюджетных расходов речь, как правило, идет о первом варианте. Однако проводить минимизацию затрат при неизменном результате можно лишь до определенного предела, поскольку государственные учреждения оказывают услуги в соответствии со стандартами, предполагающими наличие минимальных затрат на их реализацию. Неудивительно, что вопросам определения неэффективных (лишних, необоснованных) расходов посвящено большое количество нормативно-правовых актов, разработанных на федеральном уровне.

Впервые об оценке эффективности деятельности бюджетных учреждений заговорили в связи с выходом Указов Президента РФ от 28.06.2007 № 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" и от 28.04.2008 № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов". Установленные в них показатели (доля выпускников, сдавших единый государственный экзамен, доля выпускников, не получивших аттестат, и т. д.) позволяли не только дать качественную характеристику соответствующего уровня образования, но и определить объем неэффективных расходов - на и кадровыми ресурсами и в связи с низкой наполняемостью классов (групп). Однако указанными документами утверждались методики оценки только для общего образования, начального и среднего профессионального образования, а ведь вопрос оценки эффективности деятельности и качества услуги актуален и для дошкольного образования, в отношении которого были определены лишь показатели, характеризующие деятельность органов местного самоуправления в данной сфере, но не способ определения неэффективных средств.

Создание в ДОУ системы внутреннего мониторинга

Очевидно, что для эффективного управления любым процессом, своевременной его оценки и корректировки нужна достоверная и полная информация о характере его развития, особенно если он связан с постоянными изменениями, требующими систематического анализа текущей ситуации. А в сфере образования, как известно, изменения происходят регулярно: внедряется нормативное подушевое финансирование, новая система оплаты труда (далее - НСОТ) и т. д.

Для получения нужной информации следует ответить на вопросы:

  1. Какие данные необходимы?
  2. Как их получить?
  3. Каким образом их можно использовать?

При ответе на первый вопрос важно понять, что данные должны характеризовать. В случае с ДОУ речь идет об оказании за счет бюджета образовательной услуги, которая, во-первых, ориентируется на запросы потребителя, а во-вторых, нормируется в натуральном виде (число часов, наполняемость групп, предельная наполняемость зданий и т. д.). Следовательно, необходимы данные:

  • о нормативно-правовых актах, в соответствии с которыми предоставляется услуга;
  • потребителях услуги;
  • персонале, непосредственно выполняющем работу;
  • используемых материальных ресурсах;
  • расходах на оказание услуги.

Второй вопрос , как правило, наиболее сложный. Для ответа на него нужна тщательная детализация происходящих процессов, но только там, где не организовано регулярное статистическое наблюдение. В ДОУ ежегодно заполняются формы статистической отчетности: № 85-К "Сведения о деятельности дошкольного образовательного учреждения", № 78-РИК "Сведения о численности детей, стоящих на учете для определения в дошкольные учреждения" и т. д. Они часто не содержат показателей, характеризующих введение новых финансово-экономических механизмов в сфере образования, но, несмотря на это, могут стать хорошей базой для создания системы внутреннего мониторинга ДОУ.

Как только данные собраны, необходимо ответить на третий вопрос : "Каким образом их использовать?". Иначе говоря, данные должны помочь руководителю ДОУ принять правильные управленческие решения, направленные на повышение эффективности деятельности учреждения.

Показатели, характеризующие деятельность ДОУ

При обработке данных (анализе полученной информации) необходимо использовать соответствующие показатели. Общепринятым считается выбор показателей с точки зрения экономии, эффективности и продуктивности.

Под экономией понимается приобретение человеческих и материальных ресурсов надлежащего качества и в надлежащем количестве с наименьшими издержками (например, снижение удельных расходов на оплату труда с начислениями). Под эффективностью - соотношение затрат и результатов, иными словами, получение максимального результата при заданном наборе ресурсов или использование минимальных ресурсов для получения необходимого количества и качества предоставляемых услуг (например, пребывание большего количества детей в группе при одних и тех же затратах на группу-комплект). Под продуктивностью - степень удовлетворения потребностей граждан, выполнения поставленных задач и достижения намеченных целей (например, достижение оптимального соотношения численности воспитанников и предельной наполняемости ДОУ, определенной лицензией).

Для сферы образования особую значимость приобретает показатель равнодоступности. Он определяет степень равного доступа к образовательной услуге, а также указывает, подходит ли данная услуга всем, кто должен иметь возможность ею воспользоваться. Оценивать этот показатель нужно на уровне региона или муниципального образования, а не конкретного ДОУ, т. к. вопросами доступности должен заниматься прежде всего учредитель, осуществляющий реструктуризацию образовательной сети.

Выделим ключевые показатели, характеризующие деятельность ДОУ. Примем во внимание, что основной деятельностью любого дошкольного учреждения является оказание образовательной услуги. Поскольку в рамках данной статьи не затрагивается вопрос ее качества, остановимся на оценке условий ее предоставления и особенностях потребителей, т. е. рассмотрим показатели, характеризующие контингент воспитанников, а также трудовые, материально-технические и финансовые ресурсы .

"Стандартная бюджетная услуга" предполагает "стандартного потребителя", поэтому особенности других потребителей нужно учитывать отдельно. Например, если в детском саду функционируют группы оздоровительной или компенсирующей направленности для детей, которым по медицинским показаниям нужны специальные условия (меньшая наполняемость групп и т. п.), то для них стоимость бюджетной услуги будет выше.

Показатели, позволяющие получить информацию о контингенте воспитанников, а также о целевых значениях этих показателей, приведены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели оценки контингента воспитанников

Итоговые показатели

Целевое значение

Нормативно-правовой акт, закрепивший норму

Наполняемость групп общеразвивающей направленности

От 10 до 20 детей в зависимости от возраста воспитанников

П. 32 постановления Правительства РФ от 12.09.2008 № 666

Наполняемость разновозрастных групп

От 8 до 15 детей в зависимости от возраста воспитанников

То же

Наполняемость групп компенсирующей направленности

От 5 до 15 детей в зависимости от вида заболевания

П. 33 постановления Правительства РФ от 12.09.2008 № 666

Наполняемость групп оздоровительной направленности

От 10 до 15 детей в зависимости от возраста воспитанников

П. 34 постановления Правительства РФ от 12.09.2008 № 666

Наполняемость групп комбинированной направленности

От 10 до 17 детей в зависимости от воз-раста и заболевания воспитанников

П. 35 постановления Правительства РФ от 12.09.2008 № 666

Доля воспитанников в общеразвивающих группах

Отсутствует

Доля воспитанников в группах с наполняемостью не менее 20 чел.

Отсутствует

Как видно из таблицы, неправильный выбор показателя оценки может привести к существенным искажениям полученных данных. Например, если в каком-либо регионе эффективными будут считаться только учреждения со средней наполняемостью групп в 20 чел., то число "неэффективных" учреж-дений в нем резко возрастет.

Показатели 5 и 6 в данном случае свидетельствуют о том, какая часть контингента учреждения относится к "стандартному" потребителю, а какая - содержится в группах с максимальной нормативной наполняемостью. Эти показатели не собираются для официальной статистики, но легко рассчитываются в каждом конкретном ДОУ.

Целевые значения показателей чаще всего устанавливаются законодательно. При отсутствии нормативно-утвержденных значений и при низкой дифференциации фактических данных целевым индикатором может быть среднее, максимальное или минимальное значение по региону (в зависимости от целевых установок).

Проблема наполняемости групп не стоит в ДОУ так остро, как проблема недоукомплектованности классов в школах, т. к. почти во всех регионах сформированы очереди из желающих посещать дошкольные учреждения. В таких случаях показатели оценки контингента помогут контролировать наполняемость групп с точки зрения соблюдения законодательных норм и неухудшения качества предоставляемой услуги.

Особое внимание при оценке эффективности деятельности ДОУ необходимо обратить на показатели, характеризующие трудовые ресурсы (табл. 2), поскольку с ними связано одно из основных направлений определения объемов неэффективных расходов, рассматриваемое по другим уровням образования согласно нормативно-правовым документам.

Таблица 2

Показатели оценки трудовых ресурсов

Итоговые показатели

Целевое значение

Количество воспитанников в расчете на одного воспитателя

Отсутствует

Количество воспитанников в расчете на одного работника прочего персонала

Отсутствует

Доля прочего персонала в общем количестве занятых в учреждении работников

Отсутствует

Доля воспитателей с высшей квалификационной категорией

Отсутствует

Доля воспитателей с высшим профессиональным образованием

Отсутствует

Доля воспитателей со стажем до 5 лет

Отсутствует

Доля вакансий от общего числа ставок в учреждении

Отсутствует

Показатели, аналогичные показателям 1, 2, 3, 6, но для общего образования, используются для оценки деятельности не только образовательных учреждений, но и органов исполнительной власти субъектов РФ, для них устанавливают определенные целевые значения. Информация по показателям 4 и 5 традиционно собиралась и обобщалась на уровне любого образовательного учреждения, но особенно актуальными эти данные стали в связи с переходом на НСОТ.

Несмотря на то что уровень ДОУ включен в методику оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, целевых значений по указанным показателям для него не установлено. С одной стороны, отсутствует значение, на которое необходимо равняться, с другой - учреждение может проводить внутренний мониторинг, постепенно улучшая свои показатели, без какого-либо давления сверху.

Необходимо учитывать, что далеко не все показатели могут дать объективную характеристику текущей ситуации в дошкольном учреждении - в некоторых случаях требуется их оценка в совокупности. Например, считается, что чем выше доля прочего персонала в общем количестве работников ДОУ, тем менее эффективно оно работает. При этом редко обращается внимание на наличие в учреждении дополнительных объектов (столовой, котельной, бассейна и т. д.), каждый из которых требует обслуживания. К сожалению, аутсорсинг в ДОУ - передача организацией на основании договора определенных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области, - в российских образовательных учреждениях не развит: на уровень "над учреждением" выведены пока только централизованные бухгалтерии, да и то не везде, остальной персонал числится в штате.

Для показателей, характеризующих материально-технические ресурсы (табл. 3), установлено целевое минимальное, а не максимальное значение.

Таблица 3

Показатели оценки материально-технических ресурсов

Итоговые показатели

Целевое значение

Нормативно-правовой акт, закрепивший или рекомендовавший норму

Площадь групповых (игровых) помещений в расчете на одного воспитанника

Не менее 2,5 м 2 на 1 ребенка для ясельных групп,

П. 1.10 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91

Площадь спален в расчете на одного воспитанника

Не менее 1,8 м 2 на 1 ребенка для детей младенческого и раннего возраста, не менее 2,0 м 2 - для дошкольных групп

П. 4.10 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91

Общая площадь помещений в расчете на одного воспитанника

Отсутствует

Отношение фактической наполняемости здания к его плановой мощности

Отсутствует

Для определения показателей оценки материально-технических ресурсов необходимо знать:

  • площадь групповых (игровых) помещений;
  • площадь спален;
  • общую площадь помещений;
  • проектную мощность здания;
  • общее количество воспитанников.

Столь же важно правильно интерпретировать полученные результаты, рассматривая их в совокупности. С одной стороны, чем больше площадь помещений в расчете на одного воспитанника, тем лучше, т. к. на имеющихся квадратных метрах могут быть оборудованы просторные игровые, спортивные залы и т. п. (поэтому утверждены не максимальные, а минимальные целевые значения по данной группе показателей). С другой стороны, это может свидетельствовать о недоукомлектованности учреж-дения, т. е. о недостаточной эффективности расходования бюджетных средств.

Наиболее интересны показатели оценки использования финансовых ресурсов бюджетного учреждения. Можно отдельно рассматривать удельные расходы по учреждению, направления расходования средств, источники финансирования и т. д., но целевые значения предусмотрены не для всех показателей (табл. 4).

Таблица 4

Показатели оценки финансовых ресурсов

Итоговые показатели

Целевое значение

Нормативно-правовой акт, закрепивший или рекомендовавший норму

Расходы на трудовые ресурсы

Для дошкольных учреждений отсутствует, но, как показывает практика работы ДОУ в регионах, должна быть около 50-55%

Отсутствует

П. 11 постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 583

Отсутствует

Средняя заработная плата воспитателей

Отсутствует

Средняя заработная плата прочего персонала

Отсутствует

Расходы на материально-технические ресурсы

Коммунальные расходы в расчете на единицу площади

Отсутствует

Отсутствует

Прочие финансовые показатели

Доля внебюджетных средств от общих расходов учреждения

Отсутствует

Общие удельные расходы на одного воспитанника

Отсутствует

Отсутствует

Несмотря на то что значения этих показателей поддаются сравнению, они в большинстве своем индивидуальны, поскольку обусловлены особенностями потребителей услуги в конкретном ДОУ, бюджетными возможностями субъекта РФ и другими причинами.

Тем не менее их нельзя исключать из системы мониторинга - они необходимы для выявления возможностей улучшения ситуации путем сопоставления в различные периоды времени как в рамках ДОУ, так и в рамках муниципального образования, региона или округа.

Указанные показатели позволяют перейти от оценки деятельности ДОУ в натуральных величинах (количество детей как потребителей и т. д.) к стоимостной оценке. Данные, необходимые для их определения, представлены в табл. 5.

Таблица 5

Показатели оценки финансовых затрат

Определяемый показатель

Данные, необходимые для определения показателя

Доля ФОТ педагогического персонала в общем ФОТ учреждения

Общий ФОТ учреждения, ФОТ педагогического персонала

Средняя зарплата воспитателей

ФОТ педагогического персонала (за исключением средств на оплату труда прочего педагогического персонала), количество воспитателей

Средняя зарплата прочего персонала

ФОТ работников, относящихся к прочему персоналу, их количество

Доля фонда стимулирующих выплат в общем ФОТ учреждения

Фонд стимулирующих выплат, общий ФОТ учреждения

Доля ФОТ в общих расходах учреждения

Общий бюджет учреждения, общий ФОТ учреждения

Удельные расходы на оплату труда

Количество воспитанников, общий ФОТ учреждения

Коммунальные расходы на единицу площади

Коммунальные расходы, общая площадь помещений

Удельные расходы на содержание зданий

Расходы на содержание здания, общее количество воспитанников

Доля внебюджетных средств в общих расходах учреждения

Общие расходы учреждения, объем внебюджетных средств

Общие удельные расходы в расчете на одного воспитанника

Общие расходы учреждения, общее количество воспитанников

Структура затрат (текущее финансирование, капитальные вложения, инновационные программы)

Общие расходы учреждения, объемы расходов на текущее финансирование, капитальные вложения, инновационные программы

Система показателей позволяет оценить условия предоставления ДОУ образовательной услуги и эффективность затрат на ее оказание. Каждое учреждение может дорабатывать ее по своему усмотрению с учетом имеющейся информации и в зависимости от того, ответы на какие вопросы необходимо получить. При этом рекомендуется:

ограничить число показателей, т. к. лишняя информация помешает создать объективную картину происходящего;

использовать показатели, "ориентированные на действия", поскольку показатели ознакомительного характера не дадут возможности повысить эффективность работы учреждения;

регулярно корректировать набор показателей, поскольку реформирование сферы образования продолжается.

Показатели для корректировки системы мониторинга

Существует система оценки качества образования в ДОУ и ряд общих оценочных характеристик, которые помогут обеспечить корректировку порядка мониторинга, добавлять или удалять некоторые показатели. К ним относятся:

  1. Уместность - показатели должны характеризовать текущую ситуацию в конкретной сфере и помогать отвечать на поставленные вопросы. К примеру, уместным будет показатель площади игровых помещений в расчете на одного воспитанника, а не количество игрушек, приходящихся на одного ребенка в ДОУ.
  2. Четкость формулировки - в противном случае могут возникнуть разногласия при сборе и анализе информации. Часто возникают трудности при определении и сравнении средней заработной платы воспитателей, т. к. это может быть средняя зарплата только за ставку, только по штатным работникам или с учетом всех совместителей.
  3. Возможность проверки - система мониторинга должна предусматривать перекрестные показатели, позволяющие проверять достоверность информации и данных. К примеру, сумма ФОТ педагогического и прочего персонала должна совпадать с суммой фондов выплат окладов, компенсационных и стимулирующих выплат.
  4. Экономичность - должен сохраняться баланс между издержками на сбор информации и ее полезностью.
  5. Недвусмысленность оценки - при анализе информации должно быть ясно, что представляет собой изменение значений показателя: улучшение или ухудшение оказываемой услуги. К примеру, сокращение числа воспитателей может свидетельствовать как об оптимизации их численности, так и о нехватке, а соотношение количества воспитанников и воспитателей будет более информативным.
  6. Привязка к учреждению - в систему оценки и мониторинга стоит включать только те показатели, на которые могут непосредственно оказывать влияние руководители и работники учреждения. К примеру, доля средств от общего бюджета учреждения, которая корректировалась в течение года, в большей степени интересна специалистам, работающим на уровне муниципального образования, проводившего корректировку, чем коллективу учреждения.
  7. Способность к реагированию - показатели, включаемые в оценку, должны отражать происходящие в учреждении изменения. К примеру, "общая площадь дошкольного образовательного учреждения" - показатель статичный, а "площадь учреждения в расчете на одного воспитанника" - динамичный.
  8. Исключение неправильных стимулов - достижение целевого значения показателя не должно приводить к ухудшению качества услуги. К примеру, если требуется, чтобы наполняемость групп в ДОУ была не менее 20 чел., то пострадают прежде всего дети, обучающиеся в компенсирующих группах, группах ухода, присмотра и оздоровления.

Преимущества системы мониторинга в ДОУ

Создание системы мониторинга, разработанной на основе статистической отчетности, так или иначе ежегодно собираемой в каждом ДОУ, не потребует значительных дополнительных временных и иных затрат, но позволит:

  • отслеживать динамику показателей деятельности учреждения, выявлять точки оптимизации;
  • сравнивать фактические и целевые значения по отдельным показателям на уровне как учреждения, так и региона, обосновывать причины их расхождения;
  • грамотно формировать государственное задание в части установления показателей, характеризующих учреждение и оказываемую им услугу;
  • принимать верные решения, касающиеся развития учреждения;
  • оперативно передавать на вышестоящий уровень управления необходимую информацию.

Нормативные документы

  • Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов"
  • Указ Президента РФ от 28.06.2007 № 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации"
  • Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (ред. от 07.02.2011)
  • Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 № 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"
  • Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (ред. от 17.12.2010)
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010
    № 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"» (ред. от 20.12.2010)
  • Приказ Росстата от 20.07.2010 № 255 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере образования" (ред. от 12.10.2010)

А.С. Гармашова,эксперт информационного центра "МЦФЭР Ресурсы образования"

Имеющий I квалификационную категорию - 15 разряд.

Имеющий высшую квалификационную категорию - 15 разряд,

Имеющий I квалификационную категорию - 14 разряд.

1.4.2. Заместитель директора (начальника, заведующего), директор филиала, старший мастер:

Имеющий высшую квалификационную категорию - 14 - 15 разряды;

Имеющий I квалификационную категорию - 13 - 14 разряды.

II группа по оплате труда руководителей:

Имеющий высшую квалификационную категорию - 13 - 14 разряды;

Имеющий I квалификационную категорию - 12 - 13 разряды.

III группа по оплате труда руководителей:

Имеющий высшую квалификационную категорию - 12 - 13 разряды;

Имеющий I квалификационную категорию - 11 - 12 разряды.

IV группа по оплате труда руководителей:

Имеющий высшую квалификационную категорию - 11 - 12 разряды;

1.4.3. Руководитель структурного подразделения (заведующий: учебно - консультационным пунктом, отделением, отделом, секцией, лабораторией, кабинетом, мастерской, интернатом при школе, производственной практикой и т.п.):

I группа по оплате труда руководителей:

Имеющий высшую квалификационную категорию - 14 разряд;

Имеющий I квалификационную категорию - 13 разряд.

II группа по оплате труда руководителей:

Имеющий высшую квалификационную категорию - 13 разряд;

Имеющий I квалификационную категорию - 12 разряд.

III группа по оплате труда руководителей:

Имеющий высшую квалификационную категорию - 12 разряд;

Имеющий I квалификационную категорию - 11 разряд.

IV группа по оплате труда руководителей:

Имеющий высшую квалификационную категорию - 11 разряд;

Имеющий I квалификационную категорию - 9 - 10 разряды.

1.5. Разряды оплаты труда по ЕТС главных специалистов (главного бухгалтера, главного инженера, главного методиста и др.) устанавливаются:

12 разряд - в учреждении, отнесенном к IV группе по оплате труда руководителей;

12 - 13 разряд - в учреждении, отнесенном к III группе по оплате труда руководителей;

13 - 14 разряд - в учреждении, отнесенном ко II группе по оплате труда руководителей;

14 - 15 разряд - в учреждении, отнесенном к I группе по оплате труда руководителей.

Современные научно-методические и технологические подходы в диагностике и оценке результатов деятельности организации дошкольного образования

Современное образование ориентировано на достижение высокого качества, доступность, непрерывность, повышение его инновационной и творческой роли, а также его направленность не столько на усвоение дошкольниками определенной суммы знаний, сколько на развитие созидательных способностей личности, стремления учиться, исследовать, познавать, нести ответственность за принятые ими решения. Реформирование системы образования должно базироваться на основе прогнозирования и отслеживания его качества. Отслеживание качества необходимо для сохранения образовательными учреждениями основных ценностей образования.
Анализ показывает, что заимствовать чужую систему оценки качества нельзя, как нельзя взять в готовом виде концепцию другого образовательного учреждения. Необходимо разрабатывать свою систему, формировать черты качества образования в дошкольном учреждении. На практике часто встречается ситуация, когда сама концепция качества образования не стала еще личным смыслом педагогических коллективов, мерилом всех изменений и достижений в образовании.
Комплексное изучение различных параметров оценки управленческой деятельности отражено в теории социального управления и зарубежного менеджмента (М. Альберт, И.В. Бизюкова, П.Ф. Друкер, Л.И. Меньшиков, М.Х. Мескон, А.М.Омаров, Г.Х. Попов, Ф.А. Тейлор, Ф. Хедоури и др.); в управлении педагогическими системами (Е.С. Березняк, Т.М. Давыденко, В.И. Зверева, М.И. Кондаков, B.C. Лазарев, А.А. Орлов, М.М. Поташник, B.C. Пикельная, Е.П. Тонконогая, П.И. Третьяков, П.В. Худоминский, P. X. Шакуров и др.).
Отдельным аспектам управленческой деятельности руководителей ДОУ посвящены работы К.Ю. Белой, А.К. Бондаренко, Е.Ю. Демуровой, Т.С. Комаровой, Л. В. Поздняк, Р.Я Спружа, А.Н. Троян и др. Ими обоснованы требования к руководителю, выделены основные направления его деятельности. Особый интерес представляют исследования Ю.А. Конаржевского, Э.В. Литвиненко, В.Г. Молчанова, Г.М. Тюлю, Т.И. Шамовой, в которых разработаны варианты программ оценки управленческой деятельности руководителя в системе образования, в то время как по вопросу оценки управленческой деятельности руководителя дошкольным образовательным учреждением специальных исследований не проводилось.
С. Ф. Багаутдинова, Г. Ш. Рубин, Н. Г. Корнещук, А. Н. Старков, учитывая задачу системного развития предшкольного образования, для оценки результатов выбирают интегративную характеристику готовности ребенка к школе (физической, интеллектуальной, личностной), дополняя ее социально значимыми показателями деятельности учреждения (уровень заболеваемости, показатели функционирования ДОУ, востребованности ДОУ среди населения). Однако ряд ученых критически относится к целесообразности подобного показателя. Так, Т. И. Ерофеева считает, что форсированная целевая специальная подготовка к школе порождает отсутствие мотивации к учению, неврозы, угасание самостоятельности и творческой активности, ухудшение здоровья детей. Введение стандартов, «подстроенных под школу», может серьезно изменить, по ее мнению, статус дошкольного образования (М. С. Аромштам, А. К. Белолуцкая, Е. В. Овчинникова). Основные направления обеспечения комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов как открытой образовательной системы основаны на концептуальных положениях А.И. Остроуховой, Медведниковой.

Проблема.
Анализ практических материалов в органах управления образованием также показал отсутствие четко продуманной системы научно-обоснованных критериев и инструментария оценки управленческой деятельности руководителей.
Сегодня при решении проблемы качества образования можно проследить два направления, которые выводят оценку образовательных систем на принципиально новый уровень.
Первое направление связано с развитием количественного анализа, основанного на данных государственного обязательного статистического наблюдения, внешней оценки образовательных достижений, обработки результатов социологических исследований. Это позволяет перейти от суждений и мнений к обоснованному сравнительному анализу, прогнозу по выявлению зависимостей различных факторов, влияющих на результативность образовательных систем.
Второе направление основано на смещении приоритетов в оценке образования с процесса на результат. Вариативность образовательных программ, появление новых образовательных технологий указали на то, что схожие результаты функционирования образовательных услуг могут быть достигнуты разными путями, которые во многом определяются ее индивидуальными характеристиками.
В связи с этим возникает проблема измерения качества образования, связанная с тем, что:
- качество образования необходимо оценивать для обеспечения гарантии прав человека на получение образования, соответствующего мировому уровню;
- качество образования должно являться мерилом всех достижений дошкольного учреждения и вносимых изменений в образовательную политику и практику, поэтому необходимо уметь его оценивать;
- оценивать качество необходимо, прежде всего, для осмысления и формулирования целей развития, создания образцов новой практики, а не только для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение функционирования образовательных учреждений;
- ценна сама система отслеживания, постоянного измерения качества (мониторинг качества). Самоанализ деятельности на всех уровнях ценен тем, что позволяет определить, где дошкольное учреждение находится на сегодняшний день по сравнению с другими, для того, чтобы оставаться конкурентоспособным.
На основе вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что существует противоречие между необходимостью повышения качества управления дошкольными учреждениями и отсутствием научного подхода к оценке управленческой деятельности руководителя ДОУ.
Итак, многие авторы связывают оценку качества с характеристикой образовательного процесса и его результатов, тогда как существующая практика оценивания в ходе аттестации дошкольных образовательных учреждений ориентирована прежде всего на оценку условий образовательной деятельности.

Понятие «качество образовательного процесса» многогранно. С точки зрения детей, это обучение в интересной, увлекательной для них игровой форме; с точки зрения родителей, это эффективное обучение их детей по программам, сохраняющим здоровье детей (как психическое, так и физическое), поддерживающим у детей интерес и желание учиться, обеспечивающим возможности поступления и школу и др.; с точки зрения воспитателей, это, с одной стороны, положительная оценки их деятельности руководителем ДОУ и родителями, с другой - успешные результаты обучения, здоровье и индивидуальный прогресс их воспитанников; с точки зрения, руководителя ДОУ это:
во-первых, эффективность деятельности воспитателей и ДОУ как организационной структуры;
во-вторых, высокая оценка деятельности воспитателей и ДОУ со стороны родителей и детей;
в-третьих, успешные результаты обучения, здоровье и индивидуальный прогресс воспитанников ДОУ;
в-четвертых, высокая оценка деятельности руководителя и ДОУ со стороны управляющих органов образования; с точки зрения руководителя микро или макро-уровня, это эффективность функционирования и повышение жизнестойкости управляемой подсистемы.
Анализ разных подходов к оценке качества дает основание утверждать, что показатели результативности должны быть количественно ограниченными, проверяемыми и позволяющими устанавливать продвижение ребенка в своем развитии на протяжении всего дошкольного детства.
В сою очередь Модель комплексной оценки должна включать в себя сбалансированное сочетание нормативно-ориентированного, содержательно-целевого, организационно-технологического, мотивационно-личностного, контрольно-диагностического и коррекционно-аналитического компонентов, с учетом которых определены критерии и показатели.
Под критерием комплексной оценки понимается признак степени соответствия качества профессиональной деятельности педагога установленным нормам, требованиям, эталонам, стандартам. Под показателем–количественная и качественная характеристика профессиональной деятельности педагога, являющаяся результатом измерения.
Основой для выработки единой стратегии и управления оценкой качества образования является проектирование различных видов мониторинга (информационный, базовый, управленческий и комплексный) и его основных этапов, которые разрабатываются в совместной деятельности на специальных заседаниях педагогических мастерских. Мониторинговые исследования осуществляются по оценке качества образования: качества целей, условий, процессов, результатов (предметные, метапредметные, личностные результаты, ценности, здоровье всех участников учебного процесса). Особый интерес вызывает педагогический мониторинг, включающий: мониторинг эффективности учебно-воспитательного процесса; инновационных процессов (инновационной, исследовательской, экспериментальной деятельности); развития личности детей и педагогов; успешности учения; качества освоения компонентов образования; сформированности видов и умений педагогической деятельности; творческого уровня детей и педагогов.
Образовательная квалиметрия (Технология комплексной оценки), основными положениями которой являются:
рассмотрение качества деятельности дошкольного образовательного учреждения как единой системы элементов, их свойств и характеристик, функционирование и развитие которых носит закономерный характер, с позиций системного подхода, образовательной квалиметрии, теории качества;
обеспечение объективности результатов оценивания дошкольного образовательного учреждения определением ценностных предпочтений субъекта оценивания в свете социального заказа общества к образованию;
рассмотрение объекта оценивания по интегральной совокупности показателей, что позволяет учесть весь комплекс показателей, все многообразие деятельности дошкольного учреждения, что обеспечивается агрегированием показателей качества деятельности дошкольного образовательного учреждения в единую комплексную количественную оценку.
Процесс оценивания качества в квалиметрии, представляющий собой следующую последовательность действий:
определение целей оценки объекта;
раскрытие структурности качества объекта;
определение номенклатуры взаимосвязанных показателей качества объекта, а также статистических характеристик показателей (статусы и весомости);
определение значений показателей качества объекта;
оценка качества объекта;
свертка оценок показателей качества в единую комплексную оценку;
анализ полученных результатов.
Для проведения объективной оценки качества профессиональной деятельности педагогов по каждому показателю подобран комплекс методов: изучение документов, анализ педагогической деятельности, наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, экспертная оценка, самооценка, самоанализ; педагогическая диагностика, мониторинг, контроль (оперативный, текущий, предупредительный, срезовый, тематический, результативный), аттестация, методы статистической обработки данных. В качестве примера в приложениях 1–2 соответственно представлены анкеты "Удовлетворенность родителей деятельностью педагогических и руководящих работников ДОУ" и "Выявление факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов".
Одним из этапов процесса оценивания качества, в соответствии с требованиями образовательной квалиметрии, является разработка номенклатуры показателей качества, в соответствии со структурой, представленной на схеме 1.

Основным структурным компонентом среди критериев комплексной оценки является методическая работа дошкольного учреждения.
Методическая работа существенно влияет на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы дошкольного учреждения, поэтому вполне правомерно рассматривать ее как важный фактор управления современным ДОУ.

Основными критериями оптимальности конечных результатов методической работы в ДОУ являются:
1. критерий результативности; достигается, если результаты образования, воспитания и развития воспитанников повышаются до оптимального уровня (или приближаются к нему) за отведенное время без перегрузки;
2. критерии рациональных затрат времени, экономичности методической работы; достигается там, где повышение мастерства педагогов с целью оптимизации обучения и воспитания проходит при разумных затратах времени и усилий педагогов на методическую работу и самообразование, во всяком случае без перегрузки педагогов этими видами деятельности. Наличие этого критерия стимулирует научный, оптимизационный подход к организации методической работы;
3. критерий роста удовлетворенности педагогов своим трудом; можно считать достигнутым, если в коллективе наблюдается улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов, наличие удовлетворенности педагогов процессом и результатами своего труда.
Проблема оценки качества профессиональной деятельности воспитателя ДОУ
Содержание комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов предусматривает рабочие инструкции и оценочно-измерительные материалы: схемы анализа планирования, нормативно-документационного обеспечения, непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, иных мероприятий образовательного процесса, оценочные листы, карты, в т. ч. разработанные Л.М. Денякиной, М.В. Корепановой, И.А. Липчанской. Для проведения объективной оценки качества профессиональной деятельности педагогов с помощью вышеуказанных схем в помощь экспертам были разработаны рабочие инструкции.
Рассмотрим методику данной оценки. Например, значения показателей 1.1–1.5, используемых при расчете по критерию 1, определяются с помощью порядковой шкалы измерения (от 1 до 5 баллов). Она устанавливает порядковые отношения предпочтительности и позволяет судить об отношениях "лучше – хуже" между сравниваемыми объектами по измеряемому качеству.
Порядковая шкала в данной методике представляет собой ряд чисел, которые соответствуют определенной степени выраженности оцениваемой профессиональной деятельности педагогов, ее качества применительно к дошкольному образовательному учреждению. Несколько оценок (от 1 до 5 баллов) характеризуют степень выраженности качества оцениваемой характеристики. Эксперт выбирает оценки, наиболее отвечающие качеству профессиональной деятельности педагога, при этом имеющие промежуточную шкалу между качественной и количественной.
Обработка и анализ суммированных балльных оценок проводятся на основе методов математической статистики с выведением среднего балла по каждому из шести критериев по формуле:
S (к) = Б (п) + Б (п) + … + Б (п),
К (п)

Где Б (п) – балл по показателю;
К (п) – количество показателей;
S (к) – средний балл по критерию.

Каждый показатель в данной методике состоит из двух частей: содержательной и оценочной. Содержательная часть включает в себя качественную характеристику профессиональной деятельности педагога, оценочная часть – шкалу оценок по пятибалльной системе, что позволяет наиболее объективно оценить специалиста по каждому показателю:
4–5 баллов – профессиональная деятельность педагога полностью отражает качественную характеристику, ярко выражена и стабильна;
3–4 балла – в профессиональной деятельности педагога в основном отражается данная характеристика и проявляется достаточно устойчиво, педагог стремится достичь качества;
2–3 балла – данная характеристика проявляется в профессиональной деятельности педагога нестабильно, но в пределах допустимой нормы, педагог не в совершенстве овладел теоретическими знаниями и методами использования их на практике;
1–2 балла – характеристика профессиональной деятельности по данному показателю выражена недостаточно, проявляется нестабильно, уровень развития педагога на грани критического.
При определении итогового среднего балла их максимальное число (или максимальная сумма?) может достичь 30. Уровень профессионализма педагога определяется исходя из следующей градации.
О низком уровне свидетельствует сумма 15–20 баллов. На данном репродуктивном (технологическом) этапе находится так называемый педагог-исполнитель. Для него характерно отсутствие потребности в самостоятельной оценке профессиональной деятельности, следование стереотипам, методическим рекомендациям без учета меняющихся условий, особенностей воспитанников, потребностей их родителей, социального заказа общества, ориентация на репродуктивные формы образовательного процесса.
20–25 баллов – конструктивный (эвристический) уровень – свидетельствуют о том, что педагог является личностно-ориентированным практиком. Это означает наличие у него самостоятельных суждений, но с недостаточно доказательной аргументацией, он использует в работе аналитические навыки, диагностические методы, современные средства воспитания и обучения. Воспитатель среднего уровня в большинстве случаев реализует дифференцированный подход к детям, учитывает потребности их родителей, координирует свою профессиональную деятельность в соответствии с социальным заказом общества.
Работник ДОУ, получивший от 25 до 30 баллов, находится на высоком исследовательском (креативном) уровне. Педагог-мастер – компетентный исследователь, который осознанно выбирает инновационные методы, формы и средства образовательного процесса, самостоятельно разрабатывает педагогические технологии и методики, хорошо владеет доказательной научной аргументацией, придерживается собственных педагогических принципов и реализует их на практике. Кроме того, он прогнозирует развитие воспитанников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляет педагогическое образование их родителей, исходя из имеющихся потребностей, а также выполняет свою работу в тесном взаимодействии и сотрудничестве с представителями социальных институтов.
Комплекс показателей, определяющий уровень профессиональной деятельности педагогических работников:
повышение квалификации, профессиональная переподготовка;
знание нормативно-правовой базы, теоретических и практических основ профессиональной деятельности;
знание и использование информационно-коммуникационных технологий в процессе воспитательной работы;
участие в проблемно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности;
результаты работы по снижению уровня заболеваемости детей;
результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками;
уровень освоения детьми общеобразовательной программы ДОУ;
обеспечение безопасных условий пребывания детей в ДОУ;
качество организации развивающей среды группы;
результаты участия воспитанников в мероприятиях различных уровней;
рейтинг педагога среди родителей;
наличие обобщенного педагогического опыта;
наличие научно-методических материалов;
участие в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, в работе МО ДОУ, секций,
педсоветов;
проведение открытых занятий, мастер-классов;
профессиональная активность педагога: руководство МО, творческой группой; участие в оргкомитетах, жюри конкурсов, аттестационных комиссий; сопровождение педагогической практики студентов;
участие в профессиональных конкурсах;
поощрения педагога в межаттестационный период.

На первый план сегодня выходят такие личностные и профессиональные качества и компетенции воспитателя:
четкое видение современных задач дошкольного образования;
ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;
гуманная педагогическая позиция;
умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;
проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка;
умение создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;
умение работать с содержанием обучения и разнообразными педагогическими технологиями, придавая им личностно-смысловую направленность;
умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению субъективно и объективно новых подходов и технологий, оценивать их соответствие принятым на государственном уровне целям образования, задачам гуманизации образовательного процесса, возможностям и потребностям детей;
способность к самообразованию, самовыращиванию личностных структур сознания, придающих гуманный смысл
деятельности педагога.

Таким образом, нормативные требования к профессиональной деятельности, нашедшие отражение в квалификационной характеристике воспитателя и включающие базовые знания, умения, навыки, дополняются показателями, отражающими способность применять ЗУН, осмысливать профессиональный опыт, добиваться результата.
В соответствии с данной тенденцией в содержание профессионального образования и методики оценки профессиональной деятельности вводятся такие конструкты, как компетентности, компетенции и метапрофессиональные качества.

Итак, комплексная оценка качества профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения предусматривает ряд составляющих: соответствующие методы; составные части и этапы оценки; характер их связей между собой и со всей деятельностью.
Использование модели комплексной оценки помогает педагогу выявить имеющиеся проблемы, стимулирует его повышать качество собственной профессиональной деятельности и уровень профессионализма. Комплекс корректирующих действий и мероприятий по результатам оценки качества профессиональной деятельности педагогов позволяет получить конечный результат, ради которого разработана данная модель (достижение, поддержание и повышение качества профессиональной деятельности педагогов, удовлетворение потребностей и ожиданий участников образовательного процесса).
Представленные материалы не претендуют на полное освещение всех аспектов рассмотренной проблемы, но дают импульс к дальнейшему изучению вопросов оценки качества профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения. Взаимосвязь этих вопросов с решением проблемы субъектов оценивания указывает на актуальность дальнейшего теоретического и эмпирического изучения темы комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников.

В качестве основных ориентиров, определяющих качество современного дошкольного образования, выступают следующие: удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения; благополучие ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение.

Таким образом, иерархическую структуру качества деятельности ДОУ, в соответствии с основными функциями, можно представить следующим образом:
1. Охрана жизни и укрепление здоровья детей;
2. Развитие детей;
2.1. Физическое развитие;
2.2. Познавательно-речевое;
2.3. Социально-личностное;
2.4. Художественно-эстетическое;
3. Взаимодействие с семьей.

Степень достижения цели оценивается через степень реализации основных функций ДОУ.

Приложение №1

Модель комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ
Л.Ф. Медведникова,
канд. пед. наук

Цель:
Комплексная оценка качества профессиональной деятельности, определение уровня профессионализма
Виды комплексной оценки:
внутренняя;
внешняя

Компоненты комплексной оценки:
нормативно-ориентированный;
содержательно-целевой;
организационно-технологический;
мотивационно-личностный;
контрольно-диагностический;
коррекционно-аналитический
Критерии:
реализация нормативно-правового и документационного обеспечения;
соответствие содержания образовательного процесса целям дошкольного образования;
создание предметно-развивающей среды;
деловые и личные качества педагога, мотивация к педагогической деятельности;
результативность образовательного процесса;
коррекция педагогической деятельности
Методы:
изучение документов;

Анализ;
самооценка, самоанализ;
мониторинг;
тестирование;
анкетирование;
беседа;
наблюдение;
контроль;
экспертиза;
аттестация

Уровни профессионализма:
репродуктивный (технологический);
конструктивный (эвристический);
исследовательский (креативный)
Результаты:
Достижение, поддержание и повышение качества профессиональной деятельности педагогических работников.
Удовлетворение потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса

Приложение 2

Показатели комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ
1. Выполнение требований законодательных актов, нормативных документов дошкольного образования.
2. Применение на практике положений дошкольной педагогики, психологии и педиатрии.
3. Соблюдение инструкций по охране труда, технике безопасности, охране жизни и здоровья воспитанников.
4. Культура делопроизводства педагогов.
5. Удовлетворение образовательных потребностей детей, родителей, общества.
6. Объем педагогических знаний, соответствующий и (или) превышающий требования дошкольного образования.
7. Реализация современных образовательных программ и методик дошкольного образования.
8. Эффективность педагогических приемов и технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
9. Использование информационных технологий.
10. Комплексная система планирования образовательной деятельности, маршрутов индивидуального развития воспитанников.
11. Соответствие содержания образовательной деятельности требованиям образовательных программ дошкольного образования.
12. Использование инновационных методов, средств и форм дошкольного образования.
13. Создание современной, эстетически привлекательной предметно-развивающей среды.
14. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, предъявляемых к содержанию детей дошкольного возраста.
15. Обеспечение благоприятного микроклимата, психологического комфорта в детском коллективе.
16. Участие в творческой, экспериментальной работе по проблемам дошкольного образования.
17. Осуществление самовоспитания и самообразования.
18. Профессиональная компетентность в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
19. Дисциплинированность и ответственность.
20. Реализация образовательных программ дошкольного образования в полном объеме.
21. Достижения участников образовательного процесса (конкурсы, выставки).
22. Диагностика развития (знаний, умений, навыков) воспитанников.
23. Координация образовательного процесса, его соответствие требованиям дошкольного образования.
24. Взаимодействие с социальными институтами по вопросам дошкольного образования.
25. Педагогическое образование родителей воспитанников.