Педагогика, как наука о воспитании. Введение в педагогику Система и структура педагогической науки презентация

Слайд 2

«У каждой науки есть своя таблица умножения»Н.Г. Чернышевский

Категория (греч. Kategoria – высказывание, признак) Научное понятие, выражающее наиболее существенные свойства и отношения определенного явления действительности Знать категории необходимо, чтобы понимать язык науки

Слайд 3

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения принято называть педагогическимикатегориями

Понятие - Термин - Определение - Житейско -бытовое понимание сути педагогического явления Научно обоснованное понимание сути педагогического явления Объединяет понятие и термин по смыслу, но не всегда совпадает по тексту

Слайд 4

ПЕДАГОГИКА- ЭТО …

наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности (Н. В. Бордовская, А. А. Реан); наука о воспитании человека (Г. М. Афонина, И. П. Подласый); особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества (П. И. Пидкасистый); наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов (Н. В. Бордовская, А. А. Реан, С. И. Розум); наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека (В. И. Андреев). осмысление воспитания (С.И. Гессен). рефлексия фрагмента социальной реальности, называемого воспитанием (включающего в себя и образование), отраженная в текстах и "преданиях" (А.В. Мудрик). …

Слайд 5

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ

  • Слайд 6

    Педагогика как наука рассматривает взаимодействие человека (Ч) и культуры (К) посредством педагогических систем (ПС)Стихийное развитие человека

    взаимодействиечерез обучение и воспитание ПСорганизованная активность человека, целенаправленное его развитие и формирование как личности Ч К

    Слайд 7

    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

    Кузьмина Н.В. Совокупность структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения людей (детский сад, школа, вуз и т.п.) Беспалько В.П. Совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами (педагогическая система А.С. Макаренко, П.Ф. Лесгафта, Н.И. Пирогова и др.)

    Слайд 8

    Педагогика(греч. paidagogike) - наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения.Педагогика – наука о воспитании человека на протяжении всей его жизни.

    Слайд 9

    ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ

    Гуманитарныйхарактер педагогической науки проявляется в ее миссии по отношению к человеку.На человека должно оказываться воздействие, но не давление.Человеку надо помочь стать духовно богатым, творчески активным, найти равновесие с природой и обществом … Личностно-субъективный характер педагогической науки проявляется в деятельности педагогов как личностей в достижении высших целей воспитания и определяется субъективными факторами:- профессиональным мастерством и творчеством- уровнем профессиональной компетентности педагога - уровнем развития личности учащихся

    Слайд 10

    Вероятностный характер педагогической науки проявляется в решении педагогических задач и ситуаций, которые необходимо рассматривать во взаимосвязи с окружающим пространством и временем

    Результат решения педагогической ситуации

    Слайд 11

    ФУНКЦИИ (ЗАДАЧИ) ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ:

    Объяснительная 2. Преобразовательная 3. Прогностическая

    Слайд 12

    ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

    описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему так или иначе протекают процессы воспитания

    Слайд 13

    ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ(прикладная, практическая)

    На основе фундаментального знания совершенствуется педагогическая практика. В результате исследований создаются новые педагогические системы, технологии описания процессов воспитания или обучения.

    Слайд 14

    ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

    Предвидение развития педагогической реальности. Результатом педагогических исследований являются новые теории, педагогические системы и технологии, педагогические прогнозы. Они представляются в разных формах: докладах, статьях, монографиях, учебных пособиях, учебных программах и т.п.

    Слайд 15

    ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ

    ВОСПИТАНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОБУЧЕНИЕ РАЗВИТИЕ ФОРМИРОВАНИЕ

    Слайд 16

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    Из разных учебников по педагогике: найти определение педагогики как науки; найти определения основных категорий педагогики и составить таблицу (понятие, автор, источник). 2. Ответить на вопрос «Почему авторы разных учебников по-разному определяют понятие «педагогика», выделяют и трактуют по-разному основные категории педагогики как науки?»

    Посмотреть все слайды

    1 слайд

    2 слайд

    План лекции Педагогика, ее объект и предмет. Задачи научной педагогики Основные категории педагогики Система педагогических наук Этапы развития педагогики 1 4 5 6 Функции педагогики 2 3 Педагогика как наука об образовании человека

    3 слайд

    ДРЕВНИЙ МИР «Главной среди жизненных целей должно быть нравственное самосовершенствование» Социальная функция воспитания – «Сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать» Придавал первостепенное значение государственному воспитанию Педагогика как наука об образовании человека

    4 слайд

    ДРЕВНИЙ МИР Марк Квинтилиан (35 – 96 г.г.) Тертуллиан (160 – 222 г.г.) Августин (354 – 430 г.г.) Демокрит (460 – 370 до н.э.) Аквинат (1225 – 1274 г.г.) Педагогика как наука об образовании человека

    5 слайд

    ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ «Ребёнок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность к критическим суждениям» Заявил о необходимости сочетании античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, выдвинул принцип активности воспитанника Идеализировал гуманистическое воспитание, в центре которого – духовное и телесное развитие личности Педагогика как наука об образовании человека

    6 слайд

    Я.А. Коменский (1592 – 1670 г.г.) ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ Призывал обогащать сознание ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно восприятия мира Джон Локк (1632 – 1704 г.г.) Утверждал, что человеческое знания является следствием внешнего чувственного опыта Педагогика как наука об образовании человека

    7 слайд

    СРЕДНИЕ ВЕКА Центральный пункт педагогической программы Руссо – естественное воспитание Предлагал при определении основ образования опираться на знание человеческой психологии Центральный тезис рассуждений Гербарта – формирование нравственного человека Педагогика как наука об образовании человека

    8 слайд

    СРЕДНИЕ ВЕКА А. Дистервег (1790 – 1886 г.г.) Предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека, учитывать индивидуальные особенности ребенка (принцип природосообразности) Педагогика как наука об образовании человека

    9 слайд

    РУССКАЯ ПЕДАГОГИКА «Важнейшей целью педагогических преобразований в России должно стать развитие у народа чести, права и гражданства» Вскрывал диалектическую взаимосвязь между политическим режимом, материальным достатком и образованием Критиковал ущемления права на образование по сословному, религиозному и национальному признакам Педагогика как наука об образовании человека

    10 слайд

    РУССКАЯ ПЕДАГОГИКА К.Д. Ушинский (1824 – 1871 г.г.) Основатель научной педагогики в России. Стержень его педагогической концепции – принцип народности В.Г. Белинский (1811 – 1848 г.г.) Определил гуманистические и демократические подходы к воспитанию и образованию. Развивал идею народного воспитания. Макаренко А.С. (1888 – 1939 г.г.) Узловой пункт его теории – тезис параллельного действия., т.е. органического единства воспитания и жизни общества В.А. Сухомлинский (1918 – 1970 г.г.) Занимался вопросами теории и методики коммунистического воспитания детей Педагогика как наука об образовании человека

    11 слайд

    это наука, изучающая закономерности воспитания, образования и обучения. Видяпина В.И. -э -это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Сластенин В., Исаев И. Педагогика Предмет педагогики Педагогика как наука об образовании человека

    12 слайд

    Педагогика в качестве своего объекта имеет систему педагогических явлений, связанных с развитием индивида. Объект педагогики Педагогика как наука об образовании человека

    13 слайд

    Функции педагогики: Теоретическая Технологическая Педагогика как наука об образовании человека

    14 слайд

    Задачи научной педагогики по проф. В.В. Кумарину Педагогика как наука об образовании человека Воспитание человека 1 Выявление состава и величины природных дарований и потребностей человека 2 Создание условий и осуществление удовлетворения личных и общественных потребностей в воспитании и обучении. 4 Выявления состава и величины общественных потребностей 3

    15 слайд

    Задачи общей профессиональной педагогики как учебного процесса Педагогика как наука об образовании человека Проследить эволюцию наиболее прогрессивных взглядов в истории педагогики и выйти на современный уровень понимания их значения 1 Ознакомить с выдающимися педагогами прошлого, их работами, педагогическими взглядами и теориями, которые прошли проверку временем 2 Научить будущего преподавателя аналитически подходить к общим реформам и частным изменениям в педагогической науке и практике 3

    16 слайд

    Основные категории педагогики процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов Развитие целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности Воспитание процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности Образование целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний; обучение – это преподавание и учение, взятые в единстве Обучение

    17 слайд

    Основные категории педагогики приобретение человеком новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию; результат развития Становление усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социальных норм общества, в котором он живет Социализация процесс развития человека под влиянием внешних воздействий Формирование Педагогика как наука об образовании человека К педагогическим категориям в некоторых случаях можно отнести и такие достаточно общие понятия, как самовоспитание, саморазвитие, педагогический процесс, педагогическое общение (взаимодействие), продукты педагогической деятельности, социальное формирование, педагогические технологии, учебновоспитательные инновации и др.

    18 слайд

    Категории педагогики Как процесс Как результат Педагогика как наука об образовании человека Категории педагогики ОБРАЗОВАНИЕ: как процесс - освоение в учреждениях дошкольного, об щего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений; как результат - достигнутый уровень в освоении знаний, уме ний, навыков, опыта деятельности и отношений; как система - совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управле ния образованием.

    19 слайд

    Система педагогических наук Педагогика как наука об образовании человека изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания; педагогическая наука, изучающая особенности осуществления учебно-воспитательной деятельности с учетом возрастных особенностей человека. изучает закономерности воспитания детей дошкольного возраста; исследует содержание, формы и методы обучения и воспитания школьников; изучает особенности воспитания и обучения в зависимости от характера социальной группы или профессий: это - педагогика семьи, производственная, профессиональная и др. это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения. изучает и разрабатывает вопросы обучения и воспитания учащихся ПТУ и средних специальных учебных заведений.

    20 слайд

    Система педагогических наук Педагогика как наука об образовании человека 8. занимается вопросами перевоспитания правонарушителей всех возрастов. 9. Относительно молодая отрасль научно-педагогических знаний. Ее объект состояние и основные тенденции развития в различных странах современного мира.которые она анализирует в сопоставительном плане 10. изучает особенности воспитания воинов. 11. разрабатывает вопросы обучения и воспитания студентов вузов; 12. раскрывающая историю развития теории и практики обучения и воспитания в разные исторические эпохи,разных стран и народов.

    Основные вопросы 1. Педагогика как антропологическая наука 2. Возникновение и развитие педагогической науки 3. Отрасли педагогической науки 4. Связь педагогики с другими науками 5. Общекультурное значение педагогики. Анализ образовательных парадигм в мировой педагогической практике 6. Методологические подходы и их значение в социально-профессиональной деятельности 7. Методы и виды педагогических исследований


    Педагогика относится к антропологическим наукам Объект педагогики –реальности жизни государства и общества, всех их сфер, структур, учреждений, семьи и отдельных лиц, оказывающие влияние на образованность, воспитанность, обученность и развитость граждан, обеспечивающие их самореализацию и самоутверждение в жизни Объект педагогики –реальности жизни государства и общества, всех их сфер, структур, учреждений, семьи и отдельных лиц, оказывающие влияние на образованность, воспитанность, обученность и развитость граждан, обеспечивающие их самореализацию и самоутверждение в жизни Предмет педагогики – педагогические реальности в государстве и обществе, их структурах, специальных педагогических учреждениях, труде и жизни людей, каждого человека и существующие в виде закономерностей, фактов, механизмов образования, воспитания, обучения и развития Предмет педагогики – педагогические реальности в государстве и обществе, их структурах, специальных педагогических учреждениях, труде и жизни людей, каждого человека и существующие в виде закономерностей, фактов, механизмов образования, воспитания, обучения и развития


    Основные категории (понятия) педагогики Обучение – специально организованное и целенаправленное взаимодействие педагогов и обучаемых по усвоению знаний, умений и навыков, развитию способностей обучаемых и формированию их мировоззрения Воспитание (в широком смысле) – функция человеческого общества по передаче новым поколениям накопленного опыта (научных знаний, умений, навыков, трудовых операций, морали, религии, искусства). Воспитание (в узком смысле) – специально организованное и целенаправленное формирование личности, профессиональная деятельность педагога Образование – процесс и результат передачи и присвоения человеком системы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, отношений. Образование различается по уровню (начальное, среднее, высшее) и по содержанию (общее и специальное, профессиональное: например, техническое, гуманитарное, педагогическое)


    Педагогическая наука возникла в XVII веке Основоположником педагогики является великий чешский педагог Ян Амос Коменский Основоположником педагогики является великий чешский педагог Ян Амос Коменский Основные педагогические принципы и закономерности он изложил в книге «Великая Дидактика». Основные педагогические принципы и закономерности он изложил в книге «Великая Дидактика».


    Классики мировой педагогики Сократ (469 – 399 до н.э.) - древнегреческий философ, автор эвристической беседы как метода обучения, побуждающего человека к осознанию противоречий и самопознанию Я. А. Коменский (1592 – 1670) - чешский педагог, мыслитель-гуманист, основатель педагогики как науки, создатель классно-урочной системы обучения Дж. Локк (1632 – 1704) - английский философ и педагог, создатель теории воспитания джентльмена Ж. Ж. Руссо (1712 – 1778) - французский писатель и философ, создатель теории естественного и свободного воспитания И. Г. Песталоцци (1746 – 1827) - швейцарский педагог, создатель теории развивающего элементарного начального обучения и нравственного воспитания И. Ф. Гербарт (1776 – 1841) - немецкий философ, психолог, педагог, создатель теории воспитывающего обучения и многостороннего интереса как педагогической цели


    Классики мировой педагогики А. Дистервег (1790 – 1866) - немецкий педагог- демократ, создатель теории развивающего и воспитывающего обучения К. Д. Ушинский (1824 – 1870/71) - русский педагог, основатель научной педагогики в России, сторонник единства национального и общечеловеческого в воспитании П. Ф. Лесгафт (1837 – 1909) - русский педагог, создатель системы физического воспитания детей и взрослых Дж. Дьюи (1859 – 1952) - американский философ и педагог, основатель прагматической педагогики А. С. Макаренко (1888 – 1939) - советский педагог и писатель, создатель теории детского коллектива В. А. Сухомлинский (1918 – 1970) - советский педагог, исследователь проблем семейного, нравственного и гражданского воспитания


    Педагогические источники Народная педагогика Народная педагогика Педагогический опыт Педагогический опыт Научно-педагогическая литература Научно-педагогическая литература Учебная и учебно-методическая литература Учебная и учебно-методическая литература Художественная и мемуарная литература Художественная и мемуарная литература Произведения изобразительного искусства Произведения изобразительного искусства Видео- и аудиоисточники Видео- и аудиоисточники Педагогическая периодическая печать Педагогическая периодическая печать и др. и др.


    Основные отрасли педагогики Общая педагогика изучает общие закономерности воспитания, образования и обучения человека. Имеет разделы: 1) дидактика – теория обучения и образования; 2) теория воспитания Общая педагогика изучает общие закономерности воспитания, образования и обучения человека. Имеет разделы: 1) дидактика – теория обучения и образования; 2) теория воспитания История педагогики изучает развитие педагогических учений и практики с древнейших времен до наших дней Философия образования разрабатывает методологию (основные идеи, принципы, методы) педагогической науки История педагогики изучает развитие педагогических учений и практики с древнейших времен до наших дней Философия образования разрабатывает методологию (основные идеи, принципы, методы) педагогической науки Частные методики исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин Частные методики исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин Сравнительная педагогика занимается анализом воспитания, образования и обучения в разных странах Сравнительная педагогика занимается анализом воспитания, образования и обучения в разных странах Профессиональная педагогика изучает вопросы воспитания, образования и обучения людей разных профессий Профессиональная педагогика изучает вопросы воспитания, образования и обучения людей разных профессий


    Основные отрасли педагогики Специальная педагогика изучает воспитание, образование о обучение людей с отклонениями в развитии (например, глухих, слепых, умственно отсталых) Специальная педагогика изучает воспитание, образование о обучение людей с отклонениями в развитии (например, глухих, слепых, умственно отсталых) Социальная педагогика изучает воспитание человека в среде проживания. Имеет разделы: Социальная педагогика изучает воспитание человека в среде проживания. Имеет разделы: - семейная педагогика; - семейная педагогика; - внешкольное воспитание и образование; - внешкольное воспитание и образование; - перевоспитание правонарушителей - перевоспитание правонарушителей Возрастная педагогика изучает закономерности воспитания, образования и обучения человека в различном возрасте. Имеет разделы: - дошкольная педагогика; - школьная педагогика (педагогика начальной, Возрастная педагогика изучает закономерности воспитания, образования и обучения человека в различном возрасте. Имеет разделы: - дошкольная педагогика; - школьная педагогика (педагогика начальной, средней, высшей школ); - андрогогика – педагогика взрослых средней, высшей школ); - андрогогика – педагогика взрослых




    Образовательные парадигмы в мировой педагогической практике знаниевая и культурологическая знаниевая и культурологическая технократическая и гуманистическая технократическая и гуманистическая социетарная и человеко- ориентированная социетарная и человеко- ориентированная педоцентристская и детоцентристская педоцентристская и детоцентристская


    Функции методологии педагогической науки гносеологическая (познавательная) гносеологическая (познавательная) праксеологическая (преобразовательная) праксеологическая (преобразовательная) аксиологическая (оценочная) или функция критики аксиологическая (оценочная) или функция критики рефлексивная рефлексивная нормативного предписания нормативного предписания эвристическая (творческая) эвристическая (творческая)


    Основные методологические подходы в педагогике системный системный личностный личностный деятельностный деятельностный полисубъектный (диалогический) полисубъектный (диалогический) аксиологический аксиологический культурологический культурологический антропологический антропологический этнопедагогический этнопедагогический


    Методы научно-педагогических исследований Теоретические (анализ литературных источников; контент-анализ; моделирование педагогических ситуаций и др.) Теоретические (анализ литературных источников; контент-анализ; моделирование педагогических ситуаций и др.) Эмпирические (беседа, наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, моделирование, изучение школьной и вузовской документации и др.) Эмпирические (беседа, наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, моделирование, изучение школьной и вузовской документации и др.) Математические (шкалирование, регистрация, ранжирование) Математические (шкалирование, регистрация, ранжирование)



    Подобные документы

      Предмет, задачи, основные категории педагогики и психологии. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса. Методы стимулирования поведения и деятельности школьников. Изучение функций и содержание педагогического процесса.

      шпаргалка, добавлен 07.11.2013

      Понятие педагогики и образовательного процесса как объективных оснований педагогической деятельности. Педагогика как наука, ее задачи, признаки, объект, предмет. Основные концепции педагогического знания. Функции, законы, теории педагогической науки.

      презентация, добавлен 13.09.2017

      Система педагогических наук. Общая, возрастная, специальная (дефектология), профессиональная, социальная, исправительно-трудовая, лечебная педагогики. Сущность и отличия обучения и воспитания, развития и образования, педагогического взаимодействия.

      реферат, добавлен 27.03.2012

      Педагогика – наука о закономерностях и практике обучения и воспитания человека, его приобщение к жизни общества. Система педагогической науки, ее отрасли и связь с другими науками. Пенитенциарная, спортивная, производственная, социальная педагогика.

      контрольная работа, добавлен 29.03.2018

      Становление и развитие дошкольной педагогики, ее сущность и содержание как науки, предмет и методы изучения. История развития и значение на сегодня. Связь дошкольной педагогики с другими науками, методика проведения исследования, основные категории.

      контрольная работа, добавлен 15.05.2015

      Педагогика как наука. Роль методологии и связи с другими науками. Методы исследования в педагогике. Формирование всесторонне развитой личности как цель воспитания. Теоретические и методические основы обучения. Анализ систем обучения в различных странах.

      учебное пособие, добавлен 05.02.2017

      Общее представление о педагогике как науке. Объект, предмет и функции педагогической науки. Образование как педагогический процесс и социальный феномен. Особенности понятийного аппарата педагогики. Взаимосвязь педагогики с другими науками и ее структура.

      реферат, добавлен 01.03.2011

      Предмет и функции педагогики. Особенности обучения и воспитания школьников. Классификация методов обучения. Типология и структура урока. Виды, методы и формы организации контроля. Закономерности и принципы процесса воспитания, его методы и приемы.

      учебное пособие, добавлен 10.10.2015

      Анализ обучения иностранным языкам. Связь современной методики преподавания с науками лингвистического цикла. Методологическая характеристика отношений педагогики с другими исследованиями. Моделирования процесса обучения с помощью системного подхода.

      реферат, добавлен 05.05.2015

      Воспитание - целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности. Общее представление о педагогике как науке. Педагогические дисциплины. История возникновения педагогики, ее связь с другими науками, принципы и функции.