Качества необходимые водителю транспортных средств. Профессиональные качества современного водителя

Для правильного понимания действий и поступков водителя в сложных дорожных условиях, а также для разработки научно обоснованных методов его воспитания и обучения необходимо не только изучить его отдельные психические качества (внимание, восприятие, мышление, эмоциональную устойчивость, скорость реакции и т.д.), но и знать психофизиологические свойства, характеризующие его как личность. Личность каждого человека индивидуальна и неповторима. Любой человек отличается от других целым рядом особенностей, совокупность которых составляет его индивидуальность. Общепринятого определения личности нет. К.К. Платонов дает следующее определение: "Личность - человек как сознательное разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности. Вне общества личности нет, так как каждый человек формируется как личность только в общении с другими людьми. Короче говоря, личность - это человек как носитель сознания".

Личность - это совокупность индивидуально выраженных врожденных и приобретенных психических, морально-нравственных и физических свойств человека. Личность - это конкретный человек со всеми достоинствами и недостатками, сильными и слабыми сторонами. "Можно твердо сказать, что за всю прошлую жизнь и в будущем не было и нет двух наследственно идеальных людей", - пишет академик Н.М. Дубинин. Человек становится личностью в детстве, когда включается в уже сложившуюся систему общественных отношений. Однако личность не является пассивным продуктом социальной среды. В процессе жизни и деятельности человек активно усваивает социальный опыт. Это выражается в своеобразных для него мотивах поведения, способах действий и поступков, многообразии деятельности, направленной на преобразование окружающей действительности, поисках и утверждении своего положения в обществе. Активность личности находит свое выражение в жизненной позиции, проявляющейся в непримиримости к недостаткам, настойчивом преодолении трудностей и препятствий, возникающих на пути к достижению поставленной цели.

Личность всегда познается в деятельности человека. О личностных качествах бездействующего или спящего человека ничего сказать нельзя. Поведение в семье, на отдыхе, отношение к людям, себе, своей работе, взгляды, убеждения, мировоззрение в значительной степени определяют и поведение человека за рулем автомобиля. Водители, которые в обычной жизни не считаются с друг другими людьми, ведут себя так же и при управлении автомобилем. Еще нередки случаи, когда водители не переключают своевременно дальний свет на ближний, занимают без нужды левую полосу движения или середину дороги, резко перестраиваются из ряда в ряд и т.д. Подобные действия часто создают опасные дорожные ситуации, которые при неблагоприятном стечении обстоятельств приводят к ДТП. Поэтому для безопасности дорожного движения очень важно, какой человек сидит за рулем, что он представляет из себя как личность. Недаром говорят, что человек управляет автомобилем так, как он живет.

Иногда, даже долгое время общаясь с человеком, можно не разобраться в особенностях его личности. В других же случаях в течении нескольких часов совместной активной творческой работы можно полностью понять и раскрыть черты личности во всем ее многообразии. А иногда, в быстро протекающих экстремальных ситуациях, можно сделать вывод о личности человека по одному его поступку.

Наиболее существенными и постоянными чертами личности являются: направленность, потребности, интересы, способности, темперамент и характер.

Направленность личности - это совокупность взглядов и убеждений человека, ставших руководящими в его жизни и деятельности. Важное значение для направленности имеют идеалы и мировоззрение, потребности и интересы, которые определяют поведение человека в условиях данной социальной среды. Направленность определяет активность и избирательное отношение к работе и людям. Различают профессиональную и бытовую направленность. Профессиональная направленность выражается в устойчивой и сильной привязанности человека к своей профессиональной деятельности. Бытовая направленность выражается в материальных, культурных и индивидуальных устремлениях.

Потребностями называются состояния, переживаемые человеком, когда он испытывает настоятельную нужду в чем-либо. Потребности человека многообразны. Они увеличиваются и изменяются в течении жизни одного человека и разных поколений людей. Общественное производство, создающее все новые предметы потребления, изменения уклада жизни и общественных отношений создают все новые потребности.

Потребности могут быть материальными и духовными. К материальным потребностям относятся потребности в пище, сне, защите от холода и жары и т.д. Духовные потребности (или культурные) выражаются в потребности к труду, творчеству, в усвоении духовной культуры, общении друг с другом, приобретении знаний и т.д. Разнообразие и глубина духовных потребностей зависят от образования, интересов, культурного уровня человека. Когда труд становится первой жизненной потребностью, он вызывает положительные эмоции, дает огромное моральное удовлетворение, повышает производительность и эффективность труда. Это имеет большое значение для повышения эффективности любой деятельности, но особенно важно при выполнении работы, требующей выраженного нервно-психического напряжения и физической выносливости. К такому виду относится и работа водителя автомобиля.

Направленность личности в значительной степени определяется интересами человека. Интерес - это особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять.

Интересы являются стимулом в приобретении знаний и совершенствовании профессионального мастерства. Если говорить, что человек с интересом относится к автомобилю, то под этим следует подразумевать, что он часто ведет разговоры по автомобильной тематике, интересуется всеми новинками, касающимися автомобилей, стремится возможно больше уделяет времени вождению автомобиля, изучению его технических особенностей и возможностей. Такой интерес особенно важен для водительского мастерства, производительности и эффективности труда.

Отсутствие интересов или незначительность их делает жизнь человека серой и бессодержательной. Отсутствие профессионального интереса ведет к отставанию, снижению квалификации, что особенно неблагоприятно для водителя автомобиля, так как это снижает его надежность.

Различают духовные и материальные интересы. Духовные - это, прежде всего, познавательные интересы, и именно они характеризуют высокий уровень развития личности. Непосредственный интерес - это интерес к самому процессу деятельности: овладению знаниями, навыками, процессу творчества и труда. Опосредованный интерес - интерес к результатам деятельности (например, к приобретению профессии, получению водительских прав, материальных благ). Материальная заинтересованность играет очень важную роль. Интерес к профессиональной деятельности значительно возрастает, если она хорошо оплачивается и эта оплата соответствует количеству и качеству выполненной работы. И, наоборот, интерес снижается, если такая связь отсутствует. Совпадение непосредственных и опосредованных интересов позволяет активно и глубоко овладеть профессиональными знаниями и навыками, постоянно совершенствовать мастерство, что, в конечном счете, обеспечивает высокую эффективность труда. При работе с большим интересом человек всегда ставит перед собой определенные цели, достижение которых дает ему большое моральное удовлетворение. А так как предела совершенствованию в любой деятельности не существует, то такой человек, достигнув поставленной цели, ставит перед собой все новые и новые задачи.

Различают широкие и узкие интересы. Узость интересов может привести к одностороннему развитию личности, но не исключает возможности добиться больших успехов именно в этой узкой области. Интересы присущи всем, но это не значит, что все люди одинаковые. Именно разнообразие интересов больше всего отличает людей. Однако и при разнообразных интересах часто имеется главный, ведущий интерес, которому уделяется особое внимание. Хорошо, если работа водителя совпадает с его ведущими интересами, что обеспечивает высокий уровень специальных знаний, профессиональное мастерство и надежность. Большинство водителей с интересом относятся к своей работе и испытывают удовольствие при вождении автомобиля.

Иногда интерес к работе, предмету может вначале отсутствовать и появиться только при более глубоком изучении предмета или приобретении необходимых профессиональных навыков и совершенствования мастерства.

Для возникновения интереса к той или иной деятельности важное значение имеют способности. Способностями называется совокупность психических свойств личности, которые обеспечивают успешное выполнение какой-либо одной или нескольких деятельностей.

Развиваясь в процессе деятельности, способности оказывают влияние на саму деятельность, повышая ее качество. Различают музыкальные, художественные, математические и многие другие способности. Управлять автомобилем может каждый здоровый человек, но легкость овладения водительскими навыками различна у разных людей. Это зависит и от определенных способностей, наличие которых облегчает, а отсутствие затрудняет приобретение необходимых для водителя знаний и обучение их практическому вождению.

К способностям водителя можно отнести следующие качества:

  • - быстрое и точное восприятие, которое обеспечивается отличным состоянием органов чувств, в особенности зрения, а также мышечно-двигательного чувства, слуха и др.;
  • - ловкость, физическая выносливость, хорошая координация движений;
  • - высокая скорость и точность сенсомоторных реакций;
  • - широкое распределение, высокая интенсивность, быстрое переключение и устойчивость внимания;
  • - хорошая сообразительность, инициатива и наблюдательность;
  • - хорошая память, особенно зрительная, а также высокая готовность памяти;
  • - интерес к технике и техническому мышлению, легкое приобретение технических навыков;
  • - легкость формирования и переделка двигательных и умственных навыков;
  • - высокая эмоциональная устойчивость, самообладание, дисциплинированность, настойчивость, смелость;
  • - быстрота и точность определения скорости движения и пространственных отношений.

Наличие таких способностей не только облегчает обучение, но и сами способности, совершенствуясь в процессе дальнейшей профессиональной деятельности, все более повышают надежность водителя, а следовательно, и безопасность движения. Необходимо также учитывать, что некоторые неблагоприятные для деятельности водителя психологические качества при правильном индивидуальном обучении, а также активном преодолении их в процессе профессиональной деятельности могут совершенствоваться и компенсироваться другими положительными качествами.

Успешное выполнение какой-либо деятельности не может быть обеспечено лишь одной отдельной способностью. Это может быть только следствием сочетания ряда способностей. Такое сочетание называется одаренностью. Высокая степень одаренности называется талантом.

Люди отличаются друг от друга не только по направленностям, потребностям, интересам, способностям, но и по темпераменту. Темпераментом называются психологические особенности личности, характеризующиеся особенностями протекания их психических процессов в коре головного мозга. Древнегреческий врач Гиппократ различал четыре темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. Он считал, что темперамент зависит от количественного соотношения жидкостей в организме человека, а именно крови, слизи, желчи. У сангвинического (от лат. sunguis - кровь) темперамента преобладает кровь, у флегматического (от греч. phlegm - слизь) - слизь, у холерического (от греч. chole - желчь) - желтая желчь, у меланхолического (от греч. melanos chole - черная желчь) - черная желчь. Учение о темпераментах, созданное античной наукой, представляет лишь исторический интерес.

Название этих темпераментов оставалось до наших дней. Однако материальной основой их, как научно доказал русский физиолог И.П. Павлов, не является соотношение крови, слизи и желчи; оно определяется силой, уравновешенностью и подвижностью раздражительного и тормозного процессов в нервных клетках коры головного мозга.

Сила нервных процессов - самый важный показатель, который имеет наибольшее жизненное значение. Показателем силы является высокая работоспособность и выносливость к сильным раздражителям. Это выражается в способности выдерживать большие нагрузки, которая проявляется в самообладании в опасных, тяжелых жизненных ситуациях и отсутствии нервных расстройств в любых экстремальных условиях деятельности.

Уравновешенность между силой и подвижностью нервных процессов выражается в отсутствии повышенной раздражительности, дисциплинированности, способности сдерживать поспешные необдуманные действия и поступки и вместе с тем своевременно реагировать, когда это необходимо.

Подвижность нервных процессов выражается в легкости перехода от возбуждения к торможению, и наоборот. Это выражается в скорости привыкания к новой обстановке, легкой переносимости ожидания, быстром переключении к различным и даже противоположным видам деятельности, быстром засыпании и пробуждении, легком переключении внимания и мышления.

Сила процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, их подвижность и уравновешенность в значительной степени определяют выносливость и работоспособность водителя, его волевые качества и эмоциональную устойчивость, скорость сенсомоторных реакций и скорость переключения внимания, сообразительность в сложной обстановки другие особенности, которые имеют важное значение для надежности водителя и безопасности дорожного движения. Соотношение силы, подвижности и уравновешенности при различных темпераментах представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Соотношение силы, подвижности и уравновешенности при различных темпераментах

Сангвиник характеризуется сильной, уравновешенной и подвижной нервной системой. Это живой, активный человек, с быстрой сменой настроения, легко меняющимся эмоциональным состоянием, выражающемся в его речи, мимике, жестах. Он легко справляется с задачами, требующими быстрой сообразительности, легко берется за дело и переключается с одной работы на другую.

Быстро принимает решения, быстро засыпает и просыпается, легко входит в контакт с людьми. У него преобладает бодрое, хорошее настроение. Сангвиник - наиболее оптимальный тип для работы водителем автомобиля, особенно в условиях городов и на оживленных магистралях.

Флегматик обладает сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, что выражается в замедленном переходе от состояния возбуждения к торможению, и наоборот. Смена эмоциональных переживаний у него происходит медленно, их внешнее проявление очень слабое, его трудно вывести из себя. Мимика и жесты однообразные, речь медленная и не сопровождается выразительными движениями. Прежде чем что-нибудь сделать, флегматик долго и обстоятельно обдумывает предстоящие действия, а принятые решения выполняет спокойно, неотступно, с трудом переключаясь на другой вид деятельности. Водитель флегматического темперамента хорошо проявляет себя в длительных рейсах, устойчив к монотонным раздражителям, что делает маловероятным его засыпание за рулём. В условиях быстро меняющейся дорожной обстановки он затрудняется в её своевременной оценке и быстром переключении с одних действий на другие. Однако упорство и трудолюбие флегматика обеспечивают ему с приобретением опыта хорошее прогнозирование развития дорожной обстановки, что в сочетании с отсутствием с его стороны поспешных, рискованных действий позволяет ему достаточно безопасно управлять автомобилем.

Холерик характеризуется сильной, подвижной, но неуравновешенной нервной системой. У него раздражительный процесс по силе преобладает над тормозным. Это легко возбуждающийся, горячий, энергичный человек с сильными, быстро загорающимися чувствами, которые имеют яркое внешнее проявление. При возбуждении порывист, вспыльчив, склонен к бурным эмоциональным реакциям. Человек страстный, отличающийся резкой сменой чувств, которые захватывают его целиком. Он очень активен, энергичен, меньше других боится опасности, решителен, инициативен, но склонен к поспешным и необдуманным действиям.

Для холерика при управлении автомобилем характерна резкость, торопливость, а следовательно, нередко и преждевременность действий. Ему не хватает выдержки, терпения. Он часто превышает скорость, резко тормозит, идет на рискованные маневры. Если вдали вспыхнул красный сигнал светофора, а водитель продолжает движение на большой скорости, а затем резко тормозит, пугая пешеходов и других водителей, то можно с большой долей вероятности сказать, что за рулем холерик. Повышенная возбудимость холерика за рулем, его нетерпеливость, излишняя активность приводят к большим энергозатратам, в результате чего он быстро утомляется, снижается его работоспособность и надежность. Но благодаря большой силе нервных процессов холерик может успешно преодолевать отрицательные черты своего темперамента. Это достигается путем постоянного контроля за своим поведением, действиями и поступками. Такой контроль выражается в волевом подавлении эмоциональных вспышек, поспешных, резких и непродуманных действий. В результате со временем он становится более сдержанным и адекватно реагирует на различные стрессовые ситуации. Особенно необходим такой самоконтроль при управлении автомобилем; он может обеспечить достаточно высокую надежность водителя с холерическим темпераментом.

Меланхолик - человек со слабой нервной системой, его нервные процессы неуравновешенны могут быть подвижными или инертными. Чувства и настроение его однообразны, очень устойчивы и не находят внешнего выражения. Мимика и движения медлительны, сдержанны. Меланхолик отличается нерешительностью, пассивность, вялостью. Он плохо приспосабливается к новым условиям жизни и работы, часто отступает перед трудностями и может принять решение, так как ему очень трудно выбрать какой-либо вариант из ряда возможных. При управлении автомобилем очень дисциплинирован, нетороплив, старательно прогнозирует развитие дорожной обстановки, не способен к рискованным действиям, а поэтому в простых дорожных условиях может достаточно надежно управлять автомобилем. Однако при интенсивном дорожном движении, когда часто и неожиданно возникают опасные дорожно-транспортные ситуации, требующие быстрых решений и действий, его надежность резко снижается. В таких случаях у меланхолика нередко появляется растерянность, страх, вплоть до паники, в результате чего он может произвести поспешные, неправильные, а иногда бессмысленные действия или же вообще прекратить управление автомобилем. Поэтому меланхолик наименее пригоден для водительской деятельности.

Каждый темперамент имеет положительные и отрицательные стороны. Страстность, активность, энергия холерика, подвижность и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость чувств меланхолика, спокойствие и отсутствие торопливости флегматика - вот примеры ценных качеств, которые связаны с темпераментом человека. Но не всякий холерик активен и энергичен и не каждый сангвиник отзывчив. Такие качества вырабатываются лишь в процессе индивидуальной жизни, а темперамент человека может затруднять или облегчать этот процесс.

Темперамент определяется врожденными свойствами нервной системы и отличается большой стойкостью. Однако в результате воспитания, самовоспитания, условий жизни и труда человек может успешно преодолевать отрицательные черты своего темперамента и компенсировать их положительными качествами. Этому способствует и то, что большинству людей свойственны особенности различных темпераментов. Поэтому безопасным управлением автомобилем может овладеть почти каждый здоровый человек.

Большую работу в изучении особенностей темперамента человека провел американский психолог Айзенк, анкетные опросники которого достаточно просто и наглядно позволяют определить темперамент человека. Типы темперамента диагностируются по Айзенку исходя из двух основных шкал: шкалы зкстраверсии - интраверсии и шкалы нейротизма.

Экстраверт, по Айзенку, общителен, жаждет новых впечатлений, возбуждений. Он имеет много друзей, склонен к рискованным поступкам, действует под влиянием момента, импульсивен, любит шутки, "не лезет за словом в карман". Экстраверт беззаботен, добродушен, весел, оптимистичен, любит смеяться, предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности, вспыльчивости. Его эмоции строго не контролируются, на него всегда можно положиться.

Интраверт - спокоен, застенчив, склонен к самоанализу, предпочитает общению с людьми книги, сдержан и отдален от всех, кроме близких людей, планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям. Он серьезно относится к принятию решения, любит во всем порядок, контролирует свои чувства, редко поступает агрессивно, не выходит из себя. Обладая пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

Нейротизм, по Айзенку, характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивостью (эмоциональную стабильность - нестабильность). Нейротизм связан с показателями лабильности нервной системы. На полюсе эмоциональной стабильности находится тип личности, характеризующийся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью, отличной адаптацией, а на другом полюсе - чрезвычайно нервозный, неустойчивый, плохо адаптируемый тип.

Характер - это сложившиеся под влиянием среды и воспитания индивидуальные, наиболее устойчивые особенности личности, проявляющиеся в поведении, действиях и поступках человека. основные черты характера можно разделить на четыре группы.

Первая группа выражает наиболее общее отношение человека к общественным явлениям и событиям: принципиальность или беспринципность, оптимизм или пессимизм, мужество или трусость.

Вторая группа определяет отношение человека к другим людям: общительность или замкнутость, откровенность или скрытность, чуткость или черствость, доверчивость или подозрительность, вежливость или грубость, правдивость или лживость, заносчивость или скромность.

Третья группа - это черты характера, которые выражают отношение человека к труду: трудолюбие или леность, аккуратность или небрежность, инициатива или косность, добросовестность или безответственность, стремление преодолеть трудности или боязнь их.

Четвертая группа - черты характера, определяющие отношение человека к себе: высокая требовательность или самоуспокоенность, застенчивость или кичливость, самокритичность или зазнайство, скромность или самомнение, эгоизм или альтруизм, недооценка своих возможностей.

Зная характер человека, мы можем предвидеть его поведение и действия в различных жизненных ситуациях. Характер формируется в деятельности человека, в процессе его воспитания и обучения. Ценным всегда считался сильный характер. У человека с сильным характером поведение и поступки независимо от сложившихся обстоятельств обычно соответствуют его взглядам и убеждениям. Слабохарактерность как отрицательное качество проявляется в том, что высокие цели и намерения не всегда реализуются. Но сильный характер при эгоистической направленности может вести к антиобщественным поступкам и действиям.

Большое значение на формирование характера оказывает темперамент человека. Легче формировать сильный характер у лиц сангвинического темперамента, в основе которого лежит сильный тип нервной деятельности с высокой подвижностью нервных процессов. Труднее формировать характер у флегматика, протекание нервных процессов которого отличается малой подвижностью. У меланхоликов ввиду слабости нервной системы сформировать сильный характер трудно, а нередко и невозможно. Характер оказывает большое значение на развитие способностей, так как для этого необходимо большое трудолюбие, умение настойчиво преодолевать трудности, не падать духом при неудачах и не переоценивать успехов, творчески относиться к труду, умение организовывать свою работу. Такие черты характера в ряде случаев дают возможность возместить относительную слабость той или иной способности и преодолеть отрицательные черты своего темперамента.

Темперамент, в свою очередь, влияет на особенности проявления характера. Так, настойчивость у сангвиника и холерика выражается в кипучей деятельности, а у флегматика и меланхолика - в сосредоточенном обдумывании. Первые трудятся энергично, страстно, вторые - методично, не спеша. Важнейшей чертой характера является умение владеть своим темпераментом. Человек с сильным характером может "обуздать", "подавить" некоторые черты своего темперамента. Последнее имеет важное значение для повышения надежности водителей при наличии у них черт темперамента, которые могут отрицательно влиять на их поведение за рулем автомобиля. Необходимо также учитывать, что водители разного темперамента при одном и том же характере, в одних и тех же дорожных условиях могут вести себя по-разному.

Характер человека многогранен, он представляет собой не простую сумму отдельных психических черт, а совокупность самых различных их сочетаний, причем некоторые из них являются ведущими. Ведущие черты характера не только влияют на выбор профессии и выполнение профессиональной деятельности, но и нередко определяют поведение человека.

Зная ведущие и наиболее устойчивые черты характера водителя, можно с большой долей вероятности прогнозировать его действия в различных дорожных ситуациях, что должно учитываться при обучении, совершенствовании водительского мастерства, а также подборе водителей к различным видам профессиональной деятельности.

Немецкий ученый Г. Глезер очень большое значение придает характеру в деятельности водителя. Он даже высказал мысль, что характер для деятельности водителя может быть даже важнее, чем та сумма знаний и умений, которыми надо располагать при сдаче экзамена на получение прав управления автомобилем. По-видимому, важно и то, и другое. Но следует признать, что роль характера в деятельности водителя огромна.

Безопасность движения зависит не только от стажа и опыта водителя, но и от его непосредственных действий и их соответствия конкретной дорожной ситуации. А эти действия нередко определяются характером водителя, его моральными и нравственными качествами. Дж. Версейс установил, что водители, часто попадающие в ДТП и нарушающие Правила дорожного движения, более агрессивны, враждебно настроены, замкнуты, безразличны к окружающим, склонны к необоснованному риску. Установлено также, что водители, систематически нарушающие ПДД, в большинстве своем люди эгоистичные, легкомысленные, с трудом усваивающие не только Правила дорожного движения, но и нормы общественной жизни.

Проведенное Е.А. Милеряном социологическое исследование 10 тыс. ДТП показало, что наименьшее число их допускают водители, которые имеют семью и ведут нормальный образ жизни. В отличие от них неженатые водители, нередко ведущие беспорядочный образ жизни, в 1,7 раза чаще являются участниками ДТП.

Водители, ведущие аморальный образ жизни, в числе которых оказалось много холостяков, разведенных и лиц, злоупотребляющих алкоголем, совершали ДТП в три раза чаще, чем водители, ведущие нормальный образ жизни.

Установлена прямая зависимость между морально-нравственным обликом личности водителей и количеством совершаемых ими ДТП. Поэтому морально-нравственное воспитание водителей имеет особенно большое значение для повышения безопасности дорожного движения.

Успех любой деятельности зависит от направленности человека, его интересов, способностей, темперамента, характера, морально-нравственных и психофизиологических качеств, которые в совокупности определяют его поведение в конкретных жизненных ситуациях.

Поведение человека, его действия и поступки являются интегральным выражением всех его психофизиологических и личностных качеств.

Отрицательные черты личности затрудняют деятельность водителя, ведут к ошибкам и ДТП. Водители, работающие без аварий, по сравнению с водителями, допускающими большое количество нарушений, характеризуются не только высокой дисциплинированностью, но и уравновешенностью, рассудительностью, находчивостью, более широкими интересами, высокими нравственными и моральными качествами.

Воспитание этих качеств у водителей должно быть первостепенной задачей руководителей всех учебных и автотранспортных предприятий.

Необходимо отметить, что ошибочные действия водителя могут стать следствием изменения психического состояния водителя.

Психические свойства людей неодинаковы. На психические свойства человека в большой степени влияют факторы окружающей среды, которые, оказывая воздействие на нервную систему, изменяют глубину и скорость протекания психических процессов.

Профессия водителя носит ярко выраженный эмоциональный характер и такое качество, как эмоциональная устойчивость часто предопределяет правильность принимаемых им решений. Между эмоциональным состоянием, нервными психическими процессами и качеством работы водителя существует определенная связь. При возникновении опасных и особенно аварийных ситуаций под влиянием эмоционального напряжения могут значительно ухудшиться функциональные возможности водителя. Вот почему водителю при управлении автомобилем важно сохранять длительное время оптимальное психическое состояние, при котором наиболее быстро и качественно протекает весь процесс восприятия информации и совершения ответных действий в постоянно меняющейся дорожно-транспортной обстановке. Отклонения в ту или иную сторону от оптимального психического состояния (возбуждение или депрессия) затрудняют процесс восприятия и переработки информации и тем самым увели­чивают вероятность ошибочных действий водителя.

11.3. Личностные качества водителя

Важное влияние на деятельность водителя оказывают личностные качества, характеризующие человека как личность.

Если действия водителя, совершившего ДТП, могут быть квалифицированы как неосторожные или легкомысленные, то причину этих действий, прежде всего, следует искать в самой личности водителя с ее переживаниями, жизненными потребностями, конфликтами, радостями и огорчениями. Это закономерно. Заботы, неприятности, обиды не оставляют водителя, когда он садится за руль. Как показывают исследования, водители, систематически нарушающие правила дорожного движения и попадающие в ДТП, в большинстве своем люди эгоистичные, легкомысленные, часто нарушающие нормы общественной жизни. Напротив, водители, работающие без аварий, - высоко дисциплинированные, уравновешенные, находчивые люди, любящие свою профессию, имеющие более широкий кругозор.

Профессиональная деятельность водителей в определенной степени формирует характер человека. Необходимость принятия решений в сложных дорожных условиях при дефиците времени развивает у водителей волевые качества, инициативу, ответственность, настойчивость и т. д.

11.4. Физиологические качества водителя

Как уже отмечалось, восприятие и переработка получаемой водителем информации осуществляется с помощью физиологических качеств. Поступающая информация воздействует на органы чувств, вызывая у водителя ощущения.

Ощущением называется процесс отражения человеком отдельных свойств и явлений материального мира, непосредственно воздействующих на его органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание).

Любой познавательный процесс начинается с ощущений. Например, перед человеком какой-то предмет. Как он определяет его наличие? При помощи зрения он определяет его форму, размеры, цвет. Посредством прикосновения определяет его температуру, твердый он или мягкий. Взяв его в руки, определяет, тяжелый он или легкий и другие качества.

Ощущение - это исходный процесс получения информации:

зрительные и слуховые ощущения информируют водителя о положении управляемого автомобиля на дороге и других объектов на ней, о показаниях приборов на панели автомобиля, о качестве работы двигателя и т. п.;

кожные и суставно-мышечные ощущения информируют о положении его тела, о взаимодействии рук и ног с органами управления;

вестибулярные - об изменении скорости и направления движения автомобиля;

вибрационные - о состоянии дорожного покрытия и характере работы отдельных агрегатов автомобиля;

Обонятельные - о наличии в воздухе кабины различных веществ;

Тепловые - об изменении температурного режима на рабочем месте водителя.

Зрительные ощущения. Основным источником информации при управлении автомобилем является зрение. Снижение возможности видеть дорожную обстановку приводит к резкому увеличению ДТП. Так, в темное время суток происходит около половины всех ДТП, хотя интенсивность движения составляет 10- 15 % от дневной. Поэтому работникам транспорта важно знать и учитывать в своей деятельности особенности физиологии зрения.

Зрительный процесс основан на том, что свет, из­лучаемый или отражаемый рассматриваемым предметом, производит соответствующее раздражение в светочувствительной сетчатке глаза. Для того чтобы человек мог рассмотреть предмет, необходим определенный уровень освещенности. Количество света, необходимой для распознавания предметов в темное время, зависит от субъективных качеств человека, но замечено, что с возрастом оно значительно увеличивается. Так, для людей старше 20 лет оно удваивается каждые 13 ют, то есть в 60-летнем возрасте человек в темное время суток видит в 3 - 4 раза хуже, чем в 20-летнем.

Способность глаза четко различать форму и детали объекта характеризуется остротой зрения. Наиболее острое зрение - центральное - в конусе с углом около 3 - 4°; хорошее - 7-8°, удовлетворительное - 13 - 14°. Предметы, расположенные за пределами угла 20°, видны без четких контуров и цвета (рис. 24).

Рис. 24. Область острого зрения

На остроту зрения влияет возраст. Если в 20 лет остроту зрения принять за 100 %, то в возрасте 40 лет она составляет 90 %, а в 60 лет - только 74 %.

Важной характеристикой зрения является зрительное поле - это измеряемая в градусах область пространства, видимая фиксированным (неподвижным) глазом в среднем поле зрения. В зависимости от того, участвуют в зрении один или оба глаза, различают монокулярное и бинокулярное зрения. Нормальное поле зрения имеет следующие ориентировочные размеры: 70° - вправо и влево, 60 о - вверх и 90 ° - вниз, бинокулярное поле - 140°. Водители, у которых суженное поле зрения, допускают больше ошибок, так как предметы вне дороги появляются в поле зрения позднее. С увеличением скорости автомобиля поле зрения сужается, так если при скорости 30 км/ч голе зрения - 140°, то при движении со скоростью 110 км/ч оно составляет 40°.

Это связано с тем, что при нахождении предмета в периферическом поле зрения требуется около 0,15 с, чтобы свет от него попал на сетчатку глаза и вызвал ответную реакцию в сознании человека. При больших скоростях время воздействия света на сетчатку от предметов, находящихся в периферическом поле зрения, меньше 0,15 с, поэтому они становятся невидимыми.

Рис. 25. Поле зрения человека: а - граница поля зрения одного глаза; б - граница совмещенного поля зрения

Нацеливание глаз в одну точку называется конвергенцией. Среднее время конвергенции 0,16 с.

Приспособление глаза к четкому различению предметов, находящихся на разных расстояниях (обеспечение резкости изображения), достигается изменением при помощи глазных мышц кривизны хрусталика. Этот процесс называется аккомодацией. Время аккомодации около 0,1 с.

Следовательно, восприятие формы, удаленности и размеров предметов обеспечивается остротой зрения, конвергенцией и аккомодацией хрусталика. Точность этих функций зрения важна для уверенного управления автомобилем, так как именно с их помощью оцениваются положение автомобиля на дороге, размеры проезжей части, расстояние до тех или иных препятствий и т. д.

При изменении уровня освещенности происходит приспособление глаз к новым условиям. Этот процесс называется адоптацией. Время адаптации непосредственно сказывается на безопасности движения. При переходе от темноты к свету глаза приспосабливаются быстрее, чем от света к темноте. Быстрое изменение условий освещенности с большим перепадом ее уров­ня вызывает настолько сильное раздражение сетчатки глаз, что наступает временное ослепление. Время ослепления зависит от субъективных качеств человека и степени раздражения сетчатки и составляет от 1 с до нескольких минут. Ослепление может наступить при освещении водителя светом фар встречных автомобилей, светом уличных светильников, блеском отраженного света и т. д.

Значительное влияние на безопасность движения оказывает способность глаза различать цвета. У некоторых людей могут быть врожденные отклонения в цве-торазличении. Это явление называется дальтонизм. Наиболее часто наблюдается неразличение красного и зеленого цветов.

Следует помнить, что в процессе жизнедеятельно­сти человека происходит снижение его зрительных функций. Это, как правило, связано с возрастом, болезнью, принятием алкоголя, наркотиков, некоторых лекарств.

Слуховые ощущения являются для человека вторыми по значимости после зрительных. К ним относятся острота слуха, позволяющая водителю ясно слышать подаваемые или принимаемые им звуковые сигналы, выделение характеристик и тембров из общего фона, обеспечивающее возможность воспринимать подаваемые участниками движения сигналы, а также по шуму определять неисправности работающих агрегатов автомобиля, локализация звуков, помогающая определить направление и место откуда слышен сигнал.

Качественные характеристики слуховой системы человека настолько совершенны, что он воспринимает минимальный интервал времени между поступлениями сигнала в оба уха, равный 30 мкс, и определяет направление, откуда идет сигнал. Водитель оценивает качество работы агрегатов автомобиля при помощи слуха; воспринимает информацию, передаваемую звуковыми сигналами другими водителями, звонки у железнодорожных переездов, сирены специальных автомобилей, зуммеры внутренней сигнализации, а также различные шумы, интенсивность и частота которых дает некоторое представление о скорости движения и ее изменении.

Постоянно действующий шум, сопровождающий работу водителя, оказывает отрицательное воздействие на его нервную систему. Под влиянием шума увеличивается время реакции, ухудшается зрительное восприятие, ослабевает острота, зрения, нарушаются координация движения и функции вестибулярного аппарата, наступает преждевременное утомление.

Ощущения равновесия, ускорений, вибраций. Равно­весие - это свойство органов человека воспринимать и реагировать на изменения положения тела в пространстве, а также действий на организм ускорений и перегрузок. В сохранении равновесия важную роль играют вестибулярный аппарат, зрение, мышечно-суставные чувства и кожная чувствительность. Сохранение равновесия является результатом сложного взаи­модействия возникающих рефлексов. Статистическое равновесие связано с сохранением определенной позы, а динамическое - с восстановлением равновесия в условиях, которые способствуют его нарушению.

Ускорение характеризует быстроту изменения скорости по ее численному значению и по направлению. Линейные ускорения возникают при увеличении или уменьшении скорости движения без изменения его направления (разгон, торможение на прямолинейном участке дороги); радиальные и центростремительные ускорения - при изменении направления движения (движение по кривой).

Действие ускорений оценивается величиной «перегрузки», которая показывает, во столько раз изменился динамический вес тела при данном ускорении по сравнению с его статистическим весом или при равномерном прямолинейном движении.

В реальных условиях движения, действующие на водителя ускорения невелики. Даже при экстренном торможении на высокой скорости перегрузки не превышают 0,7... 1,0 g при времени действий таких ускорений на организм водителя не более 10 с. Эти ускорения не могут вызвать у водителя значительных физиологических расстройств.

В результате длительного периодического действия ускорений (подъемы и спуски, движение по кривым малых радиусов) возможно наступление болезненного состояния, так называемой морской болезни, основное проявление которой - плохое самочувствие, головокружение, тошнота.

Вибрации (механические колебания) оказывают существенное влияние на самочувствие человека, причем степень и характер их воздействия зависят от вида колебаний и направления действия.

Вибрации как и любая форма периодических движений тела около положения равновесия характеризуется определенными физическими параметрами, основными из которых являются: амплитуда - наибольшее отклонение вибрирующего тела от положения равновесия; частота - число полных колебаний, происходящих в течение 1 с; период - величина, обрат­ная частоте, т. е. время одного полного периода.

Под влиянием вибраций в организме могут насту­пать различные изменения, в том числе изменения в системе кровообращения (особенно в кровеносных сосудах), в центральной нервной системе, костно-суставной системе и в мышцах. Воздействие вибрации может привести к функциональным нарушениям, которые не носят затяжного характера и быстро исчезают после непродолжительного отдыха.

Восприятия. Совокупность ощущений в сопоставлении с имеющимися знаниями и опытом дает возможность воспринимать предметы и явления в целом. Водитель видит на дороге какой-то предмет (камень, бумага, ветошь), по его форме, цвету и другим признакам на основании предыдущего опыта определяет невидимые свойства предмета, оценивает, насколько он опасен в данной ситуации и принимает решение - объехать, снизить скорость, не менять режим движения.

Восприятия в отличие от ощущений - это отраже­ние в сознании человека уже не отдельных свойств и явлений реального мира, а предметов и явлений в целом. Процесс восприятия связан с пониманием сущности предметов и явлений. Водитель, управляя автомобилем, должен воспринимать большое число зрительных, звуковых и других раздражителей, совокупность которых формирует дорожно-транспортную ситуацию. Качество восприятия водителя, т. е. его быстрота, полнота, своевременность и точность, во многом зависят от знаний и опыта водителя.

Особенно важны для водителя восприятие пространства - формы, величины предметов, расстояния до них, которые носят название статический глазомер. Для оценки меры безопасности обнаруженного объекта желательно, чтобы водитель как можно раньше и точнее оценил расстояние до него и характер его поведения. Наибольшее расстояние, на котором может быть обнаружен тот или иной объект, зависит от его угловых размеров и светотехнических условий восприятия. Наиболее правильное восприятие пространства водителем достигается при знании фактических размеров предметов, часто встречающихся в пути. Систематическая тренировка в определении расстояния до предметов развивает глазомер.

Расстояния до наиболее важных для водителя объектов, на котором они могут быть обнаружены, следующие (м):

Направление дороги до горизонта:

Дорожные знаки (форма) 250 - 600

Человек 800 - 1350

Легковой автомобиль 900 - 1400

Грузовой автомобиль 1600 - 2500.

На оценку расстояния до предметов оказывает влияние цвет, в который они окрашены. Расстояние до предметов черного или синего цвета переоценивается, то есть они кажутся дальше, чем на самом деле, а светлых тонов (белый, оранжевый, желтый) - недооценивается (кажутся ближе). Это влияет на аварийность.

Статистические данные показывают, что автомобили с яркой окраской участвуют в ДТП в 1,5 - 2 раза реже, чем с темной или серой. С точки зрения БД наилучшие цвета для окраски автомобилей - оранжевый, желтый, красный, белый.

Восприятие скорости движения и продолжительности интервала между действиями (для водителей характерна оценка микроинтервалов) носит название динамический глазомер. Эти качества особенно важны при совершении различных маневров автомобиля на больших скоростях. Так, например, большинство ошибок водителей при обгоне связано с неправильной оценкой расстояния до встречного автомобиля и его скорости и, как следствие, неверной оценкой временного интервала для совершения безопасного обгона.

Одной из наиболее частых причин ДТП - это нарушение скоростного режима движения. Известно, что опытный водитель довольно точно воспринимает скорость движения автомобиля по относительному перемещению поверхности дороги и окружающих предметов, не глядя на спидометр. Однако после продолжительной езды с большой скоростью в результате инерционности процесса восприятия последующее снижение скорости переоценивается, вследствие чего водитель нередко движется со скоростью больше допустимой. Поэтому после длительного движения с большой скоростью ему рекомендуется сделать остановку на 5- 10 минут, после чего он более правильно воспринимает скорость.

Внимание является важнейшей функцией человека, обеспечивающей правильное принятие и переработку информации. Невнимательность - наиболее часто встречающаяся причина ДТП.

Внимание - это активная направленность сознания человека на те или иные предметы или явления действительности. Все то, на что направленно внимание, воспринимается яснее, отчетливее, лучше осмысливается и запоминается. Важнейшими качествами внимания, необходимыми водителю, являются: устойчивость, концентрация, объем, распределение и переключение.

Устойчивость внимания - это способность сосредоточения в процессе работы в течение длительного времени. Она определяется временем, в течение которого его интенсивность (напряженность) остается неизменной. Опыт показывает, что устойчивость интен­сивного внимания может сохранятся в течение 40 - 50 минут без заметного ослабления. Устойчивость снижается при однообразном движении (монотонная загород­ная дорога в пустынной местности). Чтобы ее сохранить, необходимо определенное волевое усилие.

Концентрация внимания - сосредоточение его только на одном объекте с одновременным отключением от остальных. Водителю целесообразно концентрировать внимание в течение незначительных промежутков времени, например, проезд пешеходных переходов, железнодорожных переездов, в узких местах при встречном разъезде.

Объем внимания - характеризуется количеством предметов, которые могут быть восприняты одновременно. Человек одновременно может охватить 4 - 6 разных объектов, если условия их восприятия не слишком сложны. У опытных водителей объем внимания больше (дорога, движущиеся транспортные средства, тротуары, дорожные знаки, пешеходы и т. д.).

Распределение внимания - это способность человека к одновременному, успешному выполнению нескольких различных действий. Обычно человек может успешно распределить внимание между двумя разнородными действиями, причем, если одно из них для него привычно. Например, вождение автомобиля более безопасно, если водитель все внимание уделяет дорожной обстановке, выполняя необходимые движения рук и ног автоматически. В условиях аварийной обстановки требования к распределению внимания повышаются: он должен одновременно воспринимать, принимать решения, их исполнять. Только успешное сочетание этих действий обеспечивает предупреждение ДТП.

Переключение внимания - это способность перехода от восприятия объектов одного вида деятельности к восприятию объектов другого вида деятельности. Быстрота переключения внимания помогает водителю воспринимать те объекты, которые при распределении внимания он не может охватить одновременно.

Реакции. Из всех физиологических качеств водителя, непосредственно влияющих на БД, важнейшим является быстрота реакции на изменение дорожной обстановки. Связь восприятия и ответного действия осуществляется в форме реакции.

Реакции делятся на простые и сложные. Если осуществляется оценка одного сигнала и в ответ на него выполняется одно действие, то это простая реакция. Если осуществляется оценка нескольких сигналов, которые нужно между собой различать и реагировать соответствующим образом - это сложная реакция. В большинстве случаев реакция водителя на неожиданно возникшее изменение ситуации относится к сложным.

Реакции характеризуются параметрами: правильностью, точностью, скоростью, вариативностью.

Правильность и точность реакций - сходные характеристики, но имеют существенные различия. Например, в какой-то момент необходимо, чтобы водитель повернул рулевое колесо вправо. Если он этого не сделал - реакция неправильная, если повернул вправо, но слишком круто - реакция будет в общем правильной, но неточной.

Скорость или время реакции включает сенсорную часть - время на восприятие информации и принятие решения и моторную часть (двигательную). Она включает время подачи команд мышцам и исполнение действий. Время реакции у различных людей различно. Реакция на торможение у водителей колеблется от 0,45 до 1,5 с. Такие широкие пределы определяются многими причинами. Время реакции в значительной степе­ни зависит от стажа работы водителя, причем у более опытных водителей оно, как правило, меньше, чем у новичков. У одного и того же человека время реакции может изменяться в довольно широких пределах в зависимости от его настроения, самочувствия, здоровья.

Вариативность, или стабильность основных показателей реакции. Следует отметить, что с возрастом время реакции увеличивается. Также следует отметить, что утомление водителя оказывает влияние практически на все его физиологические качества - замедляется время реакции, снижаются точность двигательных реакций, острота и поле зрения, ухудшается способность к цветоразличению.

Память. Процесс принятия решения не может быть осуществлен без участия памяти как свойства нервной системы хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма на эти события.

В настоящее время различают три различных типа памяти: «непосредственный отпечаток» сенсорной информации, кратковременная и долговременная память.

«Непосредственный отпечаток» сенсорной информации рассматривается, как свойство памяти сохранять довольно точную картину внешнего мира, воспринимаемую органами чувств, в течение долей секунд.

Кратковременная память рассматривается, как ее свойство хранить интерпретацию событий в течение времени от нескольких секунд до десятков минут.

Долговременная память рассматривается как свойство хранения интерпретации событий внешнего мира в течение времени, соизмеряемого с продолжительностью существования самого организма. Эта память является наиболее важной. Емкость долговременной памяти в отличие от первых двух видов памяти считается практически неограниченной.

Одним из основных свойств памяти является ее способность отыскивать по мере необходимости определенные сведения, хранящиеся в ней.

Мышление. Управление автомобилем требует от водителя постоянного учета изменений дорожной ситуации. Эту сложную психическую деятельность выполняет мышление.

Мышление определяет способность водителя к правильным и быстрым решениям в острых ситуациях и основывается на знании, умении, навыках. Знания, навыки и умения составляют физиологические компоненты мастерства в любой деятельности, в том числе и водителей.

Знания - это совокупность усвоенных сведений о том или ином явлении, предмете, процессе. Без знаний устройства, работы и эксплуатации автомобилей, ПДД, основ БД и некоторых других нельзя овладеть профессией водителя, однако этих сведений еще недостаточно; необходимо приобрести умения и навыки.

Умение характеризует степень подготовленности человека к выполнению своих обязанностей. В нашем случае - к управлению автомобилем.

Навык - автоматизировано выполняемое действие, представляющее собой составную часть сознательной деятельности человека. По психологическому содержанию различают навыки:

Сенсорные, в которых главную роль играет деятельность органов чувств в сочетании с осмысливанием (быстро воспринимать и оценивать обстановку);

Двигательные, в которых преобладающую роль играет выполнение и сочетание трудовых движений (выполнение рабочих движений рычагами, педалями);

Умственные, в которых ведущее место занимают процессы мышления. Это способность без дополнительного обдумывания применять имеющиеся знания для решения умственных задач (применение торможения или объезда в конкретном случае для предотвращения ДТП);

Сенсорно-двигательные, благодаря которым достигается строгое согласование выполняемых трудовых движений с непрерывно воспринимаемыми результатами действия (водитель координирует силу нажатия на педаль тормоза, контролируя параметры движения автомобиля, состояние дороги, действия других участников движения).

Мышление неразрывно связано с ощущениями, восприятиями, памятью и его важнейшая роль заключается в упорядочивании, координации и синтезе этих процессов. Результатом мышления является принятие решения, следствием которого будет выполнение определенных действий. Для водителей важна скорость мышления. Так, умозаключения и следующие за ними действия должны выполняться тем быстрее, чем больше скорость движения автомобиля. Одновременно с этим у водителя должна быть развита широта мышления, т. е. способность предвидеть различные последствия своих действий и в соответствии с оценкой этих последствий принимать необходимые решения.

Приходя на курсы вождения, не каждый человек готов к тому, что, помимо обучения ему придется изучать психофизиологические основы деятельности водителя. Но эти вопросы не менее важны, чем мастерство владения управлением автомобиля. Ведь эти занятия помогут познать себя и собственное эмоциональное состояние, что поможет не только за баранкой автомобиля, но и в дальнейшей жизни.

Психофизиология водителя

Деятельности водителя - восприятие водителем окружающей ситуации, реакции, внимательность, восприятие, оперативное мышление.

Ощущения - как один из психофизиологических аспектов - проявляются отражением в сознании водителя отдельных явлений и свойств предметов, воздействующих на его органы чувств. Таким образом, различают: слуховые, двигательные, зрительные, кожные, вибрационные и обонятельные реакции.

Восприятие - это управление органами чувств, точная оценка пространственных отношений, скорость переработки информации.

Психомоторная реакция проявляется в скорости и точности реагирования водителя на критические ситуации. Выявление точной психомоторной координации движений.

Внимательность проявляется в способности быстро переключать свое внимание с одного предмета на другой и оценивать их в комплексе.

Эмоционально-волевая реакция - это стрессоустойчивость, высокий уровень таких качеств, как: самообладание, настойчивость, решительность.

Оперативное мышление проявляется в оценке дорожной обстановки, принятии быстрых и адекватных решений, способности к прогнозированию ситуации.

Для водителя важны технические знания и в особенности психофизиологические. Деятельности водителя отводится отдельное внимание в вопросах психологии, игнорировать изучение этих моментов нельзя. Конечно, мастерство вождения водителя приобретается с опытом и течением времени, однако тот факт, обладает ли личность определенными чертами характера, определяет психологическую готовность к трудной работе, такой как вождение авто.

Психофизиологические основы деятельности водителя. Программа этического воспитания

Этические основы профессии водителя - это соблюдение умение использовать их в различных ситуациях, строго соблюдать, проявляя уважение к другим водителям и пешеходам. Таким образом, черты очень часто проявляются именно в поведении на дороге.

Существуют особенности психофизиологические деятельности водителя на дорогах:

  • Водитель должен уважительно относиться к пешеходу, пропуская его. Особенно это важно на нерегулируемых перекрестках и при поворотах. Никогда не следует забывать, что каждый водитель периодически является пешеходом, так же как и его родственники и дети.
  • Не ослепляйте коллег дальним светом. Каждый водитель знает, как неприятно и опасно, когда встречная или обгоняющая машина ослепляет фарами.
  • Не стоит устраивать гонки и препятствовать проезду другой машине, даже если водитель сильно торопится, уступите ему, не создавая аварийной ситуации на дороге.
  • Не нужно ерзать на дороге, переезжая с одной полосы на другую, точно следуйте правилам дорожного движения, предупреждая других водителей о предстоящих маневрах.
  • Если вы видите, что машина попала в трудную ситуацию и стоит на обочине, не стоит проезжать мимо.
  • Готовясь припарковать свою машину, не нужно думать только о собственном комфорте, занимая места больше, чем отведенное для одного авто, или блокируя выезд для другой.

Внимательность водителя

Понятие «внимательность» определяет способность сосредотачиваться водителем на объекте опасности, оперативно сделать обзор и провести оценку сложившейся ситуации в целом. При малых и средних скоростях водитель легко может оценивать десятки окружающих ситуаций и объектов. Очень важным качеством для водителя является умение сосредоточиться на наиболее важном объекте или аварийной ситуации и быстро принять решение о максимально комфортном избегании ее или нанесении минимального вреда, а также возможность спрогнозировать возможное развитие событий.

Внимание водителя может быть как рассеянным, так и распределенным. При стандартных и неопасных ситуациях внимание водителя является распределенным. Он спокойно может оценивать окружающую обстановку на пути своего следования. Сосредоточенное внимание проявляется, когда возникает опасная ситуация. Водитель сосредотачивает все свое внимание только на одном объекте или ситуации.

Быстрота реакции водителя

Пожалуй, самые важные психофизиологические основы деятельности водителя - это быстрые реакции. Так как мало заметить, оценить и спрогнозировать ситуацию, очень важно быстро отреагировать, чтобы принятое решение воплотилось в действии и выполнило основное свое назначение - ликвидацию аварийной или потенциально опасной ситуации.

С научной точки зрения, реакция делится на три этапа: оценка ситуации, принятие взвешенного решения, выполнение оперативных действий. Чем быстрее происходит эта цепочка в сознании водителя, тем быстрее проявляется его реакция на сложившуюся ситуацию. Таким образом, можно определить, что мастерство водителя приблизительно на 70 % зависит от способности к быстрым реакциям, так как время, отведенное для принятие решений, иногда исчисляется даже меньшим промежутком времени, чем секунды.

Основа эффективности общения водителей

В любой автошколе научат не только технике вождения, но и основам эффективности общения. Такой УМКД «Психофизиологические основы деятельности водителя» обязателен к прохождению и имеет важное значение. Разбивается он на несколько разных разделов и тем. Среди них:

  • Психофизиологические основы деятельности водителя.
  • Познавательные функции системы восприятия.
  • и правила.
  • Эмоциональное состояние,

Эмоциональное состояние

Пожалуй, это один из наиболее важных разделов психологии водителя. В автошколе обязательно будут проводиться занятия по этой теме, на которых с помощью преподавателя и сокурсников будут ставиться небольшие инсценировки возможных конфликтных ситуаций на дороге, с применением агрессии со стороны собеседника. Преподаватель-психолог обязательно поможет и научит, как правильно выходить из этих ситуаций с минимальными потерями для своего психоэмоционального состояния. А также пояснит на примерах, чем та или иная ситуация может быть опасна и как избежать ее негативного развития.

Физическая подготовка водителя

Для водителя занятия спортом так же важны, как и для любого другого человека. Например, при различных видах поломок, возможно, понадобится физическая сила для их устранения. К тому же очень важно тренировать свою координацию и реакции, которые обязательно пригодятся на дороге и могут даже спасти кому-то жизнь. Очень полезными для водителя будут виды спорта или игры, которые предполагают высокий уровень концентрации, наличие определенной скорости периферического и центрального зрения, а также координацию движений. В этом помогут: малый и большой теннис, спортивные состязания, лыжи, гребля, плавание, коньки, пейнтбол и тому подобные мероприятия.

Безопасность водителя

Не только умение водителя справляться с ситуацией на дороге, но и его опыт может стать решающим в опасной ситуации. По окончании курса «Психофизиологические основы деятельности водителя» тесты, предложенные вам для прохождения, помогут определить вашу психологическую готовность к нахождению на дороге в качестве водителя.

Также не следует пренебрегать простыми правилами безопасности, касающимися физического состояния человека. Если водитель чувствует недомогание или неприятные ощущения в собственном организме, необходимо остановиться и уделить внимание состоянию своего здоровья, во избежание внезапных приступов, аварий и летального исхода. А также не стоит игнорировать потребности организма в утолении жажды, так как последние исследования доказали, что обезвоживание соответствует состоянию опьянения. Не стоит игнорировать потребность в отдыхе или двигательной активности. Если конечности или мышцы затекли и устали, необходимо сделать остановку и немного размяться. Эти действия помогут не допустить аварийных ситуаций, человеческих жертв на дороге.

Основы психофизиологии труда водителя не сложны для понимания и выполнения. Каждое верно сделанное движение и соблюдение ПДД спасает не только вашу собственную жизнь, но и пассажиров, сидящих рядом, а также пешеходов и других водителей.

Влияние возраста водителя на профессионально важные психофизиологические качества

В.Г. Логачев, В.А. Тюлькин, С.В. Кравченко Тюменский государственный нефтегазовый университет

Аннотация: В работе рассматривается процесс формирования профессионально важных психофизиологических качеств водителей под влиянием их возраста с целью повышения эффективности эксплуатации автомобилей на основе прогнозирования поведения водителей во времени..

Ключевые слова: надежность водителя, психофизиологические свойства, эффективность эксплуатации автомобиля, возраст водителя, безопасность движения.

Совершенство автомобиля, как конечного продукта автомобильной отрасли, во многом зависит от уровня технологического развития машиностроения, станко- и роботостроения, химической, металлургической, легкой, электротехнической, электронной и других отраслей промышленности. Результатом их развития является постоянное улучшение технических характеристик, и, как следствие, эксплуатационных показателей транспортных средств (ТС), повышение их активной, пассивной, экологической и послеаварийной безопасности. Отмеченные обстоятельства не могли не отразится на результативности эксплуатации автомобильного транспорта. По официальным данным изменения показателей безопасности дорожного движения в Российской Федерации (РФ) число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) по причине технических неисправностей транспортных средств с каждым годом снижается, в то время как ДТП из-за нарушения водителями транспортных средств правил дорожного движения (ПДД) неуклонно растет (табл. 1). Даже учитывая, что неудовлетворительное состояние улиц и дорог также имеет ощутимый вес (табл. 1), можно с полным правом утверждать, что в системе «водитель-автомобиль-дорога-среда» (ВАДС) основным структурным элементом, оказывающим

наибольшее влияние на эффективность эксплуатации ТС, является водитель. Высокую значимость водителя, а также участвующих в дорожном движении пешеходов, пассажиров и велосипедистов отмечает Г.И. Клинковштейн , утверждая, что их низкая надежность не позволяют создать абсолютно безопасную систему ВАДС.

Таблица №1

Динамика изменения аварийности в Российской Федерации

Показатель состояния безопасности дорожного движения Календа] рный год

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Удельный вес ДТП из-за нарушений ПДД водителями ТС 78,8 80,9 81,6 83,6 84,0 85,1 85,0 85,5 87,2 87,7

Удельный вес ДТП из-за эксплуатации технически неисправных ТС 1,8 1,5 1,1 0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 0,5 0,8

Удельный вес ДТП из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог 24,4 23,9 20,7 18,7 17,9 18,7 21,0 21,2 21,0 26,0

На значительную роль человека в обеспечении безопасности движения также указывает А.Э. Горев , отмечая, что причиной 93 % ДТП являлся человек, из которых в 57 % случаев ответственность ложится непосредственно на человека, в остальных случаях прослеживается причинно-следственная связь с автомобилем (6 %), дорогой (27 %), либо их совокупное влияние (3 %). Ситуация с низкой надежностью водителей характерна не только для РФ, но и других стран, где на долю ДТП по вине водителей приходится от 47,2 % (Испания) до 86,8 % (Венгрия) случаев .

Если рассматривать систему ВАДС с позиции теории надежности, как сложную систему с последовательным соединением элементов, то именно надежности водителя необходимо уделить наибольшее внимание в изучении,

поскольку надежность всей системы ВАДС, определяемая произведением вероятностей безотказной работы ее элементов, будет ниже надежности самого слабого звена - водителя .

Отмеченная ненадежность водителя во многом служит импульсом в создании и совершенствовании систем управления автомобилем, но их действие на современном этапе автомобилестроения сводится к минимизации физических усилий, прикладываемых водителем при управлении транспортным средством, подмене или внесению корректирующих воздействий в управление ТС . В этой связи основную роль в обеспечении безопасного и эффективного управления автомобилем приобретают восприятие, мышление и принимаемые водителем управляющие воздействия .

Сложность моделирования поведения водителя ТС продиктована самой психофизиологической природой человека, который на большой массив информации о дорожно-транспортной ситуации, поступающей из внешней среды, за короткий промежуток времени должен отреагировать и принять правильное решение в управлении автомобилем. На восприятие, переработку и принятие управляющих воздействий, по мнению Ф.П. Касаткина , оказывают непосредственное влияние как ухудшение физического состояния, так и «психические (тип и состояние нервной системы) и личностные (характеризующие человека как личность) качества водителя». Аналогичные выводы о зависимости надежности водителя от его индивидуальных особенностей и психофизиологических свойств делает Е.М. Лобанов , руководствуясь работой основоположника отечественной психофизиологии В.Д. Небылицына , который первым заговорил о «надежности человека-оператора» и предложил количественную и качественную оценку природных свойств нервной системы. Английские ученые Дж. Эландер, Р. Уэст и Д. Френч, занимаясь рассмотрением вопросов

взаимосвязи индивидуальности водителей и аварийности, также утверждают, что риск попасть в аварию непосредственно связан с умением водить машину и стилем ее вождения .

Зависимость надежности водителя от его физического состояния учитывается государственной системой обеспечения безопасности дорожного движения, частью которой является медицинское освидетельствование состояния здоровья человека на предмет допуска к управлению транспортным средством. Но в процедуре оценки состояния здоровья среди диагностируемых параметров отсутствуют показатели и практически не оцениваются личностные и психофизиологические качества, имеющие особую важность для водителя (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 302н об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (с изменениями на 15 мая 2013 года).

Сложность в диагностировании психофизиологического состояния водителя состоит в практической неосуществимости учета всей совокупности качеств, а также отсутствием возможности их численной оценки. Так, Ф.П. Касаткин среди физиологических качеств выделяет ощущения, восприятие, внимание, память, реакцию, мышление; в психических качествах - состояние нервной системы, эмоциональную устойчивость; среди личностных - отношение к профессии, безрассудство, авантюризм, осмотрительность, отношения в семье. В. Д. Небылицын , рассматривая вопрос надежности операторов сложных систем, делает ударение на

долговременной выносливости и выносливости к экстренному напряжению и перенапряжению, помехоустойчивости, отвлекаемости, реакции, переключаемости, устойчивости к действию факторов внешней среды. Вместе с тем, при разности точек зрения о наиболее значимых психофизиологических свойствах человека как водителя, авторы едины во мнении, что их изменения находится под влиянием возраста URL:gibdd.ru/stat/

2. Klinkovshteyn G.I., Afanas"ev M.B. Organizatsiya dorozhnogo dvizheniya: Ucheb. dlya vuzov. 5-e izd., pererab. i dop. M.: Transport, 2001. 247 p.

3. Organizatsiya avtomobil"nykh perevozok i bezopasnost" dvizheniya: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy. A.E. Gorev, E.M. Oleshchenko. M.: Izdatel"skiy tsentr «Akademiya», 2006. 256 p.

4. Lobanov E.M. Proektirovanie dorog i organizatsiya dvizheniya s uchetom psikhofiziologii voditelya. M.: Transport, 1980. 311 p.

5. Teoriya nadezhnosti: Ucheb. dlya vuzov. V.A. Ostreykovskiy. - M.: Vyssh. shk., 2003. - 463 p.: il.

6. Permyakov V.N., Novoselov O.A., Makarova A.N. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014. №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2435.

7. Osnovy upravleniya transportnymi sredstvami i bezopasnost" dvizheniya: Ucheb. posobie S.V. Filimonov, S.G. Talyshev, Yu.V. Ilyasov. Penza: Izd-vo Penz. gos. un-ta, 2007. 98 p.

8. Kasatkin F.P., Bazhenov Yu.V. Bezopasnost" perevozok na avtomobil"nom transporte: Ucheb. posobie. Vladimir: Izd-vo Vladim. gos. un-ta, 2000. 224 p.

9. Nebylitsyn V.D. Nadezhnost" raboty operatora v slozhnoy sisteme upravleniya i ee psikhofiziologicheskie factory . Psikhofiziologicheskie issledovaniya individual"nykh razlichiy. M.: Nauka, 1976. pp.194-207.

10.Elander J, West R, French D. Behavioral correlates of individual differences in road-traffic crash risk: An examination of methods and findings.

Psychol. Bull. 1993. V. 113. N2. pp. 279 - 294.

11.French D.X. Decision-making style, driving style, and self-reported involvement in road traffic accident. Ergonomics. 1993. V. 36. N6. pp. 627 - 644.

12.Zakharov N.S., Tekut"ev L.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2506

13. Zakharov, N.S. Izvestiya vuzov. Neft" i gaz, 2005, №4. pp. 105-110.

14. Rotenberg R.V. Osnovy nadezhnosti sistemy voditel"-avtomobil"-doroga-sreda. . M.: Mashinostroenie, 1986. 216 p.

15.Romanov A.N. Avtotransportnaya psikhologiya: Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy. M.: Izdatel"skiy tsentr «Akademiya», 2002. 224 p.

16.Pugachev I.N. Organizatsiya i bezopasnost" dorozhnogo dvizheniya: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy M.: Izdatel"skiy tsentr «Akademiya», 2009. 272 p.

17. Avtomobil"nye perevozki i organizatsiya dorozhnogo dvizheniya: Spravochnik. Per. s angl. V.U. Renkin, P. Klafi, S. Khalbert i dr. M.: Transport, 1981. 592 p.

18. Apparatno-programmnyy kompleks (APK) dlya testirovaniya i razvitiya psikhofiziologicheskikh kachestv voditeley UPDK-MK Avtomobil"nyy URL: neurocom.ru/ru2/auto/updk_mk_auto.html# (accessed 21/01/2015)

19.Zakharov, N.S. Programma «REGRESS». Rukovodstvo pol"zovatelya. Tyumen": TyumGNGU, 1999. 52 p.

Надежность водителя - это его способность безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени. К основным факторам, определяющим надежность водителя, относятся его профессиональная пригодность, подготовленность и высокая работоспособность.

Пригодность водителей определяется по состоянию здоровья, психологическим и личностным качествам. Пригодность по состоянию здоровья устанавливается при медицинском освидетельствовании. Психологическая пригодность - это соответствие психологических и личностных качеств требованиям водительской деятельности. Нередко такие качества водителя, как воля, самообладание, смелость, решительность, быстрая сообразительность, скорость восприятия и реакции предопределяют исход критической ситуации. В основе этих и других, важных для надежной деятельности водителя качеств лежат особенности протекания его психических процессов, материальной основой которых является деятельность коры головного мозга.

Подготовленность водителей определяется уровнем их профессиональных знаний и навыков, которые приобретаются в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности. Хорошо подготовленный водитель обладает широким диапазоном автоматизированных навыков, обеспечивающих правильные и своевременные действия в критических дорожных ситуациях, что позволяет ему максимально использовать технические возможности автомобиля и безошибочно, с минимальной затратой сил, управлять им; правильно оценивать и своевременно предвидеть возможные изменения дорожной обстановки и предупреждать возникновение аварийных ситуаций; безошибочно управлять автомобилем на больших скоростях, ночью, в тумане, при высокой интенсивности движения, в горных и других сложных условиях. Подготовленность определяется также уровнем психологической подготовленности водителей, т. е. сформированностью у них психических свойств, которые обеспечивают надежность их работы в любых условиях. Успешность психологической подготовки зависит от методологического уровня ее проведения, активности обучаемых в совершенствовании и тренировке, а также наличия необходимых для надежного управления автомобилем личностных и психофизиологических качеств. Недостаточная подготовленность является наиболее частой причиной ошибок, допускаемых молодыми, неопытными водителями в критических ситуациях, которые нередко приводят к дорожно-транспортным происшествиям. Поэтому совершенствование подготовки водителей и повышение их профессионального мастерства являются важнейшими факторами обеспечения безопасности дорожного движения.

Высокая работоспособность - это состояние человека, позволяющее ему выполнять работу с высокой производительностью и высокими качественными показателями в течение определенного времени. Высокая работоспособность имеет большое значение для обеспечения надежности водителей. При сниженной работоспособности водитель может допускать грубые ошибки при управлении автомобилем, которые нередко приводят к ДТП. Работоспособность снижается после приема алкоголя, наркотиков, при заболевании, утомлении, в состоянии сильного нервного возбуждения или в угнетенном состоянии. Сохранение высокой работоспособности водителей обеспечивается рациональной организацией их труда и отдыха, а также контролем за их состоянием перед рейсом и в пути. Это позволяет своевременно отстранять от управления автомобилем лиц, состояние которых создает угрозу возникновения ДТП.