Что в трудных ситуациях могут. Найти правильное решение в трудной ситуации

Когда случаются настоящие беды, руки опускаются даже у сильных и уверенных в себе людей. Сложно действовать хладнокровно, когда разрушаются крепкие связи, а разрыв между желаемым и действительным многократно увеличивается. Несколько способов преодоления сложных ситуаций.

Стабильное и нормальное еще вчера течение жизни вдруг резко изменилось, и в вашу дверь неожиданно постучались проблемы? Подобные жизненные ситуации иной раз могут возникнуть у абсолютно любого, но каждый человек к таким неожиданным «сюрпризам» относится по-своему.

Кто-то умудряется приспособиться даже к трудностям и безынициативно плыть по течению, другие составляют план конкретных действий по преодолению временных препятствий, а некоторые настолько погружаются в них, буквально тонут в их потоке, что потом перестают даже замечать эти проблемы, замкнувшись в себе и не предпринимая даже элементарных попыток выбраться.

Есть и другие люди, которые громко проклинают свою жизнь, плачут и жалуются каждому встречному на свою нелегкую судьбу, а на деле даже не пробуют что-либо изменить, поэтому продолжительное пребывание в постоянном негативе, как правило, для них заканчивается затяжной депрессией.

Трудные жизненные ситуации могут быть абсолютно разными, но объединяет их то, что они серьезно нарушают нормальную жизнедеятельность человека, а вот выбраться из подобной ситуации ему самому не всегда по силам.

Что представляют собой такие ситуации

Их действительно много, вот только часть из них:

  • серьезная болезнь;
  • сиротство;
  • инвалидность;
  • длительная безработица;
  • отсутствие конкретного места жительства;
  • нищета;
  • жестокое обращение.

Психологи считают, то подобная ситуация в жизни, как правило, характеризуется несовпадением наших желаний с нашими способностями и возможностями. Такой внутренний конфликт серьезно препятствует достижению любых поставленных целей, что, в свою очередь, приводит к появлению сильнейших негативных эмоций, которые и сообщают о появлении в жизни человека трудной ситуации.

Личность, которая постоянно развивается посредством осваивания и познавания окружающего ее мира, но не обладающая пока еще серьезным жизненным опытом, обязательно повстречает на своем пути что-то новое, неизвестное и даже неожиданное.

Использование собственных возможностей и способностей может быть просто недостаточным в конкретной создавшейся ситуации, а значит, это вполне может стать причиной расстройств и разочарований.

Как правило, любая трудная жизненная ситуация приводит к значительному ухудшению давно сложившихся отношений с близкими и окружающими, является источником глубоких переживаний и отрицательных эмоций, вызывает ощутимые неудобства, а это уже может иметь устойчивые негативные последствия для развития личности. Вот для чего нужно знать как можно больше о различных вариантах, способах и возможностях преодоления сложных ситуаций в жизни.

Стратегии преобразования поведения в подобных ситуациях

  1. Защитные приемы . Они характерны для группы неадаптивных реакций на серьезные сложности: молчаливое смирение, глубокая подавленность, депрессия, умышленное избегание подобных сложных ситуаций, а также подавление мыслей о первопричине и самом источнике возникшей трудности.
  2. Преодоление . Определенные действия, которые нацелены на изменение ситуации, преодоление возникших трудностей, достижение успеха.

Эти действия связаны с определенными усилиями и ощутимыми энергозатратами, а также предполагают интенсивный мозговой штурм, направленный на поиски решения и выхода из сложной ситуации, действительно высокий уровень психологической саморегуляции, поиск нужной информации, а в случае необходимости и привлечение других людей, которые способны помочь в решении возникшей проблемы.

Серьезно и настойчиво изменяя любую сложную ситуацию, сам человек значительно меняется, но, как правило, эти изменения являются непреднамеренными и неосознанными. Часто бывают и такие случаи, когда ситуация буквально требует какого-либо сознательного изменения собственных особенностей, и только тогда можно будет достичь благополучия и преодолеть неожиданные трудности.

В подобном случае серьезное изменение личных свойств и восприятия сложной ситуации является основной стратегией либо значимым элементом другой стратегии.

Приемы, которые можно применить для преодоления трудных ситуаций

Иногда бывает и так, что человек, оказавшийся в сложной жизненной ситуации, вроде бы предпринял максимум усилий для того, чтобы ее преодолеть, но положительного результата так и не достиг – проблема не решилась, а ему самому остается только признать свое поражение.

Эту неудачу он настолько глубоко переживает, что считает ее практически крушением собственной личности, которая является прямым свидетельством того, что он неудачник. Если это первая серьезная неудача, то он становится очень ранимым и уязвимым, и в подобной ситуации он всеми силами пытается восстановить или сохранить хорошее отношение к себе, чувство собственного достоинства и благополучия.

Что реально может помочь? Очень часто в подобных случаях люди стараются обесценить проблему, пользуясь механизмами психологической защиты, действие которых направлено на значительное снижение тяжелого груза серьезных эмоциональных переживаний и абсолютно не требуют серьезного пересмотра отношения к себе. Вот эти приемы:

1. Обесценьте объект

Если вы не смогли найти правильный выход из тяжелой ситуации, не смогли достичь важной цели, то попробуйте просто понизить ее значимость для вас. Это поможет обесценить неудачу и превратить ее в незначительный эпизод собственной биографии.

2. Откорректируйте свои надежды и чаяния

Любая неудача для человека – это очень неприятное и серьезно переживаемое событие, которое лишает его того, чего бы он хотел и что ему действительно надо, поэтому можно откорректировать свои надежды и ожидания.

Как правило, это приводит к значительной минимизации потребностей. Разумеется, этот способ помогает сгладить переживания и неприятные ощущения, но у него есть и другая, не столь радужная, сторона – он серьезно обедняет будущее и не повышает самоуважение себя как успешной личности.

3. Примите ситуацию именно такой, какова она есть в действительности

Иногда ситуацию гораздо продуктивнее просто «отпустить», чем применять массу абсолютно безуспешных попыток для ее исправления.

И это вовсе не молчаливый ответ и безвольное смирение в связи с тяжелыми обстоятельствами, а действительно осознанное решение, которое принимается обычно после тщательнейшего анализа самой ситуации и сравнения своего собственного сложного положения с более тяжелым и сложным других людей. Подобная техника применяется в случае серьезного ухудшения здоровья, тяжелого заболевания и инвалидности.

4. Посмотрите на свою проблему по-другому, дайте ей положительное толкование

Эта техника заключается в применении различных вариантов для сравнения: либо с кем-то, у кого более сложное положение, либо восстановите в памяти собственные заслуги и успехи в каких-либо иных сферах деятельности.

Возможно, кому-то может показаться, что эти приемы являются ярким примером того, как нужно приспосабливаться к трудностям, а не бороться с ними. Но в действительности – это вовсе не так.

Очень часто подобные стратегии являются временными, пока человек восстанавливает душевное равновесие, чтобы с новыми силами приступить к коренному изменению собственной жизни. И в этой ситуации подобные приемы – всего лишь мудрая стратегия, которая учитывает реальные особенности жизненных перспектив конкретного человека.

Разумеется, каждый может абсолютно самостоятельно выбрать подходящие именно ему стратегии и приемы, с помощью которых ему удастся преодолеть возникшие сложности.

Но жизнь показывает, что мы на самом деле не всегда в данный момент можем что-либо изменить, хотя нам под силу взглянуть на ситуацию максимально трезво и направить реальные усилия на то, что действительно можно изменить либо отыскать способы нормального существования с тем, что мы изменить пока не в состоянии.

Беда не стучит в двери – она врывается в жизнь без спроса, не объясняя, за что и почему. Она сбивает с ног, лишает способности думать и чувствовать. Чтобы справиться с фатальными изменениями, нельзя сдаваться, нужно запастись мужеством и безграничной силой духа. К сожалению, многие попав в трагическую ситуацию опускают руки и погружаются в беспросветную депрессию, так и не найдя силы принять новую реальность.

Может быть, им помогут примеры людей, которые смогли поспорить с судьбой и выйти из этой схватки победителем.

Крошка Ник родился в семье пастора и медсестры. Он пришел в наш мир без рук и ног и много раз спрашивал родителей, какая у него цель в жизни. По словам Ника Вуйчича, победить судьбу и поверить в себя ему помогли безграничная любовь родителей, вера и чувство юмора. По мере своего взросления Ник обретал полезные навыки, научился самостоятельно чистить зубы, плавать, печатать на клавиатуре и многое другое. Сегодня он живет полной жизнью, имеет семью и двоих детей.

Но его главной целью стала возможность помогать людям обрести силу духа и поверить в свои силы. Ник Вуйчич пробуждает в людях оптимизм и вселяет в них надежду. Для этого он ездит по всему миру с рассказами о своей жизни, читает лекции, выступает перед различными аудиториями. Когда самые отважные сорванцы спрашивают у Ника, почему у него нет рук и ног, он всегда доверительно говорит: «О! Во всем виноваты сигареты».


У этой очень красивой и невероятно жизнерадостной женщины жизнь расписана по минутам на 2 месяца вперед. Она любимая жена, мать двух дочек и активный общественный деятель. Ксения ездит по всей стране с мотивационными лекциями и ведет мастер-классы по макияжу. А еще она – парализованный инвалид, до конца своих дней прикованный к инвалидной коляске.

В 2008 году Ксения в результате автомобильной аварии получила сильную травму позвоночника, лишившую ее возможности ходить. Во время трагедии она была беременна и, по ее словам, любовь к мужу и крохотному существу в ее животе помогли ей пережить последствия аварии и обрести себя «новую», ведь старая жизнь ушла безвозвратно.

Ксения Безуглова советует людям, оказавшимся в непростых ситуациях, с головой погрузиться в работу, не оставляя ни одной свободной минуты на то, чтобы ныть и жалеть себя. Сама Ксения стала рупором инвалидов-колясочников, лоббирует вопросы материнства, в 2012 стала «Мисс Мира» среди инвалидов.


Кто сказал, что в этой жизни выигрывают только те, кто имеет идеальные возможности? У талантливого актера и любимца женщин Сильвестра Сталлоне частично парализованы лицо и язык.

Это последствия родовой травмы и он всегда о них знал. Но это не помешало ему мечтать о карьере актера и всеми силами добиваться исполнения своей мечты. Да и хорошими актерами становятся не идеальные красавчики, а те, кто умеет играть.


Каждому влюбленному в свое дело человеку ситуация, когда он лишается возможности им заниматься – катастрофа. Это и случилось в жизни профессионального танцора Евгения Смирнова, когда он в результате аварии лишился ноги.

Но Евгений не стал сдаваться и решил продолжить танцевать! Для этого ему понадобилось заново проштудировать все движения брейк-данса, научиться по-новому двигаться и держать баланс.

Сегодня он, как и раньше, выступает на сцене с потрясающе красивыми номерами, демонстрируя целеустремленность и силу воли.


Малышка Мэйделин родилась в Австралии с синдромом Дауна и как только немного повзрослела, твердо заявила, что хочет быть моделью. Кто бы мог подумать, что она своего добьется! Сегодня она рекламирует сумочки, спортивную одежду, свадебные платья и участвовала в качестве манекенщицы на Неделе Моды. По словам мамы Мэйделин ее дочь смогла добиться своего, потому что она любила себя, верила в себя и не видела препятствий для осуществления своей мечты.

Дорога Мэйделин в мир моды и красоты была нелегкой и заняла время, ей пришлось серьезно заняться фитнесом и похудеть на 20 кг. Зато сейчас эта рыжая и улыбчивая девчонка ходит по подиуму и снимается для глянца, регулярно участвует в показах и фото сессиях. Стартовой площадкой для Мэйделин стал Instagram, принесший девушке известность и привлекший к ней внимание модельных агентств. Но ничего этого бы не случилось без неудержимого желания Мэйделин Стюарт осуществить свою заветную мечту.

Андреа Бочелли



Слепота закрывает от человека зрительный мир, делает недоступными для него цвета и образы. Но отсутствие зрения максимально подстегивает развитие слуха и осязания, делает человека тоньше и ранимее, открывает его сердце для чувств.

Возможно, благодаря своему недостатку итальянский певец Бочелли смог найти путь к сердцу каждого слушателя, наполнить свои песни смыслом и позитивом. Андреа Бочелли доволен своей жизнью, много выступает, женат и воспитывает четверых детей.


Тело и лицо этой темнокожей женщины безупречны, но красота столь необычна, что завораживает и не позволяет отвести взгляд. Имея великолепную фигуру и красивое лицо, Шанталь мечтала стать моделью и однажды набралась решимости сделать недостатки кожи своим преимуществом. Ну что же, мир моды уже перестал жить по строгим стандартам и был готов ее принять.

Сегодня Шанталь - это известная фотомодель, которая, помимо съемок в глянце, выступает с лекциями перед школьниками и объединяет людей, страдающих этим кожным заболеванием.


Олеся всегда любила спорт и профессионально занималась плаванием, достигнув уровня мастера спорта. Отдыхая с подругой в Тайланде, они попали в аварию. Подруга погибла, а Олесе ампутировали левую руку. Такая трагедия способна поставить крест не только на спортивной карьере, но и на всей жизни. Но не в этот раз!

Как только Олеся окрепла после операции, она возобновила занятия плаванием. Благодаря хорошим результатам она попала в параолимпийскую сборную РФ и выиграла 2 золотые медали. В повседневной жизни Олеся предпочитает обходиться без протеза, все выполняет правой рукой и нисколько по этому поводу не смущается.

Это истории о простых людях, таких же, как мы с вами. Несмотря на то, что жизнь и проблемы у всех героев разные, их объединяет одно общее качество – вера в себя и страстное желание добиться поставленной цели, которые помогают преодолевать все преграды.

Оказавшись в сложной ситуации, не позволяйте страху парализовать вас, смотрите на препятствия не как на проблему, а как на возможность к росту, а неудачи используйте как опыт. Пусть вера в свои силы станет фундаментом вашего грядущего успеха.

(ТЖС) - это такая ситуация, в которой «в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни» (Н.Г. Осухова, к.п.н.).

1) трудные жизненные ситуации (болезнь, опасность инвалидности или смерти);
2) трудные ситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи (затруднения, противодействие, помехи, неудачи);
3) трудные ситуации, связанные с социальным взаимодействием (ситуации «публичного поведения», оценки и критика, конфликты, давление, и т. п.) (М. Тышкова).

Какие техники поведения люди чаще всего используют в трудных ситуациях? Их можно объединить по стратегиям преобразования трудных жизненных ситуаций: защиты, совладание (преодоление и приспособление) и переживание.

Приемы защиты чаще всего включают в особую группу неадаптивных реакций на трудности: безропотное смирение, подавленность, депрессия, а также избегание тяжелых ситуаций, подавление мыслей об источнике трудности.

Преодоление — это действия, ориентированные на достижение, на успех, на изменение практической трудной ситуации. Они связаны с усилием и затратой энергии; предполагают высокий уровень саморегуляции, поиск информации, интенсивные раздумья, вовлечение в орбиту своих действий других людей.

1. Приемы приспособления

  • Приспособление к институционным аспектам ситуации (социальным нормам, общественным установкам, правилам деловых отношений и т.д.) . Овладев этой техникой, человек легко входит в мир права, морали, культуры, труда, семейных отношений. В обычных социальных условиях эта техника является предпосылкой успешности. К примеру, она помогает при адаптации к новым условиям работы или в случае, когда молодожены вынуждены жить с родителями, и т. п. Однако техника имеет свои ограничения: она зачастую не срабатывает в ситуации социальных потрясений, когда резко изменяется образ жизни (старые правила уже не действуют, а новые еще не сложились).
  • Приспособление к своеобразию и потребностям других людей может иметь большое значение в ситуации социальных потрясений. Исследования показали, что данной техникой чаще всего пользуются в кризисные периоды развития общества. Неслучайно этой техникой пользуются те, кто пережил тяготы Второй мировой войны и послевоенного времени. Близка к ней еще одна техника приспособления — забота об установлении и поддержании социальных контактов .
  • Принять на себя роль и вести себя в соответствии с нею . Этот прием люди используют в таких ситуациях, когда источником трудностей и тягостных переживаний становятся их собственные личностные свойства (к примеру, застенчивость или неуверенность в себе, не позволяющие успешно адаптироваться к новым условиям работы, обратиться за помощью и т.д.) В основе этого приема лежит сознательное использование механизма идентификации . Человек находит модель для подражания (это может быть знакомый, обладающий этим недостающим качеством, герой фильма или книги, олицетворяющий уверенность) и в трудной ситуации принимает на себя роль этого персонажа: начинает иначе двигаться, по-другому говорить и даже по-другому себя чувствовать. Поскольку он не полностью отождествляет себя с выбранной ролью, а лишь «играет ее», то все свои промахи и неловкость относит не к себе, а к выбранному персонажу. Это помогает не чувствовать смущения, не снижать при неудаче самооценку и быть более свободным от мнения окружающих. Исследования показали, что при удачном выборе роли ее исполнение помогает совладать с трудной ситуацией общения, вызывает заметные изменения не только в поведении, но и в личных установках и ценностях (Ф. Зимбардо, Я. Морено и др.) При этом приобретается гибкость, и не роль овладевает личностью, а личность — ролью, используя роль как инструмент, как средство для перестройки своего поведения в различных ситуациях.
  • Распространенной формой приспособительного поведения часто выступает идентификация с более удачливыми людьми или идентификация (отождествление себя) с мощными организациями и объединениями. К такому приему прибегают люди, перенесшие неудачи и разочарования, причину которых они могут видеть в отсутствии у себя качества «удачливости». Идентифицируясь с преуспевающими людьми, они как бы дополняют себя особыми способностями, а становясь функционерами авторитетной организации, не только получают право чувствовать свою принадлежность к ней и говорить о «наших успехах», но и на самом деле начинают ощущать себя сильными и действуют более уверенно и успешно.
  • Определение границ своих возможностей — эта техника, как правило, используется при резком изменении жизненных обстоятельств. Наиболее ярко она проявляется у тех, кто стал инвалидом. Такие люди вынуждены резко менять образ жизни. Сначала они «определяют границы своих возможностей»: как человек, входящий в реку в незнакомом месте, или человек, идущий по болоту; прощупывают меру сохранившихся способностей и пытаются компенсировать потерянное. Отметим, что к таким же тактикам прибегают почти все люди, очутившиеся в новых или усложнившихся обстоятельствах.
  • Антиципирующее (от лат. anticipate — предвосхищение, предугадывание событий, заранее составленное представление) совладение и предвосхищающая печаль — это прием, которым пользуются люди, имеющие опыт неудач или ожидающие неизбежного наступления трудной ситуации (к примеру, смерти больного родственника, собственной серьезной операции и др.) Эта техника имеет адаптивное значение: она позволяет людям психологически подготовиться к возможным нелегким испытаниям и заранее наметить способы предотвращения несчастливых поворотов судьбы. Как и любой другой способ совладания с трудностями, антиципирующее совладание может быть как продуктивным, так и непродуктивным — в зависимости от особенностей жизненной ситуации.

2. Вспомогательные приемы самосохранения в ситуациях трудностей и несчастий

К этим приемам относятся техники борьбы с эмоциональными нарушениями , вызванными неустранимыми, с точки зрения субъекта, негативными событиями.

Таковы уход или бегство из трудной ситуации, которые могут осуществляться не только в практической, но и в чисто психологической форме — путем внутреннего отчуждения от ситуации или подавления мыслей о ней (отказ от повышений по службе, от заманчивых предложений, избегание всех сомнительных ситуаций нередко становится у людей, переживших много разочарований и неудач, личностной особенностью). Такие люди сами определяют свой способ поведения как «последнюю линию защиты».

К распространенным приемам самосохранения относится отрицание — отказ принять, что произошло ошеломляющее, травмирующее событие. Отрицание позволяет человеку перерабатывать трагические ситуации малыми дозами, постепенно ассимилируемыми смысловой сферой личности. После ассимиляции катастрофического события меняются сознание человека, его отношения к миру, появляется новая оценка жизни и собственных возможностей, увеличивается пространство личного будущего в его сознании.

Техники преобразования и приспособления могут быть как типичными для человека, так и ситуационно-специфическими; как основными, так и вспомогательными. К ситуационно-специфическим принято относить следующие техники: «использовать шанс», «сопротивляться», «идентифицироваться с целями и судьбами других людей», «надеяться», «корректировать свои ожидания», «полагаться на других людей», «самоутверждаться», «проявлять агрессию в форме действия или критики», «отсрочивать удовлетворение своих потребностей» и др.

3. Техники, применяемые в случае неудачи

Данные техники человек применяет в тех случаях, когда, несмотря на все его усилия, ему не удается изменить жизненную ситуацию к лучшему: проблема остается нерешенной и человек вынужден признать, что потерпел неудачу . Ведь если человек поставил перед собой трудную задачу, спроектировал ее решение как часть будущей жизни, был преисполнен уверенности в ее решении и для совладания с ней мобилизовал огромные силы, то поражение переживается как крушение личности. Если человек до этого не переживал крупных неудач, не попадал в бедственное положение, он чрезвычайно уязвим. Его сознание сопротивляется принятию реальности.

В такой ситуации человек стремится любой ценой сохранить или восстановить позитивное отношение к себе , чувство личного благополучия. Наиболее часто применяются приемы, обесценивающие неудачу , в основе которых лежит действие механизмов психологической защиты. Они не требуют от человека болезненной перестройки отношения к себе и позволяют снизить тяжесть эмоциональных переживаний. Среди этих приемов отметим следующие.

  • Обесценивание объекта . Человек снижает значимость для себя того, к чему стремился, но не смог достичь (поступление в вуз, выход замуж, завершение диссертации и др.) Тем самым он обесценивает свою неудачу («Это не самое важное в жизни», «А оно мне надо?») и старается вписать печальную ситуацию в историю своей жизни как незначительный биографический эпизод.
  • Коррекции своих ожиданий и надежд . Поскольку неудача — это тягостное для человека событие, заставляющее отказаться от ценности, ради которой были мобилизованы все силы, человек может прибегнуть к коррекции ожиданий и надежд. Нередко это приобретает форму минимизации потребностей. Несомненно, такой прием спасает от неудач, но он обедняет будущее личности и отнюдь не поднимает ее самоуважения.
  • Акцептация ситуации — принятие ее такой, как она есть. В практической психологии эту технику порой называют « терпением » или употребляют словосочетание «отпустить ситуацию» (смысл этого выражения — прекратить безуспешные преодолевающие действия по изменению ситуации). Это не пассивный ответ на тяжелые обстоятельства, а осознанное решение, которое человек принимает после анализа своей жизненной ситуации и сравнения своего положения с положением людей, находящихся в еще более бедственном положении. Эта техника вполне уместна для ситуации тяжелой болезни или инвалидности, ограничивающей возможности человека.
  • Позитивное толкование своей ситуации . Эта техника схожа с предыдущей. Она состоит в том, что человек использует различные варианты сравнения: сравнивает себя с теми, кто находится в еще более незавидном положении («идущее вниз сравнение»), или вспоминает о своих успехах в других областях и ситуациях примерно в такой форме: «Да, я не достиг этого, но зато...» («идущее вверх сравнение»). У многих на памяти такие защитные фразы одной из не слишком успешных героинь популярного фильма Э. Рязанова «Служебный роман»: «Я живу за городом, но зато рядом с электричкой», «У моего мужа была язва желудка, но зато операцию делал сам Вишневский» и т.п.

Если вы столкнулись с поведением человека, которое, на первый взгляд, кажется неадекватным, не спешите с выводами. Внимательно рассмотрите и проанализируйте особенности его жизненной ситуации. В этом вам помогут следующие вопросы.

  • Каковы объективные особенности той ситуации, в которой человек проявляет неадекватное поведение? Возможно, его неадекватное поведение — «нормальный ответ на ненормальную ситуацию»?
  • Как сам человек интерпретирует ту жизненную ситуацию, в которой оказался?
  • В какой более широкий контекст «вписана» данная ситуация? Кто еще участвовал в ней? Каковы отношения между участниками? Какие события происходили в жизни человека незадолго до этой ситуации? Насколько значима для человека данная ситуация? и др.
  • Сформулируйте предварительные гипотезы о жизненной ситуации человека. Если вы столкнулись с тем, что человек не реагирует на мощные воздействия жизни, задумайтесь: возможно, та информация о нем и его ситуации, которой вы обладаете, ошибочна или неполна. Или вы неадекватно оцениваете его ситуацию и налицо расхождение между вашим видением ситуации и тем, как ее видит человек.
  • В таких трудных случаях обязательно постарайтесь понять особенности образа мира человека. Особенно трудны для оказания психологической помощи два крайних варианта — инфантильный образ мира (его порой называют «личностной концепцией благополучного мира») и сверхустойчивый, ригидный образ мира. В обоих случаях люди стремятся любой ценой сохранить позитивные представления о себе и нередко похожи на страуса, который в ситуации опасности прячет голову в песок. Они игнорируют неблагоприятную информацию, стараются дискредитировать источник информации, понижающий самооценку, прибегая при этом к разным формам самообмана.
  • Обязательно создайте у человека ощущение владения ситуацией — особенно у тех людей, которые нуждаются в помощи. Предлагайте им помощь так, чтобы их ощущение собственной эффективности и самооценка не снижались, а наоборот, возрастали, придавая им веру в то, что они сумеют совладать с жизненными невзгодами, и мужество принять на себя ответственность за собственную судьбу.
  • Будьте особенно внимательны в тех случаях, когда люди не могут (даже если осознают необходимость сделать это) изменить старые привычки. Здесь бесполезно обвинять людей в косности, глупости или низменных побуждениях. Вместо этого стоит глубже проанализировать о динамике внешних и внутренних сил, которые удерживают человека от изменений.

Чтобы целостно понять особенности поведения человека в ситуации и возможности преобразования ситуации, мы должны рассмотреть:

  • те «тайные функции» и «психологические выгоды» (реальные или мнимые), которые выполняет привычный для человека способ поведения;
  • те незримые силы, которые препятствуют изменениям (это могут быть, к примеру, существующие в его рабочем или семейном окружении групповые стандарты; сформировавшийся в прошлые периоды жизни страх неудачи и др.);
  • задуматься о факторах, которые можно использовать для создания условий продуктивных изменений.

Основные стадии психологического сопровождения.

  1. определить «место», на котором в момент обращения находится клиент («беглец»), выявить, в чем состоит его проблема, каковы сущность и причины его жизненного неблагополучия. В традиционной терминологии это обозначается как диагностика ;
  2. превратить «беглеца» в «путника». Для этого необходимо установить «место», куда он хочет прийти, совместно с ним создать образ того состояния, которого он хочет достичь (представление о благополучии, степень реальности его достижения), то есть определить направление и наметить пути реабилитации ;
  3. помочь клиенту («путнику») добраться до своей цели, осуществить свои желания. Эту задачу выполняют в процессе реабилитации.

Приемы и методы.

Составление генограммы семьи

Семейная генограмма помогает выявить факторы, оказавшие влияние на становление системы семейных ценностей, правил жизни и стереотипов поведения. Такое выявление осуществляется в ходе беседы, которую целесообразно проводить с каждым из членов семьи индивидуально. Результатом беседы становится семейная генограмма, широко используемая в различных направлениях индивидуальной и семейной психотерапии.
Для составления генограммы на первой консультации психолог может задать следующие вопросы:

  • О клиенте : «Как вас зовут?», «Сколько вам лет?», «Вы замужем (женаты) или одиноки?», «Как зовут вашего супруга (супругу)?», «Когда вы вступили в брак?», «Какие у вас отношения с супругом (супругой)?», «Есть ли у вас дети?»
  • О детях клиента: «Как их зовут?», «Сколько им лет?», «Какие у вас отношения с детьми?», «Как дети относятся друг к другу?»
  • О родителях клиента : «Как зовут ваших родителей?», «Сколько им лет?» (возможный вариант — год рождения каждого из них), «Чем они занимаются?» (если умерли, то когда и по какой причине), «Какие взаимоотношения между матерью и отцом сейчас?», «Какими они были, когда вы росли?»
  • О братьях и сестрах клиента : «Какие отношения существуют между вами и вашими братьями и сестрами?», «Как ваши родители относятся к вам и вашим братьям и сестрам?», «Как сложилась судьба ваших братьев и сестер? Где они сейчас?», «Чем они занимаются?», «Какова их семейная ситуация?»

Задавая эти и подобные вопросы (в реальной беседе они звучат не так жестко и однозначно), специалист выслушивает человека, наблюдает за его поведением, мысленно отмечает особенности и мотивы поведения и речи (как он говорит, есть ли напряжение в теле, каковы тон и скорость ответов на различные вопросы, какие ключевые слова он употребляет).

В речи, особенно при воспоминаниях о значимых для человека жизненных ситуациях, чаще всего ярко проявляются непродуктивные жизненные установки, семейные правила, характерные модели семейных отношений и поведения в сложных жизненных ситуациях, которые не позволяют семье продуктивно адаптироваться к жизни и добиться успеха.

Кроме беседы можно использовать и графические приемы : составление генеалогического дерева или семейной генограммы (Р. Ричардсон, К.-Ч. Тойч). Форма генеалогического дерева всем хорошо известна. В генограмме же, как правило, клиенты с помощью символов изображают историю семьи. Один из вариантов заполнения генограммы можно найти в книге Э. Эйдемиллера «Методы семейной диагностики и психотерапии» (М., 1996).

Методика «Я и мой жизненный путь» (автобиографический прием)

Применяется в ходе индивидуальной работы с одним из членов семьи. Эта методика предполагает письменное изложение своей истории в контексте истории семьи. Такой прием помогает человеку осознать, каким образом прошлое повлияло на настоящее и как это влияние продолжает сказываться до сих пор.
Выполнение задания помогает увидеть повторяемость семейных стереотипов поведения и принять решение о «прощании с прошлым», освобождении от стереотипов, которые не соответствуют новым жизненным условиям. Предлагаемые клиенту вопросы для размышления направляют его внимание не столько на панораму времени, сколько на его собственную историю жизни, помогают исследовать, каким образом условия быта, события и люди повлияли на его жизнь.

Инструкция

1. Сначала кратко опишите внешние события вашей жизни (время и место рождения, национальность, социально-экономическое положение вашей семьи, число братьев и сестер, каким по счету родились вы, общие социальные условия, в которых вы жили). Как эти внешние обстоятельства повлияли на ваше развитие?

2. Излагать свою биографию можно по-разному. Некоторые делают это в хронологическом порядке, рассказывая о своей жизни год за годом; другие предпочитают начинать с того момента, который по каким-то причинам является для них значимым. Можно сначала набросать общий план основных событий в хронологическом порядке, а затем подробно остановиться на том, что больше всего вас привлекает, и вновь вернуться к плану, чтобы не упустить важные моменты жизни. Пишите так, как вам удобно. Самое важное — это начать писать. Попробуйте излагать мысли в виде потока сознания. Это лучше, чем заранее ограничивать изложение жесткими рамками плана.

3. Описывая свою жизнь, будьте откровенными и беспристрастными, не бойтесь предстать в невыгодном свете. Обратите внимание на те моменты своей жизни, которых вы стесняетесь: их осмысление поможет многое понять, лучше осознать свою жизнь и найти конструктивные способы отношений с собой и другими, стать более успешным. Если текст покажется вам слишком длинным и бессвязным, можно сделать на его основе более короткий и четко организованный вариант для своего психолога. Такая работа поможет вам лучше увидеть собственные стереотипы.

Вопросы для размышления

1. Каким вы были в разные периоды своей жизни?
2. В какую сторону вы изменились с тех пор?
3. Воспринимали ли вас окружающие так же, как вы воспринимали себя?
4. Какие маски вы носили? Как искажали свою истинную натуру, чтобы быть принятым окружающими? Чтобы защищаться от них?

Задания

1. Опишите поворотные моменты, во время которых происходили изменения в вашем осознании жизни или отношении к ней. Такие события часто воспринимаются как испытание или инициация и могут происходить как кризис или проверка на прочность.
2. Опишите замеченные вами стереотипы или конфликты, которые повторялись в различных жизненных ситуациях, а также уроки, которые вы вынесли из своего жизненного опыта.
3. Опишите свои самые ранние воспоминания.
4. Отметьте любые события, которые травмировали вас (например, болезни, несчастные случаи, смерти, расставания, насилие, сексуальные оскорбления и т.д.). Как они повлияли на вас?

5. Расскажите о своей жизни, подумайте, как бы вы назвали книгу о своей жизни, если бы написали ее. Придумайте миф или сказку о своей жизни и проиллюстрируйте ее рисунками.

Итоговые вопросы
  1. Вы принимаете свой жизненный опыт или относитесь к нему отрицательно?
  2. В чем, на ваш взгляд, состоит более глубокое значение и предназначение вашей жизни?

Методика «Рамки, через которые мы смотрим на мир»
(рефлексия чувств, отношений, взглядов клиента на себя и окружающий мир)

Данная методика предназначена для того, чтобы клиент смог исследовать свой образ мира и осмыслить влияние, которое он оказывает на восприятие себя, других, жизни в целом. Она создает условия для мягкой недирективной реконструкции представлений человека о мире и своих возможностях. Применяется в небольшой группе.

Цель : помочь человеку сравнить свои взгляды на мир с другими (противоположными) взглядами; помочь человеку осознать, как его взгляды на мир влияют на восприятие жизни в целом; подвести человека к мысли о возможности сознательного выбора своего отношения к жизни; укрепить веру в возможность продуктивных отношений с людьми.

Необходимое оборудование

Для психолога — две большие рамки из картона (шириной примерно десять сантиметров) и большие листы бумаги различных цветов, две большие фотографии (грустная и веселая).
На одной из рамок заранее написаны пессимистические высказывания («Я ничего не могу с этим поделать», «Все ополчились против меня», «Мы живем в никудышном мире», «Все так безнадежно» и т.д.), на другой — оптимистические («Я справлюсь!», «Как прекрасен этот мир!», «У меня так много друзей», «Жизнь прекрасна!» и т.п.);

Для каждого участника — по две рамки из белой плотной бумаги и картона, восковые мелки, две фотографии или картинки (одна грустная, другая — веселая), несколько разноцветных листов плотной бумаги (размером больше, чем фотографии или картинки).

Психолог (обращается к участникам). Вот две большие фотографии. Потом вы посмотрите на них. Я буду показывать вам эти фотографии на фоне разных по цвету листов бумаги, чтобы вы могли определить, как влияет цвет рамки на ваше восприятие фотографии и настроение (показывает фотографии, прикладывая к

разным по цвету листам).

У каждого из вас по две фотографии. Приложите веселую фотографию по очереди к листам черного, серого, синего, красного и желтого картона. Как разный цвет рамок влияет на ваше настроение при

разглядывании фотографий? Затем повторите то же самое с грустной фотографией. Что вы чувствуете, когда смотрите на фотографию? О чем вы думаете? Какой представляется вам жизненная ситуация на фотографии?Участники занятия выполняют предложенные психологом действия и высказывают свое мнение.

Психолог . Когда мы смотрим на мир, мы также используем разноцветные рамки. Только такими рамками

становятся наши мысли. Иногда мы смотрим на мир сквозь рамки из черных мыслей (показывает рамку с пессимистическими фразами и предлагает вспомнить моменты, когда участники смотрели на мир сквозь подобную рамку), иногда — сквозь рамку из светлых и радостных мыслей, например, таких (показывает рамку с оптимистическими высказываниями и просит вспомнить периоды жизни, когда участники воспринимали окружающее сквозь такие рамки). Сейчас вы получите по две пустые рамки. На одной из них, назовем ее пессимистической, запишите все пессимистические мысли, которые придут вам в голову, на другой, оптимистической, — свои оптимистические мысли.Затем участникам занятий предлагается примерить рамки — сначала негативную, затем позитивную, посмотреть на окружающее через каждую из них, произнося при этом слова, которые соответствуют их мыслям и чувствам при взгляде через каждую из рамок (по отношению к миру, к другим людям, к себе самому).

Вопросы для размышления

1. Как вы себя чувствуете, когда смотрите на мир через пессимистическую рамку? Через оптимистическую?
2. Чего вы сможете достигнуть, если будете смотреть на мир через оптимистическую рамку?

ПРИТЧИ.

Процессы, связанные с эмоциональным освещением человеком самой ситуации и себя в трудной ситуации, порой блокируют понимание ситуации, искажают реальность, поэтому здесь необходимы инструменты, которые способствовали бы прояснению происходящего. Такими инструментами может быть обращение к народной мудрости. Именно притчи, истории, сказки могут способствовать «эмоциональному пониманию» ситуации, постижению смысла происходящего, который до этого был скрыт.

Счастье в яме.
Жили четыре брата. Пошли они как-то счастье искать. Шли-шли, и вдруг видят - яма. А в яме Счастье сидит.
- Чего, - спрашивает Счастье, - вам надо, братья?

Первый говорит:
- Хочу все знать!
- Это можно, - говорит счастье и дает ему «Всемирную энциклопедию».
Второй говорит:
- А я хочу стать богатым!
- Почему бы и нет? - говорит Счастье и дает ему сто медных монет.
Третий брат говорит:
- А я самым сильным хочу стать!
- И это решаемо, - говорит Счастье и вручает ему гирю.
- А тебе что надобно? - спрашивает Счастье младшего брата.
- А тебе??? - в ответ младший брат. - А то мы все о себе да о себе.
- А мне бы из ямы этой выбраться.
Ухватил младший брат Счастье и, вытащив его из ямы, пошел своей дорогой. А Счастье за ним побежало…

Дерево.
У дороги стоял ствол засохшего дерева. Ночью прошел мимо него вор и испугался - подумал, что это стоит полицейский, поджидая его. Прошел возлюбленный юноша, и сердце его забилось радостно: он принял дерево за свою возлюбленную. Ребенок, напуганный сказками, увидев дерево, расплакался: ему показалось, что это привидение.
Но во всех случаях дерево оставалось деревом.
Мы видим мир таким, каковы мы сами.
Как видим, сущностная особенность трудной жизненной ситуации состоит в том, что эта ситуация нарушает привычный для человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и внутренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность ее преобразования. А затем - выбрать или принципиально новые стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы согласования отношений с собой, другими людьми, миром в целом.
Степень трудности ситуации будет определяться:
- во-первых, степенью сложности условий ситуации и количеством собственных сил для ее преодоления;
- во-вторых, значимостью ситуации для человека и необходимостью ее разрешения.

Ливень без туч.

Как повествуется в одной древней легенде, некогда существовала Прекрасная страна. И не было ни в одной другой стране более чудесных растений и животных, поражающих своей необычностью. Но однажды на эту страну налетел Ураган. Целых семь лет бушевала стихия. А Ветер ежедневно выдувал остатки влаги из земли и превращал ее в песок. Могучая сила стихии лишила Сердце страны терпения, а Земля устала от жизни. «Имя тебе теперь будет не Прекрасная страна, а Бескрайняя пустыня», - кричал Ураган, и голос его сотрясал воздух. Он улетел также внезапно, как появился, забирая с собой Тучи, наполненные живительной влагой. Сколько бессонных дней и ночей Пустыня провела в тревоге и тоске с болью в сердце, вспоминая Тучи, унесенные Ураганом, и прекрасные деревья, прораставшие на ее некогда плодородных землях. Она готова была отдать тысячу жизней только за то, чтобы хотя бы на часок испытать упоение от присутствия дождя на своем песке. И вот однажды вечером несчастная, изможденная от зноя Пустыня заметила садившееся за горизонт Солнце. Набравшись смелости, Пустыня спросила: «Солнце, ты ведь знаешь, что у меня трудная жизненная ситуация. Ураган унес с собой дождевые тучи, а без них я не могу напоить свои земли и восстановить свое настоящее прекрасное имя». На что Солнце ответило: «Ты ведь знаешь, что Ураган никогда не отдаст тебе дождевые Тучи. Оглянись вокруг, помни: помощь очень часто находится рядом, близко от нас. Ее только нужно разглядеть, и в тебе сразу найдутся силы». Когда Пустыня посмотрела на вполне привычную картину, то заметила, что Ветерок беспечно играет с Перекати-поле. «Ветерок, Земля очень хочет пить, помоги мне». Ветерок ничего не ответил, а лишь затерялся в сумерках уже потухшего горизонта. Прошло много времени, прежде чем наступило утро. Но оно было необычным. Ветерок, принесший с собой серебряный ливень, мирно дремал. А Пустыня всматривалась в Небо, на котором не было туч, и постепенно превращалась в Прекрасную страну.(С.А. Невзорова, 5-й курс).

О гвоздях.
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. Его несдержанность больно травмировала, обжигала многих людей. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдерживает своего гнева в отношении какого-либо человека, вбивать один гвоздь в столб забора. В первый же день в столбе появилось несколько десятков гвоздей. На следующей неделе их стало гораздо меньше. И с каждым днем число забиваемых гвоздей уменьшалось.
Наконец пришел день, когда сын не вбил ни одного гвоздя. Он поделился этим с отцом, а тот сказал, что каждый раз, когда сыну удастся вести себя терпимо и внимательно по отношению к какому-либо человеку, он может вытаскивать из забора по одному гвоздю. Пришел день, когда в заборе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
- Ты неплохо справился, но видишь, сколько на заборе осталось дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-то злое, у него в душе остается такой же шрам, как эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты попросил прощения - шрам остается.

Стакан соевого соуса.

Это случилось в дзэнском храме в Японии. Однажды утром произошло очень страшное событие - большое землетрясение. Половина храма рухнула. Священник, претендовавший на то, что он настоящий человек дзэн, немедленно собрал своих учеников и сказал:
- Посмотрите. Теперь вы должны увидеть, что представляет собой настоящее качество человека дзэн. Произошло землетрясение, но во мне ни на йоту не было страха. Я оставался таким, как будто ничего не происходило. И это еще не все. Вы, должно быть, заметили, как после окончания землетрясения я пошел на кухню, поскольку испытывал жажду, и выпил большой стакан воды. Вы видели, что мои руки даже не дрожали, когда я держал стакан?
Один ученик улыбнулся. Священник почувствовал раздражение и спросил:
- Почему ты смеешься?
- Ваше преподобие, то был не стакан воды. То, что Вы выпили, был большой стакан соевого соуса!

9 536

Говорят, счастливая жизнь – это выбор. Однако, иногда мы не имеем выбора. Ряд сложных ситуаций может сделать жизнь даже самого счастливого человека убогой и несчастной. Тяжелые времена помогают учиться и расти, но следующие семь трудных ситуаций не просто тяжелые времена. Они могут разбить ваше сердце на куски и сделать вашу жизнь печальной.

1. Потеря близких

Смерть неизбежна. В какой-то момент в жизни, мы теряем кого-то, кого мы любим и, кажется, невозможно справиться с болью и продолжать жить без них. Это огромное горе, и не каждый может справиться с этим.

Если вы пытаетесь бороться со смертью того, кого любите, не отрицайте. Примите этот факт и осознайте, что это один из этапов жизни. Это не означает, что вы должны забыть своих навсегда ушедших близких. Помните о них, но убедитесь, что вы двигаетесь дальше. Ваша жизнь однажды тоже закончится, так что живите сейчас.

2. Серьезное заболевание

Здоровый образ жизни не может предотвратить все заболевания. Если вы пытаетесь пройти через долгий и напряженный путь выздоровления, важно не терять веру. Существует причина, почему некоторые люди излечиваются от серьезной болезни, а другие умирают. Это все из-за их веры и .

Нужно верить в выздоровление, мыслить позитивно и делать то, что делает вас счастливым, даже если вы находитесь на больничной койке. Это поможет вам пережить трудную жизненную ситуацию и научиться жить с вашей болезнью, если она неизлечима.

3. Потеря работы

В наше время потерять работу означает конец жизни. Почему? Да, это кажется устрашающим на первый взгляд. Вы должны платить по счетам, покупать еду и одежду. Но, эй, это не конец света. Есть множество других вакансий, которые ждут вас. Дайте себе время, обновите свое резюме и начните поиски новой работы. Вместо того чтобы чувствовать себя безнадежным, чувствуйте мотивацию и нацеленность на лучшие результаты.

4. Безответная любовь

Расставание – это больно, а для кого-то, оно подобно смерти. Много самоубийств совершается из-за неразделенной любви или неудачных отношений. Как бы это ни было больно, не позволяйте разрыву отношений разрушить вашу жизнь.

Сосредоточьтесь на своих близких, повышайте свои профессиональные навыки, путешествуйте и найдите вещи, которыми вы будете увлечены. Самосовершенствование – это всегда здорово. Плюс, вы не будете одиноки навсегда и найдется тот, кто сделает вас счастливее, чем вы были в ваших прошлых отношениях.

5. Кризис среднего возраста и старение

Старение идет рука об руку со смертью и не легко принять оба этих факта, но пока человечество не придумало, как этого избежать. Поскольку мы стареем, мы меняемся физически и морально. Мы видим первые морщинки и седые волосы и опыт возрастных заболеваний и низкие энергетические уровни.

Кризис среднего возраста происходит в период между началом 40-х и серединой 50-х годов, и это время для вас, чтобы решить, как справиться с этим. Вы можете впасть в уныние, и пусть депрессия мешает вам наслаждаться жизнью, или игнорировать кризис среднего возраста и старения и следовать вашей мечте. Стареть не весело, но зацикливаться на этом – пустая трата времени.

6. Потеря имущества

Будь то стихийное бедствие, несчастный случай или ограбление, потеря имущества – это одна из самых трудных жизненных ситуаций. Вы неустанно работаете, берете кредиты, чтобы купить дом, машину и другие необходимые вещи, поэтому неудивительно, что, когда вы теряете что-то, вы чувствуете себя несчастными.

Помните, здоровье – это богатство. Не перенапрягайтесь. Стресс вызывает болезни. Последнее, что вы хотите, справляясь с потерей своего имущества – это потерять свое здоровье. Учитесь на ошибках и двигайтесь дальше, даже если придется работать усерднее, чем когда-либо.

7. Развод родителей

Переживать развод ваших родителей – это тяжело. И многие люди сталкиваются с этим в жизни. Однако есть и положительные стороны развода. Он помогает двум людям, которые несчастны вместе, расстаться, чтобы найти свою любовь и стать по-настоящему счастливыми, не говоря уже о том, чтобы их дети не страдали от постоянных ссор.

Сложные жизненные ситуации учат нас оставаться сильными и двигаться дальше. Лучший способ справиться с трудными временами – быть морально готовыми к ним. Сохранять правильное отношение к жизни, развивать себя, и верить в светлое будущее. Таким образом, вы будете легче переносить трудности.