Мобильная лекотека выдает игрушки на дом. Ярыгин В.Н., Казьмин А., Казьмина Л.В., Петрусенко Е.А., Чугунова А.И., Калдарару Н.М

Начать обучение

Документ: удостоверение о повышении квалификации установленного образца (высылается Почтой России).

Актуальность программы:

Согласно распоряжению Правительства РФ от 31 августа 2016 г. № 1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в РФ на период до 2020 г.» и от 17 декабря 2016 г. № 2723-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в РФ на период до 2020 г.» на основании федерального закона от 29 октября 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в РФ", ФГОС ДО (приказ Минобрнауки от 17 октября 2013 г. № 1155) на базе дошкольных образовательных организаций могут создаваться вариативные формы ранней помощи. Для эффективной работы лекотеки необходима серьезная подготовка, которая заключается в обучении персонала и создании необходимых условий. Актуальность предложенной программы очевидна.

Проблема социально-психологического развития ребёнка с особенностями развития, воспитывающегося в условиях семьи и не посещающего детский сад, является на сегодняшний день приоритетной. Существует значительная группа детей, которые из-за отсутствия у них опыта пребывания в дошкольном образовательном учреждении испытывают в дальнейшем те или иные трудности социализации.

Дети данной категории нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок учебной деятельности, оптимизацию родительско-детского взаимодействия, создание развивающей среды

Целью курса является совершенствование у слушателей профессиональных и общих компетенций, в области организации образовательного процесса с детьми раннего возраста, в том числе с ОВЗ и детьми-инвалидами.

Ближайшие и перспективные цели:

  • выполнение социального заказа – содействие решению проблем, препятствующих поступлению детей в дошкольные образовательные учреждения, адаптации в других социальных группах;
  • вариативность педагогических практик с учётом региональных, социокультурных тенденций, основанных на духовно-нравственных принципах воспитания детей;
  • адаптивность образовательной среды, обеспечивающей максимальное проявление возможностей и способностей детей с ОВЗ и адекватность процесса их социальной интеграции;
  • комплексность реабилитационных мероприятий (педагогических, психологических, медицинских и социальных);
  • реализация индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей воспитанников с ОВЗ и родителей (законных представителей);
  • развитие у воспитанников культурных навыков, навыков самообслуживания, бережливости, дисциплины, основанной на уважении и толерантности;
  • переход к научно обоснованному управлению качеством образования;
  • формирование нового поколения педагогических работников – разработчиков образовательных проектов и программ;
  • направление педагогического опыта на достижение высокого качества и эффективности педагогического процесса через интеграцию экспериментального научно - исследовательского образовательного процесса.

Результат обучения:

Полученные знания и навыки помогут специалистам грамотно организовать взаимодействие с семьями внутри своей междисциплинарной команды, выстроить индивидуальный маршрут помощи и поддержки семьи, учитывать возрастные и психологические потребности ребёнка в ходе игрового сеанса независимо от степени нарушения, выстроить психолого-педагогическое сопровождение в соответствии с способностями и возможностями детей, в адекватной их здоровью среде обучения в целях адаптации к обществу и интеграции в социум.

Данная программа ПК предназначена для специалистов, которые будут работать с семьями, воспитывающими детей с различными нарушениями: воспитателей, педагогов-психологов, учителей-дефектологов, социальных педагогов, учителей-логопедов, музыкальных руководителей дошкольной организации и руководителей ОО.

Форма обучения: 100% дистанционная, обучение проходит в онлайн-режиме на образовательном портале

Средства дистанционного обучения: электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, учебные видео-, аудиозаписи.

Форма итоговой аттестации по программе: зачетное тестирование.

1. Формы и содержание работы российской лекотеки.

2. Взаимодействие специалистов лекотеки с родителями.

3. Система коррекционно-воспитательной работы в условиях лекотеки.

4. Работа арт-терапевта в лекотеке.

Проектная деятельность.

Лекотека как модель службы ранней помощи для детей домов ребенка.

Во исполнение Указа Президента РФ от 01,0602012 г. №761 « О национальной стратегии действий и интересах детей на 2012 -2017 годы», решений Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 г. № АФ -150/06 « О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте РФ», в целях совершенствования качества психолого-педагогической помощи детям раннего возраста в декабре 2012 года ГКУ СДР №19 принял участие в проекте «Российская Лекотека как модель службы ранней помощи для детей-сирот домов ребенка».

«Российская Лекотека - это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи для семей, воспитывающих детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.

В мире накоплен большой опыт помощи дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья и их семьям. Имеются программы: "Маленькие ступеньки" (Австралия), "Портедж" (США), "Каролина - руководство для дошкольников с особыми нуждами" (США), программа, получившее название "«Лекотека»" (от шведского "leko"–"игрушка" и греческого "tek" –"собрание", "коллекция"). Первая «Лекотека» была основана по инициативе родителей и педагогов в Стокгольме в 1963 г. на базе университетской клиники и преследовала цель игровой поддержки больного ребенка. Первая американская «Лекотека», ставшая впоследствии Национальным Центром Лекотек, открыла свои двери в Evanston (Illinois) в 1980 году.

Российская «Лекотека» возникла 10 лет назад и получила свое развитие в Москве. В 2001 году проект «Российская «Лекотека», был поддержан Агентством США по международному развитию в рамках Программы АРО «Помощь детям-сиротам в России». Модель «Российская «Лекотека» прошла экспертизу в Министерстве образования РФ. В декабре 2001 года она была представлена на выставке ВВЦ «Новые технологии в образовании» и отмечена золотой медалью.

МГППУ написана индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа «Лекотека» авторы: А.М. Казьмин, Е.А. Петрусенко, Г.А. Перминова, А.И. Чугунова, А.М.Пайкова, Склокина Н.А.. Авторы программы «Лекотека» опирались на теоретическую базу достижений Московской психологической школы (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина, А.И.Мещеряков и др.), в которой признается ведущая роль обучения в развитии ребенка, общение с близким взрослым; использование идеи современной западной гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), теории привязанности (Боулби, М. Малер) и других.

На базе ГКУ СДР №19 с 01.12.2012 г. было организовано структурное подразделение «Лекотека», с целью осуществления деятельности, ориентированной на улучшение и повышение качества психолого-педагогического сопровождения детей в возрасте от 1 мес. до 4 лет, с нарушениями развития, имеющими и не имеющими статус ребенка-инвалида, для расширения их возможностей обучения и социализации.

В рамках проекта группа специалистов (педагог-психолог, логопеды и воспитатели) прошла теоретическое и практическое обучение основным видам деятельности Службы ранней помощи в Российской Лекотеке.

В данном проекте были произведены модификация и адаптация Российской Лекотеки, как модели Службы ранней помощи для детей-сирот в доме ребенка. Для этого были произведены исследования целевой группы детей и психолого-педагогической работы в доме ребенка, определен состав и произведено оснащение дополнительными средствами Российской Лекотеки.

Специалистами дома ребенка совместно со специалистами Центральной Российской Лекотеки была разработана и апробирована новая организационная модель Лекотеки, спроектирована образовательная программа, в соответствии с ФГТ, рассмотрена и утверждена форма документации, определен режим работы.

В рамках указанной деятельности были произведены исследования целевой группы детей и психолого-педагогической работы в доме ребенка, определен состав и произведено оснащение дополнительными средствами Российской Лекотеки.

Цель структурного подразделения Лекотеки дома ребенка – это обеспечение психолого-педагогического и медико - социального сопровождения детей от 2 месяцев до 4 лет с нарушениями развития и для полноценного развития личности ребенка и дальнейшей успешной социализации, формирование предпосылок учебной деятельности, поддержка развития личности детей, оставшихся без попечения родителей и оказание им психолого-педагогической помощи.

Психолого- педагогическое сопровождение детей осуществлялось на основе гибких индивидуальных маршрутов и личностно-ориентированных программ. Внутренний индивидуальный образовательный маршрут предполагал постепенное включение воспитанника в коллектив сверстников с помощью сопровождающего взрослого. Исходя из индивидуальных особенностей детей, с различными нарушениями приходилось составлять перспективные индивидуальные планы (3-4 мес.) для каждого малыша.

Основной принцип работы с ребенком: следование за активностью ребенка, работа в «теме» малыша.

Принцип комплексного воздействия (интегративные занятия).

Принцип систематичности.

Принцип наглядности.

Принцип субъектно-ориентированного подхода.

Принцип дифференцированного подхода.

Принцип оптимистического подхода.

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к коррекционной работе с ребенком.

Игра - основной метод Лекотеки. Равноправное партнерство специалистов и детей – главное условие эффективной работы. В организации «Лекотеки» предполагается использование игровых методов, арт-терапевтических, акустических техник, песочной терапии для проведения психопрофилактики, психокоррекции, осуществления психологической поддержки развития личности детей, метод М.Монтессори, который заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию; работа в сенсорной комнате.

В Лекотеке дома ребенка организовано правильное пространство, оборудованное игровыми пособиями, способствующими развитию у детей познавательной активности

и воображения, тактильной чувствительности, интереса к творчеству и движению. Имеется хранилище ля игрушек.

Деятельность специалистов Лекотеки основана на гуманистическом подходе к воспитанию и направлена на:

  • поддержку усилий персонала дома ребенка по развитию личности ребенка;
  • налаживание эффективного общения ребенка со взрослым и другими детьми группы;
  • формирование предпосылок к обучению.

Также осуществлялся мониторинг достижения детей по усвоению индивидуальной программы. В процессе мониторинга исследовался уровень физического развития, уровень социализации, уровень развития коммуникативных способностей, развитие познавательной деятельности, мышления и игры.

В результате внедрения работы структурного подразделения Лекотека, специалистами было охвачено значительное число детей, нуждающихся в дополнительных занятиях, и оказана психолого-педагогическая помощь, групповому персоналу даны рекомендации по адаптации детей в группе, найдены и разработаны индивидуальные программы коррекционно-развивающих занятий с детьми.

Лекотека для нашего дома ребенка является инновационной формой работы с детьми, она уже хорошо зарекомендовала себя как самый лучший и удобный вариант реальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.


Площадка - лаборатория

Тема проекта

Регистрационный номер проекта

Направление инновационной деятельности

Альтернативные формы образования субъектов муниципальной образовательной системы

(в рамках площадки лаборатории обеспечивающей введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в части содержания коррекционной работы).

Полное наименование образовательного учреждения

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 473 г. Челябинска

454100 г. Челябинск, ул. 40 лет Победы, д. 10а; тел.: 794-47-58, 794-47-59;

сайт : www//http: дс 473. рф ; e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Руководитель образовательного учреждения

Кудрявцева Евгения Петровна тел.: 794-47-58

Научный руководитель Сваталова Тамара Александровна – КПН доцент кафедры управления развития дошкольного образования ГБОУ ДПО ЧИППКРО

Запрос на финансирование проекта 279.648 руб.

Дата начала проекта

март 2012 год

Дата окончания проекта

декабрь 2013 год

Подпись руководителя проекта

Дата заполнения заявления

Подпись руководитель образовательного учреждения

Подпись руководителя органа самоуправления

Проектная документация

I .Краткая аннотация проекта

Тема: Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в семье, на основе проекта «Лекотека» в условиях ДОУ

Проблема, на решение которой направлен проект.

Инновационная проектная деятельность определяется президентской инициативой «Наша новая школа», приказом МОиН РФ от 23.06.2009г. № 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования», городской целевой программой по реализации национального проекта «Образование» в городе Челябинске на 2011-2013 годы (распоряжение Администрации города Челябинска от 29.12.2010г. № 9526), в соответствии с решением Коллегии Управления по делам образования г.Челябинска «О регулировании инновационной деятельности в муниципальной образовательной системе г.Челябинска» (приказ Управления… №166/2-у от 17.02.2011г).

В соответствии со ст. 14, п.5. Закона Российской Федерации «Об образовании» содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Образовательная программа, реализуемая в ДОУ, рассматривается применительно к широкому контексту жизнедеятельности ребенка, т.е. включает как воспитание, развитие, так и охрану, укрепление здоровья воспитанников, совместную, самостоятельную деятельность детей и взрослых и др. В частности раздел программы "Содержание коррекционной работы" разрабатывается при воспитании в образовательном учреждении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Содержание коррекционной работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы.

При этом «… в случае невозможности комплексного усвоения воспитанником Программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией, содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков». Такого рода социализация невозможно без согласованных усилий педагогов и родителей.

Учитывая недостаточный уровень педагогической и специальной компетентности родителей в вопросах коррекции развития детей в условиях семьи возникает необходимость оказания им квалифицированной помощи и содействия на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

Все перечисленное предполагает решение ряда противоречий:

между потребностью в оказании психолого-педагогической помощи детям на основе использования современных развивающих игровых технологий (индивидуальных программ игровой поддержки развития ребенка) и несовершенством социальной системы сопровождения таких семей;

между потребностью в высококвалифицированных специалистах, способных оказывать помощь и содействие родителям в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи и имеющимся кадровым потенциалом образовательной системы.

Обозначенные противоречия можно разрешить в рамках реализации проекта «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в семье, на основе проекта «Лекотека» в условиях ДОУ»

В нашем проекте «Лекотека» понимается как система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья основана на игре, т.е. деятельности, приносящей ребенку удовольствие и создающей условия для формирования средств общения и социально ориентированного поведения. Игра для ребенка – это добровольно выбранная активность, в которой ребенок чувствует себя безопасно, успешен, испытывает удовольствие, получает новый опыт.

В организации «Лекотеки» предполагается использование игровых методов, арт-терапевтических, акустических техник, песочной терапии для проведения психопрофилактики, психокоррекции, осуществления психологической поддержки развития личности детей. Это современные исследования арт-терапи (В.Н.Коропулина, М.Н.Смирнова, Н.О.Гордеева и др.), песочная терапия (Т.Д.Зенкевич-Евстигнеева, Т.М. Горбенко, положивших в основу своего подхода теорию К.Г. Юнга и Д.Кальфф), метод М.Монтессори, который заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию; акустикотерапия (Б.В.Гладков, В.А.Синкевич), работа сенсорной комнаты.

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок обучения, оптимизацию родительско-детского взаимодействия. Родители детей с ограниченными возможностями здоровья также нуждаются в квалифицированной психологической помощи. Перечисленные выше обстоятельства служат мотивом создания ««Лекотеки»».

Цель проекта

Разработка психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в семье, на основе проекта «Лекотека»в условиях ДОУ.

Задачи проекта:

Разработка содержательного и организационного аспекта реализации проекта

Адаптация проекта «Лекотека»к условиям муниципального дошкольного образовательного учреждения.

Методы и подходы:

Для реализации проекта выбраны следующие методы:

теоретические: анализ литературы, синтез, моделирование. прогнозирование при обработке и систематизации материалов исследования;

практические: анализ фактических явлений, способствующий определению эффективности вводимых образовательных программ и технологий, педагогическое наблюдение, собеседование.

Актуальность проблемы специальной педагогической поддержки семьям, имеющим детей со специальными образовательными потребностями обусловлена и тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. По данным Росстата в России число детей инвалидов в возрастной категории до 17 лет составляет около 450 тыс. человек. Около 40% детей-инвалидов не получает образования вообще, 40 тыс. обучаются на дому (т. е. находясь в изоляции) и 70 тыс. – в системе специального образования, что также резко ограничивает их способность к социальной интеграции. От 80 до 90% детей, находящихся в учреждениях специального образования, имеют нарушения в познавательной сфере и задержку психического развития.

Численность детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 0 до 18 лет в городе Челябинске составляет 16 567 человек, из них 11 425 детей дошкольного возраста (15,8% от общей численности детского населения города).

Согласно статистической информации, кроме роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, который носит комплексный характер нарушений у каждого отдельного ребенка.

В работах ведущих отечественных и зарубежных педагогов-гуманистов и учёных (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, М.Монтессори, К.Д.Ушинский, В.М.Бехтерев, Ж.Пиаже) обращалось внимание на важность воспитания и развития ребёнка - дошкольника. Существенный вклад в её решение внесли отечественные ученые Н.И.Красногорский, Н.М.Щелованов, H.JI.Фигурин, JI.C.Выготский, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин и др.

В отечественной и зарубежной специальной педагогике (Л. И. Аксенова, Т.Г.Богданова, Н.В.Мазурова, Т. А. Добровольская, Т. В. Егорова, А. И. Захарова, Е. И. Исенина, И. В. Карпенкова, Ю. А. Разенкова, Н. Д. Шматко и др.) рассматриваются вопросы коррекции отклонений в развитии детей. Это обусловлено, с одной стороны, уникальным значением дошкольного возраста для дальнейшего психического развития ребенка и, с другой, возросшими возможностями современной психолого-педагогической диагностики и коррекции.

Оказание помощи детям и родителям, воспитывающим ребенка с отклонениями в развитии, в отечественной науке является не новой проблемой. Еще в ХIХ веке психологи (В.М.Бехтерев, С.С.Корсаков, И.В.Маляревский и др.) использовали благотворное влияние родителей на состояние больного ребенка.

Обеспечение и реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важных задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития РФ. (Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008г).

Актуальность реализации проекта.

Отечественными исследователями в области специальной педагогики и психологии подчеркивается значимость максимального включения родителей в процесс комплексной помощи ребенку (В.И.Лубовский, Н.Н.Малофеев и др). Значительное количество отечественных психолого-педагогических исследований также посвящено вопросам помощи особой семье, нормализации психологического состояния ее членов, обучению родителей приемам взаимодействия с ребенком (С.Б.Лазуренко, Г.В.Мишина, О.И.Пальмов, О.Б.Половинкина, В.В.Ткачева и др.).

В мире накоплен большой опыт помощи дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья и их семьям. Имеются программы: "Маленькие ступеньки" (Австралия), "Портедж" (США), "Каролина -руководство для дошкольников с особыми нуждами" (США), программа, получившее название "«Лекотека»" (от шведского "leko"–"игрушка" и греческого "tek" –"собрание", "коллекция"). Первая «Лекотека» была основана по инициативе родителей и педагогов в Стокгольме в 1963 г. на базе университетской клиники и преследовала цель игровой поддержки больного ребенка. Первая американская «Лекотека», ставшая впоследствии Национальным Центром Лекотек, открыла свои двери в Evanston (Illinois) в 1980 году.

Российская «Лекотека»возникла 10 лет назад и получила свое развитие в Москве. В 2001 году проект «Российская «Лекотека»», был поддержан Агентством США по международному развитию в рамках Программы АРО «Помощь детям-сиротам в России». Модель «Российская «Лекотека»» прошла экспертизу в Министерстве образования РФ. В декабре 2001 года она была представлена на выставке ВВЦ «Новые технологии в образовании» и отмечена золотой медалью.

МГППУ написана индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа «Лекотека» авторы: А.М. Казьмин, Е.А. Петрусенко, Г.А. Перминова, А.И. Чугунова, А.М.Пайкова, Склокина Н.А.. Авторы программы «Лекотека»опирались на теоретическую базу достижений Московской психологической школы (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина, А.И.Мещеряков и др.), в которой признается ведущая роль обучения в развитии ребенка, общение с близким взрослым; использование идеи современной западной гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), теории привязанности (Боулби, М. Малер) и других.

Задачи «Лекотеки»:

1. Достижение максимально возможной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Оказание благотворного влияния на развитие личности детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие у них игровой, продуктивной и познавательной деятельности.

3. Оказание психолого-педагогической и консультативной помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья в подборе адекватных средств общения с ребенком.

Задачи деятельности «Лекотеки» определяются: индивидуально-ориентированной программой сопровождения ребенка, разрабатываемой специалистами, на основе существующих методов и техник коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Игра - основной метод ««Лекотеки»». Равноправное партнерство специалистов и родителей – главное условие эффективной работы.

Основными формами работы сребенком и семьей является индивидуальный и групповой игровой сеанс, консультации, тренинги, мастер-классы, беседы и др.

Индивидуальная работа.

В ходе комплексного диагностического обследования составляется индивидуальное планирование коррекционно-развивающей работы с ребенком, на основании диагностики специалистов. Программа составляется индивидуально для каждого ребенка и семьи.

Групповая работа.

Основные цели групповых занятий: содействие успешной социализации ребенка, способствование взаимодействию ребенка с другими детьми, родителями. Контакт со сверстниками дает ребенку дополнительные впечатления, новые эмоциональные переживания, развивает его подражательные способности, стимулирует интерес и доброжелательные отношения к другим людям. Так же способствует повышению активности ребенка, развитию коммуникативной, социальной и эмоциональной сфер, развитию когнитивных навыков и навыков самообслуживания. Участниками образовательного процесса в «Лекотеке» являются дети с ограниченными возможностями здоровья, их родители (законные представители), педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по ф/к, инструктор по гигиене.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Лекотека как новая форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья

2 слайд

Описание слайда:

План конспекта Теоретические основы содержания работы Лекотеки История создания Лекотеки Концепция модели Российской Лекотеки Функции Лекотеки, цели и задачи Лекотеки, принципы работы Лекотеки Основные формы работы в Лекотеке Маршрут сопровождения ребёнка в Лекотеке. Деятельность реабилитационного совета. Взаимосвязь с другими учреждениями по вопросам медико-психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и их семей.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Что такое лекотека? ЛЕКОТЕКА – это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития. Слово «лекотека» («lekotek») произошло от шведского «leko», что значит «игрушка», и греческого «tek» - «собрание», «коллекция». Дословный перевод – ≪собрание игрушек≫.

5 слайд

Описание слайда:

«Лекотека» - это новая форма дошкольного образования для детей, имеющие серьезные проблемы со здоровьем. Это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития. Иными словами это еженедельные бесплатные индивидуальные занятия для детей с логопедом, дефектологом, психологом. Лекотеки облегчают детям с инвалидностью вхождение в социум, помогают им адаптироваться быстрее и легче к семейной и общественной жизни. Отправной точкой сотрудничества с родителями является оказание им помощи в понимании сущности имеющихся у ребенка отклонений и динамики их развития, в идентификации и осознании сильных и слабых сторон ребенка.

6 слайд

Описание слайда:

гуманистические идеи (А. Маслоу, К. Роджерс). Теоретической основой содержания работы Лекотеки являются культурно-историческая концепция психического развития (Л.С. Выготский) теория функциональных систем (П.К. Анохин) деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина)

7 слайд

Описание слайда:

Проблема социально-психологического развития ребёнка с особенностями развития, воспитывающегося в условиях семьи и не посещающего детский сад, является на сегодняшний день достаточно актуальной. Существует значительная группа детей, которые из-за отсутствия у них опыта пребывания в дошкольном образовательном учреждении испытывают в дальнейшем те или иные трудности социализации. Дети данной категории нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок учебной деятельности, оптимизацию родительско-детского взаимодействия, создание развивающей среды.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Первая Лекотека была основана в 1963 году в университетской клинике Стокгольма по инициативе родителей и педагогов, с целью смягчить психотравмирующее воздействие госпитализации на детей при помощи игры.

10 слайд

Описание слайда:

Первая американская лекотека (преобразованная впоследствии в Национальный центр Лекотек) была открыта в 1980 году Сейчас там существует целая сеть этих уникальных обучающих и ресурсных центров, которые обслуживают тысячи детей с проблемами в развитии. В США лекотеки есть практически во всех населенных пунктах. Туда обращаются родители детей от нуля до трех лет с глубокими проблемами в развитии. В Лекотеках США предполагается вовлечение в игровую деятельность всех желающих членов семьи.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Первая лекотека в России была открыта в Санкт-Петербурге 80-х годах XX века в Институте раннего вмешательства, известен опыт Лекотек Службы ранней помощи Центра интегративного воспитания и Консультативно-практического центра реабилитации детей со зрительной патологией.

13 слайд

Описание слайда:

Модель Российской Лекотеки была разработана и внедрена в Москве в 2001г. при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (АМР США) в рамках программы «Помощь детям – сиротам в России», осуществляемой совместно с «Холт Интернешенел Чилдренс Сервиз» (Holt) и «Чаритиз Эйд Фаундейшен» (CAF). В 2002 году Российская Лекотека была внедрена в Доме ребёнка № 9 г. Москвы. По данным столичного комплекса социальной сферы, в настоящее время в Москве работает 109 Лекотек.

14 слайд

Описание слайда:

Модель≪ Российская лекотека≫ Разработали: Региональная общественная организация Содружество ≪Утешение≫, сотрудники Центра психолого-медико-социального сопровождения ≪Лекотека≫ (с 2004 года, ранее -≪Психолого-медико-социальный центр Северного административного округа города Москвы≫, директор Валерий Николаевич Ярыгин), сотрудники Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ, кафедра клинической психологии раннего детства факультета клинической и специальной психологии, заведующий кафедрой кандидат медицинских наук, профессор Александр Михайлович Казьмин). Первая Лекотека г. Москвы возникла в результате проекта ≪Российская лекотека≫, итогом реализации проекта стала разработанная модель, описанная в книге≪ Российская лекотека≫ (авторы В.Н. Ярыгин, А.М. Казьмин и другие), ставшей психолого-педагогическим бестселлером для вновь открывающихся в стране лекотек. Игровые и технические средства, важные для развития ребёнка, являются основным содержанием лекотеки

15 слайд

Описание слайда:

РОССИЙСКАЯ ЛЕКОТЕКА – это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития. Деятельность Лекотеки основана на гуманистическом подходе к воспитанию и направлена на: *поддержку усилий родителей по развитию личности ребенка; *налаживание эффективного общения ребенка с другими членами семьи; *формирование предпосылок к обучению; *гармонизацию родительско-детских отношений. Целью создания Лекотек является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям). Если в первоначальном варианте модели «Российская Лекотека» (2000 г.) акцент ставился на игровые и технические средства, важные для развития ребёнка, то сегодня Лекотека в России рассматривается как служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

Лекотека - это структурно-функциональная единица, которая может осуществлять свою деятельность как автономно, так и в составе образовательных учреждений: дошкольных; образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; учреждений специального образования; детских домов и интернатов; домов ребёнка; реабилитационных центров и других организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (от 2 месяцев до 11 лет) и особыми образовательными потребностями (В. Н. Ярыгин, А. М. Казьмин, Л. В. Казьмина, Е. А. Петрусенко, А. И. Чугунова, Н. М. Калдарару Российская лекотека: реальная помощь детям с особенностями развития)

18 слайд

Описание слайда:

Лекотека в России сегодня –это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития. В лекотеке главное: - техники психологического воздействия, способствующие решению психогенных проблем ребенка и членов его семьи; - индивидуально-ориентированные способы и программы обучения детей с отклонениями развития; Материальные средства –это фон сопровождения, однако они важны для повышения качества помощи. Целевая группа лекотеки – дети с нарушениями развития или выраженными психогенными расстройствами. Вид и природа нарушений развития ребенка могут быть разные: двигательные, умственные, сенсорные, коммуникативные, эмоциональные, поведенческие или сочетанные. В целевую группу входят и члены семей детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, лица их заменяющие или воспитатели, няни. Специалисты лекотеки реализуют индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы и проводят работу по психологическому сопровождению семьи, преимущественно в процессе игровой деятельности.

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Функции Лекотеки психолого-педагогическая поддержка семьи; обучение родителей эффективным способам общения с ребёнком, методам его воспитания и развития; коррекция родительско-детского взаимодействия; психокоррекция и психопрофилактика; формирование у ребёнка умений, необходимых для поступления в детский сад; создание благоприятных условий для развития самостоятельности ребёнка (О. Ю. Пискун, старший преподаватель кафедры общей и специальной психологии института детства Новосибирского государственного педагогического университета)

21 слайд

Описание слайда:

Цель лекотеки: создание благоприятных условий для развития личности ребенка; психологическая поддержка родителей малыша с нарушением развития; содействие решению психологических проблем, препятствующих поступлению детей в дошкольные образовательные учреждения, помощь в адаптации в семье и других социальных группах.

22 слайд

Описание слайда:

Общие задачи лекотеки: клинико-психолого-педагогическое обследование детей и родительско - детского взаимодействия; предоставление родителям информации по вопросам развития и воспитания ребенка, о результатах клинико-психолого -педагогического обследования, особенностях выявленного расстройства и ресурсах ребенка; вовлечение родственников в процессы обследования и стимуляции развития детей, а также психопрофилактики и психокоррекции; обучение родителей и воспитателей, специалистов образовательных учреждений и педагогов пользованию средствами лекотеки, методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения развития;

23 слайд

Описание слайда:

Частные задачи Лекотеки: оказание коррекционно-педагогической помощи ребёнку посредством использования игротерапевтических методов и приёмов; нормализация детско-родительских отношений; обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми; обеспечение преемственности в сопровождении детей в учреждениях образования; проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребёнка от двух месяцев до восьми лет с нарушениями в развитии; и др (в зависимости от условий работы).

24 слайд

Описание слайда:

Принципы психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами развития Стимуляция и поддержка игровой деятельности Недирективность в игровом взаимодействии с ребенком Уважительное отношение к игре ребенка и к самому ребенку Оптимальная организация игровой среды Адекватность игр и игрушек уровню и особенностям развития ребенка

25 слайд

Описание слайда:

Принципы психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами развития Стимуляция и поддержка игровой деятельности Первое, что должны учитывать взрослые, воспитывающие ребенка с особыми нуждами, это жизненную необходимость игры для детей раннего возраста как основного источника знаний, навыков и хорошего настроения. Осознавая важность игры, необходимо не только специально создавать игровые ситуации и обеспечивать ребенка игрушками, но и быть готовым обыграть любую текущую ситуацию. Игровые действия взрослого при этом должны быть выразительными, мягкими, адекватными возможностям ребенка. Недирективность в игровом взаимодействии с ребенком Признавая добровольность главным условием вовлечения ребенка в игру и ее дальнейшего развертывания, от взрослого требуется воздерживаться от любых форм навязывания и принуждения к игровой деятельности. Желательно придерживаться ролей организатора игровой среды, демонстратора, наблюдателя, активного и эмпатического слушателя, собеседника, приглашенного партнера, если необходимо - генератора идей.

26 слайд

Описание слайда:

Уважительное отношение к игре ребенка и к самому ребенку Малыш может выбирать "глупую", "примитивную" с точки зрения родителей игру. Но это выбор ребенка, на который он имеет право. Ребенок вряд ли будет играть в то, что не имеет для него никакого смысла. В этой ситуации взрослый должен постараться поддержать эту игру, стать ее участником только после установления партнерских отношений показать возможности ее модификации (если игра действительно слишком бедна и монотонна). Необходимо быть чрезвычайно чувствительным к сигналам ребенка, показывающим его отношение к игре и игрушкам. Особенно недопустимы проявления критики к действиям малыша, необоснованное прерывание детской игры. Не менее опасно для развития ребенка безразличие к его игре

27 слайд

Описание слайда:

Адекватность игр и игрушек уровню и особенностям развития ребенка Каждый ребенок рождается со своими задатками. Генетические причины, заболевания и среда определяют направление его индивидуального развития. Особенности темперамента малыша, сильные и слабые стороны психики проявляются постепенно в процессе его взаимодействия с окружением. Умение замечать и осознавать характерные черты поведения ребенка может помочь взрослым удержаться от непроизвольного и формального подталкивания его к неинтересным играм (в силу их сложности паралич малой привлекательности). Мнение специалиста может оказаться полезным на этапе оценки функциональной компетентности ребенка и первичного подбора необходимых игрушек. После этого желательно проведение игрового эксперимента, во время которого может быть получена важная информация об игровых потребностях ребенка, его игровом стиле, игровых навыках и игровых стереотипах родителей. На основе полученной информации возможно проектирование адекватной игровой деятельности и разумного выбора игрушек

28 слайд

Описание слайда:

Оптимальная организация игровой среды Необходимость оборудования игровой среды для ребенка кажется очевидной. Тем не менее, в некоторых семьях этому не уделяется должного внимания, даже при наличии достаточного количества места для создания детского уголка. В таких случаях игрушки ребенка, которые также могут быть приобретены бездумно, равномерно распределяются по всей квартире; может отсутствовать оборудование, необходимое для игры ребенка в параличных позах (лежа, сидя, стоя). Причиной такого положения вещей чаще всего является непонимание родителями важности событий, происходящих во время детской игры, для развития ребенка. Невозможно придумать универсальную оптимальную среду для ребенка с особенностями развития. Оборудование домашнего игрового пространства должно быть тщательно спланировано в зависимости от характера нарушений и трудностей развития. Вся игровая среда должна быть организована, что облегчает приспособление к ней ребенка и приучает его к порядку. Специалисты Лекотеки призваны оказать родителям квалифицированную консультативную помощь в этих вопросах. Необходимые элементы оборудования игровой среды для ребенка должны, как правило, приобретаться паралич самостоятельно изготавливаться родителями. Лишь в случае невозможности этого по какой-либо причине паралич наличии у ребенка специфических потребностей, некоторое оборудование может быть предоставлено во временное пользование Лекотекой.

29 слайд

Описание слайда:

30 слайд

Описание слайда:

31 слайд

Описание слайда:

Консультация (К) Консультация–это встреча специалиста Лекотеки с родителями (воспитателями), во время которой реализуется конструктивное сотрудничество специалистов и родителей. Диагностический игровой сеанс (ДИС) Диагностический игровой сеанс представляет собой совместную игру родителей (воспитателей) с ребенком в специально оборудованном зале. Специалист ведет наблюдение за происходящим, в идеале–ДИС фиксируется на видеокассету. Результаты наблюдения фиксируются на формализованных бланках. По результатам ДИС составляется сезонный план сопровождения семьи. Терапевтический игровой сеанс (ТИС) Во время терапевтического игрового сеанса (обычно–40 минут) происходит игровое взаимодействие специалиста с ребенком в присутствии, а иногда–с участием родителей (воспитателей). Перед началом ТИС и после его окончания специалисты коротко (5 минут) беседуют с родителями (воспитателями). После ТИС специалист заполняет протокол. Групповой родительский тренинг (ГРТ) В групповой родительский тренинг участники включаются добровольно. Обычно–это тренинги по общению, игре, ассертивности, арт-методам, специальным техникам, по изготовлению игрушек и другие. В ряде случаев родителям предлагается участвовать в тренинге исходя из результатов ДИС.

32 слайд

Описание слайда:

Электронная библиотека Электронная библиотека создана усилиями специалистов в условиях Лекотеки. Она включает около 150 источников по разным проблемам дефектологии. Специалисты по запросу семьи с учётом сложной структуры нарушения ребёнка подбирают методический блок для родителей с целью осуществления непрерывных коррекционно- педагогических воздействий не только в Лекотеке, но и дома. Видеотека Видеотека создана усилиями специалистов в условиях Лекотеки. Она состоит из художественных, документальных и учебных фильмов, отражающих опыт воспитания и работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Материалы видеотеки предоставляются родителям для просмотра с целью снятия проблемы уникальности личных трудностей. Также данный ресурс позволяет родителям научиться различным способам коммуникации, игрового взаимодействия с ребёнком в зависимости от вида его нарушения. После просмотра фильма или чтения книги ведётся обсуждение возможности применения методов и приёмов для развития ребёнка. Развивающие занятия интегрированного характера проводятся в присутствии родителей, братьев и сёстёр, друзей и знакомых с нормативным развитием, что обеспечивает возможность интеграции детей с особенностями в развитии в безопасной для них обстановке.

33 слайд

Описание слайда:

Формы и содержание работы российской лекотеки Работа специалистов с семьями осуществляется в различных формах, которые подбираются в зависимости от потребностей семьи и обеспечивают планомерную сезонную деятельность на основе программы «Лекотека». Типичная последовательность взаимодействия с семьей, обратившейся за помощью в лекотеку, такова: первичная консультация → выдача родителям вопросников для обследования семьи и ребенка на дом или заполнение некоторых вопросников с участием психолога → приглашение на первичный диагностический сеанс → проведение первичного диагностического сеанса →

34 слайд

Описание слайда:

Формы и содержание работы российской лекотеки Составление специалистом заключения (желателен разбор результатов обследования новой семьи на консилиуме специалистов лекотеки) → повторная консультация родителей: знакомство их с результатами обследования, обсуждение предполагаемого плана работы с семьей, заключение договора о сотрудничестве→ Текущие индивидуальные и групповые сеансы (здесь возможны дополнительные диагностические процедуры) → контрольное обследование в конце учебного года → обсуждение с родственниками мероприятий на летний период.