Индивидуальной образовательной траектории разрабатываются 1 способы предоставления. Индивидуальный образовательный маршрут

Идея предоставления индивидуальных образовательных траекторий обучающемуся была закреплена еще в первом варианте Конституции РФ. Последующие частичные изменения, внесенные в Конституцию, подтвердили данную идею. Отметим, что для школы идея не столько нова, она применялась давно при обучении по индивидуальным программам отдельных обучающихся и в отдельных случаях (к примеру, для обучения лиц с проблемами здоровья).

В исследованиях активно используются два понятия: "индивидуальные образовательные траектории" и "индивидуальный образовательный маршрут". Под траекторией в классическом значении понимается "линия движения какого-нибудь тела или точки", а под маршрутом - "путь следования". Эти понятия могут быть разведены лишь тем, что линия движения образовательной программы (траектория) приобретает конкретизацию в пути (маршруте). Иными словами, индивидуальная образовательная траектория - персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося в образовательном процессе Хуторской А.В.. Современная дидактика. Питер, 2001.

Понятие "образовательный маршрут" более широко используется в системе дополнительного образования, и оно выступает важным элементом, определяющим успешность деятельности личностно-развивающей среды этих учреждений. Образовательные маршруты в общем образовательном пространстве учреждений дополнительного образования варьируются по-разному, в основном за счет учета национально-регионального компонента.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что понятие "индивидуальная образовательная траектория" имеет широкое значение и характеризуется несколькими направлениями реализации образовательной траектории:

Деятельностное (реализуемое через нетрадиционные педагогические технологии);

Процессуальное (определяющее организационный аспект, виды общения).

Индивидуальные образовательные траектории можно трактовать как определенную последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося по реализации собственных образовательных целей, соответствующую их способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемую при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимодействии с родителями.

Индивидуальная траектория - это проявление стиля учебной деятельности каждого учащегося, зависящее от его мотивации, обучаемости и осуществляемое в сотрудничестве с педагогом. Они связывают понятие "индивидуальная образовательная траектория" с понятием "образовательная программа", позволяющим обучающимся овладеть определенным уровнем образованности, отмечают способность учеников осознанно выбирать индивидуальную траекторию обучения с реализацией разнообразных вариантов развивающего обучения: личностно-ориентированного, проектно-созидательного, модульного обучения, гуманистической школы. Индивидуальная образовательная траектория как образовательная программа рассматривается с двух сторон:

Как организационно-управленческое знание, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению обучающимися с разными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования;

Как индивидуальную образовательную траекторию обучающегося, созданную с учетом его индивидуальных особенностей. Определение образовательной программы как индивидуальной образовательной траектории является ее ведущей характеристикой и позволяет представить образовательную программу своеобразной моделью путей достижения образовательного стандарта, когда выбор пути реализации стандарта зависит от индивидуальных особенностей конкретного учащегося.

В широком смысле в образовательную программу заложены идеи индивидуализации (учет в процессе обучения индивидуальных особенностей обучающихся во всех формах и методах обучения) и дифференциации (учет индивидуальных особенностей в форме, предполагающей группировку обучающихся на основании выделения определенных особенностей) обучения. При таком подходе индивидуальная образовательная траектория представляет собой целенаправленную моделируемую образовательную программу, обеспечивающую позицию субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении преподавателями педагогической поддержки самоопределения и самореализации учащегося. Таким образом, она ориентирована на создание условий для самовыражения личности обучающегося при обязательном достижении поставленных целей обучения.

Можно сказать, что индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный образовательный маршрут - составляющая часть обобщенного образовательного маршрута, который, как множество индивидуальных, объединяет их в концентрированном виде.

Такой подход позволяет рассматривать понятие "индивидуальный образовательный маршрут" с двух точек зрения:

Как один из множества возможных вариантов индивидуального образовательного продвижения личности;

Как результат взаимодействия обучающегося с образовательной средой, отражающей общее, специфическое обобщенного образовательного маршрута.

Общим и специфическим в нем выступает то, что, как сложное общественное явление, оно включает в себя этапы, периоды и линии продвижения при получении образования.

Этапы находятся в прямой связи с осознанием, погружением и освоением образовательной среды; периоды отражают понимание обучающимся необходимости получения образования; познание и утверждение себя; приобретение и систематизацию знаний; осознание себя как будущего специалиста; ориентация на свою будущую профессиональную деятельность. Наиболее интересно продвижение в образовательном маршруте, которое строится по следующим жизненно важным линиям: линия личностного роста, линия знаний и линия профессионального самоопределения.

Личность выполняет продвижение в образовательном маршруте по ряду жизненно важных линий (линия роста, линия знаний, линия профессионального самоопределения), поэтому можно выделить несколько маршрутов Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире. М., Наука, 2003:

  • - маршрут адаптивного типа (требует использования образования для подготовки себя к современной социоэкономической и культурной ситуации);
  • - маршрут развивающей направленности (характеризуется широким развитием возможностей, способностей и всего творческого потенциала человека);
  • - маршрут созидательной направленности (включает в себя не только развитие особенностей и возможностей, но и целенаправленное их использование для преобразования, построения себя, собственного образования, карьеры, жизни).

Как видно, в предложенном распределении маршрутов есть весьма важный элемент: каждый маршрут может быть выбран как самостоятельный и доводящий развитие личности до логической завершенности, в то же время развивающаяся личность может пройти все этапы (от адаптации к каким-либо условиям, проходя через развивающую деятельность, встраиваясь в систему созидательной деятельности). В связи с этим не менее важно выяснение того, что же способствует превращению обучающихся в субъекты образовательной деятельности. Как правило, этому предшествует сложная работа, после чего на основе осмысленного поиска их решения, обсуждения и апробации, у обучающегося появляются собственные ответы на следующие важные вопросы:

  • - какие изменения в личностных, деятельностных и когнитивных характеристиках могут и должны произойти в его учениках и воспитанниках?
  • - какие педагогические цели можно ставить относительно данного ученика и при каких условиях (в какой деятельности) они могут быть достигнуты?
  • - как организовать эти условия и инициировать необходимую деятельность?
  • - как можно реализовать эти условия в конкретных ситуациях?

В данном случае этими процессами выступают: реализация необходимых для педагогической деятельности предметных и психолого-педагогических знаний; освоение педагогической деятельности (ее исследование, проектирование, реализация); ценностное самоопределение (выработка педагогического кредо) и определение педагогических целей.

В образовательном пространстве, в котором главным выступает движение личности от позиции "Я" человека, получающего образование» до "субъекта образования", действует ряд принципов.

Первый принцип заключается в необходимости такого конструирования образовательного процесса, в котором рельефно проявлялась бы позиция получающего образование человека, обозначилась бы его индивидуальная образовательная траектория, учитывающая его потенциальные возможности, слабости, особенности его индивидуального познавательного процесса.

Второй принцип отражает необходимость соотнесения возможностей социообразовательной среды с опережающими возможностями обучающегося, которая выражается в задаче постоянно "задавать" опережающий стиль организации и управления образовательным процессом, соответствующую современным представлениям перспектив развития образования. Игнорирование этим принципом может привести к разрушению целостности всего образовательного процесса, более того, "выпадению" из этой системы или личности, или ценностей образования, или принятия самого образования как величайшей ценности человечества.

Третий принцип заключен в необходимости подведения личности к технологии инициативного формирования своей образовательной траектории (первое) и (второе) инициативного и рационального формирования постоянной, всеобъемлющей и непрерывной образовательной среды (аудиторная, домашняя, рабочая, в поездках, на отдыхе и др.), которая включает в себя различные варианты текстовых и графических изданий, видео, аудио, компьютерные и сетевые, радио- и телевизионные источники информации преимущественно образовательного характера.

При конструировании индивидуальных траекторий образовательной деятельности усвоение знаний и способов деятельности может происходить на трех уровнях:

  • - на уровне осознанного восприятия и запоминания, которое внешне проявляется в точном и близком к оригиналу воспроизведении учебного материала;
  • - на уровне применения знаний и способов деятельности по образцу или в сходной ситуации;
  • - на уровне творческого применения знания и способов деятельности.

Приоритетными средствами реализации траектории индивидуального творчества являются те, которые обеспечивают нарастание творческого взаимодействия и активизируют творческую самореализацию обучающихся в ходе реализации образования: диалог, игровое моделирование, рефлексивный анализ, поисковые познавательные задачи, учебно-творческая деятельность учителя (преподавателя) и учащихся (студентов) по совместному решению задач поискового характера, содержательно-мотивирующая оценка, личностное отношение к творческой деятельности и др.

Особенность изучаемого процесса в том, что траектория творчества у каждого обучающегося строго индивидуальна, реализуется "по особому, только ему присущему сценарию". Указанное своеобразие развития обуславливается различными обстоятельствами становления личности каждого обучающегося: природными предпосылками; свойствами нервной системы, темперамента, характера; ценностными ориентациями; уровнем развития личности, который проявляется в особенностях самосознания, самооценки. Поэтому траектория обучающегося в образовательном процессе отличается индивидуальным темпом и характером, содержательным своеобразием проявлений свойств творческой индивидуальности.

Опыт показывает, что при формировании траектории индивидуального творчества необходимо учитывать потенциальные возможности обучающегося, особенности его индивидуального познавательного процесса. Это требует соотнесения возможностей социообразовательной среды с опережающими возможностями обучающегося, которые заключаются в опережающем стиле организации и управления образовательным процессом, соответствующим представлениям перспектив развития образования.

Продуктивен взгляд на траекторию индивидуального творчества как на конструктивную форму деятельности в совокупности сущностного, процессуального и личностного компонентов, обусловливающую появление новых культурных ценностей или продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью. Это говорит о том, что результат индивидуального творчества может быть заключен также и в развитии самого субъекта творческой деятельности. Степень реализации сущностных сил человека в процессе творческой деятельности становится критерием творчества, т.е. само творчество выступает траекторией, которая реализуется в деятельности.

В образовательном процессе учреждения общего или профессионального образования в качестве объектов познания преобладает мир общепринятых идей, научных понятий, закономерностей, теорий. В учебных программах, пособиях, в непосредственной практике традиционного обучения мир реальных объектов подменяется изучением соответствующих им понятий и других продуктов познания, полученных не обучающимися, а специалистами (учеными) или авторами учебного материала. Изучение обучающимися информации о чужих знаниях практически не оставляет им места для создания собственных знаний о реальном мире.

Исходя из этого, можно сказать, что в традиционном образовании отсутствует выстраивание обучающимися личного мира знаний, что препятствует не только построению ими индивидуальных образовательных траекторий, но и творческой самореализации в целом.

Значит, задача педагога при реализации индивидуальной образовательной траектории в обучении состоит в обеспечении индивидуальной зоны творческого развития каждого обучающегося. Опираясь на индивидуальные качества и способности, обучающийся выстраивает образовательный путь, а процесс выявления, реализации и развития данных способностей происходит в ходе образовательного движения по индивидуальным траекториям по каждому учебному предмету, и путь освоения этих предметов определяется не столько логикой данных предметов, сколько совокупностью личностных способностей каждого обучающегося.

Наши исследования показали, что школьник или студент сможет продвигаться по индивидуальной образовательной траектории во всех образовательных областях в том случае, если ему будут предоставлены возможности:

  • - определять индивидуальный смысл изучения учебных предметов или дисциплин;
  • - ставить собственные цели в изучении конкретной темы или раздела, курса и модуля;
  • - выбирать оптимальные формы и темпы обучения в соответствии с подготовленностью;
  • - применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям; - рефлексивно осознавать полученные результаты (в виде оценок, сформированных компетенций);
  • - осуществлять оценку и корректировку своей деятельности в соответствии с характеристикой общего хода образовательной деятельности.

Сохранение логики предмета, его структуры и содержательных основ, по А.В.Хуторскому, может достигаться с помощью фиксированного объема фундаментальных образовательных объектов и связанных с ними проблем, которые наряду с индивидуальной траекторией обучения обеспечат достижение обучающимися нормативного образовательного уровня.

Однако для такого обучения необходимо создание условий, приводящих обучающихся к осознанию необходимости самодвижения, к самостоятельной постановке общеобразовательных, частнопредметных и связанных с приобретением профессии задач и проблем, к овладению методов их решения, конструированию собственной системы знаний и способов деятельности, то есть индивидуальной образовательной траектории.

Выше говорилось о том, что продуктивная, творческая образовательная деятельность осуществляется каждым школьником, студентом в соответствии с его индивидуальными особенностями. Преподаватель, учитель, желающий видеть и развивать в каждом студенте, школьнике уникальную личность, становится перед сложной педагогической задачей одновременного обучения всех по-разному. Поэтому организация обучения по индивидуальной образовательной траектории требует особой технологии взаимодействия участников образовательного процесса. В современной дидактике решение данной проблемы предлагается двумя способами. Первый способ, который наиболее распространен в современных образовательных учреждениях, состоит в дифференциации обучения, согласно которой к каждому обучающемуся предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый материал по степени сложности, направленности или другим параметрам. Второй способ исходит из того, что собственный путь образования выстраивается от каждого обучающегося применительно к каждой из изучаемых им образовательных областей, т.е. учащемуся предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории. К сожалению, этот способ в образовательной практике практически не присутствует, поскольку требует одновременной разработки и реализации разных моделей обучения, каждая из которых по-своему уникальна и соотнесена с личным потенциалом каждого отдельно взятого обучаемого. Таким образом задача продуктивного обучения состоит в обеспечении индивидуальной зоны творческого развития каждого обучающегося.

Особенность образовательного процесса, ориентированного на конструирование индивидуальных путей достижения конечных целей образования, состоит в том, что в данное процессе главное место принадлежит способностям, благодаря которым обучающийся создает новые образовательные продукты. Такая работа основывается на следующих идеях:

Любой обучающийся способен найти, создать и предложить свой вариант решения любой задачи, в том числе и дидактической, относящейся к собственному обучению;

  • - обучающийся сможет продвигаться по индивидуальной траектории во всех образовательных областях в том случае, если ему будут предоставлены уже отмеченные возможности: определять индивидуальный смысл изучения учебных дисциплин, ставить собственные цели в изучении конкретной темы или раздела, выбирать оптимальные формы и темпы обучения, применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям, рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности;
  • - обучающийся ставится в ситуацию поиска своего варианта решения учебной задачи, используя при этом свои творческие возможности.

Таким образом, можно утверждать, что формирование индивидуальных траекторий процесс в большей степени творческий, или, по крайне мере, требующий творческого подхода. Поэтому и в данном пространстве действуют закономерности творческой деятельности.

В последние годы, особенно в связи с развитием дистанционной формы образования, эффективными признаются навигаторы учебного процесса, без которых немыслима индивидуальная траектория образования. Навигатор учебного процесса представляет собой своеобразную наглядную матрицу индивидуального образовательного пространства, в которой при помощи знаков, символов, аббревиатуры отмечается степень восхождения обучающегося к результату (продукту образования). Иными словами, матрица представляет собой развернутую и наглядную карту, в которой обучающемуся легко определить свое местонахождение, задачи на ближайшее время и перспективу.

Матрица индивидуальной траектории образования позволяет определиться во времени и координатах четырехзвенной компонентной системы образовательного процесса "Знаю (Умею) - Изучаю (Необходимо изучить) - Буду изучать (необходимо изучить) - Знаю новое (Достиг следующего уровня)". Как видно, такой образовательный процесс представляет собой спиралевидный путь восхождения к Знанию (истине). Элементы матрицы представляют собой проекции, имена, адреса и направления деятельности на плоскость листа. Деятельность обучающегося по овладению предметом, дисциплиной, курсом, блоком, приобретению знаний, умений, навыков, профессии или профессий, изображается вектором, регистрирующим содержание деятельности по получению образования. Приемы, отдаленно напоминающие и навигаторы, и стародавние Личные комплексные планы применительно к общему развитию ребенка используются в педагогической практике давно; они возрождаются в новых формах. К примеру, так называемые "фьючерс-планы", оказавшиеся весьма эффективными.

Соответственно этому обучающемуся необходимо научиться определять и индивидуальные шаги к знанию, которые могут найти дополнительную фиксацию в виде записей, дневниковых записей и т.д., что требует от обучающегося высокой культуры планирования и подведения итогов. Наши наблюдения показали, что данное, рутинное на первый взгляд занятие, современными обучающимися легко выполняется при помощи компьютерной техники и не вызывает никакого неприятия с их стороны. Более того, формализация и в некоторой степени детализация учебных планов и программ при помощи карт, рисунков, таблиц, логико-смысловых моделей, по мнению обучающихся, позволяет регулировать и видеть образовательную стратегию и жизненную перспективу.

Таким образом, навигатор для обучающегося становится своего рода путеводителем в мире образования. Парадоксальная ситуация современного образования в том, что усложнению образования пытается противостоять появление новых технологий, сущностью которых выступает стремление к некоторой формализации содержания образования в смысле его расщепления по образу восприятия информации компьютерным языком. Видимо, этот процесс может углубиться дальше и стать одним из магистральных направлений развития образования, или станет одним из сопутствующих направлений его развития. Сама по себе мысль создания навигационных элементов в сложном и усложняющемся мире образования - явление, безусловно, положительное.

Попробуем подвести итоги рассуждений.

Первое. Новая ситуация в образовании характеризуется усложнением процесса модернизации, глобализации и доминирования информационных технологий. По мнению большинства исследователей, модернизационные процессы в образовательной сфере разворачиваются неравномерно, в противоречивых тенденциях, отчетливо проявляя принципиально присущую российскому обществу многомерность, выраженную прежде всего в характере и структуре культуры.

Второе. Образование несет в себе определенное внутреннее противоречие, вызванное коллективными по формам способами получения и индивидуальными по результатам последствиями. Таким образом, личность в процессе получения оказывается в сложной ситуации необходимости определения своих позиций, своих целевых установок, своих конечных точек, к которым она стремится. При этом она использует целый ряд имеющихся в содержании и формах организации образования способов и пытается найти свои, личные приоритеты. Процесс непростой, его сложность вызывается, прежде всего, отсутствием у личности или небольшим по объему опытом деятельности личности.

Специфика процесса в том, что практически человеку трудно решить эту проблему в новых условиях развития Знания и цивилизации вообще самостоятельно; необходима продуманная и своеобразная организация, необходимо целенаправленное управление данным процессом.

Третье. Возникает еще одна особенность процесса, вызванная частичной неподготовленностью человека к определению исконно своего пути индивидуального развития.

Траектория индивидуального развития личности должна отвечать ряду известных принципов, среди которых одно, наиболее важное, довольно часто остается вне поля зрения и приводит к личным катастрофам, или, по крайней мере, к личным неудовлетворенностям. Речь идет о правильности выбора индивидуальных траекторий образования, что вызывает особые проблемы у молодежи. И этот процесс также должен быть соответствующим образом организован; личность должна получить широкий выбор для своего дальнейшего развития.

Отношения, проявляющиеся и формирующиеся в образовательной сфере и соответствующей ей деятельности, выступают определяющим фактором в детерминации поведения личности посредством социальной среды, в которой присутствует весь спектр человеческих взаимодействий. Немаловажно дифференцировать личностные позиции, формирующиеся в данном сложном процессе. Во-первых, как полноправный участник возникающих в процессе образования отношений, личность испытывает в первую очередь воздействие своих сверстников, других детей, которые младше или старше, а затем - воздействие других представителей социальной среды (родителей, старших родителей, друзей, знакомых, просто взрослых, выражающих одобрение или неудовольствие результатами учебного труда). Воздействие может быть значительным или нейтральным, непосредственным или опосредованным. Находясь под воздействием окружающих людей и отношений, возникающих в ходе социальной деятельности, личность несет в себе свойства объекта. Во-вторых, поскольку существенным отличием отношений в сфере образования выступает наличие обратных связей между личностью и целостной образовательной средой личность выступает субъектом.

Формирование субъектной позиции личности с целью определения ее индивидуальных перспективных образовательных траекторий зависит от ряда условий. Субъектная позиция личности требует определения и уточнения целей (не только цели!) в контексте соответствующей деятельности. Как образ предполагаемого результата, цель регулирует всю деятельность субъекта. Ситуация реальности предполагаемого (определяемого, планируемого) успеха является побудительным моментом, который вызывает стремление обучающихся к выбору более высоких целей, к определению путей достижения целей, отобранных из большого объема возможных.

Естественно, все эти проблемы очень сложного порядка должны быть учтены сегодняшним образованием, итогом которого должна быть высокая образованность вступающего в жизнь нового человека.

Что понимается под «индивидуальной образовательной траекторией»

Понятие «индивидуальная образовательная траектория » - сложное общее понятие, пришедшее в педагогику из физики. Использование в педагогическом контексте физического термина имеет специфический и уточненный смысл, а также образный характер, однако не теряет сущностного деятельностного начала. Именно идея движения и его следа может являться «неким интеллектуальным замыслом» (Э. Кассирер) понятия образовательной траектории. Определение «индивидуальный» мы, ссылаясь на, связываем с «беспрецедентностью программности», которая всегда связана с «конкретным инноватором» собственной активной творческой образовательной деятельности ученика. В связи с нашей темой необходимо особо выделить современные аспекты обширного понятия «образование», а именно: образование должно способствовать целенаправленному прояснению в каждом человеке его Человеческого Образа; образование обеспечивает способность человека к самореализации; образование - индивидуальный труд, который при соответствующем направлении и организации становится для человека дорогой самодвижения к самосовершенствованию и проявлению разносторонних дарований. Добавим, что нам близко определение понятия «образование» в аспекте представления человека и его потенциала как «семени неизвестного растения», а именно: «Образование - это процесс и непрерывно создаваемый человеком результат его образовывания»1, - в котором существенными признаками являются «процессуальность, продуктивность и внутренняя исходность образовательного процесса», тогда как бывшая традиционно основной внешняя составляющая начинает носить «характер среды, а также технологических рамок».

ИОТ может выстраиваться разными путями, в зависимости от целей субъектов образования. Именно поэтому индивидуальную образовательную траекторию определяют по-разному в зависимости от специфики задачи, которая решается с помощью данного определения. Нами особо выделяется связь деятельностного направления процесса формирования ИОТ с новыми информационными технологиями , которая видится в использовании компьютера для построения открытой системы образования. Компьютер предоставляет огромные возможности для создания новой индивидуальной технологии обучения, наиболее продуктивным и более индивидуальным принципом построения которой является самоуправление обучением, предоставляемое самому учащемуся.

Личность - существование потенциальной личности, имеющей набор качеств, характеристик, способностей, которая природосообразно и избирательно осваивает и «приращивает» культурные нормы (знания) и раскрывает себя.

Импульс - запуск механизма «самодвижения» ученика и учителя, связанного с осмыслением деятельности, самопознанием, ценностными ориентациями и самоуправлением.

Ориентиры - определение в диагностике конкретных личностных качеств учащихся в качестве ориентиров для ведения ими образовательной деятельности.

Программа - инновационная (творческая) сущность индивидуальной образовательной деятельности в её программе, основные компоненты которой: смысл, цели, задачи, темп, формы и методы обучения, личностное содержание образования, система контроля и оценки результатов.

Портфолио - сумма «образовательных продуктов» ученика, создание которых возможно через выявление и развитие индивидуальных способностей.

Рефлексивное осмысление - становление «индивидуальной образовательной истории» как сумма значимых «внутренних приращений », необходимых для целеполагания как импульса для непрерывного образовательного движения через личностную рефлексию.

Образовательная среда - как пространство превращения потенциала в ресурс.

Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности.

При организации ИОТ ученика должен быть выделен ряд условий, как необходимых и достаточных ресурсов или влияющих факторов. Понимая под условиями «то, что делает возможным что-нибудь другое, от чего зависит что-нибудь другое, что определяет собою что-нибудь другое»1, можно сформулировать: «тогда и только тогда» будет организована ИОТ ученика»… или «в том и только в том случае» произойдет проектирование и реализация ИОТ ученика. Одним из факторов, существенным для реализации образовательного движения в том его смысле, который предполагает «реализацию личностного потенциала», то есть проявление и развитие личностных качеств ученика в процессе его образовательной деятельности, является целеполагание.

«Целеполагание в обучении - это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах»2. Являясь предельно понятным, это определение, тем не менее, вызывает много проблем в обучении. Главной из них является недопущение субъектности ученика, которое связано с непониманием роли постановки цели самим учеником в мотивации его учения.

Одним из главных принципов менеджмента качества в любой сфере можно считать постоянство цели. Для школ, колледжей и университетов эту цель можно представить как получение удовольствия от учебы, внутреннюю мотивацию, познавательный интерес. Уделяя массу внимания и прилагая массу усилий актуальным вопросам модернизации образования, таким как профильное обучение, развитие познавательного интереса, интернетизации школ, многие учебные заведения занимаются «соответствием» курсу, упуская из виду это постоянство цели. Индивидуализация с использованием технологии индивидуальной образовательной траектории (ИОТ), на наш взгляд, не просто учитывает каждого отдельного ученика, она реально предоставляет право ученического целеполагания, разумную и требовательную свободу, а вместе с возможностью свободного выбора – и познавательную радость.

Для осуществления целеполагания субъектам обучения нужно понимать, какие элементы образовательной парадигмы являются необходимыми для «запуска» ИОТ. Остановимся на элементах, имеющих отношение к двум субъектам - учителю и ученику:

Ценности

https://pandia.ru/text/78/096/images/image001_82.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> заинтересованность обучающихся в учении, удовольствие от достижения образовательных результатов;

https://pandia.ru/text/78/096/images/image001_82.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> обучающиеся принимают на себя ответственность за своё учение;

Цели

https://pandia.ru/text/78/096/images/image001_82.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> осознание учителем права ученика на личные образовательные цели

Позиции участников учебного процесса

https://pandia.ru/text/78/096/images/image001_82.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> педагог вместе с обучающимися, взаимное партнерство

Формы и методы

https://pandia.ru/text/78/096/images/image001_82.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> динамичные формы организации учебного процесса;

Образовательная деятельность" href="/text/category/obrazovatelmznaya_deyatelmznostmz/" rel="bookmark">познавательной деятельности , снижается количество учащихся, обучающихся на «4» и «5», особенно в 7-ом классе. Активность на уроках падает. Именно в этом возрастном периоде и нужно искать резервы для улучшения учебной деятельности учащихся по сравнению с другими интересами. Одной из главных причин понижения успехов в учебе является скудный арсенал используемых стимулов во время урока, формирующих мотивацию успеха. Диапазон стимулов колеблется от 2 до 6. В основном это:

Оценка, словесная похвала;

Запись благодарности в дневник;

Групповая работа;

Назначение консультантом;

Выставка лучших работ.

На самом деле их гораздо больше. Они подразделяются на три группы:

ü Стимулы первого порядка – это « Поощрение деятельности учащихся». В них

входят: оценка; яркая, образная эмоциональная речь учителя; Словесная похвала; перспективы; организация коллективной работы; разноуровневые задания; усложнение заданий; сравнение успехов ученика с его прежними результатами; анализ учебных результатов учащегося учителем; положительный пример – всего - 10.

ü Стимулы второго порядка – это «Создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением». В них входят: занимательная ситуация; дозированное домашнее задание; познавательная игра; использование элементов соревнования; концентрация внимания на промежуточных успехах учащегося; креативная минутка; оценка достижения ученика на родительском собрании; чтение лучшей работы ученика; проблемно – поисковая ситуация; опора на анализ жизненных ситуаций – всего 10.

ü Стимулы третьего порядка – это «Своевременная оценка деятельности учащегося». В них входят: контролируемое доверие; задания практического характера; юмористическая минутка; запись благодарности в дневник; взаимоконтроль; учебная дискуссия; выставка лучших работ по итогам урока; рейтинг по результатам учебной деятельности в классе и по параллели; решение задач и проблем профориентационной направленности; рецензия товарища на результат учащегося. – всего 10. Итого их 30. Все они благотворно влияют на учебный процесс, оказывают положительное воспитательное воздействие.

Воспитание и обучение – процессы, неотделимые друг от друга. Как учить ребенка, если ты его не знаешь и не понимаешь? А чтобы понять, надо создать условия, чтобы ребенок проявился как личность, раскрылся. И тут, конечно, очень многое зависит от учителей.

Каждый учитель знает и принимает тот факт, что основной целью нашего обучения является воспитание учащихся как самостоятельно мыслящих и обладающих чувством ответственности людей. Несомненно, что каждый урок может и должен способствовать формированию учащихся. Наша обязанность – развивать их способности не только к репродуктивному, но и к творческому мышлению, пробуждать у них радость мышления.

Продуктивное мышление – более высокая, более совершенная форма, чем репродуктивная. Мы занимаемся, в основном натаскиванием детей, и мало развиваем творческое мышление. А творческое мышление, как правило, не возникает само по себе, его необходимо побуждать, способствовать его развитию, оно должно быть «желаемым».

Часто мы возмущаемся, возможно, ли вообще охватить на каждом уроке каждого отдельного ученика? Это, несомненно, одна из самых трудных задач, стоящих перед учителем. О ее практической разрешимости свидетельствует опыт наших учителей, ведущих уроки так, что при общей стратегии сохраняется и индивидуальный подход.

При этом обязательны две предпосылки: соответствующее отношение к ученику, исходящее из уверенности в способности каждого ребенка к развитию; учитель должен постараться, как можно глубже изучить каждого ученика, его сильные и слабые стороны, его проблемы, склонности и интересы. Особенно трудно это для учителей, имеющих по своему предмету один или два часа в неделю; они должны уметь хорошо вживаться в мир ребенка.

Имеются различные возможности того, каким образом находить подход к каждому ученику по возможности на каждом уроке.

1) На каждом уроке можно охватить каждого ученика, если позаботиться о достаточной мотивации каждым учеником своей учебной работы.

2) На каждом уроке можно опросить каждого ученика, если вовлекать каждого ученика в процесс урока. Это, прежде всего, вопрос очередного опроса. Исследования показали, что самых сильных на уроке опрашивают 10-12 раз, со слабыми почти не работают. С вопросом «спросят - не спросят» тесно связана проблема времени индивидуального говорения отдельных учеников, и здесь, конечно, различия не в пользу и без того заторможенных учеников. Вот здесь можно использовать работу в парах

3) При самостоятельной работе руководить работой учащихся, а не сидеть и ждать, когда ученики наделают кучу ошибок, как это можно видеть на некоторых урока у наших учителей. Здесь можно попытаться вступить с каждым в непосредственный контакт. Для этого у учителя есть большой набор «маленьких возможностей»: намеки, указания, вопросы, подтверждения, сообщение шепотом об ошибке, вопросительный взгляд, дружеское слово, подбадривающий кивок и т. д.

Не всегда удается использовать всю эту шкалу возможностей. Опытные учителя пользуются как словом, взглядом, так и мимикой, т. к. хорошо знают, что коммуникативный контакт возможен в самых различных формах: жестикуляция и мимика – чрезвычайно действенные средства педагога. Но и учитель многое может прочесть по мимике ученика. Например, ясна ли ему проблема, не затормозилось ли решение задачи, понял ли он объяснение и т. д.

Для застенчивых учеников важно осторожное, дружеское, ободряющее обращение, слово похвалы или признания. Их особенно легко оттолкнуть, для чего бывает иногда достаточно одного неделикатного слова или грубого жеста учителя.

3) На каждом уроке можно охватить каждого ученика, если выработать систему поощрений, способствующую развитию личности. Опытные учителя сознательно стараются создать ситуацию успеха для каждого ученика, хотя это не всегда легко сделать. Так, подобрать задание, чтобы все получили положительный результат, а при этом еще, чтобы и сильные ученики работали с напряжением,- для учителя задача трудная, требующая большого понимания мира ученика и творческого подхода. Каждый предмет представляет в этой связи различные возможности.

Главное, при оценке знаний, доброжелательно и справедливо прокомментировать отметку. Хочет этого учитель или нет, но, давая оценку ученику, он всегда действует индивидуально по отношению к нему. Эта оценка, если она воспринимается учеником как справедливая и соответствующая его знаниям, может в значительной степени способствовать развитию личности, в частности, увеличивать его готовность к учебе, радость от проделанной работы. Если же она воспринимается как жесткая, несправедливая, необдуманная, то оказывает негативное влияние на развитие конкретного ученика, на отношение к учителю и к предмету.

4) На каждом уроке можно охватить каждого ученика, если каждого ребенка осторожно подводить к пониманию его собственных трудностей (невнимательность, незнание предыдущих тем и т. д.), если приободрить его, заставить работать над собой, давать ему индивидуальные задания, направленные на преодоление этих трудностей. Любой педагогический прием не дает результатов, если ребенок не станет работать над собой. Чтобы дети, которым особенно трудно дается учение, не падали духом, нужно замечать и ободрять их самые маленькие успехи в такой работе.

5) Можно на каждом уроке охватить каждого ребенка, если работа всех учеников будет стимулироваться дидактическими средствами, согласно которым компенсирующее воздействие достигается за счет смены методов обучения, вариации в организационной структуре класса, путем применения средств обучения различной направленности и т. д. При этом нельзя забывать, что ученик может принадлежать к типу людей со « зрительной», «слуховой» и «моторной» памятью, что одному ученику легче сконцентрировать свое внимание на требованиях урока, другому труднее, что ученик может иметь богатый или бедный запас представлений и понятий. Живому, подвижному ученику развивающее обсуждение, дискуссия раскрывают большие возможности для наиболее полного развития, тогда как другие ученики, наоборот, не могут «подстроиться», т. к. им нужна самостоятельная работа над проблемой или индивидуальное, обращенное к ним слово учителя. У одного ученика, например, слуховое восприятие математической формулировки, данной учителем, может привести к формированию понятия, зрительной опоры, третьему нужны примеры или зрительный образ для понимания содержания понятия в виде графического изображения или модели, четвертый начинает понимать, только самостоятельно используя новое понятие при решении задач. Поэтому нужно разнообразить методические приемы, четко продумывать применение дидактических средств, чтобы по возможности на каждом уроке все ученики чувствовали себя его участниками, чтобы каждый ученик как личность привлекался к сознательной и достаточно самостоятельной работе над материалом.

6) На каждом уроке можно найти подход к каждому ученику, если учитель способен воспринимать заботы своих учеников. Ученики старших классов откровенно говорят, что многие учителя не понимают их, ведь не каждый день можно быть в хорошей форме, что иногда кто-то не сразу все понимает и усваивает и т. д. Если, например, ученик несколько раз не выполнил домашнее задание, не спешите наказывать его, разберитесь в его домашних условиях: у нас большое количество детей живут в семьях алкоголиков, и детям не то, что уроки, жить там невыносимо. Конечно, понимание проблем учащихся не означает непоследовательности в своих требованиях, а является предпосылкой для последовательного и упорного воплощения разумных, реальных требований ко всем учащимся.

7) На любом уроке можно охватить каждого ученика, если включать иногда в единый по своей сути ход урока временную его дифференциацию . Например, по мере выполнения общей работы, учителя дают дополнительную работу группе детей, выполнивших основное задание. С остальными продолжает решение прежнего. В конце урока объединяются обе группы, и делается обобщение всем классом

Особенно хорошие результаты дает дифференцированная постановка заданий. Она дает возможность в ходе единого по своей сути урока проводить дополнительную работу со способными учениками, не допуская отставания остальных. Дифференциация заданий позволяет, прежде всего, учитывать различия в степени усвоения материала. Временная дифференциация хода урока и индивидуальный подход к учащимся достигается также путем применения специальных форм совместной работы, например, с партнером или в группе. По многим предметам учителя используют тетради с печатной основой. Они очень эффективны в целях экономии времени урока Для развития творческого мышления учеников, в том числе и отстающих, необходимо регулярно ставить их перед трудными мыслительными задачами. Здесь не должно быть никаких скидок. Конечно, требования должны учитывать « барьер обучаемости» ученика. Требования следует повышать постепенно по траектории, и ребенок должен развиваться, начиная с первого класса от простого к более сложному. Но творческое обучение не развивается само по себе, оно предполагает действия на основе прочных знаний и умений, начиная зачастую с повторения чужих мыслей, постоянно включает в себя репродуктивные моменты. Большое влияние на развитие творческого мышления оказывает сообщение методов и техники мыслительной деятельности, связанное с показом творческого поиска и осознанием эвристических элементов в процессе получения знаний. При подготовке к олимпиадам необходимо, еще раз повторяю, необходимо не просто дать задание, а показать нестандартность их решения, их вариативность, и тем самым, развивать многомерность мышления одаренных учеников. Не менее яркое выражение атрибуты творческой учебы находят в исследовательских поручениях учащимся, когда им дается важное, но выполнимое задание, когда предмет исследования действительно интересен для учеников. Вы знаете, что каждый урок должен одновременно и обучать, и воспитывать. Все, что происходит в процессе обучения, также и воспитывает. На уроке главное воспитать ответственное отношение к учебному труду, начиная с 1-го класса. Трудно работать в классе, в котором царят лень и безразличие.

В чем же заключается подлинная рабочая атмосфера урока?

1) Последовательное требование соблюдения однажды установленного порядка. Неразбериха на уроке оказывает плохую услугу ученикам.

2) Хорошая рабочая атмосфера зависит от справедливости преподавателя по отношению к учащимся. Обидное слово (ты никогда не получишь отметку выше тройки), скоропалительная оценка, недостаточно продуманная педагогическая мера зачастую оказывают отрицательное воздействие. Как быстро в результате этого может быть отравлена атмосфера в классе. Большинство учителей у нас работают без конфликтов. Но есть такие, к которым дети не хотят идти на урок. Главное, что этот негатив сказывается на изучении предмета.

3) Следует указать и на проблему педагогического такта. По отношению к ученику учитель должен всегда выступать как требовательный человек, но ему нельзя никогда забывать, насколько необходимы ученику его помощь, его понимание, его участливая поддержка, чтобы успешно справиться с предъявляемыми к нему требованиями.

4) И, наконец, речь пойдет обо всем стиле и тоне обращения с учащимися, чем в значительной степени обеспечивается спокойная и эффективная работа на уроке. Стиль, который демонстрирует сам учитель, сильно влияет на учеников, формирует их собственный тон общения, способы, которыми «себя подают ученики». Поведение учителя должно соответствовать общим этическим нормам, присущим обществу. Именно на этой основе каждый учитель раскрывает свой индивидуальный стиль, выступает по отношению к учащимся как единственная в своем роде, неповторимая личность.

Хорошая рабочая атмосфера зависит от многого. Решающим, однако, является личность самого учителя. Он определяет, насколько интенсивно должна вестись работа на данном уроке. Он предъявляет высокие требования к ученикам, создавая в то же время непринужденную и радостную обстановку. Он устанавливает норму поведения, учитывая при этом и интересы учащихся. Он, если нужно, тверд, но, когда это необходимо, проявляет и мягкость. Богатство его личности, ум и сила его обаяния, его моральная безупречность в значительной степени определяют то, с каким удовольствием и радостью, с каким трудолюбием и усердием, с какими идеями и какими инициативами учащиеся работают на каждом уроке, все лучше познавая мир и самих себя. Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

КОЛЛЕДЖА

УВАРОВА Н.М., МАКСИМЧЕНКО Т.В.

В статье проведен анализ возможно стей реализации индивидуальных траекто рий студентов в образовательном процес се колледжа. Обобщены принципы по строения индивидуальных образователь ных траекторий.

The article analyzes the possibilities of realization of individual trajectories of college students in the educational process and summarizes the principles of the individual educational trajectories.

«Вся жизнь человека - это поход за профессиональным мастерством» - эти слова академика В.П. Беспалько высвечивают путь становления человека в профессии. Для этого нужна вся жизнь и постоянное движение к мастерству.

Но путь у каждого свой. Казалось бы, против этой аксиомы никто не спорит. Более того, усилилась частота повторения сочетаний «образовательная траектория», «образовательный маршрут», «образовательная программа» причем с обязательным определением «индивидуальный». И с этого момента начинаются трудности. Индивидуализация в образовании провозглашается и декларируется неустанно, особенно в связи с введением новых ФГОСов и утверждением приоритетности самостоятельности студентов в деятельности.

Парадокс заключается в том, что долгое время педагогическая общественность говорила о необходимости индивидуализации образовательного процесса, а сегодня, когда сложились необходимые условия (работодатели формулируют требования к подготовке специалистов и рабочих, исходя из особенностей деятельности своих предприятий, студенты явно обозначают свои образовательные потребности, образовательные учреждения получили относительную свободу в разработке ОПОП и возможность вести обучение по индивидуальным образовательным программам), педагогическая практика оказалась не готова к этому шагу. И хотя во многих образовательных учреждениях вводится новая должность - тьютор, рассматривающаяся как панацея в решении проблемы индивидуализации образовательного процесса, для всех очевидно, что без четкого ответа на вопросы: что представляет собой индивидуальная траектория студента колледжа, на каких принципах она выстраивается, какие условия нужно создать в колледже для ее реализации (на уровне освоения студентом отдельных дисциплин, профессиональных модулей, всей основной профессиональной образовательной программы) введение данной должности останется неэффективным (но модным) нововведением.

В практическом плане можно зафиксировать нарастание вопросов по этому поводу, т.к. переход к педагогике индивидуализации не обеспечен в достаточной мере проработкой теории проблемы. Вопросы звучат так:

Как распознать врожденную предопределенность физических, физиологических и интеллектуальных особенностей студентов к определённой профессиональной деятельности?

Каким способом можно учесть темп освоения учебного материала каждым студентом?

Возможно ли адресная подготовка к профессиональной деятельности в условиях группового гетерогенного обучения?

Как одновременно всех обучать по-разному?

Можно ли говорить о технологии сопровождения индивидуальных образовательных траекторий, если каждая из них уникальна и не поддается алгоритмизации?

Известно, что потребность продвигает науку быстрей десятка университетов. И эти вопросы, которые задает практика, свидетельствуют об актуализации потребности понять, что же такое индиви-

дуальная образовательная траектория и как её выстроить для студентов колледжей. В данной статье мы попытаемся ответить на следующие вопросы:

Какова цель индивидуализации в контексте личностно-профессионального становления студентов колледжа;

Какие условия современного колледжа поддерживают процессы индивидуализации студентов;

Что новое должно проявиться в колледжах в ближайшее время, чтобы индивидуальные образовательные траектории студентов стали реальностью, а не мифом.

Непреложным законом развития каждого человека является осознание себя субъектом деятельности, автором собственной биографии. Это осознание не всегда совпадает с определенным возрастом, иногда оно приходит слишком рано («рано повзрослел» - говорят про таких), а иногда неопределенно затягивается. И тогда мы имеем дело с инфантильностью и безответственностью. Годы обучения в колледже по периодизации, предложенной в психолого-педагогических исследованиях (Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцева, А.К. Маркова, Н.С. Пряников и др.) совпадают с периодом профессионального становления человека. Если в целом этот процесс занимает 15-20 лет - от зарождения профессионально-ориентированных интересов до профессионального мастерства, то на этапе профессиональной подготовки (в колледже) главной задачей становится обретение новой социальной роли и овладение основами профессии. Важно это понимать, чтобы наши претензии на подготовку профессионалов в стенах колледжей корректировались правдой жизни.

А она такова, что при выходе в профессиональный мир выпускник колледжа сталкивается с рядом системных трудностей. Во-первых, у молодых людей нет опыта трудовой деятельности, трудовой репутации, и работодатель не имеет представления о качестве рабочей силы. Во-вторых, существует проблема явно недостаточной квалификации выпускников, что делает их неконкурентоспособными со старшим поколением: время, когда у нас образование будет заменять опыт еще не пришло. В-третьих, модернизируемое образование только приступило через разработку и внедрение новых ФГОС к преодолению разрыва между динамичными технологическими изменениями в производстве и уровнем подготовки студентов в колледжах. В-четвертых, молодые люди в большинстве своем не включаются в профессиональные социальные сети, что блокирует их возможность получить доступ к рабочим местам. Этот контекст требует усиления психолого-педагогической поддержки личностно-профессионального становления студентов в колледже. И здесь подключаются идеи модульно-компетентностного подхода, личностно-ориентированного обучения и самое главное, персонифицированного образования, т.е. естественного, природосообразного, «скроенного по индивидуальным меркам» . Цель индивидуализации в колледже - адресно подготовить каждого студента к самостоятельной профессиональной деятельности в соответствии с его природными задатками и склонностями. Эту идею можно реализовать через разработку индивидуальных образовательных траекторий для каждого студента.

Следует отметить, что массовость обращения педагогов колледжей к личностноориентированному обучению (в 90-х - 2000) не смогла сделать процесс профессионального обучения индивидуализированным. Общие цели и принципы организации среднего профессионального образования продолжают делать педагогов заложниками ситуации обязательного доведения студентов до определенного уровня знаний, умений, навыков, единственно возможным путем, а студентов - заложниками обязательного прохождения всех этапов обучения, заложенных в образовательных программах. Индивидуализация «буйно проросла» лишь в способах обучения, где педагоги успешно стали реализовывать принципы индивидуального (дифференцированного) подхода и находить эффективные пути обучения даже для «профнепригодных» ребят. Вопросы о выявлении индивидуальных особенностей и способностей студентов, организации специальной поддержки этих способностей и организации сопровождения обучающихся в тех видах деятельности, в которых он может максимально себя реализовать или к которым проявляет интерес, педагоги не ставили.

Сегодня ситуация изменилась: педагогические коллективы колледжей, формулируя стратегические цели своего развития, ориентируются на становление многофункциональных, многопрофильных, многоуровневых образовательных учреждений и комплексов, создающих образовательное

многообразие, на создание открытой образовательной среды, обеспечивающей условия для максимального профессионального и личностного развития студентов, реализации ими индивидуальных образовательных траекторий.

Само понятие «индивидуальная образовательная траектория» в отечественной педагогике активно обсуждается с приходом педагогики сотрудничества и личностно-ориентированного образования. Мы опираемся на ясную и емкую формулировку этого явления, которую дал А.В. Хуторской: «Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании». Из определения следует, что путь человека в образовании определяется не только логикой предметов и областей знания, но в большей степени личностным потенциалом обучающегося, т.е. его задатками и способностями.

При «определении» траектории выбору сегодня может подлежать:

Уровень освоения профессиональной образовательной программы;

Предметное поле, включающее как многообразие программ дисциплин и профессиональных модулей вариативной части, так и выбор программ дополнительного образования;

Методы и формы обучения, формы самостоятельной работы студентов;

Формы контроля результатов обучения;

Темп обучения;

Количество и содержание профессиональных проб, предлагаемых в рамках обучения (участие в конкурсах, олимпиадах и т.д.);

Информационные ресурсы, отражающие содержание осваиваемой ОПОП;

Место прохождения практик;

Тематика исследовательских и проектных работ;

Тематика итоговой квалификационной работы и др.

Возможно, студентам СПО в скором времени представится возможность выбора педагога, реализующего как свою авторскую программу, так и обычную рабочую программу дисциплины, профессионального модуля, междисциплинарного курса; возможность выстраивать свой образовательный маршрут, используя ресурсы нескольких образовательных учреждений. На сегодняшний день все эти вопросы активно обсуждаются в научных исследованиях, осуществляемых в рамках профильной подготовки учащихся общеобразовательной школы, дистанционного образования, организации индивидуального обучения в ВУЗах. Одновременно с размышлениями об индивидуальных образовательной траектории возникает необходимость проектировать индивидуальные образовательные программы.

Мы рассматриваем индивидуальную образовательную программу (ИОП) как документ, форма-лизирующий индивидуальную образовательную траекторию и отражающий результат выбора студента в многообразии имеющихся образовательных возможностей. Исходя из данного понимания ИОП должна отвечать следующим требованиям:

Должна быть адресной и гибкой;

Обеспечивать возможность достижения обучающимся уровня образования, востребованного им и необходимого для реализации социального заказа;

Соответствовать ФГОС;

Способствовать интеграции учебной и внеучебной деятельности обучающихся (проектной, исследовательской, самостоятельного обучения, творческой);

Способствовать интеграции содержания профессионального образования;

Отражать технологии, отвечающие индивидуальным образовательным запросам и особенностям студентов;

Соответствовать кадровым, материальным и финансовым возможностям колледжа и санитарногигиеническим требованиям;

Обеспечивать максимально возможное привлечение ресурсов для развития обучающегося.

Давать студенту исчерпывающую информацию об организации образовательного процесса.

Индивидуальная образовательная программа выполняет нормативную, информационную, мотивационную, организационную функции и функцию самоопределения (рис.1).

Ее корректная разработка позволяет педагогам формировать учебные группы в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся.

Проектирование индивидуальной образовательной программы осуществляется на основе взаимодействия обучающегося и педагогов и предполагает тесное сотрудничество и сотворчество. Однако ИОП не может быть сформирована раз и навсегда. Меняются запросы обучаемых, изменяются и внешние условия организации образовательного процесса, появляются новые образовательные ресурсы. Нормативно-методическое обеспечение ИОП должно предусматривать механизмы ее коррекции и механизмы ее сопровождения. На сегодня, одним из действенных механизмов сопровождения ИОП является разработка программ тьюторской поддержки. Такая программа отражает три пласта тьюторского сопровождения: помощь, направленная на развитие автономности и самостоятельности субъекта обучения; фасилитация (облегчение взаимодействия студента со всеми участниками образовательного процесса); сопровождение в решении проблем в профессиональном становлении. Исследование этимологии термина «сопровождение» позволяет рассматривать его в контексте тьюторской деятельности как социальное взаимодействие, функциями которого является развитие обучаемого в различных учебных, социальных, личностных ситуациях посредством специальных средств (тьюторских технологий). Целенаправленное развитие личности сопровождаемого через создание условий для успешного обучения, профессионального и саморазвития - ведущая идея тьюторского сопровождения студента колледжа.

Рис 1. Функции индивидуальной образовательной программы

Проведённый анализ возможностей организации обучения в колледжах по индивидуальным образовательным программам позволил выделить множество проблемных точек. Как отдельные блоки можно сформулировать трудности руководителей образовательных учреждений, педагогов, обучающихся, трудности различных по типу образовательных учреждений. Основная проблема руководителей образовательных учреждений, блокирующая введение индивидуальных образовательных программ - финансовое обеспечение ОУ. Как правило, в образовательных учреждениях средств не хватает даже на организацию деления групп на подгруппы и микро группы. В этой связи

необходимо уточнить и дополнить финансовые механизмы организации обучения на основе ИОП. Возможные риски реализации ИОП связаны и с недостаточным нормативно-правовым обеспечением процесса индивидуализации обучения, сетевого взаимодействия образовательных учреждений в использовании имеющихся ресурсов для реализации ИОП студентов.

Среди педагогических работников большое количество сложностей фиксируется в освоении тьюторской позиции. Педагогические кадры необходимо специально готовить к тому, чтобы помощь студентам в проектировании и реализации ИОП была эффективной. В колледжах должен появиться тьютор - как специалист по сопровождению индивидуальных образовательных траекторий.

В среде студентов фиксируется малый процент обучающихся, готовый взять на себя ответственность в выстраивании индивидуальных образовательных маршрутов. Сегодня наши ребята не умеют брать ответственность на себя. Наиболее ярко это проявляется при комментарии ими своих учебных неудач. Среди наиболее типичных причин, выделяемых ими это отсутствие везения, предвзятость преподавателя («не повезло на экзамене», «преподаватель был слишком строг или в плохом настроении»). Процент ребят, фиксирующих недостаточность собственных усилий при подготовке к зачетным процедурам в колледжах традиционно мал.

Общей проблемной точкой в контексте развития открытости образовательного пространства учреждений СПО становится стремление колледжей максимально расширить спектр образовательных услуг, оказываемых образовательным учреждением, оперативно отреагировав на особые образовательные потребности каждого обучающегося. Худшим воплощением этой идеи может стать большой перечень реализуемых вариативных и дополнительных программ сомнительного качества. Колледж при этом может стать похож, по меткому выражению М.П. Черемных, «на супермаркет», в котором студенты будут хаотически двигаться между полок с изобилием товаров. Для того чтобы студент смог сделать выбор, он должен уметь хорошо ориентироваться в открытом образовательном пространстве или иметь сопровождающего, помогающего ему выстроить оптимальную образовательную траекторию маршрут - профессионального тьютора.

Эти проблемы должны уже сегодня быть осознанны педагогическими коллективами колледжей для того чтобы выстроить планомерную работу по переходу к обучению на основе ИОП, созданию условий для её эффективного использования.

Анализ научных исследований показывает, что ведущими условиями для реализации ИОП в колледжах должны стать:

Разработка и реализация в воспитательно-образовательном процессе колледжа образовательных программ разного уровня и направленности, создание избыточной среды ресурсов (образовательных программ);

Обеспечение преемственности содержания начального, среднего и высшего профессионального образования, позволяющего выпускам программ успешно реализовывать;

Развитие механизмов взаимодействия колледжа с учреждениями СПО, ресурсными центрами, вузами, работодателями, социальными партнерами;

Реализация моделей психолого-педагогической и тьюторской поддержки индивидуальных образовательных траекторий студентов;

Информационное и технологическое развитие образовательной среды, развитие разноуровневых информационных ресурсов;

Развитие системы мониторинга личностного продвижения студента.

Библиографический список:

1. Беспалько В.П. Природосообразная педагогика: лекции по нетрадиционной педагогике проф. - М.: Народное образование, 2008. - 512 С.

2. Ерыкова В.Г. Формирование индивидуальной образовательной траектории подготовки бакалавров информатики: Дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2008. - 204 C.

3. Революция в тьюторстве: прикладное исследование передового опыта, вопросов политики и достижений учащихся / Эдвард Гордон Э, Рональд Морган, Чарльз О"Мэлли, Джудит Пон-тиселл - Ижевск: ERGO, 2010. - 332 С.

4. Черняева Э.П. Реализация индивидуальных образовательных траекторий студентов вузов в процессе использования электронного учебника: Дис. ... канд. пед. наук. - Владикавказ, 2005- 178 C.

5. Елькина А.Г. Об организации индивидуально-ориентированного образовательного процесса// Профессиональное образование.-2011.-№9.-С.21-22.

6. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 383 С.

Ключевые слова: индивидуализация, индивидуальная образовательная траектория, индивидуальная образовательная программа, тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ.

Keywords: individualization, individual educational trajectory, individual educational program, support of the tutor of individual educational programs.

В современной педагогике активно применяются два понятия - "индивидуальная образовательная траектория" и "персональный учебный маршрут". Эти категории рассматриваются как частное и общее. Проще говоря, индивидуальная образовательная траектория конкретизируется в маршруте. Последний, в свою очередь, более широко применяется в системе дополнительного обучения. Маршрут считается важным компонентом, определяющим успешность работы личностно-развивающей среды в педагогическом учреждении. Индивидуальная траектория является персональным путем реализации потенциала обучающегося в образовательном процессе. Рассмотрим ее подробнее.

Ключевые направления

Как показывает анализ психолого-педагогических изданий, организация индивидуальной образовательной траектории имеет ключевое значение в науке и практике. Она реализуется по следующим направлениям:

  1. Содержательному - посредством педагогических программ.
  2. Деятельностному - через нетрадиционные преподавательские технологии.
  3. Процессуальному - определяющему виды общения, организационный аспект.

Характеристика

Индивидуальная образовательная траектория развития может рассматриваться в качестве определенной последовательности компонентов деятельности, направленной на реализацию собственных целей познания. При этом она должна соответствовать возможностям, способностям, мотивации, интересам человека. Осуществляется эта деятельность при организующей, координирующей, консультирующей поддержке педагога и во взаимодействии с родителями.

Обобщая данную информацию, можно вывести определение рассматриваемой категории. Индивидуальные образовательные траектории учащихся представляют собой проявления стиля деятельности, зависящие от мотивации, способности к познанию и реализуемые во взаимодействии с преподавателем. Структурные элементы связывают категорию с таким понятием, как педагогическая программа. Они позволяют обучающимся овладеть конкретным уровнем образованности.

Ключевые аспекты

Образовательная программа рассматривается как:


В широком смысле в программу закладываются идеи персонализации и дифференциации. В первом случае в педагогическом процессе учитываются личные особенности детей во всех методах и формах преподавания. Дифференциация предполагает группировку учащихся на основе выделения тех или иных особенностей. При таком подходе персональный путь представляет собой целенаправленную моделируемую программу. Она ориентирована на создание необходимых условий для самовыражения при обязательном достижении установленных стандартов.

Принципы

Чтобы сформировать индивидуальную образовательную траекторию ребенка, необходимо реализовать психолого-педагогические и предметные знания и определить конкретные цели. В рамках этого процесса действует несколько принципов.

Первый состоит в необходимости создания такой программы, в которой рельефно проявилась бы позиция человека, получающего знания. В ней должно начаться построение индивидуальной образовательной траектории, в которой учитывались бы его потенциальные возможности, особенности его слабые стороны.

Второй принцип предполагает необходимость соотносить условия среды с опережающими способностями человека. Этот принцип выражается в постоянном определении задач, адекватных современным условиям и перспективам развития образования. Игнорирование этого принципа может спровоцировать разрушение целостности всего педагогического процесса. Более того, это может способствовать выпадению из системы либо самой личности, либо ценностей познавательной деятельности.

Третье фундаментальное положение отражает необходимость подведения человека к технологии, с помощью которой будет осуществляться его инициативное построение индивидуальной образовательной траектории.

Специфика

Индивидуальная образовательная траектория обучающегося выстраивается при одновременном усвоении способов деятельности и знаний. Этот процесс может происходить на уровне осознанного запоминания. Внешне оно проявляется в близком к оригиналу и точном воспроизведении материала. Усвоение может происходить на уровне применения способов деятельности и знаний по образцу либо в аналогичной ситуации. Кроме этого, используется и творческий подход к процессу.

Необходимые возможности

Как показывают исследования, индивидуальная образовательная траектория ученика может быть успешно пройдена во всех познавательных областях при наличии определенных условий. В частности, должны быть предоставлены возможности:


Основные идеи

Ключевая особенность процесса, в рамках которого формируется индивидуальная образовательная траектория студента, состоит в том, что первостепенная роль отдается способностям, за счет которых человек создает новые познавательные продукты. Эта работа базируется на следующих идеях:

  1. Любой человек способен найти, сформулировать и предложить собственный вариант решения той или иной, в том числе дидактической, задачи, относящейся к своему процессу усвоения знаний.
  2. Индивидуальная образовательная траектория может быть пройдена только при предоставлении возможностей, указанных выше.
  3. Человек помещается в ситуацию поиска собственного варианта решения поставленной задачи. При этом он применяет свои творческие способности.

Обобщая сказанное, можно сделать следующий вывод. Индивидуальная образовательная траектория формируется с применением творческого подхода. В этой связи в процессе ее создания действуют соответствующие закономерности.

Навигаторы

Они представляют собой своеобразные наглядные матрицы познавательного процесса. В настоящее время, в особенности в ходе совершенствования дистанционных форм освоения знаний, навигаторы показали свою эффективность. Без них индивидуальная образовательная траектория просто немыслима. В матрицах посредством символов, знаков, аббревиатур отмечается уровень восхождения человека к познавательному продукту. Проще говоря, навигатор представляет собой наглядную и развернутую карту. В ней обучающийся легко выявляет свое положение, а также задачи, которые стоят перед ним на ближайшее время. Матрица позволяет определиться в координатах четырехзвенной системы "Знаю - изучаю - буду изучать - знаю новое". Такой процесс представлен в виде спиралевидного пути восхождения к истине. Компоненты матрицы - это проекции, адреса, имена, направления деятельности на плоскости листа. Работа обучающегося, направленная на овладение дисциплиной, предметом, блоком, курсом, приобретение знаний, навыков, умений, профессий изображается в виде вектора. Он регистрирует содержание деятельности.

Формирование условий

Индивидуальная образовательная траектория реализуется при осознании необходимости самостоятельного движения, постановки частно- и общепредметных проблем и задач, связанных с приобретением специальности. Продуктивная деятельность осуществляется согласно личным особенностям каждого человека. Преподаватель, желающий видеть и развивать уникальную личность в каждом обучающемся, должен будет решать сложную задачу - обучать всех по-разному.

В этой связи организация процесса по индивидуальной траектории потребует особой технологии взаимодействия всех участников. В современной дидактике данная проблема может решаться двумя способами. Наиболее распространенным является дифференцированный подход. В соответствии с ним при индивидуальной работе с каждым учеником предлагается разделять материал по уровню сложности, направленности и прочим параметрам.

В рамках второго подхода собственный путь формируется в соответствии с каждой изучаемой областью. В этом случае обучающемуся предлагается формировать собственную траекторию. Стоит сказать, что второй вариант на практике почти не используется. Обусловливается это тем, что его применение требует одновременно разрабатывать и внедрять разные модели, каждая из которых уникальна по-своему и соотносится с личным потенциалом отдельного ученика.

Выводы

В рамках образовательной программы обучающийся должен научиться определять свои личные шаги к достижению знания. Они могут дополнительно фиксироваться в форме разного рода записей (дневниковых, например). Это, в свою очередь, потребует от обучающегося высокой культуры планирования и способностей подводить итоги. Как показывают наблюдения, данная деятельность достаточно легко осуществляется современными школьниками с помощью компьютерных технологий. При этом работа не вызывает какого-либо неприятия с их стороны. Формализация и в определенной степени детализация программ и планов с использованием рисунков, карт, логико-смысловых моделей, таблиц, по мнению самих обучающихся, дают возможность регулировать и явно видеть познавательную стратегию и перспективу в жизни. Широко используемые сегодня навигаторы становятся в некотором роде путеводителями в мире знаний.

Заключение

В современном образовании складывается парадоксальная ситуация. Она состоит в том, что усложнению процесса противостоит возникновение новых технологий. Их суть состоит в стремлении к определенной формализации содержания познавательного процесса посредством расщепления в соответствии с образом восприятия компьютерного языка. По всей видимости, данная тенденция будет продолжаться и далее и может стать одним из основных направлений совершенствования образования либо сопутствующим аспектом. Между тем сама по себе идея создания навигационных компонентов в усложняющемся познавательном процессе является, безусловно, положительным моментом.

Гуманистическая парадигма инициирует появление личностно ориентированного образования, одним из аспектов которого является вариативность, что в свою очередь приводит к возможности выбора индивидуальной образовательной траектории обучающимися. Что же такое индивидуальная образовательная траектория ?

Данный термин имеет несколько сходных по смыслу значений: индивидуальная траектория развития, персонализированное обучение, модель адресного обучения, индивидуальный образовательный маршрут. Кратко охарактеризуем каждое их этих понятий.

В.П. Беспалько определяет персонализированное обучение как «педагогическую систему с корректно поставленной дидактической задачей и педагогической технологией, способной ее решить», причем коррективы педагогической задачи определяются особенностями личности обучающихся.

О.Б. Мочалова считает, что одно их направлений личностно ориентированного обучения - персонализированные обучающие программы, учитывающие возможности и индивидуальные особенности обучающихся. Она предлагает определять индивидуально-ориентированные матрицы развития школьника. Их конструирование происходит в несколько этапов, путем наложения матриц, определяющих идеальные возможности обучающихся, и матрицы, построенной на основе результатов психологопедагогического обследования.

Модель адресного обучения характеризуется Т.Г. Ивошиной как «стратегия обучения, в которой решается задача индивидуализации обучения». Автор отмечает, что «индивидуализация требует разработки системы заданий, которые соответствовали бы темпу вхождения в предметное содержание, уровню его освоения каждым обучающимся, а также адекватных познавательным возможностям ребенка форм подачи учебного материала. Совокупность этих показателей составляет индивидуальную познавательную стратегию.

Термин «индивидуальная траектория развития» введен И.С. Якиманской, которая считает, что индивидуальная траектория развития строится в двух разных направлениях: приспособляемости ребенка (адаптивности) к требованиям взрослых и креативности, позволяющей ему искать и находить выход из наличной ситуации, преодолевать ее, строить для себя новую, с опорой на имеющиеся в индивидуальной опыте знания, способы, действия. Возможность самому определять траекторию индивидуального развития И.С. Якиманская связывает с формированием механизма самоорганизации и самореализации личности в рамках личностно ориентированного обучения.

Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына, Э.И. Сундукова в своих исследованиях связывают понятие «индивидуальный образовательный маршрут» с понятием «образовательная программа», позволяющим обучающимся овладеть определенным уровнем образованности. И.В. Гальскова отмечает способность обучающихся осознанно выбирать индивидуальный маршрут обучения с реализацией разнообразных вариантов развивающего обучения: личностно ориентированного обучения, проектно-созидательного, модульного, гуманистической школы.

Все выше перечисленные понятия объединяет ориентированность содержания, форм, способов обучения на личностные характеристики обучающихся, которые в зависимости от специфики понятий могут быть разными. От особенностей обучающихся зависит также и предлагаемая ими индивидуальная образовательная траектория.

Б.С. Гершунский связывает индивидуальную образовательную траекторию с интересами, возможностями, способностями личности, но при этом отмечает, что «пока не уделяется никакого внимания личностно ориентированным стандартам, позволяющим дифференцировать образование в соответствии с интересами, способностями и образовательными потребностями личности».

Известный разработчик вопросов теории и практики технологизации педагогического процесса В.В. Гузеев, рассматривая понятие «образовательная технология» на современном этапе, признает вероятностный характер образовательного процесса. «Каждый ученик заслуживает собственной траектории движения по учебному материалу, отвечающей его целям, потребностям и интересам».

О.А. Абдуллина и А.А. Плигин разработку индивидуальных образовательных траекторий связывают с типом мышления и способом восприятия учебной информации. По мнению А.А. Плигина, учитель должен знать, кем является его ученик: визуагтом, аудиалом или кинестетиком. Эти сведения необходимы для создания индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

В отличие от предыдущих авторов, Н.Н. Суртаева дает четкое определение, что такое индивидуальная образовательная траектория: «Это определенная последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося, соответствующая его способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемая при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимосвязи с родителями».

Под индивидуальной образовательной траекторией мы понимаем создание специальных социально-педагогических условий для возможности выбора способов, форм и методов личностного развития, позволяющих поддерживать различные образовательные интересы подростков. Тем самым определяется персональный путь реализации личностного потенциала в образовательной среде как канале социализации.

И.С. Щербакова полагает, что выбор индивидуальной образовательной траектории определяется индивидуально-типологическими особенностями личности подростка:

  • а) познавательными интересами;
  • б) «успешностью» учебной деятельности;
  • в) «профессиональными мечтами»;
  • г) жизненными планами;
  • д) готовностью к их реализации.

Г.В. Куприянова считает, что индивидуальная образовательная траектория определяется комплексом факторов:

  • особенностями, интересами и потребностями самого школьника и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
  • профессионализмом педагогического коллектива;
  • возможностями ооразовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности школьника;
  • возможностями материально-технической базы учебного заведения.

Логическая структура проектирования индивидуальной образовательной траектории, согласно Г.В. Куприяновой, включает в себя следующие этапы:

  • постановка образовательной цели индивидуального развития, отражающей его интересы, возможности, потребности;
  • самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями);
  • выбор пути реализации поставленной цели;
  • конкретизация цели (выбор мероприятий);
  • оформление маршрутного листа.

Эффективность разработки индивидуальной образовательной траектории обусловливается рядом факторов:

  • осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости индивидуальной образовательной траектории как одного из способов самоопределении, самореализации;
  • осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуальной образовательной траектории подростка;
  • активное включение подростков в деятельность по созданию индивидуальной образовательной траектории;
  • организация рефлексии как основы коррекции индивидуальной образовательной траектории.

Необходимость проектирования индивидуальной образовательной траектории диктуется следующими соображениями:

  • 1) появились целые педагогические системы, которые рассматривают индивидуальные образовательные траектории как основной педагогический инструмент;
  • 2) расширились материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования;
  • 3) индивидуальная траектория является основным условием социально-педагогического сопровождения каждого школьника.

При рассмотрении научного проектирования индивидуальной траектории имеются в виду неотъемлемые признаки метода науки, а не просто «набор правил», который предлагается ввести в практику социальнопедагогического сопровождения каждого подростка в образовательном процессе.

В.В. Ильин выделят семь групп таких правил:

  • объективность - опосредованность достоверными знаниями;
  • общезначимость - интерсубъективность действий в отличие от остающихся уделом ненауки персонифицированных уникальных актов;
  • воспроизводимость - инвариантность действий для любого субъекта тождественно подобной ситуации;
  • целесообразность - осмысленность, рациональная подконтрольность осуществления как отдельных шагов, так и систем операций в целом;
  • детереминичность - заданность, предусмотренность, генетическая связанность принципов, последовательностей, цепочек интеллектуального движения в предметности;
  • необходимость - гарантированность результатов при соблюдении норм в противовес ненаучной особенности случайного, непреднамеренного их достижения;
  • эффективность - запланированность социальной ассимиляции, внедрения, потребления как самого процесса, так и его результата, что несвойственно ненаучному способу познания, базирующемуся на ситуативных, герметичных рецептах.

В рамках этой терминологии могут быть сформулированы две первоочередные задачи научного проектирования индивидуальных траекторий как условия социально-педагогического сопровождения каждого подростка, которые соответствуют данному понятию метода:

  • 1) задача опосредования социально-педагогических программ и проектов достоверным знанием;
  • 2) задача обеспечения воспроизводимости результатов социальнопедагогических программ и проектов на основе разработки моделей «инвариантности действий для любого субъекта в тождественно-подобной ситуации».

Основные положения концепции очередного этапа реформы системы образования предполагают переход к многообразию содержания образования, образовательных программ, создающих предпосылки для реального выбора индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с запросами и возможностями личности. Запросы личности «Словарь русского языка» С.И. Ожегова связывает с потребностями, интересами личности, которые, наряду с мотивами, целевыми установками и т.д., являются компонентами мотивационной сферы и могут быть обозначены одним словом - мотивация. Учебные возможности определяются как способность к учению, а запросы - мотивацией, включающей потребности, мотивы, целевые установки. Учитывая все это, С.А. Вдовина дает следующее определение индивидуальных образовательных траекторий: «проявление стиля учебной деятельности каждого обучающегося, зависящее от его мотивации, обучаемости и осуществляемое в сотрудничестве с педагогом».

«Сотрудничество, диалог, партнерство во взаимоотношениях обучаемого и обучающего, - отмечает Н.Ю. Посталюк, - позволяет превратить ученика из пассивного субъекта педагогического воздействия в творческую личность, способную задавать направление собственного развития». Преподаватель должен помочь обучающемуся понять свою силу и слабость: интеллектуальную, нравственную - так считает О.С. Газман, который определяет индивидуализацию в образовании как «систему средств, способствующих осознанию растущим человеком своего отличия от других... для выбора собственного смысла жизни и жизненного пути». Для этого необходима педагогическая поддержка, «предметом которой становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей...».

Итак, гуманистическая образовательная парадигма формирует отношения по типу «субъект-субъектных» отношений, когда педагог дополнительного образования и обучающийся находятся в состоянии сотрудничества и сотворчества, взаимосодействия. Возможность реализации таких отношений достигается вследствие формирования индивидуальных образовательных траекторий. Сам термин «индивидуальная образовательная траектория», несмотря на недостаточность трактовки его содержания, прочно утвердился в современной педагогической литературе.

Мы понимаем индивидуальные образовательные траектории как проявление стиля учебной деятельности каждого подростка, зависящее от его мотивации, обучаемости и осуществляемое в сотрудничестве с педагогом.

Согласно изученной методической и педагогической литературе, ценность индивидуальной образовательной траектории подростков состоит в том, что она позволяет на основе оперативно-регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию собственных знаний и умений пополнить знания при проектировании своей учебной деятельности с целью отработки методов и техники самостоятельной работы в различных формах учебно-познавательной деятельности. При этом, очень важно, чтобы у каждого подростка была сформулирована личностно ориентированная задача по проектированию индивидуальной образовательной траектории, что способствует повышению его личностного роста и успешности функционирования канала социализации.

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую каждой личности позицию субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогом социально-педагогической поддержки его самоопределения и самореализации в том или ином направлении функционирования канала социализации.