2 отметьте знаком значения и сущность средневековья. Основные черты средневековой культуры и ее достижения

Они запомнились различными событиями и изменениями. Далее рассмотрим подробнее особенности эпохи Средневековья.

Общие сведения

Эпоха Средневековья представляет собой достаточно продолжительный период. В его рамках происходило зарождение и последующее становление европейской цивилизации, ее трансформация - переход к Эпоха Средневековья берет свое начало от падения Западного Рима (476 г.), однако, как считают современные исследователи, более справедливо было бы продлить границу до начала 6 - конца 8 века, после вторжения лангобардов в Италию. Завершается эпоха Средневековья в середине 17 века. Принято традиционно считать окончанием периода Однако стоит отметить, что последние века отличались далеко не средневековым характером. Исследователи склонны отделять период с середины 16 - начала 17 столетия. Этим "самостоятельным" временным отрезком представлена эпоха раннего Средневековья. Тем не менее что эта, что предыдущая периодизация весьма условна.

Характеристика эпохи Средневековья

В данный период происходило формирование В это время начинается череда научных и географических открытий, появляются первые признаки современной демократии - парламентаризма. Отечественные исследователи, отказываясь от трактовки средневекового периода как эпохи "мракобесия" и "темных веков", стремятся осветить явления и события, которые превратили Европу в совершенно новую цивилизацию, максимально объективно. Они ставят перед собой несколько задач. Одной из них считается определение базовых социальных и экономических признаков этой феодальной цивилизации. Кроме того, исследователи пытаются наиболее полно представить христианский мир эпохи Средневековья.

Общественная структура

Это было время, в котором преобладал феодальный способ производства и аграрная стихия. В особенности это характерно для раннего периода. Общество было представлено в специфических формах:

  • Поместье. Здесь хозяин посредством труда зависимых людей удовлетворял большую часть собственных материальных потребностей.
  • Монастырь. От поместья он отличался тем, что периодически здесь встречались грамотные люди, умевшие писать книги и имевшие для этого время.
  • Королевский двор. Он переезжал с одного места на другое и организовывал управление и жизнь по примеру обыкновенного поместья.

Государственное устройство

Оно формировалось в два этапа. Для первого было характерно сосуществование римских и германских видоизмененных общественных институтов, а также политических структур в виде "варварских королевств". На 2-м этапе государство и представляют собой особую систему. В ходе социального расслоения и усиления влияния земельной аристократии между земельными собственниками - населением и сеньорами возникали отношения подчинения и господства. Эпоха Средневековья отличалась наличием сословно-корпоративной структуры, вытекавшей из необходимости в отдельных социальных группах. Важнейшая роль принадлежала Он обеспечивал защиту населения от феодальной вольницы и внешней угрозы. Вместе с этим государство выступало одним из основных эксплуататоров народа, поскольку представляло интересы в первую очередь господствующих классов.

Второй период

После завершения периода раннего Средневековья отмечается существенное ускорение эволюции общества. Такая активность была обусловлена развитием денежных отношений и обменом товарного производства. Продолжает усиливаться значение города, первое время еще остававшегося в политическом и административном подчинении у сеньории - поместья, а в идеологическом - у монастыря. Впоследствии с его развитием связано становление политической правовой системы в Новом Времени. Этот процесс будет воспринят как результат создания городских коммун, отстаивавших вольности в борьбе с господствующим сеньором. Именно в то время начали складываться первые элементы демократического правосознания. Однако историки считают, что было бы не совсем верно искать истоки правовых представлений современности исключительно в городской среде. Большое значение имели и представители прочих сословий. К примеру, становление представлений о личностном достоинстве происходило в сословном феодальном сознании и носило изначально аристократический характер. Из этого можно сделать вывод о том, что демократические свободы развились из вольнолюбия высших сословий.

Роль церкви

Религиозная философия эпохи Средневековья имела всеобъемлющее значение. Церковь и вера полностью наполняли человеческую жизнь - от рождения до самой смерти. Религия претендовала на управление обществом, она выполняла достаточно много функций, впоследствии перешедших к государству. Церковь того периода была организована по строгим иерархическим канонам. Во главе находился папа - Римский Первосвященник. Он имел свое государство в Средней Италии. Во всех европейских странах в подчинении папы находились епископы и архиепископы. Все они были крупнейшими феодалами и обладали целыми княжествами. Это была верхушка феодального общества. Под влиянием религии находились различные сферы деятельности людей: наука, образование, культура эпохи Средневековья. В руках церкви была сосредоточена огромная власть. Сеньоры и короли, нуждавшиеся в ее помощи и поддержке, осыпали ее подарками, привилегиями, стремясь купить ее содействие и расположение. Вместе с этим эпохи Средневековья оказывала на людей успокаивающее действие. Церковь стремилась сгладить общественные конфликты, призывала к милосердию к обездоленным и угнетенным, к раздаче милостыни бедным и пресечению беззакония.

Влияние религии на развитие цивилизации

Церковью контролировался выпуск книг и образование. За счет влияния христианства к 9-му столетию в обществе сложилось принципиально новое отношение и понимание брака и семьи. В раннее Средневековье были достаточно распространены союзы между близкими родственниками, достаточно обычными были и многочисленные браки. Именно с этим всем вела борьбу церковь. Проблема брака, являвшегося одним из христианских таинств, стала практически основной темой большого количества теологических сочинений. Одним из принципиальных достижений церкви в тот исторический период считается формирование супружеской ячейки - нормальной формы жизни семьи, существующей по сегодняшний день.

Экономическое развитие

По мнению многих исследователей, технический прогресс также был связан с повсеместным распространением христианской доктрины. Следствием этого стало изменение отношения людей к природе. В частности, речь идет об отказе от табу и запретов, которые сдерживали развитие сельского хозяйства. Природа перестала являться источником страхов и объектом поклонения. Экономическая ситуация, технические усовершенствования и изобретения способствовали существенному повышению уровня жизни, достаточно устойчиво продержавшемуся в течение нескольких веков феодального периода. Средневековье, таким образом, стало необходимым и весьма закономерным этапом становления христианской цивилизации.

Формирование нового восприятия

В обществе человеческая личность стала выше цениться, чем в Античности. Это было главным образом связано с тем, что средневековая цивилизация, проникнувшись духом христианства, не стремилась выделять человека из окружающей среды из-за склонности к целостному восприятию мира. В связи с этим, будет неверно говорить о, якобы, препятствовавшей формированию индивидуальных черт церковной диктатуре над человеком, жившим в Средневековье. На западноевропейских территориях религия, как правило, выполняло консервативную и стабилизирующую задачу, обеспечивая для развития личности благоприятные условия. Невозможно представить духовные поиски человека того времени вне церкви. Именно познание окружающих условий и Бога, на которое вдохновляли церковные идеалы, рождало многообразную, красочную и живую культуру эпохи Средневековья. Церковь формировала школы и университеты, поощряла книгопечатание и разнообразные богословские диспуты.

В заключение

Весь строй общества эпохи Средневековья принято именовать феодализмом (по термину "феод" - пожалованию вассалу). И это несмотря на то, что этот термин не дает исчерпывающей характеристики социального устройства периода. К основным чертам того времени следует относить:


Важнейшим фактором культурной общности Европы стало Христианство. Именно в рассматриваемый период оно стало одной из мировых религий. Христианская церковь основывалась на античной цивилизации, не только отрицая прежние ценности, но и переосмысливая их. Религия, ее богатство и иерархия, централизация и миропонимание, мораль, право и этика, - все это сформировало единую идеологию феодализма. Именно христианство определяло в значительной мере отличие средневекового общества Европы от прочих социальных структур на иных континентах в то время.

Средние века - это многовековый период зарождения, господства и разложения феодализма. В Европе он длился 12 столетий, в Азии - еще дольше. Остатки средневековья в некоторых странах не исчезли до сих пор.
Большинство народов вступило на путь феодализма, миновав рабовладельческий строй. Их средневековье началось с разложения родо-племенных отношений. Другие народы, пережившие рабовладельческую формацию, начали свою средневековую историю с традициями классового общества и государства. Но суть нового общественного строя оставалась та же. Повсюду переход к феодализму был связан с подчинением крестьян крупным землевладельцам, превратившим землю - основное условие приложения человеческого труда - в свою монопольную собственность (государственную, частную).
Феодализм знаменовал собой прогресс в общественном развитии. Наделенный землей крестьянин был заинтересован в росте производительности труда, и эта заинтересованность возрастала по мере развития феодальных отношений и ослабления личной и поземельной зависимости. Эпоха феодализма ознаменовалась расцветом мелкого товарного производства в городах, ставших колыбелью свободы и очагами культуры. Здесь зародилась мануфактура и начали складываться новые классы буржуазного общества. В результате развития товарно-денежного хозяйства изменялись аграрные отношения: крестьян переводили на чинш, местами появлялись фермерские хозяйства капиталистического типа.
В течение средневековья коренным образом изменились этнические общности и государственные образования. Племена слились в народности, а из них начали формироваться современные нации. Вместо примитивных варварских государств и обособленных сеньорий образовались крупные централизованные государства на национальной или межнациональной основе. Несравненно поднялась культура. Если в эпоху раннего средневековья люди Довольствовались остатками античной образованности и библейскими преданиями о сотворении мира, то к концу феодальной эпохи начало складываться научное представление об окружающей природе и были заложены основы материалистического мировоззрения.

Термин «средние века».

Итальянские гуманисты - лингвисты и литераторы, стремясь возродить классическую латынь, назвали время, отделяющее их век от классической древности, «средним веком» (medium aevum). В XV в. этот термин стал употребляться и историками для обозначения периода истории от гибели Западной Римской империи до современной им эпохи Возрождения. В XVII в. в историческую науку уже прочно вошло деление всемирной истории на античность, средние века и новое время. Понятие «средние века» в гуманистической и последующей буржуазной историографии не приобрело строго научного смысла и хронологической определенности. Начальной вехой средневековья считали то низложение последнего римского императора (476 г.), то время правления Константина (306-337), то нападение арабов на Европу (начало VIII в.). Еще более произвольно датировали конец средних веков. Для одних такой датой было падение Константинополя (1453 г.), для других-открытие Америки (1492 г.), для третьих - начало Реформации в Германии (1517 г.). Столь же разноречиво понимается и характер эпохи средних веков. Историки эпохи Просвещения вслед за гуманистами оценивали средние века как время общественного и культурного регресса, невежества и мракобесия. Реакционные направления в буржуазной историографии, наоборот, идеализируют и модернизируют средневековье, поднимая на щит именно то, что порицали просветители, - католицизм, схоластику, корпоративный строй.
Советская историческая наука, применяя термин «средние века» и традиционную периодизацию всемирной истории по трем указанным эпохам, вкладывает в них совершенно иной смысл. Мы рассматриваем исторический процесс как закономерное следование общественно-экономических формаций: средние века - это время зарождения, господства и разложения феодального способа "производства пришедшего на смену рабовладельческому или первобытно-общинному. Конец средних веков означал переход от феодализма к более высокой стадии общественного развития - капитализму.
Сущность феодализма. Историки начали говорить о феодализме в XVIII в., когда буржуазия готовилась к штурму «старого порядка». Под феодализмом они понимали именно этот старый порядок, противоречащий идеальным представлениям о «естественных правах» и нормальном общественном устройстве. Главными чертами феодализма считали: раздробленность политической власти, отсутствие гражданского правопорядка, соединение политической власти с земельной собственностью, иерархическую структуру общества. Хотя в настоящее время оценка феодализма в буржуазной историографии существенно изменилась, тем не менее указанная юридическая концепция осталась в силе. Историки продолжают определять феодализм по его внешним политическим и юридическим признакам, не вникая в существо экономических отношений. Главными признаками феодализма они считают политическую раздробленность, «рассеяние суверенитета», вассалитет, иерархическую структуру политической власти, корпоративность.
Марксистско-ленинская историография видит в феодализме одну из антагонистических общественно-экономических формаций. Основой феодального способа производства являлось наличие в руках эксплуататорского класса земельной собственности и наделение землей непосредственных производителей - зависимых крестьян, - которые вели на ней самостоятельное мелкое хозяйство и отдавали феодалам свой прибавочный продукт в виде ренты или налога. При этом каждый феодал пользовался внеэкономическим принуждением, так как иначе он «не мог бы заставить работать на себя человека, наделенного землей и ведущего свое хозяйство». феодальная рента существовала в трех формах: отработочной (барщина), продуктовой (натуральный оброк) и денежной. В раннее средневековье в Западной Европе преобладала отработочная рента. Позже большее распространение получил натуральный оброк. С развитием товарно-денежных отношений преобладающее значение приобрела денежная рента: феодалы начали свертывать барское хозяйство, раздавая господскую землю в крестьянские держания, что приводило к ослаблению и даже ликвидации крепостной зависимости и замене ее оброчными обязательствами крестьян-держателей. Это способствовало росту производительности крестьянского труда и расслоению крестьянства. Но в отдельных странах феодалы расширяли свое хозяйство и уменьшали крестьянские наделы. Для обработки барской земли они использовали наемный труд или же прибегали к восстановлению барщинных повинностей держателей.
В феодальном обществе происходила острая классовая борьба эксплуатируемых (крестьян и горожан) против эксплуататоров (феодалов и городской верхушки). Эта борьба нередко выливалась в грандиозные восстания, колебавшие устои феодального строя. И хотя восставшие массы терпели поражение, тем не менее их выступления заставляли феодалов смягчать эксплуатацию и придерживаться установленных обычаем норм феодальных повинностей. Тем самым народные восстания играли прогрессивную роль в развитии феодального общества, его производительных сил. В период разложения феодализма борьба народных масс слилась с выступлениями буржуазии и обеспечила победу буржуазии в ранних буржуазных революциях.
Феодализм представлял более высокую ступень общественного развития, чем первобытнообщинный и рабовладельческий строй, на развалинах которых он образовался. В отличие от рабовладельческого строя, при котором непосредственный производитель - раб - был лишен средств производства и превращен в «говорящее орудие», при феодализме зависимый и крепостной крестьянин наделен землей и ведет свое мелкое хозяйство. Крестьяне проявляли заинтересованность в росте производительности своего труда, так как некоторая доля прибавочного продукта использовалась для расширения мелкого крестьянского хозяйства и улучшения благосостояния зависимого населения. По мере развития феодализма личная зависимость ослабевала и во многих случаях исчезала, что создавало новые стимулы для роста производительности крестьянского труда.

Не менее прогрессивно сказывался на развитии производительных сил и переход к феодализму от первобытнообщинного строя. Укрепление индивидуального производства и превращение мелкого крестьянского хозяйства в основную экономическую ячейку общества способствовало росту производительности труда, несмотря на то что крестьяне начали подвергаться жестокой эксплуатации.
В отличие от рабовладельческого строя феодализм представлял универсальную общественно-экономическую формацию, которую прошли почти все народы мира. Но в развитии феодализма в разных странах и на разных материках имелись значительные особенности, которые определялись конкретными историческими условиями жизни народов и естественно-географической средой. I По-разному складывался феодальный строй у народов земледельческих и пастушеских, в странах с умеренным и засушливым климатом, где земледелие требовало искусственного орошения, в условиях разложения рабовладельческого или первобытнообщинного строя. В частности, весьма заметные различия наблюдались в развитии феодализма в европейских и азиатских странах. Если в Европе во все периоды средневековья преобладающее значение имела частная феодальная собственность на землю и эксплуатация крестьянства осуществлялась большей частью в форме взимания феодальной ренты, то в азиатских странах, в частности в Китае и Индии, в раннее и даже в классическое средневековье широко была распространена государственная собственность на землю и важнейшей формой эксплуатации крестьян являлись государственные налоги. Этим объясняется и тот факт, что в Европе в период сложившегося феодализма господствовала политическая раздробленность, а на Востоке в это время существовала более или менее централизованная система управления в форме деспотической монархии.

Периодизация истории средних веков. Феодализм в своем развитии прошел несколько стадий, каждая из которых характеризуется значительными сдвигами в экономике, социальном и политическом строе. На принципе стадиального развития общества
строится марксистско-ленинская периодизация исторического процесса.
Переход к феодализму происходил в разных странах неодновременно. Раньше на путь феодального развития вступили народы, пережившие рабовладельческий строй, позже народы, у которых феодализм был первой классовой формацией. Точно так же нет единой для всех стран хронологической вехи конца феодальной формации. Одни, более развитые народы покончили с феодализмом и вступили на путь капитализма раньше, другие позже. Началом западноевропейского средневековья советские историки считают крушение рабовладельческой Римской империи (V в.), концом - Английскую буржуазную революцию (1640- 1660). В азиатских странах с древнейшей цивилизацией - Китае, Северной Индии - переход к феодализму начался несколько раньше (II-III вв.), но феодальный период в целом на Востоке длился более продолжительное время (до XVIII-XIX вв.).
В советской историографии принято делить историю средних веков на следующие три периода: раннее средневековье - время формирования феодального способа производства – (V в., в отдельных азиатских странах II-XI вв.); классическое средневековье - период развитого феодализма (конец XI-XV в., в отдельных азиатских странах - и XVI в. включительно); позднее средневековье - период разложения феодализма и зарождения капиталистического способа производства (XVI-середина XVII в., на Востоке до XVIII-XIX вв.).
В период раннего средневековья происходило становление феодальных отношений - образование крупной земельной собственности и подчинение свободных крестьян-общинников феодалами. Формировались два антагонистических класса феодального общества - класс феодальных землевладельцев и класс зависимых крестьян. В экономике сочетались разные уклады - рабовладельческий, патриархальный (свободное общинное землевладение) и складывающийся феодальный (различные формы поземельной и личной зависимости). Этими социально-экономическими условиями определялся характер раннефеодального государства. Оно было относительно единым, а в азиатских странах даже более или менее централизованным (с деспотической формой правления) и осуществляло свое господство над лично свободным населением с помощью территориальных органов власти. В пределах этих государств, объединявших множество различных этнических об-щностей, происходил процесс этнической интеграции и закладывались основы для формирования средневековых народностей.
Второй период истории средних веков характеризуется завершением процесса формирования феодальных отношений и расцветом феодализма. Крестьяне были поставлены в поземельную или личную зависимость, а члены господствующего класса находились в иерархическом соподчинении. Это привело к распаду раннефеодальной территориальной организации государственной власти и господству феодальной раздробленности. В странах Восточной Азии, где и при развитом феодализме сохранялась в значительном объеме государственная собственность на землю, продолжали существовать крупные государственные образования с централизованной системой управления.
В результате развития феодальной экономики, подъема городов и роста товарно-денежных отношений изменились формы феодальной эксплуатации, ослабла крепостная зависимость крестьян, появилось свободное городское население. Тем самым были созданы предпосылки для ликвидации феодальной раздробленности и централизации государственной власти. Этому в немалой степени способствовало также этническое сплочение населения - образование из отдельных племенных общностей феодальных народностей. Развитие товарно-денежных отношений, расцвет городов и городской культуры коренным образом изменили облик феодального общества. Зарождалась новая идеология - гуманизм, началось движение за реформу католической церкви. Усилилась борьба народных масс против феодальной эксплуатации, вспыхивали грандиозные крестьянские и городские восстания.
Третий период средневековья характеризуется крайним обострением присущих феодализму противоречий. Производительные силы переросли рамки феодальных производственных отношений и традиционных форм собственности. В недрах феодального общества зарождались капиталистические отношения. В некоторых странах (Англия, Северные Нидерланды) происходила экспроприация непосредственных производителей. Народные массы вели борьбу как против феодальной, так и против капиталистической эксплуатации. Все это создало условия для завершения централизации феодальных государств и перехода к абсолютизму. Поднимающаяся буржуазия шла на битву с феодализмом (сперва в форме Реформации, позже в открытой политической борьбе) за установление своего господства.
Средневековье приближалось к своему концу. Наступало новое время.

История средних веков и современность.
История феодального общества представляет для нас не только академический, но и глубокий теоретический и научно-практический интерес. Многие явления в жизни современных народов и государств уходят своими корнями в средневековое прошлое - складывание классов буржуазного общества, формирование наций и развитие национальных культур, революционная борьба угнетенных масс, положившая начало революционным традициям народов, борьба за свободомыслие против духовной диктатуры церкви, освободительные движения против чужеземного ига и национального угнетения, начало создания колониальных империй и т. д. Изучение истории средних веков помогает глубже понять современность и перспективы развития на будущее.
В мире до сих пор сохранились пережитки средневековья, с которыми ведут борьбу прогрессивные силы общества. Пережитки феодализма существуют в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки, особенно в тех, которые недавно освободились от ига колониализма. Некоторые средневековые традиции - монархия, сословные привилегии - не изжиты даже в таких высокоразвитых странах, как Англия и Япония.
По важнейшим проблемам истории средних веков ведется острая идеологическая борьба между историками-марксистами и буржуазными историками. Современная буржуазная реакционная историография извращает многие явления жизни средневекового общества; она пытается, вопреки историческим фактам, доказать, что частная собственность на землю и эксплуатация человека человеком существовали извечно, умалчивает о жестокой классовой борьбе в феодальном обществе и твердит о «гармонии социальных интересов». Апологеты современного капитализма утверждают, что капиталистическая система существовала извечно, так как она якобы отвечает природе человека. Реакционные историки идеализируют феодальные порядки, средневековую религиозность, корпоративную замкнутость. Борьба с реакционной буржуазной историографией - важнейшая задача советских историков-медиевистов.

§ 1 Понятие «Средневековье»

Полторы тысячи лет назад, с крушением Римской империи, началась новая эпоха всемирной истории. В исторической науке ее принято называть средними веками или Средневековьем. Средневековье продолжалось тысячу лет, пока примерно в XV веке на смену этому периоду истории не приходит Новое время.

Средние века - это многовековой период зарождения, господства и разложения феодализма. В европейских странах он длился XII столетий, в странах Азии - еще дольше. Необходимо заметить, что остатки средневековых традиций и обычаев в некоторых азиатских странах не исчезли до сих пор.

Термин «Средние века» был впервые введен итальянскими гуманистами в эпоху Возрождения. С позиций высоких достижений культуры Возрождения Средние века виделись философам-гуманистам как период дикости и варварства. Такая позиция надолго укоренилась в исторической науке.

Историки XVII-XVIII веков закрепили деление истории человечества на древнюю, среднюю и новую. История средних веков охватывает длительный период, насыщенный многочисленными событиями, имеющими для историков как положительное, так и отрицательное значение.

Историю Средневековья принято делить на три основных периода:

1.Конец V-го - середина XI веков - период раннего Средневековья. Феодальный строй только начинает складываться как общественная система. Это время варварских и раннефеодальных королевств. Утверждается христианство, в духовной жизни упадок культуры сменяется подъемом.

2.Середина XI - конец XV веков - период расцвета феодальных отношений. Происходит массовый рост городов, после периода феодальной раздробленности формируются централизованные государства. Развиваются товарно-денежные отношения. Возникает новая форма государства - феодальная монархия. Формируется идеология раннего гуманизма, культура эпохи Возрождения.

3.XVI - XVII века - период позднего феодализма или начала раннего Нового времени. Данное время характеризуется процессами разложения феодализма и зарождением ранних капиталистических отношений. Оформляется тип феодального государства - абсолютная монархия. XVII век становится переломным в развитии рационализма и естественных наук.

§ 2 Переход к феодализму

В средние века большинство народов вступает на путь феодализма, миновав при этом рабовладельческий строй. Таким образом, их средневековье начинается с разложения родоплеменных отношений.

Другие же народы, пережив рабовладельческую формацию, начали свою историю Средневековья с традициями классового общества и государства. Тем не менее, суть нового общественного строя оставалась неизменной. Во всех странах переход к феодализму был связан с подчинением крестьян крупным землевладельцам, превратившим землю в свою монопольную собственность.

Необходимо отметить, что феодализм в ту пору знаменовал собой прогресс в общественном развитии. Крестьянин, наделенный землей, был заинтересован в росте производительности своего труда. Эпоха феодализма отмечается расцветом мелкотоварного производства в городах, которые становятся очагами культуры. Именно здесь зарождается мануфактура и начинают складываться новые классы буржуазного общества.

§ 3 Развитие культуры

Следует заметить, что в средние века человечество значительно продвинулось вперед в плане развития материальной и духовной культуры.

Именно в Средние века христианство становится одной из крупнейших мировых религий, оказывая громадное влияние на развитие средневековой европейской цивилизации, в чем и состоит ее уникальность.

Разумеется, при термине «Средневековье» многие вспомнят костры инквизиции, опустошительные эпидемии и проявления феодального насилия. Но, тем не менее, Средневековье оставило в памяти человечества замечательные поэтические произведения, прекрасные памятники архитектуры, живописи, научной мысли.

Среди плеяды великих людей, которых нам дало Средневековье, можно назвать: ученые - Роджер Бэкон, Галилео Галилей, Джордано Бруно, Николай Коперник; гениальные поэты и писатели - Омар Хайям, Данте, Петрарка, Рабле, Шекспир, Сервантес; выдающиеся художники - Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рубенс, Рембрандт.

§ 4 Краткие итоги урока

Чем дальше изучается история Средних веков, тем более сложной и многогранной она представляется. На сегодняшний момент историческая наука не представляет этот период как мрачные годы насилия и невежества. Средневековый мир предстает перед изучающими его, не только как закономерный этап в развитии общества, но и как самобытная, неповторимая эпоха в истории Европы со своеобразной культурой - одновременно как примитивной, так и утонченной, несомненно могущей духовно обогатить знакомством с ней современного человека.

Список использованной литературы:

  1. Вайнштейн О. Л. Западноевропейская средневековая историография Л., 1994 г.
  2. Корсунский А. Р. Возникновение феодальных отношений в Западной Европе М., 1979 г.
  3. Блок М. Феодальное общество М., 2003 г.
  4. Энциклопедия Всемирная история М., 2011 г.
  5. История Средних веков, под ред. С. П. Карпова М., 2010 г.
  6. Дюби Ж. Средние века М., 2001 г.
  7. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада М., 1997 г.

Использованные изображения:

К концу XV века тысячелетняя эпоха Средневековья завершилась. Трудно даже перечислить все те достижения в жизни общества, в экономике и культуре, которыми человечество обязано Средневековью и до сих пор с благодарностью пользуется. Именно тогда возникли многие государства, существующие и сейчас. В их границах сформировались современные народы со своими языками и национальными культурами. К Средневековью восходят истоки современной городской жизни и парламентской демократии, судебных норм и университетов. Тогда же было сделано множество научных открытий и важных изобретений. Появились станки и доменные печи, пушки и механические часы, не говоря уже о таких привычных нам мелочах, как очки или пуговицы. Особенно важную роль в истории человечества сыграло изобретение книгопечатания.

Эпоха Средневековья ознаменовалась удивительным взлётом литературы и искусства. Шедевры средневековых писателей и поэтов, архитекторов и художников стали неотъемлемой частью мировой культуры, оказывая воздействие и на нас с вами.

Одним из самых важных достижений Средневековья стало рождение Европы - не в географическом, а в культурно-историческом значении данного слова. Основой этой Европы и созданной ею богатейшей культуры стало христианство. Возникнув ещё в античности, христианство в течение Средневековья распространилось по всей Европе. Оно оказалось как бы мостиком, связывавшим Средневековье с античностью даже тогда, когда блестящая римская культура гибла под ударами варваров.

Во многих странах Азии и Африки не менее важную роль сыграл ислам - третья по времени возникновения мировая религия. На её основе сформировалась арабская цивилизация - одна из величайших в истории человечества. А в некоторых странах Восточной и Юго-Восточной Азии столь же значительную роль играла древнейшая из мировых религий - буддизм.

Средневековье в Европе закончилось совсем не так, как античность. Если Римская империя погибла в результате внутренних противоречий и нападений варваров, то переход от Средневековья к Новому времени хотя и был отмечен в Европе сильными потрясениями, но не сопровождался ни экономическим, ни общественным, ни культурным упадком. Средневековая Европа, немало перенеся за свою тысячелетнюю историю, по-прежнему прочно стояла на ногах. Более того, переход к новой исторической эпохе был связан с дальнейшим её развитием.

Способность к постоянному совершенствованию - вот важнейшая отличительная черта средневековой Европы, которую она передала по наследству Новому времени, а в конечном счёте и современности. Именно эта черта позволила Европе, которая в раннее Средневековье отставала от наиболее развитых стран Востока, постепенно в технико-экономическом отношении вырваться вперёд, а позже и использовать своё превосходство для установления господства над другими частями света. Но об этом вы узнаете уже из курса истории Нового времени.

«Средние века» - эпоха, которая началась после античности и закончилась наступлением Нового времени, то есть буржуазного порядка, капиталистической экономики. Продолжительность Средних веков около десяти столетий. Название дано мыслителями итальянского Возрождения, которые верили, что возрождают культуру античной Греции и Древнего Рима. Концом средневековья и одновременно началом Нового времени является серия буржуазных революций, начавшаяся восстанием в Нидерландах в конце XVI века и продолженная революциями в Англии (XVII век) и во Франции (XVIII век).

В последние века рассматриваемого периода в Западной Европе в сфере духовной жизни прошли важнейшие процессы: Возрождение (Ренессанс), результатами которого стали возникновение и становление европейского гуманизма и революционные преобразования художественной культуры; религиозная реформация, создавшая «дух капитализма»; в самом последнем, XVIII столетии, Просвещение, в значительной степени сформировавшеерационализм и подготовившее позитивизм. Все эти процессы происходят в Средние века, завершают эту эпоху; они готовят буржуазные революции. Однако, из-за их громадной значимости они будут рассмотрены отдельно.

Внутри Средних веков принято выделять по меньшей мере три периода. Это:

Раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до X - XI веков);

Высокое (Классическое) Средневековье, от X-XI веков до примерно XIV века;

Позднее Средневековье, XIV и XVI века.

Раннее Средневековье - время, когда в Европе тоже происходили бурные и очень важные процессы. Прежде всего, это - вторжения так называемых врваров (от латинского barba - борода), которые уже со второго века нашей эры постоянно нападали на Римскую империю и селились на землях её провинций. Это закончилось, как уже сказано, падением Рима.

При этом варварыпринимали христианство, которое в Риме к концу его существования было государственной религией. Христианство в различных его формах вытесняло языческие верования и религии на всей территории Римской империи; после падения империи распространение христианства продолжалось. Это второй важнейший исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной Европе.

Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей Римской империи новых государственных образований, создававшихся теми же «варварами». На Рождество 800 года король франков Карл Великий был коронован в Риме католическим папой как император всего европейского Запада. Возникла Священная Римская Империя. Позднее (900 год) Священная Римская империя распалась на бесчисленное множество герцогств, графств, маркграфств, епископств, аббатств и прочих уделов. Однако процессы формирования государственных образований продолжались и в последующие периоды.


Характерной особенностью жизни в раннее Средневековье были постоянные грабежи и опустошения, которым подвергались поселения европейцев. С севера постоянно совершали пиратские набеги скандинавские викинги. С юга совершали набеги и захваты мусульмане. С востока налетали мадьяры - венгры, которые сравнительно недавно поселились в Восточной Европе, на Дунае, и тоже начинали медленно строить свое государство. Раздробленная на мелкие уделы Европа жила в постоянном напряжении и страхе, угроза грабежей и разбоев существенно замедляла экономическое развитие.

В период классического, или высокого, Средневековья Западная Европа начала преодолевать эти затруднения и возрождаться. С X века сотрудничество по законам феодализма позволило создать более крупные государственные структуры и собирать достаточно сильные армии. Благодаря этому удалось остановить вторжения. Многочисленные миссионеры принесли христианство в королевства Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что эти государство вошли в орбиту западной культуры.

Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность быстрого подъема городов и общеевропейской экономики. Жизнь в Западной Европе сильно изменилась, общество быстро утрачивало черты варварства, в городах расцветала духовная жизнь. В целом европейское общество стало намного более богатым и цивилизованным, чем во времена античной Римской империи. Выдающуюся роль в этом играла христианская церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию. На базе художественных традиций древнего Рима и прежних варварских племен возникло романское, а затем блестящее готическое искусство, причем наряду с архитектурой и литературой развивались все другие его виды - театр, музыка, скульптура, живопись, литература. Именно в эту эпоху были созданы, например, такие шедевры литературы, как «Песнь о Роланде» и «Роман о Розе».

Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. Так, крестьяне Западной Европы добились для себя большей свободы и более высокого уровня жизни. Прежняя феодальная знать, аристократы, стали вместо замков строить для себя великолепные дворцы как в своих поместьях, так и в городах. Новые богачи из «низких» сословий подражали им в этом, создавая бытовой комфорт и соответствующий стиль жизни. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства, особенно в Северной Италии. Это неизбежно привело к так называемому Возрождению, или Ренессансу. Наряду с этим специфическое положение христианской церкви в средневековом обществе сделало неминуемыми и перемены в самой христианской религии и церкви. Все это готовило конец Средних веков, переход к Новому времени в Европе как неизбежному итогу развития средневековой культуры.

История народов и государств современной Европы началась в эпоху, условно определяемую в исторической литературе как «сре­дневековье». Со времен античности понятие Европы (от семит­ского корня Эреб), отождествляемое с географическим определе­нием «Запад», противопоставлялось Азии (корень Асу), или Вос­току. Термин Европа, действительно, заключает в себе некую территориальную целостность народов и государств, история которых обнаруживает общность экономического, социально-поли­тического и духовного развития. Вместе с тем, своеобразие ее за­падной части, отчетливо определившееся именно на этапе сре­дневековой истории, позволяет выделить Западную Европу в качестве локальной цивилизации, существующей в рамках более крупного цивилизационного единства, каким является Европа в целом.

Географический смысл понятия Западной Европы не совпадает с историческим и предполагает прибрежную полосу на западной оконечности евразийского континента, с мягким морским кли­матом.

Историческое понятие Западной Европы на этапе средневековья включает в себя историю таких стран, как Англия, Франция, Гер­мания, Швейцария, Бельгия и Голландия, государств Пиреней­ского и Апеннинского полуостровов, скандинавских стран - Да­нии, Норвегии, Швеции, а также Византии, преемницы Восточ­но-Римской империи. Пограничное положение последней страны и ее огромное влияние на судьбы всей европейской цивилизации предопределило принадлежность ее истории как Западу, так и Востоку.

В первые века нашей эры большая часть Западной Европы была заселена кельтскими народами, частично романизованными и включенными в состав Римской империи; затем, в эпоху Велико­го переселения народов эта территория стала местом расселения германских племен, тогда как Восточная Европа стала местом рас­селения и исторической активности главным образом славянских народов.

§ 1. Содержание терминов «средние века» и «феодализм» в исторической науке

Термин «средние века» - перевод с латинского выражения me­dium aevum (средний век) 1 - был впервые введен итальянскими гуманистами. Римский историк XV в. Флавио Бьондо, написавший «Историю от падения Рима», пытаясь осмыслить современную ему действительность, назвал «средним веком» период, который отделял его эпоху от времени, служившего гуманистам источником вдохновения - античности. Гуманисты оценивали в первую оче­редь состояние языка, письменности, литературы и искусства. С позиций высоких достижений культуры Возрождения средние века им виделись как период одичания и варваризации античного мира, как время испорченной «кухонной» латыни. Эта оценка надолго укоренилась в исторической науке.

В XVII в. профессор Галльского университета в Германии И. Кел­лер ввел термин «средние века» в общую периодизацию всемир­ной истории, разделив ее на античность, средневековье и новое время. Хронологические рамки периода были обозначены им вре­менем от разделения Римской империи на Западную и Восточ­ную части (завершилось в 395 г. при Феодосии I) до падения Кон­стантинополя под ударами турок в 1453 г.

В XVII и особенно XVIII в. (веке Просвещения), которые озна­меновались убедительными успехами светского рационального мышления и естественных наук, критерием периодизации все­мирной истории стало служить не столько состояние культуры, сколько отношение к религии и церкви. В понятии «средние века» появились новые, по преимуществу уничижительные, акценты, из-за которых история этого периода стала оцениваться как вре­мя стеснения умственной свободы, господства догматизма, рели­гиозного сознания и суеверий. Начало нового времени, соответ­ственно, связывалось с изобретением книгопечатания, открытием европейцами Америки, Реформационным движением - явления­ми, которые существенно расширили и изменили умственный кругозор средневекового человека.

Романтическое направление в историографии, возникшее в нача­ле XIX в. в значительной мере как реакция на идеологию Просве­щения и систему ценностей нового буржуазного мира, обострило интерес к средневековью и на какое-то время привело к его идеа­лизации. Преодолеть эти крайности по отношению к средневеко­вью позволили изменения в самом процессе познания, в способах постижения европейским человеком природы и общества в целом.

На рубеже XVIII и XIX вв. два достижения методологического характера, важных для развития исторического познания, сущест­венно углубили понятие «средние века». Одним из них явилась идея непрерывности общественного развития, сменившая теорию круговорота, или циклического развития, идущую от античности, и христианскую идею конечности мира. Это позволило увидеть эво­люцию западноевропейского средневекового общества от состоя­ния упадка к экономическому и культурному подъему, хронологи­ческим рубежом которого явился XI век. Это было первое замет­ное отступление от оценки средневековья как эпохи «темных веков».

Вторым достижением следует признать попытки анализа не толь­ко событийной и политической по преимуществу, но и социаль­ной истории. Эти попытки привели к отождествлению термина «средние века» и понятия «феодализм». Последнее распространи­лось во французской публицистике накануне Французской рево­люции 1789 г. как производное от юридического термина «феод» в документах XI-XII вв., обозначавшего земельное имущество, переданное в пользование за службу вассалу его сеньором. Его аналогом в германских землях являлся термин «лен». История сред­них веков стала пониматься как время господства феодальной, или ленной системы общественных связей в среде феодалов - земельных собственников.

Существенное углубление содержания анализируемых терминов дала наука середины - конца XIX столетия, достижения которой были прежде всего связаны с оформлением новой философии истории - позитивизма. Направление, принявшее новую мето­дологию, явилось первой наиболее убедительной попыткой пре­вращения истории собственно в науку. Ее отличали стремление заменить историю как занимательный рассказ о жизни героев историей масс; попытки комплексного видения исторического процесса, включая и социально-экономическую жизнь общества; исключительное внимание к источнику и разработке критичес­кого метода его исследования, который должен был обеспечить адекватное толкование отраженной в нем действительности. Раз­витие позитивизма началось с 30-х годов XIX в. в трудах О. Конта во Франции, Дж. Ст. Милля и Г. Спенсера в Англии, однако ре­зультаты новой методологии в исторических исследованиях сказались позже, ко второй половине века. Суммируя итоги историографии XIX в., следует подчеркнуть, что чаще всего историческая мысль продолжала определять феодализм по политическим и юри­дическим признакам. Феодализм рисовался как особая полити­ческая и правовая организация общества с системой личностных, прежде всего сеньориально-вассальных, связей, обусловленных, в частности, потребностями военной защиты. Подобная оценка не­редко сопровождалась представлением о феодализме как системе политической раздробленности.

Более перспективными оказались попытки сопряжения поли­тического анализа с социальным. Робкие в конце XVIII в., они приобретают более выраженные формы в трудах французских ис­ториков первой трети XIX в., прежде всего в творчестве Ф.Гизо. Он впервые дал подробную характеристику феодальной собствен­ности как основы сеньориально-вассальных связей, отметив две ее важные особенности: условный характер и иерархическую струк­туру, определившие иерархию в среде феодалов, а также соеди­ненность собственности с политической властью. До позитивис­тов в социальной трактовке игнорировался тот слой непосредст­венных производителей -- крестьян, усилиями которых феодал реализовывал свою собственность. Историками-позитивистами было начато изучение таких важных социальных структур фео­дального общества, какими являлись община и вотчина; их ана­лиз, в свою очередь, затронул проблему хозяйственной и соци­альной жизни крестьянства.

Внимание к экономической истории привело к распростране­нию теории, отождествлявшей феодализм с натуральным хозяй­ством. Развитие рыночных связей в этом случае оценивалось как показатель новой, уже капиталистической экономики - мнение, которое игнорировало принципиальную разницу между простым товарным и капиталистическим производством и неизбежную смену при этом типа производителя - мелкого собственника на наемного рабочего. В рамках позитивизма социально-экономи­ческие особенности средневековья выступали не как определяю­щие в системе феодальных отношений, а как данность, сущест­вующая параллельно политико-правовому строю (феодальная раздробленность - в политическом строе, натуральное хозяйст­во-в экономике). Более того, внимание к социально-экономи­ческой истории не исключало признания решающей роли лич­ных связей, что объяснялось психологическими особенностями людей средневековья. Уязвимость подобных представлений заклю­чалась не в их ошибочности, так как каждое из них отражало какую-то сторону объективной реальности, но в стремлении ис­следователей к их абсолютизации, мешавшей комплексному по­ниманию феодализма.

Развитие позитивизма, с его широким спектром видения исто­рического процесса на его экономическом, социально-политичес­ком и культурно-психологическом уровнях, а также признанием закономерностей исторического развития, не могло не направить исследователей к поиску единства в многообразии факторов. Ины­ми словами, позитивизм подготовил первые шаги структурного, или системного анализа.

Одним из результатов попыток подобного рода явилась выра­ботка исторической наукой XIX в. понятия «цивилизация». Из двух наиболее общих параметров исторического развития - место и время, - оно подчеркнуло территориальное разграничение люд­ских сообществ, сохраняющих свое особое «лицо» на протяжении всего периода существования. Внутреннее их единство определя­лось такими характеристиками, как природные условия, быт, нра­вы, религия, культура, историческая судьба. И хотя понятие ци­вилизаций включало в себя представление об их преходящем ха­рактере, время жизни каждой из них было временем «долгой протяженности».

В XIX в. в исторической науке появился и структурный термин «формация», связанный с оформлением марксисткой методоло­гии. Это понятие, наоборот, раздвинуло границы человеческой общности до масштабов планеты в целом, выделив временное де­ление исторического процесса, где единицей отсчета стали спо­соб производства и форма собственности. Системный принцип в марксистском понимании связывает разные уровни обществен­ного развития единой экономической доминантой. В марксист­ской интерпретации феодализм был одним из способов произ­водства, в основе которого лежит собственность феодалов на зем­лю, реализуемая при посредстве мелкого производителя; при этом особо подчеркивался факт эксплуатации земельным собственником крестьянина. Монизм марксисткой методологии, к тому же силь­но политизированной, не был принят в то время большинством исследователей. Жесткая детерминированность исторического процесса с подразделением на первичные - базисные и вторич­ные - надстроечные явления, действительно, таила в себе опас­ность его упрощенного понимания. В отечественной медиевистике уже советского времени эту опасность усугубила сакрализация марксистского метода, которая закрепощала науку. Абсолютизация метода нарушала комплексное видение исторического процесса, приводила к чрезмерному увлечению социологическими схема­ми, в известном смысле подменявшими анализ реальной жизни.

Историческое знание XX столетия существенно обогатило системный анализ, в частности, применительно к феодальному обществу. Решающий импульс его развитию дала «битва за исто­рию», начатая в 30-е годы представителями французской истори­ческой науки, создавшими свое направление вокруг журнала «Ан­налы». Приняв важнейшие достижения социологии XIX в. и преж­де всего признание системности мира, существующего по своим объективным законам развития, они вместе с тем заметно услож­нили представление о комплексности исторического процесса. Свойственное этим историкам «ощущение великой драмы отно­сительности» (по словам одного из основателей направления Люсьена Февра) привело их к признанию множественности связей - вещных и личностных - внутри общественной системы. Эта установка ломала механическое понимание причинности в исто­рии и представление об однолинейности развития, внедряла в историческое познание идею о неодинаковых ритмах развития различных сторон общественного процесса. Было дано более сложное толкование понятия «производственные отношения», под­черкнувшее их неразрывную связь с компонентами дознания, по­скольку отношения в сфере производства строятся людьми, кото­рые руководствуются при этом своими представлениями о них. Новые подходы вернули в историю человека, не обязательно «ге­роя» или творца идей, но обычного человека с его обыденным сознанием.

Синтез достижений мировой и отечественной исторической нау­ки XX столетия позволяет дать более глубокое и полное опреде­ление понятиям «феодализм» и «средние века», к характеристике которых мы переходим.

Мировоззрению средневекового европейца и его культуре были присущи такие понятия, как символизм и иерархизм.
Средневековье создало символическое изобразительное искусство и символическую поэзию, определило богатый, с исключительно сложной и тонко разработанной символикой религиозный культ и философию, сводящуюся к постижению и раскрытию символического значения окружающей действительности. Символическими актами сопровождается оформление правовых отношении, и символическими знаками отмечено большинство объектов обихода человека. Символической была и иерархия общества. Иерархизмом проникнут весь социальный уклад Средневековья.
Согласно идеологическим установкам Средневековья, мир телесный обладает меньшей реальностью, нежели мир духовный. Он не существует сам по себе, он обладает лишь призрачным бытием. Он - только тень истины, но не сама истина. Спасение тела не есть истинное спасение. Кто болен духом и здоров телом, не обладает истинным здравием. Такое здоровье только кажущееся: на самом деле его нет. Вещи не просто могут служить символами, они и есть символы, и задача познающего субъекта сводится к раскрытию их истинного значения. Для того ведь твари и созданы Богом, чтобы быть символами и служить к научению людей.
Вот то чувственное основание, на котором вырастает символическое восприятие. У Бога нет ничего пустого, лишенного значения. Так возникает благородный и величественный образ мира, который представляется единой огромной символической системой, собором идей, богатейшим ритмическим и полифонным выражением всего, что можно помыслить.
Когда на Западе закончилась эпоха Темных веков, завершилось Раннее и Высокое Средневековье, тогда там состоялся расцвет наук и образования, стали изучаться фундаментальные научные труды, открылись университеты, возникли корпорации ученых людей. При всем этом образование никогда не играло в Средние века такой же роли, что в Античности. Для средневековых христиан кощунственно прозвучали бы слова о том, что путь образования ведет к свободе, как это полагали в Древней Греции. Они знали призыв Христа: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными». Но точно так же очевидно для них было и то, что Истина достигается не изучением христианской доктрины, а служением Богу и своим ближним. Бога, а в Нем и ближнего, нужно, прежде всего, полюбить, а все остальное приложится. Какбы ни почиталась в Средние века ученость, всегда помнили, что апостолов Христос избрал из простецов.
Тем не менее, именно Церковь сохранила античную систему образования (тривиум и квадривиум), несколько перекроив ее под свои нужды. Так, риторика (искусство красноречия), изучавшаяся в Античности для развития мышления, для выражения своей личности, для достижения высокого положения в обществе, в Средние века была источником правовых знаний и навыков в составлении деловых документов (писем, грамот, посланий и т.п.) и не должна была служить честолюбивым помыслам. А, например, грамматика, также входившая в число дисциплин тривиума, необходима была не только для чтения, толкования и комментирования Священного Писания или текстов признанных Церковью авторов, но также позволяла добраться до скрытого смысла слов, ключом к которому они являются.
Средневековая символика, пронизывавшая всю жизнь людей, начиналась на уровне слов. Слова были символами реальностей. Понимание есть знание и овладение вещами. В медицине поставленный диагноз означал уже исцеление, оно должно было наступить вследствие произнесения названия болезни. Когда епископ мог сказать о подозреваемом: «еретик», то главная цель была достигнута - враг назван, а значит, и разоблачен.
Природа также виделась огромным хранилищем символов. Минералы, растения и животные, символизируя собой образы и сюжеты Библии, выстраивались в своеобразную иерархию: одни, вследствие своего символического значения, имели преимущество перед другими. У камней и цветов символический смысл совмещался с их благотворными или пагубными свойствами. Существовала цветовая гомеопатия, которая, например, желтыми и красными цветами лечила, соответственно, желтуху и кровотечения. Животный мир чаще всего виделся сферой зла. Страус, откладывающий яйца в песок и забывающий их высиживать, - таков был образ грешника, не помнящего долга перед Богом.
Исключительно широко символика применялась в богослужении: от храмовой архитектуры до песнопений и от выбора строительных материалов до мельчайших орнаментов на утвари. Так, круглая и крестообразная форма храмов являлась образом совершенства. Кроме того, форма, базировавшаяся на квадрате, обозначала четыре основных направления, символизировавших Вселенную. Восьмиугольное же строение, согласно символике чисел, обозначало вечность. Таким образом, строение храма олицетворяло микрокосмос.
Понятие красоты сводится средневековым мышлением к понятиям совершенства, соразмерности, блеска. С восхищением всем тем, что блестит и сверкает, связано и украшение одежды, которое в XV в. все еще состоит преимущественно в уснащении ее несметным количеством драгоценных камней. Блеск даже стремятся выделить звоном, прибегая для этого к колокольцам или монетам.
В повседневной одежде широко использовались серый, черный и лиловый цвета. Желтый носили прежде всего военные, пажи и слуги. Желтый иногда означал враждебность. Так, знатный вельможа, облаченный вместе со всей своей свитой в желтое, мог прошествовать мимо своего обидчика, давая знать цветом, что затеяно сие против него.
В праздничной и парадной одежде над всеми прочими цветами господствовал красный, часто в сочетании с белым. Эти два цвета символизировали чистоту и милосердие. Цвета тоже представляли собой определенную иерархию, соответствующую их символическому значению.
Вообще, яркость и острота жизни, столь присущие средневековой культуре, были порождены, очевидно, чувством неуверенности. Неуверенности в материальной обеспеченности и неуверенности духовной. Эта лежащая в основе всего неуверенность в конечном счете была неуверенностью в будущей жизни, блаженство в которой никому не было обещано наверняка и не гарантировалось в полной мере ни добрыми делами, ни благоразумным поведением. Творимые дьяволом опасности погибели казались столь многочисленными, а шансы на спасение столь ничтожными, что страх неизбежно преобладал над надеждой. Именно этим страхом и потребностью в самоуспокоении объясняются эмоции, поведение, ментальность людей Средневековья. И здесь главенствующую роль играли традиция, опыт прошлого и предшественников. В духовной жизни высшим авторитетом являлось Писание, в теологии особое значение придавали признанным авторитетам прошлого.
Все эти характерные особенности средневекового мышления и мироощущения - символизм, иерархизм, приверженность традициям и авторитетам, потребность в самоуспокоении и в забвении среди ярких красок, острых впечатлений, тяга к экзальтации и грезам (сны и видения также являются характерными явлениями средневековой культуры) - все это можно увидеть в жизни всех слоев средневекового общества снизу доверху, как бы сильно они, на первый взгляд, ни различались.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература

Бицилли П.М. Избранные труды по средневековой истории: Россия и Запад. - М.: Языки славянских культур, 2006.
Гусарова Т.П. Властные институты и должности в Европе в Средние века и раннее Новое время.- М.: Книжный Дом « Университет», 2010.
Зарецкий Ю.П. История субъективности. Средневековая Европа. - М.: Академический проект, 2009.

Дополнительная литература

Бойцов М.А. Величие и смирение. Очерки политического символизма в средневековой Европе.- М.: Российская политическая энциклопедия, 2009.
Буданова В.П. Готы в эпоху Великого переселения народов. - М.: Алетейя, 2001.
Иванов К.А. Жизнь средневекового города.- CD. Производитель: Новый диск, 2007. Вып.9.
Памятники средневековой латинской литературы. VIII-IX вв. / под. ред. М.Л. Гаспарова. - М.: Наука, 2006.
Хёйзинга Й. Осень Средневековья. - М.: Айрис-Пресс, 2004.

При исполнении заданий по данной теме нужно обращаться к материалам книжки С. Самыгина, С.И. Самыгина В.Н. Шевелева, Е. В. Шевелевой «История»: учебное пособие для СПО. М.: ИНФРА-М, 2013, с. 44?56, 69?73

1. Дайте определение следующим терминам

2. Дайте сравнительный анализ полисов Греции

3. Расположите события в верной хронологической последовательности

А) Пелопонесская война

Б) реформы Солона в Афинах

В) правление Перикла

Г) правление Александра Македонского

Д) покорение Греции Римом

Запишите ответ

6. Расположите события в верной хронологической последовательности

А) Пунические войны

Б) основание Рима

В) распад Римской империи

Г) правление Октавиана Августа

Д) правление Гай Юлия Цезаря

Е) разделение Римской империи на Западную и Восточную

Ж) распространение христианства в Римской империи

Запишите ответ

7. Прочтите фрагмент из работы, посвященной истории Древнего Рима, и выполните задания.

«Октавиан достиг той же цели, что и Цезарь. Он казался менее способным, был невзрачен, застенчив, скрытен, у него не было военного таланта, как у Цезаря. Ему большое количество помогло само положение дел.

Продолжительная война во всех областях кругом Средиземного моря утомила большая часть людей: многие искали спокойствия и теснились к сильному человеку, сохраняя надежду на его охрану… Обитатели провинций привыкли подчиняться Риму; им было все равно, отправит ли им начальника римский сенат либо армейский правитель из Рима. Население самого Рима мирилось с тем властителем, что готов был больше всех дарить ему.

Но Октавиан добился власти кроме этого искусством и своим терпением. Он не принимал заглавия диктатора, которое напоминало торжество Суллы и Цезаря; он не желал ни в титуле, ни в обстановке ничего для того чтобы, что было бы похоже на царя, дабы не злить понятий римлян и старых привычек.

Кстати он принял звание трибуна. Одновременно с этим Октавиан всегда повторял, что его основная забота – вернуть в Риме древний порядок. Октавиан назвался принцепсом, т.е. первым человеком в стране.

Это означало, что он как бы считается уполномоченным на собственную власть от народа.

Он решил не пугать население Италии армейскими силами: воинов увели и расставили по границам. Наконец, Октавин поделился со ветхими господами, нобилями. В ответственных случаях принцепссоветовался с сенатом, как раньше это делали консулы.

Было положено, что так же, как и прежде сенат будет распоряжаться древними провинциями: сенат будет отправлять в том направлении наместников из собственной среды. Области снова присоединённые, пограничные остались за Октавианом… Войска были подчинены Октавиану, воины приносили присягу лишь ему. Старое наименование армейского императора он присвоил себе одному; оно означало сейчас власть главнокому.

Императоромзвали его в провинциях.

В собственные области Октавиан отправлял для управления собственных офицеров и приказчиков.

Народ прекратил созывать собрания. Но новый правитель должен был кроме этого угождать столичному населению, как раньше это делали народные вожди либо сенат. Он лишь принял один на собственный счет все траты, какие конкретно прежде делались в пользу народа различными лицами. Принцепс взял на себя устройство развлечений, которых народ упорно потребовал …

В то время, когда установили новый порядок, Октавиан принял и новый титул Августа, т.е. священного. Данный титул обратился в его имя: правитель совершенно верно встал над всеми как высшее существо».

1) Выпишите выделенные слова и отыщите им определения

_______________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) В то время, когда Октавиан пришел ко власти в Риме?

__________________________________________________

3) Из-за чего ему удалось укрепить собственную власть по окончании победы в гражданской войне?

4) Назовите неспециализированные черты между монархией Октавиана и властью Августа?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) Какие конкретно элементы республиканского строя были сохранены во время принципата и из-за чего?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Занятие 4. Европа в средние века (V?XV вв.)

При исполнении заданий по данной теме нужно обращаться к материалам книжки С. Самыгина, С.И. Самыгина В.Н. Шевелева, Е. В. Шевелевой «История»: учебное пособие для СПО.

М.: ИНФРА-М, 2013, с. 75?119.

1. Применяя карту «Великое переселение народов» напишите заглавия германских племен, расселившихся на территории Западной Римской империи

2. Отметьте знаком «+» значения и сущность Средневековья

3. Выделите главные этапы в развитии цивилизации средневековой Европы

4. Расположите события в верной хронологической последовательности

А) появление в Европе Священной Римской Империи

Б) происхождение парламента в Англии

В) коммунальные революции

Г) образование франкского королевства

Д) создание Главных штатов во Франции

Е) начало Столетней войны

Ж) война Красном и белой розы

З) Жакерия

Запишите ответ

6. Отметьте знаком «+» черты, характерные для феодальной совокупности Европы в X-XV вв.

1.формирование большого землевладения
2. сельскохозяйственное производство основывалось на труде небольших производителей, наделенных почвой, орудиями труда, скотом, домашним имуществом
3. Сокращение посевных площадей
4. Внутренняя колонизация
5. Сокращение населения из-за эпидемии чумы
6. Появление мануфактурного производства
7. Расширение внутреннего рынка
8. Упадок заморской торговли
9. экономическая и личная связь между феодала и крестьян
10. натуральный темперамент экономики
11. наличие феодальной ренты: в виде натурального оброка и отработок либо денег
12. городов и рост ремесла

7. Верная последовательность формирования политической организации феодального общества

А) полные монархии

Б) безжалостные страны

В) феодальная раздробленность

Г) сословно-представительные монархии

8. Заполните таблицу. Сословия средневекового общества.

9. Отметьте знаком «+» главные верные высказывания о городах

1. Города появлялись на пересечении дорог, у переправ через реки, рядом с укрепленными местами
2. Средневековые города были больше, чем города эры Античности
3. Средневековые города первоначально подчинялись светским феодалам и духовным
4. Рост городов был связан с подъёмом аграрного, ремесленного производства, развитием торговли
5. Коммунальное перемещение стало причиной освобождению многих городов от власти сеньоров
6. Большая часть средневековых городов подчинялись королю
7. Полноправными гражданами считались все обитатели города, независимо от имущественного состояния
8. Ремесленники одной профессии объединялись в цеха, а торговцы в гильдии

10. Соотнесите даты и события в становлении христианства в Европе

Запишите ответ

А Б В Г

Секреты Васту Шастра. Чем опасно нахождение ЕЛКИ на Вам принадлежащем участке земли

К концу XV в. тысячелетняя эпоха Средневе-ковья завершилась. Трудно даже перечислить все те достижения в жизни общества, в экономике и культуре, которыми человечество обязано Средне-вековью и до сих пор с благодарностью пользует-ся. Именно тогда возникли многие государства, существующие и сейчас, в их границах сформиро-вались современные народы со своими языками и национальными культурами. К Средневековью вос-ходят истоки современной городской жизни и пар-ламентской демократии, судебных норм и универ-ситетов. Тогда же было сделано множество научных открытий и важных изобретений. Появились стан-ки и доменные печи, пушки и механические часы, не говоря уже о таких привычных нам мелочах, как очки или пуговицы. Особенно важную роль в истории человечества сыграло изобретение книго-печатания.

Эпоха Средневековья ознаменовалась удиви-тельным взлётом литературы и искусства. Шедевры средневековых писателей и поэтов, архитекторов и художников, став неотъемлемой частью мировой культуры, оказывают воздействие и на нас с вами.

Одним из самых важных достижений Средне-вековья стало рождение Европы - не в географи-ческом, а в культурно-историческом значении это-го слова. Основой этой Европы и созданной ею богатейшей культуры стало христианство. Возник-нув ещё в Античности, христианство в течение Средневековья распространилось по всей Европе. Оно оказалось как бы мостиком, связывавшим Средневековье с Античностью даже тогда, когда блестящая римская культура гибла под ударами варваров. Именно в Средние века важнейшей сос-тавной частью Европы стали славянские страны, включая Русь.

Во многих странах Азии и Африки не менее важную роль сыграл и ислам - третья по времени возникновения мировая религия. На её основе сформировалась арабская цивилизация - одна из величайших в истории человечества. А в некото-рых странах Восточной и Юго-Восточной Азии столь же значительную роль играла древнейшая из мировых религий - буддизм.

Страны средневековой Азии, Африки и Амери-ки внесли огромный вклад в развитие культуры человечества. Запад и Восток в Средние века во многом отличались друг от друга, но в их развитии были и общие черты. Их многостороннее взаимо-действие приводило к взаимному обогащению разных культур и способствовало рождению приз-нанных шедевров мировой литературы и искусства. Средневековый Восток сыграл важную роль в со-хранении античного наследия, столь значимого для развития Европы. Материал с сайта

Конец Средневековья в Европе не был похож на конец истории Древнего мира. Если Римская империя рухнула в результате внутреннего распада и под ударами варваров, то переход от Средневе-ковья к Новому времени хотя и был отмечен в Европе сильными потрясениями, но не сопровож-дался ни экономическим, ни общественным, ни культурным упадком. Средневековая Европа, пере-неся за свою тысячелетнюю историю немало самых разных потрясений, по-прежнему прочно стояла на ногах. Более того, переход к новой исторической эпохе был связан с дальнейшим развитием.

Способность к постоянному развитию и совер-шенствованию - вот важнейшая отличительная черта средневековой Европы, которую она переда-ла по наследству Новому времени, а, в конечном счете, и современности. Хотя Восток в Средние века тоже сильно изменился, Европа, долгое время отстававшая от него, постепенно в технико-эконо-мическом отношении сумела вырваться вперёд, а позже и использовать своё превосходство для установления господства над другими частями света.