Реконкиста и образование централизованного государства в испании. Реконкиста и образование испанского королевства

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

1. Мусульманская Испания. В серединœе VIII века арабские владения в Испании отделились от халифата и образовали эмират с центром в Кордове. С X века правитель мусульманских владений в Испании - Андалусии - носил ти­тул халифа. Арабов и берберов, проживавших в Испании, христиане именовали маврами: ведь завоеватели пришли из области в Северной Аф­рике - Мавритании.

Мусульманская Испания была процветаю­щей частью Европы. Сеть оросительных кана­лов на юге полуострова позволила поднять уро­жаи зерна и винограда. На плоскогорье разво­дили большие стада овец. Большинство мавров расселилось в городах, число которых достига­ло четырехсот. Кордова, один из красивейших городов мира, насчитывала до полумиллиона жителœей. Андалусия славилась своими шелко­выми и шерстяными тканями, изделиями из металла, кожи и стекла. Обладая большим фло­том, она активно торговала с Африкой, Багдад­ским халифатом, Италией, Византией.

Мавры сначала не мешали местному населœе­нию Испании исповедовать свою религию. В Ан­далусии бок о бок уживались потомки басков и других жителœей прежней римской провин­ции, вестготы, арабы, берберы, евреи. Здесь было немало христиан, принявших ислам, но были и те, кто, сохранив христианскую веру, переняли арабский язык, одежду, некоторые обычаи.

2. Реконкиста. Сразу же после завоевания маврами Испании началась Реконкиста - об­ратное отвоевывание захваченной территории. Реконкиста длилась около восьми столетий.

Господа в ходе Реконкисты получали новые земли и должности на отвоеванной территории. Крестьяне, участвуя в войнах, приобретали не только землю, но и личную свободу. Города, вновь основанные или отвоеванные у мавров, добивались самоуправления и различных прав. Все участники войн с маврами мечтали захватить богатую добычу. Кроме ко­ренных жителœей полуострова, в Реконкисте временами участво­вали французские и итальянс­кие рыцари. Папы не раз призы­вали христиан к Крестовым по­ходам против мусульман в Испа­нии.

В ходе Реконкисты на севере Пиренейского полуострова обра­зовались королевства Кастилия (в переводе - ʼʼСтрана замковʼʼ), Арагон, а в Пиренейских горах - Наварра. На западе полуострова из Кастилии выделилось королевство Португалия.

Около 1030 года Кордовский халифат рас­пался на десятки независимых княжеств. С середины XI и до середины XIII века в Рекон­кисте были достигнуты самые крупные успехи. Ослабленные междоусобными войнами, мусуль­манские княжества стали легкой добычей для христианских правителœей. В конце XI века хри­стиане заняли город Толедо и вскоре перенесли в него столицу Кастильского королевства. По­зднее Арагон завладел крупным мусульман­ским центром Сарагосой, а португальцы взяли Лиссабон и сделали его своей столицей. Рекон­киста проходила не постепенно, а как бы скачками. Она замедлялась враждой между христианскими государями, ей мешали вторжения фа­натичных приверженцев ислама - воинствен­ных берберских племен из Северной Африки. Берберы наносили тяжелые поражения христи­анам, но и они не смогли объединить враждую­щих мусульманских эмиров. Давление христи­ан на юг нарастало.

В 1212 году объединœенные силы Кастилии и других христианских государств полуострова сокрушили мавританские войска в сражении у селœения Лас Навас де Толоса. Силы мавров в Испании были окончательно подорваны. В сле­дующие десятилетия Кастилия заняла крупней­шие мусульманские княжества с центрами в Кордове, Севилье и другие. Арагон утверждал свою власть на Балеарских островах, островах Сицилия и Сардиния, а позднее - в Южной Ита­лии. У мавров осталась лишь богатая область на юге - Гранадский эмират.

3. Жизнь евреев в Испании. На Пиренеях еще с римских времен проживало много евреев.В мусульманской Испании возник один из цент­ров еврейской культуры Средневековья. Евреи были земледельцами, ремесленниками, торгов­цами, а наиболее образованные участвовали в управлении страной: выполняли торговые и дипломатические поручения, служили врачами, послами, ведали сбором налогов. Но с XII века, после вторжений фанатичных берберов, ев­реев начали принуждать переходить в ислам. Многие евреи, не желая отказываться от веры своих предков, бежали на север к христианам.

Отношение к евреям в христианской Испа­нии долгое время было намного лучше, чем в других странах. Но с конца XIV века, когда Ре­конкиста близилась к завершению, начались преследования и травля евреев. Их поставили перед выбором: крещение или смерть. Многие приняли мученическую смерть ради своей ве­ры, другие предпочли переход в христианство, надеясь переждать грозу и в будущем вернуть­ся к своей вере. Крестившиеся евреи не были признаны, однако, равноправными с христиа­нами.

4. Образование Испанского королевства. Возникшие на Пиренейском полуострове госу­дарства были сословными монархиями. Сначала в Кастилии короли созывали на совет высшую светскую и церковную знать. Позднее на заседания стали приглашать представителœей го­рожан и даже свободных крестьян. Так возник­ло собрание представителœей сословий - корте­сы (от слова ʼʼкортʼʼ - королевский двор). Кортесы в Кастилии, как и Генеральные штаты во Франции делились на три палаты. Кортесы утверждали новые налоги и участвовали в изда­нии законов. Сословные учреждения возникли и в других королевствах на Пиренейском полу­острове. Но кастильские кортесы были первым в Европе парламентом с участием крестьян.

После решающих успехов Реконкисты на­чались затяжные междоусобные войны между христианскими государствами. Только в конце XV века наступил последний этап в объединœе­нии страны. В 1479 году под властью супружес­кой пары Изабеллы Кастильской и Фердинан­да Арагонского произошло объединœение двух государств в единое Испанское королевство. Наварра была поделœена между Арагоном и Фран­цией. Теперь настало время полного изгнания мавров из Испании.

В 1492 году после 10-летней войны войска Фердинанда и Изабеллы взяли Гранаду. На территории Пиренейского полуострова остались два христианских королевства - Испания и Португалия.

5. Введение инквизиции в Испании. Рекон­киста проводилась под лозунгом борьбы христи­ан против ислама. Мавры сдали Гранаду при условии, что за ними и евреями сохраняются их имущество и вера. Но эти обещания не были выполнены. Многим мусульманам и евреям при­шлось переселиться в Северную Африку. Испа­нию покинула значительная часть торговцев и ремесленников, что оказалось для страны тяже­лой потерей.

Фердинанд и Изабелла недаром называли себя ʼʼкатолическими королямиʼʼ: они пожела­ли сделать Испанию чисто христианской стра­ной. За оставшимися в Испании маврами и евреями, вынужденно принявшими крещение, велась постоянная слежка: церковь стремилась уличить их в отступлении от истинной веры, обвинить в ереси и колдовстве.

Для искоренения еретиков в Испании была учреждена инквизиция. Ее возглавил свирепый и беспощадный Томас Торквемада, облеченный званием ʼʼвеликого инквизитораʼʼ. За 10 лет, по­ка Торквемада стоял во главе инквизиции, ты­сячи людей были сожжены на кострах, еще больше подверглись пыткам и содержались в тюрьмах. Казнь еретиков в Испании получила название аутодафе (ʼʼдело верыʼʼ). Она проводи­лась как церковный праздник: костер пылал на городской площади, при большом стечении на­рода, знати и воинов. Подчас одновременно сжи­гали десятки невинных людей. Появились по­собия по обличению ведьм, колдунов и ерети­ков, в Толедском университете специально изу­чали ʼʼдемонологиюʼʼ.

Сразу после взятия Гранады король и коро­лева издали указ об изгнании всœех евреев из Испанского королевства. 120 тысяч человек должны были в течение трех месяцев покинуть страну. Оставив дома и имущество, изгнанники направились в мусульманские страны, в испан­ские колонии в Америке или в Нидерланды.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове" 2017, 2018.

В середине VIII века арабские владения в Испании отделились от халифата и образовали эмират с центром в Кордове. С X века правитель мусульманских владений в Испании - Андалусии - носил ти-тул халифа. Арабов и берберов, проживавших в Испании, христиане именовали маврами: ведь завоеватели пришли из области в Северной Аф-рике - Мавритании. На сегодняшнем занятии вы узнаете об эпохе отвоевания (реконкисте) территории Испании, занятой мусульманами, христианскими правителями.

Рис. 1. Реконкиста в Испании ()

Реконкиста (рис. 1) началась сразу после завоевания маврами Испании и длилась около восьми столетий. Господа в ходе Реконкисты получали новые земли и должности на отвоеванной территории. Крестьяне, участвуя в войнах, приобретали не только землю, но и личную свободу. Города, вновь основанные или отвоеванные у мавров, добивались самоуправления и различных прав. Все участники войн с маврами мечтали захватить богатую добычу. Кроме ко-ренных жителей полуострова, в Реконкисте временами участво-вали французские и итальянс-кие рыцари. Папы не раз призы-вали христиан к Крестовым по-ходам против мусульман в Испа-нии. В ходе Реконкисты на севере Пиренейского полуострова обра-зовались королевства Кастилия (в переводе - «Страна замков»), Арагон, а в Пиренейских горах - Наварра. На западе полуострова из Кастилии выделилось королевство Португалия.

Около 1030 года Кордовский халифат рас-пался на десятки независимых княжеств. С середины XI и до середины XIII века в Рекон-кисте были достигнуты самые крупные успехи. Ослабленные междоусобными войнами, мусуль-манские княжества стали легкой добычей для христианских правителей. В конце XI века хри-стиане заняли город Толедо и вскоре перенесли в него столицу Кастильского королевства. По-зднее Арагон завладел крупным мусульман-ским центром Сарагосой, а португальцы взяли Лиссабон и сделали его своей столицей. Давление христи-ан на юг нарастало.

В 1212 году объединенные силы Кастилии и других христианских государств полуострова сокрушили мавританские войска в сражении у селения Лас Навас де Толоса. Силы мавров в Испании были окончательно подорваны. В сле-дующие десятилетия Кастилия заняла крупней-шие мусульманские княжества с центрами в Кордове, Севилье и другие. Арагон утверждал свою власть на Балеарских островах, островах Сицилия и Сардиния, а позднее - в Южной Ита-лии. У мавров осталась лишь богатая область на юге - Гранадский эмират.

На Пиренеях еще с римских времен проживало много евреев. В мусульманской Испании возник один из цент-ров еврейской культуры Средневековья. Евреи были земледельцами, ремесленниками, торгов-цами, а наиболее образованные участвовали в управлении страной: выполняли торговые и дипломатические поручения, служили врачами, послами, ведали сбором налогов. Но с XII века, после вторжений фанатичных берберов, ев-реев начали принуждать переходить в ислам. Многие евреи, не желая отказываться от веры своих предков, бежали на север к христианам. Отношение к евреям в христианской Испа-нии долгое время было намного лучше, чем в других странах. Но с конца XIV века, когда Ре-конкиста близилась к завершению, начались преследования и травля евреев. Их поставили перед выбором: крещение или смерть. Многие приняли мученическую смерть ради своей ве-ры, другие предпочли переход в христианство, надеясь переждать грозу и в будущем вернуть-ся к своей вере. Крестившиеся евреи не были признаны, однако, равноправными с христиа-нами.

Возникшие на Пиренейском полуострове госу-дарства были сословными монархиями. Сначала в Кастилии короли созывали на совет высшую светскую и церковную знать. Позднее на заседания стали приглашать представителей го-рожан и даже свободных крестьян. Так возник-ло собрание представителей сословий - корте-сы (от слова «корт» - королевский двор). Кортесы в Кастилии, как и Генеральные штаты во Франции, делились на три палаты. Кортесы утверждали новые налоги и участвовали в изда-нии законов. Сословные учреждения возникли и в других королевствах на Пиренейском полу-острове. Но кастильские кортесы были первым в Европе парламентом с участием крестьян.

В конце XV века наступил последний этап в объедине-нии страны. В 1479 году под властью супружес-кой пары Изабеллы Кастильской и Фердинан-да Арагонского (рис. 2) произошло объединение двух государств в единое Испанское королевство. Наварра была поделена между Арагоном и Фран-цией. Теперь настало время полного изгнания мавров из Испании. В 1492 году после 10-летней войны войска Фердинанда и Изабеллы взяли Гранаду. На территории Пиренейского полуострова остались два христианских королевства - Испания и Португалия.

Рис. 2. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский ()

Рекон-киста проводилась под лозунгом борьбы христи-ан против ислама. Мавры сдали Гранаду при условии, что за ними и евреями сохраняются их имущество и вера. Но эти обещания не были выполнены. Многим мусульманам и евреям при-шлось переселиться в Северную Африку. Испа-нию покинула значительная часть торговцев и ремесленников, что оказалось для страны тяже-лой потерей. Фердинанд и Изабелла недаром называли себя «католическими королями»: они пожела-ли сделать Испанию чисто христианской стра-ной. За оставшимися в Испании маврами и евреями, вынужденно принявшими крещение, велась постоянная слежка: церковь стремилась уличить их в отступлении от истинной веры, обвинить в ереси и колдовстве. Для искоренения еретиков в Испании была учреждена инквизиция. Ее возглавил свирепый и беспощадный Томас Торквемада, облеченный званием «великого инквизитора» (рис. 3). За 10 лет, по-ка Торквемада стоял во главе инквизиции, ты-сячи людей были сожжены на кострах, еще больше подверглись пыткам и содержались в тюрьмах. Казнь еретиков в Испании получила название аутодафе («дело веры»).

Рис. 3. Томас Торквемада ()

Сразу после взятия Гранады король и коро-лева издали указ об изгнании всех евреев из Испанского королевства. 120 тысяч человек должны были в течение трех месяцев покинуть страну. Оставив дома и имущество, изгнанники направились в мусульманские страны, в испан-ские колонии в Америке или в Нидерланды.

Список литературы

  1. Агибалова Е.В., Г.М. Донской. История Средних веков. - М., 2012
  2. Атлас Средневековья: История. Традиции. - М., 2000
  3. Иллюстрированная всемирная история: с древнейших времен до XVII века. - М., 1999
  4. История Средних веков: кн. Для чтения/ Под ред. В.П. Будановой. - М., 1999
  5. Калашников В. Загадки истории: Средние века/ В. Калашников. - М., 2002
  6. Рассказы по истории Средних веков/ Под ред. А.А. Сванидзе. М., 1996
  1. Historic.ru ().
  2. Wholehistory.ru ().
  3. Edengarden.ru ().

Домашнее задание

  1. Какие слои населения Пиренейского полуострова участвовали в Реконкисте?
  2. Какие христианские государства возникли на Пиренейском полуострове?
  3. Чем и когда завершилась Реконкиста?
  4. Почему изгнание евреев и мавров имело негативные последствия для развития страны?

Вторжение арабов в Испанию

Образование

Кордовского

эмирата 1212

Разгром войск мавров при Лас-Навас-де-Толоса 1479

Объединение Арагона и Кастилии 1492

Гранадского

/> Вспомните об арабских завоеваниях в VII-VIII вв.

В числе государств, которые возникли в Европе в Средние века, были расположенные на Пиренейском полуострове Испания и Португалия. Они появились на исторической карте в результате Реконкисты - отвоевания полуострова у захвативших его в раннее Средневековье арабов. Рассмотрим, как это происходило. 1.

Мусульманские государства в Испании

Арабы, завладевшие к началу VIII в. Северной Африкой, не остановились на достигнутом. В 711 г. их войска преодолели Гибралтарский пролив и вторглись на Пиренейский полуостров, большую часть которого занимало Вестготское королевство. Разгромив в первом решающем сражении войско вестготов, арабы в короткое время захватили столицу королевства Толедо и города Южной и Северной Испании.

В армию завоевателей помимо самих арабов входили отряды воинов из африканских племён берберов. За смуглую кожу их прозвали маврами (от греческого слова mauros - тёмный), в дальнейшем так называли всех живших в Испании мусульман.

Представитель династии Омейядов Абдаррахман подчинил город Кордову и в 756 г. провозгласил себя эмиром. В 929 г.

кордовский эмир принял титул халифа, то есть самостоятельного правителя. Последовавшие сто лет стали временем расцвета Кордовского халифата.

Политика арабов в Испании была схожа с их действиями в других завоёванных странах (вспомним материал § 6). Они захватили поместья вестготских королей и знати. Население сёл и городов должно было уплачивать налоги государству. Не- мусульмане - христиане и евреи - могли исповедовать свою веру, посещать храмы и синагоги, но при этом облагались дополнительной подушной податью.

Арабы принесли в Испанию свои достижения в разных сферах деятельности. Так, в Вестготском королевстве, как и в других европейских государствах раннего Средневековья, города были немногочисленны. А в Кордовском халифате в X в. их насчитывалось уже около 400. Здесь достигли высокого уровня многие ремёсла: изготовление металлических изделий, оружия, керамики, шерстяных и шёлковых тканей, украшений и др. Развивалось сельское хозяйство. Арабы начали выращивать рис, гранаты,

Финики. Они создали систему орошения, позволявшую получать на засушливых землях богатые урожаи фруктов и других плодов. Арабские купцы вели активную торговлю ремесленной и сельскохозяйственной продукцией со странами Европы и Востока.

В столице и крупных городах халифата возводились дворцы мусульманских правителей, мечети. Поощрялось распространение научных знаний, образования. Основанный в Кордове университет стал одним из крупнейших в Европе того времени.

Главная мечеть в Кордове строилась с конца VIII в., несколько раз расширялась. Величественные размеры и красота

Убранства прославили её во всём мусульманском мире того времени. Колонны с полукруглыми и овальными арками использовались как опорные и как декоративные элементы. Арки были богато украшены резьбой по камню и цветными изразцами. Этот стиль впоследствии получил название мавританского.

Проживавшие в халифате учёные внесли значительный вклад в развитие математики, медицины, географии. Среди них были и арабы, и евреи, и потомки коренного населения - иберов. Соседство разных культур создавало условия для их взаимного обогащения. Учёные и поэты уделяли немало времени переводам научных сочинений и литературных произведений с древних языков (греческого и латинского) на арабский, с арабского - на латинский.

В XI в. Кордовский халифат распался на два десятка небольших княжеств.

2. Реконкиста

Сохранившиеся на севере Пиренейского полуострова независимые от арабов области - Астурия и Галисия - уже с конца VIII в. стремились расширить свои границы на юг. Потеснить арабов хотели также франкские правители. В 801 г. отряды христианских рыцарей отбили у арабов крупный город на северо-востоке - Барселону. Но небольшим христианским государствам трудно было наступать на сильный Кордовский эмират, а затем халифат.

К концу XI в. положение изменилось. В это время в результате объединения ряда земель в северной части полуострова обра-

зовались королевства Кастилия, Арагон, графство Барселонское, а на западе - королевство Португалия. Их правители успешно атаковали арабские владения. У мусульман были отвоёваны города Мадрид и Толедо.

Поддержку христианским правителям оказывали римские папы, призывавшие к «изгнанию неверных» из Испании. По примеру орденов, созданных крестоносцами, в Испании и Португалии в XII в. возникло несколько духовно-рыцарских орденов. Они активно участвовали в борьбе против мусульманского владычества.

Одним из ключевых событий Реконкисты стал разгром армии мавров при Лас-Навас-де-Толоса в 1212 г. объединёнными войсками Кастилии, Арагона, Португалии и Наварры (на их стороне выступили также рыцари из других западноевропейских стран). После этого были взяты крупнейшие города: Кордова, Валенсия, Севилья. К концу XIII в. от прежней территории халифата остался лишь Гранадский эмират.

В результате успехов Реконкисты особенно усилилось королевство Кастилия (см. карту). Большая часть завоёванных земель оказалась в руках королевской семьи, крупных феодалов, духовно-рыцарских орденов и католической церкви. В то же время на многих вновь заселяемых территориях создавались общины свободных крестьян, которые могли избирать и менять сеньоров. Значительного развития достигли города, получившие определённые права и привилегии.

В Кастилии и других испанских королевствах в XII-XIII вв. возникли сословные собрания - кортесы. В них участвовали представители знати и дворянства, духовенства и городов.

Кортесы выступали за отвоевание всего Пиренейского полуострова у мусульман. Они также поддерживали королей при подавлении мятежей крупных феодалов.

Завершающий этап Реконкисты пришёлся на вторую половину XV в. В это время на карте появилось единое Испанское королевство. В 1492 г. испанские войска заняли последнее мусульманское владение на полуострове - Гранадский эмират. 3.

Объединение Испании

Возникновение Испанского государства связано с объединением в 1479 г. двух крупнейших королевств - Кастилии и Арагона. Это произошло благодаря брачному союзу. Арагонский наследный принц Фердинанд уже несколько лет был женат на королеве Кастилии Изабелле. Когда он стал королём Арагона, супруги объединили свои владения и вошли в историю как основатели Испанского государства, католические, или святые, короли.

Однако объединение испанских земель было достигнуто не только волей двух правителей. Этому способствовала длительная совместная борьба христианских королевств против мусульманских государств. За развитие связей между отдельными территориями, укрепление центральной власти выступали города. Так, в Кастилии они заключили в 1480 г. союз («Святая эрмандада»), поддерживавший королеву в борьбе против своевольной знати. 4.

Правление «католических королей»

После объединения испанских земель короли занялись укреплением центральной власти. Прежде всего они ограничили феодальную вольницу. Крупные феодалы, подчинявшие себе отдельные территории, лишились права возводить новые замки и выпускать собственную монету. Владения духовно-рыцарских орденов перешли под королевское управление. Под воздействием массовых крестьянских восстаний были отменены «дурные обычаи» - наиболее унизительные для крестьян права сеньоров, уменьшена личная зависимость крестьян.

При «католических королях» сложился аппарат управления единым государством.

Представители высшей знати - гранды - занимали почётное положение при дворе.

А ведущую роль в управлении стало играть служилое дворянство. В города направлялись королевские чиновники, которые контролировали деятельность местных властей. Кортесы утратили своё прежнее значение. Королевская власть набирала всё большую силу.

Стремление правителей навести в стране порядок распространялось и на духовную жизнь. По просьбе Фердинанда и Изабеллы для «искоренения ереси и преуспеяния католической веры» папа римский учредил в испанских землях святую инквизицию (1478-1480). Подозреваемые в отклонении от «истинной веры» подвергались допросам и пыткам, а затем чаще всего приговаривались к сожжению на костре. Уже с 1481 г. на площадях городов начали проводиться аутодафе (в переводе с испанского языка - акт веры) - публичные казни еретиков. Жертвами инквизиции стали тысячи человек.

После завершения Реконкисты развернулись преследования иноверцев. Нехристианам - евреям и мусульманам - предлагалось креститься или покинуть страну. В результате большая часть евреев и мавров, бросив свои дома и имущество, уехала из Испании. Оставшиеся перешли в христианство (таких людей называли морйсками). Несмотря на это они жили под постоянной угрозой обвинения в ереси. В преследовании иной веры инквизиция не останавливалась и перед уничтожением ценнейших памятников, книг и рукописей. Большинство мечетей, в том числе знаменитая мечеть в Кордове, были превращены в католические соборы.

Таким образом, на протяжении Средних веков на Пиренейском полуострове сменилось несколько государств, созданных разными народами. Здесь сохранилось культурное наследие римской эпохи, Вестготского королевства, мусульманских эмиратов. В ходе Реконкисты сформировались государства, существующие по сей день, - Португалия и Испания. В конце XV - начале XVI в. именно этим странам суждено было совершить географические открытия, сыгравшие большую роль в переходе к Новому времени.

Вопросы и задания 1.

Расскажите, используя карту, о завоевании арабами Пиренейского полуострова. 2.

Охарактеризуйте положение населения и развитие хозяйства в мусульманских государствах Пиренейского полуострова. 3.

Объясните, кто осуществлял Реконкисту. Какие цели преследовали её участники? 4.

Составьте хронологическую таблицу «Основные события Реконкисты». 5.

Когда и благодаря чему было создано единое Испанское государство? 6.

Объясните, почему время существования Кордовского халифата называют золотым веком культуры. 7.

*Сравните политику арабских правителей и католических королей в отношении людей другой веры. Какие различия вы можете выделить? Было ли что-то общее? 8.

Какую роль сыграла католическая церковь в становлении централизованного Испанского государства?

Что такое реконкиста? Данным термином называют долгое отвоевание христианами своих территорий на захваченных маврами-мусульманами. Значение слова «Реконкиста» весьма простое, сам термин переводится с испанского как отвоевание.

Реконкиста: причины

Реконкиста началась сразу после завоевания Пиренеев племенами арабов (первая половина 8 века) и шла с разной степенью успешности. Феодальные распри провоцировали христианских монархов на войны друг с другом и своими вассалами, а также на заключение временных союзов с исламскими завоевателями.

Во время крестовых походов война против мавров-мусульман была сродни борьбе за все Христианство в целом. (тамплиеры и др.) изначально создавались для борьбы с маврами, а Римские Папы призывали рыцарей Европы к борьбе за освобождение Пиренейского полуострова.

Начало Реконкисты

После завоевания маврами большей части Пиренеев, большинство вестготских аристократов предпочло остаться на завоеванных землях. В качестве примера можно привести сыновей правителя Витицы. Они получили от арабских властей в личную собственность плодородные земли вестготской короны. Однако верные части армии вестготов, значительная часть аристократов и духовенства, не согласившихся остаться на оккупированной территории, отступили в Астурию. Там они впоследствии создали одноименное королевство. Летом 718-го влиятельный вестгот Пелайо (вероятно, бывший охранник короля Родериха), который находился в заложниках в г. Кордова, возвратился в Астурию и был избран первым королем новоиспеченного королевства. Избрание состоялось на Поле Фура. После получения известия о собраниях на Поле Фура Наместник Мунуса отправил весть об этом эмиру Андалусии.

Однако лишь в 722 году в Астурию прибыл отряд во главе с Алькамо. С карателями был и севильский епископ Оппа. Он должен был спровоцировать Пейло показаться Алькамо, двигаясь в Лукус Астурум. Из этого места арабы ворвались в долину Ковадонга, ища христиан. Но в ущелье отряд Алькамо попал в засаду и был разгромлен. Сам предводитель был убит.

Когда весть о гибели отряда Алькамо достигло берберского наместника Мунусы, он оставил город Хихон и со своим отрядом выдвинулся навстречу Пелайо. Битва случилась возле села Олалья. Войска Мунусы были полностью уничтожены, а сам он убит. Отвечая на вопрос о том, что такое Реконкиста, каковы её причины, невозможно не упомянуть об этом событии, ибо именно оно послужило её началом.

Образование пиренейских государств

После успешного старта Реконкисты Астурия в начале 10 в. раздвинула свои границы и стала королевством Леон. В том же веке из него выделилось другое государство - королевство Кастилия. Немного позже они объединились. На рубеже VIII-IX веков успешные походы франков позволили создать на северо-востоке Пиренеев Испанскую марку со столицей в г. Барселона. В IX в. из неё выделилась Наварра, а немного позже - страны Арагон и Каталония. В 1137-м они объединились в На западе Пиренеев было создано графство Португальское, позднее ставшее также королевством.

Политическая ситуация на рубеже XII—XIII веков

На данный период христианские державы смогли отвоевать у арабов серьезную часть Пиренеев. Их победу над Халифатом, который был более развитым с экономической точки зрения, отчасти можно объяснить тем, что Арабское государство в начале 11 века превратилось в почти два десятка враждовавших между собой провинций (эмиратов). Но не это стало главной причиной успеха. Христианские страны на Пиренеях тоже враждовали между собой, причем привлекая на свою сторону мавров. Однако христиане оказались более сплочёнными, а также сильными в военном плане.

Положение христиан под властью арабов

Для арабов христианское население стало объектом нещадной эксплуатации. Побежденные оставались в положении полурабов. Даже принявшие ислам или усвоившие арабские обычаи христиане считались людьми низшего сорта. Первоначальная веротерпимость мавров исчезла без следа. Постепенно её заменил ярый стало причиной множества христианских восстаний, подрывавших силы Халифата.

Причины успеха Реконкисты

Что такое Реконкиста? На этот вопрос теперь можно ответить более полно. Общий враг и угнетатель сплотил христиан. Поэтому Реконкиста приняла характер освободительного движения, несмотря на военно-колонизационные планы христианских королей и вражду между Арагоном и Кастилией, а также феодалов друг с другом. В решающий момент христиане сплотились. У крестьянства был свой стимул победить в этой войне. На отвоеванных территориях они могли получить не только землю, но и свободу от феодалов, зафиксированную в грамотах и хартиях (фуэрос). Поэтому христиане выступили против мавров как единое целое. Кроме испанцев, в освобождении Пиренеев от мавров принимали участие европейские рыцари (преимущественно, итальянские и французские). Поэтому на вопрос "что такое Реконкиста" можно ответить так: это международное христианское освободительное движение. много раз объявлял эти освободительные походы «крестовыми».

Продолжение Реконкисты

В 1085-м испанцы взяли приступом Толедо. Эта победа была очень важной. В то же время обессиленные междоусобной войной арабы попросили помощи у африканских берберов. Объединенное мавританское войско смогло нанести поражение испанцам, что на время замедлило Реконкисту. Вскоре (середина XII века) на смену североафриканским берберам пришли другие завоеватели - марокканские альмохады. Однако и они не смогли объединить эмираты Пиренеев. Спросите у любого испанца, что такое Реконкиста? Определение этого термина знает и стар, и млад. Это борьба угнетённых против угнетателей, одной веры против другой - война правителей и культур.

Победа Реконкисты

В 1212-м объединенные войска Наварры, Арагона, Португалии и Кастилии разгромили мавров при Лас-Навас-де-Толоса. После этого поражения арабы уже оправиться не смогли. В 1236-м кастильцы взяли Кордову, в 1248-м - Севилью. Арагон захватил Балеарские острова. Кастилия отвоевала Кадис в 1262-м и вышла к Атлантическому океану. В 1238-м пала Валенсия. К рубежу XIV в. мавры владели лишь - богатой провинцией на юге Пиренеев. На данной территории арабы продержались до 1492 г.

Заключение

Выше было рассказано, что такое Реконкиста. По истории, отвоевание земель сопровождалось закреплением их за победителем и заселением. В Реконкисте большую роль сыграли горожане и мелкие рыцари. Однако основные выгоды от войны получили крупные феодалы. Они создали на присоединенных землях крупные владения.

§ 25. Государства Пиренейского полуострова. Реконкиста

Арабское завоевание Испании и его последствия

В начале VIII века из Северной Африки на Пиренейский полуостров вторглись арабские завоеватели. Несмотря на упорное сопротивление местных жителей, арабы захватили бо?льшую часть их земель и установили там свою власть. Христианское население было обложено высокими податями, от которых освобождались лишь те, кто принимал ислам. Сначала мусульманская Испания была частью Арабского халифата, но вскоре она превратилась в самостоятельное государство – Кордовский халифат. Его мусульманское население получило название мавров.

Деталь мозаики из мечети в Кордове

Столицей арабской Испании была Кордова – один из крупнейших и красивейших городов средневековой Европы. Здесь жило до полумиллиона жителей, возвышалось множество дворцов и мечетей. Всего же на территории Пиренейского полуострова имелось около четырехсот городов. На весь мир славились изготовленные в них стеклянная посуда, изделия из драгоценных металлов, стали, кожи, шелковые и шерстяные ткани. Кордовский халифат вел оживленную торговлю не только со странами мусульманского мира, но и с Францией, Италией, Византией. Арабы научили жителей Пиренейского полуострова выращивать рис, хлопок, сахарный тростник, апельсины и лимоны. Поля стали давать большие урожаи, так как мавры применяли усовершенствованные бороны и плуги, а также использовали искусственное орошение. На всю Европу были знамениты учебные заведения в Кордове, Севилье, Гранаде. При них существовали библиотеки, где хранились древние рукописи. Именно мавры познакомили европейцев с трудами арабского врача Авиценны, а также с работами античных ученых, имен которых жители средневековой Европы уже не помнили.

Двор Альгамбры – дворца мусульманских правителей в городе Гранаде

В Испании жили самые искусные архитекторы мусульманского мира. Здания, построенные ими, поражают красотой и роскошью. Их отличали обилие арок и куполов, замысловатая настенная резьба и изысканный орнамент. Для облицовки зданий строители часто использовали разноцветную керамическую плитку. Мавританская Испания была одной из самых процветающих стран Европы.

Начало Реконкисты

Арабы не сумели захватить горные районы на севере Пиренейского полуострова, которые стали базой Реконкисты. Так же как и крестовые походы, Реконкиста стала священной войной христиан против мусульман. На Пиренеях были образованы духовно-рыцарские ордена, воины которых участвовали в сражениях с мусульманами. Самым известным из них стал орден Сант-Яго (святого Якова).

Борьбу за освобождение Пиренейского полуострова поддержал римский папа. Помощь христианам Испании оказали рыцари из Франции, Англии, Германии, Италии. Но Реконкисту вели не только феодалы. Значительную часть христианского войска составляли крестьяне, получавшие свободу и участки земли на отвоеванных территориях.

Король Кастилии и его свита. Средневековый рисунок

Началом Реконкисты принято считать 718 год, когда христиане одержали первую победу над арабами в долине Ковадонга. К началу XI века на отвоеванной у мавров территории возникли христианские государства – королевства Наварра, Арагон и Леон. На землях Испанской марки, отбитой у арабов Карлом Великим, располагалось графство Барселона, или Каталония. В середине XI века Кордовский халифат распался на два десятка мелких государств. Воспользовавшись этим, Леон во второй половине X– начале XI века сумел захватить новые земли к югу. В присоединенной области возвышалось множество крепостей, поэтому усилившееся христианское королевство стало называться Кастилией – «страной замков». В конце XI века кастильцы овладели городом Толедо, который стал новой столицей их государства.

Пиренейские государства в IX–XI веках

Какие христианские государства существовали на Пиренейском полуострове к началу XI века? Какие изменения произошли на Пиренейском полуострове к концу XI века?

Об успехах Кастилии в борьбе с маврами рассказывает средневековая поэма «Песнь о Сиде». В ней говорится о жизни и подвигах рыцаря Родриго Диаса, по прозвищу Сид – «повелитель». Автор поэмы, не скрывая своего восхищения главным героем, красочно описывает сражения с арабами:

Видели б вы, как там копьями колют,

Как щиты на куски разбивают с ходу,

Как с маху рубят прочные брони,

Как значки на копьях алеют от крови.

В первой половине XII века наступил новый этап Реконкисты. Из Кастилии выделилась юго-западная область, ставшая впоследствии самостоятельным государством – королевством Португалия. Его столицей был отвоеванный у арабов Лиссабон. Расширилось и Арагонское королевство, главный город которого – Сарагоса был также отвоеван у мавров. Во второй половине XII века арагонские короли стали хозяевами Каталонии.

В начале XIII века правителям христианских государств Пиренейского полуострова удалось объединить свои силы. 16 июля 1212 года в битве при Лас-Навас-де-Толосе армии четырех королевств наголову разбили войска мавров и их союзников из Северной Африки. Вскоре после этого кастильцы овладели арабскими городами Кордовой и Севильей. Арагонские короли установили свою власть в Валенсии, на Балеарских островах, в Сардинии, Сицилии и Южной Италии.

Завершение Реконкисты

К концу XIII века у арабов осталась лишь область на юге Пиренейского полуострова – Гранадский эмират, которому противостояли четыре христианских государства: Наварра, Португалия, Кастилия и Арагон. Наварра представляла собой небольшую горную страну на северо-востоке Пиренеев. Ее хозяйственное развитие шло медленно, и она не сыграла большой роли в освобождении Испании от мавров в XIII–XV веках.

Сражение между войсками христиан и мавров. Средневековый рисунок

На северо-западе полуострова узкой полосой вдоль побережья Атлантического океана располагалась Португалия. Выгодное географическое положение страны отражалось на занятиях ее жителей. Португалия вела оживленную торговлю с Северной Европой и странами Средиземноморья.

Пиренейские государства в XII–XV веках

Какие изменения произошли на Пиренейском полуострове в XII веке, в XIV–XV веках? Найдите места главнейших сражений мавров и христиан.

Большой вклад в борьбу за освобождение Испании внесли Кастилия и Арагон. В этих странах постепенно сложились сословно-представительные монархии.

Впервые король созвал на совет феодалов и духовенство в Кастилии в 1188 году. Затем на собрания стали приглашать представителей городов и крестьянских общин. Так возникли кортесы (от слова «корт» – королевский двор). Кастильские кортесы имели три палаты. Они утверждали новые налоги, участвовали в издании законов. В XII–XIII веках сословно-представительные монархии складывались во всех королевствах Пиренейского полуострова.

Король Фернандо и королева Изабелла. Средневековые скульптуры

В 1479 году, спустя десять лет после свадьбы арагонского принца Фернандо и кастильской принцессы Изабеллы, произошло объединение двух самых сильных государств на Пиренеях. Образование единого государства – Испанского королевства позволило закончить Реконкисту. В 1492 году после долгих боев арагонские и кастильские войска овладели Гранадским эмиратом. Завершение Реконкисты усилило власть испанских королей, которая стала еще крепче в начале XVI века, когда к Испанскому королевству была присоединена Наварра. Таким образом, весь Пиренейский полуостров оказался под властью испанских и португальских правителей.

Костры инквизиции

К концу Реконкисты вражда и религиозная нетерпимость христиан и мусульман усилились. «Католические короли» (так называли Фернандо Арагонского и Изабеллу Кастильскую) запрещали христианам вступать в брак с мусульманами, а маврам – занимать государственные посты. Множество живших на Пиренейском полуострове мавров и евреев были поставлены перед нелегким выбором: либо покинуть Испанию, либо отказаться от своей религии и принять христианство.

Но крещение не всегда помогало. Католическое духовенство с подозрением относилась к «морискам» и «моранам» – перешедшим в христианство маврам и евреям. Их подозревали в тайном соблюдении прежних обрядов. Для поддержания «чистоты веры» решением римского папы и испанских королей в конце XV века была создана испанская инквизиция. Ее возглавил Томас Торквемада, прославившийся на всю Европу своей жестокостью.

Вспомните, что такое инквизиция и для чего она была создана.

Заподозренных в отступлении от христианства ждало суровое наказание. Инквизиторы бросали их в тюрьмы, пытали и, получив нужные «доказательства» вины, приговаривали к аутодафе. Казнь еретиков проходила в присутствии короля, духовенства и толп народа. Первое испанское аутодафе состоялось в феврале 1481 года в городе Севилья. Вскоре сожжения еретиков стали происходить постоянно, и для казней была выстроена особая площадка – «жаровня».

Подведем итоги

Как и крестовые походы, Реконкиста была столкновением христианского и исламского миров. В ходе отвоевания земель происходило освоение новой территории и ее объединение под властью королей. В результате борьбы с маврами на территории Пиренейского полуострова образовалось два сильных государства – Испания и Португалия.

Реконкиста (от слова «отвоевание») – освобождение христианами захваченных мусульманами земель Пиренейского полуострова, продолжавшееся с VIII по XV век.

Аутодафе («дело веры») – публичное сожжение еретиков на костре по приговору инквизиции.

Кортесы - собрания представителей сословий в государствах Пиренейского полуострова.

718 Битва христиан с маврами в долине Ковадонга. Начало Реконкисты.

1212 Сражение при Лас-Навас-де-Толосе. Разгром мавров.

1479 Объединение Кастилии и Арагона. Образование Испанского королевства.

1492 Захват Гранадского эмирата. Окончание Реконкисты.

1. Когда произошло завоевание Пиренейского полуострова арабами и какое значение оно имело?

2. Что такое Реконкиста? Сколько периодов можно выделить в Реконкисте? Что общего у нее с крестовыми походами и чем они отличаются?

3. Какие государства образовались на Пиренейском полуострове к концу XIII века? Что общего было в управлении этими государствами?

4. Какое сходство имели кортесы с Генеральными штатами во Франции и парламентом в Англии и чем они отличались?

5. Когда и почему произошло объединение Кастилии и Арагона? Какую роль сыграло это объединение в освобождении Пиренейского полуострова?

6. Каким образом «католические короли» следили за «чистотой веры» в Испании?

1. Средневековая хроника так описывает один из эпизодов Реконкисты: «В этом году собрал король Альфонс огромное войско, большее нежели когда-либо, и пошел на Толедо… и принуждены были мавры сдать город королю Альфонсу… И обратились мавры к королю с просьбой, чтобы оставил их в городе и чтобы сохранили они свои дома и имущество и все то, чем они владеют, и король дон Альфонс разрешил им жить… и повелел он, чтобы платили мавры те же подушные подати, что взимались с них мавританскими королями, и кроме того, объявил он, что главная мечеть должна извечно принадлежать маврам… И после того было это соглашение утверждено и скреплено подписями, и христиане утвердились в городе; совершил король поход на города и селения, что лежат в окрестностях Толедо и нашими стали все земли, которые завоевал он… И трон короля был перенесен в королевский дворец Толедо». О каком эпизоде Реконкисты идет речь и каково было его значение? Какое соглашение с маврами и почему вынужден был заключить король?

2. Заполните таблицу «Периоды Реконкисты»:

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Мавры автора Лазарев Андрей Викторович

РЕКОНКИСТА Что такое Реконкиста? Реконкистой называют отвоевание христианами земель на Пиренейском полуострове, занятых маврами. Началась Реконкиста с первых боев, которые вели правители Астурии в VIII в., и закончилась в 1492 г. с падением Гранады, последней области,

Из книги Всемирная история. Том 2. Средние века автора Йегер Оскар

Из книги «Русские идут!» [Почему боятся России?] автора Вершинин Лев Рэмович

Реконкиста Впрочем, все только начиналось. Вторую после поражения под Судьбищами плюху подряд Девлет-Гирей, видимо, воспринял как вызов Судьбы на поединок, а он был из тех людей, которые не боятся побороться и с Судьбой. Не бросаясь на рожон сразу, он на время занялся

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

СТРАНЫ ПИРЕНЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА На Пиренейском полуострове во второй половине XIV в. существовали пять крупных государственных образований: королевства Арагон, Кастилия и Леон, Португалия, Наварра и Гранадский эмират. Правители христианских королевств находились в

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Реконкиста На севере Пиренейского полуострова сохранялись независимые от арабов территории - Астурия, Галисия и Баскония. Из этих христианских государств началось отвоевание (по-испански - реконкиста) захваченных арабами земель. Началом реконкисты считается битва

Из книги Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв. автора Демурже Ален

Реконкиста В 711 г. мусульманские войска из Северной Африки захватили практически весь Пиренейский полуостров, покончив с Вестготским королевством. Сохранились только мелкие христианские королевства в Кантабрийских горах (Астурия и Галисия) и Пиренейских (Наварра,

автора Коллектив авторов

СТРАНЫ ПИРЕНЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА В КОНЦЕ XV–XVI ВЕКЕ Испания и Португалия в конце XV–XVI в. находились на вершине своего могущества, их роль в истории Европы и всего мира была в эту эпоху как никогда высока, однако в том же XVI в. обе страны вступают в период упадка, для

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

СТРАНЫ ПИРЕНЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА И ЮЖНЫЕ НИДЕРЛАНДЫ В XVII ВЕКЕ Испанская монархия вступила в XVII в. могущественной державой - одной из самых обширных, какие только знала история. Помимо Пиренейского полуострова в ее состав входили южная часть Нидерландов, Франш-Конте и

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

СТРАНЫ ПИРЕНЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА В КОНЦЕ XV–XVI ВЕКЕ Альтамира-и-Кревеа Р. История Испании. М., 1951. Т. 1–2.История Испании / ред. В.А. Ведюшкин, Г.А. Попова. М., 2012. Т. 1.Кеймен Г. Испания: дорога к империи. М., 2007.Перес Ж. Изабелла Католичка. Образец для христианского мира? СПб., 2012.

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

СТРАНЫ ПИРЕНЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА И ЮЖНЫЕ НИДЕРЛАНДЫ В XVII ВЕКЕ Дефурно М. Повседневная жизнь Испании Золотого века. М., 2004.Силюнас В.Ю. Стиль жизни и стили искусства (Испанский театр маньеризма и барокко). СПб., 2000.Abelian J.L. Historia critica del pensamiento espanol. Madrid, 1986. Vol. 3.Dominguez Ortiz A. La sociedad espanola

Из книги История Португалии автора Сарайва Жозе Эрману

7. Реконкиста Мусульмане не захватили Астурию. Это горный район с сильно пересеченной местностью; там не было крупных населенных пунктов, а население жило бедно. Согласно распространенному преданию, по многим признакам легендарному, здесь скрывались после нашествия

Реконкиста Первые надежные сведения о еврейских общинах в христианских государствах Испании относятся к IX веку. В это время уже существовала процветающая община в окрестностях Барселоны. Она поддерживала отношения с вавилонским гаоном Амрамом, который в 870 или 880 году

Из книги Всеобщая история. История средних веков. 6 класс автора Абрамов Андрей Вячеславович

§ 25. Государства Пиренейского полуострова. Реконкиста Арабское завоевание Испании и его последствияВ начале VIII века из Северной Африки на Пиренейский полуостров вторглись арабские завоеватели. Несмотря на упорное сопротивление местных жителей, арабы захватили

Из книги История Индонезии Часть 1 автора Бандиленко Геннадий Георгиевич

РАСЦВЕТ КОРОЛЕВСТВА КЕДИРИ. ИМПЕРИЯ ШРИВИДЖАЯ И ГОСУДАРСТВА МАЛАККСКОГО ПОЛУОСТРОВА В XII в. ПОЛИТИКА КЕДИРИЙСКИХ МОНАРХОВ В XII в. ЭВОЛЮЦИЯ АГРАРНОГО СТРОЯЗа период с 1100 по 1222 г. (последний год существования самостоятельного государства Кедири) эпиграфические документы