Вторая междоусобная война. Междоусобные войны на руси

Киевская Русь Вернадский Георгий Владимирович

2. Междоусобная борьба сыновей Владимира (1015-1036 гг.)

2. Междоусобная борьба сыновей Владимира (1015-1036 гг.)

После смерти Владимира началась кровавая междоусобица его сыновей. Недостаток, братской любви между ними частично можно объяснить тем, что они были только сводными братьями. До своего крещения великий князь имел много жен, и в отношениях между разными семьями, вне всякого сомнения, существовало большое напряжение. Из его многочисленного потомства Ярослав, Мстислав и Изяслав считаются сыновьями Рогнеды. Святополк – сомнительного происхождения, сын вдовы Ярополка, на которой Владимир женился, когда она уже была беременной, если верить летописцу. Мать Святослава – чешская жена Владимира, Борис и Глеб – сыновья болгарской женщины, согласно «Повести временных лет». Однако, как описывается в «Сказании» о страданиях последних двух, впоследствии причисленных к лику святых, Глеб в момент убийства был совсем дитя (1015 г.). Если так, то он должен был быть сыном первой христианской жены князя, византийской княжны Анны.129

Судя по всему, Владимир намеревался передать свое государство Борису, одному из самых младших сыновей, которому во время своей последней болезни он доверил командование войсками, посланными против печенегов. Борис уже возвращался из похода и как раз достиг берегов реки Альты, когда получил известие о смерти отца и захвате Киевского трона Святополком. Дружина убеждала Бориса выступить против последнего, предупреждая, что в обратном случае Святополк убьет его. Позиция Бориса была типичной для той тонкой верхней прослойки русских людей, которые приняли христианство со всей серьезностью. Он не хотел противиться злу насилием, ему была ненавистна мысль о войне со старшим братом, поэтому он распустил дружинников и спокойно дожидался убийц. Его убили, но самой своей смертью Борис остался навсегда живым в памяти народа как символ братской любви. Борис и его брат Глеб, тоже убитый наемниками Святополка, стали первыми русскими, канонизированными Церковью. Другой брат, Святослав из Древлянской земли, бежал на запад, но был перехвачен посланниками Святополка на пути в Венгрию. Изяслав Полоцкий оставался нейтральным и ему не досаждали, Мстислав Тмутараканский тоже не видел для себя угрозы со стороны Святополка. Можно предположить, что между ними было какое-то соглашение, возможно договор о ненападении. В любом случае, Мстислав был занят расширением своих владений в Азовском регионе. В 1016 г. с помощью византийских войск он воевал с остатками хазар в Крыму.130

Единственным братом, который отважился подняться против Святополка, был Ярослав Новгородский, причину чего новгородцы видели в своем недовольстве Киевским верховенством над ними. Война между этими двумя людьми была скорее борьбой между Новгородом и Киевом, чем просто личной враждой братьев. Она длилась четыре года (1015-1019 гг.), и оба противника использовали наемные войска из других стран. Ярослав нанял варяжские отряды, а Святополк печенегов. После первого поражения Святополк бежал в Польшу и заключил союз с королем Болеславом I. Вместе они смогли отвоевать Киев у Ярослава (1018 г.), который, в свою очередь, бежал в Новгород. Решив, что опасность миновала, Святополк поссорился со своим польским союзником, и Болеслав возвратился домой, взяв с собой двух сестер Ярослава и бояр, симпатизировавших Ярославу, судя по всему, в качестве заложников. Он также воссоединил с Польшей червенские города.131 Триумф Святополка, однако, оказался кратким, потому что Ярослав через некоторое время атаковал его снова. Святополк опять нанял отряды печенегов и опять проиграл. Это поражение стало окончательным, он умер (1019 г.), вероятно где-то в Галиции, так как бежал на запад. Теперь у Ярослава появился новый противник – его брат Мстислав. К этому времени тот твердо закрепился в восточном Крыму и Тмутаракани. В 1022 г. косоги (черкесы) признали его своим сюзереном, после того как он убил в схватке их князя Редедю. Этот эпизод, видимо, описан в былине, на основании которой он и записан в «Повести временных лет».

Укрепив свое окружение хазарами, косогами и, возможно, яссами, Мстислав выступил на север и занял земли северян, бесспорно, договорившись с населением, так как они давали ему воинов. Когда он достиг Чернигова, Ярослав еще раз возвратился в Новгород и снова обратился за помощью к варягам. Хакон Слепой ответил, приведя в Новгород сильное варяжское войско.132

Решающая битва произошла при Листвене (недалеко от Чернигова), победа досталась Мстиславу (1024 г.). Ярослав решил пойти на компромисс, и братья договорились поделить Русь на две части по руслу Днепра. Хотя Киев при этом отошел к Ярославу, он предпочел остаться в Новгороде. Мстислав же сделал своей столицей Чернигов (1026 г.). Следует отметить, что одна из русских земель к северу от водораздела Днепра – Полоцкая – не затрагивалась договором. С этого момента она оказалась, в определенной степени, самостоятельной.

Ярослав и Мстислав поддерживали тесный союз, и в 1031 г., используя смерть короля Болеслава и последовавшие за ней беды Польши, они отбили червенские города и разграбили польские земли. Согласно «Повести временных лет», они также захватили в плен много поляков и разослали их в разные места. Ярослав расселил своих пленников по реке Рось.133 Интересно отметить, что в период сотрудничества между братьями-князьями Киев временно утратил свое господствующее положение в русской политике. Теперь в качестве ведущих политических центров выступали Новгород и Чернигов. За этой политической переменой можно предположить изменение направления главных торговых путей. Новгород, как и прежде, контролировал северную часть водного пути товаров из Балтики на юг, но из Чернигова товары теперь отправлялись по степным рекам и волокам в Азовский регион, а не по нижнему течению Днепра в Черное море и Константинополь. Возможно это произошло потому, что низовья Днепра в то время преграждались печенегами. Но сдвиг южного торгового пути мог также быть результатом сознательной политики Мстислава, представляющего, в таком случае, интересы купцов Тмутаракани. Азовский регион лежал на перекрестке нескольких торговых путей: в Туркестан, в Закавказье и – через Крым – в Константинополь.

Без сомнения, именно чтобы установить полный контроль над Азовским регионом, Мстислав предпринял поход на яссов, которые жили в низовьях Дона к северу от Азовского моря. Они признали его власть в 1029 г.134

Летописец описывает Мстислава как «тучного и краснолицего, с большими глазами, храброго в битвах, милосердного и любившего свою дружину, не жалевшего для нее ни денег, ни еды, ни питья». 135 Как правитель Тмутаракани, Мстислав, видимо, носил титул кагана. Интересно отметить, что в «Слове о полку Игореве» черниговского князя Олега, который тоже какое-то время управлял Тмутараканью, также называют каганом. Таким образом, правление Мстислава – это, в определенном смысле, попытка заменить господство на Руси Киева господством Тмутаракани и возродить древнерусский каганат докиевских времен. В тот период, судя по всему, Тмутаракань являлась своего рода духовной столицей Руси.

Мстислав был увлеченным строителем. Во время схватки с Редедей он дал обет в случае победы построить в Тмутаракани церковь, посвященную Богоматери, и сдержал свое обещание. Когда он перенес столицу в Чернигов, то заложил величественный храм в честь Христа Спасителя. Летописец отмечает, что к моменту смерти Мстислава церковь была «выше, чем всадник, сидя на лошади, мог достать рукой». 136 Знаменательно, что по своему архитектурному стилю церкви Мстислава следовали канону восточно-византийского искусства (Закавказья и Анатолии). В этом случае, как и во многих других, художественные влияния распространялись по путям торговых связей.

Можно предположить, что существовала миграция населения между Тмутараканью и северными областями. Мстислав привел в Чернигов большой отряд косожских воинов. Некоторые из них, возможно, осели в той части земли северян, которая позднее стала известна как Переяславльская. Хотя об этом не упоминается в летописях, само название реки в этой области, Псол, является тому косвенным подтверждением, поскольку оно косожского происхождения: на языке черкесов псол означает «вода». Река Псол впадает в Днепр с востока. Недалеко от этого места, на западном берегу Днепра, находится город с названием Черкассы, что по-древнерусски значит «черкесы». Это название не встречается, однако, в источниках киевского периода и впервые упоминается в XVI веке. В то время не только косогов по-русски называли черкесами, но также и украинских козаков; это говорит о том, что, в сознании русских Московского периода, существовала определенная связь между косогами и козаками. И действительно, украинские ученые XVII века считали, что слово «козак» произошло от слова «косог». С другой точки зрения, козак (теперь обычно по-русски пишется «казак») произошло от тюркского «казак», что означает «свободный житель пограничной земли». Одним словом, вопрос непростой, и мы не можем здесь уделить ему необходимого внимания.137 Достаточно лишь сказать, что косоги Мстислава, возможно, поселились там, где через пять веков появились запорожские казаки как сильная военная община.

Возвращаясь теперь к политике Ярослава как правителя Новгорода, мы, прежде всего, должны упомянуть привилегии, дарованные им северной столице по законам 1016 и 1019 гг., дабы вознаградить новгородцев за поддержку в гражданской войне. К сожалению, не сохранились ни оригиналы, ни копии этих законов. В некоторых списках новгородских летописей их тексты заменены на текст «Русской Правды». Несомненно, что само составление так называемой «Правды» Ярослава как-то связано с выходом этих законов. Во вступительной статье к «Правде» провозглашается равенство виры138 новгородцев и киевлян. По-видимому, это являлось важным пунктом новгородских требований.

Поход Ярослава на чудь в Эстонии тоже, очевидно, был продиктован интересами новгородцев. Этот поход представлял собой попытку распространить в западном направлении контроль новгородцев над южными берегами Финского залива и прилегающими территориями. На завоеванной территории в 1030 г. Ярослав основал город, названный Юрьевым в честь его святого покровителя (Юрий – старая русская форма имени Георгий). После германского завоевания балтийских провинций в XIII веке город стал называться Дерпт (теперь Тарту).

§ 2. Вторая междоусобица на Руси. Борис и Глеб - князья-мученики

Как уже говорилось ранее, в пору болезни Владимира выявились опре­деленные династические противоречия, за которыми стояла большая по­литика, религиозные, княжеские, боярские и дружинные кланы.

Первым восстал Ярослав Владимирович.

Трудно сказать точно, когда это случилось, до болезни или уже в то время, как великий князь занемог; «Повесть временных лет» лаконично сообщает, что «хотящю Володимиру ити на Ярослава, Ярославъ же, по- славъ за море, приведе варягы, бояся отца своего...». Но Владимир разбо­лелся, «в се же время бяше у него Борись» - сообщает далее летопись.

И еще одно событие происходит в эти дни: начинается очередной набег печенегов, и Владимир направляет против кочевников именно Бориса, предоставив ему свою дружину и «воев», т. е. народное ополчение. Затем летописец сообщает, что в момент смерти Владимира его старший, прием­ный, сын Святополк оказался в Киеве.

Таким образом, становится очевидным, что в последние недели жизни Владимира, возможно уже во время его тяжелой болезни, на Руси стал на­растать очередной политический кризис. Связан он был прежде всего с тем, что Владимир попытался передать престол, вопреки установившейся традиции, одному из своих младших и любимых сыновей, рожденному в христианском браке, - Борису, с чем не смогли смириться ни Свято­полк, ни Ярослав.

За Ярославом виделась новгородская верхушка, стоявшая на традици­онно сепаратистских по отношению к Киеву позициях. Не случайно в ис­точниках сохранилось свидетельство о том, что Ярослав отказался платить Киеву положенную ежегодную дань в 2000 гривен, а еще тысячу собирать с новгородцев для раздачи княжеским людям. По существу, Новгород от­казывался нести свои прежние финансовые обязательства перед Киевом. Практически Ярослав повторял судьбу отца, поддержанного новгородцами и варягами против Киева. Его личные династические амбиции совпали со стремлением Новгорода вновь подтвердить свое особое положение в соста­ве русских земель и, опираясь на варяжскую помощь, еше раз сокрушить Киев.

Итак, в момент смерти великого киевского князя его официальный на­следник был в походе против печенегов, старший из его сыновей, Свято­полк, опирающийся на своих бояр и часть киевлян, ждал в Киеве развития событий, а действительно старший из его собственных сыновей, Ярослав, уже собрал в Новгороде рагь, чтобы выступить против занемогшего отца.

К этому дню Святополку было 35 лет, Ярославу, родившемуся где-то в середине 80-х гг. X в., было около 27 лет. Возраст Бориса установить трудно, но. по всем данным, он был намного моложе своих братьев, так как христианский брак Владимира состоялся лишь в 988 г.

Святополк был не только приемным сыном Владимира, т. е. челове­ком, не обладавшим даже формальными правами на престол. Его мать, красавица-«грекиня», была наложницей Святослава, а потом досталась как военный трофей его старшему сыну Ярополку.

Затем «грскиня» досталась женолюбивому Владимиру. Можно лишь предположить, какие страсти кипели в детской и юношеской душе Свято- полка, как он относился к своим сводным братьям, к отцу. Не случайно он оказался в темнице вместе со своей женой-полькой. Теперь наступал его час, и нетрудно было предугадать, что в начавшуюся борьбу он должен был вложить всю свою энергию, весь пыл души, все свои явные и мнимые обиды.

Под стать ему был и Ярослав, обладавший железным характером отца и бешеной неукротимостью Рогнеды, потерявшей из-за Владимира и свою полоцкую родню, и честь.

Святополк, бывший в час смерти Владимиралибо в Киеве, либо в Выш- городе, оставался ближе всех к Берестову. Однако близкие к Владимиру люди, видимо сторонники Бориса, поначалу решили скрыть смерть вели­кого князя, выиграть время и послать гонцов к Борису. Гонцы еще были в пути, а Святополк уже овладел инициативой. Он приказал везти тело Вла­димира в Киев и, по существу, взял бразды правления в свои руки. Ярослав, как известно, обретался на севере, а Борис скакал по степи во главе княже­ской дружины в поисках печенегов. Все данные говорят за то, что Свято­полк умело распорядился выгодами своего положения. Тело великого кня­зя было доставлено, по древнему обычаю, на санях в столицу. Его смерть привела народ в горесть и замешательство. Тут же Святополк начал разда­вать горожанам «имение», т. е., по существу, подкупать их, привлекая на свою сторону. Но уже гонцы дочери Владимира и сестры Ярослава Пред- славы гнали коней в Новгород. Предслава. бывшая скрытой союзницей Ярослава, именно ему спешила сообщить весть о смерти отца и захвате Святополком власти в Киеве.

Гонцы из Киева нашли в степи, на реке Альта, дружину Бориса, кото­рый, не обнаружив печенегов, готовился вернуться обратно в Киев. Близ­кие к Борису люди уговаривали молодого князя повести дружину на Киев и взять власть, завещанную ему отцом. Однако Борис отказался сделать это, то ли руководствуясь нравственными мотивами и не желая нарушать порядок престолонаследия, установленный ранее, то ли опасаясь штурмо­вать Киев, где Святополк уже успел собрать достаточно сил и сплотить сво­их сторонников.

Получив от Бориса отрицательный ответ, дружина разошлась по до­мам: для опытных воинов и политиков бьгло ясно, что отныне все люди, близкие к Борису, да и он сам, будут обречены.

Святополк не сразу пошел на организацию заговора против Бориса, а лишь после того, как до него дошли сведения, что дружина и «вой» поки­нули Бориса и он остался на Альте лишь с небольшим отрядом телохрани­телей, «съ отроки своими». Святополк собрал в вышгородском дворце сво­их сторонников; там же и был сформирован отряд убийц во главе с бояри­ном Путшей, которые обещали князю сложить за него голову.

Когда отряд Путши поздним вечером появился на Альте, Борис уже был извещен о намерении Святополка убить его. Однако он либо не мог, либо не стал сопротивляться. Убийцы застали его в шатре, молящимся пе­ред образом Христа.

Борис был убит, когда лег спать: нападавшие бросились к шатру и про­били его копьями в том месте, где находилась постель князя. Затем они разметали малочисленную Охрану, завернули тело Бориса в шатер и повез­ли к Святополку. В Вышгороде убийцы обнаружили, что Борис еще дышит. По приказу Святополка верные ему варяги добили Бориса. Так Святополк Убрал со своего пути самого опасного соперника, действуя решительно, быстро и жестоко.

Но оставался еше муромский князь Глеб, рожденный, как и Борис, в христианском браке Владимира от византийской принцессы и бывший теперь единственным законным наследником престола. Святополк направил к Глебу гонцов с просьбой прибыть в Киев, так как отец тяжело болен. Ничего не подозревавший Глеб с небольшой дружиной отправился в путь - сначала на Волгу, а оттуда к Смоленску и затем в ладье в Киев. Уже в пути он получил известие о смерти отца и убийстве Бориса. Глеб остано­вился и пристал к берегу. Здесь, на полпути к Киеву, на Днепре, и застали его люди Святополка. Они ворвались на корабль, перебили дружину, а по­том по их приказу повар Глеба зарезал его ножом.

Смерть юных братьев поразила древнерусское общество. Борис и Глеб со временем стали символами непротивления злу, праведности, добра и мученичества во славу светлых идей христианства. Оба князя были в XI в. объявлены православной церковью первыми русскими святыми, намного ранее княгини Ольги и князя Владимира.

Святополк уничтожил и еще одного из братьев - Святослава, который правил в древлянской земле и. спасаясь от беспощадного Святополка, бе­жал в Венгрию. Убийцы настигли его в пути.

Теперь друг против друга вновь встали Киев, где окончательно утвер­дился Святополк, получивший в народе прозвище «Окаянный», и Новго­род, где оставался Ярослав Владимирович. Теперь он вел на Киев сорока­тысячную рать. Перед тем как выступить в поход на юг, Ярослав, по свиде­тельству летописи, рассорился с новгородцами. Варяги, появившиеся по его призыву еще до смерти Владимира, начали чинить насилия и притесне­ния новгородцам, и те «иссекли» часть варягов. В ответ Ярослав расправил­ся с «нарочитыми мужами», т. е. видными новгородцами. Каково же было чувство соперничества Новгорода по отношению к Киеву, если даже после этого, получив известие о смерти Владимира и узнав о вокняжении в Киеве после убийства других братьев Святополка, новгородцы откликнулись на призыв Ярослава и собрати значительную рать?! Поистине север вновь поднялся против юга, как это было уже не раз в истории Руси. Святополк выступил навстречу Ярославу с киевской дружиной и нанятой печенеж­ской конницей.

Противники встретились на Днепре ранней зимой 1016 г. близ города Л юбеча и встали на противоположных берегах реки.

Ярослав атаковал первым. Ранним утром на многочисленных ладьях его рать переправилась на противоположный берег. Зажатые между двумя уже замерзшими озерами, воины Святополка пришли в замешательство и вступили на тонкий лед, который стал ломаться под их тяжестью. Пече­неги, ограниченные в своих маневрах рекой и озерами, никак не могли раз­вернуть свою конницу. Разгром Свягополковой рати был полным. Сам ве­ликий князь бежал в Польшу.

Ярослав в 1017 г. занял Киев. В том же году он заключил союз с герман­ским императором Генрихом II против Польши. Однако борьба на этом не кончилась. Святополк Окаянный вернулся на Русь вместе с Болеславом I и польским войском. Решающая схватка произошла на берегу Буга. Ярослав потерпел поражение и бежат в Новгород с четырьмя дружинниками. А Святополк с поляками заняли Киев.

Польские гарнизоны были поставлены в русских городах. Поляки на­чали «чинить насилия» над людьми. В ответ население стало браться за оружие. В этих условиях Святополк сам призвал киевлян выступить против своих союзников. Тем самым князь пытался спасти собственный авторитет и сохранить власть.

Вскоре против поляков вспыхнуло восстание горожан. Поднялся каж­дый дом, каждый двор, поляков избивали повсюду, где они попадались вооруженным киевлянам. Осажденный в своем дворце, Болеслав I принял решение оставить столицу Руси. Но, уходя из Киева, поляки ограбили го­род, увели с собой в плен массу людей, и впоследствии вопрос об этих пленных не на один год станет камнем преткновения в отношениях между двумя государствами. Среди тех, кого Болеслав увел с собой, была и Предслава, сестра Ярослава Владимировича. Она стала наложницей польского короля.

Покинув Русь, оставив Святополка в Киеве без поддержки, поляки од­новременно захватили и «червенские города». Таким образом, новый узел острых противоречий завязывался в отношениях между двумя странами. В это время Ярослав в Новгороде набирал новую рать. Богатые горожане оказали ему поддержку, пожертвовав большие средства на наем войска. Собрав достаточно сил. Ярослав вторично двинулся на юг. Святополк не стал искушать судьбу. Слишком велико было против него негодование ки­евлян, не простивших ему привод в Киев поляков. Он бежал в степь к дру­жественным печенегам.

Соперники вновь встретились в открытом бою в 1018 г. Сражение про­изошло на реке Альта, неподалеку от того места, где был злодейски убит Борис. Это придало войску Ярослава дополнительные силы. Битва закон­чилась победой Ярослава. Святополк бежал в Польшу, а потом двинулся далее, в землю чехов, но умер в пути.

Олег, будучи в преклонном возрасте, передал власть сыну Рюрика Игорю. Сам вернулся на Север, где вскоре погиб от укуса змеи. Игорь был женат на варяжке Ольге, которую встретил в псковских лесах. После смерти Олега восстали древляне и печенеги, но Игорю удалось сломить их сопротивление. Также Игорю удалось осуществить планы Олега: захват Тамань, Керченского пролива, Тмутаракани. В 941 году Игорь предпринял поход на Византию, однако русские корабли были сожжены греческим огнём. В 944 году Игорь повторил попытку покорения Царьграда, которая увенчалась успехом. Византия вновь стала платить дань Руси, был заключён ещё ряд договоров. Русь в союзе с Византией стала называться Русской Землёй. Игорь был убит древлянами во время сбора дани с них.

Правление Ольги (945 - 962)

Сперва княгиня отомстила древлянам за убийство мужа. Она совершила поход на поселения древлян, убила их послов, восстановив над ними контроль и обрекая на дань. Ольга провела первые реформы на Руси. Если раньше сбор дани не имел определённой нормы, что порождало недовольство народа, то Ольга ввела уроки т.е. определённые размеры. А также при Ольге появились погосты - места сбора дани. Это дало толчок развитию налогообложения Руси. Наведя порядок в стране, княгиня занялась внешней политикой. В 957 году нанесла визит в Константинополь. Укрепила военный союз с Византией, направив его против Хазарии и Арабского мира. Под влиянием Византии Ольга приняла православие. Дело в том, что к тому времени вся Европа отказалась от язычества, в виду этого, опередила Русь на несколько сотен лет в своём развитии. Дело в том, что язычество обращалось к явлениям природы, а христианство к основами морали и человеческой психики. Приняв христианство, правительница раскаялась за совершённые злодеяния в своей политике. Понимая, что дальнейшее развитие Руси без христианства невозможно. Попытка Ольги крестить Русь оказалась тщётной.

Правление Святослава (962 - 972)

Желанием ввести христианство на Руси Ольга вызвала недовольство языческой верхушки, которая отстранила её от власти. Русь перешла в руки ярого язычника, сына Игоря Святослава. При нём в состав Руси вошли вятичи, платившие до этого дань хазарам. Святослав усовершенствовал систему управления страной. Уходя на войну, он оставлял своим наместником в Киеве старшего сына Ярополка, второго сына Олега отправлял княжить к древлянам, а Владимира - в Новгород. Во внешней политики Святослав был настолько силён, что был прозван "Александром Македонским Восточной Европы". В 964 году князь поставил себе цель сокрушить Хазарию. Прежде всего он разгромил союзников хазар: буртасов, Волжских булгар на Средней волге. Столица Булгарии была разгромлена. Рать Святослава спустилась вниз по Волге, разгромив Хазарский Каганат, в частности его столицу Итиль. Затем Святослав отправился на Кавказские владения хазар, разгромив осетин и черкесов. На Дону князь стёр с лица земли крепость Саркел. После похода Святослава Хазарское государство потерпело фиаско. После покорения Каганата князь устремился на крымские владения Византии. Однако, византийцы заплатили ему золотом за то, чтобы он изменил курс военной политики на Дунай. Взяв золото, но преследуя сугубо личные интересы, Святослав разбил войско Болгарского царя на Дунае молниеносными темпами. Руси перешла крепость Переяславец, всё северное Причерноморье, за исключением Крыма. Влияние Святослава на Дунае не нравилось византийцам, поэтому они заключили союз с болгарами и выбили русские войска из Дунайских городов. Одновременно, наняв Орду печенегов Византия осадила Киев. Святославу пришлось вернутся в столицу, чтобы их разбить. В 969 году Святослав собрал новое войско, в которое входили дружественные ему болгары и венгры, для войны с Византией. Сперва князь вернул себе огромные утраченные владения. А с Византии взял огромный выкуп за мир. В то время к власти в Византии пришёл император Иоанн Цамиский, которые в 970 году вступил в бой со Святославом, но был повержен. Тем не менее, отряды Святослава, рвавшиеся к Царьграду были остановлены. В итоге был заключен мир, согласно которому Византия признала владения Руси на Дунае и продолжала платить ей дань. В 971 году войско Цамисхия обрушалось на болгарские владения Руси. В это время союзники покинули Святослава, поэтому он отступил в крепость Доростол, которая терпела долгое осаждение византийских войск. В решающем сражении войска Иоанна бежали, однако русская армия была истощена. Святослав заключил с врагами мирный договор, согласно которому пришлось отдать завоеванные территории Дуная. На обратном пути в Киев, осенью 971 года, русская дружина попала в опалу к печенегам. Поэтому пришлось сделать перевал в местных селениях до зимы 972 года. При попытке перебраться через Днепр войско было уничтожено, вместе с лидером.

Первая усобица на Руси (972 - 980)

После гибели Святослава в Киеве стал править Ярополк. Древляне сплотились вокруг брата Ярополка, Олега. Киевляне хоть и не были в восторге от склонности Ярополка к христианству, но всё же поддержали князя в борьбе с древлянами. Ярополк совершил поход на древлянскую землю и подчинил их себе. Сам Олег погиб. Узнав об этом, третий брат Владимир бежал из Новгорода к варягам. Ярополк поставил туда своего наместника. Русь на некоторое время стала объединённой. Через несколько лет Владимир подчинил себе варяжскую дружину и захватил Новгород, затем Полоцк, потом и Киев. Воспользовавшись недовольством христианства Ярополка среди княжеского войска, Владимир повергнул соперника.

Правление Владимира (980 - 1015)

Владимир на первых порах был ярым язычником, и был обязан своим аналогам в захвате власти. Поэтому князь увеличил влияние политеизма на Руси: установил идолы языческих богов у своего дворца, ввёл жертвоприношение людей. Затем, в течение трёх лет, он возвращал родимичей и вятичей на орбиту влияния Киева. Своих сыновей он послал княжить в другие города: Вышеслава (а после Ярослава) - в Новгород, Бориса - в Ростов, Глеба - в Муром, Святослава - к древлянам, Всеволода - во Владимир и на Волынь, Мстислава - на Тамань. Владимир предпринял поход против Дунайской Болгарии, но встретил сильное сопротивление, поэтому заключил мир. При Владимире началось противостояние Руси с Польшей. Сначала яблоком раздора стала Червенская Русь с городами Червень и Перемышль. Владимир подчинил себе эти земли. В это время Русь испытывала натиск печенегов, контролировавших северное Причерноморье и часть Преднепровья, грабивших караваны и города. Желая это прекратить, Владимир начал строить укрепления на левобережье Днепра, в частности была основана крепость Белгород. Крепости были оснащены сигнальными башнями. В это время начали зарождаться легенды об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче и тд.

Крещение Руси

  • К концу 80-х годов десятого века добрая половина русской знати уже приняла христианство.
  • Введение единобожия способствовало соединению нестойкого государства и шаткой княжеской власти ("один Бог - один народ - один князь").
  • Почти вся Европа в то время была христианской, и принятие христианства на Руси способствовало улучшению отношений с Византией.
  • Христианство располагало особыми нравственными нормами, которые укрепляли семейные ценности.
  • Христианство способствовало развитию культуры и письменности в стране.
  • Христианство могло дать идеологическое объяснение расчленению русского общества на богатых и бедных.

Владимир не сразу пришёл к христианству. Он посылал своих послов в разные страны, чтоб они разузнали об иудаизме, римском католицизме, исламе. Но из-за войны с хазарами и Востоком, и желанием наладить отношения с Византией остановился на христианстве. Роль Византии в крещении Руси переоценить трудно. Дело в том, что в 987 году у них началась пораженческая война с Болгарией. Владимир оказал византийцам большую поддержку, взамен они отдали Владимиру в жёны принцессу Анну и крестили Русь. Но в ходе всего этого Византия нарушила ряд условий договора и Владимир начал осаду г. Херсонес в Крыму. Перекрыв местный водопровод, русские войска завладели городом. В 990 году языческие идолы были низвержены и сброшены в Днепр. Киевлян заставили придти к Днепру и принять крещение, которое совершали Херсонские и византийские священники. Затем крестили и другие русские города. В Новгороде языческая вера была очень сильна, поэтому крестить его пришлось "огнём и мечом". В 996 году в Киеве был построен огромный храм, на строительство которого Владимир отдал десятую часть своих доходов. Поэтому церковь стала называться Десятинной. Несмотря на крещение Руси многие славянско-языческие традиции дошли и до наших дней. После крещения на Руси стали появляться школы, библиотеки, монастыри. Существенно повысило моральный облик самого князя.

Вторая усобица на Руси (1015 - 1019)

Скончался Владимир 15 июля 1015 года от болезни. После смерти князя Новгород, Полоцк, Тмутаракань и некоторые другие регионы вышли из-под влияния Киева. Владимир завещал престол сыну Борису, который начал свою политику с похода на Новгород. Воспользовавшись отсутствием сводного брата, приемный сын Владимира Святополк объявил себя правителем в Киеве. Вернувшись в столицу, Борис отказался от борьбы за власть. После этого дружина предала наследника и в итоге он был убит людьми Святополка на реке Альте 24 июля 1015 года. У Бориса был брат Глеб, который княжил в Муроме. Святополк обманом заманил Глеба в Киев и в результате действий нового князя, Глеб был убит по дороге. Примерно также был убит третий сын Владимира Святослав. Убийство братьев потрясло русское общество и позже они были причислены к лику святых. После содеянного Святополк получил прозвище Окаянный. Против него выступил четвёртый сын Владимира Ярослав. Святополк заручился поддержкой печенегов, а Ярославу помогали варяги. Зимой 1016 года между князьями произошла битва около Любеча. Войско Ярослава перебралось через Днепр на ладьях и разгромило киевлян. Святополк бежал в Польшу, и заручившись поддержкой польского короля вновь захватил Киев. Ярослав бежал в Новгород. Поляки захватывали русские города, грабя их, встречали отчаянное сопротивление. Это помогло Ярославу вновь занять Киев. Тогда Святополк сбежал к печенегам. Окончательная битва между соперниками состоялась на месте гибели Бориса. Тогда Ярославу в очередной раз удалось победить Святополка, который бежал сначала в Польшу, умер по пути в Чехию, потеряв рассудок. Правивший в Тмутаракани Мстислав, завоевавший территории Северного Кавказа, не хотел подчинятся Киеву. В 1024 году он разбил войско Ярослава, позже захватил Червенские города. Однако умер в 1036 году и Русь объединилась под властью Ярослава Мудрого.

Правление Ярослава Мудрого (1019 - 1054)

Правление Ярослава характеризуется большим расцветом Руси во всех сферах общественной жизни. По примеру предков князь отправил своих сыновей княжить в другие города: Владимира (затем Изяслава) - в Новгород, в Чернигов - Святослава, Всеволода - в Переславль. Остальных сыновей распределил в Ростове, Смоленске, Владимире-Волынском. Стремясь установить порядок во внутренних делах, Ярослав ввёл на Руси первый свод законов - Русскую Правду. Этот свод регулировал общественный порядок, предусматривал тяжкие наказания за побои, увечья, убийства. Однако, кровная месть ещё допускалась, но только близким родственникам убитого. Если близкой родни не было, то убийца платил штраф 40 гривен. При Ярославе Киев стал одним из самых красивых городов Европы, столица сильно расширила свои пределы: был построен 13-главый Софийский собор по примеру Византийского, много церквей. Ярослав основал город на Волге и назвал в свою честь. Также князь основал Юрьев (ныне Тарту). Во внешней политике: вытеснил литовские племена с Запада Чудского озера, заключил военный союз с Польшей, отдал польскому королю свою сестру в жёны, сам был женат на дочери шведского короля, поддерживал дружественные отношения с Норвегией. В 1036 году Ярослав нанёс такое сокрушительное поражение печенегам, что их набеги на Русь впредь практически прекратились. В 1043 году князь начал войну с Византией, из-за убийства русских купцов в Царьграде. Русский флот попал в бурю, остатки были разбиты Византийцами. В 1046 году мирные отношения с Византией были восстановлены. К концу жизни Ярослава все его дети заключили династические браки с главами других государств: дочь Анна вышла замуж за французского короля Генриха, Анастасия стала женой венгерского короля Андрея, Елизавета стала суженой норвежского короля Гарольда, а после женой датского короля. Границы Руси при Ярославе мудром растянулись от Карпат до Камы, от Балтики до Причерноморья. Население увеличилось до 4 миллионов человек. Смерть Ярослава Мудрого дала начало новым усобицам.

Новые усобицы на Руси

Сначала во главе Руси стоял сын Ярослава Изяслав. Святослав правил Черниговом, Всеволод - в Переславле. Но в 1073 году пошёл слух о том, что Изяслав хочет быть единоличным правителем. Тогда Святослав и Всеволод двинулись на Киев. Изяслав бежал в Польшу, а затем в Германию. Русь перешла в руки Святослава, но в 1076 году он умер. Всеволод вернул Изяславу Киев, а сам вернулся в Чернигов. Братья поделили между собой Русь, оттеснив сыновей покойного Святослава. Переславль Всеволод отдал старшему сыну Владимиру. Старший сын Святослава Олег бежал в Тмутаракань, где повёл за собой половцев на своих дядей, позволяя кочевникам уничтожать своих земляков. Олег был разбит на Нежатиной Ниве, но в этой битве был убит Изяслав. Киев перешёл к Всеволоду, Чернигов - к Владимиру. В 1093 году умер последний сын Ярослава - Всеволод. Началась борьбы между внуками Ярослава Мудрого. Княжеский престол достался сыну Изяслава Святополку, а вторым князем на Руси стал Владимир, правивший Черниговом, а Олег Святославович сидел в Тмутаракани. Воспользовавшись, раздробленностью Руси, половцы предприняли поход на русские земли. Из всех князей только один Святополк рвался в бой, остальные считали, что от врагов лучше откупится, ибо страна не готова к войне. Оборонительный поход всё же состоялся, но потерпел фиаско вместе с киевской дружиной у г. Треполя. Это сыграло на руку Олегу, который решил взять Чернигов. Заключив союз с половцами, Олег пошёл брать город. Все попытки овладеть Черниговым были отбиты, но положение было безнадёжным. Поэтому Владимир уступил брату родовое гнездо, взамен за спасённую жизнь. В 1095 году половцы осадили Переславль, Владимир попросил братьев о помощи, но откликнулся один Святополк. Опасность миновала. В 1096 году половцы предприняли новый набег, Олег опять отказал братьям в помощи. Когда Святополк и Владимир разобрались с половцами, то отняли Чернигов у Олега, переселив его в Муром. Воспользовавшись половецким набегом, Олег двинулся на Киев и разграбил Киево-Печерскую Лавру, разбил дружину сына Владимира Изяслава, правившего в Муроме. Узнав об этом, Владимир написал Олегу письмо с просьбой остановится, взамен обещал не мстить за смерть сына. Но тот ответил отказом. Тогда сыновья Владимира разбили последнюю дружину Олега, после чего он попросил мира. В 1097 году князья собрали съезд в Любече, целью которого было приостановление усобиц. На нём присутствовали: Святополк Изяславович, Олег и Довыч Святославовичи, Владимир Монамах, Давид Игоревич, Василько Ростиславович. На съезде князья молились и клялись, что не будут дальше губить русскую землю, но эти слова оказались пустыми, ибо после съезда князья Святополк и Давыд выкололи глаза Василько и бросили в темницу. Это вызвало недовольство остальных князей и они объединённым войском двинулись на Киев, в следствие чего Василько был освобождён. Тем не менее, хрупкий мир на Руси дал толчок в борьбе с половцами. Так в 1100 году прошёл ещё один съезд в Ветичеве, на котором обсуждались дальнейшие действия борьбы с врагом. Однако поход состоялся только 1103. Поход был до такой степени удачным, что новое половецкое нашествие на Русь произошло только в 1106 году, когда половцы в очередной раз были повержены. В 1111 году, Владимир Маномах предпринял грандиозный поход против половцев, которому предал значение крестового. Целью этого похода было дойти до сердца половецких земель, в нём участвовали все князья, включая Олега. Таким образом была захвачена степная столица Шуракань. Город Сугров был стёрт с лица земли. Русское войско одержало ряд побед на Дону. На притоке Дона было перебито 10 тысяч половцев. Весть о русском крестовом походе распространилась во многих зарубежных странах. Война с половцами требовала больших материальных затрат. Поэтому с простого населения взимались дикие налоги. Разница между богатыми и бедными возросла в геометрической прогрессии. Зависимых, нищих людей становилось всё больше, которые попадали в кабалу к ростовщикам, крупным землевладельцам. Масло в огонь подливали разборки между князьями. Так в 1113 году Святополк умер, что привело к новым проявлениям борьбы за власть в Киеве. Недовольство людей привело к тому, что они вооружились различными орудиями труда и начали нападать на киевскую знать, которая призвала на помощь Владимира Мономаха. Князь подавил восстание и стал единоличным правителем Руси.

Правление Владимира Мономаха (1113 - 1125)

Мономах взошёл на великокняжеский престол в возрасте 60 лет. Первым делом он принял новый закон "Устав Владимира Всеволодовича". В нём сохранялось многое из "Русской Правды Ярославичей", прежде всего положения защищающие права человека. Закон ограничил произвол ростовщиков и прочей знати, улучшил положение бедных, многие налоги были ликвидированы. Однако эти законы были направлены не столько для улучшения положения людей, сколько ради сбережения знати от бунтарей. Мономах восстановил единство Руси, жёстко подавлял сепаратизм и мятежи в боярских краях. Если раньше половцы совершали набеги на Русь, то теперь всё было с точностью наоборот. Князь расширил влияние Руси на Дунае, чем была недовольна Византия. Поэтому византийцы преподнесли князю богатые дары, среди которых была знаменитая шапка Мономаха. В конце жизни Владимир написал мемуары под названием "Поучение". Умер 19 мая 1125 года, в небольшом доме, где был убит Борис.

Правление Мстислава (1125 - 1132)

При жизни отца Мстислав правил в Новгороде, после смерти взял власть над всей страной. Его правление было недолгим, но плодотворным. Половцы были оттеснены за Дон и Волгу, а некоторые за Яик (Урал) и Закавказье. Мстислав обезопасил племена эстов и литовцев, беспокоивших русские земли.

Междоусобица – внутренний раздор, война между людьми, живущими на одной территории.

Киевская Русь с 9 по 11 век довольно часто сталкивалась с междоусобными войнами; причиной княжеских междоусобиц была борьба за власть.

Самые крупные княжеские междоусобицы на Руси

  • Первая междоусобица князей (конец 10 – начало 11 века). Вражда сыновей князя Святослава , вызванная их желанием добиться независимости от власти Киева.
  • Вторая междоусобица (начало 11 века). Вражда сыновей князя Владимира за власть.
  • Третья междоусобица (вторая половина 11 века). Вражда между сыновьями князя Ярослава Мудрого за власть.

Первая междоусобица на Руси

Древнерусские князья имели традицию заводить большое количество детей, что и являлось причиной последующих споров за право наследования, так как правила наследования от отца к старшему сыну тогда не существовало. После смерти князя Святослава в 972 году, у него осталось три сына, которые имели право на наследство.

  • Ярополк Святославич – он получил власть в Киеве.
  • Олег Святославич – получил власть на территории Древлян
  • Владимир Святославич – получил власть в Новгороде, а позднее и в Киеве.

После смерти Святослава, его сыновья получили единоличную власть в своих землях и теперь могли управлять ими по своему разумению. Владимир и Олег хотели получить полную независимость для своих княжеств от воли Киева, поэтому ими были предприняты первые походы друг против друга.

Первым выступил Олег, по его приказу в землях древлян, где правил Владимир, был убит сын воеводы Ярополка – Сеневельд. Узнав об этом, Сеневельд решил отомстить и заставил Ярополка, на которого имел большое влияние, пойти со своим войском на брата Олега.

977 г. - было положено начало междоусобице сыновей Святослава. Ярополк напал на Олега, который не был подготовлен, и древляне, вместе со своим князем, вынуждены были отступать с границ в столицу - город Овруч. В результате по время отступления князь Олег погиб – был задавлен копытами одной из лошадей. Древляне стали подчиняться Киеву. Князь Владимир, узнав о гибели брата и начавшейся семейной междоусобице, бежит к варягам.

980 г. – Владимир возвращается на Русь вместе с войском варяг. В результате сражений с войсками Ярополка, Владимиру удалось отбить Новгород, Полоцк и двинуться в сторону Киева.

Ярополк, узнав о победах брата, созывает советников. Один из них уговаривает князя уехать из Киева и спрятаться в городе Родне, однако позже становится ясно, что советник является изменником – он вступил в сговор с Владимиром и отправил Ярополка в умирающий от голода город. В результате, Ярополк вынужден вступить в переговоры с Владимиром. Он едет на встречу, однако, по прибытии погибает от руки двух варяжских воинов.

Владимир становится князем в Киеве и правит там вплоть до своей смерти.

Вторая междоусобица на Руси

В 1015 году умирает князь Владимир, имевший 12 сыновей. Началась новая война за власть между сыновьями Владимира.

1015 г. – князем в Киеве становится Святополк, убивший собственных братьев Бориса и Глеба.

1016 г. – начинается борьба между Святополком и Ярославом Мудрым.

Ярослав, княживший в Новгороде, собрал отряд из варяг и новгородцев и двинулся на Киев. После кровавой битвы близ города Любеча, Киев был захвачен и Ярослав вынужден был отступить. Однако на этом вражда не закончилась. В этом же году Ярослав собрал войско, пользуясь поддержкой польского князя, и отвоевал Киев, прогнав Ярослава обратно в Новгород. Спустя несколько месяцев, Святополк снова был изгнан из Киева Ярославом, собравшим новое войско. На этот раз Ярослав навсегда стал князем в Киеве.

Третья междоусобица на Руси

Очередная междоусобица началась после смерти Ярослава Мудрого. Великий князь умер в 1054 году, что спровоцировало междоусобицу между Ярославичами.

Ярослав Мудрый, боясь очередной вражды, сам распределил земли между сыновьями:

  • Изяславу – Киев;
  • Святославу – Чернигов;
  • Всеволоду – Переяславль;
  • Игорю – Владимир;
  • Вячеславу – Смоленск.

1068 г. - Несмотря на то, что каждый из сыновей имел свой собственный удел, все они ослушались воли отца и захотели претендовать на власть в Киеве. Несколько раз сменив друг друга на посту киевского князя, власть окончательно досталась Изяславу, как и завещал Ярослав Мудрый.

После смерти Изяслава и вплоть до 15 века на Руси случались княжеские междоусобицы, однако никогда больше борьба за власть не была столь масштабной.

Княжеская междоусобица - борьба русских князей между собой за власть и территории.

Основной период междоусобиц пришелся на 10-11-й вв. Основными причинами вражды между князьями стали:

  • недовольство в распределении территорий;
  • борьба за единоличную власть в Киеве;
  • борьба за право не зависеть от воли Киева.
  • первая междоусобица (10-й в.) - вражда между сыновьями Святослава ;
  • вторая междоусобица (начало 11-го в.) - вражда между сыновьями Владимира ;
  • третья междоусобица (конец 11-го в.) - вражда между сыновьями Ярослава .

На Руси не существовало централизованной власти, единого государства и традиции передавать престол старшему из сыновей, поэтому великие князья, оставляя по традиции множество наследников, обрекали их на бесконечную вражду между собой. Хотя наследники получали власть в одном из крупных городов, все они стремились стать киевскими князьями и иметь возможность подчинить себе братьев.

Первая междоусобица на Руси

Первая семейная междоусобица разразилась после смерти Святослава, который оставил трех сыновей. Ярополк получил власть в Киеве, Олег - на территории древлян, а Владимир - в Новгороде. Первое время после смерти отца братья жили мирно, однако потом начались конфликты за территорию.

В 975 (976) г. по приказу князя Олега на территории древлян, где правил Владимир, был убит сын одного из воевод Ярополка. Узнавший об этом воевода доложил Ярополку о случившемся и уговорил его напасть с войском на Олега. Так было положено начало междоусобице, которая длилась несколько лет.

В 977 г. Ярополк нападает на Олега. Олег, который не ожидал нападения и был не подготовлен, вынужден был вместе со своим войском отступать обратно в столицу древлян - г. Овруч. В результате паники во время отступления Олег случайно гибнет под копытами коня одного из своих воинов. Древляне, лишившиеся своего князя, быстро сдаются и подчиняются власти Ярополка. В это же время Владимир, опасаясь нападения Ярополка, бежит к варягам.

В 980 г. Владимир с варяжским войском возвращается на Русь и сразу же предпринимает поход против брата Ярополка. Он быстро отвоевывает Новгород, а затем движется на Киев. Ярополк, узнав о намерениях брата захватить престол в Киеве, следует совету одного из своих помощников и бежит в г. Родна, опасаясь покушения. Однако советник оказывается предателем, вступившим в сговор с Владимиром, и Ярополк, умирая от голода в Любече, вынужден идти на переговоры с Владимиром. Добравшись до брата, он погибает от мечей двух варяг, так и не заключив перемирия.

Так заканчивается междоусобица сыновей Святослава. В конце 980 г. Владимир становится князем в Киеве, где и правит вплоть до своей смерти.

Первая феодальная междоусобица положила начало длительному периоду внутренних войн между князьями, который будет длиться почти полтора века.

Вторая междоусобица на Руси

В 1015 г. умирает Владимир и начинается новая вражда - междоусобица сыновей Владимира. У Владимира осталось 12 сыновей, каждый из которых хотел стать киевским князем и получить практически неограниченную власть. Однако основная борьба велась между Святополком и Ярославом.

Первым Киевским князем становится Святополк, так как он имел поддержку дружинников Владимира и был ближе всех к Киеву. Он убивает братьев Бориса и Глеба и становится во главе престола.

В 1016 г. начинается кровавая борьба за право управлять Киевом между Святополком и Ярославом.

Ярослав, правивший в Новгороде, собирает войско, в состав которого входят не только новгородцы, но и варяги, и отправляется с ним на Киев. После битвы с войском Святослава близ Любеча Ярослав захватывает Киев и вынуждает брата бежать. Однако уже спустя некоторое время Святослав возвращается с польскими воинами и снова отвоевывает город, вытесняя Ярослава обратно в Новгород. Но и на этом борьба не заканчивается. Ярослав снова идет на Киев и на этот раз ему удается завоевать окончательную победу.

1016 г. – становится князем в Киеве, где правит до самой смерти.

Третья междоусобица на Руси

Третья вражда началась после смерти Ярослава Мудрого, который еще при жизни очень боялся, что его смерть повлечет семейную междоусобицу и поэтому постарался заранее разделить власть между детьми. Хотя Ярослав оставил четкие указания для своих сыновей и установил, кто где будет княжить, желание захватить власть в Киеве снова спровоцировало междоусобицу между Ярославичами и окунуло Русь в очередную войну.

Согласно завету Ярослава, Киев получал его старший сын Изяслав, Святославу доставался Чернигов, Всеволоду - Переяславль, Вячеславу - Смоленск, а Игорю - Владимир.

В 1054 г. умирает Ярослав, однако сыновья не стремятся отвоевывать территории друг у друга, напротив, они сплоченно сражаются с иноземными захватчиками. Однако, когда внешняя угроза была побеждена, начинается война за власть на Руси.

Практически весь 1068 г. на престоле Киева оказываются разные дети Ярослава Мудрого, однако в 1069 г. власть снова возвращается к Изяславу, как и завещал Ярослав. С 1069 г. Изяслав правит Русью.