История полиции россии. Когда было создано Министерство внутренних дел Российской империи? Кто создал полицию

Включена в органы внутренних дел. (Ст. 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»)

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации , иностранных граждан, лиц без гражданства; для противодействия преступности , охраны общественного порядка , собственности и для обеспечения общественной безопасности.

В пределах своей компетенции руководство деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации непосредственно или через Министра внутренних дел, руководители территориальных органов Министерства внутренних дел и руководители подразделений полиции. Указанные руководители несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

Современная структура

В структуру центрального аппарата МВД России входят следующие подразделения полиции:

  1. Главное управление вневедомственной охраны.
  2. Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения
  3. Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  4. Главное управление по противодействию экстремизму
  5. Главное управление на транспорте.
  6. Главное управление уголовного розыска.
  7. Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.
  8. Национальное центральное бюро Интерпола.
  9. Оперативное управление.
  10. Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.
  11. Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации.
  12. Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий.
  13. Управление оперативно-розыскной информации.
  14. Управление по организации дознания.

История полиции России

Существовавшая система государственных служб по охране общественного порядка и борьбе с преступностью в Российской империи и вновь организованная с 1 марта 2011 года Российской Федерации (за исключением структур, не относящихся к МВД , которые уже существуют или существовали ранее и именовались полицией).

XVI век

История полиции в Российской Империи

XVIII век

Московские обер-полицмейстеры

Ф. И. О. Титул, чин, звание Время замещения должности
Греков Максим Тимофеевич полковник, бригадир 11.04.1722-23.12.1728
Поздняков Иван Давидович статский советник 03.11.1729-1731
Греков Степан Тимофеевич бригадир, генерал-полицмейстер 17.02.1731-22.12.1732
Оболдуев Никита Андреевич полковник 11.01.1733-1739
Голохвастов Иван Мартынович статский советник 1749-1753
Дивов Иван Иванович 09.01.1762-1762
Юшков Иван Иванович тайный советник, генерал-полицмейстер 10.1762-17.04.1764
Арсеньев Тарас Иванович полковник, статский советник 17.04.1764-10.02.1765
Толстой Василий Иванович граф, бригадир, статский советник 1765-1770
Бахметев Николай Иванович бригадир 1770-1771
Архаров Николай Петрович полковник (генерал-майор) 1771-01.01.1781
Островский Борис Петрович бригадир 1781-1785
Толь Фёдор Николаевич полковник (генерал-майор) 1785-1790
Глазов Павел Михайлович полковник, бригадир 1790-02.09.1793
Козлов Павел Михайлович бригадир, генерал-майор 22.10.1793-1796
Каверин Павел Никитович статский советник (действительный статский советник) 31.03.1797-09.12.1798
Эртель Фёдор Фёдорович генерал-майор 09.12.1798-12.03.1801
Каверин Павел Никитович действительный статский советник, генерал-майор 12.03.1801-13.12.1802
Спиридов Григорий Григорьевич бригадир, действительный статский советник 13.12.1802-20.12.1804
Балашов Александр Дмитриевич генерал-майор 20.12.1804-24.11.1807
Гладков Иван Васильевич генерал-майор 29.11.1807-17.04.1809
Ивашкин Пётр Алексеевич генерал-майор 17.04.1809-08.03.1816
Шульгин Александр Сергеевич генерал-майор 08.03.1816-02.08.1825
Шульгин Дмитрий Иванович генерал-майор 02.08.1825-06.04.1830
Муханов Сергей Николаевич полковник, флигель-адъютант 06.04.1830-27.09.1833
Цынский Лев Михайлович генерал-майор, 29.11.1833-01.02.1845
Лужин Иван Дмитриевич полковник, Свиты Его Величества генерал-майор, флигель-адъютант 13.12.1845-12.05.1854
Тимашев-Беринг Алексей Александрович генерал-майор 12.05.1854-31.12.1857
Кропоткин Алексей Иванович князь, гвардии полковник, генерал-майор, флигель-адъютант 01.01.1858-12.11.1860
Потапов Александр Львович Свиты Его Величества генерал-майор 12.11.1860-15.12.1861
Крейц Генрих Киприянович граф, Свиты Его Величества генерал-майор (генерал-лейтенант) 16.12.1861-03.01.1866
Арапов Николай Устинович 03.01.1866-14.10.1878
Свиты Его Величества генерал-майор 14.10.1878-13.08.1881
Янковский Евгений Осипович генерал-майор 13.08.1881-18.07.1882
Козлов Александр Александрович Свиты Его Величества генерал-майор, генерал-лейтенант 26.07.1882-11.01.1887
Юрковский Евгений Корншювич генерал-майор 11.01.1887-27.12.1891
Власовский Александр Александрович полковник, исполняющий должность 28.12.1891-18.07.1896
Трепов Дмитрий Фёдорович полковник, генерал-майор 12.09.1896-01.01.1905

XIX век

XX век

9 августа 1910 года министром внутренних дел П. А. Столыпиным была издана Инструкция чинам сыскных отделений , которая определяла их задачи и структуру. Каждое сыскное отделение состояло из четырёх структурных подразделений-столов:

  1. Личного задержания.
  2. Розысков.
  3. Наблюдения.
  4. Справочного регистрационного бюро.

По распоряжению П. А. Столыпина при Департаменте полиции были образованы специальные курсы для подготовки начальников сыскных отделений. На состоявшемся в 1913 году в Швейцарии Международном съезде криминалистов русская сыскная полиция была признана лучшей в мире по раскрываемости преступлений.

После февральской революции постановлением Временного Правительства от 10 марта 1917 года Департамент полиции был упразднён.

Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ 14-15 августа 2010 года, 63 процента россиян считает, что переименование милиции в полицию ничего не изменит, и в работе ведомства всё останется по-прежнему.

В целом, новый законопроект является продолжением политики, обратной той, которая проводилась в реформе 2002 года , то есть ещё большей централизации. Упраздняются институты милиции общественной безопасности и криминальной милиции. В отличие от милиции, частично подчинённой власти субъекта федерации, полиция с субъектом федерации (по законопроекту) не связана.

В уникальном для России онлайн-обсуждении законопроекта «О полиции» приняло участие около 5 миллионов человек. В результате, законопроект, по сравнению с первоначальным видом, претерпел значительные изменения, связанные с полномочиями новой структуры. В частности, были исключены положения о том, что полицейские могут беспрепятственно проникать в помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территории, земельные участки и в помещения, занимаемые общественными объединениями и организациями, а также вызывавшая наибольшую критику «презумпция законности» полиции («требования сотрудника полиции, обращённые к гражданам и должностным лицам, и предпринимаемые им действия считаются законными до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное») , хотя по мнению оппозиционных политиков данная формулировка была лишь завуалирована, а не исключена .

Несмотря на критику со стороны определенных слоев общества и ряда оппозиционных политических партий, законопроект был принят в первом чтении 10 декабря г. Госдума в пятницу, 28 января г. приняла законопроект «О полиции» в заключительном третьем чтении. За принятие закона высказались только единороссы. 315 депутатов поддержали закон, 130 высказались против, воздержавшихся не было .

Первоначально планировалось, что новый закон вступит в силу уже с января 2011 года , но официально полиция в России вновь возродилась 1 марта 2011 г.

1 марта 2011 года закон о полиции вступил в силу, а с 1 января 2012 года вся символика милиции стала недействительной.

Положение полиции в Российcкой Федерации

В современной России полиция входит в систему Министерства внутренних дел РФ . Задачи этой структуры регулируются

Контекст

Закон о полиции вступает в силу в России. Ниже приводится справочная информация об истории милиции в России.

Милиция - исторически сложившееся наименование органов по охране общественного порядка в Российской Федерации и ряде стран СНГ.
После Февральской революции 1917 года в России царская полиция была ликвидирована. Была провозглашена замена полиции "народной милицией". Правовая основа организации и деятельности милиции была создана постановлениями Временного Правительства "Об утверждении милиции" и "Временным положением о милиции", изданными в апреле 1917 года. После Октябрьской революции II Всероссийский съезд Советов юридически закрепил образование Советского государства и закрепил ликвидацию Временного Правительства и его органов, в том числе и органов милиции.

Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) 10 ноября (28 октября ст.ст.) 1917 года принял декрет "О рабочей милиции", в котором говорилось, что все Советы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабочую милицию, которая находится всецело и исключительно в ведении Советов рабочих и солдатских депутатов. Это постановление стало юридической основой создания советской милиции.

Коллегия НКВД РСФСР 10 мая 1918 года приняла решение о том, что "милиция существует как постоянный штат людей, исполняющих специальные функции". С этого момента милиция из "народной" начинает переход в категорию профессиональной.

НКВД и Народный Комиссариат Юстиции 12 октября 1918 года утвердили инструкцию "Об организации советской рабоче-крестьянской милиции", юридически закрепившую создание штатной профессиональной милиции в РСФСР как "исполнительного органа рабоче-крестьянской центральной власти на местах, состоящего в непосредственном ведении местных Советов и подчиняющегося общему руководству НКВД".

ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет) в 1920 году утвердил первое положение "О рабоче-крестьянской милиции". В соответствии с ним в состав милиции вошли: городская и уездная милиция, промышленная, железнодорожная, водная (речная, морская), розыскная милиция. Служба в милиции носила добровольный характер.

В составе милиции с течением времени возникали новые подразделения. В 1936 году были созданы подразделения Государственной автомобильной инспекции (ГАИ), в 1937 году - по борьбе с хищениями и спекуляцией (БХСС). К 1941 году в структуре Главного управления рабоче-крестьянской милиции имелись отделы уголовного розыска, БХСС, наружной службы, ГАИ, железнодорожной милиции, паспортный, научно-технический, по борьбе с бандитизмом. Впоследствии в разные годы в состав милиции вошли такие отделы, как отряды милиции специального назначения - спецназ (1987), отряд милиции особого назначения - ОМОН (1988), Главное управление по борьбе с организованной преступностью - ГУБОП (1992) и другие. В 1990 году в России было создано Национальное центральное бюро Интерпола.

Первоначально милиция подчинялась и входила в состав НКВД РСФСР (1917-1930), 15 декабря 1930 года ЦИК (Центральный исполнительный комитет) и СНК (Совет народных комиссаров) СССР приняли постановление "О ликвидации наркоматов внутренних дел союзных и автономных республик". После упразднения наркоматов на базе управлений коммунального хозяйства, милиции и уголовного розыска были учреждены одноимённые управления непосредственно при СНК РСФСР. Такой порядок сохранялся до 1934 года. Затем был вновь организован НКВД СССР, и милиция подчинялась ему (1934-1946), потом МВД (Министерству внутренних дел) СССР (1946-1960), МВД РСФСР (1960-1968), МВД СССР (1968-1991). С 1991 г. милиция находилась в ведении министерства внутренних дел РСФСР. В декабре 1991 года после того, как президент СССР Михаил Горбачев сложил свои полномочия, был принят Закон РСФСР "Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика", согласно которому государство РСФСР стало именоваться Российская Федерация (Россия). В связи с этим все органы, учреждения и организации МВД СССР на территории России были переведены под юрисдикцию России с включением их в систему МВД России.

К 2004 году в структуре МВД РФ насчитывалось 37 отделов (управлений), 5 ноября 2004 года президентом был подписан указ, в соответствии с которым эти отделы были заменены 15 департаментами.

До 1 марта 2011 года деятельность милиции регулировалась федеральным законом РСФСР "О милиции", вступившим в силу 18 апреля 1991 года. В соответствии с этим законом милиция в России подразделяется на криминальную и милицию общественной безопасности (МОБ). В состав криминальной милиции вошли подразделения уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями, по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, по противодействию экстремизму и другие. В состав МОБ вошли дежурные части, участковые инспектора милиции, Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД РФ, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых; специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке и другие подразделения.
Всероссийским голосованием 12 декабря 1993 года была принята конституция РФ, которая закрепила основные положения Закона РСФСР "О милиции".

По инициативе Президента РФ Дмитрия Медведева 7 августа 2010 года в интернете была открыта общественная дискуссия по законопроекту "О полиции", продлившаяся до 15 сентября.

Полиция России -- система государственных служб по охране общественного порядка и борьбе с преступностью в Российской империи и в будущем Российской Федерации (за исключением структур, не относящихся к МВД, которые уже существуют или существовали ранее и именовались полицией).

Однако не сразу в России появилась полиция. В 1504 году в Москве были установлены рогатки, при которых находилась стража. Стража содержалась местными жителями. Город был разделён на районы, между которыми были построены ворота с решётками. Запрещалось перемещаться ночью по городу, или без освещения. Великий князь Иоанн Васильевич учредил разъезды по Москве для соблюдения безопасности.

Судебник Ивана IV передал дела «о ведомых разбойниках» под юрисдикцию губных старост (Губные старосты появляются в первой половине XVI века для суда по разбойным делам, отвлекая таким образом от суда кормленщиков значительную часть уголовных дел; дополнительные статьи к Судебнику царя Ивана Грозного прибавляют дела татиные, а по Уложению Губные старосты ведают и дела убийственные. Таким образом в руках Губных старост постепенно сосредоточивается почти вся уголовная юрисдикция. Но вместе с расширением их компетенции происходит и превращение их в людей приказных).

В городах полицейские функции исполняли городничие, введённые вместо огнищан.

Разбойный приказ впервые упоминается в 1571 году и с той поры непрерывно существовал до XVIII века. С 1539 года в письменных источниках упоминаются в Москве бояре, которым разбойные дела приказаны. Неволин полагает, что это была временная комиссия, учреждённая для уничтожения разбоев, которые тогда усилились. Но так как разбои не прекращались, то временная комиссия обратилась в постоянную и таким образом явилась разбойная изба, или разбойный приказ.

В XVII веке по указу от 14 августа 1687 года дела разбойного приказа были переданы Земским приказам.

Полицейских служителей в крупных городах называли Земские ярыжки . Земские ярыжки в Москве одевались в одежду красного и зелёного цвета. В других городах цвет одежды мог быть другим. На груди у них были нашиты буквы «З» и «Я».

В 1669 году вместо Губных старост и Губных целовальников были повсеместно введены сыщики.

История полиции в России начинается с XVIII века.

  • 7 июня 1718 года Пётр I учредил в Санкт-Петербурге Главную полицию. Генерал-полицмейстером был назначен генерал-адъютант Девиер. Первоначально штат полиции состоял из заместителя генерал-полицмейстера, 4 офицеров и 36 нижних чинов. Делопроизводство в Главной полицмейстерской канцелярии вели дьяк и десять подьячих. Полиция не только следила за порядком в городе, но и выполняла ряд хозяйственных функций, занималась благоустройством города -- мощением улиц, осушением болотистых мест, уборкой мусора и т. п. Стараниями Девиера в 1721 году в Санкт-Петербурге были поставлены первые фонари и скамейки для отдыха. Была организована пожарная служба. Кроме того, полиция обладала полномочиями судебной инстанции и имела возможность назначать наказания по уголовным делам.
  • 19 января 1722 года была учреждена полиция в Москве во главе с обер-полицмейстером. 10 декабря 1722 года была издана Полицмейстерская инструкция, состоящая из 40 пунктов.

С 1775 года (после «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи») городничих начал назначать Сенат.

В 1862 году была проведена реформа полиции. Звание городничего было упразднено; городнические правления в тех городах, которые были подчинены уездной полиции, были присоединены к земским судам, переименованным в уездные полицейские управления, а в тех городах, которые сохранили свою, отдельную от уездной, полицию, они были переименованы в городские полицейские управления.

В 1866 году петербургский обер-полицмейстрер Ф. Ф. Трепов направил Александру ІІ записку, в которой говорилось: «Существенный пробел в учреждении столичной полиции составляло отсутствие особой части со специальной целью производства исследований для раскрытия преступлений, изыскания общих мер к предупреждению и пресечению преступлений. Обязанности эти лежали на чинах наружной полиции, которая, неся на себе всю тягость полицейской службы, не имела ни средств, ни возможности действовать с успехом в указанном отношении. Для устранения этого недостатка и предложено учредить сыскную полицию».

В том же 1866 году в Петербурге было создано сыскное отделение , работа которого была построена на использовании негласных методов. Так появилась служба уголовного сыска. Затем сыскные отделения были и в других городах. К 1907 году они имелись в Москве, Киеве, Риге, Одессе, Тифлисе, Баку, Ростове-на-Дону и некоторых других крупных городах.

Департамент полиции как уже говорилось выше был упразднён 10 марта 1917 года. Тогда же была провозглашена замена полиции «народной милицией», которая была создана на основании постановления «Об утверждении милиции» и «Временного положения о милиции» от 17 апреля 1917 года.

Для современной России название - полиция тоже не нова.

20 мая 1993 года принят Закон «О федеральных органах налоговой полиции», в соответствии с которым как правопреемник Главного управления налоговых расследований учреждён Департамент налоговой полиции России. Федеральным законом № 200-ФЗ от 17 декабря 1995 года в закон были внесены поправки, в соответствии с которыми департамент был переименован в Федеральную службу налоговой полиции (ФСНП). Основной задачей самого молодого на тот момент правоохранительного органа, наделённого правом ведения оперативно-розыскной, экспертной и следственной деятельности, устанавливалась борьба с налоговыми преступлениями и правонарушениями, а также борьба с коррупцией в налоговых органах.

С 1 июля 2003 года указом Президента России В. Путина № 306 от 11 марта 2003 года Федеральная служба налоговой полиции упразднена без объяснения причин. Большинство функций ФСНП России и штат в 16 тысяч единиц переданы МВД. Материальная база и 40 тысяч штатных единиц переданы во вновь созданный Госнаркоконтроль.

Идея создания военной полиции появилась в середине 1990-х, когда стало окончательно ясно, что контроль за соблюдением воинской дисциплины со стороны военных комендатур недостаточен и требуется профессиональная военная полиция. В 1996 году в Госдуму был внесен проект закона, однако принят он не был. В 2005 году идею поддержал российский президент Владимир Путин, однако и в тот раз дальше слов дело не пошло. О военной полиции вновь вспомнили осенью 2009 года и уже через год министр обороны РФ подписал соответствующую директиву. Военная полиция находится в стадии формирования, по планам ее численность в будущем составит 20 тыс. человек.

О Федеральной полиции (несостоявшейся реформе МВД) впервые заговорили осенью 2002 года. В соответствии с планами, милиция должна была быть разделена на федеральную полицию и муниципальную милицию. Таким образом, по мнению тогдашнего заместителя руководителя кремлевской администрации Дмитрия Козака, должно было быть в полной мере реализовано конституционное право субъектов Российской Федерации самостоятельно осуществлять охрану общественного порядка, что было невозможно при существовавшей централизации внутри МВД. Кроме того, к концу 2003 года должно было быть создано ведомство, координирующее работу следственных органов МВД, ФСБ и налоговой полиции - Федеральная служба расследований. Однако, провальная политика министра внутренних дел Бориса Грызлова, в частности, ликвидация РУБОП, приведшая к небывалой коррупции в рядах сотрудников МВД, вынудила в конечном итоге не только отказаться от реформирования министерства, но и сделать его еще более централизованным, что, в целом, вписалось в общую концепцию централизации власти в России. На протяжении последующих лет периодически появлялась информация о всё-таки возможном осуществлении реформы и создании федеральной полиции, включающей в себя криминальную полицию, полицию общественной безопасности, миграционную полицию и спецуправления, но ничто из этого выполнено не было.

21 января 2010 на заседании ассоциации юристов России с участием главы МВД Рашида Нургалиева Сергей Степашин заявил, не раскрывая сути нововведения: «Милиции общественной безопасности, насколько я знаю -- её больше не будет. И наверное, создание профессиональной полиции -- это решение абсолютно правильное».

На этот раз власти дали понять, что всерьёз намерены довести реформу до конца, а также приняли решение приобщить к составлению закона рядовых граждан. 6 августа 2010 года президент России Дмитрий Медведев на совещании по вопросам реформирования МВД предложил уже на следующий день предоставить законопроект «О милиции» для всеобщего обсуждения в интернете.

В уникальном для России он-лайн обсуждении законопроекта "О полиции" приняло участие около 5 миллионов человек.

Законопроект был принят в первом чтении 10 декабря 2010г. Первоначально планировалось, что новый закон вступит в силу уже с января 2011 года, затем сроки перенесли на март.

В новом законе, кроме переименования структуры прописаны и другие пункты реформирования правоохранительных органов, которые вызывают вопросы. Переименование милиции в полицию имеет смысл только при условии, что новое ведомство, а главное его сотрудники и их взаимоотношения с гражданами, действительно изменятся в лучшую сторону.

Реформа МВД и переименование милиции в полицию породили множество дискуссий об отсутствии видимых изменений. Прежний образ и символика, доставшиеся в наследство от российской милиции не подходят для вновь созданной структуры. Исследования проводившиеся с февраля по март 2011 года показали, что россияне негативно относятся к происходящим реформам. Стало понятно, что назрела необходимость кардинальных перемен в идеологической и коммуникационной сферах правоохранительных органов.

Осенью 2011 года начаты мероприятия по формированию нового инновационного бренда российской Полиции. Бренд обращен как вовнутрь (сотрудники правоохранительных органов), так и вовне (общество, граждане РФ) через понятный язык современных визуальных коммуникаций. В новом образе государственный орган не дистанцирует себя от общества, он открыт, прозрачен и дружелюбен. Современный полицейский призван быть образцом во всем: в быту, на улице, в поступках, во внешнем виде, быть высококультурным человеком. Главным символом перемен в Полиции должен стать новый стиль.

На текущий момент мероприятия по ребрендингу Полиции находятся на стадии внедрения и планируют завершиться к концу 2012 года. Этот процесс должен стать стимулом позитивных изменений в обществе и отразиться на укреплении положительного имиджа Полиции России в целом.

В Древней Греции охрана общественного порядка в полисах (слово полиция происходит именно от греческого названия города-государства) была возложена на общественных рабов. Например, нам известно, что 300 скифов, обращенных в рабство, производили в Афинах аресты, охраняли заключенных и наблюдали за спокойствием в общественных местах. Интересно, что расследование таких тяжких преступлений, как убийства, было, в общем-то личным делом пострадавшей семьи. Справедливости ради надо сказать, что убийства свободных граждан были редкостью.

Древний Рим подходил к охране правопорядка с большей основательностью. В отдаленной древности заведывание охраной принадлежало трем магистратам, которые назывались triumviri nocturni, так как главную их обязанность составляло наблюдение за безопасностью в ночное время. Под их начальством состоял отряд общественных рабов, которые группами в 20-30 человек размещались около городских ворот и были снабжены всеми инструментами, необходимыми для тушения огня. Со временем этот отряд оказался недостаточным, вследствие постоянного расширения города; тогда образовались общества добровольцев, которые безвозмездно помогали триумвирам в исполнении их обязанностей.

Должностных лиц Рима сопровождали ликторы, чьей обязанностью была охрана и исполнение наказаний. Преступника, застигнутого на месте преступления, обычно казнили тут же. В месте с тем кража у частного лица, если вор успевал исчезнуть с награбленным ленным, считалась личным делом пострадавшего. В 6 г до н. э. после страшного пожара Август образовал корпус вигилов, которые были и стражами, и пожарными в одно и то же время. Их было 7 тысяч, и они разделялись на семь когорт. Во главе когорты стоял трибун, а главное командование принадлежало префекту, избиравшемуся всегда из всадников.

С упадком Рима функции поддержания порядка в Европе переходят к местным правителям и богатым вельможам, видным горожанам. Практически каждый сколько-нибудь состоятельный человек имел собственную стражу и расследовал преступления в своих владениях, «творя суд и расправу». Эта система с некоторыми модификациями держалась очень долго.

Лишь в 1667 король Франции Людовик ХIV издал эдикт об учреждении должности генерал-лейтенанта полиции, который должен был поддерживать мир и порядок в обществе, бороться с преступностью и охранять жизни и имущество всех достопочтенных горожан. В помощь генерал-лейтенанту (эту должность получил Никола Ла Рейни) были приданы 4 комиссара полиции, в его ведение были отданы все государственные узники королевских тюрем-крепостей - Венсенна, Бастилии, Пиньероля и других. В его распоряжении находилась целая армия - около тысячи человек кавалеристов и пехотинцев; дополняла её городская стража, так называемые «королевские лучники» в количестве 71 человека. Крупнейшим достижением Ла Рейны и его доверенного сыщика Дегрэ было раскрытие «дела отравителей», в которое оказались замешаны видные придворные и даже королевская фаворитка Монтеспан. Но не менее важным достижением был разгром «Двора Чудес» - квартала трущоб, в котором профессиональные нищие, воришки, убийцы и мошенники создали «государство в государстве». Одновременно Ла Рейни занимался для короля и политическим сыском и слежкой за неблагонадежными гражданами.

Система французской полиции оказала огромное влияние на другие страны. В Германии в эпоху Просвещения была выдвинута теория «полицейского государства», то есть государства, заботящегося о благополучии граждан путем строгого контроля за частной жизнью. Наибольших успехов достигла полиция Фридриха Великого. А вот Англии дебаты о6 учреждении полиции длились десятилетиями. Лишь в 1829 министр внутренних дел Роберт Пиль провел через парламент билль о6 учреждении полиции. Стражей порядка немедленно нарекли бобби» (Роберт - Бобби).

В России расследованиями преступлений в XVII-XVIII вв. ведал Сыскной приказ. Нередко его сыщики, нещадно преследуя мелких преступников, за мзду отпускали крупных лиходеев. Так жители Москвы несколько лет терпели несчастья от Ивана Осипова, известного как Ванька-Каин. Конец его деяниям положил генерал-полицмейстер А.Д. Татищев, напрямую обратившийся к императрице Елизавете Петровне. В 1755 бывший «хозяин Москвы» был сослан на каторгу.

Реформы императрицы Екатерины II привели к усилению полиции, разделенной, по примеру европейских держав, на городскую и сельскую. Тайная политическая полиция была отделена от уголовной. Полиция выполняла разнообразные функции: следила за соблюдением паспортного режима, предотвращала драки и публичные скандалы, как в древнем Риме, надзирала за противопожарной безопасностью.
Расследования по уголовным делам в то время предоставлялись весьма широкому кругу должностных лиц и органов. Его могли проводить нижние земские суды, управы благочиния и различные присутствия, состоявшие из полицмейстеров, частных приставов и следственных приставов уголовных дел. Следствие по маловажным делам производили в основном квартальные надзиратели. В более сложных случаях оно поручалось особым чиновникам, выделяемым губернским начальством или министром внутренних дел, либо особым комитетам, состоящим из чинов различных ведомств, но при главенствующей роли в них офицеров корпуса жандармов.

Таким образом, уголовный сыск (оперативно-розыскная деятельность) к середине XIX века уже выделялся как форма участия полиции в раскрытии преступлений, причем как составная часть дознания. В 1801 пытки подозреваемого были запрещены законодательно. Детально процесс полицейского расследования показан в знаменитом романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Из-за негативной политической окраски после революции название полиция» было заменено на «милицию», хотя последнее слово означало ополчение», а не профессиональную службу.

ХХ век, начавшись во многих странах под лозунгами «освобождения от полицейского гнета», стал веком крупнейших преобразований правоохранительных органов в сторону усиления. В середине столетия усилия полиций разных стран объединились в международную организацию Интерпол.

(Из Энциклопедии АиФ)

Российской империи? Чтобы ответить на этот вопрос, надо немного заглянуть в историю. Почему?

Тот факт, что каждого государства есть своя история - это общепринятое и традиционное понятие. Со школьной скамьи мы изучаем эту науку, рассказывающую об образовании и становлении как нашей родной страны, так и других стран мира.

Но существует ли история определенных министерств и ведомств, входящих в политическую структуру государства? Конечно, ведь у них есть свое начало, этап становления и формирования, взлеты и падения лидеров и руководителей, слабые и сильные стороны.

Прежде чем узнать дату создания империи, давайте проведем короткий экскурс в историю данной государственной структуры, рассмотрим ее задачи и цели.

Цели возникновения

На момент образования Министерства внутренних дел Российской империи в государстве уже было учреждено ведомство полиции, которое отвечало за осуществление безопасности и охрану правопорядка по всем губерниям. Поэтому цели данного департамента были немного другими.

Надзор над ссыльными

В 1822 году был издан еще один Указ императора, разработанный Михаилом Михайловичем Сперанским, регламентирующий процесс отправления арестантов и каторжников к месту ссылки. Например, были детально описаны правила и сроки движения в пути. Согласно документу, арестанты должны были быть закованы в кандалы и клеймены (позднее - наполовину обриты).

Как видим, деятельность Министерства внутренних дел охватывала множество различных граней социальной и политической жизни общества.

Награды и отличия

Начиная с 1976 года, по повелению Александра II, сотрудников данного учреждения стали награждать медалями “За беспорочную службу”. Высшие должностные лица Ведомства также были удостоены высоких знаков отличия. Например, императорским Орденом Святого апостола Андрея Первозванного были пожалованы такие видные деятели, как А. Х. Бенкендорф (начальник жандармерии) и Д. В. Голицын (московский генерал-губернатор), а также министры Перовский, Ланский, Толстой.

Конец истории

Серьезные изменения в составе и структуре МВД Российской империи произошли в связи с февральскими событиями 1917 года. Были полностью упразднены некоторые должности и департаменты. Также была образована Чрезвычайная комиссия по расследованию злоупотреблением властью данных подведомств. Вследствие народных бунтов происходили многочисленные уничтожения и разгромления государственных архивов.

Было создано Временное полицейское управление, цель которого была обеспечить граждан личностной и имущественной безопасностью.

Но достичь чего-то кардинального новое министерство не успело. Начались октябрьские события 1917 года.