Илья Демаков: «На веру» дети уже ничего не воспринимают. Лучший учитель России Илья Демаков: «Роль учебника на уроке истории второстепенна А о каких спорных моментах идет речь прежде всего

Учитель года родом из Петербурга молод и продвинут: понимает рэп-баттлы и не ругает за смартфоны. «Фонтанке» он рассказал, что не учитель вовсе, а исследователь. А работы своих учеников продвигает через собственный сайт.

официальный сайт гимназии 116 – gymn116.ru

Учитель истории и обществознания Илья Демаков из Санкт-Петербурга стал . «Фонтанка» пообщалась с «главным наставником страны», который стал , и узнала, какой он, современный преподаватель, чего ждет и чего требует от учеников.

Илья Демаков родился в Тюмени. Учился в 599-й школе в Приморском районе. «С учителями мне повезло исключительно. Особенно с Мариной Дмитриевной Михайловской – моей учительницей истории, благодаря которой я выбрал свою специальность», – сразу рассказал он. Музыку учитель слушает самую разную. «У меня есть плейлист Юрия Антонова, – со смехом говорит лучший педагог страны. – Очень люблю классическую музыку. Особенно люблю то, что называется современной классикой. Музыку, которую пишут современные композиторы. Инструментальную музыку. Я не любитель рок-музыки. Однозначно нет». Рэп-баттлы главный российский учитель 2017 года «понимает, но не принимает». Невзирая на возраст – 30 лет.

Было и стало

«Я учился в 1990-е годы. И разница тех лет и дня сегодняшнего, конечно, есть, – делится своими ощущениями учитель года-2017. – Во-первых, мы вступили в цифровую среду. В техническом плане школа изменилась очень сильно. Сегодня, собираясь на работу в класс, я не задумываюсь, что там может не быть какой-то техники. Того же проекционного оборудования, интерактивной доски, Интернета. Это всё само собой разумеющиеся вещи. Когда учился я, урок чисто технически строился иначе. Всё было «вручную».

При этом Илья Демаков уверен, что сама по себе современная техника интерес детей к знаниям никак не формирует. «Можно в хорошую школу поместить много новой техники, но качество обучения детей никак не изменится, – говорит он. – Речь идет об инструментах, которые помогают нам быть оперативнее. Давать информацию в том формате, который привычнее детям».

История и школа

Еще ученикам Ильи Демакова повезло в его убеждениях относительно собственного предмета. Он убежден, что знание истории – это вообще не знание дат, а способность ребёнка видеть в пространстве, которое тебя окружает, то, что было сделано человеческими руками до тебя. А учебник школьнику нужен, только если он болеет и сидит дома. «На уроке истории роль учебника второстепенна, – уверен Илья Демаков. – Но учебник должен быть более или менее однообразным по всем школам и всем регионам нашей страны. Учебников не должно быть избыточно много. Дополнение учителя не должно быть слишком вариативным».

Идеология и школа

«Всё, что меняется в отношении к истории, что происходит сейчас в мире вокруг нас, уступает по важности главной задаче. Главная идеологическая нагрузка на уроках истории заключается в том, что это уроки о человеке, человеческом измерении вокруг нас. То есть это своего рода уроки про чувство локтя, – смотрит на жизнь философски Илья Демаков. – На мой взгляд, идеологическая задача – помочь ребёнку принять самого себя, быть принятым в коллективе, в семье. Уверен, что так будет всегда».

По мнению Ильи Демакова, на уровне государства при этом идеология должна быть. «Государство без идеологии – это очень странное явление, – недоумевает историк. – Бояться или отторгать части нашего исторического пути неправильно и ошибочно. Это то, с чем я готов бороться».

Антиутопии

Илья Демаков видит в российской действительности элементы антиутопии, но все же уточняет, что это есть вопрос ценностей того или иного человека. При этом Илья Демаков уверен, что современные дети априори обладают способностью сориентироваться в огромном количестве очень разной информации. «И визуальной, и текстовой, и в различных мнениях. Для современных детей это нормально, – говорит историк. – Для них само собой разумеется, что вокруг нет ничего однозначного. Вот так наивно «на веру» современные дети уже ничего не воспринимают».

Бюрократия и школа

«Моя бабушка всю жизнь проработала в школе учительницей химии. Она рассказывала, что в 1960 – 1970-е годы все кругом жаловались на то, что учитель завален бумажной работой. Такого количества отчётов, сводок, других бумаг, которые были у них, не было ни до, ни после, – рассказал Илья Демаков. – Сегодня опять некая похожая волна». Но она, уверен учитель, уже идет на спад. «Я по себе вижу и по своей школе положительные результаты. Что-то перешло в цифру. И это очень облегчает работу, – радуется прогрессу Илья Демаков. – Например, мы ушли от «двойной бухгалтерии», когда у нас был и классический рукописный классный журнал, и журнал электронный. Электронный гораздо удобнее. Он всегда с собой. Он всегда на рабочем месте. Им могут одновременно пользоваться все учителя. В этом смысле стало легче, чем было ещё год назад».

Учитель года и digital-каналы

Илья Демаков принципиально не заводит аккаунт "ВКонтакте", так как соцсети, по его мнению, все равно снижают долю приватности, которая должна быть у любого человека: «Коллеги говорят, что для классного руководства это очень удобно – аккаунт в соцсетях. Но я вместе со своими ребятам много лет веду свой канал на youtube . Это действительно удобно. Кроме того, мне нравится формат блогов, которые сегодня переросли в большой детско-взрослый сайт . Его мы ведём вместе с учениками». В то же время

В Кремлевском дворце объявили победителя главного образовательного конкурса страны

5 октября, в главный праздник всех школьных педагогов, в Кремлевском дворце объявили победителя всероссийского конкурса «Учитель года». По итогам последнего этапа испытания - круглого стола с министром образования Ольгой Васильевой победу одержал 30-летний Илья Демаков, учитель истории и обществознания из санкт-петербургской гимназии №116. Примечательно, что в этом году педагогу удалось стать учителем года дважды. Помимо победы во всероссийском конкурсе Илья Демаков стал лучшим преподавателем своего родного Санкт-Петербурга.

Новоизбранный учитель года пришел работать в профессию 9 лет назад. После окончания СПбГУ Илья Демаков устроился в гимназию №116 преподавателем обществознания и истории. Параллельно закончил аспирантуру и подготовил диссертационную работу об административной деятельности Михаила Ломоносова. Педагогические заслуги Ильи Сергеевича не раз отмечали не только на региональном, но и на федеральном уровне. Демаков стал абсолютным победителем всероссийского конкурса «Педагогический дебют» 2013 года.

Помимо преподавания в своей гимназии Илья Сергеевич руководит театральной студией на немецком языке и кружком любителей творчества Толкиена, а главным своим хобби называет городские прогулки. Педагогическое кредо Демакова укладывается в короткое предложение «Ясность и увлечение - основа успеха». А кредо по жизни заключено в латинском выражении Plus in nobis est («В нас заложено больше»). Своей особенной гордостью Демаков считает своих учеников, среди которых победители всероссийских олимпиад и молодые исследователи, отмеченные дипломами конкурсов и научных конференций школьников.

«Работа в школе - это живой диалог. Каждое действие (и бездействие!) ученика и учителя непременно отзывается свежими впечатлениями, новым опытом или переменой в настроении. В школе все живо и подвижно. Непосредственность и открытость здесь сочетаются с ответственностью. Но главное - в школе всегда есть то, что хорошо получается. А человеку нравится быть там, где он успешен», - так Илья Сергеевич объясняет, почему он выбрал профессию учителя.

Напомним, что история главного педагогического конкурса страны началась еще в 1989 году, когда «Учительская газета» в своих публикациях подняла вопрос о возможности проведения в России конкурса «Учитель года».

В этом году второй раз подряд в конкурсе приняли участие педагоги из всех 85 регионов России, в том числе на соревнование попали 12 педагогов из сельских школ. Средний возраст участников составил 36 лет, а педагогический стаж - 12 лет. Можно говорить о том, что конкурс молодеет: средний возраст участников прошлогоднего состязания составлял 37 лет, а стаж - 13,6. За право называться лучшим учителем России в этом году боролись 16 словесников, 14 преподавателей истории и обществознания, по 9 учителей иностранного языка и математики, по 6 учителей начальных классов и географов, 5 физиков, по 4 учителя биологии и информатики.

Несмотря на то что профессия учителя в России традиционно считается женской, в пятерку финалистов конкурса-2017 удалось пробиться только одной даме - учителю русского и литературы из Ульяновска Анастасии Мингачевой. Также в финал конкурса вышли два математика - Владимир Пономаренко из Самары и Алмаз Хамидуллин из Казани, учитель истории и обществознания из Санкт-Петербурга Илья Демаков и преподаватель биологии из Москвы Иван Смирнов.

ПЕДАГОГИ С ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИЕЙ

Они уже лучшие. Два математика - один из Самары , другой из Казани . Один биолог - из Москвы . Единственная представительница прекрасного пола - учитель русского языка и литературы из Дмитровграда Ульяновской области. И петербуржец - 30-летний историк Илья Демаков из гимназии № 116 Приморского района. Каждый из них по праву победитель, каждый из них увез на родину Малого хрустального пеликана. Абсолютным же Учителем года назвали учителя из Петербурга !

Конкурс, который проходил уже в 28-й раз, состоял из трех этапов. Первые туры - в Сочи - право принимать "Учителя года" для Краснодарского края выиграл в прошлом году учитель из Армавира. Конкуренция была огромная - в конкуре приняли участие абсолютно все регионы России .

Последним испытанием для пятерки победителей стал "Круглый стол образовательных политиков" с участием Министра образования и науки, который прошел в Москве. В этом году темой для обсуждения стало "Единое образовательное пространство". Говорили, в том числе, и о ЕГЭ , и о школьных учебниках - их качестве и количестве.

Вы совершенно здраво оцениваете, что 2-3 линейки учебников необходимы, что базовое образование должно обеспечиваться для каждого гражданина страны, - сказала Ольга Васильева . - Это гражданская позиция. Очень приятно, что она у вас есть, и она у вас четко выражена. Вы поддерживаете министерство в том, что каждый человек рождается одаренным, и задача школы и всех ступеней воспитания и обучения этот талант увидеть и помочь ему развиться.

Абсолютного победителя объявили вечером 5 октября на большом концерте в честь дня учителя. Помимо премии, ему достался Большой хрустальный пеликан, а также почетная обязанность - на год стать общественным советником министра образования и науки России.

МОЛОДОСТЬ И МАСТЕРСТВО

Каждая награда разделяется с теми, кто рядом, - сказал в ответном слове Илья. - И мы можем абсолютно все благодаря нашим детям, нашим ученикам, таким, как мои пятиклассники, которые всегда больше других верят в своего учителя. Для меня огромное счастье привезти Большого пеликана на берега Невы !

Среди тех, кто рядом - коллеги Демакова.

Заслуженный учитель России Сергей Букинич вспоминает: он познакомился со своим будущим коллегой, когда тот был еще школьником. Илья вошел в число победителей Всероссийской олимпиады по истории. Увлечение переросло в профессию: окончив истфак СПбГУ , молодой человек приступил к работе в гимназии № 116, где преподает уже восемь лет.

Первые годы я был его наставником, приглашал на мастер-классы известных педагогов города, - вспоминает Сергей Букинич. - Дальше мы уже вместе представляли Санкт-Петербург на Первом чемпионате учительских команд в Ульяновске и разделили вместе успех второго места. Нынешнее участие Ильи во Всероссийском конкурсе " Учитель года" - закономерный результат его учительской карьеры.

Молодого педагога в школе любят и учителя, и ученики. Говорят, он из тех людей, у которых "горят глаза".

Он полон энтузиазма, который воодушевляет всех вокруг, - говорит учитель русского языка и литературы Наталья Меркулова . - Его искрометный юмор и тонкая ирония, удивительная память и редкий дар быстро реагировать на любую ситуацию всегда приятно удивляют при общении с ним. Его диалог с учениками - это фейерверк шуток в сочетании с профессиональными знаниями и человеческой добротой, который неизменно вызывает волну любви со стороны детей. Несмотря на свою молодость, он умеет быстро решать вопросы, которые большинство опытных учителей поставили бы в тупик.

Илья проводит суды над разведчиком Пауэрсом, штабные игры по битве при Вердене , приходит на уроки со скелетом в парике и вообще постоянно придумывает что-то новое, - рассказывает учитель английского языка Мария Браво.

КСТАТИ

Перед награждением с лауреатами конкурса встретился президент Владимир Путин . У педагогов была возможность задать главе государства вопросы.

Несколько лет назад при аналогичных обстоятельствах мой школьный учитель задавал Вам вопрос: кого из деятелей отечественной истории Вы назвали бы ключевым, - спросил Илья Демаков. - Хотел узнать и от своего лица, и от его: не изменилась ли Ваша оценка за это время?

А что я тогда сказал? - поинтересовался президент.

Вы назвали Александра III, - напомнил Демаков.

Да, Александр III – выдающийся деятель нашей истории, один из строителей нашего государства, - согласился Владимир Владимирович. - У нас много было выдающихся деятелей. Вы знаете, вот так просто показать пальцем очень сложно. Вообще, самое главное действующее лицо – это народ. Туда нужно углубляться – прежде всего в изучение морально-этических качеств нашего народа, там вся сила, там основа основ.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

"Работа в школе - это живой диалог. Каждое действие (и бездействие!) ученика и учителя непременно отзывается свежими впечатлениями, новым опытом или переменой в настроении. В школе всё живо и подвижно. Непосредственность и открытость здесь сочетаются с ответственностью. Но главное - в школе всегда есть то, что хорошо получается. А человеку нравится быть там, где он успешен".

ЗВОНОК ПОБЕДИТЕЛЮ

- Илья, поздравляем вас с победой. Какие ощущения от конкурса?

- Очень радостные. Участие в нем - самое главное событие в жизни любого учителя, ведь у нас все-таки не так много моментов позитивной публичности, и они очень ценны. Я очень был рад увидеть ярких творческих коллег из всех регионов страны, которые сталкиваются с теми же проблемами, что и я, решают их. Эти новые знакомства, диалоги, живое общение - для меня стало самым важным. Мы со всеми обменялись контактами, будем общаться.

Ну, и, конечно, испытываю огромное облегчение, что оправдал ожидания всех, кто меня поддерживал. За меня болеет младший брат-пятиклассник, он смотрел все трансляции. Это огромная ответственность, и здорово чувствовать себя тем, кто выдержал испытания. Я не подвел.

- Ученики ваши тоже следили за конкурсом?

Они меня беспрерывно поддерживают, пишут во всех соцсетях. Стоит повесить свежую фото, пост, мгновенно к нему оставляют пару сотен комментариев, никогда в жизни столько не было. Такое впечатление, что круглосуточно следят за конкурсом даже те, кто раньше вообще внимания особо не обращал.

Вообще, я очень соскучился по своим ученикам - сейчас у меня пятиклассники. Последнее, что сделал в Петербурге по дороге в аэропорт – забежал к школу и сделал с ними селфи, как талисман на конкурс. И знаете, я, когда вернусь, обязательно распечатаю это фото. Оно, правда, оказалось талисманом.

- Кто первый вас поздравил?

Самой первой позвонила мама. А затем - так совпало - позвонил именно мой наставник, тот педагог, чей вопрос я транслировал президенту Путину. Это Сергей Александрович Букинич. Мы сейчас вместе работаем в гимназии.

ДОСЬЕ "КП"

Илья Сергеевич Демаков

Место работы: гимназия № 116 Приморского района Санкт-Петербурга (с 2009 года)

Должность: учитель истории, права и обществознания. С 2016 года – тренер российской команды на Форуме молодежи северных стран (Nordic Youth Meeting). Координатор проекта, посвящённого толерантности и диалогу культур, в рамках международной Декады Лютера. В гимназии - руководитель театральной студии на немецком языке и кружка любителей творчества Р. Дж. Толкина.

Возраст: 30 лет

Образование: высшее, Санкт-Петербургский государственный университет (специалитет), 2009 год. Российская академия наук (аспирантура), 2013 год..

Педагогический стаж: 8 лет.

Отраслевые награды: Почётная грамота Министерства образования и науки РФ , Награда Правительства Санкт-Петербурга – Знак «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга». Победитель Всероссийского конкурса «Педагогический дебют. Победитель в номинации «Учитель года» конкурса педагогических достижений Санкт-Петербурга.

КСТАТИ

Последний раз Большой хрустальный пеликан "улетал" в Петербург ровно десять лет назад, в 2007 году. Тогда победителем конкурса стал молодой учитель математики Дмитрий Гущин . Тот самый, чье имя прогремело в некрасивом скандале минувшим летом: педагог, по его словам, отказался подделывать оценки ученикам Петергофской гимназии, в которой работал. За что и был уволен. Когда история стала достоянием общественности, директора гимназии сняли с должности .

А первым историком, победившим в Учителе года, также стал петербуржец - в 2003 году Пеликана получил педагог из 166-й гимназии Игорь Карачевцев. Теперь он, к слову, ее директор.

Лучшим учителем года в России в 2017 году. 30-летний преподаватель истории, обществознания и права уже почти десять лет работает в гимназии № 116.

Откуда у школьников возникает интерес к праву и политике, нужно ли обсуждать на уроках оппозиционные митинги и что произошло, когда учебников по истории осталось три вместо полутора тысяч? Демаков рассказал «Бумаге» , как преподают историю современным школьникам и что изменилось за последние годы.

- Вы работаете в школе около десяти лет. Насколько сильно за эти годы изменилась программа по истории?

Изменения в программах - это, наверное, даже не самое важное. Меняются технические средства, с помощью которых мы обучаем. Когда я сам учился в школе - это были 90-е, - практически всё происходило вручную и, конечно, никаких мультимедийных средств не было. Сейчас в гимназии я даже не задумываюсь, когда перемещаюсь из класса в класс, о том, что где-то может не быть проектора, мультимедийной доски или интернета. Это большое изменение, учитывая особенности мышления современных детей, которым такие технические средства действительно нужны.

Второе изменение произошло в содержании. Как раз в истории случилось то, что должно было случиться и в других предметах: сейчас сокращается количество учебных пособий - и это очень правильно. На истории мы уже несколько лет работаем всего по трем учебникам. Это хорошо, потому что главный на уроке всё равно учитель. А учебник и любые другие средства - это только некое дополнение к нему в тех случаях, когда ученик не может общаться с учителем напрямую: скажем, из-за длительной болезни.

В 1930-е годы был «Краткий курс истории ВКП(б)» - в буквальном смысле единственный учебник истории. И этот призрак всех очень пугал

Еще недавно в федеральном перечне учебников было 1400 наименований - естественно, это кошмарная цифра, и тут выбрать ни ученику, ни учителю решительно невозможно. Сейчас учебника три, и это удобно, потому что все-таки это не один и учитель может в определенной степени маневрировать между ними, выбирая задания.

Когда обсуждали сокращение количества учебников, некоторые опасались, что это приведет к одной точке зрения на историю. Потому что раньше спорные моменты могли быть представлены в разных пособиях по-разному. Была ли такая проблема?

Когда происходило это обсуждение, я был одним из экспертов у нас в регионе. Чего боялись тогда коллеги и специалисты? В 1930-е годы был такой «Краткий курс истории ВКП(б)» - в буквальном смысле единственный учебник истории. И этот призрак всех очень пугал. Но ничего подобного не произошло, потому что составили не единый учебник, а единый стандарт содержания, в котором прописаны спорные, трудные вопросы - и на них приведены дискуссионные точки зрения и некий общий взвешенный взгляд ученых. И уже под этот общий контекст разные коллективы авторов писали общие учебники, которых сейчас осталось три. То есть позиция общая, а манера изложения разная.

- А о каких спорных моментах идет речь прежде всего?

Они называются «трудные вопросы истории» - трудные для изучения, трудные для изложения. Это, например, эпоха Ивана Грозного, связанная с опричниной, централизацией государства. Естественно, это ХХ век - особенно [это важно] в этом году: столетие российской революции, вопрос белых и красных, вопрос поляризации общества.

- А насколько подробно на уроках говорят о современной истории России - времени после перестройки, 90-х?

Времени действительно может быть не так много, если мы хотим сообщить какое-то предельное количество фактов по истории. Но мне кажется, это совершенно не ключ к изучению предмета. Я уверен, что знать историю и знать даты - это совершенно не синонимы. Когда мы пытаемся превратить урок истории в изучение хронологических списков, это даже вредно. Потому что, во-первых, всё это забудется. Во-вторых, у современного человека, особенно у ребенка, сейчас есть внешняя память в виде «Гугла», которая, естественно, ему подскажет любую дату, так что совершенно необязательно ее в голове держать. Это нормально: человек не машина, и он не для того создан, чтобы вести подсчеты.

Урок истории - это не место для того, чтобы мы обсуждали совсем глубинные, индивидуальные вопросы. В первую очередь потому, что такое не всегда может себе позволить ученик

Но смысл изучения истории прежде всего заключается в том, чтобы присвоить себе свою родную историю. Своим мы считаем то, по поводу чего переживаем, чему способны сочувствовать или радоваться. Если мы в исторических событиях поможем ребятам увидеть что-то, что вызывает у них эмоциональный отклик, тогда, действительно, эта история будет для них своим. Как мы относимся к своей собственности - мы склонны ее защищать, мы ее оберегаем. Наверное, было бы неплохо, если бы мы по такому же принципу относились к своей истории - как к своей собственности.

- Но отношение к событиям может быть как положительным, так и отрицательным.

Так не все события в истории каждого народа, в том числе и нашего, нужно оценивать положительно. Все-таки история - это наука о людях, а люди несовершенны. Тем, наверное, сама эта наука и интересна.

Лучший учитель биологии в Петербурге - о престиже профессии, школьной форме и «Вечернем Урганте»

Почему работать в школе престижно и сколько зарабатывает один из лучших учителей в стране.

- Насколько современные школьники интересуются политикой в целом?

Мне нравится тенденция, которую и я сам, и мои коллеги видят за годы преподавания. Есть в обществознании такие блоки, актуальность которых детям объяснять не надо. То есть не требуется никаких вводных, почему детям это важно знать. К таким блокам относится, во-первых, всё право - от начала и до конца. Здесь у современных детей какой-то априорный интерес ко всему, что связано с правовым полем. И второе - это то, что касается природы человека. Человек как особое существо в природе, которое подчиняется, с одной стороны, законам естественным, а с другой - законам социальным. Эта тематика их интересует.

Почему, на ваш взгляд, у школьников такой интерес именно к праву и тому, что касается человека как части общества?

Я думаю, всё, что задает в современном мире - разнообразном, подвижном - правила игры, всё, что позволяет понять свое отношение к окружающим людям и существующим институтам, вызывает живой интерес.

Вы часто обсуждаете со школьниками какие-то современные политические события, происходящие у нас в городе? Например, митинг в поддержку Навального 7 октября. На ваш взгляд, нужно ли об этом говорить на уроках?

Я уверен, что урок, и в том числе урок истории, это не место для того, чтобы мы обсуждали совсем глубинные, индивидуальные вопросы. В первую очередь потому, что такое не всегда может себе позволить ученик: это достаточно трудный разговор, который в условиях массового обсуждения бывает для ребят и болезненным, и, наверное, даже вредным. Поэтому в том диалоге, который существует у меня с моими ученикам, мы такие вопросы, конечно, обсуждаем, но это не в формате урока, а в формате внеклассных занятий или просто беседы.

- То есть ученики обычно сами спрашивают об этом?

Да, и делают это достаточно часто, но обычно - индивидуально, для того чтобы разговор получился более открытым и чтобы они выяснили то, что их интересует.

Сейчас многие обращают внимание на то, что на митингах последних лет стало больше школьников, в том числе среди задержанных. На ваш взгляд, это показатель того, что они стали более политически активными, чем раньше?

Я думаю, нет. Если мы вспомним периоды истории в ХХ веке, то в советской школе дети точно интересовались политикой в своей стране не меньше, чем сейчас, а, может быть, еще и больше. Я считаю, что это связано не с каким-то конкретным политическим моментом, а с природой ребенка, которому вообще свойственно эмоционально откликаться на то, что происходит вокруг него, и примерять на себя разные социальные роли. В конечном итоге это помогает ему лучше социализироваться.

- Что влияет на то, есть ли этот эмоциональный отклик: родители, школа, интернет, соцсети?

Средства коммуникации, конечно, у ребят изменились, но я не вижу в этом ничего сиюминутного и не думаю, что стоит придавать особое значение тем поводам, о которых вы говорите. Я не уверен, что ребята как-то глубоко разбираются в том, почему собираются эти митинги. Поэтому и наша задача, и задача семьи в том, чтобы яснее показать ребятам, в чем суть происходящего. На этом интерес большинства детей исчерпывается.

Тем не менее есть учителя, которые пытаются передать школьникам свою точку зрения на происходящее, а есть более «нейтральные».

Учитель, конечно, не должен быть нейтральным к тому, что происходит вокруг. Это было бы очень странно. Но урок все-таки не митинг - и это должно быть и ребенку, и учителю вполне понятно. Есть классические задачи и формы работы, которые приемлемы, а есть то, что неприемлемо ни в коем случае.

Бывает ли, что у учеников возникает какое-то искаженное представление об истории - например, из-за популярных пабликов в соцсетях и других неточных интернет-ресурсов на историческую тему?

Ребята, конечно, очень сильно погружены и в гаджеты, и в цифровую среду - это реальность, в которой мы существуем. Но бороться с этим и запрещать на уроках пользоваться техническими средствами - в каком-то смысле как бороться с будущим. Это неверно. Вызов, который стоит перед учителем, заключается в том, чтобы для самого себя переоценить и цифровую среду, и гаджеты в руках ребенка. Их нужно рассматривать как рабочий инструмент, с помощью которого можно решить какие-то практически значимые задачи - скажем, поиск информации.