Биологические признаки личности. Биологические признаки человека

Какие биологические и социальные черты обуславливают, по мнению автора, существование социальных институтов? Используя текст, укажите одну биологическую и одну социальную черту.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Одной из важных черт социального института является его соответствие «социальной потребности». Люди, видимо, не могут существовать без коллективных объединений - общностей и обществ, которые сохраняются в течение длительного времени. Эта тенденция, наверное, обусловлена биологической зависимостью людей друг от друга, преимуществами сотрудничества и разделения труда в целях выживания по сравнению с усилиями отдельных индивидов, а также исключительной способностью людей взаимодействовать друг с другом на основе символической коммуникации. Но, несмотря на явные преимущества коллективной жизни по сравнению с индивидуальной, общества сохраняются не автоматически. Часть энергии общества должна быть направлена на самосохранение и самовоспроизводство. В связи с этим исследователи ввели понятие «социальных потребностей», или «социальных функций».

Практически все теоретики общественных наук стремились определить, что необходимо для поддержания жизнедеятельности общества. Карл Маркс считал, что основой общества является потребность в материальном обеспечении выживания, которую можно удовлетворить только посредством совместной деятельности людей; без этого общество не может существовать...

Другие теоретики общественных наук иначе рассматривают социальные потребности. Герберт Спенсер, сравнивавший общество с биологическим организмом, выделял потребность в «активной обороне» (речь идёт о военном деле) для борьбы с «окружающими врагами и грабителями», потребность в деятельности, поддерживающей «основные средства существования» (сельское хозяйство, производство одежды)‚ потребность в обмене (т.е. в рынках) и потребность в координации этих различных видов деятельности (т.е. в государстве).

Наконец, более современные исследователи составили следующий перечень основных элементов, необходимых для поддержания целостности общества:

1. Коммуникация между членами общества. В любом обществе имеется общий разговорный язык.

2. Производство товаров и услуг‚ необходимых для выживания членов общества.

3. Распределение этих товаров и услуг.

4. Защита членов общества от физической опасности (штормов, наводнений и холода), от других биологических организмов (например, насекомых-вредителей) и врагов.

5. Замена выбывающих членов общества путём биологического размножения и посредством усвоения индивидами определённой культуры в процессе социализации.

6. Контроль за поведением членов общества в целях создания условий для созидательной деятельности общества и урегулирования конфликтов между его членами.

Эти социальные потребности удовлетворяются не автоматически. Для их удовлетворения необходимы совместные усилия членов общества. Эти совместные усилия осуществляются институтами. Экономические институты, включающие рынки и такие производственные объединения, как фабрики, созданы для удовлетворения 2-й и 3-й потребностей. Семья и учебные институты связаны с организованной деятельностью ради удовлетворения пятой потребности... И наконец, правовые и правительственные институты (суды, полиция и тюрьмы) осуществляют контроль за поведением членов общества.

(Н. Смелзер )

Пояснение.

В правильном ответе должны быть указаны черты:

1) биологическая: биологическая зависимость людей друг от npyra, преимущества сотрудничества и разделения труда в целях выживания по сравнению с усилиями отдельных индивидов;

2) социальная: наличие социальных потребностей.

Черты могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Пояснение.

К естественным наукам относятся науки: о космосе, его строении, развитии (астрономия, космология, космогония, астрофизика, космохимия и проч.); Земле (геология, геофизика, геохимия и др.); физических, химических, биологических системах и процессах, формах движения материи (физика и т. п.); человеке как биологическом виде, его происхождении и эволюции (анатомия и т. д.).

Технические науки содержательно основываются на естественных науках. Они изучают разлииные формы и направления развития техники (теплотехника, радиотехника, электротехника и проч.).

Общественные (социальные) науки также имеют ряд направлений и изучают общество (экономика, социология, политология, юриспруденция и т. п.).

Гуманитарные науки - науки о духовном мире человека, об отношении к окружающему миру, обществу, себе подобным (педагогика, психология, эвристика, конфликтология и др.).

А) логика - науки о познании и мышлении.

Б) математика - точные и технические.

В) история - социально-гуманитарные.

Г) политология - социально-гуманитарные.

Д) физика - естественные.

Ответ: 42113.

Установите соответствие между примерами и группами качеств человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Пояснение.

А) У Антона голубые глаза - биологические.

Б) Рост Петра - 180 см - биологические.

В) Анна трудолюбива - социальные.

Г) Катя очень отзывчива - социальные.

Д) Макару нравится быть в центре внимания окружающих - социальные.

Ответ: 11222.

Найдите в приведённом ниже спис­ке черты человека, обу­слов­лен­ные биологически, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) возрастные и по­ло­вые различия

2) темперамент

3) особенности нерв­ной системы

4) самооценка

6) особенности мировоззрения

Пояснение.

Ученые, об­суж­да­ю­щие эту проблему, счи­та­ют человека про­дук­том биологической и социально-культурной эволюции. Че­ло­век превосходит жи­вот­ный мир, но как био­ло­ги­че­ский вид под­чи­ня­ет­ся законам био­ло­гии - он ест, спит и т. п. В че­ло­ве­ке есть био­ло­ги­че­ские черты: нервно-психическое развитие, ин­ди­ви­ду­аль­ные особенности физиологии, пол, воз­раст и го­минид­ная триада: прямохождение, осо­бое строение руки, слож­ная структура мозга. По мне­нию философов, че­ло­ве­ка выделяет над жи­вот­ным миром и при­ро­дой наличие души - его ин­ди­ви­ду­аль­но­го духа.

Ответ: 123.

Ответ: 123

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 5.

Кирилл Соболев 07.11.2015 15:50

Темперамент не обусловлен билологически

Валентин Иванович Кириченко

Темперамент - это определенный набор свойств психики индивида, которые имеют в качестве физиологического базиса тип высшей нервной деятельности.

Иван вы­пол­нял задание по теме: «Человек как ре­зуль­тат биологической и со­ци­о­куль­тур­ной эволюции». Он вы­пи­сы­вал из учеб­ни­ка черты, свой­ствен­ные человеку. Какие из них от­ра­жа­ют специфику со­ци­аль­ной природы человека, в от­ли­чие от животного? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

2) способность к целеполаганию

3) забота о потомстве

4) приспособление к усло­ви­ям окружающей среды

5) стремление по­нять окружающий мир

6) общение с по­мо­щью членораздельной речи

Пояснение.

Человек как со­ци­аль­ное существо не­раз­рыв­но связан с обществом. Че­ло­век становится человеком, лишь всту­пая в об­ще­ствен­ные отношения, в об­ще­ние с дру­ги­ми людьми. Индивид, в силу каких-либо при­чин оторванный с рож­де­ния от общества, оста­ет­ся животным. Че­ло­век не толь­ко продукт общественно-исторического развития, но и его субъект, своей де­я­тель­но­стью изменяющий окру­жа­ю­щую среду. Со­ци­аль­ная сущность че­ло­ве­ка проявляется через такие свой­ства как спо­соб­ность и го­тов­ность к об­ще­ствен­но полезному труду, со­зна­ние и разум, сво­бо­да и от­вет­ствен­ность и др.

1) использование предметов, дан­ных природой

2) способность к целеполаганию - да, верно.

3) забота о потомстве - нет, неверно.

4) приспособление к усло­ви­ям окружающей среды - нет, неверно.

5) стремление по­нять окружающий мир - да, верно.

6) общение с по­мо­щью членораздельной речи - да, верно.

Ответ: 256.

Ответ: 256

Предметная область: Человек и общество. Природное и общественное в человеке

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 3.

Олег Захаров 28.04.2016 15:14

Разве п.3 не относится к социальной природе человека?

Валентин Иванович Кириченко

Нет, это характерно и для животных

Елена Ватолина 06.05.2016 16:02

целеполагание присуще животным, для человека свойственна целеНАПРАВЛЕННАЯ деятельность

Валентин Иванович Кириченко

Целеполагание присуще только мыслящим существам, животным нет.

Представьте, что Вы по­мо­га­е­те учи­те­лю клас­си­фи­ци­ро­вать кар­точ­ки перед зачётом по теме «Человек как ре­зуль­тат био­ло­ги­че­ской и со­ци­о­куль­тур­ной эволюции». Со­бе­ри­те все кар­точ­ки с признаками, от­ра­жа­ю­щи­ми спе­ци­фи­ку со­ци­аль­ной при­ро­ды человека. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) использование предметов, дан­ных природой

2) стремление объ­яс­нить за­ко­ны природы

3) продолжение рода

4) общение с по­мо­щью чле­но­раз­дель­ной речи

5) приспособление к усло­ви­ям окру­жа­ю­щей среды

6) способность к мышлению

Пояснение.

С точки зре­ния мно­гих ре­ли­гий и иде­а­ли­сти­че­ских философий, че­ло­век и жи­вот­ные от­но­сят­ся к раз­лич­ным ка­те­го­ри­ям существ, не­смот­ря на внеш­нее и ге­не­ти­че­ское сход­ство че­ло­ве­ка с приматами, при этом утверждается, что жи­вот­ным не свой­ствен­ны (либо име­ют­ся в за­ча­точ­ном состоянии) сле­ду­ю­щие качества: разум, воля к самосовершенствованию, духовность, вы­со­кий уро­вень абстракции, совесть, эс­те­ти­че­ские чувства, ре­ли­ги­оз­ность (вера в сверхъестественное, выс­ший или аб­со­лют­ный разум).

1) использование предметов, дан­ных природой - нет, неверно.

2) стремление объ­яс­нить за­ко­ны природы - да, верно.

3) продолжение рода - нет, неверно.

4) общение с по­мо­щью чле­но­раз­дель­ной речи - да, верно.

5) приспособление к усло­ви­ям окру­жа­ю­щей среды - нет, неверно.

6) способность к мышлению - да, верно.

Ответ: 246.

Ответ: 246

Предметная область: Человек и общество. Природное и общественное в человеке

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 2.

Елена Дяблова 28.11.2017 13:00

Пояему не подходит 1 номер ответа?

Валентин Иванович Кириченко

Животные тоже могут использовать предметы

1) Все живые существа обладают способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.

2) Совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни, называют личностью.

3) Индивидуальные потребности человека связаны с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности.

4) Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения.

5) К биологическим потребностям человека относят потребности в общении, в труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе и т.п.

Пояснение.

«Человек» - общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности как биосоциальное существо.

Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), - наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Социальные особенности характерны исключительно для человека - способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особым биосоциальным существом.

1) Все живые существа обладают способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности - нет, неверно.

2) Совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни, называют личностью - да, верно.

3) Индивидуальные потребности человека связаны с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности - да, верно.

4) Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения - да, верно.

5) К биологическим потребностям человека относят потребности в общении, в труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе и т.п. - нет, неверно.

Ответ: 234.

Фируза Токтоньязова 11.04.2017 22:46

Первая позиция неверна однозначно. Не все живые существа способны к творческой деятельности. Животные не способны, тем не менее мы не можем их не причислять к живым существам.

Ларисе 17 лет. Найдите в приведённом ниже списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Рост Ларисы ниже среднего.

2) Лариса - честный человек.

3) У Ларисы светлые волосы и зелёные глаза.

4) Лариса добрая и отзывчивая.

5) Лариса - внешне привлекательная девушка.

6) Лариса дружит со многими своими одноклассниками.

Пояснение.

Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), - наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Социальные особенности характерны исключительно для человека - способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особым биосоциальным существом.

1) Рост Ларисы ниже среднего - нет, неверно.

2) Лариса - честный человек - да, верно.

3) У Ларисы светлые волосы и зелёные глаза - нет, неверно.

4) Лариса добрая и отзывчивая - да, верно.

5) Лариса - внешне привлекательная девушка - нет, неверно.

6) Лариса дружит со многими своими одноклассниками - да, верно.

Ответ: 246.

Ивану 17 лет. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие Ивана как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) У Ивана светлые волосы и голубые глаза.

2) Рост Ивана - 180 см.

3) Иван помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.

4) Иван занимается лёгкойатлетикой, серьёзно относится к тренировкам.

5) Иван - добрый и отзывчивый человек.

6) Иван хорошо учится в школе, он интересуется биологией и химией.

Пояснение.

Черты личности (свойства личности, личностные черты) - черты и характеристики человека, описывающие его внутренние (а еще точнее - глубинные) особенности. То, что нужно знать об особенностях его поведения, общения и реагирования на те или иные ситуации не конкретно сейчас, а при долговременных контактах с человеком. К личностным чертам относят глубинные особенности, имеющие как биологическую, так и социальную природу, и определяющие более поверхностые, ситуативные проявления. Добросовестность, как личностная черта, в конкретной ситуации проявит себя как готовность довести дело до конца. Позитивные черты личности часто называют - качества личности.

1) У Ивана светлые волосы и голубые глаза - нет, неверно.

2) Рост Ивана - 180 см - нет, неверно.

3) Иван помогает родителям ухаживать за больной бабушкой - да, верно.

4) Иван занимается лёгкойатлетикой, серьёзно относится к тренировкам - да, верно.

5) Иван - добрый и отзывчивый человек - да, верно.

6) Иван хорошо учится в школе, он интересуется биологией и химией - да, верно.

Ответ: 3456.

Dima Dima 18.11.2018 23:10

Мне кажется ответ 3 может быть и не верным, т.к уход за бабушкой ему может не нравиться, делает чисто из-за обязанностей перед родителями

Иван Хеорхе

Личность определяется не тем, что нравится ему или не нравится, а его активным участием в системе социальных отношений, выполнением социальных ролей, наличием социально-значимых качеств.

А Б В Г Д

Пояснение.

А) потребность в пище - биологические

Б) потребность в тепле - биологические

В) потребность в признании - социальные

Г) потребность в отдыхе - биологические

Д) потребность в общении - социальные

Ответ: 22121

Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Пояснение.

Физические потребности связаны с физической жизнью людей и их удовлетворение воспроизводит человека как биологическое существо (пища, одежда, жилище).

Социальные потребности - это основы деятельности человека как члена общества, как социального субъекта, выполняющего определенные функции (потребность в труде, отдыхе, охране здоровья, общественной деятельности, самовыражении, получении социальных гарантий).

Духовные потребности связаны с духовно-творческой деятельностью (образование, повышение культуры, эстетическое наслаждение).

А) B общении - социальные.

Б) B приобретении новых знаний - духовные (идеальные).

В) B пище - биологические (естественные).

Г) B общественном признании - социальные.

Д) B воздухе для дыхания - биологические (естественные).

Ответ: 21323.

Установите со­от­вет­ствие между про­яв­ле­ни­я­ми качеств че­ло­ве­ка и при­ро­дой этих качеств: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д

Пояснение.

К со­ци­аль­ной природе от­но­сят­ся качества, ко­то­рые вырабатываются у че­ло­ве­ка в обществе. К био­ло­ги­че­ской природе ка­че­ства которые за­ло­же­ны в че­ло­ве­ке природой.

A) способность к про­дол­же­нию рода - биологическая.

Б) спо­соб­ность приспосабливаться к усло­ви­ям природной среды - биологическая.

B) способность на­кап­ли­вать знания и тру­до­вые навыки - социальная.

Г) спо­соб­ность видеть цель своих действий - социальная.

Д) спо­соб­ность оценивать себя и других - социальная.

Ответ: 22111.

Ответ: 22111

Предметная область: Человек и общество. Природное и общественное в человеке

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Дальний Восток. Ва­ри­ант 5.

Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью.

2) Индивидуальные потребности человека всегда совпадают с потребностями общества, в котором он живёт.

3) Естественные потребности человека связаны с его биологической сущностью.

4) Биологическая сущность человека проявляется через способность и готовность к общественно полезному труду и творчеству, сознание и разум, свободу и ответственность.

5) Только человек обладает способностью использовать предметы в процессе получения необходимых благ.

Пояснение.

Человека принято считать «человеком разумным», так как он качественно развился в процессе эволюции, благодаря чему стал отличаться от животных. Как биологический вид человек обладает следующими характеристиками: телесными признаками, приспособленными к труду высокоразвитым увеличенным мозгом, способным отражать понятийно окружающий мир сознанием, помогающим познавать окружающий мир мышлением и языком, дающим человеку способность общаться и передавать накопленный опыт прямоходящим способом передвижения, освободившим человеку руки строением зубов, изменившим форму черепа. Социальное в человеке проявляется, прежде всего, в особенностях совместной жизнедеятельности и речевого общения людей. Социальные признаки человека характеризуются следующими моментами: отношением к труду и деятельности осознанным отношением к природе целенаправленной и спланированной социальной активностью воспроизводством и сохранением социальных и культурных ценностей созданием семьи как социальной ячейки общества воспитанием и образованием молодого поколения развитием способностей и талантов поддержкой себе подобных с явными отклонениями от нормы.

1) Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью - да, верно.

2) Индивидуальные потребности человека всегда совпадают с потребностями общества, в котором он живёт - нет, неверно.

3) Естественные потребности человека связаны с его биологической сущностью - да, верно.

4) Биологическая сущность человека проявляется через способность и готовность к общественно полезному труду и творчеству, сознание и разум, свободу и ответственность - нет, неверно.

5) Только человек обладает способностью использовать предметы в процессе получения необходимых благ - нет, неверно.

Ответ: 13.

андрей поляков 19.01.2017 09:41

объясните почему не подходит ответ "5"

Валентин Иванович Кириченко

Предметы могут использовать и животные, например, приматы. но не умеют их изготавливать.

Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Духовные потребности человека связаны с его биологической сущностью.

2) Индивид - единичный представитель человечества.

3) К социальным потребностям относят потребности в пище, воде, воздухе и др.

4) Свобода человека включает в себя возможность выбора между добром и злом.

5) Личность - совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни.

Пояснение.

1) Ду­хов­ные по­треб­но­сти че­ло­ве­ка свя­за­ны с его био­ло­ги­че­ской сущ­но­стью - нет, неверно, прямой связи нет.

2) Ин­ди­вид - еди­нич­ный пред­ста­ви­тель че­ло­ве­че­ства - да, верно.

3) К со­ци­аль­ным по­треб­но­стям от­но­сят по­треб­но­сти в пище, воде, воз­ду­хе и др - нет, неверно, это биологические.

4) Сво­бо­да че­ло­ве­ка вклю­ча­ет в себя воз­мож­ность вы­бо­ра между доб­ром и злом - да, верно.

5) Лич­ность - со­во­куп­ность со­ци­аль­но зна­чи­мых ка­честв ин­ди­ви­да, фор­ми­ру­ю­щих­ся в про­цес­се об­ще­ствен­ной жизни - да, верно.

Ответ: 245.

Владислав Михайлов 22.05.2017 15:53

Валентин Иванович Кириченко

Разработчики КИМов с вами не согласны.

Установите соответствие между характеристиками и компонентами человеческой природы, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Пояснение.

А) тип телосложения - биологическая природа.

Б) память, быстрота реакции - психическая природа.

В) темперамент - психическая природа.

Г) ценностные ориентации - социальная природа.

Д) эмоциональная устойчивость - психическая природа.

У понятия «человек» существует настолько большая история изучения, что до сих пор ученые находят все новые и новые его составляющие. В нашей статье мы попытаемся кратко описать основные признаки человека: биологические, социальные, внешние, психологические, доминантные и рецессивные.

Биологические и социальные признаки человека

  • телесными признаками, приспособленными к труду
  • высокоразвитым увеличенным мозгом, способным отражать понятийно окружающий мир
  • сознанием, помогающим познавать окружающий мир
  • мышлением и языком, дающим человеку способность общаться и передавать накопленный опыт
  • прямоходящим способом передвижения, освободившим человеку руки
  • строением зубов, изменившим форму черепа.

Социальное в человеке проявляется, прежде всего, в особенностях совместной жизнедеятельности и речевого общения людей. Социальные признаки человека характеризуются следующими моментами:

  • отношением к труду и деятельности
  • осознанным отношением к природе
  • целенаправленной и спланированной социальной активностью
  • воспроизводством и сохранением социальных и культурных ценностей
  • созданием семьи как социальной ячейки общества
  • воспитанием и образованием молодого поколения
  • развитием способностей и талантов
  • поддержкой себе подобных с явными отклонениями от нормы

Внешние и психологические признаки человека

Под личностью человека понимают совокупность внешних признаков, которые отличают его от других людей и подтверждают его принадлежность к человеческому роду. Существует множество классификаций внешних признаков человека, мы рассмотрим основные:

  1. Собственные и сопутствующие. Собственные признаки принадлежат человеку по его физической природе и к ним относят: общефизические (рост, возраст), демографические (пол, национальность, раса), анатомические (внешнее строение головы, конечностей, туловища), функциональные (походка, жестикуляция, речь, привычки, осанка). Сопутствующие признаки представляют собой те элементы, которые формируют личность (одежда, личные вещи, украшения).
  2. Групповые и индивидуальные. Это совокупные внешние признаки человека, которые характерны или для группы людей, или для одного человека.
  3. Постоянные и временные. Эти признаки могут либо быть с человеком от рождения до смерти, либо возникать и исчезать (как волосы, бородавки).
  4. Естественные и искусственные. Такие признаки либо присущи человеку от природы (морщины), либо появляются в результате изменения признаков внешности человека (татуировки, пирсинг).

В психологии основные признаки человека, которые характеризуют психический облик человека, делятся на 8 групп:

  • сенсорно-перцептивные (зрение, вкус, обоняние, слух, осязание)
  • физиологические (жажда, голод, половое влечение, боль, нужда)
  • реакционные (дрожь, сердцебиение, головокружение, тошнота, слабость, ужас, бледность)
  • эмоциональные (страх, радость, гнев, любовь, отчаяние)
  • вербальные (сообщение, просьба, требование, ругань, жалоба)
  • интеллектуальные (воображение, мышление, вера)
  • физические (работа, отдых)

Рецессивные и доминантные признаки человека

Так как человек является не только биологическим, но и социальным существом, то его генетика отличается от генетики других живых организмов. Генетика, изучающая особенности наследования человеческих признаков, выделяет у людей рецессивные и доминантные признаки.

Доминантные признаки человека несут в себе возможность наследования заболеваний в 50% случаев. То есть, если один из родителей здоров, а другой болен, то вероятность рождения здорового или больного ребенка 50/50. К доминантным признакам относят:

  • кожа (смуглая, толстая, пегая пятнистость и пигментированные пятна в области крестца);
  • зрение (близорукость, дальнозоркость, катаракта, косоглазие);
  • рост (карликовость);
  • руки и ноги (полидактилия, брахидактилия, леворукость, тонкие, твердые и плоские ногти, толстый и расплющенный палец руки, эллиптические узоры на пальцах, варикозное расширение вен, второй палец ноги длиннее большого, повышенная подвижность большого пальца);
  • черты лица (веснушки, круглое лицо и подбородок, ямочки на щеках и подбородке, густые несоединяемые брови, длинные ресницы);
  • нос (круглый, прямой и с горбинкой, круглые ноздри, высокая и узкая переносица);
  • рот (способность загибать язык назад, свертывать трубочкой, зубы при рождении, выступающие вперед зубы и челюсти, щель между резцами, предрасположенность к кариесу, полные губы, габсбургская губа);
  • уши (острая верхушка уха, свободная мочка);
  • кровь (группы A, B, AB, наличие резус-фактора).

Рецессивные признаки человека несут в себе возможность наследования заболеваний в 25% случаев. Обычно при таком наследовании оба родителя считаются здоровыми, но имеющими потенциальный патологический ген, который передается их детям по следующей схеме: 25% потомства будут здоровыми, 25% потомства будут больными, а 50% потомства будут как их родители скрытыми носителями патологического гена. К рецессивным признакам относят:

  • кожа (тонкая кожа, альбинизм, светлая кожа);
  • зрение (ночная слепота, дальтонизм);
  • руки и ноги (праворукость, циркулярные узоры на пальцах, второй палец ноги короче);
  • слух (врожденная глухота);
  • процессы в организме (сахарный диабет, гемофилия);
  • черты лица (квадратное лицо и подбородок, тонкие соединяемые брови, короткие ресницы);
  • нос (заостренный, курносый, узкие ноздри, низкая, широкая, прямая и согнутая переносица);
  • рот (тонкие губы);
  • уши (сросшаяся мочка);
  • кровь (группа крови О, отсутствие резус-фактора).

Из всех известных заболеваний 1000 передаются по доминантному признаку, а 800 – по рецессивному. Этими признаками можно объяснить передачу болезней из поколения в поколение, а также внезапное проявление болезни после ее долгого отсутствия в роду.

Министерство образования Российской Федерации

Санкт-Петербургская государственная академия сервиса и экономики.

Контрольная работа по теме:

«Биологическое и социальное в человеке»

Выполнила студентка

Сергеева Ирина В.

Группа 2307-33

Заочное отделение

Шифр: у. 1.33.11

Санкт-Петербург

Введение.

Интереснее, чем сам человек, ничего в мире нет.

В. А. Сухомлинский

Среди великого разнообразия мира живых существ, обитающих на планете Земля, лишь один человек обладает высоко развитым разумом, во многом благодаря которому он, собственно говоря, и смог выжить, сохраниться как биологический вид.

Ещё доисторическим людям на степени их мифологического мировоззрения было известно, что причиной всего этого является что-то, которое находится в самом человеке. Это "что-то" они назвали душой. Платон сделал величайшее научное открытие. Он установил, что душа человека состоит из трёх частей: разума, чувств и воли. Весь духовный мир человека рождается именно его разумом, его чувствами и его волей. Не смотря на неисчислимое разнообразие духовного мира, его неисчерпаемость, в нём, в самом деле, нет ничего другого, кроме проявлений интеллектуальных, эмоциональных и волевых элементов.

Структура природы человека.

В структуре природы человека можно обнаружить три составляющие её части: природа биологическая, природа социальная и природа духовная.

Биологическая природа человека сформировалась на протяжении длительного, в 2,5 миллиарда лет, эволюционного развития от сине-зеленых водорослей до Homo Sapiens. В 1924 году английский профессор Лики обнаружил в Эфиопии остатки австралопитека, который жил 3,3 миллиона лет тому назад. От этого далёкого предка происходят современные гоминиды: человекообразные обезьяны и люди.

Возрастающая линия эволюции человека прошла такие ступени: австралопитек (ископаемая южная обезьяна, 3.3 миллиона лет тому назад) - питекантроп (обезьяночеловек, 1 миллион лет тому назад) - синантроп (ископаемый "китайский человек", 500 тысяч лет) - неандерталец (100 тысяч лет) - кроманьонец (Homo Sapiens ископаемый, 40 тысяч лет) - человек современный (20 тыс. лет тому назад). При этом надо учитывать, что наши биологические предки появлялись не один за другим, а длительное время выделялись и жили вместе со своими предшественниками. Так, достоверно установлено, что кроманьонец жил вместе с неандертальцем и даже... охотился на него. Кроманьонец, таким образом, был своеобразным каннибалом - съедал своего ближайшего сородича, предка.

За показателями биологического приспособления к природе человек значительно уступает подавляющему большинству представителей животного мира. Если человека возвратить в животный мир, - он потерпит катастрофическое поражение в конкурентной борьбе за существование и сможет проживать только в узкой географической полосе своего возникновения - в тропиках, по обе стороны близко к экватору. У человека нет тёплой шерсти, у него слабые зубы, вместо когтей - слабые ногти, неустойчивая вертикальная походка на двух ногах, предрасположенность ко многим заболеваниям, деградированная иммунная система...

Превосходство над животными биологически обеспечивается человеку только наличием у него коры головного мозга, чего ни у одного животного нет. Кора головного мозга состоит из 14 миллиардов нейронов, функционирование которых служит материальной основой духовной жизни человека - его сознания, способностей к труду и к жизни в обществе. Кора головного мозга с избытком обеспечивает простор для бесконечного духовного роста и развития человека и общества. Достаточно сказать, что на сегодня за всю свою долгую жизнь человека в лучшем случае включается в работу только 1 миллиард - всего 7% – нейронов, а остальные 13 миллиардов – 93 % - остаются неиспользованным "серым веществом".

В биологической природе человека генетически закладывается общее состояние здоровья и долголетие; темперамент, который бывает одним из четырёх возможных типов: холерический, сангвинистический, меланхолический и флегматический; таланты и склонности. При этом следует учесть, что каждый человек - это биологически не повторный организм, структуры его клеток и молекул ДНК (генов). Подсчитано, что нас, людей, на Земле за 40 тысяч лет родилось и умерло 95 миллиардов, среди которых не было хотя бы одного второго идентичного.

Биологическая природа - это та единственная реальная основа, на которой рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живёт его биологическая природа. Но со всей своей биологической природой человек принадлежит животному миру. И рождается человек только как животный вид Homo Sapiens; рождается не человеком, а только кандидатом на человека. Новорождённому биологическому существу Homo Sapiens ещё только предстоит стать человеком в полном смысле этого слова.

Описание социальной природы человека начнём с определения общества. Общество - это объединение людей для совместного производства, распределения и потребления материальных и духовных благ; для воспроизводства рода своего и своего образа жизни. Такое объединение осуществляется, как и в животном мире, для поддержания (в интересах) индивидуального существования особи и для воспроизводства Homo Sapiens как биологического вида. Но в отличие от животных поведение человека - как существа, которому присуще сознание и способность к труду - в коллективе себе подобных управляется не инстинктами, а общественным мнением. В процессе усвоения элементов общественной жизни кандидат на человека превращается в настоящего человека. Процесс приобретения новорожденным элементов общественной жизни называется социализацией человека.

Только в обществе и от общества человек приобретает свою общественную природу. В обществе человек усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же человек воспринимает накопленный обществом опыт производства и производственных отношений...

Духовная природа человека. Биологическая природа человека в условиях социальной жизни способствуют превращению его в человека, биологического индивида - в личность. Существует множество определений личности, выделения её признаков и характеристик. Личность - это совокупность духовного мира человека в неразрывной связи с его биологической природой в процессе общественной жизнедеятельности. Личность - это существо, которое со знанием дела (сознательно) принимает решения и несёт ответственность за свои поступки и поведение. Содержанием личности человека является его духовный мир, центральное место в котором занимает мировоззрение.

Духовный мир человека непосредственно порождается в процессе деятельности его психики. А в психике человека различаются три составные части: Ум, Чувства и Воля. Следовательно, в духовном мире человека нет ничего другого, кроме элементов интеллектуальной и эмоциональной деятельности и волевых побуждений.

Биологическое и социальное в человеке.

Биологическую природу человек наследовал от животного мира. А биологическая природа от каждого животного существа неуклонно требует, чтобы оно, родившись, удовлетворяло свои биологические потребности: ело, пило, росло, мужало, созревало и - воспроизводило себе подобное, чтобы воссоздать свой род. Воссоздать свой род, - вот для чего рождается, приходит в мир, индивид животного. А для того, чтобы воссоздать свой род, родившееся животное должно есть, пить, возрастать, мужать, созревать, чтобы быть способным заниматься воспроизводством. Осуществив заложенное биологической природой, животное существо должно обеспечить плодоносность своего потомства и... умереть. Умереть, чтобы продолжал существовать род. Животное рождается, живёт и умирает ради продолжения своего рода. И больше никакого смысла жизнь животного не имеет. Этот же смысл жизни вложен биологической природой и в жизнь человека. Человек, родившись, должен получить от своих предков всё необходимое для своего существования, роста, возмужания, а возмужав, - воспроизвести себе подобного, родить ребёнка. Счастье родителей - в их детях. Смыл их жизни - родить детей. А если они детей иметь не будут, их счастье в этом плане будет ущербно. Они не испытают естественного счастья от оплодотворения, рождения, воспитания, общения с детьми, не испытают счастья от счастья детей. Воспитав и пустив в свет детей, родители со временем должны... освободить место для других. Должны умереть. И никакой биологической трагедии здесь нет. Это естественный конец биологического существования любого биологического индивида. В животном мире множество примеров того, что после завершения биологического цикла развития и обеспечения воспроизводства потомков, родители умирают. Бабочка-однодневка выходить из куколки только для того, чтобы оплодотворившись и отложив яички - сразу же умереть. У неё, бабочки-однодневки, нет даже органов питания. Самка паука-крестовика после оплодотворения съедает своего мужа, чтобы белками тела "своего возлюбленного" дать жизнь оплодотворенному семени. Однолетние растения после выращивания семян своего потомства спокойно помирают на корню... И у человека биологически заложена его смерть. Смерть для человека биологически трагическая только в том случае, когда его жизнь прерывается преждевременно, до завершения биологического цикла. Не лишне заметить, что биологически жизнь человека запрограммирована в среднем на 150 лет. А поэтому смерть в 70-90 лет тоже может считаться преждевременной. Если человек исчерпывает генетически определённое ему время жизни, смерть ему становиться так же желанной, как и сон после трудового дня. С этой точки зрения, "цель человеческого существования заключается в прохождении нормального цикла жизни, приводящего к потере жизненного инстинкта и к безболезненной старости, примиряющейся со смертью". Таким образом, биологическая природа навязывает человеку смысл его жизни в поддержании своего существования для воспроизводства рода человеческого для воспроизводства Homo Sapiens.

Социальная природа также навязывает человеку критерии для определения смысла его жизни.

Из-за причин зоологического несовершенства отдельный человек в отрыве от коллектива себе подобных не может ни поддерживать свое существования, ни тем более завершить биологический цикл своего развития и воспроизвести потомство. А человеческий коллектив - это общество со всеми присущими только ему параметрами. Только общество обеспечивает существование человека и как индивида, личности, и как биологического вида. Люди и живут обществом прежде всего для того, чтобы биологически выжить каждому в отдельности и всему человеческому роду вообще. Общество, а не отдельный индивид, является единственным гарантом существования человека как биологического вида Homo Sapiens. Только общество накопляет, сохраняет и передаёт следующим поколениям опыт борьбы человека за выживания, опыт борьбы за существования. Отсюда, для сохранения и вида и отдельного индивида (личности) необходимо сохранять общество этого индивида (личности). Следовательно, для каждого отдельного человека с точки зрения его природы общество имеет большее значение, нежели он сам, отдельный человек. Вот почему даже на уровне биологических интересов смысл жизни человека заключается в том, чтобы беречь общество больше, чем свою собственную, отдельную, жизнь. Даже в том случае, если во имя сохранения данного, своего, общества необходимо пожертвовать своей личной жизнью.

Кроме гарантий сохранения рода человеческого общество сверх этого даёт каждому своему члену ряд других, невиданный в животном мире преимуществ. Так только в обществе новорождённый биологический кандидат на человека становиться настоящим человеком. Здесь же необходимо сказать, что социальная природа человека диктует ему видеть смысл своего, отдельного человека, существования в служении обществу, другим людям вплоть до самопожертвования на благо общества, других людей.

Смысл жизни человека.

Реализация смысла жизни человека предопределяется и зависит от трех составных: биологических предпосылок, общества, в котором протекает жизнедеятельность человека и от личных качеств самого человека. А поскольку реализация смысла жизни, как мы уже знаем, - это реализация в жизни человека смысложизненных идеалов, которые в концентрированной форме выражают мировоззрение человека, то мы будем рассматривать реализацию смысла жизни человека в органической связи с процессом формирования мировоззрения человека. При этом мы не только будем опираться на уже сказанное, но и повторять его.

По своему происхождению и функциям мировоззрение не является чем-то самодостаточным, то есть не есть чем-то таким, что возникает из ничего и функционирует не зависимо ото всего, процесс его формирования и характер появления имеют свои причины, их становление неразрывно связано с становлением самого человека. А сама личность мировоззренчески развивается под влиянием трёх факторов:

    Естественно-биологического;

    Социального;

    Личностного.

Начнём с рассмотрения влияния на формирование мировоззрение человека, прежде всего, - фактора социального.

Новорождённый "кандидат на человека" становится человеком, прежде всего, путём усвоения разных элементов общественной жизни. Вместе с элементами общественной жизни "кандидат на человека" усваивает наличные в обществе те или иные типы мировоззрения. Подчеркнём, что именно общество во всем его многообразии является главным фактором формирования и типа мировоззрения и типа личности. Возьмём, к примеру, людей с религиозным мировоззрением. Рождённый в Турции наиболее вероятно станет мусульманином, рождённый в Бирме - буддистом, в Индии - индуистом, а в России, Украине, Белоруссии - православным.

На новорождённого общество действует не непосредственно, а через его семью, ближайшее окружение, или, как говорят социологи, через микросреду, которое для новорождённого является всем обществом, всем "общественным бытием", которое всегда определяет общественное сознание. Если семья или микросреда, в которую попал новорождённый, имеет какие-то специфические мировоззренческие отличия, то они, как правило, стают мировоззренческими отличиями и "кандидата на человека". В этом плане общество и микросреда действуют на формирование мировоззрения человека почти что с силой естественного закона.

Наряду с семьей и микросредой огромное влияние на формирование мировоззрения человека оказывает воспитание ребёнка, подростка, юноши. Оно осуществляется системой семейного, общественного и государственного воспитания через детские ясли и садики, школу, детские и юношеские (пионерские, скаутские) организации. Именно здесь закладываются основы общения личности, выработка общественных идеалов, формируется идеал смысла жизни, идеал героизма, самопожертвования.

Ещё большее влияние на формирование того или иного типа мировоззрения оказывает социальное положение человека. Социальное положение рабочего, бизнесмена, служащего, крестьянина; а также более узко - инженера, военного, санитара, курьера, менеджера, студента, железнодорожника, агронома, учителя, шахтёра и так далее диктует каждому свои социальные интересы, которые вытекают из их социального положения и места в обществе. На эти социальные интересы, как бы на стержень, нанизываются все личностные вкусы, привычки, стремления и действия. Всё, что защищает, выражает социальные интересы нанизывается на этот стержень и удерживается на нём. На стержень социальных интересов и для выражения их нанизываются также разные элементы мировоззрения. Таким образом, мировоззрение, не зависимо от его истинности или ошибочности, всегда у личности имеет резко выраженный социальный характер. Исходя из своего социального положения человек, всегда принимает одни элементы мировоззрения и отбрасывает другие; к одним положениям мировоззрения чувствует симпатии, а к другим - отвращение. Изменение социального положения сплошь и рядом ведёт к изменению мировоззренческих ориентиров человека. При чём, это касается не только перехода из одного классового положения - рабочего, работодателя, крестьянина, служащего, - но и изменения всякого конкретного социального положения человека.

Важным социальным фактором формирования мировоззрения является время и национальные особенности общества, к которому принадлежит человек. У людей 21 столетия мировоззрение не то, каким оно было у людей периода средневековья; у нас не то, которое имеют современные африканский племена тутси и хутто, или у жителей американского штата Аризона. Национальные черты мировоззрения, не зависимо от национального осознания, формируются ещё в период детства. В национальных особенностях мировоззрения воплощается определенное понимание иерархии ценностей, особенности истолкования и оценки большинства смысложизненных идеалов. Это проявляется, прежде всего, в формировании бытового поведения и вкусов, фиксируется в колорите языка. Усваивая язык, ребёнок вместе с ней усваивает всю целостную культуру своего народа. Не случайно говорится: "Сколько ты знаешь языков, столько раз ты человек", В языке, в речи наиболее полно воплощается вся духовная жизнь нации, народа.

Как видим, в обществе существует несколько важных факторов, влияющих на формирование типа мировоззрения. Что же касается факторов, так сказать, индивидуального плана, то их тоже несколько. Это обусловлено как природой, так и социальной многоплановостью самой личности человека. Обратимся сначала к данным самой природе психологических составных личности человека.

Благодаря полученным от природы особенностям своей психики человек в состоянии отразить и понять всё разнообразие окружающей действительности и в тоже время не свести всю свою духовную жизнь к отражению и познанию. В результате - духовный, субъективный мир человека, а вернее: всего человечества такой же неисчерпаем, как неисчерпаемым есть и мир материальный, объективный. Таким образом, для человека существует мир материальный и мир духовный, как два качественно различные, но оба мира - безграничные и неисчерпаемые по своему содержанию и объёму. Правда, в мире материальном есть то, что ещё не нашло своего отражения в мире духовном. Но все это полностью компенсируется тем, что в духовном мире есть то, чего нет и не может быть в мире материальном, а именно - продуктов фантазии, художественного творчества, в том числе и заблуждений.

Заключение.

Человек существует за счет обмена веществ с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в пределах определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды. Как природное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает.

Все это характеризует человека как биологическое существо, определяет его биологическую природу. Но вместе с этим он отличается от любого животного и прежде всего следующими чертами:

      производит свою собственную окружающую среду (жилище, одежду, орудия труда),

      изменяет окружающий мир не только по мерке своей утилитарной потребности, но и по законам познания этого мира, равно как и по законам нравственности и красоты,

      может действовать не только по потребности, но и сообразно свободе своей воли и фантазии, действие животного же ориентируется исключительно на удовлетворение физической потребности (голод, инстинкт продолжения рода, групповые, видовые инстинкты и т.п.);

      свою жизнедеятельность делает предметом, осмысленно к ней относится, целенаправленно изменяет, планирует.

Вышеуказанные отличия человека от животного характеризуют его природу; она, будучи биологической, не заключается в одной лишь природной жизнедеятельности человека. Он как бы выходит за пределы своей биологической природы и способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы: он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, способен к самопожертвованию и к постановке таких вопросов, как “Кто я?”, “Для чего я живу?”, “Что я должен делать?” и др. Человек - не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире - в обществе, которое социализирует человека. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под действием общества. Он учится языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями, регулирующими общественные отношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфически социальные роли.

Все его природные задатки и чувства, включая слух, зрение, обоняние становятся общественно-культурно ориентированными. Он оценивает мир по законам красоты, развитой в данной общественной системе, действует по законам нравственности, которые сложились в данном обществе. В нем развиваются новые, не только природные, но и социальные духовно-практические чувства. Это прежде всего чувства социальности, коллективности, нравственности, гражданственности, духовности.

Все вместе эти качества, как прирожденные, так и приобретенные, характеризуют биологическую и социальную природу человека.

Литература.

1. Дубинин Н. П. Что такое человек. – М.: Мысль, 1983.

2. Человек. /Авт.-сост. Макарова Н. Е. – Мн.: Современный литератор, 2001.

3. А.Н. Леонтьев. Биологическое и социальное в психике человека /Проблемы развития психики. 4-е издание. М., 1981.

4. Зобов Р. А., Келасьев В. Н. Самореализация человека. Учебное пособие. – СПб.: Изд. СПб университета, 2001.

1. БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ

Человек – существо многоплановое и многомерное, сочетающее в себе биологические и социальные черты. Религия приписывает человеку божественное происхождение, наука говорит о происхождении человека из животного мира.

Ученые, обсуждающие эту проблему, считают человека продуктом биологической и социально-культурной эволюции. Человек превосходит животный мир. но как биологический вид подчиняется законам биологии – он ест, спит и т. п. В человеке есть биологические черты: нервно-психическое развитие, индивидуальные особенности физиологии, пол, возраст и гоминидная триада: прямохождение, особое строение руки, сложная структура мозга. По мнению философов, человека выделяет над животным миром и природой наличие души – его индивидуального духа. В человеке присутствуют следующие духовно-психологические черты: чувства, воображение, память, мышление, характер. Совмещая в себе черты существа биологического и социального, человек является элементом общественных отношений: рождается и формируется в обществе, зависит от общества в течение своей жизни. Из основных социальных черт можно назвать: знания и умения, мировоззрение и мораль.

Таким образом, духовное, телесное и социальное неразрывно связаны в человеке и образуют его индивидуальность.

Индивид – термин, впервые введенный древнеримским философом Цицероном, обозначавший отдельно взятого представителя человеческого рода.

общества, народа или социальной группы. Индивид – единичный представитель человечества, который является носителем социальной и экономической функции.

Индивидуальность – психические и физиологические особенности каждого человека. Она определяет неповторимое сочетание природных и социальных свойств индивида.

Индивидуальность:

Содействует социальной активности человека;

Определяет его поведение в обществе в контексте различных культур;

Формирует поведение человека в конкретных социальных и жизненных ситуациях с учетом свойств самого индивида.

Индивидуальность человека формируется на основе унаследованных задатков, но развивается самостоятельно в процессе воспитания и жизни в обществе. Индивидуальные черты человека могут быть врожденными (отпечатки пальцев, идеальный слух, способности) и приобретенными (профессия, религиозные убеждения, материальное положение). Важная особенность индивидуальности – ее развитие и эволюция в ходе самореализации и самоопределения. Развитие индивидуальности создает оптимальные условия для становления личности.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОК) автора БСЭ

автора Щербатых Юрий Викторович

Из книги Женщина. Учебник для мужчин [Вторая редакция] автора Новоселов Олег Олегович

Из книги Экология автора Митчелл Пол

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

Из книги Террористическое и нетрадиционное оружие автора Военное дело Коллектив авторов --

Из книги Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей. От рождения до 12 лет автора Вознюк Наталия Григорьевна

3.6.1. Изменчивость, ее виды и биологическое значение Изменчивость – это всеобщее свойство живых систем, связанное с изменениями фенотипа и генотипа, возникающими под влиянием внешней среды или в результате изменений наследственного материала. Различают

Из книги Психология любви и секса [Популярная энциклопедия] автора Щербатых Юрий Викторович

4.4.5. Цветок и его функции. Соцветия и их биологическое значение Цветок – это видоизмененный генеративный побег, служащий для семенного размножения. На основании строения цветков растения относят к определенному семейству. Цветок развивается из генеративной почки.

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

2.2. Химическое и биологическое оружие Бенджамин С. Гэррет, Джон П. Салливэн. Химические и биологические технологии относятся к промежуточному уровню сложности. Общие свойства у химических и биологических физиологически активных веществ выражены слабо, скорее характерны

Из книги Женщина. Руководство для мужчин автора Новоселов Олег Олегович

Все о человеке Из чего состоит человеческое тело?Что общего между животными и человеком в строении организма?С помощью чего мы говорим?Зачем человеку нужны руки?Из чего состоит лицо

Из книги Я познаю мир. Тайны человека автора Сергеев Б. Ф.

Из книги Женщина. Учебник для мужчин. автора Новоселов Олег Олегович

Из книги автора

Из книги автора

Биологическое оружие В последние десятилетия термин "биологическое оружие" стал регулярно появляться в средствах массовой информации. Создавалось впечатление, что речь идет о чем–то совершенно новом и необычном. Между тем, биохимическое оружие, видимо, было первым

Из книги автора

2.8 Краткое биологическое содержание Библии Люди отвергают Библию не потому, что она противоречитсебе, а потому, что она противоречит им. Американская поговорка Библия – это книга, написанная два тысячелетия назад (а основа ее – значительно древнее). Она написана так,