Что такое социальный учитель. Все о профессии "социальный педагог"

Отечественная школа имеет опыт решения социальных проблем учащихся. это деятельность классных руководителей и завучей по воспитательной работе, на которых возлагались и задачи социальной работы и социальной педагогики. Но изменились условия жизни в стране, отношение к учителю и в новых условиях решать социальные проблемы стало необходимо на качественно новом уровне – профессионально. Для обеспечения действенности такой работы социальной службе школы необходимы специалисты, способные решать задачи диагностики (социолог и психолог) и прикладной работы (соц. работник и соц. педагог). Возникла необходимость в специальной социальной службе школы. Что в идеале должна представлять собой такая служба? Общее руководство деятельностью соц. службы школы осуществляет директор через своих заместителей по соц. защите и охране детства и учебно-воспитательной работе. Он определяет общую стратегию деятельности всей соц. службы, контролирует и направляет ход ее реализации. Зам. Директора по соц. защите и охране детства руководит соц. – пед. деятельностью воспитателей групп продленного дня, кл. руководителей, кл. воспитателей и соц. педагогом, психологом, социологом, соц. работником. Должностей социолога и соц. работника в школе пока нет, поэтому функции социолога выполняет психолог, а обязанности соц. работника – соц. педагог (разница в словах – соц. работник и соц. педагог).

Соц. работник – это человек, призванный непосредственно выполнять функции соц. защиты прав ученика, решение его соц. проблем, а при необходимости и соц. защиты учителя.

Главная функция психолога школы - изучение и диагностика различных школьных проблем.

Соц. педагога с учетом диагностики, проделанной психологом, должен определить возможности реализации знания объекта (ученика, группы, учителя),разработать методические рекомендации для реализации полученных знаний,пед. грамотно строить свою работу с отдельным учеником, родителями, учителями, семьями и.т.д. Например, все три работника имеют дело с семьей. Но соц. работник имеет дело с семьей школьника, нуждающегося в соц. защите, а психолог и соц. педагог работают с родителями, имеющими проблемы во взаимоотношениях со своим ребенком. Только психолог диагностирует отклонения в отношениях, а соц. педагог разрабатывает конкретную программу действий по преодолению данного недостатка. Объекты работы более схожи у психолога и соц. педагога, но основные направления работы различны. Например, объект работы – классный коллектив. У психолога направление работы будет – выявление психологических отклонений в личности школьника, а у соц. педагога – организация досуговой деятельности.

Итак, чем же занимается соц. педагог в школе? (Чаще всего ему отводят роль воспитателя, который занимается культурно-досуговой деятельностью со школьникам во внеурочное время, раньше такой работой занимался пионервожатый). Социальный педагог имеет три основные направления деятельности:

С учителями

С учениками

С родителями.

Он может помочь учителю:

Разработать индивидуальную методику работы с учеником по его обучению и воспитанию;

Оказать помощь в разработке методики взаимоотношений с отдельными родителями;

В разрешении конфликтов: учитель – ученик; учитель – класс; учитель- родитель и т.д.;

В организации и проведении школьных праздников, вечеров, КВН;

В подготовке и проведении классных досуговых мероприятий;

Взаимодействие с различными досуговыми культурными центрами города;

В организации кружков художественной самодеятельности;

В организации досуга учителей;

В организации профориентационной работы.

В организации взаимодействия с местными органами, центрами соц. обслуживания, работниками отделов по работе с несовершеннолетними;

В организации взаимодействия с различными молодежными организациями, культурными, физкультурно-оздоровительными, туристическими учреждениями по организации соц. пед. работы со школьниками.

Он может помочь ученику:

В преодолении конфликтных ситуаций в классе, с родителями, с учителями;

В работе по самовоспитанию, самосовершенствованию;

Облегчить период адаптации в различные периоды его жизни в школе;

В выборе различных форм досуговой активности;

В выборе будущей специальности;

В приобщении к здоровому образу жизни.

Работа с родителями заключается в основном в консультировании, совете, методической помощи:

В налаживании взаимоотношений с ребенком;

В урегулировании конфликтов с учителями

Оказание всех видов социальной помощи семье.

В целом, социальный педагог, объединяясь с другими специалистами социальной сферы, становится организатором внеучебного времени школьников, координирует работу пед. коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона.

Также, соц. педагог работает с детьми в микрорайоне. Он составляет единый план воспитательной работы в микрорайоне и школе, который объединяет школу и все соц. службы в решении общей проблемы воспитания и защиты детей. (внешкольные детские учреждения – дворовые клубы, дома творчества, воспитатели групп продленного дня, кл. руководители).

Эксперимент по созданию соц – пед комплексов в России начат еще в 70 – е годы. Это были поиски новых форм воспитания, привлечения к заботе о детях всего общества.

Например, в Свердловске территорию района города, который участвовал в эксперименте, разделили на микрорайоны, в которые входили 2-3 школы. Комплексом руководил Совет, который координировал работу всех предприятий, учебных заведений, организаций, вовлеченных в воспитание детей. Производственные коллективы вели трудовое и экономическое воспитание школьников, профориентационную работу. Члены депутаткой комиссии райсовета помогали в решении организационных вопросов. Идейно-политическим, нравственным, трудовым воспитанием занимались комсомольские организации предприятий. Учреждения культуры (Дворцы культуры, кинотеатры, клубы, библиотеки) вели воспитательную работу совместно со школой. Преподаватели и студенты вузов занимались созданием и подготовкой пед. отрядов. Сотрудники больниц и поликлиник оказывали мед помощь, занимались мед просвещением, пропагандой здорового образа жизни. Военкомат привлек к работе в комплексе офицеров запаса, демобилизованных солдат, которые готовили подростков к службе в армии, проводили военно-спортивные игры – «Зарницу», «Орленок». Жилищно-коммунальные управления участвовали в создании материальной базы воспитательной работы с детьми по месту жительства, в клубах, детских и спортивных площадка. Были привлечены работники ГАИ, пожарной части, отдел по работе с несовершеннолетним правонарушителями. Работа комплекса давала хорошие результаты.

По-другому направлению пошли педагоги 59 школы г. Ярославля. В школе 50 –60 классов – 1600-188 детей. В школе работает 8 заместителей директора, 25 соц. педагогов, 17 педагогов доп. Образования, 3 психолога, 3 педагога- организатора. Цель – превратить школу в воспитательный центр. Соц. служба комплекса состоит из нескольких подразделений:

Территориальная соц. служба, которую осуществляют «уличные социальные педагоги»;

Внутришкольная служба социальной заботы о детях (кл. руководители, воспитатели групп продленного дня, организаторы внеклассной работы);

Психологическая служба (психологи, логопеды);

Мед. служба (врач, медсестры).

Социальный педагог фактически есть в каждой школе. Сфера деятельности такого специалиста в школе подразумевает под собой работу с детьми и подростками с девиантным поведением, поведением, нарушающим Устав школы, семьями, которые находятся в социально-опасном положении. Если учащийся или семья обучающегося испытывают сложности адаптации в социуме, то с такими «сложными» детьми и семьями должен будет работать социальный педагог. Проявления различного рода зависимостей у обучающихся, совершение правонарушений вне школьных рамок также могут служить основанием для начала работы с такими детьми именно с социальным педагогом. Дети, которые плохо понимают нормы социального поведения, не выполняют их нуждаются в помощи именно социального педагога.

Нормативная база, которая закрепляет полномочия социального педагога в образовательном учреждении:

3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» .

4. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“ (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638)».

5. Письмо Минобрнауки России от 28.04.2016 № АК-923/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением).

Каким образом в школе организована работа социального педагога с детьми?

Школа — это место, где обучаются дети из различных семей, с разным воспитанием, уровнем развития, поведенческими особенностями. Социально-психологическая служба школы призвана сгладить трудности адаптации и социализации учащихся.

Для этого в школе социальный педагог ведет учет несовершеннолетних, которые не посещают школу или систематически пропускают занятия по неуважительным причинам. В школе социально-психологическая служба должна разработать программы, направленные на формирование законопослушного поведения, оказывать помощь семьям, которые находятся в социально-опасном положении. Также социальный педагог осуществляет защиту прав несовершеннолетнего в пределах своей компетенции, не нарушая или ущемляя права детей (ст.14 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). Социальный педагог осуществляет свою деятельность путем индивидуальной работы с детьми и подростками, с привлечением других специалистов, родителей, администрации школы. Возможна организация тренинговых занятий, индивидуальных бесед, тестирования, создания групп поддержки.

Можно привести пример алгоритма действий социального педагога в отношении обучающихся пропускающих занятия без уважительной причины. После того как выяснилось, что обучающийся не посещает школу, то обязательно необходимо побеседовать с родителями, затем провести диагностику и индивидуальную работу с обучающимся. Следующий шаг будет постановка на внутришкольный учет. После этого совместная профилактическая и просветительская работа с советом по профилактике, КДН и ЗП, органов опеки и попечительства.

Если семья обучающегося неблагополучная, то алгоритм работы социального педагога с семьей обучающегося будет несколько иной. Для начала необходимо изучить социально-опасную семью, затем исследовать жилищные условия семьи. После этого познакомиться с членами семьи, изучить причины неблагополучия, составить карту семьи. В конце составить план работы с неблагополучной семьей.

Может ли социальный педагог посещать семьи и исследовать жилищно-бытовые условия учащихся?

Социальный педагог может лишь поинтересоваться общей обстановкой в семье. Заходить в квартиру, перемещаться по ней без разрешения родителей обучающегося не имеет права. Обследование квартиры должно проходить в рамках комиссии по исследованию жилищно-бытовых условий. Такая комиссия формируется для выявления неблагополучных семей. Далее составляется акт исследования условий, указываются члены комиссии и необходимыми являются их подписи.

Обязанности социального педагога

Если обратиться к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел квалификационные характеристики должностей работников образования», то можно понять, что именно входит в обязанности данного педагогического работника. Список обязанностей достаточно объемный.

    Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся.

    Изучает особенности личности обучающихся и их микросреды, условия их жизни.

    Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.

    Выступает посредником между обучающимися и учреждением, организацией, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.

    Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы с обучающимися, способы решения личных и социальных проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

    Принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся.

    Организует различные виды социально значимой деятельности обучающихся и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.

    Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

    Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечивает охрану их жизни и здоровья.

    Участвует в осуществлении работы по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.

    Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.

    Участвует в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим) обучающихся.

    Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса.

Социальный педагог должен использовать в своей работе методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, их родителями, коллегами по работе, социально-педагогической диагностики конфликтов, коррекции и снятия стрессов.

Стоит отдельно отметить работу социального педагога с обучающимися с девиантным поведением

Целью такого учета является накопление данных о несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением для их использования в индивидуальной профилактической работе.

Решение о постановке на учет и снятии с учета в отношении несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением может приниматься как единолично руководителем образовательной организации, так и коллегиальным органом управления образовательной организации. Непосредственно основания для постановки и снятия несовершеннолетнего с учета предусматриваются локальными нормативными актами образовательных организаций.

Решение руководителя образовательной организации либо решение коллегиального органа управления образовательной организации по вопросу организации индивидуальной профилактической работы с лицами, а также постановки на учет оформляется в форме заключения.

На основании указанного заключения, утвержденного руководителем образовательной организации, на учет могут быть поставлены следующие категории несовершеннолетних:

а) не посещающие или систематически пропускающие занятия без уважительных причин, неуспевающие по учебным предметам;

б) участвующие в деятельности неформальных объединений и организаций антиобщественной направленности;

в) допускающие неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

Основаниями снятия несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением с учета могут являться:

а) позитивные изменения обстоятельств жизни несовершеннолетнего, сохраняющиеся длительное время (например, в течение трех месяцев несовершеннолетний успевает по всем учебным предметам, либо не допускает нарушений устава и правил внутреннего распорядка образовательной организации);

б) окончание обучения в образовательной организации;

в) перевод в иную образовательную организацию;

г) достижение возраста 18 лет;

д) сведения, поступившие из органов и учреждений системы профилактики, о том, что отпали обстоятельства, вызывающие необходимость в дальнейшем проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним (например, постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, предусматривающее прекращение нахождения несовершеннолетнего в социально опасном положении).

Учет может вестись социальным педагогом в форме банка данных, картотеки, журналов учета и иных формах, определяемых локальными нормативными актами образовательной организации.

Данные формы учета предполагают отражение, в том числе, информации о дате и основании постановки на учет, динамике индивидуальной профилактической работы, дате и основании снятия с учета.

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Н.Ф.БАСОВ, В.М.БАСОВА, А.Н.КРАВЧЕНКО

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ

Учебно-методическим объединением

по специальностям педагогического образования

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений ,

обучающихся по специальности 031300 (050711 ) «Социальная педагогика »

УДК 37.013.42(075.8) ББК 74.6я73 Б257

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор Калужского государственного

педагогического университета им. К.Э.Циолковского С.Н.Касаткина;

доктор педагогических наук, профессор Ярославского государственного

педагогического университета им. К.Д.Ушинского М.А.Ковалъчук

Басов Н.Ф.

Б257 Социальный педагог: Введение в профессию: учеб. по­собие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Ф. Басов, В. М. Ба-сова, А.Н.Кравченко. - М. : Издательский центр «Акаде-мия», 2006. - 256 c. ISBN 5-7695-2313-1

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Госу-дарственного образовательного стандарта и предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». В пособии раскрываются роли и функции социального педа-гога, дается его профессиональный портрет, характеризуются сферы прак-тической деятельности.

Для студентов высших педагогических учебных заведений; может быть полезно также аспирантам, практическим работникам, занимающимся социально-педагогической деятельностью.

УДК 37.013.42(075.8) ББК 74.6я73

Оригинал-макет данного издания является собственностью

Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом

без согласия правообладателя запрещается

© Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н., 2006 © Образовательно-издательский центр «Академия», 2006 ISBN 5-7695-2313-1 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2006

Введение 3

Глава 1. Социальный педагог - профессия педагогическая5

§ 1. Понятия «профессия», «специальность»,

«квалификация» 5

§ 2. Классификация профессий 7

§ 3. Новое время - новая профессия 8

§ 4. Назначение специалиста 9

§ 5. Функции и роли социального педагога 10

§ 6. Система подготовки социального педагога 12

Документы и материалы 14

Глава 2. Профессиональный портрет социального педагога 35

§1. Общие требования к социальному педагогу 35

§ 2. Примерная модель профессиональной деятельности 38

§ 3. Этические нормы и ценности социального педагога 39

§ 4. Профессиональные обязанности социального педагога42

§ 5. Права социального педагога как специалиста

§ 6. Профессиональное самоопределение и карьера

социального педагога 45

Документы и материалы 48

Глава 3. Сфера деятельности и место работы социального педагога ...85

§ 1. Социум, ближайшее окружение человека 85

§ 2. Социально-педагогические учреждения системы

образования 87

§ 3. Социальный педагог в учреждениях системы

социальной защиты населения 89

§ 4. Особенности валеологической социально-педагогической

деятельности в учреждениях образования и здравоохранения 93

§ 5. Специфика социально-педагогической деятельности

в учреждениях пенитенциарной системы 96

Документы и материалы 99

Глава 4. Специализация в работе социального педагога 116

§ 1. Специализация как часть специальности 116

§ 2. Семейный социальный педагог 118

§ 3. Общинный (сельский) социальный педагог 120

§4. Социальный педагог детских объединений 126

§ 5. Социальный педагог - специалист по работе

с молодежью 127

Документы и материалы 134

Глава 5. Виды социальных институтов 165

§ 1. Понятие «социальный институт», его характеристика 165

§ 2. Ведущий социальный институт - семья 170

§ 3. Школа как социальный институт 176

§ 4. Религия как институт социализации 180

§ 5. Другие институты социализации, их характеристика 183

Документы и материалы 188

Глава 6. Развитие современной системы служб социальной

помощи населению 210

§ 1. Понятия «система», «служба социальной помощи» 210

§ 2. Многообразие современных служб социальной

помощи населению 212

§ 3. Особенности деятельности социального педагога

в современной системе социальной помощи населению 218

Документы и материалы

Приложения 229

Приложение 1 229

Приложение 2 238

Приложение 3 242

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие знакомит студентов с основами их будущей профессии, важнейшими понятиями, теоретическими проблема-ми, содержанием и основными направлениями деятельности со­циального педагога.

В пособии раскрываются роль и функции будущего специали-ста, характеризуется сфера его практической деятельности. Посо­бие состоит из шести глав, а также включает приложения, непос­редственно связанные с программой учебного курса «Введение в профессию».

В первой главе анализируются основные понятия данного кур­са: «профессия», «специальность», «квалификация», «специали­зация», дается их классификация, характеризуются назначение специалиста и его функции. Особое внимание уделено системе подготовки социального педагога в нашей стране.

Вторая глава посвящена профессиональному портрету соци­ального педагога. Здесь представлена модель его профессиональ-ной деятельности, раскрыты этические нормы и ценности специ-алиста, охарактеризованы профессиональные обязанности и пра-ва, специфика профессионального самоопределения и карьеры социального педагога.

В третьей главе анализируются сферы деятельности социально­го педагога. Раскрыты особенности социума, охарактеризованы со­циально-педагогические и социально-психологические службы образовательных учреждений; социальные службы муниципаль-ных органов и их учреждений; социальные службы специализиро­ванных учреждений; социальные службы предприятий, организа-ций, учреждений; социально-педагогические службы системы дополнительного образования.

Четвертая глава посвящена специализациям деятельности со­циального педагога, таким, как семейный социальный педагог; общинный (сельский) социальный педагог; специалист по рабо­те с молодежью и т.д.

В пятой главе раскрываются основные виды социальных ин-ститутов: семья, образовательное учреждение, средства массовой информации и другие.

В шестой, заключительной, главе анализируются современная система служб социальной помощи населению и основные на-правления деятельности социального педагога в ней.

Отбор включенных в учебное пособие тем определен требова-ниями Государственного стандарта высшего профессионального образования по данной специальности.

Каждая глава снабжена вопросами для самоконтроля, а также списком рекомендуемой литературы для углубленной самостоя-тельной работы. Кроме того, в качестве приложений представле­ны документы и материалы, раскрывающие специфику данной специальности. Среди них законодательные и нормативные акты, Государственный образовательный стандарт высшего профессио­нального образования, Положение о социальном педагоге школы и другие.

Учебное пособие поможет будущим социальным педагогам в подготовке к практическим занятиям и зачету, в написании до­кладов, рефератов и других письменных работ. Существенную по­мощь оно окажет работникам социально-педагогической сферы в процессе повышения квалификации.

В учебном пособии были использованы материалы работ изве­стных специалистов в области социальной педагогики В.Г.Боча-ровой, Ю.В.Васильковой, М.А.Галагузовой, М.П.Гурьяновой, И. П.Клементович, Т.В.Лодкиной, Л. В. Мардахаева, В.Ж. Маслен-никовой, А.В.Мудрика, Ф.А.Мустаевой, В.А.Никитина, Л.Е.Ни-китиной, Р.В.Овчаровой, М.И.Рожкова, В.А.Сластенина, В. А. Фо-кина, П.А.Шептенко и многих других.

Надеемся, что данное пособие внесет свой вклад в подготовку социальных педагогов на более высокой профессиональной ос­нове.

Специальность «Социальная педагогика».

Квалификация - социальный педагог.

Формы получения образования: дневная (бюджет/платное), заочная (бюджет/платное).

Обучение проводится на русском языке.

Специфика и актуальность.

В современном мире защита прав и законных интересов детей является предметом государственной заботы. Задачи защиты детства являются приоритетными в любом учреждении образования Республики Беларусь. Профессионально их реализует социальный педагог.

Социально-педагогическая деятельность многоаспектна и многонаправленна. В целях защиты прав и интересов детей и молодежи социальный педагог взаимодействует широким кругом лиц, заинтересованных в судьбе несовершеннолетнего. В их числе родители, представители администрации учреждения образования, педагоги-психологи, классные руководители, педагоги-предметники, сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних, представители комиссии по делам несовершеннолетних, представителями органов опеки и попечительства и другими лицами. Социальный педагог это не учитель с базовым образованием предметника, а педагог широкого профиля. Он владеет правовыми и психологическими компетенциями, знает основы менеджмента в системе образования, способен не только увидеть проблему ребенка, но и помочь ему найти себя.

Выпускники специальности «социальная и педагогика» могут работать в учреждениях образования, инспекциях по делам несовершеннолетних, органах охраны детства.

Чему Вы научитесь.

Изучаются:

1. Цикл общенаучных и общепрофессиональных дисциплин:

2. Цикл специальных дисциплин:

  • Теория и практика социальной педагогики
  • Социальная политика
  • Методология и методы социально-педагогического исследования
  • Социальное воспитание в учреждениях образования
  • Основы социально-педагогической деятельности
  • Психология социально-педагогической деятельности
  • Технологии социально-педагогической деятельности
  • Теория и практика социально-педагогической работы с семьей
  • Основы профессионального мастерства социального педагога
  • Охрана детства

3. Дисциплины БГПУ:

  • Введение в учебную деятельность студента
  • Педагогика детского коллектива
  • Возрастная физиология и школьная гигиена
  • Методика воспитательной работы в детских оздоровительных учреждениях образования
  • Социально-педагогическая деятельность за рубежом
  • Методика социально-педагогической деятельности
  • Актуальные проблемы социально-педагогической деятельности
  • Психосоциальная работа в деятельности социального педагога
  • Психология общения
  • Психология управления в образовании
  • Статистическая обработка данных социально-педагогических исследований
  • Консультирование в социально-педагогической деятельности
  • Основы педагогической антропологии
  • Правовые основы социально-педагогической деятельности

4. Дисциплины по выбору:

  • Социально-педагогическая профилактика игровой и компьютерной зависимости у детей и молодежи.
  • Социально-педагогическая работа с детьми, находящимися в социально опасном положении.
  • Социально-педагогические основы формирования репродуктивного здоровья обучающихся.
  • Подготовка учащихся к семейной жизни.
  • Арттерапия.
  • Сказкотерапия.
  • Диагностика и коррекция межличностных отношений.
  • Основы коррекционно-развивающей работы.

5. Факультативные дисциплины:

  • Социально-психологический тренинг.
  • Основы медиапедагогики.

Социальные педагоги работают в образовательных учреждениях: дошкольных, общеобразовательных школах, профессионально-технических, средних специальных, высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, детских домах и школах-интернатах, социально-педагогических центрах, службах по охране и защите детства и семьи, центрах профориентации, молодежных организациях, учреждениях системы Министерства труда и социальной защиты, Министерства внутренних дел и многих др.


Должность социального педагога на сегодняшний день официально установлена в учреждениях двух ведомств - образования и комитетов по делам молодежи.
В системе учреждений комитетов по делам молодежи должность «социальный педагог» введена в штатное расписание 8 типов учреждений: дворовые детские клубы, дома детского творчества, молодежные общежития, дома отдыха для подростков, образовательные молодежные центры, центры профориентации, центры занятости, детские и молодежные биржи труда.
Правовой основой деятельности социального педагога в этой сфере является закон РФ «Об общественных объединениях».

В сфере образования эта должность введена в штатное расписание 6 типов образовательных учреждений, сеть которых динамично развивается: дошкольные образовательные учреждения; общеобразовательные учреждения; общеобразовательные школы-интернаты; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением; образовательные учреждения начального профессионального образования.

Несмотря на то, что должность «социальный педагог» установлена только в двух ведомственных сферах, практическая потребность в такого рода специалистах гораздо шире. Фактически эта должность может вводиться во всех социальных учреждениях, которые оказывают помощь нуждающимся в ней детям. Поэтому типология учреждений, в которых может работать социальный педагог, основанная на их ведомственной принадлежности, включает:

Учреждения образования;
- учреждения комитетов по делам молодежи;
- учреждения здравоохранения (детские больницы, спецбольницы для психически больных детей, детей-наркоманов, санатории для детей и др.);
- учреждения социальной защиты населения (центры социального обслуживания, центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершенно летних, центры помощи детям, оставшимися без попечения родителей, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и др.); - учреждения, относящиеся к системе органов внутренних дел (приемники-распределители для детей и подростков, специнтернаты и специальные профессиональные училища для детей, совершивших правонарушения, воспитательные колонии, ювенальные суды для подростков, которые в России делают свои первые шаги, и др.).

В зависимости от условий региона (села, города, района города и др.) учреждения, оказывающие помощь детям, могут носить комплексный межведомственный характер (центры семьи и детства, центры досуга, центры здоровья и др.). Социальные педагоги, работающие в этих учреждениях, проводят первичную диагностику социума и выявляют детей с проблемами, дифференцируют проблемы детей, определяют их причины, пути и способы решения. Они также должны быть хорошо информированы о возможностях всех социальных учреждений города, села, поселка и т. д.

Если личностные проблемы ребенка не могут быть сняты в условиях естественной среды его развития, ребенок направляется в учреждения, имеющие ту или иную специализацию (учреждения социальной реабилитации детей с физическими и психическими недостатками, учреждения социальной реабилитации детей, не получивших общего и профессионального образования, и др.).
Учреждения, в которых должны работать социальные педагоги, могут носить государственный, общественный или общественно-государственный характер.

В государственных учреждениях деятельность специалиста, его должностные обязанности, а также заработная плата определяются едиными, общими для всех нормативными документами (квалификационной характеристикой; требованиями к квалификации педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий; должностными окладами и ставками заработной платы, установленными государством).

В общественных или общественно-государственных учреждениях деятельность специалиста, его должность и заработная плата определяются нормативными документами, регулирующими деятельность данного учреждения (законом РФ «Об общественных объединениях», законом РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» , квалификационной характеристикой учреждения, уставом или положением учреждения, штатным расписанием, должностными окладами и ставками заработной платы, установленными учреждением).
Кроме того, в стране зарождается волонтерское движение, в рамках которого социальные педагоги оказывают помощь детям безвозмездно.

Изложенное выше показывает, что социально-педагогическая деятельность - многосторонняя и ответственная. Поэтому профессиональная подготовка социального педагога должна опираться на обширные, научно-обоснованные знания и постоянное самосовершенствование.