Решение проблемы трудоустройства выпускников вузов. Социальные предпосылки и последствия трудоустройства молодежи на рынке труда

Семенов П. 1 , Сулих А. 2

1 ORCID: 0000-0002-2549-4196, Ст. преподаватель, 2 ORCID: 0000-0001-8841-9102, Аспирант, Университет Политехники Вроцлава

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Аннотация

Проблема трудоустройства выпускников российских университетов не нова и касается каждого выпускника, окончившего высшее учебное заведение. В данной статье рассматриваются вопросы трудоустройства выпускников, проблемы недофинсирования российских университетов и стремление студентов получать новые знания, а также произведен анализ рынка труда в Российской Федерации.

Ключевые слова: трудоустройство, молодежь, работа.

Semenov P. 1 , Sulich A. 2

1 ORCID: 0000-0002-2549-4196, Senior Lecturer, 2 ORCID: 0000-0001-8841-9102, Postgraduate student, Wroclaw University of Technology.

RUSSIAN UNIVERSITIES GRADUATES’ EMPLOYMENT PROBLEMS

Abstract

The unemployment problem of fresh graduates of Russian universities is not new and it is related to almost all graduates worldwide. However, this article is focused on employment situation among graduates of Russian universities. Their problem is probably caused both by not enough financial support to Russian universities and competency gap (qualifications mismatch between possessed by students and demanded on the labour market by employers). In this article a brief analysis of Russian Federation labour market was also presented.

Keywords : employment, youth, work.

Российские университеты (особенно московские) занимают высокие позиции в мировых рейтингах университетов. Однако их выпускники почему-то сталкиваются с проблемами трудоустройства как в Москве, так и в других городах России. Это связано в первую очередь с качеством образования, стремлением выпускника получать новые знания и использовать их на практике и потребностями быстроменяющегося рынка труда. С другой стороны, существует проблема недофинансирования российских университетов, и тем самым, дефицит квалифицированных специалистов и современного оборудования в системе чтения лекций и проведения практических занятий.

Анализ рынка труда в Российской Федерации показывает, что он подлежит процессам сегментации, т.е. качественному разделению предложенных условий трудоустройства . Согласно этой теории, заложено существование сегмента – привилегированной группы сотрудников, которые очень ценятся среди работодателей как специалисты, соответствующих квалификаций и навыков. Сотрудники наивысшего сегмента могут непосредственно влиять на условия своего трудоустройства, создавая таким образом рынок работников. Самый низкий сегмент рынка труда состоит из людей, исключенных из этого рынка труда или длительно безработных, которые не повышают свою квалификацию, что делает их выход на рынок труда гораздо сложнее. Сегментация рынка труда Российской Федерации предполагает наличие промежуточных сегментов, которые включают выпускников университетов.

Выпускники определенных направлений (прежде всего специалисты в области информационных технологий IT) совместно создают наивысший сегмент московского рынка труда. Большим спросом среди работодателей пользуются специалисты: программисты, тестировщики, архитекторы программного обеспечения и руководители проектов в области разработки программного обеспечения. Выпускники этих направлений обучения, которые знают иностранные языки и имеют опыт работы, также формируют рынок работников. Рынок работников – это ситуация, в которой работники устанавливают условия своей работы, и в то же время работодатель вынужден принять их требования. Обратной ситуацией и наиболее распространенным является рынок работодателя, на котором находятся выпускники всех остальных направлений обучения .

Работодатели – свидетели существования пробела компетенций, которые хотят вкладывать средства в улучшение знаний и навыков своих сотрудников (богатые социальные пакеты и обучение) .

Основной причиной невозможности трудоустроиться выпускнику университета – это в большинстве случаев незнание реалий рынка труда и отсутствие активного поиска для своего трудоустройства . Студенты, а в будущем выпускники не имеют доступа к университетским бюро по трудоустройствуили консультационных центров по проблемам трудоустройства . Таким образом, выпускники вынуждены к полной самостоятельности при выходе на рынок труда.

Следующими проблемами выпускников – отсутствие прозрачности рынка труда (отсутствие полной и достоверной информации о вакансиях) и непредсказуемостью рынка труда (отсутствие планирования карьеры, а также неопределенность в постоянстве существующих должностей). Выпускники не готовы к взаимному соперничеству за рабочие места на местном или национальном рынке труда. Неготовность эта связана в первую очередь с отсутствием обучения и курсов в сфере поиска работы во время учебы в университете. Более того, молодые выпускники университетов убеждены в необходимости совершенствования квалификации, поэтому идут на обучение в приобретении еще одного образования, что создает собственные дополнительные затраты или затраты для работодателя .

Кроме знаний и навыков, которыми обладают выпускники российских вузов, на их конкурентоспособность значительно влияют такие факторы, как: использование знаний на практике, личные характеристики выпускника, престиж законченного университета, обладание опыта и ожидания по зарплате.

Личные характеристики также играют важную роль в процессе трудоустройства. Работодатели охотнее нанимают кандидатов для работы, которые обладают такими функциями, как: устойчивость к стрессу, ответственность, навыки общения и работоспособность. Работодатели во время выбора соответствующего персонала обращают также внимание на навыки самообразования и самостоятельного принятия решения .

Престиж законченного университета имеет значительное влияние на трудоустройство выпускников российских университетов. В условиях свободного рынка в Российской Федерации, помимо государственных университетов РФ, были также созданы многочисленные частные (коммерческие) университеты. Эти университеты, независимо от статуса учредительного органа, представляют аналогичное по качеству образование, при этом университеты коммерческого характера предлагают конкурентные направления и условия образования (заграничные практики; курсы, преподаваемые на иностранных языках). Частные учреждения устанавливают конкуренцию для университетов с установленным положением (государственные университеты), потому что предпринимают инновационные научно-исследовательские темы и работают в тесном сотрудничестве с предпринимателями .

Студенты университетов получают большой опыт, в поисках различного трудоустройства. Чаще всего они выбирают свое трудоустройство в области продаж и услуг . Разнообразие форм трудоустройства, которые существуют в Российской Федерации, заставляет работодателей заключать договора неформально . В таких случаях, проблема состоит в том, как документально подтвердить свой опыт. Не все студенты получают профессиональный опыт в области своего направления во время учебы, а некоторые из них и не подработают во время учебы.

Финансовые ожидания молодых выпускников в России являются проблемой для тех, кто не может подтвердить свою квалификацию или опыт работы документально (по трудовой книжке). Почти 50% выпускников отвергают предложения работы, из-за не надлежащей заработной платы. .

Переход к новой системе образования, так называемой Болонской системе, является еще одной проблемой для молодых студентов и выпускников России. По мнению экспертов, система входа Болонского процесса проходила в Российской Федерации в 2003-2012 гг и заменила понятие специалиста. Болонская система проходит в два этапа: bachelor (бакалавр) и дополнительная программа образования (магистр) .

В связи с переходом со старой системы (специалитет) на новую (бакалавриат) была потеряна связь Студент-Преподаватель-Работодатель. Это заключается в том, что из-за снижения заработной платы и недофинансирования университетов, профессора не могут позволить заниматься научной деятельностью в полную силу, а в университетах не хватает финансирования для покупки нового современного оборудования для практических занятий и наглядных лекций, в свою очередь студенты, видя в каком состоянии находится вся научная среда в российских университетах, и как профессора используют старую терминологию при чтении лекций, которая не охватывают весь сегодняшний спектр науки, не используют современные технологии, не особо “горят” желанием получать новые знания и конкурировать за свое трудоустройство .

Отличие всей сегодняшней российской системы образования от западной, заключается в том, что система высшего образования России построена на заучивании материала, без обязательного посещения библиотек и обсуждения пройденного материала в научных кругах. К тому же, в последние время стало легко сдавать экзамены и зачеты за деньги, что в значительной степени снижает качество уровня образования в российских университетах. Исходя из этого, работодатель, получая таких студентов, предлагает выпускникам университетов самую маленькую заработную плату ниже уровня их ожидания.

По мнению авторов, необходимо возродить связь Студент-Преподаватель-Работодатель, создание Карьер Управления при университетах и стимулирование студентов, тем самым возрождение конкуренции среди высших учебных заведений.

Литература

  1. Кирченко О. П. и Кудюкин. Положение о российском рынке труда проблем экономики переходного периода, т. 47, вып. 8 декабря 2004 года, стр. 73-85.[Электронный ресурс] – ОЭСР (2015); Взгляд на образование. Режим доступа: http://www.oecd.org/edu/Russian%20Federation-EAG2014-Country-Note.pdf -Дата обращения: 26.11.2015.
  2. Староверова Е. Пятерка самых востребованных профессий для выпускников вузов-2010, Газета Труд, № 11. [Электронный ресурс] – май 2010. – Режим доступа: http://www.trud.ru/article/11-05-2010/241811_pjaterka_samyx_vostrebovannyx_professij_dlja_vypusknikov_vuzov-2010.html – Дата обращения: 26.11.2015
  3. Кабалин В. Мобильности рабочей силы. Организационные, институциональные и социально-структурные факторы. Социологические исследования, т. 40, вып. 4, июль-август 2001, с. 27-42.
  4. Болдышева Н. О. Конкурентоспособность выпускника вуза на рынке труда. [Электронный ресурс] – 2015. – Режим доступа: http://science.kuzstu.ru/wp-content/Events/Conference/RM/2015/RM15/pages/Articles/IEU/7/3.pdf – Дата обращения 26.11.2015
  5. Шенин С. Ю. Джеффри Сакс и американская помощь постсоветской России: случай «другой анатомии» // Известия Саратовского университета. 2010. Т. 10. Сер. История. Международные отношения. Вып. 1. С. 106.
  6. Издание Человек и труд. № 5. с. 34-38. [Электронный ресурс] – 2011. – Режим доступа http://www.twirpx.com/file/905397/– Дата обращения 21.03.2016

References

  1. Kirchenko O. P. i Kudyukin. Polozenie o rosyjskim rynke truda problem ekonomiki perechodnogo perioda, t. 47, vyp.8 dekabrya 2004 goda, str. 73-85. – ОESR (2015); Vzglyad na obrazovanije. URL:: http://www.oecd.org/edu/Russian%20Federation-EAG2014-Country-Note.pdf – Data obrashhenija: 26.11.2015.
  2. Staroverova E. pjaterka samyx vostrebovannyx professij dlja vypusknikov VUZOV -2010, Gazeta Trud, № 11. – maj 2010. – URL: http://www.trud.ru/article/11-05-2010/241811_pjaterka_samyx_vostrebovannyx_professij_dlja_vypusknikov_vuzov-2010.html – Data obrashhenija: 26.11.2015
  3. Kabalin V. Mobilnost raboczej sily. Organizacyonnyje, instytucjonalnyje i socyalno-strukturnyje factory. Socyalnyje issledovanija, t. 40, vyp. 4, iyul-avgust 2001, с. 27-42.
  4. Boldyszeva N. O. Konkurentosposobnost vypusknika VYZA na rynke truda. – 2015. – URL: http://science.kuzstu.ru/wp-content/Events/Conference/RM/2015/RM15/pages/Articles/IEU/7/3.pdf – Data obrashhenija: 26.11.2015
  5. Szenin S. Y Jeffrey Sachs i amerykanskaya pomoc postsovetskoj Rossii: slutczaj «drugoj anatomii» // Izvestija Saratovskogo universyteta. 2010. t. 10. Ser. Istorija. Mezdynarodnyja otnoszenija.Vyp. 1. Str. 106.
  6. Izdanije Czelovek i trud. № 5. с. 34-38. – 2011. – URL: http://www.twirpx.com/file/905397/ – Data obrashhenija: 21.03.2016

Метод «волшебных» вопросов в применении к данной проблеме.

  • 1. Кто задействован в проблеме и мог бы повлиять на ее решение ?
  • ? Сами студенты как потенциальные работники и носители ЗНУ.
  • ? Работодатели, которым нужны работники и которые предлагают вакансии.
  • ? Третья сторона в виде различных кадровых агентств, бюро по трудоустройству, бирж труда, помогающих в трудоустройстве.
  • ? Правительство РФ, которое не обеспечивает пополнение рабочих мест и трудоустройство выпускников вузов.
  • ? Вуз, дающий тот или иной уровень образования, и ЗНУ, которые ценятся или не ценятся на рынке труда.
  • ? Родители и их «связи», чтобы трудоустроиться на работу «по блату».
  • ? Конкуренты в виде других соискателей и др.
  • 2. Что реально происходит и влияет на развитие проблемы ?
  • ? Нехватка реальных рабочих мест: спрос на рабочие места во много раз перекрывает их предложения на рынке.
  • ? Неэффективный поиск, который зачастую заканчивается неудачей.
  • ? Непривлекательные варианты работы, связанные с неудобным графиком работы, низкой зарплатой, неудачным расположением места работы и др.
  • ? Неадаптированность студентов к требованиям рынка труда. Нехватка практического опыта работы у выпускников, которая является главной причиной отказа в приеме на работу.
  • ? Слабые программы обучения, не адаптированные под запросы рынка.
  • ? Слабый профессорско-преподавательский состав (ППС), когда многие из преподавателей не имеют практического опыта работы по специальности, незнание реального производства.
  • ? Слабая подготовка молодых специалистов по окончании вуза.
  • ? Отсутствие практической направленности процесса обучения. Нет тренингов, деловых игр, стажировок. Нехватка практических ЗНУ, которые в недостаточном объеме дает вуз.
  • ? Неудобное расписание, с которым невозможно работать параллельно с учебой, а многим студентам работа жизненно необходима, поскольку позволяет выжить, не имея финансовой поддержки со стороны родителей.
  • ? Незнание языков и др.
  • 3. Где проявляется проблема ?
  • ? В большинстве регионов России, включая Москву и Подмосковье.
  • ? В офисах компаний-работодателей, отделах кадров, службах персонала и др.
  • ? В офисах кадровых агентств, бюро по трудоустройству и бирж труда.
  • ? В вузе во время обучения студентов при поиске подработки по будущей специальности.
  • ? В Правительстве РФ, не создающем условия для трудоустройства выпускников.
  • ? Во всех отраслях промышленности.
  • ? В доме и душе каждого выпускника, когда возникает острая проблема трудоустройства и др.
  • 4. Когда проявляется данная проблема ?
  • ? В момент поиска работы.
  • ? Во время учебы, когда программы обучения не дают реальных практических знаний.
  • ? В момент выпуска из вуза и получения диплома.
  • ? Во время кризиса в экономике страны, когда проблемы предприятий обостряются.
  • ? В моменты переезда в другой регион или город.
  • ? При росте амбиций, когда потребности опережают возможности и др.
  • 5. Почему данная проблема имеет место ?
  • ? Недостаток практического опыта работы, ЗНУ, языковой подготовки и др.
  • ? Рост потребностей в обществе и у выпускников вузов в частности.
  • ? Нехватка «связей» (нужных людей) для помощи в трудоустройстве.
  • ? Лень! Слабая мотивация!
  • ? Незнание технологии поиска работы, неумение грамотно составить резюме, подготовиться и пройти собеседование, неумение держать себя во время интервью и др.
  • ? Психология неудачника (все равно откажут!), неуверенность в себе и своих силах. Личные проблемы и личностные недостатки.
  • ? Недостаток средств для жизни и удовлетворения потребностей. Очень низкая стипендия, которая не позволяет хоть как- то существовать без поддержки родителей. Но низкая стипендия является и «плюсом», так как подталкивает студентов еще во время учебы подрабатывать, зарабатывая деньги для жизни и необходимый опыт работы.
  • ? Неудобное расписание, которое не адаптировано под подработку студентов на рабочих местах. Многие вузы подработку не одобряют. Более того, студенты, которые работают, считаются, чуть ли не «преступниками», которые не хотят учиться. Это в корне неверно. Для многих студентов подработка - это единственный способ выжить и учиться.
  • ? Невозможность совмещения учебы и работы, не прогуливая занятия.
  • ? Отсутствие учета мнения студентов в области улучшения учебного процесса.
  • ? Непонимание перспектив работы по специальности и, как следствие, невозможность разработки стратегии своей карьеры хотя бы на краткосрочный период.
  • ? Академизм вузовских знаний, отсутствие практической направленности учебного процесса. Мало или нет вообще тренингов, деловых игр, стажировок.
  • ? Многие преподаватели не имеют практического опыта работы по специальности.
  • ? Нет связи вузов с крупными предприятиями - будущими работодателями.
  • ? Нет обязательного распределения молодых специалистов по окончании вуза.
  • ? Нет эффективной стратегии развития России, делающей упор на развитие производства, создание новых рабочих мест и модернизацию системы образования.
  • ? Нет четкой приоритетности образования в стране и др.
  • 6. Как решить данную проблему ? Можно сформировать предварительный список путей решения проблемы.
  • ? Искать и разрабатывать методы, корректирующие учебный процесс под возможность студентов подрабатывать. Сделать удобное расписание!
  • ? Разрешить официально подработку студентам, начиная с третьего курса.
  • ? В законодательном порядке ввести понятие «время работы студента», как результат реализации нового расписания.
  • ? Руководство кафедр и института должно получать обратную связь от студентов для построения этих методов.
  • ? Разработка и реализация эффективной стратегии развития России, когда будет развиваться производство и создаваться новые рабочие места.
  • ? Национальный приоритет - хорошее образование, как стержень развития и укрепления России!
  • ? Скорректировать учебные планы и программы с приданием им практической направленности. Шире использовать тренинги, деловые игры, стажировки на предприятиях.
  • ? К преподаванию допускать только профессорско-преподавательский состав (ППС), имеющий большой практический опыт по специальности.
  • ? Студентам начинать поиск работы и подрабатывать на законных основаниях еще во время обучения в вузе.
  • ? Изменить отношение к учебе и повышать свою квалификацию во время обучения (для студентов). Изменить отношение к работе студентов (для преподавателей).
  • ? Прохождение во время обучения в вузе практических тренингов (в самом вузе или в сторонних тренинговых центрах), выработка необходимых ЗНУ, подтягивание языковой подготовки, изучение передового опыта и др.
  • ? Преодолеть лень! Повысить уровень мотивации.
  • ? Обучиться грамотно составлять резюме, подчеркивая свои сильные стороны, готовиться к собеседованию, настроиться на положительный результат, что позволит преодолеть психологические барьеры.
  • ? Открыть при вузах научно-производственные предприятия (комплексы), где могли бы работать студенты, совместив при этом интересы вуза и студентов. Вуз получает возможность дополнительного финансирования за счет прибыли этих предприятий, а студенты - дополнительный заработок и практический опыт работы.
  • ? Активизация знакомых, родных, нужных людей и «связей» для поиска работы.
  • ? Открыть свое дело, что даст возможность самому создавать рабочие места, обеспечивая работой и себя и других людей, и т.д.

Вывод. Проблема очень актуальна. Стратегия каждой развитой страны направлена на создание общественного благосостояния. И благосостояние студентов как молодежной ячейки общества является важной частью этой стратегии. Проблема трудоустройства студентов сводит на нет их мотивацию к учебе, что ухудшает качество знаний выпускников и в серьезной степени мешает развитию страны. Ответы на ключевые вопросы «почему?» и «как?», позволяют совсем по-другому взглянуть на проблему трудоустройства. Главное заключается в том, что в настоящее время и студенты, и вуз вместе должны думать о будущей работе студентов, как специалистов. Студентам помимо хорошей учебы нужен опыт практической работы, так как без него устроиться на хорошую позицию практически невозможно. Вузам нужно подумать, как это обеспечить. С одной стороны, можно оптимизировать расписание, создав специальные «окна» для подработки студентов (это самое простое), а с другой - открыть при вузах научно-производственные комплексы, создав рабочие места для обучающихся студентов, где последние могли бы работать, зарабатывая деньги и опыт работы.

Конечно, в идеале нужны также прямые договоры с крупными и средними предприятиями на подготовку специалистов для них по определенным специальностям с гарантией трудоустройства и выплатой именных стипендий. Еще один важный момент связан с созданием центров оценки и сертификации квалификации новоиспеченных специалистов (ассесмент-центры) , которые предлагали сами же студенты в своих курсовых работах. В таких центрах выпускники будут сдавать настоящий экзамен на профпригодность. Все успешно сдавшие экзамен получат специальный сертификат, который должен убедить работодателей в качестве знаний бывшего студента. Для выпускника это может стать дополнительной строчкой в резюме - бонусом при поиске работы. В будущем получить сертификат придется всем, кто желает устроиться на хорошую работуЗападной Европе человек не может устроиться на работу, если не получил признания профессионального сообщества). Понятно, что трудоустройство молодых специалистов не только их головная боль, но и задача государства. Здесь нужна государственная политика, нужна стратегия развития России, предусматривающая развитие экономики и создание новых рабочих мест.

Звездообразная диаграмма (рис. 4.10) позволяет разобрать проблему трудоустройства выпускников вузов и выявить ее причины по четырем составляющим. Рассмотрев звездообразную диаграмму, можно сделать вывод, что студенты стремятся стать профессионалами своего дела, чтобы добиться успеха в материальном и личностном плане. Однако отсутствие опыта работы значительно осложняет им жизнь после окончания вуза. Работодатели очень предвзято относятся к молодым специалистом. Выход один - студентам набирать опыт работы и при этом не быть отчисленным с последнего курса. Рассматривая актуальный для сегодняшней ситуации процесс обучения, это довольно сложно. Опыт работы губит учебу, и наоборот. Необходим конструктивный «диалог» между студентами и «верхами образования» хотя бы для обмена мнениями и возможной коррекции учебного процесса под его главного потребителя - студента. А благодаря знаниям студентов, которые впоследствии будут давать отдачу в виде доходов в бюджет страны и прироста ВВП, конечным потребителем этого процесса можно по праву считать весь Российский Народ.

Диаграмма Исикавы для рассмотрения проблемы трудоустройства выпускников вузов (рис. 4.11).

Основываясь на полученной диаграмме Исикавы, делаем вывод, что глубинные причины проблемы кроются:

  • ? в отсутствии единого понимания учебного процесса у студентов и преподавателей;
  • ? отсутствии практической направленности учебного процесса;
  • ? невозможности закрепления теоретических знаний на практике в виду отсутствия работы (подработки) по специальности;
  • ? отсутствии возможности свободного посещения и самостоятельного изучения непрофильных предметов;
  • ? ориентации на сырьевую экономику, отсутствии эффективной стратегии развития России, нацеленной на развитие производства и создание новых рабочих мест;
  • ? низких стипендиях и слабом финансировании всей системы образования, учебных заведений и преподавателей и др.

Рис. 4.10.


Рис. 4.11.

Лестничная диаграмма (рис. 4.12) позволяет установить причинно- следственную связь между основными причинами проблемы трудоустройства выпускников и выявить коренную причину проблемы.


Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда, во многом зависит от деятельности служб занятости в области трудоустройства. В настоящее время они способны обеспечить рабочими местами лишь небольшую долю обращающейся к ним молодежи. Это связано, во-первых, с высокой напряженностью на рынке труда, во-вторых, с тем, что предъявляемые молодыми безработными требования к рабочим местам довольно высоки.

Прежде чем рассматривать специфику трудоустройства выпускников как форму практической деятельности социальных работников следует определить, что понимается под трудоустройством.

Трудоустройство с точки зрения Молевича Е.Ф. является одним из способов содействия (для определенных категорий граждан обеспечения) занятости. Во всех документах (включая международно-правовые акты) соответствующие мероприятия охватываются термином «содействие занятости». Такого подхода мы и будем придерживаться, определяя трудоустройство по общему правилу как способ содействия занятости. Исключения касаются особых, наименее социально защищенных на рынке труда субъектов, в отношении которых государство принимает на себя повышенные гарантии в сфере трудоустройства, что позволяет рассматривать трудоустройство уже как способ обеспечения занятости.

В работах С.В. Петрова социальная занятость определяется как сложная современная структура, которая активно участвует в процессе регулирования рынка труда, она обеспечивает гарантированное государством, право граждан на защиту от безработицы и оказывает населению и работодателям государственные услуги содействия занятости. Как мы видим, основой работы центра социальной занятости является установление трудовых отношений между работником и работодателем. Важно заметить, что конкретно проблема трудоустройства именно выпускников вузов в центрах социальной занятости мало затронута.

Таким образом, можно сделать вывод, что главная задача специалистов по социальной работе - научиться проводить в жизнь функциональную предназначенность социальной службы занятости, оптимально выполнить задачу, то есть помочь молодым выпускникам при трудоустройстве на работу. В условиях социально-экономического кризиса остро стоит вопрос о роли социальных работников в процессе адаптации молодой категории населения к новым социальным условиям, сложившимся в 90-е годы в Российской Федерации, об активном и профессиональном участии при трудоустройстве выпускников.

Петров С.В. в своей работе разделяет трудоустройство на следующие признаки:

  • а) является одним из способов содействия (для определенных категорий граждан обеспечения) занятости;
  • б) участие посреднических органов (как государственных, так и негосударственных);
  • в) служит юридической гарантией реализации прав граждан в сфере труда и занятости;
  • г) направлено, прежде всего, на обеспечение рационального использования трудовых ресурсов также с учетом интересов основных субъектов на рынке труда работников и работодателей, а также государства;
  • д) основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что Петров С. В. рассматривает трудоустройство как способ содействия социальной занятости, направленное на распределение трудового потенциала молодых специалистов. В рассмотренных признаках мы видим, что потребуются много тщательных разработок в законодательстве, анализа и исследований.

Пригожин А.И. в своей работе «Современная социология организаций» подчеркивает, что российская молодежь характеризуется неустойчивостью жизненных установок: из-за этого она более мобильна при выборе и поиске рабочего места и в то же время не готова к самостоятельным действиям на рынке. Отсюда следует, что одним из важнейших условий совершенствования организации социальной занятости выпускников как составных части социальной работы, является использование базовой информации, объективно отражающей состояние системы и ее элементов. Роль инструмента для получения такой информации выполняет система критериев и показателей эффективности социальной работы, которая должна содержать, как минимум, данные о молодых специалистах, предоставленных им услугах и их результатах.

В своих публикациях Лисовский В.П. и Оконника И.М., освещая проблему трудоустройства выпускников, отмечают снижение данного показателя в большинстве регионов РФ, связывая этот факт с изменением в требованиях работодателей к выпускникам и структурной перестройкой экономики территорий. Сложность найти достойное место работы и ее оплату, построить карьеру и обеспечить себя в перспективе отмечается и самими выпускниками вузов. На наш взгляд решение данного вопроса сегодня определяется не только отмеченными выше причинами, но и качеством самих инструментов и методов работы при организации данного процесса (трудоустройства выпускников вузов) со стороны всех его участников.

Если оценивать не только субъективный уровень потребности, но и объективно существующие проблемы, которые отражаются в низкой уверенности в трудоустройстве, то потребность в проф. ориентационных услугах у выпускников значительна. В публикации журнала «Социальные исследования» отмечено, что молодые люди не знают о существовании структуры, занимающейся вопросами профессиональной ориентации и трудоустройства выпускников в своем вузе, никто из них не обращался по вопросам трудоустройства в подобные структуры вне вуза (напомним, что до получения диплома выпускникам оставалось менее полугода). На фоне такого положения дел в государственных структурах можно отметить новые тенденции в обеспечении занятости выпускников вузов со стороны частных компаний. Благодаря этому обеспечивается постоянный приток молодых кадров, новых идей в структуру организаций.

Несомненный интерес представляет анализ Бессарабовой Н.В., где описывается точка зрения работодателей относительно выпускников, будущих работников. Они считают, что потенциальные работники наряду с профессионализмом должны обладать способностью принимать самостоятельные решения, коммуникабельностью, иметь широкий кругозор, множество дополнительных навыков (компьютерная грамотность, водительские права, знание иностранного языка и т.д.). Кроме того, работодателей интересует зарубежный опыт работы, цели в карьере, которые имеет потенциальный работник.

Итак, в социальной науке чрезвычайно важно учитывать особенности человека - ценностные, мотивационные, целевые, оценочные характеристики, изучаемой социальной группы. Пренебрежение к этим характеристикам может привести к неадекватному истолкованию сути молодого человека, обратившемуся в социальную службу за помощью. Только объективный учет таких характеристик может помочь социальному работнику произвести планирование перехода от одного качественного состояния клиента к другому состоянию, другой модификации, необходимой выпускнику при трудоустройстве. Для выхода из трудной жизненной ситуации; уяснив характеристику специалиста, он может переходить к квалификации характеристик, т.е. определению количественного выражения этих характеристик, их динамики (мера интенсивности). Раковская О.А. утверждает, что чем успешнее будут сформированы характеристики (компетенции) эффективности трудоустройства выпускников, тем успешнее они будут востребованы работодателями и в дальнейшем трудоустроены. При этом рынок труда определяет и изменяет критерии профессиональной подготовки в соответствии с темпами развития науки и экономики. В этом контексте возникает потребность в разработке перечня критериев оценки конкурентоспособности молодого специалиста, удовлетворяющего перспективным требованиям рынка труда, который определяет эффективность трудоустройства выпускника.

Избежать многих проблем и ошибок трудоустройства выпускников вузов можно за счет комплекса следующих мер: развитие системы профориентации молодого поколения, начиная со школы. Помочь в этом могут как сами выпускники и учащиеся вузов, так и преподаватели, специалисты вузовских агентств по трудоустройству, сотрудники Центра Занятости Населения и работодатели.

Для нас представляет несомненный интерес деятельность социальных работников Центра занятости населения при содействии трудоустройства выпускников вузов. Отсюда следует, что при правильной разработке организации труда выпускников вузов в центре занятости значительно уменьшит число нетрудоустроенных молодых специалистов и улучшится ситуация на рынке труда.

Эфендиев А.Г. и Кондрашова М.В. в своих работах предлагают сформировать систему мониторинга рынка труда и рынка образовательных услуг; проводить постоянный анализ соответствия спроса и предложения рабочей силы по профилю и уровню квалификации в разрезе специальностей (профессий), отраслей, муниципальных образований региона, а также анализировать причин дисбаланса спроса и предложения на рынке труда и причин «не трудоустройства» выпускников по полученной специальности. Мониторинг проблем трудоустройства молодых специалистов и других участников данного процесса, учитывающий их потребности и интересы сегодня должен выступать как социально-культурная норма проектирования деятельности центра социального содействия занятости выпускников. Исходя из этого, можно сделать вывод, что предлагаемая Эфендиевым и Кондрашовой система мониторинга рынка труда поможет выпускникам вузов при трудоустройстве. Данная работа потребует много времени и кропотливого труда социальных работников. При использовании моделей социальной деятельности, которые мы рассмотрим в следующем параграфе, можно выявить методы деятельности социальных работников по отношению молодых специалистов.

В статье «РИАНОВОСТИ» было отмечено, что количество молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет, у которых нет работы, выросло с докризисных показателей на 4 млн человек и в данное время насчитывает 75 миллионов. Исполнительный директор сектора занятости Международной организации труда (МОТ) Хосе Мануэль Саласар-Ширинакс, представляя соответствующий доклад МОТ, отметил, что мировые показатели безработицы среди молодых людей не очень изменились по сравнению с пиковыми уровнями, зафиксированными в 2009 году. Он подчеркнул, что в 2011 году этот показатель безработицы среди молодежи составлял 12,6%, в текущем году прогнозируется уровень - 12,7%, что минимум на 1% выше, чем было в 2007 году. По словам Саласар-Ширинакса, согласно анализу ситуации, она вряд ли изменится в лучшую сторону и к "2016 году показатели безработицы среди молодежи, по нашей оценке, останутся на том же высоком уровне".

В своем докладе Международная организация труда напомнила, что согласно разработанному в 2011 году индексу социальной нестабильности, угрозу беспорядков сильно увеличилась в 45 странах из 118 изученных.

Таким образом, если проблемы с безработицей среди молодых людей не будут решены, это повлечет за собой рост уровня недовольства и нестабильности. Согласно докладу, повлиять на ситуацию могла бы продуманная национальная политика в этой области, заключающая в себе макроэкономический аспект, меры по налоговой стимуляции компаний, который предоставляют работу молодежи и госпрограммы для обучения молодежи.

Проанализировав основные термины и понятия данной дипломной работы, мы рассмотрели специфику занятости выпускников. В данном параграфе мы видим, что проблема трудоустройства выпускников заключается в том, что исследуемой группе уделяется мало внимания, недостаточно хорошо проработана система оказания помощи при трудоустройстве. Решение данного вопроса сегодня определяется качеством инструментов и методов работы при организации данного процесса. Как мы видим, основой работы центра социальной занятости является установление трудовых отношений между работником и работодателем, на из-за высоких требований и нестабильности на рынке труда выпускникам вузов, как будущим работникам, очень сложно трудоустроиться.

ПРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ПОСЛЕ ВУЗОВ

Шилина Евгения Борисовна

Кафедра правовых дисциплин,

Филиал ФГБОУ ВПО «КубГУ»

в г. Армавире

Ярмонова Е.Н.

Научный руководитель: канд.юрид.наук, доцент, зав. кафедрой правовых дисциплин,

Филиал ФГБОУ ВПО «КубГУ» в г. Армавире

Проблема трудоустройства выпускников после окончания ВУЗов сегодня чрезвычайно актуальна. Система государственного распределения – ушла в прошлое. Сегодня молодой специалист сталкивается с довольно жесткими условиями рынка, из которых он не всегда выходит победителем. В настоящее время молодежь пред­ставляет наиболее многочисленную груп­пу безработных – более 30 % от общего числа зарегистрированных безработных. Кроме того, 25–28 % от общей совокуп­ности безработной молодежи составляют выпускники учебных заведений .

Выявление причин затруднительности данного процесса и выработка эффективных механизмов их преодоления – задача, требующая скорейшего разрешения.

Сегодня социологами высказывается мнение, что «тот факт, что студенты в основной массе пребывают долгое время "в безмятежном состоянии" и не задумываются над тем, что студенческие годы существуют не для того, чтобы спокойно проводить время, но, прежде всего для получения знаний, нужных в последующей практической работе, - результат влияния стереотипов, укоренившихся в сознании и студентов, и их родителей еще в советский период».

Трудно однозначно с этим согласиться. Конечно, вышеописанное явление присутствует и, безусловно, следует преодолевать определенные установки, которые не соответствуют действительности, но наряду с этим есть большое количество молодых людей, студентов, которые сегодня довольно ответственно подходят и к выбору специальности, и к процессу обучения, и стараются проявить себя в различных научных и исследовательских конкурсах, тем самым заявляя о том, что они стремятся к получению знаний.

Стоит обратиться к истории и посмотреть, как решался данный вопрос, и, возможно позаимствовать, приобщив к современным реалиям, удачные механизмы и способы. Ранее, когда существовал Советский Союз, повсеместно была внедрена практика так называемой «работы по распределению» - практика трудоустройства выпускника высшего учебного заведения, обязательного на определённый срок, как для самого выпускника, так и для работодателя .

Данный процесс был и в некоторых учебных заведениях Российской империи (например, в Училище правоведения). Позже перешел и в СССР, где и появляется сам термин «распределение».

Распределение проводилось в последние месяцы обучения в вузе - специальная комиссия распределяла выпускников по рабочим местам на предприятиях и в организациях, нуждающихся, согласно разнарядке соответствующих ведомств, в специалистах данного профиля.

Выпускник был обязан отработать «по распределению» три года, и только после этого мог поменять место работы по собственному желанию. Работающий по распределению имел особый юридический статус «молодого специалиста» - такого работника нельзя было уволить без специального разрешения министерства. В некоторых случаях (когда предприятие или организация были заинтересованы в удержании этого работника), он мог получать льготы в обеспечении жильём, устройстве детей, если таковые были, в детские дошкольные учреждения и так далее. Распределяемые на работу вне своего местожительства обеспечивались безвозвратными пособиями по переезду («подъёмными»), дешёвым жильём в общежитиях (с сохранением прописки по основному месту жительства) и другими социальными гарантиями. Для выпускников, прошедших срочную службу в армии, время работы по распределению сокращалось на величину срока службы .

Итак, видно, что распределение, по сути, представляло собой отчасти отработку тех денежных средств, что потратило государство на обучение студента. По окончании ВУЗа студента могли направить в любую точку страны на предприятие или в ту или иную организацию.

На наш взгляд, представляется возможным введение частично практики распределения. В современных условиях можно было бы сделать подобную процедуру, только не на три года, как было до того, а например, в течение одного года. Лучше предлагать распределение по желанию, то есть не обязательно, а по собственному обращению молодого специалиста. При таком распределении учитывать успеваемость, творческие достижения. Данная мера будет призвана гарантированно обеспечить пусть небольшой, но все-таки нужный и полезный срок работы по специальности.

С какими же проблемами сталкиваются сегодня дипломированные специалисты? Одним из главных препятствий при трудоустройстве по окончании ВУЗа для многих «вчерашних» студентов является отсутствие опыта работы. В условиях функционирования рынка трудовых ресурсов основным критерием в оценке выпускников профессиональных образовательных учреждений становится их реальная профессиональная квалификация и компетентность, обеспечивающие конкурентоспособность и профессиональную мобильность специалиста . Казалось бы, какой может быть опыт работы у бывшего студента по своей специальности к концу учебы? Ведь, у него не было пока диплома, а если и имелся опыт работы, то, скорее всего, это был опыт курьера, разносчика, официанта и другие специальности, обычно предлагаемые студентам службами занятости в качестве дополнительного заработка в период обучения. Возникает парадокс, но, к сожалению, зачастую данное обстоятельство оставляет многих дипломированных специалистов без работы и вынуждает срочно менять сферу деятельности и работать не по специальности.

Сегодня работодатель ставит довольно высокую планку для соискателя, в том числе и молодым специалистам. У каждой кампании или предприятия свои требования, но часто они представляют собой большой список желательных качеств для своего потенциального сотрудника. Самыми основными: наличие опыта работы, профессионализм, умение применять полученные теоретические знания на практике, способность принимать решения. Естественно и понятно желание работодателей иметь у себя на работе грамотного, компетентного и ответственного сотрудника, но возникает вопрос: как же приобрести опыт и соответственно наработать профессионализм совсем еще молодому специалисту, «вчерашнему» студенту, если без опыта работы его не берут практически никуда?

Более того, одной из проблем является то, что многие выпускники ВУЗов, получившие хорошую теоретическую основу в своем учебном заведении, не в состоянии применить их на практике. Это не вопрос только какой-то отдельной специальности или же ВУЗа, а общая проблема. Данный факт подтверждается материалами интернет-конференции: «… более 50 % руководителей-работодателей считают уровень подготовки выпускников филиала и других российских ВУЗов примерно одинаковым. Среди качеств, которых не хватает выпускникам, руководители выделили, прежде всего, профессиональные знания. Данное противоречие можно, скорее всего, объяснить тем, что под нехваткой профессиональных знаний руководители подразумевают недостаток практических навыков, т.е. опыта работы» .

К рассматриваемой проблеме нужен системный подход. Более того, сама по себе тематика образования не может рассматриваться в отрыве от, во-первых, от всей системы работы с подрастающим поколение, начиная с младших классов, и во вторых, в отрыве от того, как развивается экономика и какие условия создаются для самореализации молодых ребят.

Для решения проблемы, связанной с трудоустройством выпускников после ВУЗов, можно и даже следует обратить особое внимание на опыт российской столицы - города Москвы. Как известно, количество столичных ВУЗов огромно, а, следовательно, каждый год различные службы, в том числе и государственные, сталкиваются с проблемой большого количества заявок по трудоустройство. Руководитель столичного департамента труда и занятости населения Олег Нетеребский прокомментировал данный вопрос и рассказал, что власти Москвы в ближайшем будущем намереваются разработать особую программу. Согласно ей «…выпускник столичного вуза сможет получить работу там, где он в период студенчества проходил стажировку» .

Более того, было также отмечено, что «на порядок увеличена программа стажировки выпускников учебных заведений, а также увеличены объемы временной занятости студентов. В итоге из общего количества обратившейся молодежи в службу занятости в этом году 24 тысячи человек нашли временную работу в свободное от учебы время» .

Итак, общий вывод из вышеперечисленного, как пояснил и сам руководитель столичного департамента труда и занятости населения, это стремление и идея объединить два направления - поиск подработки во время учебы и работы для выпускников, чтобы временная работа стала стажировкой для будущего специалиста.

Данная задумка представляется довольно перспективной и особенно важной для нынешних выпускников. Возможность прихода в качестве работника на место своей стажировки – это хорошее подспорье для «новоиспеченного» специалиста. От него смогут выиграть все: и работодатели, и «вчерашние» студенты.

Во-первых, проходя стажировку в той или иной кампании студент, ещё во время учебы, начинает применять на практике, полученные теоретические знания.

Во-вторых, он имеет возможность окунуться в непосредственный рабочий процесс и тем самым осознать принципы своей будущей специальности, что представляется весьма проблематичным посредством лишь изложения и выучивания учебных дисциплин.

В-третьих, у студента есть шанс проявить себя. Ответственный подход к работе, творческое мышление, коммуникабельность и многие другие качества – это неоспоримые доводы к тому, чтобы именно такой молодой специалист позже, после получения диплома, получил приглашение и пришел в ту же кампанию или организацию, в которой себя зарекомендовал.

И, наконец, такой важный на сегодняшний день критерий для соискателя, который указывают многие работодатели, - умение принимать решения и ориентироваться в порой довольно стремительно меняющихся обстоятельствах – также приобретается в ходе практики и стажировок.

Что же касается самих работодателей, то они безусловно будут иметь выгоду от данного проекта.

Предоставляя в своих кампаниях или организациях возможность стажировок, тем самым смогут отбирать себе заранее будущих работников.

Кроме того, во время стажировки, работодатель, обучая студента, показывает какие требования именно его организации, теоретические навыки и качества в большей степени нужны ему. То есть, работодатель как бы готовит себе работника, уже приспособленного к его требованиям.

По данному вопросу, хотелось бы изложить предложения по решению проблем трудоустройства выпускников после ВУЗа.

Во-первых, университетам следует тесней налаживать взаимодействие с различными предприятиями и организациями, а именно договариваться о стажировках своих студентов в данных организациях. Теоретическая база, которую дает высшее учебное заведение, подкрепленное обилием практики – это залог успешной подготовки грамотного молодого специалиста.

Во-вторых, подобно столичному опыту, ВУЗам нужно развивать такую практику, при которой место стажировки студента в дальнейшем может стать его местом работы по окончании учебного заведения. Для этого стоит, на наш взгляд, в первую очередь поощрять студентов с хорошей успеваемостью и тех, которые проявили себя с положительной стороны во время стажировки в той или иной организации.

В-третьих, для повышения заинтересованности как крупных и средних, так и малых частных кампаний в приеме к себе на работу молодых специалистов следует ввести льготное налоговое обложение. Ведь не секрет, что многие работодатели не хотят брать к себе «вчерашних» выпускников, аргументируя это тем, что у них нет опыта и их нужно учить всему «с нуля». Но сами же себе противоречат, так как лишают выпускников получить тот самый бесценный и необходимый опыт работы. А при действии такого механизма, как льготные ставки по налогам, скорее всего, найдется много кампаний желающих принять к себе молодых специалистов, тем самым удовлетворив свои кампании в новых кадрах и обеспечив занятость молодых людей.

В-четвертых, следует принять закон о квотировании рабочих мест, за теми, кто впервые ищет работу по специальности. С таким предложением выступил Российский студенческих союз. Согласно информации, размещенной на его сайте, Союз предлагает улучшить законодательство и принять Федеральный закон «О квотировании первого рабочего места». Предлагается установить следующую квоту на трудоустройство молодежи: 1 % - при списочной численности работников организации до 100 человек; 2 % - при списочной численности работников организации от 100 до 300 человек; 3 % -- при списочной численности работников от 300 и более человек» . Трудно не поддержать данное предложение, так как, на наш взгляд, это действительно поможет в разрешении проблемы трудоустройства. Сам Российский студенческий союз считает, что «квотирование рабочих мест должно касаться в первую очередь предприятий и организаций, которые финансируются из федерального, регионального бюджетов или бюджета местного самоуправления или в капитале которых не менее 25 % составляет государственная доля или доля муниципалитетов, или которые 50 % своей выручки получают за счет реализации государственного или муниципального заказа» .

В-пятых, целесообразно будет поощрять научные разработки студентов в различных ВУЗах нашей страны и их внедрение в производство. Например, если студентами того или иного университета будет выдвинута определенная разработка, улучшающая работу какого-нибудь производства, то тем организациям, предприятиям или же кампаниям, которые возьмутся за внедрение данной идеи и получат результат, должны быть также предоставлены определенные льготные условия в налоговой сфере. А студенты, разработавшие ту или иную уже внедренную идею, должны быть обеспечены работой или же на том предприятии, где действует их новация или же в той кампании, которая занималась финансовым обеспечением данного проекта. Это предложение также следует закрепить на законодательном уровне, приняв соответствующий нормативно-правовой акт.

Конечно же, ничто не сможет реализоваться в полной мере без активного участия с одной стороны ВУЗов, с другой – частных или государственных кампаний и предприятий. ВУЗам следует корректировать учебную программу больше под реальные навыки и умения той или иной специальности, которой они обучают своих студентов. Наряду с фундаментальными дисциплинами целесообразно вводить также и прикладные, непосредственно связанные с будущей профессией молодого специалиста. Это не говорит о том, что нужно в ущерб учебе и основательным знаниям насаждать практические занятия или же стажировки. Наоборот, следует наиболее сбалансировано построить учебный план таким образом, чтобы теоретическая база непрерывно дополнялась практическими навыками. Ведь именно так можно получить реальное представление о профессии и на практике понять значимость и ценность на первый взгляд «скучных терминов», рассказываемых на лекциях.

Работодателям же стоит отказаться от стереотипа, что «вчерашний» студент – это не самый лучший работник. Да, у него нет опыта. Да, его придется в первое время обучать, как может показаться, простым вещам в той или иной области. Но наряду с этим существует большое количество молодых дипломированных специалистов, «вчерашних студентов», которые действительно хотят работать и готовы «учиться» работать. Многие студенты еще во время учебы активно проявляют себя в исследовательских проектах, проводимых как своими университетами и другими, разрабатывают научные идеи и внедряют инновации. Более того, не следует забывать, что молодое поколение – это потенциал, который ни в коем случае нельзя бросать на произвол судьбы или же игнорировать в силу его малого опыта или отсутствия такового. Нужно дать шанс приобрести профессию и в дальнейшем найти работу по специальности.

Проблемы трудоустройства выпускников

В. И. Мармышев

Зам. начальника Управления - начальник отдела профобучения и профориентации УФГСЗН по Нижегородской области

Н. Л. Потёмина

Главный специалист подразделения НИР УФГСЗН по Нижегородской области, г. Нижний Новгород

Общеизвестно, что одной из главных проблем всех уровней профессионального образования является его недостаточная адекватность потребностям рынка труда. Как отмечают ряд экспертов, в связи со слабой мобильностью рабочей силы и относительной изолированностью региональных рынков труда данная проблема в перспективе будет только обостряться. В особой степени это относится к высшей школе. Вузы готовят, как правило, специалистов по традиционным для каждого учебного заведения специальностям, удовлетворяя возрастающие потребности в большей мере населения, а не экономики. Следствием этого является тот факт, что в целом по стране около 30% выпускников вузов работают не по специальности. На переподготовку специалистов тратится ежегодно до 250 млрд. рублей/

Вместе с тем в 2003 г. Россия присоединилась к Болонской декларации, одним из важных положений которой является ориентация высших учебных заведений на конечный результат: знания выпускников должны быть применимы и практически использованы. В этой связи проблемы качества подготовки специалистов высшей квалификации и их дальнейшее трудоустройство приобретают особое значение.

Нижегородская область - один из ведущих в России образовательных центров, включающий 17 государственных высших учебных заведений (5 университетов, 6 академий, 6 институтов), 19 филиалов и 20 негосударственных вузов.

Как и в целом в стране, количество студентов в вузах региона постоянно растет, с 1999 г. по 2005 г. число поступающих на все формы обучения увеличилось в 1, 6 раза (в 2005 году на 3,6%) (рис. 1).

Рис. 1.

На начало 2004/2005 учебного года численность студентов, обучающихся в вузах Нижегородской области, составляла 161,8 тыс., из них студентов государственных вузов - 152,4 тыс. (94,2% от общего количества обучающихся).

Число студентов вузов на 10 тыс. населения Нижегородской области в 2005 году составило 528 человек, из них обучающихся на бюджетной основе 178 человек, что соответствует уровню, определенному российским законодательством.

А по удельному весу студентов в общей численности молодежи 17-25 лет (32,51%) мы даже превосходим показатели ПФО и среднероссийские.

Распределение студентов по отделениям в государственных и негосударственных вузах приведено в таблице 1.

При этом следует отметить, что, как и в других регионах России, подготовка специалистов в коммерческих вузах была ориентирована в основном на экономические специальности - 36%, юриспруденцию - 22%, менеджмент - 22%. Распределение студентов негосударственных вузов по отраслевым группам (прием 2005 г.) отражено на рисунке 2.

Таблица 1

Распределение студентов по отделениям


Рис. 2.

Причины «перепроизводства» общего количества выпускаемых специалистов безотносительно к востребованным профессиям и специальностям чаще кроются в недостаточном контроле над процессом открытия и содержания работы негосударственных образовательных учреждений. Распределение студентов государственных вузов по отраслевым группам (прием 2005 г.) отражено на рисунке 3.


Рис. 3.

По сравнению с 1995 годом заметно возросла подготовка специалистов по гуманитарно-социальным, естественнонаучным и инженерно-техничес-ким специальностям, а также специальностям в области образования, культуры и искусства, экономики и управления, сельского и рыбного хозяйства. В то же время сократилась на 2,7% численность обучающихся специальностям в области здравоохранения.

Вместе с тем отмечается интересный факт: увеличение масштабов обучения в вузах области ведет к сокращению занятости выпускников по полученным специальностям. По итогам проведенных исследований, реализуют свои профессиональные возможности по избранной специальности менее половины выпускников. Остальные либо выбирают работу, не связанную с полученной специальностью (около 45%), либо регистрируются в качестве безработных (ежегодно от 6 до 8%). При этом большинство организаций всех секторов экономики испытывают серьезные проблемы с обновлением кадров.

Доля молодежи в общей численности безработных граждан области в течение последних 5 лет стабильно колеблется в пределах 20-25%, из них более 60% - молодые люди в возрасте 18-24 лет.

К факторам, усугубляющим в настоящее время проблемы занятости молодежи, можно отнести: низкий уровень заработной платы молодых специалистов; бесперспективность решения их социальных потребностей, прежде всего, возможности приобретения жилья; отсутствие практических навыков и недостаточная квалификация, несоответствие профиля полученной профессии, специальности потребностям рынка труда; превалирующая ориентация выпускников на занятость в непроизводственной сфере, с установкой на высокую заработную плату и недостаточная информированность о тенденциях на рынке труда и навыков поведения на нем.

Тот факт, что молодой человек начинает свой трудовой путь со статуса безработного, требует глубокого осмысления и адекватных мер. Каждый 5-й выпускник вуза, получивший статус безработного, для дальнейшего трудоустройства прошел профессиональное обучение по направлению службы занятости.

Динамика обращений выпускников вузов в службу занятости отражена на рисунке 4.


Рис. 4.

Профессиональный состав выпускников вузов 2005 г., обратившихся в службу занятости, отражен в таблице 2.

Таблица 2

Как видно из таблицы 2, среди выпускников нижегородских вузов, зарегистрированных в качестве безработных, 37% - инженеры, 15% - экономисты, бухгалтеры, 14% - учителя. При этом, по мнению студентов, по-прежнему самыми престижными профессиями считаются профессии бухгалтера, экономиста, юриста, менеджера. Таким образом, одной из ключевых проблем трудоустройства молодежи является отсутствие четких механизмов, регулирующих взаимосвязь рынка труда и рынка образовательных услуг.

В современных условиях особое значение приобретает проблема качества образования. Оно должно оцениваться не только степенью усвоения образовательных программ, но и их востребованностью, успешной реализацией полученных профессиональных знаний на практике. По мнению В. Сенашенко, Г. Ткач, качество образования воспринимается как всеобъемлющая интегральная характеристика образовательной деятельности и ее результатов. Трудно достичь результатов в условиях, когда вуз напрямую не заинтересован в реализации своего продукта - качественном трудоустройстве своих выпускников по полученной специальности. В то же время динамичный переход на производство новых видов продукции приводит к ограничению потребностей рынка труда в одних профессиях и повышению спроса на новые с более высокими требованиями к уровню профессиональной подготовки кадров.

По мнению Скачкова Ю. П., Данилова А. М., Гарькиной И. А. , на смену традиционному подходу в образовании должен прийти более широкий стратегический подход - личностно-ориентированный. Студент должен не только иметь знания и уметь их применять в выбранной сфере будущей деятельности, но и быть личностью, способной решать поставленные жизнью задачи: исследовательские, проектные, организационные, предпринимательские и т. д. Должна быть сформирована и готовность студента к самообразованию.

Существенное значение имеет выбор каждым вузом правильной долгосрочной стратегии подготовки специалистов. Обоснованный выбор такой стратегии позволяет своевременно изменять как спектр, так и количество выпускаемых специалистов по различным специальностям подготовки, вводить в программы подготовки новые дисциплины и технологии обучения и, как следствие, уверенно чувствовать себя в условиях жесткой конкуренции на рынке образовательных услуг. Похолков Ю. в своей статье приводит 7 принципов университета инновационного типа, где отражает в пространстве критериальных оценок и такой важный критерий: востребованность и трудоустройство выпускников на предприятиях. Пока на практике среди оценок деятельности вуза редко используется данный критерий.

На всероссийской конференции, проведенной Комитетом по социально-трудовым отношениям Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), ректор Высшей школы экономики Я. Кузьминов привел данные экономического мониторинга образования, проведенного по заданию Министерства образования и науки РФ. Развернутый опрос работодателей позволил выявить долю затрат на доучивание внутри предприятий. Эти расходы составили до 40% затрат на образование (частное, государственное). В других странах эта доля - 15-20%. Потери предприятий из-за того, что они изначально не участвуют в системе образования, но потом вынуждены вкладывать в доучивание, достигают сегодня значительных цифр. Со стороны предприятий нужны, таким образом, встречные шаги и участие и в формировании учебных планов, и в самом обучении.

В Нижегородской области имеются примеры эффективного сотрудничества системы высшего профессионального образования и промышленных предприятий по подготовке специалистов широкого профиля в соответствии с требованиями рыночной экономики, расширения целевой контрактной подготовки, внесения изменений, согласованных с работодателями, в учебный план. Особо здесь следует отметить ОАО «Заволжский моторный завод», развивающий свой учебный центр и вкладывающий средства в развитие молодых кадров, ОАО «Нижфарм», ОАО «Нижегородский масложировой комбинат».

В целях обеспечения качественного образования и привлечения молодых специалистов в учреждения образования и здравоохранения Нижегородской области в 2006 году в области начата реализация программы «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования и здравоохранения» на 2006-2020 годы (утверждена Законом Нижегородской области от 3 мая 2006 года № 38-З). На сегодняшний день участниками программы являются 200 молодых специалистов, которые с 1 сентября приступили к работе в учреждених образования и здравоохранения сельских районов области. С целью их закрепления на рабочих местах на условиях льготного и долговременного кредита им выделено благоустроенное жилье и автомобили.

В связи с обозначенными проблемами закономерно встает вопрос о роли в их решении службы занятости населения, о совершенствовании взаимодействия со всеми субъектами рынка труда (рис. 5).

Служба занятости, являясь активным субъектом рынка труда, участвует в решении проблем трудоустройства молодежи, в т. ч. выпускников вузов. Можно выделить 4 основных аспекта деятельности Нижегородской областной службы занятости населения в этом направлении:

1. Корректировка объемов и профилей обучения в профессиональных учебных заведениях.

2. Развитие и совершенствование системы профориентации.

3. Мониторинг обращения выпускников профессиональных учебных заведений, информирование о ситуации на рынке труда, о востребованных и перспективных профессиях.

4. Содействие в создании центров трудоустройства в вузах и выработка оптимальных схем сотрудничества с ними.

Рис. 5.

Прежде всего, служба занятости стремится имеющимися возможностями воздействовать на устранение дисбаланса спроса-предложения на выпускников вузов. Но наши заключения по объемам и профилям подготовки кадров в соответствии с потребностями регионального рынка труда в отсутствии нормативно закрепленных полномочий имеют скорее рекомендательный характер и, как показывает практика, не всегда берутся во внимание Министерством образования и науки РФ. И это одна из причин того, что за последние годы неоправданно расширилась сеть вузов, их филиалов и представительств.

Принимая во внимание подвижность и неустойчивость спроса-предложения не только в профессионально-квалификационном разрезе, но и в изменении требований работодателей к личности молодого специалиста, нужно учесть множество не только объективных факторов - экономических, социальных, демографических, но и субъективных - выбор самих выпускников школ и их родителей.

В сложившейся ситуации одним из способов содействия занятости выпускников являются центры трудоустройства при вузах, созданные не без содействия службы занятости. Именно эти структуры призваны наладить взаимодействие между вузами и предприятиями различных отраслей экономики, в том числе через своих выпускников, повысить адекватность рынка образовательных услуг рынку труда. В качестве положительного примера можно привести деятельность центра трудоустройства при Нижегородском государственном университете. ННГУ относится к числу крупных (более 10 000 студентов) вузов, имеющих большое число факультетов, кафедр. Университет успешно осуществляет подготовку конкурентоспособных специалистов по широкому спектру специальностей. Задачи центра трудоустройства при ННГУ концентрируются в двух основных направлениях: тактические задачи, относящиеся к непосредственному содействию трудоустройству выпускников, временной занятости студентов и их адаптации к рынку труда, и стратегические, нацеленные на решение проблемы эффективного трудоустройства выпускников.

Таким образом, тенденции, складывающиеся на региональных рынках труда, и перспективы их развития требуют качественного обновления системы профессионального образования, особенно в части формирования новых профессиональных стандартов обучения, увязанных с потребностями рынка труда и перспективами экономического развития региона.

Особую значимость сегодня приобретает ранняя профориентационная работа с молодежью, прежде всего, в школах (линия 1 на рисунке 5). В практику работы службы занятости прочно вошли услуги превентивного характера для всего населения, а особенно для школьников. При этом зачастую в сельской местности служба занятости является единственной структурой, способной оказать помощь школьникам в выборе профессионального пути, в т. ч. и в выборе вуза при нацеленности на высшее образование. Со школьниками проводятся профориентационные беседы, деловые игры, ярмарки образовательных услуг.

Для учащихся и выпускников вузов (линия 2) вводится в учебный процесс курс «Стратегия трудоустройства». Вошли в практику такие мероприятия, как «День выпускника», групповые занятия «Ищу работу». Регулярно проводятся ярмарки вакансий, рабочих и учебных мест, телеярмарки вакансий, дни карьеры в профессиональных учебных заведениях. Существенно повысить эффективность этих направлений деятельности удалось благодаря созданию Молодежных информационных агентств.

В 2003 г. службой занятости было создано Молодежное информационное агентство (МИА) при центре занятости Советского района г. Н. Новгорода, явившееся новым ресурсом для молодежи на рынке труда. Основная задача агентства - это информирование и содействие в трудоустройстве молодежи на вакантные места на предприятиях всех форм собственности. Кроме того, МИА взяло на себя задачу координации деятельности структур по содействию трудоустройству выпускников профессиональных учебных заведений, проведения профессиональной ориентации, оказания психологической поддержки молодежи.

За три года работы в агентство обратилось около 12000 человек. Из них молодежи в возрасте от 18 до 22 лет 7800 человек - студенты вузов, что составляет 65% от числа обратившихся, а также 1600 человек - выпускников вузов.

В рамках реализации российско-британского проекта «Экономическое оздоровление и создание рабочих мест» в текущем году было открыто еще 3 МИА - в Балахнинском, Городецком и Павловском районах. Молодежь обращается в МИА охотнее, чем непосредственно в центры занятости. Информационные превентивные услуги стало получать гораздо большее количество молодых людей, особенно студентов и выпускников вузов.

МИА взаимодействует с существующими центрами трудоустройства при вузах: ведутся обмен опытом, разработка проектов, обеспечение методическими материалами.

Служба занятости Нижегородской области ежегодно проводит мониторинг обращающихся выпускников высшего, среднего и начального проф-образования. Данные мониторинга публикуются в СМИ, обсуждаются на совместных мероприятиях службы занятости и социальных партнеров с целью информирования и принятия совместных усилий для устранения диспропорции между структурой вакансий и структурой профессий, которые получают выпускники вузов.

В рамках реализации российско-британского проекта мы убедились, что современная молодежь не стремится в бизнес. Интересные данные приводит М. Агранович в «Российской газете»: в то время как, например, в Китае каждый третий молодой человек задумывается о создании своей фирмы, в России к этому стремятся лишь несколько процентов. Мотивация на предпринимательство в рамках семинаров «Начни свой бизнес», содействие молодежи в самозанятости стали достаточно действенным инструментом в руках специалистов службы занятости. А публикации в прессе об успехах открывших свое дело, в т.ч. молодых людях, заставляют задуматься многих.

Важное значение для решения проблем трудоустройства выпускников вузов имеют установившиеся партнерские связи службы занятости с работодателями. По заявкам работодателей служба занятости (линия 3) осуществляет подбор персонала из числа молодых специалистов, устраивает гарантированные собеседования, а в рамках ярмарок вакансий - презентацию молодых специалистов (как правило, почти все трудоустраиваются, а многие получают по несколько предложений от разных работодателей).

Эффективности работы центров занятости способствуют: договора о совместной деятельности с учебными заведениями по трудоустройству выпускников, формирование программ подготовки кадров в соответствии с потребностями экономики района, создание и деятельность областной и районных межведомственных комиссий по содействию развитию персонала на производстве, обсуждение вопросов подготовки кадров на заседаниях координационных комитетов, партнерских советах, поддержка в решении данных проблем со стороны областной Ассоциации промышленников и предпринимателей и др.

Для решения задач балансирования потребностей рынка труда и трудоустройства выпускников вузов считаем необходимым наделить полномочиями корректировать объемы и профили обучения созданную для этих целей межведомственную группу, куда бы вошли и служба занятости, и маркетинговые службы сферы образования. Существующий в настоящее время рекомендательный характер со стороны службы занятости не дает должного эффекта.

В дальнейших планах Нижегородской областной службы занятости по решению проблем трудоустройства выпускников вузов:

· систематический анализ спроса и предложения на специалистов с высшим образованием с использованием данных службы занятости о вакансиях и обращениях выпускников, данных рекрутинговых агентств, центров трудоустройства при вузах, данных, собираемых МИА;

· содействие заключению договоров между вузом и предприятиями города по организации стажировок и производственных практик для студентов;

· усиление информационного блока (издание регулярного информационного бюллетеня “Рынок труда для студентов”, стенды в вузах, обновление информации в Интернет, систематический сбор и распространение информации по вакансиям, информирование о молодежи, добившейся успехов в бизнесе, и т. д.);

· расширять и отрабатывать схему взаимодействия службы занятости с органами управления образованием, учебными заведениями по осуществлению конкретных мер, направленных на повышение качества профессионального образования.

Опыт прошлых лет показал, что более образованное и активное население быстрее адаптируется к новым условиям. Как подчеркивает М. М. Грейбил, образование оказывает положительное влияние на успешность поиска работы на рынке труда не только само по себе, но и за счет навыков в использовании информации, способности добывать информацию и устанавливать нужные связи и контакты.

Несомненно, что регионы с более высоким качеством образования населения, с развитой сетью вузов, к каким относится Нижегородская область, способны к адаптации в современных условиях. Службе занятости предстоит находить пути более тесного взаимодействия с органами управления образованием, работодателями по определению профилей, объемов и качества подготовки кадров, прорабатывать схемы взаимодействия всех заинтересованных в решении проблем трудоустройства молодежи социальных партнеров, в том числе МИА при центрах занятости и Центров трудоустройства при вузах.

Список литературы

1. Агранович М. Бизнесмен со школьной парты М. Агранович Российская газета. 2006. № 142.

2. Грейбил М. М. Социальный и человеческий капитал как факторы благосостояния и развития: Автореферат дис. М. М. Грейбил. М., 2003.

3. Похолков Ю. Критерии университета инновационного типа с точки зрения профессионалов высшей школы. Вып. 1 Сост. Я. Б. Зеницкая; Уральский государственный университет. Екатеринбург, 2006.

5. Сенашенко В. Болонский процесс и качество образования / В. Сенашенко, Г. Ткач // Вестник высшей школы. 2003. № 8.

6. Скачков Ю. П. Разработка методологических принципов, структуры и содержания системы подготовки и переподготовки инженерных кадров / Ю. П. Скачков, А. М. Данилов, И. А. Гарькина // Сетевой электронный научный журнал «Системотехника». 2003. № 1.

7. Смирнов С. Н. Подготовка программы поддержки социальных реформ / С. Н. Смирнов, И. И. Исаев // Социальное обеспечение экономических реформ. ИЭПП, 2002. С. 20.

8. Трудовой потенциал и экономический рост. Дискуссионный клуб // Человек и труд. 2005. № 12.