Какие проблемы существуют сегодня в школе. Каковы самые серьезные проблемы школьного воспитания? Пеняем на отражение, на зеркало и на…

Проблемы современных школьников должны в полной мере интересовать учителей, классных руководителей и родителей. Ведь многие проблемы учеников могут стать причиной их не успешности в дальнейшем.

Благодаря школе ребенок осваивается в социуме, получает необходимые навыки и знания, которые станут основой построения его дальнейшей жизни. Но в тоже время, во время столь необходимой социализации школьник сталкивается с множеством трудностей, обусловленных особенностями возраста, спецификой поведения и т. д.

Особенно тяжелым адаптационным периодом является младший школьный возраст, в особенности 1-2 классы.

Для детей 6-7 лет этап обучения в школе, это совершенно новый период в жизни. Кроме того, что ребенок должен привыкнуть к новой среде, на него еще дополнительно взваливается большая ответственность. Влиться в учебный процесс – дело не простое, даже если малыш ходил в детский сад и подготовительную группу.

Выполнение непривычных требований и тяжелая учебная нагрузка зачастую становятся причинами плохого самочувствия ребенка, проблем со здоровьем и настроением. В учеников младших классов все еще активно развивается нервная система, растут мышцы, крепнет скелет. Для того чтобы все процессы в организме ребенка проходили должным образом, а адаптация к школе была минимально травматичной, учителя должны позаботиться о правильной организации учебного процесса, а родители о рациональной организации режима рабочего дня.

Но проблемы школьников не заканчиваются в начальных классах, а только начинаются. Ведь на каждом возрастном этапе учеников ожидает более высокая степень социализации и поставлены более тяжелые требования к их учебной деятельности и поведению.

Казалось бы, спокойный ритм жизни учеников 3-4 классов неожиданно нарушает переход на более сложный уровень средних классов. Новые предметы, учителя и критерии, ко всему этому должен привыкнуть школьник. К тому же, перестроиться он должен суметь в самое короткое время, ведь немного замедлив, можно упустить материал и отстать в учебе.

Дети среднего школьного возраста, едва свыкнувшись с ежедневным раскладом, попадают в расположение подросткового кризиса. Учеба отходит на второй план, школьник пытается найти себя и показать свою значимость. Далее приходит черед старших классов. Примером в 9 классе, кроме прогрессирующего кризиса подросткового возраста, ребенка ждет трудный выбор, остаться или уйти из школы, а если уйти, то куда. Более спокойный и уравновешенный 10 класс, вскоре сменяет напряженный 11, где уже каждый школьник должен определиться со своей дальнейшей жизнью, выбирая профессию, готовясь к важнейшим в своей жизни экзаменам.

Одной из самых ярких проблем, которая волнует самих школьников, их родителей и учителей является неуспеваемость. Сложности в учебном процессе, могут значительно помешать ребенку овладеть знаниями, которые предусматривает школьная программа. Особенно опасна неуспеваемость в младшем школьном возрасте.

Начальный период обучения является фундаментом, на основе которого формируется дальнейшая система знаний, приобретаемых в последующие года обучения в школе. Если же данный фундамент частично или полностью отсутствует, дальнейшее обучение становится чрезмерно тяжелым. В результате недопонимания и не усвоения знаний в начальных классах, некоторые дети в средних классах просто выпадают из обучения. Но долг учителей и родителей, не допустить такого хода событий. Для того чтобы предотвратить и ликвидировать неуспеваемость, педагоги и родители должны уметь определять причины столь нежелательного явления. Знание всех обстоятельств поможет устранить неуспеваемость и корригировать ее последствия.

Неуспеваемость учеников может быть обусловлена следующими причинами:

— неподготовленность детей к школьному обучению (крайней форме неподготовленность может основываться на социальной и педагогической запущенности) ;

— соматическая ослабленность ребенка, которая может возникнуть в результате продолжительных заболеваний еще в дошкольном периоде;

— дефекты речи, которые не были исправлены в дошкольном возрасте;

— недостатки слуха и зрения;

умственная отсталость (бывает, что умственно отсталые дети попадают в 1 классы массовых школ, а лишь после года безуспешного обучения по заключению медико-педагогические комиссии, направляются в специализированные школы) ;

— отсутствие взаимопонимания с учителем или одноклассниками.

Неуспеваемость также может быть обусловлена кратковременными или продолжительными причинами. Ими могут являться определенные обстоятельства в жизни школьника. При этом причины кратковременного действия вызывают кратковременную неуспеваемость, а причины длительного действия становятся основой длительной и устойчивой неуспеваемости.

Причины кратковременной неуспеваемости.

Отсутствие навыков рационального распределения времени и организации учебного труда. Данный тип неуспеваемости чаще всего проявляется в учеников 2 класса.

Пробелы в развитии. Стоит отметить, что эта причина является не столь глубокой и может быть ликвидирована с помощью дополнительных занятий.

Неблагоприятные бытовые условия. Важно учесть, что при своевременном изменении бытовых условий в лучшую сторону, кратковременную неуспеваемость можно пресечь. В противном случае она перерастет в длительную неуспеваемость.

Состояние здоровья школьника. Слабое здоровье весьма влияет на успешность школьника, особенно в младшем возрасте. В тоже время, именно в этот период дети склонны к типичным заболеваниям.

Слабое развитие мышления. Данная причина также относится к возрасту младших школьников, так как именно в возрасте 6-8 лет осуществляется постепенный переход от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к абстрактному.

Указанные причины способны формировать у школьников отрицательное отношение к учебе. Если не предотвратить нарастание пробелов, они приведут к изменению отношения школьников ко всей учебной деятельности в негативную сторону.

Рассматривая причины неуспеваемости, можно заметить некоторую специфику отставания школьников разного пола. Так, по мнению исследователей, тенденция неуспеваемости чаще проявляется у мальчиков. Если же анализировать неуспеваемость относительно всех причин, оказывается, что проблемы со здоровьем больше влияют на успешность девочек. У мальчиков же, неуспеваемость чаще всего связана с отрицательным отношением к учению, а также, иногда, с низким уровнем воспитанности. Именно комплекс негативизма по отношения к учению, а также неорганизованность, бессистемность и недисциплинированность являются главным подводным камнем на пути к успешному учению.

Частично, комплекс негатива по отношению к учебе связан у детей с деятельностью самих учителей, а также недостатком педагогических воздействий. Главный пробел в педагогической деятельности – это осуществление индивидуального подхода к ученикам не в полной мере, а также отсутствие межпредметных связей в процессе обучения.

Индивидуальный подход нужно применять по отношению к каждому ребенку, а в особенности к тем детям, которые не успевают усваивать материал. Для того чтобы знать, какие методы использовать в каждом конкретном случае, в первую очередь стоит определиться к какому типу условно можно зачислить ребенка.

1 тип – незаинтересованный школьной жизнью и плохо приспособленный к ней.

2 тип – умственно развитый ребенок, но физически слабый и часто болеющий.

3 тип – развитый физически, но плохо развитый умственно, не способен быстро и вполне приспособиться к школьной жизни.

4 тип – школьники, которые не могут полноценно заниматься учебной деятельностью из-за домашних условий или сильных внешкольных интересов.

В каждом конкретном случае неуспеваемости, ребенок требует индивидуальной помощи и подхода. Задание учителей и родителей – выяснить причину неуспеваемости и приложить все усилия для того, чтобы школьник успешно догнал упущенный материал и полноценно изучал дальнейший.

Проблемы школьников часто бывают связаны с отсутствием положительного контакта с учителями и сверстниками. В первом случае, каждый учитель должен помнить, что именно он, взрослый, должен первым исчерпать конфликтную ситуацию и стараться не создавать таковых дальнейшем. Учитель, в независимости от ситуации, должен быть справедливым и открытым для детей. Он должен применять лучшие методы для того чтобы заинтересовать учеников своим предметом, и ни в коем разе не применять методы, которые оттолкнут учеников от него.

Более остро стоит проблема взаимоотношений между самими школьниками. Процесс, пока из класса разных детей образуется коллектив, весьма длителен и не может обойтись без нежелательных ситуаций. Одну из главных ролей в процессе сплочения коллектива играет классный руководитель, который должен приложить все усилия, чтобы дети стали дружны как можно быстрее.

Но все же, между одноклассниками часто возникают конфликты. Иногда класс детей делиться на небольшие группки, которые либо конфликтуют между собою, либо живут каждая своей жизнью. В таком случае учитель должен приобщать школьников к общим видам деятельности, задействовать их в конкурсах и видах занятий, где оны вынуждены будут взаимодействовать. Подобные мероприятия не смогут не поправить отношения в классе в положительную сторону. Главное здесь, твердое намерение учителя и его эффективная работа.

Некоторые ученики сталкиваются с проблемой не восприятия одноклассниками, или же острой критикой с их стороны. В группу риска, в данном случае, часто попадают одаренные дети, отсталые дети, дети с не вполне адекватным поведением или ребята из неблагополучных семей.

Для того, чтобы установить наличие учеников, не воспринимаемых в классе, а также провести определенную работу по регулированию данной ситуации, необходимо провести психологическое исследование отношений в этом классе. Данной работой, в большей части, должен заниматься школьный психолог, но это также и непосредственный долг классного руководителя.

Для того, чтобы дети имели хорошую успеваемость и положительные отношения со сверстниками, им нужно помочь адаптироваться к школе, воспитать понятие правильной системы ценностей, научить преодолевать трудности и уверенно идти к своей цели.

Такое ответственное задание, в первую очередь, ложится на плечи родителей школьника, которые должны создать все условия, чтобы ребенок гармонично развивался и усваивал учебный материал. Такие условия включают в себя положительную семейную атмосферу, правильный режим дня, здоровое питание, время на учебу и отдых. Важно чтобы родители уделяли внимание ребенку.

В свою очередь, учителя должны обеспечить для детей преподавание с учетом индивидуальных особенностей, хорошее отношение к ученикам, их равенство в глазах учителя. Наставник должен постоянно знать, что происходит в классе, и помогать решать конфликты еще на начальных стадиях. Если классный руководитель сможет организовать школьников, объяснить значимость каждого из них и обеспечить взаимопонимание на протяжении всего школьного периода, то не стоит сомневаться, что этот класс столкнется с меньшим количеством проблемных ситуаций. При этом хорошие отношения с одноклассниками каждый выпускник сохранит на долгие годы жизни, даже после окончания школы.

Интересуясь проблемами школьников и помогая им справиться с трудными ситуациями, учителями и родители открывают детям путь к успешной реализации себя, умению общаться и быть полезными.

Качество школьного образования в современной России стало одной из самых обсуждаемых тем в наши дни. Странные реформы правительства, бессмысленные нововведения в школьную программу, отклонение от норм понятия светского государства в сторону религиозного начала – все это не только травмирует психику ребенка, но также может сформировать у него абсолютно неверное восприятие окружающего мира на важнейшем из этапов жизни.

Так сложилось, что современное школьное образование в России – сгусток проблем, которые всегда существовали по отдельности и с ними получалось бороться, но когда они соединились в один большой и тяжелый ком, то он сразу же пошел на дно и потянул за собой все те наработки, которых мы достигли во времена, когда первый человек полетел в космос. И дело здесь совсем не в глупом поколении, просто под это поколение никто не собирается перестраивать систему. Государству не нужны граждане с открытым умом, ему нужны винтики в государственной машине, которые будут бездумно поддерживать целостность агрегата под водителем.

Вопрос кадров

Возьмем, к примеру, школьных учителей. Плохие и безучастные учителя были всегда, но еще никогда их не было так много. Причин этому много, и не самая последняя из них – отношение государства к профессии учителя. Если раньше эта работа считалась одной из самых важных, а сам учитель был уважаемым и ценным человеком, то сейчас уважение в обществе вызывают менеджеры среднего звена и прочие бизнесмены, навыкам которых после апокалипсиса будет грош цена.

Унизительно малые заработные платы учителей стали причиной отсутствия желающих связать свою жизнь с этой профессией, поэтому ценных кадров, которые считают преподавание смыслом свой жизни, практически нет. Голодный учитель, который едва сводит концы с концами, вряд ли способен дать детям знания, если он просто физически не способен это сделать. Проходной балл для абитуриентов в ВУЗы на учительские специальности экстремально мал, и становится соломинкой спасения для тех, кто не видит шансов поступить на обучение более престижной профессии.

Конечно, среди учителей достаточно талантливых и креативных людей, которые хотят донести до детей науку в полном объеме с помощью интересной подачи. К сожалению, такие учителя подавлены современной системой бюрократии. Им приходится составлять бесчисленное множество отчетов, программ, заполнять ненужные бумаги и делать все, кроме обучения своих подопечных. К тому же недавно активизировалась идеологическая машина, которая обязывает учителей вкладывать в умы детей «правильное» восприятие современной России и ее правительства, что также не способствует популярности профессии учителя.

Вопрос системы образования

Планируемый бюджет на образование в России ежегодно снижается. В 2015 году он составлял 629,3 млрд рублей, а в 2016 уже 579,8 млрд рублей . Бюджет на 2017 год стал еще ниже – 568 млрд рублей , и такие темпы должны настораживать любого вменяемого гражданина современной России. Очевидно, что такие решения повлекут за собой сокращение числа учителей, а также преподавателей в других учебных заведениях. Многих ученых попросту уволят, а школы не смогут позволить себе приобрести нужное оборудование для обучения детей. Зато скрепы на месте.

Еще один из краеугольных камней – спорные реформы в системе образования. На протяжении многих лет упоминание ЕГЭ вызывает полуобморочное состояние у школьников и их родителей. Это нововведение не раз доказало свою неэффективность: вопросы на экзамене не соответствуют школьной программе, выглядят глупыми, не позволяют оценить уровень знаний выпускника. Ежегодно всплывают новости о том, как в погоне за показателями, некоторые школы показывают феноменальные результаты по ЕГЭ, школьники безвозмездно списывают, а родители организуют целые группы помощи своим детям.

В последние годы наблюдается тенденция искажения школьной программы, которая представляет собой хаотичный набор предметов, которые никак не перекликаются друг с другом. Если с точными науками ситуация выглядит стабильной, то странные реформы правительства влияют на искажение информации в гуманитарных предметах. Исторические факты искажаются, вводятся новые правила русского языка, от которых преподаватели старой закалки приходят в ужас, из литературной программы убирают множество произведений писателей исключительно по политическим и идеологическим мотивам. Все это может привести к ужасающим последствиям и повышению количества безграмотных людей с узконаправленным мышлением на выполнение какой-то одной задачи на протяжении всей жизни.

Вопрос поколений

Старинное кредо «И та-а-ак сойдет!» как нельзя лучше отражается на современном школьном образовании. Нежелание перестраивать систему под новое поколение, которое избаловано интернетом и доступом к самой различной информации, ведет к тому, что детям просто не интересно находиться на школьном уроке, где учитель монотонным голосом зачитывает параграф из учебника. Одного взгляда на аппаратуру в школьном кабинете физики достаточно, чтобы вогнать в депрессию даже взрослого, который не придерживается замшелых консервативных взглядов. Что уж говорить о детях, которые любят быть в «тренде» и приветствуют все современное.

Насильное удержание ребенка за компьютером в кабинете информатики, чтобы научить его рисовать линии в редакторе Paint – весьма популярное занятие в современных школах. Сделать так намного проще, чем разработать программу, которая действительно заинтересует школьника – это опасная инициатива, которая может привести к разрушению наработанной за десятилетия схемы.

Проблема современного поколения в том, что детям просто не интересно учиться. Во многом это и вина родителей, которые пускают жизнь своего чада на «самотек». Еще несколько десятков лет назад многие родители давали базу ребенку об устройстве окружающего мира, что стимулировало к занятию самообразованием. Читать книги было модно, сейчас же у молодежи сформировался стереотип, что это постыдное занятие для изгоев, если же книги и читаются, то исключительно те, которые «в тренде». Обычно это мемуары философов, из которых можно надергать цитат для статуса в соцсетях.

Учитывая все вышеперечисленные проблемы, перед многими родителями встает вопрос: «А стоит ли вообще отдавать детей в школу?». Мы не говорим, о тех ситуациях, когда родители отрицают образование как таковое, чтобы посвятить свое чадо служению Вере или чему-либо еще. Мы также хотим напомнить, что статья 43 Конституции РФ гласит, что общее образование обязательно для каждого, и родители обязаны обеспечить своему ребенку условия для его получения. Другое дело, какие именно условия лучше подойдут для детей, которых родители хотят оградить от недостатков современных школ России.

Необходимость школы для родителей и их детей

Печально признавать этот факт, но школа для многих родителей – это что-то вроде многолетней камеры хранения, куда папа с мамой сдают своего ребенка, чтобы спокойно сходить на работу и не переживать, что их дитя не под присмотром. В особо запущенных случаях родители предпочитают оставлять ребенка в продленке даже тогда, когда кто-либо из них находится дома по вынужденным обстоятельством, насильно лишая чадо уюта домашнего очага.

Современную российскую школу дети воспринимают как обязанность и каторгу, поэтому интерес для них представляет, в первую очередь, общение с друзьями. Если же обеспечить общение со сверстниками в сочетании, например, с обучением на дому, то необходимость школы в жизни ребенка снижается.

Полное отсутствие эффективности обучения

Определенно школа дает ребенку знания, но происходит это крайне неэффективно в виду отсутствия логически построенной программы образования. Детей учат читать, писать, иногда даже считать, но учитель может уделять гораздо больше внимания некрасивому почерку ребенка, нежели содержанию его сочинения, ведь важно делать «по системе», а не основываясь на своей фантазии. Если ребенок смог самостоятельно поступить после школы в престижный ВУЗ, то это в 90% случаев его заслуга, а не школы.

Программа по практически любому предмету размазана на сотни уроков, на протяжении которых дети не занимаются чем-то полезным или интересным, ведь система обязывает заучивать, а не разбираться в причинах и следствиях. В то время, когда репетитор рассказывает ребенку в подробностях правила русского языка и объясняет почему в этом случае пишется так, и никак иначе, школьный учитель просто заставляет вызубрить правило наизусть, но применять его на практике оказывается невероятно сложно из-за недостатка информации.

Редкий ученик к концу учебного года будет помнить то, о чем ему говорили на уроках в самом начале, поскольку у него напрочь отсутствовала практическая часть. Многочисленные контрольные выглядят как обязанность, которая выполняется без осмысления содержимого. Все это ведет к тому, что ближе к выпускным классам родителям приходится нанимать для своего ребенка репетитора по некоторым предметам, который начинает обучать школьника предмету с самого начала, но по грамотно выстроенной программе, которая качественно усваивается в более краткие сроки. И дело здесь совсем не в том, что ребенок глупый, просто свои самые активные годы жизни ему хочется проводить наиболее разнообразно, и целый год ходить сконцентрированным на очередном уравнении или формуле из алгебры у него просто не получится.

Выход из этой ситуации очевиден: необходимо нанимать репетиторов для своего ребенка, что влечет дополнительные расходы. Не все родители могут себе это позволить, но современные школы России меняться не планируют.

Школа – социальный институт для ребенка?

Бесспорно, общение со сверстниками развивает в ребенке ряд качеств, которые пригодятся ему в будущем. В идеале, у ученика должны формироваться лидерство, коммуникация, фантазия, сила воли, целеустремленность, ораторство, скорость мышления и умение ориентироваться в нестандартной ситуации. На деле все обстоит намного хуже.

Лидерами в классе становятся хулиганы, которые методами запугивания заставляют окружающих принять свою точку зрения и модель поведения. Умных в школе не любят, а слова «ты че умный?» являются известным оскорблением. Иногда доходит до того, что авторами этой фразы становятся сами учителя.

Коммуникация детей в современных школах выстроена таким образом, чтобы соответствовать «моде». Уже со школьной скамьи мы понимаем, что инициатива насилует инициатора, поэтому лучше молчать и не высовываться, ведь можно навлечь на себя гнев всего класса, а то и учителя.

Безучастность педагогов приводит к тому, что им абсолютно безразличны взаимоотношения их подопечных. Часто классы делятся на небольшие группы, которые взаимно друг друга ненавидят, но разбираться в этом никому не хочется.

Приведение к общему знаменателю

Задача современной школы в России сделать всех одинаковыми. Ученик не должен выделяться из общей массы, чтобы не создавать «проблем» педагогам и обществу.

Творческие порывы в ребенке душатся на корню, и петь в школьном хоре могут только самые стойкие, остальные сталкиваются с презрением со стороны сверстников, особенно мальчики. Под влиянием определенных слоев школьной иерархии и подогреваемый отцовскими взглядами, формируется особенный набор занятий, который соответствует образу «настоящего мужика». Все, что ему не соответствует, может стать причиной гонений на ребенка и унижений в глазах одноклассников.

Высокая скорость мышления в современной школе является скорее обузой, нежели привилегией. Чаще всего учителя просто не обращают внимания на попытки ученика показать, что он справляется с поставленной задачей гораздо эффективнее, нежели этого требует школьная программа, а иногда и практически убивают это в человеке. Когда учитель в десятый раз повторяет какое-либо утверждение для более слабых учеников в классе, ребенку с высокой скоростью мышления становится невыносимо скучно на уроке.

Активность и креатив практически всегда блокируются системой образования на корню. «Ты не должен выделяться из общей массы, ведь ты и класс – едины, никто не будет подстраиваться под тебя, подстраивайся под всех». Предложения от учеников направить урок по более интересному руслу моментально пресекаются учителями, ведь это не предусмотрено программой. Если ребенку нравится какой-то предмет, то он вынужден заниматься им самостоятельно после школы, поскольку не получает от учителя должного внимания и советов по интересующим вопросам. Безнаказанно выразить свое мнение не получится, на это обязательно последует реакция класса и учителя.

Обучению восприятия окружающего мира в школе внимания не уделяют. Критическое мышление считается чем-то вроде атавизма, который старательно искореняют учителя, подталкиваемые коленом идеологии. Дети перестают понимать текст, который они читают. К тому же учебники зачастую пишутся таким языком, который понятен лишь автору. Сухая и неинтересная подача убивают в школьниках любое стремление получить долю знаний. Сформулировать свою мысль в четкое объяснение могут единицы, каждый ответ на уроке – это не диалог между учителем и учеником, а мини-экзамен, где школьник дрожащим голосом пытается угодить педагогу-начальнику.

Задачи школы и реальность

В идеале, школьный класс должен стать для ребенка упрощенной моделью взрослого общества, где ученик проходит многолетнюю подготовку к самостоятельной жизни и взаимоотношениям с людьми. На деле же выходит некое подобие тюрьмы, где есть свой собственный свод правил, которым должны все подчиняться. Мнения, отличные от мыслей учителей или негласных лидеров в классе, тут же высмеиваются окружающими, особенно если ребенок застенчив и не может постоять за себя.

Современные школы в России для многих – это психологическая травма, которая остается на всю жизнь. Неприятные моменты из прошлого преследуют человека на протяжении многих лет, в то время, как позитивные события забываются гораздо быстрее, так уж устроен наш ум.

Альтернативы школьного образования

В последнее время среди обеспеченных родителей стало модным организовывать образование для своего ребенка на дому. В этой методике есть свои плюсы, но и она не идеальна.

Даже если вы решили, что ваш ребенок должен обучаться на дому, то следует знать, что в соответствии с законодательством РФ, ученик все равно обязан посещать школу для сдачи тестов и экзаменов, в противном случае органы социальной защиты могут стать инициаторами судебного дела в отношении родителей, которые запрещают своему чаду приближаться к учебному заведению. Вашему ребенку придется получить аттестат о среднем образовании.

Кроме того, при обучении на дому придется озаботиться о социальной составляющей для детей, которым необходимо общение. Если вы не хотите вырастить из своего сына или дочери мизантропа и социофоба, то придется тщательно организовывать общение ребенка с другими детьми.

На данный момент, современным школам в России необходимы полноценные реформы и внедрение инноваций, которые вернут нам гордость за продвинутую и умную молодежь. Вот только волнует ли эта проблема наше государство?

Каждый год 1 сентября мы ждем с радостью и ноткой тревоги. Учеба: что может быть важнее? Образованный человек нужен нашей стране. Грамотный, знающий основы наук, получивший в дальнейшем профильное образование. Он – наше будущее. Поэтому с надеждой мы смотрим на наших учителей, на наших детей. От первых, понятно, ждем знаний, от вторых – успехов и побед. Каким он будет: новый учебный год? И какие проблемы современной школы нас ждут сегодня?
Справка: , в которых учатся 20 млн. детей. Количество молодежи, получающих образование в школах России, отличается самым высоким показателем в мире. В системе школьного образования трудятся 1,7 млн. учителей или 2% трудоспособных людей страны.

Кризис в стране – кризис в образовании

В системе образования достаточно вопросов. Наверное, больше, чем ответов. Много было сказано о кризисе традиционной системы образования. В 50-60 годы американцы смело говорили, что они проигрывают нам не только в космосе, но и «за школьной партой». Российское классическое образование ценилось во всем мире. Что же с ним стало? Правильно, разрушили и попытались создать новое, что, как известно, не так-то просто. Еще лет 10-15 назад «армия» многострадальных мамаш стояла в городском книжном магазине. Каждая держала в руке листочек с фамилиями авторов учебников по разным предметам. Чем же они хороши, и чем были хуже наши классические учебники, которые ценили в других странах. Ну да ладно, ту страницу мы перевернули. Классическое, фундаментальное образование похоронили. Сегодня на смену прошлым системам уже введен ФГОС: это очередная попытка создать новые стандарты в образовании. Надо полагать, не первая и не последняя.

Достойная работа – достойная оплата

Учителю, чтобы он мог нормально зарабатывать, предложили систему стимулирующих выплат, где в баллах «высчитываются» все его заслуги и достижения. Хорошо учатся у тебя дети? Получай! Много грамот заработал? Получай! Выступил на конференции? Получай! И старается учитель завысить немного оценки, разработать новую программу, подготовить доклад, создать потолще портфолио… Только когда бедному учителю обратить внимание на детей? Вот и рассказывает мамочка: попросила для ребенка несколько консультаций, а учитель объясняет, что некогда: работает на полторы ставки, да еще и рутинной работы много: там отчёт и тут отчёт. А между тем учительская зарплата и так должна быть достойной. Уехал знакомый педагог в Германию, устроился по специальности и сообщил, что зарплата там в 20 раз превышает нашу. Не в 2-3 раза, а в 20. Это к постулату: «Достойная работа – достойная оплата».

Удручает . Хроническая нехватка денежных средств, система «залатывания дыр», когда вкладываешь средства во что-то одно. Не хватает элементарно канцелярии, не говоря о чем-то более серьезном. Маркеры надо – так сходи и купи! Лампочку в кабинете заменить? Видишь, как сгорают, на вас не накупишься. Бумага кончилась, да и у нас нет! Учителя считают, что и на какую сумму они должны купить. Но учебники и учебные пособия выписываются и обновляются регулярно, что, конечно, идет огромным плюсом.

Молодые кадры – ау!

Нужно не забывать об одной из главных проблем образования – непрестижность учительской профессии. Всем знакома фраза: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?» Не многие россияне планируют видеть своих детей в будущем педагогами. Да и в первой десятке современных детей эта профессия не значится как приоритетная. Диалог на улице: «Мамочка, у нас учительница такая классная и я вырасту, буду учить малышей!» (голос ребенка) – «Еще не хватало без зарплаты сидеть да нервы мотать. Не говори глупости. Кукол вон учи!» (голос мамы).

А где сейчас наш молодой кадровый состав, без которого невозможно развитие учительской профессии? Давайте подсчитаем, сколько новых кадров влилось в школьный поток (особенно в сельской местности) за последние годы. Раз, два – и обчёлся. Да и те, что приходят, надолго, как правило, не задерживаются. В чем проблема? Это и финансовый вопрос: молодые учителя зарабатывают меньше, чем продавцы в магазинах. Это и огромный объем школьной документации. Это и неумение «держать класс» на своем авторитете. Приходя на работу в школу, молодой специалист не представляет, с какими реалиями ему придется столкнуться. Школы пустеют без молодых педагогов, которые несут азарт, энергию, новое видение мира, новый подход к воспитанию и образованию. Да и дети больше тянуться к молодым учителям. Может, учителям, как и врачам, платить миллион, только чтобы они ехали в «глубинки»?
Справка: сегодня в «школьных пенатах» только 1 из 8 учителей младше 30 лет. 1/6 часть — пенсионного возраста. Ежегодная необходимость в молодых специалистах составляет примерно 30 тысяч человек.

Оптимизируйся

Теперь еще «на голову» культуре, здравоохранению и образованию свалилась так называемая оптимизация. В малых деревнях закрываются школы, в больших – сокращают кадры. Целью этого всего является повышение качества услуг. Но о каком повышении качества идет речь, если, к примеру, нужно сократить ставку воспитателя, а в его группе работать некому. Как выходить из положения, за счет каких резервов? Или сократить ставку социального педагога, педагога-психолога. А кто, извините, будет работать с проблемными детьми? Наверное, опять и снова классные руководители. Тут много вопросов и это уже давно активно обсуждается в СМИ.
Да, вопросов много, ответов мало… Но жизнь не стоит на месте. И вот картинка, от которой на душе становится тепло и радостно. Маленькой девчонке подбирают школьную форму. Она примеряет ее и так, и этак, вертясь перед зеркалом, улыбаясь самой себе. А рядом мама держит новый ранец с тетрадями. Вот и наступает новый учебный год. Каким он будет? Как всегда, трудным. Как всегда, интересным. Как всегда, дающим знания всем: и лентяям, и молодым дарованиям. С новыми мыслями, идеями, проектами подойдут к школьному порогу наши учителя и откроются двери…

Психолог в школе

Фрагменты книги Млодик И.Ю. Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога. - М.: Генезис, 2011.

Какой должна быть школа? Что нужно делать для того, чтобы ученики считали образование интересным и важным делом, выходили из стен школы готовыми к взрослой жизни: уверенными в себе, коммуникабельными, активными, творческими, умеющими защищать свои психологические границы и уважительно относиться к границам других людей? В чем особенность современной школы? Что могут сделать учителя и родители, чтобы у детей не пропадало желание учиться? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в этой книге.

Психологические проблемы в школе

Всем, что я знаю о преподавании,
я обязан плохим студентам.
Джон Холл

Еще не так давно люди почти ничего не знали о психологии как науке. Считалось, что советский гражданин, а тем более ребенок, не имеет никаких внутренних проблем. Если у него что-то не получается, разладилась учеба, изменилось поведение, то это от лени, распущенности, плохого воспитания и отсутствия старания. Ребенок вместо того, чтобы получить помощь, подвергался оцениванию и критике. Надо ли говорить, насколько неэффективной была такая стратегия.

Сейчас, к счастью, многие педагоги и родители готовы объяснять сложности, возникающие у ребенка в школе, наличием у него возможных психологических проблем. Как правило, так и есть. Ребенок, как и любой человек, стремится к реализации собственных потребностей, хочет чувствовать себя успешным, нуждается в безопасности, любви и признании. Но на его пути могут возникнуть самые разнообразные препятствия.

Сейчас одна из наиболее часто встречающихся проблем, которую отмечают практически все учителя: гиперактивность детей. Действительно, это явление нашего времени, источники которого не только психологические, но и социальные, политические, экологические. Попытаемся рассмотреть психологические, лично мне довелось иметь дело только с ними.

Во-первых, дети, называемые гипреактивными - это очень часто просто тревожные дети. Их тревога настолько высока и постоянна, что они сами давно уже не отдают себе отчет в том, что и почему их беспокоит. Тревога, как избыточное возбуждение, которое не может найти выход, заставляет их делать множество мелких движений, суетиться. Они без конца ерзают, что-то роняют, ломают, чем-то шелестят, постукивают, качают. Им трудно усидеть на месте, иногда они могут вскакивать среди урока. Их внимание кажется рассеянным. Но далеко не все из них действительно не способны сосредоточиться. Многие - хорошо учатся, особенно по предметам, не требующим аккуратности, усидчивости и умения хорошо концентрироваться.

Дети с диагнозом «гипреактивность с дефицитом внимания» требуют большего участия, и им лучше заниматься в небольших классах или группах, где у учителя будет больше возможностей уделять ему персональное внимание. К тому же, в большом коллективе такой ребенок очень отвлекает других ребят.. На учебных заданиях учителю бывает очень сложно удержать концентрацию класса, в котором несколько гиперактивных учеников. Дети, склонные к гипреактивности, но без соответствующего диагноза, могут заниматься в любом классе, но при условии, что учитель не усиливает их тревогу и не осаживает постоянно. К гипреактивному ребенку лучше прикоснуться, усаживая на место, чем сто раз указать на обязанность быть дисциплинированным. Лучше отпустить на три минуты с урока в туалет и обратно, или побегать по лестнице, чем призывать к вниманию и спокойствию. Его плохо контролируемое двигательное возбуждение значительно легче проходит, когда оно выражено в беге, прыжках, то есть в широких мышечных движениях, в активных усилиях. Поэтому гипреактивному ребенку обязательно надо хорошо подвигаться на перемене (а иногда, по возможности, и во время урока), чтобы снять это тревожное возбуждение.

Важно понимать, что у гиперактивного ребенка нет намерения демонстрировать такое поведение «назло» учителю, что источники его действий вовсе не распущенность или невоспитанность. На самом деле такому ученику просто трудно контролировать собственное возбуждение и тревогу, что обычно проходит к подростковому возрасту.

Гипреактивный ребенок, к тому же гиперчувствителен, он воспринимает слишком много сигналов одновременно. Его отвлеченный вид, блуждающий взгляд многих вводит в заблуждение: кажется, что он отсутствует здесь и сейчас, не слушает урок, не вовлечен в процесс. Очень часто это совсем не так.

Я на уроке английского языка и сижу на последней парте с парнишкой, на гиперактивность которого учителя уже даже не жалуются, настолько она очевидна и утомительна для них. Худенький, очень подвижный, он в момент превращает парту в кучу-малу. Урок только начался, но ему уже не терпится, он начинает что-то строить из карандашей и ластиков. Кажется, что весьма этим увлечен, но когда учитель задает ему вопрос отвечает не задумываясь, верно и быстро.

На призыв преподавателя открыть рабочие тетради, он лишь спустя несколько минут начинает искать нужное. Перерыв все на своем столе, он не замечает, как тетрадь падает. Перегибаясь, к соседской парте, он ищет ее там, к возмущению сидящих впереди девчонок, потом неожиданно вскакивает и мчится к своей полке, получая строгое замечание от учителя. Когда бежит обратно, все же обнаруживает упавшую тетрадь. В течение всего этого времени учитель дает задание, которое, как казалось, мальчик не слышит, потому что увлечен поисками. Но, выясняется, что он все понял, потому что быстро начинает писать в тетрадке, вставляя нужные английские глаголы. Закончив это за шесть секунд, он начинает играть чем-то на парте, пока остальные дети усердно и сосредоточенно делают упражнение в полной тишине, нарушаемой только его бесконечной суетой.

Далее идет устная проверка упражнения, дети по очереди читают предложения со вставленными словами. В это время у мальчика постоянно что-то падает, находится под партой, потом куда-то прикрепляется... Он совершенно не следит за проверкой и пропускает свою очередь. Учитель называет его по имени, но мой герой не знает, какое предложение надо читать. Ему подсказывают соседи, он отвечает легко и правильно. И тут же снова погружается в свое невероятное строительство из карандашей и ручек. Кажется, что его мозг и тело не терпят покоя, ему просто необходимо включиться в несколько процессов одновременно, в тоже время его это очень утомляет. И вскоре он в сильнейшем нетерпении вскакивает со своего места:

- Можно я выйду?

- Нет, до конца урока всего пять минут, посиди.

Он садится, но теперь он уже точно не здесь, потому что парта ходит ходуном, и он просто не в состоянии услышать и записать домашнее задание, он откровенно мучается откровенно, складывается впечатление, что считает минуты до звонка. С первыми трелями он срывается с места и всю перемену как оглашенный бегает по коридору.

С гипреактивностью ребенка не так просто справиться даже хорошему психологу, не то, что учителю. Психологи часто работают с проблемами тревожности и самооценки такого ребенка, учат его слушать, лучше понимать и контролировать сигналы своего тела. Много занимаются с мелкой моторикой, которая часто отстает от остального развития, но, работая над которой, ребенок лучше учится контролировать свою крупную моторику, то есть свои более крупные движения. Гипреактивные дети часто бывают одарены, способны и талантливы. У них живой ум, они быстро обрабатывают полученную информацию, легко впитывают новое. Но в школе (особенно начальной), такой ребенок будет находиться в заведомо проигрышном положении из-за трудностей в чистописании, аккуратности и послушании.

Гипрактивным детям часто помогают все виды лепки глиной и пластилином, игры с водой, камушками, палочками и иным природным материалом, все виды физической активности, но не спорта, потому что им важно делать любое мышечное движение, а не только правильное. Развитие тела и возможность выплеснуть избыточное возбуждение позволяют такому ребенку постепенно входить в собственные границы, из которых раньше ему все время хотелось выскочить.

Замечено, что гипреактивным детям совершенно необходимо пространство для такого суетного проявления себя. Если дома строго запрещается, путем постоянных одергиваний или иных воспитательных мер, вести себя подобным образом, то они будут значительно более гиперактивными в школе. И наоборот, если школа будет строга к ним, они станут предельно активными дома. Поэтому родителям и учителям надо иметь в виду, что эти дети все равно найдет выход своему двигательному возбуждению и тревоге.

Другая не менее часто встречающаяся в современной школе проблема - нежелание учиться или отсутствие мотивации, как говорят психологи. Это, как правило, назревает в средней школе и к началу старшей достигает апогея, потом постепенно, с осознанием связи качества знаний и картины собственного будущего, идет на убыль.

Нежелание ребенка учиться, как правило, совершенно не связанно с тем, что он «плох». У каждого из таких детей есть свои причины, чтобы не хотеть учиться. Например, ранняя влюбленность, которая забирает все внимание и энергию на переживания или мечты. Это могут быть и проблемы в семье: конфликты, назревающий развод родителей, болезнь или смерть близких, трудности в отношениях с братом или сестрой, рождение нового ребенка. Возможно, виноваты неудачи с друзьями, неадекватное поведение окружающих, ввиду их личного или семейного кризиса. Все это может забирать энергию и внимание ребенка. Поскольку многие неприятности могут оказаться затяжными, или полускрываемыми, а потому невозможными к конструктивному разрешению, то со временем они опустошают ребенка, приводят к неудачам в учебе, в итоге появляется еще большая подавленность, и круг замыкается. Родителям часто нелегко брать на себя ответственность за нерешенные проблемы дома, и они отыгрываются на ребенке, обвиняя его в лени и нежелании учиться, чем, как правило, только ухудшают ситуацию.

Возможно, ребенок не хочет учиться и из чувства протеста к тому, как его учат, кто его учит. Он может неосознанно сопротивляться родителям, которые заставляют учиться, а из-за плохих оценок ограничивают в чем-то (не отпускают гулять, не покупают того, что обещали, лишают праздников, поездок, встреч и развлечений). Родители и учителя часто не понимают, что даже при наличии обязательного всеобщего образования, получать знания можно только добровольно . Как говорится в пословице, можно подвести лошадь к воде, но нельзя заставить ее напиться. Учить можно и насильно, но выучиться можно, только желая этого. Давление и наказания в этом вопросе значительно менее эффективны, чем интересное и увлекательное обучение. Хотя, безусловно, давить и наказывать проще.

Еще одна из причин отсутствия мотивации к получению знаний: заниженная самооценка учеников. Постоянная критика и фиксация на неудачах далеко не каждому помогают двигаться вперед, эффективно обучаться и расти. Очень многих людей (в зависимости от психотипа и характера) неудачи лишают энергии. Постоянное несоответствие чьим-то требованиям рождает тотальную неуверенность в себе, неверие в собственные силы, невозможность обнаружить в себе ресурсы, способности и желание достигать успеха. Такие дети могут легко «опустить руки» и смириться с клеймом пассивного и неспособного «троечника», чья мотивация, конечно же, будет похоронена под грузом неудач, чужых негативных оценок и собственной беспомощности что-то изменить. При этом совершенно очевидно, что нет безнадежных или абсолютно бесперспективных детей, у каждого есть свой ресурс, свой талант и огромная, но иногда тщательно скрываемая, потребность, чтобы их заметили.

Еще одна причина, из-за которой дети не хотят учиться: способ обучения. Пассивные виды обучения, когда ученик может быть только реципиентом, слушателем, впитывающим определенный объем информации, а потом излагающим его (далеко не всегда усвоенный) в проверочных работах, снижают собственную обучающую мотивацию ребенка. Уроки, лишенные хотя бы доли интерактивности, практически обречены на пассивность и невовлеченность большинства учеников. Информация, не ставшая знанием, забывается в течение нескольких часов. Знание, полученное без вовлеченности и интереса, забывается в течение нескольких недель или месяцев. Учеба, не дающая возможности личного участия, не возбуждающая персонального интереса, обречена на обессмысливание и скорое забвение.

Большинству детей трудно испытывать одинаково живой интерес ко всем школьным предметам. Существуют индивидуальные склонности и пристрастия. Пожалуй, родителям и учителям не стоит упорствовать в том, чтобы ребенок радостно, с большим увлечением и, главное, успехом, занимался, например, русским языком, хотя имеет технические наклонности. Или во что бы то ни стало, получал «пятерки» по математике, увлекаясь рисованием и лепкой.

Психолог вместе с учителем и родителем может помочь такому немотивированному ученику найти свой интерес, разобраться с семейными трудностями, повысить свою самооценку, разрешить сложности в отношениях с окружающими, осознать собственное сопротивление, обнаружить таланты и начать получать удовольствие от обучения в школе.

Другой проблемой, серьезно осложняющей жизнь почти любому учителю, является некорректное поведение учеников. Многие учителя жалуются на хамство, грубость, провокации, срыв уроков. Это особенно актуально в 7–9-х классах и, безусловно, имеет также несколько оснований и причин.

Об одной из них мы говорили - неизбежная, при прохождении подросткового кризиса, тенденция к отделению от всего взрослого мира, сопровождающаяся проявлениями различных форм агрессии. Часто учителя воспринимают враждебные выпады учеников очень персонально и, что называется, «близко к сердцу». Большинство же из подростковых «выкрутасов» направлены на взрослый мир в целом, и не нацелены на конкретного человека.

Иногда внезапные комментарии на уроке, вызывают в классе, бурную и не всегда нужную учителю, реакцию. Это - проявление демонстративности подростка, потребности быть все время в центре внимания, что объясняется характерологическими особенностями ребенка, ставшими в определенном возрасте акцентуациями (то есть очень выраженными чертами личности). И опять же поведение такого демонстративного подростка направлено отнюдь не на разрушение авторитета учителя и мотивируется не желанием его обидеть или унизить, а необходимостью утолить собственную потребность во внимании. В таких ситуациях поступают по-разному: можно строго поставить на место, высмеяв его желание быть «выскочкой», или наоборот, с юмором, пониманием, использовать демонстративность ученика в мирных целях: в спектаклях, проектах, выступлениях, шоу. Утоленная потребность быть в центре внимания будет значительно меньше мешать на уроке.

Опять же, если в семье со строгим воспитанием демонстративность такого ребенка будет «в загоне», то школа станет тем самым местом, где это качество характера неизбежно проявится.

В некоторых случаях школа - то место, где ребенок реализует накопившуюся агрессию. Как правило, все: учителя, одноклассники, да и сам подросток - страдают от такого несправедливого поведения. Разобраться в этом бывает довольно трудно, если ребенок не хочет довериться кому-то из взрослых, что случается нечасто, поскольку агрессия - это показатель страха и недоверия.

Иногда учитель сталкивается с агрессивным всплеском на уроке из-за собственной несправедливости, неуважения, некорректного комментария, адресованных ученикам. Педагог, поглощенный содержанием урока, и не замечающий процессов, происходящих в классе (скуку, выяснение отношений, увлеченность не относящейся к предмету темой), также не избежит агрессивного выпада: за игнорирование потребностей класса.

Новых учителей дети, как правило, тоже проверяют нехитрой провокацией на устойчивость психологических границ. И совсем не потому, что они озлобившиеся «исчадия ада», им необходимо понять, кто находится перед ними и сориентироваться в ситуации неопределенности. Учитель, остро реагирующий на провокации криком, оскорблениями, обидой, будет подвергнут агрессии снова и снова, пока не сможет, с достоинством и уважением к себе и детям, отстоять свои границы.

Учителю, как правило, бывает трудно помочь подростку разобраться с неадекватным поведением, поскольку он сам становится участником происходящего. Обида или злость взрослого мешает ему обнаружить и устранить причины агрессии. Психологу сделать это значительно проще, поскольку он, во-первых, не был включен в происшествие, во-вторых, знает о особенности и сложности личности подростка. Психолог способен выстроить не осуждающий, равный контакт, который поможет ребенку лучше осознать истоки своей враждебности, научиться управлять собственным поведением и выражать свою злость в приемлемых обстоятельствах и в адекватной форме.

Проблемой для учителя могут стать сильные эмоциональные проявления детей: слезы, драки, истерики, страхи. Часто педагоги испытывают сильное замешательство, сталкиваясь с подобными ситуациями. В каждом таком случае есть, как правило, своя предыстория. Нередко видится только верхушка айсберга. Не зная всего, что скрывается под водой, легко ошибиться. В любом случае, не выяснив всех причин происшествия, лучше избегать каких-либо выводов и оценок. Это может ранить ученика из-за несправедливости, ухудшить его состояние, углубить его психологическую травму.

Основанием такого поведения может быть самый широкий спектр событий: от сугубо личных и весьма драматических, до иллюзорных, имеющих место только в детском воображении. Чтобы эти причины были озвучены и устранены, ребенку иногда не хватает доверия и чувства безопасности.

Если у учителя нет доверительных отношений с учеником, оказавшимся в трудном положении, стоит перепоручить его тому взрослому, общение с которым благотворнее всего. Таким человеком может быть и психолог, потому что он не участвует в учительско-ученических отношениях, но обладает, как правило, важной информацией о данном ребенке, знает, как установить контакт, внушить доверие и выйти из сложной ситуации.

Еще один пласт проблем: трудности в обучении. Неспособность отдельных детей отвечать требованиям школьной программы может быть также вызвана разными причинами: физиологическими, медицинскими, социальными, психологическими.

У ученика может быть, к примеру, индивидуальный темп восприятия и переработки информации. Зачастую, неизбежная в школе, усредненность темпа может мешать детям соответствовать общим требованиям системы. Ребята с флегматичным темпераментом делают, например, все медленно, но основательно. Меланхолики, бывает, отстают из-за того, что сосредоточены на своих переживаниях и старании сделать все на «супер-отлично». Холерикам темп может казаться слишком медленным, они неизбежно начинают отвлекаться, желая спасти себя от скуки, мешая остальным детям. Пожалуй, только сангвиники наиболее приспособлены к среднему темпу, при условии, что сегодня - не день их энергетического спада. Изменения в погоде, качество пищи, отдыха и сна, физическое самочувствие и перенесенные заболевания могут также в значительной мере влиять на способность ребенка воспринимать материал или отвечать на тестовые задания.

Некоторые дети не способны сосредоточиться в больших классах. Кого-то выбивают из состояния психологической стабильности постоянная смена учителей, частые изменения в расписании, непрерывные нововведения и изменения в требованиях.

К психологическим причинам также относятся: сложности в общении, непростая семейная ситуация, низкая самооценка и отсутствие веры в себя, высокая тревожность, сильная зависимость от внешних оценок, страх перед возможными ошибками, боязнь потерять уважение и любовь родителей или других значимых взрослых. К нейропсихологическим: недоразвитие определенных зон мозга и, как следствие, отставание в нормальном развитии психических функций: внимания, логики, восприятия, памяти, воображения.

Школа с личностным, персональным подходом к обучению способна организовать помощь ребенку, имеющему трудности в обучении: проводить консультации и занятия с определенными специалистами, варьировать состав и количество учеников в классе, разделяя их на мини-группы определенного уровня, проводить в случае необходимости индивидуальные занятия. Все эти мероприятия дают возможность справиться с задачами учебного процесса, не чувствуя себя при этом неудачником и аутсайдером, не способным следовать за всеми.

Психолог в школе

У психологии длинное прошлое,
но короткая история.
Герман Эббингхауз

Психология, как помогающая профессия, уже давно сопровождает социальную жизнь во многих развитых странах. В России, после долгого перерыва в семьдесят лет, она снова стала не только предметом научного интереса, но и отдельно взятой сферой услуг, способной профессионально и целенаправленно осуществлять как диагностические, так и психотерапевтические функции. Долгое время работу психологов в школе, как могли, выполняли педагоги, врачи и администрация. Многих из них выручали интуиция, общечеловеческая мудрость, большое желание помочь. Поэтому ученики, чаще всего, не оставались без участия и поддержки. Но в школьной жизни всегда были и будут определенные проблемы и трудности, которые без профессионального психолога практически невозможно разрешить.

Психологической помощи, как услуге, не было места в советском авторитарном государстве. Идеология, считавшая человека не отдельно взятой персоной со своими правами, особенностями, взглядами на мир, а винтиком для определенных функций государства, не нуждалась в специалистах и опасалась их. Из всех методов, теорий и практических подходов, уже много лет применявшихся на Западе, в России осуществлялся лишь один: деятельностный подход, направленный на лечение трудом любых нарушений и дисфункций. Все что не исправлялось трудом, или не умещалось в идеологические рамки, объявлялось ленью, распущенностью или объектом психиатрического лечения.

Постепенно вопросы формирования личности человека, морали, нравственности и ценностных представлений стали самостоятельными и очень личными. И тогда психология как наука смогла продолжить изучать личность и ее проявления широко, не ограничиваясь рамками деятельностного подхода, а как сфера услуг стала помогать людям разбираться в собственных ценностях, решать вопросы их индивидуального, уникального бытия.

В начале своего пути по России, практическая психология мистифицировалась, ей придавался, на мой взгляд, оттенок чуть ли не тайного знания, способного какими-то особенными способами проникать в глубины человеческой души и оказывать на нее темное или светлое воздействие. Психолог приравнивался к шаману или к эзотерику, магу, способным таинственными манипуляциями решить все проблемы и справиться с трудностями жизни. Психология казалась непознанной землей, на которой могло вырасти все, что угодно. И, возможно, потому она внушала такие разные чувства: от трепета и неограниченной веры в ее возможности до недоверия и объявления всех психологов сектантами и шарлатанами.

Сейчас, на мой взгляд, психология постепенно освобождается от своего мистического шлейфа и становится тем, чем призвана быть: областью познания и сферой услуг, она внушает доверие и открывает возможности использовать научные знания и методы в поисках более качественной жизни.

Постепенно и в школе психолог перестал быть необычной фигурой, модной, пикантной приправой к обучающему процессу, как еще несколько лет назад. Он стал тем, кем и должен быть: профессионалом, предоставляющим услуги в соответствии с запросами данной школы.

Из опыта коллег в разных учебных заведениях я знаю, что запросы эти могут быть самыми разнообразными: проведение поголовного тестирования иногда с неясными целями, составление отчетов, позволяющих поддержать статус отдельно взятого руководителя или учреждения, индивидуальная и групповая работа с учениками, помощь родителям, тренинги для учителей. В любом случае, психолог, пришедший на работу в школу, должен понимать, на что направлена здесь его деятельность, и соответствовать поставленным задачам.

Некоторые молодые психологи приходят в школу и сразу пытаются подчинить налаженную систему своим психологическим целям. Нередко их начинания не находят поддержки администрации и терпят крах, что совершенно закономерно. Школа как система и отдельные ее части являются клиентами, объектами психологических услуг. Если удается ясно и точно определить потребности заказчика, а это, как правило, администрация школы или представители педколлектива, то у психолога появляется возможность решить, может и хочет ли он выполнять предлагаемую работу.

Иногда представители школьной системы не могут ясно сформулировать свой заказ. Порой не знают, какой результат можно получить от работы психологической службы, не хотят элементарно разобраться, доверяют психологу самому выбирать, куда приложить свои знания и умение. В таком случае, психологу школы приходится самостоятельно очерчивать круг полномочий и обязанностей. С чем большинство успешно справляется. Но, тем не менее, мне кажется очень важной периодическая, а лучше постоянная обратная связь с администрацией и согласование дальнейшего направления совместной работы.

В школы любят идти работать начинающие психологи, но реализовать себя здесь - вовсе не простая задача. Молодой специалист, как правило, приходит в коллектив, где трудятся более зрелые люди, занимающие совсем другую профессиональную нишу. Учителям, кратко изучавшим психологию, бывает трудно, а некоторым и невозможно предоставить новоиспеченному коллеге право занимать экспертную позицию в своей специальности. Такие педагоги волей-неволей начинают конкурировать с психологами не только по вопросам общего порядка, но и по узкоспециальным темам, на изучение которых психологи тратят не один год.

Еще одна проблема состоит в том, что большинство психологов не ведут уроки, а именно эта деятельность является в школе основной. Многие педагоги считают, что не участвующий в учебном процессе психолог не заслуживает поощрения, поскольку занимается только «бессмысленными разговорами». И это, конечно, несправедливо. Во-первых, психологу не стоит заниматься обучением, если в этом нет особой необходимости, поскольку смешение ролей чаще всего сказывается отрицательно на построении хороших психотерапевтических, помогающих отношений. А во-вторых, вербальная коммуникация, в просторечии разговор, является основным методом работы психолога, не считая игр и методов арт-терапии (рисование, лепка, оригами и т.д.).

Следующей проблемой могут оказаться различия в профессиональной позиции. Система преподавания, принятая практически повсеместно, до сих пор признает эффективными неравные «Я-Ему» отношения, где существует экспертная позиция учителя и внимающая позиция ученика. Такой тип отношений всегда выстраивает значительную дистанцию, может вызывать не самые позитивные чувства у того, кто «снизу». А связь «Я-Ты» между психологом и тем, кто обратился к нему за помощью, строится на равенстве, обоюдном активном участии и разделении ответственности. Такие равные отношения часто вызывают у детей позитивный отклик, желание общаться, благодарность, а иногда и привязанность. Нередко это порождает ревность и подозрительность педагогического состава. Только поистине настоящему Учителю удается равная позиция, которая гарантирует не только постоянный интерес учеников к его предмету, но и человеческую близость, глубокое уважение, признание.

Другая сложность возникает из-за постановки разных целей. От психологической службы, призванной помогать школе и следовать ее обучающим потребностям, часто ожидается немедленный результат или окончательное разрешение всех назревших проблем. Но психолог работает в системе, где очень много основных и дополнительных переменных (если так можно назвать учителей, родителей и других служащих школы). Очень часто усилия одного специалиста или даже всей службы не могут увенчаться успехом, поскольку требуется участие всех звеньев системы. Нежелание родителя вносить изменения в собственную жизнь или неумение педагога посмотреть на проблему ребенка под другим углом могут привести к тому, что работа психолога будет малоэффективной.

Одному ребенку достаточно простого разговора или возможности излить накопившиеся чувства, на помощь другому потребуется не один год еженедельных занятий с привлечением лиц из системы. Каждая проблема индивидуальна и не приемлет типовых решений, какими бы очевидными они не казались на первый взгляд.

Но все вышеописанные вопросы становятся легко разрешимыми, если психолог и представители школы находятся в постоянном контакте. Если психолог способен разъяснить специфику своей работы, рассказать о ее возможностях, трудностях и перспективах, а учителя и администрация способны услышать, принять во внимание и наладить взаимодействие, то вместе они смогут работать на общие цели, и выполнять свою работу не только эффективно, но и с удовольствием, позволяя ученикам получать не только образование, но в определенном смысле заботу и участие.

В этой статье мы хотим поговорить о современных школах.

У многих родителей есть представление о школе с одной стороны, со стороны получателя услуг. Мы же хотим осветить то, как все это выглядит с другой стороны, со стороны школы.

Итак, 3 главных проблемы директора современной школы.

Проблема 1 — Недостаток квалифицированного персонала

Дуг Лемов, профессор и педагог, в своей книге “Мастерство учителя” доказал, что не важно, сложная программа или простая, интересная на первый взгляд или скучная, ребенок из богатой семьи или бедной, все результаты класса и каждого ребенка в целом зависят прежде всего от мастерства учителя.

Сегодня учителя “от Бога” встречаются редко, хороших учителей также очень мало, не больше 30%

А остальные учителя — люди, которые попали в школу случайно.

Случайно поступили в педагогический вуз (там дешевле всего учиться) и не нашли другую работу.

Выбрали работу рядом с домом.

Выбрали самый простой способ устроиться в бюджетную организацию.

Поступили в педагогический ВУЗ, потому что в другой не прошли по баллам.

Сейчас для многих это просто работа. Причем та, которая не сильно и нравится.

И эти факторы очень сильно влияют на знания детей.

Большинство учителей сегодня когда составляют планы уроков, преследуют при этом одну-единственную цель – удовлетворить требования, предъявляемые к отчетности.

В результате у учителей уроки получаются описательно-повествовательными, неинтересными и зачастую не достигающими цели.

Система вынуждает учителя все так же соблюдать правила, но не стремиться к совершенству.

Из этого следует вторая проблема:

Проблема 2 — Неинтересный материал, который должны использовать учителя

Сегодня школа — это образовательная услуга.

Услуга, которая за бюджетные деньги оказывается населению. Задача учителя все больше сводится к тому, чтобы выдать согласно регламенту материал учебника. И… задать объемное домашнее задание.

Новые программы, переписанные не в лучшую сторону учебники, увеличившийся объем нагрузки для ребенка — одно из следствий ухудшения качества образования.

Многие учителя просто перекладывают понятное объяснение материала на родителей, на уроке проговаривая материал из методички.

Но в методичке все очень сухо и неинтересно.

А ведь очень важно правильно подбирать материал!

Я пришла к осознанию данного постулата в результате личного, причем не слишком удачного опыта.

В свое время, начав преподавать в четвертом классе, который собрали учеников по принципу “не успевают в основном”, я решила, что мне следует выбирать материал, «привлекательный» для учеников и не прогадала.

Потому что уже через полгода дети, успеваемость которых была ранее только между “двойкой и тройкой”, стали увереннее в себе и написали проверочные работы наравне с “сильными детьми” из параллельного класса.

Например, уравнения мы решали с помощью кружки и яблока. Задачи на движения с помощью “треугольника”, стихотворения “рисовали”.

Да, бывали темы сложные. Но убежденность в том, что преподаваемый материал скучен, работает как самосбывающееся пророчество.

Великие учителя превращают в захватывающее и вдохновляющее событие буквально каждую тему, даже ту, которую другие педагоги считают скучной до зевоты.

Какие слова можно использовать, чтобы заинтересовать детей?

  • У нас сегодня такая-то тема. А может пропустим ее? Как вы думаете, зачем ее вообще изучать? (здесь дети сами отвечают на вопрос, зачем это и связывают с жизнью)
  • Многие люди в этом не разбираются до тех пор, пока не начнут изучать эту тему в шестом классе, а вы узнаете сейчас. Разве не круто?
  • Изучать этот материал будет трудно, но весело и интересно.
  • Многие люди боятся этой темы, поэтому, освоив этот материал, вы будете знать больше, чем большинство взрослых.

Но чтобы это делать, нужен индивидуальный подход к детям.

А это как раз и есть третья проблема:

Проблема 3 — Отсутствие возможности индивидуального подхода к ребенку, из-за большого числа учеников в классах

Например, учителя исправляют ошибки или наоборот, рано принимают неправильный ответ, т.к у него просто нет времени докручивать каждого ученика.

Приведу пример. Когда я начала работать в классе, который собрали из “слабых детей”, для меня частой была ситуация, когда ученик не знает ответ или не хочет отвечать.

На одном из первых занятий по математике я спросила Максима О., сколько будет 7 умножить на 8.

Максим ответил — “не знаю”.

Почему он так ответил? Отказываться отвечать на заданный вопрос ребенок может по многим причинам, в том числе:

  • привык так отвечать, и таким ответом хочет быстрее сесть на место, чтобы вернуться в “серую зону”. Потому что чаще, когда он так отвечал, ему говорили: “Садись, два”
  • действительно не знает ответа
  • стесняется того, что не знает ответа
  • не хочет выделяться среди одноклассников
  • не слышал, о чем его спросили
  • не понял, о чем его спросили

“Серая зона” — это возможность “отсидеться”, ничего не делать и не пытаться делать. Дети рассуждают так: «Мне все-равно ничего не будет, максимум привычная “двойка”, зачем напрягаться»

Что делать?

Улыбка – наилучший инструмент обучения, а радость – наилучшая учебная среда.

Используем прием “до результата”.

Как это сделать?

Способ первый — Дать ответ самостоятельно, чтобы ребенок его повторил

Максим, семью восемь будет 56. А теперь ты мне скажи, сколько будет семь умножить на восемь?

Способ второй — попросить ответить другого ученика, и попросить повторить

Способ третий — показать интересную и новую методику, которая может помочь ребенку найти правильный ответ. Например, систему умножения “по-японски”:

Способ четвертый — дать подсказку, пояснить вопрос

А что значит 7*8? Чем можно заменить? Сложением? Отлично. Давай запишем и посчитаем.

Итак, Максим, сколько будет 7*8? 56! Правильно.

Только один этот простой прием позволяет по-настоящему учить детей, а не создавать иллюзию обучения.

Но все это возможно только при индивидуальной работе с учениками, а учителям просто некогда этим заниматься.

К сожалению, современная школа — это типовая услуга.

С шаблонным подходом ко всем детям.

Это продиктовано законодательством, большими классами, маленькой зарплатой, большим количеством лишней работы, которую делает учитель(отчеты, бумаги, совещания…)

Поэтому талантливые учителя редко задерживаются в системе образования. Ведь вместо реализации своих способностей они должны быть как все и делать массу ненужных действия.

Но что делать, если хочется, чтобы ребенок учился у талантливых учителей?

Что делать, если хочется дать ребенку лучшее образование?

Я тоже в свое время не смогла найти хорошее образование для своих детей.

Поэтому мы создали такую школу, она называется «Школа 60 минут»

  • Уроки школы «Шестьдесят минут» разработаны и записаны специально для детей, с учетом их личных особенностей: ведущий тип восприятия, способность концентрировать и удерживать внимание, необходимость переключения внимания и конечно, поддержание интереса.

    Все объяснение и отработка проходит прямо во время занятия, поэтому ребенку не требуется выполнять домашнее задание.

Мы обучаем по собственной программе, которая учитывает все требования ФГОС, однако не останавливаемся на одном УМК и позволяем детям получать информацию в интересном для них ключе: создаем и рисуем графических роботов, внедряем «паук-карты» и интеллект-карты, играем в игры и проводим исследования.

В нашей школе совсем нет домашних заданий, а вся отработка проходит прямо на уроке. Мы используем авторские и мировые техники эффективного обучения, что позволяет учиться быстро и интересно.

При этом учиться можно из любой точки мира!

Школа 60 минут рассчитана на то, чтобы дети могли усвоить всю школьную программу за 100 дней по 60 минут в день.

Уроки выглядят следующим образом:
1. Каждый день ребенок получает миссию. В ней три образовательных учебных видео и три предмета.

Всего в школе изучаем: русский язык, математику, английский, окружающий мир. Развиваем память, внимание и изучаем техники эффективного обучения.

2. Уроки по техникам, памяти и вниманию, или приходят отдельным днем, или сразу встроены в расписание.

После каждого учебного видео есть миссия-задание, выполняя которое ребенок закрепляет материал.

3. Миссия задание может быть: аудио (и тогда ребенок в паузы отвечает, после слышит правильный ответ), видео (ставит на паузу в процессе просмотра, выполняет расчет или задание и смотрит правильный ответ), текстовое (создать карту, помогатор или что-то написать)

Так вся школьная программа проходит с интересом, увлечением и за 100 дней. То есть начав обучение в сентябре, к декабрю ребенок полностью будет владеть материалом.

Сейчас проходит акция на «Школу 60 минут». До конца недели «Школа 60 минут» в 2 раза дешевле.

При оплате участия Вы получаете доступ к системе обучения, рассчитанной на сто дней:

А именно: объяснение материала и практические занятия по предметам (русский язык, математика, окружающий мир, английский язык) без ограничений по времени, начиная с 1 сентября.

Уже сейчас доступна библиотека с книгами для изучения.

Присоединяйтесь к программе прямо сейчас.