История бпк. БПК "Адмирал Чабаненко": технические характеристики, вооружение

Фото commons.wikimedia.org

Большой противолодочный корабль "Адмирал Чабаненко" проекта 1155.1 океанской зоны в настоящее время является наиболее современным кораблем такого класса. В классе кораблей первого ранга "Адмирал Чабаненко" стал вторым после атомного крейсера "Петр Великий".

БПК "Адмирал Чабаненко" предназначен для решения задач борьбы с подводными и надводными силами противника, противовоздушной обороны, поддержки высадки своих десантов, и способен действовать как в составе корабельного соединения, так и автономно.

История создания корабля началась в 70-е годы прошлого века, когда морские державы начали разрабатывать многоцелевые корабли. Главный конструктор "Адмирала Чабаненко" Валентин Мишин, которому в 1979 году предложили возглавить работы по проекту 1155. В 1982 году появились первые чертежи.

Корабль построен на судостроительном заводе "Янтарь" в Калининграде (ныне АО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь").

БПК был заложен 28 февраля 1989 года, спущен на воду 14 декабря 1992 года. Первые ходовые испытания в море проходили в 1995 году, однако сдача заказа флоту растянулась из-за финансовых трудностей на несколько лет. Заключительный этап государственных испытаний БПК прошел в январе 1999 года.

28 января 1999 года БПК вошел в состав российского Военно-Морского Флота (в этот день на корабле в торжественной обстановке был поднят военно-морской Андреевский флаг).

26 февраля 1999 года "Адмирал Чабаненко" начал переход с Балтийского на Северный флот. Закончил свой переход 10 марта 1999 года и вступил в состав Северного флота.

Технические характеристики

Корабль имеет длину 163, 4 м., ширину 19, 5 м. и водоизмещение 8900 тонн.

Четыре силовых агрегата связаны с двумя валами и обеспечивают максимальную скорость в 32 узла.

Запас хода: 3500 миль. Экипаж корабля - 296 человек.

БПК обладает большой маневренностью, высокими огневыми показателями.

Корабль оснащен мощным и разнообразным вооружением. В качестве главного ударного корабельного оружия на нем установлен противокорабельный ракетный комплекс с противокорабельными ракетами "Москит" с системой целеуказания "Минерал". Для решения задач противовоздушной обороны БПК проекта 1155.1 имеет два зенитных ракетных комплекса самообороны "Кинжал" (размещены в носовой части корабля, 64 ракеты) и два боевых модуля зенитного ракетно-артиллерийского комплекса "Кортик" (в середине корабля ближе к его кормовой части). Артиллерийское вооружение представлено 130?мм спаренной артиллерийской установкой АК-130.

Противолодочное вооружение включает: противолодочный ракетный комплекс типа "Водопад-НК" с двумя четырехтрубными универсальными ракетно-торпедными пусковыми установками и комплекс противоторпедной защиты типа "Удав-1". Для ведения воздушной разведки и решения других задач корабль оснащен двумя противолодочными вертолетами типа Ка-27, размещаемых в двух ангарах, и двумя взлетно-посадочными площадками на корме.

В составе радиоэлектронного вооружения корабля имеются: боевая информационно-управляющая система (БИУС) типа "Лесоруб-51"; новейший гидроакустический комплекс (ГАК) типа "Звезда-М2" с крупногабаритной антенной, размещенной в носовой бульбе, и буксируемой антенной переменной глубины; многофункциональные радиолокационные станции для обнаружения воздушных целей на средних и больших высотах (РЛС "Фрегат-М2") и низколетящих ("Подкат") целей.

В настоящее время корабль находится в боевом строю Северного флота ВМФ России. Он неоднократно участвовал в различного рода учениях как в составе российских корабельных соединений, так и в совместных учениях с кораблями других стран, посещал зарубежные порты с визитами вежливости.

Главный штаб ВМФ СССР пронизывали скользкие щупальца ужаса: главкому везде мерещился атомный авианосец «Энтерпрайз», офицеры в панике выбрасывались из окон с криками «Авианосцы идут»! Щелкнул пистолетный выстрел – в своем кабинете застрелился замнач Главного штаба, из США поступают данные о закладке новых авианосцев типа «Нимиц»…

Если верить «журналистским расследованиям» последних лет, то Военно-морской флот СССР только и занимался тем, что гонялся за американскими авианосными группировками, для чего пачками строил «убийц авианосцев» — специальные надводные и подводные корабли, предназначенные для уничтожения «Энтерпрайзев», «Нимицев», «Китти Хоуков» и прочих плавучих аэродромов «вероятного противника».

Что и говорить, ударный авианосец «Энтерпрайз» — цель знатная. Крупная, с огромным боевым потенциалом. Но уж очень уязвимая – для «выхода из игры» авианосцу порой достаточно одной неразорвавшейся ракеты калибра 127 мм. Но что будет, если на полетную палубу «Энтерпрайза» обрушится огненный шквал из полсотни снарядов калибров 100 и 152 мм? – идущий в прямой видимости советский крейсер неустанно держит авианосец на прицеле.

Постоянное слежение за «вероятным противником» — непременный атрибут мирного времени. И уже не имеет значения, что боевой радиус палубных «Фантомов» в десятки раз больше, чем дальность стрельбы пушек старого крейсера — в случае начала войны первый ход будет за артиллеристами.

Веселый крейсер пр. 68-бис — это только разминка. В рукаве у советских главкомов спрятаны настоящие козыри – атомные подлодки проектов 949 и 949А, ракетоносцы Ту-22М, космические системы разведки и противокорабельные ракеты сверхбольшой дальности. Есть проблема – есть решение.

Но были у советского флота и Настоящие Проблемы. Ведь неслучайно большая часть надводных сил ВМФ СССР классифицировалась, как «Большие противолодочные корабли». Советское руководство отлично понимало, от кого исходит главная угроза – один «Джордж Вашингтон» с БРПЛ «Полярис» мог нанести больше вреда, чем тысяча авианосцев «Энтерпрайз».
Совершенно верно, уважаемый читатель, — ВМФ СССР был ориентирован в первую очередь на поиск и борьбу с атомными подлодками противника. Особенно с «убийцами городов», несшими баллистические ракеты большой дальности. Океанскую поверхность непрерывно сканировали противолодочные самолеты Ил-38 и Ту-142, в толще воды рыскали подводные киллеры пр. 705 и 671, а на противолодочных рубежах дежурили легендарные БПК – советские крейсера и эсминцы, ориентированные на выполнение противолодочных задач.

«Поющие» фрегаты

Большие противолодочные корабли проекта 61. Полное водоизмещение 4300 тонн. Экипаж 270 человек. Полный ход 35 узлов. Дальность плавания 3500 миль на 18 узлах.
Вооружение:
— 2 пусковые установки ЗРК М-1 «Волна» (боекомплект 32 зенитные ракеты);

— 2 реактивные бомбометные установки РБУ-6000 (192 глубинные бомбы);
— 2 реактивные бомбометные установки РБУ-1000 (48 глубинных бомб);
— пятитрубный торпедный аппарат калибра 533 мм;
— вертолетная площадка, хранилище авиатоплива (5 тонн), погреб для авиационных торпед и снаряжения.

Серия из двадцати советских сторожевых кораблей (еще 5 кораблей этого типа были впоследствии построены для ВМС Индии) начала 60-х годов, позднее отнесенных к классу БПК. Первые в мире боевые корабли с газотурбинной силовой установкой, предназначенной для всех режимов хода.
Проект 61 стал важным этапом в отечественном кораблестроении – впервые создавался корабль с алюминиевым корпусом и ГТУ. Два зенитных ракетных комплекса, универсальная артиллерия, реактивные глубинные бомбы и глубоководные торпеды – маленький славный корабль мог применять свое оружие даже в шторм: острые «курносые» обводы корпуса позволяли БПК легко идти против любой волны.

Были и недостатки: моряки жаловались на высокую шумность в кубриках – мощный рев газовых турбин проникал в каждое помещение, делая службу на БПК пр. 61 довольно малоприятным событием. Но гораздо более серьезным был вопрос с живучесть корабля – опасения подтвердились в 1974 году, когда на рейде Севастополя погиб БПК «Отважный» — после взрыва ракетного погреба огонь быстро распространился по кораблю, круша на своем пути хлипкие переборки из алюминиево-магниевого сплава АМГ.

Впрочем, некоторые обстоятельства позволяют не согласиться с утверждением о низкой живучести «поющих фрегатов» — в кормовом погребе «Отважного» сдетонировало 480 кг взрывчатки и шесть тонн пороха, но маленький корабль продолжал бороться с огнем в течение 5 часов.

До сих пор в составе Черноморского флота ВМФ России числится один корабль этого типа.

БПК «Сметливый» в Средиземном море. На заднем плане — Иджис-эсминец ВМС США «Мэхэн»

Большие противолодочные корабли проекта 1134А (шифр «Беркут-А»)

Полное водоизмещение 7500 тонн. Экипаж 380 человек. Полный ход 33 узла. Дальность плавания 5500 миль на 18 узлах.
Вооружение:

— 2 пусковые установки ЗРК М-11 «Шторм» (боезапас 48 ракет);
— 2 универсальные автоматические артсистемы АК-725 калибра 57 мм;

— 2 РБУ-6000 (192 глубинные бомбы);


Серия из десяти БПК, построенных в период 1966 по 1977 гг. для ВМФ СССР. Просто хорошие корабли, без каких либо особых изысков. Обеспечивали советское военно-морское присутствие в Мировом океане, регулярно несли службу в Атлантике, в Индийском и Тихом океанах. Оказывали военно-политическую поддержку «дружественным» режимам, патрулировали в зонах военных конфликтов, выводили на боевые позиции подводные стратегические ракетоносцы ВМФ СССР, обеспечивали боевую подготовку флота, принимали участие в стрельбах и военно-морских учениях. Словом, делали все то, что должен был делать военный корабль в годы Холодной войны.

Противолодочные крейсера проекта 1123 (шифр «Кондор»)

Полное водоизмещение 15 000 тонн. Экипаж 700 человек. Полный ход 28 узлов. Дальность плавания 6000 миль на 18 узлах.
Вооружение:
— авиагруппа из 14 вертолетов: противолодочные Ка-25ПЛ, вертолеты дальнего радиолокационного обнаружения и целеуказания Ка-25ЦУ, поисково-спасательные машины Ка-25ПС.
— 4 вертолетные площадки, подпалубный ангар, малый ангар в кормовой части надстройки, два вертолетных подъемника;
— противолодочный ракетный комплекс «Вихрь» (1 ПУ, 8 спецбоеприпасов с ЯБЧ);
— 2 пусковые установки ЗРК М-11 «Шторм» (96 ракет);

— 2 универсальные автоматические системы АК-725 калибра 57 мм.
— изначально на корабле имелось торпедное оружие и 30 мм скорострельные зенитки АК-230 (были сняты в ходе модернизации).

Противолодочные крейсера «Москва» и «Ленинград» стали первыми авианосцами (вертолетоносцами) Военно-морского флота СССР. Поводом для появления этих крупных кораблей стал выход на боевое дежурство американских стратегических ракетоносцев типа «Джордж Вашингтон» — 16 баллистических ракет «Полярис А-1» с дальностью полета 2200 км изрядно напугали руководство СССР.

В результате появился «гибрид» с мощным ракетным вооружением, вся кормовая часть которого представляла собой взлетно-посадочную полосу с протяженным подпалубным ангаром. Для обнаружения вражеских подлодок, кроме 14 вертолетов Ка-25 на борту имелся подкилевой гидролокатор «Орион» и буксируемая гидроакустическая станция «Вега».

Проект 1123 не является БПК, но исходя из назначения противолодочного крейсера и его вооружения, он имеет право занимать место среди таких же как он «больших противолодочных кораблей» — чрезвычайно размытого определения, охватывающего различные по размерам и характеристикам корабли ВМФ СССР.

Главный недостаток «Москвы» и «Ленинграда» выяснился уже в ходе первых боевых служб на противолодочных рубежах. Всего 4 вертолетные площадки (пространство полетной палубы, где могут проводиться взлетно-посадочные операции) и 14 вертолетов оказалось слишком мало, чтобы обеспечить круглосуточный противолодочный патруль над заданным районом океана.

Кроме того, ко времени вступления в строй головного крейсера-вертолетоносца «Москва» на вооружение ВМС США поступила новая баллистическая ракета «Полярис А-3» с дальностью стрельбы 4600 км – район боевого патрулирования «Вашингтонов» и «Этен Алленов» расширился, что сделало противодействие стратегическим ракетоносцам еще более сложной задачей.

Противолодочные крейсера прослужили почти тридцать лет в составе ВМФ СССР, совершили многочисленные визиты в порты дружественных государств… Куба, Ангола, Югославия, Йемен. Противолодочный крейсер «Ленинград» был флагманом отряда кораблей ВМФ СССР в ходе разминирования Суэцкого канала (1974 год). Оба крейсера входили в состав Черноморского флота. «Ленинград» после двух капитальных ремонтов закончил службу в 1991 году, а «Москва» был выведен в резерв в 1983 г., а списан – в 1997 г.

Сторожевые корабли проекта 1135 (шифр «Буревестник»)

Полное водоизмещение 3200 тонн. Экипаж 190 человек. Полный ход 32 узла. Дальность плавания 4000 миль на 14 узлах.
Вооружение:
— «пакетная» ПУ противолодочного комплекса «Метель» (4 ракетоторпеды);
— 2 пусковые установки ЗРК «Оса-М» малой дальности (боекомплект 40 ракет);
— 2 автоматизированные артустановки АК-726 калибра 76 мм;
— 2 РБУ-6000 (96 глубинных бомб);
— восемь торпед калибра 533 мм;
— морские мины – до 20 шт. на верхней палубе.

Серия из 32 сторожевых кораблей (до 1977 года классифицировались как БПК II ранга) для решения широкого круга задач по обеспечению противолодочной и противовоздушной обороны соединений кораблей в открытых морских районах и литоральной зоне, проводке конвоев в районах локальных вооружённых конфликтов и охране территориальных вод.

Проект 1135 отличался от предшественников не только изящным обликом, но и солидным вооружением, новейшими средствами обнаружения подлодок противника, высоким уровнем автоматизации – «Буревестники» вывели противолодочную оборону на качественно новый уровень. Удачная конструкция обеспечила им долгую активную службу на всех флотах Военно-морских сил СССР, а два из них до сих пор остаются в составе ВМФ России.

Объективно, из-за слабости ПВО и отсутствия вертолета, «Буревестник» проигрывал по возможностям своим знаменитым ровесникам – американским фрегатам «Нокс» и «Оливер Х. Перри». Но обстоятельства сложились таким образом, что ВМС США помнят «Буревестник» гораздо лучше своих «Ноксов» и «Перри» — в 1988 году сторожевой корабль «Беззаветный» в грубой форме вытеснил ракетный крейсер «Йорктаун» из советских территориальных вод. Сторожевик сломал американскому кораблю разъездной катер и пусковую установку ПКР «Гарпун», разорвал обшивку в районе надстройки, деформировал вертолетную площадку и снес все леерное ограждение по левому борту.

Большие противолодочные корабли проекта 1134-Б (шифр «Беркут-Б»)

Полное водоизмещение 8500 тонн. Экипаж 430 человек. Полный ход 32 узла. Дальность плавания 7000 миль на 18 узлах.
Вооружение:
— 8 ПУ противолодочного ракетного комплекса «Метель»;
— 2 пусковые установки ЗРК М-11 «Шторм» (боекомплект 80 ракет);
— 2 пусковые установки ЗРК «Оса-М» малой дальности (боекомплект 40 ракет)
— 2 универсальные автоматические артсистемы АК-726 калибра 76 мм;
— 2 батареи шестиствольных зенитных автоматов АК-630;
— 2 РБУ-6000 (144 глубинные бомбы);
— 2 РБУ-1000 (48 глубинных бомб);
— 2х5 торпедных аппарата калибра 533 мм;
— противолодочный вертолет Ка-25ПЛ, палубный ангар.

Созвездие из семи больших противолодочных кораблей ВМФ СССР. Крупные океанские БПК с потрясающим боевым потенциалом — противолодочные ракетоторпеды, четыре зенитных ракетных комплекса, универсальная и скорострельная артиллерия, глубинные бомбы и противолодочный вертолет. Выдающаяся мореходность, дальность плавания 6500 миль – достаточно на переход от Мурманска до Нью-Йорка и обратно. «Букари» (как ласково звали на флоте 1134-Б) действительно являлись лучшими БПК в составе советского военно-морского флота, наиболее сбалансированными по характеристикам и наиболее полно отвечающими задачам ВМФ.

Большинство БПК пр. 1134-Б несло службу на Тихом океане. Сведенные в несколько противолодочных групп, «Букари» непрерывно «прочесывали» Филиппинское море, где находился район боевого патрулирования американских стратегических подлодок, готовившихся нанести ракетный удар по Дальнему Востоку и Сибири.

Имелись большие планы по модернизации БПК пр. 1134-Б – модернизационный потенциал кораблей позволял смонтировать на их борту новый противолодочный ракетный комплекс «Раструб-Б» и даже зенитный комплекс С-300 большого радиуса действия! В порядке эксперимента один из БПК этого типа — «Азов» получил вместо кормового ЗРК «Шторм» две подпалубные пусковые установки и систему управления огнем ЗРК С-300Ф – получилось отлично. В перспективе, корабельный состав ВМФ СССР могли пополнить уникальные БПК, чьи зарубежные аналоги появились бы лишь спустя 10 лет. Но, увы…

Большие противолодочные корабли проекта 1155 (шифр «Удалой»)

Полное водоизмещение 7500 тонн. Экипаж 220 человек. Полный ход 29 узлов. Дальность плавания 5000 миль на 14 узлах.
Вооружение:
— 8 ПУ противолодочного ракетного комплекса «Раструб-Б»;
— 8 подпалубных ПУ барабанного типа ЗРК самообороны «Кинжал» (боекомплект 64 ракеты);
— 2 автоматизированных артиллерийских орудия калибра 100 мм;
— 2 батареи шестиствольных зенитных автоматов АК-630;
— 2 РБУ-6000 (96 глубинных бомб)
— 2х4 торпедных аппарата калибра 533 мм
— 2 вертолета Ка-27ПЛ, 2 ангара.

«Удалой» был ошибкой руководства ВМФ СССР. Нет, с первого взгляда БПК пр. 1155 настоящий шедевр кораблестроения, оснащенный 700-тонным гидроакустическим комплексом «Полином», многоканальным ЗРК «Кинжал» для отражения массированных атак противокорабельных ракет, двумя вертолетами и целым набором морского оружия – от универсальной артиллерии до самонаводящихся торпед. «Удалой» стал бы несомненным шедевром…если бы не было его предшественника – 1134-Б. По сравнению с «Букарем», БПК пр. 1155 оказался шагом назад.

Из-за 30-метрового обтекателя ГАС «Полином» серьезно пострадали ходовые качества и мореходность нового корабля — комплекс оказался слишком тяжел для скромного БПК. Конечно, «Полином» давал большие возможности в плане обнаружения АПЛ противника, которых он засекал на дальности до 25 миль, что в какой-то степени компенсировало ухудшение мореходных качеств «Удалого». Но гораздо более серьезным недостатком стало полное отсутствие ЗРК средней или большой дальности – «Кинжал» имел дальность стрельбы всего 6,5 миль и мог бороться лишь с противокорабельными ракетами, но не с их носителями.



В остальном БПК пр. 1155 был замечательным кораблем с благородной линией полубака и мощным противолодочным вооружением. Всего до распада СССР флот успел получить 12 больших противолодочных кораблей этого типа. В 90-е годы был построен всего один БПК по измененному проекту 11551 – единственный представитель этого проекта «Адмирал Чабаненко» сохранил все достоинства пр. 1155, но дополнительно получил артиллерийскую систему АК-130, зенитные комплексы «Кортик» и противокорабельные ракеты «Москит».

Заключение

Вышеперечисленные 90 больших противолодочных кораблей и противолодочных крейсеров – лишь «вершина айсберга» системы противолодочной обороны ВМФ СССР. Имелась целая система базовой патрульной авиации с сотнями противолодочных самолетов и вертолетов. Просторы океана бороздили обычные траулеры с необычными тралами – замаскированные противолодочные патрули с тянущейся за кормой многокилометровой низкочастнотной антенной (попробуй докажи, что это не трал!) потрепали немало нервов американским морякам.

Разрабатывались фантастические проекты, такие как атомный БПК проекта 1199 «Анчар». Более того, все четыре тяжелых авианесущих крейсера проекта 1143 несли на своих палубах эскадрилью противолодочных вертолетов и имели на борту солидный комплекс противолодочного оружия (грандиозный ГАК «Полином» и противолодочные ракеты «Вихрь» с ядерными боевыми частями). Так что, вопреки известному мифу, во время прохода через Босфор, советские моряки ничуть не обманывали турецких представителей, называя свои авианесущие крейсера противолодочными кораблями.

К слову, Военно-морские силы США развивались по точно такому же сценарию – американцы до смерти боялись советских подлодок, оттого планировали корабельный состав своего флота из расчета «один фрегат на одну русскую лодку». Всемирная гидроакустическая система SOSUS для слежения за подводными лодками, программы FRAMM по превращению сотен устаревших эсминцев в противолодочные корабли, огромные серии противолодочных фрегатов «Нокс» и «Оливер Х. Перри», уникальные эсминцы типа «Спрюэнс» с гипертрофированным противолодочным вооружением, но без систем зональной ПВО – просто американские «близнецы» БПК пр. 1155 «Удалой».

Остается добавить, что идея «большого противолодочного корабля» умерла с появлением межконтинентальных баллистических ракет морского базирования с дальностью полета 10.000 км. Отныне стратегические ракетоносцы могли запускать ракеты из территориальных вод своего государства.

Построенный в 1992 году по проекту 1155.1. Проходит службу на Северном флоте под номером 650. Носит имя советского адмирала Чабаненко Андрея Трофимовича.

Задачей корабля является противодействие подводным и надводным силам противника.

История создания БПК

В 70-е годы страны, имеющие военно-морские силы, пришли к выводу, что строительство специализированных под конкретную задачу кораблей - слишком затратное дело. Поэтому было решено строить многоцелевые суда, в том числе и советскими конструкторами. Так родился проект 1155 по созданию многоцелевого корабля.

Однако некоторые производственно-технические проблемы встали на пути этой идеи. И всё-таки в конце 80-х годов в СССР приступили к работам по проекту 1155, итогом которых должен был стать большой противолодочный корабль.

Возглавить работы было поручено В. П. Мишину. После сдачи флоту головного в этой серии БПК, «Удалого», Мишин занялся вопросами модернизации этой серии. Первые конструкторские наброски представили совершенно другой корабль, внешне похожий на «Удалого», но все-таки отличавшийся от него.

Но это было первое впечатление. Главные новшества были скрыты от постороннего взгляда. В корпусе находилась современная энергетическая установка, мощнейший комплекс гидроакустики, общая система управления противовоздушной обороной корабля и другие боевые системы, созданные на цифровой элементной базе. По своей сути это был новый проект, ориентированный на эсминцы США «Орли Берк» и «Спрюенс».

По заявлению главного конструктора проекта 1155 Мишина В. П., советский многоцелевой корабль ничем не уступал американскому «Орли Берку», а в некоторых вопросах мог даже дать ему фору.

В конце 1992 года БПК был спущен на воду. По традиции ему было присвоено имя одного из известных советских флотоводцев.

Кому корабль обязан своим именем

Большой противолодочный корабль своим именем обязан командующему Северным флотом А. Т. Чабаненко, занимавшему эту должность с 1952 по 1962 годы.

Андрей Трофимович родился на Украине 17 октября 1909 года. С молодости связал свою судьбу с военным флотом. После военно-морского училища служил офицером на подлодках (ПЛ) Черноморского флота.

В 24 года ему доверили командование субмариной на Тихоокеанском флоте. Через пять лет в его подчинении был уже дивизион ПЛ, а в 1940 году - бригада.

В 35 лет Чабаненко получил звание контр-адмирала.

После войны Андрей Трофимович проходит академические курсы при Военно-морской академии и назначается командиром Южно-Сахалинской военно-морской базы. В конце 1947 года офицер направляется в академию Генштаба. После ее окончания принял командование Северным флотом.

В период командования флотом Чабаненко провел большую работу по развертыванию военно-морских баз, разработал тактику действий ПЛ и отработал ее практически, готовил и проводил первые полярные походы атомных ПЛ.

Государственные испытания

В 1995 году БПК «Адмирал Чабаненко» был выведен на ходовые испытания, сдача которых растянулась на многие годы. Финансовое обеспечение их быстро иссякло, и корабль несколько лет простоял «на приколе» у стенки завода «Янтарь».

Только вмешательство Главкома адмирала Куроедова сдвинуло вопрос с мертвой точки. Сразу были решены вопросы финансирования. Госиспытания были проведены на высшем уровне. Все необходимое поступало в кратчайшие сроки.

Балтийский флот выделил подводную лодку, надводные корабли, авиацию для проверки тактико-технических данных нового БПК. Были проведены все виды стрельб, проверены все системы, в том числе и ПВО проверялась облетом корабля всеми видами самолетов. Вертолеты Ка-27 успешно проверили соответствие взлетно-посадочных площадок нормам.

После благополучно завершившейся эпопеи с госиспытаниями корабль был отправлен на Северный флот для прохождения дальнейшей службы.

Техническое оснащение и характеристики корабля

«Адмирал Чабаненко» - корабль, способный к автономному плаванию в течение 30 суток. Движение может осуществляться в двух режимах: маршевом и форсажном. Для этого на БПК установлены двухвальные газотурбинные энергетические установки типа COGAG: две маршевых М-63 по 9 тыс. л. с. и две форсажные М8КФ по 22 тыс. л. с.

Энергетические установки позволяют развивать максимальную ходовую скорость в 32 узла. В экономном режиме скорость составляет 18 узлов.

Стандартное составляет 7700 т, полное - 8900 т.

Расстояние от носа до кормы «Адмирала Чабаненко» составляет 163,4 м. Ширина судна - 19,5 м.

На корме располагаются две взлетно-посадочные площадки для противолодочных вертолетов типа Ка-27.

Экипаж корабля состоит из 296 человек.

Модернизация вооружения противолодочного корабля проекта 1155

При проектировании корабля конструкторы попытались учесть недостатки БПК «Удалого», созданного по проекту 1155.

Прежде всего было обращено внимание на вооружение. В результате отказались от двух артиллерийских установок (АУ) калибром 100 мм, заменив их на спаренную 130 мм установку. Произведена замена противолодочного ракетного комплекса (ПЛРК) «Метель» противокорабельным ракетным комплексом «Москит».

Заменен 533 мм ТА на противолодочный РК «Водопад».

Зенитное вооружение было усилено зенитно-ракетным комплексом «Кортик». 30 мм установка АК-630 была удалена из проекта.

Гидроакустический комплекс (ГАК) «Полином» также был заменен более совершенным «Звезда-2».

Вооружение БПК проекта 1155.1

БПК имеет современное вооружение, отражающее его многоцелевую сущность.

Прежде всего это «Водопад-НК» с двумя ракетно-торпедными ПУ - противолодочный комплекс.

Ракеты комплекса управляются гидроакустическим комплексом ГАК. Имеют два типа боевой части: ракета 84Р/РН - глубинную бомбу с ядерной боеголовкой, 83Р/РН - малогабаритную универсальную торпеду.

Комплекс способен поразить цель на расстоянии 37-50 км.

Комплекс «Удав-1» защищает корабль от торпед и диверсантов противника. Представлен 10-ствольной ракетно-бомбовой установкой, имеющей устройство для автоматического заряжания и разряжения.

Наведение на цель выполняет ГАК. Цель нейтрализуется на дальности 3 км и глубине до 600 м снарядами 111СО, 111СЗ, 111СГ.

ПУ ЗРК «Кинжал», представляет многоканальный автономный комплекс. Способен защитить корабль от массированной атаки с воздуха. Восхищает его универсальность поражения любых воздушных целей, начиная с самолетов и заканчивая управляемыми и неуправляемыми бомбами.

В «Кинжале» используется многофункциональная РЛС ЗРК С-300Ф. При этом целеуказание принимается комплексом от любой РЛС корабля. Он способен поражать до четырех целей в секторе 60 градусов.

БПК «Адмирал Чабаненко» оснащен зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Кортик». Комплекс защищает корабль от высокоточного оружия и авиации. Возможно его использование для поражения малоразмерных целей на море и суше.

Комплекс полностью автоматизирован. Радиус его действия зависит от вида цели и применяемого вооружения и составляет 4-8 км.

Радиоэлектронное вооружение корабля

Современные противолодочные корабли России слепы и глухи без радиоэлектронного вооружения.

Под этим понятием скрываются различные системы, обеспечивающие навигацию, обнаружение и наведение на цель ракет, предупреждение о лазерном облучении и пр.

Например, боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Лесоруб-55» служит для выработки в автоматическом режиме рекомендаций экипажу по наиболее эффективному использованию возможностей корабля и его вооружения.

Радиолокационная станция «Фрегат-МА» контролирует воздушное и надводное пространство вокруг БПК. Обнаружив цели, выдает команду огневым средствам на отражение атаки противника. Эффективно работает даже при интенсивном радиопротиводействии.

Также корабль оснащен системой контроля «Корвет», гирокомпасными системами «Курс-10А-1» и «Курс-10А-2».

Комплекс связи «Кристалл» и станция космической связи «Прицел-А» обеспечивают связь в любых условиях. Станция «Прицел-А» позволяла иметь устойчивую связь с любой точкой мира.

Служба на Северном флоте ВМФ России

С момента приемки и по сегодняшний день БПК «Адмирал Чабаненко» охраняет северные морские рубежи России в составе Северного флота под номером 650.

За время службы «Адмирал Чабаненко» показывал на учениях высокую выучку экипажа. Учения проходили не только в составе корабельных соединений России, но и с иностранными кораблями (например, учения «ВЕНРУС-2008).

Неоднократно бывал в зарубежных портах в рамках визита вежливости.

Снова на длительном «приколе»

В настоящее время «Адмирал Чабаненко» проходит ремонт на судоремонтном заводе № 35.

К сожалению, ремонтные работы напоминают времена прохождения кораблем госиспытаний: судостроители называют трехлетний срок выполнения ремонта. То есть в лучшем случае корабль будет снова в строю не ранее 2017 года.

Советский Военно-морской флот в середине 80-х годов имел мощнейшую группировку военных кораблей среднего класса, способных выполнять различные боевые задачи в любой точке мирового океана. Большие противолодочные корабли и сторожевики, сходившие со стапелей советских судостроительных заводов, имели довольно крупное водоизмещение, мощное и развитое вооружение. Несмотря на то, что в классификации ВМФ СССР такие корабли относились к БПК и СКР, на Западе их сразу отнесли к классу фрегатов, универсальных боевых судов. Особое место в этом списке занимают БПК проекта 1155 типа «Удалой», входившие в состав ВМФ СССР и продолжающие сегодня оставаться в составе отечественного флота.

Спущенные на воду в конце 80-х годов корабль типа «Удалой» «Адмирал Виноградов» и фрегат «Маршал Шапошников» входят в состав отряда боевых кораблей ТОВ. Сегодня, спустя почти 30 лет, корабли этого типа не утратили своего боевого значения.

Переквалифицированные в класс фрегатов, восемь кораблей типа «Удалой» остаются в составе Северного и Тихоокеанского флота. Корабль типа проекта 1155 «Адмирал Пантелеев» является последним 12 кораблем в серии. Предстоящая модернизация кораблей позволит существенно продлить срок их службы, превратив в полноценные боевые единицы современного российского ВМФ. Развитием первого советского фрегата стал корабль проекта 1155.1 «Адмирал Чабаненко», спущенный на воду уже после развала Союза и вошедший в 1992 году состав Российского ВМФ.

После спуска на воду первого корабля, последующее строительство оставшихся 3-х судов серии было прекращено. БПК «Адмирал Чабаненко» уже был причислен в классификации НАТО к классу эсминцев.

История рождения БПК проекта 1155

Советский Союз, начиная с середины 60-х годов, активно стал вводить в строй боевые суда сразу двух классов, Большие Противолодочные Корабли и Сторожевые Корабли. Построенные на советских верфях корабли являлись универсальными судами и по своим тактико-техническим характеристикам не имели аналогов в иностранных флотах. Однако время не стоит на месте и оперативно-тактическая обстановка на море потребовала создания нового, более совершенного корабля. Последующим развитием класса БПК и СКР в военно-морском флоте стал проект 1155.

Получив техническое задание от Высшего военно-морского руководства страны, конструкторы Северного ПКБ при разработке проектной документации не стали изобретать велосипед. Было принято «соломоново решение» использовать все самое лучшее от предыдущих проектов, сторожевиков типа «Буревестник» и БПК проекта 1134А типа «Беркут». Оба типа судов доказали на практике свою эффективность, обладая хорошими мореходными качествами и широкими боевыми возможностями.

Толчком к созданию нового проекта послужил ввод в строй американского флота новых подводных лодок, способных скрытно действовать на морских коммуникациях и вблизи баз и мест дислокации ВМФ СССР. Новый корабль должен был иметь лучшее зрение и увеличенную автономность плавания. К тому же, остро встал вопрос об оснащении боевого судна эффективной защитой от противокорабельных ракет. Боевые действия у Фолклендских островов летом 1982 года между Великобританией и Аргентиной наглядно показали недостаточность обороны соединений боевых кораблей от ударов с воздуха.

На заметку: Прекрасным примером слабости боевых судов перед лицом угрозы ракетного удара стало потопление британского эсминца «Шеффилд» во время боевых действий у Фолклендских (Мальвинских) островов. Вполне современный корабль Флота Ее Величества эсминец УРО «Шеффилд» сгорел от попадания ракеты «Эксозет», выпущенной с аргентинского бомбардировщика.

Помимо нового радиоэлектронного оборудования и системы ПВО, новый корабль должен был иметь большую дальность плавания. Оперативные задачи, вставшие перед советским флотом, требовали ведения борьбы с подлодками и кораблями вероятного противника на значительном удалении о баз флота.

Результатом долгой и плодотворной работы ленинградских конструкторов стало появление БПК проекта 1155 с шифром «Удалой». В классификации НАТО новый советский корабль еще на стадии разработки получил индекс «Udaloy» и был причислен к классу фрегатов. Корабли улучшенного проекта 1155.1 «Адмирал Чабаненко» получили индекс «Udaloy II».

Что представлял собой новый корабль проекта 1155 типа «Фрегат»

Создавая новый корабль, конструкторы получили указание сделать так, чтобы корабли пошли в серию на производственных мощностях советских судостроительных заводов без задержек и проволочек. В связи с этим многие узлы и агрегаты нового БПК были аналогичны по своим параметрам деталям и узлам предыдущего проекта 1134А. Водоизмещение корабля также находилось в допустимых параметрах — 4200 тонн.

Единственное, что пришлось менять – это существенно увеличить первоначальные размеры корабля. Для установки нового гидроакустической станции требовался корпус большей длины. Во всем остальном новый БПК проекта 1155 сильно напоминал большие противолодочные корабли типа «Беркут». Боевое оснащение было усилено противолодочным вертолетом и системами противолодочного вооружения. Изюминкой проекта стали обновленные РЛС и гидроакустический комплекс. Было решено создать судно большего водоизмещения, не оглядываясь на производственные возможности судоверфи завода «Янтарь».

На кораблях проекта значительно усилена система ПВО , которая вместо традиционного зенитно-ракетного комплекса «Оса» оснащалась совершенными ЗРК «Кинжал». Количество 30-мм зенитных автоматов было увеличено до четырех штук. Начиная с 8-го по счету серийного судна большого противолодочного корабля проекта 1155 «Североморск», бывший «Симферополь», на всех последующих серийных суда ставили использовать в конструкции новые материалы. Это позволило существенно продлить срок эксплуатации судов.

На заметку: На последней стадии разработки проекта, было принято ряд радикальных решений. На фрегатах проекта 1155 должно было базироваться два вертолета. Корабль дополнительно оснащался еще одним из комплексов радиолокационного слежения. Требовалось значительно повысить другие тактико-технические характеристики боевых судов. Окончательный вид проект принял в 1976 году. Это был уже корабль водоизмещением 7000 тонн. Двигательная установка, обладала мощностью 62000 л.с., с возможностью увеличения до 80 тыс. л.с. Соответственно у корабля должна была увеличиться максимальная скорость хода, до 29 узлов. Основным отличием двигательной установки нового типа является возможность быстро переходить на формированный режим работы.

В итоге получилось боевое судно, схожее по основным ТТХ с БПК типа «Беркут» только на совершенно другом качественно уровне. Сильно поменялся и облик корабля. Новая РЛС значительно уменьшила площадь надстроек. На корме фрегата значительное место отводилось вертолетному ангару. Большее водоизмещение позволило установить на «Удалой» уже две артиллерийские системы АК-100 и АК-630.

Местом закладки и постройки головного судна проекта фрегата «Удалой» стал Калининградский судостроительный завод «Янтарь». Строили судно почти три года. В 1980 году головной корабль был спущен на воду и уже с января 1981 числился в составе Северного флота. Практически одновременно с головным кораблем на верфях ССЗ им. Жданова был заложен первый серийный корабль Большой Противолодочный Корабль проекта 1155 «Вице — адмирал Кулаков». В отличие от прототипа, первенец серии строился значительно дольше. Уже в процессе эксплуатации головного корабля конструкторы по ходу строительства серийного образца вносили коррективы и изменения в проектную документацию. Строительство велось интенсивными темпами вплоть до спуска на воду последнего серийного корабля этого проекта «Адмирал Пантелеев». За ним последовала закладка и спуск на воду практически другого судна, фрегата «Адмирал Чабаненко».

Было решено использовать для строительства не только мощности Калининградского ССЗ «Янтарь», но и подключить к серийному строительству фрегатов верфи судостроительного завода им. Жданова в Ленинграде. На ленинградской верфи были построены четыре единицы этого проекта. После спуска на воду 12-го по счету серийного корабля проекта 1155 « Адмирал Пантелеев», финальной точкой в истории кораблей этого класса стало появление в составе российского флота улучшенной версии фрегатов типа «Удалой, корабля проекта 1155.1. На судне установили более мощный противокорабельный комплекс «Москит» и новейший на тот момент Противолодочный комплекс «Водопад». Большой Противолодочный Корабль проекта 1155.1 «Адмирал Чабаненко» оказался единственным, спущенным на воду кораблей улучшенной версии. Незавершенное строительство фрегатов типа «Удалой II» стало лебединой песней в эпопее со строительством для отечественного флота кораблей класса фрегат. Уже последний серийный корабль проекта 1155 «Адмирал Пантелеев» практически являлся кораблем другого класса, больше схожим по боевым характеристикам с эсминцами.

Боевая служба кораблей проекта 1155 в составе ВМФ России

На сегодняшний день первые советские фрегаты составляют основу боевых соединений Северного и Тихоокеанского флота. В строю Северного флота находится и самый первый серийный корабль проекта 1155, модернизированный фрегат «Вице-адмирал Кулаков».

В современном российском флоте корабли этого проекта взяли на себя выполнение функций эсминцев. В связи с отсутствием в составе флота эсминцев в середине 90-х годов было принято подвергнуть наиболее сохранившиеся суда кардинальной модернизации. Результатом вносимых усовершенствований стало появление практически новых кораблей, больше похожих по боевому потенциалу на эсминцы. Соответственно изменились и боевые задачи, которые выполняли обновленные корабли. Благодаря тому, что в составе флота находится довольно большое количество судов этого типа, принято решение проводить плановые ремонты и модернизацию фрегатов. Так пока фрегат «Маршал Шапошников» находился на ремонте, его собрат корабль проекта 1155 «Адмирал Пантелеев» участвовал в боевых учениях на Тихом океане, нес продолжительную службу в составе соединения российского флота в Средиземном море. Отличительной чертой боевой службы кораблей этого класса является их интенсивная эксплуатация. Из всего корабельного состава Северного и Тихоокеанского флота именно эти боевые суда осуществляют самый большой объем работы. Корабли Северного флота в новом тысячелетии активно включились в борьбу с пиратством. Большой противолодочный корабль проекта 1155 «Североморск» длительное время осуществлял патрулирование судов у берегов Восточной Африки. Его собрат фрегат «Адмирал Харламов» неоднократно участвовал в боевых походах, наглядно демонстрируя военное присутствие ВМФ России на океанских просторах.

Главный штаб ВМФ СССР пронизывали скользкие щупальца ужаса: главкому везде мерещился атомный авианосец «Энтерпрайз», офицеры в панике выбрасывались из окон с криками «Авианосцы идут»! Щелкнул пистолетный выстрел – в своем кабинете застрелился замнач Главного штаба, из США поступают данные о закладке новых авианосцев типа «Нимиц»…


Если верить «журналистским расследованиям» последних лет, то Военно-морской флот СССР только и занимался тем, что гонялся за американскими авианосными группировками, для чего пачками строил «убийц авианосцев» - специальные надводные и подводные корабли, предназначенные для уничтожения «Энтерпрайзев», «Нимицев», «Китти Хоуков» и прочих плавучих аэродромов «вероятного противника».

Что и говорить, ударный авианосец «Энтерпрайз» - цель знатная. Крупная, с огромным боевым потенциалом. Но уж очень уязвимая – для «выхода из игры» авианосцу порой достаточно одной неразорвавшейся ракеты калибра 127 мм. Но что будет, если на полетную палубу «Энтерпрайза» обрушится огненный шквал из полсотни снарядов калибров 100 и 152 мм? – идущий в прямой видимости советский крейсер неустанно держит авианосец на прицеле. Постоянное слежение за «вероятным противником» непременный атрибут мирного времени. И уже не имеет значения, что боевой радиус палубных «Фантомов» в десятки раз больше, чем дальность стрельбы пушек старого крейсера - в случае начала войны первый ход будет за артиллеристами.

Веселый крейсер пр. 68-бис - это только разминка. В рукаве у советских главкомов спрятаны настоящие козыри – атомные подлодки проектов 949 и 949А, ракетоносцы Ту-22М, космические системы разведки и противокорабельные ракеты сверхбольшой дальности. Есть проблема – есть решение.

Но были у советского флота и Настоящие Проблемы. Ведь неслучайно большая часть надводных сил ВМФ СССР классифицировались, как «Большие противолодочные корабли». Советское руководство отлично понимало, от кого исходит главная угроза – один «Джордж Вашингтон» с БРПЛ «Полярис» мог нанести больше вреда, чем тысяча авианосцев «Энтерпрайз».
Совершенно верно, уважаемый читатель, - ВМФ СССР был ориентирован в первую очередь на поиск и борьбу с атомными подлодками противника. Особенно с «убийцами городов», несшими баллистические ракеты большой дальности. Океанскую поверхность непрерывно сканировали противолодочные самолеты Ил-38 и Ту-142, в толще воды рыскали подводные киллеры пр. 705 и 671, а на противолодочных рубежах дежурили легендарные БПК – советские крейсера и эсминцы, ориентированные на выполнение противолодочных задач.

Поющие фрегаты

Большие противолодочные корабли проекта 61. Полное водоизмещение 4300 тонн. Экипаж 270 человек. Полный ход 35 узлов. Дальность плавания 3500 миль на 18 узлах.
Вооружение:
- 2 пусковые установки ЗРК М-1 «Волна» (боекомплект 32 зенитные ракеты);

- 2 реактивные бомбометные установки РБУ-6000 (192 глубинные бомбы);
- 2 реактивные бомбометные установки РБУ-1000 (48 глубинных бомб);
- пятитрубный торпедный аппарат калибра 533 мм;
- вертолетная площадка, хранилище авиатоплива (5 тонн), погреб для авиационных торпед и снаряжения.


Серия из двадцати* советских сторожевых кораблей начала 60-х годов, позднее отнесенных к классу БПК. Первые в мире боевые корабли с газотурбинной силовой установкой, предназначенной для всех режимов хода.
Проект 61 стал важным этапом в отечественном кораблестроении – впервые создавался корабль с алюминиевым корпусом и ГТУ. Два зенитных ракетных комплекса, универсальная артиллерия, реактивные глубинные бомбы и глубоководные торпеды – маленький славный корабль мог применять свое даже в шторм: острые «курносые» обводы корпуса позволяли БПК легко идти против любой волны.
*еще 5 кораблей этого типа были впоследствии построены для ВМС Индии

Были и недостатки: моряки жаловались на высокую шумность в кубриках – мощный рев газовых турбин проникал в каждое помещение, делая службу на БПК пр. 61 довольно малоприятным событием. Но гораздо более серьезным был вопрос с живучесть корабля – опасения подтвердились в 1974 году, когда на рейде Севастополя погиб БПК «Отважный» - после взрыва ракетного погреба огонь быстро распространился по кораблю, круша на своем пути хлипкие переборки из алюминиево-магниевого сплава АМГ.
Впрочем, некоторые обстоятельства позволяют не согласиться с утверждением о низкой живучести «поющих фрегатов» - в кормовом погребе «Отважного» сдетонировало 480 кг взрывчатки и шесть тонн пороха, но маленький корабль продолжал бороться с огнем в течение 5 часов.

До сих пор в составе Черноморского флота ВМФ России числится один корабль этого типа.


БПК "Сметливый" в Средиземном море. На заднем плане - Иджис-эсминец ВМС США "Мэхэн"

Большие противолодочные корабли проекта 1134А (шифр «Беркут-А»)

Полное водоизмещение 7500 тонн. Экипаж 380 человек. Полный ход 33 узла. Дальность плавания 5500 миль на 18 узлах.
Вооружение:

- 2 пусковые установки ЗРК М-11 «Шторм» (боезапас 48 ракет);
- 2 универсальные автоматические артсистемы АК-725 калибра 57 мм;

- 2 РБУ-6000 (192 глубинные бомбы);




Серия из десяти БПК, построенных в период 1966 по 1977 гг. для ВМФ СССР. Просто хорошие корабли, без каких либо особых изысков. Обеспечивали советское военно-морское присутствие в Мировом океане, регулярно несли службу в Атлантике, в Индийском и Тихом океанах. Оказывали военно-политическую поддержку «дружественным» режимам, патрулировали в зонах военных конфликтов, выводили на боевые позиции подводные стратегические ракетоносцы ВМФ СССР, обеспечивали боевую подготовку флота, принимали участие в стрельбах и военно-морских учениях. Словом, делали все то, что должен был делать военный корабль в годы Холодной войны.

Противолодочные крейсера проекта 1123 (шифр «Кондор»)

Полное водоизмещение 15 000 тонн. Экипаж 700 человек. Полный ход 28 узлов. Дальность плавания 6000 миль на 18 узлах.
Вооружение:
- авиагруппа из 14 вертолетов: противолодочные Ка-25ПЛ, вертолеты дальнего радиолокацинного обнаружения и целеуказания Ка-25ЦУ, поисково-спасательные машины Ка-25ПС.
- 4 вертолетные площадки, подпалубный ангар, малый ангар в кормовой части надстройки, два вертолетных подъемника;
- противолодочный ракетный комплекс «Вихрь» (1 ПУ, 8 спецбоеприпасов с ЯБЧ);
- 2 пусковые установки ЗРК М-11 «Шторм» (96 ракет);

- 2 универсальные автоматические системы АК-725 калибра 57 мм.
- изначально на корабле имелось торпедное оружие и 30 мм скорострельные зенитки АК-230 (были сняты в ходе модернизации).


Противолодочные крейсера «Москва» и «Ленинград» стали первыми авианосцами (вертолетоносцами) Военно-морского флота СССР. Поводом для появления этих крупных кораблей стал выход на боевое дежурство американских стратегических ракетоносцев типа «Джордж Вашингтон» - 16 баллистических ракет «Полярис А-1» с дальностью полета 2200 км изрядно напугали руководство СССР.
В результате появился «гибрид» с мощным ракетным вооружением, вся кормовая часть которого представляла собой взлетно-посадочную полосу с протяженным подпалубным ангаром. Для обнаружения вражеских подлодок, кроме 14 вертолетов Ка-25 на борту имелся подкилевой гидролокатор «Орион» и буксируемая гидроакустическая станция «Вега».

Проект 1123 не является БПК, но исходя из назначения противолодочного крейсера и его вооружения, он имеет право занимать место среди таких же как он «больших противолодочных кораблей» - чрезвычайно размытого определения, охватывающего различные по размерам и характеристикам корабли ВМФ СССР.

Главный недостаток «Москвы» и «Ленинграда» выяснился уже в ходе первых боевых служб на противолодочных рубежах. Всего 4 вертолетные площадки (пространство полетной палубы, где могут проводиться взлетно-посадочные операции) и 14 вертолетов оказалось слишком мало, чтобы обеспечить круглосуточный противолодочный патруль над заданным районом океана. Кроме того, ко времени вступления в строй головного крейсера-вертолетоносца «Москва» на вооружение ВМС США поступила новая баллистическая ракета «Полярис А-3» с дальностью стрельбы 4600 км – район боевого патрулирования «Вашингтонов» и «Этен Алленов» расширился, что сделало противодействие стратегическим ракетоносцам еще более сложной задачей.


Противолодочные крейсера прослужили почти тридцать лет в составе ВМФ СССР, совершили многочисленные визиты в порты дружественных государств… Куба, Ангола, Югославия, Йемен. Противолодочный крейсер «Ленинград» был флагманом отряда кораблей ВМФ СССР в ходе разминирования Суэцкого канала (1974 год).
Оба крейсера входили в состав Черноморского флота. «Ленинград» после двух капитальных ремонтов закончил службу в 1991 году, а «Москва» был выведен в резерв в 1983 г., а списан – в 1997 г.

Сторожевые корабли проекта 1135 (шифр «Буревестник»)

Полное водоизмещение 3200 тонн. Экипаж 190 человек. Полный ход 32 узла. Дальность плавания 4000 миль на 14 узлах.
Вооружение:
- «пакетная» ПУ противолодочного комплекса «Метель» (4 ракетоторпеды);
- 2 пусковые установки ЗРК «Оса-М» малой дальности (боекомплект 40 ракет);
- 2 автоматизированные артустановки АК-726 калибра 76 мм;
- 2 РБУ-6000 (96 глубинных бомб);
- восемь торпед калибра 533 мм;
- морские мины – до 20 шт. на верхней палубе.


Серия из 32 сторожевых кораблей (до 1977 года классифицировались как БПК II ранга) для решения широкого круга задач по обеспечению противолодочной и противовоздушной обороны соединений кораблей в открытых морских районах и литоральной зоне, проводке конвоев в районах локальных вооружённых конфликтов и охране территориальных вод.
Проект 1135 отличался от предшественников не только изящным обликом, но и солидным вооружением, новейшими средствами обнаружения подлодок противника, высоким уровнем автоматизации – «Буревестники» вывели противолодочную оборону на качественно новый уровень. Удачная конструкция обеспечила им долгую активную службу на всех флотах Военно-морских сил СССР, а два из них до сих пор остаются в составе ВМФ России.


СКР "Буревестник" и USS Yorktown (CG-48)


Объективно, из-за слабости ПВО и отсутствия вертолета, «Буревестник» проигрывал по возможностям своим знаменитым ровесникам – американским фрегатам «Нокс» и «Оливер Х. Перри». Но обстоятельства сложились таким образом, что ВМС США помнят «Буревестник» гораздо лучше своих «Ноксов» и «Перри» - в 1988 году сторожевой корабль «Беззаветный» в грубой форме вытеснил ракетный крейсер «Йорктаун» из советских территориальных вод. Сторожевик сломал американскому кораблю разъездной катер и пусковую установку ПКР «Гарпун», разорвал обшивку в районе надстройки, деформировал вертолетную площадку и снес все леерное ограждение по левому борту.

Большие противолодочные корабли проекта 1134-Б (шифр «Беркут-Б»)

Полное водоизмещение 8500 тонн. Экипаж 430 человек. Полный ход 32 узла. Дальность плавания 7000 миль на 18 узлах.
Вооружение:
- 8 ПУ противолодочного ракетного комплекса «Метель»;
- 2 пусковые установки ЗРК М-11 «Шторм» (боекомплект 80 ракет);
- 2 пусковые установки ЗРК «Оса-М» малой дальности (боекомплект 40 ракет)
- 2 универсальные автоматические артсистемы АК-726 калибра 76 мм;
- 2 батареи шестиствольных зенитных автоматов АК-630;
- 2 РБУ-6000 (144 глубинные бомбы);
- 2 РБУ-1000 (48 глубинных бомб);
- 2х5 торпедных аппарата калибра 533 мм;
- противолодочный вертолет Ка-25ПЛ, палубный ангар.


Созвездие из семи больших противолодочных кораблей ВМФ СССР. Крупные океанские БПК с потрясающим боевым потенциалом - противолодочные ракетоторпеды, четыре зенитных ракетных комплекса, универсальная и скорострельная артиллерия, глубинные бомбы и противолодочный вертолет. Выдающаяся мореходность, дальность плавания 6500 миль – достаточно на переход от Мурманска до Нью-Йорка и обратно. «Букари» (как ласково звали на флоте 1134-Б) действительно являлись лучшими БПК в составе советского военно-морского флота, наиболее сбалансированными по характеристикам и наиболее полно отвечающими задачам ВМФ.

Большинство БПК пр. 1134-Б несло службу на Тихом океане. Сведенные в несколько противолодочных групп, «Букари» непрерывно «прочесывали» Филиппинское море, где находился район боевого патрулирования американских стратегических подлодок, готовившихся нанести ракетный удар по Дальнему Востоку и Сибири.


Имелись большие планы по модернизации БПК пр. 1134-Б – модернизационный потенциал кораблей позволял смонтировать на их борту новый противолодочный ракетный комплекс «Раструб-Б» и даже зенитный комплекс С-300 большого радиуса действия! В порядке эксперимента один из БПК этого типа - «Азов» получил вместо кормового ЗРК «Шторм» две подпалубные пусковые установки и систему управления огнем ЗРК С-300Ф – получилось отлично. В перспективе, корабельный состав ВМФ СССР могли пополнить уникальные БПК, чьи зарубежные аналоги появились бы лишь спустя 10 лет. Но, увы…

Большие противолодочные корабли проекта 1155 (шифр «Удалой»)

Полное водоизмещение 7500 тонн. Экипаж 220 человек. Полный ход 29 узлов. Дальность плавания 5000 миль на 14 узлах.
Вооружение:

8 ПУ противолодочного ракетного комплекса «Раструб-Б»;
- 8 подпалубных ПУ барабанного типа ЗРК самообороны «Кинжал» (боекомплект 64 ракеты);
- 2 автоматизированных артиллерийских орудия калибра 100 мм;
- 2 батареи шестиствольных зенитных автоматов АК-630;
- 2 РБУ-6000 (96 глубинных бомб)
- 2х4 торпедных аппарата калибра 533 мм
- 2 вертолета Ка-27ПЛ, 2 ангара.


«Удалой» был ошибкой руководства ВМФ СССР.
Нет, с первого взгляда БПК пр. 1155 настоящий шедевр кораблестроения, оснащенный 700-тонным гидроакустическим комплексом «Полином», многоканальным ЗРК «Кинжал» для отражения массированных атак противокорабельных ракет, двумя вертолетами и целым набором морского оружия – от универсальной артиллерии до самонаводящихся торпед.
«Удалой» стал бы несомненным шедевром…если бы не было его предшественника – 1134-Б. По сравнению с «Букарем», БПК пр. 1155 оказался шагом назад.

Из-за 30-метрового обтекателя ГАС «Полином» серьезно пострадали ходовые качества и мореходность нового корабля - комплекс оказался слишком тяжел для скромного БПК. Конечно, «Полином» давал большие возможности в плане обнаружения АПЛ противника, которых он засекал на дальности до 25 миль, что в какой-то степени компенсировало ухудшение мореходных качеств «Удалого». Но гораздо более серьезным недостатком стало полное отсутствие ЗРК средней или большой дальности – «Кинжал» имел дальность стрельбы всего 6,5 миль и мог бороться лишь с противокорабельными ракетами, но не с их носителями.


В остальном БПК пр. 1155 был замечательным кораблем с благородной линией полубака и мощным противолодочным вооружением. Всего до распада СССР флот успел получить 12 больших противолодочных кораблей этого типа.
В 90-е годы был построен всего один БПК по измененному проекту 11551 – единственный представитель этого проекта «Адмирал Чабаненко» сохранил все достоинства пр. 1155, но дополнительно получил артиллерийскую систему АК-130, зенитные комплексы «Кортик» и противокорабельные ракеты «Москит».

Заключение

Вышеперечисленные 90 больших противолодочных кораблей и противолодочных крейсеров – лишь «вершина айсберга» системы противолодочной обороны ВМФ СССР. Имелась целая система базовой патрульной авиации с сотнями противолодочных самолетов и вертолетов. Просторы океана бороздили обычные траулеры с необычными тралами – замаскированные противолодочные патрули с тянущейся за кормой многокилометровой низкочастнотной антенной (попробуй докажи, что это не трал!) потрепали немало нервов американским морякам.

Разрабатывались фантастические проекты, такие как атомный БПК проекта 1199 «Анчар». Более того, все четыре тяжелых авианесущих крейсера проекта 1143 несли на своих палубах эскадрилью противолодочных вертолетов и имели на борту солидный комплекс противолодочного оружия (грандиозный ГАК «Полином» и противолодочные ракеты «Вихрь» с ядерными боевыми частями). Так что, вопреки известному мифу, во время прохода через Босфор, советские моряки ничуть не обманывали турецких представителей, называя свои авианесущие крейсера противолодочными кораблями.

К слову, Военно-морские силы США развивались по точно такому же сценарию – американцы до смерти боялись советских подлодок, оттого планировали корабельный состав своего флота из расчета «один фрегат на одну русскую лодку». Всемирная гидроакустическая система SOSUS для слежения за подводными лодками, программы FRAMM по превращению сотен устаревших эсминцев в противолодочные корабли, огромные серии противолодочных фрегатов «Нокс» и «Оливер Х. Перри», уникальные эсминцы типа «Спрюэнс» с гипертрофированным противолодочным вооружением, но без систем зональной ПВО – просто американские «близнецы» БПК пр. 1155 «Удалой».

Остается добавить, что идея «большого противолодочного корабля» умерла с появлением межконтинентальных баллистических ракет морского базирования с дальностью полета 10 000 км. Отныне стратегические ракетоносцы могли запускать ракеты из территориальных вод своего государства.