Управляемые корабли. Управление кораблем

В Sea of Thieves без коробя никуда и поэтому сегодня в нашем гайде по прохождению игры, мы расскажем несколько секретов о том, как управлять кораблём, как его починить и как использовать пушки. С нашим руководством по прохождению Sea of Thieves вы станете настоящим повелителем морей.

В игре Sea of Thieves приключения, наследие и даже ваша верная команда – всё вертится вокруг вашего корабля. Ведь именно на нём вы выходите в море в поисках сокровищ, битв с другими игроками и так далее. И, если вы не будете осторожны, то ваш корабль может оказаться в один прекрасный момент на дне морском.

Полка у нас ещё мало деталей об этом, но разработчики сказали, что мы сможем продавать сокровища за деньги и на эти деньги улучшать наш корабль: устанавливать на него другие пушки, паруса и так далее.

Как управлять кораблём

Управлять кораблём – не простое занятие, вам понадобиться команда, которая должна будет стать единым целым, чтобы выйти в море.

Шаг первый: определитесь с направлением

Часто вам придётся задавать курс корабля ещё о того, как вы выйдите в море. Вам нужно будет изучить карту сокровищ или решить загадку для того, чтобы получить первый ключ. Изучите их внимательно, а затем идите в каюту капитана и ищите нужный вам остров на карте. Эта карта укажет вам направление, и у вас должен быть человек, который будет постоянно следить за курсом корабля и сообщать об отклонении от этого курса.

Шаг второй: поднимите якорь

Корабль никуда не поплывёт, если якорь не поднят. Вам нужен, по крайней мере, один человек, который будет отвечать за это. Н, чем больше людей поднимают якорь, тем быстрее пойдёт дело.

Шаг третий: встаньте у штурвала и поднимите паруса

Ещё один член команды должен встать у штурвала. Возле штурвала есть компас, рулевой должен будет узнавать курс корабля у того человека, который замается картами. Но ни рулевой, ни картограф не видят того, что происходит впереди. Поэтому нужен ещё один человек, который будет сидеть либо на смотровой мачте, либо на носу корабля, чтобы предупреждать членов своей команды об опасности.
Когда вы отправитесь в плавание, другие члены команды должны находиться рядом с канатами, чтобы вовремя развернуть или свернуть паруса. Ветер наполнит ваши паруса силой, и вы сможете быстро плыть навстречу приключениям. Но, если ветер дует не в ту сторону, или же вы попали в шторм, лучше убрать паруса и дождаться подходящего момента, чтобы снова развернуть их.

Как чинить корабль

Если вы вступили в битву или натолкнулись на риф, вам нужно быстро починить корабль, иначе ваш корабль окажется на морском дне.

Первое, что вам нужно сделать – это найти пробоину, через которую начнёт затекать вода. Обычно эта пробоина находится в трюме корабля. Чем больше пробоин, тем быстрее затекает вода, затапливая нижнюю палубу вашего корабля. В одной из бочек на нижней палубе вы найдёте доски, которыми можете заделать течь, поток воды остановится.

Дальше вы должны достать ведро из своего инвентаря и начать вычерпывать воду. Чем больше людей занимаются этим, тем лучше. Нужно ликвидировать все последствия течи пока это ещё возможно. Сначала зачерпываем воду ведром, затем выливаем её за борт корабля. Повторяем процедуру до тех пор, пока на корабле не останется воды.

Как пользоваться пушками

Чтобы убедиться в том, что ваш корабль надёжно защищён, или быстро сбежать с поля боя, вам нужно познакомиться с пушками. Пушки находятся с обеих сторон кормы корабля, но, чтобы зарядить пушку, вам нужно принести ядро, которое находится в одной из бочек в трюме корабля. Пушками могут пользоваться все члены команды.
И вот у вас в руках ядро, вы можете зарядить им любую свободную пушку. Если в пушке уже есть ядро, вы увидите над ней струйку дыма. После того, как вы зарядили пушку, вы можете начать огонь. Если у полно ядер в инвентаре, вы можете использовать их, чтобы зарядить пушку.

Если вы захотите использовать себя вместо ядра, вам сначала нужно вытащить ядро из пушки, затем встать перед пушкой и дождаться появления значка «забраться внутрь». Прицельтесь и выстрелите из пушки тогда, когда будете готовы совершить этот сумасшедший побег с корабля.

Корабль частично интерактивный а именно:

1. Сходни с двух сторон корабля (веревочные лестницы из воды)
2. Лестница из воды
3. Мачта - по ней можно попасть на марс
4. Марс - гнездо на мачте
5. Паруса - сложить\поднять
6. Якорный шпиль - поставит\снять якорь
7. Фонари - для обзора в ночное время суток
8. Пушки - для ведения огня
9. Абордажные мостки - трап для перехода на корабль соперника во время абордажа
10. Штурвал - для управления кораблем

Взаимодействовать с интерактивной частью корабля может любой игрок, кроме штурвала управления и пушек, для взаимодействия с ними необходимо состоять в группе с владельцем судна

Якорный шпиль активен для всех игроков, независимо находятся они в группе с владельцем судна или нет. То есть любой игрок может залезть на любой корабль и поставить якорь, тем самым обездвижев его. Такая же ситуация с парусами.

Встать у штурвала (то есть управлять кораблем) может любой член группы, а не только владелец судна.

Управление кораблём

После вызова корабля и когда команда поднялась на борт можно начинать плавание (не забывает своих друзей в воде)

Для управления кораблем 1 человек должен встать к штурвалу

Если основной парус не поднят, то на корабле весит штраф к скорости (примерно 50%). Так, что забывать поднимать основной парус нельзя.

Также корабль не сдвинется с места если он стоит на якоре.

Корабль имеет аркадное управление, то есть он может двигаться во все 4 стороны (вперед, назад, влево и вправо). При повороте влево\вправо без движения корабль вращается вокруг своей оси.

В игре нет ветра, и не будет.

При управлении судном необходимо учитывать глубину фарватера (чтобы не сесть на мель). Глубину можно определить по цвету воды (чем темнее тем глубже).

Корабль получает повреждения при столкновении с другим кораблем (количество повреждений пока не известно)

Ведение боевых действий

Вооружение корабля состоит из 8 пушек, по 4 пушки на каждый борт.

Для взаимодействия с пушкой игрок должен кликнуть по ней два раза (только для состоящих в группе с владельцем судна).

Когда игрок занимает место за одним из орудий у персонажа в руке появляется факел (для зажигания запала, выглядит очень реалистично)

При управлении пушкой у игрока появляются 2 скила: 1) выстрел из пушки 2) выйти из режима управления пушкой

Стрельба из пушки осуществляется по принципу "нон-таргет"

Урон одного выстрела равняется примерно 400 ХП корабля, также ядра имеют зону поражения, игрок попавший в эту зону, также получает урон (выстрел должен быть произведен в районе палубы корабля)

У пушек есть время перезарядки, также они имеют ограничения по дальности стрельбы, по углу поворота, а также мертвую зону перед собой

Важно! Для эффективной стрельбы необходимо держать дистанцию с противником

Выстрел из пушки, также, наносит урон строениям (список построек\строений пока не известен)

Ремонт корабля

Ремонт кораблей осуществляется с помощью песочных часов, которые производятся с помощью профессии Алхимия .

  • Малые часы попятного времени нужны для ремонта лодок. Покупаются у торговца.
  • Средние часы попятного времени нужны для ремонта триморанов. Для изготовления нужен уровень алхимии 10 000 и малые часы попятного времени.
  • Большие часы попятного времени треюутся для больших кораблей. Для изготовления нужен уровень алхимии 20 000 и средние часы попятного времени.

Все виды песочных часов имеют одинаковую иконку. Внимательно проверяйте название при покупке с аукциона.

Морской лайней это огромный, четко отлаженный единый механизм, от правильной работы которого зависит комфорт и безопасность пассажиров и своевременное прибытие в порт назначения. Не случайно безопасности на борту уделяется особое место из-за чего проникновение в технические зоны обычным пассажирам запрещено. Но согласитесь, всегда интересно заглянуть туда куда нельзя и хотя бы одним глазком увидеть как это работает. Попробуем немного приоткрыть завесу тайны и посетим святую святых морского парома - капитанский мостик - место откуда управляется плавучий дом. Благодаря компании ST.PETER LINE у нас с вами есть такая возможность на примере парома "Принцесса Анастасия".



2. Судно "Принцесса Анастасия" было построено в 1985 году на верфи "Вяртсиля" (Wärtsilä) в Финляндии по заказу Viking Line. На воду оно было спущено в 1986 году и первоначально имело название "Olimpia", под которым совершало регулярные рейсы по маршруту Хельсинки - Стокгольм. В 1993 году судно было продано, переименовано в "Pride of Bilbao" и отправлено на работу в регион Багам, где и проработало до 2010 года до закрытия компании-владельца. В этом же году судно было куплено паромной компанией ST.PETER LINE и вновь переименовано, теперь в "Princess Anastasia" в честь самой младшей дочери последнего русского императора Николая II - Великой княжны Анастасии.

3. В январе 2011 года "Принцесса Анастасия" была модифицирована и начала курсировать по недельному маршруту, соединившему страны Балтийского моря: Санкт-Петербург - Таллинн - Стокгольм - Санкт-Петербург - Хельсинки - Стокгольм - Таллинн - Санкт-Петербург. На маршруте компании ST.PETER LINE судно ходит по флагом Мальты. Экипаж корабля, как и полагается международному судну, также интернациональный, состоящий из представителей самых разных стран, в числе которых Литва, Эстония, Украина, Финляндия и Россия. Экипаж разделен по сферам деятельности. Кто-то обеспечивает комфорт пассажиров, кто-то отвечает за бесперебойное питание, кто-то следит за исправностью систем и механизмов судна, но самое интересное происходит на капитанском мостике. Так выглядит мозговой центр корабля. Настоящий центр управления полетами. Здесь сразу два ряда приборных панелей. Первый ряд собран из навигационных приборов, а второй содержит органы оправления системами корабля.

4. Чтобы попасть сюда, нужно пройти по нескольким узким служебным коридорам и подняться на несколько уровней вверх на 11-ю палубу - самую верхнюю палубу корабля. Здесь и расположена рубка управления, которая представляет собой очень просторное помещение, вытянутое от борта до борта и остекленное по всему периметру, для достижения максимальной обзорности. Для еще большей видимости, в частности для удобства швартовки, боковые части рубки немного выдаются за границы бортов и словно нависают над ними.

Судно "Принцесса Анастасия" это не просто морской корабль - это морской паром, способный перевезти в 834 каютах около 2500 человек и 580 автомобилей в трюме. Максимальное водоизмещение судна составляет 4 000 тонн и чтобы сдвинуть эту стальную громадину на корабле установлены четыре двигателя общей мощностью 31 000 л.с., разгоняющие судно до 22 узлов (примерно 40 км/ч).

5. Самый лучший вид, разумеется, из рубки. Только отсюда можно увидеть, что находится по курсу корабля. Немного похожий вид открывается из ресторана на шестой палубе, но там обзор заметно меньше.

6. Или вот такой вид на корму судна. Тоже весьма информативно.

7. На территории судна и царь и бог - капитан корабля. Именно он отдает все приказы, именно он контролирует все происходящее в рубке и на судне в целом и именно он несет всю ответственность за судно, его экипаж и пассажиров. Большая ответственность, стоит заметить. Именно поэтому к профессиональным качествам членов экипажа и особенно капитана предъявляются самые высокие требования.

8. Знакомьтесь, капитан парома "Принцесса Анастасия" Ричардас Максимавичус. Родился в 1975 году в Литве в городе Клайпеда. Окончил Клайпедский морской университет, подарившем судоходству множество прекрасных специалистов, и в 1998 году начал морскую карьеру в качестве помощника капитана. Одновременно продолжал обучение, закончил магистратуру и начал преподавательскую и научную деятельность. В настоящее время Ричардас в свои неполные сорок лет является доктором наук и доцентом кафедры судоходства и навигации в своем родном университете. В 2010 году Ричардас Масимавичус принял в Клайпеде судно "Принцесса Анастасия". Кстати, интересный факт "Принцеса Анастасия" имеет лицензию на безлоцманский проход во все порты маршрута: Санкт-Петербург - Хельсинки - Стокгольм - Таллинн. Ричардас лично прошел обучение и имеет соответсвующие сертификаты, отдельно на каждый порт, что позволяет не пользоваться услугами лоцмана и экономить время и средства, при условии ежегодного подтверждения квалификации.

В подчинении капитана Ричардаса Максимавичуса находится вся команда судна, в том числе 40 членов "ходового" экипажа и около 200 человек, занятых обслуживанием пассажиров. Работают все вахтенным медотом. Весь экипаж корабля меняется примерно раз в 16-20 дней.

9. Из практики морского судовождения порт является самой опасной зоной плавания и как раз по этой причине пристуствие капитана на мостике во время маневрирования, швартовки или отшвартовки судна, а также его прохода через узкости вплоть до выхода в прибрежную зону, строго обязательно. Капитан лично руководит всем процессом в эти моменты. В частности, во время швартовки капитан находится в боковом выносе рубки, соответствующего борта и оттуда контролирует процесс подхода к причалу.

10. Для этих операций в обоих частях рубки оборудованы рабочие места, где установлены основные органы управления кораблем.

11. Рубка изобилует различными приборами и органами управления всеми средствами корабля. Некоторые приборы установлены здесь с момента постройки судна и выглядят уже довольно потрепанными, а некоторые являются и вовсе устаревшими, но тем не менее любое суперсовременное навигационное средство не застраховано от поломки или ошибки и наличие старых проверенных альтернатив частенько бывает просто необходимым, а иногда и обязательным. Так например, современные средства спутникового позиционирования GPS, которые своим появлением произвели настоящую революцию в судовождении и которыми оборудовано любое современное судно, в том числе и "Принцесса Анастасия", как и все электронные средства имеют глобальное слабое звено - зависимость от электричества. Конечно, на помощь вышедшим из строя стационарным картплоттерам могут прийти мобильные GPS навигаторы, которые тоже есть на судне, но и они так же не являются стопроцентно надежными. Например, был однажды случай, когда одно судно попало в грозу и получило сильный удар молнии прямо в корпус, из-за чего вышли из строя все электроприборы, даже те, что были выключены. Живым остался только магнитный компас, который никаким образом от электричества не зависит. Но моряки народ обученный. Определив свое местоположение дедовским способом, они по карте благополучно добрались до ближайшего порта для устранения неисправностей.

12.

13. Но прогресс есть прогресс, поэтому GPS-системы в комплексе с электронными картплоттерами, содержащими детальные маштабируемые карты района плавания, являются невероятным подспорьем мореходам. Системы ка правило содержат минимум два приемника GPS, которые позволяют определить положение судна с точностью до сантиметров, что крайне важно при движении в узкостях, особенно в условиях плохой видимости, например, в , которые в северном море случаются довольно часто. Кстати, компасов на судне должно быть тоже минимум два. На всякий случай.

14. Но картплоттеры используются для обсервации - определения места положения судна, а управляющий судном рулевой ведет его по одному компасу в соответствии с заданным курсом. Его рабочее место выглядит довольно лаконично и выдержано в старом традиционном стиле. На современном судне штурвал оставили классическим деревянным. Кстати, канатик, на штурвале отмечает центральное положение руля. Управление при помощи штурвала имеет один существенный недостаток. У него нет никакой обратной связи и рулевой не в состоянии определить в каком именно положении в настоящий момент находится руль. Учитывая чрезвычайную инертность большого судна неверное положение руля может привести к очень печальным последствиям. Например, чтобы повернуть той же "Принцессе Анастасии" требуется довольно продолжительное время. После поворота руля пройдет минута, прежде чем понемногу начнет заносить корму, потом еще минута, после чего начнет поворачивать нос корабля. К счастью, опять таки благодаря GPS, на современных кораблях есть система "автопилот", которая отлично выполняет роль рулевого во время долгих переходов.

15. Для удержания курса рулевой сверятеся не с магнитным компасом, а с его усовершенстваванным аналогом - гирокомпасом. Отличный прибор, но так же имеет слабое место и это снова зависмость от электросети. Причем даже малейший скачок напряжения, даже невидимый глазом, вызывает существенные отклонения показаний. Поэтому рядом с гирокомпасом расположен индикатор напряжения электросети корабля.

16. Еще один пережиток прошлого - переговорное устройство вахтенного. Случись беда и электрогенератор судна выйдет из строя, эта трубка будет единственным средством связи вахтенного с машиным отделением.

17. Еще одно крайне важное рабочее место - место штурмана. Именно здесь строятся все планы на предстоящий поход корабля и отслеживаются все его перемещения. В век цифровых технологий главным рабочим инструментом штурмана по-прежнему остается бумажная карта, где он обязан методом счистления прокладывать курс и постоянно отмечать текущее местоположение корабля. Как правило это производится не реже одного раза в час в прибрежной зоне и не реже одно раза в четыре часа в открытом море. На большом судне штурманов несколько и они несут круглосуточную вахту. Кстати, даже суперсовременные атомные подводные лодки в наши дни все так же ходят по бумажным картам, поскольку система GPS под водой не работает. Чтобы определить свое местоположение методом обсервации подлодке необходимо сначала всплыть, а это значит нарушить режим скрытности и дать себя обнаружить противнику.

18.

19. Большое пространство на приборной панели уделено управлению светом на судне и тревожной сигнализации в технических помещениях. Для наглядности на стендах нанесены изображения палуб корабля с разбиением на отсеки.

20. Точно также выполнен блок управления навигационными и сигнальными огнями корабля. Поскольку в море в ночное время суток любое внешнее освещение полностью отсутствует навигационные огни и их правильное использование является основным средством предупреждения столкновения судов.

21.

22. Поскольку несение вахты занимает несколько часов, в рубке предусмотрены удобные места для того, чтобы несущие вахту члены экипажа могли, не покидая дежурства, немного перекусить или выпить кофе. В конце концов, "Принцесса Анастасия" не военное же судно.

23. И затем, не теряя времени, снова вернуться к своим обязанностям, потому что, не смотря на все средства навигации и радиолокации, самым главным залогом безопасности корабля в море было и есть постоянная бдительность экипажа.

24. И эта бдительность поддерживатеся на мостике 24 часа в сутки. Пока все пассажиры мирно спят в своих каютах, а члены экипажа, связанные с обслуживанием пассажиров отдыхают, на мостике ведется постоянное дежурство нескольких человек, благодаря которым, плавание на паромах является безопасным и комфортным.

Понравилась запись?

Основные вопросы и ответы по Viking conquest.

  • Вопрос: Как управлять кораблями?
    Ответ: Войдите в тактический режим (по умолчанию клавиша backspace) - из него вы можете раздавать приказы команде судна. Стрелки на клавиатуре позволяют выбрать направление движения, enter подымает, либо опускает парус. Клавиши управления кораблем нельзя переназначить. Стоит также обратить внимание на то, что само движение корабля реализовано инертным способом, то есть клавиши не требуется удерживать. Однократное нажатие "вверх" приводит к движению корабля вперед (двойное нажатие значительно повышает скорость), "налево" или "направо" заставляет команду поворачивать в соответствующую сторону. Нажатие противоположной клавиши приведет к отмене выбранного направления движения. Корабль с поднятым парусом плывет значительно быстрее, но только по направлению ветра.
  • Вопрос: Как начать абордаж?
    Ответ: Просто прижмитесь к борту противника и прекратите какое-либо движение - солдаты начнут абордаж сами. В дальнейшем управлять кораблем вы сможете только если на вашем судне не останется противников.
  • Вопрос: Не могу никого нанять в поселениях - что делать?
    Ответ: Для того, чтобы получить возможность нанимать рекрутов, необходимо получить разрешение на это. Делается это либо через взятку старосте, либо спросив разрешение у владельца деревни. В последнем случае персонажу игрока требуется иметь определенное количество известности, а также положительные отношения с фракцией лорда, в противном случае тот откажет. В ходе прохождения сюжетной кампании на первых порах игрок не сможет получить доступ к найму даже дав взятку старосте. Кстати говоря, в "викингах" войска можно нанимать и в городах.
  • Вопрос: Сюжетная миссия не работает, квест не засчитывается - что делать?
    Ответ: Ждать патча, либо начинать игру сначала. К сожалению, шанс исправить подобную проблему самостоятельно крайне мал. На будущее рекомендуется не совершать нестандартных действий (в том числе не вступать в какую-либо фракцию, пока это не потребуется по сюжету) и не слишком долго ждать с выполнением сюжетных миссий.
  • Вопрос: Как стрелять из пращи?
    Ответ: Принцип стрельбы из пращи одновременно схож и с арбалетом и с луком. Сначала нам нужно вложить в пращу снаряд (за исключением первого выстрела, конечно же - вначале боя она уже и так заряжена), а затем нажать и удерживать клавишу для того, чтобы персонаж раскрутил веревку. После отпускания клавиши снаряд должен полететь по направлению к противнику. Аналогичный принцип действия и у фустибала.
  • Вопрос: В ходе боя мой персонаж начинает медленнее бегать и наносить меньше урона - что это?
    Ответ: Так на бой влияет параметр выносливости персонажа, статус которого отображается под полоской персонажа в том случае, если он включен в настройках. В ходе боя персонаж начинает выдыхаться и его выносливость снижается. При низком показателе выносливости персонаж заметно теряет в скорости и наносит меньше урона. Скорость снижения выносливости зависит от экипировке персонажа: щиты и тяжелая броня повышает уставаемость. Выносливость может быть отключена как в начале игры, так и во время нее в настройках, находящихся в режиме лагеря (camp). Аналогично могут быть отключены штрафы к характеристикам от ряда предметов.
  • Вопрос: Где здесь можно продать пленных?
    Ответ: Это можно сделать в соляных шахтах.
  • Вопрос: По квесту получил какое-то убежище - что это такое?
    Ответ: Убежище - это что-то вроде замка, который будет принадлежать игроку вне зависимости от того, в какой фракции тот состоит. Улучшив убежище и наняв для него персонал, также можно выполнять ряд действий, свойственный городам. В то же время, убежище не приносит дохода и в нем нельзя нанимать солдат (зато можно тренировать их в автоматическом режиме). Убежище, кстати говоря, можно построить и самому - из меню лагеря.
  • Вопрос: Наткнулся в таверне на happy widow - что это за женщина такая?
    Ответ: Эта дама способна пообщаться с вашими солдатами и повысить их мораль. Не за бесплатно, конечно же. Думаю, не стоит говорить что именно она делает. Мораль, кстати, можно повышать несколько раз подряд, но не бесконечно: через некоторое время, несмотря на то, что вдова будет продолжать брать деньги, мораль перестанет подыматься. Но если обратиться к другой вдове, то ее действия снова будут давать эффект.
  • Вопрос: Как бить оружием по щиту?
    Ответ: Нажимаем и удерживаем кнопку Q на клавиатуре. Работает только в сетевой игре.
  • Вопрос: В окне персонажа написано, что тот не умеет читать - что делать?
    Ответ: Обучиться чтению в монастыре, либо игнорировать данный факт и далее.
  • Вопрос: Как покупать, продавать или чинить корабли?
    Ответ: В портовом городе необходимо выбрать пункт "See the Sheeps". В открывшемся окне мы можем просматривать корабли на продажу, а также управлять нашим флотом: продавать судна, чинить их и назначать флагман (корабль, на котором начнет бой игрок).
  • Вопрос: Как здесь пересаживаться на корабль и обратно?
    Ответ: Делается это либо через меню портового города, либо через специальные зоны на карте, появляющиеся на берегу, рядом с которым вы проплываете. Ваш флот, кстати говоря, остается на том месте, на котором вы его оставили - не потеряйте его.

На воде редко бывает штиль. Поэтому при движении кораблю приходится испытывать на себе действие различных факторов, которые вызывают его отклонение от нормального положения.

Под действием волнения или других внешних сил плавающий корабль испытывает колебания, или качку . В результате замедляется скорость движения судна. Появляются дополнительные напряжения в корпусе. А при больших амплитудах это может привести к потере остойчивости. Судно может даже затонуть.

Остойчивость корабля

Что происходит с кораблём в момент качки с точки зрения физики?

Предположим, корабль накренился вправо. Центр тяжести самого корабля остался на прежнем месте. А центр давления сместится. Сила веса всегда приложена к центру тяжести корабля, а выталкивающая сила, или сила Архимеда, к центру давления. Эти силы при крене уже не находятся на одной вертикали, а образуют пару сил и момент, который называют восстанавливающим. Они будут стремиться поворачивать корабль так, чтобы эти силы снова оказались на одной вертикальной прямой. То есть, будут стараться выровнять корабль.

Точка пересечения выталкивающей силы с осью корабля называется метацентром. Если она расположена выше центра тяжести, кораблю не страшен даже большой крен. Он находится в устойчивом положении.

А если метацентр находится ниже центра тяжести, корабль неустойчив. Так случается, если судно загружено неправильно. Например, трюм почти пустой, а основная часть груза находится на верхней палубе. В этом случае момент силы тяжести и силы Архимеда будет опрокидывающим. В таком положении малейший крен опасен для судна, так как способен перевернуть его.

Способность судна, которое отклоняется внешними силами от положения равновесия, возвращаться к нему, называется остойчивостью .

Бывают случаи, когда судно вынуждено идти без груза. В этом случае в трюм специально загружают балласт, чтобы повысить его остойчивость.

Различают поперечную и продольную остойчивость. При бортовой качке, когда корабль кренится на правый или левый борт, говорят о поперечной остойчивости. А при килевой качке, когда корабль наклоняется вдоль диаметральной плоскости, речь идёт о продольной остойчивости.

Ходкость корабля

Способность корабля двигаться с заданной скоростью на заданном курсе относительно ветра и волнения моря называют ходкостью . Считается, что большей ходкостью обладает корабль, который разовьёт большую скорость при меньших энергетических затратах.

Скорость движения корабля зависит от сопротивления воды и воздуха, мощности главных судовых двигателей и работы движителей. Основная мощность двигателей расходуется на преодоление сопротивления воды.

Самоходное судно имеет двигатель и движитель.

Двигатели, которые используются на судах, разделяют на главные и вспомогательные. Главный двигатель является основным источником энергии и обеспечивает движение судна. Его мощность приводит в движение движитель , который, в свою очередь, преобразует энергию двигателя в полезную работу по перемещению судна. Например, движителем на корабле является гребной винт.

Вспомогательные двигатели приводят в действие электрогенераторы, электронасосы, вентиляторы и др.

В разное время корабли приводились в движение разными типами двигателей. На пароходах это была паровая машина, которая вращала винт или колёса. Позже её заменил дизельный двигатель. Он вырабатывал электроэнергию, которая запускала электродвигатель. А тот уже вращал вал винта.

Кстати, движитель может использовать не только мощность главного двигателя. Так, на парусных судах движителем являются паруса. Они преобразует энергию ветра в энергию движения. Движителем на лодке являются вёсла, преобразующие мускульную силу человека в энергию движения.

Движение теплохода обеспечивает дизельный двигатель внутреннего сгорания, а турбохода – паровая или газовая турбина. На атомоходах винт приводит в движение ядерная силовая установка.

На современном корабле все машины и механизмы размещены в машинном отделении. Здесь же происходит и управление ими.

Управление кораблём

Курс судна изменяют с помощью руля. На самом деле это довольно сложное устройство, чаще всего расположенное в корме судна. Руль корабля изменяет направление движения воды вокруг него. Вода давит на руль с определённой силой. И эта сила заставляет корабль поворачиваться вокруг своего центра тяжести. В стоячей воде судно не слушается руля, но чем больше скорость судна, тем лучше оно управляется.

На старых судах руль изменял своё положение с помощью штурвала. И в наше время на некоторых судах штурвал сохранился. Но чаще всего на современном судне рулём управляют из рулевой рубки, которая входит в ходовую рубку. В ходовой рубке находятся средства навигации, а также спидометры, барометры и др.

Безопасность корабля во время движения обеспечивают локационные станции, позволяющие избежать столкновений с рифами и скалами. Судовая сигнализация с помощью световых и звуковых сигналов предупреждает о наступлении предаварийного состояния, если какой-то из параметров отклоняется от нормы. В случае аварийной ситуации включается аварийная сигнализация.