Слайды на тему боевая подготовка нато. Нато, продвижение на восток

Cлайд 1

Институт экономики, управления и права (г. Казань) Экономический факультет Презентация по дисциплине «МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ» Тема: «НАТО (Организация Североатлантического Договора)» Студентки Д101у отделение «Финансы и кредит» Рязановой М.В. Преподаватель: Кармальская Е.М.

Cлайд 2

NATO - North Atlantic Treaty Organization (англ.) OTAN - Organization du traité de l"Atlantique Nord (фр.) НАТО - Организация Североатлантического Договора (рус.) Страны НАТО на карте мира Официальными языками НАТО являются английский и французский

Cлайд 3

НАТО (Организация Североатлантического Договора) - это альянс, призванный защищать не только власть той или иной страны, но и ценности, на службу которым поставлена эта власть. НАТО защищает не государственный суверенитет или чьи-то геополитические интересы, а определённый тип человеческой культуры и цивилизации.

Cлайд 4

1949 год апреле, после переговоров с США и Канадой о создании единого Североатлантического союза, был подписан Вашингтонский Договор о совместной обороне. К нему присоединились: Дания, Исландия, Италия, Канада, Норвегия, Португалия и США. 1948 год марте пять западноевропейских стран: Бельгия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды и Франция подписали Брюссельский договор и создали общую систему обороны НАТО не имеет собственных вооруженных сил. Все страны, участвующие в военной организации НАТО, вносят свои силы и снаряжение, которые вместе составляют интегрированную военную структуру Альянса. В В Североатлантический договор был подписан 4 апреля 1949 г. в штате Вашингтон. Исландия - единственный член НАТО, у которого нет регулярных ВС, это было одним из условий вхождения страны в организацию. В Исландии имеется лишь береговая охрана (БОХР). Также было принято решение о подготовке исландских добровольцев на базах в Норвегии для участия в миротворческих миссиях НАТО. С июля 1966 Франция вышла из военной организации НАТО, оставаясь участницей политической структуры Североатлантического договора. В 2009 вернулась во все покинутые структуры.

Cлайд 5

Еще четыре европейских государства: Греция Турция, ФРГ Испания 1952г. и 1982г. В Польша Венгрия Чешская Республика 12 марта 1999 г. В НАТО вступили Латвия Литва Эстония Словакия Словения Румыния Болгария Сейчас в НАТО насчитывается уже 26 стран и рассматриваются заявки других стран на вступление в эту международную организацию. 2004 г. В

Cлайд 6

Присоединилась Западная Германия. Саар воссоединился с ФРГ в 1957, с 3 октября 1990 - объединенная Германия. NATO Страны-члены НАТО Греция С 1974 по 1980 Греция не принимала участие в военной организации НАТО из-за напряжённых отношений с другим членом блока - Турцией. Не участвует в военной организации НАТО. Германия Испания

Cлайд 7

Была принята 4 октября 1953 г. Североатлантическим советом в качестве официального символа Североатлантического альянса, после чего в Париже прошла церемония поднятия флага. Эмблема НАТО белый компас на тёмно-синем фоне Окружность символизирует единство и сотрудничество, а компасная роза - общий путь к миру

Cлайд 8

Штаб-квартира НАТО – политический и административный центр Североатлантического союза, где постоянно размещен главный политический орган принятия решений в НАТО – Североатлантический совет. NATO Штаб-квартира НАТО / NATO Headquarters Штаб-квартира находится в Бельгии, в северо-восточной части Брюсселя, на Бульваре Леопольда III (Boulevard Léopold III, 1110 Brussels, Belgium). В ней размещены делегации стран-членов, бюро связи и взаимодействия или дипломатические представительства стран-партнеров.

Cлайд 9

Высший политический орган НАТО который состоит из представителей всех государств- членов и проводит свои заседания под председательством Генерального секретаря НАТО. Североатлантический совет может проводить свои встречи на уровне министров иностранных дел и глав государств и правительств. Решения совета принимаются единогласно. В период между сессиями функции Совета НАТО выполняет Постоянный совет НАТО, куда входят представители всех стран-участниц блока в ранге послов. Североатлантический совет (Совет НАТО)

Cлайд 10

Комитет военного планирования Высшим военно-политическим органом организации с декабря 1966 года стал Комитет военного планирования, который собирается дважды в год на свои сессии на уровне министров обороны, хотя формально состоит из постоянных представителей. В период между сессиями функции Комитета военного планирования выполняет Постоянный комитет военного планирования, в состав которого входят представители всех стран-участниц блока в ранге послов.

Cлайд 11

Генеральный секретарь – главное должностное лицо Организации Североатлантического договора, имеющее статус международного гражданского служащего. Генеральный секретарь отвечает за руководство процессом консультаций и принятия решений в Североатлантическом союзе и обеспечивает выполнение решений. ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ НАТО Андерс Фог Расмуссен Генеральным секретарем становится государственный деятель страны-члена НАТО. Назначается странами-членами на четырехлетний срок. Страны выдвигают кандидатуры на эту должность и проводят неофициальные дипломатические консультации с целью подбора подходящего кандидата Решение принимается окончательно, когда достигнут консенсус в отношении одной кандидатуры. По окончании четырехлетнего срока пребывания на посту Генеральному секретарю может быть предложено продлить этот срок еще на один год.

Cлайд 12

Страна Военный Бюджет ($) Численность ВС Танки ВВС ВМФ Яд. оружие Страны-члены НАТО NATO США Франция Великобритания 636000000000 59600330000 59300000000 1 426 700 389 000 640000 11500 4000 636 7140 780 527 5681 496 120 Есть (2100 б.г.) Есть (350 б.г.) Есть (200 б.г.) Германия Италия 45200000000 37060000000 325 000 112 000 2 521 1230 1404 564 265 158 - - Турция Канада 22066134000 18695342000 613000 145000 3363 1114 562 370 370 240 - - Испания 17700000000 147000 552 315 215 -

Cлайд 13

Страны-члены НАТО NATO Нидерланды Польша Греция 12000000000 11791000000 7934000000 74,100 12200 177600 152 236 1 723 17 45 418 55 122 224 - - - Норвегия Бельгия 5725000000 4000000000 230000 39 420 165 132 142 120 44 22 - - Португалия Дания 3497800000 3271600000 75000 21 400 73 238 141 108 - 45 - - Румыния 2900000000 90000 315 13 - Чехия 2170000000 12000 175 129 - - 48

Задание: на основе предложенного материала (по нему же вы выявляли причины создания НАТО), либо интернет-источников, письменно ответьте на вопросы:

1) Сколько стран на сегодняшний день входят в состав НАТО? Перечислите основные из них.

2) Какие органы функционируют в рамках данной организации?

3) Каковы основные направления деятельность НАТО?

НАТО , Организация Североатлантического договора , Североатлантический Альянс (англ. NorthAtlanticTreatyOrganization , NATO ) – военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду.

Основан 4 апреля 1949 года в США, с целью защиты Европы от советского влияния. Тогда государствами – членами НАТО стали 12 стран: США,Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. В настоящее время членами НАТО являются 29 стран. Военные расходы всех членов НАТО в совокупности составляют более 70 процентов от общемирового объёма.

Уже после ялтинских соглашений (1943г.) сложилась ситуация, в которой внешняя политика стран-победительниц во второй мировой войне была в большей степени ориентирована на будущую послевоенную расстановку сил в Европе и мире, а не на текущую ситуацию. Итогом этой политики стал фактический раздел Европы на западные и восточные территории, которым суждено было стать основой для будущих плацдармов влияния США и СССР. В 1947-1948 гг. был дан старт т.н. "плану Маршалла", в соответствии с которым в европейские страны, разрушенные войной, должны были быть инвестированы огромные средства со стороны США. Таким образом, 17 стран, получивших помощь от США, были интегрированы в единое политико-экономическое пространство, что определило одну из перспектив сближения. В то же время, нарастало политическое, военное соперничество между СССР и США за европейское пространство. Со стороны СССР оно заключалось в интенсификации поддержки коммунистических партий по всей Европе, и, в особенности, в "советской" зоне. Особое значение имели события в Чехословакии в феврале 1948 г., приведшие к отставке действующего президента Э. Бенеша и захвату власти коммунистами, а также в Румынии и Болгарии, блокада Западного Берлина (1948-1949 гг.), ухудшение социально-экономического положения в других странах Европы. Они позволили не входящим в зону оккупации СССР правым политическим режимам европейских стран, выработать единую позицию, переосмыслить проблему своей безопасности, обозначив нового "общего врага".

В марте 1948 года был заключен Брюссельский договор между Бельгией, Великобританией, Люксембургом, Нидерландами и Францией, который позднее лег в основу "Западноевропейского союза" (WEU). Брюссельский договор принято считать первым шагом на пути оформления Североатлантического альянса. Параллельно велись секретные переговоры между США, Канадой и Великобританией о создании союза государств на основе общности целей и понимания перспектив совместного развития, отличного от ООН, в основу которого легло бы их цивилизационное единство. Вскоре последовали развернутые переговоры европейских стран с США и Канадой о создании единого союза. Все эти международные процессы завершились подписанием 4 апреля 1949 г. Североатлантического Договора , вводящего в действие систему общей обороны двенадцати стран. Среди них: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция. Договор был нацелен на создание общей системы безопасности. Стороны обязывались коллективно защищать того, на кого будет совершено нападение. Соглашение между странами окончательно вступило в силу 24 августа 1949 года после ратификации правительствами стран присоединившихся к Североатлантическому договору. Была создана международная организационная структура, которой подчинялись огромные военные силы в Европе и по всему миру.
Таким образом, фактически начиная со своего основания, НАТО было ориентировано на противодействие Советскому Союзу и, позднее, странам-участницам Варшавского договора (с 1955 г.).

Декларируемые цели НАТО касаются исключительно безопасности, свободы и демократии. Эта организация, создававшаяся для оборонных целей, ставит перед собой задачи сохранения стабильности во всем мире, урегулирования геополитических волнений, защиты демократии, прав человека и установленных после Второй Мировой войны границ.

Суммируя причины появления НАТО прежде всего стоит упомянуть экономические, политические, социальные, большую роль сыграли желание обеспечить совместную экономическую и политическую безопасность, осознание потенциальных угроз и рисков для "западной" цивилизации. В основе НАТО, прежде всего, желание подготовиться к новой возможной войне, оградить себя от ее чудовищных рисков. Оно же, впрочем, определяло и стратегии военной политики СССР и стран советского блока.

С середины 90-х годов прошлого века, в связи с окончанием «холодной войны» и исчезновением главного источника угроз - Советского Союза, НАТО стал реализовывать политику «открытых дверей» в отношении бывших стран социалистического лагеря, расширяясь на восток-все ближе к границам России. Обоснованием такого расширения стал вывод, сделанный в ходе специального исследования НАТО, о появлении потребности и уникальной возможности по совершенствованию безопасности в Евроаталантическом регионе без возобновления линии разграничения

· выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;

· служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности;

· осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии против любого из государств- членов НАТО;

· способствовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в кризисном регулировании;

· содействовать развитию всестороннего партнерства, сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона.

Однако нельзя не отметить, что в последние десятилетия НАТО использует для достижения своих целей весьма сомнительные способы. Так, в 1995 и 1999 году вооруженные силы альянса были применены на территории бывшей Югославии, а в настоящий момент фраза миротворческие бомбардировки стала просто крылатым выражением.

Североатлантический альянс проявляет интерес, в том числе и к странам Центральной и Средней Азии, Ближнего Востока и Африки. Традиционными политическими противниками НАТО выступают Россия и Китай.

Задание выдал Колосова С.В.

США и его главный военный европейский союзник НАТО долгие годы были основными противниками СССР, но с падением Берлинской стены и распадом Союза у них появился реальный шанс расширить сферу своего политического и военного влияния не только на Восток Европы, но и на Кавказ и Центральную Азию.

Грузия, Таджикистан, Кыргызстан – эти государства любезно предоставили свои территории для размещения военных баз США, и политический курс этих держав предусматривает тесное политическое и военной сотрудничество с “заокеанскими” друзьями. Очевидно, что главная цель американцев и натовцев, это как можно ближе разместить свои тактические, наступательные ракеты к территории России.

Но если с Кавказом и Центральной Азией у США и НАТО все складывается благоприятно, то с Востоком Европы у них есть проблемы. Белоруссия надежный союзник России, и, несмотря на некоторые разногласия, Москва может быть уверена, что Минск никогда не даст добро на размещение чужих войск на своей территории (очевидно, именно из-за этого Лукашенко так ненавидят на Западе). Украина после «Оранжевой» революции была склонна к размещению военных подразделений НАТО на своей территории, и, более того, Киев стремился найти точки соприкосновения с Брюсселем, чтобы стать полноценным членом альянса. С приходом к власти В.Януковича политический вектор изменился в сторону России, и теперь у НАТО возникают проблемы, так как Киев стремится к военной дружбе с Москвой, подтверждением этого курса являются подписанные ровно год назад договоры между президентами России и Украины в Харькове.

Очевидно, что такое положение дел не может полностью удовлетворять ни США, ни НАТО. В поисках выхода из ситуации и кардинального изменения военного соотношения в регионе в свою пользу ответ пришел, можно сказать, несколько неожиданно, со стороны Молдавии. Это государство практически состоит из двух частей - Приднестровья, которое полностью поддерживается Россией, и Молдовы, которая стремится присоединиться к Румынии и таким образом войти в состав объединенной Европы. Именно это стремление и используют в своих интересах в Брюсселе. Кишинев готов на все, чтобы попасть в Европу, и за небольшое обещание в решении проблемы правительство Молдавии готово открыть границы перед НАТО и США.

Мнение эксперта

Геодезическое обоснование экспансии НАТО на восток

В 2011 г. в Молдавии будет создана национальная система определения местоположения искомого или изучаемого объекта (Moldpos) с помощью глобальной спутниковой навигационной системы GNSS. Для этого на территории Молдавии будет развернуто 10-12 специальных станций, которые будут объединены в сеть и смогут поставлять необходимые данные круглосуточно в режиме нон-стоп. Проект оценивается в 1 миллион евро. Средства на его реализацию представляются в виде гранта Норвегией. Проект рассчитан на 2 года.

Комментарий геодезиста- ракетчика

Местоположение любого объекта земной поверхности можно определить различными путями. Разные страны разрабатывают свои системы в виде ГГС (государственной геодезической сети) - неких точек на земной поверхности, местоположение которых описывается в специальных каталогах. Содержание каталогов совершенно секретное. Изначально данная системы разрабатывалась с целью определения формы и математической модели эллипсоида Земли. В дальнейшем, с появлением высокотехнологического ракетно-космического вооружения, система ГГС стало служить опорной геодезической сетью для ориентации стратегических ракет. В разных странах использовалась своя математическая модель земли. В СССР использовалась пулковская модель эллипсоида. В США и других странах используется модель эллипсоида под названием WGS 84 (World Geodetic System 84). Между двумя моделями существует определенная разность (от нескольких метров до 100м в разных участках Земли). Это дает разночтение координат одной и той же точки земной поверхности. С появлением ракетного вооружения в СССР и США эти модели стали использоваться для наведения ракет. Именно разность систем давала погрешность наведения ракет. Первыми это осознали США, решив привязать к своим координатам все остальные страны, где преследуются гео-стратегические интересы. Соответственно первая волна экспансии США и НАТО начиналась как разворачивание на территории этих стран именно системы WGS 84. Говоря простым языком - происходил геодезический захват земель и целых стран. За 5 лет до вступления Румынии в НАТО была развернута подобная система определения координат. Следовательно, развертывание данной системы в той или иной стране служит индикатором вступления в НАТО. Известно также, что траектории полета крылатых стратегических ракет рассчитываются заранее. Для каждой траектории полета разрабатываются и зоны коррекции. Крылатая ракета, пролетая через зону коррекции, производит уточнение координат своего местоположения и коррекцию траектории. Появление системы GPS (GNSS) и русского аналога ГЛОНАСС открывает новые технологические возможности не только для картографии и кадастра, но и для стратегического вооружения в первую очередь. Подобные системы камуфлируются под гражданские проекты и финансируются через 3 страны. Следовательно, разворачивание систем коррекции крылатых ракет на финальном этапе полета следует рассматривать как недружественный акт по отношению к соседним странам и как средство потенциальной агрессии, одновременно - одним из элементов стратегического вооружения. Что самое интересное - США пока удается скрывать от Международного Сообщества новый вид агрессии –ГЕОДЕЗИЧЕСКУЮ АГРЕССИЮ, поэтому противостоять этому виду экспансии легальными международными инструментами не имеется возможности. Следует отметить отставание России в этой области, система ГЛОНАСС не развернута за рубежом, и даже имеются элементы ГЕОДЕЗИЧЕСКОЙ АГРЕССИИ GNSS на территории самой РОССИИ. Подобная система определения координат позиционирует Молдавию в ряд недружественных стран по отношению к Приднестровью, Украине, Кавказу, Ближнему Востоку, к России - в первую очередь. Таким образом, Молдавия, став технологической заложницей системы GNSS, по сути подвергает свою территорию ответным ударам этих стран (вплоть до террористических).

Стратегические крылатые ракеты СССР и РФ наводятся с точностью 30-100 м. Эта точность считается достаточной для уничтожения стратегических целей. Абсолютная точность определения координат в новой системе - 5 мм в трех плоскостях. Учитывая это - любые точки на территории Молдавии, Приднестровья, Украины, Росссии, после введения этой системы в эксплуатацию, станут потенциальными целями НАТО-вских крылатых ракет с точностью попадания 1 м и высокоточных авиабомб с точностью попадания 5 мм. Технологическая война и двойные стандарты являются официальной долгосрочной военной стратегией США и НАТО. Систему GNSS, развернутую на территории нейтральных стран, следует рассматривать как нарушение нейтралитета и суверенитета этих стран, средством давления на государственное устройство этих стран. Актом доброй воли Молдавии в стремлении сохранить свой нейтралитет служило бы вступление Молдавии в зону действия ГЛОНАСС. В таком случае Молдавия действительно сохранила бы свой военно-технологический нейтральный статус.

Коментарий военного психолога

Автор статьи в начале 2000 гг изучал военные стратегии разных стран и НАТО включительно в Академии Ген. Штаба Румынии (король Карол I). Технологии и планирование психологических операций в рамках операций НАТО. Известно, что долгосрочное планирование НАТО охватывает период 30-50 лет (исходная точка 1994 г. –программа PFP). Таким образом, Молдавия добровольно подставила свою территорию под потенциальные стратегические бомбардировки как со стороны Альанса, так и со стороны России. Откуда следует вывод, что НАТО допускает решение территориальных споров через военные операции в восточной Европе. Проект камуфлируется под гражданский кадастральный проект, который дополнительно будет давать исчерпывающую информацию о текущем экономическом потенциале страны, каждом предприятии, руководителе, бюджете, ВВП страны в целом, каждом собственнике и его финансовых возможностях. Данный проект следует рассматривать также как глобальный проект АНБ США по осуществлению глобального информационного контроля, в рамках стратегии глобализации. Следует отметить, что в 2010 Альянс за Европейскую Интеграцию уже предоставил одному из партнеров НАТО личные данные по каждому жителю страны. Таким образом, глобальная стратегия НАТО завершает второй этап «пассивной» экспансии в странах третьего мира, после которого последует политический этап (в случае необходимости - военная операция в Приднестровье, но об этом в другой статье).


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
История в лицах Ленин, со своей стороны, уважал и подчеркивал не только военные, но, главным образом, организационные таланты ///////. Видно было, однако, что это вызывало подчас среди сотрудников Ленина некоторое недовольство и ревность. Ленин, вероятно, ценил революционный темперамент /////// и помнил его роль в подготовке и осуществлении захвата власти в октябре 1917 года; кроме того, всем было отлично известно, что //////// фактически создал Красную Армию и, благодаря своей неутомимой энергии и пламенному темпераменту, обеспечил ее победу над белым движением. «В 1918 году отряды чекистов состояли из матросов и латышей. Один такой матрос вошел в кабинет ///// пьяным.Тот сделал замечание, матрос в ответ обложил трехэтажным.////// выхватил револьвер и, уложив несколькими выстрелами матроса на месте, тут же сам упал в эпилептическом припадке». Борис Бажанов, который работал в секретариате ///// дал очень правильную оценку его характера: "Основные черты характера ////// - во-первых, скрытность, во-вторых, хитрость, в-третьих, мстительность. Никогда и ни с кем ////// не делится своими сокровенными планами. Очень редко делится он мыслями и впечатлениями с окружающими. Много молчит. Вообще без необходимости не разговаривает. Очень хитер, во всем задние мысли, и когда говорит, никогда не говорит искренне. Обид не прощает никогда, будет помнить десять лет и в конце концов разделается" министр, затем министр-председатель Временного правительства (1917 год), В июне 1918 Керенский под видом сербского офицера выехал за пределы бывшей Российской империи. Умер 11 июня 1970 в своём доме в Нью-Йорке от рака в возрасте 89 лет. Местная Русская православная церковь отказалась отпевать его, сочтя виновником падения России. Тело было переправлено в Лондон и похоронено на кладбище en:Putney Vale Cemetery, не принадлежащем какой-либо вере. По нашим понятиям, не земля должна владеть человеком, а человек должен владеть землей....Пока к земле не будет приложен труд самого высокого качества, труд свободный, а не принудительный, земля наша не будет в состоянии выдержать соревнование с землей наших соседей, а земля - это Россия. 21 марта 1917 г. А.Керенский, новый министр юстиции, встретился в Царском Селе с арестованным …… Позднее Керенский заметил о своём собеседнике: "Обезоруживающе обаятельный человек!". После второго свидания с Государем Керенский признался: "А ведь ….. далеко не глуп вопреки тому, что мы о нём думали"."Керенский был очарован приветливостью, естественно излучающейся …., и несколько раз спохватывался, что называл его: «……..."". «Ты не думай о том, что я сказал, – и он хитро усмехнулся, – все одно тебе не понять, в чем дело тута. А только помни: покеда я жив – то и они живы, а коли меня порешат – ну, тогда узнаешь, что будет, увидишь», – загадочно прибавил он». (1859-1924) - русский политический деятель, лидер партии Союз 17 октября (октябристов); Председатель Государственной думы третьего и четвертого созывов. Один из лидеров Февральской революции В 1920 году эмигрировал Умер в Югославии в 1924 году Советский политический и государственный деятель, революционер. Член ЦК РСДРП(б)Один из организаторов разгона Учредительного собрания, расстрела царской семьи и расказачивания(из-за которого на Дону и Кубани погибли сотни тысяч человек)большевик, по словам которых было наплевать на 90% русского народа, лишь бы 10% дожили до мировой революции.14 ноября 1924 года, Екатеринбургский горсовет вынес решение о присвоении этому городу имени революционера, первого председателя Всероссийского центрального исполнительного комитета Чернов Виктор Михайлович (1873, г. 1952, Нью-Йорк, США) Лидер партии, образованной в 1902 году.Октябрьскую революцию категорически не принял. 25 октября в 12 часов на съезде крестьянских депутатов Западного фронта призвал к борьбе против большевистской властиНа Учредительном Собрании 5 января 1918 ….. был избран его председателем. В годы 2-й мировой войны участвовал во французском Движении Сопротивления. Вскоре после освобождения Франции уехал в США. ….. принадлежат многочисленные труды по философии, политэкономии, истории и социологии. Среди высланных летом - осенью 1922 года (за границу и в отдалённые районы страны) наибольшее количество было преподавателей вузов и в целом лиц гуманитарных профессий. Из 225 человек: врачи - 45, профессора, педагоги - 41, экономисты, агрономы, кооператоры - 30, литераторы - 22, юристы - 16, инженеры - 12, политические деятели - 9, религиозные деятели - 2, студенты - 34. компания правительства РСФСР по высылке неугодных власти людей за границу в сентябре и ноябре 1922 года. «Философский пароход»«Эмигрантский пароход»«Профессорский пароход» «Очистим Россию надолго... "Интеллигенция - не мозг нации, а говно", - писал в свое время В.Ленин… Фёдор Ива́нович Шаля́пин (13 февраля 1873, Казань - 12 апреля 1938, Париж) русский оперный певец (высокий бас), солист Большого театра, народный артист Республики (1918-1927, звание возвращено в 1991) в 1927 года постановлением СНК РСФСР он был лишён звания Народного артиста и права возвращаться в СССР;обосновывалось это тем, что он не желал «вернуться в Россию и обслужить тот народ, звание артиста которого было ему присвоено» или, согласно другим источникам, тем, что он якобы жертвовал деньги эмигрантам-монархистам. В 1984 году его сын добился перезахоронения его праха в Москве на Новодевичьем кладбище.


Приложенные файлы

Организация Североатлантического договора (НАТО) была основана 4 апреля 1949 г. как военно­-политический блок. Одной из ее целей является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства ­ члена НАТО или защиту от нее. В противовес НАТО в 1955 г. была создана Организация Варшавского договора (ОВД) как военно-­политических союз социалистических стран восточной Европы при ведущей роли Советского Союза. Противостояние двух блоков продолжалось вплоть до прекращения существования ОВД и распада СССР в 1991 г.

Начало перестройки в СССР и появление нового политического мышления во внешней политике Москвы ознаменовали собой конец блокового противостояния в Европе. Окончание «холодной войны» поставило перед НАТО определенные проблемы, поскольку после роспуска ОВД и распада СССР особого смысла в существования военно-­политического союза при отсутствии угрозы со стороны Востока уже не было. Лишившись своей основной функциональной задачи, Североатлантический альянс начал процесс адаптации к новым международным условиям.

После роспуска ОВД и СССР в условиях, когда интересы России в области национальной безопасности не были осознаны и четко определены, российские политики, эксперты высказывали мнение о том, что после ликвидации ОВД и СССР Североатлантический альянс должен либо самораспуститься, либо превратиться в политическую организацию. Однако, несмотря на окончание «холодной войны», отношения между Российской Федерацией и НАТО развивались достаточно нестабильно.

В начале 1990 гг. российское руководство было нацелено на сближение с Западом и интеграцию в западные международные организации, и существенных проблем в отношениях между РФ и НАТО не возникало.

В целом в этот период в России были оптимистичные настроения, предполагавшие, что в отношениях России с НАТО наметился существенный поворот, и присутствовали иллюзорные надежды, что НАТО будет трансформироваться ввиду отсутствия явных внешних угроз.

Однако постепенно пришло понимание, что этого не произойдет, особенно после начала процесса расширения НАТО на Восток.

В 1994 г. руководство блока приняло решение о принятии в состав НАТО новых членов, началось взаимодействие Североатлантического альянса со странами-­партнерами в рамках программ сотрудничества «Партнерство ради мира» и «Средиземноморский диалог». Российская Федерация сама стала участником программы НАТО «Партнерство ради мира» с 1994 г., к которой впоследствии присоединились и многие другие бывшие советские республики.

В мае 1995 г. был выработан индивидуальный партнерский план для России в рамках НАТО, и РФ перешла на более углубленный уровень сотрудничества с Североатлантическим альянсом. Хотя вначале в Москве полагали, что программа «Партнерство ради мира» будет предусматривать лишь сотрудничество стран Центральной и Восточной Европы с НАТО, а не их членство в организации. Российские эксперты и военные воспринимали партнерские программы альянса как своеобразную «прихожую» или «зал ожидания», где страны-­кандидаты будут оставаться неопределенно долгое время.

Однако в дальнейшем в американской политической элите возобладало мнение, что расширение НАТО должно происходить даже в том случае, если российская сторона будет выступать против. Такая позиция объяснялась тем, что суверенные государства стран Центральной и Восточной Европы имеют право решать самостоятельно, к каким военно­политическим организациям им присоединяться. Неудивительно, что после таких заявлений позиция России по вопросам расширения альянса на Восток стала более жесткой. Естественно РФ стала воспринимать продвижение НАТО к границам России исключительно негативно. Следует отметить, что ни США, ни другие члены НАТО, ни страны­-кандидаты не проявили должного внимания к озабоченностям России. Особую обеспокоенность в России вызывали перспективы членства в НАТО республик бывшего СССР. Более того, считается, что именно лидерам восточно-европейских стран удалось убедить тогдашнего президента США Б. Клинтона в целесообразности расширения НАТО на Восток.

На первом этапе речь шла о присоединении к Североатлантическому альянсу стран так называемой Вышеградской группы ­ Польши, Венгрии, Чехии и Словакии (последней не удалось войти в НАТО в ходе первой волны расширения), которое состоялось в 1999 г.

С назначением на пост министра иностранных дел Российской Федерации Е.М. Примакова в 1996 г. более отчетливо обозначились национальные интересы России, постсоветское пространство объявлялось приоритетным направлением внешней политики, появилась официальная концепции многополярности, а приближение военно­политического блока к границам РФ оценивалось как потенциальная угроза. Тем самым Россия давала понять, что расширение НАТО на постсоветском пространстве является для Москвы абсолютно неприемлемым сценарием.

Одновременно с этим Россия выдвинула идею о том, что основой европейской безопасности должна стать не НАТО, а ОБСЕ. Особую актуальность такие предложения стали приобретать после Будапештского саммита, на котором было принято решение о преобразовании Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, основанная в 1975 г.) в постоянно действующую международную организацию. Однако такая инициативы Москвы осталась нереализованной.

Отношения между РФ и НАТО несколько стабилизировались в 1997 г. после заключения Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и Организацией Северо-атлантического договора, который стал правовой основой взаимодействия сторон. В этом документе содержалось важное и на сегодняшний день (о чем постоянно вспоминают обе стороны) заявление: «НАТО и Россия не рассматривают друг друга как противников. Общей целью НАТО и России остается преодоление остатков прежних конфронтаций и соперничества и укрепление взаимного доверия и сотрудничества».

В тот же период времени был создан первый консультативный орган ­ Совместный постоянный совет (СПС) Россия ­ НАТО, призванный обеспечивать «механизм для консультации, координации в максимально возможной степени, по мере необходимости для совместных решений и совместных действий в отношении вопросов безопасности, вызывающих общую озабоченность». В Основополагающем акте зафиксированы основные области взаимодействия (всего в документе было обозначено 18 аспектов взаимодействия): европейская безопасность, нераспространение оружия массового уничтожения, урегулирование региональных конфликтов и миротворчество.

Важной составной частью Основополагающего акта стал комплекс взаимных обязательств сторон о проявлении сдержанности в военной области. К числу таких обязательств относятся гарантии альянса, зафиксированные в документе, не размещать на территории новых членов НАТО ядерное вооружение, крупные группировки войск и не использовать в своих целях бывшие военные базы ОВД.

Некоторые либеральные российские эксперты подвергли критике данный документ, указав на то, что руководство России, подписывая Основополагающий акт, пыталось минимизировать ущерб от процесса расширения НАТО на Восток, всеми силами противодействуя этому процессу. Вместо этого, по их мнению, следовало выстраивать модель сотрудничества с альянсом, а также использовать в полном объеме потенциал тех разделов документа, где речь идет о взаимодействии России с НАТО. Однако в дальнейшем отношения альянса с Россией стали ухудшаться. Спустя два года, в 1999 г., состоялся юбилейный 50­-й саммит стран ­ участниц НАТО в Вашингтоне, на котором была принята новая Стратегическая концепция блока, фактически узаконившая «гуманитарную интервенцию» и выход НАТО за пределы статьи 5 Вашингтонского договора. Теперь альянс закрепил за собой право использовать силу за пределами своих границ. В России данные решения были восприняты с серьезной обеспокоенностью. Кроме того, на этом саммите три страны Центральной и Восточной Европы (Польша, Венгрия и Чехия) формально стали членами Североатлантического альянса.

Памятным эпизодом этого периода стал разворот самолета министра иностранных дел России Е.М. Примакова над Атлантическим океаном, после того как он узнал о начале операции НАТО против Югославии. Таким образом, к концу 1990­х гг. для российских политических элит стало очевидно, что односторонние действия и политика США и НАТО негативно влияют на внешнеполитическое положение России. Действия стран НАТО под руководством США на Балканах без серьезного привлечения России к урегулированию этого кризиса поставили много вопросов об истинных планах и намерении НАТО, особенно ее вмешательство в распад Федеративной Республики Югославия, нарушая ее суверенитет.

Таким образом, 1999 г. стал важной вехой в отношениях НАТО ­ РФ, поскольку после этого антинатовская и антизападная риторика стала преобладать в российской внешней политике.

События 11 сентября 2001 г. в США и появление международного терроризма в качестве объединяющей угрозы вызвали существенное потепление сначала российско­американских, а затем и российско­-натовских отношений, что было формально закреплено в Римских соглашениях, подписанных между Россией и НАТО в 2002 г.

В Риме была подписана Декларация «Отношения Россия ­ НАТО: новое качество», и тем самым был начат новый этап взаимодействия между Москвой и Брюсселем. В этом документе определены девять областей сотрудничества, в которых Россия и НАТО согласились работать вместе в формате двадцатки как равные партнеры на базе учреждаемого Совета Россия ­ НАТО (СРН), заменившего СПС. В новом совете Россия получила возможность участвовать в дискуссии по поводу принимаемых решений на начальной стадии, в том случае если они касаются ее интересов.

Было заявлено, что вместо формулы 19+1, существовавшей ранее, используется формат двадцатки, причем разница между ними заключается не в математической формуле, а в особых отношениях между Россией и НАТО.

Достаточно показательным в этой связи является ответ Президента Российской Федерации В.В. Путина «А почему бы нет?» на вопрос британского журналиста Дэвида Фроста: «Вступит ли Россия в НАТО?», что свидетельствовало о смягчении российской позиции по отношению к военному блоку.

После начала операции НАТО в Афганистане в августе 2003 г. РФ стала оказывать содействие альянсу в обеспечении транзита невоенных грузов в эту страну. Безусловно, после событий 11 сентября 2001 г. на волне сближения с США российское руководство не стало возражать против американской, а затем и натовской операции в Афганистане. В те годы она воспринималась как борьба с террористами, получившими убежище в этой стране, и как фактор, препятствующий распространению религиозного экстремизма в Центральной Азии. Однако по мере ухудшения российско­американских отношений действия США и НАТО в Афганистане стали рассматриваться все более неоднозначно.

Ухудшение отношений РФ с НАТО было обусловлено вторым этапом расширения на Восток, состоявшимся в 2004 г. В состав организации были приняты еще семь новых государств: Эстония, Латвия, Литва, Словакия, Словения, Болгария и Румыния. С включением в свой состав стран Балтии НАТО обеспечила себе выход к границам России, что само дало военным право называть этот плацдарм прямым подтверждением агрессивных намерений альянса.

В 2007-­2008 гг. ухудшение отношений Россия ­ НАТО продолжилось. Так, в речи, произнесенной Президентом России В.В. Путиным на конференции по безопасности в Мюнхене в 2007 г. были обозначены все претензии России к Западу в целом и к Североатлантическому альянсу в частности. В своем выступлении В.В. Путин подверг критике продолжающееся приближение военной инфраструктуры НАТО к границам РФ, отказ стран ­ членов организации ратифицировать Договор об обычных вооруженных силах в Европе, попытки Североатлантического альянса применять силу в обход резолюций Совета Безопасности ООН.

В 2008 г. российское руководство предприняло усилия для снятия напряженности в отношениях с США и с Западом в целом, предложив заключить новое соглашения по вопросам европейской безопасности. Проект этого договора, предложенного Президентом РФ Д.А. Медведевым, предусматривал закрепление в международном праве принципа неделимости безопасности. Введение принципа неделимости безопасности, по мнению России, позволило бы не допустить укрепления безопасности одних государств или международных организаций за счет ухудшения безопасности других членов международного сообщества.

Не желая связывать себя какими бы то ни было письменными обязательствами, страны НАТО отклонили проект договора о европейской безопасности как попытку России снизить влияние западных международных структур (прежде всего НАТО) и вызвать раскол в евроатлантическом сообществе. Поэтому позитивного ответа на эту инициативу Россия не получила. Это способствовало дальнейшему ухудшению отношений Россия ­ НАТО, а после начала боевых действий на Кавказе в августе 2008 г. они испортились окончательно.

После начала войны в Южной Осетии руководство НАТО сделало ряд резких заявлений в адрес Москвы и приняло решение приостановить сотрудничество с РФ. Генеральный секретарь НАТО Я.Х. Схефер заявил, что взаимодействие с Россией в прежнем виде продолжаться не может. Таким образом, отношения Россия ­ НАТО в 2008 г. были заморожены во второй раз со времен Косовского кризиса, однако на этот раз уже по инициативе Брюсселя.

Тем не менее Россия не отказалась от сотрудничества с альянсом. Через некоторое время российские лидеры продемонстрировали стремление обеспечить возобновление работы СРН. Летом 2009 г. отношения Россия ­ НАТО были восстановлены, после того как на о. Корфу прошло первое со времен конфликта на Кавказе неофициальное заседание СРН.

Третья волна расширения альянса, когда в состав организации вошли Хорватия и Албания, уже не вызвала столь негативных эмоций в Москве, как две первые. Вероятно, это было связано с тем, что западная часть Балканского полуострова, где располагаются эти страны, находится достаточно далеко от российских границ. При этом вступление в НАТО Грузии и Украины, которое вызывало наибольшую озабоченность Москвы, было отложено на неопределенный срок на саммите Североатлантического альянса в Бухаресте в 2008 г.

В период «перезагрузки» российско­-американских отношений отношения России с НАТО продолжали улучшаться. На Лиссабонском саммите в конце 2010 г. была принята третья после окончания «холодной войны» Стратегическая концепция Североатлантического союза, в которой говорилось, что НАТО не представляет угрозы для России.

Последняя крупная военная операция, начатая Североатлантическим альянсом в 2011 г. в Ливии, вновь продемонстрировала нестабильность российско-­натовских отношений, выразив негативные оценки Россией действий НАТО.

Еще большие разногласия вызвала ситуация в Сирии. Москва высказывала недовольство помощью, которую стали оказывать страны Запада повстанцам, и выступала категорически против проведения военной операции НАТО в Сирии.

Теперь об Украине. Внешняя политика Украины после распада СССР в 1991 г. представляет собой чередование периодов сближения с евроатлантическими структурами и периодами балансирования между Россией и странами Запада. После прихода к власти в стране президента Л. Кучмы в 1994 г. Киев стал в большей степени тяготеть к многовекторной внешней политике. В 1997 г. Украина вслед за Россией устанавливает формальные отношения с НАТО, подписав Хартию о партнерстве с Брюсселем. В этот период вопрос о вступлении страны в организацию еще не поднимался, а в ряде внешнеполитических документов был закреплен внеблоковый статус Украины.

В качестве постоянного органа сотрудничества Украины и Североатлантического альянса была создана Комиссия «НАТО ­ Украина», которая появилась вместе с Советом «Россия ­ НАТО» в 1997 г. Постепенно расширялось взаимодействие по военной линии: были достигнуты определенные договоренности в области стратегических авиаперевозок, а также возможности использования территории Украины для проведения операций альянса. Тем не менее в официальных документах желание руководства страны присоединиться к НАТО при президенте Л. Кучме не было зафиксировано.

После «оранжевой революции» 2004 г. прозападные тенденции в политике Украины многократно усилились. В этот период официальный Киев был нацелен уже не только на сближение с евроатлантическими институтами, но и стремился возглавить процесс интеграции стран СНГ в НАТО и ЕС. В тот момент Украина желала максимально дистанцироваться от России. Президентом В. Ющенко была предпринята попытка активизировать сотрудничество в рамках региональной международной организации ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова), которую никак нельзя причислить к дружественным для России объединениям.

Таким образом, В. Ющенко в 2005 г. стремился обеспечить максимально быстрое вступление Украины в Североатлантический альянс и Европейский союз, и соответствующие изменения были внесены в украинскую военную доктрину. В эти годы Киев присоединился к программе НАТО «Интенсивный диалог», которая является промежуточным этапом между предоставлением стране индивидуальной программы партнерства и планом действий по подготовке к членству в НАТО. Кроме того, стала широко обсуждаться возможность участия Украины в некоторых военных операциях альянса: в Косово, Ираке и на Средиземном море.

Новое изменение произошло после президентских выборов 2010 г., когда президент Украины В. Янукович объявил главной внешнеполитической целью страны вступление не в НАТО, а в Европейский союз. В России приход к власти нового президента многие эксперты охарактеризовали (по всей видимости, ошибочно) как пророссийский поворот украинской внешней политики.

Однако, по сути, это означало возвращение к прежней политике балансирования между Россией и Западом, которой страна придерживалась до 2005 г. и которая такой оставалась до 2014 г. Фактически политику В. Януковича можно было охарактеризовать как постепенный дрейф в сторону евроатлантических институтов, который осуществлялся не так поспешно, как в годы президентства В. Ющенко.

Следует отметить, что в эти годы на Украине отсутствовал консенсус как на уровне общества, так и на уровне политических элит относительно внешнеполитических приоритетов и целей, которые должно преследовать украинское государство. Достаточно долгое время Украина пыталась сидеть на двух стульях, что в определенный исторический период в принципе было оправдано, поскольку позволяло получать существенные преимущества как от России, так и от стран Запада, балансируя между ними. Такую политику достаточно часто проводят малые и средние государства, которые в силу своего географического положения располагаются сравнительно недалеко от более крупных центров силы.

По мнению Президента России В.В. Путина, решение о вхождении Крымского полуострова в состав РФ было принято отчасти из-­за того, чтобы не допустить появления баз НАТО в Севастополе и предотвратить выдавливание России из Причерноморья. Как заявил президент во время прямой линии 17 апреля 2014 г., существовала опасность того, что через определенное время страны Запада «втащат в НАТО Украину… и натовские корабли окажутся в городе русской военно­морской славы ­ в Севастополе».

Безусловно, события в Крыму в 2014 г. могут стать одним из серьезных препятствий для евроатлантической интеграции Украины. Еще до этих событий некоторые украинские политики стремились любыми средствами избавиться от российской базы в Севастополе, поскольку считали невозможным присоединение Украины к НАТО в таких условиях. Действительно, было достаточно сложно представить существование российской базы на территории страны ­ члена НАТО. Хотя официально никаких запретов относительно военных объектов третьих стран в основополагающих документах Североатлантического альянса не содержится.

После того как присоединение Крыма к России официально завершилось, вступление Украины в НАТО выглядит еще менее реалистичным, чем ранее. Официальный Киев никогда не смирится с отделением этой территории, а в Североатлантический альянс, как известно, могут вступить только те страны, которые не имеют территориальных претензий к соседям. Соответственно у украинских властей есть только две взаимоисключающие возможности: либо отказаться от Крыма и вступать в НАТО, либо, наоборот, отказаться от вступления в НАТО и требовать возвращения полуострова в состав Украины.

При этом пока Североатлантический альянс не готов вступать в прямой военный конфликт с Россией из-­за Украины. Все это годы страны Запада, и в первую очередь США, стремились не допустить сближения Украины с Россией.

В целом в настоящий момент российско-­натовские отношения остаются прохладными. Дело в том, что в числе стран ­ членов альянса находятся государства (речь идет главным образом о странах ЦВЕ), которые были не готовы «перезагрузить» отношения между НАТО и РФ в той же степени, как это было сделано между США и Россией. Государства Восточной Европы в большей степени, чем страны Западной Европы, обеспокоены враждебной политикой, которая, по их мнению, исходит от России.

Несмотря на то что сценарий открытого военного конфликта НАТО с РФ всерьез не рассматривается ни в российских, ни в натовских официальных документах (в том числе и в последней версии Стратегической концепции НАТО), некоторые восточноевропейские страны продолжают относиться к РФ с подозрением и не готовы к полноценному сотрудничеству с Москвой.

Вероятно, с этим связано их желание расширить сферу компетенции альянса, внести в повестку дня НАТО такие темы, как энергетическая безопасность и кибернетический терроризм, а также использовать по отношению к этим угрозам статью 5 Вашингтонского договора.

Другим потенциальным источником разногласий между Россией и НАТО могут стать проблемы Арктики. Из стран ­ членов блока наиболее заметно присутствие в Арктическом регионе таких государств, как США и Норвегия, имеют свои интересы здесь Канада и Исландия. В случае вступления в НАТО Финляндии и Швеции (а такие сценарии уже обсуждаются) все государства, кроме России, расположенные вблизи Арктического региона, будут членами Североатлантического альянса. Появляется угроза милитаризации Арктики, что обусловлено стратегическим значением этого региона. Во­первых, Арктика представляет собой кратчайший путь для межконтинентальных баллистических ракет, а во­вторых, на арктическом шельфе в будущем возможна разработка полезных ископаемых.

О перспективах взаимоотношений Россия ­ НАТО сегодня высказываются самые разные мнения, как положительные, так и диаметрально противоположные. Некоторые эксперты полагают, что именно сегодня наблюдается переломный момент и осуществляется переход от политики конфронтации к диалогу. Другие, наоборот, считают, что подобное сближение в обозримом будущем крайне нереалистично, поскольку на пути у него в настоящее время слишком много препятствий и противоречий. Только лишь их успешное преодоление позволит определить, насколько стороны готовы к взаимному диалогу.

Украинских кризис актуализировал роль и значение НАТО и поставил вопросы о возможности вступления в блок Украины и других стран.

С одной стороны, НАТО осознают, что в ситуации, когда затрагиваются напрямую интересы России, альянс оказывается не удел. Россия не враг, реальных угроз безопасности для НАТО она не представляет. С другой стороны, «хочется да не можется»: Россия ­ суверенное государство, способное при необходимости силой отстоять свои интересы и при этом четко обозначающее свои «красные линии», а воевать по настоящему натовские генералы в таких условиях не хотят и вряд ли согласятся. При этом лидирующие позиции в определении натовской политики занимают США, а без них НАТО не НАТО. Из США также звучат противоречивые заявления. Так, заместитель министра обороны США Кристин Уормут заявила в феврале 2015 г. на слушаниях в палате представителей Конгресса США, что Соединенные Штаты опасаются «дестабилизирующих действий» со стороны России в отношении членов НАТО и их партнеров: «У нас есть опасения по поводу стран, которые не входят в НАТО, например, Черногории и других небольших государств» в том случае, если Россия «предпримет дестабилизирующие действия». По ее словам, США «работают над оказанием помощи таким странам, чтобы они могли противостоять подобной активности». «Кроме того, мы опасаемся, что Россия попытается дестабилизировать ситуацию в странах ­ членах НАТО, особенно в государствах Балтии, где проживает большое количество русских». Она подтвердила готовность Вашингтона «соблюдать свои обязательства в рамках 5­й статьи» устава НАТО о коллективной обороне. В то же время представитель Пентагона признала, что у нее на данный момент «нет данных о серьезных активных действиях» России в данном направлении.

Такие «страшилки» не приносят пользы и не способствуют нормализации отношений США с Россией и Россией с НАТО.

На основе анализа взаимоотношений России и НАТО за последние двадцать лет можно сделать вывод о том, что они развиваются нестабильно и устойчивой тенденции в них не наблюдается. Периоды сотрудничества сменяются противостоянием достаточно часто (наиболее острые кризисные явления в российско­-натовских отношениях наблюдались в 1999, 2008 и 2014­-2015 гг.). Это связано с тем, что у России и НАТО имеется ряд противоречий. Вместе с тем игнорировать друг друга стороны также не могут, и сотрудничество по тем вопросам, где их интересы совпадают, может дать положительный результат.

Олег ХЛОПОВ,

кандидат политических наук, доцент Российского

государственного

гуманитарного

университета (РГГУ)