Формы работы преемственности доу и школы. Обобщение опыта по преемственности между ДОУ и СОШ
Ольга Белоусова
Преемственность ДОУ со школой
«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее".
Ясно, что известный педагог имеет в виду дошкольное образование . И поэтому необходимо сохранить целостность образовательной среды, то есть соблюдать преемственность между дошкольным и школьным образованием .
Что же такое преемственность ?
Преемственность это последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы .
Стандартизация дошкольного образования заключается в
Особенности состояния дошкольного детства в России
Совместная деятельность воспитателя и детей
Игровые формы образования
Отсутствие жесткой регламентации
Гендерный подход
Универсальность и интеграция
Единство требований к выпускнику
Основополагающим принципом ФГТ является
Интеграция образовательных областей (например)
Здоровье – познание – коммуникация
Если провести сравнительный анализ ФГТ и ФГОС, то можно сделать следующие выводы.
1) В основу ФГТ и ФГОС положена единая теоретико-методологическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает :
Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;
Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
Активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
Построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
2) Также можно заметить, что в образовательном процессе используются единые формы работы :
Совместная деятельность детей
Совместная деятельность взрослого и детей
Самостоятельная деятельность
3) Следующее : цели ФГОС являются как бы продолжением целей, поставленных ФГТ :
Развитие физических качеств - укрепление физического здоровья
Формирование предпосылок учебной деятельности - формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности
Формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств - духовно-нравственное развитие и воспитание
Таким образом, детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание , где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.
4) Главное предназначение ФГОС и ФГТ - формулировка и обеспечение устанавливаемых на федеральном уровне системы трех взаимосвязанных требований : к результатам, структуре и условиям реализации основных образовательных программ.
Важным условием реализации основной образовательной программы является вопрос формирования универсальных учебных действий у младших школьников как основы умения учиться. В дошкольном возрасте формируются предпосылки универсальных учебных действий.
Предпосылки регулятивных УУД дошкольника
Действовать по образцу и заданному правилу
Сохранять цель
Видеть указанную ошибку и исправлять ее
Контролировать свою деятельность
Понимать оценку взрослого и сверстника
Предпосылки познавательных УУД дошкольника
Выделять параметры объекта
Устанавливать взаимо-однозначное соответствие
Выделять существенные признаки
Умение устанавливать аналоги
Осуществлять классификацию и сериацию
Предпосылки знаково-символических УУД дошкольника
Кодирование/замещение
Декодирование
Умение использовать наглядные модели
Предпосылки коммуникативных УУД дошкольника
Испытывать потребность в общении
Использовать вербальные и невербальные средства общения
Позитивно относиться к процессу сотрудничества
Ориентироваться на партнера
Умение слушать собеседника
Какие же предпосылки УУД у детей должны быть сформированы к школе . Положительно относится к школе Умеет положительно относиться себе, обладает чувством собственного достоинства *** Умеет доброжелательно относиться к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека Умеет уважать достоинство других Умеет беречь свои вещи Любит свою семью Умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми через участие в совместных играх и их организациях, вести переговоры договариваться в игре, учитывать интересы других в игре, сдерживать свои эмоции в игре. В обществе сверстников умеет выбирать себе род занятий, партнеров. Умеет обсуждать возникающие проблемы, правила Может поддержать разговор на интересную для него тему Умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности Умеет делать самооценку и себе и своим действиям Умеет открыто относиться к внешнему миру и чувствовать уверенность в своих
Цель работы ДОУ по осуществлению преемственности со школой : подготовка детей к обучению в школе в свете требований ФГТ.
Задачи :
Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы ;
Физическое развитие и укрепление здоровья детей;
Развитие творческих способностей;
Обеспечение сотрудничества педагогов ДОУ и школы ;
Формирование партнёрских отношений родителей с педагогами и специалистами ДОУ.
Нами были определены три основных направления (в совместной работе) обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием :
Методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев "портрета выпускника", поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы );
Работа с детьми (знакомство детей со школой , учителями, организация совместных мероприятий);
Работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе , консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе ).
Механизм осуществления преемственности , его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу .
Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.
Формы осуществления преемственности :
1. Работа с детьми :
Экскурсии в школу ;
Посещение школьного музея , библиотеки;
Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями школы ;
Совместные праздники;
2. Взаимодействие педагогов :
Круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы ;
Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе ;
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями :
3. Сотрудничество с родителями :
Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы ;
Консультации с педагогами ДОУ и школы ;
Дни открытых дверей;
Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе ;
Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения , родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника , которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе . Интегративные качества ребёнка-дошкольника , которые обозначены в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования , можно обозначить как Портрет выпускника ДОУ.
Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ :
физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества… ;
любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире…
эмоционально отзывчивый…
овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
способный управлять своим поведением и планировать свои действия…
способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту…
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе…
овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности : умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Практика нашего ДОУ показывает, что дети, получающие дошкольное образование в детском саду, имеют более тесное взаимодействие с младшими школьниками , будущим учителем, раскрепощаются, раскрываются в совместных мероприятиях, при проведении праздников и утренников, при посещении школы . Став первоклассниками, бывшие выпускники успешно адаптируются в новых условиях.
Данные проводимого мониторинга адаптации показывают, что 7 чел высокий уровень адаптации к школе , у 2 средний уровень адаптации, а дезадаптированных детей нет.
Согласованная и дружная работа школы и детского сада позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе.
Тема: «Формы преемственности детского сада и школы»
Ражева Инна Анатольевна, 12.01.2018
4018 153
Содержимое разработки
Тема: «Формы преемственности детского сада и школы»
Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее.
Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика.
В основу ФГТ и ФГОС положена единая теоретико-методологическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
В образовательном процессе используются единые формы работы:
совместная деятельность детей
совместная деятельность взрослого и детей
самостоятельная деятельность
Цели ФГОС являются как бы продолжением целей, поставленных ФГТ:
развитие физических качеств - укрепление физического здоровья
формирование предпосылок учебной деятельности - формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности
формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств - духовно-нравственное развитие и воспитание
Таким образом, детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.
Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.
1. Работа с детьми:
экскурсии в школу;
посещение школьного музея, библиотеки;
знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
выставки рисунков и поделок;
встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
участие в театрализованной деятельности;
посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
2. Взаимодействие педагогов:
совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
семинары, мастер- классы;
круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
педагогические и психологические наблюдения.
3. Сотрудничество с родителями:
совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
консультации с педагогами ДОУ и школы;
встречи родителей с будущими учителями;
дни открытых дверей;
творческие мастерские;
анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
образовательно- игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста, деловые игры, практикумы;
семейные вечера, тематические досуги;
визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.
Согласованная, дружная работа школы и детского сада, именно такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе.
Содержимое разработки
Формы преемственности детского сада и школы
Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определенную
стадию развития, проделанную ребенком.
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
В образовательном процессе используются
единые формы работы:
1. совместная деятельность детей; 2. совместная деятельность взрослого и детей; 3. самостоятельная деятельность.
Цели ФГОС
- развитие физических качеств - укрепление физического
здоровья;
2. формирование предпосылок учебной деятельности –
формирование основ умения учиться и способности к
организации своей деятельности;
3.формирование общей культуры, развитие
интеллектуальных и личностных качеств –
духовно-нравственное развитие и воспитание.
формы осуществления преемственности:
Работа с детьми
- экскурсии в школу;
- посещение школьного музея, библиотеки;
- знакомство и взаимодействие дошкольников
с учителями и учениками начальной школы;
- участие в совместной образовательной
деятельности, игровых программах;
- выставки рисунков и поделок;
- встречи и беседы с бывшими воспитанниками
детского сада;
- совместные праздники (День знаний, посвящение в
первоклассники, выпускной в детском саду и др.)
- участие в театрализованной деятельности.
Для эффективного и безболезненного
перехода детей в начальную школу,
педагоги используют следующие
формы осуществления преемственности:
Взаимодействие педагогов
- совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
- семинары, мастер- классы;
- круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
психологические и коммуникативные тренинги
для воспитателей и учителей;
- проведение диагностики по определению
готовности детей к школе;
- взаимодействие медицинских работников,
- психологов ДОУ и школы;
- открытые показы образовательной деятельности
в ДОУ и открытых уроков в школе;
Для эффективного и безболезненного
перехода детей в начальную школу,
педагоги используют следующие
формы осуществления преемственности:
Сотрудничество с родителями
- совместные родительские собрания с педагогами
ДОУ и учителями школы;
- круглые столы, дискуссионные встречи;
- родительские конференции,
- вечера вопросов и ответов;
- консультации с педагогами ДОУ и школы;
- встречи родителей с будущими учителями;
- дни открытых дверей;
- творческие мастерские;
- визуальные средства общения
(стендовый материал, выставки, почтовый ящик
вопросов и ответов и др.);
МБОУ»Приреченская СОШ»
ВЫСТУПЛЕНИЕ
на ТМЦО «Родничок» по теме:
«Формы преемственности ДОУ и школы»
Выступил: учитель начальных классов
Глухова Елена Александровна
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Особую актуальность в настоящее время имеет проблема преемственности между ступенями образования. Ещё в 70-е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог Д.Б.Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства- дошкольного и младшего школьного возрастов. Это давало учёному основание считать, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.
Что же такое преемственность? Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. (Р.А. Должикова, Г.М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», М, 2008)
Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.
Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.
Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений. Обычно в начале учебного года педагогами составляется единый совместный план, целью которого и является конкретизация работы по трем основным направлениям:
работа с детьми;
взаимодействие педагогов;
сотрудничество с родителями.
Формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми:
экскурсии в школу;
посещение школьного музея, библиотеки;
знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
выставки рисунков и поделок;
встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
участие в театрализованной деятельности;
посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
2. Взаимодействие педагогов:
совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
семинары, мастер- классы;
круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
педагогические и психологические наблюдения.
3. Сотрудничество с родителями:
совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
консультации с педагогами ДОУ и школы;
встречи родителей с будущими учителями;
дни открытых дверей;
творческие мастерские;
анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
образовательно- игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста, деловые игры, практикумы;
семейные вечера, тематические досуги;
визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).
Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, что приведет их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций.
И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю. Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.
Поэтому основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:
создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (естественность перехода из детского сада в школу);
улучшение подготовки к обучению в школе 5-6 летних детей;
углубление интереса к жизни в школе;
оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к обучению в школе и при поступлении ребенка в школу.
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.
Цели и задачи осуществления преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы реализуются на основе проведения совместных мероприятий, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания.
Ольга Стефанова
Формы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и школы по вопросам преемственности
Формы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и школы по вопросам преемственности .
В настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной сферы относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России .
Ключевым моментом в реализации преемственности является , как известно определение готовности ребенка к обучению в школе . Подготовка к школе является одной из составных частей обеспечение преемственности между дошкольником и школьными системами образования .
Средствами обеспечения преемственности являются педагогические технологии непрерывного образования , в обязательном порядке включающие в себя основания преемственности (развитие любознательности, способностей, творческого воображения ). Обучение детей дошкольного возраста строится на основе специфичных для этого возраста видов деятельности (игра, рисование, конструирование, и др.) в рамках которых, к 6-7 годам происходит становление предпосылок учебной деятельности.
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Главное, что необходимо ребенку – положительная мотивация к обучению. Ребенок воспринимает школу как очередную игру , которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. Не менее важны навыки речевого общения со сверстниками и взрослыми, достаточно развитая мелкая моторика рук.
Но полноценную учебную деятельность можно формировать только на основе игровой. «Недоигранность» является серьезной проблемой в жизни 6-7 летних детей. Для успешного вхождения в школьную жизнь , для овладения необходимым социальным опытом важна ролевая игра. В игре формируется умение пользоваться речью, умение договариваться (устанавливать правила, распределять роли, умение управлять и быть управляемым. Ребенок активно осваивает «Мир вещей» и «Мир людей» . Все это необходимо будущему первокласснику.
Механизм осуществления преемственности , его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов , реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу .
Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений . Обычно в начале года педагогами составляется совместный план, целью которого является конкретизация работы по трем основным направлениям :
1. Работа с детьми :
Экскурсии в школу ;
Посещение школьного музея , библиотеки;
Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы ;
Участие в совместной образовательной деятельности , игровых программах;
Выставки рисунков и поделок;
Встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы ) ;
Совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников ;
Участие в театрализованной деятельности;
Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом) .
2. Взаимодействие педагогов :
Совместные педагогические советы (ДОУ и школа ) ;
Семинары, мастер- классы;
Круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы ;
Проведение диагностики по определению готовности детей к школе ;
Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы ;
Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе ;
Педагогические и психологические наблюдения.
3. Сотрудничество с родителями :
Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы ;
Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные» ;
Родительские конференции, вечера вопросов и ответов ;
Консультации с педагогами ДОУ и школы ;
Встречи родителей с будущими учителями;
Дни открытых дверей;
Творческие мастерские;
Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе ;
образовательно -игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста , деловые игры, практикумы;
Семейные вечера, тематические досуги;
Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др .);
На протяжении уже нескольких лет наша дошкольная разновозрастная группа сотрудничает с филиалом «Желтухинская ООШ» .
Проанализировав всю предшествующую работу по преемственности , мы пришли к выводу, что, прежде всего, необходима выработка единой, системной и последовательной работы двух структур, дошкольного и начального образования . Мы пересмотрели нашу работу и разработали план совместных мероприятий, реализация которого ставила задачу не увеличения количества методических мероприятий, а улучшения качества преемственных связей между дошкольным и начальным звеном , позволяющим понять работу каждого изнутри.
Планируя работу, мы ориентируемся на портрет выпускника дошкольного образовательного учреждения , который должен соответствовать современным требованиям, предъявляемым к детям, идущим в первый класс.
В совместной работе эффективными стали такие формы взаимодействия , как взаимное знакомство с образовательными программами дошкольной группы и школы , организация совместных педагогических советов, мастер-классов. Еще одно важное, на наш взгляд, направление работы дошкольной группы и школы - организация совместных праздников, выставок, участие в проектной деятельности и других интересных мероприятиях.
Воспитатели подготовительной группы посещают уроки по математике, русскому языку в первом классе. Учитель, который на следующий учебный год набирает первоклассников, посещает занятия по обучению грамоте в дошкольной группе . Знакомство со спецификой планирования работы в дошкольной группе и тематическими планами проведения уроков в школе дает возможность педагогам обмениваться опытом, находить оптимальные методы, приемы и формы работы , знакомит с обстановкой и организацией жизни и обучения детей. Такое сотрудничество формирует у педагогов понимание значимости процесса развития ребенка, а не накопления знаний, помогает сохранять здоровье детей, определяет выбор способов индивидуального подхода к будущему ученику.
В течение года дважды проводится диагностика детей подготовительных групп школьным педагогом-психологом. Первая : в сентябре-ноябре – для выявления уровня развития и выстраивания процесса обучения и развития с учетом индивидуальных особенностей детей. Вторая : в апреле-мае – для определения достигнутого уровня. Между диагностиками педагогом-психологом ведется работа по коррекции тех или иных отклонений совместно с воспитателями и родителями.
Экскурсии дошкольников в школьные музей и библиотеку оставляют особенно радостные впечатления у детей. Дети узнают условия и традиции школьной жизни .
В течение года дошкольники посещают кружок «Школа будущего первоклассника» . Где успевают привыкнуть и полюбить свою первую учительницу.
Хорошей традицией является то, что в дни школьных каникул первоклассники могут вновь вспомнить дошкольное детство , увидеть воспитателей, поиграть в своей группе. И, самое главное, почувствовать, что их помнят в детском саду, им рады, их любят здесь, интересуются их успехами и затруднениями. С другой стороны, дети подготовительной группы с радостью встречаются со своими повзрослевшими друзьями, обмениваются впечатлениями, свободно общаются с ними, включаются в совместные игры, занятия.
Учащиеся школы , в свою очередь, являются участниками праздников и мероприятий в дошкольной группе , играя роли сказочных персонажей.
За весь год, наши дети много узнают о школе , с легкостью ориентируются в здании школы . С удовольствием туда идут. И мы надеемся, что вся работа, проведенная нами, сложится в систему и поможет нашим выпускникам легко адаптироваться и хорошо учиться.