Формы работы преемственности доу и школы. Обобщение опыта по преемственности между ДОУ и СОШ

Ольга Белоусова
Преемственность ДОУ со школой

«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее".

Ясно, что известный педагог имеет в виду дошкольное образование . И поэтому необходимо сохранить целостность образовательной среды, то есть соблюдать преемственность между дошкольным и школьным образованием .

Что же такое преемственность ?

Преемственность это последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы .

Стандартизация дошкольного образования заключается в

Особенности состояния дошкольного детства в России

Совместная деятельность воспитателя и детей

Игровые формы образования

Отсутствие жесткой регламентации

Гендерный подход

Универсальность и интеграция

Единство требований к выпускнику

Основополагающим принципом ФГТ является

Интеграция образовательных областей (например)

Здоровье – познание – коммуникация

Если провести сравнительный анализ ФГТ и ФГОС, то можно сделать следующие выводы.

1) В основу ФГТ и ФГОС положена единая теоретико-методологическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает :

Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;

Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

Активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

Построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

2) Также можно заметить, что в образовательном процессе используются единые формы работы :

Совместная деятельность детей

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность

3) Следующее : цели ФГОС являются как бы продолжением целей, поставленных ФГТ :

Развитие физических качеств - укрепление физического здоровья

Формирование предпосылок учебной деятельности - формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности

Формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств - духовно-нравственное развитие и воспитание

Таким образом, детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание , где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.

4) Главное предназначение ФГОС и ФГТ - формулировка и обеспечение устанавливаемых на федеральном уровне системы трех взаимосвязанных требований : к результатам, структуре и условиям реализации основных образовательных программ.

Важным условием реализации основной образовательной программы является вопрос формирования универсальных учебных действий у младших школьников как основы умения учиться. В дошкольном возрасте формируются предпосылки универсальных учебных действий.

Предпосылки регулятивных УУД дошкольника

Действовать по образцу и заданному правилу

Сохранять цель

Видеть указанную ошибку и исправлять ее

Контролировать свою деятельность

Понимать оценку взрослого и сверстника

Предпосылки познавательных УУД дошкольника

Выделять параметры объекта

Устанавливать взаимо-однозначное соответствие

Выделять существенные признаки

Умение устанавливать аналоги

Осуществлять классификацию и сериацию

Предпосылки знаково-символических УУД дошкольника

Кодирование/замещение

Декодирование

Умение использовать наглядные модели

Предпосылки коммуникативных УУД дошкольника

Испытывать потребность в общении

Использовать вербальные и невербальные средства общения

Позитивно относиться к процессу сотрудничества

Ориентироваться на партнера

Умение слушать собеседника

Какие же предпосылки УУД у детей должны быть сформированы к школе . Положительно относится к школе Умеет положительно относиться себе, обладает чувством собственного достоинства *** Умеет доброжелательно относиться к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека Умеет уважать достоинство других Умеет беречь свои вещи Любит свою семью Умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми через участие в совместных играх и их организациях, вести переговоры договариваться в игре, учитывать интересы других в игре, сдерживать свои эмоции в игре. В обществе сверстников умеет выбирать себе род занятий, партнеров. Умеет обсуждать возникающие проблемы, правила Может поддержать разговор на интересную для него тему Умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности Умеет делать самооценку и себе и своим действиям Умеет открыто относиться к внешнему миру и чувствовать уверенность в своих

Цель работы ДОУ по осуществлению преемственности со школой : подготовка детей к обучению в школе в свете требований ФГТ.

Задачи :

Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы ;

Физическое развитие и укрепление здоровья детей;

Развитие творческих способностей;

Обеспечение сотрудничества педагогов ДОУ и школы ;

Формирование партнёрских отношений родителей с педагогами и специалистами ДОУ.

Нами были определены три основных направления совместной работе) обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием :

Методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев "портрета выпускника", поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы );

Работа с детьми (знакомство детей со школой , учителями, организация совместных мероприятий);

Работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе , консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе ).

Механизм осуществления преемственности , его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу .

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.

Формы осуществления преемственности :

1. Работа с детьми :

Экскурсии в школу ;

Посещение школьного музея , библиотеки;

Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями школы ;

Совместные праздники;

2. Взаимодействие педагогов :

Круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы ;

Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе ;

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями :

3. Сотрудничество с родителями :

Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы ;

Консультации с педагогами ДОУ и школы ;

Дни открытых дверей;

Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе ;

Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения , родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника , которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе . Интегративные качества ребёнка-дошкольника , которые обозначены в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования , можно обозначить как Портрет выпускника ДОУ.

Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ :

физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества… ;

любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире…

эмоционально отзывчивый…

овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

способный управлять своим поведением и планировать свои действия…

способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту…

имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе…

овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности : умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Практика нашего ДОУ показывает, что дети, получающие дошкольное образование в детском саду, имеют более тесное взаимодействие с младшими школьниками , будущим учителем, раскрепощаются, раскрываются в совместных мероприятиях, при проведении праздников и утренников, при посещении школы . Став первоклассниками, бывшие выпускники успешно адаптируются в новых условиях.

Данные проводимого мониторинга адаптации показывают, что 7 чел высокий уровень адаптации к школе , у 2 средний уровень адаптации, а дезадаптированных детей нет.

Согласованная и дружная работа школы и детского сада позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе.

Тема: «Формы преемственности детского сада и школы»

Ражева Инна Анатольевна, 12.01.2018

4018 153

Содержимое разработки

Тема: «Формы преемственности детского сада и школы»

Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее.

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика.

В основу ФГТ и ФГОС положена единая теоретико-методологическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
В образовательном процессе используются единые формы работы:
совместная деятельность детей
совместная деятельность взрослого и детей
самостоятельная деятельность
Цели ФГОС являются как бы продолжением целей, поставленных ФГТ:
развитие физических качеств - укрепление физического здоровья
формирование предпосылок учебной деятельности - формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности
формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств - духовно-нравственное развитие и воспитание
Таким образом, детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.

Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

1. Работа с детьми:

    экскурсии в школу;

    посещение школьного музея, библиотеки;

    знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

    участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;

    выставки рисунков и поделок;

    встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

    совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

    участие в театрализованной деятельности;

    посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

2. Взаимодействие педагогов:

    совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

    семинары, мастер- классы;

    круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

    психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

    проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

    взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

    открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

    педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями:

    совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

    круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

    родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

    консультации с педагогами ДОУ и школы;

    встречи родителей с будущими учителями;

    дни открытых дверей;

    творческие мастерские;

    анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

    образовательно- игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста, деловые игры, практикумы;

    семейные вечера, тематические досуги;

    визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

    заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.

Согласованная, дружная работа школы и детского сада, именно такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе.

Содержимое разработки


Формы преемственности детского сада и школы


Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,

а всегда опирается на определенную

стадию развития, проделанную ребенком.


  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;
  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

В образовательном процессе используются

единые формы работы:

1. совместная деятельность детей; 2. совместная деятельность взрослого и детей; 3. самостоятельная деятельность.


Цели ФГОС

  • развитие физических качеств - укрепление физического

здоровья;

2. формирование предпосылок учебной деятельности –

формирование основ умения учиться и способности к

организации своей деятельности;

3.формирование общей культуры, развитие

интеллектуальных и личностных качеств –

духовно-нравственное развитие и воспитание.


формы осуществления преемственности:

Работа с детьми


- экскурсии в школу;

- посещение школьного музея, библиотеки;

- знакомство и взаимодействие дошкольников

с учителями и учениками начальной школы;

- участие в совместной образовательной

деятельности, игровых программах;

- выставки рисунков и поделок;

- встречи и беседы с бывшими воспитанниками

детского сада;

- совместные праздники (День знаний, посвящение в

первоклассники, выпускной в детском саду и др.)

- участие в театрализованной деятельности.


Для эффективного и безболезненного

перехода детей в начальную школу,

педагоги используют следующие

формы осуществления преемственности:

Взаимодействие педагогов


- совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

- семинары, мастер- классы;

- круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

психологические и коммуникативные тренинги

для воспитателей и учителей;

- проведение диагностики по определению

готовности детей к школе;

- взаимодействие медицинских работников,

- психологов ДОУ и школы;

- открытые показы образовательной деятельности

в ДОУ и открытых уроков в школе;


Для эффективного и безболезненного

перехода детей в начальную школу,

педагоги используют следующие

формы осуществления преемственности:

Сотрудничество с родителями


- совместные родительские собрания с педагогами

ДОУ и учителями школы;

- круглые столы, дискуссионные встречи;

- родительские конференции,

- вечера вопросов и ответов;

- консультации с педагогами ДОУ и школы;

- встречи родителей с будущими учителями;

- дни открытых дверей;

- творческие мастерские;

- визуальные средства общения

(стендовый материал, выставки, почтовый ящик

вопросов и ответов и др.);

МБОУ»Приреченская СОШ»

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на ТМЦО «Родничок» по теме:

«Формы преемственности ДОУ и школы»

Выступил: учитель начальных классов

Глухова Елена Александровна

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

Особую актуальность в настоящее время имеет проблема преемственности между ступенями образования. Ещё в 70-е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог Д.Б.Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства- дошкольного и младшего школьного возрастов. Это давало учёному основание считать, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.

Что же такое преемственность? Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. (Р.А. Должикова, Г.М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», М, 2008)

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений. Обычно в начале учебного года педагогами составляется единый совместный план, целью которого и является конкретизация работы по трем основным направлениям:

    работа с детьми;

    взаимодействие педагогов;

    сотрудничество с родителями.

Формы осуществления преемственности:

1. Работа с детьми:

    экскурсии в школу;

    посещение школьного музея, библиотеки;

    знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

    участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;

    выставки рисунков и поделок;

    встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

    совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

    участие в театрализованной деятельности;

    посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

2. Взаимодействие педагогов:

    совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

    семинары, мастер- классы;

    круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

    психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

    проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

    взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

    открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

    педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями:

    совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

    круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

    родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

    консультации с педагогами ДОУ и школы;

    встречи родителей с будущими учителями;

    дни открытых дверей;

    творческие мастерские;

    анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

    образовательно- игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста, деловые игры, практикумы;

    семейные вечера, тематические досуги;

    визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

    заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, что приведет их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций.

И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю. Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.

Поэтому основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:

    создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (естественность перехода из детского сада в школу);

    улучшение подготовки к обучению в школе 5-6 летних детей;

    углубление интереса к жизни в школе;

    оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к обучению в школе и при поступлении ребенка в школу.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.

Цели и задачи осуществления преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы реализуются на основе проведения совместных мероприятий, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная казачья кадетская школа села Знаменка»

Нерчинский район, Забайкальский край

План работы творческой группы

«Преемственность дошкольного

и начального образования»

Руководитель группы: учитель начальных классов Хаустова Татьяна Александровна

2013- 2014 уч. год

«Школьное обучение никогда не начинается

Консультации с педагогами ДОУ и школы;

Встречи родителей с будущими учителями;

Дни открытых дверей;

Творческие мастерские;

Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

Образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

Семейные вечера, тематические досуги;

Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

Заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

ПЛАН РАБОТЫ


№ п/п

Мероприятия

Цель мероприятия

Сроки

Ответственные

Примечания

1

«Преемственность в работе ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ как взаимосвязь в диалоге двух образовательных структур»

Согласование и утверждение плана по реализации преемственности в работе детского сада и школы



Раскрыть вопросы:

Что такое преемственность?

Основания преемственности.

Направления преемственности.

Формы осуществления преемственности.

Скорректировать план совместной работы школы и ДОУ



Сентябрь

Руководитель группы, зав. д/с

2

Взаимопосещение воспитателями д/с уроков в 1-м классе начальной школы и учителя выпускного 4 – го класса занятий в детских садах.

1. Познакомить воспитателей д/с с методами и приёмами, применяемыми на различных уроках учителями начальной школы.
2. Познакомить учителей с методами и приёмами, применяемыми на занятиях в детских садах.
3. Определить возможное адаптированное применение “школьных методов” и приёмов на занятиях в детском саду

В течение года

Воспитатели, учителя

3

Совместное заседание по теме:
«Общие требования готовности ребенка к школе»

Разработать совместные требования к готовности ребенка к школе.

Вопросы диагностики готовности к школе детей подготовительной группы



Октябрь

Рук. группы, учителя,

воспитатели



4

Семинар «Изучение и анализ программ дошкольного звена и начальной школы»

Повысить уровень подготовки к обучению в школе, базируясь на программах школы.

Ноябрь

Воспитатели, учителя

5

Праздник “Мы теперь – ученики”

1.Выявить возможность участия выпускников подготовительных групп в празднике.

2. Создать для будущего выпускника д/с условия возникновения желания учиться в школе.


3. Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником.

Декабрь

Учитель 1 кл., воспитатель

подготовительной группы



6

Совместное заседание “Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста»

1. Выявить особенности программ по речевому развитию
2. Подготовить к школе воспитанников д/с согласно программным требованиям ДОУ и школы.

Январь

7

Математическое развитие как предпосылка изучения предмета «Математика»

Выявить особенности программ по математике в д/с и начальной школе

Февраль

8

«Всестороннее развитие ребёнка в игровой деятельности»

Защита творческих тем по воспитанию детей воспитателями дошкольных групп

Март

9

Диагностика готовности к школе детей подготовительной группы

Зав. д/с

10

Родительское собрание «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе»

Сформулировать задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе.
Обозначить требования учителей к уровню подготовки выпускников детских садов к обучению в школе.

Апрель

Заведующий ДОУ, руководитель группы

11

“День открытых дверей”

  1. Экскурсия по школе

  2. Участие в празднике «Прощай, 1 класс!»

Создать для будущего выпускника д/с условия возникновения желания учиться в школе, уметь читать.
Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником.

Май

Учитель 1 кл.,

рук. группы



12

Круглый стол “Вопросы преемственности ДОУ и школы

1. Составить примерный план совместной работы школы и д/с на будущий учебный год.
2. Подвести итоги совместной работы школы и д/с по решению проблемы преемственности.

Июнь

Педагоги

Воспитатели


Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ:

физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества… ;

любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире…

эмоционально отзывчивый…

овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

способный управлять своим поведением и планировать свои действия…

способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту…

имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе…

овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.


«Портрет выпускника начальной школы в соответствии с ФГОС»:

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Ольга Стефанова
Формы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и школы по вопросам преемственности

Формы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и школы по вопросам преемственности .

В настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной сферы относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России .

Ключевым моментом в реализации преемственности является , как известно определение готовности ребенка к обучению в школе . Подготовка к школе является одной из составных частей обеспечение преемственности между дошкольником и школьными системами образования .

Средствами обеспечения преемственности являются педагогические технологии непрерывного образования , в обязательном порядке включающие в себя основания преемственности (развитие любознательности, способностей, творческого воображения ). Обучение детей дошкольного возраста строится на основе специфичных для этого возраста видов деятельности (игра, рисование, конструирование, и др.) в рамках которых, к 6-7 годам происходит становление предпосылок учебной деятельности.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Главное, что необходимо ребенку – положительная мотивация к обучению. Ребенок воспринимает школу как очередную игру , которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. Не менее важны навыки речевого общения со сверстниками и взрослыми, достаточно развитая мелкая моторика рук.

Но полноценную учебную деятельность можно формировать только на основе игровой. «Недоигранность» является серьезной проблемой в жизни 6-7 летних детей. Для успешного вхождения в школьную жизнь , для овладения необходимым социальным опытом важна ролевая игра. В игре формируется умение пользоваться речью, умение договариваться (устанавливать правила, распределять роли, умение управлять и быть управляемым. Ребенок активно осваивает «Мир вещей» и «Мир людей» . Все это необходимо будущему первокласснику.

Механизм осуществления преемственности , его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов , реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу .

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений . Обычно в начале года педагогами составляется совместный план, целью которого является конкретизация работы по трем основным направлениям :

1. Работа с детьми :

Экскурсии в школу ;

Посещение школьного музея , библиотеки;

Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы ;

Участие в совместной образовательной деятельности , игровых программах;

Выставки рисунков и поделок;

Встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы ) ;

Совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников ;

Участие в театрализованной деятельности;

Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом) .

2. Взаимодействие педагогов :

Совместные педагогические советы (ДОУ и школа ) ;

Семинары, мастер- классы;

Круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы ;

Проведение диагностики по определению готовности детей к школе ;

Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы ;

Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе ;

Педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями :

Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы ;

Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные» ;

Родительские конференции, вечера вопросов и ответов ;

Консультации с педагогами ДОУ и школы ;

Встречи родителей с будущими учителями;

Дни открытых дверей;

Творческие мастерские;

Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе ;

образовательно -игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста , деловые игры, практикумы;

Семейные вечера, тематические досуги;

Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др .);

На протяжении уже нескольких лет наша дошкольная разновозрастная группа сотрудничает с филиалом «Желтухинская ООШ» .

Проанализировав всю предшествующую работу по преемственности , мы пришли к выводу, что, прежде всего, необходима выработка единой, системной и последовательной работы двух структур, дошкольного и начального образования . Мы пересмотрели нашу работу и разработали план совместных мероприятий, реализация которого ставила задачу не увеличения количества методических мероприятий, а улучшения качества преемственных связей между дошкольным и начальным звеном , позволяющим понять работу каждого изнутри.

Планируя работу, мы ориентируемся на портрет выпускника дошкольного образовательного учреждения , который должен соответствовать современным требованиям, предъявляемым к детям, идущим в первый класс.

В совместной работе эффективными стали такие формы взаимодействия , как взаимное знакомство с образовательными программами дошкольной группы и школы , организация совместных педагогических советов, мастер-классов. Еще одно важное, на наш взгляд, направление работы дошкольной группы и школы - организация совместных праздников, выставок, участие в проектной деятельности и других интересных мероприятиях.

Воспитатели подготовительной группы посещают уроки по математике, русскому языку в первом классе. Учитель, который на следующий учебный год набирает первоклассников, посещает занятия по обучению грамоте в дошкольной группе . Знакомство со спецификой планирования работы в дошкольной группе и тематическими планами проведения уроков в школе дает возможность педагогам обмениваться опытом, находить оптимальные методы, приемы и формы работы , знакомит с обстановкой и организацией жизни и обучения детей. Такое сотрудничество формирует у педагогов понимание значимости процесса развития ребенка, а не накопления знаний, помогает сохранять здоровье детей, определяет выбор способов индивидуального подхода к будущему ученику.

В течение года дважды проводится диагностика детей подготовительных групп школьным педагогом-психологом. Первая : в сентябре-ноябре – для выявления уровня развития и выстраивания процесса обучения и развития с учетом индивидуальных особенностей детей. Вторая : в апреле-мае – для определения достигнутого уровня. Между диагностиками педагогом-психологом ведется работа по коррекции тех или иных отклонений совместно с воспитателями и родителями.

Экскурсии дошкольников в школьные музей и библиотеку оставляют особенно радостные впечатления у детей. Дети узнают условия и традиции школьной жизни .

В течение года дошкольники посещают кружок «Школа будущего первоклассника» . Где успевают привыкнуть и полюбить свою первую учительницу.

Хорошей традицией является то, что в дни школьных каникул первоклассники могут вновь вспомнить дошкольное детство , увидеть воспитателей, поиграть в своей группе. И, самое главное, почувствовать, что их помнят в детском саду, им рады, их любят здесь, интересуются их успехами и затруднениями. С другой стороны, дети подготовительной группы с радостью встречаются со своими повзрослевшими друзьями, обмениваются впечатлениями, свободно общаются с ними, включаются в совместные игры, занятия.

Учащиеся школы , в свою очередь, являются участниками праздников и мероприятий в дошкольной группе , играя роли сказочных персонажей.

За весь год, наши дети много узнают о школе , с легкостью ориентируются в здании школы . С удовольствием туда идут. И мы надеемся, что вся работа, проведенная нами, сложится в систему и поможет нашим выпускникам легко адаптироваться и хорошо учиться.