Конспект классного часа реализация внеурочной деятельности. Сценарий внеурочного занятия (проектной деятельности) «Работаем вместе

А откуда к нам пришло слово «добро»?

История слова "Добро"

Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы встречаемся часто в жизни Какие, например?

А знаете ли вы историю слова "Добро"? это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Слышали ли вы такие выражения "дать добро" и "получить добро"? Что значит "дать добро"? Что значит "получить добро"?

Назовите АНТОНИМ к слову ДОБРО?

Сказка о добре и зле.

    Понравилась ли вам сказка?

    А о чем же она?

    Как вы думаете, ребята, почему Злой Колдунье удалось внести в души и сердца людей злость, ненависть, зависть?

Добрых людей, как всегда не хватает,

Добрых людей, как всегда, дефицит,

Добрых людей не всегда понимают,

Сердце у добрых сильнее болит.

Добрые – щедро больным помогают,

Добрые - дарят тепло и уют,

Добрые – в ногу со слабым шагают

И никакого СПАСИБО не ждут!

Притча о Добре и Зле

Добро и Зло с далёких пор

Ведут свой древний, давний спор

Кто на яву, а не во сне

Сильней и крепче на земле?

"Сильнее Я" сказало Зло

"Кто служит мне, тем повезло

Я щедро отблагодарю

Земные блага подарю

Машины, деньги, мощь и власть

Пусть насладятся жизнью всласть!"

Добро сказало: "Может быть,

Но только я могу любить

Хоть за душою ни гроша

Для всех людей важна душа

Я виллы, яхты не дарю

Зато я душу сохраню

Друзей, родных, детей и дом

И много счастья в доме том

Не знаю, что ещё сказать..

Остаться с кем, самим решать

Добро и Зло с далёких пор

Не оставляют этот спор.

Я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие

Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Поэтому первым делом мы поплывем на остров пословиц.

Какие пословицы о добре вы знаете?

Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям.

Игра «Собери пословицу»

Первый шаг к доброте – это доброе слово. Поэтому мы отправляемся

в Город вежливости.

Медики советуют ежедневно 1-3 минуты посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несёт силу, энергию тому человеку, кто сказал его, а затем и тому человеку, в чей адрес было сказано, важно сказать от души.

Остров « ВЕРНЫХ ДРУЗЕЙ»

Добрых людей, как всегда не хватает, добрых людей, как всегда, дефицит.

Игра «ПАУТИНКА ДОБРА»

Многие организации и отдельные граждане нашей страны осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов и инвалидам. Некоторые родители, даже имея собственных детей, берут на воспитание детей- сирот из детского дома. Наши артисты и музыканты проводят концерты, средства от которых передают на благотворительные цели. А когда случаются аварии, землетрясения, катастрофы вся страна помогает пострадавшим людям. И самое страшное на земле ЗЛО – это ВОЙНА! Наша страна собирает десятый конвой новогодней гуманитарной помощи Донбассу.

А в какой акции милосердия принимали участие все вы?

Легко или трудно быть добрым?

Добрым быть совсем-совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.

Да быть добрым нелегко, но важно. Давайте попробуем сформулировать правила Доброты.

    Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.

    Любить людей знакомых и незнакомых

    Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям

    Делать добро для близких, друзей

    Не завидовать

    Не вредничать

    Не грубить

Мы приближаемся к последнему ОСТРОВУ ДОБРОЙ ЗЕМЛИ

Изготовление коллажа
- Земля покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Для этого первая команда изобразит нам на этом листе солнце. Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей.

Второй группе я раздам слова.

развязный
аккуратный
доброжелательный
вежливый
грубый
неучтивый
умеет прощать обиды
чуткий
отзывчивый
помогает в беде
часто ссорится
вспыльчивый
скромный
общительный
ласковый
веселый
счастливый
наглый
внимательный
жадный
крикливый

Вашей команде нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям и наклеить их как лучи.

Ребята, а чего не хватает на нашей картине? Конечно, на Доброй земле должны петь птицы, цвести сады, потому что природа тоже радуется доброте. А если мы будем злыми и жестокими по отношению к природе, то и цветы все погибнут. Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась.
- Добравшись до Доброй земли, вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

Ребята, как вы думаете, где живёт доброта? (в наших сердцах)

Я надеюсь, что вырастете добрыми, вежливыми, справедливыми людьми. И эти качества будут такими же крепкими, как паутина.

Путь к доброте - нелёгкий, на нём человека ожидают и взлёты, и падения, и добро, и зло.

Покажите Ваши продукты деятельности

Итак, основное назначение человека - творить добро.

Я думаю, Новый год принесёт удачи, здоровья и мира во всём мире!!!

Говорят, под Новый год, что не пожелается, Всё всегда произойдет, всё всегда сбывается.

А давайте загадаем желания?

Вспомните цель , поставленную в начале занятия. Вернемся к теме классного часа. Теперь изменилось ваше понимание темы?

Ребята, как вы думаете, мы достигли результата на занятии? Почему так думаете?

Как бы вы оценили свою работу по шкале оценки?

А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Я тоже хочу сделать доброе дело и подарить вам на память сердечки, пусть они у вас будут талисманами добрых дел.

«Организация внеурочной деятельности»

(гражданско-патриотическое направление)

(мастер-класс)

Баронова Наталья Александровна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №2 им. Ю.К. Шхачемукова

а. Хатукай

Красногвардейского района

Республика Адыгея

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Наиболее часто используются следующие формы внеурочной деятельности младших школьников:

— классный час;

— проекты;

— праздники;

Соревнования;

— конкурсы;

— экскурсии;

— посещение выставок, театра, концертов;

встречи с интересными людьми;

беседы, просмотр фильмов, творческие задания туристско-краеведческая деятельность.

Внеурочное занятие по теме «Наша страна – Россия»

Задачи: показать разнообразие облика нашей страны, её многонациональность, рассмотреть национальные костюмы, поговорить о правах и обязанностях граждан России.

Оборудование: рабочие тетради, учебники, ММ-проектор, презентация “Наша страна-Россия”.

Ход

I. Сообщение темы и целей урока. Слайдовая презентация (вопросы и задания на слайдах).

1. Дети хором читают название (название вынесено на слайд). Слайд №1

— Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на нашем занятии?

— Как вы думаете, наша Республика Адыгея больше или меньше, чем Россия?

— А из чего может состоять наша страна? (Свою родину мы ещё называем родной землёй)

(2 слайд)

2. Карта на следующем слайде вынесена карта РФ, ученики рассматривают ее. Слайд № 3. Послушайте сказку (слушание сказки сопровождается рисунками и фотографиями на слайдах).

Сказка

Алёша гостил в деревне у бабушки. У бабушки был огромный старый сундук. Однажды бабушка взяла старый ржавый ключ и открыла сундук. “Надо достать оттуда старый ковёр. Пусть на верёвке во дворе повесит, да солнышке прогреется. Когда они развесили ковёр на верёвке, Алёша стал разглядывать ковёр. На нём шёлковыми нитями были вышиты поля, леса, реки, города с резными теремами и златоглавыми храмами. Какой ковёр интересный! Теперь таких не делают”, — подумал мальчик.

— Алёша, почисти ковёр, пожалуйста, — попросила бабушка.

Мальчик взял веник и ударил по ковру раз, другой…

— Ой, больно, ой, больно! – громко закричал ковёр. – Ты зачем меня бьёшь? Я ведь не простой ковёр, а волшебный. Я – ковёр-самолёт. Слышал о таком?

Алёша очень удивился. О ковре-самолёте он, конечно, слышал, но видеть такой ковёр ему не приходилось.

А ковёр захлопал крыльями, и, приподнявшись с верёвки, закружил по двору.

— Давненько я не летал.

Бабушка ушла по делам, а Алёша вернулся к ковру.

— Давай с тобой, ковёр-самолёт, полетаем немножко. Я тебе покажу Россию и нашу Республику Адыгею. Я здесь родился и вырос. Это моя родина!

— Это и моя родина! – отозвался ковёр-самолёт. Я эти места с давних пор люблю. Готовься к путешествию. Сначала полюбуемся на нашу малую родину, а потом я покажу тебе всю великую Россию. Ты даже представить себе не можешь, как огромна страна, в которой ты живёшь!

— Ковёр приподнялся с верёвки, покружил в воздухе над Алёшиным домом, а потом плавно опустился на лужайку во дворе.

— Садись, Алёша поудобнее, устраивайся.

Мальчик уселся на ковёр.

Ковёр плавно набрал высоту, покружился над рекой Белой, над горами, полями и лесами.

(Слайд №6, 7)

— Кстати у меня тут Баба-Яга знакомая живёт. Хочешь, залетим к ней в гости.

— А она меня не съест – спросил мальчик.

— Не съест, не съест! Она совсем не злая. (Слайд №8 с рис. Бабы Яги)

Ковер спустился вниз и оказался над избушкой Бабы-Яги. Старушка, видно, собравшись куда-то по своим делам, вылетела из избы. Она мастерски управляла ступой и ловко орудовала помелом, заметая невидимый след. Увидев ковер-самолет, Баба-Яга очень обрадовалась.

— О, старый знакомый! Сколько лет, сколько зим! Как живешь-поживаешь, как здоровье?

— Да здоровье-то мое ничего. Видишь — летаю! — гордо ответил ковер-самолет.

— Куда это ты с мальчишкой направляешься?

— Хочу ему Россию показать. А то некоторые в дальние страны рвутся, а своей-то страны и не видели. Полетишь с нами, Бабуся-Ягуся?

— Ой, да куда же я полечу-то в таком виде? — Баба-Яга смущенно показала на свой грязный передник и растрепанные седые волосы.

— А ты переоденься, причешись и тряхни стариной! — предложил ковер.

— И то правда. Давненько я на ковре-самолете не летала, все в ступе да в ступе. А в ступе далеко не улетишь! Подождите меня, я на минутку! — крикнула старуха и скрылась в избушке.

Алеша сошел с ковра, стал собирать малину, а ковер, развалившись на солнышке, отдыхал. Прошло с полчаса, наконец, Баба-Яга вышла из избушки.

В новом расшитом бусинками сарафане, в новых лаптях, с аккуратной прической она смотрелась очень нарядно.

(Слайд 9 с рис. преображённой Бабы Яги)

— Вот это краля! — восхищенно воскликнул ковер-самолет.

— Тебя и не узнать! Хоть на конкурс красоты или на бал!

Баба-Яга кокетливо поправила косынку на шее и уселась на ковре-самолёте.

— На курорт хочу! — капризно сказала старушка.

— К морю, к тёплому солнышку.

— Ну, к морю, так к морю,- согласился ковёр-самолёт . (На слайде №10 рис.)

Через минуту они оказались на берегу моря. Вдоль моря тянулся песчаный пляж. Смуглые курортники плескались в воде и загорали на прибрежном песке.

— Эх, жаль купальник дома забыла, а то бы сейчас искупалась, — вздохнула Баба-Яга.

— А я искупаюсь обязательно, — Алёша сбросил джинсы и футболку и побежал к морю. Наплававшись всласть, он вернулся к ковру.

— Как есть хочется, — сказал мальчик.

— А я вот яичек в палатке купила, только где бы нам их приготовить, — Баба-Яга призадумалась.

— В долине гейзеров, — ответил ковёр.

— А где это? – спросил Алёша.

Вопрос ученикам:

А вы знаете, где находится долина гейзеров?

— Ну, конечно, на Камчатке, в этом замечательном крае, где из-под земли бьют горячие фонтаны! – ковёр-самолёт уже приземлился там.

— Как красиво! Я и не знал, что в России есть такие красивые места,- восхищённо заметил Алёша. (Слайд №11)

— Ты много чего не видел. Вот есть люди, которые в чужеземные страны мечтают попасть, а своей-то родной земли и не знают! – сказал ковёр-самолёт.

— Ну да ладно, давайте еду готовить, — Баба-Яга опустила яйца в лунку с горячей водой и через несколько минут яйца были готовы. Путешественники с аппетитом подкрепились.

— Куда теперь полетим? – спросил ковёр.

— Я вернусь домой, в свою избушку на курьих ножках, — ответила Баба-Яга, — а то там мой кот без меня уже соскучился.

Ковёр-самолёт доставил Бабу-Ягу в лесную избушку и путешественники полетели дальше. С каждой секундой становилось всё холоднее, поднялся порывистый ветер.

Вопрос ученикам:

Как вы думаете, где оказались путешественники?

Вскоре под ковром заплескались огромные волны Северного Ледовитого океана.

— Ой, как холодно! – воскликнул Алёша, закутавшись в край ковра.

Он посмотрел вниз – теперь кругом расстилались только снега и льды. На одной голубовато-зелёной льдине мальчик заметил огромного белого медведя. Тот медленно брёл по снежным торосам. (Слайд№13 с фотографиями тундры, крайнего севера, белого медведя)

— Пора возвращаться домой, пока ты в ледяную сосульку не превратился, — ковёр развернулся.

Не успел Алёша согреться, как ковёр-самолёт оказался возле его дома. И вовремя! Скрипнула калитка, и во двор торопливо вошла бабушка. Мальчик спрыгнул на землю, а ковёр занял своё место на верёвке. Уже смеркалось, стал накрапывать дождик.

— Алёша, давай-ка снимем вещи с верёвки, да уберём назад в сундук, а то как бы их дождь не замочил.

А мы неплохо полетали, — шёпотом сказал ковёр.

— Замечательно! – тихо сказал Алёша. — А мы ещё куда-нибудь полетим?

— А как же! В России много удивительного, а твоё путешествие по ней только начинается.

Алёша снял с верёвки волшебный ковёр, свернул его и осторожно убрал в сундук.

Вопросы и задания на слайдах № 14,15:

    Где хранился ковёр-самолёт?

    Куда предложил полететь Алёша? Почему?

    Что ответил ковёр мальчику?

    Как называются реки и горы, над которыми пролетал ковер?

    Знаете ли вы названия российских рек, озёр, гор, городов? Назовите их.

    Где жила Баба-Яга?

    Где захотела побывать Баба-Яга?

    Где путешественники варили яйца?

    Где Алёша увидел белого медведя?

    Как вы думаете, все интересные места нашей Родины увидел Алёша?

    В каких местах нашей Родины хотели бы побывать вы? Почему?

4. Виды разных уголков России (на слайде№ 16, 17 фотографии триумфальной арки в Москве, Троице-Сергиевской лавры, русской равнины в Мещере, озера Байкал, Кавказкой Ривьеры, Волги в окрестностях Костромы, ледохода на Индигирке и др.)

Слайд №18 о населении России.

5. Рассматривание национальных костюмов (на слайдах № 19-21 фотографии).

Слайд №22 Вопрос ученикам:

Почему так говорят: “Народы нашей страны дружбой сильны?”

6. Права и обязанности, Конституция.

Слайд № 23 Вопросы ученикам:

— Как называется главный город нашей Родины?

Слайд №24

Кто президент страны? Кто глава республики Адыгея?

Чтение текста на слайде:

Каждый человек живёт в каком-то государстве, является её гражданином

Государство предоставляет ему права, которые записаны в Конституции России.

    Каждый человек имеет право на труд.

    Каждый гражданин имеет право на образование.

    Каждый человек имеет право получить помощь врача при заболевании.

По рис. на слайде № 26 дети рассказывают кем и как могут трудиться граждане России, кем работают их родители – право на труд.

Право на медицинскую помощь – ученики по рис. слайда № 27 рассказывают какую помощь получали они сами в больнице и школьном медпункте.

На слайде№ 28 фотографии учеников нашего класса на уроках в школе, дети рассказывают, где учатся их братья и сестры – право на образование.

Право на отдых дети рассказывают по рис. Слайда № 29 и по своему опыту, где и как отдыхают они, их родители.

Вывод: Каждый ребёнок тоже гражданин России. Государство защищает жизнь и здоровье детей.
Государство оплачивает ваше лечение и обучение.

Читают на слайде№ 30:

    Ребёнок имеет право носить фамилию своих родителей

    Жить и воспитываться в семье

    Общаться с родителями и другими родственниками

    Государство следит за тем, чтобы ваши права не нарушались

Вопрос детям на слайде № 31:

Почему так говорят: “От Родины теплом веет?”

Подберите слова-синонимы Родина (Отчизна, Отечество, Россия) – слова появляются на слайде.

Ответьте на вопросы слайд № 32:

    Как называется наша страна?

    Люди каких национальностей проживают в России?

    Как называется главный город России?

    Кто президент России?

    Как называется человек, проживающий в России?

II. Стихотворения о Родине

(Ученики вспоминают и читают наизусть стихи)

I II . Итог:

О чём говорили? Что узнали нового? Что понравилось?

Тест «Моя семья. Мой народ. Моё Отечество.»

    Что предназначалось для дорого гостя в кавказской семье?

а) внимание хозяев;

б) работа по дому;

в) уход за скотом.

    Что значит для народов Кавказа гостеприимство?

а) священный закон;

б) народная легенда;

в) сложные правила.

    Трое мужчин сидели за столом. Первый рассказывал, какие у него хорошие жена и дети. Второй хвастался своим богатством, а третий одобрительно отозвался о семье первого и похвалил второго. Какой из мужчин вырос на Кавказе?

а) первый;

б) второй;

в) третий.

    Как должны были вести себя при госте дети?

а) так, чтобы не беспокоить гостя;

б) чтобы понравиться гостю;

в) чтобы гость надолго запомнил их шалости.

    В каком ряду перечислены коренные народны Кавказа?

а) башкиры, коми, якуты;

б) чукчи, эвенки, удмурты;

в) адыги, аланы, лезгины

    На конкурсе в летнем лагере командам было предложено исполнить национальный танец. Дети из Адыгеи исполнили танец «Исламей». Дети из Осетии показали танец «Хонга Кафт». А дети из Ростовской области станцевали танец «Брейк – данс». Какая из команд не справилась с заданием конкурса?

а) команда из Адыгеи;

б) команда из Ростовской области;

в) команда из Осетии.

    Чем с детства должен гордиться человек?

а) своею принадлежностью к какой-то национальности;

б) своею принадлежностью к богатому обществу;

в) связями своих родителей.

6 «А» классе

Учитель: Чурикова Светлана Юрьевна

Тема: «Как сформировать свой характер?»

Тип урока: внеурочная деятельность.

Курс: «Моё портфолио».

Цель: формирование положительных черт характера и позитивного отношения к людям и окружающему миру.

Задачи:

  1. Дать возможность детям научиться самоанализу своих черт характера и поступков;
  2. Дать возможность детям научиться отличать положительные черты характера от отрицательных;
  3. Способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся;
  4. Изучать индивидуальные особенности детей посредством погружения их в ситуации морального выбора;

Используемые технологии: в рамках системно-деятельностного подхода используются информационно-коммуникационные технологии.

Наглядность, объяснительно-иллюстративный; словесный; поисковый; аналитический, репродуктивный, игровой.

Оборудование: компьютер, электронная доска, тканевый стенд, аудио-проигрыватель, колонки, раздаточный материал, музыкальное сопровождение, презентация на тему.

Форма проведения: классный час

Продолжительность : 1 урок (40 минут)


План урока

I. Организационный момент. Приветствие. (1 мин.)

II. Постановка целей урока и мотивация. (4 мин.)

III. Основная часть. Работа над темой. (10 мин.)

IV. Практическая часть урока. Задание 1. (5 мин.)

V. Практическая часть урока. Задание 2. Игра – «Прекрасный сад». (6 мин.)

VII. Практическая часть урока. Задание 3. «Мои недостатки» (5 мин.)

VII. Обобщающая часть урока. Выводы. Как сформировать свой характер? (8 мин.).

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока). (1 мин.)


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный

момент. Приветствие

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами встретились, чтобы провести классный час. И мы начнём наш классный час необычно.

Ребята приветствуют учителя.

2.Постановка учебной задачи.

Это этап мотивации и целеполагания.

Ребята формулируют тему урока – характер.

УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные

Метод : подводящий к теме диалог.

Посмотрите друг на друга. Скажите, пожалуйста, у нас есть что-то общее?

Т.е., можно сказать, что мы похожи друг на друга?

А можно сказать, что мы все одинаковые?

Правильно, ребята!, У нас у всех разные темпераменты, разный характер. Тема нашего классного часа

Ребята отвечают, что у нас у всех есть руки, ноги, голова, уши и т.д.

Да, похожи. Нет, не похожи (разные варианты ответов).

Нет, нельзя! Мы похожи, но мы не одинаковые. Мы все разные.

Чертами лица, вкусами, характером!

3. Основная часть. Работа над темой.

Определение понятий – характер, черты характера.

УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные.

Метод : лекция с просмотром слайдов презентации, беседа, дискуссия по теме.

Ребята, давайте познакомимся с понятием “характер”, подумаем, как можно выработать у себя те или иные черты характера.

Характер - в переводе с древнегреческого означает “чеканка”, “печать”. (Слайд 2)

В самом деле, с одной стороны жизнь чеканит, отливает характер человека, а с другой – характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека. Вам приходилось слышать, когда о ком-то говорят: «У него золотой характер»? Как вы думаете, что такое «золотой характер »?

А как бы вы охарактеризовали человека с «ужасным характером »?

Правильно! Молодцы! (Слайд 3)

Наш характер – это проявление того, как мы привыкли поступать, относиться к людям, разрешать спорные вопросы и конфликты. Например, кто-то старается выполнять свою работу на совесть, а кто-то как попало.

Когда говорят «он добродушен, внимателен» - это характеристика отношения человека к другим людям.

У каждого человека свой характер, он, как в зеркале отражается в его поступках .

Восточная пословица гласит (Слайд 4) :

Конечно, и трусливый человек может совершить решительный поступок, а вежливый нагрубить. Но все-таки смелым или грубым мы называем только того человека, для которого такое поведение типично.

Ребята, а как вы думаете, сколько насчитывается черт характера?

Психологи подсчитали: около 1300 наименований черт характера, т.е., составляя словесный портрет человека, можно назвать, не повторяя, более тысячи качеств (Слайд 5) .

Одни из них помогают их владельцу, другие способны отравить жизнь не только хозяину, но и окружающим.

Ребята,какие черты характера вы знаете? (Слайд 6)

золотой характер » (добрый, умный, терпеливый, вежливый и т.д.)

Ребята называют черты, характеризующие «ужасный характер » (злой, глупый, грубый и т.д.)

Ребята предлагают свои варианты

Ребята называют разные черты характера.

4. Практическая часть урока.

Задание 1 – распредели черты характера на положительные и отрицательные .

УУД: самоанализ, познавательные, регулятивные.

Результатом этого этапа является усвоение различий между положительными и отрицательными чертами характера. Это этап реализации, практических навыков ребят, основанных на собственном жизненном опыте.

Метод : работа у доски и на местах.

положительные отрицательные ), чтобы получилось два столбика. (Слайд 6)

Скажите, пожалуйста, а бывают люди только с положительными чертами характера или только с отрицательными?

Характер человека, словно цветочный букет, состоит из множества черт характера – как положительных, так и отрицательных (Слайд 7) .

Двое добровольцев выходят к доске: один записывает в столбик положительные черты характера, а другой – отрицательные .

Нет, не бывает.

5. Практическая часть урока.

Игра – «Прекрасный сад»

Задание 2 – напишите на каждом лепестке цветов положительные качества вашего характера

УУД: самоанализ

Метод : игра.

Ребята, подумайте, пожалуйста, какие положительные черты характера присущи вам? Возьмите цветы и напишите на каждом лепестке ваши положительные качества характера.

Я приглашаю всех принять участие в создании «Прекрасного сада» .

Ребята, полюбуйтесь, какой получился у нас «прекрасный сад». Какие прекрасные качества характера вы записали на лепестках.

Дети работают с заготовками цветов, записывая положительные качества своего характера на лепестках.

Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок на «поляну».

6. Практическая часть урока.

Упражнение - «Мои недостатки»

Задание 3 – обведите свою руку, напишите на каждом пальце отрицательные качества вашего характера

УУД: самоанализ

Метод : дискуссия по теме, игра.

А теперь я бы предложила вам выполнить упражнение «Мои недостатки».

У каждого человека есть свои недостатки.

Что же такое – недостаток ? (Слайд 8)

Недостаток – это положительное качество, которое недостаточно развито. Например, если ты ленив – значит, тебе недостаёт прилежания, старания, усидчивости, ответственности. Если ты не дружелюбен – значит, тебе не хватает дружелюбия.

Попробуйте оценить себя честно.

Возьмите лист бумаги, обведите контур своей руки и на каждом пальце напишите то качество, которое вы бы хотели в себе изменить или исправить.

Молодцы! Оставьте эти листики себе, чтобы знать, над какими качествами характера вам нужно работать.

Ребята предлагают свои варианты ответов.

Ребята выполняют задание: обводят карандашом свою руку на листе бумаги, записывают на каждом пальце отрицательные качества своего характера.

7. Обобщающая часть урока. Выводы.

Как сформировать свой характер?

УУД: догадка, анализ, обращение к собственному жизненному опыту ребят, выводы из полученной на уроке информации.

Метод : беседа, с наводящими вопросами, дискуссия, погружение ребят в ситуацию нравственного выбора. Показ слайдов на тему.

Скажите, а что влияет на формирование нашего характера? Тогда мы поймём, как можно исправить какие-то качества характера или воспитать в себе положительные качества?

Правильно! Наш характер формируют (Слайд 9 ):

Семья; - сад, школа; друзья;- общество.

(Слайд 10)

С младенчества мы находимся в семье и перед нами пример поведения наших родных. Значит, для воспитания характера нужен:

1) положительный пример .

2) обучение . А обучение – это повторение . Значит, для выработки определённых черт характера нужно

3) регулярное повторение каких-то поступков, чтобы они вошли в привычку . Например, выработать в себе привычку здороваться, чтобы приобрести такое качество характера, как – вежливость.

(Слайд 12)

Друзья тоже служат для нас 4) нравственным ориентиром : мы можем видеть недостатки друзей или их положительные качества. О недостатках мы сообщаем друзьям, чтобы они могли их исправить, поработать над этими качествами, а положительные черты можем взять себе на вооружение и постараться выработать в себе такие же качества.

(Слайд 13)

Общество тоже служит для нас нравственным ориентиром – чтобы мы понимали, что мы делаем хорошо, а что – плохо. Например, в автобусе мальчик не уступил место старенькой бабушке – это хорошо или плохо? Общество помогает понять этому мальчику, что он поступил плохо. Значит, в следующий раз он уступит место.

(Слайд 14)

И конечно, для воспитания положительных черт характера требуется 5) положительный стимул – это .

Ребята предлагают свои варианты ответов:

Общество и т.д.

Ребята вступают в дискуссию по теме.

Пример родных.

Обучение, повторение, привычка.

Осуждение или одобрение поступков своих товарищей.

Мальчик поступил плохо, не уступив старушке место. В следующий раз он исправится.

8. Рефлексия деятельности.

Итог урока.

(Слайд 15)

Итак, наш урок подошёл к концу. Ребята, всё в ваших руках. Теперь вы знаете, что такое характер и как над ним работать.

Вам понравился урок?

Спасибо, всем за участие.

Да. (большой палец вверх)

Нет. (большой палец вниз)

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по внеурочной деятельности (ФГОС) в

6 «А» классе

Учитель: Чурикова Светлана Юрьевна

Тема: « Как сформировать свой характер?»

Тип урока: внеурочная деятельность.

Курс: «Моё портфолио».

Цель: формирование положительных черт характера и позитивного отношения к людям и окружающему миру.

Задачи:

  1. Дать возможность детям научиться самоанализу своих черт характера и поступков;
  2. Дать возможность детям научиться отличать положительные черты характера от отрицательных;
  3. Способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся;
  4. Изучать индивидуальные особенности детей посредством погружения их в ситуации морального выбора;

Используемые технологии: в рамках системно-деятельностного подхода используются информационно-коммуникационные технологии.

Используемые методы обучения: наглядность, объяснительно-иллюстративный; словесный; поисковый; аналитический, репродуктивный, игровой.

Оборудование: компьютер, электронная доска, тканевый стенд, аудио-проигрыватель, колонки, раздаточный материал, музыкальное сопровождение, презентация на тему.

Форма проведения: классный час

Продолжительность: 1 урок (40 минут)

План урока

I. Организационный момент. Приветствие. (1 мин.)

II. Постановка целей урока и мотивация. (4 мин.)

III. Основная часть. Работа над темой. (10 мин.)

IV. Практическая часть урока. Задание 1. (5 мин.)

V. Практическая часть урока. Задание 2. Игра – «Прекрасный сад». (6 мин.)

VII. Практическая часть урока. Задание 3. «Мои недостатки» (5 мин.)

VII. Обобщающая часть урока. Выводы. Как сформировать свой характер? (8 мин.).

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока). (1 мин.)

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный

момент. Приветствие

(1 мин.)

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами встретились, чтобы провести классный час. И мы начнём наш классный час необычно.

Ребята приветствуют учителя.

2.Постановка учебной задачи.

(4 мин.)

Это этап мотивации и целеполагания.

Ребята формулируют тему урока – характер.

УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные

Метод : подводящий к теме диалог.

Посмотрите друг на друга. Скажите, пожалуйста, у нас есть что-то общее?

Т.е., можно сказать, что мы похожи друг на друга?

А можно сказать, что мы все одинаковые?

А чем мы отличаемся друг от друга?

Правильно, ребята!, У нас у всех разные темпераменты, разный характер. Тема нашего классного часа «Как сформировать свой характер?» (Слайд 1).

Ребята отвечают, что у нас у всех есть руки, ноги, голова, уши и т.д.

Да, похожи. Нет, не похожи (разные варианты ответов).

Нет, нельзя! Мы похожи, но мы не одинаковые. Мы все разные.

Чертами лица, вкусами, характером!

3. Основная часть. Работа над темой.

(10 мин.)

Определение понятий – характер, черты характера.

УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные.

Метод : лекция с просмотром слайдов презентации, беседа, дискуссия по теме.

Ребята, давайте познакомимся с понятием “характер”, подумаем, как можно выработать у себя те или иные черты характера.

Характер - в переводе с древнегреческого означает “чеканка”, “печать”. (Слайд 2)

В самом деле, с одной стороны жизнь чеканит, отливает характер человека, а с другой – характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека. Вам приходилось слышать, когда о ком-то говорят: «У него золотой характер»? Как вы думаете, что такое « золотой характер »?

А как бы вы охарактеризовали человека с « ужасным характером »?

Правильно! Молодцы! (Слайд 3)

Наш характер – это проявление того, как мы привыкли поступать, относиться к людям, разрешать спорные вопросы и конфликты. Например, кто-то старается выполнять свою работу на совесть, а кто-то как попало.

Когда говорят «он добродушен, внимателен» - это характеристика отношения человека к другим людям.

У каждого человека свой характер, он, как в зеркале отражается в его поступках (Слайд 4) .

Восточная пословица гласит (Слайд 5) :

«ПОСЕЕШЬ ПОСТУПОК – ПОЖНЁШЬ ПРИВЫЧКУ,

ПОСЕЕШЬ ПРИВЫЧКУ – ПОЖНЁШЬ ХАРАКТЕР,

ПОСЕЕШЬ ХАРАКТЕР – ПОЖНЁШЬ СУДЬБУ»

Конечно, и трусливый человек может совершить решительный поступок, а вежливый нагрубить. Но все-таки смелым или грубым мы называем только того человека, для которого такое поведение типично.

Ребята, а как вы думаете, сколько насчитывается черт характера?

Психологи подсчитали: около 1300 наименований черт характера, т.е., составляя словесный портрет человека, можно назвать, не повторяя, более тысячи качеств (Слайд 6) .

Одни из них помогают их владельцу, другие способны отравить жизнь не только хозяину, но и окружающим.

Ребята,какие черты характера вы знаете? (Слайд 7)

Аккуратность, доброта, дружелюбие, замкнутость, жадность, безответственность, находчивость, жизнерадостность, отзывчивость, завистливость, исполнительность, общительность, скромность, трудолюбие, вежливость, смелость, равнодушие, ответственность, щедрость, упрямство, неряшливость, умение прощать, смелость, капризность, опрятность, честность, зазнайство, благодарность, хитрость, гордость, ум, обидчивость, общительность, трудолюбие, хороший вкус, терпеливость, эгоизм, мужество, лень, предательство, верность, смекалка, трусость, забывчивость, исполнительность, заботливость, пунктуальность, неусидчивость, усидчивость, отвага, грубость, щедрость, грусть, справедливость, любознательность, беспечность и т.д.

золотой характер » (добрый, умный, терпеливый, вежливый и т.д.)

Ребята называют черты, характеризующие « ужасный характер » (злой, глупый, грубый и т.д.)

Ребята предлагают свои варианты

Ребята называют разные черты характера.

4. Практическая часть урока.

(5 мин.)

Задание 1 – распредели черты характера на положительные и отрицательные .

УУД: самоанализ, познавательные, регулятивные.

Результатом этого этапа является усвоение различий между положительными и отрицательными чертами характера. Это этап реализации, практических навыков ребят, основанных на собственном жизненном опыте.

Метод : работа у доски и на местах.

Ребята, разделите, пожалуйста, черты характера на те, которые помогают вам в жизни (положительные ), и на те, которые мешают вам в жизни (отрицательные ), чтобы получилось два столбика. (Слайд 7)

Молодцы!

Скажите, пожалуйста, а бывают люди только с положительными чертами характера или только с отрицательными?

Характер человека, словно цветочный букет, состоит из множества черт характера – как положительных, так и отрицательных (Слайд 8) .

Двое добровольцев выходят к доске: один записывает в столбик положительные черты характера, а другой – отрицательные .

Нет, не бывает.

5. Практическая часть урока.

Игра – «Прекрасный сад»

(6 мин.)

Задание 2 – напишите на каждом лепестке цветов положительные качества вашего характера

Дети заранее выполнили заготовки цветов.

УУД: самоанализ

Метод : игра.

Ребята, подумайте, пожалуйста, какие положительные черты характера присущи вам? Возьмите цветы и напишите на каждом лепестке ваши положительные качества характера.

Я приглашаю всех принять участие в создании «Прекрасного сада» (Слайд 9) .

Участникам предлагается взять свой цветок. Ведущий подготавливает стенд из однотонной ткани, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.

В это время звучит музыкальный фон для «Прекрасного сада».

Ребята, полюбуйтесь, какой получился у нас «прекрасный сад». Какие прекрасные качества характера вы записали на лепестках.

Дети работают с заготовками цветов, записывая положительные качества своего характера на лепестках.

Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок на «поляну».

6. Практическая часть урока.

Упражнение - «Мои недостатки»

(5 мин.)

Задание 3 – обведите свою руку, напишите на каждом пальце отрицательные качества вашего характера

УУД: самоанализ

Метод : дискуссия по теме, игра.

А теперь я бы предложила вам выполнить упражнение «Мои недостатки» (Слайд 10).

У каждого человека есть свои недостатки.

Что же такое – недостаток ? (Слайд 11)

Недостаток – это положительное качество, которое недостаточно развито. Например, если ты ленив – значит, тебе недостаёт прилежания, старания, усидчивости, ответственности. Если ты не дружелюбен – значит, тебе не хватает дружелюбия.

Попробуйте оценить себя честно.

Возьмите лист бумаги, обведите контур своей руки и на каждом пальце напишите то качество, которое вы бы хотели в себе изменить или исправить.

Молодцы! Оставьте эти листики себе, чтобы знать, над какими качествами характера вам нужно работать.

Ребята предлагают свои варианты ответов.

Ребята выполняют задание: обводят карандашом свою руку на листе бумаги, записывают на каждом пальце отрицательные качества своего характера.

7. Обобщающая часть урока. Выводы.

Как сформировать свой характер?

(8 мин.)

УУД: догадка, анализ, обращение к собственному жизненному опыту ребят, выводы из полученной на уроке информации.

Метод : беседа, с наводящими вопросами, дискуссия, погружение ребят в ситуацию нравственного выбора. Показ слайдов на тему.

Скажите, а что влияет на формирование нашего характера? Тогда мы поймём, как можно исправить какие-то качества характера или воспитать в себе положительные качества? (Слайд 12)

Правильно! Наш характер формируют:

Семья; - сад, школа; друзья;- общество.

(Слайд 13)

С младенчества мы находимся в семье и перед нами пример поведения наших родных. Значит, для воспитания характера нужен:

1) положительный пример .

2) обучение . А обучение – это повторение . Значит, для выработки определённых черт характера нужно

3) регулярное повторение каких-то поступков, чтобы они вошли в привычку . Например, выработать в себе привычку здороваться, чтобы приобрести такое качество характера, как – вежливость.

(Слайд 15)

Друзья тоже служат для нас 4) нравственным ориентиром : мы можем видеть недостатки друзей или их положительные качества. О недостатках мы сообщаем друзьям, чтобы они могли их исправить, поработать над этими качествами, а положительные черты можем взять себе на вооружение и постараться выработать в себе такие же качества.

(Слайд 16)

Общество тоже служит для нас нравственным ориентиром – чтобы мы понимали, что мы делаем хорошо, а что – плохо. Например, в автобусе мальчик не уступил место старенькой бабушке – это хорошо или плохо? Общество помогает понять этому мальчику, что он поступил плохо. Значит, в следующий раз он уступит место.

(Слайд 17)

И конечно, для воспитания положительных черт характера требуется 5) положительный стимул – это любовь своей семьи, поддержка друзей, поощрение учителей, одобрение общества .

Ребята предлагают свои варианты ответов:

Семья

Школа

Друзья

Общество и т.д.

Ребята вступают в дискуссию по теме.

Пример родных.

Обучение, повторение, привычка.

Осуждение или одобрение поступков своих товарищей.

Мальчик поступил плохо, не уступив старушке место. В следующий раз он исправится.

8. Рефлексия деятельности.

(1 мин.)

Итог урока.

(Слайд 18)

Итак, наш урок подошёл к концу. Ребята, всё в ваших руках. Теперь вы знаете, что такое характер и как над ним работать.

Вам понравился урок?

Спасибо, всем за участие.

Да . (большой палец вверх)

Нет . (большой палец вниз)


Конспект занятия по внеурочной деятельности на тему: "Вежливые слова. Просьба"

Описание работы: занятие содержит упражнения в употреблении вежливых слов, небольшие инсценировки, иллюстрирующие важность "волшебных слов", детям предлагается проанализировать ситуации и выяснить, как нужно поступать вежливо; дети узнают и систематизируют знания о различии просьбы и приказа. Данное занятие предназначено для реализации внеурочной деятельности социального, научно-познавательного направления в соответствии с ФГОС НОО ; материал занятия направлен на развитие коммуникативных навыков у младших школьников.
Годлевская Наталья Борисовна, студентка группы Ш-31 ГБОУ СПО "Ейский педагогический колледж"
Тип занятия: комбинированный.
Технология занятия: игровая, коллективного взаимодействия.
Образовательная цель: научить употреблять различные средства выражения вежливости; познакомить с этикетными выражениями просьбы; научить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения просьбы; пользоваться интонацией как средством вежливого обращения просьбы.
Развивающая цель: развивать речь детей, мышление, словарный запас.
Воспитательная цель: воспитывать культуру общения, культуру поведения в обществе, сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
2) формирование мотивации к обучению и познанию
3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
4) формирование уважительного отношения к иному мнению
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
Познавательные УУД:
1) осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире и людей.
2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи
3) установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме
2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач
3) формирования умения слушать и вступать в диалог.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация (содержание слайдов указано в ходе занятия)

Ход занятия

Учитель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришёл гость кот Леопольд. Кот Леопольд хочет рассказать вам о очень важном качестве любого воспитанного человека. Сравните две ситуации:
1) Денис сказал:
– Никита, дай карандаш, и побыстрее.
2) Саша попросил:
– Никита, дай мне, пожалуйста, карандаш, а то мой сломался.
Учитель: Скажите, чем отличаются эти просьбы? (первая невежливая, а вторая вежливая)
Как вы думаете, кому Никита даст карандаш? Почему? Поднимите руку, кто уже догадался, о чём вам расскажет кот Леопольд.
Учитель: Сегодня вы узнаете о вежливых словах и о том, как правильно высказать просьбу. Ребята, а что значит вежливый?

Вежливый - соблюдающий правила приличия, воспитанный

Учитель: А где должны соблюдаться привила приличия? (везде) Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. Раньше слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия и формы выражения доброго отношения к людям.
Учитель: Ребята, подумайте, как можно проявлять вежливость? (жесты, мимика, вежливые слова) Какие вежливые слова вы знаете? Чтобы лучше вспомнить вежливые слова, мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Кто знает ответ – поднимает руку.

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья!)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини!)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо!)
Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…» (Браво!)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…» (Будь здорова!)

Учитель: Молодцы! Ребята вежливые слова называют ещё волшебными. А почему их так называют? С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека. Послушайте рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово», и приготовьтесь отвечать на вопросы.

Валентина Осеева "Волшебное слово"

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
– Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край.

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались, и, снимая руку со стола, она смущенно пробормотала:
– Ка-кую тебе?
– Мне синюю, – робко сказал Павлик.
Он взял краску, подержал ее в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
– Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.
Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
– Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.


Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки.
«Волшебник! Волшебник!» – повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
– Возьми меня, пожалуйста.
За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
– Возьми его, – вдруг сказала сестра. – Что тебе стоит!
– Ну, отчего же не взять? – улыбнулась бабушка. – Конечно, возьми.
– Пожалуйста, – повторил Павлик.
Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
– Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
«Помогло! Опять помогло!»
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.


Учитель: Почему Павлику хотел убежать из дома?
Чем он был расстроен?
Какое волшебное слово старик сказал Павлику?
Как нужно говорить волшебное слово? (глядя прямо в глаза, тихим голосом)
Как помогло Павлику волшебное слово?
Почему Павлик захотел вернуться к старику?
Учитель: Слово оказалось по-настоящему волшебным. Ребята, поднимите руку те, кому уже приходилось просить о чём-то. А что такое просьба?

Просьба – вежливое обращение к кому-либо, призывающее сделать что-либо.

Учитель: Ребята, как можно выразить просьбу? (жесты, мимика, слова) Сейчас двое из вас покажут сценку, а вам нужно будет её озвучить. (перед занятием учитель предупреждает двух ребят)
Сценка: Стоит стул, на котором сидит один из учеников. Один без слов просит другого уступить место.
Учитель: С помощью чего была выражена просьба? Как её выразить с помощью слов? Сейчас двое из вас покажут эту сценку, только со словами.
Учитель: А теперь ещё двое покажут и со словами, и с жестами.
Учитель: Ребята, кот Леопольд приготовил для вас «Словарики вежливых слов». (Приложение 1) Дежурные раздайте по одному словарику каждому. Прочитайте вежливые слова про себя. Чтение вслух слов первого столбика. Чтение вслух слов второго столбика.


Учитель: Какие слова вы раньше не употребляли в своей речи? Составим предложения-просьбы с этими словосочетаниями. Составим словосочетание с первым словом, вторым и т.д. с опорой на словарик вежливых слов.
Учитель: Ребята, как вы думаете, после этих слов хочется выполнить просьбу? Сейчас будем учиться грамотно выражать обращение с просьбой. А поможет нам в этом план.

План:
1. Обращение.
2. Просьба помочь.
3. Благодарность.

Учитель: В этой последовательности должны строиться обращение с просьбой. С чего начнем? Если это ваш ровесник, то обратимся к нему по имени. А если взрослый человек - по имени и отчеству. Дальше сама просьба. Что обязательно должно быть в просьбе? (волшебное слово) И когда нам ответят согласием, мы должны поблагодарить человека.
Учитель: Сейчас каждый выберет, к кому он обратится с просьбой, проговорит её про себя, а затем озвучит её. Кто будет готов – поднимет руку. У вас есть 1 минута.
Учитель: Молодцы. А теперь послушайте отрывок, и определите, из какой он сказки.

Тогда девочка сказала ему строго:
-Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.


Учитель: Из какой сказки этот отрывок? Это отрывок из сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». Определите, просьбу ли использовала Мальвина при беседе с Буратино. Так что же использовала Мальвина, обращаясь к Буратино? (приказ) Какие она использовала слова? Чем отличается приказ от просьбы?
На слайд выводятся различия просьбы и приказа


Учитель: Прочитайте, как строятся приказ и просьба про себя. В просьбе присутствуют волшебные слова, а в приказе? (Нет)
Просьбу произносят тихим голосом, глядя прямо в глаза, а приказ? (Строгой, повелительной интонацией.)
Просьба выполняется по желанию, а приказ? (Выполняется обязательно.)
Учитель: А теперь вернемся к отрывку из сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино». Как же надо было сказать Мальвине, чтобы Буратино захотел все выполнить? Исправьте слова Мальвины.
Учитель: Сейчас разыграем сценку. В сценке Мальвина будет использовать просьбу, а не приказ, а Буратино выполнит просьбу Мальвины.
Учитель: Увидеть разницу между просьбой и приказом поможет нам отрывок из мультфильма «Возвращение блудного попугая».
Учитель: Кто произносил приказ? А кто просьбу?
Учитель: Вежливость проявляется не только в словах, но и на деле. Послушайте несколько ситуаций, и определите, кто поступает вежливо, а кто нет.
Ситуация 1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?».
Вопросы: Ответит ли прохожий мальчику? Исправьте ситуацию так, чтобы в ней прозвучала вежливая просьба.
Ситуация 2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись.
Вопросы: Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11 лет?
Ситуация 3. Учительница задала вопрос классу. Аня знает ответ и, как и положено ученице подняла руку для ответа. А Стёпа выкрикнул ответ, не дав ответить другим ребятам.
Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Стёпе?
Ситуация 4. На перемене учительница разговаривала с учительницей из параллельного класса. А Оле срочно нужно было что-то спросить, и она перебила разговор.
Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Оле?
Ситуация 5. Петя пришёл на день рождения к Кате. Петя подготовил слова для поздравления, но Катя сразу же с порога выхватила из рук Пети подарок и начала снимать обёртку, ещё не пригласив гостя в дом.
Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Кате?
Учитель: Вот и подошло к концу наше занятие.
1. С чем сегодня познакомил вас кот Леопольд?
2. Как правильно составить просьбу?
3. Назовите вежливые слова.

Одной из главных новаций введения ФГОС стала необходимость пересмотра процесса организации внеучебной работы школьников. — комплекс видов активности (кроме обучения), реализация которых способствует успешному освоению детьми основной образовательной программы — позволяет гарантировать достижение ряда задач, к числу которых относятся следующие:

Максимально допустимое количество часов, отводимых под внеучебную деятельность согласно ФГОС

Основной документ планирования используется в качестве опорного акта при анализе внеучебной активности за прошедший год, поэтому от качества его составления зависит не только результативность работы педагогического состава, но и эффективность итогового мониторинга.

При планировании активности учащихся во внеурочное время следует учитывать следующие факторы:

  1. Доля аудиторных занятий не должна превышать 50 % общего показателя досугового времяпровождения.
  2. Внеучебная работа должна характеризоваться ориентированностью на программные требования и познавательные потребности детей.
  3. Время, отведенное на содержательный досуг, не зависит от показателей максимально допустимой учебной нагрузки школьников.
  4. Внеурочную активность следует реализовать в формах, отличных от традиционных урочных.
  5. Реализацию основного образовательного комплекса и досуговых занятий необходимо разделять динамической паузой, продолжительностью от 40 минут.
  6. В систему внеурочной активности должны включаться как регулярные занятия, так и интенсивы — содержательно насыщенные, сложные формы организации досуга (экспедиции, походы, экскурсии).
  7. Комплектование групп для разных видов деятельности должно производиться не по возрастному принципу, а в соответствии с интересами учащихся. Численность группы не должна превышать 15 человек. В случаях, когда количество желающих значительно превышает показатели комплектности, при наличии кадровых и материально-технических ресурсов рекомендуется деление одного класса-комплекта на подгруппы.

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программное обеспечение комплекса внеурочной работы составляется на основе примерных программ, адаптированных с учетом особенностей функционирования школы, или на базе авторских разработок педагогического коллектива. Допускается использование двух типов программ, соответствующих индивидуальным и возрастным особенностям учащихся:

  • методические рекомендации, разработанные для школьников определенной возрастной группы ;
  • комплексные программы, рассчитанные на весь период обучения. Такие программные документы разделяются на этапы в соответствии со ступенями обучения.

Содержание выбранной программы организации внеурочной деятельности по ФГОС должно отражать особенности содержательного досуга, цели и задачи внеучебной работы, планируемые результаты. В случае обеспечения реализации в школе внеурочной работы по нескольким направлениям, в главном методическом документе важно отразить модули, соответствующие различным направлениям обучения и воспитания.

Количество внеаудиторных и аудиторных занятий (которые не должны превышать 50 % от общего числа деятельности) — еще один важный пункт программного содержания, которое может реализоваться как в отдельном классе, так и в учебных группах, составленных в соответствии с интересами школьников.

Проработанная программа внеучебной активности утверждается на педагогическом совете и заверяется руководителем образовательной организации.

Рабочая программа внеурочной деятельности

В ходе методической разработки содержания досуга учащихся школы педагоги часто сталкиваются с необходимостью адаптации и проработки нескольких программных документов, что позволяет максимально удовлетворить социальный заказ и создать в образовательном учреждении комплекс дополнительного образования.

В современной педагогической науке принято выделять такие типы программ по внеучебной деятельности:

  1. Методические разработки, посвященные обучению по одному направлению (например, общешкольная программа по туристической деятельности , содержащая рекомендации по работе с разными возрастными группами детей).
  2. Комплексные программы, реализуемые с целью обеспечения перевода внеучебной деятельности на качественно новый уровень.
  3. Тематические рабочие программы по ведению внеурочной деятельности , предусматривающие ведение учебно-воспитательной работы по ряду проблемных вопросов.
  4. Программные разработки, используемые для оказания помощи школьникам в достижении определенного уровня знаний и умений (например, осознания базовых правил поведения в социуме).
  5. Возрастные, составляемые с учетом возрастного фактора.
  6. Авторские программы, отражающие региональные особенности, индивидуальные образовательные потребности детей или приоритетные направления развития ОУ.

Внеурочная деятельность в начальной школе

Взаимодействие с детьми во внеурочное время в начальной школе имеет особую значимость в виду необходимости приобщения младших школьников к всесторонней образовательной работе. По сути, именно от усилий ответственного учителя часто зависит уровень учебной мотивации и активности подрастающего поколения, открытость всему новому, готовность пускаться в образовательные эксперименты, пробовать себя в разных видах досуговой деятельности.

Специалисты службы психологической поддержки отмечают, что внеурочное время создает оптимальные условия для облегчения процесса адаптации младшего школьника к новым условиям жизни. В ходе участия в досуговых видах активности малыши знакомятся друг с другом и учителем, проявляют разные грани своего таланта, преодолевают скованность и стеснение. Поэтому важно, чтобы организация внеурочной досуговой деятельности в начальной школе была подчинена следующим принципам:

  1. Принцип учета возрастных и индивидуальных факторов.
  2. Принцип обеспечения коммуникативной активности.
  3. Сохранение преемственности между основной и внеурочной образовательной работой.
  4. Принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм взаимодействия.
  5. Принцип добровольности участия.
  6. Принцип занимательности и новизны содержания учебного материала.

Внеурочная деятельность младших школьников

Досуговая работа в начальной школе отличается об базового компонента внеучебной активности простотой организационной структуры, что вызвано несформированностью интересов младших школьников. Практически занятия, которые проводятся вне базисного образовательного блока, можно разделить на две категории:

Смена обстановки благотворно сказывается на активности учащихся, поэтому работу в классе следует организовывать по принципам, качественно отличимых от урочных. Неожиданно положительный эффект может дать даже перестановка классной мебели, выполненная по одной из представленных схем:

Использование нетрадиционных педагогических практик, новаторских образовательных решений позволяет создать атмосферу творчества, достичь базовых целей организации внеурочной деятельности и содержательного досуга младших школьников :

  1. Обеспечить процесс успешной адаптации детей в начальной школе.
  2. Повысить уровень мотивации к обучению, активному познанию окружающего мира, ведению творческих поисков .
  3. Сформировать положительные качества личности, обеспечить высокий нравственный и культурный уровень учащихся.
  4. Обеспечить положительный эмоциональный микроклимат в классном коллективе.

Анализ внеурочной деятельности

Функционирование комплекса досуговой деятельности в школе не должно быть хаотичным и разрозненным. В свете необходимости систематического совершенствования организации и осуществления внеучебной педагогической работы в конце учебного года целесообразно проводить мониторинг, позволяющий выявить уровень востребованности кружковой и секционной работы, отношение школьников и их родителей к предложенным видам активности, определить особенности актуального социального заказа.

На основе результатов проведенного мониторинга составляется анализ школьной внеурочной деятельности — базовый отчетный документ, который может быть составлен в описательной форме с включением графиков и таблиц. В структуру данного документа следует включить следующие подразделы:

  1. Перечень регулярных занятий (кружков, секций) и интенсивов (походов, выездных экскурсий), проведенных в течение года.
  2. Сравнение показателей вовлеченности учащихся во внеучебную работу за прошедший и нынешний учебные годы. Анализ результатов.
  3. Данные опроса детей и родителей, на основе которых можно выявить наиболее востребованные формы и виды дополнительного образования.
  4. Результаты комплекса внеурочной деятельности (данные оценивания, список достижений учащихся).
  5. Разработки маршрутных листов по совершенствованию внеурочного образовательного комплекса.