Общие сведения. От рима до рутула Рутулец национальность

— это коренное население Республики Дагестан. Сами Рутульцы называют себя МыхIабыр по наименованию села Рутул МыхIа . В основном Рутульцы проживают на территории Рутульского района, расположенного на юго-западе Республики Дагестан в долине реки Самур. Рутульский район был образован в Советское время правительством Дагестана в 1929году. На северо — западе Рутульский район граничит с Чародинским и Тляратинским районами, на севере с Лакским, на северо — востоке с Кулинским, на востоке с Курахским и Агульским районами, на юго — востоке с Ахтынским районом и на юго — западе его с Азербайджанской Республикой отделяет Главный Кавказский хребет.

Помимо этого представители этой малочисленной народности заселяют и территории Бабаюртовского района, Кизлярского района, а также Шекинского и Кахского района Республики Азербайджан.

Официально численность Рутульцев в мире насчитывает около 60 000 человек. По данным переписи, которая проводилась в России в 2010 году, на территории Российской Федерации проживает около 35000 Рутульцев, из них в Дагестане около 28000 людей. По оценкам специалистов около 1000 Рутульцев проживают на территории Азербайджана. Численность Рутульцев неуклонно растёт. Об этом можно судить по результатам переписей, которые проводились как в советский период так и в период Российской Федерации.

Родным языком Рутульцев считается Рутульский язык. Он относится к группе Нахско-Дагестанских языков. Рутульский язык имеет несколько диалектов. Это Шиназский, Мюхрекский, Ихрекский, Борчинский и Рутульский. В некоторых аулах одно и то же слово иногда выговаривается по разному. Например: в с. Рутул слово «Кушай» одни произносят как «уле», а другие как «иле». И таких примеров много.

Практически во всех аулах разговаривают на разных диалектах Рутульского языка. Единственным лезгиноязычным аулом в Рутульском районе является с. Хлют, где основным языком является Лезгинский язык.

Аулы Рутульского района в основном расположены вдоль берега реки Самур, а также на берегах мелких речек впадающих в реку Самур. Это села: , Кала, Куфа, Лучек, Амсар, Шиназ, Ихрек, Мюхрек, Хлют, Киче, Кина, Джилихур, Верхний Катрух, Нижний Катрух, Хнюх, Мишлеш, Цудик, Кусур, Хнюх, Согют, Курдул.

Два аула расположены в долине реки Ахтычай. Это аулы Борч и Хнов. К тому же, территория на котором расположен аул Хнов является территорией Ахтынского района, но проживают там .

Село Новый Борч также входит в состав Муниципального образования «Рутульский район». Расположено оно в Бабаюртовском районе на севере Республики Дагестан. В этом селе преимущественно проживают переселенцы из высокогорных аулов Рутульского района.

Что касается ранней истории Рутульцев, то о ней мало что известно. Считается, что в Албанский племенной союз входили и Рутульцы. Это было в I тысячелетии до н.э. и тогда эти племена назывались Гаргарейцы . Всего в этот союз входило 26 племён.

До присоединения к России Рутульцы постоянно воевали с соседями. В 1495 — 1496 г.г. велась война с соседним лезгинским селением Хрюг, которому оказывали помощь жители другого лезгинского селения Ахты. По разным данным на протяжении первой половины 16 века н.э. Рутулы несколько раз грабили и сжигали с. Ахты. В свою очередь Ахты в союзе с Дербентскими войсками под предводительством Алхаз Мирзы Дербенди также жгли и грабили Рутул. В 1728 году впервые упоминается в русской печати слово Рутульское «вольное» общество (РВО ), а именно в работе «Описание стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря». Автором был И.Г. Гербер.

История Рутулов полна такими столкновениями. Кроме этого Рутул был объектом нападений то Турков, то Арабов, то Персов. Но никому и никогда они не покорялись, если дело касалось подчинения и свободы.

Пожалуй на этом, в этой публикации, пока все об истории Рутульцев. Подпишитесь на статьи блога и вы узнаете ещё много интересного о Рутульцах.

Единый, на первый взгляд, Дагестан состоит из множества народов и народностей, о которых многие жители России даже не слышали. Один из таких народов – рутульцы, которые ведут происхождение от кавказских албанов. Рутульский народ очень самобытный, гордящийся своей историей, без него современный представить трудно.

География и язык рутульцев

Историей этого горного народа занимались многие исследователи, в том числе, Л. И. Лавров. Каждый рутулец свою национальность обозначает словом «мыхIабыр». Проживает народ в южной части Дагестана, еще в стародавние времена осев на реке Самур, неподалеку от ее истоков. Столицей можно назвать селение Рутул – собственно, отсюда и идет само название народа.

Не стоит думать, что рутульцы – единый народ: они делятся на ахтычайцев, азербайджанцев села Новый Аул и самурцев (часть этого народа проживает и на территории ). Однако эти три группы все равно относятся в рутульской народности. А все потому, что территория, где проживают мыхIабыр, является горной, и хребты разделяют эти маленькие области расселения.

Благодаря тому, что в предгорьях растет сочная трава, местное население имеет возможность заниматься скотоводством – ведь отличных пастбищ здесь хватает. Есть и густые леса, а реки, которых всего три, не считая притоков, выглядят бурными, особенно в период снеготаяния. Вершины гор здесь всегда заснежены, поэтому чаще всего лето бывает дождливым и достаточно прохладным. Что же до зимы, то она, как правило, холодная.

Историей своего языка рутульский народ может гордиться. Можно упомянуть тот факт, что в языках тех народов, которые соседствуют с мыхIабыр, слово «Рутул» не встречается. Сам язык относится к лезгинской языковой группе. Некоторые исследователи утверждают, что на этом языке и родственных к нему некогда разговаривали люди, проживающие на территориях как Дагестана, так и Северной части Азербайджана.

В рутульском языке сегодня присутствуют несколько подгрупп, различных между собой. Удивительно, что, хотя носители этих разновидностей языка отлично понимают друг друга, они могут говорить на своих диалектах, даже проживая в одном и том же селении. В настоящее время этот язык входит в число государственных языков .

История и быт народа

Селение Рутул ведет отсчет с первого тысячелетия нашей эры, что уже говорит о многом. При этом исследователи до сих пор не могут выяснить происхождение названия села. Интересно, что один из римских поэтов, живший в V веке, упоминает в своем сочинении неких «Рутульских царей». Если учесть, что народы Средиземноморья и Кавказа имели довольно тесные этнические и торговые связи, то такому упоминанию не стоит удивляться. Хотя исследователи утверждают, что не нужно путать рутульцев и рутулов (одно из итальянских племен).

Судя по археологическим раскопкам, предки народа селились в еще в I тысячелетии новой эры. Об этом говорят находки в могильниках, своей формой сходных с захоронениями многих других . У этой народности было не так уж много деревень, тем более что маленькие разрозненные аулы в свое время сформировывались в одно большое селение. Сами рутульцы свое происхождение ведут от тех племен, которые некогда вошли в кавказский албанский союз.

Рутул, хорошо известный в Средневековье, смог остаться независимым от влияния Золотой Орды, а народ постоянно вел локальные войны с соседними племенами. По своей сути вплоть до присоединения к Российской империи он был кавказской вольницей и не подчинялся никому. В каждом селении властвовал какой-либо местный бек, который, тем не менее, самые важные события всегда обсуждал с населением.

Независимая история рутульцев продолжалась до XIX века, пока на Кавказ не пришла Российская империя. И если простые люди охотно принимали новое подданство, то бекам эта ситуация очень не нравилась – ведь теперь они не могли брать дань с соседей и устраивать набеги. Поэтому всю первую треть столетия местные правители настраивали народ против «пришельцев», что и закончилось в 1838 году серьезным столкновением с русскими вооруженными отрядами. Верховный бек потерпел крах, а Рутул был полностью присоединен к России.

Однако, несмотря на определенные политические изменения, социальных реформ практически не проводилось. Народсохранял патриархальный строй и, в основном, занимался скотоводчеством, что привело к существенному росту количества скота. Так, с 1856 по 1913 годы коров в хозяйствах стало в шесть раз больше. Начали появляться и новые сельскохозяйственные орудия, что привело к улучшению в сфере земледелия.

О том, какая религия существовала у рутульцев в первые века нашей эры, известно очень мало. Ислам же пришел сюда в VII столетии, когда арабы начали распространять свое влияние на Дагестан. В настоящее время здесь исповедуется шафиитский мазхаб, то есть, суннитская ветвь ислама. Арабская культура проявляется во многих срезах жизни современного населения.

Древний рутульский народ в наше время

Сегодня, как и прежде, народ занимается животноводством. Ежегодно очень сложным сезоном остается время года, когда необходимо перегонять скот на зимние пастбища. В прежние века такие перегоны с летних пастбищ сопровождались серьезными потерями и проблемами с кормом, скот умирал в пути от недостатка еды, страдал от жажды.

Сегодня все обстоит по-другому. Специалисты заранее разрабатывают графики, животных переправляют на новые пастбища не своим ходом, а железнодорожным транспортом. Развивается и земледелие – здесь выращивают зерновые культуры, овощи, картофель. Люди полностью включены в экономическую и социальную жизнь региона. Рутульцы искренне считают Дагестан своей родиной, не отделяя себя от большой кавказской семьи.

Быт их ненамного отличается от быта других южно-кавказских народностей. И сегодня можно встретить представителей этого этноса, которые предпочитают традиционные черкеску и . Живут в довольно больших домах в один или два этажа с множеством хозяйственных построек. Рутульский фольклор давно влилась в культуру . Именно из этих мест вышли известные певцы-ашуги:

  • Джамесеб;
  • Амсар;
  • Эзерчи Шинази;
  • Кьабилешды Али;
  • Гаджи-Юсуф Меджидов.

Надо признать, рутульский народ довольно малочисленный. И, хотя они не растворяются в большом кавказском этносе, сохраняя свою индивидуальность, тем не менее, количество носителей языка не так уж велико. Численность рутульцев, согласно переписи 2010 года, составляла чуть более 35 тысяч человек. Сегодня они относятся к коренным народностям, которые, к сожалению, рискуют постепенно ассимилировать. Так что стоит позаботиться о том, чтобы рутульские язык и история не стали прошлым.

Рутульцы (самоназвание: мыхIаІдбыр, мыхIад) - народ, коренное население юго-западной части Южного Дагестана (Рутульский район), а также северного Азербайджана (Шекинский район и Кахский район).

Численность

По результатам переписи 2010 года численность рутульцев в России составила 35 240 человек.
В Азербайджане по данным последней советской переписи 1989 года рутульцев было 850 человек. Национальная перепись населения 1999 года в Азербайджане рутульцев не учитывала.

Расселение

По переписи населения 2010 года в Дагестане проживало 27,8 тыс. рутульцев. Сельских жителей среди рутульцев в России - 58% (2010). Часть носителей рутульского языка в Дагестане и подавляющее большинство в Азербайджане относят себя к лезгинам, называя, как правило, свой язык лезгинским, противопоставляя его кюринскому, то есть собственно лезгинскому языку.

Рутульские аулы расположены в нескольких обособленных регионах Дагестана:
долина рек Самур и Ругъул-Самур: Рутул, Лучек, Шиназ, Ихрек, Мюхрек, Амсар, Кина, Вуруш, Джилихур, Кала, Пилек, Хнюх, Нацма, Фартма, Куфа, Фучох, Киче, Уна, Цудик.
верховья реки Ахтычай: Борч (Рутульский район), Хнов (Ахтынский район).
территория Азербайджана: Шеки, Шин, Кайнар, Хырса, Шорсу, Дашюз, Айдынбулаг и Бейбулах.
Северный Дагестан: село Рыбалко Кизлярского района, Новый Борч и близлежащие хутора Бабаюртовского района.
Рутульцы-горожане проживают в Махачкале, Каспийске, Дербенте, Кизляре, Хасавюрте и в др. городах Дагестана.

Этноним

Этноним «рутульцы» (не следует путать с античными рутулами в Италии) происходит от наименования селения Рутул. По-рутульски оно называется МыхІаІд, а сами себя его жители называют мыхIадыбыр, мыхIад. Рутулом называют это селение азербайджанцы и частично лезгины, от которых оно и вошло в русский язык. Этноним «рутульцы» у носителей рутульского языка закрепился лишь в годы Советской власти. До настоящего времени в академических изданиях отмечается, что у рутульцев нет общего самоназвания, поскольку они называют себя по названию тех селений, в которых проживают. В частности шиназцы (сыназрабор) от названия с. Шиназ, ихрекцы (ирекдыбор) от с. Ихрек, борчинцы (буджедбор) от с. Борч, хновцы (хинадбы) от с. Хнов и так далее (сам этноним «рутульцы», как указано, происходит от названия с. Рутул от внешних носителей и является разновидностью экзонима - прим.). Как писал Л. И. Лавров, о своём языке рутульцы могли сказать, что они разговаривают не по-рутульски, а на «шиназском» языке, «борчинском», «хновском» и других. К цахурам и рутульцам употребляют также название «ванавац» (общее название жителей верховьев реки Самур), но среди них оно прочно не утвердилось.

Цахуры называют рутульцев мыхашура, агьакъбы, лезгины - мыдхадар, рутулар, вана-вацӀар (вана - верхняя, вацӀ - река, то есть люди, живущие в верховье реки).

История

В середине I тысячелетия до н. э. в восточном Закавказье складывается албанский племенной союз, объединивший 26 племён, говоривших на различных языках нахско-дагестанской семьи. К ним относились албаны, гелы, леги, утии (удины), гаргары и другие. В античных гаргарейцах Г. Х. Ибрагимов видит рутульцев и цахуров. Он полагает, что «вполне уместно также увязать этнонимы га-зал-ар (так цахурцы называют рутульцев) и гаргар (<гар-гар>) „народность“ как понятия этимологически общего плана». По мнению же Р. М. Магомедова, упоминаемые армянским географом VII века народ «хеноки», и есть рутульцы, но аргументы в подтверждение своей гипотезы он не приводит, и, с точки зрения Л. И. Лаврова, данное предположение кажется сомнительным. Как пишет Ихилов: «Мы склонны считать, что до XV века цахуры и рутульцы ещё не выделялись из лезгинской этнической среды и продолжали считаться одним народом с лезгинами, хотя у них и складывались свои языки и особенности быта и культуры».

По преданию Рутул образовался из 7 мелких аулов, Шиназ - из пяти. Л. И. Лаврова полагает, что селение Рутул существует давно. На одном из его улиц им было обнаружено селище, возникшее ещё до VIII века. Однако первые сведения о местах проживания рутульцев появляются в трудах средневековых авторов. В частности арабский космограф XIII века Закария ал-Казвини упоминает рутульское селение Шиназ. «Хновская рать», то есть ополчение жителей селения Хнов упоминается в 1598 году, в числе союзников тарковского шамхала, но по литературным данным, Хнов существовал уже около 1560 года. Первые упоминания о селении Кича относятся под 1741 годом, Кина - под 1835, Борч и Джилихур - под 1838, Кала - под 1848, Хунюк, Уна, Вруш и Пилек - под 1856 годом. В XVII веке рутульцы частично переселились на равнины, ныне входящие в Азербайджан.

Период феодализма

Вплоть до присоединения к России рутульцы вели постоянные войны с соседями. Известно, что жители Рутула в 1432 году вместе с войсками султана Кара-Коюнлу Искандера совершили неудачное нападение на Цахур, но уже в 1495/96 году они вместе с цахурцами воевали против лезгинского селения Хурюг, помощь которому оказало другое лезгинское селение - Ахты. В 1536/37 году (или, по другому, известию в 1540/41 году) рутульцы и лакцы сожгли Ахты. Дербентские войска, очевидно поддерживающие ахтынцев, в 1541/42 году ограбили и сожгли Рутул. Вслед за этим, рутульцы в 1542/43 году вместе с кубинцами ограбили Ахты. Сословно-поземельная комиссия оставила сведения о родословной рутульских беков, составленной в 1873 году, согласно которой рутульские беки, начиная с Кази-бека, живут в Рутуле с 1574 года. К 1728 году относится первое упоминание о Рутульском магале, но не исключено, что он существовало и в более ранее время. Жители рутульских селений, в числе других народов Дагестана, оказали сопротивления вторгшимся в регион персидским войскам Надир-шаха. Предания гласят, что Надир-шах осаждал Рутул, но не смог его взять. Однако, согласно документам, отряд под командованием Аллаверди-хана в 1741 году овладел Рутулом, Лучеком, Ихреком, а потом и Кичой («Хачо»).

В 1730-х годах рутульцы вели семилетнюю войну против лезгинского селения Хрюг и помирились с ним в 1739/40 году. В конце концов рутульцам удалось подчинить Хрюг и вместе с другим лезгинским селением Зрых присоединить к своему магалу. В XVIII веке рутульцы захватили и более удаленные лезгинские селения Кака, Ялах и Луткун, находившиеся до этого в составе Ахтыпаринского магала. Несмотря на это, два рутульских селения (Ихрек и Мюхрек) находились в составе Казикумухского ханства, а другие два - Хнов и Борч, и после включения Южного Дагестана в состав России, оставались под властью Ахтыпаринского магала.

Россия и советский период

Нынешний Рутульский район являлся одним из наиболее глухих уголков дореволюционного Дагестана. В 1926 году грамотных среди рутульцев было всего 4,2%, большинство из которых могли лишь механически прочитать суру Корана и кое-как расписаться по-арабски. Перепись 1926 года зафиксировала только 41 рутульца, знающих русскую грамоту, в том числе только 1 женщину. До 1955 года в школах обучение у них велось на азербайджанском языке, а с 1955 года по желанию рутульцев и цахур занятия стали вестись на русском языке. В 1991-1992 гг. осуществлён перевод начального обучения на рутульский язык. Ныне среди них нет неграмотных людей.

Проведённая в 1926 году перепись населения зафиксировала в СССР 10 495 рутульцев, все в сельской местности. В 1929 года был образован Рутульский район. По переписи 1959 года в СССР проживало 6732 рутульца.

Религия

Верующие рутульцы исповедуют ислам суннитского толка (шафиитский мазхаб).

Язык

Рутульцы говорят на рутульском языке, относящийся к лезгинский ветви нахско-дагестанских языков. Наиболее ему близки цахурский, крызский и будухский языки. С близким ему цахурским языком образует рутульско-цахурскую подгруппу. В рутульском языке выделяются четыре основных диалекта: собственной рутульский, шиназский, мухрекско-ихрекский и борчинско-хинавский. Примечательно, что отличия в говорах наблюдается не только среди селений, но и внутри одного и того же селения. Например, в Рутуле жители квартала Ахе называют воду «гье», а жители квартала Фурахе - «гьед»; у первых ковёр именуется «кеден», а у вторых «хьеден» и так далее.

Письменность

До революции рутульцы пользовались арабским письмом. После установление Советской власти в рамках языковой политики поднимался вопрос и о создании рутульской письменности. 10 августа 1990 года вышло Постановление Совета Министров Дагестанской АССР о введении статуса письменности на базе кириллицы (русской графики) для агульского, цахурского и рутульского языков и утверждение алфавитов для этих языков. В настоящее время рутульский язык имеет статус одного из государственных языков Республики Дагестан.
Все рутульцы двуязычны, большинство населения владеет тремя и более языками. Языками межнационального общения для рутульцев являются русский.
В 2006 году Семедовым С. А. и Джамаловым К. Э. выпущен рутульско-русский словарь (ихрекский диалект). Проф. Джамалов К. Э. является составителем грамматики рутульского языка на основе кириллицы.

Культура и быт

Основные занятия - животноводство (отгонное овцеводство и разведение крупного рогатого скота) и пашенное земледелие. Возделываемые культуры - рожь, яровая и озимая пшеница, полба, ячмень, просо. Традиционные домашние промыслы - ковроткачество, сукноделие, производство шерстяной вязаной обуви, войлока, узорчатых носков, керамики без гончарного круга, обработка камня, меди, серебра и другое. Село Шиназ ещё в средневековье славилось своим ремеслом. Шиназские ремесленники изготовляли оружие, кольчуги (дир), панцири (джавашин) и другие виды вооружения.

Традиционная одежда

Рутульская традиционная одежда похожа на одежду других народов южного Дагестана. Одежда мужчин: рубаха туникообразного покроя (ухун) с круглой окантовкой ворота и прямым вертикальным разрезом спереди, штаны с неширокими штанинами (баду), слегка приталенный бешмет (архалук) и черкеска северо-кавказского типа с газырями. Головной убор - папаха из длинноворсной овечьй шкуры (бармак), обувь - вязаные шерстяные сапоги с загнутыми вверх носками (кямашбыр) и кожаные постолы (келамбы). Верхняя одежда - распашной длинный халат - валжаг. В пограничных с Азербайджаном селениях - короткая, до бёдер, распашная кофта и длинная широкая юбка. Головной убор - мешкообразный наволосник (къациген) и сложенный треугольником платок. Обувь - вязаные узорчатые сапоги с загнутым вверх носком. В женской одежде присутствовали серебряные украшения.

Национальная кухня

Основная пища мучная и мясо-молочная. Выпекался хлеб нескольких видов из пресного и кислого теста. Наиболее распространённые блюда: гырц (пирог с мясом или травой), хинкал разных форм и размеров, гырцбыр (курзе), пицца, шашлык, плов, дулма (голубцы), просяная и толоконная каши, пироги с различными начинками.

При составлении статьи использован материал из Википедии:

Если уже сегодня не начать бить в колокола, то через полвека исчезнет память о рутульцах Азербайджана

На вопросы voskanapat.info отвечает известный рутульский писатель и ученый Фазил Дашлай

Вы – писатель-исследователь, изучающий историю рутульского народа, фольклор и язык. Скажите, Ваш круг интересов замыкается исключительно на науке, или у Вас есть и другие цели?

В круг моих интересов входит не только изучение фольклора, языка, преданий и легенд рутульского народа, но и попытка донести сведения об исторических корнях до сознания своего народа, особенно тех рутульцев, которые испокон веков проживают на территории современного Азербайджана. Приведу небольшой пример из личных наблюдений. В 1986 году я в первый, и, к сожалению, в последний раз (после этого мне не пришлось встречаться) встретился в Баку со своим троюродным братом. Он по национальности рутулец, его родители в годы Великой Отечественной войны обосновались на севере Азербайджана. Мне было странно слышать своего родича: он не то что не знал языка своих предков, но и мыслил как азербайджанец. Да, для рутульцев, проживающих в России, русский язык также является языком межнационального общения, однако, они гордятся тем, что они рутульцы, что они являются потомками древнего народа. Если рутулец, или представитель другого народа долгое время проживает среди народа более многочисленного, или, скажем, родители разных национальностей – тогда понятно. Но когда часть народа, хоть и небольшая, живет компактно на своей исторической Родине, и государственная машина, в данном случае Азербайджана, ведет политику полной ассимиляции малых народностей, я считаю, что это некорректно.

Насколько мне известно, рутульцы проживают в Дагестане и Азербайджанской республике. С Дагестаном, конечно, все проще, но известно ли Вам, в каких районах и сколько рутульцев проживают в Азербайджане, и являются ли они там автохтонами? Не могли бы Вы обосновать свой ответ подтверждающими примерами?

Алазанская долина, как видно из истории, была прародиной многих народностей лезгинской подгруппы, в том числе и рутульцев. В настоящее время в Азербайджане рутульцы проживают в следующих населенных пунктах: Шин, Кайнар, Хырса, Шор-су и Даш-юз. Некоторые историки, в том числе и известный в Дагестане кандидат исторических наук Мусаев Г.М., считают, что рутульцы поселились в Азербайджане в 18 веке. Есть другое мнение, что они (рутульцы) переселились на территорию современного Азербайджана где-то в пятнадцатом веке. Но я склонен считать, что рутульцы проживали на этой территории намного раньше. Об этом же пишет Г.Х.Ибрагимов, доктор филологических наук, профессор, в журнале «Народы Дагестана», № 1, 2006 г.
«…Зимние пастбища (рутульцев и цахурцев. – Ф.Д.) в основном находились в бассейне реки Кура, а также на востоке от Агьези (зимовье Цахского вольного общества на левом берегу Алазани при ее слиянии с Курой). Зимовье Хырса было собственностью Борчинской общины. Многие местные названия в Шекинской зоне и бассейне реки Кура связаны с рутульским языком. Этнонимы «Шеки» и «Нуха» этимологизируются на базе цахского (Шеки – Шаке, что значит «от нас», т.е. «мы», «наши») и мухадского рутульского (Нуха – Нухъа – Нухъай; ср. в борчинско-хиновском диалекте «йи-хъуIнобы, йу-хънар» - «мы»). Одно ясно, что до Х-ХII вв. цахский и мухадский языки представляли собой диалекты йихъийско-албанского языка, который господствовал в бассейнах Самура, Куры и Алазани.

… в Шекинском районе: Шин (древнее поселение, рядом находятся памятники, связанные с Кавказской Албанией), Гай нар (по сведениям, часть села переселилась на плоскость и слилась с другим хозяйством), Шорсу (отселок от Борча), Даш-юз (отселок от Борча); в Кахском районе: Хырса (отселок от Борча, аул сложился в 30-40 гг. XX в., ныне - более 80 семей)».

В России, в Дагестане, рутульцы представлены как отдельный народ со своим языком, своей письменностью, а в Азербайджане, по данным переписи 1999 года, рутульцы как этнос, нация не представлены, хотя исследователь Г.Х.Ибрагимов, доктор филологических наук, профессор в журнале «Народы Дагестана», № 1, 2006 г. также сообщает, что: «... число рутульцев в Азербайджанской республике установить практически невозможно. По моим данным, в Азербайджане рутульцев более 20000 человек».

Мне недавно стало известно, что в рутульских легендах и топонимике упоминается царь Ваче. Скажите, царь Ваче и почитаемый армянами царь Вачаган Барепашт (Благочестивый) это одна и та же историческая личность?

Насколько мне известно – это разные исторические личности. Но они имеют близкое родство. Вачаган Благочестивый приходится племянником царя Ваче, легенды о котором до сих пор сохранились в народных преданиях, в частности, у рутульцев и лакцев. (С именем Ваче связывают лакское село Вачи и горный перевал в селении Мюхрек Рутульского района.)

Доказательством служит ниже приводимые документы из истории Древней Албании: «В 487 году албанским царем становится последний представитель Аршакидской ветви Вачаган III, являвшийся племянником царя Ваче II: «жители Албании, снова соединившись в одно царство, взяли из детей царских храброго, мудрого, рассудительного и высокого ростом Вачагана, сына Иездегерда, брата Ваче, царя албанского, возвели его на престол с помощью Валарша, царя Персидского».

«Стремясь окончательно ликвидировать самостоятельность Албании, сасаниды в 461 г. упразднили здесь царскую власть, превратили страну в свою провинцию и передали управление ее марзбанам, резиденцией которых избрана Партав (Барда). Мовсес Каганкатваци пишет об этом времени: «От Ваче до благочестивого Вачагана в продолжение 30 лет Агвания (Албания) оставалась без царя, потому что злобный и нечестивый царь персидский неистовствовал… хотел уничтожить все царства мира…»

Господин Дашлай, Вы являетесь одним из общественных деятелей, подписавших нашумевшее Обращение к молодым соотечественникам в Азербайджане. Скажите, пожалуйста, как лично Вы воспринимаете это Обращение: как способ достижения всеобщего мира на Южном Кавказе, или как метод борьбы с ассимиляционной политикой Азербайджана? Поправьте, пожалуйста, меня, если в вопросе не отражены Ваши намерения.

Для меня наиболее важное – это прекращение войны. Как говорится, плохой мир лучше, чем хорошая война. Но, тем не менее, я против насильственной ассимиляции малых народностей более многочисленными и сильными народами. Каждый народ должен иметь свою историю, свою культуру. Я знаю Азербайджан и азербайджанцев не понаслышке. Мне приходилось работать в Азербайджане. Я был в Баку, Куба, Сальянах, в Али-Байрамлы, в Хачмасе, в Кахи, в Кусарском районе и т.д. Более всего меня удивляло то, что часть азербайджанцев абсолютно убеждены, что в Дагестане живут только «лязги», тогда как, пожалуй, во всем мире известно, что Дагестан – это, образно выражаясь, «гора языков».

Как известно, основа исламского мира, язык Корана – это арабский язык. И только среди азербайджанцев бытует убеждение, что мусульманский язык – это азербайджанский язык. Это не шутка! Это на полном серьезе. Бывало, что на улице кто-либо обращался ко мне на азербайджанском языке, и на мой ответ «я не понимаю, говорите по-русски», мой собеседник спрашивал: «А ты мусульманин?»
- Да, мусульманин.
- А почему не говоришь по-мусульмански?»

Мне приходилось жить среди разных народностей, но лишь в Азербайджане наблюдал такую картину – если ты не знаешь азербайджанского языка, то ты человек второго сорта. И не удивительно, что при такой политике представители маленьких народностей, проживающих на территории этого государства, вынуждены менять свою национальность, записываться азербайджанцами. Я против такой насильственной ассимиляции. И за это готов бороться.

Были ли в годы агрессии Азербайджана против Республики Арцах потери среди молодых рутульцев, служащих в вооруженных силах Азербайджана?

Во время, условно названных в российской прессе «карабахские события», я имел возможность общаться с молодыми рутульцами. До того, как были установлены российские погранзаставы на территории Рутульского района, проживающие в Азербайджане рутульцы имели возможность переправлять молодых ребят призывного возраста в Дагестан, чтобы избежать насильственного отправления их властями Азербайджана на войну. Очевидцы (вынужденные беженцы) рассказывали, о том, как азербайджанские офицеры на трупах молодых рутульцев и представителей других автохтонных народов республики делали деньги. Сами же стреляли в спину призванным на войну солдатам, а потом за большие деньги отдавали тело родителям. К сожалению, после установления границы между Азербайджаном и Россией в начале нулевых годов, связь между рутульцами, живущими по разные стороны этой границы, фактически оборвалась.

Каким образом Вы надеетесь довести текст Обращения до живущих в Азербайджане сородичей?

К сожалению, после распада Советского Союза связи между рутульцами, живущими в Азербайджане и Дагестане, значительно ухудшились. Горные перевалы, связывающие Дагестан с Азербайджаном, а их на всей протяженности границы Азербайджана с Рутульским районом всего три, перекрыты российскими погранзаставами. Если лезгины, аварцы и цахурцы, проживающие в Азербайджане, хоть как-то пытаются противостоять ассимиляционной политике Азербайджана, то рутульцы Азербайджана, к величайшему сожалению, абсолютно не прилагают никаких усилий. Причины этому я приводил чуть выше.

Наши предки сохранили нам наш язык, донесли нам память о нашем самосознании. И мы, их потомки, должны бороться, чтобы сохранить для своих потомков то богатство, что передали нам наши предки. Довести до своих земляков, проживающих в Азербайджане, текст обращения можно при помощи более многочисленных народностей, таких, как лезгины, с некоторыми из их лидеров я общаюсь на сайте, а также при поддержке аварских джамаатов, проживающих в Азербайджане. Пока еще не поздно, но если уже сегодня не начать бить в колокола, то через каких-то полвека и вовсе исчезнет память о рутульцах Азербайджана.

Простите меня, но я вынужден Вам напомнить, что у руководства Азербайджана находятся люди, готовые ради сохранения своей власти на любые преступления. Войдя в противостояние с правящими в Азербайджане кланами, Вы вступили на достаточно опасный путь. Готовы ли Вы следовать по этому пути до конца?

Я уже получал многочисленные угрозы в свой адрес от азербайджанцев. Считаю величайшей глупостью с их стороны писать такие угрозы и оскорбления. Подписываясь под обращением, из-за которого и начались в мой адрес эти угрозы, я не призывал никого к войне с Азербайджаном. Я призывал к миру. Нельзя победить народ, в данном случае жителей Арцаха, который стремится к независимости, и насильно вернуть ради так называемой «территориальной целостности» в свое подчинение. Искусственно сдерживаемая в Советское время война за отделение Арцаха от Азербайджана когда-нибудь должна была привести к ужасным последствиям. И сегодня реваншистские попытки Азербайджана ни к чему хорошему не приведут. Эта война и без того принесла много горя и армянскому и азербайджанскому народам. Хватит! Хватит войны и кровопролития.

Я еще раз это подчеркиваю, и вновь подписываюсь под словами Обращения.

Спасибо, господин Дашлай. Мы от всей души желаем Вам и всему рутульскому народу мира, счастья и процветания.

Предыдущая новость: Следующая новость:

Рутульцы - коренной народ Дагестана, Северного Азербайджана. Близки по своей культуре с лезгинами, народами верхнего течения реки Самур. Предки народности были в составе государственного объединения Кавказская Албания, называли их албанами. Часть рутульцев иммигрировала в другие страны в период с 1817-1864 годы, во время Кавказской войны.

Где живут

Народ проживает в Республике Дагестан, населяет территории Рутульского, Кизлярского районов. Живут рутульцы в Махачкале, Каспийске, Дербенте, Кизляре, Ставропольском, Краснодарском крае, Калмыкии, Тюменской области, Ханты-Мансийском АО. В Азербайджане народ проживает в Гахском, Шекинском районах. Небольшое количество рутульцев живет на Украине, В Грузии, Казахстане, Узбекистане, Туркмении.

Численность

По переписи, проведенной в 1898 году, в СССР официально проживали 20 700 рутульцев, но фактически их было более 40 000. Сегодня в мире от 36 000 до 55 000 представителей народа, но, по оценочным данным, их гораздо больше - около 120 000 человек.

Название

Этноним «рутульцы» связан с названием селения Рутул. По-рутульски селение называется МыхІаІд , его жители себя именуют «мыхIабыр », «мыхIад ». Этноним «рутульцы» закрепился за народом только со времен советской власти. Сами же люди называют себя в соответствии с наименованиями селений, где проживают, например, ихрекцы от села Ихрек, шиназцы от села Шиназ.

Арабы рутульцев именуют «рутуль», чеченцы - «рутулаш», турки - «рутуллар». Соседи народа цахуры называют их мыхашура, агьакъбы, лезгины - рутулар, мыхьядар, вана-вацӀар.

Язык

Рутульский относится к лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи. Наиболее близок с другими языками:

  • будухский
  • цахурский
  • крызский

Вместе с цахурским, рутульский язык образует рутульско-цахурскую подгруппу.

В рутульском существует 5 основных диалектов:

  1. шиназский
  2. мухадский
  3. борчинско-хновский
  4. мюхрекский
  5. ихрекский

Отличие в говорах существует не только в разных селениях, но и внутри одного и того же села. Например, в Рутуле жители, проживающие в квартале Ахе называют воду «гье», жители квартала Фурахе говорят «гьед». Сегодня рутульский официально является одним из государственных языков Республики Дагестан.

Все рутульцы двуязычны, многие знают 3 и более языков. Широко распространен среди народа азербайджанский, который в Южном Дагестане долгое время был языком межнационального общения. Русский до начала 20 века рутульцы почти не знали. В 1914 было открыто Рутульское одноклассное училище, где преподавание велось на русском. Это стало началом знакомства народа с языком. Во всех рутульских школах преподавание до 1955 года велось на азербайджанском, с 1955 по желанию цахуров и рутульцев занятия стали вести на русском. В 1991-1992 годах был проведен процесс перевода начального образования на русский язык.

Народ до революции использовал арабское письмо. Только в 1990 году после выхода Постановления Совета Министров Дагестанской АССР, был введен статус письменности на основе кириллицы для цахурского, рутульского, агульского языков и утвержден для них алфавита.

Религия

Рутульцы исповедуют ислам суннитского толка. Народ принял ислам рано, самые первые попытки утверждения арабов в Дагестане приходятся на 7 век. Наибольший успех они имели именно на территории проживания рутульцев, о чем свидетельствует самый ранний памятник мусульманской культуры на Кавказе - надгробная плита шейха Магомеда ибн Асад ибн Мугал. В 12 веке в Рутуле уже была ханака - суфийская обитель, что говорит о том, что в те времена эта религия уже прочно утвердилась среди народа. С приходом ислама широко распространилась арабская письменность и литература.

До принятия этой религии, очевидно, в народе были распространены другие верования. В районах, где живут рутульцы, встречаются различные священные места (пиры), старинные изображения крестов.

Еда

Основу рациона рутульцев составляют блюда из мяса, молочные продукты. Хлеб выпекают нескольких видов, из кислого, пресного теста. Самые распространенные блюда:

  • пирог с мясом и травой - гырц;
  • хинкал с кусочками теста различных размеров и форм;
  • пельмени гырцбыр;
  • пироги с разными начинками;
  • шашлык;
  • лепешка типа пиццы - гъылыгъ савгъуд хьыв;
  • голубцы дулма;
  • плов;
  • каша из толокна и проса;
  • домашние макароны с сушеным мясом, бараниной - кьинкий.

Внешность

Традиционный костюм рутульцев похож на одежду других народностей Южного Дагестана. Мужчины носили туникообразную рубаху (ухун) с круглой окантовкой ворота, вертикальным прямым разрезом спереди, неширокие штаны (баду), приталенный бешмет (архалук), черкеску северно-кавказского типа с газырями. Из головных уборов надевали папаху из овечьей длинноворсной шкуры (бармак), на ногах носили шерстяные вязаные сапоги с загнутыми вверх носками (кямашбыр), кожаные постолы (келамбы). Верхней одеждой был длинный распашной халат валжаг. В Азербайджанских и пограничных селениях женщины носили длинную, до бедер, распашную кофту с длинной широкой юбкой. На голову надевали наволосник мешкообразного типа (къациген), платок, сложенный треугольником. На ноги обували узорчатые вязаные сапоги с загнутым носком. Украшали одежду серебряными украшениями.


Жизнь

Преобладают малые семьи, в 19-20 веках еще сохранялись большие, неразделенные отцовские семьи. Самой крупной родственной группой у рутульцев был тухум. На совете собирались главы отдельных семей тухума, где решали вопросы о разделе имущества, договаривались о браках и прочее.

В семье все должны слушать старших, жена при людях не садится за один стол с мужем, не называет его по имени. В обязанности женщины входила работа по дому, обработка шерсти, полевые работы. Но обычая затворничества у рутулок не было, они не носили закрывающее лицо покрывало. Очень уважали многодетных женщин.

Основным занятием народа было скотоводство, в основном отгонное овцеводство. Разводили еще коз, крупный рогатый скот, ослов, лошадей, мулов. Весь год скот держали под открытым небом, подкорма зимой не давали. Перегон с летних пастбищ на зимние сопровождался всегда большими потерями скота. Зимой чабаны жили в тесных темных укрытиях из камня. В земледелии преобладало однополье. Из орудий труда использовали соху, косы, серпы, лопаты из дерева, молотильные доски. Выращивали рожь, пшеницу, урожай не всегда был хорошим. Садов не разводили, не возделывали овощные культуры. В конце 19 - начале 20 века в хозяйстве произошли значительные улучшения, начали продавать скот, поголовье лошадей увеличилось в 2 раза, овец - более чем в 3 раза, крупного рогатого скота - в 6. Выросли посевы, в хозяйствах зажиточных появились более совершенные орудия труда.


Но все это было в основном у обеспеченных рутульцев. Обычные люди страдали от нехватки еды, плохих условий. Кулаки, торговцы и беки эксплуатировали их, отбирали хорошие пастбища, пахотные участки, покосы. Часто конфликты между бедными и богатыми доходили до кровопролития, но царское правительство поддерживало сторону богачей. После Октябрьской революции жизнь обычного народа претерпела изменения в лучшую сторону. В сельском хозяйстве начали выращивать картофель, овощи, появились колхозы, рутульцы стали заниматься садоводством. Сегодня в Рутуле есть амбулатория, больница, аптека.

Жилище

Традиционные жилища рутульцев располагались в труднодоступных местах. Из-за частых набегов врага и войн, народ вынужден был увеличить обороноспособность. Они строили крепостные стены, оборонительные, сигнальные башни. Дома состояли из двух этажей, строились тоже из камня, с плоской крышей. На первом этаже обустраивали хлев, на втором - жилые помещения. По верхней части фасада жилища проходила узкая терраса, на которую ведет лестница, расположенная с наружной части дома. Очаги делали пристенные, похожие на камины. Часто их украшали крупными лепными орнаментами. Типы жилища рутульцев делятся на три вида:

  1. Одноэтажный, однокомнатный дом. Стоили его еще приподнятым на высоких столбах из камней. Жилище стояло отдельно от хозяйственных построек;
  2. Двухэтажный дом без надворных построек и двора;
  3. 1 или 2-этажный дом с небольшим двором открытого типа, в котором расположены подсобные, хозяйственные помещения.

Культура

В фольклоре народа развиты различные жанры:

  • поговорки
  • пословицы
  • сказки
  • легенды
  • ашугская поэзия
  • обрядовые песни

Рутульские певцы, писатели и поэты славятся своим талантом и творчеством далеко за пределами Рутульского района. Прославили район и республику Дагестан рутульские спортсмены, которые неоднократно становились чемпионами мира, СССР, Европы, России.

Отличились представители народа и в области науки. В 13 веке в селе Шиназ образовалась династия ученых из тухума Саидар. Среди рутульцев были астрономы, ученые арабисты. Сегодня у многих есть ученые степени кандидатов, докторов наук. Они успешно работают в научных, учебных учреждениях России, стран СНГ.


Традиции

Всегда строго соблюдается обычай гостеприимства. Чтобы на дом не навлечь несчастья, хозяин должен гостя накормить, проявить радушие. Неприлично спрашивать о цели визита. Сам гость должен быть скромным, не доставлять хозяевам хлопот. В каждом доме есть специальная гостевая комната, в которой ставят лучшую мебель, украшают ее коврами. Гость может пользоваться радушием 3 дня, после он уже считается почти членом семьи и должен принимать участие в делах по хозяйству.

Часто у мужчин из разных родов было принято становиться кунаками. Они были обязаны всегда помогать друг другу, поддерживать. У одного человека могло быть несколько кунаков, главным считался кунак отца или тот, с кем было заключено куначество в первую очередь. Дружба между кунаками передавалась из поколения в поколение. Долго у рутульцев сохранялся обычай кровной мести.

Рождение в семье мальчика считалось большой радостью, ведь он был продолжением рода. Рождение девочки воспринималось сдержанно. Имя давали через несколько дней после рождения. Часто детей называли в честь умерших уважаемых родственников. Воспитанием в раннем возрасте занимались бабушка с матерью. После 7 лет воспитывать детей начинали мужчины.

Спутников жизни для детей выбирали родители и близкие родственники. Мнение дочери и сына не учитывалось практически никогда. В брак можно было вступать с 15-16 лет девушкам и с 17-18 юношам. Если невеста была из родственного клана, то только из уважаемой семьи. Сватами выбирали двух уважаемых родственников, которые могли вести разговор. Они приходили в дом невесты с подарками. Отец юноши в этом не участвовал. Жених с невестой должны были избегать встреч с родственниками обоих сторон и друг с другом. Родители жениха подготавливали продукты на свадьбу, отправляли их невесте. Свадьба длится 3-7 дней, в зависимости от состоятельности жениха. Оформление брака с участием муллы происходило в доме жениха.


Главные события свадьбы - появление жениха и переход невесты в дом мужа. В доме родителей невеста надевала свадебный наряд, красный платок, который закрывал все лицо. Рутульцы верили, что красный защищал ее от порчи злых духов. В компании музыкантов, наставниц, молодежи, невеста шла к дому жениха. Мужчины по пути устраивали конные состязания, танцы.

У входа в дом невесту встречали родители жениха. Под ноги ей клали предмет из металла, она наступала на него, так как народ верил, что первый шаг невесты должен быть прочным как железо. Все несколько дней свадьбы невеста не открывала лицо. На четвертый день его открывали в присутствии родственниц. Невесте дарили деньги, платки, ткань.

Рутульцы отмечают праздник весны, в этот день прыгают через костер, бросают в воздух глиняные шарики с воткнутыми горящими палочками. Так же торжественно отмечают спуск женщин с крупным рогатым скотом с летних пастбищ, возвращение чабанов с зимних пастбищ. Торжественно отмечал народ стрижку овец, окончание сбора урожая.

В обрядах и праздниках народа отражались древние верования, связанные с культом плодородия, природы. Рутульцы поклонялись священным рощам, источникам, горам, местам, связанным с жизнью святых. Над могилами святых сооружали пиры, которые представляли собой небольшие помещения в форме купола. В засуху около них проводили коллективные моления, после которых все участники обливали друг друга водой.