Скороговорки для развития речи. Скороговорки на труднопроизносимые сочетания звуков

Цели: помочь детям осознать фольклорные истоки звукоподражания, единство мира фольклора и авторской литературы; показать, что звукоподражание - это не только примета авторской литературы, но и народной литературы, на примере чешской народной поэзии в переводе Маршака; развивать технику чтения, внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи.

Оборудование: портреты С. Маршака и В. Хлебникова; карточки со скороговорками; выставка рисунков учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выразительное чтение любого отрывка из рассказа «Соловьи» Ю. Коваля (с. 55-57).

2. Выставка рисунков учащихся к любому эпизоду рассказа «Соловьи».

III. Подготовка к восприятию.

Ребята, попробуйте угадать, о каком писателе идет речь.

Это замечательный поэт, сказочник. Он написал много веселых стихов, сказок, песенок, загадок. Если все это собрать вместе, то получится большая-пребольшая книга. На каждой странице зазвучат разные голоса. Заговорят люди, животные, предметы. Но этот писатель не только сочинял сам, он еще и переводил стихи иностранных поэтов на русский язык.

Конечно же, вы правы,это Самуил Яковлевич Маршак.

Сегодня мы прочитаем стихотворение, которое он перевел на русский язык из чешской народной поэзии. Откройте учебники на странице 57, прочитайте название этого стихотворения.

IV. Чтение и анализ стихотворения «Разговор лягушек» (с. 57).

1. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

Симпатичный разговор, как вы считаете?

2. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Узнаёте прием, которым пользуется поэт? (Это звукоподражание.)

А похоже это на скороговорку? (Конечно, похоже. Идет звуковая игра.)

3. Чтение по ролям стихотворения «Разговор лягушек».

4. Попытка выразительного и быстрого прочтения этого стихотворения учащимися.

V. Работа со скороговорками (с. 58).

1. Чтение и выполнение задания комментария в учебнике (с. 58).

2. Беседа с учащимися о скороговорках.

Какие еще скороговорки вы знаете?

Для чего нужны скороговорки? (Для отработки правильной дикции. Они построены на сочетании похожих слов и звуков (это звукопись), которые трудно произносить друг за другом, все время путаешься.)

Недаром же говорят, что рассказать скороговорку - тяжелей, чем влезть на горку!

3. Игра «Не подведи свой ряд!».

Сейчас я раздам вам карточки со скороговорками (по одной карточке на парту). Время на подготовку - 2 минуты. Выигрывает тот ряд, учащиеся которого недопустилиошибок при произнесении скороговорок.

Примерные скороговорки, записанные на карточках:

1) Дед Додон в дуду дудел,

Димку дед дудой задел.

2) Краб крабу сделал грабли.

3) Течет речка, печет печка.

4) Рыбу ловил рыболов,

В реку уплыл весь улов.

5) Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене будет Сеня.

6) Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон!

VI. Чтение и анализ стихотворения В. Хлебникова «Кузнечик» (с. 58).

1. У ч и т е л ь:

Удалось ли вам произнести скороговорки быстро и без ошибок?

Получайте в награду замечательное стихотворение русского поэта-экспериментатора Велимира Хлебникова «Кузнечик».

2. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

Что вы можете сказать об этом стихотворении?

Да-а… Без консультантов-переводчиков вам не обойтись!

3. Обращение за помощью к консультантам.

Кто же готов нам помочь? (Кот Ученый и Шалтай-Болтай на с. 170 и с. 173, раздел «Совет консультантов».)

Почему не один консультант объясняет все слова, а два консультанта? Разные ли слова объясняют консультанты? Отметил ли кто-нибудь из вас какую-то логику в стихотворении? (Кот - энциклопедист, он объясняет значение жизненных реалий, которые стоят за словом, но совсем не занимается собственно художественным словом. Он объясняет не особые поэтические слова, а слова, которые уже просто не употребляются.

Шалтай-Болтай - ученый-литературовед, специалист по особому, художественному слову. Он объясняет значение слов, сочиненных самим поэтом, то есть новых слов-неологизмов («нео» - новый, «логос» - слово).)

Какие слова вас больше всего заинтересовали?

4. Беседа по содержанию (с. 59).

Подумайте, что это у кузнечика за «золотописьмо тончайших жил»? (Это красивый рисунок из тончайших линий на крыльях кузнечика.)

Как вы понимаете, что кузнечик «крылышкует»? (Это слово вбирает в себя разные оттенки значений, оно указывает на то, где именно нанесен прекрасный рисунок; намекает на воздушность передвижения кузнечика с помощью крылышек.)

Знаете, как называются слова, которые придумывают поэты и дети? (Помощь консультанта Кентавра Хирона на с. 169, раздел «Музей».)

VII. Итог урока.

Интересно ли было каждому из вас сегодня на уроке?

Домашнее задание.

Вспомнить тексты считалок; подготовиться к прочтению считалок в классе.

» мы писали о том, что чистоговорки, в которых повторяется один и тот же звук, могут помочь вашему малышу отработать произношение этого звука. Учат правильно произносить слова и скороговорки. Скороговорки для развития речи можно предлагать малышу, когда он еще только учится говорить. Но чтобы не отпугнуть малыша излишней сложностью, подбирать скороговорки нужно исходя из возраста малыша, его речевых навыков и звуков, произношение которых вы хотите отработать. Давайте посмотрим, как подобрать малышу скороговорки так, чтобы и ему было интересно, и польза была.

Немножко истории

Скороговорки, так же как пословицы и поговорки, — это жанр устного народного творчества. Придумывались они народом, чтобы научить ребенка говорить, правильно произносить слова, поэтому их сюжеты часто вызывают улыбку, иногда даже кажутся нелепыми:

Кукушка кукушонку купила капюшон,
Hадел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне кукушонок смешон.

Скороговорки – это специально придуманные фразы с труднопроизносимыми или трудносочетаемыми звуками и словами, произносить которые надо быстро, четко и без запинок. На Руси скороговорки также называли частоговорками, языковёртками, потому что порой их было не легко не только произнести быстро, но даже и просто выговорить:

Выковали колокол,
Да не по-колокольски.
Надо бы колокол перековать,
Да перевыколоковать.

Начинать делать упражнения со скороговорками можно, когда малыш еще только учится говорить (с 1 — 1,5 лет). В это возрасте малышам бывает трудно выговаривать отдельные звуки, поэтому им подойдут простые скороговорки, в которых просто повторяется какой-то один трудный для малыша звук, например [с]:

Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и умны.

Будет расти малыш, будут «расти» вместе с ним и скороговорки: постепенно будут добавляться скороговорки на новые звуки. Когда малыш освоит произношение большинства звуков (обычно это происходит в возрасте 5 — 6 лет), можно будет добавить скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков:

Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.

Мы сделали для вас подборку скороговорок для малышей разного возраста с учетом освоения среднестатистическим малышом звуков родного языка. (Использовалась книга Инны Светловой «Домашний логопед» и книги, посвященные русскому устному народному творчеству.)

Скороговорки для 1 — 2 лет

В возрасте после года малыш осваивает звуки «г», «д», «с», «з». Иногда малыши заменяют эти твердые звуки мягкими. Чтобы помочь малышу начать различать на слух твердые и мягкие звуки и правильно произносить их, попробуйте использовать вот эти скороговорки на отработку этих звуков:

Скороговорки на отработку звуков [с] и [с’]:

Коси, коса, пока роса.
Роса долой, и мы – домой.

Ест киска суп из миски.
Сыта киска, пуста миска.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Везет Сенька Саньку
С Сонькой на санках.
Санки – скок, Сеньку – с ног,
Саньку в бок, Соньку в лоб.

Скороговорки на отработку звуков [з] и [з’]:

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Все озера – зеркала из зеленого стекла.

Пошел спозаранку
Назар на базар.
Купил там козу
И корзинку Назар.

Скороговорки на отработку звуков [г] и [г’]:

На горе гогочут гуси,
Под горой огонь горит.

Га-га-га –
Гогочет гусь, –
Я семьей своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Все гляжу –
Не нагляжусь.

Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.

Скороговорки на отработку звуков [д] и [д’]:

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

Дом - у дуба, дуб - у дома.

Скороговорки для 2 – 3 лет

После 2 -х лет малыш осваивает звуки «п» и «б», «ф» и «в», «т», «к», «х», сонорные звуки «м» и «н». В помощь вам и малышу подходящие скороговорки.

Скороговорки на отработку звуков [п] и [п’]:

Пекарь пек пироги в печи.

— Расскажите про покупки.
— Про какие про покупки?
— Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

Пришел Прокоп – кипит укроп,
Ушел Прокоп – кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.

Говорит попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю».
Отвечает ему попугай: «Попугай меня, попугай!»

Скороговорки на отработку звуков [б] и [б’]:

Белые бараны били в барабаны.

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

Скороговорки на отработку звуков [ф] и [ф’]:

В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

У Фани — фуфайка,
У Феди — туфли.

Скороговорки на отработку звуков [в] и [в’]:

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Водовоз вез воду из водопровода.

Скороговорки на отработку звуков [т] и [т’]:

От топота копыт пыль по полю летит.

Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Скороговорки на отработку звуков [к] и [к’]:

Котик ниток клубок
Укатил в уголок.
Укатил в уголок
Котик ниток клубок.

Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.

Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.

Скороговорки на отработку звуков [х] и [х’]:

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
– Ха! ха! ха! ха! ха!

Прохор и Пахом ехали верхом.

Вкусная халва – мастеру хвала.

Хохотушка буква Х рассмеялась:
Ха-ха-ха!

Муха–горюха села на ухо.

Был в саду переполох –
Там расцвел чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Скороговорки для 3 – 4 лет

В возрасте 3 – 4 лет малыш постепенно осваивает шипящие (ж, ш, ч, щ) и свистящие звуки (з, ц). Для отработки произношения этих звуков можно также использовать скороговорки.

Скороговорки на отработку звука [ж]:

Жужжит жужелица, жужжит, кружится.

У ежа ежата, у ужа — ужата.

Не живут ужи, где живут ежи.

Испугались межвежонка
Еж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и с чижонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

Скороговорки на отработку звука [ш]:

Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши.

На окошке крошку мошку ловко лапкой ловит кошка.

В шалаше шесть шалунов.

Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.

Скороговорки на отработку звука [ч]:

Ой, качи-качи-качи.
Мы грачата, мы грачи.

Ученик учил уроки,
У него в чернилах щеки.

Анечке купили чешки, перчатки, башмачки и маечку.

В четверг четвертого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре черненьких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.

Скороговорки на отработку звука [щ]:

Волки рыщут, пищу ищут.

Мой руки чище и чаще.

Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

Маша, ты нас не ищи:
Щиплем щавель мы на щи.

Скороговорки на отработку звука [ц]:

В цветнике цветут цветы.

Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.

Бегают две курицы прямо по улице.

Летит скворец зиме конец.

Скороговорки для 4 – 5 лет

Ближе к пяти годам речевой аппарат малыша постепенно созревает для произнесения сонорных звуков [р] и [л]. В упражнениях со скороговорками также можно сделать упор на произношение этих звуков.

Скороговорки на отработку звука [р] и [р’]:

На горе Арарат растет крупный виноград.

Пророворонила ворона вороненка.

У мыши в норке сыра корка.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Во мраке раки шумя в драке.

Трое трубачей трубили в трубы.

Скороговорки на отработку звуков [л] и [л’]:

Коля колья колет,
Поля поле полет.

Наш Полкан попал в капкан.

Рыбу ловит рыболов,
Весь в реку уплыл улов.

Маленькая болтунья
Молоко болтала-болтала,
Не выболтала.

Скороговорки на труднопроизносимые сочетания звуков

В 5 – 6 лет, когда малыш овладеет произношением всех звуков, ему уже можно предлагать скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков:

На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора!

Подарили Вареньке – валенки, Валеньке — варежки.

Все бобры добры для своих бобрят.

У быка тупы губы, бык тупогуб.

Как учить

  1. Сначала нужно выучить скороговорку. Проговорите ее малышу сначала очень медленно, как будто по слогам. Пусть малыш повторит ее. Если скороговорка длинная, разбейте ее на части. Следите чтобы малыш не глотал согласные звуки и правильно, как написано, произносил гласные (не «на двА-ре», а «на двО-ре»). Можно говорить напевно, растягивая гласные звуки.
  2. Когда малыш хорошо запомнит скороговорку, попросите его произнести ее чуть быстрее, потом еще быстрее.
  3. Для разнообразия можно произносить скороговорку громким и тихим голосом или почти шепотом. Можно петь или, наоборот, говорить отрывисто, как робот. Предложите малышу произнести скороговорку весело или грустно, дрожа от страха или прыгая на месте от радости и т.д.

Как заинтересовать

Чтобы от скороговорок была реальная польза, обращайте внимание на правильность произнесения звуков малышом. Если малышу трудно произносить такой длинный текст, предложите ему его спеть. Обычно петь малышам легче, чем говорить.

Малыш будет с большим энтузиазмом повторять за вами скороговорку, если вам удастся облечь это в игру и заинтересовать малыша.

Сопровождайте скороговорки красочными картинками. Вы можете нарисовать картинку сами, вырезать подходящую из журнала или использовать книги. Книг со скороговорками сейчас выпускается очень много: от самых простых книжечек в несколько страниц до таких шедевров как книга« Попробуй, повтори! Русские скороговорки» с очень красивыми иллюстрациями.

С совсем маленькими детьми лучше учить скороговорки в стихах. Читая малышу детские стихи и, особенно, азбуку в стихах, обращайте внимание на повтор звуков с рядом стоящих словах. Очень часто попадаются фразы, которые ничем не хуже скороговорок:

[д]
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом. (С. Маршак)

[с]
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он. (С. Маршак)

[ч]
Моем, моем трубочиста чисто-чисто, чисто-чисто.
Будет, будет трубочист чист-чист, чист-чист! (К. Чуковский)

[ш]
Шила шубку — сшила юбку.
Шила шапку — сшила тапку.
Хороша швея Наташа! (Е. Благинина)

Все бобры добры до своих бобрят.

Три вороны на воротах,
Три сороки на пороге,
Три дерева, три тетерева.

Поперёк реки пробирается паром,
Прыгают на языке скороговорки,
Как паром на сковороде.

Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался.

Жили-были раки, раки-забияки.
Жили раки шумно, затевали драки.

Два дровосека, два дроворуба
На дворе дрова топорами рубят.

Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.

Трое трубачей трубили в трубы.

На горе Арарат растёт красный крупный виноград.

на траве тропка, травка на тропке.

Орёл на горе, перо на орле.

Три тропки, три рубки.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Дробью бьют по перепелам да по тетеревам.

Проворонила ворона воронёнка.

Шел Егор через двор,
Нес топор чинить забор.

Королева кавалеру каравеллу подарила.
Королева с кавалером в каравелле удалилась.

Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет.

Ушёл Прокоп - кипел укроп.
Пришел Прокоп - кипел укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так без Прокопа кипел укроп.

Пётр Петров по прозванью Перов,
Поймал птицу-перепелицу.

Марина грибы мариновала.

Пётр Петрович Прыгунов прибыл из Перми в Ростов.

Улов у Поликарпа - три карася, три карпа.

В аквариуме у Харитона
Четыре рака да три тритона.

Топоры остры до поры, до поры остры топоры.

За тараканом с барабаном, за комодом с топором.

Мамаша давала Ромаше
Сыворотку из-под простокваши.

Ювелир Валерий Калерин в Карелии
Оправлял кораллы, полировал опалы.

Ехал Грека через реку,
Видит грека - в речке рак.
Сунул грека руку в реку.
Рак его за руку - цап!

Отпустите красной краски для покраски.
Красной краской красной крыши в красный цвет.

Собирала Маргарита маргаритки на горе,
Растеряла Маргарита маргаритки на траве.

Привёз Пров Егору во двор дров гору.

Клара у Раи играет на рояле.

на горе, на горке герой наш Егорка.

Ищу для себя смирного робота,
Чтоб делал уроки мои он без топота.
(М. Пляцковский)

Грач летает над рекой:
-Кра-кра-кра!
Поглядите-ка, какой
Рак,рак, рак
(А. Шибаев)

Роя норку, старый крот разрыхлил нам огород.

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.
А Борис Ларису угостил ирисом.
(А Демин)

Носорог бодает рогом.
Не шутите с носорогом.
(С. Маршак)

Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
(С Маршак)

Взял Валерка тарелку, взял Валерка поднос.
Мне тарелку Валерка на подносе принёс.
(В Лифшиц)

Была у Фрола - Фролу про Лавра наврала,
Пойду к Лавру - Лавру про Фрола навру.

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.
И на мели две недели карамель матросы ели.

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

Молодой человек приятной наружности:
Тридцать три версты в окружности.

У Андрея и Арины растут георгины.

Тридцать три трубача трубят в тревогу.

Нашего пономаря не перепономарить.

Кирюша-Кирилл огород долго мерил.
Мерил, мерил, перестал, лёг под деревом - устал.

Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб:
-Сено грабь граблями, краб.

На лугу под горкой
Лежал сырок
С красивой красной коркой
Сорок сорок в короткий срок
Съели сырок.

Забыл Панкрат дома домкрат.
А Панкрату без домкрата
Не поднять на тракте трактор.

Курочка шустра, пестра,
Уточка с носка плоска.

Тара-тара, тара-ра!
У крыльца растет трава.
Ай, тари-тари-тари,
Куплю Рае литари.

Солил Терентий грибочки -
Сразу тридцать три бочки,
Съел Терентий грибочки -
Сразу тридцать три бочки.

На горе у речки
Уродилась гречка.

У стряпухи Дарьи весь день аварии.

Стоит лодырь у ворот, широко разинув рот.
И никто не разберет, где ворота, а где рот.

Курьера курьер обгонял в карьер.

Ходит грач с грачихой чёрной в огороде на гряде.

Троша ткёт, трет кастрюлю с тряпкой.

Три дровосека,
Три дровокола,
Три дроворуба
Говорили про Ларю,
Говорили про Ларьку,
Говорили про Ларькину жену.