Слитное и дефисное написание слов различных частей речи. Раздельное, слитное и дефисное написание слов

Формулировка задания:

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Первое время мы ТО(ЖЕ) не понимали друг друга, а (В)ПОСЛЕДСТВИИ очень подружились.
Ночью развели огромный костёр (НА)ВЕРХУ горы, а я попытался всем объяснить, (ЗА)ЧЕМ это нужно было сделать.
Он сделал над собой усилие, ЧТО(БЫ) заснуть, но во сне представилось ТО(ЖЕ) самое мёртвое пространство с грядами серых туч.
Отец, (В)СИЛУ своего высокого положения, прежде ездил только на машине с персональным шофёром, (ОТ)ЧЕГО долго не мог разобраться, как войти в метро и где заплатить за проезд.
(ПО)ТОМУ, что говорил дядя, не было понятно, СДЕРЖАЛ(ЛИ) он слово.

Правильный ответ: тоже, впоследствии.

Комментарий:

В начале мы ТОЖЕ (союз = И мы не понимали, пишем слитно ) не понимали друг друга, а ВПОСЛЕДСТВИИ (подружились когда? наречие пишем слитно ) очень подружились.
Ночью развели огромный костёр НА ВЕРХУ горы (на верху (чего?) горы - при наличии зависимого слова пишем существительное с предлогом раздельно ), а я попытался всем объяснить, ЗАЧЕМ ( ) это нужно было сделать.
Он сделал над собой усилие, ЧТОБЫ (выполняет роль союза, союзы пишем слитно ) заснуть, но во сне представилось ТО ЖЕ самое (перед нами указательное местоимение ТО, частицу ЖЕ можно опустить ) мёртвое пространство с грядами серых туч.
Отец, В СИЛУ (запомним раздельное написание производного предлога ) своего высокого положения, прежде ездил только на машине с персональным шофёром, ОТЧЕГО (выполняет роль союза, союзы пишем слитно ) долго не мог разобраться, как войти в метро и где заплатить за проезд.
ПО ТОМУ (ПО чему? - ТОМУ перед нами указательное местоимение, которое можно усилить частицей ИМЕННО ), что говорил дядя, не было понятно, СДЕРЖАЛ ЛИ (частица ЛИ пишется всегда раздельно ) он слово.

Что нужно знать:

Задание 13 ЕГЭ по русскому языку проверяет умение различать омонимичные части речи друг от друга и в соответствии с этим выбирать правильное написание: слитное, раздельное или дефисное.

ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ

Предлоги

Примеры

Ввиду
вследствие

= из-за: Ввиду (вследствие) дождей река разлилась.
Сравните: Из-за дождей река разлилась.
Запомните: иметь в виду.

Вроде

= наподобие: Это здание вроде (наподобие) шара.

Вслед

= вслед за: Вслед (вслед за) убегающим (-и) детям (-ьми) раздался смех.

Вместо

= взамен: Вместо (взамен) Саши выступил Андрей.

Насчет

= о: Мы говорили насчет (о) поездки (-е).

Наподобие

= вроде: Что-то наподобие (вроде) человека вышло из леса.
Сравните: Согласовать (в чем?) в р оде, числе и падеже

Несмотря на

= вопреки: Мы продолжали работать, несмот-ря на (вопреки) усталость.

Навстречу

(кому?): Пойти навстречу (кому?) другу.

Наперекор

= вопреки: Он пошел в горы наперекор (вопреки) желанию матери.

Всегда раздельно пишутся следующие предлоги:
в в иде, в деле, в з аключение, в м еру, в о бласти, в о тличие, в о тношении, в п родолжение, в с вязи с , в с илу, в с мысле, в т ечение, в ц елях, за и сключением

ПРАВОПИСАНИЕ СОЮЗОВ

Союзы

Примеры

Также
тоже

= тоже, и: Он тоже (также) студент. — И он сту-дент.
Пишите же всегда раздельно в следующих сочета-ниях:

  • то же... что
  • то же самое
  • одно и то же
  • так же,… как
  • всё так же

По радио передавали то же, что и вчера. То же самое я видел и в прошлом году. Петр так же хо-рош, как и его отец и т. д.

Чтобы (чтоб)

= для того чтобы: Я пришел, чтобы (для того что-бы) дать вам волю.
Если бы можно опустить или переставить — пишите раздельно: Что бы мне почитать? — Что мне по-читать? — Что мне почитать бы?
Запомните: во что бы то ни стало .

Итак

= следовательно: Итак, я никому оказался не нужен. — Следовательно, я никому оказался не нужен.

Зато

= но: Мал золотник, зато (но) дорог.

Причём

= притом (к тому же): Сын у меня красивый, причем (притом (к тому же) умница большой.
Запомните: ни п ри ч ем пишется в три слова!

Притом

= причём (к тому же, вместе с тем): Он рассердил-ся, притом (причём) сильно.

Оттого

= потому: Мне грустно оттого (потому), что весе-ло тебе.

Потому

= оттого, поэтому: Я устала, потому (оттого, по-этому) и спать хочу.

Всегда раздельно пишутся следующие союзы:
как будто, то есть, потому что, так что, как бы

ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ

Пишите наречия СЛИТНО , если они образованы

Наречия

Примеры

Приставка + наречие

Задолго, навсегда, послезавтра извне.

Приставки НА- , В- + собирательное числительное

На двое, в двое, в пятером,
НО: по двое, по трое

Приставка + местоимение, полное прилагательное (не начинающееся с гласной)

Вничью
вп
рочем
зач астую

Наречия на О, Е, А, образованные приставочно-суффиксальным способом от прилагательных

ИЗ- + основа прилагательного + А - издавна
ДО- + основа прилагательного + А - досуха
С- + основа прилагательного + А - снова
В- + основа прилагательного + О - влево
НА- + основа прилагательного + О - направо
ЗА- + основа прилагательного + О - заново

Приставка + существитель-ное, где между приставкой и существительным нельзя вставить определение

В б род
ис п одтишка

Пишите наречия РАЗДЕЛЬНО , если

Существительное сохранило некоторые падежные формы

на корточки (на корточках) за границу (за границей)
НО: наизнанку (с изнанки) поодиночке (в одиночку) наспех (не к спеху)

Между существ, и предлогом можно вставить определение

в меру (в полную меру) на скаку (на полном скаку) до смерти (до самой смерти)

Предлог В + существ., прилагательные, начинающиеся. с гласной буквы

в обнимку
в упор
в ударе

Предлоги В , НА + существительное в предложном падеже.

на днях
на радостях
в потемках

ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦ

Написание

Пример

Через дефис

То, -либо, -нибудь, кое- (кои-)
-ка, -тка, -таки (после наречий, глаголов и со словами все-таки, так-таки)
-с, -де.

Раздельно

же (ж) (кроме союзов тоже, также)
бы (б) (кроме союза чтобы)
ли (ль), будто, дескать
как будто, почти что
после кое- следует предлог (кое с кем)
ведь, мол

Дефисное написание слов

Через дефис пишутся

Примеры

1. Сложные существительные

    состоящие из двух самостоятельных слов;

    обозначающие стороны света;

    имеющие пол- и вторую часть, начи-нающуюся с заглавной буквы, гласной или с Л ;

    обозначающие названия механизмов;

    термины;

    сложные единицы измерения;

    Слова с иноязычными элементами вице-, экс-, унтер-, обер- и т.д.

диван-кровать
юго-запад
пол-С ибири
пол-а нанаса
пол-л иста
динамо-машина, премьер-министр
тонно-километр
вице-адмирал, экс-чемпион, унтер-офицер, обер-лейтенант

НО: пишите слитно существительные с элементами
авто-, радио-, био-, авиа-, фото-, зоо-, аэро-, метео-, агро-, вело-, стерео-, нео-, моно-, электро-, микро-, кино-, гидро-, теле-

2. Сложные прилагательные

    образованные сложением независи-мых друг от друга слов (между ними можно поставить союз и);

    образованные от существительных, которые пишутся через дефис;

    обозначающие оттенки цвета - первая часть оканчивается на -ко

англо-русский (русский и английский)
физико-математический (физика и математика)
юго-восточный (юго-восток)
ярко-красный

3. Наречия , образованные от двух одинаковых или близких по смыслу слов

нежданно-негаданно
еле-еле
красным-красно
точь-в-точь
НО: бок о бок

4. Сложные предлоги

из-за
из-под
по-за
по-над

5. Неопределённые местоимения и наречия с приставкой кое- и суффик-сами
-то,
-либо,
-нибудь

кое- кому
что-то
кто-нибудь
кем-либо

6. Наречия, образованные

    от прилагательных с помощью приставки по- и суффиксов -ому (ему), -и

    от числительных с помощью при-ставки во-(в-) и суффикса - ых(-их)

по- хорошему
по- городскому
по- русски

Исключения: потому, поэтому, почему, посему

Во- первых
в- третьих


ДЕФИС В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ

Правописание дефиса в существительных

Через дефис

1.С корнем пол- перед л, гласными и заглавными буквами: пол-литра, пол-Европы, пол-яблока.

2.Сочетание общего и специального названия: школа-интернат, дом-музей, член-корреспондент.

3.Названия промежуточных стран света: северо-запад, юго-восток.

4.Собственные наименования: Смирнов-Сокольский, Нью-Йорк, Ростов-на-Дону

Слитно

1.С корнем -пол- в остальных случаях и с корнем -полу -: полдороги, полдома, полночь, полуостров.

2.Сложносокращенные слова: Центробанк, завхоз, филфак, завкафедрой

3.Сложные слова с соединительными гласными о, е (е — после шипящих и мягких согласных, ц), а также и: листопад, пешеход, пятиклассник

4.Запомните: столетие, сороконожка, но: сорокаградусный.

Правописание дефиса в прилагательных

Через дефис

1.Образованные от существительных, которые пишутся с дефисом: северо-западный (северо-запад); юго-восточный (юго-восток).

2.Образованные сложением равноправных слов, между которыми можно вставить союзы и, не только... но и...: выпукло-вогнутые линзы (выпуклые и вогнутые); военно-медицинская академия (не только военная, но и медицинская).

3.Обозначающие цвет: темно-вишневый, бело-красно-голубой, светло-зеленый, изжелта-красный, иссиня-черный.

Слитно

1.Образованные от сложных существительных, которые пишутся слитно: лесопарковый (лесопарк); железобетонный (железобетон).

2.Образованные на основе словосочетания, в котором одно слово — главное, другое — зависимое: Древнерусский (Древняя Русь); темноволосый (темные волосы); дальневосточный (Дальний Восток).

3.Образованные с корнем полу-: полуночный, полувековой.

4.Образованные от существительного и числительного, которое стоит в первой части: пятиметровый, девятиэтажный, четырехкилометровый, сорокаминутный.

Правописание дефиса в местоимениях, наречиях и междометиях

Местоимения и наречия с -то, -либо-, -нибудь, кое- пишутся с дефисом

кое-кто кто-то кого-нибудь кто-либо

кое-чем чем-то где-нибудь кому-либо

кое-куда как-то куда-нибудь где-либо

кое-какой где-то с кем-нибудь куда-либо

кое-кому когда-то

кое-как сколько-то

кое-где какой-то

кое-когда куда-то

Запомните : если у слова есть предлог, кое- пишется раздельно.

Кое с кем, кое у кого, кое от кого, кое от чего.

Наречия

Через дефис

1.С приставкой по- и суффиксами

ому, -ему , -и (образованные от прилагательных и притяжательных местоимений):

— по-братски;

— по-латыни;

оделся по-новому (как?) (но: по новому пути (по какому?));

печет по-летнему (как?) (но: по летнему времени (по какому));

сделал по-вашему (как?) (но: по вашему мнению (по чьему?)).

2.С приставками во-, в- и суффиксами -ых, -и х (образованные от числительных):

— во-первых,

— во-вторых,

—третьих.

Слитно

1.С приставкой по-, но без суффиксов -ому, -ему, -и: повыше; поменьше;

поэтому (но: по этому пути (по какому?))

потому (но: по тому берегу (по какому?))

2.С приставками во-, в-, но без суффиксов -ых, -их: впервые, вовремя, вверх

3.Сложные, образованные повторением корней: точь-в-точь, мало-помалу, видимо-невидимо.

Запомните: бок о бок.

Наречия, частицы, глаголы с частицей -таки и все остальные части речи с частицами -ка, -то пишутся с дефисом.

все-таки сходи-ка сделал-то сама-то

прямо-таки

опять-таки

пришел-таки

неужели-таки

Запомните: Мы таки построили дом.

Дом таки построили.

Междометия, образованные путем повтора, пишутся с дефисом .

о-го-го, ой-ой-ой, ай-ай-ай, ей-же-ей

Задание 1

Образуйте от приведенных ниже слов наречия с приставкой по-, объясните их написание.

Новый, взрослый, старый, хороший, плохой, прежний, военный, особенный, летний, видимый, всякий, другой, наш, ваш, свой, настоящий, иной;

Детский, солдатский, пластунский, хозяйский, свойский, кавказский, французский, горняцкий, казацкий, немецкий, российский, польский, азербайджанский, голландский;

Помещичий, чиновничий, охотничий, ребячий, щенячий, казачий, волчий, кошачий, медвежий, верблюжий, заячий, лисий, попугаячий, обезьяний, вдовий, бабий.

Задание 2

Допишите наречия, образованные: 1) простым повтором; 2) повтором наречия с приставкой; 3) добавлением созвучного слова. Объясните их написание.

Еле-..., чуть-..., едва-..., сильно-..., тихо-..., перво-..., давным-..., видимо-..., всего-..., крепко-..., чисто-..., мало-..., волей-..., крест-..., по добру-..., шиворот-..., с бухты-..., точь-в-....

Задание 3

Образуйте от приведенных ниже слов сложные прилагательные, распределите их на две группы:1) с дефисным написанием, 2) со слитным написанием, составьте с ними словосочетания.

Образец: Техника и экономика - технико-экономический отдел.

1. Рабочие и крестьяне, справки и информация, высокий рост, широкие плечи, внешняя торговля, профессора и преподаватели, целлюлоза и бумага, юг и восток;

Научный и популярный, добродушный и хитрый, военный и спортивный, мелкий собственник, левый берег, общий для человечества, дальний бой, широкий экран, плавка меди, способный к труду.

2. Сходить с ума, лишиться ума, помрачить ум, любить себя, стремиться к центру, бежать от центра.

Соединяя слова, приведенные в первой и второй части, образуйте сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов.

1. Матовый, сероватый, жемчужный, снежный, лимонный.

2. Белый, черный, желтый, лиловый, изумрудный, пунцовый.

Задание 4

Образуйте от приведенных ниже слов сложные прилагательные, дайте их в словосочетании.

8 граней, 10 баллов, 12 этажей, 5 тонн, 7 звезд, 40 ведер, 100 лет, 200 метров, 90 дней, 489 литров, миллион голов, тысяча голосов, трое суток, один том.

Задание 5

Образуйте от следующих существительных сложные прилагательные, объясните их написание.

Северо-запад, юго-восток, Нью-Йорк, Павлово-Посад, Ясная Поляна, дизель-мотор, товарообмен, нефтепромысел, электропровод, лесостепь.

Задание 6

Составьте из приведенных ниже прилагательных и наречий подходящие по смыслу словосочетания, употребите их в предложении.

1. Истинно, жизненно, подлинно, чисто, мучительно, ослепительно, абсолютно.

2. Трудный, яркий, правдивый, научный, революционный, демократический, необходимый, народный, неизвестный, русские.

Задание 7

Распределите следующие примеры в три группы: а) сложные прилагательные со слитным написанием; б) сложные прилагательные с дефисным написанием; в) сочетания наречий с прилагательными (причастиями).

1. (Вечно) зеленые растения; 2. (греко) римское государство; 3. (древне.) римские полководцы; 4. (средне) суточный прирост; 5. (мелочно) белый пар; 6. (бело) снежная скатерть; 7. (резко) отрицательное воздействие; 8. (экологически); опасный проект; 9. (целлюлозно) бумажная промышленность; 10. (торгово) промышленный капитал; 11. (финансово) промышленные группы; 12. (диаметрально); противоположные взгляды; 13. (практически) ненужные советы; 14. (сердечно) сосудистая система; 15. (сине) фиолетовые волны; 16. (чисто) восточная мелодия; 17. (бесконечно)/ малые величины; 18. (абсолютно) неприемлемые решения; 19. (декоративно) прикладное искусство; 20. (электронно) вычислительные машины; 21. (народно) хозяйственный; 22, (естественно) научный; 23. (всемирно) исторический; 24. (всемирно) известный ученый.

Тест на эрудицию

Образуйте от приведенных ниже слов сложные прилагательные, придумайте с пятью из них (по выбору) предложения, с остальными словосочетания; подсчитайте очки.

Твердый камень, жестокое сердце, златые струны, длинная шея, злой умысел, непроницаемый для ветра, широкая листва, дубинная голова, свиная голова, лить чугун, плавить медь, курить вино, резать металл.

Тест на эрудицию

Распределите следующие написания в две колонки: а) сложные прилагательные, обозначающие одно цельное терминологическое понятие; б) сочетания наречий с прилагательными (причастиями); подсчитайте очки.

Образец: вечнозеленые растения и вечно синее небо. 1. (Быстро) растущие породы деревьев; 2. (Быстро) растущий юный город; 3. (Высоко) поставленные лица; 4. (Высоко) оценивший поэму критик; 5. (Глубоко) уважаемые наставники; 6. (Глубоко) чувствующий роль актер; 7. (Густо) населенный район, 8. (Густо) исписанные листы; 9. Привезли (дорого) стоящие товары; 10. (Дорого) стоивший ему обман; 11. Палата для (тяжело) раненых; 12. (Тяжело) раненный в грудь солдат; 13. (Высоко) продуктивная порода; 14. (Высоко) ценимая услуга; 15. (Все) побеждающая, ликующая сила; 16. (Всех и всё) прощающий взгляд; 17. (Ниже) стоящие инстанции; 18. Стоящие ниже по косогору дома; 19. (Выше) отмеченные неточности 20, Еще (выше) отмеченные на дереве насечки; 21, (Сильно) действующее лекарство; 22. (Сильно) подействовавшее лекарство.

Словарный диктант

Проверьте написание сложных существительных по словарю, выпишите отдельно трудные для вас случаи, запомните их.

Ум... настроение, ум...помрачение, земл...тр..сение, тысяч...летие, врем...пр..провождение, врем...исчисление, сорок...летие, сем...доля, сорок... ножка, девяностолетие, себ...стоимость, себ...люб, сума....шедший, (микро)процессор, (микро)элементы, (макро)явление, (мини)компьютер, (мульти)миллионер, (масс)медиа, (пресс)конференция, (видео)магнитофон, (грамм)молекула, (кило)байт, (стерео) звук, (видео)кас...ета, (социал)демократия, (социал)шовинизм, (ура)патриотизм, (пост)модернизм, (экс)прессионизм.

Словарный диктант

Проверьте написание сложных прилагательных по словарю, выпишите отдельно трудные для вас случаи, запомните их.

Пут...проводная м...гистраль, (маловероятное происшествие, (правоохранительные мероприятия, (ниже)следующие д...р...ктивы, (много)ступенч...тая ракета, (с/ног)сшибательная г...потеза, (старо)обрядческие р...туалы, болезнетворные бац..л...ы, (нежно)зеленая растительность, (высоко)поставлен...ый чиновник, ум...помрачительное сообщение. (двояко)дыш...щее земн...водное, (длинно)ше... животное, лучеобразное спл...тение, (вагон...о)паровозное депо, (вагон...о)ремонтный завод, (народно)хозяйственный об...ект, (всемирно)историческое значение, (дальн...)зоркий старич...к, (вокально)инструментальный ансамбль, (электронно)вычислительное устройство, (изжелта)зеленый (полу)шалок, (мало)знач...щие выводы, ((Дд)альн...)восточный воен...ый округ, 203-мил...иметровое (дальн...) бойное орудие, (многоопытный) программист, (средн...)европейская р...внина, (сорока)ведерная ц...стерна.

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ И ЗАДАНИЯ

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, обратите особое внимание на написание сложных прилагательных и сочетаний наречий с прилагательными.

/Темно/синее, как море в грозу, сверкающее бездон...ое небо увидели Гусев и Лось, выл...зая из ап...арата. Пылающее, к...сматое солнце стояло высоко над Марсом. Потоки хрустального синего света были прохладны. /Ослепительно/ сияющий свет исходил в /густо/ синей высоте. Покалывало грудь, стучала кровь в висках, но дышалось легко.

Ап...арат лежал на /оранжево/ апельсиновой плоской равнине. Повсюду, словно /семи/ свечники, бросая резкие лиловые тени, стояли высокие кактусы. Подувал легкий ветерок.

Лось и Гусев долго озирались, потом двинулись вперед. Идти было необычайно легко, хотя ноги вязли по щиколотку в рас...ыпающейся почве.

Шли около /полу/ часа. Перед глазами рас...тилалась всё та же оранжевая равнина. Когда повернули к югу, Лось стал просматриваться, словно что-то соображая, вдруг остановился и произнёс:

Алексей Иванович, почва-то ведь вспахан...ая.

Действительно, теперь ясно были видны широкие, /полу/обсыпавшиеся бор...зды пашни и /безукоризненно/ правильные ряды кактусов. Постепенно кактусы становились выше, гуще, добротнее. Проходилось осторожно проб...раться в их живой колючей чаще. Из-под ног выб...гали /много/ногие /ярко/ оранжевые ящ...рицы. Несколько раз в гуще лапч...той зар...сли скользили, кидались в сторону какие-то щ...тинистые клубки. Здесь шли медленнее. Кое-где по откосам были ра...бросаны /низко/ рослые, подобные /высоко/горным соснам, деревья. Вдали, на /северо/западе, поднималась тр...да острых и неровных гор. На в...ршинах св...ркал снег.

Они стояли ещё некоторое время. Равнина была пустын...а и печальна. И вдруг они увидели, как сущ...ство, с...девшее около ап...арата, по...скочило, раскинуло длинные п,..р...пончатыекрылья, с треском поднялось и, оп...сав /полу/круг, взмыло над людьми.

Это было то самое сущ...ство, что они давеча приняли за птицу. Раскрыв рот, Гусев гл...дел на /чудо/птицу описывающую круги в /кубово/ синем небе. Странная птица снижалась. Теперь легко было различить /человеке/ образное существо, с...дящее внутри л...тательного ап...арата. Неожиданно показалась голова марсианина в пр...чудливой шапке с длинным к. ..зырьком. На глазах - очки. Лицо /темно/коричневое, узкое, сморщ...нное, с острым носом. Он раз...вал рот и пищал что-то. Затем часто зам...хал крыльями и скрылся за горизонтом.

/По А. Толстому/

(В)начале следующего дня я увидел (на)право указан...ую мне широкую д...лину. (Не)сколько дощатых домов, бл...стя (светло)желтой др...в...синой, расположились на взгорь..., у поднож..я листвен...иц.

Я уверен...о направил коня к дому художника. Я был принят дружелюбно и гост...пр...имно. Мастерская - просторная (не)окле...ная обоями комната с большими окнами - занимала (пол)дома. Стены мастерской были увеш...ны причудливыми п...йзажами, из которых один пр...влек мое пр...стальное внимание.

Картина (не)пр...вычно ярко светилась в лучах заходящего солнца своими густыми красками. (Син...вато)серая гладь озера, занимавшего переднюю часть картины, дыш...т холодом и м...лчаливым покоем. Большая голубая льдина пр...ткнулась к берегу у самого повален...ого (в)кось дерева. Два ни...ких ист...рзан...ых ветром кедра поднимают свои (вечно)зеленые ветви, словно вознесенные к небу руки. На задн...м плане прямо в озеро обрываются (бело)снежные кручи зазубрен...ых гор. В центре картины поднимается (трех)гранная алмазная пирамида, стоящая на фундаменте, каменные ступени которого гиган...ской лес...ницей спускаются к дальнему концу озера. У поднож...я конус...видной горы поднималось (зеленовато)белое облако, излучавшее слабый свет.

Перекрещивающиеся отражения этого св...чения и (ослепительно)яркого света от сверкающих снегов давали длинные полосы теней почему-то (изжелта) красных оттенков. Такие же, только более густые, до кровавого тона, пятна виднелись в изломан...ых облаках пр...брежных скал. Над камнями вставали всклочен...ые, похожие на огромные человеческие фигуры, столбы (синевато) зеленого дыма или пара, пр...дававшие зл...вещий и фантастический вид этому лан...ша...ту. Почти мистический ужас стал закрадываться в мото душу, но охотник успокоил меня своим дальнейшим рас...казом.

/ По И.Ефремову!

Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Другие берега

Проснешься, бывало, летним утром и сразу в отр..ческом трепете смотришь, какова щ...лка между ставнями? Если (в...дянисто)бл...дна, то валиш...ся назад на подушки: не стоит и рас...тв...рять ставни, за которыми заранее видишь всю д..садную картину: свинц...вое небо, р...бую лужу, пот...мневший гравий и (прежд...временно) блеклый др...весный листок, (плоско) пр...липший к мокрой садовой скамейке.

Но если ставни щурились от (осл...пительно) р...систого св...рканья, я (тот) час же пр...нуждал окно выдать свои сокр...вища - и (в)миг комната зал...валась светом. Пронзен...ая солнцем б...резовая листва пор...жала прозрачностью, какая бывает у (светло)зеленого винограда, еловая же хвоя барх...тно выделялась на (пронзительно) яркой синеве.

С...здетства утрен...ий блеск в окне говорил мне одно и только одно: есть солнце - будут и бабочки. Началось же все это тогда, когда я, (семи)летний, увидел на кусте перси...ской сирени за в...рандой флиг...ля первого своего м...х...она. Великолепное (бледно) ж...лтое нас...комое, в черных и синих ступенчатых пятнышках, с попугаяч...им гла...ком над каждой из парных (черно) палевых шпор, свешивалось с накл...ненной (малиново) лиловой грозди и, уп...ваясь ею, все время суд...рожно хлопало гр...мадными крыльями.

Бывало, большая (гл...нц...вито) красная гусеница переходила тр...пинку и оглядывалась на меня. А вскоре я нашел на п....рилах п...радного крыльца крупного замш...вого с цепкими лапками сфинкса, которого моя мать усыпила для кол...екции при помощи эфира.

/По В. Набокову/

Факультативное задание

Прочитайте еще раз внимательно приведенный выше текст. Изложите содержание текста, максимально сохраняя авторские определения и эпитеты.

Дополните изложение рассказом о своих впечатлениях от встреч с яркими, необычными явлениями в природе. Употребите в своем рассказе сложные прилагательные.

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ НА ЭРУДИЦИЮ

Прочитайте внимательно следующий текст, вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, выпишите: в группу А - примеры раздельного написания наречий с прилагательными (причастиями); в группу Б - сложные прилагательные с дефисным написанием, группу В - сложные прилагательные со слитным написанием.

Пара гнедых

Все глядели туда, куда показывал мой отец. По улице двигался высокий воз, пара гнедых, небрежно поп...рая пыль хрупкими ногами, тянула его. Рядом прямо вышагивал человек. Рукава полотнян..ой не по-деревенски белой рубахи засучен. ..ы, высокие сапоги начищен...ы, шляпа на затылке - Антон Ильич Коробов.

Он был не бедней соседа. Кулак, никакого сомнения. Имел две лошади. Таких коней не было ни в нашем селе, ни в соседних, да были ли лучше на всем свете? Лучших и представить нельзя.

Они л...снились так, что казались выкупан...ыми. Их спины и крупы отл...вали (глубин...о) тусклым золотом. У них, гладких, узкие морды с пугливыми ноздрями и крупными, влажными, горячими глазами. У них широкие, (бронзово)литые крупы, а под ними сухие, тонкие ноги, кажется, вот-вот под тяжестью крупов хрус...нут у бабок. На точен...ых ногах одной - белые носки, и даже копыта у нее розовые.

Я тайно и безумно любил этих коней - каждую их лощен...ую ш...рстинку, каждое их (бого)подобное движение, позвякивание их сбруи, призрачный стук их невесомых копыт на рыси. Я никогда досыта не мог на них наглядеться.

А временами любил - ничего не мог с собою поделать! - их хозяина, Антона Коробова, когда тот перед закатом проезжал по селу на своей паре, сквозь золочен...ые лучи ни...кого солнца. И всегда случалось это внезапно.

Они возникали посреди улицы - громадные, (переливисто) лоснящиеся, (победно) сильные, столь (одинаково) выгнувшие шеи, столь (согласован...о) попирающие землю ногами, что казалось: бежит не пара, а одно-единственное до ужаса великолепное существо.

А позади него, выкинув вперёд руки, величаво откинувшись назад, шел он, повелитель! он, бог! Ступал легкий, статный; ворот (именин...о) чистой рубахи распахнут на груди, сапоги бл...стят (глянцево) черными г...ленищами, рот открыт в улыбке.

Как я хотел походить на него! Ведь бога нельзя не любить! И его любили дети и собаки, да и прочие животные. Рассказывали: однажды мой герой подошел к ра...свир...певшему быку, только что разбившему телегу и ранившему лошадь. Подошел, поч...сал его, как собаку, за ухом, взял его за кольцо в носу и отвел в стойло.

/По В. Тендрякову/

Изложение с элементами сочинения

Внимательно прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, объясните написания. Передайте содержание отрывка, используя как можно больше употребленных в нем прилагательных и причастий. Дополните ваше изложение известными вам фактами из творческой биографии Сергея Васильевича Рахманинова, своими впечатлениями от любимых вами произведений С. В. Рахманинова.

Сирень

I. Странное то было лето. Все в нем перепуталось. На исходе мая листва берез оставалась по-весен...ему слабой и нежной, (изжелта)зелен...й, как цыплячий пух. Черемуха расцвела лишь в первых числах июня, а сирень еще по...же. Такого не помнили ивановские ст...р...жилы.

Сильные грозовые ливни, неположен...ые в начале июня - их время в августе, когда убран...ы хлеба, усугубили сумятицу в мир...здании. И сирень зацвела вся разом, вскипела за одну ночь и во дворе, и в ал...еях, и в парке. А ведь положено так: сперва зацвета...т белая, голубая, розовая отечествен...ая сирень, ее рослые кусты теснятся меж флиг...лями и к...нюшнями; через пять-шесть дней залилове...т низкая перси...екая сирень с (приторно)душистыми свешивающ...мися соцветиями, а через неделю распускается от...гощен...ые кистями ветви венгерской сирени с самыми из...скан...ыми (блекло)фиалковыми грозд...ями.

II. ... Рахманинов пробирался сквозь кусты сирени. От былого велик...лепия остались ре...кие цветочки, издававшие ре...кий прян...ый запах. Он сорвал влажный лист и разж...вал. Невыносимая горечь наполнила рот.

Медлен...о ц..пляясь за ветви сирени, проплыла паутина-предвестница осени. Долго и трудно вызр...вало это лето, чтобы взорваться буйным цветением. И так рано и быстро оно угаса...т. Ну и бог с ним! Он узнал, что такое музыка. Он искал ее вовне, а она звучит внутри него самого. И сейчас он ощущал в себе ёмкость органа. Что-то нагнеталось, вызр...вало в громадных п...лостях. Будет твориться музыка, зазвучит не заладившийся в последнее время мучительно вынашива...мый фортепианный концерт.

Цель: повторить различные способы написания слов в русском языке: слитное, раздельное, дефисное; отработка навыка нахождения условий дефисного написания различных частей речи с попутным повторением слитных и раздельных написаний.

ДЕФИС В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ

Правописание дефиса в существительных

Через дефис

Слитно

С корнем пол- перед л, глас­ными и заглавными буквами:

пол-литра,

пол-Европы,

пол-яблока.

С корнем -пол- в остальных случаях и с корнем -полу-:

полдороги, полдома, полночь, полуостров.


Сочетание общего и специаль­ного названия:

школа-интернат,

дом-музей,

член-корреспондент.


Сложносокращенные слова:

Центробанк, завхоз, филфак, завкафедрой


Названия промежуточных стран света:

северо-запад, юго-восток.


Сложные слова с соединитель­ными гласными о, е (е - после шипящих и мягких согласных, ц), а также и: листопад, пешеход, пятиклассник

Собственные наименования:

Смирнов-Сокольский

Нью-Йорк

Ростов-на-Дону

Правописание дефиса в прилагательных


Через дефис

Слитно

Образованные от существите­льных, которые пишутся с дефисом:

северо-западный

(северо-запад); юго-восточный

(юго-восток).


Образованные от сложных существительных, которые пишутся слитно:

лесопарковый (лесопарк); железобетонный (железобетон).


Образованные сложением равноправных слов, между которыми можно вставить союзы и, не только... но и...:

выпукло-вогнутые линзы (выпуклые и вогнутые);

военно-медицинская академия

(не только военная, но и медицинская).


Образованные на основе словосочетания, в котором одно слово - главное, другое - зависимое:

Древнерусский (Древняя Русь); темноволосый (темные волосы); дальневосточный (Дальний Восток).


Обозначающие цвет:

темно-вишневый,

бело-красно-голубой,

светло-зеленый,

изжелта-красный,

иссиня-черный.


Образованные с корнем полу-: полуночный, полувековой.

Образованные от существи­тельного и числительного, которое стоит в первой части:

пятиметровый,

девятиэтажный, четырехкилометровый, сорокаминутный.


Правописание дефиса в местоимениях, наречиях и междометиях

Местоимения и наречия с -то, -либо-, -нибудь, кое- пишутся с дефисом

кое-кто кто-то кого-нибудь кто-либо

кое-чем чем-то где-нибудь кому-либо

кое-куда как-то куда-нибудь где-либо

кое-какой где-то с кем-нибудь куда-либо

кое-кому когда-то

кое-как сколько-то

кое-где какой-то

кое-когда куда-то

Наречия


Через дефис

Слитно

С приставкой по- и суффиксами

Ому, -ему, -и (образованные от прилагательных и притя­жательных местоимений):

- по-братски;

- по-латыни;

оделся по-новому (как?)

(но: по новому пути (по какому?));

печет по-летнему (как?)

(но: по летнему времени (по какому));

сделал по-вашему (как?)

(но: по вашему мнению (по чьему?)).


С приставкой по-, но без суффиксов -ому, -ему, -и:

повыше; поменьше;

поэтому (но: по этому пути (по какому?))

потому (но: по тому берегу (по какому?))


С приставками во-, в- и суффиксами -ых, -их (обра­зованные от числительных):

- во-первых,

- во-вторых,

-третьих.


С приставками во-, в-, но без суффиксов -ых, -их:

впервые, вовремя, вверх


Сложные, образованные повто­рением корней:

точь-в-точь, мало-помалу, видимо-невидимо.

Междометия, образованные путем повтора, пишутся с дефисом.

о-го-го, ой-ой-ой, ай-ай-ай, ей-же-ей

Задание 1

Образуйте от приведенных ниже слов наречия с приставкой по-, объясните их написание.

Новый, взрослый, старый, хороший, плохой, прежний, военный, особенный, летний, видимый, всякий, другой, наш, ваш, свой, настоящий, иной;

Детский, солдатский, пластунский, хозяйский, свойский, кавказский, французский, горняцкий, казацкий, немецкий, российский, польский, азербайджанский, голландский;

Помещичий, чиновничий, охотничий, ребячий, щенячий, казачий, волчий, кошачий, медвежий, верблюжий, заячий, лисий, попугаячий, обезьяний, вдовий, бабий.

Задание 2

Допишите наречия, образованные: 1) простым повтором; 2) повтором наречия с приставкой; 3) добавлением созвучного слова. Объясните их написание.

Еле-..., чуть-..., едва-..., сильно-..., тихо-..., перво-..., давным-..., видимо-..., всего-..., крепко-..., чисто-..., мало-..., волей-..., крест-..., по добру-..., шиворот-..., с бухты-..., точь-в-....

Задание 3

Образуйте от приведенных ниже слов сложные прилагательные, распределите их на две группы:1) с дефисным написанием, 2) со слитным написанием, составьте с ними словосочетания.

Образец: Техника и экономика - технико-экономический отдел.

1. Рабочие и крестьяне, справки и информация, высокий рост, широкие плечи, внешняя торговля, профессора и преподаватели, целлюлоза и бумага, юг и восток;

Научный и популярный, добродушный и хитрый, военный и спортивный, мелкий собственник, левый берег, общий для человечества, дальний бой, широкий экран, плавка меди, способный к труду.

2. Сходить с ума, лишиться ума, помрачить ум, любить себя, стремиться к центру, бежать от центра.

Соединяя слова, приведенные в первой и второй части, образуйте сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов.

1. Матовый, сероватый, жемчужный, снежный, лимонный.

2. Белый, черный, желтый, лиловый, изумрудный, пунцовый.

Задание 4

Образуйте от приведенных ниже слов сложные прилагательные, дайте их в словосочетании.

8 граней, 10 баллов, 12 этажей, 5 тонн, 7 звезд, 40 ведер, 100 лет, 200 метров, 90 дней, 489 литров, миллион голов, тысяча голосов, трое суток, один том.

Задание 5

Образуйте от следующих существительных сложные прилагательные, объясните их написание.

Северо-запад, юго-восток, Нью-Йорк, Павлово-Посад, Ясная Поляна, дизель-мотор, товарообмен, нефтепромысел, электропровод, лесостепь.

Задание 6

Составьте из приведенных ниже прилагательных и наречий подходящие по смыслу словосочетания, употребите их в пред­ложении.

1. Истинно, жизненно, подлинно, чисто, мучительно, ослепительно, абсолютно.

2. Трудный, яркий, правдивый, научный, революционный, демократический, необходимый, народный, неизвестный, русские.

Задание 7

Распределите следующие примеры в три группы: а) сложные прилагательные со слитным написанием; б) слож­ные прилагательные с дефисным написанием; в) сочетания наречий с прилагательными (причастиями).

1. (Вечно) зеленые растения; 2. (греко) римское государство; 3. (древне.) римские полководцы; 4. (средне) суточный прирост; 5. (мелочно) белый пар; 6. (бело) снежная скатерть; 7. (резко) отрицательное воздействие; 8. (экологически); опасный проект; 9. (целлюлозно) бумажная промышленность; 10. (торгово) промышленный капитал; 11. (финансово) промышленные группы; 12. (диаметрально); противоположные взгляды; 13. (практически) ненужные советы; 14. (сердечно) сосудистая система; 15. (сине) фиолетовые волны; 16. (чисто) восточная мелодия; 17. (бесконечно)/ малые величины; 18. (абсолютно) неприемлемые решения; 19. (декоративно) прикладное искусство; 20. (электронно) вычислительные машины; 21. (народно) хозяйственный; 22, (естественно) научный; 23. (всемирно) исторический; 24. (всемирно) известный ученый.

Тест на эрудицию

Образуйте от приведенных ниже слов сложные прилагательные, придумайте с пятью из них (по выбору) предложения, с остальными словосочетания; подсчитайте очки.

Твердый камень, жестокое сердце, златые струны, длинная шея, злой умысел, непроницаемый для ветра, широкая листва, дубинная голова, свиная голова, лить чугун, плавить медь, курить вино, резать металл.

Тест на эрудицию

Распределите следующие написания в две колонки: а) сложные прилагательные, обозначающие одно цельное терминологическое понятие; б) сочетания наречий с прилага­тельными (причастиями); подсчитайте очки.

Образец: вечнозеленые растения и вечно синее небо. 1. (Быстро) растущие породы деревьев; 2. (Быстро) растущий юный город; 3. (Высоко) поставленные лица; 4. (Высоко) оценивший поэму критик; 5. (Глубоко) уважаемые наставники; 6. (Глубоко) чувствующий роль актер; 7. (Густо) населенный район, 8. (Густо) исписанные листы; 9. Привезли (дорого) стоящие товары; 10. (Дорого) стоивший ему обман; 11. Палата для (тяжело) раненых; 12. (Тяжело) раненный в грудь солдат; 13. (Высоко) продуктивная порода; 14. (Высоко) ценимая услуга; 15. (Все) побеждающая, ликующая сила; 16. (Всех и всё) прощающий взгляд; 17. (Ниже) стоящие инстанции; 18. Стоящие ниже по косогору дома; 19. (Выше) отмеченные неточности 20, Еще (выше) отмеченные на дереве насечки; 21, (Сильно) действующее лекарство; 22. (Сильно) подействовавшее лекарство.

Словарный диктант

Проверьте написание сложных существительных по словарю, выпишите отдельно трудные для вас случаи, запомните их.

Ум... настроение, ум...помрачение, земл...тр..сение, тысяч...летие, врем...пр..провождение, врем...исчисление, сорок...летие, сем...доля, сорок... ножка, девяностолетие, себ...стоимость, себ...люб, сума....шедший, (микро)процессор, (микро)элементы, (макро)явление, (мини)компьютер, (мульти)миллионер, (масс)медиа, (пресс)конференция, (видео)магнитофон, (грамм)молекула, (кило)байт, (стерео) звук, (видео)кас...ета, (социал)демократия, (социал)шовинизм, (ура)патриотизм, (пост)модернизм, (экс)прессионизм.

Словарный диктант

Проверьте написание сложных прилагательных по словарю, выпишите отдельно трудные для вас случаи, запомните их.

Пут...проводная м...гистраль, (маловероятное происшествие, (правоохранительные мероприятия, (ниже)следующие д...р...ктивы, (много)ступенч...тая ракета, (с/ног)сшибательная г...потеза, (старо)обрядческие р...туалы, болезнетворные бац..л...ы, (нежно)зеленая растительность, (высоко)поставлен...ый чиновник, ум...помрачительное сообщение. (двояко)дыш...щее земн...водное, (длинно)ше... животное, лучеобразное спл...тение, (вагон...о)паровозное депо, (вагон...о)ремонтный завод, (народно)хозяйственный об...ект, (всемирно)историческое значение, (дальн...)зоркий старич...к, (вокально)инструментальный ансамбль, (электронно)вычислительное устройство, (изжелта)зеленый (полу)шалок, (мало)знач...щие выводы, ((Дд)альн...)восточный воен...ый округ, 203-мил...иметровое (дальн...) бойное орудие, (многоопытный) программист, (средн...)европейская р...внина, (сорока)ведерная ц...стерна.

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ И ЗАДАНИЯ

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, обратите особое внимание на написание сложных прилагательных и сочетаний наречий с прилагательными.

/Темно/синее, как море в грозу, сверкающее бездон...ое небо увидели Гусев и Лось, выл...зая из ап...арата. Пылающее, к...сматое солнце стояло высоко над Марсом. Потоки хрустального синего света были прохладны. /Ослепительно/ сияющий свет исходил в /густо/ синей высоте. Покалывало грудь, стучала кровь в висках, но дышалось легко.

Ап...арат лежал на /оранжево/ апельсиновой плоской равнине. Повсюду, словно /семи/ свечники, бросая резкие лиловые тени, стояли высокие кактусы. Подувал легкий ветерок.

Лось и Гусев долго озирались, потом двинулись вперед. Идти было необычайно легко, хотя ноги вязли по щиколотку в рас...ыпающейся почве.

Шли около /полу/ часа. Перед глазами рас...тилалась всё та же оранжевая равнина. Когда повернули к югу, Лось стал просматриваться, словно что-то соображая, вдруг остановился и произнёс:

Алексей Иванович, почва-то ведь вспахан...ая.

Действительно, теперь ясно были видны широкие, /полу/обсыпавшиеся бор...зды пашни и /безукоризненно/ пра­вильные ряды кактусов. Постепенно кактусы становились выше, гуще, добротнее. Проходилось осторожно проб...раться в их живой колючей чаще. Из-под ног выб...гали /много/ногие /ярко/ оранжевые ящ...рицы. Несколько раз в гуще лапч...той зар...сли скользили, кидались в сторону какие-то щ...тинистые клубки. Здесь шли медленнее. Кое-где по откосам были ра...бросаны /низко/ рослые, подобные /высоко/горным со­снам, деревья. Вдали, на /северо/западе, поднималась тр...да острых и неровных гор. На в...ршинах св...ркал снег.

Они стояли ещё некоторое время. Равнина была пустын...а и печальна. И вдруг они увидели, как сущ...ство, с...девшее около ап...арата, по...скочило, раскинуло длинные п,..р...пончатыекрылья, с треском поднялось и, оп...сав /полу/круг, взмыло над людьми.

Это было то самое сущ...ство, что они давеча приняли за птицу. Раскрыв рот, Гусев гл...дел на /чудо/птицу описывающую круги в /кубово/ синем небе. Странная птица снижалась. Теперь легко было различить /человеке/ образное существо, с...дящее внутри л...тательного ап...арата. Неожиданно показалась голова марсианина в пр...чудливой шапке с длинным к. ..зырьком. На глазах - очки. Лицо /темно/коричневое, узкое, сморщ...нное, с острым носом. Он раз...вал рот и пищал что-то. Затем часто зам...хал крыльями и скрылся за горизонтом.

/По А. Толстому/

(В)начале следующего дня я увидел (на)право указан...ую мне широкую д...лину. (Не)сколько дощатых домов, бл...стя (светло)желтой др...в...синой, расположились на взгорь..., у поднож..я листвен...иц.

Я уверен...о направил коня к дому художника. Я был принят дружелюбно и гост...пр...имно. Мастерская - просторная (не)окле...ная обоями комната с большими окнами - занимала (пол)дома. Стены мастерской были увеш...ны причудливыми п...йзажами, из которых один пр...влек мое пр...стальное внимание.

Картина (не)пр...вычно ярко светилась в лучах заходящего солнца своими густыми красками. (Син...вато)серая гладь озера, занимавшего переднюю часть картины, дыш...т холодом и м...лчаливым покоем. Большая голубая льдина пр...ткнулась к берегу у самого повален...ого (в)кось дерева. Два ни...ких ист...рзан...ых ветром кедра поднимают свои (вечно)зеленые ветви, словно вознесенные к небу руки. На задн...м плане прямо в озеро обрываются (бело)снежные кручи зазубрен...ых гор. В центре картины поднимается (трех)гранная алмазная пирамида, стоящая на фундаменте, каменные ступени которого гиган...ской лес...ницей спускаются к дальнему концу озера. У поднож...я конус...видной горы поднималось (зеленовато)белое облако, излучавшее слабый свет.

Перекрещивающиеся отражения этого св...чения и (ослепительно)яркого света от сверкающих снегов давали длин­ные полосы теней почему-то (изжелта) красных оттенков. Такие же, только более густые, до кровавого тона, пятна виднелись в изломан...ых облаках пр...брежных скал. Над камнями вставали всклочен...ые, похожие на огромные человеческие фигуры, столбы (синевато) зеленого дыма или пара, пр...дававшие зл...вещий и фантастический вид этому лан...ша...ту. Почти мистический ужас стал закрадываться в мото душу, но охотник успокоил меня своим дальнейшим рас...казом.

/ По И.Ефремову!

Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Другие берега

Проснешься, бывало, летним утром и сразу в отр..ческом трепете смотришь, какова щ...лка между ставнями? Если (в...дянисто)бл...дна, то валиш...ся назад на подушки: не стоит и рас...тв...рять ставни, за которыми заранее видишь всю д..садную картину: свинц...вое небо, р...бую лужу, пот...мневший гравий и (прежд...временно) блеклый др...весный листок, (плоско) пр...липший к мокрой садовой скамейке.

Но если ставни щурились от (осл...пительно) р...систого св...рканья, я (тот) час же пр...нуждал окно выдать свои сокр...вища - и (в)миг комната зал...валась светом. Прон­зен...ая солнцем б...резовая листва пор...жала прозрачностью, какая бывает у (светло)зеленого винограда, еловая же хвоя барх...тно выделялась на (пронзительно) яркой синеве.

С...здетства утрен...ий блеск в окне говорил мне одно и только одно: есть солнце - будут и бабочки. Началось же все это тогда, когда я, (семи)летний, увидел на кусте перси...ской сирени за в...рандой флиг...ля первого своего м...х...она. Великолепное (бледно) ж...лтое нас...комое, в черных и синих ступенчатых пятнышках, с попугаяч...им гла...ком над каждой из парных (черно) палевых шпор, свешивалось с накл...ненной (малиново) лиловой грозди и, уп...ваясь ею, все время суд...рожно хлопало гр...мадными крыльями.

Бывало, большая (гл...нц...вито) красная гусеница перехо­дила тр...пинку и оглядывалась на меня. А вскоре я нашел на п....рилах п...радного крыльца крупного замш...вого с цепкими лапками сфинкса, которого моя мать усыпила для кол...екции при помощи эфира.

/По В. Набокову/

Факультативное задание

Прочитайте еще раз внимательно приведенный выше текст. Изложите содержание текста, максимально сохраняя авторские определения и эпитеты.

Дополните изложение рассказом о своих впечатлениях от встреч с яркими, необычными явлениями в природе. Употре­бите в своем рассказе сложные прилагательные.

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ НА ЭРУДИЦИЮ

Прочитайте внимательно следующий текст, вставьте про­пущенные буквы. Раскройте скобки, выпишите: в группу А - примеры раздельного написания наречий с прилагательными (причастиями); в группу Б - сложные прилагательные с дефисным написанием, группу В - сложные прилагательные со слит­ным написанием.

Пара гнедых

Все глядели туда, куда показывал мой отец. По улице дви­гался высокий воз, пара гнедых, небрежно поп...рая пыль хрупкими ногами, тянула его. Рядом прямо вышагивал чело­век. Рукава полотнян..ой не по-деревенски белой рубахи засучен. ..ы, высокие сапоги начищен...ы, шляпа на затылке - Ан­тон Ильич Коробов.

Он был не бедней соседа. Кулак, никакого сомнения. Имел две лошади. Таких коней не было ни в нашем селе, ни в соседних, да были ли лучше на всем свете? Лучших и представить нельзя.

Они л...снились так, что казались выкупан...ыми. Их спины и крупы отл...вали (глубин...о) тусклым золотом. У них, гладких, узкие морды с пугливыми ноздрями и крупными, влажными, горячими глазами. У них широкие, (бронзово)литые крупы, а под ними сухие, тонкие ноги, кажется, вот-вот под тяжестью крупов хрус...нут у бабок. На точен...ых ногах одной - белые носки, и даже копыта у нее розовые.

Я тайно и безумно любил этих коней - каждую их лощен...ую ш...рстинку, каждое их (бого)подобное движение, позвякивание их сбруи, призрачный стук их невесомых копыт на рыси. Я никогда досыта не мог на них наглядеться.

А временами любил - ничего не мог с собою поделать! - их хозяина, Антона Коробова, когда тот перед закатом проезжал по селу на своей паре, сквозь золочен...ые лучи ни...кого солнца. И всегда случалось это внезапно.

Они возникали посреди улицы - громадные, (переливисто) лоснящиеся, (победно) сильные, столь (одинаково) выгнувшие шеи, столь (согласован...о) попирающие землю ногами, что казалось: бежит не пара, а одно-единственное до ужаса великолепное существо.

А позади него, выкинув вперёд руки, величаво откинувшись назад, шел он, повелитель! он, бог! Ступал легкий, статный; ворот (именин...о) чистой рубахи распахнут на груди, сапоги бл...стят (глянцево) черными г...ленищами, рот открыт в улыбке.

Как я хотел походить на него! Ведь бога нельзя не любить! И его любили дети и собаки, да и прочие животные. Рассказывали: однажды мой герой подошел к ра...свир...певшему быку, только что разбившему телегу и ранившему лошадь. Подошел, поч...сал его, как собаку, за ухом, взял его за кольцо в носу и отвел в стойло.

/По В. Тендрякову/

Изложение с элементами сочинения

Внимательно прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, объясните написания. Передайте содержание отрывка, используя как можно больше употребленных в нем прилагательных и причастий. Дополните ваше изложение известными вам фактами из творческой биографии Сергея Васильевича Рахманинова, своими впечатлениями от любимых вами произведений С. В. Рахманинова.

Сирень

I. Странное то было лето. Все в нем перепуталось. На исходе мая листва берез оставалась по-весен...ему слабой и нежной, (изжелта)зелен...й, как цыплячий пух. Черемуха расцвела лишь в первых числах июня, а сирень еще по...же. Такого не помни­ли ивановские ст...р...жилы.

Сильные грозовые ливни, неположен...ые в начале июня - их время в августе, когда убран...ы хлеба, усугубили сумятицу в мир...здании. И сирень зацвела вся разом, вскипела за одну ночь и во дворе, и в ал...еях, и в парке. А ведь положено так: сперва зацвета...т белая, голубая, розовая отечествен...ая си­рень, ее рослые кусты теснятся меж флиг...лями и к...нюшнями; через пять-шесть дней залилове...т низкая перси...екая сирень с (приторно)душистыми свешивающ...мися соцветиями, а через неделю распускается от...гощен...ые кистями ветви венгерской сирени с самыми из...скан...ыми (блекло)фиалковыми грозд...ями.

II. ... Рахманинов пробирался сквозь кусты сирени. От бы­лого велик...лепия остались ре...кие цветочки, издававшие ре...кий прян...ый запах. Он сорвал влажный лист и разж...вал. Невыносимая горечь наполнила рот.

Медлен...о ц..пляясьза ветви сирени, проплыла паутина-предвестница осени. Долго и трудно вызр...вало это лето, что­бы взорваться буйным цветением. И так рано и быстро оно угаса...т. Ну и бог с ним! Он узнал, что такое музыка. Он искал ее вовне, а она звучит внутри него самого. И сейчас он ощущал в себе ёмкость органа. Что-то нагнеталось, вызр...вало в громадных п...лостях. Будет твориться музыка, зазвучит не зала­дившийся в последнее время мучительно вынашива...мый фортепианный концерт.

/ По Ю. Нагибину/

ОГЭ – 2015. Задание 4

Правописание приставок.

Правописание приставок

I. Неизменяемые приставки. Правописание таких приставок следует запоминать.

Список неизменяемых приставок:

Пример задания 4. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука?

Ответ: входя

II. Приставки на з – с.

Правило: В приставках, оканчивающихся на З и С, написание конечной согласной зависит от произношения: перед глухими согласными произносят [с] и пишут «с», перед звонкими согласными произносят [з] и пишут «з». Например: РАС-ПИЛИТЬ (П - глухая), РАЗ-БУДИТЬ (Б - звонкая).

Обязательно выучите приставки, которые оканчиваются на З-С: без-, бес-; воз-, вос-; вз-, вс-; из-, ис-; низ-, нис-;раз-, рас-; роз-, рос-; черес-, чрез- .

Ошибки, которые можно допустить при выполнении задания:

1. Если после приставки на З-С стоит гласная или Ъ, то на правописание данной приставки ни гласная, ни Ъ не влияют, т.к. З или С слышится в этом случае отчётливо. Например: РАЗузнать и БЕЗъядерный.

2. Нельзя выписывать слово с приставкой на З-С, после которой стоит гласная (безОшибочный), так как в этом случае согласная на конце приставки слышится отчётливо.

3. Правописание приставки С- в словах не зависит от звонкости или глухости следующего за ней согласного. Приставка С- относится к группе неизменяемых приставок. Например, в словах СДЕЛАТЬ и СПРЫГНУТЬ пишется одна и та же приставка С-, несмотря на то что в первом слове после приставки стоит звонкая согласная, а во втором - глухая.

4. Приставку на З-С можно не заметить, если слово имеет две приставки. Например, в слове НЕВОСТРЕБОВАННЫЙ после приставки НЕ- стоит приставка ВОС-, написание которой зависит от глухости следующего после неё согласного.

5. Не путайте слова с приставками на З-С со словами, у которых корень созвучен с данными приставками.

Например:

приставка БЕС- (БЕСпокоить) и корень -БЕС- (БЕСиться)

приставка НИЗ- (НИЗвергнуть) и корень -НИЗ- (НИЗкорослый)

приставка РАЗ- (РАЗбить) и корень -РАЗ- (РАЗительный), корень -РАЗН- (РАЗНица)

приставка РАС- (РАСтереть) и корень -РАСТ- (РАСТение)

приставка РОЗ- (РОЗдал) и корень -РОЗ- (РОЗовый)

приставка РОС- (РОСчерк) и корень -РОС- (РОСистый), другие корни (РОСКОШный, РОСТочек)

приставка ВОЗ- (ВОЗдержаться) и корень -ВОЗ- (ВОЗница)

6. Не путайте следующие приставки:

ВЗ- (ВЗбежать) и ВЗО- (ВЗОбраться)

ИЗ- (ИЗбирать) и ИЗО- (ИЗОгнуть)

РАЗ- (РАЗбить) и РАЗО- (РАЗОгнуть)

7. В именах собственных тоже может быть приставка, оканчивающаяся на З-С. Например: село Разгуляй.

Пример задания 4. Из предложений 1–3 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного звука.

– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.

Ответ: рассказывайте

III. Приставки при– и пре- . Правило: правописание приставок ПРИ- и ПРЕ- зависит от значения

Запомни слова, правописание приставок в которых зависит от лексического значения:

1. ПРЕзирать врага (ненавидеть) - ПРИзирать, ПРИзреть котёнка (приютить)

2. ПРЕклонить голову (опустить вниз), колено (встать на колени) - ПРИклонить ветку к земле (приблизить, нагнуть)

Внимание! Слово ПРИКЛОНИТЬ употребляется в выражении ПРИКЛОНИТЬ ГОЛОВУ в том случае, если означает "приютиться; найти место, где жить". При этом слово ГОЛОВУ должно иметь зависимое слово, отвечающее на вопрос куда? где? к кому? Например: На старости лет некуда голову приклонить.

3. ПРЕтворить мечту в реальность (воплотить, осуществить) - ПРИтворить дверь (закрыть неплотно или тихо, осторожно)

4. ПРЕтерпеть неудобства (перетерпеть) - ПРИтерпеться к неудобствам (привыкнуть)

5. ПРЕступить закон (переступить, нарушить) - ПРИступить к занятиям (начать)

6. ПРЕбывать на вокзале (находиться) - ПРИбывать на вокзал (приехать)

7. ПРЕподать урок (посоветовать) - ПРИпадать к земле (прижиматься)

8. ПРЕходящие явление (временное, недолговечное) - ПРИходящий учитель (являющийся на время для исполнения обязанностей)

9. ПРЕдать друга (изменить, нарушить верность) - ПРИдать товарный вид (сделать)

10. ПРЕемник учёного (продолжатель) - слушать ПРИёмник (аппарат для приёма сигналов)

11. ПРЕуменьшать заслуги (очень уменьшать) - ПРИуменьшить вес (чуть-чуть уменьшить)

Пример задания 4. Из предложений 2–6 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение».

(2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.

– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

Ответ: пришли

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

Правописание союзов
Союзы Другие части речи
1. Союз чтобы Ей даже хотелось, чтобыон остался. 1. Местоимение чтои частица бы(быможно переставить на другое место) Что бы вы посоветовали мне почитать?
2. Союзы тоже, также Я тоже (также) хочу посмотреть (= и я). Он читает, рисует, а такжепоет (=и поет) 2. Местоимение тои наречие так с частицей же(частицу можно отбросить Каждый из пассажиров испытывал то жечувство, что и он (=то) Они исчезли из вида так жевнезапно, как и появились (=так)
3. Союзы зато, затем, притом, причем, потому, оттого, поэтому Выступление прошло удачно, причем (притом) впервые в этом году. Доклад содержательный и притом (причем)интересный по форме. 3. Местоимения с предлогами за то, за тем, при том, по тому, от того(к местоимению можно задать вопрос, добавить к нему определение) Студенты полу чили деньги за то, что перевыполнили план (за что?) За чем пойдешь, то и найдешь (за чем?)
4. Союзы так что, так как, как будто, при этом, то есть, потому что, для того чтобы, не то-не то Сочетание во что бы то ни стало Дождик утих, потому чтопосветлело.
5. Вводное слово итак Итак, новый семестр начинается. 5. Союз ии наречие так(к наречию можно задать вопрос): И так мы шли всю ночь (как?)

Правописание частиц

Запомнить: точно так же, то же самое, тот же, тотчас же, все так же, к тому же, то-то-ж.

Слитное и раздельное написание наречий
Слитно Раздельно
1. Наречия, в состав которых входят слова, в современном русском языке не употребляющиеся: вдребезги, натощак, исподтишка, исподлобья, вдогонку, дотла, запанибрата, насмарку, невпопад, понаслышке, спросонья, спозаранку, наспех, наугад, невдомёк. 2. Наречия, образованные соединением ПО, ОТО, ПОСЛЕ, НАс другими наречиями: послезавтра (после + завтра), навсегда (на + всегда), наскоро (на + скоро), позавчера (по + за + вчера), навряд ли (на + вряд ли), отовсюду (ото + всюду). 3. Наречия, оканчивающиеся на -УЮ: зачастую, вплотную, вручную, врассыпную, врукопашную. КРОМЕ: на боковую, на попятную, в открытую, на мировую. 4. Наречия с корнями –верх-, - низ-, -высь-, -глубь-, –даль-, -век-, -начал-, -врем-, если к ним нет пояснительных слов: · Посмотрел наверх (нет пояснительного слова) – посмотрел на верх (чего?)колонны. · Подумай сначала (нет пояснительного слова) – с начала (чего?) учебного года. · Смотрел вдаль (нет пояснительного слова) – смотрел в даль (чего?)горизонта. 5. Наречия, образованные соединением В, НА с собирательными числительными: втроём, всемером, надвое, втрое. ЗАПОМНИ: по двое, по трое, по одному, поодиночке. 6. Наречия с В и конечным слогом КУ: вдогонку, всухомятку, вприпрыжку . ИСКЛЮЧЕНИЯ: в диковинку, в рассрочку, в насмешку. 7. Наречия, если приставкой и существительным, от которого образовано наречие, не может быть без изменения смысла вставлено прилагательное, числительное, местоимение: вслух, назло и др. 8. Наречия, образованные соединением предлогов-приставок с прилагательными: подолгу (по + долгий), изредка (из + редкий), досыта (до + сытый), слева (с + левый), помногу (по + многий). 1. Наречия, если предлог-приставка оканчивается на согласную, а исходное слово начинается на гласную букву: в обход, в обтяжку, без оглядки, без удержу, в упор, в отместку . 2. Наречия на –АХ, обозначающие состояние, место, время: в сердцах, в головах, в потёмках и др. КРОМЕ: впотьмах, второпях, впопыхах. 3. Наречия, правописание которых нужно запомнить: до смерти, до упаду, на лету, с налёту, с лёту, на ходу, с размаху, с разбегу, на миг (НО вмиг), на скаку, на глазок, под силу, по двое, по трое, за границу, за границей, под мышкой.

Краткий комментарий по теме

Основной принцип слитного и раздельного написания – выделение на письме слов. Части слов пишутся слитно, слова разделяются пробелами. Применение этого правила затрудняется тем, что в языке не всегда четко противопоставлены сочетания слов и целостные слова (например, сочетания с частицей не и слова с приставкой не, сочетания существительных с предлогами и наречия, образовавшиеся из таких сочетаний).

Существует третий тип написаний – дефисные, или полуслитные. Дефис может разделять слово на части (например, жар-птица, светло-зелёный, по-новому, из-за, ва-банк, во-первых, кое-кто) и, наоборот, соединять части словосочетания (например, писатель-фантаст, хитрый-прехитрый, нежданно-негаданно, два-три).

Основные правила настоящего раздела делятся на общие и относящиеся к отдельным частям речи.

Упражнение по теме: "Слитное, дефисное, раздельное написание слов"

1. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным.

Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире.

Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист.

ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ) как и литературное творчество.

(ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.

2. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ЧТО(БЫ) полнее ощутить течение жизни, осенью 1877 года Чайковский уезжает (ЗА)ГРАНИЦУ: он долго живёт в Италии, Швейцарии, Франции.

(И)ТАК, речевой этикет - явление универсальное, но (В)МЕСТЕ с тем каждый народ выработал свою специфическую систему правил речевого поведения.

В разговоре люди ведут себя (ПО)РАЗНОМУ - в зависимости от темы, а ТАК(ЖЕ) мотива и цели общения.

В «Автопортрете художника с палитрой» и «Авиньонских девицах» Пикассо много общего: ТО(ЖЕ) самое выражение лиц, одни и ТЕ(ЖЕ) цветовые тона.

3. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ДАЛИ возвышались стройные паруса рыбачьих лодок, и, (ОТ)ТОГО что их освещало заходящее солнце, они казались розовыми.

Мартын плёлся к реке и слушал, как (ПО)ЗАДИ него (ПО)НЕМНОГУ замирали звуки свирели.

(В)ТЕЧЕНИЕ всего утра Кирилла не покидало ощущение, (КАК)БУДТО воздух промыт родниковой водой.

(С)НАЧАЛА поинтересуйтесь, кто видел эту книгу. (КАК)БУДТО никто, кроме Серё¬жи, не мог её взять!

4. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Эксперимент был проведен удачно, ПРИ(ЧЕМ) впервые, (ПО)ЭТОМУ все были очень довольны.

(В)НАЧАЛЕ сентября ночи становятся холодными, морозными, (ЗА)ТО дни стоят теплые, безветренные.

Баржа двигалась (ПО)ПРЕЖНЕМУ вниз по течению, но (НА)СТОЛЬКО медленно, что казалась неподвижной.

Пелагея была человеком (НА)РЕДКОСТЬ открытым, добрым; (ЗА)ТО ее и любили в деревне.

5. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Они иногда часами молчали, ЗА(ТО) каждый чувствовал, что им обоим хорошо, и (ПО)ТОМУ именно хорошо, что они вместе.

(ПО)ЧЕМУ судите вы о культуре человека – по его манерам, вкусам, привычкам? И (ОТ)ЧЕГО вы так требовательны к нему?

Работу свою Сергеев знал и любил ее ЗА(ТО), что она ему давалась, (ПО)ЭТОМУ и считали его на заводе хорошим мастером.

Старший сын, Анисим, приезжал домой очень редко, только в большие праздники, ЗА(ТО) часто присылал с земляками гостинцы и ТАК(ЖЕ), как средний, Степан, короткие письма.

6. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Заливы Онежского озера совершенно необыкновенной формы. Один из них (НА)ПОДОБИЕ хобота слона, другой представляется многим туристам (В)ВИДЕ клешни огромного рака.

Герой комедии Мольера Дон Жуан явился в пьесе полным атеистом, ПРИ)ЧЕМ остроумнейшим, бесстрашным и неотразимо привлекательным, (НЕ)СМОТРЯ на свои пороки.

Ловлей гусениц воробьи занимаются (В)ТЕЧЕНИЕ трех недель, пока воробьята не вырастут, а когда птенцы оперятся, то (В)СЛЕД за родителями будут добывать себе корм сами.

Удивительное создание – кошка! Она часто идет (НА)ВСТРЕЧУ опасности. (В)ОТЛИЧИЕ от других животных этот зверек необычайно терпелив и вынослив.

7. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Мы ТО(ЖЕ) ездили во Францию, (ПО)ТОМУ хорошо знаем Париж.

(В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет писатель мучительно думал о том, ЧТО(БЫ) сделать для освобождения крестьян.

ЧТО(БЫ) ни произошло, я тебя буду ждать, (ПО)ЭТОМУ ты не опаздывай.

(ПО)СКОЛЬКУ поезд вновь опаздывал, мы решили ТАК(ЖЕ), как вчера, погулять по набережной.

8. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся через ДЕФИС. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ДАЛИ на (СЕВЕРО)ЗАПАДЕ поднялась гряда гор.

Кудрявые кусты сирени (КОЕ)ГДЕ будто посыпаны ЧЕМ(ТО) белым и лиловым.

(ПО)ЯСНОМУ небу (ЕДВА)ЕДВА неслись высокие и редкие облака (ИЗЖЕЛТА)БЕЛЫЕ, как весенний запоздалый снег.

Там, (ВЫСОКО)ВЫСОКО, бродили ветерки, у НАС(ЖЕ), (В)НИЗУ, было (ТИХО)ТИХО.

9. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Известны варианты картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», в ТО(ЖЕ) время лучший вариант хранится в Эрмитаже и (ПО)ТОМУ называется эрмитажной картиной.

(В)СЛЕДСТВИЕ высокого содержания окислов железа марсианские пески отличаются красным цветом, (ПРИ)ЧЁМ размер песчинок, их составляющих, очень мал.

Студентка выбрала эту тему реферата, ЧТО(БЫ) лучше узнать историю знаменитого собора, и (В)ТЕЧЕНИЕ месяца прилежно изучала найденные в библиотеке материалы.

ПРИ(ЧЁМ) тут Серёжа? (КАК)БУДТО никто, кроме него, не мог взять книгу!

10. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся через ДЕФИС. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Меж двумя рядами изгороди (КОЕ)ГДЕ проглядывала ИЗ(ПОД) снега колея заброшеной нехоженой дороги.

Вышка (НА)ПОДОБИЕ стрелы, устремленной (В)ВЫСЬ, украшала этот небольшой датский городок.

(ПО)НОВОМУ распорядку мы и жить станем (ПО)НОВОМУ.

КОГДА(ТО) в центре (ПОЛУ)ОСТРОВА (В)СЛЕДСТВИЕ земле-трясения образовалась гора.

11. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся через ДЕФИС. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Бойцы, готовые стоять (НА)СМЕРТЬ, шли (НА)ВСТРЕЧУ врагу.

(ПО)ПРЕЖНЕМУ дул (СЕВЕРО)ВОСТОЧНЫЙ ветер, и небо было затянуто тучами.

Жара (ПО)НЕМНОГУ спадала, но (ПО)ПРЕЖНЕМУ было душно.

Я имел (В)ВИДУ ваше произношение: вы прекрасно говорите (ПО)ТУРЕЦКИ.

12. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Павел Петрович (НЕ)РАЗ помогал своему брату, когда тот мучился, придумывая, КАК(БЫ) извернуться и найти недостающую сумму.

Князь Василий (НА)ХОДУ сказал несколько слов доктору и (НА)ЦЫПОЧКАХ прошёл в спальню.

(ПО)НАЧАЛУ казалось, что слова Кирилла на летучке не произвели никакого впечатления на окружающих, но (В)СКОРЕ обнаружилось, что весь отдел обсуждает его выступление.

(НЕ)СМОТРЯ на малое количество подтверждений, (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет общая теория относительности получила широкое признание.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ВО)ВРЕМЯ кругосветных плаваний Тур Хейердал решал, ЧТО(БЫ) ещё усовершенствовать в его лодке.

Бойцы (ПО)ОДИНОЧКЕ (НА)СПЕХ писали письма и разговаривали (В)(ПОЛ)ГОЛОСА.

Метелица покинул отряд около четырех часов (ПО)ПОЛУДНИ и (НА)СОВЕСТЬ гнал жеребца, а за ним (В)СЛЕД бежала тайга.

Метелица ТАК(ЖЕ) знал, что он должен вернуться в отряд этой же ночью во ЧТО(БЫ) то ни стало.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся через СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Все семеро погрузились в бессловесное созерцание корня женьшеня, и я ТО(ЖЕ), разглядывая, с удивлением стал узнавать в нём человеческие формы. Но поразило меня другое: эти люди, ТАК(ЖЕ) как и многие другие, верили в то, что это корень жизни.

(И)ТАК, в общий исторический процесс умственный труд и нравственный подвиг входят своим воздействием на житейский порядок и (ПО)ЭТОМУ воздействию подлежат историческому изучению.

Лес и особенно степь действовали на русского человека двусмысленно. (ЗА)ТО никакой двусмысленности, никаких недоразумений не было у него с рекой. Он любил реку, (ПО)ЭТОМУ никакой другой стихии своей страны не говорил в песне таких ласковых слов.

Ход и качество народной жизни во многом зависят от направления, а ТАК(ЖЕ) характера народного труда, (ОТ)ТОГО употребления сил и средств, какое народ по условиям своего положения делает в соответствии с данной ему географической и исторической обстановкой.

15. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся через СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ТЕЧЕНИЕ многих дней продолжалось сильное извержение вулкана, клубы огня над которым крутились (НА)ПОДОБИЕ вихря, увеличиваясь в размерах.

Мы посетили известные места пушкинского заповедника, а ТАК(ЖЕ) Святогорский монастырь; ТАМ(ЖЕ) находится могила А.С. Пушкина, на которой всегда лежат живые цветы.

За ЧТО(БЫ) она ни принималась - всё (ПО)ТОМУ выходит у неё красиво, что природа наградила эту мастерицу талантом, любовью к жизни, к людям.

Озеро Белое (ОТ)ТОГО и прелестно, что (ВО)КРУГ него - густая разнообразная растительность.