Выход. Выход Гексаграмма 43 с разных аспектов

Выберите номер гексаграммы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 и смотрите ее толкование ниже

Книга Перемен – толкование гексаграммы №43

Гуай. Выход

Для того чтобы понять эту гексаграмму, необходимо обратить внимание на ее структуру. Здесь все черты, кроме последней, шестой, сильные, и шестая, слабая черта, графически выраженная прерванной линией, представляет собой возможность некоего прорыва, возможность вырваться, выйти, т.е. решаться на что-нибудь. Пять сильных черт, расположенные снизу и до пятой позиции, представляют собою большое скопление творческих сил, перед которыми расступаются препятствия. В этом смысле название гексаграммы, которое условно переведено словом "Выход", должно быть понято еще и как решимость, и как прорыв, ибо дальнейшие тексты показывают данный термин и с этих сторон. Почему здесь может появиться прорыв? Потому что всякое приумножение, которое было указано в предыдущей ситуации, если оно продолжается все дальше и дальше, может привести к переразвитию, т.е. к известному переходу через край. Как вода в сосуде поднимается до краев и дальше уже переливается через них, так и здесь речь идет о большом подъеме, но таком, который не задерживается уже в прежней форме, а вырывается из нее. Чтобы не потеряться в такой ситуации, необходимо большое напряжение внутренней правдивости. Всякое высказывание должно быть основано на ней. Для того чтобы найти эту внутреннюю правдивость, необходимо исходить из самого себя, говорить от своего собственного лица. Наоборот, если бы человек стал, только пользуясь своими силами, своим оружием, агрессивно наступать на других, не заботясь совершенно о самовоспитании, то это привело бы его к самым отрицательным последствиям. В этом смысле может быть понят текст данного афоризма:

Выход.
Поднимаешься до царского двора.
Правдиво возглашай.
[А если и] будет опасность, [то] говори от своего города.
Не благоприятно браться за оружие.
Благоприятно иметь, куда выступить.

1. Мы видели, что все первые пять позиций заняты здесь сильными чертами. Конечно, они символизируют большую мощь, но на первой позиции эта мощь еще только в самом начале своего проявления, и возможен как благоприятный, так и неблагоприятный исход. Во всяком случае, если предпринять какие-нибудь действия, только потенциально владея большой творческой силой, то, может быть, победа и не будет достигнута, хотя при малом действии она могла бы быть достигнута. Если такой человек не обеспечит себе победы, то это послужит поводом для того, что его будут хулить. Поэтому в тексте сказано:

В начале сильная черта.
Мощь в передней [части] пальцев на ногах.
[Если] выступишь и не победишь, будет хула.

2. Вторая позиция предшествует окончанию первого этапа, которое намечается в третьей. Поэтому для второй позиции уместен образ сумерек и ночи, который упоминается в тексте данного афоризма. Но если даже эти сумерки и ночь вызывают настроение страха, то все же здесь в самом гармоничном образе сочетаются творческие силы, которые уже указывались выше. Они, собственно говоря, и являются тем орудием, которым человек мог бы действовать. Однако выше было указано, что действие оружием не может привести к благоприятному исходу. Это может сильно испугать человека. Поскольку данная позиция представляет собой уравновешенность и гармоничность, постольку "Книга перемен" ободряет здесь указанием на излишность страха. В тексте мы читаем:

Сильная черта на втором [месте].
Опасливо возглашай.
В сумерки и ночь будет [действие] оружия – не бойся.

3. То, что было хорошо на предыдущей позиции, уже становится неблагоприятным на следующей, ибо время миновало. Кроме того, если первая позиция как нижняя в первой триграмме связывалась с образами пальцев на ногах, то верхняя в первой триграмме, т.е. третья, связывается с образом скул. По ходу самой ситуации здесь действия не могут быть благоприятными. Однако вся ситуация должна быть исполнена сил, решимости. И поэтому, даже предвидя опасность и несчастливость исхода, благородный человек, т.е. этически полноценный человек, должен решиться на действия. Пусть он будет совершенно одинок, но он должен пройти через период известного разрушения, ломки прежних обстоятельств и создания новых. Мы уже встречались с образом дождя как разрешения нависших туч. Здесь опять упоминается этот образ, но упоминается не как плодотворный дождь, а как дождь, от которого человек промокнет, ибо окружающие благородного человека люди, недоразвитые в этическом отношении, могут оказывать на него воздействие и эти действия могут быть ему неприятны. Однако, поскольку он понимает возможность и необходимость такого положения и тем не менее действует так, как велят его моральные убеждения, постольку никто не осмелится сказать о его неправоте. Текст высказывает это в следующих словах:

Сильная черта на третьем [месте].
Мощь в скулах.
Будет несчастье.
Но благородный человек решается на выход.
[Он] одиноко идет и встречает дождь.
Если [он и] промокнет, [то] будет досадно, [но] хулы не будет.

4. Четвертая черта имеет своим основанием первую в силу закона соответствия позиций. Поскольку первая черта расположена значительно ниже четвертой, постольку она символизирована в нашем тексте образом крестца. Первая позиция занята была сильной чертой. Сила рассматривается в символике "Книги перемен" иногда (например, в данном случае) как твердость, т.е. в применении к человеческому телу как кости, лишенные мускулов. Это уже поможет нам понять своеобразный афоризм, приписанный данной позиции. Он дан только для того, чтобы указать на трудность действия на данной позиции. Человек здесь сам действовать вряд ли сможет, потому что четвертая черта представляет собою лишь переходный период к следующей, на которой, собственно говоря, достигается возможность решиться на тот выход, который указывается в общем афоризме гексаграммы. Кроме того, для понимания последней фразы данного афоризма надо принять во внимание, что неверное положение человека, свойственное данной позиции, вряд ли может гарантировать доверчивое отношение к нему со стороны окружающих. В тексте мы читаем:

Сильная черта на четвертом [месте].
[У кого на] крестце нет мускулов, тот идет с большим трудом.
[Пусть лучше его] тянут, [как] барана, [тогда] раскаяние исчезнет.
[Если] услышишь [эти] речи, [то] не поверишь [им].

5. Пятая, высшая черта среди сильных черт стоит непосредственно перед тем, что символизирует прорыв, решимость и выход. Она – эта пятая черта – должна быть вознесена на каком-то холме. Поверхность его покрыта шестой, слабой чертой, которая символизирована в образе мягкой травы – шпината. Для того чтобы совершить правильно этот выход, нужно только сохранить то качество, которое свойственно было и в предыдущем, а именно умение идти неуклонно по правому пути. Тогда только вся ситуация может быть направлена на благоприятный исход. Об этом текст говорит:

Сильная черта на пятом [месте].
Холм, [поросший] шпинатом.
Решись на выход.
Действующему неуклонно хулы не будет.

6. Верхняя триграмма здесь – Дуй (Разрешение). Графический анализ знака дуй приводит к выводу, что им первоначально был изображен человек с раскрытым ртом. Потому этот знак в некоторых контекстах имеет значение "говорить", "возглашать". Этим, конечно, объясняется и то, что речь указывалась в общем афоризме, и здесь, в самой характерной черте верхней триграммы, опять говорится о речи. Однако говорится о ней не так, как говорилось вначале, потому что здесь весь процесс решимости и выхода (а речь является тоже известным откровением себя, т.е. выходом вовне) приходит к своему завершению. Здесь никакого возглашения уже не может быть. С этой стороны данная позиция стоит в противоречии со всем ходом, данной ситуации. И можно сказать о ее неблагоприятности, кроме того, именно в ней намечается следующая ситуация, ситуация противоречия, перечения. Поэтому сравнительно краткий текст говорит:

Наверху слабая черта.
Безгласность.
В конце концов, будет несчастье.

Символ вполне благоприятный и указывает на необходимость принимать решения для дальнейшего продвижения вперед.

В настоящий период вы удачливы, но ошибка из-за вашего упрямства может легко оттолкнуть от вас людей, которые обычно помогали вам. Лучше будет проявить большую терпимость в отношениях с ними и самому пойти им навстречу.

Скоро это очень поможет вам в реализации планов, предотвратит ненужные проблемы и позволит избежать осложнений, на которые вы можете нарваться из-за неразумного поведения.

Вполне возможно, у вас возникнут симпатия и нежные чувства к человеку, к которому раньше вы не испытывали симпатии, это серьезно повлияет на ваше поведение в этот период. Вероятно, вас ждет любовь.

Сейчас не очень подходящее время для азартных игр, не играйте.

Желание исполнится, если вы спокойно и решительно будете стремиться к истине, конфронтация сейчас неуместна.

Для толкования следующей гексаграммы перейдите к странице .

Пояснение к толкованию гексаграммы 43. Прорыв

Если ответ древнекитайского оракула понятен не до конца и кажется вам туманным, прочитайте пояснение к гексаграмме, в котором заключена основная мысль послания, это поможет вам правильнее понять оракула древнего Китая.

Ответ на поставленный вопрос – Гуай – Прорыв (Выход).

Твердый, ясный, решительный, определенный. Выбирать; разделять, делить надвое, отделять, отсекать.

Смысловые связи гексаграммы 43. Гуай

Прочитайте ассоциативное толкование, и ваша интуиция и образное мышление помогут вам разобраться в ситуации более детально.

Образно эту гексаграмму можно представить, как символизирующую время для решительного принятия решения. Все дальнейшие действия должны соответствовать направлению и намеченной цели. Действуйте четко и ясно, провозглашайте истину в любом случае, даже если это грозит вам опасностью. Действуйте настойчиво и смело, пусть тайное станет явным для всех.

Сейчас вам благоприятствуют духи. Во внешнем мире проявляется внутренняя сила. Она поможет вам легко преодолеть все препятствия. Помогайте всем людям, особенно стоящим ниже вас. Не позволяйте отвлечь вас от цели и увлечь с истинного пути. Пребывайте в Дао. Прославит вас решительная стойкость перед лицом опасности, но может все испортить агрессия и вооруженное выступление.

Толкование гексаграммы в переводе канонического текста Книги Перемен

Прочитайте перевод канонического текста, возможно, у вас появятся свои ассоциации в толковании сорок третьей гексаграммы.

[Поднимешься до царского двора. Правдиво возглашай!

А если и будет опасность, то говори от своего города.

Не благоприятно браться за оружие. Благоприятно иметь, куда выступить]

I. В начале девятка.

Мощь в передней части пальцев на ногах. Если выступишь, то не победишь.

— Будет хула.

II. Девятка вторая.

Опасливо возглашай. В сумерках и ночью будет [действие] оружия.

— Не бойся!

III. Девятка третья.

Мощь в скулах.

— Будет несчастье,(но) благородный человек решается на выход.

Он одиноко идет и встречает дождь. Если он и промокнет, то будет досадно, но:

— хулы не будет.

IV. Девятка четвертая.

У кого на ягодицах нет мышц, тот идет с большим трудом.

[Пусть лучше его] тянут как барана!

Раскаяние исчезнет.

— Если услышишь речи, — не верь!

V. Девятка пятая.

Холм, поросший бурьяном. Решись на выход!

— Действующему неуклонно — хулы не будет.

VI. Наверху шестерка.

(Если) Безгласность

— В конце концов, будет несчастье!

Сохранение негативности является фактором в человеческих делах; когда вы думаете, что какое-то серьезное или незначительное зло было выкорчевано, оно снова появится, пробираясь сквозь трещины в тротуаре приличного общества. Зло не должно принимать экстравагантные формы, например, выставленные в нацистской Германии. Многообразие лжи и обмана более распространены и настойчивы, но также должны быть укоренены. Будьте решительны против сил тьмы — будь то в вашей социальной или профессиональной жизни, или в вашей собственной душе. Но для достижения успеха необходимо соблюдать определенные правила.

Первое правило: не компрометируйте коррупцию. Неполадки и постыдные действия должны быть идентифицированы, и быстро дискредитированы. Второе: вы не можете успешно сопротивляться или превзойти негатив на своих условиях. Положительные альтернативы приводят к нарушению характера проблемы, они более успешны и уместны, чем попытка противодействовать коррупции с использованием сырьевой энергии. Третье правило: средства, используемые для борьбы с негативом, должны соответствовать результату, который вы хотите достичь.

Добавляя к положительным элементам ситуацию, вы автоматически уменьшаете плохое. Это единственный способ опрокинуть весы и эффективно нейтрализовать негатив с течением времени. Напоминаем вам, чтобы вы поддерживали постоянный уровень самосознания, делитесь своими преимуществами и добродетелями с другими.

Толкование линий:

Строка 1 (нижняя строка)

Продолжение двигаться вперед, когда стоящая задача не по силам – предполагает ошибки и несчастья. Внимательно продумайте и оцените свои силы перед тем, как приступить к новой инициативе, и занимайтесь только тем, в чем насколько вы знаете, вы можете с уверенностью сказать, что вы достигли успеха. Вначале двигаться вперед неумело и вслепую противопоказано, потому что это время, когда неожиданное поражение может привести к самым губительным результатам. Остерегайтесь уверенности в себе, которая не очень обоснована.

Чтобы добиться успеха, следует развивать в себе чувствительность, готовность и осторожность. Ожидая неожиданностей, двигайтесь по жизни со спокойной настороженностью того, кто проезжает по горному лесу ночью, следя за движениями каждого нового изгиба на дороге. Будьте оптимистичны, но будьте осторожны. Сильный характер восторжествует в конце.

Эта линия указывает на то, что кто-то попал в неоднозначную ситуацию, где существующие отношения мешают борьбе с негативными силами. Чтобы выпутаться из такой ситуации вам, возможно, придется использовать все свои полномочия, даже если другие сомневаются в ваших мотивах, в результате ваша репутация может слегка пошатнуться. Но если вы сохраните свою мотивацию чистой, даже объединение с разрушительными влияниями в конце концов оставит вас без вины.

Беспокойный человек с упрямым отношением встречает несчастье. Неспособность прислушаться к хорошим советам, когда противостояние антагонистическим силам неизбежно — приведет к неудаче.

Упреждение коррупции на высоких постах затруднено и может быть достигнуто только путем постоянных и решительных усилий. Подобно тому, как сорняки возвращаются к жизни после того, как их рубили, коррупция, как правило, восстанавливается даже после того, как начальные усилия по ее устранению, похоже, сработали. Только настойчивыми усилиями в течение долгого времени можно добиться успеха против укоренившихся негативных сил.

Строка 6 (верхняя строка)

Образ этой линии — это тот, кто, кажется, преодолел невзгоды и готов начать все заново. Но будьте осторожны — семена негатива не мертвы, а слабое отношение позволит разрушительным силам вновь подтвердить себя. Тщательность требуется при подготовке новой почвы, так что оставшиеся семена прошлых проблем не могут прорастать снова. Когда вы начинаете новый проект после решения проблемы, позаботьтесь о том, чтобы разрушительные тенденции в вашей личности были преодолены или сбалансированы в начале.

В рамках любовного гадания И-цзин следует понимать, что гексаграмма Гуай имеет очень интересное смысловое название, отражающее суть самой ситуации. Оно состоит из двух слов – «Решимость» и «Выход», и указывает на то, что выход из сложившейся жизненной ситуации лежит в решимости, в способности быть дерзким, активным, смелым. Иным словами, если вы хотите обрести счастье в любви, то вам необходимо быть решительным и, что называется, взять ситуацию в свои руки. Сейчас помощи ждать не откуда, даже от собственного партнера по любовным отношениям. Нужно все делать самому, но если сейчас приложите максимум усилий, то получите хороший результат.

Если любовное гадание проводится на человека, который в данный момент одинок. Но хотел бы иметь любовные отношения, то появление гексаграммы Гуай будет указывать на то, что вам нужно заканчивать просто ждать, а необходимо действовать стремительно и активно. И если у вас уже есть на примете кто-то, кто вам нравится – смело знакомьтесь, говорите о своих чувствах, показывайте их. Если он уже «занят» продемонстрируйте, что вы лучше, что вместе станете более счастливыми в любви чем сейчас. Одним словом – хотите счастья, так добивайтесь его!

Если гадание проводится для человека, который уже находится в любовных отношениях, то гексаграмма Гуай указывает на то, что проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, могут быть быстро решены, если вы проявите смелость и перестанете надеется, что все исчезнет само. Начинайте активно менять себя и свою жизнь.

Но на что бы не проводилось любовное гадание И-цзин, нужно помнить, что появление гексаграммы Гуай – это предупреждение – если сейчас сами ничего не сделаете, то очень скоро наступит черная полоса вашей жизни, из которой вы очень долго не сможете выбраться, даже если вам будут помогать. Сейчас есть сила – обрести свое счастье в любви, но данный период скоро закончится, так что вам надо спешить, спешить и еще раз спешить. Но, все равно, остерегайтесь в любви скоропалительных решений, особенно продиктованных отрицательными эмоциями, иначе потеряете сразу все.

© Алексей Корнеев © Алексей Купрейчик

В настоящий период вы удачливы, но легко может случиться, что из-за собственного упрямства совершите ошибку и оттолкнете от себя тех, кто обычно помогал вам. Пойдите сами им навстречу и проявляйте больше терпимости в отношениях с ними. Вполне возможно, что в этот период вы полюбите человека, которому мало симпатизируете, и это, разумеется, окажет влияние на ваше поведение. Не играйте в азартные игры.

Для того, чтобы понять эту гексаграмму, необходимо обратить внимание на ее структуру. Здесь все черты, кроме последней шестой, сильные, и шестая, слабая черта, графически выраженная прерванной чертой, представляет собой возможность вырваться, выйти, т.е. решаться на что-нибудь. Пять сильных черт, расположенных снизу и до пятой позиции, представляют собою большое скопление творческих сил, перед которыми расступаются препятствия.

В этом смысле название гексаграммы, которое условно переведено словом Выход, должно быть принято еще и как решимость и как прорыв, ибо дальнейшие тексты показывают данный термин и с этих сторон. Почему здесь может появиться провыв? Потому что всякое приумножение, которое было указано в предыдущей ситуации, если оно продолжается все дальше и дальше, может привести к переразвитию, т.е. к известному переходу через край.

Как вода в сосуде поднимается до краев и дальше уже переливается через них, так и здесь речь идет о большом подъеме, но таком, который не задерживается уже в прежней форме, а вырывается из нее. Для того чтобы в такой ситуации необходимо большое напряжение внутренней правдивости. Всякое высказывание должно быть обосновано на ней. Только тогда в этом опасном положении можно найти правильный путь.

Для того чтобы найти эту внутреннюю правдивость, необходимо исходить из самого себя, говорить от своего собственного лица. Наоборот, если человек стал бы, только пользуясь своими силами, своим окружением, агрессивно наступать на других, не заботясь совершенно о самовоспитании, то это привело бы его к самым отрицательным последствиям. В этом смысле может быть понят текст данного афоризма:

Выход. Поднимаешься до царского двора. Правдиво возглашай. А если и будет опасность, то говори от своего города. Неблагоприятно браться за оружие. Благоприятно иметь куда выступить.

Мы видели, что первые пять позиций заняты здесь все сильными чертами. Конечно, они символизируют большую мощь, но на первой позиции эта мощь еще только в самом начале своего проявления, и здесь возможен как благоприятный, так и неблагоприятный исход. Во всяком случае, если предпринять какие-нибудь действия, только потенциально владея большой творческой силой, то, может быть, победа и не будет достигнута, хотя при малом действии она могла бы быть достигнута. Если человек такой не обеспечит себе победы, то это послужит поводом для того, что его будут хулить. Поэтому в тексте сказано:

В начале сильная черта. Мощь в передней части пальцев на ногах. Если выступишь и не победишь, будет хула.

Вторая позиция предшествует окончанию первого этапа, которое намечается в третьей. Поэтому для второй позиции уместен образ сумерек и ночи, который упоминается в тексте данного афоризма. Но если даже эти сумерки и ночь вызывают настроение страха, то все же здесь в самом гармоническом образе сочетаются творческие силы, который уже указывались выше. Они, собственно говоря, и являются тем орудием, которым человек мог бы действовать.

Однако выше было указано, что действие оружием не может привести к благоприятному исходу. Это может сильно испугать человека. Поскольку данная позиция представляет собой уравновешенность и гармоничность, постольку «Книга Перемен» ободряет здесь указанием на излишность страха. В тексте здесь мы читаем:

Сильная черта на втором месте. Опасливо возглашай. В сумерки и ночь будет действие оружия — не бойся.

То, что было хорошо на предыдущей позиции, уже становится неблагоприятным на следующей, ибо время миновало. Кроме того, если первая позиция, как нижняя в первой триграмме, связывалась с образами пальцев на ногах, то верхняя в первой триграмме, т.е. третья, связывается с образом скул. По ходу самой ситуации здесь действия не могут быть благоприятными.

Однако вся ситуация должна быть исполнена сил, решимости. И поэтому, даже предвидя опасность и несчастливость исхода, благородный человек, т.е. этически полноценный человек, должен решиться на действия здесь. Пусть он будет совершенно одинок, он должен пройти через период известного разрушения, ломки прежних обстоятельств и создание новых.

Мы уже встречались с образом дождя как разрешения нависших туч. Здесь опять упоминается этот образ, но упоминается не как плодотворный дождь, а как дождь, от которого человека люди, недоразвитые в этическом отношении, могут быть ему неприятны. Однако поскольку он понимает возможность и необходимость и необходимость такого положения и, тем не менее, действует так, как велят его моральные убеждения, то никто не осмелится сказать о его неправоте. Текст высказывает это в следующих словах:

Сильная черта на третьем месте. Мощь в скулах. Будет несчастье. Но благородный человек решается на выход. Он одиноко идет и встречает дождь. Если он и промокнет, то будет досадно, но хулы не будет.

Четвертая черта имеет своим основанием первую в силу закона соответствия позиций. Поскольку первая черта расположена значительно ниже четвертой, постольку она символизирована в нашем тексте в образе крестца. Первая позиция занята было сильной чертой. Сила рассматривается в символике «Книге Перемен» иногда (как, например, в данном случае) как твердость, т.е. в применении к человеческому телу как кости, лишенные мускулов.

Это уже поможет нам понять своеобразный афоризм, приписанный данной позиции. Он дан только для того, чтобы указать на трудность действия на данной позиции. Человек здесь сам действовать вряд ли сможет, потому что четвертая черта представляет собою лишь переходный период к следующей, на которой, собственно говоря, достигается возможность решиться на тот выход. Который указывается в общем, афоризме гексаграммы.

Кроме того, для понимания последней фразы данного афоризма надо принять во внимание, что неверное положение человека, свойственного данной позиции, вряд ли может гарантировать доверчивое отношение к нему со стороны окружающих. В тексте здесь мы читаем:

Сильная черта на четвертом месте. У кого на крестце нет мускулов, тот идет с большим трудом. Пусть лучше его тянут, как барана, тогда раскаяние исчезнет. Если услышишь эти речи, то не поверишь им.

Пятая, высшая черта среди сильных черт, стоит непосредственно перед тем, что символизирует, провыв, решительность и выход. Она — эта пятая черта — должна быть вознесена на каком-то холме. Поверхность его покрыта шестой, слабой чертой, которая символизирована в образе мягкой травы — шпината. Для того чтобы совершить правильно этот выход, нужно только сохранить то качество, которое свойственно было и в предыдущем, а именно умение идти неуклонно по правому пути. Тогда только вся ситуация может быть направлена на благоприятный исход. Об этом текст говорит:

Сильная черта на пятом месте. Холм, поросший шпинатом. Решись на выход. Действующему неуклонно хулы не будет.

Верхняя триграмма здесь — «разрешение». Графический анализ знака дуй приводит к выводу, что здесь первоначально был изображен человек с раскрытым ртом. Потому этот знак в некоторых контекстах имеет значение «говорить», «возглашать». Этим, конечно, объясняется и то, что речь указывалась в общем, афоризме, и здесь, в самой характерной черте верхней триграммы, опять говорится о речи.

Однако говорится о ней не так, как говорилось в начале, потому что здесь весь процесс решимости и выхода (а речь является тоже известным откровением себя, т.е. выходом вовне) приходит к своему завершению. Потому здесь никакого возглашения уже не может быть. С этой стороны данная позиция стоит в противоречии со всем ходом данной ситуации. И можно сказать о неблагоприятности ее, кроме того, в ней именно намечается следующая ситуация, ситуация противоречия, перечения. Поэтому сравнительно краткий текст говорит здесь:

Наверху слабая черта. Безгласность. В конце концов будет несчастье.