Урок чтения гумилев маркиз де карабас. Конспект урока по литературному чтению Н.С

Маркиз де Карабас Стихотворение «Маркиз де Карабас» Гумилев посвятил своему другу - писателю Сергею Ауслендеру. Оно также написано в романтическом стиле, свойственном поэту. Начинается стихотворение с описания весен­него сельского пейзажа. Герой стихотворения, маркиз де Карабас, с радостью наблюдает приме­ты наступающей весны в своих обширных владе­ниях. Весенний лес певуч и светел, Черны и радостны поля. Сегодня я впервые встретил За старой ригой журавля. Ригой в сельской местности называют по­стройку для сушки снопов убранного с полей хлеба. Маркиз де Карабас говорит о «тающих глы­бах» снега и льда, о «розовых зарницах» на небо­склоне. Рядом с ним - его верный спутник, го­ворящий кот, который умеет ловить рыбу и «в сеть заманивает птиц». Он знает след хорька и зайца, Лазейки сквозь камыш к реке, И так вкусны сорочьи яйца, Им испеченные в песке. Кот отважен и любит маркиза де Карабаса, восхищается им, выражая готовность служить ему и защищать. Мне сладко вам служить. За вас Я смело миру брошу вызов. Ведь вы маркиз де Карабас, Потомок самых древних рас, Средь всех отличенный маркизов. Умный и добрый кот заботится о своем госпо­дине и вечерами, когда «роща тьму прикличет», выговаривает хозяину, что тот, при всем своем богатстве и знатности, не желает жить при дво­ре. Кот напоминает, как велики владения де Ка­рабаса и как знатен его титул: …И дичь в лесу, и сосны гор, Богатых золотом и медью, И нив желтеющих простор, И рыба в глубине озер Принадлежат вам по наследью. Зачем же спите вы в норе, Всегда причудливый ребенок, Зачем не жить вам при дворе, Не есть и пить на серебре Средь попугаев и болонок?! И с этими словами кот «печальный подавляет вздох». Однако его хозяин не спешит променять вольную жизнь в своем имении - маркизате - на придворную жизнь. Дворцовым интригам и лицемерию он предпочитает неспешное тече­ние дней на лоне природы. Наутро снова я под ивой (В ее корнях такой уют) Рукой рассеянно-ленивой Бросаю камни в дымный пруд. Наблюдая, как скользят камни по воде окутан­ного утренним туманом пруда, маркиз де Карабас предается поэтическим грезам. И все, что дает ему его высокий титул, он находит здесь, наблю­дая простую и возвышенную красоту природы. …И в каждой травке, в каждой ветке Я мой встречаю маркизат. *** Читая это стихотворение, невольно вспомина­ешь сказку Шарля Перро «Кот в сапогах», пер­сонажами которой также являются умный и на­ходчивый Кот в сапогах и маркиз де Карабас, который при помощи своего кота женился на принцессе и получил огромное имение, леса, озе­ра и луга. В стихотворении Н. Гумилева маркиз де Ка­рабас - поэт и философ, который вопреки жела­нию своего верного ученого кота доволен спокой­ной и свободной жизнью среди полей и лесов своего маркизата.

Детство и юность Родился в Кронштадте. Отец морской врач. Детство провел в Царском Селе. С детства Гумилёв был слабым и болезненным ребёнком: его постоянно мучили головные боли, он плохо реагировал на шум. Несмотря на это часто участвовал в играх со сверстниками, где постоянно старался руководить. Но общению с детьми он предпочитал одиночество или общество животных «рыжей собаки», попугая, морских свинок В 1896 году поступил в гимназию, директором которой был поэт русского символизма Иннокентий Анненский. Занимался неважно и окончил гимназию в 20 лет в 1906 году. Годом ранее вышла первая книга его стихов «Путь конквистадоров», наивная книга ранних опытов, которой, тем не менее, уже найдена собственная энергичная интонация и появился образ лирического героя, мужественного, одинокого завоевателя. Стихи писал с 12 лет, первое печатное выступление в 16 лет стихотворение в газете «Тифлисский листок».


В 1903 познакомился с гимназисткой А. Горенко (будущей Анной Ахматовой). В 1906, после окончания гимназии, Гумилев уезжает в Париж, где слушает лекции в Сорбонне и заводит знакомства в литературно- художественной среде. Предпринимает попытку издания журнала «Сириус», в трех вышедших номерах которого печатается под собственной фамилией и под псевдонимом Анатолий Грант. Посылает корреспонденции в журнал «Весы», газеты «Русь» и «Раннее утро». В Париже, в издании автора, вышел второй сборник стихов Гумилева «Романтические стихи» (1908), посвященный А. А. Горенко.


В 1908 году Гумилёв издал сборник «Романтические цветы». На деньги, полученные за сборник, а также на скопленные средства родителей, он отправляется во второе путешествие. Прибыл в Синоп, оттуда в Стамбул. После Турции Гумилёв посетил Грецию, затем отправился в Египет. В Каире у путешественника неожиданно кончились деньги, и он вынужден был поехать обратно. В ноябре он вновь был в Петербурге. Николай Гумилёв не только поэт, но и один из крупнейших исследователей Африки. Он совершил несколько экспедиций по восточной и северо-восточной Африке и привёз в Музей антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге богатейшую коллекцию.


В 1910 году вышла книга «Жемчуга», 25 апреля того же года в Николаевской церкви села Никольская Слободка Гумилёв обвенчался с Анной Андреевной Горенко (Ахматовой). В 1911 году при активнейшем участии Н. Гумилёва был основан «Цех поэтов», в который, кроме Гумилёва, входили Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Владимир Нарбут, Сергей Городецкий, Кузьмина-Караваева, Зенкевич и др. В 1912 году заявил о появлении нового художественного течения акмеизма. Поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета (изучал старофранцузскую поэзию) В этом же году был издан поэтический сборник «Чужое небо», в котором, в частности, были напечатаны первая, вторая и третья песнь поэмы «Открытие Америки». 1 октября того же года у Анны и Николая Гумилёвых родился сын Лев.


Осенью 1908 совершает свою первую поездку на Восток в Египет. Поступает на юридический факультет столичного университета, вскоре переводится на историко- филологический. В 1909 принимает деятельное участие в организации нового издания журнала «Аполлон», в котором в дальнейшем, до 1917 года, печатал стихи и переводы и вел постоянную рубрику «Письма о русской поэзии». Первым акмеистическим произведением считали в Цехе поэтов поэму Гумилева «Блудный сын» (1911), вошедшую в его сборник «Чужое небо» (1912). В это время за Гумилевым прочно укрепилась репутация «мастера», «синдика» (руководителя) Цеха поэтов, одного из самых значительных современных поэтов. Собранные в отдельную книгу рецензии Гумилева дают яркое представление о литературном процессе 1910-х годов. В конце 1909 года Гумилев на несколько месяцев уезжает в Абиссинию, а вернувшись, издает новую книгу «Жемчуга».


В начале Первой мировой войны Н. Гумилев поступает добровольцем в уланский полк и заслуживает за храбрость два Георгиевских креста. В «Биржевых ведомостях» в 1915 публикуются его «Записки кавалериста». В конце 1915 выходит сборник «Колчан», в журналах печатаются его драматургические произведения «Дитя Аллаха» (в «Аполлоне») и «Гондла» (в «Русской мысли»). Патриотический порыв и упоенность опасностью скоро проходят, и он пишет в частном письме: «Искусство для меня дороже и войны, и Африки». Гумилев переходит в гусарский полк и добивается отправки в русский экспедиционный корпус на Салоникский фронт, но по пути задерживается в Париже и Лондоне до весны К этому периоду относится цикл его любовных стихов, составивший вышедшую посмертно книжку «Кенией звезде» (Берлин, 1923).


5 августа 1918 года состоялся развод с Анной Ахматовой. Отношения между поэтами разладились давно, но развестись с правом вновь вступить в брак до революции было невозможно. В 1919 году женился на Анне Николаевне Энгельгардт, дочери историка и литературоведа Н. А. Энгельгардта, этот брак также оказался неудачным. В 1920 году был учреждён Петроградский отдел Всероссийского Союза писателей, туда вошёл и Гумилёв. Формально главой Союза был избран Блок, однако фактически Союзом управляла «более чем пробольшевистски» настроенная группа поэтов во главе с Павлович. Под предлогом того, что в выборах председателя не было достигнуто кворума, были назначены перевыборы. Лагерь Павлович, считая, что это простая формальность, согласился, однако на перевыборах была неожиданно назначена кандидатура Гумилёва, который и победил.


Близкое участие в делах отдела принимал Горький. Когда возник горьковский план «История культуры в картинах», Гумилев поддержал эти начинания. Его «Отравленная туника» пришлась как нельзя кстати. Кроме того Гумилев дал секции пьесы «Гондла», «Охота на носорога» и «Красота Морни». Судьба последней печальна: полный её текст не сохранился. Живя в Советской России, Николай Гумилёв не скрывал своих религиозных и политических взглядов он открыто крестился на храмы, заявлял о своих воззрениях. Так, на одном из поэтических вечеров он на вопрос из зала «каковы ваши политические убеждения?» ответил «я убеждённый монархист» В 1918 по возвращении в Россию Гумилев интенсивно работает как переводчик, готовя для издательства «Всемирная литература» эпос о Гильгамеше, стихи французских и английских поэтов. Пишет несколько пьес, издает книги стихов «Костер» (1918), «Фарфоровый павильон» (1918) и другие. В 1921 выходит последняя книга Гумилева, по мнению многих исследователей, лучшая из всех, им созданных, «Огненный столп».


3 августа 1921 года Николай был арестован по подозрению в участии в заговоре «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева». Несколько дней Михаил Лозинский и Николай Оцуп пытались выручить друга, но, несмотря на это, вскоре поэт был расстрелян. 24 августа вышло постановление о расстреле участников «Таганцевского заговора» (всего 61 человек), опубликованное 1 сентября с указанием на то, что приговор уже приведён в исполнение. Дата, место расстрела и захоронения неизвестны.


ЖИРАФ Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далёко, далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет. Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот. Я знаю веселые сказки таинственных стран Про чёрную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав. Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.


ШЕСТОЕ ЧУВСТВО Прекрасно в нас влюбленное вино И добрый хлеб, что в печь для нас садится, И женщина, которою дано, Сперва измучившись, нам насладиться. Но что нам делать с розовой зарей Над холодеющими небесами, Где тишина и неземной покой, Что делать нам с бессмертными стихами? Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать. Мгновение бежит неудержимо, И мы ломаем руки, но опять Осуждены идти всё мимо, мимо. Как мальчик, игры позабыв свои, Следит порой за девичьим купаньем И, ничего не зная о любви, Все ж мучится таинственным желаньем; Как некогда в разросшихся хвощах Ревела от сознания бессилья Тварь скользкая, почуя на плечах Еще не появившиеся крылья; Так век за веком - скоро ли, Господь? - Под скальпелем природы и искусства Кричит наш дух, изнемогает плоть, Рождая орган для шестого чувства.



Урок литературного чтения в 4 классе

УМК «Планета знаний»

Н.С. Гумилев «Маркиз де Карабас»

    Работа с текстом до чтения

По какому разделу учебника мы сейчас путешествуем? (Авторские сказки)

Сегодня мы познакомимся с одним великим путешественником.

На доске: портрет Н.С. Гумилева

Нет ли у вас каких вопросов, замечаний?

Что напоминает? (Сказку «Кот в сапогах»)

Шарль Перро – французский поэт, критик, член Французской академии, жил в 17 веке. Ныне известен как автор «Сказок матушки Гусыни» (Кот в сапогах, Золушка, Красная шапочка, Мальчик с пальчик, Спящая красавица и другие)

На доске: Шарль Перро, 17 век, 1697 год

Знакома ли вам сказка «Кот в сапогах»?

Проверим, разгадав кроссворд.

На доске:

По горизонтали:

    Животное, в которое Людоед превратился в первый раз. (лев)

    Часть наследства, которая досталась старшему брату. (мельница)

    Часть наследства, которая досталась среднему брату. (осел)

    Животное, в которое Людоед превратился во второй раз. (мышь)

    Какое имя придумал своему хозяину Кот в сапогах? (Маркиз)

    Кто первым попался в мешок Коту? (кролик)

    Кто сказал королю, что поля принадлежат маркизу Карабасу? (жнецы)

    Каких птиц преподнёс в дар королю Кот? (куропатки)

По вертикали: ВЕЛЬМОЖА – знатный и богатый человек, занимающий высокое положение в обществе.

Каким же образом Маркиз де Карабас оказался героем русской литературы?

Что поможет ответить на этот вопрос? (биография поэта)

Дети читают биографию Н.С. Гумилева:

ГУМИЛЁВ НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ

Русский поэт Серебряного века, переводчик, литературный критик, путешественник, офицер.

Родился в 1886 г. в дворянской семье кронштадтского корабельного врача Степана Яковлевича Гумилёва. Мать – Гумилёва (Львова) Анна Ивановна.

В детстве Николай Гумилёв был слабым и болезненным ребёнком: его постоянно мучили головные боли, он плохо переносил шум. Своё первое четверостишие про прекрасную Ниагару будущий поэт написал в 6 лет.

В 1894 году поступил в Царскосельскую гимназию. В 1900 г. из-за болезни брата семья уехала на Кавказ. Здесь в «Тифлисском листке» 1902 года впервые было опубликовано стихотворение Н. Гумилёва « Я в лес бежал из городов…»

В 1903 г. Гумилёвы вернулись в Царское Село. Весной 1906 г. Гумилёв закончил гимназию. (………..)

После окончания гимназии Гумилёв уехал учиться в Сорбонну. (?) С 1906 года Н. Гумилёв жил в Париже: слушал лекции по французской литературе в Сорбонне, изучал живопись – и много путешествовал. Николай Гумилёв – не только поэт, но и один из крупнейших исследователей Африки. Он совершил несколько экспедиций по восточной и северо-восточной Африке и привёз в Музей антропологии и этнографии (Кунсткамеру) в Санкт-Петербурге богатейшую коллекцию.

В 1910 г. вышел сборник «Жемчуга», в который вошло стихотворение «Маркиз де Карабас».

Начало 1914 г. было тяжёлым для поэта: возникли трудности с женой (А.А. Ахматова), наскучила богемная жизнь, которую он вёл, вернувшись из Африки. После начала Первой мировой войны в начале августа 1914 г. Гумилёв записался добровольцем в армию.

В августе 1921 г. Гумилёв был арестован по подозрению в участии в заговоре против советской власти.

Во сколько лет Николай закончил гимназию? (20 лет)

Было много переездов, плохо учился. Хотели отчислить, но директор сказал: «Всё это правда, но ведь он пишет стихи…»

Что такое Сорбонна? (Парижский университет)

Как же Маркиз де Карабас оказался в русской литературе?

(Возможно, Гумилев читал сказки в детстве)

На доске: 1768 год

(Возможно, изучал в Париже французскую литературу)

Что интересного узнали о поэте?

2. Работа во время чтения текста.

В каком году написано стихотворение «Маркиз де Карабас»? (1910)

На доске: 1910 год

Сколько лет прошло с тех пор? (больше 100 лет)

Как вы думаете, изменился ли язык за эти годы?

Чтение стихотворения

Где реальное, а где фантастическое?

Как понимаете слова «Когда же роща тьму прикличет»?

Какая картина соответствует этому описанию?

О чем мурлычет кот? (призывает жить при дворе)

А что маркиз? (На утро снова я под ивой

(В её корнях такой уют)

Рукой рассеянно-ленивой

Бросаю камни в дымный пруд.

Как тяжелы они, как метки,

Как по воде они скользят!

… И в каждой травке, в каждой ветке

Я мой встречаю маркизат.)

Какими качествами наделил поэт Маркиза?

3. Работа после чтения текста.

Что же подтолкнуло Н.С. Гумилева к написанию этого стихотворения? (сказка Ш. Перро, опостылевшая богемная жизнь)

Н.С. Гумилев написал много стихов, на некоторые из них положена музыка и получились песни.

Прослушивание песни на стихи Н.С. Гумилева

«Игра по сказкам» - !1». Медведь; Лиса; Заяц. Л.Н.Толстой написал рассказ……. Л.Н.Толстой. Н.В.Гоголь. «Руслан и Людмила»; «Евгении Онегин»; «Сказка о рыбаке и рыбке». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сказка «Колобок». «Серая Шейка- это……….. Великий путешественник. И.С. Тургенев. «Загадочная азбука». Чингисхан; Змей Горыныч; Соловей-разбоник.

«Викторина по русским народным сказкам» - Викторина «Русские народные сказки». Уберите один квадратик, нажав на кнопку мышки. Ответы спрятаны за разноцветными квадратиками. Памятка. Из какого дерева был построен летучий корабль в одноименной сказке? Сколько животных встретилось Колобку по дороге? Очень вкусная вода В ямке от копытца. Кто помогал Хаврошечке выполнить трудные задания в срок?

«Легенды и предания Коми» - Происхождение животных и птиц. Темы легенд и преданий народа Коми. Предания о местных героях, «силачах». Наиболее часто встречается объяснение происхождения хлебопашества, кузнечного дела. Космогонические легенды и предания. Колдун – человек, чаще пожилой мужчина, который занимается магией. Колдовской эпос – предания о колдунах.

«Волшебные предметы из сказок» - 2. Дорогие ребята! 1. «Лиса и Журавль». « Каша из топора». Предметы. Литература. г. Барнаул, 2009 – 2010 учебный год. « Рукавичка». 3. Вопрос В какой сказке непослушный мальчик превратился в животное?

«Персонажи сказок» - Соловья-разбойника. Гаршин В.М. Похлебка. Книжка – умный, добрый друг, Знает книжка все вокруг- Что, зачем, откуда, как, И о чем писал Маршак. Посмотреть кой-какого товару. Доскажи сказку. Книголюбы, книгочеи, Вы немножко чародеи. На раздутых парусах. Есть земля Австралия, Есть земля Италия, А еще на свете есть Вот какое чудо: Вовсе не - Австралия, Вовсе не Италия - Есть страна Читалия!

«Добро и зло в русских сказках» - От кого исходит зло? Сказки баюкают, погружают в атмосферу волшебства и чуда. «Добро и зло в народных сказках». Читаем сказки мира Основные выводы. Читаем сказки мира. Итог вашей работы. Толковый Словарь Русского Языка). Что делаем. Когда поступают правильно. Сказки существуют во всем мире. Василиса Премудрая.

Всего в теме 12 презентаций

Конспект урока по литературному чтению по теме

«Маркиз де Карабас» Н.С. Гумилева

Цели:

1) обеспечить условия для совершенствования техники чтения;

2) формировать у детей интерес к урокам литературного чтения;

3) развивать речь учащихся, творческое воображение, умение работать с художественным текстом;

4) способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим,

Метапредметные: умение аргументировать свою точку зрения, умение слушать.

Деятельность ученика

    Организационный этап.

Здравствуйте, ребята!

Проверьте, все ли приготовлено к уроку.

Проверяют, садятся

    Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

О чем мы с вами мы сегодня будем говорить, поможет загадка.

Во мне есть рифма,

Без прикрас,

Стихотворение

    Актуализация знаний.

Ребята, проведем словарную разминку.

Объясните значение словосочетаний.

Бросить вызов,

отличать среди всех,

Объедините близкие по смыслу слова:

Безразличный, ленивый, равнодушный, неблагодарный

Бросить вызов - противостоять, открыто не повиноваться.

отличать среди всех – узнавать, различать

Безразличный - равнодушный

    Первичное усвоение новых знаний.

Откройте стр. 106 учебника, сейчас вы прочитаете стихотворение Н.С. Гумилева.

Читаете текст, аккуратно помечая слова, непонятные по смыслу. После прочтения загляните в лист – подсказку, которую я для вас подготовила, там вы найдете объяснение тем словам. Если их нет, поднимите руку, поясним.

Дети самостоятельно знакомятся с содержанием текста, помечая непонятные слова и расшифровывая смысл.

    Первичная проверка понимания.

Какое настроение появляется после прочтения?

Как вы думаете, каким человеком был автор?

Здесь учитель рассказывает об авторе, с.106

Веселое, радостное

Веселым, жизнерадостным

    Первичное закрепление.

Физминутка. Разминка для глаз

Вернемся к стихотворению.

Прочитаем вслух по четверостишию.

Ребята, обсудите, пожалуйста, в парах вопрос: Где в произведении Гумилева встречается реальное, а где фантастическое?

Физминутка.

Давным – давно жил царь Горох. И делал каждый день зарядку.

Он головой крутил – вертел и танцевал вприсядку.

Плечами уши доставал и сильно прогибался,

Он руки к небу поднимал, за солнышко хватался.

А теперь давайте посмотрим, какими приемами воспользовался автор в своем произведении. Для этого вам нужно распределиться по группам. В каждой группе у нас будет по четыре человека, каждая получит задание. Выберите одного выступающего

1, 3 группы находят в тексте сравнения,

2, 4 – олицетворения,

5, 6 - метафоры

Ребята, обратите ваше внимание на фразу:

Когда же роща тьму прикличет,

Туман уронит капли рос…

Как вы понимаете эти слова?

Как вы думаете, что помогло ему в этом?

Храните язык, преумножайте плоды его…

Ответы детей

Дети распределяются по группам и выполняют задание.

Эпитеты: (образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным)

Светел лес, и нив желтеющий простор, причудливый ребенок, лапка белая точеная, дымный пруд.

Сравнения (изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим)

дом хозяйский - с норой.

Олицетворения (перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления)

Радостны поля, лес певуч, роща прикличет, туман уронит

Настает вечер, переходящий в ночь

Да

Любовь к родной природе и самообразование, чтение

    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Ребят, а что показалось вам очень знакомо в этом стихотворении?

Домашним заданием вам будет два пункта:

    Выразительное чтение стих

    С. 109, вопрос №5

Перекликается со сказкой Ш. Перро «Кот в сапогах»

    Рефлексия (подведение итогов занятия) Вернемся к нашим конвертам.

1. Запишите фразу, относящуюся к нашему уроку, начинающуюся с фразы:

Я запомнил…

2. Запишите свой вопрос по произведению.

Спасибо. Урок окончен.